cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок географии индия 11 класс – Конспект урока по географии на тему «Индия» (11 класс)

Содержание

Конспект урока по географии на тему «Индия» (11 класс)

Урок 12. Урок усвоения новых знаний.

Класс: 11-А

Тема: Индия

Цель: сформировать целостное представление об экономико-географических особенностях Индии.

Образовательные задачи:

  1. сформировать знания о политической карте, экономико-географическом положении, природно-ресурсном потенциале и особенностях населения Индии;

  2. способствовать развитию интереса у обучающихся к изучению данной темы через самостоятельную учебную деятельность;

  3. совершенствовать умения самостоятельно осуществлять поиск и отбор информации, её преобразование, анализировать картографические и статистические материалы, сравнивать, обобщать, делать выводы;

  4. формировать у обучающихся собственные суждения по отношению к негативным социальным явлениям на основе выявленных проблем населения региона.

Оборудование: физическая карта Индии, атласы, учебники, контурные карты, индийские сувениры, презентация «Общая экономико-географическая характеристика Индии».

Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин).

  1. Целеполагание, мотивация: сообщение темы урока, ознакомление с планом — изучения темы «Индия» (стр. 250 учебника), определение задач урока.

(Слайд № 2)

«Загадочная Индия… Над огненной землей — Другое небо. На огненном песке — Не те следы… Цветные сари и радость в сердце… Я пришла сюда сквозь свои сны. Там, где океан сливается с небом, там, где исчезают границы — там мое сердце…, Там в моем сердце – загадочная Индия. Ты показала мне дорогу. Ты открыла мне глаза, посыпая шафраном древние божества. Здесь ли началось Время? – здесь ему остановиться… В пряном запахе сквозь дым мифологий проступают лица. Там, где океан сливается с небом, там, где исчезают границы — там мое сердце…, Там в моем сердце – загадочная Индия. Я опускаю руки в песок, я становлюсь песком, рассыпаясь по дорогам Времени… Где нет границ — там мое сердце, Где нет границ – там Индия…»

(Презентация, слайд 1) Сегодняшний урок посвящён далёкой и загадочной стране – Индии. Своё название она получила от реки Инд. Большую часть сегодняшнего урока вы будете работать самостоятельно, используя различные источники информации: учебник, рисунки, схемы, карты атласа, презентацию по теме урока. В ходе урока вы будете оформлять контурные карты, заполнять таблицы, схемы (3 мин).

(Презентация, слайд 3)

План урока:

1. Территория, границы, положение. Государственный строй.

2. Природные ресурсы и условия: важнейший фактор развития стран.

3. Население: особенности воспроизводства, состава, размещения.

  1. Усвоение новых знаний

    1. ЭГП Индии. Территория, границы, положение. Государственный строй.

(20-25 мин.)

      1. Размеры и границы территории. (Слайд 4)

Республика Индия (на языке хинди – “Бхарат”), государство в Южной Азии. Территория Индии на севере простирается в широтном направлении на 2930 км, в меридиональном – на 3220 км. Площадь – 3,3 млн. кв.км. Индия омывается водами Аравийского моря на западе, Индийского океана на юге и Бенгальского залива на востоке. Её соседями являются на северо-западе Пакистан, на севере – Китай, Непал и Бутан, на востоке – Бангладеш и Мьянма. Индия — большая страна в форме треугольника.

Задание: используя «визитную карточку» на форзаце учебника, назовите, какое место в мире занимает страна по площади?

(По размерам занимаемой площади, Индия — на седьмом месте в мире после России, Канады, Китая, США, Бразилии, Австралии).

      1. Государственный строй. (Слайд № 5)

  • Задание: используя форзац учебника, таблицу 2 «Приложения», приведите примеры стран с различными формами правления и административно-территориального устройства.

— Тип государственного устройства – федеративная республика. Глава государства — президент. Избирается коллегией избирателей, состоящей из обеих палат парламента и законодательных органов штатов на 5-ти летний срок. Законодательный орган — двухпалатный парламент. Состоит из совета штатов (не более 250 мест, из которых 12 назначаются президентом, остальные избираются от законодательных органов штатов и территорий) и Народного Собрания. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром, назначаемым президентом. Административно-территориальное деление: 28 штатов и 7 союзных территорий центрального подчинения. Индия входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией.

(Слайд 5)

      1. Из истории государства.

Сообщение обучающегося об истории колонизации Индии:

Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Цивилизация в этом самобытном регионе возникла еще в III тыс. до н.э. В эпоху Великих географических открытий португальская экспедиция Васко да Гама (1498 год) открыла морской путь из Европы в Индию (вокруг Африки) и положила начало европейской колонизации этого региона. Начиная с XVI века, несколько европейских стран, включая Португалию, Нидерланды, Францию и Великобританию, будучи заинтересованными в торговле с Индией, захватили власть в раздробленных королевствах полуострова и начали битву за установление колоний на территории Индии. Англичане оказались успешнее остальных колонизаторов и к 1856 году большая часть Индии оказалась под контролем Британской Ост-Индской компании. Независимость Индия получила лишь после Второй мировой войны – 15 августа 1947 года. В 1947 году Индия была разделена на два британских доминиона – Индийский Союз и Пакистан (Западный и Восточный). В России об Индии стало известно благодаря книге А. Никитина «Хождение за три моря».

В книге «Хождение за три моря», Афанасий Никитин описывает Индию без прикрас, просто, деловито. Около трёх лет провёл Афанасий Никитин в Индии с 1471 – 1474 годы. Путешествовал не торопясь, то на лошади, то плыл по морю. Предполагаемый путь – Тверь – по реке Волга – по Каспийскому морю – Персия – Иран – Индия – Северный берег полуострова Сомали – Персидский залив – Чёрное море. Своим подвигом он доказывал, что во второй половине XV века, за 30 лет до португальского «открытия» Индии, путешествие в эту страну мог совершить на свой страх и риск одинокий, бедный, но энергичный человек, не имея поддержки со стороны государства, он не отрёкся от своей веры. Афанасий Никитин описывает Индию так: «Народ смуглый, больше тощий, приветлив вроде. Красивый народ, даром что чёрен. Женщины стройны, ловки, у всякой украшения: серьги, ожерелья. У иных на лбу цветные круглые знаки: синие, красные. Глаза, глаза дивны. После персидских дорог впервые бабье лицо вижу без сетки. Ну и край! Потом корова дорогу загородила. Никто её почему-то не гнал, она стояла и жевала клок сена. Индийское подворье дхарма-сала, стояло среди пальм, окружённое плетнём. Никитин, зайдя внутрь, вытаращил глаза. Прямо перед ним расхаживали и копались в земле, как куры радужные жар-птицы. Распускали хвосты-веера. Почти в каждой деревне – обезьяны сидят у самых домов, лазают по крышам».

(С первых дней независимости молодому Индийскому государству пришлось столкнуться с острейшими проблемами. Раздел страны по религиозному принципу и установление границ новых государств сопровождались массовым переселением индусов и сикхов из Пакистана в Индию, а мусульман – в Пакистан. В октябре 1947 года был спровоцирован конфликт между Индией и Пакистаном из-за Кашмира. Только весной 1948 года военные действия в Кашмире были прекращены, и с 1 января 1949 года вступило в силу соглашение о прекращении огня. Кашмирский вопрос до сих пор является одним из острейших в индо-пакистанских отношениях).

      1. Оценка экономико-географического положения Индии.

(Слайд 6)

Для социально-экономического развития стран и регионов большое значение имеет их экономико-географическое положение.

Задание: Оцените экономико-географическое положение Индии. Используя план и карту выясните, какие черты ЭГП Индии благотворно влияют на развитие экономики, какие тормозят развитие страны?

План:

  1. Положение по отношению к соседним регионам.

  2. Наличие или отсутствие выхода к морям и океанам.

  3. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.

  4. Положение по отношению к сырьевым базам, главным районам сбыта продукции.

  5. Вывод о влиянии ЭГП на развитие региона.

Пример ответов обучающихся: (Слайд 7)

Положение страны на морских торговых путях из Средиземного моря в Индийский океан, на полпути между Ближним и Дальним Востоком, из Юго-Западной Азии в Восточную и Юго-Восточную Азии.

Близость к рынкам сырья и сбыта продукции

2.

Приморское положение страны

Возможность торговли со странами мира через океаны и Средиземное море, развитие морского транспорта

3.

Положение вблизи главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку (Суэцкий канал)

Положительное влияние на развитие торгово-экономических связей

4.

На севере, северо-востоке – сухопутные границы с большим числом соседей, но граница проходит по горным рубежам.

Затрудняет экономическое развитие страны

Вывод: экономико-географическое положение (положение на пересечении транспортных путей) в целом благоприятно для развития экономики страны.

Закрепление.

  1. Как колониальное прошлое Индии повлияло на политическую карту и экономическое развитие страны?

  2. Отметьте на контурной карте площадь территории государства, крупнейшие по площади страны-соседи, монархии, федерации.

  1. Природные ресурсы и условия: важнейший фактор развития стран. (20-25 мин.)

    1. Оценка природно-ресурсного потенциала Индии.

— Индия обладает большими запасами природных ресурсов. Недаром в колониальное прошлое её называли «Жемчужиной британской короны». Здесь благоприятный климат, запасы некоторых видов минерального сырья (железные и марганцевые руды, хромиты, титан, цирконий, мусковит) имеют мировое значение.

Задание: используя учебник и карты, дополните характеристику ресурсов Индии, содержащуюся в тексте учебника. Данные занесите в таблицу. Сделайте вывод об обеспеченности Индии природными ресурсами и условиями:

Вопросы:

    1. Какими видами минерального сырья обеспечена страна?

    2. Где находятся крупнейшие месторождения минерального сырья в стране?

    3. Есть ли различия в показателях запасов сырья и обеспеченности сырьём?

(Слайд 8)

Пример заполнения таблицы. (Слайд 9)

    1. Заслушивание ответов обучающихся.

Виды ресурсов

Оценка обеспеченности

Минеральные

На долю государства приходится 95 % добычи угля, 100% нефти, 75 % стали, меди, свинца, а также имеются достаточные запасы марганцевых руд (3-е место в мире), урановых руд, фосфоритов, апатитов, гипса, известняка и слюды.

Земельные (почвенные)

Земельные ресурсы – главное природное богатство страны. На обрабатываемые земли приходится большая часть территории страны. Значительная часть почв обладает высоким плодородием. Это аллювиальные почвы долины Ганга и дельт рек на побережьях, а также черноземовидные глинистые почвы плоскогорья Декан в центре страны.

Проблема: связана с эрозией, засолением и истощением почв.

Агроклиматические

Обилие тепла в течение всего года позволяет собирать на значительной площади по 2-3 урожая, естественные пастбища составляют 5% территории страны – кормовая база для животноводства ограничена.

Проблема: земледелие нуждается в орошении.

Лесные

Лесные площади занимают 22% площади Индии, но леса на хозяйственные нужды не хватает. Лес – источник топлива и древесины.

Проблема: уничтожение лесов (особенно в Гималаях).

Водные

Реки Индии имеют большой энергетический потенциал, а также являются основным источником искусственного орошения. Главные реки – Ганг, Брахмапутра, Инд и их притоки. Реки, берущие начало в Гималаях, многоводны (со смешанным дождевым и снегово-ледниковым режимом питания).

Проблема: реки Деканского плоскогорья, питание которых в основном дождевое, в сухое время года сильно мелеют, а в сезон дождей – разливаются, затопляя поля и смывая урожаи.

Вывод: Индия чрезвычайно богата разнообразными природными ресурсами, среди которых ведущее значение имеют минеральные ресурсы. Имеющиеся ресурсы и условия создают природные предпосылки для развития промышленности и сельского хозяйства.

Закрепление.

Отметьте на контурной карте районы страны, богатые минеральными ресурсами.

(Слайд 10)

  1. Население: особенности воспроизводства, этнического состава и размещения (20-25 мин.).

    1. Мы изучаем население Индии

(Слайд 11)

План:

  1. Численность и особенности воспроизводства.

  2. Состав (структура) населения.

  3. Размещение населения, миграции.

  4. Уровни, темпы и формы урбанизации. Главные города и городские агломерации.

Прежде чем характеризовать население Индии вспомните, к какому типу воспроизводства относится страна? (ответ).

Задание: используя указанные источники информации, охарактеризуйте население Индии (10-12 мин.)

1 группа:

— Численность и особенности воспроизводства населения (можно пользоваться материалами учебника, стр.250; стр. 60-61, рис. 12-13, источниками дополнительной информации).

2 группа:

— Состав (структура) населения (можно пользоваться материалами учебника, стр.251; стр. 60-61, источниками дополнительной информации).

3 группа:

— Размещение населения, миграции, уровни, темпы и формы урбанизации. Главные города и городские агломерации

(Слайд 12)

    1. Заслушивание ответов

(Слайды 13, 14, 15)

    1. Закрепление.

    1. Проблемы населения Индии. (Слайд 16)

Важнейшая из внутренних проблем страны — национально-религиозная рознь. Обретение независимости Индии в 1947 году и раздел страны по религиозному принципу, установление новых границ сопровождались массовой миграцией населения. Лишь в августе – сентябре 1947 года общее число беженцев с обеих сторон составило 2 млн. человек. Это вызвало резкое обострение религиозно-общинной розни по обе стороны границы. Особенно кровавый характер приобрели события в Пенджабе, где убийства, грабежи, разрушения жилищ беженцев были массовым явлением. Согласно приблизительным оценкам, только убитых было более 500 тыс., до 12 млн. человек пострадали материально. Шовинистические индусские и мусульманские организации в Индии и Пакистане подогревают религиозную ненависть и нетерпимость, призывают к расправе над теми, кто выступает за примирение между двумя общинами. Кашмирский вопрос не утратил своей актуальности и сейчас. Другая группа проблем, внешне менее острая, но чреватая далеко идущими последствиями,— это демографическая. Неслыханно быстрый прирост населения (со времени деколонизации почти вдвое) угрожает стране катастрофой. Проблема каст: вошедшее в норму неравенство держит три четверти населения страны на уровне бытия вчерашнего дня. Оно, это принадлежащее к низшим кастам большинство, привычно не претендует на ту долю имущества страны, которая по справедливости должна была бы ему принадлежать. Оставаясь на низком уровне развития и едва влача существование, оно тем самым дает возможность меньшинству, прежде всего городскому населению и социальной верхушке деревни, пользоваться благами современных достижений экономики и техники.

Вопросы:

  1. О чём свидетельствуют эти данные? (о крайне низком уровне жизни населения, что отрицательно сказывается на качестве населения государства. Средняя продолжительность жизни здесь составляет в среднем 68,7 лет).

  2. Что необходимо предпринять для решения проблем населения Индии?

(Демографическая политика: поощрение местных правительств, которые наилучшим образом справляются с задачей снижения рождаемости, распространения нормы малой семьи, снижения младенческой смертности и общего коэффициента рождаемости, а также с задачей распространения грамотности).

  • Денежное вознаграждение родителям в размере 500 рупий за рождение девочки, при условии, что это первый или второй ребенок.

  • Денежное вознаграждение в размере 500 рупий за первого и второго ребенка тем матерям, которые имели первое рождение после 19 лет.

  • Предоставление медицинской страховки, покрывающей расходы, не превышающие 5000 рупий, семьям, находящимся за чертой бедности, один из супругов которой проходит процедуру стерилизации, при условии того, что в семье не более двух детей.

  • Вознаграждение супружеских пар, находящихся за чертой бедности, которые вступили в брак по достижению законного возраста, завели первого ребенка после исполнения матери 21 года и провели стерилизацию одного из супругов после рождения второго ребенка.

  1. Закрепление знаний

  • Вы успешно справились со всеми заданиями, предлагаю вам проверить себя, ответив на вопросы теста (3 мин.)

(Слайд 17)

Проверьте себя:

  1. Название страны на языке хинди?

1) Матхура 2) Бхарат 3)Бхопал

2. Какое животное считалось символом власти и величия махараджей?

1) корова 2) тигр 3) слон

3. С какого года Индия обрела независимость от Великобритании?

1) 1847 2)1717 3) 1917 4) 1947

4. На каком континенте расположена Индия?

1) Индостан 2) Атлантида 3) Евразия

5. По размерам занимаемой площади Индия стоит после:

1) Китая 2) России 3) Австралии 4) США

6. Сколько горизонтальных полос на флаге Индии?

  1. две 2) пять 3) три

7. Какая религия наиболее распространена в Индии?

1) буддизм 2) ламаизм 3) джайнизм 4) индуизм

8. Самый большой город по численности населения?

1) Нью-Дели 2) Мумбаи 3) Калькутта 4) Бангалор

9. Индия не имеет общие границы с:

1) Пакистаном 2) Китаем 3) Непалом 4) Бутаном 5) Японией

10. Основная территориальная единица Индии?

1) Сикким 2) Союз 3) Штат 4) Канон

  1. Домашнее задание на выбор (1 мин.)

(Слайд 18)

  1. Сообщение«Традиции Индии».

  2. Составить кроссворд по теме урока.

Источники информации: текст учебника стр. 250-254, таблицы «Приложения», географические карты Индии, Интернет-ресурсы.

  1. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок (3 мин.)

Рефлексия: — что я нового узнал на уроке?

— что мне понравилось?

— что больше всего запомнилось?

Спасибо за внимание!

infourok.ru

Урок географии по теме «Индия». 11-й класс

Разделы: География


Цель: Обобщить знания, полученные при изучении страны.

Задачи:

1. Закрепить изученный материал по данной теме.
2. Развитие интереса к предмету.
3. Способствовать развитию интереса к познанию жизни других народов и стран.

Оборудование: карты Индии (физическая, экономическая), атласы, мультимедийный проектор с подготовленной презентацией, учебник.

Технология: Игровая.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Провести жеребьёвку, разбить класс на 2 команды.

Темы и вопросы. (Презентация)

1. ЭГП.

  1. Какое место в мире занимает по площади? (7 место.)
  2. Площадь государства? (3,3 млн км2.)
  3. На какой равнине расположено государство? (Индо-Гангской.)
  4. Укажите состав территории государства. (П-ов Индостан, Лаккадивские, Андаманские, Никобарские о-ва.)
  5. Перечислите, с какими государствами граничит Индия. (Пакистан, Непал, Китай, Бутан, Мьянма, Бангладеш. По Гималаям граница не обозначена.)

2. Государственное устройство.

  1. Государственный строй Индии (Федеративная республика.)
  2. Исполнительная власть (правительство во главе с премьером.)
  3. Столица и административно территориальное деление (Дели. 28 штатов и 7 союзных территорий.)
  4. Чем знаменателен для Индии 1950 год? (Индийский союз стал Республикой Индия.)
  5. Индийский национальный лидер, возглавивший Индийский национальный конгресс. В 1915 г разработал тактику ненасильственной борьбы против колонизаторов, которая подразумевала бойкот английских товаров, отказ от сотрудничества с англичанами. (Махатма Ганди.)

3. Население.

  1. Какое место в мире занимает Индия по численности населения? (2-е место.)
  2. Какова плотность населения Индии? (329 человек на квадратный км, 2-е место в мире.)
  3. Какое количество официальных языков определено в конституции Индии? (21 язык, 1625 диалектов.)
  4. Что такое касты? Какие касты вы знаете? (Касты – замкнутые группы людей. Высшие – брахманы и военно-землевладельческая касты, более низкие – торговцы, ремесленники и т.п., низшая каста “парии” – неприкасаемые.)
  5. Какую демографическую политику проводит правительство? Добились ли власти таких результатов как в Китае? (В каждой семье один мальчик и одна девочка. Демографическая политика провалилась.)

4. Хозяйство.

  1. Какой вид транспорта преобладает в Индии. (Железнодорожный.)
  2. Какую долю от всего населения составляет сельское? (2/3).
  3. Что означают термины “зелёная революция”, “белая революция”? (“Зелёная революция” – обеспечение Индии зерновыми культурами: пшеницей, рисом; “белая революция” – самообеспечение Индии молоком и молочными продуктами.)
  4. Какой вид тяжёлой промышленности занимает 1-е место в структуре промышленности Индии? (Добывающая промышленность: 9% железной руды мира, 15% марганцевых руд, бокситы, золото, алмазы, драгоценные камни.)
  5. Объясните, почему районы концентрации тяжёлой промышленности сосредоточены на северо-востоке страны. (Месторождения коксующегося угля соседствуют с месторождениями железной руды.)

5. Культура.

  1. Что такое “Болливуд”? (Киноиндустрия.)
  2. Перечислите основные религии Индии. (В Индии 80 % населения исповедуют индуизм. Вторая распространённая религия это ислам с около 13 % последователей. В Индии зародились и существуют буддизм, джайнизм и сикхизм. 2 % населения исповедуют христианство. С Индией также связаны иудаизм и зороастризм; в стране эти религии имеют по несколько тысяч последователей.)
  3. Почему корова у индийцев считается священным животным? (Корова считается матерью, так как она кормит людей своим молоком и при этом обладает такими материнскими качествами, как доброта, спокойствие, миролюбивость.)
  4. Что означает традиционный жест индийцев, когда он поднимает соединенные ладони к подбородку, как для молитвы, и покачивает головой со словами: (Таким образом, местные жители приветствуют друг друга.)
  5. Это чудо света находится в городе Агра на севере Центральной Индии. Считается жемчужиной индо-исламской архитектуры. Могольский правитель Шах-Джахан воздвиг этот памятник как гробницу своей любимой жены, умершей в 1631 году. (Тадж-Махал.)

III. Подведение итогов.

Использованные ресурсы

  1. http://festival.1september.ru/articles/531159/
  2. http://guzvenag.ucoz.ru/
  3. http://go.mail.ru/search_images http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/1150/%D0%98%D0%9D%D0%94%D0%98%D0%AF http://news.rambler.ru/12158228/
  4. http://900igr.net/kartinki/geografija/KHarakteristika-Indii/006-Gosudarstvennye-simvoly-Indii.html
  5. http://mostinfo.su/301-chislennost-naseleniya-stran-mira-v-2013-godu.html http://samogo.net/articles.php?id=4240
  6. http://volgograd.yabloko.ru/news/index.phtml?id=1392
  7. http://forexaw.com/TERMs/Society/People_and_nation/l769
  8. http://www.rulez-t.info/foto_pics/19999-indiyskie-zheleznye-dorogi.html
  9. http://www.syl.ru/article/70694/selskoe-hozyaystvo-indii
  10. http://www.metalinfo.ru/ru/news/64765

24.07.2014

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок «Индия», 11 класс

Индия

Цели и задачи: выявить географическую специфику страны, рассмотреть развитие ее экономики, подчеркнуть уникальность, неповторимость и противоречивость страны, отметить неиспользованный экономический и политический потенциал страны и ее уровень торгово-партнерских отношений.

Оборудование: политкарта мира, иллюстрации достопримечательностей, диск-урок, мультимедиопроектор.

 Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа учащихся; групповая работа; работа в парах; творческое задание; работа с картой и учебником, сообщения учащихся об Индии. 
Методы: иллюстративно-словесный, картографический.
Географические объекты:  часть Света Азия, полуостров Индостан, горы Гималаи, плоскогорье Декан, Индо-Гангская низменность, реки – Инд, Ганг; города – Дели, Бомбей, Мадрас, Калькутта, остров Цейлон (Шри-Ланка).
Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: (урок-экскурсия).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Добрый день ребята! Сегодня урок географии у вас проведу я. Меня зовут Алла Васильевна я учитель географии Орловской школы.

Сегодня у нас с вами не обычный урок.

Я впервые проведу урок для вас, вы впервые посотрудничаете со мной, а вместе с нами на уроке будут присутствовать уважаемые гости – методисты районного отдела образования. А все вмести мы станем участниками большого исторического события 1 муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» с чем я всех нас и поздравляю (аплодисменты).

  1. Актуализация опорных знаний

Начнём! Сегодня на уроке мы продолжим знакомится с географическим регионом Азия и расширим наши знания о нём, но прежде покажите на карте географические положение региона (показать на карте у доски)

Вы уже познакомились с общей характеристикой Азии, и её отдельными государствами узнаем, что же мы знаем?

Задание №1. (1 ученик) На магнитной доске сгруппировать факторы, которые характеризуют страны Китай и Японию (Япония: архипелаг, робототехника, Мицубиси, аквакультура, синтоизм. Китай: «демографический взрыв», рис, Хуанхэ, черная металлургия, «экономическое чудо» (лишнее самолётостроение, Коран)

Задание №2. Два ученика получат индивидуальные задания по карточкам. Картографический практикум

Карточка №1 1.Нанесите на контурную карту границы государства Китай. 2.Подпишите столицу и самый большой город страны. (Пекин, Шанхай)

Карточка №2 1.Подпишите на контурной карте моря омывающие Японию.. 2.Подпишите столицу Японии.(Токио, Японское, Охотское, Восточно-Китайское)

Задание №3 (Для класса) А вместе с классом мы сейчас используя политическую карту ответим на вопросы географической викторины «Это Азия!» и эти географические объекты найдём на карте:

1.Самое большое по площади государство Азии полностью расположенное в регионе? (Китай)

2. Самое высокогорное государство Азии? (Непал)

3. Какое государство Азии находится ближе всего к экватору? (Малайзия)

4.Население какой страны имеет самую большую продолжительность жизни? (Япония)

5.Самое бедное государство Азии? (Пакистан)

3.Изучение нового материала.

Спасибо за работу, а мы с вами продолжаем добывать знания, и я хочу предложить вам следующие предметы (шахматы, чай, фото Аксёнова) Что их объединяет?

Правильно! Индия! Это тема нашего сегодняшнего урока.

В тетради запишем число и тему нашего урока

Прием «Ассоциации» С чем у вас ассоциируется Индия? (на доске записываю: сари, кино, танцы, йога, слоны, чай, ). Вот как мы много знаем! А что бы хотели узнать? Подумайте и запишите в тетрадь то, о чем бы вы хотели знать больше изучая Индию?

А пока вы думаете и записываете, я прочитаю вам стихотворение об Индии

Приём «Микрофон» (2-3 ученики зачитывают, что хотят узнать)

Что ж ваша любознательность подталкивает нас к путешествию. Вы любите путешествовать? Пока, к сожалению, это не возможно, а впереди у вас длинная жизнь и я думаю, что всё получится. Приглашаю в заочное путешествие в Удивительную и загадочную Индию. А я буду вашим гидом.

( Звук самолета)

Дорогие друзья рада вас приветствовать на борту нашего самолета. Наш путь в Индию. Сядьте по удобнее и прослушайте географическую информацию. Заинтересовавшие вас моменты можно отметить в бортовом журнале, то есть в тетради.

Индия – государство в Южной Азии, включает Лаккадивские, Андаманские и Никобарские острова. Граничин с Китаем, Пакистаном, Афганистаном, Непалом, Бутаном и Шри-Ланка. Граница с Китаем в Гималаях не маркирована. Площадь – 3,3 млн. кв.км. (7 место в мире). Столица — Нью-Дели.

Индия – одна из древнейших стран мира. Уже в Ш тысячелетии до н.э. на этой территории существовала Хараппская цивилизация. В средние века Индия стала объектом пристального внимания европейцев. Вам известна история первооткрывателя морского пути в Индию Васко да Гамы, а так же первое сухопутное путешествие нашего земляка Афанасия Никитина «Хождение за три моря». В середине 18 века территория Индии, попала в подчинение Англии. Индию называли «жемчужиной в короне Британской империи». Индия получила независимость 15 августа 1947 года. С января 1950 г. Индия стала республикой.

Форма территориального устройства – федеративная — 28 штатов и 7 союзных территорий.  Флаг: оранжевый — отречение, покорность; белый – свет, правда, простота; зелёный – связь с землей и природой в центре древний буддистский знак – «чакра» — в виде колеса с 24 спицами – атрибут бога Вишну, символ Солнца.

Каждый уважающий себя человек отправляясь в путешествие старается узнать что-то об объекте исследования, чтоб сложные ситуация не застала врасплох.

Приём «Оптимист и пессимист»

ОПТИМИСТ

ПЕССИМИСТ

По численности населения Индия занимает 2-е место в мире (после Китая) — 1 млрд. 210 млн. человек.

Однако средняя продолжительность жизни 56 лет

ВВП на душу населения за последние 10 лет вырос в несколько раз

При этом большая часть населения Индии живет за чертой бедности

В Индии 4,5 тысячи городов (это 2 место в мире)

Однако более 70% населения страны являются сельскими жителями

Протяжённость железных дорог в Индии превышает 6 тыс.км. (4 место), а длина автодорог – 3350 тыс. км (2 место).                      

Но вьючный транспорт продолжает играть одну из ведущих ролей

Каждый 2 программист в мире -индиец

40% населения страны не грамотно

Индия владеет самой передовой атомной программой

И не смотря на это кизяк и хворост активно используют для отопления

Индия имеет самое большое поголовье КРС

И при этом в год индиец потребляет 1, -2 кг мяса

Индия имеет самую мощную киноиндустрию «Боливут» более 750 фильмов ежегодно

Занимает 1м в мире по числу ВИЧ-инфицированных

Вот такую информацию подготовили нам ребята. Я надеюсь она будет полезной и пригодится в дальнейшем.

Мы с вами достигли цели и используя атлас и знания полученные ранее в 7 классе познакомимся с природой Индии.

Природа Индии

Задани в парах. Используя атлас и общие знания дописать не достающую информацию.

1. Индия расположена главным образом в пределах полуострова……………. Около ¾ территории страны занято ……………………. .Почти весь полуостров Индостан занимает плоскогорье………………………….

2. К северу от полуострова Индостан в обширном предгорном прогибе расположена……………равнина. Высочайшая горная система Земли ………. …… является природной границей Китая и Индии.

3. Имеются крупные месторождения полезных ископаемых: 1)……………….2)……………..3)……………………4)………………….…5)……….……6)…………………

4. Климат преимущественно……………………..Во время ….………..муссона, играющего огромную роль для земледелия Индии, выпадает 70-90% осадков, зима-……………..На востоке находится самое влажное .место на Земле…………………………..

5.Растительность Деканского плоскогорья и Индо-Ганской равнины сильно изменена. Леса покрывают около ¼ территории Индии.

Практическое задание: Самое мокрое место на Земле – Черапунджи. (Определим географические координаты)

Продолжаем знакомится в Индией и главным богатством любой страны является — народ. Давайте узнаем больше о населении страны.

Какие языки являются государственными? (18 языков хинди и английский)

Работа в группах:
1 группа. Численность и воспроизводство населения Индии

  1. Проследите динамику численности населения Индии. Как изменилась численность за последних сто лет?

  2. Какие проблемы возникают в связи с высокой численностью и высоким приростом населения?

Литература: Учебник стр 264.

2 группа. Этнический состав населения Индии

Охарактеризуйте этнический состав населения Индии. Сколько народов проживает в стране, каким языковым группам они принадлежат?

  1. Как этнический состав населения Индии?

  2. Какие проблемы возникают в связи с пестротой национального состава? В каких штатах они приводили к национальному конфликту?

Литература: Учебник стр 264-265

3 группа. Религиозный состав населения

  1. Какое влияние оказывает религия на жизнь Индии?

  2. Что такое каста? Что вы о них знаете?

Литература: Учебник стр 264-266

4 группа. Размещение населения. Городское и сельское население.

  1. Как размещено население на территории страны? Где и почему селились люди?

  2. Кк развивается процесс урбанизации в Индии?

Литература: Учебник стр 266

Для тех кто не вошёл в состав групп Задание по карте стр 265 определить 5 самых крупных городов Индии (Дели, Мумбаи, Калькута, Ченнаи, Бонгалор)

Народ – это так же традиции и культура. В соответствии с индуистской легендой мир был создан танцующим богом Шивой. Своим божественным танцем Шива уничтожил враждебных ему демонов, и с тех пор боги всегда танцевали.

ФИЗМИНУТКА (музыка, танцевальные движения)

Продолжаем наше путешествия и обратимся к хозяйству Индии

Промышленность: Большинство предприятий тяжёлой промышленности Индии после обретения независимости в 1950 году было национализировано или создавалось самим государством. На долю государства приходится 95 % добычи угля, 100% нефти, 75 % стали, меди, свинца, железные дороги, авиационный транспорт

Современная Индия теперь производит н станки, телевизоры, тепловозы, автомобили, тракторы, электронику, оборудование для АЭС и космических исследований.

Частный сектор преобладает в машиностроении, сельском хозяйстве, пищевой и медицинской промышленности, строительстве, торговле.

Индия делает ставку на собственное сырьё и дешёвую рабочую силу.

Давайте по атласу определим центры промышленности Индии?

Несмотря на рост промышленного производства 2/3 населения Индии заняты в сельском хозяйстве. Об этом хозяйственном комплексе нам расскажет……………………………

Сельское хозяйство

В Индии два сезона: дождливое лето хариф, и сухая зима раби. Летом высевают влаголюбивые культуры: рис, хлопок, сахарный тростник и джут. А зима – время сева культур, менее зависимых от наличия влаги: пшеницы и ячменя. Природа позаботилась о том, чтобы растения в Индии могли расти круглый год.

В 1960-х годах страна пережила «зелёную революцию»: началась эра распространению гибридных сортов пшеницы, риса и других культур. Благодаря чему были решены проблемы обеспечения населения продовольствием. Выращиваются кофе, пряности, арахис, и конечно же, чай.

В 1970-1980 годах Индия пережила «белую революцию», результатом которой стало обеспечение населения собственными молочными продуктами.

В Индии многочисленное поголовье крупного рогатого скота, коз, овец, свиней.

А дополнит наше путешествие проект в котором может поучаствовать каждый из вас называется он «Индия это….»

        Ганг – священная река, это кусочек неба, омовение в его водах означает обретение небесного блаженства. Умершие сжигаются на берегу реки, и их пепел развеивается над ней. Микробы холеры погибают в Ганге в течение 3-4 часов. Бактерицидная способность «священной влаги» — это следствие присутствия в ней радиоактивных элементов, бактериофагов – вирусов бактерий, способных их разрушать.

           Сари – это прямоугольный кусок материи метровой ширины и 5-6-метровой длины. Сари не шьют, а им оборачиваются вокруг пояса, оставляя несколько складок спереди. Другой конец сари прикрывает верхнюю часть туловища. Нередко у 1 крыла носа укрепляют драгоценный камушек в оправе – пхули.

Синдуром – красным порошком – посыпается пробор в волосах невесты. Женщины – индуски украшают себе лоб тикой – цветным, обычно красным, пятнышком, означающим Божье благословение. Тику красного цвета могут носить девушки и женщины любого возраста, но только не вдовы. Красный цвет – цвет крови – символизирует полнокровную жизнь, жизнь же вдовы в индуистской традиции не считается полноценной.

           

Тадж – Махал – воспетый поэтами знак любви шаха Джахана к жене Мумтаз Махал.

Золотой храм, построен в центре озера Амритсар («бассей с нектаром»). Согласно легендам сам Будда провел здесь некоторое время. Купание в озере – непременный атрибут обряда очищения. В храме хранится бесценное сокровище Индии – Священная книга сикхов.

Королевский бенгальский тигр . Сочетание грации, ловкости и огромной мощи сделали тигра национальной гордостью Индии Национальная птица Индии — индийский павлин. Павлин встречается по всему индийскому субконтиненту. Люди оберегают павлинов, руководствуясь религиозными и сентиментальными побуждениями. Павлин охраняется «Законом об охране дикой природы» 1972 года.

Национальный цветок Индии — лотос. Этот священный цветок занимает уникальное место в искусстве и мифологии древней Индии. С незапамятных времен он считается счастливым символом Индии

Что ж наше путешествие пора заканчивать, надо успеть вернутся. Отправляемся в обратный путь. А в пути заглянем в свой бортовой журнал, проверим, обо всем ли мы узнали, о чем хотели?

Выводы

Наш перелет закончен мы снова дома. Мне хочется воспользоваться словами эпохи Тамерлан «Есть время разбрасывать камни, время их собирать». Этот аллегорический эпитет применим и к нашим знаниям. И именно они станут символом собранных камней -тест

Итоги урока.

Спасибо за сотрудничество. Оценки

Домашнее задание

Изучить стр 263-270, составить вопросы

Творческое задание: Исследователи Индии (сообщение, презентация..)

А завершить урок мне бы хотелось по нашему по индийски «Намастэ» — «Я приветствую твоего бога». Удачи вам и успехов.

Бог Брахма создал 4 касты:

– из головы – жрецов (верхнее сословие, элита),

– из рук и плеч – кштариев (воинов, защитников страны)

– из бедер – торговцев, ремесленников, земледельцев (снабжать и кормить людей)

– из ног – низшая каста (слуг и рабов).

А все то, что не подошло для создания 4-х каст, бог отбросил в сторону, в неведомую темноту и создал неприкасаемых, самую отверженную и бесправную часть общества–

уборщиков мусора и нечистот.

Архипелаг

Робототехника

Мицубиси

Аквакультура

Синтоизм

«Демографический взрыв»

Рис

Хуанхэ,

Черная металлургия

«Экономическое чудо»

Самолётостроение

Коран

(Япония: архипелаг, робототехника, Мицубиси, аквакультура, синтоизм. Китай: «демографический взрыв», рис, Хуанхэ, черная металлургия, «экономическое чудо» (лишнее самолётостроение, Коран)

Карточка №1

1.Нанесите на контурную карту границы государства Китай.

2.Подпишите столицу и самый большой город страны.

Карточка №2

1.Подпишите на контурной карте моря омывающие Японию.

2.Подпишите столицу Японии.

ОПТИМИСТ

ПЕССИМИСТ

По численности населения Индия занимает 2-е место в мире (после Китая) — 1 млрд. 210 млн. человек.

Однако средняя продолжительность жизни 56 лет

ВВП на душу населения за последние 10 лет вырос в несколько раз.

При этом большая часть населения Индии живет за чертой бедности

В Индии 4,5 тысячи городов (это 2 место в мире)

Однако более 70% населения страны являются сельскими жителями

Протяжённость железных дорог в Индии превышает 6 тыс.км. (4 место), а длина автодорог – 3350 тыс. км (2 место).                      

Но вьючный транспорт продолжает играть одну из ведущих ролей

Каждый 2 программист в мире — индиец

40% населения страны не грамотно

Индия владеет самой передовой атомной программой

И не смотря на это кизяк и хворост активно используют для отопления

Индия имеет самое большое поголовье КРС

И при этом в год индиец потребляет 1, -2 кг мяса

Индия имеет самую мощную киноиндустрию «Боливуд» более 750 фильмов ежегодно

Занимает 1м в мире по числу ВИЧ-инфицированных

Природа Индии

Используя атлас и общие знания дописать не достающую информацию.

1. Индия расположена главным образом в пределах полуострова……………. Около ¾ территории страны занято ……………………. .Почти весь полуостров Индостан занимает плоскогорье………………………….

2. К северу от полуострова Индостан в обширном предгорном прогибе расположена……………равнина. Высочайшая горная система Земли ………. …… является природной границей Китая и Индии.

3. Имеются крупные месторождения полезных ископаемых: 1)……………….2)……………..3)……………………4)………………….…5)……….……6)…………………

4. Климат преимущественно…………………….. Во время ….………..муссона, играющего огромную роль для земледелия Индии, выпадает 70-90% осадков, зима-…………….. На востоке находится самое влажное .место на Земле…………………………..

5.Растительность Деканского плоскогорья и Индо-Ганской равнины сильно ………………. Леса покрывают около ¼ территории Индии.


1 группа. Численность и воспроизводство населения Индии

    1. Проследите динамику численности населения Индии. Как изменилась численность за последних сто лет?

    2. Какие проблемы возникают в связи с высокой численностью и высоким приростом населения?

Литература: Учебник стр 264.

  1. группа. Этнический состав населения Индии

    1. Как этнический состав населения Индии?

    2. Какие проблемы возникают в связи с пестротой национального состава? В каких штатах они приводили к национальному конфликту?

Литература: Учебник стр 264-265

  1. группа. Религиозный состав населения

      1. Какое влияние оказывает религия на жизнь Индии?

      2. Что такое каста? Что вы о них знаете?

Литература: Учебник стр 264-266

  1. группа. Размещение населения. Городское и сельское население.

        1. Как размещено население на территории страны? Где и почему селились люди?

        2. Как развивается процесс урбанизации в Индии?

Литература: Учебник стр 266

Сельское хозяйство

В Индии два сезона: дождливое лето — хариф, и сухая зима — раби. Летом высевают влаголюбивые культуры: рис, хлопок, сахарный тростник и джут. А зима – время сева культур, менее зависимых от влаги: пшеницы и ячменя, овощей. Природа позаботилась о том, чтобы растения в Индии могли расти круглый год. Ведь большенство житилей Индии – вегитарианцы.

В 1960-х годах страна пережила «зелёную революцию»: началась эра распространению гибридных сортов пшеницы, риса и других культур. Благодаря чему были решены проблемы обеспечения населения продовольствием. Выращиваются кофе, пряности, арахис, и конечно же, чай. Мировой экспорт чая составляет 21%

В 1970-1980 годах Индия пережила «белую революцию», результатом которой стало обеспечение населения собственными молочными продуктами.

В Индии многочисленное поголовье крупного рогатого скота, коз, овец, свиней. Однако животноводство является вспомогательной отраслью сельского хозяйства т.к. в основном животные используются, как тягловая сила, а употребление молока разрешено только детям, больным и старым людям.

Корова – священное животное. Употреблять мясо в пищу смертельный грех. А выделка кожи – это занятие самой низкой касты.

Ганг – священная река, это кусочек неба, омовение в его водах означает обретение небесного блаженства. Умершие сжигаются на берегу реки, и их пепел развеивается над ней. Микробы холеры погибают в Ганге в течение 3-4 часов. Бактерицидная способность «священной влаги» — это следствие присутствия в ней радиоактивных элементов, бактериофагов – вирусов бактерий, способных их разрушать.

 Сари – это прямоугольный кусок материи метровой ширины и 5-6-метровой длины. Сари не шьют, а им оборачиваются вокруг пояса, оставляя несколько складок спереди. Другой конец сари прикрывает верхнюю часть туловища.

Пхули — у крыла носа женщины укрепляют драгоценный камушек в оправе

Синдуром – красным порошком – посыпается пробор в волосах невесты.

Тика – красное пятнышко на лбу означающим Божье благословение. Тику красного цвета могут носить девушки и женщины любого возраста, но только не вдовы.

Королевский бенгальский тигр — сочетание грации, ловкости и огромной мощи сделали тигра национальной гордостью Индии

Национальная птица Индии — индийский павлин. Павлин встречается по всему индийскому субконтиненту. Люди оберегают павлинов, руководствуясь религиозными и сентиментальными побуждениями. Павлин охраняется «Законом об охране дикой природы» 1972 года.

Национальный цветок Индии — лотос. Этот священный цветок занимает уникальное место в искусстве и мифологии древней Индии. С незапамятных времен он считается счастливым символом Индии

Йогаэто наука. Наука, которая уже несколько тысячелетий изучает Тело, Дыхание, Ум, Память, Интеллект, Эго и наше Истинное. Это учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозных и философских систем Индии, ставящих целью достижения состояния «освобождения»

Тадж – Махал – воспетый поэтами знак любви шаха Джахана к жене Мумтаз Махал. Золотой храм, построен в центре озера Амритсар. Согласно легендам сам Будда провел здесь некоторое время. Купание в озере – непременный атрибут обряда очищения. В храме хранится бесценное сокровище Индии – Священная книга сикхов.

infourok.ru

Урок географии на тему «Индия -страна контрастов» 11 класс

МБОУ «Ершичская средняя школа»

с. Ершичи Смоленской области

Тимошенкова Наталья Михайловна

учитель географии первой квалификационной категории

Тема урока: «Индия – страна контрастов «. Урок географии в 11 классе

Цели::

  1. Сформировать представление о стране и специфике её развития

  2. Доказать противоречивость и самобытность Индии, проанализировать ее роль в истории мировой цивилизации и экономики;

  3. Способствовать воспитанию интереса к познанию жизни других народов и стран.

  4. Совершенствовать умения анализировать, показывать, убеждать.

  5. Развивать коммуникативные, информационные навыки, умение работать со статистическими материалами, научно-популярной литературой.

Оборудование: политическая карта мира, атласы, учебник, презентация.

Тип урока :изучение нового материала урок.

Методы: объяснительно- иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский, коммуникативно- информационные технологии

Формы работы: индивидуальная; фронтальная; групповая.

Оборудование: экран, ноутбук, мультимедийный проектор, атласы, учебники

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Вступительное слово

Знакомство с «опорными» листам

Подготовительный этап.

Прием «Ассоциации» 

Постановка учебной задачи,

Знакомит с учебными задачами урока

 

Изучение нового материала

Диалог по визитной карточке страны

Руководство работой групп

Отвечают на вопросы

Выполняют задания в группах по карточкам

Обобщение изученного материала

 

Осмысление и закрепление

Просмотр презентации, выполненной учащимся

Итог урока

Подводит итог работы

Высказывают своё мнение

Рефлексия

Отвечают на вопросы

Домашнее задание

Записывают в дневники Д/З

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой на урок. Мотивация. Постановка цели.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами. А какое настроение у вас? На уроке, вас ожидает много интересных знаний, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Пусть хорошее настроение сопутствует нам на протяжении всего занятия.

2 Подготовительный этап.

-На доске написано слово «Индия». Запишите все, что связано в ваших мыслях с Индией. (Сари, фильмы, танец, шахматы, чай, украшения, слоны, йога, лотос, песни…)

3.Изучение нового материала.

Учитель: «Сегодня мы отправимся в страну, но не бесцельными странниками, а исследователями, потому что вы сами будете добывать знания об этой удивительной и контрастной стране

Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Индусы впервые в мире научились выращивать рис, подарили миру шахматы и десятичную систему счисления.

Уже с детства каждый ребенок начинает узнавать что-то об Индии сначала это всемирно известные сказки, затем рассказы Киплинга, а сегодня мы поближе познакомимся с этой самобытной страной и составим ее общую экономико — географическую характеристику, но не традиционно, а с позиции двух полюсов, так как главная цель урока — в чем же своеобразие и контрастность страны, что способствует процветанию, а что тормозит его.

Начнем мы наше знакомство с визитной карточки Индии

Визитка страны.

Работа с данными 1 форзаца учебника и с политической картой атласа

1.Столица Индии…

2.Республика Индия расположена в Южной Азии на полуострове ….

3.Граничит с ….

4. Имеет выход в …

5.Какие плюсы имеет ЭГП страны? Какие минусы в ЭГП страны?

Выход к Индийскому океану

Большая протяжённость морских границ

Большая площадь территории страны

Большое количество соседних государств

Положение на пересечении мировых

торговых путей.

Обособленность территории

Сложность освоения и труднодоступность

отдельных районов страны из-за горного рельефа

Отсутствие транспортных магистралей в

центральных и северных частях страны.

6. Рассмотрите символику страны. Что могут символизировать цветы флага?

7 Что может символизировать герб Индии?

8 Площадь – 3165,6 тыс. км (7-е место среди государств мира)

9.Индия — федеративная республика.

Состоит из 26 штатов. Высшим органом власти является парламент.

10.Глава государства — президент, избираемый собранием депутатов парламента.

Учитель: Сейчас я вас попрошу объединиться в группы по 5 человек и работаем по карточкам в группах

Ваша задача выявить контраст, который характерен современной Индии в различных областях жизни и записать в тетради.

Работа в группах

1 группа

Используя карты атласа, текст учебника на стр.250-253, дополнительную информацию составьте характеристику населения страны и выявите контраст, который характерен для населения современной Индии

2 группа.

Используя экономическую карту Индии, текст параграфа стр.253-254 начертите кластер «Модель экономики Индии», в котором отразите контрастность её развития.

3 группа

Подготовить по тексту учебника стр.254-255, дополнительным материалам, таблицам учебника общую характеристику природно — сырьевой базы и промышленности, проследить отраслевой состав промышленности, особенности размещения.

4 группа

Используя карты атласа, текс учебника, дополнительные материалы выявить характерные черты развития с\х и контраст в его развитии

Учитель: Прошу группы представить результат. В процессе прослушивания отчётов каждой из групп вы можете делать записи, для общего вывода

Отчёт 1 группы

Демографическая политика, направленная на снижение рождаемости

2-ой тип воспроизводства населения, огромная доля детей

Самое многонациональное государство

Преобладание мужчин

Равноправие по Конституции

Высокая плотность населения

Религия индуизм, все верующие

Большая доля специалистов научно-

технической сферы

Быстрые темпы роста городов

Увеличение численности населения

Избыток трудовых ресурсов, рост безработицы

Высокая детская смертность, низкая средняя продолжительность жизни

Этнические проблемы

Дискриминация женщин

Неравномерное размещение населения

Расслоение общества на касты

«Утечка умов», высокая доля неграмотного населения (270 млн.)

Ложная, « трущобная» урбанизация, 580 млн. деревень

Отчёт 2 группы

Модель экономики Индии

Значительное влияние государства на экономику страны

Ориентация предприятий на собственную сырьевую базу

Избыток дешёвой рабочей силы низкой квалификации

На долю государства приходится 95%добычи угля, 100% нефти, 75% стали, меди, свинца, железные дороги, авиационный транспорт

2/3 бедняков проживает в Индии

Отчёт 3 группы

плюсы в использовании природно- сырьевая базы

минусы в использовании природно- сырьевая базы

Богатейшая

Невысокая себестоимость добычи уже

разведанных запасов

Большая площадь пахотных земель

.

Слабая ее освоенность и вовлеченность

в хозяйство

Огромные потери при добыче, отсутствие

ресурсосберегающих технологий

Деградация сельскохозяйственных

угодий и обострение экологических

проблем

Отчёт 4 группы

Плюсы в развитии с/х

Минусы в развитии с/х

Значительно увеличился сбор зерновых культур, особенно пшеницы за счёт достижений «зелёной революции»

Большое количество осадков

Занимает 1 место по поголовью КРС

Низкий уровень потребления на душу населения пшеницы на душу населения

Выращивание пшеницы на орошаемых землях

В среднем житель Индии потребляет всего 1,5-2 кг мяса в год

По ходу рассказа учителя, ребята самостоятельно делают общий вывод

Учитель: « Индия – ключевая, динамично развивающаяся, индустриально – аграрная держава, все также остается страной глубоких противоречий и контрастов.

Долгое время основой ее экспорта являлись – джут, чай, хлопок, шелк, пряности. Сейчас по общему объему ВВП Индия занимает 9 место в мире, а по доходам на душу населения 102 место. Индия запускает ИСЗ, а 40 % населения живут за чертой бедности. Мощные современные предприятия – гиганты черной и цветной металлургии, машиностроения, химической промышленности, соседствуют с тысячами кустарных мастерских, использующих ручной труд, крупнейшие с/х плантации и фермы с мелкими крестьянскими хозяйствами, с примитивными средствами труда.

Стремительно возрастает в ТЭБ доля атомной энергетики, но миллионы домов отапливаются кизяками. Являясь лидером на мировом рынке в микробиологии и фармацевтике, 60% населения не в состоянии приобрести лекарства.

Закрепление. Просмотр презентации «Индия- страна контрастов»

Итог урока 

На сегодняшнем уроке мы много услышали об успехах Индии.

— Почему же, несмотря на стабильно растущий ВВП страны, мы не можем отнести это государство к числу развитых?

— В стране значительные внутренние контрасты, расслоение населения по уровню жизни и др.

— «Индия представляет собой целый мир, слишком большой и разнообразный, чтобы его описать. Даже я, прожившая здесь всю жизнь, проехавшая тысячи миль, посетившая известные и труднодоступные места и встречавшаяся с миллионами индийцев, не могу сказать, что видела и познала всю эту необычную страну или хотя бы часть ее», — так писала о своей родине в книге «Вечная Индия» ее бывший премьер-министр Индира Ганди.

  Пусть Бенгалии Земля, воды, воздух и поля

                             Благодатны будут, благодатны, Боже!

                    Пусть Бенгалии дома, рынки, нивы, закрома

                             Изобильны будут, изобильны, Боже!

                    Пусть бенгальцев упованья, мысли, речи и желанья

                             Справедливы будут, справедливы, Боже!

                    Пусть бенгальцев всех сердца бьются в лад и до конца

                             В единенье будут, в единенье, Боже!

                                                                             (Рабиндранат Тагор)

У каждого из вас сложилось представление об этой стране, я предлагаю завершить урок в короткой форме выразить свое личное восприятие об Индии. Индия – она какая ……

     Рефлексия. Самооценивание своей деятельности.

  • Что вызвало на уроке наибольший интерес?

  • Возникло ли желание узнать о стране еще больше?

  • Какое значение для тебя лично имеют знания и умения полученные сегодня?

  • При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали?

  • С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно, совсем не интересно)?

Домашнее задание: тема 7 параграф 4.Составить памятку для туриста Индии

Приложение

1 группа Население

По численности – это вторая страна в мире после Китая. Переписи населения свидетельствуют о быстром росте населения. Сейчас в стране проживает около миллиарда человек. Быстрый рост населения создает дополнительные трудности для хозяйства страны. В связи с этим правительство Индии осуществляет крупномасштабную программу, направленную на сокращение рождаемости под девизом «Нас двое и нам двоих». Часть кинопродукции под знаком перевернутого красного треугольника – символа программы планирования семьи – просто не находит своего зрителя так же, как и газеты, брошюры на английском языке. Бедные слои населения неграмотны, не имеют доступа к фильмам. Но плакаты, изображающие хорошенькую девочку, указывающую пальчиком на свою преуспевающую семью: «Папа, мама, брат и я – вот счастливая семья», не очень эффективны, особенно в сельской местности. Более того, неграмотные крестьяне – особенно женщины – истолковали плакат по-своему: «Чем-то, видать, прогневили богов! Такие богатые, а детей нет». Очень крепки еще традиции многодетных семей, кроме того, дети в сельской местности – большое подспорье во всех работах. Государственная программа планирования семьи в Индии рассчитана на долгое время. С каждым годом дети получают все больше возможностей для обучения в правительственных школах, для развития своих способностей.

Этнический состав населения Индии исключительно многообразен. Индия – самая многонациональная страна в мире. В ней живет множество народов, принадлежащих к различным языковым семьям. Десятки миллионов человек насчитывают хиндустанцы, бихарцы, пенджабцы. Официально здесь зарегистрирован 281 язык. К основным относится 15 языков. Но почти 100 млн. индийцев говорят на других языках и наречиях, а общее число диалектов 1600. В Индии нет языка, который бы абсолютно преобладал по числу говорящих на нем. Государственным языком считается хинди. В качестве языка межнационального общения используется английский. Кроме того, каждый штат имеет свой наиболее распространенный язык. Кстати, в Индии английский язык настолько изменился, что его можно считать здешним языком, англичане так говорить не умеют и не сразу все понимают. Поэтому иногда попытка расспросить о чем-то превращается в большую проблему. Но дело не в одном языке – мимика людей, манера их поведения настолько отличается от европейских, что до смысла ответа добраться бывает трудно.

2 группа экономическое развитие

В природном отношении Индия – одна из богатейших стран мира. Недаром в колониальное время ее называли «Жемчужиной британской короны». Здесь благодатный климат, колоссальные агроклиматические ресурсы. Запасы таких видов минерального сырья как железная и марганцевая руда, хромиты, титан, цирконий, мусковит – имеют мировое значение. Велики запасы угля, руд цветных металлов. Золотоносный пояс в Коларе протянулся на 800 км. Вблизи Хайдарабада добывают алмазы. Многие районы и шельф перспективны на нефть. Реки – источник орошения и гидроэнергии. Обширны земельные ресурсы. Условия климата позволяют собирать два-три урожая в год.

Сегодня Индия – одна из лидеров стран третьего мира. С одной стороны – это промышленно развитое государство, которое обеспечивает свои потребности в тракторах, автомашинах, электронике, горношахтном оборудовании и других видах промышленной продукции, производство которой требует высокого уровня науки и техники. С другой стороны, ведущей отраслью экономики остается сельское хозяйство, где занято 70% всех трудовых ресурсов. По объему с/х производства Индия занимает 4-е место в мире. Она – крупнейший в мире производитель чая, арахиса, сахарного тростника, бобовых, джута, специй, риса, табака, пшеницы и хлопковолокна. В Индии два главных с/х сезона летний и зимний. Главные земледельческие зоны расположены на Индо-Гангской низменности. Именно с повышением урожайности в рамках «зеленой революции» связаны надежды Индии на полное решение продовольственной проблемы.

В Индии насчитывается около 200 млн. КРС, больше, чем в любой другой стране. Однако корова здесь – священное животное, употреблять мясо которого запрещено религией. Часть скота давно состарилась и не играет никакой роли в хозяйстве: не дает ни мяса, ни молока, не используется в качестве тягловой силы.

Индустриализация Индии началась с развития легкой промышленности. Сейчас преобладают отрасли тяжелой промышленности. За годы независимости созданы черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность.

Наиболее мощный промышленный комплекс сформировался на востоке – от Калькутты вдоль долины реки Дамодар. Крупными индустриальными центрами являются также Бомбей, Калькутта, Дели, Мадрас. Эти четыре главных промышленных центра распространяют свое влияние на запад. Восток, север и юг Индии, а также на всю страну. Они образуют как бы вершины большого четырехугольника и связаны между собой транспортными магистралями, которые играют роль главных «осей развития».

3группа Промышленное производство

Экономика: Индии удалось достигнуть высокого уровня экономического развития всего за несколько десятилетий. Она входит в группу промежуточных стран. В чем же особенности развития экономики Индии? В Индии весьма значительная часть производства принадлежит государству. Основу энергетики составляют тепловые электростанции, использующие в качестве топлива каменный уголь. В стране работают 3 АЭС. Хотя производство электроэнергии в стране весьма значительно, в перерасчете на душу населения оно не слишком велико. Поэтому Индию нельзя отнести к числу энергообеспеченных стран.

Важнейшей отраслью промышленности Индии является черная металлургия. Этому способствует прекрасная обеспеченность углем и рудой. Главные металлургические предприятия расположены на востоке страны (в штатах Бихар и Западная Бенгалия). Этот район с центром в Калькутте получил название «Индийский Рур». Машиностроение – выпускает широкий спектр машинного оборудования: тяжелое и энергетическое машиностроение, вагоностроение, авиационная промышленность, автомобилестроение, судостроение, бытовая радиоэлектроника. Химическая промышленность – производство минеральных удобрений, нефтехимия, химия органического синтеза. Индия все больше производит пластмасс, химических волокон и синтетического каучука. Легкая промышленность – по производству хлопчатобумажных тканей уступает только Китаю. По производству джута является мировым лидером. Кинопромышленность – Индия выпускает более тысячи кинофильмов в год. За огромную концентрацию кинопроизводства Бомбей (Мумбай) получил прозвище «Болливуд».

4группа Сельское хозяйство

Сельское хозяйство – растениеводство дает более 80% всей сельскохозяйственной продукции. Главными пищевыми культурами являются рис и пшеница. Основные технические культуры – чай, хлопок и джут, сахарный тростник, масличные культуры, табак. Доминирование растениеводства связано с сочетанием природных и историко-культурных факторов. В Индии два сезона: дождливое лето и сухая зима. Летом высевают влаголюбивые культуры: рис, хлопок, сахарный тростник и джут. А зима – время сева культур, менее зависимых от наличия влаги: пшеницы и ячменя. Природа позаботилась о том, чтобы растения в Индии могли расти круглый год. Другая причина кроется в особенностях индуизма, религии, не поощряющей использование в пищу мяса. Даже обработка шкуры считается среди индуистов «грязным» ремеслом: кожевенники занимают одно из самых низких мест в кастовой системе Индии. В ограниченном количестве используют молоко (только для детей и больных).

Несмотря на почти полное отсутствие животноводства и довольно низкий уровень организации земледелия, Индия полностью обеспечивает себя основными продовольственными культурами, что для страны с миллиардным населением является просто выдающимся результатом.

infourok.ru

Конспект урока на тему «Индия» 11 класс

Тема урока: «Индия».  

Сформировать представление о стране и специфике её населения.

— сформировать знания о специфике населения современной Индии,

— определить современные социальные проблемы страны,

— развивать умения правильной оценки социально-экономических событий международной жизни,

— понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации,

-способствовать воспитанию интереса к познанию жизни и культуры других народов и стран,

— развивать коммуникативные, информационные навыки, умение работать со статистическими материалами, научно-популярной литературой.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид: комбинированный.

2. Подготовка к изучению нового материала.

 (2 мин)

На доске написаны слова (специи, шёлк, алгебра, шахматы). Посмотрите на их. Как вы думаете, что мы сегодня будем с вами изучать?

Какие у вас ассоциации, когда вы произносите: «Индия»

Индию

Фильмы, песни, слоны….

3. Ознакомление с новым материалом с элементами прямого повторения.

(37 мин.)

Государственный флаг Индии представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос:

Цвет шафрана — сила и мужество страны.

Белая полоса — мир и истина.

Зеленый — плодородие, рост и благоприятные условия страны. 

В центре флага расположено изображение колеса с 24-мя спицами, тёмно-синего цвета. Это изображение, известное как «Чакра»  (колесо закона).

Площадь –

3165,6 тыс. км

 (7-е место среди государств мира)

Индия-  федеративная республика.

Состоит из 26 штатов. Высшим органом власти является парламент.

Глава государства -президент, избираемый собранием депутатов парламента.

Индию называют страной контрастов. Сегодня мы рассмотрим с вами население Индии. И выясним в чём контраст. Вы знаете, что Индия занимает 2 место в мире по численности населения, является самой много национальной и много конфессиональной страной. Здесь преобладают мужчины и  население в возрасте 24 лет.  Индия имеет два официальных государственных языка: хинди и английский, кроме этого ещё 18, принятых в разных штатах.

Знаете ли вы,

*что Бинди (хинди बिंदी, точка, капля) в индуизме — это знак правды, цветная точка, которую индианки рисуют в центре лба, так называемый «третий глаз».

Традиционно бинди носят только замужние женщины.

*Роспись хной по телу имеет религиозное значение и является показателем семейного статуса. Этот узор на свадьбе имеет большое значение. Чем богаче, изысканнее, утонченнее узор на руках и ногах, тем красивей считается невеста и тем богаче будет жизнь с ней, и не только в материальном плане.

*Быть вдовой считается плохим знаком, у хорошей жены муж бы не умер. Старшие женщины в деревне могут называть вдову «та, которая съела своего мужа». В некоторых ортодоксальных сообществах вдовам не разрешается проходить рядом с новобрачными или присутствовать на каких-либо социальных событиях.

*Специи  являются общей чертой индийской кухни. Применение специй связана с необходимостью предохранить пищу от порчи в условиях жаркого климата.

*Несмотря на то, что Индия  является крупнейшими мировыми поставщиком чая, сам напиток среди местного населения не приобрел большой популярности. Больше всего здесь предпочитают различные соки и молочные продукты, которые подаются, как правило, со льдом.

 Выращивать чай в Индии начали с 30 годов XIX века.

*Одно из важнейших достижений Древней Индии —

 создание позиционной десятичной системы счисления с применением нуля —той самой, которой пользуемся в настоящее время и мы.

Числа записывались позиционно, от низших разрядов к высшим.

*Значительны достижения индийцев и в химии. Они были сведущи в рудах, металлах и сплавах, умели изготовлять прочные красители, стекло и искусственные драгоценные камни, ароматические эссенции и яды.

 В философских и научных трактатах учёные разрабатывали идеи о том, что все вещества в природе состоят из «ану» — атомов.

*Высокого уровня развития достигла медицина, прежде всего медицинская школа, известная как «аюрведа» — буквально «наука о долголетии»

(она пользуется популярностью и в наши дни).

*Знания анатомии и физиологии человека были в Древней Индии на довольно высоком уровне. При постановке диагноза и назначении курса лечения врач должен был учитывать не только физическое состояние больного, но и психологический настрой пациента.

Хирурги с помощью 120 видов инструментов производили сложнейшие для своего времени операции:

трепанацию черепа, кесарево сечение, ампутацию конечностей.

*Достижения культуры Древней Индии также велики, как и научные достижения.

Например, прототип шахмат пришел к нам

из Древней Индии.

Также карты и домино — наследие Древней Индии.

*Индийский город Варанаси называли «древним» еще в

500 году до н.э., когда его посетил Будда.

На сегодняшний день Варанаси считается древнейшим населенным городом мира.

*Первый в мире Университет был основан в Такшашила в 700 году до нашей эры.

Более 10,500 студентов со всего мира изучали около 60 предметов. Университет Наланды был построен в 4 веке нашей эры и был одним из самых великих достижений древней Индии в области образовании.

Дели.

Индостан.


Пакистаном, Афганиcтаном, Китаем, Непалом, Бутаном, Бангладеш, Мьянмой.

Аравийское море, Бенгальский залив

Выход в моря, хороший климат…

Чистота, зелень…

Храбрость, сила…

Демографическая политика\ увеличение численности населения

Высокие темпы урбанизации \ трущобы, 580 млн. деревень

Силиконовая долина, прогресс в компьютерных технологиях \ 270 млн. неграмотного населения

3 место в мире по объёму лекарств \ 3 место в мире по детской и женской смертности

Равноправие по конституции \ касты

Равноправие \дискриминация женщин

Первичное осмысление и закрепление.

(3 мин.)

Вы выявили ряд специфических особенностей Индии в теме «Население». В ваших листочках появилась информация о некоторых контрастных сторонах индийского населения. Итак, пожалуйста, Индия-это…

Название страны на языке хинди?

1) Матхура 2) Бхарат 3)Бхопал

2. Какое животное считалось символом власти и величия махараджей?

1) корова 2) тигр 3) слон

3. С какого года Индия обрела независимость от Великобритании?

1) 1847 2)1717 3) 1917 4) 1947

4. На каком континенте расположена Индия?

1) Индостан 2) Атлантида 3) Евразия

5. По размерам занимаемой площади Индия стоит после:

1) Китая 2) России 3) Австралии 4) США

6. Сколько горизонтальных полос на флаге Индии?

две 2) пять 3) три

7. Какая религия наиболее распространена в Индии?

1) буддизм 2) ламаизм 3) джайнизм 4) индуизм

8. Самый большой город по численности населения?

1) Нью-Дели 2) Мумбаи 3) Калькутта 4) Бангалор

9. Индия не имеет общие границы с:

1) Пакистаном 2) Китаем 3) Непалом 4) Бутаном 5) Японией

10. Основная территориальная единица Индии?

1) Сикким 2) Союз 3) Штат 4) Канон

Многонациональная страна, много конфессиональная…

Задание на дом

параграф

infourok.ru

Урок по географии «Индия» (11 класс)

Тема урока: «Индия». Урок географии в 11 классе

Цель: Сформировать представление о стране и специфике её населения.

Задачи:

— сформировать знания о специфике населения современной Индии,

— определить современные социальные проблемы страны,

— развивать умения правильной оценки социально-экономических событий международной жизни, понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации,

-способствовать воспитанию интереса к познанию жизни и культуры других народов и стран,

— развивать коммуникативные, информационные навыки, умение работать со статистическими материалами, научно-популярной литературой.

Ход урока:

1. Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Начало работы.

Эмоциональный настрой. Музыкальный клип.

— Я думаю, что каждый из вас уже давно решил для чего он ходит в школу. Это не только получать новые знания, но и общаться между собой, ведь, это необходимо вам в будущем, т.к. через полгода вы покинете стены. Сегодня на уроке вы тоже будете общаться, работать в группах, учиться слушать других и правильно воспринимать критику.

2. Проверка Д/З интерактивные тесты по Китаю

3. Подготовка к изучению нового материала

На ваших партах размещены различные предметы (специи, шёлк, алгебра, шахматы). Рассмотрите их. Как вы думаете, что мы сегодня будем с вами изучать?

Какие у вас ассоциации, когда вы произносите: «Индия»

Стихотворение под видео

О, Индия, ты — украшенье планеты —
Поэтами тысячекратно ты воспета.
Ты — словно мечта о божественном чуде.
Тебя населяют красивые люди,
Их кожа смугла и блистающие очи.
Полны ароматов индийские ночи,
Индийские дни — словно горсть самоцветов.
Там джунгли, там тигры, там вечное лето.
Тебя океан омывает могучий,
От холода Севера горные кручи
Тебя берегут — нет надежней преграды,
О, милая Индия, сердцу отрада!

— Тема нашего урока: Индия.

Индию называют страной контрастов. Сегодня мы рассмотрим с вами население Индии. И выясним в чём контраст. Вы знаете, что Индия занимает 2 место в мире по численности населения, является самой мног национальной и много конфессиональной страной. Здесь преобладают мужчины и население в возрасте 24 лет. Индия имеет два официальных государственных языка: хинди и английский, кроме этого ещё 18, принятых в разных штатах.

Визитная карточка по презентации — ЭГП Индии

Государственный флаг Индии представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос:

Цвет шафрана — сила и мужество страны.

Белая полоса — мир и истина.

Зеленый — плодородие, рост и благоприятные условия страны. 

В центре флага расположено изображение колеса с 24-мя спицами, тёмно-синего цвета. Это изображение, известное как «Чакра» (колесо закона).

На гербе изображены четыре индийских льва на круглой абаке*. (Четвёртый лев находится сзади и, следовательно, скрыт из виду)

Герб символизирует нацию, которая «отважна в храбрости, сильна в теле, благоразумна в совете и устрашает противников».

Абака украшена четырьмя животными — символами четырёх направлений:

Лев — севера, Слон — востока, Лошадь — юга и Бык — запада (видны Лошадь и Слон).

Абака опирается на лотос, символизирующий источник жизни. Ниже абаки расположен девиз: 

सत्यमेव जयते «Лишь Истина побеждает».

*Аба́к -счётная доска.

А) По презентации смотрят и запоминают интересные факты Индии.

Б) Делятся по группам. Выбирают спикера (спикеру ставится точка на лбу)

В) Запишите на своих листках информацию, которая вам запомнилась.

РАБОТА В ГРУППАХ:

1 группа:

Демографическая политика в Индии.( Демографическая политика\ увеличение численности населения)

Городское и сельское населения.( Высокие темпы урбанизации \ трущобы, 580 млн. деревень)

2 группа:

Образование в Индии. (Силиконовая долина, прогресс в компьютерных технологиях \ 270 млн. неграмотного населения)

Здравоохранение и фармацевтика в Индии. (3 место в мире по объёму лекарств \ 3 место в мире по детской и женской смертности)

3 группа:

Равноправие граждан в Индии.( Равноправие по конституции \ касты)

Равноправие полов в Индии. (Равноправие \дискриминация женщин)

4 группа. Туристическое агентство. Составление презентации по достопримечательностям Индии.

Составление совместно критерии оценивания на листах.

Вывод:

Сегодня мы с вами познакомились с особенностями населения Индии, определили современные социальные проблемы страны.

На этом наше путешествие закончилось и перед вами священное дерево Индии – Бадьян, символизирует долгую жизнь и является воплощением божественного создателя Брахмы. Считается, что в его многочисленных стеблях живут Боги и духи.

Каждый из вас на стикерах напишет свое впечатление об уроке или замечание и повесит на дерево в ту часть, где он себя ощущает

infourok.ru

Урок по теме «Индия». 11 класс

Конспект урока по теме

«Индия – крупнейшая развивающаяся страна мира»

(Семина-игра)

Учебно-воспитательные цели:

  1. Изучить особенности ЭГП, ПГП, населения и хозяйства Индии

  2. Определить актуальные проблемы социально-экономического развития Индии

  3. Проработать географическую номенклатуру Индии (природные районы, крупнейшие штаты и города Индии)

  4. Обобщить знания учащихся об экономических, политических и культурных связях России с Индией.

  5. Способствовать воспитанию интернациональных чувств, интереса к познанию жизни других народов и стран.

  6. Воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность.

  7. Развивать мышление учащихся путем организации работы по решению нетрадиционных задач и проблем. Совершенствовать умения анализировать, показывать, убеждать.

  8. Способствовать развитию эмоциональной сферы личности учащихся, познавательного интереса к знаниям.

Критерии оценки ответов и дополнений

  • Красная фишка – ответ правильный и полный ( +5 баллов)

  • Зеленая фишка – ответ правильный, но не полный ( +3 балла)

  • Синяя фишка – ответ не правильный ( — 2 балла)

  • Желтая фишка – ответ не точный, но не ошибочный ( +1 балл)

  • Серебряная фишка – дополнение правильное, содержащее новые сведения ( +2 балла)

  • Коричневая фишка – дополнение неправильное ( — 1 балл)

Тип урока

Игровая технология.

(Г.К.Селевко. Современные образовательные технологии. Глава V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

5.1. Игровые технологии. Стр. 50-60. Москва. Народное образование 1998.)

Вид урока

Урок изучения нового материала

Возраст учащихся

11 класс

Программное обеспечение

  1. Мультимедийная образовательная программа для 7-10 класса

  2. Microsoft Word

  3. Power Paint.

Наглядные пособия

  1. Слайды мультимедийной программы.

  2. Слайды презентаций учителя и учеников

Межпредметные связи

Экономическая и физическая географии мира, информатика, всемирная история.

Оборудование урока

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Мультимедийная презентация в Power Paint.

  4. Разноцветные карточки-фишки, соответствующие количеству баллов, заработанных за ответ на вопрос.

Ход урока

  1. Заочное путешествие в Индию (Используется мультимедийная презентация, подготовленная учащимися 11-х классов в 2007-2008 учебном году. Переход по гиперссылке). Далее работа проводится с помощью м/м презентации учителя.

  2. 1 тур: Индия в мире. Знаменательные даты. История страны.

  3. 2 тур: Населения. Города. Социальные проблемы.

  4. 3 тур: Ресурсы. Хозяйство. Экономические проблемы. Россия – Индия.

  5. Подведение итогов

В том случае, если команды-частницы затрудняются ответить на тот или иной вопрос, им предлагается воспользоваться учебником. Вопросы, которые не успели разобрать на уроке, могут быть предложены для рассмотрении на домашнее задание.

Основное содержание

Особенности ЭГП, ПГП, населения и хозяйства Индии. Актуальные проблемы социально-экономического развития Индии. Географическая номенклатура Индии (природные районы, крупные штаты и города Индии). Экономические, политические и культурные связи России с Индией.

Учебная деятельность учащихся

Опираясь на знания, полученные на уроках географии в 7-м классе, на содержание текста учебника, прочитанного дома, на знания, полученные на других уроках (биологии, истории …), ответить на вопросы учителя. Для этого класс делится на команды. Работой команды руководит капитан (менеджер), который в конце урока определяет вклад каждого учащегося в заслуге команды и, совместно с учителем, оценивает работу учеников. Приоритет в получении отличных оценок имеет команда-победительница. Но отличные оценки могут быть выставлены и учащимся из других команд в том случае, если их ответы в ходе урока были достаточно полными, обоснованными и т.д.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны уметь

  1. Называть:

    • Форму правления и административно-территориального устройства Индии

    • Формулу, определяющую особенности демографической политики Индии

    • Особенности национального и религиозного состава населения

    • Основные виды природных ресурсов страны

    • Крупнейшие города и агломерации

  2. Определять:

  3. Прогнозировать:

Слайды презентации учителя

(слайды расположены слева направо)

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *