cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Россия в первой мировой войне таблица 11 класс – “Первая мировая война 1914-1918” таблица с причинами и этапами кратко

Trojden | Россия в Первой мировой войне (1914—1918)

Схема 25

Причины

• Обострение противоречий между индустриальными державами из-за рынков сбыта, источников сырья, сфер влияния

• Стремление развитых стран к экспансии — территориальному, военно-политическому, финансово-экономическому, социокультурному расширению

Цели России

• Укрепление позиций России на Балканах —> помощь «братьям-славянам».

• Борьба за контроль над черноморскими проливами.

• Противодействие агрессии Австро-Венгрии в отношении Сербии

Дата

Основные события

4 августа — 2 сентября 1914 г.

Восточно-Прусская операция: наступление русских войск в Восточной Пруссии. Разгром немцами 2-й армии генерала А. В. Самсонова, 1-я армия генерала П. К. Ренненкампфа отошла на исходные позиции.

5 августа — 8 сентября

Галицийская битва: на Юго-Западном фронте были атакованы австро-венгерские войска в Галиции и Польше. Четыре армии неприятеля были отброшены за реки Сан и Дунаец.

15 сентября — 26 октября

Занят Львов, большая часть Галиции. Противнику не удалось навязать России «блицкриг» (молниеносную войну).

Варшавско-Ивангородская операция: войска Юго-Западного и Северо-Западного фронтов остановили наступление Германии и Австро-Венгрии на Ивангород и Варшаву.

29 октября — 11 ноября

Лодзинская операция: немецкие силы безуспешно пытались окружить русские войска в районе Лодзи и были отброшены.

9 декабря 1914 — 4 января 1915 г.

Саракамышская операция: Кавказская армия разбивает 3-ю турецкую армию

1915 г.

Германия переносит акцент на Восточный фронт, чтобы вывести Россию из войны.

Апрель

Прорыв немцев в Польше —> отход русских войск из Галиции.

Конец 1915 г.

Немцы заняли всю Польшу, часть Прибалтики, Западную Украину и Западную Белоруссию

5-17 марта 1916 г.

Нарочская операция: русская армия по просьбе союзников предпринимает наступление на северном крыле фронта по направлению к Митаве и Вильно. Наступление успеха не принесло, но было существенно облегчено положение французских войск под Верденом.

22 мая — 31 июля

Брусиловский прорыв в Галиции: русские войска Юго-Западного фронта (командующий генерал А. А. Брусилов)

28 декабря 1915 г. — 3 февраля 1916 г.

осуществили мощный прорыв фронта в направлении Луцка и Ковеля —> беспорядочное отступление австро-венгерских войск. В короткий срок занята Буковина. Срочная переброска на русский фронт немецких сил сыграла на руку Франции, спасла от разгрома Италию. Эрзерумская операция: разбита 3-я турецкая армия, взята крепость Эрзерум.

23 февраля — 5 апреля 23-29 декабря

Трапезундская операция: взят Трапезунд, турецкая армия отрезана от Стамбула.

Митавская операция: неудачная попытка русских войск вернуть Митаву. Немцы отразили русский натиск и перешли в наступление.

18 апреля 1917 г.

Нота министра иностранных дел Временного правительства России П. Н. Милюкова о верности России союзным обязательствам.

16 июня — 15 июля 19-24 августа

Провал наступления русских войск в Галиции.

Рижская операция — наступательная операция немецких войск: в результате германского наступления оставлена Рига.

Декабрь

Подписание Советской Россией сепаратного (заключаемого отдельно от союзников) перемирия с Германией и Турцией.

18 февраля 1918 г.

Наступление австро-германских войск по всему Восточному фронту после отказа наркома иностранных дел советского правительства Л. Д. Троцкого согласиться на ультиматум немцев

3 марта 1918 г. — Брестский мир между Советской Россией и центральноевропейскими державами (Германией, Австро-Венгрией), Турцией

• Россия теряла Польшу, Финляндию, Прибалтику, Украину и часть Белоруссии.

• Россия уступала Турции Карс, Ардаган, Батум.

• Германии выплачивалось 6 млрд марок контрибуции.

• Россия обязывалась демобилизовать армию и флот

Выход России из войны



trojden.com

Основные события Первой мировой войны – хронология в таблице

Дата

Событие

Комментарий

28 июля 1914

Австро-Венгрия объявила войну Сербии

Начало войны

1 августа 1914

Германия объявила войну России

3 августа 1914

Германия объявила войну Франции

Начало наступления немецких войск на Париж через Бельгию

19 августа 1914

Галлицийское наступление русских войск

Освобождение Галлиции от австрийских войск.

23 августа 1914

Вступление в войну Японии

Оккупация германского Циндао и начало колониальной войны

22 декабря 1914

Сарыкамшская операция

Открытие фронта на Кавказе между Россией и Турцией

Май 1915

Горлицкий прорыв

Начало «Великого отступления» русских войск на восток

Февраль 1915

Поражение русских войск в Пруссии

Разгром армии Самсонова и отступление армии Ренненкампфа

15 апреля 1915

Геноцид армян

22 апреля 1915

Битва при Ипре

Впервые немцами проведена газовая атака

23 мая 1915

Вступление в войну Италии

Открытие фронта в Альпах

15 октября 1915

Высадка Антанты в Греции

Открытие Салоникийского фронта

10 января 1916

Эрзерумкая операция

Падение главной турецкой крепости в Закавказье

21 февраля – 18 декабря 1916

Битва при Вердене

Попытка германский войск прорвать фронт и вывести Францию из войны

4 июня 1916

Брусиловский прорыв

Крупномасштабное наступление русских войск в Галиции

1 июня 1916

Ютландская битва

Безуспешная попытка немцев прорвать морскую блокаду

8 марта 1917

Свержение монархии в России

Создание Российской республики

7 апреля 1917

Вступление в войну США

Апрель 1917

Операция Нивеля

Огромные потери войск союзников при безуспешном наступлении

8 ноября 1917

Октябрьская революция

Приход к власти в России большевиков

3 марта 1918

Брестский мир

Выход России из войны

Март 1918

«Весеннее наступление» Германии

Последняя попытка Германии выиграть войну

Июль 1918

Контрнаступление Антанты

27 октября 1918

Капитуляция Австро-Венгрии

30 октября 1918

Капитуляция Османской империи

4 ноября 1918

Свержение монархии в Германии

Установление Германской республики

11 ноября 1918

Компьенское перемирие

Прекращение боевых действий

28 июня 1919

Версальский мир

Окончательный мирный договор

obrazovaka.ru

Урок : «Первая мировая война. Участие России в Первой мировой войне»

Урок : «Первая мировая война. Участие России в Первой мировой войне».

разработан для учащихся 9-х классов гуманитарного отделения в соответствии с основными принципами методики опережающего обучения.

Автор методики С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Усвоение материала происходит в три этапа:

  • предварительное введение первых ( малых ) порций будущих знаний,

  • уточнение новых понятий, их обобщение и применение,

  • развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества:

  • личностный подход педагогики сотрудничества;

  • комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;

  • последовательность, системность содержания учебного материала.

Основные принципы методики опережающего обучения оптимально подходят для изучения вопросов международных отношений эпохи империализма. Учащиеся 9 классов впервые знакомятся с сложнейшими процессами мировой и отечественной истории. В 8 классе изучаются понятия: империализм, империалистические войны, в 9 классе продолжатся развитие и углубление этих понятий, рассматриваются особенности их проявления в России. На данном уроке вводятся понятия: мировая война, углубляются понятия: военно-политические блоки и противоречия внутри них, национализм, шовинизм, Версальско-Вашингтонская система и ее влияние на судьбы мира. Изучение этих понятий носит перспективный характер, на последующих уроках будет продолжено их изучение и они станут базовыми для понимания учащимися причин Второй мировой войны.

В соответствии с методикой опережающего обучения, на уроке используются таблицы и опорные схемы.

Урок: Первая мировая война.

Участие России в Первой мировой войне.

Цели урока: способствовать формированию у учащихся целостного представления о системе международных отношений накануне войны, помочь осознать эти явления, а также рост националистических настроений в европейском обществе как основные факторы, поставившие мир на грань войны. Выяснить цели воюющих держав, причины, масштабы и основные военные операции. Познакомить учащихся с важнейшими положениями Версальско-Вашингтонской системы и подвести их к самостоятельному выводу о причинах ее неустойчивости.

Способствовать гуманистически ценностным ориентациям учащихся на отношение к войнам как способу разрешения конфликтов. Показать Человека на войне и роль Приднестровья и приднестровцев в войне.

Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами, локализовать их на карте, группировать исторические события по указанному признаку, определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значимых событий в истории.

Оборудование урока: А.О. Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран (учебное пособие), А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. ХХ век., С.Ш. Казиев , Е.М. Бурдина. Истрия России ( в таблицах и схемах), А.Т.Степанищев. Методика преподавания и изучения истории.

Т.1-2, Атлас «Всемирная история», настенная карта «Первая мировая война».

План урока:

  1. Международная обстановка в конце Х1Х-началеХХ вв.

  2. «Пороховой погреб Европы»: 1 и П Балканские войны и их итоги.

  3. Повод, причины, характер войны. Цели участников.

  4. Основные военные операции 1914,1915,1916гг.

  5. Человек на войне (на основе краеведческого материала)

  6. Итоги войны. Уроки войны.

Мотивационная беседа учителя о роли войн в истории человечества, об изменении их характера в эпоху империализма, усложнении системы международных отношений. Учитель ставит цели урока, способы их достижения, озвучивает его план урока.

При рассмотрении первого вопроса учитель опирается на знания учащихся, которые они получили на уроках истории ранее. Рассматриваются и обсуждаются следующие вопросы:

Учитель: На рубеже Х1Х-ХХ вв. мир вступил в эпоху империализма.

1.Признаки империализма.

2.Какой признак был определяющим в складывании системы международных отношений на рубеже веков?

Работа с картой «Мир с 1870 по 1914 гг.»

4.Какие основные метрополии существовали к началу ХХ века?

5.Какие колонии принадлежали ведущим европейским странам?

6.Дать определения понятий: колония, метрополия, доминион.

7.Анализируя карту, предположите, каким странам не хватало колоний и почему? ( Необходимо помочь учащимся вспомнить страны первого и второго эшелона модернизации).

8.Где и каким способом можно было эти колонии приобрести?

9.Какие войны за передел мира мы с вами изучали?

10Почему эти войны называют империалистическими?

Учитель: в системе военно-политических блоков идет складывание военно-политических блоков. Учащиеся заполняют таблицу на доске:

Тройственный союз

Антанта

11.В чем неожиданность и противоречивость союзов?

( Если возникают затруднения, то учащимся предлагается вспомнить историю русско-английских и русско-французских отношений в Х1Х веке , в период русско-японской войны; русско-германские отношения).

12.Назвать и показать на карте первые империалистические войны.

Рассмотрение второго вопроса начать с использования настенной карты и Атласа. Учащиеся под руководством учителя называют страны, расположенные на Балканах, выясняют, интересы каких европейских стран были представлены на Балканах. Необходимо напомнить учащимся, что Россия отказалась от участия в Тройственном союзе из-за противоречий с Австро-Венгрией на Балканах.

  1. Почему в первое десятилетие ХХ века Балканы называли «пороховым погребом Европы?»

  2. Причины и итоги 1 Балканской войны.

  3. Почему началась Вторая Балканская война ? Под какими лозунгами она проходила?

Анализ документа:

«Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом «отравления историей».

(Г.Уэллс).

организовано обучение истории в ведущих европейских странах?

(словарь к учебному пособию).

пацифистского движения Жана Жореса?.

Третий вопрос целесообразно начать с убийства в Сараево ( сообщение учащегося). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?

  2. Как развивались события после убийства в Сараево? (работа с опорной схемой).

Как начиналась война?

Австро-Венгрия

Сербия Германия

Россия

Франция Турция

Англия Япония

  1. Назвать причины войны.

  2. В войну были вовлечены 38 государств с населением в 1,5 млрд.человек. Под ружье было поставлено 67 млн.чел. Почему столь масштабной оказалась война?

  3. Характер войны.

Таблица: Цели участников Первой мировой войны.

Державы – основные участницы войны

В какой союз входили

Цели вступления в войну

Германия

Центральные державы

Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи

Австро-Венгрия

Центральные державы

Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше.

Россия

Антанта

Добиться контроля над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепить свое влияние на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей

Франция

Антанта

Вернуть территории утраченные в результате франко-прусской войны 1870-1871 гг.: Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар.

Англия

Антанта

Увеличить свои владения за счет территорий, подвластных Османской империи и Германии.

Османская империя

Центральные державы

Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах

Болгария

Центральные державы

Захватить часть территории Греции, Сербии и Румынии.

Япония

Антанта

Стремилась вытеснить германию из Китая и с островов Океании

Италия

Антанта

Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи

Учитель предлагает учащимся познакомиться с таблицей и проводит практикум.

Практикум.

Определите, какие из стран преследовали перечисленные цели в войне:

1.Захват колоний и превращение Восточной Европы в зависимые земли.

2.Разгром основного конкурента — Германии — и расширение владений на

Ближнем Востоке.

3. Сохранение империи «где никогда не заходит солнце».

4.Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканах. Расширение контроля над владениями России.

5.Возврат Эльзаса и Лотарингии, захват Рейнской зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.

6.Какие цели преследовала Россия в войне?

7.Была ли Россия готова к войне? (Анализ документа на стр.51 «Рабочей тетради»).

Учитель: Как встретили известие о войне в России? Войну ждали, но она явилась полной неожиданностью. В военкоматах стояли очереди добровольцев. В 1914 году в русской армии насчитывалось 80 тыс.офицеров. Большинство из них погибнет в первый год войны. В пехоте среди офицеров потери составят до 96%. Молодых, веселых, у которых могло быть будущее.

7. А как встретили известие о войне в нашем городе? ( Сообщение ученика)

При рассмотрении четвертого вопроса используется таблица, учебное пособие по истории России, настенная карта и Атлас.

Перед учащимися ставится задача: найти на карте основные военные операции 1914-916гг., рассказать об их результатах, используя таблицу:

Таблица: Основные события Первой

мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

1914 г.

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

1915 г.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

1916 г.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

1917 г.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

1918 г.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Целесообразно заслушать сообщение о Брусиловском прорыве.

  1. Проанализируйте и ответьте на вопрос: на Западном или Восточном фронте были наиболее напряженные бои?

  2. Как бы вы оценили взаимодействие союзников по военно-политическим блокам?

  3. Что такое «позиционная война»?

Пятый вопрос рассматривается с демонстрации фотографий тех далеких лет. ( журнал «Огонек» за 1995г).

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне. Ю.Друнина

Учащиеся рассказывают о своих предках – участниках войны, используются материалы личных архивов тираспольчан и краеведческого музея (о семье Барабаш).

Учитель зачитывает документ об использовании газов в 1915 году под городом Ипр, демонстрирует репродукцию картины Ю.И.Пименова «Инвалиды войны. ХХ век» .

1.Какие методы ведения войны прослеживаются по документам?

2.Какие методы являются традиционными, а какие — новыми?

Наши земляки сыграли исключительную роль в спасении жизней людей. Среди них: выдающийся химик Н.Д. Зелинский, выдающийся микробиолог Л.А. Тарасевич. Заслушиваются сообщения учащихся.

При рассмотрении итогов войны используется учебное пособие для вузов Ш.М.Мунчаева «Отечественная история» ( стр.211). Учащимся предлагается записать в тетради экономические, политические и социальные последствия войны, а материал озвучивается наиболее подготовленным учеником в виде сообщения.

Учитель: 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией. Окончательный итог войны был подведен 1919-20гг. Учащимся предлагается познакомиться с содержанием основных договоров по итогам войны и сделать вывод об их последствиях.

Версальско-Вашингтонская система.

Мирные договоры.

1. Версальский договор с Германией (28 июня 1919 г.):

  • передача всех колоний;

  • сокращение численности вооруженных сил до 100 000;

  • Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;

  • оккупация левого берега Рейна в течении 15 лет;

  • демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;

  • передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;

  • репарации (возмещение ущерба). Ст.231 (статья об ответственности за войны).

2. Договор, подписанный в Сен-Жермен-ан-Ле с Австрией (10 сентября 1919г.):

  • разделение Венгрии и Австрии ;

  • передача Италии Южного Тироля до Бреннера;

  • признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;

  • сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 30 000;

  • репарации.

3. Договор, подписанный в Нейи с Болгарией (2 ноября 1919г.):

4. Трианонский договор с Венгрией (10 августа 1920г.):

  • Словакия переходит к Чехословакии;

  • Трансильвания передается Румынии;

  • Банат передается Югославии.

5. Севрский договор с Турцией (10 августа 1920г.):

  • установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;

  • сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 50 000;

  • передача территорий.

6. Вашингтонская конференция 1921-1922гг.

а) “Договор четырёх держав” (Англия, США, Франция, Япония): гарантии неприкосновенности колониальных островных владений в Тихом океане;

б) “Договор пяти держав” (Англия, США, Франция, Япония и Италия): запрет на строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т.; владение военно-морским флотом в соответствии 5:5:3,5:1,75:1,75.

в) “Договор девяти держав” (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай, Голландия): принятие положения об уважении суверенитета и независимости Китая; вводится принцип “открытых дверей и равных возможностей” в торговле и промышленном развитии в отношении Китая; п/о Шаньдун должен быть возвращен Китаю.

Домашнее задание: П. 9,10. Написать письмо с фронта от лица участника войны.

gigabaza.ru

Россия в Первой мировой войне. Видеоурок. История России 11 Класс

Тема: Россия на рубеже XIX-XX вв XX в.

Урок: Россия в годы Первой мировой войны (август 1914 г. — февраль 1917 г.)

1. Предварительные замечания

В советской исторической науке Первую мировую войну традиционно называли империалистической, поскольку речь шла о войне ведущих империалистических держав за новый политический передел мира. В годы самой войны ее называли германской или Второй Отечественной.

Первая мировая война продолжалась с 1 августа 1914 г. по 11 ноября 1918 г. Однако Россия вышла из состояния войны 3 марта 1918 г. в результате подписания большевиками сепаратного Брестского мира со странами Четвертного блока.

При изучении истории войны следует иметь в виду, что в этот период в России произошло два государственных переворота и сменилось три политических режима.

Боевые действия на других фронтах Первой мировой войны нас будут интересовать только в той степени, в какой они напрямую связаны с положением на русско-германском, русско-австрийском и русско-турецком фронтах.

Рис. 1. Предвоенное фото (Источник)

Основные даты военных операций и сражений будут даны по григорианскому, а не юлианскому календарю, который существовал в России до февраля 1918 г.

2. Причины войны

В отечественной исторической науке (В. Бовыкин, К. Шацилло, Н. Ростунов) традиционно называют несколько главных причин начала Первой мировой войны:

резкое обострение экономического, военно-политического и колониального противостояния Германии и Великобритании;

дальнейшее обострение давнего конфликта между Францией и Германией за гегемонию на европейском континенте и столкновение интересов двух стран в территориальном (Эльзас и Лотарингия) и колониальном (Марокко) вопросах;

дальнейшее обострение конфликта между Россией и Австро-Венгрией на Балканах, где венский кабинет традиционно проводил неприкрытую антироссийскую политику;

нарастание противоречий между Россией и Германией на Ближнем Востоке и в Османской империи, где у России существовали традиционные геополитические интересы, в частности установление полного контроля над стратегически важными черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы.

Помимо указанных причин ряд современных авторов (О. Платонов) еще одной причиной начала Первой мировой войны называют деятельность всемирного масонского центра, который в значительной степени контролировался еврейским интернациональным капиталом, в частности могущественным банкирским домом семейства Ротшильдов. Совершенно очевидно, что данный вопрос нуждается в дальнейшем изучении, но два неоспоримых факта говорят в пользу этой версии:

по итогам Первой мировой войны с исторической арены исчезли четыре из пяти великих мировых империй: Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская;

Гаврило Принцип, застреливший наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда, был не только членом сербской националистической организации «Молодая Босния», но и входил в одну из масонских лож — «Народная оборона» и ее террористическую фракцию «Черная рука», существовавших на территории Сербии.

 

Рис. 2. Схваченный Гаврило Принцип (Источник)

3. Военные силы и планы сторон

Во время Первой мировой войны в орбиту кровавой мясорубки было вовлечено 38 государств мира, из которых 34 государства (Россия, Англия, Франция, Бельгия, Испания, США), воевали на стороне Антанты, а 4 государства (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария) — на стороне Тройственного (Четвертного) союза.

Рис. 3. Германская «суперпушка» (Источник)

На начало войны с учетом прошедшей мобилизации соотношение военного потенциала двух блоков выглядело следующим образом:

сухопутная армия и военно-морской флот стран Антанты насчитывали 10 млн 120 тысяч штыков и сабель, 13,7 тысячи артиллерийских орудий, 44

interneturok.ru

План урока в 11 классе на тему «Россия в Первой мировой войне».

План-конспект урока

по теме: «Россия в первой мировой войне». 11 класс.

Цели урока:

— систематизировать и обобщить знания о первой мировой войне и об участии в ней России;
— формировать умения работать с дополнительными источниками информации.


Задачи: —

— выяснить причины и цели участия России в первой мировой войне;
— определить, какой характер носила война со стороны России;
— охарактеризовать ход военных действий на Восточном фронте;
— проанализировать, как менялись настроения в русском обществе в ходе войны;
— сделать вывод о том, какую роль сыграла Россия в войне.

^ Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

учебник О.С. Сорока-Цюпа «Мир в 20 веке», учебник А.А.Левандовский, А.Ю.Щетинов «История России. 20-начало 21 века»

фрагменты документов, воспоминаний, карта «Первая мировая война».

^ Ход урока. 

Фронтальный опрос:

учащиеся вспоминают причины войны, какое событие послужило поводом к её началу, даты начала и окончания первой мировой войны.

Далее выясняем, какой характер носила война со стороны её участников. Конкретизируем, почему захватнический, империалистический. Для этого определимся с тем, какие цели преследовали государства.

Германия. 

Положить конец господству Англии на море;
захватить колонии западноевропейских стран;
отвоевать у России Прибалтику, Крым, Приазовье;
аннексия промышленно развитых районов северо-восточной Франции.

Австро-Венгрия.

 Захватить Сербию; утвердить своё господство на Балканском полуострове; Отвоевать у России часть Польши, Волынь, Подолию.

.^ Турция. 

Претендовала на русское Закавказье; стремилась восстановить своё влияние на Балканах.

Япония. 

Захватить острова в Тихом океане и «арендные территории» Китая.

Франция.

 Вернуть Эльзас и Лотарингию; присоединить левый берег Рейна и Саарский угольный бассейн.

Великобритания. 

Сохранить колонии и господство на море; отнять у Турции богатые нефтью Месопотамию, часть Аравийского полуострова.

Таким образом, война носила захватнический характер.

Исходной датой начала войны является 1 августа 1914 года.(Вопросы к учащимся)

Какое именно событие произошло в этот день? (Германия объявила войну России.)

Почему Германия объявила войну России? (Мобилизация.)

В связи с чем в России началась всеобщая мобилизация? Почему Россия вступила в войну? Мужики в России говорили: « Знамо дело — опять германец да австрияк напали на нашего царя. Опять же — подмагнуть надо славянам, турка-нехрестя проучить».

Какие же цели преследовала Россия, вступая в войну? Сохранить своё влияние в Балканских странах; присоединить Галицию и земли по Неману; установить контроль за черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы. Таким образом, со стороны России война тоже носила империалистический характер.

Выясним, когда Россия начала принимать непосредственное участие в боевых действиях. Для этого вспомним, как развивались события на Западном фронте в первый месяц войны. (Быстрое вступление немецкой армии на территорию Франции, угроза захвата Парижа. Германские солдаты уже видели невооружённым глазом силуэт Эйфелевой башни.) 

В этих условиях Франция обратилась к России с просьбой – начать военные действия на Восточном фронте. Русский генеральный штаб принял решение о начале наступления, не закончив сосредоточения всех сил. На 15-й день мобилизации Россия смогла сконцентрировать только 1/3 их часть. 17 августа началось наступление на Восточную Пруссию 1 и 2 армий под командованием Ренненкампфа и Самсонова.

Сначала военные действия развивались успешно для русских войск. Немцы вынуждены были перевести несколько корпусов с Западного фронта на Восточный. Но в силу того, что русские армии действовали разрозненно, у немцев появилась возможность разгромить их поодиночке, чем они и воспользовались. В районе Грюнвальда была практически уничтожена армия Самсонова, затем был нанесён удар по армии Ренненкампфа.

Гораздо успешнее действовала русская армия на Юго-Западном фронте в сражениях с Австро-Венгрией. В ходе наступательной операции, начавшейся 18 августа, русские войска вторглись в Галицию и одержали победу в Галицийской битве (август- сентябрь 1914 г.) В результате русские заняли почти всю Восточную Галицию, города Львов и Галич.

Осенью 1914 года в Польше сражения происходили с переменным успехом. В ноябре произошла крупнейшая Лодзинская битва, закончившаяся поражением немецких войск.

Осенью 1914 г. фронты обеих противоборствующих армий достигли побережья Северного моря на территории Бельгии. Для борьбы с Россией немцы перебросили сюда дополнительные силы. Командование русской армии по-прежнему рассчитывало осуществить глубокое вторжение в Германию и взять в Берлин, в то время как немцы надеялись уничтожить группировку противника к западу от Вислы. Но ни одна из сторон не смогла осуществить свои планы, и война приняла затяжной характер.

В конце ноября 1914 г. на Брестском совете командующие фронтами русской армии приняли решение перейти от активных боевых действий к пассивным. Главной причиной подобного решения стал, в первую очередь, недостаток вооружения, артиллерии, снарядов и т. д.

Почему русская армия не смогла развить свой успех в первый год войны? (документ № 1). Русские войска в ходе восточно-прусской операции показали, что по уровню своей подготовки они ничем не уступают германским. Однако первое сражение выявило некомпетентность высшего русского командования, которое не смогло должным образом использовать свои войска и полученные возможности.

1 ноября 1914 г. Россия объявила войну Турции. В ходе русско-турецкой войны войска Турции были разгромлены.

1915 год. Какие планы были у Германии и её союзников на этот год?

Главные события года развивались на Восточном фронте, так как Германия и Австро-Венгрия перенесли активность именно сюда, намереваясь разбить Россию и добиться её выхода из войны. Против России было брошено более ½ сил австро-германского блока.

В мае- июне 1915 года австро-германские войска обрушились на 3-ю русскую армию по всей длине Восточного фронта, и германская армия прорвала фронт.

Русские войска не могли обеспечить постоянных обстрелов неприятеля, так как на это не хватало ни тяжёлых орудий, ни снарядов. Началось отступление, которое впоследствии получило название «Великое отступление». Сообщение учащегося.

Апрель 1915 г.- отступление русских войск из Галиции (Горлицкий прорыв).

Июль 1915 г.- отступление русских войск из Царства Польского.

С чем было связано отступление русских армий и оставление позиций? (техническая отсталость, плохая организация, неудовлетворительное командование, сложности со снабжением боеприпасами, отсутствие поддержки со стороны союзников).

В результате этих событий русская армия ушла практически со всех

Завоёванных в 1914 году территорий. Были потеряны Галиция, Литва, часть Латвии и Белоруссии, а война стала вестись на землях Российской империи. Но полностью разгромить Россию и вывести её из войны Германии не удалось.

1916 год. В начале 1916 года командование Германии постановило, что на Восточном фронте оно будет решать только оборонительные задачи, а основной, сокрушительный удар нанесёт по своим противникам на Западе. Третий год войны начался с Верденского сражения.

В 1916 году в России положение с обеспечением армии стало выправляться, и войска в достаточном количестве стали получать оружие, снаряды, патроны, снаряжение, обмундирование и обувь. Все эти обстоятельства позволили командованию перейти к активным действиям на фронтах.

В мае 1916 г. началось грандиозное наступление русских войск в Галиции, вошедшее в историю в неразрывной связи с именем командующего генерала А.А.Брусилова. Сообщение учащегося.

^ Теперь нам необходимо выяснить, какое отношение к войне сложилось в русском обществе и как оно менялось год от года.

Для этого ознакомьтесь с документами 2, 3, 4 и сделайте самостоятельно вывод по поставленному вопросу.

1-й год войны — стабилизация внутриполитического положения. В стране преобладало патриотическое воодушевление, звучали призывы к гражданскому миру, согласию, значительно сократилось число волнений и забастовок.

2-год — настроения в обществе меняются в связи с военными неудачами, осложняется внутриполитическое положение, оживляется рабочее движение, появляется лозунг «патриотической тревоги».

3-год. Всё более заметным фактором российской жизни становится хозяйственная разруха (документ 4). Отношение к войне становится негативным. Становятся популярными лозунги большевиков о «революционном пораженчестве».

Таким образом, в ходе войны произошло ухудшение экономического положения всех слоёв населения. Нарастало озлобление, ненависть к власти. Уже было непонятно, за что воевали русские солдаты.

1917 год. Положение на фронте несколько стабилизировалось. Однако в русской армии резко усилились антивоенные настроения: солдаты устали от войны, цели которой они не понимали. Широкое распространение получило братание с противником, дезертирство, невыполнение приказов. Дело доходило даже до убийства солдатами офицеров.

Германия, зная об этих настроениях в русской армии, надеялась заставить Россию заключить сепаратный мир. Весной 1917 г. такое предложение поступило, но Временное правительство отвергло его, так как в планы не входило мирное разрешение дел. Восстановить боеспособность армии, по мнению правительства, можно было только одним путём: организацией победоносного наступления.

В июне 1917 г. началось наступление на Юго-Западном фронте, но перешедшие в контрнаступление австро-германские войска в ходе нескольких боёв быстро одержали верх над деморализованными русскими воинскими частями. Последней операцией Германии против России в 1917 г. стал захват Моонзундских островов в Рижском заливе.

Осенью 1917 г. власть в России захватили большевики. Первым документом новой власти стал Декрет о мире, призывающий все воюющие страны немедленно начать мирные переговоры. В ноябре этого же года советское правительство фактически прекратило огонь на всех фронтах. Но страны Антанты отвергали все предложения о перемирии и мирных переговорах. Германия его приняла.

В декабре 1917 г. в Брест-Литовске начались переговоры о заключении официального перемирия и соглашении о мире без аннексий и контрибуций. Узнав об условиях Германии, Россия решила их не принимать и затягивала переговоры. Германская сторона прекратила перемирие и начала военные действия. Практически не встречая сопротивления, германские армии перешли в наступление по всей линии фронта, в ходе которого заняли Псков, Киев и Нарву.

Положение на фронте ухудшалось с каждым часом, и Россия вынуждена была пойти на перемирие. 3 марта 1918 года был подписан Брестский мир, согласно которому от Советской России отторгались Украина, Финляндия, Грузия, Польша и Прибалтика, но страна получила необходимую ей передышку.

В заключении необходимо сделать вывод о том, какую роль сыграла Россия в первой мировой войне.

infourok.ru

Первая мировая война — История

Конспект урока по истории

Класс: 11

Тема: «Первая мировая война»

Цели урока:

Образовательная:

  • выявить, какие социально – экономические, геополитические и внешнеполитические предпосылки привели к началу Первой мировой войны;

  • проанализировать, в чем состояли цели и задачи противоположных сторон в начале войны, были ли они достигнуты в ее итоге;

  • охарактеризовать важнейшие военные операции, и их историческое значение для отечественной и мировой истории;

  • выявить к каким изменениям в экономике западных стран привела Первая мировая война;

  • проанализировать, почему, по вашему мнению, Германия и ее союзники потерпели поражение в войне.

Воспитательная:

  • создать условия для формирования коммуникативной культуры, умение работать в группе, и индивидуально, выслушивать и уважать мнения других;

  • воспитывать уважение к истории своего государства, патриотизма, формирование гуманистического мировоззрения.

Развивающая:

  • способствовать дальнейшему развитию навыков работы с текстом учебника, исторического источника, развитие умений выделять главное в материале;

  • развитие коммуникативных, картографических и хронологических умений;

  • совершенствовать умения логично излагать исторические факты и аргументы, устанавливать причинно – следственные связи.

Оборудование: учебник Россия в мире. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М. В. Понамарев, В.А. Рогожкин. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 351. С. История России. 1900-1945. 11 класс. Под ред. Данилов А. А., Филиппов А. В., 2012. Настенная карта «Россия в Первой мировой войне», картина «Убийство герцога Фердинанда в Сараево» (Приложение №1), исторические документы (Приложение №2), интерактивная доска Smart Board.

Тип урока – изучение нового материала

Форма урока – Лабораторное занятие «Водоворот»

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Активизация познавательной деятельности учащихся

I этап

Организационный момент

Учитель приветствует 11 класс, подготовка к уроку, создание благоприятной педагогической атмосферы.

Приветствуют учителя, подготовка к уроку, староста сообщает об отсутствии учащихся.

II этап

Этап целеполагания и мотивации

Анализ репродукции

(см. Приложение №1)

Ролевая игра с элементами театрализованного представления

Прослушивание сербской песни Синее море широко

Мозговой штурм

по картине

Создание интриги урока показ анимационного фильма

Учитель на этапе целеполагания и мотивации просит учеников 11 класса до изучения темы проанализировать репродукцию под названием «Убийство эрцгерцога Фердинанда в Сараево».

Учитель использует ролевую игру с элементами театрализованного и музыкального представления под названием «Суд». Учитель слушает протокол прокурора от 28 августа 1914 года ученика под номер №1, доводы адвоката ученика под номером №2, и показания свидетелей, затем после недолгой дискуссии, зачитывает окончательный приговор Гавриилу Принцип, и Даниилу Илич;

Правильные ответы:

Учитель просит внимательно проанализировать фильм «Использование хлора в Первой Мировой войне», использование межпредметных связей, формулирует интригу урока: для чего с какой целью использовался хлор в войне 1914 – 1918.

Задание для 11 класса: внимательно проанализируйте репродукцию под названием «Убийство эрцгерцога Фердинанда в Сараево», до изучения нового материала не называется.

Задание для 11 класса: прокурор, ученик под номер №1 на фоне песни «Синее море широко» (сербская песня о Первой мировой войне) зачитывает протокол от 28 июня 1914 года, лидерам сербской организации «Млада Босна» Гаврилу Принцип, и Даниилу Илич. Адвокат ученик под номером №2 формулирует доводы в пользу подсудимых, происходит опрос свидетелей события;

Вопросы по картине:

Задание для 11 класса: внимательно проанализируйте анимационный фильм «Использование хлора в Первой Мировой войне», и сформулируйте интригу урока, для чего, и с какой целью использовался хлор в военных событиях прошлого столетия.

III этап

Изучение нового материала

Заполнение интерактивной схемы по теме занятия

Работа с историческими картами

Работа с атласом «История войн» на стр. 158 – 159

Работа с атласом «История войн» на стр. 168 – 169

Анализ анимационной интерактивной карты по теме занятия

Работа с историческими иллюстрациями

Написание исторического мини – сочинения

Составление исторических мемуаров

Использование метода исторической эмпатии

Рецензия на устный ответ ученика

Опросная цепочка по вопросам

Работа с историческими документами

(см. Приложение №2)

Проведение урока по модели «Водоворот»

Учитель предлагает заполнить на интерактивной доске развернутую схему по теме: «Россия в Первой Мировой войне. Кризис власти 1916 – февраль 1917»;

Учитель предлагает по атласу «История войн» с. 158—159 внимательно проанализировать развитие восточно-прусской операции, которая оценивалась в германской литературе как «самая главная победа в Первой мировой войне», и дать собственную оценку произошедшему событию;

Учитель предлагает по карте «История войн» с. 168—169 внимательно проанализировать материал по военным действиям на Восточном фронте в 1915—1916 гг.;

Учитель показывает анимационную интерактивную карту Россия в Первой мировой войне № 111052, данное задание, длительностью 3 мин, направлено на формирование картографических умений;

  • Учитель говорит по учебнику А. О. Чубарьяна, А. А. Данилова, Е. И. Пивовара и др. «История России XX — начала XXI века», напишите в тетради историческое мини – сочинение на тему: «А.А. Брусилов в истории Росси», и письменно ответьте на вопросы;

  • Учитель говорит по фотографии на с. 42, с позиции человека военного времени, напишите исторические мемуары о жизни австрийского пленного, привлеките документальный, материал;

  • По книге «Россия. XX век: История страны в плакате: проанализировать плакат «Мировой пожар» (с. 20).

  • Учитель предлагает выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него, с учетом достоинств, и внесением дополнений;

  • Учить просит взглянуть на плакат «Согласие» (с. 24). Оценить аллегорию изображения стран (Франции, России, Англии). Учителем используется опросная цепочка: такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.

Учитель поясняет суть модели занятия водоворот: класс делится на учебные группы в зависимости от проблемы, или темы, в отдельной группе имеется свой лист, фломастеры своего цвета, время, после дискуссий группы меняются, происходит работа с чужими листами, расставляют значки +, -,?,!, и дополняют так все. Заканчивается исходным положением, группы выходят, благодарят, выделяют главные факты.

Задание для 11 класса: заполните на интерактивной доске развернутую схему по теме «Россия в Первой Мировой войне. Кризис власти 1916 – февраль 1917»;

Задание для 11 класса: по атласу «История войн» с. 158—159 проанализируйте развитие восточно-прусской операции, которая оценивалась в германской литературе как «самая главная победа в Первой мировой войне». Дайте собственную оценку происшедшему событию;

Задание для 11 класса: по карте «История войн» с. 168—169 проанализируйте материал по военным действиям на Восточном фронте в 1915—1916 гг.;

Задание для 11 класса: Россия в Первой мировой войне № 111052 карта анимация, анимированная интерактивная карта продолжительность при непрерывном воспроизведении 3 мин.;

  • По учебнику А. О. Чубарьяна, А. А. Данилова, Е. И. Пивовара и др. «История России XX — начала XXI века»: на с. 38 имеется фотография А. А. Брусилова. Что вы знаете об этом человеке? Чем он известен в истории России? Почему на фотографии он одет в казачью форму?

  • По фотографии на с. 42 составьте рассказ о жизни австрийских военнопленных в России в годы Первой мировой войны. При необходимости привлеките документальный, мемуарный и монографический материал.

  • По книге «Россия. XX век: История страны в плакате»: посмотрите на плакат «Мировой пожар» (с. 20).

  • Как в нижней части плаката названа начавшаяся война? Почему? Какие факты указывают на противника России в войне, на характер событий?

  • Взгляните на плакат «Согласие» (с. 24). Оцените аллегорию изображения стран (Франции, России, Англии). Почему Россия расположена в середине плаката? На что нацелены стихи, которые сопровождают плакат? Чем можно обусловить подписи под аллегориями союзных стран (Любовь, Вера, Надежда)? Можно ли на основании этого сделать вывод о примерном времени появления плаката, в 1914 г.?

Учебная группа №1: анализируют «Новое время». – 1914. – 21 июля. С. 1.

Учебная группа №2: анализируют мемуарные воспоминания барона П. Н. Врангеля. – М. 1992. – Ч.1 – С. 5 – 7.

Учебная группа №3: анализируют «Первая Мировая война в жизнеописаниях русских военачальниках». М. 1994 – С. 127 – 129.

IV этап

Итоговое закрепление

Выполнение интерактивного задания

Интрига урока

Учитель на этапе итогового закрепления предлагает ученикам выполнить интерактивное задание «Россия в Первой Мировой войне», на установление хронологии;

Правильный ответ учеников:

Во времена Первой Мировой войны, впервые в XX столетии западноевропейские государства применили химические оружие, в том числе и хлор;

Задание для 11 класса: на этапе итоговое закрепления выполните интерактивное проверочное задание «Россия в Первой Мировой войне», проверочное задание;

Задание для 11 класса: дайте вернемся к анимационному фильму «Использование хлора в Первой Мировой войне», и ответим на интригу урока, для чего, и с какой целью использовался хлор в военных событиях прошлого столетия;

V этап

Рефлексия

Эмоционально-художественное оформление

Учитель предлагает ученикам предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина — проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению;

Ученики по очереди выбирают две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению;

VI этап

Домашнее задание

Учитель поясняет домашнее задание: п. 6 – 7 стр. 41 – 53, и письменно в тетради выполнить задания после параграфа;

Записывают в дневник домашнее задание: п. 6 – 7 стр. 41 – 53, и письменно в тетради выполнить задания после параграфа;

Приложение №1

Приложение №2

ОГРАДИТЬ ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ЦЕЛОСТЬ РОССИИ И ПОЛОЖЕНИЕ ЕЕ СРЕДИ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ. ИЗ МАНИФЕСТА ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II. 20 ИЮЛЯ 1914 г.

Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не обращала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования. Презрев уступчивый и миролюбивый ответ сербского правительства, отвергнув доброжелательное посредничество России, Австрия поспешно перешла в вооруженное нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда. Вынужденные, в силу создавшихся условий, принять необходимые меры предосторожности МЫ повелели привести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием НАШИХ подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров. Среди дружественных сношений, союзная Австрии Германия вопреки НАШИМ надеждам на вековое доброе соседство и не внемля заверению НАШЕМУ, что принятые меры отнюдь не имеют враждебных ей целей, стала домогаться немедленной их отмены и, встретив отказ в этом требовании, внезапно объявила России войну. Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную родственную НАМ страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди великих держав. МЫ непоколебимо верим, что на защиту Русской Земли дружно и самоотверженно встанут все верные НАШИ подданные. В грозный час испытаний да будут забыты все внутренние распри. Да укрепится еще теснее единение ЦАРЯ с ЕГО народом и да отразит Россия… дерзкий натиск врага. С глубокой верой в правоту НАШЕГО дела и смиренным упованием на Всемогущий Промысел.

Новое время. — 1914. — 21 июля. — С. 1.

ДВУХЛЕТНИЙ ТЯЖЕЛЫЙ ОПЫТ ВОЙНЫ НЕ ПРОШЕЛ ДАРОМ. БАРОН П. Н. ВРАНГЕЛЬ О СОСТОЯНИИ РУССКОЙ АРМИИ К КОНЦУ 1916 г.

После кровопролитных боев лета и осени 1916 года к зиме на большей части фронта операции затихли. Войска укрепляли с обеих сторон занятые ими рубежи, готовились к зимовке, налаживали тылы и пополняли убыль в людях, лошадях и материальной части за истекший боевой период. Двухлетний тяжелый опыт войны не прошел даром: мы многому научились, а дорого обошедшиеся нам недочеты были учтены. Значительное число старших начальников, оказавшихся не подготовленными к ведению боя в современных условиях, вынуждены были оставить свои посты; жизнь выдвинула ряд способных военачальников. Однако протекционизм, свивший себе гнездо во всех отраслях русской жизни, по-прежнему сплошь и рядом выдвигал на командные посты лиц, далеко не достойных. Шаблон, рутина, боязнь нарушить принцип старшинства все еще царили, особенно в высших штабах. Состав армии за два года успел существенно измениться, выбыла большая часть кадровых офицеров и солдат, особенно в пехоте. Новые офицеры ускоренных производств, не получившие воинского воспитания, чуждые военного духа, воспитателями солдат быть не могли.

Они умели столь же красиво, как и кадровое офицерство, умирать за честь родины и родных знамен, но, оторванные от своих занятий и интересов, глубоко чуждых духу армии. С трудом перенося неизбежные лишения боевой жизни, ежеминутную опасность, голод, холод и грязь, они быстро падали духом, тяготились войной и совершенно неспособны были поднять и поддержать дух своих солдат. Солдаты после двух лет войны в значительной массе также были уже не те. Немногие оставшиеся в рядах старые солдаты, несмотря на все перенесенные тягости и лишения, втянулись в условия боевой жизни; но остальная масса, те пополнения, которые беспрерывно вливались в войсковые части, несли с собой совсем иной дух. Состоя в значительной степени из запасных старших сроков, семейных, оторванных от своих хозяйств, успевших забыть пройденную ими когда-то воинскую школу, они неохотно шли на войну, мечтали о возвращении домой, и жаждали мира. Со всем этим армия все еще представляла собой грозную силу, дух ее был все еще силен и дисциплина держалась крепко. Мне неизвестны случаи каких-либо беспорядков или массовых беспорядков в самой армии, и для того, чтобы они стали возможными, должно было быть уничтожено само понятие о власти и дан наглядный пример сверху возможности нарушить связывающую офицеров и солдат присягу.

Воспоминания генерала барона П. Н. Врангеля. — М., 1992. — Ч. 1. — С. 5—7.

ОФИЦЕРСКОЕ СЛОВО ДОЛЖНО ШЕВЕЛИТЬ СОЛДАТСКИЕ СЕРДЦА. ИЗ ПРИКАЗА ГЕНЕРАЛА А. А. БРУСИЛОВА ОТ 23 ИЮЛЯ 1915 г.

Предписываю начальникам всех степеней обратить самое серьезное усиленное внимание на обучение прибывающих пополнений, пользуясь каждым свободным часом. Вместе с обучением нижних чинов их чисто техническим солдатским обязанностям необходимо вести краткие, но частые беседы о цели, смысле и важности их назначения, при этом каждое слово, обращенное к солдату, должно исходить от сердца. Офицерское слово должно шевелить солдатские сердца, и если это будет, то наш солдат пойдет за своим начальником в огонь и воду. Обращаю на это внимание господ офицеров. Господам командирам частей обратить усиленное внимание на занятия с прибывающими в части молодыми офицерами. По возможности следует на первых порах избегать назначать таких офицеров на ответственные должности командиров рот. Молодому офицеру необходимо сначала осмотреться, привыкнуть к тяжелой обстановке боя под руководством более опытных офицеров, тогда он сумеет быть ответственным и распорядительным с укрепившимися нервами начальником, а нижние чины будут ему верить и признавать его авторитет. Предписываю командирам частей обратить внимание на своевременное и, главным образом, справедливое представление к наградам отличившихся нижних чинов. Это весьма серьезная данная, влияющая на психологию солдат, и ею отнюдь нельзя пренебрегать. Представление к наградам, ни в каком случае не должно задерживаться. Обращаю внимание командиров частей на своевременное возвращение больных офицеров в строй. Командир полка и общество офицеров обладают достаточною нравственною силою, чтобы напомнить забывшим свой долг об их обязанностях и заставить их вернуться в часть, тотчас, как только состояние здоровья это им позволит. Наряду с перечисленными факторами обращаю внимание господ войсковых начальников и на справедливость донесений. Нужно помнить, что мы делаем одно общее дело и, скрывая тот или иной случай, мы обманываем только самих себя. Кроме того, никакое управление боем немыслимо, если старший начальник не в состоянии выяснить картину того, что происходит. Безусловно, требую точных и правдивых донесений и предупреждаю, что за отклонение от истины я буду строго карать виновных. Подчиненные гораздо энергичнее, охотнее и правильнее работают, если видят соответствующий пример в своем начальнике и своевременно получают его указания. Обратить внимание на внешний вид частей. Требую, чтобы солдат походил на солдата; командирам частей проявить в этом направлении большую заботливость.

Первая мировая война в жизнеописаниях русских военачальников. — М., 1994. — С. 127—129.

multiurok.ru

Боевые действия России в Первой мировой войне

Первая мировая война началась с наступательной операции русских войск в Восточной Пруссии, успех которой во многом зависел не от готовности солдат жертвовать собой, а от умелого управления армией и стратегической дальнозоркости, коей генерал Ренненкампф не обладал. Операция провалилась. Несмотря на столь печальное начало, война для России не только не была окончена, но и продолжилась с новой силой. Там, где была необходима грубая сила и непоколебимая стойкость всегда были русские солдаты.

Поля Прибалтики, Галиции, Западной Украины, Западной Белоруссии и Польши устланы костьми тех, кто пал в сражениях Первой мировой войны. устланы костьми тех, кто пал в сражениях Первой мировой войны.

Вместе с тем в исторической памяти народа навсегда останется знаменитый Брусиловский прорыв 1916 года, спасший Францию и Италию от полнейшего разгрома, но поставивши русскую армию в весьма плачевное положение. Генералу Брусилову удалось вывести из окружения большую часть солдат и офицеров, но к началу 1917 года дух русской армии был сильно подорван, и причина тому крылась в неумелом и предательском руководстве, стремлении выставить себя в лучшем свете перед союзниками, тогда как никаких поводов для ликования не было.

Россия в этой войне не только не получила заслуженно награды, но и не смотря на победу союзников, не была признана победившей стороной. Первой мировая для России закончилась подписанием Брест-Литовского мирного договора, поставившего под угрозу отношения не только с бывшими врагами, но и с бывшими союзниками.

Военная операция

Содержание и итоги

Восточно-Прусская операция 4(17).08.-2(15).09.1914

Наступательная операция русских войск против 8-й немецкой армии. Ставилась задача овладения Восточной Пруссией. Армии генералов Реннен-кампфа и Самсонова должны были охватить немецкую армейскую группировку с обоих флангов. Неудовлетворительное руководство Северо-Западным фронтом (главнокомандующий гене­рал Я.Г. Жилинский) и бездействие генерала Рен-ненкампфа привели в итоге к поражению.

Некая битва

5(18).08.-Х(21).09.1914

На Юго-Западном фронте были атакованы авст­ро-венгерские войска в Галиции и Польше. Че­тыре армии неприятеля были отброшены за реки Сан и Дунаец. Противнику не удалось навязать России «блицкриг».

Варшавско-Ивангородская операция 15(28).09-26.10 (8.1 D.1914

Войска Юго-Западного и Северо-Западного фронтов остановили наступление Германии и Австро-Венгрии на Ивангород и Варшаву.

Лодзинская опе­рация

29.10(11.11)-11(24).11.1914

Немецкие силы безуспешно пытались окружить русские войска в районе Лодзи, но были отбро­шены.

Саракамышская операция 9(22).12.1914-4(17).01.1915

Кавказская армия разбивает 3-ю турецкую армию генерала Энвер-паши.

Боевые действия 1915 года

Германия переносит акцент на Восточный фронт, дабы вывести Россию из войны, а после этого сосредоточить силы против Англии и Франции. В мае — июне русские войска вынуждены оставить Галицию. Летом в ходе оборонительных операций немцы еще более усилили свои позиции. К концу года они заняли всю Польшу, часть Прибалтики, Западную Украину и Западную Белоруссию.

Нарочская опера­ция 5(18)-16(29).03.1916

Русская армия по просьбе союзников предпри­нимает наступление на северном крыле фронта по направлению к Митаве и Вильно. Наступле­ние захлебнулось, но было существенно облегчено положение французских войск под Верденом.

«Брусиловский прорыв» 22.05(4.06)-31.07(13.08).1916

Русские силы под командованием генерала А.А.Брусилова осуществили мощный прорыв фронта в направлении Луцка и Ковеля, что привело к беспорядочному отступлению австрийцев. В короткий срок была занята Буковина. Австро-Венгрия оказалась в тяжелейшем положении. Срочная переброска на русский фронт немецких сил сыграла на руку Франции, спасла от разгрома Италию.

Эрзерумская опе­рация 28.12.1915 (10.01.1916)-18.02(2.03).1916

Разбита 3-я турецкая армия, взята крепость Эрзе-рум. Англия и Франция гарантируют России контроль над Босфором и Дарданеллами после окон­чания войны (поводом для невыполнения этой гарантии стал сепаратный мир России с Германией, заключенный большевиками).

Трапезундская операция 23.01(5.02)-5(18).04.1916

Взят Трапезунд, турецкая армия отрезана от Стамбула.

Митавская опера­ция 23-29.12.1916(5-11.01.1917)

Тщетная попытка вернуть Митаву. Немецкие силы отразили русский натиск и перешли в контрнаступление.

Рижская операция 19.08(1.09)-24.08(6.09). 1917

В результате германского наступления пришлось оставить Ригу.

3 марта 1918 года в Брест-Литовске подписан сепаратный Брестский мирный договор между Советской Россией и центральноевропейски-ми державами (Германией. Австро-Венгрией) и Турцией. По догово­ру Россия теряет Польшу, Финляндию, Прибалтику, Украину и часть Белоруссии, а также уступает Турции Каре, Ардаган и Батум. В целом потери составляют 1/4 населения, 1/4 обрабатываемых зе­мель, около 3/4 угольной и металлургической промышленности.

histerl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *