cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сольфеджио 1 класс конспекты уроков – 1 -. , — .

Конспект открытого урока по Сольфеджио в 1 классе «Длительности нот»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Винзилинская детская школа искусств «Мечта» Тюменского муниципального района

Конспект открытого урока по Сольфеджио в 1 классе: «Длительности нот»

Выполнил: преподаватель по теоретическим дисциплинам

Мажарова В.А.

18 октября 2018год

Тема урока: Длительности нот.

Цель: 1. Познакомить детей с основными музыкальными длительностями. 2. Развить у детей чувство ритма. 3.

Задачи: Познакомить с Целой, Половинной, Четверной и Восьмой нотой. Научить различать длительности нот. Воспитание усидчивости.

Тип урока: Комбинированный

Методы: объяснение, беседа, исполнение.

Формы: Групповая

ТСО: Фортепиано, карточки, интерактивная доска, кубик с длительностью, прописи.

Ход урока:

  1. Приветствие:

Учитель: Здравствуйте ребята

Дети: Здравствуйте учитель

Учитель: Дети сегодня у нас с вами будет новая тема урока. Но для начала давайте вспомним, что мы с вами выучили на прошлых уроках.

Дети: Ноты в «Скрипичном» и «Басовом» ключе.

Учитель: Хорошо, а теперь назовите наши ноты, и давайте пропоём их.

Дети: До, ре, ми, фа, соль, ля, си

Учитель: Молодцы. И наши музыкальные ноты или звук могут быть не только высоким или низким, звуча в разных октавах, но так же долгим или коротким. И это свойство звука называется Длительность.

Учитель: Длительность нот – это тема нашего сегодняшнего урока. Дети на ваших столах лежат ноты детской песенки. Внимательно рассмотрите мелодию. Отличаются ли ноты друг от друга? Чем?

Дети: Разные ноты, есть закрашенные, есть пустые, у нот есть палочки и флажки.

Учитель:

Молодцы. И сейчас я расскажу вам про наши длительности.

Учитель: Нам пока хватает нот,

Только нотам нужен счёт.

Счёт известен в целом мире:

Раз-и – Два-и – Три-и – Четыре-и.

Учитель: Если нота – кругляшок,

А в нём окошко белое,

Значит, счёт — до четырёх, –

Это нота — целая!

Целая нота — просчитывается до четырёх, так как в ней помещается четыре шага. (Раз-и – Два-и – Три-и – Четыре-и.)

Учитель: Если к ноте прилепилась

Сбоку палка длинная,

Значит, счёт идёт до двух,

Нота – половинная!

Половинная ноты – это ва удара, поэтому она просчитывается до двух ( Раз-и – Два-и).

Учитель: Если в нотном кругляшке

Черня срединка,

То считаем лишь “раз и”,

Нота – четвертинка!

Четвертные считаются по одной штуке на каждый шаг (Раз-и).

Учитель: Покороче вслед за ними

Нотки назовем восьмыми.

Хвостик каждой одолжим

И за ними побежим.

Восьмые существуют для удобства счёта добавкой «И». Одиночные восьмушки редко встречаются, чаще они идут парами. И тогда одна восьмушка считается на само число счёта, а вторая восьмушка всегда на «И».

Учитель: И так, с какими длительностями мы сегодня познакомились?

Дети: Четвертная, целая, половинная, восьмая.

Учитель: А какая самая длинная нота?

Дети: Целая

Учитель: Молодцы. А теперь давай немного отдохнём и поиграем в игру на координацию. Сейчас встаём из-за парт, нам не должно не чего мешать. Приготовили наши ладоши и ноги. Сейчас я вам покажу, что нужно делать и ваша задача за мной повторять. Сначала учимся делать это упражнение медленно, а потом постепенно будем ускорять темп. Движения: Хлопок в ладоши – удар правой ногой; Хлопок в ладоши – удар левой ногой; Хлопок в ладоши – удар правой ногой, потом левой ногой.

Учитель: Хорошо, почти у всех получилось сделать наше упражнение в быстром темпе. А сейчас давай те попробуем нотки превратить в людей образно.

Это ребята, Они бегают быстро. Вот так. Раз и два и три и четыре и.

Это их мамы и папы. Они ходят так. Раз и два и три и четыре и.

Это две бабушки. Вот так они ходят. Раз и два и три и четыре и.

А это прабабушка. Ой, какая у нее медленная походка! Раз и два и три и четыре и.

Учитель: Что бы закрепить новый материал мы с вами поиграем в игру. Называется: «Узнай длительность». Для этой игры у меня приготовлен специальный кубик, на каждой стороне которого изображена длительность. Я буду подбрасывать кубик и ваша задача как можно быстрее определить длительность, которая выпала.

Учитель: Дети, с чем мы сегодня познакомились? Молодцы!

А что вам больше всего понравилось?

Домашним заданием я вам задам прописать наши ноты в правильных длительностях.

infourok.ru

План — конспект урока по сольфеджио с учащимися 1 класса «Закрепление ритмических групп»

Открытый урок по сольфеджио, 1 класс

Тема: Закрепление ритмических групп

Форма проведения: коллективная
Тип урока: урок совершенствования знаний и умений
Цель: Свободно ориентироваться и владеть пройденными ритмическими группами.
Задачи:
1. Научится свободно воспроизводить пройденные ритмические группы.
2. Уметь записывать ритмический рисунок стихотворения и мелодии на слух.
3. Закрепить полученные навыки на творческих заданиях.
План урока:
1.    Распевка: пение гаммы, опевание устойчивых ступеней.
2.  Ритмические загадки. Прохлопать ритм. Угадать, какая мелодия спряталась в нотном тексте: «Маленькой елочке», «Во поле береза стояла», «Едет паровоз».
3.    Записать ритм стиха и сочинить мелодию, используя движение по гамме, трезвучие, опевание.
Я купила кошке
К празднику сапожки.
4.    Работа с ритмической тетрадью.
5.    Пение с листа с дирижированием. Барабошкина, 1 кл. №42, 43.
6.    Ритмический диктант. Металлиди, Перцовская. №3
7.    Шумовой оркестр. Балтин «Дождь танцует»  Металлиди, Перцовская «Сольфеджио 1 кл.», стр.67.
8.    Домашнее задание. Придумай песенку на стихотворение, используя движение по гамме, трезвучию или опевание:  
Выпал снег на поля,
Побелела вся земля.

Ход урока:

1.    Распевка: пение гаммы, опевание устойчивых ступеней.
Учитель: Ребята, давайте с вами распоемся на уже знакомых нам элементах мелодии: 
•    Пение гаммы с аккомпанементом.
Учитель: Кто выйдет к инструменту и будет сегодня нашим учителем?
•    Пение гаммы,  опевания с игрой на инструменте. Дети, сидящие за партами играют на бумажной  клавиатуре.
2.    Ритмические загадки. 
Угадать, какая мелодия спряталась: «Маленькой елочке», «Во поле береза стояла», «Едет паровоз».
Учитель: Вначале самостоятельно попробуйте прохлопать ритм и угадать мелодию. Не забудем, что четверти мы хлопаем в ладоши, а восьмые – кулачками. 
Если не получается: вместе прохлопать и постараться угадать.
3.    Записать ритм стиха и сочинить мелодию, используя движение по гамме, трезвучие, опевание.
 Я купила кошке
К празднику сапожки.
Учитель: Для начала выучим стихотворение и прохлопаем ритм. 
Хорошо. Теперь постараемся отличить длинные и короткие хлопки.
Давайте запишем.
Теперь давайте оформим ритмическую запись в размере 2/4:

Молодцы. А теперь на полученную ритмическую запись давайте сочиним мелодию, используя движение по гамме, трезвучию, опевание. 
Например:

Дети предлагают свои варианты.
Молодцы, теперь давайте выберем вариант, который получился лучше и запишем. 
А теперь споем получившуюся песенку.
4.    Работа с ритмической тетрадью.
Учитель: Ребята, теперь давайте все встанем и заведем пульс: будем раскачиваться вправо и влево – раз-два. Молодцы, продолжаем держать пульс. Мы как часы, которые не спешат и не отстают, все движемся ровно, одновременно.
Теперь все смотрим на ритмическую тетрадь. Я буду менять ритм, а вы должны будете одновременно реагировать.
Используются варианты группировки четвертей, восьмых, половинной в размере 2/4. 
Молодцы, спокойно садимся.
5.    Пение с листа с дирижированием. Барабошкина, 1 кл. №42, 44.
Учитель: № 42. Все внимательно посмотрели в нотную запись и постарались самостоятельно  проговорить нотки с дирижированием. 
Давайте посмотрим, какой размер у этой мелодии.
Дети: 2/4.
Молодцы. Посмотрите внимательно, какие длительности здесь встретились? 
Дети: четверти, восьмые, половинная.
Учитель: Давайте вспомним, как мы дирижируем эти длительности.
Четверти у нас идут одновременно с движением рук – вниз или вверх. Две восьмые попадают на один взмах, а половинная захватывает полностью движение рук вниз и вверх.
Теперь проговорим нотки вместе с дирижированием.
Хорошо. Теперь рассмотрим, как развивается мелодия? Есть ли повторы?
Споем настройку на звуках мелодии и начнем петь.
Молодцы.
Работа с №44 на примере предыдущего.
6.    Ритмический диктант. Металлиди, Перцовская. №3
Учитель: Ребята, сейчас я вам раздам листочки. Посмотрите, чего в них не хватает?
Дети: Ритма, тактовых черточек.
Учитель: Правильно. Сейчас я вам сыграю мелодию и мы вместе постараемся записать ритм.
(Проигрываю два раза).
Теперь давайте прохлопаем ритм этой мелодии и  постараемся отличить длинные звуки от коротких. 
(Прохлопывают).
Теперь скажите, ритм в мелодии где-нибудь повторяется? 
Если да, то где?
 Давайте запишем начало и сразу расставим тактовые черточки. 
(Учитель пишет на доске).
Хорошо, теперь мы видим, что первые два такта повторяются. Дальше продолжите сами. 
(Записывают до конца).
Что у кого получилось? Говорите, что мне писать. 
(Учитель записывает до конца на доске).
Теперь давайте проверим. (Пропевают мелодию и хлопают).
Теперь споем мелодию с дирижированием.
7.    Шумовой оркестр. Балтин «Дождь танцует» // Металлиди, Перцовская «Сольфеджио 1 кл.», стр.67.
Группа делится на две команды. 
Первая команда стучит: 

Вторая:

Ритм с каждой группой отрабатывается отдельно: вначале без музыки, затем с музыкой. После учитель просит, чтобы обе группы проиграли свои партии вместе, без сопровождения. Заключительный этап – играют все вместе с музыкальным сопровождением.
8.    Оценки за урок. Домашнее задание.

 

nsportal.ru

конспект открытого урока по сольфеджио для 1 класса на тему «Закрепление. Подготовка к контрольному уроку III четверти»

План – конспект открытого урока по сольфеджио 1 класс преподаватель:

Саталкина Мария Васильевна

Тема урока:

«Закрепление. Подготовка к контрольному уроку III четверти»

Цель урока:  повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у обучающихся средствами применения интерактивных методов обучения.

Задачи:

Образовательная: закрепить знания, умения и навыки по темам, пройденным за три четверти.

Развивающая: развивать слуховое представление, вокально-интонационные навыки, мелодический слух, музыкальную память, мышление и творческие способности обучающихся.

Воспитательная: воспитать музыкально – художественный вкус и интерес к предмету сольфеджио.

Форма урока: групповая

Тип урока: интерактивный.

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока:

‒ Карточки с рисунками

‒ Ритмические карточки

‒ Клавиатура

‒ Шумовые инструменты

‒ Ноутбук

‒ Проектор

‒ Фортепиано

‒ Интерактивные игры «Музыкальные ребусы», «Приключения Маши в музыкальной стране»

Пояснительная записка к уроку

Так как дети младшего школьного возраста не могут долго сосредотачивать своё внимание на конкретном задании, то на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую. 

Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Лучшим способом для достижения этой цели является игра как естественная форма существования ребёнка в привычной атмосфере.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Проверка домашнего задания (3 мин.)

  3. Повторение нот 2-й октавы. Игра Музыкальные ребусы «Нотки играют с буквами» (5 мин.)

Вокально-интонационная работа.

  1. Повторение гамм: C-dur, G-dur, F-dur, D-dur (10 мин.)

  2. Интервалы. Песня — танец. 1 мин.

  3. Интерактивная игра «Приключения Маши в музыкальной стране» (7 мин.)

  4. Музыкальный диктант (10 мин.)

  5. Рефлексия (2 мин.)

  6. Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте начнём наш уроки и по традиции позвеним в звонок.

Играю гамму ↑ на текст «Мы начинаем наш урок»

Ученик отвечает по Т53 ↓ «Звенит звонок» и звонит бубенчиками

  1. Проверка домашнего задания.

Придумать ритмический рисунок к заданной мелодии песенки «Велосипед» в размере 2/4. Петь и дирижировать. Стучать ритм.

3. Повторение нот 2-й октавы. Игра Музыкальные ребусы «Нотки играют с буквами».

Учитель: А теперь давайте вспомним как пишутся ноты 2й октавы и поиграем в «Музыкальные ребусы»

1

4. Повторение гамм: C-dur, G-dur, F-dur, D-dur

У.: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним правило «Строение мажорной гаммы». и сыграем на клавишах

У.: Молодцы! А теперь расскажите правила о гаммах, которые мы с вами выучили.

Один из учеников рассказывает правило: «В Соль мажоре один знак – фа-диез».

Затем все поют гамму ↕, играя на клавиатурах; по Т53 ↕ поют название гаммы «Соль мажор», и устойчивые ступени.

Второй ученик рассказывает правило: «В Фа мажоре один знак – си-бемоль».

Затем все поют гамму ↕, играя на клавиатурах; по Т53 ↕ поют название гаммы «Фа мажор» и в ней неустойчивые ступени с разрешением

Третий ученик рассказывает правило: «В Ре мажоре два знака – фа-диез и до-диез»,

Затем все поют гамму ↕, играя на клавиатурах; по Т

53 ↕ поют название гаммы «Ре мажор» и в ней опевание устойчивых ступеней.

  1. Интервалы. Песня — танец. 1 мин.

У.: Ребята, давайте отдохнём и вспомним песенку – танец про интервалы.

Все встают перед большим зеркалом и выполняют движения под текст песни. Например: «Примой потопали», — все топают на месте в ритме музыки; «Секундой зашагали», — шагают по кругу друг за другом по кругу и так далее.

  1. Интерактивная игра «Приключения Маши в музыкальной стране» (7 мин.)

У.: Молодцы. Вот мы и повторили все интервалы, а теперь давайте поиграем в игру «Приключения Маши в музыкальной стране»2 и ещё раз вспомним некоторые изученные правила.

  1. Музыкальный диктант (10 мин.)

У.: Сейчас мы запишем с вами песню «Паровоз».

Давайте ещё раз споём гамму Ре мажор, вспомним какие в ней знаки и послушаем мелодию песни.

Разбираем мелодию:

— Есть ли в мелодии повторения?

— В каком направлении движется мелодия?

— С какой ноты начинается движение?

— Как мы приходим к последней нотке?

  1. Рефлексия (2 мин.)

Цель: проанализировать урок.

Учитель раздаёт обучающимся карточки: красная – урок не понравился, осталось много непонятного; зелёная – всё было интересно и ясно. Все вместе обсуждают, что было сделано хорошо и правильно, а где были допущены ошибки.

  1. Домашнее задание (1 мин.)

У.: А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание.

1. Петь песню «Паровоз» со словами, нотами, с дирижированием.

2. Записать песню во 2ю октаву.

У.: Наш урок окончен, сегодня мы повторили с вами пройденный материал, закрепили полученные сведения в виде практических заданий, в игровой форме.

До свиданья дети!

Обучающиеся: До свидания!

1Играли ноты с нами в прятки,

Загадали нам загадки.

Перед началом игры обговаривается октава: первая, вторая, малая.

1-й вариант. Обучающиеся составляют длинные слова или словосочетания, в которых спрятана нота (или ноты), поочереди, по часовой стрелке. Кто прочитал, тот придумывает своё слово.

2-й вариант. Каждый из участников составляет своё короткое слово, по жребию выбирают чтеца и тот прочитывает все выложенные слова, допуская ошибки он получает штрафные баллы. Выигрывает тот, кто получит наименьшее количество штрафных и наибольшее выигрышных баллов.

Ко всем вариантам игры можно добавлять следующие условия:

— пропевать спрятанную ноту;

— составлять слова по определённым признакам, например: животные, инструменты, бытовые принадлежности, имена и т.д.

2Игра — ходилка, в которой принимают участие герои известного мультфильма «Маша и медведь».

Правила этой детской настольной игры довольно просты. Каждый из участников устанавливает свою фишку на звёздочке «Старт». После этого участники по очереди бросают 2 кубика, на которых написаны цифры, обозначающие не что иное, как интервалы, естественно, что это только ступеневая величина, что и требуется для 1 класса. Количество выпавших ступеней является количеством шагов в ходилке вперёд по ходу движения. Направления движения показывают стрелки на карте. Некоторые деления на карте обозначены условными знаками. Эти знаки ускоряют или замедляют движение.

Попадая на красную звезду герой пропускает ход, на зелёную – осуществляет дополнительный ход, ну а если попадает на звезду с номером – тянет вопрос. Побеждает тот, кто первым дошёл до конца.

Вопросы, предложенные в игре:

  1. Что такое «Тоника»?

  2. Что такое «полутон»?

  3. Какие ступени лада относятся к неустойчивым?

  4. Расскажите о разрешении неустойчивых ступеней лада в устойчивые

  5. Назовите строение мажорной гаммы

  6. Какие ступени лада относятся к устойчивым?

  7. Какие ступени лада называются вводными и почему?

  8. Что означает знак «диез»?

  9. Что означает знак «бемоль»?

  10. Что означает знак «бекар»?

infourok.ru

План-конспект открытого урока по сольфеджио учащихся 1 класса

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока по сольфеджио

преподавателя Обоскаловой Ольги Валерьевны

МБУ ДО «Городская ДМШ» г.Воркуты

«Вокально-интонационные упражнения на уроке сольфеджио в первом классе»

Тема урока: Тональность Ре мажор (закрепление)

Учащиеся 1 класс фортепианного и хорового отделения (8-летнее обучение)

Цель урока: показать необходимость и важность применения вокально-интонационных упражнений, помогающих в освоении таких важных форм музыкального развития, как чтение с листа, слуховой анализ, запись диктанта, импровизация.

Задачи урока:

— формирование понятийного начала в единстве с творческим;

— укрепление взаимосвязи теоретических знаний и музыкальной практики;

— формирование музыкально-слуховых представлений;

— воспитание и развитие музыкального слуха;

— развитие эмоциональной отзывчивости к музыке;

—  формирование навыков импровизации;

— развитие музыкального мышления;

Тип урока: урок закрепления

Методы реализации поставленных задач: словесный (беседа), наглядный, практический (музицирование, импровизация), игровой.

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока: клавиатура, «лесенка» с обозначением ступеней, фортепиано, учебник Н.Баевой и Т.Зебряк «Сольфеджио, 1-2 классы».

Продолжительность урока: 40 минут

План урока:

  1. Организационный момент 2 мин
  2. Распевка. Песня «Эхо» 3 мин
  3. Проверка домашнего задания 5 мин
  4. Гамма ре мажор. Упражнение «доведение до тоники». 5 мин 
  5. Упражнение «Путешествие по лесенке» 5 мин
  6. Чтение с листа. Учебник №73 5 мин
  7. Диктант 7 мин
  8. Импровизация-досочинение 5 мин
  9. Завершение урока. Запись домашнего задания. 3 мин

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие. Эмоциональный настрой. Информация о теме, целей и задачах урока.
  2. Распевка. Исполнение песни «Эхо» в размере 2/4 с дирижированием в тональности До мажор. Учитель поет начальные фразы, дети ответные. Затем предлагается песне «переехать» в тональность Ре мажор и сменить размер на 3/4. Вызывается учащийся для исполнения роли запевалы и дирижера, учащиеся поют ответные фразы и дирижируют в трехдольном размере.
  3. Проверка домашнего задания. Песня «Новогодняя» исполняется сначала по нотам, а затем со словами и с названием звуков наизусть. Исполнение предваряется вопросами учителя о тональности, размере, наличии повторений музыкальных фраз, опеваний, направления движения мелодии. После коллективного исполнения учащиеся исполняют песню «по цепочке» по указке педагога. Проверяется знание нотного тектса и чистота интонирования.
  4. Исполнение гаммы Ре мажор хором вверх и вниз. Обращается внимание, что главный звук в тональности – это тоника. Исполняется упражнение «Довести до тоники». Каждый звук гаммы в поступенном движении допевается учителем до тоники Ре мажора в определенном ритме в размере 2/4

  |   |              |               |   |  

 

  II     I   III  II  I     IV III  II  I        V VI VII    I     VI VII  I     VII   I

Учащиеся пропевают за учителем по принципу «эха» каждый такт. Затем учащимся предлагается узадать полученные звуковые ряды, которые пропеваются учителем на нейтральный слог или проигрываются на фортепиано.

  1. Упражнение «Путешествие по лесенке». Учитель обращает внимание детей на учебное пособие «Лесенка», закрепленное на доске (таблицу с вертикально расположенными римскими цифрами), показывает в тональности Ре мажор различные элементы – движение по звукам тонического трезвучия, опевания устойчивых ступеней, скачки с V ступени на I и т.п. Дети, следя за указкой педагога, пропевают все элементы. Затем к доске вызывается ученик, который указывает направление движения мелодии по лесенке в свободном ритме, с оборотами, указанными учителем. Остальные учащиеся поют то, что показывается на доске. Проверяется и оценивается чистота интонирования и правильность выполнения задания учеником у доски.
  2. Чтение с листа. Учебник № 73. Разбор песни: ответы на вопрос учителя о тональности, размере, ритмических длительностях, метроритмических особенностях (начало с затакта), наличии опеваний, движения по звукам тонического трезвучия. Сольмизация с тактированием и пение с дирижированием.
  3. Диктант. Учащимся предлагается дописать недостающие ноты мелодии в тональности Ре мажор в размере 3/4, каждый из 4-х тактов которой начинается с ноты ля. Учитель проигрывает мелодию, состоящую из знакомых детям мелодических оборотов, трижды, затем учащиеся записывают мелодию нотами и оформляют ритмический рисунок. Обращается внимание на то, что мелодию следует прослушать целиком и только после этого записывать.
  4. Импровизация-досочинение ответной фразы со словами «солнышко проснулось, утро улыбнулось». Задание проводится впервые. Учитель предлагает ученикам попробовать себя в роли композитора – самим сочинять мелодии, с условием, чтоб они завершались на тонике. Он поет первую фразу, ученик допевает окончание.
  5. Завершение урока. Учитель подводит итог – над чем работали, все ли успели, все ли получилось. Называет домашнее задание, объясняет методы его выполнения. (Учебник №69-72 сольмизировать).

nsportal.ru

Открытый урок сольфеджио в 1-м классе Детской школы искусств

Разделы: Музыка


Методический материал.

1. Л.Ефремова “Учиться интересно” , изд. “Композитор. Санкт-Петербург”. 2006 г.

2. О.Камозина “Неправильное сольфеджио”, изд. “Феникс”. Ростов-на-Дону. 2009 г.

3. Е.Королёва “Музыка в сказках, стихах и картинках” , изд. “Просвещение”. Москва. 1994 г.

4. Е.Железнова “Альбом для обучения пению. Читаем, рисуем, играем, поём”, Издательский дом В.Катанского, Москва. 2009 г.

Оборудование, технические средства.

1. Компьютер.

2. Широкоэкранный телевизор (подключен к компьютеру в качестве второго монитора).

3. Магнитофон.

4. Фортепиано.

Перечень используемых на уроке аудио, видеозаписей, наглядных пособий.

1. Видео пособие — “Бабочка” https://yadi.sk/i/9SJWheU7d2DUB

 (Проект Есиповой Людмилы)

2. Видео пособие — “Живая гамма” https://yadi.sk/i/fJJqbaKid2DVJ

Аудио файл https://yadi.sk/d/4LtCEPk0d2DVn

3. Видеопособие — “Белка” — минус https://yadi.sk/i/yLZGZewqd2DW9

Плюс — https://yadi.sk/i/t5ySGqVGd2DaR

(Проект Мишаковой Ирины)

4. Видеопособие-диктант “Лягушка” https://yadi.sk/i/6FuFuMRQd2DQd

5. Видеопособие-диктант “Зима”https://yadi.sk/i/w2cMf-A_d2DSw

Аудио файл — https://yadi.sk/d/OXEzZ9eDd2DTN

6. Компьютерная интерактивная программа “Электронное сольфеджио”

Автор разработчик Максим Колесников https://cloud.mail.ru/public/feb0f9e…D1%81%D0%BA%2F

7. Аудио пособие “Мажорная гамма” https://yadi.sk/d/Xy2RkdUOd2DXz

8. Аудио пособие “Минорная гамма” https://yadi.sk/d/QhkmUgMqd2DYb

9. Презентация с материалами на открытый урок https://yadi.sk/i/1IcHelabd2DZQ

10. Карточки с ритмоблоками (раздаточный материал)

Приложения к уроку (не представленные приложения находятся у автора)

Цель урока.

1. Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально – теоретических дисциплин и музыкальной практикой учащихся.

2. Демонстрация использования информационных технологий при работе над разными формами работы на уроке сольфеджио – слуховой анализ, теоретические сведения, интонационные упражнения, ритмические упражнения, музыкальный диктант, чтение с листа.

Обучающая:

формировать знания, умения и навыки по темам:

ладовые представления,

ритмические группы в размере 2/4, затакт в размере 2/4,

расширить знания учащихся о тональностях,

повторить и закрепить теоретические сведения.

Развивающая.

1. Развить слуховое представление.

2. Развивать музыкальное мышление.

3. Развивать ладовые ощущения.

4. Развивать навыки ориентирования в тональности.

5. Развивать вокально-интонационные навыки.

6. Развивать мелодический слух, музыкальную память и творческие способности учащихся.

Воспитательная:

1. Воспитывать музыкально-художественный вкус и интерес учащихся к предмету сольфеджио.

2. Воспитывать умение работать в группе.,

3. Воспитывать творческую активность.

4. Повышать исполнительскую грамотность учащихся.

Задачи урока.

1. Развить знания учащихся о понятии лад , тональность.

2. Формировать и закрепить первичные вокально – интонационные навыки в ладу.

3. Развить навыки написания мелодического диктанта.

4. Повторить метроритмические формулы.

5. Формировать интерес к процессу обучения.

Форма урока: групповая.

Методы реализации поставленных задач.

1. Словесный (беседа, рассказ, объяснение).

2. Наглядно-демонстрационный (видео иллюстрации, цветные слайды, интерактивные компьютерные. технологии, презентация, выполненная в компьютерной программе Microsoft Offise PowerPoint).

3. Ролевые игры (проблемные ситуации).

4. Практический (пение упражнений, игра на инструменте).

5. Игровой.

Формы работы с учащимися.

1. Вокально-интонационные упражнения.

2. Анализ музыкального произведения.

3. Диктант.

4. Чтение с листа.

5. Игры.

6. Практические задания.

Анализ результатов урока.

В результате данного урока обучающиеся развили знания по темам лад, гамма, тональность Ре-мажор, мелодический диктант, ритмические группы в размере 2/4, затакт.

Все теоретические знания они успешно применяли на практике.

Ход урока

Преподаватель: (Приветствие учителя, эмоциональный настрой учащихся.)

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Вы, конечно, увидели, что к нам пришли гости, и мы с вами продемонстрируем все наши навыки и умения.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Сегодня я хочу представить вам урок с учащимися первого класса фортепианного отделения на тему: “Информационные технологии, как средство повышения эффективности учебного процесса на уроке сольфеджио в ДШИ”.

Преподаватель: Ребята, вы знаете, что все музыканты перед выступлением или перед репетицией разыгрываются, настраиваются на исполнение. И мы с вами сейчас настроим свой музыкальный инструмент – наш голос и слух. Мы сейчас с вами будем “рисовать” голосом.

Преподаватель включает видео пособие – “Бабочка”.

Учащиеся голосом “рисуют” восходящее, нисходящее, волнообразное движение звуков на слог.

Преподаватель: Урок мы с вами всегда начинаем с распевки. Предлагаю сегодня спеть “Песенку о ступенях”. Она нам поможет вспомнить и некоторые теоретические понятия.

Учащиеся под аккомпанемент преподавателя поют “Песенку про ступени”.

Преподаватель: Ребята, а что такое — лад?

Учащиеся: Это семья звуков. Главный звук - тоника.

Преподаватель: А какие лады вызнаете?

Учащиеся: Мажорный и минорный.

Преподаватель: Давайте вспомним, как звучат звукоряды мажорного и минорного ладов.

Учащиеся поют попевку, интонируя звучание мажорного лада:

“Вот мы звуки встали в ряд, получился звукоряд. Не простой, мажорный, весёлый, задорный”. (Под гармоническое сопровождение и иллюстрацию, выведенную на монитор компьютера)

Затем интонируют звучание минорного лада:

“Мы минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд, песню грустную поём и сейчас мы заревём (Е.Королёва “Музыка в сказках, стихах и картинках”) под гармоническое сопровождение и иллюстрацию, выведенную на монитор компьютера.

2. Анализ музыкального произведения.

Преподаватель исполняет на фортепиано пьесу А.Гречанинова “Мазурка”. (На экране компьютера отсканированная страница с нотным текстом пьесы А.Гречанинова “Мазурка”).

Преподаватель: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в этой пьесе?

Преподаватель включает следующий слайд-иллюстрации к прослушанному произведению.

И как вы думаете, какие из представленных картин могут проиллюстрировать пьесу и почему?

Учащиеся: В пьесе 3 части, III часть – это повторение I части. Крайние части звучат в минорном ладу, а средняя – в мажорном. Осенний пейзаж, грустный клоун, печальная танцовщица - крайние части, яркие цветы, воздушные шарики - средняя часть).

Преподаватель: А почему вы так решили?

Учащиеся: Крайние части немного грустные, печальные, а средняя часть светлая, радостная. Крайние части написаны в минорном ладу, а средняя в мажорном.)

Преподаватель: Посмотрите внимательно на осенний пейзаж. Эти картины написал художник Леонид Ефремов. Здесь такие яркие краски – и красные, и желтые, и синие! Почему вы всё-таки решили, что эта картина больше подойдёт для иллюстрации минорной музыки?

Учащиеся приводят свои аргументы, отстаивают своё мнение – например: “Все-таки грустно, что лето закончилось!”, “На картине асфальт мокрый, небо серое. Чувствуется, что уже прохладно, зябко”.

Преподаватель: Скажите, пожалуйста, как какие бывают мелодии, какое у мелодической линии может быть развитие? Посмотрите, пожалуйста на слайд (на мониторе компьютера иллюстрации видов мелодической линии – восходящее движение звуков, нисходящее, волнообразное, “скачками”).

Давайте проанализируем – как развивалась мелодическая линия в этом произведении.

Учащиеся: Называют все виды развития мелодии – движения звуков в мелодии.

Преподаватель: Молодцы, ребята!

3. Закрепление и проверка на практике усвоение темы – гамма Ре-мажор.

Преподаватель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое гамма?

Учащиеся: Это звукоряд от тоники до её повторения.

Преподаватель: Мы с вами знаем, что гамма строится по определённому правилу, по определённой схеме. Давайте споём песенку, которая помогла нам очень легко и просто запомнить строение мажорной гаммы.

Учащиеся, под аккомпанемент учителя, поют песню “Строим мы мажор, ребята”. (О.Камозина “Неправильное сольфеджио”).

Преподаватель: А сейчас я предлагаю сыграть в игру “Живая гамма”.

(Слайд с название звуков )

Преподаватель: Внимательно посмотрите на монитор, на слайде изображены карточки с название звуков мажорной гаммы. Как вы думаете, какую гамму мы будем петь?

Учащиеся: Ре-мажор.

Преподаватель: Почему вы так решили?

Учащиеся: Карточек со звуком “ре” 2, значит эта нота — тоника, ведь гамма- это звукоряд от тоники до её повторения.

Преподаватель: Молодцы! А как вы считаете, гамма Ре-мажор по дороге к нам случайно ничего не потеряла?

Учащиеся: Не хватает ключевых знаков! Фа-диез и до-диез!

Преподаватель: Правильно. (Следующий слайд-карточки “фа” и “до” “превращаются” в “фа диез” и “до диез”) Вот теперь всё верно!

Учащиеся встают в линию, согласно порядка звуков в гамме Ре-мажор с учётом расстояний - тонов и полутонов. “Фа-диез – соль”, “до-диез - ре второй октавы” держатся за руки, изображая полутоны. После настройки, сыгранной преподавателем на фортепиано учащиеся поют каждый свой звук, затем преподаватель просит поднять вверх карточки с устойчивыми ступенями — поём тоническое трезвучие, затем поднимают карточки “неустойчивые ступени” — поём попевку “каждый звук неустойчивый очень настойчивый…” (Л.Ефремова “Учиться интересно”) и разрешение неустойчивых звуков в устойчивые.

Преподаватель: Спасибо, ребята, присаживайтесь на свои места. А сейчас споём гамму Ре-мажор все вместе.

Учащиеся поют гамму Ре-мажор под гармонический аккомпанемент.

Преподаватель: Ребята очень любят разучивать и исполнять упражнения с визуализированной мелодией. Одно из них мы сейчас споём.

— Девочки, вспомните, в какой тональности звучит эта песня?

Учащиеся: В тональности Ре-мажор.

(Преподаватель раздает инструменты шумового оркестра — бубны, маракасы, колокольчики, на компьютере включает видеоряд к песне “Белка”. Дети поют сначала со словами, затем нотами. В проигрышах исполняют ритмическое сопровождение, соответственно ритмическим блокам, появляющимся на экране).

4. Музыкальный диктант.

Преподаватель: Ребята, нам пришло сообщение, не простое, музыкальное! И мы с вами должны его расшифровать.

— На мониторе компьютера преподаватель воспроизводит видео презентацию “Лягушки” - слайды №1, 2. Исполняет песню “Лягушки” (Е.Железнова “Альбом для обучения пению” CD диск с аудио приложением трек № 24).

Преподаватель: Скажите, из какого прудика лягушата прислали это письмо- мажорного или минорного?

Учащиеся: Из мажорного.

Преподаватель: Вы уже услышали, поняли, в каком размере звучит эта песня?

Учащиеся: В размере 2/4.

Преподаватель: А начинается письмо с сильной доли или слабой?

Учащиеся: Со слабой — с затакта.

Преподаватель: Сколько предложений в музыкальном “сообщении”?

Учащиеся: 2 предложения.

Преподаватель: Сравните, пожалуйста, мелодию 1 и 2 предложений.

Учащиеся: Мелодия повторяется.

Преподаватель: Молодцы! Вы очень внимательно слушали! А как движутся звуки в мелодии?

Учащиеся: Сначала через нотку вверх, затем по ступенькам вниз.

Преподаватель: Очень хорошо! Споём все вместе и прохлопаем ритмический рисунок. Лягушата нам подскажут правильный ритм. (Слайды №3, 4, 5, 6).

Преподаватель: Скажите, а через нотку лягушки прыгали по каким ступенькам лада?

Учащиеся: по I, III, V — по устойчивым ступеням.

Преподаватель: Я попрошу Элю и Алёну с помощью карточек – ритмоблоков выложить ритм этой песенки. А мы все им поможем справиться с заданием.

Учащиеся успешно справляются с заданием.

Преподаватель: Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд. (Слайд № 6 с записанной нотами мелодией — некоторые ноты “спрятаны” под знаком “?”)

Преподаватель: Ребята, скажите мне, в какой тональности записана мелодия?

Учащиеся: В Ре-мажоре – при ключе стоят знаки фа и до-диезы.

Преподаватель: Правильно, давайте – же поскорее “освободим” нотки! (Ребята называют “спрятанные” ноты, преподаватель в интерактивном режиме убирает знаки “?”.

Учащиеся успешно справляется с заданием, поют диктант нотами.

Преподаватель: Мне лягушата по секрету сказали, что хотели бы перебраться из прудика “ре” в соседний пруд “до”. Давайте им поможем! Но как это сделать?

Учащиеся: Мы перенесём мелодию на одну ступеньку вниз.

Преподаватель: Правильно, а какая нота теперь будет тоникой?

Учащиеся: “До”, и вся мелодия будет звучать в тональности До-мажор.

Преподаватель: Совершенно верно. Милана, подойди, пожалуйста к инструменту и попробуй сыграть эту мелодию в тональности До-мажор, а остальные ребята будут играть на “немых клавиатурах”.

Учащиеся успешно справляются с заданием.

Зрительный диктант.

Преподаватель: Сейчас я предлагаю сыграть в игру “Музыкальные кубики”.

1) На мониторе компьютера слайд к диктанту “Зима” — иллюстрация, слова песни. Звучит фонограмма, преподаватель поёт 1 куплет песни.

2) Преподаватель: Ребята, давайте вместе с вами споём, текст вы видите.

3) Преподаватель включает эффект - “появление объекта” , на слайде появляется нотная запись мелодии. Преподаватель предлагает определить тональность мелодии, ознакомиться с нотной записью. Затем преподаватель включает эффект “исчезание” объекта”. Записанная нотами мелодия “прячется” (исчезает изображение нотного текста).

4) Следующий слайд- нотная запись мелодии (каждый такт своего цвета) – “рассыпается” на такты — разноцветные кубики.

Преподаватель предлагает ученикам “собрать” — восстановить мелодию. Учащиеся в интерактивном режиме “собирают” в правильном порядке мелодию песни “Зима”.

Преподаватель: Какие вы молодцы!

5. Чтение с листа

В компьютерной программе “

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

План — конспект урока сольфеджио в 1 классе на тему «Трёхдольный Ре-мажор»

3

Развёрнутый план-конспект

учебного занятия по сольфеджио во 1 классе

Тема занятия «Трёхдольный Ре-мажор».

Тип занятия – закрепление знаний и способов деятельности.

Вид занятия – комбинированное.

Цель: Развитие ладоинтонационного слуха и метроритмических навыков на примере изучения тем «Тональность Ре-мажор» и «Размер 3/4»

Задачи:

  • Закрепить теоретические знания.

  • Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений.

  • Выработать у учащихся навыки восприятия и воспроизведения метроритмических упражнений.

  • Способствовать воспитанию чувства метроритма, налаживанию метрической пульсации, координации различных частей тела.

  • Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность обучающихся.

  • Способствовать формированию эстетического вкуса обучающихся.

Оборудование и наглядные материалы:

  • Цифровое пианино.

  • Компьютерная презентация «Трёхдольный Ре-мажор»;

  • Музыкальные фрагменты mp3.

  • Раздаточный материал: карточки с ритмами, аккордами главных ступеней Ре-мажора, опеваниями устойчивых ступеней.

  • Демонстрационный материал — символы трёхдольного размера и тональности Ре-мажор (развешаны на стенах и магнитной доске).

  • Игровые атрибуты: мяч, мешочек для карточек.

  • Шумовые инструменты: маракасы, ложки, треугольники;

ХОД УРОКА

1 этап «Постановка цели и задач занятия»

Приветствие. Настрой на общение с музыкой. В школе устали. Пришли на музыкальное занятие – значит, пришли за здоровьем, ведь ритм. упражнения, пение, хорошее настроение, которое мы постараемся подарить друг другу – это и есть здоровье!

Вопросы:

  • О чём говорят наглядные пособия, карточки?

  • Как бы вы обозначили тему? (предположения детей, разные варианты)

Остановимся на названии «Трёхдольный Ре-мажор». Две знакомые нам темы заложены в названии занятия. Как вы думаете, какие упражнения сегодня помогут нам закрепить эти две темы? (дети предлагают разные варианты, педагог записывает их на доске).

2 этап «Теоретическая разминка»

Вопросы:

  • Сколько долей в размере 3/4?

  • А какой длительности равна каждая доля?

  • Сколько сильных долей?

  • А какие ритмические группы могут встречаться в размере ¾?

  • Давайте все вместе простучим трёхдольный метр?

  • Практическое задание: педагог раздаёт карточки с ритмами, под минус «Вальса Тортиллы», дети по цепочке тактируют ритмические группы.

3 этап «Вокально-интонационная работа»

Работа Ре-мажоре.

Вопросы:

  • Каково расположение тональности Ре-мажор в системе тональностей? (слайд «Квинтовый круг).

  • Ключевые знаки Ре-мажора.

  • Назовите тонику, тоническое трезвучие, вводные ступени.

Пение гаммы в размере 3/4 в ритме половинка с четвертью сначала одноголосно, затем в терцию (Слайды с гаммой Ре-мажор). Один из обучающихся показывает ручными знаками ступени Ре-мажора, а остальные поют по руке.

Сюрпризный момент: корзинка с секретом. Педагог предлагает вынуть из мешочка карточки с «именами»: «Я – гамма Ре-мажор», «Я – Тоническое трезвучие Ре-мажора», «Я – субдоминантовое трезвучие Ре-мажора», «Я – доминантовое трезвучие», «Я – опевание V ступени Ре-мажора», «Я – вводные ступени Ре-мажора», «Я – дорожка от V к I ступени», и т.д. Дети поют. Оценивают чистоту исполнения.

Песня — упражнение «Про главные аккорды» под минус, записанный на цифровом пианино.

Проверка творческого домашнего задания:

  • Исполнение №176 из учебника «Сольфеджио» наизусть сначала индивидуально, затем всей группой.

  • Пение номера группой под минус, записанный на цифровом пианино, с ритмическим сопровождением, сочиненным детьми дома. (Педагог раздаёт шум. инструменты).

Физминутка «Танцуем с «анимашками»

(на озвученных слайдах презентации изображены пляшущие в двух и трёхдольном метре анимашки-человечки). Дети повторяют движения.

4й этап Слушание музыки. «Вальс» А. Глазунова, написанный в тональности в Ре-мажор. Дети слушают произведение, делятся впечатлениями о характере музыки, тихо тактируют метр вальса.

Далее педагог предлагает определить музыкальный размер фрагментов, озвученных в слайдах презентации: «Венский вальс», «Полька Трик -трак», Вальс «Голубой Дунай», «Регтайм».

5й этап Подведение итога, самооценка, оценка педагога, задание на дом.

Дети работают с «волшебными линеечками Цукермана», оценивают себя.

Дом. задание:

  • Придумать свою собственную партитуру в размере ¾ для 3х шумовых инструментов.

  • №182, обозначить Тоническое трезвучие, опевания, вводные ступени, разрешения неустойчивых ступеней. Выучить наизусть.

kopilkaurokov.ru

Чернева З.А. Поурочные планы по сольфеджио. 1 класс [PDF]

Пособие для преподавателей ДМШ. Без выходных данных. — 69 с.В настоящее время существует очень много методик и учебных пособий по развитию музыкального слуха. Начинающий педагог часто не может сориентироваться в обилии музыкального материала. Это и разработки уроков А.В. Барабошкиной, «Музыкальный букварь» П.Ф. Вейса, «Методика преподавания сольфеджио» Е.В. Давыдовой, учебники М. Котляревской — Крафт для 1-го класса и подготовительных групп, учебник сольфеджио для 1-го класса Т.Третьяковой для ДМШ (г.Москва), «Сольфеджио XXI века» М.Картавцевой и многие, многие другие.Содержание:Методические указания.
Проверка музыкальных данных, разучивание песни, Тоника.
Направление мелодии, ТА и ТА-ТИ, доля-пульс.
Повторение, ТА-А, доминанта, скрипичный ключ, расположение нот.
Мажор и минор.
Регистры, сильная и слабая доли, пятиступенный звукоряд, фраза.
Ручные знаки с I по V ступени, размер 2/4.
Опорные звуки, тоническое трезвучие, затакт.
Контрольный урок. Тон, полутон, строение гаммы До-мажор.
Тональность Ре-мажор, пятиступенный звукоряд, знак #.
Гаммы Ре-мажор.
Повторение тональностей До и Ре-мажор, транспонирование.
Вводные звуки, квинта (вопрос/ответ).
Опевание I и V ступеней.
Устойчивые, неустойчивые звуки. Повторение.
Контрольный урок. Тактирование в размере две четверти.
Повторение пройденного. Главные ступени лада Т, 5,
Канон. Подбор баса к мелодии.
Размер 3/4.
Закрепление размера 3/4, трехдольная схема.
Тональный Соль-мажор.
Понятие об интервалах в которых звуки взяты одновременно.
Повторение (интервалы, пение каноном).
Определение тональностей по ноте «ля».
Урок повторения.
Тональность Фа-мажор, знак Ь.
Закрепление тональностей соль и фа-мажор.
Контрольный урок.
Мажорное и минорное трезвучия.
Повторение пройденного.
Одноименные тональности.
Повторение тональностей. Интервалы.
Ритм «остинато». Размер 4/4.
Подготовка к контрольному уроку. Повторение пройденного.
Контрольный урок за I класс.

www.twirpx.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *