Презентация научный стиль речи 11 класс – Презентация к уроку по русскому языку (11 класс): Научный стиль
Презентация на тему: НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
ПЛАН:
1.Понятие научного стиля.
2.Возникновение и развитие научного стиля.
3.Языковые особенности научного стиля:
3.1.лексические;
3.2.морфологические;
3.3.синтаксические.
4.Правила текстовой композиции научного стиля.
Понятие научного стиля.
Научный стиль речи – одна из функциональных разновидностей литературного языка, цель которой – передать объективную научную информацию, доказать её истинность, а также часто новизну и ценность. Тексты этого стиля адресованы читателям или слушателям, подготовленным к восприятию научной информации.
Понятие научного стиля.
которой функционирует научный стиль, — это наука. Научным стилем пользуются при написании и обсуждении проектов, научных отчётов, докладов, статей, монографий, диссертаций… Научный стиль, а точнее — его учебная разновидность, используется также в высших учебных заведениях на лекционных и практических занятиях, в учебниках, дипломных работах и т. п.
Понятие научного стиля.
Научный стиль относится к так
называемым книжным стилям русского языка, используется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов,
таких, как конференции, симпозиумы,
научные семинары, возрастает роль устной научной речи.
Понятие научного стиля
Научная речь всегда подготовлена, будь она в письменной или устной форме. Самая, казалось бы, простая, легко воспринимаемая лекция тщательно готовится преподавателем. И чем легче понимать сложную по содержанию лекцию или статью, тем, следовательно, внимательнее работал над ней автор. Великие учёные неоднократноговорили, что о самых сложных вещах можно
рассказать просто. В этом отразилась общеизвестная истина: “Кто ясно мыслит, тот ясно излагает”.
Требования, предъявляемые к научному стилю.
Во-первых, чтобы понятно объяснить сложное явление, нужна
логичность, чёткая последовательность мысли. Во-вторых,
необходима точность — точные понятия, точные определения. Именно логичность и точность делают научное произведение ясным. Цель научного исследования – не только объяснение каких-либо единичных явлений или фактов действительности, но и выявление того общего, что объединяет его с похожими явлениями или фактами или отличает от них. Поэтому третье требование к научному стилю — обобщённость изложения. Далее, в научных работах всегда говорится о новом: или об абсолютно новом (открытия, изобретения)
или об относительно новом, т.е. новом только, например, для
учащихся (учебники). Чтобы убедить читателя или слушателя в своей правоте, учёный должен быть объективным, поэтому на первое место выдвигается изучаемый предмет, а не личность учёного. Вследствие этого в научных произведениях редко используются слова и выражения, говорящие о чувствах автора. И, наконец, научные книги, статьи, отчёты, как правило, лаконичны (лаконичность – сжатость формы при насыщенности содержания).
Языковые особенности научного стиля:
Одна из самых заметных языковых особенностей научного стиля заключается в употреблении многочисленных терминов. Благодаря быстрому распространению по всему миру достижений науки существует очень много интернациональных терминов, например: анализ, амплитуда,
контакт. В мире действует тенденция к международной
стандартизации языка науки.
В научном стиле широко используют составные термины, т.е. термины, образованные из нескольких слов. Кроме того,
в лексический состав научного стиля входит много сложных
слов, появляющихся из-за стремления их создателей к лаконичности. Часто при образовании терминов используются
особые русские и международные терминологические
элементы, соотносительные по значению, например: дву-/би-, между-/интер-, мелко-/микро- и др.
Языковые особенности научного стиля:
Другая яркая черта лексики научного стиля — широкое
использование абстрактных
существительных, обозначающих состояние, качество, признак, движение, например: удаление, коррекция, кодификация.
Морфологические особенности научного стиля
Специфика употребления имени прилагательного в научной речи заключается в том, что из двух форм
выражения превосходной степени сравнения
предпочитают аналитическую, сложную форму, а именно выражение превосходной степени с помощью вспомогательных слов: наиболее/ самый крупный; самый мелкий; наименее заметный.
В большинстве случаев используются глагольные формы настоящего времени: складывается, преобразовывая.
Синтаксические особенности научного стиля
Синтаксические особенности
научного стиля речи обнаруживаются уже в
словосочетании. Как и в других книжных стилях речи, в научном стиле распространены словосочетания из существительного и глагола,
частично утратившего своё
лексическое значение: оказывать
влияние, производить
studfiles.net
Презентация по русскому языку «Особенности научного стиля речи». Материал для организации повторения и обобщения знаний по стилистике в 10-11 классах
Описание слайда:Возможный вариант ответа: В предложенном отрывке из доклада «Термин как смысловое ядро специального языка» преследуется цель объективного представления точной информации об основной понятийной единице специальной сферы языка — термине, доказательства ее истинности. Безусловно, в нем можно обозначить следующие основные стилевые черты: официальность, точность, конкретность, объективность, подчеркнутая логичность. Данный фрагмент связан с ориентацией читателя или слушателя-профессионала или человека, заинтересованного в получении подобной информации о смысловом ядре специального языка. Выделим языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование текста. На уровне лексики это термины и составные термины-фразеологизмы :терминологическое поле, системность термина; однозначность доминирующих слов; частая повторяемость ключевых слов: термин, норма; отсутствие образных (художественных) средств. На уровне словообразования обращает на себя внимание употребление отглагольных существительных с суффиксами –аний-, -ений-, придающими отвлеченное значение словам: укоренение, требование; существительных с суффиксом -ость- (однозначность, повторяемость, логичность, благозвучность). К морфологическим особенностям фрагмента относятся принцип экономии языковых средств, использование отглагольных существительных, глаголов 3 лица ед. и мн. числа, отсутствие местоимений я, ты, глаголов 1 и 2 лица ед. числа, отсутствие восклицательных частиц и междометий. Синтаксические особенности фрагмента: доминирует прямой порядок слов, преобладают простые предложения, осложненные обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. На основании краткого анализа можно сделать вывод о принадлежности отрывка из доклада «Термин как смысловое ядро специального языка» к научному стилю.
infourok.ru
«Научный стиль речи». Презентация к уроку.
Научный стиль речи — стиль научных сообщений.
Сфера употребления
- Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи.
- Также статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература.
Черты научного стиля:
- Логичность изложения
- Точность
- Отвлеченность и обобщенность
- Объективность
- Терминированность речи
- Лаконичность в выражении мыслей
- Строгая нормированность
Подстили научного стиля
Научный — диссертации, монографии,
- Научный — диссертации, монографии,
- Научный — диссертации, монографии,
статьи научных журналов, инструкции,
ГОСТы, энциклопедии.
- статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии.
- статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии.
Научно-учебный — учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия
Научно-популярный — научные статьи в газетах, научно – популярных журналах, научно – популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией
- Научно-учебный — учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия Научно-популярный — научные статьи в газетах, научно – популярных журналах, научно – популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией
- Научно-учебный — учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия Научно-популярный — научные статьи в газетах, научно – популярных журналах, научно – популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией
Основной тип речи в научном стиле :
- Рассуждение
- Описание
В научном стиле активны союзы, предлоги и предложные сочетания, в роли которых могут выступать полнозначные слова, прежде всего существительные:
при помощи, с помощью,
в соответствии, в качестве,
в результате, по причине,
на основе, в отношении,
в зависимости от…, в меру,
сравнительно с…, в связи с… и др.
Лексические признаки научного стиля речи
- Употребление слов в их прямом значении;
- Отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол;
- Широкое использование абстрактной лексики и терминов.
Термин — это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, — это условный язык науки.
Научный стиль имеет различного рода клише:
заключается в …, представляет собой …,
состоит из …,
применяется для …
и пр.
Морфологические особенности научного стиля речи
- Специфично употребляется в научном стиле глагол .
- Большое распространение в научных текстах имеют краткие страдательные причастия.
- В научной речи чаще, чем в других стилях речи, употребляются краткие прилагательные.
- Своеобразно проявляется в языке науки категория лица ( в научной речи не принято употреблять местоимение 1-го лица ед. ч. Я . Его заменяют местоимением МЫ )
- В научной речи часто встречаются формы множественного числа существительных, которые в других типах речи не встречаются
Синтаксические особенности научного стиля речи
- Предложения более сложные, чем в художественной речи, преобладают неопределенно – личные и безличные предложения;
- Широко используются причастные и деепричастные обороты, служащие средством логического уточнения или выделения того или иного предмета;
- Вводные слова чаще выражают логическую связь между частями текста;
- Преобладает прямой порядок слов;
- Практически отсутствуют обороты разговорной речи
В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию.
Во второй половине этого века благодаря работам М. В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.
multiurok.ru
Презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме: Занятие 3. Общая характеристика стилей речи. Презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛЕКЦИЯ №3 «Общая характеристика металлов 1-3 групп»ЛЕКЦИЯ №3 по химии для 11 класса (профиль)Раздел 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИТема 2 Периодический закон и…
Занятие 3. Таблица «Стили речи. Задания»Заполнить таблицу, используя материалы презерт ации и книги «Практическая стилистика»…
Публицистический стиль (общая характеристика, функции, языковые признаки,жанры)Данная статья будет полезна при повторении темы «Стили речи» в 9 классе. Может быть использована при подготовке к ГИА , написанию текста сжатого изложения публицистического стиля…
Презентация к уроку по русскому языку в 10-11 кл. «Общая характеристика художественного стиля. Тропы и фигуры»Презентация — сопровождение урока организует повторение сведений о стилях языка, об особенностях художественного стиля, тропах и фигурах…
7 класс. Тема 1 «Общие понятия об опасных и ЧС природного характера». Урок 3 «Общая характеристика природных явлений»Данная публикация иллюстрирует третий урок ОБЖ в 7 классе «Опасные и ЧС. Общие понятия и определения» (презентация) по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов …
Цикл логопедических занятий № 3 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»Цикл занятий № 3: «Говорю грамотно» Разработала учитель –логопед Соковых С.В….
Урок русского языка в 5 классе «Типы и стили речи».Презентация.Урок русского языка в 5 классе по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, (2012 год) Часть 1…
nsportal.ru
Презентация — Лексика 10-11 класс
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Захарова Т.А., методист Рязанского института развития образования.
Слайд 2
Текст представляет собой описание. Автор не просто передаёт информацию, но и изображает, создаёт выразительную картину, имеющую эмоциональное воздействие на читателя.
Текст №1
Текст №2
Текст №3
художник изОБРАЖает
создаёт ОБРАЗ
Слайд 3
Цель: познакомиться с художественным стилем речи, узнать его характерные черты и отличия от других функциональных стилей.
Слайд 4
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное. (Ф. Тютчев)
Слайд 5
АБСТРАКТНОЕ
КОНКРЕТНОЕ
ПОНЯТИЕ
ОБРАЗ
Слайд 6
родовое
понятие
видовое
понятие
конкрет-ный
предмет
научный
стиль
художест-венный
стиль
домашнее
животное
кошка
кошка
Мурка
Слайд 7
Научное описание степи Художественное описание степи
Абстрактная, отвлечённая лексика Конкретная лексика, образные слова и выражения
Научный и художественный стили речи
Слайд 8
слово
сознание
чувства, эмоции
образ
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ
Слайд 9
Художественный стиль
Образность
Конкретность
Эмоциональность
Слайд 10
Слайд 11
3. Как выражается авторская оценка изображаемого? 3. Как выражается авторская оценка изображаемого?художественный
публицистический
вымысел
документальность
автор ≠ рассказчик
автор = рассказчик
1. О вымышленной или достоверной (документальной истории идёт речь в тексте?
2. Как соотносятся друг с другом такие понятия, как «автор» и рассказчик»?
отсутствуют прямые
авторские оценки
прямо,
непосредственно
эстетическая
сообщение и оценка,
убеждение
4. Какова функция текста?
Слайд 12
художественность
документальность
Эстетическая функция
образ
мысль
Слайд 13
ПУБЛИЦИСТИКА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ЛИТЕРАТУРА
рассказчик =
автор =
журналист
писатель
создаёт образ автора,
рассказчика
Слайд 14
ОЦЕНОЧНОСТЬ
ОБРАЗНОСТЬ
Сообщить и оценить, убедить
Изобразить,
вызвать
эмоциональный
отклик
Слайд 15
Художественный стиль
1-много
официальная
обстановка
Ситуация общения Ситуация общения Ситуация общения
где с кем зачем
изобразить,
эмоционально
воздействовать
Слайд 16
рассказ
очерк
реферат
заметка
репортаж
фельетон
роман
повесть
поэма
стихотворение
рассказ
очерк
реферат
заметка
репортаж
фельетон
роман
повесть
поэма
стихотворение
монография
научный
публицистический
художественный
Слайд 17
http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900391698.jpg оратор
http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900437845.jpg шар
http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900437673.jpg дерево
http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900441793.jpg дерево
http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900088760.jpg футболист
http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900440203.jpg футболист
http://images04.olx.ru/ui/2/73/30/33257330_1.jpg рама
http://s001.radikal.ru/i195/1106/a6/2f87e3b7609f.jpg река
http://brins11.narod.ru/k1230.jpg кошка
http://i021.radikal.ru/0806/6a/10a67ca416c6.png весы
http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MH900305397.jpg рука
Интернет-ресурсы
lusana.ru
Презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме: Презентация к уроку русского языка в 11 классе «Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности»
Слайд 1
Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности. 1.Обобщение и углубление знаний по теме «Публицистический стиль речи» 2.Работа с лексическими и синтаксическими особенностями текста публицистического стиля 3. Развитие умений анализировать текст и видеть характерные особенности реализации авторского замысла. 4. Подготовка к выполнению заданий ЕГЭСлайд 2
Задания ЕГЭ А29 – Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста А30 – Стили и функционально-смысловые типы речи. Умение определять стиль речи В8 – Анализ средств выразительности С – Сочинение по прочитанному тексту
Слайд 3
Стиль — фр. stele – гр. stylos – палочка (для письма у древних греков) Совокупность основных идейно-художественных особенностей, отличительных черт , проявляющихся в творчестве писателя, художника, скульптора, архитектора, композитора и т.д. Слог писателя (авторский стиль) Прием, способ, метод работы
Слайд 4
Publicus ( лат.)- «общественный, государственный» Публицистика -общественно-политическая литература на современные, актуальные темы Публицист –автор произведений на общественно-политические темы Публика -1)посетители, зрители, слушатели 2)люди, народ
Слайд 5
Цель публицистического стиля- Информирование , передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Слайд 6
Что делает публицист ? Информирует (о чем?) Воздействует ( на что?) Убеждает ( в чем?) Внушает (что?) Побуждает (к чему?)
Слайд 7
Сфера употребления публицистического стиля — Общественно-экономические политические культурные отношения.
Слайд 8
Жанры публицистики Статья в газете, журнале Очерк (путевой, портретный, проблемный) Репортаж Интервью Фельетон Ораторская речь Судебная речь Выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад, дискуссия
Слайд 9
Характерные черты публицистического стиля Логичность Образность Эмоциональность Оценочность Призывность Общедоступность Достоверность Точность Конкретность Обоснованность
Слайд 10
Публицистический текст строится как научное рассуждение: 1)выдвигается важная общественная проблема 2)анализируются пути ее решения 3)делаются обобщения и выводы Строгая логическая последовательность Используется общенаучная терминология
Слайд 11
Вам вопрос: Какие черты сближают публицистический стиль с научным ?
Слайд 12
Ответ: Текст публицистического стиля строится как научное рассуждение (тезис –доказательства -вывод) Используется общенаучная терминология Достоверность Точность Конкретность Обоснованность
Слайд 13
Вам вопрос : Что общего у публицистического стиля с художественным ?
Слайд 14
Ответ: В тексте публицистического стиля используются средства художественной выразительности , присущие художественному стилю речи Образность с целью усиления воздействия на разум и чувства Эмоциональность, страстность Использование разговорных, просторечных слов и оборотов Использование фразеологизмов
Слайд 15
Лексические особенности публицистического стиля Общественно-политическая лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры Слова из области психологии, обозначающие внутреннее состояние человека Слова с приставками а-, анти-, де-, меж-. раз(с)- Слова с суффиксами — и(я), — ци(я), — изаци(я), — изм, — ист Слова с корнями, близкими по значению к приставкам: все- , обще- , сверх- ,
Слайд 16
Эмоциональные средства выразительности публицистического стиля Эпитеты Сравнения Метафоры Риторические вопросы Обращения Лексические повторы Градация Гиперболы Фразеологизмы Пословицы и поговорки Разговорные обороты речи и просторечия Использование литературных образов, цитат, ссылок на авторов Языковых средств юмора, сатиры, иронии
Слайд 17
Синтаксические особенности публицистического стиля Вопросительные предложения Восклицательные предложения Вводные слова и предложения Обратный порядок слов в предложениях (инверсия) Синтаксический параллелизм предложений Построение по законам градации предложений с однородными членами Использование причастных и деепричастных оборотов Существительные в Р.п.в роли несогласованного определения (голос мира) В роли сказуемого глаголы в повелительном наклонении или возвратные Однородные члены Сложные синтаксические конструкции
Слайд 18
Основные проблемы текста: В погоне за престижем мы теряем основу образования — обычные школы. Школе недостает стабильности. Школа не должна забывать о «вековых исторических традициях и богатейшем национальном опыте». Регионализация образования ведет к разрушению единого образовательного пространства. Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия. соборности.
Слайд 19
Художественно- изобразительные средства – В8 7-риторический вопрос -не требует ответа, он нужен автору, чтобы привлечь внимание читателя к определенному предмету. 1-развернутая метафора –неожиданное, иносказательное значение, которое используется в качестве переноса с одного понятия на другое на основании условного сходства (скрытое сравнение) 8-эпитет –образное, необычное определение 4-градация –употребление подряд нескольких однородных членов(синонимичных чаще) для усиления или ослабления значения предыдущего.
Слайд 20
Художественно-изобразительные средства-В8 7- Риторический вопрос — предложение 16 1- Развернутая метафора — «Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности». 8- Эпитеты — « вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт» 4- Градация — предложения 9, 11.
Слайд 21
Краткий ответ на вопрос: В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?
nsportal.ru
Презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему: Презентация к уроку русского языка в 11 классе «Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности»
Слайд 1
Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности. 1.Обобщение и углубление знаний по теме «Публицистический стиль речи» 2.Работа с лексическими и синтаксическими особенностями текста публицистического стиля 3. Развитие умений анализировать текст и видеть характерные особенности реализации авторского замысла. 4. Подготовка к выполнению заданий ЕГЭСлайд 2
Задания ЕГЭ А29 – Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста А30 – Стили и функционально-смысловые типы речи. Умение определять стиль речи В8 – Анализ средств выразительности С – Сочинение по прочитанному тексту
Слайд 3
Стиль — фр. stele – гр. stylos – палочка (для письма у древних греков) Совокупность основных идейно-художественных особенностей, отличительных черт , проявляющихся в творчестве писателя, художника, скульптора, архитектора, композитора и т.д. Слог писателя (авторский стиль) Прием, способ, метод работы
Слайд 4
Publicus ( лат.)- «общественный, государственный» Публицистика -общественно-политическая литература на современные, актуальные темы Публицист –автор произведений на общественно-политические темы Публика -1)посетители, зрители, слушатели 2)люди, народ
Слайд 5
Цель публицистического стиля- Информирование , передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Слайд 6
Что делает публицист ? Информирует (о чем?) Воздействует ( на что?) Убеждает ( в чем?) Внушает (что?) Побуждает (к чему?)
Слайд 7
Сфера употребления публицистического стиля — Общественно-экономические политические культурные отношения.
Слайд 8
Жанры публицистики Статья в газете, журнале Очерк (путевой, портретный, проблемный) Репортаж Интервью Фельетон Ораторская речь Судебная речь Выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад, дискуссия
Слайд 9
Характерные черты публицистического стиля Логичность Образность Эмоциональность Оценочность Призывность Общедоступность Достоверность Точность Конкретность Обоснованность
Слайд 10
Публицистический текст строится как научное рассуждение: 1)выдвигается важная общественная проблема 2)анализируются пути ее решения 3)делаются обобщения и выводы Строгая логическая последовательность Используется общенаучная терминология
Слайд 11
Вам вопрос: Какие черты сближают публицистический стиль с научным ?
Слайд 12
Ответ: Текст публицистического стиля строится как научное рассуждение (тезис –доказательства -вывод) Используется общенаучная терминология Достоверность Точность Конкретность Обоснованность
Слайд 13
Вам вопрос : Что общего у публицистического стиля с художественным ?
Слайд 14
Ответ: В тексте публицистического стиля используются средства художественной выразительности , присущие художественному стилю речи Образность с целью усиления воздействия на разум и чувства Эмоциональность, страстность Использование разговорных, просторечных слов и оборотов Использование фразеологизмов
Слайд 15
Лексические особенности публицистического стиля Общественно-политическая лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры Слова из области психологии, обозначающие внутреннее состояние человека Слова с приставками а-, анти-, де-, меж-. раз(с)- Слова с суффиксами — и(я), — ци(я), — изаци(я), — изм, — ист Слова с корнями, близкими по значению к приставкам: все- , обще- , сверх- ,
Слайд 16
Эмоциональные средства выразительности публицистического стиля Эпитеты Сравнения Метафоры Риторические вопросы Обращения Лексические повторы Градация Гиперболы Фразеологизмы Пословицы и поговорки Разговорные обороты речи и просторечия Использование литературных образов, цитат, ссылок на авторов Языковых средств юмора, сатиры, иронии
Слайд 17
Синтаксические особенности публицистического стиля Вопросительные предложения Восклицательные предложения Вводные слова и предложения Обратный порядок слов в предложениях (инверсия) Синтаксический параллелизм предложений Построение по законам градации предложений с однородными членами Использование причастных и деепричастных оборотов Существительные в Р.п.в роли несогласованного определения (голос мира) В роли сказуемого глаголы в повелительном наклонении или возвратные Однородные члены Сложные синтаксические конструкции
Слайд 18
Основные проблемы текста: В погоне за престижем мы теряем основу образования — обычные школы. Школе недостает стабильности. Школа не должна забывать о «вековых исторических традициях и богатейшем национальном опыте». Регионализация образования ведет к разрушению единого образовательного пространства. Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия. соборности.
Слайд 19
Художественно- изобразительные средства – В8 7-риторический вопрос -не требует ответа, он нужен автору, чтобы привлечь внимание читателя к определенному предмету. 1-развернутая метафора –неожиданное, иносказательное значение, которое используется в качестве переноса с одного понятия на другое на основании условного сходства (скрытое сравнение) 8-эпитет –образное, необычное определение 4-градация –употребление подряд нескольких однородных членов(синонимичных чаще) для усиления или ослабления значения предыдущего.
Слайд 20
Художественно-изобразительные средства-В8 7- Риторический вопрос — предложение 16 1- Развернутая метафора — «Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности». 8- Эпитеты — « вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт» 4- Градация — предложения 9, 11.
Слайд 21
Краткий ответ на вопрос: В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?
nsportal.ru