cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Вид его критерии и структура 11 класс презентация – Презентация к уроку биологии в 11 классе по теме «Критерии вида.»

Презентация к уроку по биологии (11 класс) на тему: презентация «Вид, критерии» 11 класс

Слайд 1

Вид. Критерии вида.

Слайд 2

Термин «вид» впервые ввел в биологию английский ботаник Джон Рей. Джон Рей (1628 – 1705)

Слайд 3

К. Линей Признавал реальное существование видов в природе. Считал виды постоянными и неизменными.

Слайд 4

Ж.Б. Ламарк Считал, что термин «вид» придуман человеком для удобства классификации. Отрицал реальное существование видов в природе, представлял себе природу как совокупность постоянно изменяющихся рядов особей. Реальными считал только особи.

Слайд 5

Ч. Дарвин Виды реально существуют в природе. Виды возникают, исчезают, развиваются, изменяются, дают начало другим видам.

Слайд 6

Критерии вида – признаки, по которым особи объединяются в один вид признаки, по которым можно различить особей разных видов. ИЛИ

Слайд 7

Морфологический критерий — особенности внешнего строения.

Слайд 8

Морфологический критерий Не является основным и единственным, так как: Существуют виды-двойники (например, виды-двойники малярийного комара, 2 вида-двойника черных крыс).

Слайд 9

Морфологический критерий Не является основным и единственным, так как: Существует явление мимикрии – подражание съедобного вида ядовитому). осовидка оса

Слайд 10

Морфологический критерий Не является основным и единственным, так как: Особи одного вида могут отличаться друг от друга по окраске и другим признакам (при обитании в разных условиях (например, две популяции улиток – лесная и луговая, две популяции речного окуня – глубоководная и прибрежная; могут появляться особи-альбиносы).

Слайд 11

Индустриальный меланизм березовой пяденицы

Слайд 12

Различие в окраске ужа обыкновенного

Слайд 13

Различие в окраске лягушки озерной

Слайд 14

Альбинизм у ежа

Слайд 15

Альбинизм

Слайд 16

Физиологический критерий — особенности процессов жизнедеятельности. Главным является способность к размножению.

Слайд 17

Физиологический критерий — Не является основным и единственным, так как: Есть близкие виды, имеющие сходные процессы жизнедеятельности.

Слайд 18

Географический критерий — область распространения (ареал) вида. Ареал сибирской лягушки Ареал травяной лягушки

Слайд 19

Географический критерий Не является основным и единственным, так как: В одном ареале могут жить особи разных видов. Особи одного вида могут занимать разные ареалы (например, островные популяции). Существуют виды-космополиты, проживающие повсеместно (например, рыжий таракан, домовая муха) Ареалы некоторых видов быстро изменяются (например, расширяется ареал зайца-русака). Существуют биареальные виды (например, перелетные птицы).

Слайд 20

Экологический критерий — приспособленность особей вида к определенным условиям существования.

Слайд 21

Экологический критерий Не является основным и единственным, так как: Разные виды могут быть приспособлены к одинаковым условиям. Особи одного вида могут жить в несколько различающихся условиях (например: глубоководная и прибрежная популяции речного окуня, одуванчик может расти и в лесу, и на лугах).

Слайд 22

Генетический критерий — определенный набор хромосом. Главным является не количество, а строение и форма хромосом. Например, у человека и тополя одинаковое количество хромосом – 46.

Слайд 23

Генетическая критерий — Из-за различия в хромосомном наборе между особями разных видов имеется репродуктивная изоляция: разные сроки размножения; по разному устроены половые аппараты; сперматозоиды не могут проникнуть в яйцеклетку; если оплодотворение произошло, то погибает зародыш или молодой организм рождается нежизнеспособным. если гибрид жизнеспособен, то он неплодовит например: лошак, мул, хонорик (хорек и норка) хонорик

Слайд 24

Генетический критерий Не является универсальным, так как: Особи одного вида могут иметь разное количество хромосом. Например: у особей одного из видов долгоносиков набор хромосом может отличаться в 2-3 раза. В природе имеются виды, которые успешно скрещиваются. Например: некоторые виды синиц, канареек, зябликов; некоторые виды тополей, ив.

Слайд 25

Вывод: для того, чтобы определить принадлежность особи к какому-то виду недостаточно одного критерия, необходимо учитывать совокупность всех критериев.

Слайд 26

Вид – совокупность особей, обладающих сходством морфологических, физиологических, биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, похожее на родителей, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих в природе определенный ареал.

Слайд 27

Какому критерию вида соответствует следующее описание: большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками? 1) географическому 2) экологическому 3) морфологическому 4) генетическому

Слайд 28

К какому критерию вида относят область распространения северного оленя? 1) географическому 2) экологическому 3) морфологическому 4) генетическому Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида

nsportal.ru

«Вид. Критерии вида и его структура» . 11 класс

Тема: Вид. Критерии вида и его структура.

 Тип урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать понятие вид и критерии вида, его структуре, определить понятие о популяции как о структурной единице вида.  

Задачи урока:

Образовательная. Создать представления о виде как о целостной структуре

живой природы; сформировать знания о критериях вида; раскрыть

особенности популяционной структуры вида.

Развивающая. Продолжать формировать умения наблюдать и отмечать

главное при прослушивании сообщений, работе с материалом учебника.

Воспитательная. Продолжать формировать научное мировоззрение, любовь к природе, культуру труда на основе ведения записей в тетради.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

I. Организация урока.

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих.

2.Актуализация знаний.

Проведение фронтального опроса по вопросам.

1. Что называют борьбой за существование?

2. Какие формы борьбы за существование выделил Ч. Дарвин?

3. Какую форму борьбы за существование Ч. Дарвин считали самой напряженной?

4. Почему межвидовая борьба за существование считается менее напряженной, чем внутривидовая?

5.Какое влияние оказывают факторы неживой природы на выживаемость живых организмов?

6. Чем сопровождаются все формы борьбы за существование?

7. Кто же выживает в борьбе и оставляет после себя потомство?

8. Какое явление Ч. Дарвин назвал естественным отбором или выживанием наиболее приспособленных?

9. Что служит материалом для отбора?

10. Что является движущей силой изменения вида?

11. Как себе представлял Ч. Дарвин возникновение новых видов?

12. Что называют эволюцией?

13. Что создает генетическую неоднородность внутри вида?

14. Какой существует направленный эволюционный фактор?

15. Что служит факторами отбора?

16.Какой ученый первым обратил внимание на универсальность и реальность?

III. Самоопределение к деятельности.

Изучение нового материала.

А теперь переходим к изучению новой темы. Запишем тему урока: «Вид: критерии и структура». Основные понятия, изучаемые нами на сегодняшнем уроке: вид, критерии вида, популяция.

В основе эволюционной теории Ч. Дарвина лежит представление о виде. Что же такое вид и насколько реально его существование в природе?

Первое представление о виде было создано еще Аристотелем, который определял вид как совокупность сходных особей. Сам термин «вид» (species) в переводе с латыни означает «образ». Это слово точно определяет тот основной критерий, который использовали исследователи вплоть до XIX в. при определении видовой принадлежности любого организма. Известный ученый К.Линней, создавший учение о виде, считал, что вид состоит из многих схожих особей, дающих плодовитое потомство.

— Что называют в современной биологии видом?

Учащиеся записывают в тетрадь определение:

В современной биологии видом называют

совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих, сходное плодовитое потомство. Все особи одного вида имеют одинаковый кариотип сходное поведение и занимают определенный ареал (область распространения).

Биологический вид — это не только основная таксономическая единица в биологической систематике. Это целостная структура живой природы

— Назовите одну из важнейших характеристик вида. (репродуктивная изоляция, т. е существование механизмов препятствующих притоку генов извне).

— Защищенность генофонда данного вида от притока генов других в том числе близкородственных видов достигается разными путями.

К способам изоляции, препятствующим скрещиванию разных видов относятся:

а) различия ареалов, мест обитания, отсюда невозможность встречи;

б) разные сроки размножения;

в) различия в строении половых органов;

г) нежизнеспособность или стерильность гибридов;

д) разные ритуалы «ухаживания» в период размножения.

4) Вид представляет собой генетически относительно изолированную систему, что доказывает реальность существования видов в природе.

Наличие репродуктивной изоляции в природных условиях является решающим фактором в определении вида как генетически закрытой биологической системы.

Характерные признаки и свойства, которыми одни виды отличаются от других, называются критериями вида.

Далее мы с вами поговорим о критериях вида. Существует несколько основных критериев вида.

Сообщение учащихся:

  1. о морфологическом критерии

  2. О физиологическом критерии

  3. О географическом критерии

  4. О биохимическом критерии

  5. О цитологическом критерии

  6. О экологическом критерии

  7. О этологическом критерии

  8. О генетическом критерии

  9. О историческом критерии.

— Как вы думаете какой из этих критериев является абсолютным и универсальным в определении принадлежности особи к какому- то виду?

Вывод:

1. Критерии — это признаки, по которым один вид отличается от другого

2. Нет ни одного видового критерия, который можно было признать абсолютным и универсальным. Для определения принадлежности особи к какому-то виду недостаточно одного критерия, необходимо учитывать совокупность всех критериев.

3.Вид представляет собой генетически относительно изолированную систему, что доказывает реальность существования видов в природе.

Структура вида. Реально в природе особи любого вида внутри ареала распределены неравномерно: где-то они образуют скопления, а где-то могут вообще отсутствовать. Такие частично или полностью изолированные группировки особей одного вида называют популяциям (от лат. populus — народ, население), т. е. в естественных условиях любой вид состоит из совокупности популяций.

Учащиеся записывают в тетрадь определение.

 Популяция это совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок территорий внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между

собой и частично или полностью изолированных от
особей других популяций. Реально вид существует в виде популяции.

-Чем представлен генофонд вида? (генофондами популяций).

Именно популяция является элементарной единицей эволюции.

IV. Закрепление.

Ответить на вопрос, аргументируя при этом свой ответ. (Карточки с вопросами раздаются детям
1. Береговая ласточка. Верх головы, шеи, спина, крылья, хвост и полоса поперёк груди серовато—бурые, горло, грудь и брюшко белые. Хвост с неглубокой вырезкой. Какой критерий вида использован при описании этой птицы? (Ответ: морфологический критерий). 
2. Распространен лебедь-шипун на изолированных участках в средней и южной полосе Европы и Азии от южной Швеции, Дании и Польши на западе до Монголии, Приморского края и Китая на Востоке. Всюду на этой территории редок, часто пара от пары гнездится на громадном расстоянии, а во многих районах вовсе отсутствует. Какой критерий вида использован при описании? (Ответ: географический критерий). 
3. Малый, или тундровый лебедь для гнездования выбирает заболоченные и низкие травянистые участки разбросанными по ним озерами, а также речные долины. Какой критерий вида использован при описании?

(Ответ: экологический критерий). 
4. Установлено что под названием «чёрная крыса» встречаются особи с 38 и 42 хромосомами и они не могут скрещиваются между собой. О каком критерии идет речь? (Ответ: генетический критерий). 
5. В природе все виды клюквы растут в сырых местах: на переходных и верховых болотах, в сфагновых хвойных лесах, иногда — по заболоченным берегам озёр. Клюква весьма светолюбива, но не требовательна к минеральному питанию. Какой критерий вида использован при описании. (Ответ: экологический критерий). 
6.
Кряква и шилохвостка – два наиболее распространенных вида уток, которые встречаются на водоемах. В неволе эти два вида способны скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство. Однако в природе у этих уток, которые гнездятся буквально рядом по берегам озер, болот и рек, число гибридных особей едва достигает одной на несколько тысяч. О каком критерии вида здесь идет речь
(Ответ: физиологический критерий). 
7.
Плоды малины содержат до 11 % сахаров (глюкозу, фруктозу), следы эфирного масла, пектиновые и белковые вещества, слизь; витамины; 1—2 % органических кислот (яблочная, лимонная и др.), спирты, до 0,3 % дубильных веществ. Какой критерий вида использован при описании. (Ответ: биохимический критерий). 

А) Для закрепления знаний о критериях проводим беседу по следующим вопросам:

  1. Что такое вид?

  2. Что такое критерии вида?

  3. Назовите критерии вида.

4. Какой по вашему мнению, критерии является самым наглядным и понятным? Какие еще существуют критерии?

5. Что называют популяцией?

6.Что является элементарной единицей эволюции?

Б) тестовое задание

Тестирование с последующей самопроверкой.

Предлагаются суждения, выписать цифры, за которыми приведены правильные утверждения:

1. Виды-двойники способны скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство;

2. Исходная единица систематики организмов — это вид;

3. Пеночки — теньковки и пеночки — веснички, обитающие в одном лесу, составляют одну популяцию разных видов;

4. Для видов обитающих в Байкале, ареал ограничивается этим озером, — это пример географического критерия;

5. Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию.

(Правильные ответы: 2,4,5)

Тест «Вид, его критерии и структура»

Начало формы

1. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида – это:

генетический критерий
экологический критерий
географический критерий
морфологический критерий

Конец формы

2. Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида – это:

генетический критерий
биохимический критерий
морфологический критерий
физиологический критерий

3. Сходство химического состава особей одного вида.

генетический критерий
экологический критерий
биохимический критерий
морфологический критерий

4. Определённый набор и форма хромосом у особей одного вида – это:

генетический критерий
биохимический критерий
физиологический критерий
морфологический критерий

5. Обитание особей одного вида в сходных условиях – это:

биохимический критерий
экологический критерий
географический критерий
морфологический критерий

6. Общий ареал, занимаемый видом в природе – это:

генетический критерий
экологический критерий
географический критерий
морфологический критерий

7. Основополагающим для вида критерием является…

морфологический
генетический
физиологический
биохимический

8. Для определения вида необходимо использовать:

морфологический и генетический критерии
биохимический и физиологический критерии
географический и экологический критерий
все критерии вида

9. Пеночки – теньковки и пеночки – веснички, обитающие в одном лесу, составляют:

Одну популяцию одного вида
Одну популяцию разных видов
Две популяции одного вида
Две популяции двух видов

10. Исходная единица систематики организмов:

вид
род
популяция
отдельная особь

V. Итог урока Оценка знаний и выставление отметок. VI. Домашнее задание. Изучить § ё12.4.1. Ответить на вопросы учебника на с.378 – 379.

multiurok.ru

Презентация урока » Вид. Критерии вида»

Вид, его критерии и структура.

Цели урока

  • Что является основной систематической единицей в биологии?
  • Какие виды растений и животных вы знаете?
  • Почему в обозначении видов используют двойные названия?

«Медведь бурый»

Сравните два рода одного вида. Покажите черты сходства и отличия.

Медведь белый

Медведь бурый

В указанном списке подсчитайте количество

особей, видов, родов.

  • Ёж обыкновенный
  • Лисица обыкновенная
  • Медведь белогрудый
  • Хомячок джунгарский
  • Заяц беляк
  • Медведь бурый
  • Ёж ушастый
  • Хомячок сибирский
  • Заяц русак
  • Лисица обыкновенная

Понятия

«Вид- совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определённый ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков… и отдалённых от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм.» «Ареал- область распространения данного вида в природе.»

Понятия

«Популяция-совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определённую территорию- ареал.» «Генофонд– совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции.»

Термин «вид» впервые ввел в биологию английский ботаник Джон Рей.

Джон Рей (1628 – 1705)

История развития взглядов на вид в биологии.

Карл Линней (1707-1778)

Элементарной единицей считал «вид». Ввёл бинарное название: род, вид.

Жан Батист Ламарк (1744-1829)

Выдвинул теорию об изменяемости видов.

Чарльз Дарвин (1809-1882)

Виды существуют, относительно постоянны являются результатом исторического развития.

признаки, по которым особи объединяются в один вид

признаки, по которым можно различить особей разных видов.

ИЛИ

Генетические

Географические

Признаки вида

Экологические

Морфологические

Физиологические

Биохимические

По ходу работы заполните таблицу Критерии вида

Название

критерия

Характеристика

Морфологический

Исключения

Сходство внешнего и внутреннего строения организмов .

Не является основным и единственным, так как:

  • Существуют виды-двойники (например, виды-двойники малярийного комара, 2 вида-двойника черных крыс).

Не является основным и единственным, так как:

  • Существует явление мимикрии – подражание съедобного вида ядовитому).

оса

осовидка

Различие в окраске ужа обыкновенного

Альбинизм у ежа

особенности процессов жизнедеятельности.

Возможность получения плодовитого потомства при скрещивании .

Главным является способность к размножению.

Не является основным и единственным, так как:

  • Есть близкие виды, имеющие сходные процессы жизнедеятельности:

Собака х волк

Канарейка х зяблик

занимают определенный ареал.

Ареал сибирской лягушки

Ареал травяной лягушки

Не является основным и единственным, так как:

  • В одном ареале могут жить особи разных видов.
  • Особи одного вида могут занимать разные ареалы (например, островные популяции).
  • Существуют виды-космополиты, проживающие повсеместно (например, рыжий таракан, домовая муха)
  • Ареалы некоторых видов быстро изменяются (например, расширяется ареал зайца-русака).
  • Существуют биареальные виды (например, перелетные птицы).

приспособленность особей вида к определенным условиям существования.

Не является основным и единственным, так как:

  • Разные виды могут быть приспособлены к одинаковым условиям.
  • Особи одного вида могут жить в несколько различающихся условиях (например: глубоководная и прибрежная популяции речного окуня,

одуванчик может расти и в лесу, и на лугах).

определенный набор хромосом.

Главным является не количество, а строение и форма хромосом.

Например, у человека и тополя одинаковое количество хромосом – 46.

Не является универсальным, так как:

  • Особи одного вида могут иметь разное количество хромосом.

Например: у особей одного из видов долгоносиков набор хромосом может отличаться в 2-3 раза.

  • В природе имеются виды, которые успешно скрещиваются.

Например:

  • некоторые виды синиц, канареек, зябликов; некоторые виды тополей, ив.
  • некоторые виды синиц, канареек, зябликов; некоторые виды тополей, ив.
  • некоторые виды синиц, канареек, зябликов;
  • некоторые виды тополей, ив.

Вывод:

совокупность особей, обладающих сходством морфологических, физиологических, биохимических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, похожее на родителей, приспособленных к определенным условиям жизни и занимающих в природе определенный ареал.

  • Какова была тема урока?
  • Какие цели стояли перед тобой на уроке? На какие
  • знания, полученные ранее по данному предмету, ты опирался на уроке?
  • Какой новый материал, выводы ты увидел на уроке?
  • Какие чувства, мысли вызвал у тебя этот урок?
  • Как работали на уроке твои одноклассники?
  • Как работал ты на уроке?
  • Доволен ли ты уроком?

& 39

Индивидуально: подумайте «Правда ли, что ворон- это муж вороны?»

kopilkaurokov.ru

Презентация «Критерии и структура вида»

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Критерии и структура вида»»

Вид – совокупность сходных особей

Вид состоит из многих схожих особей, дающих плодовитое потомство

Современное представление:

  • Вид — это жизненные формы, которые свободно обмениваются генетической информацией.
  • Вид — это совокупность особей, сходных по строению (морфологическому, генетическому, биохимическому), которые скрещиваются и дают плодовитое потомство, которое приспособлено к определенным экологическим условиям и живут в определенном ареале .
  • Таксономическая единица.
  • Целостная структура живой природы:
  • Взаимоотношения между организмами
  • Сохранение единства – репродуктивная изоляция – сохранение генофонда вида

Например, самки одного вида не реагируют на ухаживание самцов другого близкого вида – это пример поведенческой изоляции

  • Морфологический
  • Генетический
  • Физиологический
  • Биохимический
  • Экологический
  • Географический

Заключается в сходстве внешнего и внутреннего строения организмов, относящихся к одному виду.

Каждый вид имеет определенный набор хромосом – кариотип, который отличается количеством хромосом, их формой, размерами, строением.

48 хромосом

Особи одного вида сходны по всем физиологическим процессам питанию, дыханию, выделению, размножению.

Определяется сходством или различием строения белков, химического состава клеток и тканей.

По сходству в строении ДНК и белков можно с достаточной вероятностью показать, насколько близкими родственниками являются те или иные виды.

Характеризуется определенными формами взаимоотношений организмов данного вида с представителями других видов и факторами

неживой природы.

Определяет область распространения, т.е ареал вида.

  • По одному из критериев нельзя точно различать виды между собой.
  • Определить принадлежность особи к конкретному виду можно только на основании совокупности всех или большинства критериев.

Вывод

  • Популяция — элементарная структурная единица вида, форма его существования.
  • Популяция — это единица эволюции.

Спасибо за внимание!

multiurok.ru

Презентация к уроку по биологии (11 класс) по теме: Презентация по биологии тема: «Вид и его критерии»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд по биологии. Тема «Вид, его критерии, структура «

1.Изоляция, препятствующая скрещиванию разных видов.2.Расстояние, на которое может перемещаться животное.3.Радиус индивидуальной активности у высших растений это расстояние, на которое распростр…

Презентация по теме «Электрическое поле и его свойства»

Презентация по теме «Электрическое поле и его свойства»…

Презентация к уроку на тему «Вид и его критерии»

Презентация для первого урока в разделе «Популяционно-видовой уровень жизни»…

контрольно-обощающий урок по биологии «Организм человека и его строение»

Контрольно-обощающий урок по биологии «Организм человека и его строение» позволяет создать целостную картину об организме человека и заложить знания для дальнейшего изучения организма человека»…

Презентация к уроку биологии в11 классе «Вид и его критерии»

Данный материал может быть использован при объяснении нового материала на уроке биологии в 11 классе по теме «Вид и его критерии» (программа В.Пасечника) с целью активизации познавательной деятельност…

Материалы к уроку обществознания 10 класс по теме «Общественный прогресс и его критерии»

Урок обществознания 10 класс по теме «Общественный прогресс и его критерии». технологическая карта урока, презентация, дидактический раздаточный материал к уроку….

Презентация по теме: Вид и его критерии.

Презентация по теме: Вид и его критерии позволяет наглядно разобраться наиболее сложным материалом из радела Эволюция…

nsportal.ru

Урок биологии в 11-м классе по теме «Вид — эволюционная единица. Его критерии и структура»

Разделы: Биология


Цели обучения: Сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях. Выяснить различия в понимании вида Линнеем, Ламарком, Дарвином. Определить понятие о популяции, как о структурной единице вида.

Цели развития: Сформировать навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию.

Цели воспитания: Выработать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости учения критерий вида.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Методы: частично-поисковые, проблемный, выполнение лабораторной работы: «Изучение морфологических особенностей растений», сообщения обучающихся.

Средства обучения: гербарные растения местных видов (комнатные растения) — трёх видов для проведения лабораторной работы, рисунки, фотографии растений и животных редких и исчезающих видов, занесённых в Красную книгу России, Ростовской области, компьютерная презентация.

Этапы урока

I. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку.

II. Актуализация знаний

Классу задаются вопросы, которые лучше написать на доске:

1. Что понимают под эволюцией органического мира?
2. Назвать фамилию и годы жизни учёного – автора эволюционной теории.
3. Заполнить схему:

«Движущие силы эволюции»

4. Почему взгляды Ламарка называют эволюционной гипотезой, а учение Дарвина – эволюционной теорией?
5. Что Ч. Дарвин назвал материалом для эволюции?
6. Какой вид изменчивости играет важную роль в эволюции?
7. Назовите формы естественного отбора. Приведите примеры.
8. Каков механизм стабилизирующей формы отбора?
9. Известно, что через некоторое время после применения хлорофоса появляются формы колорадского жука устойчивые к этому ядохимикату. Объясните это с позиций теории естественного отбора.

Проблемный вопрос:

Могут ли существовать виды на Земле?

Назвать знакомые вам виды растений и животных, обитающих рядом с вашим домом, школой.

В указанном списке животных подсчитать количество особей, видов и родов.

1. Лисица обыкновенная.
2. Заяц – беляк.
3. Медведь белый.
4. Ласточка городская.
5. Ёж обыкновенный.
6. Черно-бурая лисица.
7. Медведь бурый.
8. Ласточка береговая.
9. Заяц – русак.
10. Ёж ушастый.

(Особей – 10, видов – 9, родов – 5)

Вопрос: Можно ли отнести зайца-беляка и зайца-русака к одному виду или к двум разным видам. Правдиво или ошибочно мнение, что заяц-беляк – это заяц- русак зимой. (Приложение 1)

Вывод:

1. Для обозначения вида используется двойная (бинарная) номенклатура, согласно которой сначала указывают род, к которому относится вид (существительное) а затем видовое название (прилагательное).

2. Особи разных видов отличаются друг от друга по местам обитания, внешним признакам и др.

3. Сходные виды объединяются в один род.

4. Вид – это основная категория биологической классификации.

III. Изучение нового материала

Хотя эволюция протекает как единый процесс, обычно выделяют два уровня: микроэволюция и макроэволюция.

Микроэволюция – процессы, протекающие на уровне популяции и вида.

Макроэволюция – процессы, протекающие на уровне выше видового.

Сегодня нам известно, что разнообразие видов, существующих в природе огромно, их число оценивается в несколько миллионов. Как это всё начиналось мы сейчас с вами познакомимся, рассмотрев историю развития взглядов на вид в биологии. (Приложение 2, слайды 1-7)

Вопрос учащимся: Сравните определение вида с тем, что даётся в вашем учебнике: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник 10-11 класс.

Поясним понятия, которые встречаются в определении вида:

Ареал – область распространения данного вида или популяции в природе.

Популяция – совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определённую территорию – ареал.

Генофонд – совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции.

Работа в парах: Выступление заранее подготовленных учащихся с краткими сообщениями о признаках появления каждого критерия вида.

Самостоятельное усвоение обучающимися новых знаний: каждая пара получает карточку с планом характеристики критерия. (Приложение 2, слайды 8-22. Дополнительный материал по критериям вида см. Приложение 3)

1. Общая характеристика критериев вида.

2. Объяснение с использованием примеров из жизни растений и животных.

3. Выводы:

1) Видовые критерии, по которым отличается один вид от другого, в совокупности обусловливают генетическую изоляцию видов, обеспечивая самостоятельность каждого вида и разнообразие их в природе.

2) Нет ни одного видового критерия, который можно было бы признать абсолютным и универсальным.

3) К способам изоляции, препятствующим скрещиванию разных видов относятся:

а) различия ареалов, мест обитания, отсюда невозможность встречи;
б) разные сроки размножения;
в) различия в строении половых органов;
г) нежизнеспособность или стерильность гибридов;
д) разные ритуалы «ухаживания» в период размножения.

4) Вид представляет собой генетически относительно изолированную систему, что доказывает реальность существования видов в природе.

Вспомните, о чем говорилось в тексте «Заяц-беляк и заяц-русак». Какие критерии вида использованы при описании зайцев?

IV. Начальное закрепление и текущее повторение материала

Задачи. (Приложение 2, слайды 22-26)

Выполнение лабораторной работы. (Приложение 4)

Проверь себя. (Приложение 5)

22.07.2009

urok.1sept.ru

Презентация урока для интерактивной доски по биологии (11 класс) по теме: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. «Вид, его критерии и структура» (В девяти частях)

Слайд 1

Автор: Першина О.В. Учитель биологии ГОУ СОШ №405 Москва. 2012

Слайд 2

В Калифорнии растут два близких вида сосны. У одного вида пыльца созревает в феврале, у другого в апреле. Между видами существует сезонная изоляция

Слайд 4

Виды – двойники практически не отличаются морфологически. Например: малярийные комары, дрозофилы, сиговые рыбы, североамериканские сверчки, птицы и др.

Слайд 5

Признаки 1 вид 2 вид 3 вид 4 вид 5 вид 6 вид Местообит. Рисовые поля Холодные пресные стоячие водоемы Холодные пресные проточные водоемы Холодые солонова-тые водоемы Теплые солонова-тые водоемы Мелкие стоячие водоемы, часто солонова-тые Зимняя спячка Отсутств. Да Да Да Нет Нет Питание на человеке Нет Редко Нет Да Да Да Перенос малярии Нет Очень редко Нет Редко Очень опасен Очень опасен Ареал Средизем-номорье Континен-тальная и Сев.Европа Горы Европы Сев.Европа Ю.Европа Восточное Средизем- номорье и Ближний восток

Слайд 6

Физиологический критерий Физиологические особенности различных видов растений и животных часто являются фактором, обеспечивающим их генетическую самостоятельность. Например, у многих дрозофил сперматозоиды особей чужого вида вызывает иммунологическую реакцию у самки, что приводит к гибели сперматозоидов. Гибридизация различных видов и подвидов козлов часто приводит к нарушению периодичности плодоношения – приплод появляется зимой, что ведет к его гибели. Скрещивание разных подвидов косуль, например европейской и сибирской, подчас приводит к гибели самки из-за крупного приплода.

Слайд 7

Географический критерий При определении многих видов растений, насекомых, птиц, млекопитающих и др. организмов, распространение которых хорошо изучено, знание ареала играет существенную роль. У подвидов ареалы, как правило, не совпадают, что обеспечивает их репродуктивную изоляцию и, по сути, их существование в качестве самостоятельных подвидов. Многие виды занимают разные ареалы (их называю аллопатрическими). Но большинство видов имеют совпадающие или перекрывающиеся ареалы (симпатрические). Кроме того существуют виды не имеющие четких границ распространения, а также виды космополиты, обитающие на огромных пространствах суши и океана. В силу этих обстоятельств географический критерий не может быть универсальным.

Слайд 8

Генетический критерий Генетический критерий – главный критерий вида, основной видовой признак, обусловленный комплексом особенностей строения и жизнедеятельности организмов данного вида. Генетическая совместимость, сходство морфологических, физиологических, цитологических и др. признаков, одинаковое поведение, совместное обитание – все это создает необходимые условия для успешного размножения и воспроизводство вида. В тоже время эти признаки обеспечивают генетическую изоляцию вида от других сходных с ним.

Слайд 9

Этологический критерий Для некоторых видов животных механизмом, препятствующим скрещиванию, являются особенности их поведения, особенно в брачный период. Узнавание партнеров своего вида и отвергание попыток ухаживания самцов другого вида основаны на специфических раздражителях – зрительных, звуковых, химические, тактильные, механические и др. В широко распространенном роде пеночки разные виды очень похожи друг на друга морфологически, в природе их не различить ни по окраске, ни по размерам. Зато все они хорошо различаются по песне и повадкам. Песня пеночки веснички сложная, похожа на песнь жаворонка, только без завершающего коленца, а песня теньковки – простенькие монотонные посвисты.

Слайд 10

Многочисленные виды-двойники американских светлячков были впервые опознаны лишь по различиям в их световых сигналах. Самцы светлячков в полете производят вспышки света, часто, продолжительность и чередуемость которых специфична для каждого вида. Решающую роль в репродуктивной изоляции часто играют различия в демонстративном поведении. Например, близкие виды мух дрозофил различаются спецификой ритуала ухаживания ( по характеру вибрации крыльев, дрожания лапок, кружения, тактильных контактов).

Слайд 11

Экологический критерий Особенности поведения подчас тесно связаны с экологической спецификой вида, например с особенностями устройства гнезда. Три вида наших обычных синиц гнездятся в дуплах лиственных деревьев, преимущественно берез. Большая синица на Урале выбирает обычно глубокое дупло в нижней части ствола березы или ольхи, образовавшееся в результате выгнивания сучка древесины. Это дупло недоступно ни дятлам, ни воронам, ни хищным млекопитающим. Синица московка заселяет морозобойные трещины в стволах березы и ольхи. Гаичка же предпочитает строить дупло сама, выщипывая полости в трухлявых или старых стволах березы и ольхи, и без этой трудоемкой процедуры она не отложит яиц.

Слайд 12

Биохимический критерий Он весьма трудоемкий и далеко не универсальный. Однако им можно воспользоваться в тех случаях, когда другие критерии «не работают». Например, для двух видов-двойников бабочек из рода амата диагностическими признаками являются два фермента – фосфоглюкомутаза и эстераза-5, позволяющие даже определять гибридов этих двух видов. В последнее время широкое применение получило сравнительное изучение состава ДНК в практической таксономии микробов.

Слайд 13

Разработанные методы дают возможность сравнить состав у законсервированных в толщах земли бактерий и ныне живущих форм. Было проведено, например, сравнение состава ДНК у пролежавшей около 200 млн. лет в толще солей палеозойской бактерии псевдомонады солелюбивой и у ныне живущих псевдомонад. Состав их ДНК оказался идентичным, а биохимические свойства – сходными.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *