Урок литературы в 11 классе жизнь и творчество куприна: Урок по литературе 11 класс А. И. Куприн. Жизнь и творчество | План-конспект урока по литературе (11 класс):
Урок литературы на тему «Творчество А.И. Куприна». 10‒11-е класс
Цель урока:Продолжить знакомство студентов с творчеством А.И. Куприна.
Задачи урока:
- Проследить влияние жизненных этапов на творчество писателя;
- Исследовать тему любви и проблему взаимоотношений людей на примере повести «Гранатовый браслет» и рассказа «Олеся»;
- Развивать любовь к творчеству А.И. Куприна;
- Воспитывать чувство уважения к русской классической литературе.
Оборудование:
- Произведения «Гранатовый браслет», «Олеся»;
- Презентация к уроку;
- Отрывки-клипы из одноименных кинофильмов по произведениям А.И. Куприна;
- Мультимедийная система;
- Индивидуальные листочки с кроссвордами по ранее изученным произведениям Куприна школьного курса.
I.
Организационный момент.– Здравствуйте! Присаживайтесь, начнём наш урок!
II. Сообщение темы и целей урока.– Сегодня на уроке мы с вами продолжим начатое со школьной программы знакомство с жизнью и творчеством русского писателя Александра Ивановича Куприна, проследим, как жизненные этапы нашли отражение в творчестве писателя; познакомимся с произведениями «Гранатовый браслет» и «Олеся»; определим тему этих произведений; попробуем исследовать любовь и трагедию в судьбе главных героев этих произведений.
Слайд 1.
III. Проверка ранее изученных знаний.– А теперь вспомним, с какими произведениями Вы познакомились на уроках литературы в школе. Я буду задавать вам
Слайд 2.
– В каком произведении одним из главных героев является собака Арто? («Белый пудель»)
– Какое произведение повествует об истории несчастной семьи и счастливой встрече главы семейства в новогоднюю ночь? («Чудесный доктор»)
– Назовите рассказ, в котором автор рассказывает о необычном поведении домашней любимицы? («Ю-ю»)
– В каком произведении главную героиню – девочку вылечил слон? («Слон»)
– В каком рассказе повествуется о жизни скаковой лошади? («Изумруд»)
– В каком произведении главный герой добился успеха благодаря преданной любви жены? («Куст сирени»)
Слайд 3.
– А теперь я предлагаю Вам разгадать кроссворд по этим произведениям.
Слайд 4.
Студентам раздаются листочки с кроссвордами, студенты группируются по 4 человека, разгадывают задания с последующей проверкой ответов.
- Какая тема объединяет рассказы «Белый пудель», «Ю-ю», «Изумруд», «Слон»? (Животные)
- Как звали одного из героев из рассказа «Белый пудель»? (Серёжа)
- Как звали слона из одноименного рассказа А.И. Куприна? (Томми)
- Кто такая Ю-ю? (кошка)
- Назовите фамилию семьи из рассказа «Чудесный доктор». (Мерцаловы)
- Назовите фамилию «чудесного доктора». (Пирогов)
- Назовите фамилию главного героя рассказа «Куст сирени». (Алмазов)
- Как звали жену главного героя рассказа «Куст сирени»? (Вера)
– Вспомнили, а теперь перейдём к подробному изучению жизни творчества Александра Ивановича Куприна. Записываем в тетрадь.
Студенты работают в тетради, самостоятельно фиксируя основные этапы жизни и творчества писателя, следя за лекцией преподавателя.
Слайд 5.
– Годы жизни Александра Ивановича Куприна – 1870–1938.
Слайд 6.
– Родился 26 августа (7 сентября н.с.) 1870 года в селе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и отрочество будущего писателя. С шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году. В тот же год поступил в Московскую военную гимназию, позже преобразованную в Кадетский корпус.
Слайд 7.
– После окончания учения продолжил военное образование в Александровском военном училище (1888–1890). Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера». Уже тогда мечтал стать «поэтом или романистом».
Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, — рассказ «Последний дебют» (1889).
В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии.
В 1893–1894 в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах» и рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». Жизни русской армии посвящена серия рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход».
В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.
Слайд 8.
– В 1890-е опубликовал очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох», рассказы «Лесная глушь», «Оборотень», повести «Олеся» и «Кэт» («Прапорщик армейский»).
В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть «Поединок», имевшая большой успех.
Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк «События в Севастополе» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907).
Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907–1911), рассказы о животных, рассказы «Суламифь», «Гранатовый браслет» (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века.
Слайд 9.
– После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, «красный террор», он испытал страх за судьбу русской культуры.
Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом.
Слайд 10.
– Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжело больной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк «Москва родная».
– Новым творческим планам не суждено было осуществиться. В ночь на 25 августа 1938 года умер после тяжёлой болезни (рак языка). Похоронен в Ленинграде, на Литераторских мостках, рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева.
V. Первичное закрепление изученного материала.Слайд 11.
– Какое образование получил писатель? (военное)
– В каком звании окончил писатель военное училище? (подпоручик)
– Сколько лет длилась военная карьера писателя? (14 лет)
– Назовите первое произведение писателя. («Последний дебют»)
– Назовите годы расцвета творчества писателя. (1890-е – начало 1900-х)
– Назовите произведение, имевшее успех в 1905 году? («Поединок»)
– По каким причинам писатель покинул родину после Октябрьской революции? (неприятие советского режима, политики Ленина)
– Расскажите о последних годах жизни писателя. (в 1937 году больной Куприн вернулся на родину, творчество замерло, умер от рака языка, похоронен в Ленинграде рядом с могилой Тургенева).
VI. Работа по теме урока.Слайд 12.
– Для продолжения изучения произведений Куприна программный курс предлагает следующие произведения писателя: «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет»
Слайд 13.
– Краткая информация о рассказе «Олеся» (1898).
– Александр Иванович Куприн изобразил в своем произведении искреннюю, чуткую, красивую героиню, выросшую вдали от цивилизации, в гармонии с природой, способную на глубокие чувства.
Основная мысль повести: только вдали от цивилизации, от равнодушного города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства. Показ отрывка из кинофильма «Олеся».
Слайд 14.
– Повесть «Поединок». (1905). Это произведение основано на жизненном опыте писателе, впечатления от офицерской жизни легли в его основу.
В повести «Поединок» добрый и простодушный герой погибает из-за расчетливости любимой, так и не познав счастливой любви.
Слайд 15.
– Повесть «Гранатовый браслет». (1910).
Перед началом повествования Александр Иванович Куприн вместо эпиграфа написал название музыкальной композиции L.van Beethoven.2.Son. (op.2.№ 2) Largo Appassionato
Предлагаю вам прослушать отрывок этой мелодии.
– Какие чувства она вам навевает?
В повести «Гранатовый браслет» неразделенное чувство главного героя, подталкивает его к смерти. Поэтому неслучайно А.И.Куприн использует данную музыкальную композицию – он подготавливает своих читателей к прочтению повести.
Показ отрывка из кинофильма «Гранатовый браслет».
VII. Подведение итога урока.Слайд 16.
– В произведениях Куприна любовь и трагедия идут рука об руку.
Слайд 17.
– Хотелось бы закончить наше занятие отрывком из стихотворения монгольского поэта Цэндийна Дамдинсурэна, я прочитаю его в русском переводе
Когда с любимой видишься своею,
Ты расцветаешь как весной цветок,
Когда, увы, расстаться должен с нею,
Ты лист осенний – жёлт и одинок…
Но что ж – пусть лист осенний опадает,
Но дерево распустит почки вновь,
И долгая разлука не пугает
В глубинах сердца скрытую любовь…
– А теперь представьте, если я бы смогла его прочитать на родном языке поэта…
– Вы бы меня поняли?
Слайд 18.
– Ничего странного не заметили? Я помогала прочтению стихотворения жестами.
В мире очень много людей, которые по разным причинам не могут говорить, слабо слышат, Вы никогда не задумывались, как они общаются и воспринимают окружающий мир с огромным количеством звуков. Ведь А.И.Куприн в конце своей жизни перенёс тяжёлую болезнь, при которой ему было затруднительно разговаривать….«Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена…» – И если разлука – смерть…
Слайд 19.
– После перерыва я хочу вам предложить написать эссе – сочинение-размышление на тему: «Любовь не выразишь словами…»
КРОССВОРД.
- Какая тема объединяет рассказы «Белый пудель», «Ю-ю», «Изумруд», «Слон»?
- Как звали одного из героев из рассказа «Белый пудель»?
- Как звали слона из одноименного рассказа А.И. Куприна?
- Кто такая Ю-ю?
- Назовите фамилию семьи из рассказа «Чудесный доктор».
- Назовите фамилию «чудесного доктора».
- Назовите фамилию главного героя рассказа «Куст сирени».
- Как звали жену главного героя рассказа «Куст сирени»?
А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Цикл уроков | Русулитка
А. И. Куприн. Личность и судьба писателя.Творческий путь.
Форма урока: слово учителя с элементами комментированного чтения.
Предварительное задание:
1. Прочитать рассказ «Гамбринус».
2. Составить план: творческий путь писателя.
Ход урока.
1. Краткое содержание рассказа «Гамбринус».
2. Сообщение учителя. (материал дан по книге: Куприн. рассказы и повести. М. Правда. 1979. Вступительная статья К. Паустовского.)
Из воспоминаний Паустовского (о рассказе «Гамбринус»). (стр. 3-5)
«В 1921 году в одесских газетах появилось сообщение о смерти никому не известного Арона Гольдштейна.
В те годы революции, голода и веселья никто бы не обратил внимания на это объявление, если бы внизу под фамилией Гольдштейн не было напечатано в скобках «Сашка Музыкант из Гамбринуса».
Я прочёл это объявление и удивился. Значит, он действительно жил на свете, этот Сашка Музыкант, а не был только отдалённым прототипом для Куприна в его «Гамбринусе». Значит, всё, о чём писал в этом рассказе Куприн, — подлинность.
В это трудно было поверить потому, что жизнь и искусство в нашем представлении никогда не сливались так неразрывно.
Оказалось, что Сашка Музыкант, давно ставший для нас легендой, литературным героем, жил в зимней, обледенелой Одессе рядом с нами и умер где-то на мансарде старого одесского дома.
Хоронила Сашку Музыканта вся портовая и окраинная Одесса. Эти похороны были как бы концовкой купринского рассказа.
Колченогие лошади, часто останавливаясь, тащили чёрные дроги с гробом. Где достали этих одров, выживших в то голодное время, когда и людям нечего было есть, так и осталось тайной…
За гробом шла большая шумная толпа…
За ней шли в худых, подбитых ветром пальто музыканты – товарищи Сашки. Они держали под мышками инструменты. Когда процессия остановилась у входа в заколоченный «Гамбринус», они вытащили свои инструменты, и неожиданная печальная мелодия старинного романса полилась над толпой…
Скрипки пели так томительно, что люди в толпе начали сморкаться, кашлять и утирать слёзы.
Когда музыканты кончили, кто-то крикнул сиплым голосом:
— А теперь давай Сашкину!
Музыканты переглянулись, ударили смычками, и над толпой понеслись игривые скачущие звуки…
Куприн писал о посетителях «Гамбринуса», что всё это были матросы, рыбаки, кочегары, портовые воры, машинисты, рабочие, лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты – люди молодые, здоровые, пропитанные крепким запахом моря и рыбы. Они- то и шли сейчас за гробом Сашки Музыканта.
Ко мне подошёл репортёр Ловенгард…
— Я первый, — сказал он, — привёл Александра Ивановича Куприна в «Гамбринус». Он сидел, курил, пил пиво и смеялся – и вдруг через год вышел этот рассказ! Я плакал над ним, молодой человек. Это шедевр любви к людям, жемчужина среди житейского мусора…
Мне кажется, что Ловенгард очень просто, даже слишком просто сказал о том главном, что характерно для Куприна, — о его любви к человеку и его человечности».
3. Беседа.
Какое противоречие существует между внешностью Сашки и отношением к нему людей?
Великая сила искусства. Где её отражение в рассказе?
В чём проявляется купринская любовь к человеку в данном рассказе?
Любовь Куприна к человеку проступает ясным подтекстом почти во всех произведениях Куприна. Каждым из них он призывает прежде всего к человечности.
4. Слово учителя.
Жизненный путь Куприна был долгим и трудным. На этом пути было всё: ошибки, заблуждения, долгая эмиграция, возвращение на Родину.
Город детства. Родился 8 октября 1870 года в Наровчате Пензенской губернии. Городок этот стоял среди пыльной равнины и каждый год почти наполовину выгорал от пожаров. Детство прошло в обстановке мещанской и скудной, но Куприн никогда не проклинал этот город, любил его, потому что это была его родина, его земля, которая первой открыла ему свою нехитрую прелесть: поэзию молчаливых полей, закатов, мутных от пыли, поднятой стадами, резных наличников, могучих деревьев, сухих вечеров, запаха прибитой дождём дорожной пыли.
Из этих разнообразных черт и разрастается любовь к своей земле. (стр. 6-7)Детство. Отец – обнищавший дворянин, мелкий уездный письмоводитель. После его ранней смерти у мальчика началась сиротская жизнь с беспомощной матерью. Куприн вспоминает о своей сиротской доле в рассказе «Река жизни».
«… Моя мать… рано овдовела, и мои первые детские впечатления неразрывны со скитаньем по чужим домам, клянчаньем, подобострастными улыбками, мелкими, но нестерпимыми обидами, угодливостью (отрывок).(стр. 9)
Мать устроилась во вдовий дом в Москве. Сын сначала жил вместе с нею, потом – сиротский пансион. Куприн первый из писателей прикоснулся к теме людей, вышвырнутых из жизни. (Комментированное чтение рассказа «Святая ложь».)
Военный период. – 14 лет. Мальчика устроили в кадетский корпус – единственная для него возможность получить образование. Затем Александровское юнкерское училище.
(Роман «Юнкера». Устный отзыв о романе. Сообщение ученика). Выпущен подпоручиком, направлен в 46 пехотный Днепровский полк, в захолустные городки Подольской губернии – 4 года.
В мае 1905 года вышла повесть «Поединок.» — тяжелейшая пощечина политическому строю царской России. Успех неслыханный. Возросла слава Куприна как писателя.
Отставка. 1894 год. Сначала бедствовал, потом работал в газетах фельетонистом. Писал легко, был талантлив, но жизненного материала недоставало. Накинулся на жизнь и на книги. Изъездил всю Россию. Вспоминал …(стр. 7)
(Сравнить со странствиями М. Горького по Руси.)
Куприн и революция. С восторгом принял февральскую революцию, противоречиво относился к Октябрьской. В 1919 году эмигрировал во Францию. Долгие годы прожил вдали от Родины, по которой очень тосковал.
«Даже цветы на Родине пахнут по-иному», — написал он перед самой своей смертью.
Умер 25 августа 1938 года.
Доклад «А. И. Куприн в эмиграции».
Комментированное чтение рассказа «Синяя звезда».
(Страницы даны по книге: А. И. Куприн «Рассказы и повести». Москва. Издательство «Правда». 1979 год.)
Вернуться к списку: Уроки литературы в 11 классе
Куприн Александр
Александр Иванович Куприн (7 сентября 1870 г. в селе Наровчат Пензенской области — 25 августа 1938 г. в Ленинграде) был русским писателем, летчиком, исследователем и авантюристом, который, пожалуй, наиболее известен своим рассказом Дуэль (1905 г.). Другие известные работы: «Молох» (1896 г.), «Олеся» (1898 г.), «Младший капитан Рыбников» (1906 г.), «Изумруд» (1907 г.) и «Гранатовый браслет» (1911 г.) (по которому был снят фильм 1965 г.)
Куприн был сыном Ивана Ивановича Куприна, государственного чиновника. Его мать, Любовь Алексеевна Куприна, как и многие другие дворяне в России, потеряла большую часть своего состояния в течение 19-го века.век. Большинство его предков — этнические русские, но один из его далеких предков был поволжским татарином.
В 1871 году Иван Куприн, 37 лет, умер от холеры, а через три года Александр с матерью переехал в Дом вдов в Кудрино, Москва (период отражен в его повести «Белая ложь», 1914). В 1876 году он поступил в благотворительный пансион Разумовского, что вызвало у него много того, что он впоследствии назвал «детскими обидами», но также породило его буйный характер и сделало его популярным среди сверстников как прекрасного рассказчика.
В 1880 году, воодушевленный победой России в русско-турецкой войне, он поступил во Вторую Московскую военную гимназию, преобразованную в 1882 году в кадетский корпус. Эти воспоминания остались с ним навсегда; к ним он вернулся в автобиографических рассказах «На переломе» (1900), «Река жизни» (1906), «Леночка» (1910). «Память о порке в кадетском корпусе осталась со мной на всю жизнь», — писал он незадолго до смерти. Однако именно там он заинтересовался литературой и впервые начал писать, в основном стихи. Большинство из его тридцати юношеских стихотворений датируются 1883–1887 годами, четырьмя годами, когда он служил в кадетском корпусе. В этот период Куприн также сделал несколько переводов иностранных стихов (среди них «Les Hirondelles» Беранже и «Lorelei» Гейне). 14 апреля 1887 года, за день до вынесения приговора террористам, замышлявшим убийство Александра III в марте того же года».
Осенью 1888 года Куприн оставил кадетский корпус и поступил в Александровскую военную академию в Москве. Летом 1890 года он окончил Академию в чине подпоручика и был направлен в 46-й Днепровский пехотный полк (который он выбрал наугад), стоявший в Проскурове (ныне Хмельницкий). Здесь он провел следующие четыре года, всю свою армейскую службу.
В 1889 году Александр Куприн познакомился с Лиодором Пальминым, признанным поэтом, который организовал публикацию в «Русском Сатирическом Листке» своего дебютного рассказа «Последний дебют», основанного на реальном жизненном происшествии, самоубийстве путем отравления на сцене певца. Евлаля Кадмина в 1881 году, трагедия, которая также вдохновила Ивана Тургенева на повесть «Клара Милич». Между появлением «Последнего дебюта» и выходом в свет его второй повести «Психея» в декабре 189 г. прошло около трех лет.2. Как и в последовавшей за ним «В лунную ночь», в этом произведении показаны отклонения ненормального ума, исследующего тонкую грань между фантазией и реальностью.
За несколько лет военной службы Куприн опубликовал несколько повестей, в том числе «В темноте» (1893 г. ), являвшуюся, по сути, небольшим романом, и искусные исследования ненормальных состояний сознания («Славянская душа», «Безумие и «Забытый поцелуй», все 1894), в которых автор охарактеризовал себя как «собирателя редких и странных проявлений человеческой души». Только «Расследование» (1894), его первая публикация, вызвавшая критические замечания, была посвящена армии. Помимо его растущего недовольства армейской жизнью, предстоящая публикация «Следствия», вероятно, была главной причиной отставки Куприна летом 1894 года. «Следствие» положило начало серии рассказов на русскую армейскую тематику: «Место для Сон» (1897 г.), «Ночная смена» (1899 г.), «Прапорщик» (1897 г.), «Миссия» (1901 г.), которые в конечном итоге вылились в его самое известное произведение «Дуэль».
После увольнения с военной службы в 189 г.4, не имея ни определенных планов на будущее, ни «никаких знаний, академических или практических» (по «Автобиографии»), Куприн предпринял пятилетнее путешествие по Юго-Западу страны, занимаясь многочисленными работы . .. Он пробовал много видов работы, в том числе уход за зубами, землеустройство, актерское мастерство, был артистом цирка, певцом псалмов, врачом, охотником, рыбаком и т. Д., Все это впоследствии отразилось в его художественной литературе. Все это время он занимался самообразованием и много читал, Глеб Успенский со своими этюдами стал его любимым автором.
Летом 1894 года Куприн прибыл в Киев и к сентябрю начал работать в местных газетах «Киевское слово», «Жизнь и искусство», а затем «Киевлянин» («Киевлянин»). В конце 1890-х работал управляющим имением на Волыни, затем на Полесье в Южной Белоруссии, где помогал выращивать махорку. Качествами, необходимыми хорошему журналисту, он считал «безумное мужество, дерзость, широту взгляда и поразительную память», дарами, которыми он сам обладал в полной мере. Во время частых поездок на юго-запад России он сотрудничал с газетами в Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Царицыне, Таганроге и Одессе.
Наряду с фельетонами и хрониками Куприн писал небольшие этюды, исследуя отдельные среды или изображая людей определенных профессий или обстоятельств, собранные впоследствии в сборник. В марте 1896 г. были опубликованы восемь таких зарисовок в небольшом издании под названием «Киевские типы» — первая книга Куприна. В октябре 1897 года вышел его второй сборник «Миниатюры», один из самых известных его цирковых рассказов «Аллез!», Заслуживший высокую оценку Льва Толстого. В 1905 г. Куприн описал «Миниатюры» как «первые детские шаги по дороге литературы»; тем не менее, как и его «Киевские типы», они были частью его киевского опыта и, как указывает Лукер, ознаменовали дальнейший этап его становления как писателя. Несколько его «Промышленных зарисовок», сделанных в 189 г.6–1899 г. после посещения Донбасса сделал столько же.
В 1896 г. был опубликован (в журнале «Русское богатство») «Молох» — первая крупная работа Куприна, критика быстро растущего российского капитализма и отражение нараставших промышленных волнений в стране. С тех пор лишь дважды Куприн ненадолго возвращался к теме (в «Суматохе», 1897 г., и «В недрах земли», 1899 г.). «На этом основании можно заключить, что его забота о промышленном рабочем на Молохе была не более чем преходящей фазой», — полагает Люркер.
Несколько месяцев 1897 года Куприн провел на Волыни. «Там я вобрал в себя самые сильные, благородные, обширные и плодотворные впечатления… и познал русский язык и пейзаж», — вспоминал он в 1920 году. нашумевшее любовное произведение «Олеся» и «Оборотень», повесть ужасов, были опубликованы между 1898 и 1901 годами. Молох и Олеся много сделали для того, чтобы Куприн заработал свою литературную репутацию. В сентябре 1901 г. по приглашению Виктора Миролюбова, редактора популярного петербургского ежемесячника «Журнал для всех», он присоединился к своему штату и в декабре начал работать в столице.
В Петербурге Куприн оказался в центре культурной жизни России. Он подружился и регулярно переписывался с Антоном Чеховым вплоть до его смерти в 1904 году, часто обращаясь к нему за советом. Дружба Куприна с Иваном Буниным продлилась почти сорок лет, пока оба были в эмиграции. Он сблизился с ученым и критиком Федором Батюшковым из Мира Божия. Они часто писали друг другу, и 150 сохранившихся писем являются лишь частью их переписки. Позже Куприн с большой благодарностью вспоминал руководство Виктора Миролюбова, который, как и Максим Горький, оказал сильное влияние на творчество Куприна. «Он не только искренне и внимательно относился ко мне и моему творчеству, но и — заставил меня задуматься о вещах, о которых я раньше не думал», — писал Куприн годы спустя.
В 1901 году Куприн вступил в Московское литературное общество «Среда», основанное в 1899 году Николаем Телешовым и состоявшее в основном из писателей-реалистов молодого поколения, среди которых были Горький, Бунин, Леонид Андреев.
В феврале 1902 года Куприн женился на Марии Карловне Давыдовой, приемной дочери Александры Давыдовой, вдовы директора Петербургской консерватории. После смерти мужа в 1889 году Александра Давыдова стала редактором либерального петербургского ежемесячника «Мир Божий». Когда она умерла в 1902 Мария Карловна взяла на себя издание, а позже в том же году Куприн покинул «Журнал для всех», чтобы возглавить отдел художественной литературы в журнале своей жены.
В феврале 1903 года Горьковское «Знание» опубликовало сборник из восьми сказок Куприна, в том числе «Дознание» и «Молох». «Под таким флагом приятно выйти на свет», — отмечал он в письме к Чехову. Толстой хвалил сборник за яркий язык, критики были почти единодушны в своем одобрении, указывая на близость Куприна по темам и технике к Чехову и Горькому. Ангел Богданович Мир Божий (который в 189 г.7 нелестно писал о Молохе) теперь хвалил сжатый стиль Куприна и его способность передать ощущение искрометной радости жизни. Сам Горький в письме к Телешову в марте 1903 г. ставил Куприна на третье место после Чехова и Андреева.
Несмотря на литературные успехи, первые годы жизни Куприна в Петербурге были напряженными. Его работа в журнале оставляла ему мало времени для собственного творчества, и когда его работа действительно появилась в «Мире Божием», ходили слухи, что своим успехом он обязан своим семейным связям. «Жизнь тяжела, — писал он другу в Киев, — скандалы, сплетни, зависть, ненависть… Мне очень одиноко и грустно».
Куприн писал между 1902 и 1905 годами меньше, чем в провинции, но, по словам Лукера, «если количество его сочинений уменьшалось — всего около двадцати сказок, — качество их было несравненно выше… вопиющих контрастов, господствовавших в русском обществе, он обратил внимание на бедственное положение «маленького человека», следуя, таким образом, лучшим традициям русской литературы». Среди наиболее заметных рассказов были «В цирке» (1902), получившая высокую оценку как Чехова, так и Толстого, «Болото» (1902), тематически связанный с циклом «Полесье» и «Еврейкой» (1904), демонстрирующий глубокую симпатию Куприна к этому гонимому меньшинству в русском обществе в то время, когда погромы были обычным явлением в юго-западных областях Российской империи. Другими темами прозы Куприна этого периода являются лицемерие («Тихая жизнь», 1904; «Хорошая компания», 1905), фанатизм («Корь», 1904) и вырождение праздного сословия («Первосвященник», 1905). ).
В 1904 году Куприн начал усиленно работать над романом «Дуэль», посвященным «ужасу и скуке армейской жизни», задуманному им на втором году службы в армии. был опубликован 3 мая 1905. Создание этого романа, тесно связанное с юношескими годами самого Куприна, было для него катарсическим опытом. «Я должен освободиться от тяжкого груза впечатлений, накопленных годами военной службы. Я назову этот роман Дуэлью, потому что это будет мой поединок… с царской армией. Армия калечит душу, разрушает все лучшие порывы человека и унижает человеческое достоинство… Я должен написать обо всем, что я знал и видел. И своим романом я вызову царское войско на дуэль», — сообщал он жене в письме.
«Дуэль» стала литературной сенсацией года. В 1905 году было продано около 45,5 тысяч экземпляров, огромное количество для начала 1900-х годов. Роман вызвал полемику, которая продолжалась до 1917 года. Левые критики приветствовали «Дуэль» как «еще один гвоздь в гроб самодержавия», в то время как их консервативные коллеги осудили ее как «вероломное нападение на правящий порядок». Один офицер даже вызвал Куприна на дуэль через петербургскую газету. С другой стороны, летом 1905 года группа из двадцати офицеров написала автору письмо с благодарностью за роман. Дуэль, по словам Лукера, ознаменовала «вершину карьеры Куприна … обеспечив ему бессмертие в анналах русской литературы».
Всю жизнь Куприн был человеком неопределенных политических взглядов, но события 1905 года побудили его занять жесткую критическую позицию по отношению к режиму. Куприн установил связи с матросами Черноморского флота в Севастополе и даже пытался записаться на броненосец «Потемкин», взбунтовавшийся в июне 1905 г. Считавшийся политически неблагонадежным, он был поставлен под негласный полицейский надзор. В «Событиях в Севастополе» он описал гибель крейсера «Очаков», событие, свидетелем которого был Куприн в Балаклаве. Его роль в этом деле не ограничивалась ролью разгневанного журналиста. Его более поздняя повесть «Гусеница» (1918) рассказывает, что он помог спасти нескольких моряков, сбежавших с пылающего крейсера. Командующий Черноморским флотом адмирал Григорий Чухнин, предположительно виновный в трагедии, приказал Куприну покинуть Севастополь в течение 48 часов и возбудил дело о клевете. В июне 1906 г. Чухнин был убит, но через два года дело все же рассматривалось, и Куприн был приговорен к штрафу и десяти суткам домашнего ареста в Житомире в августе 1909 г.
Среди наиболее известных его рассказов середины 19Периодом 00-х были «Мечты», «Тост», «Искусство» и «Убийца», последний из которых поднимал тему насилия, охватившего Россию в то время. «Младший капитан Рыбников» (1906), повествующий о японском шпионе, выдававшем себя за русского офицера, получил высокую оценку Горького. Много обсуждались «Оскорбление» (1906 г.) и «Гамбринус» (1907 г.), эмоциональное суммирование многих мотивов его произведений после 1905 г., перекликающееся с декламационным тоном «Событий в Севастополе», по словам Лукера.
С 1905 года Куприн снова стал активным во многих нелитературных областях. Он выдвинул себя выборщиком в первую Государственную думу от города Петербурга. В 1909–1910 совершил полеты на воздушном шаре с известным спортсменом Сергеем Уточкиным, нырял в глубины Черного моря в качестве водолаза и сопровождал летчика Ивана Заикина в его полетах на самолете.
В 1908 году Куприн уехал из Знанья. Его ухудшающимся отношениям с Горьким не способствовала публикация в 1908 году «Морской болезни», рассказа об изнасиловании героини социал-демократки и показавшего ее мужа-революционера в невыгодном свете, что Горький расценил как преднамеренное оскорбление СД. Вечеринка. Откровенно аполитичными были «Изумрудные» (1907), самый известный из его рассказов о животных, ода «вечной любви» «Суламифь» (1908 г.), основанная на «Песне Песней», автобиографической «Леночке» (1910 г.) и «Гранатовом браслете» (1911 г.), его Самая известная история «обреченного романтизма», в которой безнадежная любовь находит свой тихий трагический апофеоз. «Лестригоны» (1907–1911), серия зарисовок о балаклавских рыбаках, стали лирическим гимном простой жизни и эпическим прославлением добродетелей ее простых людей. В октябре 1909 года Куприн вместе с Буниным был удостоен Пушкинской премии.
В 1908 году Куприн начал работу над «Ямой», своей самой амбициозной и противоречивой работой. Первая часть этого романного исследования проституции появилась в 1909 г., вторая — в 1914 г., а третья — в 1915 г. Первая часть в том виде, в каком она вышла, вызвала широкую полемику, части II и III были встречены почти всеобщим безразличием. Куприн, который, по-видимому, не мог решить, должен ли его роман быть документальным или художественным, либо колебался между тем и другим, либо пытался их искусственно соединить. «Он более успешен в документальном ключе, поэтому первая часть с подробностями жизни в борделе, безусловно, лучшая», — утверждает Люкер. Роман критиковали некоторые русские критики и авторы (в том числе Лев Толстой) за излишний натурализм, но многие восхищались им, в том числе юная Нина Берберова.
«Котлован» был последней крупной работой Куприна, и для многих он означал закат его творчества. Большая часть работ Куприна между 1912 годом и началом Первой мировой войны считается второстепенной, за исключением «Черной молнии» и «Анафемы». Визит Куприна на юг Франции в период с апреля по июль 1912 года породил «Лазурный берег» — двадцать этюдов, образующих цикл путевых впечатлений. В 1911 году он переехал с семьей в Гатчину, недалеко от Санкт-Петербурга.
Когда началась Первая мировая война, Куприн открыл военный госпиталь в своем доме в Гатчине, затем посетил города на западном фронте. К концу 1914 апреля он обратился через прессу с просьбой о деньгах для раненых, а в декабре отказался от идеи отметить 25-летие своей литературной карьеры. В качестве офицера запаса он был призван в ноябре 1914 г. и командовал пехотной ротой в Финляндии до мая 1915 г., когда был демобилизован по состоянию здоровья. По этой причине он не смог стать военным корреспондентом, к чему он стремился во время русско-японской войны 1904–1905 годов. Среди его немногочисленных рассказов, отражающих войну, наиболее заметными были его сатиры («Гога Веселов», «Канталупы», «Папа», «Груня»), наносящие удар по циникам, наживавшим состояния на народных обидах.
Февральская революция застала Куприна в Хельсинки, куда он отправился по совету врача. Вернувшись в Гатчину, он выразил свой энтузиазм по поводу краха царизма в ряде статей и в мае начал редактировать газету партии социалистов-революционеров «Свободная Россия», сотрудничая также с «Волностью» («Свобода») и «Петроградский листок» («Петроградский листок»). . Приветствуя свободу, принесенную Февральской революцией, он предвидел эксцессы, которые могут привести к дальнейшим потрясениям, и предостерегал от погружения России в оргию кровопролития.
Октябрьская революция мало прояснила политическую позицию Куприна. В статьях, в которых он участвовал в рассылке различных газет до середины 1918 года, в том числе «Петроградское Эхо», «Вечернее Слово» и «Заря», его отношение к новому режиму оставалось двойственным. Он признавал историческое значение большевистской революции и восхищался Лениным как «честным и смелым человеком», заявляя, что «большевизм представляет собой великое, чистое, бескорыстное учение, неизбежное для человечества». Тем не менее, недолго работая с Максимом Горьким в издательстве «Всемирная литература», он критиковал продразверстку и политику военного коммунизма, утверждая, что большевики угрожают русской культуре и что их недостаточное знание страны принесло ей страдания. люди. 19 июня18 августа Куприн был ненадолго арестован за критику режима в газете «Молва». Один из его рассказов 1918 года («Гусеница») восхвалял героизм женщин-революционеров, другой («Призрак Гатчины») был антибольшевистским рассказом о тирании новых хозяев России.
В конце 1918 г. Куприн составил подробный план «Земли», газеты, предназначенной специально для крестьянства. Предложенная им программа предусматривала помощь правительству в радикальном преобразовании сельской жизни в соответствии с принципами, не противоречащими принципам коммунизма. Поддержано Горьким и одобрено самим Лениным на встрече с Куприным 25 декабря 19 г.18, проект так и не был реализован.
16 октября 1919 года Гатчина была взята Белой армией генерала Николая Юденича. В течение двух недель Куприн редактировал газету «Приневский край» («Страна Невы»), издававшуюся штабом армии Юденича. В октябре, когда белые отступили на запад, Куприн отправился с ними в Ямбург, где присоединился к жене и дочери. Через Нарву семья добралась до Ревеля в Эстонии, а в декабре уехала в Финляндию. После полугода в Хельсинки они отплыли во Францию, прибыв в Париж в начале июля 1920.
Следующие семнадцать лет в Париже были отмечены упадком творчества Куприна и его склонностью к алкоголизму. Огорченный разлукой с Россией, он стал одиноким и замкнутым. Бедность семьи усугубляла положение. «Я остался голый… и нищий, как бездомный старый пес», — писал Куприн своему старому другу Ивану Заикину. Все это в совокупности мешало ему писать. «Чем талантливее человек, тем тяжелее ему без России», — сказал Куприн репортеру в 1925 году.
Ностальгия Куприна объясняет ретроспективность его работы в эмиграции. Он вернулся к знакомым темам из своих более ранних произведений и остановился на личных переживаниях, связывающих его с родиной, которую он потерял. Его визит на юго-запад Франции в 1925 вдохновил «Багровую кровь» (1926), красочный рассказ о корриде в Байонне, за которым в 1927 году последовал «Благословенный Юг», четыре зарисовки о Гаскони и Верхних Пиренеях. Затем последовали преимущественно городские зарисовки, сделанные в Югославии в результате визита Куприна в Белград в 1928 году на конференцию русских писателей-эмигрантов. Тремя главными произведениями парижских лет Куприна были «Колесо времени» (13 очерков в стиле романа, 1929), автобиографические «Юнкерсы» (1932) и романтическая «Жаннетта» (1933), описывая привязанность пожилого профессора к маленькой девочке, жившей по соседству.
К 1930 году семья Куприна жила в нищете и в долгах. Его литературные гонорары были скудны, его парижские годы преследовали запои, после 1932 года у него начало ухудшаться зрение, испортился почерк. Попытки его жены открыть переплетную мастерскую и библиотеку для эмигрантов обернулись финансовой катастрофой. Возвращение в Советский Союз было единственным решением материальных и психологических трудностей Куприна. В конце 1936 он, наконец, решил подать заявление на получение визы. 29 мая 1937 года, провожаемые только дочерью, Купринш уехал с Северного вокзала в Москву. Когда 31 мая Куприны прибыли в Москву, их встретили представители писательских организаций и поселили в гостинице «Метрополь». В начале июня они переехали на принадлежащую Советскому Союзу писателей дачу в Голицыно под Москвой, где Куприн лечился и отдыхал до зимы. В середине декабря он с женой переехал на квартиру в Ленинграде.
Годы в Париже подорвали его здоровье и превратили в старика. Трагическую перемену заметил писатель Николай Телешов, его друг начала 1900-х годов. Посетив Куприна вскоре после его приезда, Телешов нашел его смущенным, бессвязным и жалким. «Он уехал из России… физически очень крепкий и крепкий, — писал он позже, — а вернулся исхудавшим… слабым, безвольным больным. Это был уже не Куприн — этот человек выдающегося таланта — это было что-то. … слабый, грустный и явно умирающий». В конце концов он вернулся в Москву 31 мая 19 г.37, всего за год до его смерти, в разгар Великой чистки. Возвращение Куприна принесло публикацию его произведений в Советском Союзе, но после этого он практически ничего нового не написал. В июне 1937 года, к первой годовщине смерти Горького в июне, «Известия» опубликовали «Отрывки воспоминаний» Куприна. В октябре вышел этюд «Моя родная Москва». Общая реакция писателя на происходящее вокруг была далека от эйфории. В своем рассказе о последних месяцах жизни Куприна дочь Лидия Норд нарисовала портрет разочарованного старика, который чувствовал себя чужим в родной стране.
Январь 1938 года принес ухудшение здоровья Куприна. К июлю его состояние было тяжелым; уже страдавший заболеванием почек и склерозом, теперь у него развился рак пищевода. Хирургия мало чем помогла. Александр Куприн скончался 25 августа 1938 года и через два дня был похоронен рядом со своими товарищами-писателями на Литературных мостках на Волковом кладбище в Ленинграде.
В феврале 1902 года Куприн женился на Марии Карловне Давыдовой, приемной дочери Александры Давыдовой, вдовы директора Петербургской консерватории. После смерти мужа в 1889 г., редактором «Мира Божия» стала Александра Давыдова. Когда она умерла в 1902 году, Мария Карловна взяла его на себя, и вскоре Куприн стал заведующим отделом художественной литературы в журнале своей жены. В 1903 году у них родилась дочь Лидия.
В 1907 году Куприн развелся с первой женой и женился на Елизавете Морицовне Гейнрих (1882–1943), сестре милосердия, гувернантке Лидии и хорошей подруге Александры. В 1908 году у них родилась дочь Ксения. Мать Куприна умерла в 1910 году.
По словам Николая Лукера, место Куприна в истории русской литературы весьма значимо, если не уникально. Родился в эпоху, омраченную великим русским романом, достигшим своего апогея в 1860-х годах. он обратился к рассказу как к жанру, соответствующему и его собственному беспокойному темпераменту, и разнообразным заботам его поколения… Со своими современниками Чеховым, Горьким и Буниным. он довел жанр рассказа до беспрецедентного в русской литературе расцвета. То, что он уступал в сдержанности Чехову, убедительности Горькому и тонкости Бунину, Куприн компенсировал темпом повествования, построением сюжета и богатством темы. Эти последние качества в сочетании с его неизменным интересом к человеческой душе делают его очень читабельным и сегодня.
Прославившийся романом «Дуэль» (1905), Куприн получил высокую оценку коллег-писателей, включая Антона Чехова, Максима Горького, Леонида Андреева, лауреата Нобелевской премии Ивана Бунина и Льва Толстого, которые провозгласили его истинным преемником Чехова. Хотя он жил в эпоху, когда писатели увлекались литературными экспериментами, Куприн не искал новшеств и писал только о том, что пережил сам, а его герои — следующее поколение после чеховских пессимистов. Владимир Набоков назвал его «русским Киплингом» за его рассказы о жалких искателях приключений, которые часто бывают «невротичными и уязвимыми». На протяжении всего ХХ века Александр Куприн оставался «одним из самых читаемых классиков русской литературы», по его произведениям снято множество фильмов, отчасти благодаря «его ярким рассказам о жизни простых людей и несчастной любви, его описаниям военных и публичные дома, что делает его писателем на все времена и в любом месте».
Его именем названа малая планета 3618 Куприн, открытая советским астрономом Николаем Степановичем Черных в 1979 году.
Дуэль Куприна (часть 4) » MobyLives
Искусство перевода: Дуэль Куприна (часть 4) » MobyLives29 августа 2012 г.
Джош Биллингс
Верьте слухам: любящие литературу американцы в настоящее время живут в золотой век переводов. Но что такое перевод? И как он стал таким позолоченным? В 2008 году добрые люди из Melville House дали мне возможность присоединиться к разговору, попросив перевести «Рассказы о Белкине» Александра Пушкина и «Дуэль» Александра Куприна. Процесс меня чуть не убил. Но, как Измаил размером с пинту, я выплыл на поверхность и теперь хочу выяснить, кого винить. Ниже приводится третья часть серии постов, в которых я попытаюсь удовлетворить это желание, изучив свой собственный опыт как практикующего специалиста, так и ненасытного потребителя переводов. Прочитайте часть 1 здесь; Часть 2 здесь; Часть 3 здесь.
Кем был Александр Куприн ? Вопрос справедливый для нас, но поставил бы в тупик его современников, которые сразу узнали его. «Настоящий преемник Чехов », — называл его Толстой . «Его язык прекрасен… Он ничего не упускает из виду». Максим Горький , чемпион/друг, которому Куприн посвятил свой шедевр Дуэль , счел его «красивым», несмотря на свои сомнения относительно его влияния на национальную мораль (общественное сознание Горького было гиперактивным, а Россия в то время погрязла в неожиданно-катастрофическая война с Японией). Что же касается его наследия, то поколение, непосредственно следующее за Куприным, лишь немногим меньше восхищалось как человеком, так и его творчеством. «Здоровый, мускулистый, полнокровный талант, полный внутренних и жизненных сил», — восклицал великий критик Корней Чуковский , который в мемуарах, написанных после смерти Куприна, вспоминал о своей своеобразной форме литературного «исследования»:
«Не было предела тому, на что он шел, чтобы глубже изучить специфику той или иной человеческой деятельности. В 1902 году в Одессе репортер Леон Трецек познакомил его с начальником одной из местных пожарных дружин. Куприн культивировал свое новое знакомство, и когда однажды ночью на Екатерининской улице загорелся пансион, полный жильцов, Куприн в медной каске бросился ему на помощь вместе с отрядом пожарных и работал там среди пламени и дыма до утра». (К.И. Чуковский, «Куприн», Собрание сочинений, т. 5)
Такая театральность выделялась даже на фоне шумного карнавала дореволюционной России. Они отмечали Куприна и как старого, и как нового писателя, чья неуклюжесть в границах между Жизнью и Искусством удивительно гармонировала с окружающей его неразберихой. Первой заметкой была его история, в которой были и мать-татарка, и отец, умерший молодым, и военная служба. Во-вторых, его внешний вид. В век чахоточных эстетов он был похож не столько на писателя, сколько на спортсмена и менее на атлета, чем на печь, оживляемую безответственным волшебником. Толстый как лошадь — с раскидистыми черными бровями и усами, что писатель Ивана Бунина сравнивали с усиками таракана — он излучал энергичное бесстыдство, которое наполняло современников любовью, а порой и ужасом. Чтобы «поставить» его, обращались за границу — не к французской литературе, которая из поколения в поколение служила образцом для России, а к английским и даже американским авторам, которых почитал сам Куприн. Джек Лондон , чье «отсутствие застенчивости» Куприн восхвалял в обзоре 1911 года, называя его рассказы «замечательными и часто жестокими по своей мужественности»; или Редьярд Киплинг , про кого он фонтанировал:
«До мелочей знаком с жизнью офицеров, администраторов, солдат, врачей, геодезистов и матросов; знает сложнейшие детали сотен профессий и ремесел; он ценит тонкости каждого вида спорта; и его научные и технические знания ошеломляют. Но весь этот багаж никогда не отягощает его. Наоборот, он развертывает его с такой мерой и мастерством, что хочется поверить, будто сам Киплинг ловил треску с рыбаком в северной части Атлантического океана, и нес караульную службу на маяке, и был захвачен буйной индийской лихорадкой. … И так далее, и так далее. В этой уверенности лежит один из ключей к поразительному очарованию его рассказов и его заслуженной славе». (цитируется в Чуковский , там же)
Для Куприна великой привлекательностью сочинений Киплинга было то, как много он знал — со знанием, полученным не из книг, а из самой жизни, подобно стулу, вырванному из пасти льва. Преобразование опыта в искусство в этой формулировке было безупречным, и поэтому писатель был не столько замученным одиночкой, сколько прото-самым интересным человеком в мире, маневрирующим на званом обеде жизни с воображением, которое нашло все — смерть, любовь. , полеты на воздушном шаре (Куприн попробовал и получил удовольствие) — одинаково увлекательно. Такое воображение было идеалом; но это было то, чего, по крайней мере, Чуковский считал невозможным для самого Куприна. «То, что знает Киплинг, он любит, и то, что он любит, он поет, потому что для художника органической эпохи петь, любить и слышать — синонимы», — сказал он. «Для Куприна все эти вещи ужасно разделены».
Вторая половина жизни Куприна с мрачной фамильярностью подтверждает проницательность Чуковского. После большого успеха «Дуэль » — книги, написанной, по крайней мере частично, как месть розово-романтической картине гарнизонной жизни, ставшей популярной в период разжигания войны начала 1900-х годов, — он стал непосредственным свидетелем одного из знаковых событий русской истории, когда он наблюдал Очаков , военно-морской крейсер, вдохновленный знаменитым Потемкин на мятеж против царя, обстрелянный в его портовом причале. «Пока я не умру, — писал Куприн в страстном и скорбном описании события, — я никогда не забуду этого огромного пылающего корабля, этого последнего слова в технике, обреченного на смерть вместе с сотнями человеческих жизней по сумасбродной воле Одинокий мужчина. » Более поздние сообщения показали, что Курпин обычно пытался спасти некоторых из умирающих моряков (факт, не упомянутый в его статье). За свои старания он был сослан и привлечен к ответственности за клевету адмиралом Черноморского флота.
Социальный писатель в лучшем смысле (он был идеалистом, рассказы которого каким-то образом умудрялись быть и личными, и репрезентативными), Куприн после очаковского дела постоянно оказывался в разладе с правящим правительством, как бы это правительство ни называло себя. Его внимание к деталям оставалось острым; но как бы резко он ни писал, дела в России, казалось, только ухудшались. К 1920-м годам он жил в Париже, собирая зарисовки и рассказы, а его жена пыталась (но безуспешно) поддержать их, основав выдающую библиотеку. Его письмо подвело его; как Николас Люкер , его единственный английский биограф, сказал: «Всегда предпочитая изображать жизнь такой, какой он ее прожил, ему становилось все труднее писать о России на расстоянии и по памяти».