Социальные институты конспект урока 11 класс профильный уровень: Конспект урока 11 класс «Социальные институты»
Конспект урока 11 класс «Социальные институты»
Тема: Социальные институты 11 класс
Цели и задачи: 1) познакомить с основными этапами институционализации, с типологией социальных институтов, показать их взаимодействие и функции; 2) развивать умения характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к потребностям общества и функциям социальных институтов, вырабатывать гражданскую позицию.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: комбинированный урок.
Ход уроков
I. Организационный момент
Древние китайцы, задумываясь о том, что определяет судьбу человека, придумали красивую легенду, где упоминались следующие понятия: «ян» и «инь», изображенные на двух сторонах веера.
«Ян» обозначало для них солнце, мужское начало и вообще все светлое, созидательное и позитивное… «Все добро происходит от мужчин, а все зло — от женщин».
Согласно легенде владелец этого магического предмета должен сделать выбор: повернуть веер Добром к себе, а Злом к внешнему миру. Или наоборот, Злом к себе, а Добром к внешнему миру. В первом случае желания исполняются и существование улучшится, но ухудшится окружающий мир. Во втором случае мир изменится к лучшему, но за счет того, что станет хуже человеку.
Сегодня вряд ли кто-нибудь из нас будет следовать этой легенде.
Но что же направляет поведение человека в обществе? Что регулирует его поведение? Об этом мы будем говорить на нашем уроке.
Тема урока: «Социальные институты».
План уроков
1. Понятие «социальный институт».
2. Типы социальных институтов.
3. Функции социальных институтов.
4. Социальная инфраструктура.
II. Изучение нового материала
1. Понятие «социальный институт»
Социальный институт — это широкое понятие. Социологи используют его, характеризуя современное общество. Более того, сегодня ученые широко разрабатывают институциональный подход, который позволяет рассматривать общественную жизнь сквозь призму основных социальных институтов. Рассмотрим два определения данного понятия.
Социальный институт — это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих систему ролей и статусов.
Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет общественно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
— На основании приведенных определений выделите:
1. Главные черты социального института.
2. Сформулируйте комплекс признаков, присущих социальному институту.
(По ходу работы составляется схема.)
— Попробуйте определить, какие социальные институты направляли ваше поведение. (Социальные институты: семья, школа, государство.)
— По каким признакам социального института вы выявили семью, школу и государство?
— Какие роли вы выполняли в семье? В школе? На улице?
— Почему в каждом из приведенных примеров вы выбирали ту или иную модель поведения?
— Скажите, социальные институты появляются сами по себе? Как появился социальный институт «школа»?
Итак, процесс возникновения социальных институтов, институционализация, — объективный процесс. Он проходит ряд этапов:
• возникновение насущной потребности, осознание ее обществом, формирование на этой основе общих целей;
• постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;
• создание особой системы знаков, символов, говорящих о принадлежности к данному институту;
• возникновение соответствующей системы статусов и ролей;
• создание материальной базы социального института;
• включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.
Разбившись на группы, проиллюстрируйте на конкретных примерах становление социального института. Выбор произвольный. При работе можете опираться на изученный материал.
2. Типы пяти главных социальных институтов
• экономического института;
• политического института;
• института семьи;
• социально-культурного института;
• института религии.
3. Дайте характеристику следующих неглавных институтов:
• института собственности;
• института брака;
• института президентства;
• института монархии.
Социальный институт — исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе.
Человек действует, чтобы удовлетворить свои многочисленные потребности. Но при этом он может невольно или сознательно препятствовать другим в решении этой же задачи. Возникает противоречие, конфликт интересов. Бывают ситуации, когда необходимо согласовывать действия нескольких или многих людей для достижения одинаково важной для них цели. Социальные институты выступают в качестве механизма, который придаёт общественной жизни упорядоченный характер. Стабилизирует её.
К числу основных относят те социальные институты, которые удовлетворяют базовые потребности общества
. Институты семьи и брака — в воспроизводстве человеческого рода. Экономические институты — в обеспечении средств существования, производстве различных материальных благ. Политические институты — в безопасности и порядке. Институты науки, образования, культуры — в получении, сохранении и передаче разнообразных знаний о мире, социализации новых поколений людей. Институты религии — в решении духовных проблем, поиске смысла жизни.Принято также классифицировать социальные институты по сферам общественной жизни.
К экономическим относят институты собственности, производства, разделения труда. А также рынок, торговлю, банковскую систему, биржу. Заработную плату, менеджмент, маркетинг и многое другое.
Политические институты: государство и право, армия, полиция, суд, политические партии. Сюда же отнесём и гражданское общество, институты президентства или монархии, парламентаризм.
В социальной сфере действуют институты стратификации и родства. Помните ли вы значение слова страта? Это социальный слой, группа людей, объединённая неким общим социальным признаком — имущественным, образовательным, профессиональным, каким-либо иным. Или совокупностью нескольких признаков.
Институты культуры, духовной сферы общественной жизни — школа, профессиональное образование, наука, театры, музеи, библиотеки, церковь.
В структуру любого социального института входят следующие элементы:
· основные функции: те потребности, для удовлетворения которых он предназначен;
· группы и организации: для удовлетворения потребности общество должно располагать определёнными материальными и трудовыми ресурсами;
· ценности, которые лежат в основе данного вида социальных отношений;
· социальные роли, которые выполняют их участники;
· нормы, которые регулируют их поведение.
Разберём по элементам такой хорошо знакомый вам социальный институт как образование.
Образование способствует социализации, то есть подготовке к жизни в обществе. Человек получает профессиональные навыки, формируется как гражданин. Очень важное значение имеет возможность раскрытия способностей индивида и, как следствие, создание условий для его самореализации. Образование выступает как социальный лифт. Если оно общедоступно, то может способствовать установлению социального равенства, по крайней мере, уравнению стартовых возможностей молодых людей.
К основным образовательным организациям относятся школы, колледжи, университеты. Большинство из них финансируется государством. То есть обществом в целом, через бюджетное перераспределение доходов.
социальные нормы. Быть дисциплинированным: например, не опаздывать на занятия и не прогуливать их. Выполнять домашние задания.
Социальные институты никто специально не придумывает, не изобретает. Они возникают как бы сами собой, и постепенно развиваются. Появляется необходимость в удовлетворении какой-либо потребности. Вспомним некоторые существенные коррективы, которые изменяющиеся общественные отношения вносили в этот социальный институт. Патриархальная семья с требованием абсолютной верности жены (или жён). Чтобы быть уверенным в отцовстве. Переход от многопоколенной к нуклеарной семье. Отказ от признания в качестве приемлемого исключительно церковного брака. Всё более широкое распространение партнёрской семьи и признание прав детей на защиту от родительского произвола.
Но социальные институты могут исчезать. Приведём в качестве примера институт крепостного права в феодальной Европе или плантационного рабства в Северной Америке. Их уничтожение было связано с двумя основными факторами: внутренним и внешним. Внеэкономические методы принуждения к труду — то есть когда работают не за зарплату или иной личный интерес — становились экономически невыгодными. Принудительный труд не может быть высокопроизводительными, эффективным.
Такому работнику не доверишь сложную технику. От него не дождёшься инициативности в принятии решений и ответственности. Внешние факторы — новые идеи о свободе как естественном, неотъемлемом праве любого человека.
3. Функции социальных институтов
— Как вы думаете, в чем главное назначение социальных институтов? (Социальные институты удовлетворяют определенные потребности.)
Выполнение данных функций зафиксировано:
• в законах;
• программах;
• уставах.
Давайте познакомимся более подробно с функциями социальных институтов. Обратите внимание на таблицу.
Функции социальных институтов
Примеры | Явные функции | Скрытые функции |
Производство предметов потребления | Удовлетворять потребности людей через комплекс разнообразных товаров в пище, тепле, комфортной среде обитания | Производство данных вещей помогает нам повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих |
Возникновение крупных промышленных предприятий | Сделать процесс производства более эффективным, а произведенные товары — более дешевыми | Работа на таких предприятиях учила рабочих точности, дисциплине, координации своих действий с другими, т. е. формировала новый тип работника |
Средства массовой информации | Освещение сведений о событиях | Внедрение в сознание людей определенных установок, моделей ожидаемого поведения |
В жизни общества иногда происходят следующие явления: скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются. Тогда речь идет о дисфункции самого социального института. Попробуем рассмотреть этот процесс на конкретном примере.
Внимательно изучите дополнительный материал и ответьте на вопросы.
Разрастание бюрократического аппарата
Не доверяя обществу, Николай I видел главную свою опору в армии и чиновничестве. В николаевское царствование произошло небывалое разрастание бюрократического аппарата. Появлялись новые министерства и ведомства, стремившиеся создать свои органы на местах. Объектами бюрократического регулирования становились самые различные области человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Быстро росла численность чиновников. В начале XIX в. их насчитывалось 15-16 тыс., в 1847 г. — 61,5 тыс. и в 1857 г. — 86 тыс.
Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Почти все дела решались в Петербурге. Даже высшие учреждения (Государственный совет и Сенат) были завалены массой мелких дел. Это породило громадную переписку, нередко носившую формальный характер: губернские чиновники строчили ответ на бумагу из Петербурга, не вникнув в суть дела и не собрав необходимых сведений.
Однако сущность бюрократического управления состоит не в исписывании большого количества бумаг и канцелярской волоките. Это его внешние признаки. Сущность же в том, что решения фактически принимаются и проводятся в жизнь не каким-либо собранием представителей, не единолично верховным носителем власти (царем) или ответственным должностным лицом (министр, губернатор), а всей административной машиной в целом. Царь же, министр или губернатор составляют только часть этой машины, хотя и очень важную. Когда министр докладывал царю то или иное дело, царь смотрел на это дело — вольно или невольно — глазами министра. Но и министр не сам писал доклад. Вся подготовка дела была поручена начальнику департамента или столоначальнику. Однажды в минуту прозрения Николай I сказал: «Россией правят столоначальники» (т. е. среднее чиновничество).
Современное государство не может обойтись без исполнительного аппарата чиновников. Однако он должен работать в строгих рамках закона, под надзором и контролем представительных органов и независимого от администрации суда. Только подлинно конституционный строй положил конец всевластию бюрократии.
Вопросы
1. Какую явную функцию ставил перед государством император Николай I?
2. Была ли она реализована? Почему?
3. Можно ли сказать, что речь идет о дисфункции? Позицию аргументируйте.
4. Дисфункция социального института может проявляться:
• в падении его престижа в обществе;
• неопределенности;
• размытости целей;
• потере такого качества, как деперсонализация.
4. Социальная инфраструктура Очень часто вы слышите термин «социальная инфраструктура». Как вы его понимаете?
(После ответов учеников выстраивается схема.)
— Как вы думаете, от чего зависит уровень развития социальной инфраструктуры?
— Может ли отсутствие инфраструктуры оказать влияние на экономическое развитие региона?
— Оцените работу нашего государства по созданию социальной инфраструктуры.
— Что способствует этому процессу, а что мешает?
— Что подразумевает сегодня понятие «вандализм»? Имеет ли он место в нашей действительности?
— Выскажите предположения о причинах подобного поведения людей.
— Что конкретно мы можем сделать в этом направлении?
— Разбившись на группы, создайте социальные проекты «Мой двор», «Моя школа», «Мой район». Работу следует представить наглядно.
III. Итог урока
— Назовите основные признаки понятия «социальный институт».
— Что такое институциализация?
— Что лежит в основе типологии социальных институтов?
— Что такое инфраструктура в широком и узком значениях этого термина?
Домашнее задание
Институт семьи и брака | План-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему:
Тема: «Институт семьи и брака» (11 класс профильный уровень)
Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ
Цели и задачи урока:
1. Познакомить с нормами, регулирующими отношения в семье;
2. Показать социальное назначение института брака, традиционные семейные ценности, проблемы семьи и определить основные направления государственной политики поддержки семьи;
3. Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, осуществлять проектную деятельность;
4. Формировать мнение о роли семьи в обществе, вырабатывать определенные позиции по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.
Тип урока: урок-исследование
Методы обучения: проблемный, частично — поисковый или эвристический, частично – исследовательский.
Оборудование:
- Учебник: Обществознание 11 класс Л.Н. Боголюбов, А.Ю.Лазебников, К.Г.Холодковский
- Мультимедийный проектор.
- Комплекты раздаточного материала для групповой работы
Ход урока:
- Формулирование темы урока, постановка проблемы, определение целей урока.
Слайд 1. На экране две точки зрения на состояние современной семьи.
- Современная семья находится в кризисном состоянии. Некоторые исследователи называют ситуацию в России катастрофической. По данным статистики, распадается каждый второй брак. 70% разводов приходится на молодые семьи. Причём число разводов увеличивается. Всё больше детей рождается у одиноких женщин—каждый третий ребёнок рождается вне брака. Ежегодно рассматриваются десятки тысяч заявлений о лишении родительских прав.
- О.Здравомыслова (социолог):
«Кризиса семьи нет, семья—это устойчивая, консервативная, фундаментальная структура. А если и есть —это кризис традиционной семьи, потому что меняется общество, а вместе с ним и семья».
Учитель: О каком социальном институте пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Ответы учащихся: О семье.
Появляется слайд 2. Тема урока : «Институт семьи и брака»
Какое противоречие вы здесь видете?
Какой вопрос (проблему) мы можем задать (поставить)?
«СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ: КРИЗИС ИЛИ ПОИСКИ СЧАСТЬЯ?»
(Слайд 3).
(Слайд 4) План урока:
- Семья как социальный институт.
- Социальный институт брака.
- Традиционные семейные ценности.
- Тенденции развития семьи в современном мире.
- Государственная политика поддержки семьи.
- Вспоминаем то, что знаем. (Слайд 5)
Вопросы:
- Что означает термин «социальный институт»?
- Приведите примеры социальных институтов.
- Назовите признаки, характеризующие социальный институт.
- Что такое семья?
- Можно ли считать семью социальным институтом? Аргументируйте свой ответ.
- Решаем проблему, открываем новые знания.
Семья как социальный институт. (Слайд 6)
Семья как социальный институт—это комплекс
Социальных норм Образцов поведения Прав и обязанностей
- Регулируют отношения между супругами, родителями и детьми.
- Воздействуют со стороны общества на семейные отношения.
Основа—семейные роли (супружеские, родительские, детские, межпоколенные, внутрипоколенные).
Учитель: Исполнение социальных ролей зависит от правильного формирования ролевого образа. Используя вопросы, разбившись на группы, охарактеризуйте семейные роли.
- Что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению друг другу?
- Что значит быть женой или мужем, старшим в семье или младшим?
- Какого поведения от вас ждут?
- Какие правила, нормы диктует вам общество?
Работа в группах:
- Супружеские роли (жена и муж).
- Родительские роли (мать и отец).
- Детские роли (сын, дочь, сестра, брат).
- Межпоколенные роли (дед, бабушка, прадед, внучка, правнук).
Учитель: Как вы думаете—когда возникли и как складывались нормы семейного поведения?
(Ответ: возникли ещё в первобытном обществе и передавались из поколения в поколения, становясь коллективными привычками, обычаями, традициями).
Сообщение учащегося «Типы и функции семьи»
Слайды 7,8,9.
Учащиеся в ходе прослушивания сообщения составляют таблицу:
Линии сравнения | Виды семей | ||||
Число детей | Многодетные | Малодетные | Бездетные | ||
Характер распределения домашних обязанностей | Традиционная | Коллективистская | |||
Родственная структура | Нуклеарная | Расширенная | Полигиния | ||
Тип воспитания | Авторитарная | Либеральная | Демакратическая |
Функции семьи:
- Репродуктивная.
- Воспитательная
- Хозяйственно-экономическая
- Эмоционально-психологическая
- Рекреационная
- Социально-статусная
- Сексуальная.
Учитель: Какие из этих функций наиболее важны для общества?
(Ответ: репродуктивная и воспитательная).
Брак как социальный институт.
(Слайд 10)
С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Социальный контроль и санкции, наряду с общественным мнением, начали осуществлять государственные органы. Государство стало санкционировать союз мужчины и женщины с целью создания семьи. Так возник социальный институт брака. Исследуем это социальное явление.
В учебнике на странице 109 даны несколько определений института брака. Прочитайте их и скажите:
- Какую особенность брака как социального института подчёркивает каждое из них?
- Какое из определений более широкое? Почему вы так считаете?
- Брак как социальный институт не стоит на месте, он эволюционирует вместе с обществом. Приведите 2-3 аргумента, подтверждающие данный тезис.
Сегодня многие молодые люди считают, что институт брака устарел, можно обойтись и без него. Всё более популярными становятся так называемые « гражданские браки».
ДИСКУССИЯ «Гражданский брак: «ЗА» и «ПРОТИВ».
Определите свою позицию по этому вопросу, свой ответ аргументируйте.
Итак, в России признаётся законным брак, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).
Помните, что только заключённый на законных основаниях брак обеспечивает права супругов.
ДИСКУССИЯ «Однополые браки».
(Материал учебника стр.111)
Как вы относитесь к этой проблеме? Почему именно так?
Традиционные семейные ценности.
На протяжении истории менялись конкретные формы семьи, однако семья как социальный институт не исчезла. (Слайд 12).
Прочитайте, пожалуйста, цитату Л. Гумилёва. Как вы поняли смысл слов Л. Гумилёва? О каких связях говорит Гумилёв? Что он имеет в виду?
Стабильность семьи связывают с наличием в ней устойчивой системы ценностей и механизмов преемственности ценностейв рамках семьи: от родителей к детям.
Задания группам:
- Нарисовать семейную чашу ценностей и поместить в неё семейные ценности.
- Какие ценности, существующие в семьях ваших родителей, вы бы приняли в свои будущие семьи, а от каких отказались? Почему?
Презентация работы групп. Обсуждение.
Тенденции развития семьи в современном мире.
Надо отметить, что семья и сейчас эволюционируют, причём иногда, некоторым кажется, в худшую сторону. Постепенно исчезает тот «аромат» большой семьи, в которой должны расти дети.
Вопрос: Какие тенденции и проблемы в этой связи наблюдаются в мире, в том числе и в нашей стране? В чём причины?
Работа с учебником стр. 112-114. В тетрадях составить план-перечисление.
Слайд 13.
1. Падение рождаемости.
2. Нестабильность семьи, разводы. По количеству разводов Россия занимает первое место в мире.
3. Сознательный отказ от рождения единственного ребёнка.
4. Массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми.
5. Резкое сокращение уровня «брачности» и одновременно активный рост внебрачной рождаемости.
В чем причина кризисного положения семьи?»
1. Экономические — потери работы, невыплата заработной платы, низкий уровень оплаты труда.
2. Социальные — алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение. Как правило, этому способствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми.
3. Трудовая занятость женщин. Профессиональные интересы становятся серьезным конкурентом семейных интересов.
Таким образом, проблема укрепления семьи стоит очень остро и решать её нужно на уровне государства.
Государственная политика поддержки семьи.
Слушаем сообщение учащегося «Государственная политика поддержки семьи в РФ и РБ». Опережающее задание.
Обсуждение сообщения.
4.Делаем вывод по проблеме урока.
Возвращаемся к проблемному вопросу : «Современная семья: кризис или поиски счастья?»
Учащиеся делают вывод по проблеме урока.
5.Заключение.
Учитель: Что же даёт семья современному человеку?
Ответы учащихся
Учитель:
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!
Пусть дети и взрослые помнят всегда –
Семья – это главное! Через года
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
6.Самооценка учащихся. Рефлексия. Оценивание работы учащихся учителем. Лист самооценивания и рефлексии.
7.Домашнее задание.
1. Изучит параграф 11, выполнить задания на стр.116-117.
2. Составить синквейн на тему «Семья».
3. Написать эссе на выбранную тему (тем, кто сдаёт ЕГЭ).
Урок окончен. До свидания!
Социальные институты в социологии: определение и примеры
Шарлотта Никерсон, опубликовано 23 июня 2022 г. | Факт проверен Солом Маклеодом, доктором философии
Социальные институты — это структуры в обществе, которые влияют на то, как общество структурировано и функционирует. К ним относятся Семья, СМИ, Образование и правительство.
Ключевые моменты- Социальный институт — это группа или организация, имеющая определенные роли, нормы и ожидания, функционирующие для удовлетворения социальных потребностей общества. Семья, правительство, религия, образование и средства массовой информации — все это примеры социальных институтов.
- Социальные институты взаимозависимы и постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга в повседневном обществе. Например, некоторые религиозные учреждения считают, что они должны иметь контроль над государственными и образовательными учреждениями.
- Социальные институты могут иметь как явные, так и латентные функции. Явные функции — это те, которые заявлены явно, а скрытые функции — нет.
- Каждый социальный институт играет жизненно важную роль в функционировании общества и жизни людей, населяющих его.
Социальный институт – это установленная практика, традиция, поведение или система ролей и отношений, которые считаются нормативной структурой или устройством в обществе.
Богардус — «Социальный институт — это структура общества, которая организована для удовлетворения потребностей людей главным образом посредством хорошо установленных процедур.»
Х. Э. Барнс — «Социальные институты — это социальная структура и механизм, с помощью которых человеческое общество организует, направляет и выполняет разнообразные действия, необходимые обществу для удовлетворения человеческих потребностей».
В широком смысле это модели поведения, сгруппированные вокруг основных потребностей людей в обществе. Одним из таких примеров института является брак, когда несколько человек обязуются следовать определенным правилам и приобретают семейный правовой статус по отношению друг к другу (Miller, 2007).
Социальные институты обладают рядом ключевых характеристик:- Они долговечны и стабильны
- Они служат определенной цели, в идеале повышая шансы человечества на выживание и процветание.
- У них есть роли, которые необходимо заполнить
- Управление поведением и ожиданиями групп людей в данном сообществе.
- Правила, которыми они управляют, обычно укоренены в основных культурных ценностях общества, поскольку каждый институт состоит из сложного набора социальных норм.
- Распределение ресурсов
- Создание смысла
- Поддержание порядка
- Растущее общество и его влияние
Пять основных социальных институтов в социологии — это семья, образование, религия, правительство (политическое) и экономика.
СемьяСемья является одним из важнейших социальных институтов. Он считается «строительным блоком» общества, поскольку является основной единицей, через которую происходит социализация.
Это социальная единица, созданная кровью, браком или усыновлением, и может быть описана как ядерная, состоящая из двух родителей и их детей, или расширенная, включающая других родственников. Хотя семьи во всем мире сильно различаются, семьи разных культур имеют определенные общие проблемы в своей повседневной жизни (Little & McGivern, 2020).
Как социальный институт семья выполняет множество многогранных функций. Семья социализирует своих членов, обучая их ценностям, убеждениям и нормам.
Он также обеспечивает эмоциональную поддержку и экономическую стабильность. В некоторых случаях семья может даже выполнять функции опекуна, если один из ее членов болен или инвалид (Little & McGivern, 2020).
Исторически семья была центральным социальным институтом западных обществ. Однако в последнее время, как отмечают социологи, другие социальные институты заняли место семьи в выполнении ключевых функций, поскольку размеры семьи сократились и установились более отдаленные связи.
Например, современные школы отчасти взяли на себя роль социализации детей, а рабочие места могут обеспечить общий смысл.
- Функции семьи (марксизм)
- Функционалистский взгляд на семью
Э. Дюркгейм — «образование можно рассматривать как социализацию подрастающего поколения. Это постоянное усилие навязать ребенку способы видения, чувствования и действия, к которым он не мог прийти спонтанно. .»
John J. Macionis — «Образование — это социальный институт, посредством которого общество предоставляет своим членам важные знания, включая основные факты, рабочие места, навыки, культурные нормы и ценности».
Как социальный институт образование помогает социализировать детей и молодых людей, обучая их нормам, ценностям и убеждениям их культуры. Он также передает культурное наследие от одного поколения к другому. Образование также дает людям навыки и знания, необходимые им для функционирования в обществе.
Образование также может помочь снизить уровень преступности, предоставляя людям альтернативы преступной деятельности. Это «явные» или открыто заявленные функции и предполагаемые цели образования как социального института (Мейер, 1977).
Образование, как утверждают социологи, также имеет ряд латентных или скрытых и невыявленных функций. Это может включать ухаживание, развитие социальных сетей, улучшение способности учащихся работать в группах, создание разрыва между поколениями, а также политическую и социальную интеграцию (Little & McGivern, 2020).
Хотя каждая страна в мире оснащена той или иной формой системы образования, эти системы, а также ценности и философия обучения тех, кто управляет этими системами, сильно различаются. Как правило, богатство страны прямо пропорционально качеству ее образовательной системы.
Например, в бедных странах образование может рассматриваться как роскошь, которую могут себе позволить только богатые, в то время как в богатых странах образование более доступно для более широкого круга людей.
Это связано с тем, что в более бедных странах деньги часто тратятся на более насущные потребности, такие как еда и кров, что снижает финансовые и временные затраты на образование (Little & McGivern, 2016).
РелигияРелигия – еще один социальный институт, играющий значительную роль в жизни общества. Это организованная система верований и практик, призванная удовлетворить человеческую потребность в смысле и цели (Durkheim, 1915).
Согласно Дюркгейму, «религия — это единая система верований и практик, относящихся к священным вещам, то есть вещам отделенным и запрещенным».
По словам Огберна, «религия — это отношение к сверхчеловеческим силам».
Религию можно использовать для привития моральных ценностей и объединения людей в общество. Религия играет важную роль в формировании взглядов людей на себя и окружающий мир.
Обеспечивает комфорт и безопасность тем, кто в этом нуждается. Крупные религии также могут обеспечить основу для поддержки сообщества, создавая собственные учреждения, такие как больницы и школы.
Кроме того, его также можно использовать как форму политического контроля или как источник конфликта. Различные социологи комментировали широкомасштабные социальные последствия религии.
Макс Вебер, например, считал, что религия может быть движущей силой социальных изменений, а Карл Маркс рассматривал религию как инструмент, используемый капиталистическими обществами для сохранения неравенства (Little & McGivern, 2016).
ПравительствоПравительство — еще один социальный институт, играющий жизненно важную роль в обществе. Он отвечает за поддержание порядка, защиту граждан от вреда и обеспечение общего блага.
Правительство делает это через различные подразделения и агентства, такие как полиция, армия и суды. Эти правовые институты регулируют общество и предотвращают преступность, проводя в жизнь законы и политику.
Правительство также предоставляет социальные услуги, такие как образование и здравоохранение, обеспечивая общее благосостояние граждан страны или региона (Little & McGivern, 2016).
ЭкономЭкономика – это социальный институт, отвечающий за производство и распределение товаров и услуг. Он также отвечает за обмен денег и других ресурсов.
Экономику часто делят на три сектора: первичный сектор, вторичный сектор и третичный сектор (Little & McGivern, 2016). Первичный сектор включает все отрасли, связанные с добычей и производством природных ресурсов, такие как сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и горнодобывающая промышленность.
Вторичный сектор включает все отрасли, связанные с переработкой сырья в готовую продукцию, такие как производство и строительство.
К третичному сектору относятся все отрасли, предоставляющие услуги физическим и юридическим лицам, такие как образование, здравоохранение и туризм (Little & McGivern, 2016).
youtube.com/embed/9KR1bad76qg» title=»YouTube video» allowfullscreen=»»>Шарлотта Никерсон — выпускница 2024 года Гарвардского университета. Имея опыт исследований в области биологии и археологии, Шарлотта в настоящее время изучает, как цифровое и физическое пространство формирует человеческие убеждения, нормы и поведение и как это можно использовать для создания бизнеса с большим социальным воздействием.
Контент тщательно проверяется командой квалифицированных и опытных специалистов по проверке фактов. Специалисты по проверке фактов проверяют статьи на предмет фактической точности, актуальности и своевременности. Мы полагаемся на самые актуальные и авторитетные источники, которые цитируются в тексте и перечислены внизу каждой статьи. Контент проверяется на факт после редактирования и перед публикацией.
Эта статья была проверена Солом Маклеодом, квалифицированным преподавателем психологии с более чем 17-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования. Он был опубликован в журналах по психологии, включая Клиническая психология , Социальные и личные отношения и Социальная психология .
Никерсон, К. (2022, 23 июня). Социальные институты в социологии: определение и примеры . Просто Социология. https://simplysociology.com/social-institution.html
СсылкиБарнс, Х. Е. (1942). Социальные учреждения. Нью-Йорк , 29.
Богардус, Э. С. (1922). История общественной мысли . Университет Южной Калифорнии Press.
Богардус, Э. С. (1960). развитие общественной мысли .
Дюркгейм, Э. (2006). Дюркгейм: Очерки морали и воспитания (Том 1). Тейлор и Фрэнсис.
Дюркгейм, Э. (2016). Элементарные формы религиозной жизни. В Social Theory Re-Wired (стр. 52–67). Рутледж.
Литтл, В., МакГиверн, Р., и Керинс, Н. (2016). Введение в социологию — 2-е канадское издание . Кампус БК.
Macionis, JJ, & Plummer, K. (2005). Социология: глобальное введение . Пирсон Образование.
Мейер, Дж. В. (1977). Эффекты образования как института. Американский журнал социологии , 83 (1), 55–77.
Огберн, В.Ф. (1937). Влияние изобретений на американские социальные институты в будущем. Американский журнал социологии , 43 (3), 365–376.
Миллер, С. (2007). Социальные институты В Стэнфордской философской энциклопедии.
Шоттер, А. (2008). Экономическая теория социальных институтов. Кембриджские книги .
Вебер, М. (1936). Социальные акции .
Ключевые идеи AS Sociology – ReviseSociology
Буржуазия, пролетариат, идеологический контроль, ложное сознание, революция и коммунизм.
Содержание
Этнические меньшинства и образование
Пожалуйста, включите JavaScript
Этнические меньшинства и образование
Марксистская перспектива является центральной теорией социологии уровня A. В этом посте излагаются некоторые из ключевых концепций Карла Маркса, такие как его идеи о структуре социальных классов, его критика капитализма и коммунизма как альтернативы.
Карл Маркс (1818-1883) жил в середине 19 века, и важно понимать, что его теории основаны на анализе европейских обществ 150 летней давности.
Карл МарксМаркс путешествовал по Европе в середине и во второй половине XIX в.-й век, где он видел много бедности и неравенства. Чем больше он путешествовал, тем больше объяснял увиденное неравным доступом к ресурсам и владением собственностью, богатством. Он утверждал, что рабочий класс (пролетариат) в Великобритании (и других странах) эксплуатируется правящим классом (буржуазией).
Правящий класс платил рабочему классу меньшую заработную плату, чем он заслуживал, заставлял его работать сверхурочно в плохих условиях и удерживал прибыль от продажи произведенных товаров. Таким образом, правящий класс богател, а рабочий класс становился все более бедным, и у него не было возможности улучшить свои перспективы, если только… Маркс утверждал, что все они объединились, чтобы свергнуть правящий класс в ходе революции. Равенство для всех в форме коммунизма заменит неравную капиталистическую систему.
студента в первые две недели обучения. Я бы представил это как часть двух-трехнедельного модуля «Введение в социологию».
Шесть
Ключевые идеи Карла Маркса- Капиталистическое общество разделено на два класса
- Буржуазировая эксплуатация пролетариата
- Те, кто контролирует экономическую власть. Другие общественные институты
- Пролетариат
- . .
Буржуазия или класс капиталистов — это те, кто владеет и контролирует богатство страны. Они контролируют производительные силы в обществе (то, что Маркс называл экономической базой), которые в основном состоят из земли, фабрик и машин, которые можно использовать для производства товаров, которые затем можно продавать с прибылью.
Большинство, или массы, или то, что Маркс называл пролетариатом, может зарабатывать себе на жизнь, только продавая свою рабочую силу буржуазии за определенную плату.
Буржуазия увеличивает свое богатство за счет эксплуатации пролетариатаМаркс утверждал, что буржуазия сохраняет и увеличивает свое богатство за счет эксплуатации рабочего класса.
Отношения между этими двумя классами являются эксплуататорскими, потому что сумма денег, которую Капиталист платит своим рабочим (их заработная плата), всегда ниже текущей продажной или рыночной цены всего, что они произвели. Разница между ними называется прибавочной стоимостью. Таким образом, Маркс говорит, что капиталист извлекает из рабочего прибавочную стоимость. Из-за этого извлечения прибавочной стоимости класс капиталистов может поддерживать и увеличивать свое богатство только за счет пролетариата. Для Маркса прибыль — это в основном накопленная эксплуатация рабочих в капиталистическом обществе.
Таким образом, Маркс утверждает, что в основе капитализма лежит несправедливая система, потому что те, кто действительно выполняет работу, не получают справедливого вознаграждения за свою работу, а интересы класса капиталистов противоречат интересам рабочего класса.
Те, кто обладает экономической властью, контролируют все остальные институты в обществеМаркс утверждал, что те, кто контролирует экономическую базу, также контролируют и надстройку, то есть те, кто обладает богатством или экономической властью, также имеют политическую власть и контроль над остальными. общества.
T Экономическая база (Способ производства): Состоит из производительных сил (инструменты, машины, сырье, которые люди используют для производства товаров и услуг) и производственных отношений (общественных отношений между людьми, участвующими в производство товаров и услуг). Вместе они составляют способ производства
Надстройка : все остальные институты: правовая система, средства массовой информации, семья, образование и т. д. Затем они используются для осуществления Идеологического Контроля и, в конечном счете, Ложного Сознания.
Идеологический контрольМаркс утверждал, что правящие классы использовали свой контроль над социальными институтами для достижения идеологического господства или контроля над тем, как люди думают в обществе. Маркс утверждал, что идеи господствующих классов представляются здравыми и естественными, и поэтому неравные эксплуататорские отношения принимаются пролетариатом как норма.
Результатом вышеизложенного является ложное классовое сознаниеКонечным результатом идеологического контроля является ложное сознание, когда массы или пролетариат вводятся в заблуждение, думая, что все в порядке и что ужас, в котором они живут и работают, неизбежный. Это заблуждение известно как Ложное Сознание. С точки зрения марксизма, массы страдают от ложного классового сознания и не могут реализовать свои общие интересы против своих эксплуататоров.
Товарный фетишизмФетиш — это объект желания, поклонения или навязчивой заботы. Капитализм очень хорош в производстве «вещей». В капиталистическом обществе люди начинают зацикливаться на материальных предметах и деньгах, которые необходимы для приобретения этих предметов. В капиталистических обществах поклоняются материальным объектам и деньгам. Некоторым людям даже нужны материальные объекты для конструирования личности — отчасти это объясняет, почему большинство из нас держится в «ложном сознании» |
Что касается Маркса, то он осознал истину – капитализм был несправедлив, но люди просто не знали. т понял это! Он считал, что политические действия необходимы, чтобы «разбудить» пролетариат и привести его к революционному классовому сознанию. В конце концов, после революции частная собственность будет упразднена, а вместе с ней мотив прибыли и желание эксплуатировать. В коммунистическом обществе люди были бы более равными, имели бы больше свободы и были бы счастливее.
Критика традиционного марксизма- Марксова концепция социального класса подвергалась критике за слишком упрощенную форму – сегодня явно существует не два социальных класса, а несколько; более того, большинство людей не идентифицируют себя с другими членами своего социального класса, поэтому сомнительно, насколько актуальна сегодня концепция социального класса.
- Ясно, что предсказания Маркса о конце капитализма и «неизбежном успехе коммунизма» оказались неверными с крахом коммунизма.
- Капитализм сильно изменился со времен Маркса, и, похоже, он работает на большее количество людей — он менее эксплуататорский, так что, может быть, это объясняет, почему он существует и по сей день?
Современные социологи-марксисты утверждают, что марксизм по-прежнему актуален во многих отношениях. Например:
В семье
Родители хотят иметь идеальную семью, и они соревнуются друг с другом за лучший дом, машину, отдых и самых лучших одетых/самых успешных детей и т. д. Это поощряется рекламой и телепрограммами. Значительные суммы денег тратятся на погоню за «идеальной» семьей.
Это выгодно буржуазии двумя способами: 1) Родители усерднее работают, повышая прибыль владельцев своих компаний – буржуазии. 2) Родители тратят больше своей зарплаты на обеспечение такого образа жизни – это выгодно буржуазии, поскольку они могут получать больше прибыли, продавая товары и услуги для родителей.
Кроме того, это заставляет родителей чувствовать себя «счастливыми» в семейной жизни и обществе в целом, даже если они могут работать по 13 часов в день за среднюю зарплату, редко видя свою семью. Наконец, дети вырастают, наблюдая, как их родители ведут себя таким образом, а затем копируют это, став взрослыми, в своих семьях.
The
MediaСредства массовой информации контролируются несколькими богатыми людьми, которые продвигают идеи и убеждения, поддерживающие богатое положение буржуазии в обществе. Это побуждает людей принимать убеждения, которые приносят пользу капитализму и узаконивают (оправдывают) эксплуатацию пролетариата (рабочих) как норму. СМИ оправдывают эксплуатацию и даже превращают ее в игровые шоу.
ОбразованиеПризывает людей принимать иерархию и быть послушными. Это хорошо для капитализма, поскольку создает студентов, которые впоследствии станут хорошими работниками. Кроме того, в школах делается акцент на высоких достижениях и высокооплачиваемой работе — косвенно это означает высокооплачиваемую работу, более высокую прибыль для владельцев компаний и большую эксплуатацию рабочих. Школы также поощряют идею, что люди получают то, что заслуживают в образовании, тогда как на самом деле образовательные достижения в первую очередь являются результатом случайных обстоятельств вашего рождения, то есть кем являются ваши родители.
Указатели и
Похожие сообщенияЭтот пост был написан как введение в марксизм для студентов-социологов высшего уровня в первые две недели обучения. Я бы представил это как часть двух-трехнедельного модуля «Введение в социологию».
Связанные посты для первого года обучения социологии A-level включают:
Марксистский взгляд на семью
Марксистский взгляд на образование
Щелкните здесь, чтобы вернуться на домашнюю страницу – ReviseSociology.