cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Таблица по географии 11 класс население зарубежной европы: Население Зарубежной Европы – численность по странам в таблице (география 11 класс)

Презентация по географии «Зарубежная Европа» (11 класс)

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Evropa.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Состав Европы более 40 суверенных государств Население – более 520 млн.чел. В Описание слайда:

Состав Европы более 40 суверенных государств Население – более 520 млн.чел. Восточная Европа Субрегионы Европы ВЫХОД

2 слайд
Субрегионы Европы Северная Европа Западная Европа Южная Европа Восточная Евр Описание слайда:

Субрегионы Европы Северная Европа Западная Европа Южная Европа Восточная Европа 5 000 км 3 000 км ВЫХОД

3 слайд Природные условия и ресурсы Минеральные ресурсы Какими полезными ископаемыми Описание слайда:

Природные условия и ресурсы Минеральные ресурсы Какими полезными ископаемыми выделяется Европа? Объясните их размещение. подсказка Балтийский щит Древняя складчатость Участки чехла на древних платформах Область новой складчатости 1. Топливные полезные ископаемые: а)нефть и газ – бассейн Северного моря. б)каменный и бурый уголь – Рурский бассейн, Верхнесилезский 2. Рудные полезные ископаемые: а) Лотарингский бассейн ( Франция), б) Кируна (Швеция)- железная руда. в)бокситы (сырье для алюминия) – Венгрия. Размещение полезных ископаемых зависит от тектонического строения территории Проанализировать карту, сформулировать вывод ВЫХОД

4 слайд ЭГП Европы подсказка Сформулируйте основные черты ЭГП региона Приморское поло
Описание слайда:

ЭГП Европы подсказка Сформулируйте основные черты ЭГП региона Приморское положение большинства стран; близость к оживленным морским путям. Соседское положение (либо непосредственно граничат, либо разделены малыми расстояниями ВЫХОД

5 слайд Население Европы Численность населения – более 520 млн.человек. Характерна сл Описание слайда:

Население Европы Численность населения – более 520 млн.человек. Характерна сложная демографическая ситуация. На основании полученных знаний по теме «Население мира» сформулируйте основные особенности демографической ситуации в Европе. подсказка Депопуляция находит отражение на возрастно-половой пирамиде, имеющей суженное основание, растёт доля пожилых. пирамида ВЫХОД Страны Естественный прирост, % 1. Испания -1 2. Швейцария -1 3. Греция -1 4. Австрия -2 5. Италия -2 6. Чехия -2 7. Словения -2 8. Германия -3 9. Швеция -3 10. Румыния -3 11. Венгрия -4 12. Болгария -7

6 слайд Проанализируйте карту лесных ресурсов Европы, сформулируйте вывод Лесные ресу Описание слайда:

Проанализируйте карту лесных ресурсов Европы, сформулируйте вывод Лесные ресурсы Финляндии Леса Швеции Природно-рекреационные ресурсы А Л Ь П Ы Средиземноморское побережье ВЫХОД

7 слайд
Вопросы Основные черты ЭГП Зарубежной Европы Приморское положение большинства Описание слайда:

Вопросы Основные черты ЭГП Зарубежной Европы Приморское положение большинства, соседское положение 1 Какие формы правления представлены в Европе Республики и монархии 2 Назовите крупнейшие месторождения полезных ископаемых в Европе Нефть – Северное море; каменный уголь – Рурский, Верхне-Силезский; железная руда – Лотарингский, Кируна 3 Назовите особенности воспроизводства населения Европы Депопуляция населения, низкая доля детей, высокая доля пожилых – недостаток трудовых ресурсов 4 Назовите особенности урбанизации в регионе Высокий уровень, характерны агломерации (крупные – Парижская, Лондонская, Рейнско-Рурская) 5 ВЫХОД

8 слайд Тест 1. Какая страна не принадлежит к региону Северная Европа: а)Великобритан Описание слайда:

Тест 1. Какая страна не принадлежит к региону Северная Европа: а)Великобритания б) Исландия в) Швеция г)Дания д) Финляндия 2. Какая страна не относится к региону Восточная Европа: А) Польша б) Болгария в) Украина г) Эстония д)Австрия 3. Какие государства исчезли с политической карты Европы: А) Австрия б)Чехословакия в) ГДР г)Югославия 4. Какие страны обладают запасами угля: А) Дания, Бельгия, Италия б) Польша, ФРГ, Великобритания в)Швеция, Франция, Греция ВЫХОД

9 слайд
Население Европы Проанализируйте картосхему, сформулируйте вывод, указав прич Описание слайда:

Население Европы Проанализируйте картосхему, сформулируйте вывод, указав причины различной плотности населения. По национальному составу население Европы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов относится к индоевропейской языковой семье.. Господствующая религия – христианство. Южная Европа – католицизм, Северная Европа – протестантство. Мировой центр католицизма – Ватикан. Приток мигрантов привел к усилению «исламского фактора». ВЫХОД

10 слайд Население Европы. Города Определите уровень урбанизации в Зарубежной Европе.
Описание слайда:

Население Европы. Города Определите уровень урбанизации в Зарубежной Европе. Приведите примеры. Вспомни! Что такое городская агломерация? Назови самые крупные городские агломерации зарубежной Европы 11,2 11,3 Лондон Париж ВЫХОД

11 слайд Выводы ЭГП Европы выгодно и способствует развитию связей с другими регионами.
Описание слайда:

Выводы ЭГП Европы выгодно и способствует развитию связей с другими регионами. Первый тип воспроизводства населения. Для ряда стран характерна естественная убыль населения. Увеличение доли пожилых, низкая доля детей. Недостаток трудовых ресурсов, высокая доля трудовых мигрантов Высокая плотность населения . Высокий уровень урбанизации. Крупнейшие агломерации – Парижская, Лондонская. ВЫХОД

12 слайд Тест 5. Выберите вариант, в котором правильно указаны языковая группа и религ Описание слайда:

Тест 5. Выберите вариант, в котором правильно указаны языковая группа и религия Испании: А) Германская группа – православие б) романская группа – ислам в) романская группа – католицизм Г) германская группа – католицизм 6. Выберите варианты, где указаны страны, в которых находятся данные агломерации: а) Миланская – Франция б) Лионская – Италия в) Верхнесилезская – Чехия г) Рурская – ФРГ 7. Найдите варианты в которых правильно указаны страны, поставляющие трудовых мигрантов и страны принимающие их: а) Турция – Исландия б) Португалия – Франция в) Алжир – Великобритания г)Ирландия — Греция ОТВЕТ 1а; 2д; 3бвг; 4б; 5в; 6г; 7б ВЫХОД

13 слайд Список источников основного содержания Текст для слайдов: В.П. Максаковский, Описание слайда:

Список источников основного содержания Текст для слайдов: В.П. Максаковский, учебник «География» 10 класс,стр.179-183 Схемы «Возрастно-половая пирамида», «Иностранные рабочие в Зарубежной Европе», «Городские агломерации», «Уровень урбанизации» В.П. Максаковский, учебник «География» 10 класс,стр.184 — 185; стр.77. Таблица «Естественный прирост стран Европы», В.П. Максаковский, учебник «География» 10 класс,стр.387 ВЫХОД

14 слайд http://www.ellf.ru/uploads/posts/2009-01/1232634221_21.jpg - природа Европы 2 Описание слайда:

http://www.ellf.ru/uploads/posts/2009-01/1232634221_21.jpg — природа Европы 2. http://uaprom-image.s3.amazonaws.com/260858_w640_h640_staromestskaya.jpg- Европа 3. http://images01.olx.ru/ui/4/23/30/68692330_1—.jpg — туры по Европе 4. http://img.mota.ru/upload/wallpapers/2010/03/24/08/00/21733/mota_ru_0032402-320×480.jpg — фото Европа 5. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/43/783/43783812_ww1_19161918.jpg — политическая карта Европы после первой мировой войны 6. www.mmc.ru — политическая карта Европы, гидроресурсы Европы, карта земельных ресурсов Европы. 7. http://www.inzek.nl/english.png — флаг Великобритании 8. http://wiki.rockciclopedia.com/images/thumb/e/e7/Bandiera_Germania.svg/800px-Bandiera_Germania.svg.png — флаг ФРГ 9. http://www.christofor.ru/france/img/flag.gif Флаг Франции 10. http://im3-tub.yandex.net/i?id=92154988-13-72 – флаг Испании 11. http://im2-tub.yandex.net/i?id=304746428-05-72 – флаг Греции 12. http://dic.academic.ru/pictures/enc_colier/ph03966.jpg – лес Финляндии 13.http://rpmedia.ask.com/ts?u=/wikipedia/commons/thumb/c/c0/Alps_location_map.png/272px-Alps_location_map.png — Альпы Список источников иллюстраций ВЫХОД

15 слайд 14. http://www.r93.ru/upload/news/big/1_190.jpg - отдых в Альпах 15. http://i Описание слайда:

14. http://www.r93.ru/upload/news/big/1_190.jpg — отдых в Альпах 15. http://im2-tub.yandex.net/i?id=9579536-03-72 — Альпы 16. www.mmc.ru – карта плотности населения Европы, карта национального состава населения Европы. 17. http://www.ljplus.ru/img/n/e/neklyueva/europa_s.jpg — религии Европы 18. http://img-fotki.yandex.ru/get/3809/mr-andersn.1/0_23f32_893873d4_L — Ватикан 19. http://stat17.privet.ru/lr/0a04c471336d53ae281a1a1dea62b242 — собор св.Петра 20. http://stat17.privet.ru/lr/0a046846ff0135a39a5d1b5a7815d661 — Ватикан 21. http://www.ljplus.ru/img4/b/e/belskyi/498324039_dee717ec47_o.jpg — Ватикан 22. http://www.profit-finance.co.uk/life-insurance/wp-content/uploads/2008/09/london.jpg — Лондон 23. http://www.homeo.su/wallpaper/London_Big_Ben.jpg — Лондон 24. http://www.tourparad.com/i/France_Italy_i/france/france_01.jpg — Париж ВЫХОД 25. http://savepic.ru/394801.png — карта Европы 26. http://e-south.blog.lemonde.fr/files/2008/05/del_doman_nonve_certezza.1210618251.jpg — фото население Европы 27. http://queridoleitor8.zip.net/images/brugge1.jpg — город Брюгге

16 слайд 14. http://www.r93.ru/upload/news/big/1_190.jpg - отдых в Альпах 15. http://i Описание слайда: 17 слайд 14. http://www.r93.ru/upload/news/big/1_190.jpg - отдых в Альпах 15. http://i Описание слайда: 18 слайд 14. http://www.r93.ru/upload/news/big/1_190.jpg - отдых в Альпах 15. http://i Описание слайда: 19 слайд 14. http://www.r93.ru/upload/news/big/1_190.jpg - отдых в Альпах 15. http://i Описание слайда:

Выбранный для просмотра документ Инструкция к интерактивному пособию.docx

Выбранный для просмотра документ Пояснительная записка.docx

14. http://www.r93.ru/upload/news/big/1_190.jpg - отдых в Альпах 15. http://i

Курс профессиональной переподготовки

Учитель географии

14. http://www.r93.ru/upload/news/big/1_190.jpg - отдых в Альпах 15. http://i

Курс повышения квалификации

14. http://www.r93.ru/upload/news/big/1_190.jpg - отдых в Альпах 15. http://i

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-048280

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Урок 2. общая характеристика региона. зарубежная европа — География — 11 класс

Название предмета, класс: география, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №2 «Общая характеристика региона. Зарубежная Европа»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Общая характеристика зарубежной Европы.
  • Социально-экономическая классификация.
  • Экономико-географическое положение.
  • Природно-ресурсный потенциал.
  • Население и культура.
  • География производства и непроизводственной сферы.

Глоссарий по теме: зарубежная Европа, лесные ресурсы, водные ресурсы, земельные ресурсы, рекреационные ресурсы.

Теоретический материал для самостоятельного обучения

Зарубежная Европа располагается на площади всего 5,4 млн. кв. км. С севера на юг её государства простираются на 5000 км, а с запада на восток – свыше 3000 км. На севере Европа начинается с острова Шпицберген и протягивается на юге до острова Крит. Данный регион с трёх сторон окружен морями и океанами. На юге и западе он омывается Атлантическим океаном, на севере – Северным Ледовитым океаном.

Зарубежная Европа географически делится на регионы:

  • западная: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Португалия, Франция, Швейцария;

⎯ северная: Дания, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Финляндия, Швеция, Эстония;

  • южная: Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Македония, Мальта, Португалия, Сан-Марино, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория;
  • восточная: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия.

Страны зарубежной Европы отличаются по своим размерам. По площади их можно подразделить на несколько групп: большие, средние, малые и «карликовые» государства (к ним относятся Сан-Марино, Ватикан, Лихтенштейн, Монако, Мальта, Андорра). По численности населения в основном наблюдаются страны с небольшим количеством граждан – около 10 млн. человек. По форме государственного правления на первом месте стоят республики. На втором – конституционные монархии: Андорра, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция. На последнем месте – единственная страна Ватикан, которая по форме правления представляет теократическую монархию. По административно-территориальному устройству регион в большинстве состоит из унитарных государств. Страны с федеративным устройством: Испания, Швейцария, Сербия, Черногория, Германия, Австрия, Бельгия.

Социально-экономическая классификация

С 1993 года Европа начала новый виток в развитии – в этот год был подписан договор о создании Европейского Союза. Страны, вошедшие в него, объединяет общая экономика, единая валюта, общая внутренняя и внешняя политика, политика безопасности. Лидерами союза являются Великобритания, Германия, Франция и Италия. Численность населения данных стран составляет более половины населения всего объединения. Именно на них приходится около 70% совокупного объёма. Далее следуют малые страны, которые делятся на подгруппы:

1. Австрия, Дания, Финляндия, Люксембург, Бельгия, Нидерланды, Швеция;

2. Греция, Испания, Ирландия, Португалия, Мальта, Кипр;

3. Польша, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словакия, Словения.

Эти страны относятся к категории развивающихся стран.

В 2016 году в Великобритании прошёл референдум о выходе страны из ЕС. Большинство (52%) высказалось «за». Теперь она стоит на пороге сложного процесса выхода из Евросоюза.

Экономико-географическое положение (ЭГП)

На мировой карте зарубежная Европа выглядит сильно изрезанным полуостровом. Почти все европейские государства имеют выход к Мировому океану и его морям. Семьдесят пять процентов территории Европы располагаются не далее 300 км от морского побережья, на которых находится 9/10 населения и экономического потенциала. Через многочисленные порты проходят важнейшие мировые судоходные пути, позволяющие вести оживленную морскую торговлю.

Природные условия в Европе способствуют развитию связей между странами, расположенными в ней. Основную часть региона занимают равнины.  В горах Европы находится много долин, удобных для земледелия и путей сообщения. Через перевалы проходят железные и автомобильные пути. Границы между европейскими государствами расположены в большей своей части по издавна обжитым, хозяйственно освоенным территориям и пролегают близко от главных экономических центров, что благоприятствует развитию международных экономических и культурных связей.

Вывод: ЭГП региона определяется двумя главными чертами.

1. Соседским положением, малой глубиной территорий стран. Например, в Чехии нет населённого пункта, который был бы удалён от государственной границы более, чем на 105 км, в Болгарии – на 120 км, Румынии – на 170 км, Польше – на 230 км.

2. Приморским положением – большинство стран расположены вблизи от самых оживлённых морских путей.

Природно-ресурсный потенциал

Несмотря на разнообразие природных ресурсов зарубежной Европы, запасы их находятся на грани истощения. Это объясняется многими факторами: регион является самым густонаселённым на планете, что приводит к массивному потреблению ресурсов; длительность использования ресурсов; небольшие размеры Европы не способствуют быстрому восполнению ресурсов. Общая оценка обеспеченности зарубежной Европы включает минеральные, лесные, водные и энергетические ресурсы. Каждый регион зарубежной Европы имеет свой набор природных ресурсов.

Минеральные ресурсы характеризуются полным набором видов полезных ископаемых, а также ежегодным уменьшением запасов.

Таблица 1 – «Минеральные природные ресурсы зарубежной Европы»

Ресурс

Процент от мирового запаса

Уголь

20%

Цинк

18%

Свинец

14%

Медь

7%

Нефть

5%

Распределение полезных ископаемых по территории Европы неравномерно:

  • каменный уголь больше добывают на территории Германии и Польши;
  • бурым углем богаты Германия и Болгария;
  • соли калия добываются в Германии и Франции;
  • урановые руды сосредоточены во Франции и Испании;
  • медью богаты Болгария, Польша, Финляндия;
  • нефть находится в основном в Великобритании, Норвегии и Дании;
  • запасы газа велики в Великобритании, Норвегии, Нидерландах.
    Как видно, наиболее обеспечены минеральными ресурсами такие страны, как Германия и Великобритания.

Водные ресурсы – один из самых значимых факторов в экономике любой страны. Вода используется во всех отраслях производства, в сельском хозяйстве, в жизни людей. Зарубежная Европа богата и реками, и озёрами, но они имеют сравнительно небольшие размеры. Реки располагаются на равнинах и в горах. Гидроэнергетические ресурсы региона обеспечивают реки горных территорий. Общий объем озёр составляет 857 куб. км. Их больше всего в северной части Европы – Финляндии, Норвегии.  Напротив, дефицит пресных вод испытывают страны побережья Средиземного моря.

Лесные ресурсы достаточно велики и составляют наибольший природно-ресурсный потенциал региона. Около 33% площади территории покрыто разнообразными лесами. В основном это хвойные породы деревьев. На сегодняшний день отмечается прирост их количества. Деревообрабатывающая промышленность позволяет задействовать около 4 млн. трудовых мест и вносит девятипроцентный вклад в экономику региона. Наибольшая площадь лесных насаждений приходится на Северную Европу – Финляндию и Норвегию. Меньше всего лесов располагается на островных государствах.

Земельные ресурсы способствуют развитию сельского хозяйства Европы. Под сельскохозяйственные нужды занято почти 50% территории. Наиболее благоприятная почва для земледелия представлена в южных регионах. Животноводством занимаются в основном в горах. Для постройки жилья и других зданий отдано только 5% европейской земли.  Европа лидирует в мире по доле обрабатываемых земель.

Рекреационные ресурсы

Природные условия зарубежной Европы обуславливают то, что она является главным центром туризма в мире. Ежегодно сюда приезжает большая часть всех туристов. В основном их привлекают достопримечательности различных европейских стран. Туризм представляет собой одну из главных отраслей экономики. Главные рекреационные районы Европы – это горы и южные морские побережья. Наиболее благоприятные для пляжного отдыха находятся в Средиземноморье. В местных морях активно практикуются круизные путешествия. В горах люди занимаются лыжным спортом и альпинизмом.

Население и культура

В зарубежной Европе сконцентрировано более 8% населения мира. Регион имеет высокие показатели плотности населения. Он лидирует в мире по уровню урбанизации. В среднем в городах живёт 74%, а в некоторых странах – более 80% и даже 90% всего населения. В её пределах сосредоточено более 40 городов-миллионеров. Примером европейской урбанизации является Европейский мегалополис. Для большинства стран Европы характерен первый тип воспроизводства населения. Убыль населения происходит в Венгрии и Германии. В возрастном составе населения увеличивается доля пожилых людей. Зарубежная Европа является мировым очагом трудовой миграции из-за недостатка собственных трудовых ресурсов. Национальный состав населения зарубежной Европы относительно однороден: подавляющее большинство народов региона относится к индоевропейской семье языков. Большинство стран являются однонациональными (Швеция, ФРГ, Венгрия) или с преобладанием одной нации (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия), двуязычной является Бельгия, а многонациональными – Швейцария и Сербия-Черногория. Однако в последнее время массовая миграция рабочей силы, особенно из Сирии, Турции и стран Северной Африки, существенно усложнили этническую карту региона. Благополучная Европа стала также одним из главных регионов, привлекающих беженцев со всего мира.

Преобладающая религия – христианство. В Южной Европе преобладает католицизм, в Средней Европе – католицизм и протестантизм, а в странах Балканского полуострова преобладает православие. Ислам преобладает в Албании и в европейской части Турции. Половина населения Боснии и Герцеговины исповедует ислам. Миграция способствует распространению ислама в таких странах Европы, как Франция, ФРГ и Великобритания.
Межнациональные и межрелигиозные конфликты чаще всего проявляются в странах Балканского региона.

Зарубежная Европа – один из важнейших центров мирового хозяйства. На её долю приходится более 1/5 ВВП мира и более 15% мирового экспорта. Из 10 самых богатых стран мира (по ВВП на душу населения) 7 находятся в Европе.

География производства и непроизводственной сферы

Зарубежная Европа производит около 20 процентов промышленной продукции мира. Ведущей отраслью промышленности зарубежной Европы является машиностроение. Больше всего развита автомобильная промышленность, здесь производится 2/5 автомобилей мира (больше всего – в ФРГ).

Химическая промышленность занимает второе место по значимости. Лидером по объёму производства продукции химической промышленности является Германия. В топливно-энергетическом хозяйстве ведущее место занимают нефть, природный газ, каменный и бурый уголь. Большая часть электроэнергии вырабатывается на ТЭС, только в Норвегии, Швеции и Швейцарии велика доля ГЭС, а во Франции и Литве – АЭС.

Чёрная металлургия получила развитие в странах, располагающих запасами железных руд и углём, – в ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, странах Бенилюкса, Польше, Чехии. Алюминий выплавляют в странах, обладающих запасами алюминиевых руд и дешёвой энергией (ФРГ, Норвегия, Франция, Венгрия, Швейцария, Греция).

Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии.

Лесная промышленность ориентируется на запасы сырья. Главный «лесной цех» региона образуют Швеция и Франция. В странах с дешёвой рабочей силой – Испании, Португалии, Италии – хорошо развита лёгкая промышленность. Страны Европы полностью обеспечивают себя сельскохозяйственной продукцией, часть продукции отправляется на экспорт. Франция, Италия и ФРГ являются лидером среди производителей сельскохозяйственной продукции. А по показателю объёма сельскохозяйственного производства на душу населения лидируют Швейцария, Ирландия, Дания и Нидерланды. Для стран Европы характерна сельскохозяйственная специализация. Италия занимается выращиванием овощей и фруктов, в Дании развито животноводство, а Нидерланды являются «цветочной плантацией». Швейцария, Нидерланды и та же Франция славятся сырами, а Италия, Испания и Франция во всем мире известны своими винами.

Европа лидирует по обеспеченности транспортной сетью. Велика плотность транспортных путей, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния в регионе стимулируют развитие автомобильного транспорта. Большое значение для региона имеет речной транспорт. Оно поднялось после ввода в эксплуатацию водного пути Рейн-Майн-Дунай. Порт на Рейне Дуйсбург (ФРГ) – самый крупный по грузообороту речной порт мира. Европа находится на перекрёстке мировых морских транспортных путей. Это способствует развитию в регионе морского транспорта.

Зарубежная Европа – главный район международного туризма. Чем же привлекает туристов этот небольшой, но загадочный регион? Куда больше всего туристов направляется для отдыха?

Страна, которая лидирует по туризму, – Франция, её ежегодно в среднем посещает свыше 50 млн. человек; это значит, что на каждого француза приходится примерно по одному туристу! К числу самых популярных туристских стран относятся Испания, Италия, Швейцария, Австрия, Великобритания, Чехия, Венгрия, Португалия, Греция.

Основной район приморского туризма — Средиземноморье, которое ежегодно посещают от 100 до 150 млн. человек. Также популярны побережье Лигурийского моря, где находится защищённый с севера Альпами Лазурный берег (Ривьера) с центром в Ницце, побережье Испании, побережье Адриатического моря в Хорватии, Балеарские острова. Популярный район горного туризма — Альпы. Нижний пояс гор используется в основном для лечения и пешеходного туризма, средний — для занятия горнолыжным спортом, верхний — для альпинизма. Привлекают туристов и «старые камни Европы» — достопримечательности её городов. Российский туристы любят посещать Францию, Чехию, такие города, как Лондон, Амстердам, Вена, Дрезден, Прага, Будапешт, Венеция.

А вам захотелось побывать в зарубежной Европе?

Разбор заданий тренировочного модуля

1. Распределите страны по группам географического положения.

Страны: Германия, Ирландия, Словакия, Греция.

Рекомендации к выполнению задания: найдите заданные страны на политической карте, изучите их географическое положение. Если страна находится на побережье моря, то это приморская страна. Германия омывается водами Балтийского и Северного моря, значит, это приморская страна. Если страна находится на острове (небольшой участок суши, со всех сторон окружённый водой), значит, она островная. Ирландия находится на одноимённом острове – островная. Если страна находится на полуострове (часть материка, далеко вдающееся в море или океан), значит, она относится к полуостровным. Греция находится на Балканском полуострове – полуостровная. Словакия находится в центре Европы – внутриконтинентальная.

Таблица 2 – «Классификация стран по их географическому расположению»

Приморские

Полуостровные

Островные

Внутриконтинентальные

Германия

Греция

Ирландия

Словакия

2. Выделите зелёным цветом страны Северной Европы, жёлтым цветом –страны Восточной Европы:

Таблица 3 – Филворд. Расположение стран Европы

с

Н

о

р

в

е

г

и

я

ч

л

Ш

в

е

ц

и

я

с

ж

е

о

П

о

л

ь

ш

а

л

а

х

в

Е

н

г

р

и

я

а

р

и

а

м

о

л

о

д

е

н

т

я

к

к

и

р

л

а

н

д

и

я

и

т

л

б

и

р

о

и

з

а

я

о

п

д

а

н

и

я

т

ь

р

у

м

ы

н

и

я

с

а

т

Вспомните, по какому признаку зарубежную Европу делят на 4 региона (по географическому). На политической карте найдите страны заданного региона, найдите их в таблице (по горизонтали или вертикали) и, согласно условию, выделите соответствующим цветом. Например, Дания, находится на севере Европы, значит, закрашиваем зелёным цветом. Польша находится на востоке Европы, значит, жёлтым.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Атлас с комплектом контурных карт для 10-11 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2017. – 76 с.
  2. Максаковский, В. П. География. 10-11 кл. Учебник. Базовый уровень. (ФГОС). – М.: Просвещение, 2017. – 416 с. : ил. – С. 179–262.
  3. Энциклопедия «Страны мира» / Глав. ред. Н. А. Симония РАН, отд. обществ. наук. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2004. – 607 с. – С. 11–134.
  4. В. Н. Холина, А. С. Наумов География для школьников: политическая карта. – М.: Просвещение, 2004. – 416 с. : ил. – С. 119–137.
Презентация к уроку по географии (11 класс) по теме: Население Европы

Слайд 1

Население Европы ( Урок –пресс-конференция ) учитель высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ №15» Миннебаева Ф.М.

Слайд 2

Цель урока: 1. Расширить и углубить знания о населении Зарубежной Европы. 2.Сформировать умение работать с дополнительными источниками знаний. 3. Развивать мышление, свободу общения, готовность к сотрудничеству, творческие способности. 4. Воспитывать познавательный интерес к географии.

Слайд 3

Оборудование : « Политическая карта мира», карта «Народы Европы», «Плотность населения мира», визитные карточки европейских стран. Тип урока: Обобщение и систематизация знаний Методы : частично-поисковый, исследовательский.

Слайд 4

Введение Население… За этим простым словом таятся судьбы миллионов людей, которые жили сотни, тысячи лет назад. Живут сейчас и будут жить в будущем. Многие понятия, связанные с населением, вам знакомы, например: естественный прирост, рождаемость. Смертность. Плотность, национальный состав, половой и возрастной состав людей, миграция, занятость. Это существенно облегчает нашу задачу- охарактеризовать население Европы. Сегодня вы должны продемонстрировать не только знания. Но и свои творческие способности, умение формулировать и аргументированно высказывать свою точку зрения по демографическим проблемам.

Слайд 5

1 ЭТАП. Выступление представителей Европы с сообщениями о своих регионах.

Слайд 6

Швеция

Слайд 7

Представление региона Северная Европа: 1. Особенностью стран региона является высокий уровень социальной защиты населения. Экономику этих стран можно назвать социальной рыночной . 2.Средняя плотность населения невелика- около 20 человек на км.кв . Продолжительность жизни в странах региона стремиться в 80 годам, весьма преклонный здесь пенсионный возраст. Так, в одной из стран он составляет 67 лет как для мужчин, так и женщин . 3. Почти все страны однонациональные . Так, в Исландии 98,3% населения- исландцы.

Слайд 8

Швеция. Представление страны: 1.Территория страны вытянута с севера на юг почти на 160 км. И частично находиться за Северным полярным кругом . 2. В стране самая большая продолжительность жизни и самая низкая детская смертность Европе . 3. Важнейшими природными богатствами этой страны являются лес и железная руда. В столице этого государства вручают Нобелевскую премию.

Слайд 9

Германия

Слайд 10

Представление региона Средняя Европа 1. На регион приходиться четверть запасов каменного угля в Европе . 2. Здесь самая густая сеть городов в Европе, ее каркас создают городские агломерации, их на родине этой формы расселения более 400- это мировой рекорд . 3. Крупнейшие по численности народы в регионе –немцы, французы и англичане.

Слайд 11

Германия 1. Страна имеет очень выгодное географическое положение, ее территория несколько напоминает букву «Р», основание которой находиться в центре Европы, а верхняя часть окаймляется водами двух морей Атлантического океана . 2. Хозяйство страны напоминает точно отглаженный механизм, что точность, пунктуальность, бережливость, расчетливость. Если умножить на профессионализм, высокий уровень образования и квалификацию трудовых ресурсов, то вы получите высококачественную, надежную и дорогую продукцию, которой славится во всем мире . 3. Климат мягкий, относительно суровые в горных районах, осадки до 700 миллиметров. Климатические условия способствуют развитию сельского хозяйства и являются одной из причин достаточно разветвленной речной сети. Крупнейшими реками являются Рейн, Везер, Эльба, Дунай.

Слайд 12

Испания

Слайд 13

Представление региона Южная Европа 1 . Горы занимают в этом регионе 75% территории . 2.В состав региона входит восемь стран и одна зависимая территория . 3.Почти все страны региона находятся на полуостровах и островах Средиземного моря.

Слайд 14

Испания Представление страны: 1.Средняя температура июля +27С, января -1С, более половины территории страны занимает степь с малоплодородными почвами и бедной растительностью . 2. В этой многонациональной католической стране, наряду с официальным языком, отдельных областях существует вторые официальные языки . 3. Крупнейшие города этой страны- Мадрид и Барселона.

Слайд 15

Польша

Слайд 16

Представление региона Центральная Европа Представление региона: 1. Климат на большой территории региона умеренно- континентальный, природа было разнообразна, в конце XX столетия здесь создано много национальных парков и других природоохранных территорий . 2. В последние 15 лет для многих стран региона характерен отрицательный прирост . 3. Число стран региона значительно увеличилось в результате распада некоторых государств.

Слайд 17

Польша Представление страны: 1. На севере страны преобладают низменности, в центре и на севере- возвышенности, только крайний север и северо-запад заняты живописными горами . 2. В этой стране проживает около 300 тысяч украинцев, а в Украине живет около 200 тысяч представителей коренной национальности этого государства . 3. Один из известнейших писателей этой страны и всего мира- Адам Мицкевич, его произведения проникнуты горячей любовью к стране, ее природе и людям, полны переживаний за их будущее.

Слайд 18

2 этап Пресс-конференция (в вопросах)

Слайд 19

1. Каковы особенности национального состава стран Западной Европы ? 2 . Существует ли закономерности в размещении населения ? 3 . Каковы особенности размещения населения Центральной и Восточной Европы ? 4 . Расскажите о размещении населении Германии ? 5 . Когда произошло разделение христианства? Каковы особенности и география основных ветвей этой религии?

Слайд 20

6. Расскажите о религиозном составе населения Европы. 7 . Сегодня средняя продолжительность жизни в Западной Европе превышает 75 лет. А каков был этот показатель 300-400 лет назад ? 8. Что такое демографический взрыв и демографический переход ? 9. Что характерно для первого типа воспроизводства населения?

Слайд 21

10. Каковы особенности демографической ситуации в Польше? 11 . Почему в европейских странах низкая рождаемость? 12 . Как будет изменяться численность населения Европы в Будущем ? 13. Каковы особенности возрастной структуры стран Южной Европы ? 14. Кто относится к безработным? Каков уровень безработицы в европейских странах?

Слайд 22

15. Германия традиционно принимает много иммигрантов. Сколько всего их проживает в этой стране? 16 . Что такое урбанизация? 17 . Насколько мы знаем, в Германии процесс урбанизации имеет свои особенности, расскажите о них. 18. Что вы можете сказать об урбанизации в странах Северной Европы?

Слайд 23

Подведение итогов пресс-конференции

Конспект урока географии»Население Зарубежной Европы»(11 класс)

Гацаева Лиана Саидовна, учитель географии (высшая категория)

МБОУ «СОШ № 60»г. Грозного, Чеченская Республика

Тема: «Население Зарубежной Европы»

Цели: сформировать представление об особенностях населения зарубежной Европы.

Задачи урока:

  1. Обеспечить условия для усвоения учащимися знаний о населении Зарубежной Европы;

  2. Способствовать развитию умений учащихся выявлять закономерности формирования населения Зарубежной Европы;

  3. Способствовать формированию у учащихся навыков работы с картой.

Оборудование: тематические карты Зарубежной Европы, карты атласа, учебник В.П. Максаковского, статистический материал по Зарубежной Европе.

Тип урока: изучение нового материала.

.

Ход урока

  1. Изучение нового материала

Вводное слово учителя:

В Зарубежной Европе проживает более 520 млн. чел. Это регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. Для Зарубежной Европы характерны низкая рождаемость и низкий естественный прирост населения. В среднем европейская женщина производит 2,1 ребенка и при таком уровне рождаемости воспроизводство населения не обеспечивается. Причины такой низкой рождаемости: увеличение средней продолжительности жизни, что приводит к постепенному старению населения; резкое возрастание «цены» ребенка; влияние городского образа жизни; эмансипация, слабое влияние религии и т.д.

Работа по изучению демографических показателей населения региона выполняется в группах из 2-х человек (т.е. каждая парта – группа, удобно в плане контроля). Для систематизации знаний на уроке дается таблица:

Северная Европа

Южная Европа

Западная Европа

Восточная Европа

Черты сходства

1. Численность

 

 

 

 

 

2. Тип правления

 

 

 

 

 

3. Форма административно-территориального деления

 

 

 

 

 

4. Тип воспроизводства

 

 

 

 

 

5. Возрастная структура

 

 

 

 

 

6. Демографическая политика

 

 

 

 

 

7. Плотность населения

 

 

 

 

 

8. Уровень урбанизации

 

 

 

 

 

9. Национальный состав

 

 

 

 

 

10. Религиозный состав

 

Строки таблицы 1,2, 3, 7 учащимися заполняется самостоятельно, используя различные источники информации (учебник, атлас). Затем эти строки таблицы проверяются. Оставшиеся разделы таблицы заполняются по мере накопления информации на основе выступлений учащихся, рассказа учителя.

Задание. Проанализируйте таблицу «Воспроизводство населения в Зарубежной Европе». Приведите доказательства неблагополучной демографической ситуации в отдельных странах Европы. Выделите государства с нулевым и отрицательным естественным приростом. (В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста, это связано с влиянием религии (Ислам) Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким уровнем рождаемости – Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ).

  • Вывод: Все страны Европы, за исключением Албании, имеют первый тип воспроизводства населения (низкая рождаемость, низкий естественный прирост, невысокие показатели рождаемости).

Миграции

Задание. Используя рисунок в учебнике на стр. 164, проанализируйте направления, динамику трудовых миграций. (Страны эмиграции – бывшие колонии, страны иммиграции – метрополии.)

hello_html_99852b7.jpg

Урбанизация

Задание: Пользуясь картами атласа, разделить страны Зарубежной Европы на сильно-, средне- и слабоурбанизированные. Результаты оформить в виде схемы.

hello_html_m42eda89f.jpg

Вывод: Для Зарубежной Европы в целом характерен высокий уровень урбанизации (73-90%) и быстрые темпы ее роста, высокая концентрация населения в больших городах и городских агломерациях, «расползание городов», высокая плотность населения. Однако в Южной Европе преобладают слабоурбанизированные страны, что связано с благоприятными условиями для развития сельского хозяйства, сохранением традиции многодетных семей и т. д.

Задание: Пользуясь картой городских агломераций в учебнике, выделите крупнейшие агломерации. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся. Результаты оформите в виде схемы.

Классификация городов-миллионеров по их географическому положению:

hello_html_m3f98daa7.jpg

 

Задание: Сравните страны по числу городов-миллионеров.

Вывод: Самое большое количество городов-миллионеров приходится на Великобританию – 7, ФРГ – 6, Италия – 5, Франция – 3, Польша – 3, крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора – центральная ось развития региона.

Задание: Пользуясь текстом учебника, определите основные этапы урбанизации в Европе. В 70-е годы XX века в Зарубежной Европе начался отток населения в пригороды и в сельскую местность – субурбанизация. Причины: изношенность жилого фонда, скученность населения в центральных районах городов, ухудшение состояния окружающей среды, перенос предприятий в пригородные зоны и т.д. В тоже время субурбанизация характеризуется растеканием городского образа жизни и формирования обширных урбанизированных зон

Национальный состав населения Европы.

В регионе 62 народа. Основная языковая семья – индоевропейская.

Вспомните, какие страны называются однонациональными, какие двунациональными, а какие — многонациональными? Какие из европейских государств относятся к каждой из этих групп? 

Языковой состав населения Европы

Задание: Пользуясь картами атласа, заполните таблицу:

группа

Балтийская

группа

Германская группа

Кельтская

группа

Романская

группа

Греческая

группа

Албанская

группа

Финно-угорская

группа

При изучении национального состава региона, можно заслушать доклады учащихся на тему «Межнациональные конфликты в Европе».

Религиозный состав населения Европы

На основе текста учебника и карт атласа, составить схему «Религиозный состав населения стран Европы».

hello_html_626e00d6.jpg

II. Закрепление изученного материала

Для закрепления знаний, полученных на уроке, выполните тест

1. Найдите ошибку в перечне главных черт экономико-географического положения стран Европы:

1) соседское положение; 2) приморское положение; 3) внутриконтинентальное положение.

2. Выберите пару стран Зарубежной Европы, входящих в один субрегион:

1) Дания и Нидерланды; 3) Португалия и Греция;

2) Нидерланды и Португалия; 4) Греция и Дания

3. Выберите варианты, где верно указаны страны, в которых находятся данные агломерации:

а) Миланская – Франция; б) Лионская – Италия;

в) Верхнесилезская – Чехия; г) Рурская – Германия

4. Какие из указанных стран не являются высокоурбанизированными?

а) Исландия; б) Португалия; в) Украина; г)Бельгия.

5. Выберите вариант, в котором правильно указаны языковая группа и

религия Испании:

а) германская группа – православие; б) романская группа – ислам;

в) романская группа – католицизм; г) германская группа – протестантизм;

д) германская группа – католицизм.

6. Почему Зарубежная Европа превратилась в мировой очаг иммиграции населения?

а) благоприятные природные условия; б) свободные рабочие места;

в) нехватка рабочей силы; г) снижение численности населения.

7. Укажите самые крупные городские агломерации Зарубежной Европы:

1) Парижская и Рурская; 2) Рурская и Мадридская;

3) Мадридская и Лондонская; 4) Лондонская и Парижская

8. .Языки, на которых говорит большинство населения Зарубежной Европы, относятся к языковым группам:

1) романской и славянской 2) славянской и финно-угорской;

3) финно-угорской и германской; 4) германской и романской.

III. Домашнее задание

Тема 6 § 1 стр.193-198.

1. Отметить на контурных картах страны Европы и их столицы, выделить крупнейшие агломерации.

2. Для тех учащихся, кто не справился с изучением темы урока или испытывал трудности: читать текст учебника, отвечать на вопросы закрепления.

Урок 31. Население Зарубежной Европы | Поурочные планы по географии 10 класс

Урок 31. Население Зарубежной Европы