cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Поурочные разработки по окружающему миру 1 класс перспектива – «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. К УМК «Перспектива». ФГОС»

Содержание

Т. Н. МАКСИМОВА ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» К УМК «Перспектива» авторов А.А. Плешакова и др. (М.: Просвещение) 1 класс

Классный час «В гостях у светофора»

МБОУ «Гредякинская основная общеобразовательная школа» Красногвардейского района Классный час «В гостях у светофора» Составил: учитель начальных классов Веснина В.Н. 2012 год Классный час «В гостях у светофора»

Подробнее

Правила дорожного движения

Правила дорожного движения. 1 Переходя любую дорогу, необходимо посмотреть сначала налево, потом направо. Ребенок должен знать, что даже если машин не видно, но на светофоре горит красный сигнал, идти

Подробнее

Ведущий: Задание 1 «ВОПРОС-ОТВЕТ»

Ведущий: Нас солнца луч смешит и дразнит, Нам нынче весело с утра; Сегодня здесь веселый праздник, И главный гость на нем игра. Она наш друг, большой и умный, Не даст скучать и унывать, Затеет спор, веселый,

Подробнее

Дорожные ловушки в картинках

Дорожные ловушки в картинках О дорожных «ловушках». Многие считают, что несчастье на дорогах — случайность — и уберечься от нее невозможно. Это неверно! Несчастье на дорогах — случайность кажущаяся. Не

Подробнее

Урок безопасности дорожного движения

Урок безопасности дорожного движения Цели: Задачи: проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах; воспитывать у учащихся культуру поведения. Углублять знания учащихся о правилах

Подробнее

Математика 1 класс. Числа 1, 2, 3

Математика 1 класс. Числа 1, 2, 3 Урок «Числа 1, 2, 3» является уроком изучения нового материала. Данная разработка предлагает организовать учебную деятельность на данном уроке в соответствии с особенностями

Подробнее

Тема: «Трёхзначные числа»

Тема: «Трёхзначные числа» Автор: Хохлова Ирина Борисовна, учитель начальных классов МОУ «Гимназия 166 г.новоалтайска Алтайского края» Новоалтайск 2010 Тема: Трёхзначные числа. 2 класс Тип урока: урок введения

Подробнее

«ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ ПО УЛИЦЕ И ДОРОГЕ»

Классный час «ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ ПО УЛИЦЕ И ДОРОГЕ» Учитель: Верхогляд Л.И Цели: закрепить знания и навыки движений учащихся на улицах и дорогах; ознакомить учащихся с правилами правостороннего движения

Подробнее

«Наш друг — светофорик»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 4 городского округа город Волгореченск Костромской области» Конспект тематического занятия по ознакомлению с правилами дорожного движения

Подробнее

«В стране дорожных знаков»

«В стране дорожных знаков» Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения. Образовательные задачи:

Подробнее

«Азбука дорожного движения»

«Азбука дорожного движения» (подготовительная группа) Муз.руководитель: Таранова И.В. Цель: закрепление у детей основ безопасного поведения на дороге, знаний правил дорожного движения. Оборудование: 2

Подробнее

«Путешествие со Светофорчиком»

Государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 115 Невского района города Санкт- Петербурга «Путешествие со Светофорчиком» (сценарий развлечения Для подготовительной

Подробнее

«Безопасность на дороге»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7 х. Джумайловка Конспект занятия по теме: «Безопасность на дороге» Воспитатель Пьянкова Т. И. Подготовительная группа 2014 г.

Подробнее

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока Предмет Окружающий мир Класс 3 Тема урока «Дорожные знаки. Группы дорожных знаков» Цель познакомить детей с дорожными знаками и их классификацией Задачи Предметные Метапредметные

Подробнее

Подготовила: О.Ю. Медведева

ТОГБОУ «Моршанская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования» Подготовила: О.Ю. Медведева Цели: проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах; правил

Подробнее

3. Пешеходный переход

Дорожное движение сейчас невозможно представить без светофора, но даже самые современные системы светофорного регулирования иногда не в состоянии справиться с управлением движением. Тогда возникает необходимость

Подробнее

БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Предупреждающие знаки: Железнодорожный переезд без шлагбаума «Дорожные работы» «Прочие опасности» «Падение камней» Участок дороги, на котором имеются Участок дороги,

Подробнее

ПРОВЕРЬ СЕБЯ порт. Нельзя выходить на дорогу, потому что может задеть проезжающая мимо машина. Задание i. Правильный ответ: 2. Улицу нужно переходить, когда загорается зеленый сигнал, строго по пешеходному

Подробнее

Урок дорожной грамоты

Цели: Урок дорожной грамоты — адаптация детей в социуме; — формирование умения понимать сигналы светофора; — заинтересовать и привлечь внимание детей к изучению ПДД; — обогащение словаря. Задачи: развивать

Подробнее

docplayer.ru

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. К УМК «Перспектива». ФГОС

Максимова Т.Н.

есть в наличии

Аннотация

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 1 класса общеобразовательных учреждений к УМК А.А. Плешакова и соавт. системы «Перспектива», соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. В книге учитель найдет все необходимые для подготовки к уроку и его проведения материалы: тематическое планирование курса, подробные конспекты занятий, кроссворды, загадки, тесты, рекомендации по работе над проектами. Издание адресовано учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, воспитателям групп продленного дня, студентам педагогических вузов и колледжей.

Дополнительная информация
Регион (Город/Страна где издана): Москва
Год публикации: 2018
Дополнительный тираж: Да
Страниц: 368
Формат: 84×108/32
Ширина издания: 130
Высота издания: 200
Возраст от: 6+
Полный список лиц указанных в издании:
Максимова Т.Н.

www.dkmg.ru

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. и др. Уроки по окружающему миру. 1 класс

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. и др. Уроки по окружающему миру. 1 класс

Доступные файлы (2):

n2.doc

Российская академия наук
Российская академия образования
Издательство «Просвещение»

А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян

УРОКИ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
1 класс

Пособие для учителя


ВВЕДЕНИЕ 4

Часть 1 9

Раздел «Мы и наш мир» 9

Раздел «Наш класс» 31

Раздел «Наш дом и семья» 64

Часть 2 96

Раздел «Город и село» 96

Раздел «Родная страна» 127

Раздел «Человек и окружающий мир» 144

ВВЕДЕНИЕ


Вниманию учителя предлагается методическое пособие по курсу «Окружающий мир» в линии учебно-методических комплектов «Перспектива» (серия «Академический школьный учебник»). Особенность данного курса состоит в том, что он реализует культурологический подход к созданию картины окружающего мира в восприятии ребенка, гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Благодаря этому, по замыслу авторов, курс должен послужить содержательной основой для интеграции всех дисциплин начальной школы; явиться смысловым стержнем для построения целостного процесса обучения и воспитания младших школьников в первую и вторую половину дня; дать объединяющее ценностное начало для взаимодействия школы с родителями, педагогами дополнительного образования, работниками учреждений культуры.

Курс 1 класса занимает особое место в реализации программы, так как он призван обеспечить эффективность продолжительной работы в последующие годы по намеченным выше направлениям. Именно в 1 классе объемно и предметно раскрывается структура понятия окружающий мир в единстве трех его составляющих: природа, культура и человек как культуросозидающий субъект. Эти три составляющие последовательно рассматриваются на разных социокультурных уровнях общества, благодаря чему вводятся ведущие содержательные аспекты курса и определяются главные педагогические подходы к освоению предмета — коммуникативно-деятельностный, культурно-исторический, духовно-ориентированный. Так решаются общие задачи курса: формирование у детей современной картины мира с позиции экологической этики; воспитание любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу (селу), своему Отечеству; развитие стремления к познанию окружающего мира и себя самого, своего внутреннего мира; расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких как норма, ценность, идеал. Одновременно с помощью средств учебного предмета решаются общие задачи начальной школы: развитие у ребенка познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, положительных личностных качеств, формирование целого комплекса ключевых компетентностей — коммуникативной, информационной, социальной, нравственной и др. Специально в описании урока общие задачи не указываются.

В пособии представлены разработки всех уроков для 1 класса начальной школы. Обращаем внимание на то, что все темы учебника раскрыты в шестидесяти уроках. Оставшиеся 6 часов учебного времени — это ресурс для учителя. Он по своему усмотрению любую тему может распределить на два урока, в том числе и построить один из них целиком на основе национально-регионального компонента, провести экскурсию. Необходимо отметить, что наряду с разработками данного пособия возможно использование учителем собственных вариантов занятий.

Описание каждого урока начинается с рубрики, определяющей специфические задачи каждого урока применительно к его конкретному содержанию и видам деятельности, которые связаны с тем или иным компонентом окружающего мира — природы, культуры или феномена человека. Это распознавание природных и культурных объектов и их практическое исследование; моделирование объектов и явлений окружающего мира; эколого-этическая и духовно-нравственная деятельность, направленная на освоение культуры эмоционально-положительного отношения к миру природы и людей.

Вторая рубрика описания характеризует планируемые достижения учащихся. Она поможет учителю выявить наиболее важное направление в его работе и работе детей, покажет уровень требований к результатам урока.

Третья рубрика содержит описание оборудования, необходимого для проведения урока. В перечне не называется оборудование, которое постоянно присутствует на уроке: учебник, рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры. Это же касается кукол Мальчика и Девочки, которым при первой же встрече следует вместе с детьми выбрать имена, ориентируясь на традиционный именослов, характерный для народов вашего края. Таким же постоянным предметом-персонажем является и волшебный клубочек, который помогает учителю в создании положительной эмоциональной атмосферы на уроке, используется для организации временных детских групп при выполнении творческих коллективных заданий. С помощью волшебного клубочка проводится жеребьевка при распределении форм и видов учебной деятельности среди учащихся, успешно разрешаются возникающие конфликты и т. п. Таким образом корректируется качество общения детей.

Следует отметить, что впрямую диалогические ситуации с игровыми персонажами разработаны для уроков, построенных на материале блока «Культура». Материал блока «Природа» лучше знаком педагогам, поэтому и уроки разработаны в классическом варианте, что дает учителю возможность самостоятельно вводить игровые элементы с использованием по своему усмотрению постоянных персонажей-помощников.

В рубрике «Предварительная работа» кратко описывается та работа, которая должна быть выполнена заранее самим учителем либо учителем с помощью родителей или вместе с детьми.

Самая развернутая рубрика в пособии — описание хода урока. Проблемную ситуацию на уроке учитель чаще всего задает в театрализованной, игровой форме от лица кукол Мальчика и Девочки, которые ведут диалог между собой, вступают в беседу с учителем и детьми, ставят перед ними проблемные вопросы, на которые дети сами ищут ответы. Это определяет сочетание проблемно-поискового и коммуникативно-деятельностного подходов, которые лежат в основе методики обучения по данному курсу.

Особое внимание учителя следует обратить на практические работы с природными и культурными объектами. Дети практическими методами исследуют окружающий мир, используя все органы чувств. Большое место занимают и практические работы с атласом-определителем. Это деятельность по распознаванию природных объектов и усвоению названий деревьев, цветов, насекомых. На практическую работу направлено и использование материалов Приложения в учебнике и рабочих тетрадях. Творческие задания в этих пособиях позволяют придать процессу познания личностную значимость, индивидуальные черты, эмоционально-ценностную окрашенность.

Кроме того, учителю предлагается обилие различных литературных, музыкальных, изобразительных материалов, что также поможет обеспечить образное, запоминающееся ребенку раскрытие учебного материала. Важную роль для решения этой задачи играет сочетание вербального и иллюстративного рядов в учебнике и рабочих тетрадях. Репродукции произведений отечественной живописи дают хороший материал для развития речи в форме устных сочинений по картине. Словесные тексты следует использовать в качестве средства дифференциации обучения и более прочного овладения навыком чтения, побуждая первоклассников постепенно переходить от чтения заголовков, отдельных слов, предложений к чтению целого учебного текста.

Эффективность урока во многом зависит от форм организации обучения. Значительное внимание уделяется работе в группах и парах. Важное значение имеет коллективное решение проблемных ситуаций и вопросов. Наряду с этим необходимо предусматривать и индивидуальные задания, которые даются в соответствии с интересами и способностями детей. Смена видов деятельности на уроке также активизирует восприятие первоклассников и способствует их успешному обучению.

Особое внимание следует обратить на рубрику «Национально-региональный компонент». Она дает учителю конкретные ориентиры в системном отборе материала природы и культуры своего края для целенаправленного включения его в содержание того или иного урока. Это неисчерпаемый ресурс для педагогического творчества учителя, для повышения заинтересованности детей в открытии чудес мира природы и культуры в ближайшем окружении, для творческого взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования и культуры. Для уроков блока «Природа» учитель подбирает региональный материал по своему усмотрению.

Рубрика «Физкультминутки» помогает учителю организовать активный отдых первоклассников таким образом, чтобы он тематически был связан с их работой на уроке. Дети с радостью и готовностью включаются в такую игру, а затем после передышки естественно возвращаются к учебной деятельности. Учитель по своему усмотрению вводит физкультминутки в ход занятия. Особенно понравившиеся детям рекреационные игры можно использовать и на других уроках.

Рубрика «Рекомендации для занятий в семье» дает предметное основание для сотрудничества детей и взрослых в процессе творческого познания и освоения ребенком окружающего мира. Она вовлекает взрослых в учебную деятельность ребенка так, чтобы углубить и укрепить их взаимные эмоциональные и духовные связи и тем самым способствовать плодотворному развитию и воспитанию ребенка.

Деятельность учителя в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» непосредственно вытекает из содержания курса «Окружающий мир» и опирается на ценностно-смысловой потенциал отечественной культуры. Рассмотрим более подробно особенности этой работы.

Блок внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника»

Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю. Рассмотрим цели, задачи, механизмы и принципы работы педагогов в этом направлении.

Цели: духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников; развитие эстетического восприятия окружающего мира и гармонического мироощущения через систему уроков и занятий дополнительного образования во второй половине дня.

Задачи. За годы обучения в начальной школе у каждого ребенка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Одни из основных задач — сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.

Механизмы реализации задач блока «За страницами учебника»:

1. Классные часы по духовно-нравственному воспитанию.

2. Факультативы (по выбору) «Введение в народоведение», «Экология для младших школьников», «Планета загадок», «Твоя Вселенная», изучение природы и культуры региона и др.

3. Направления дополнительного образования (музыкальная школа, хореография, театральная студия и др.).

4. Семейный клуб.

5. Семейные праздники.

6. Посещение филармонии, театров, музеев и других учреждений культуры.

7. Экскурсии.

8. Кодекс чести класса.

Принципы:

— принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребенка;

— принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;

— принцип признания права ребенка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;

— принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьей, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребенка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;

— принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;

— принцип ценностного подхода.

Роль праздников в жизни класса велика, поэтому о них следует сказать особо. Они вносят в учебный процесс элементы игры, придают школьной жизни дополнительные краски, делают ее более радостной, что особенно важно для младших школьников. Так как одним из важных направлений в воспитательной работе является семейное воспитание, то все праздники класса проходят как семейные встречи и заканчиваются чаепитием. Заранее во время подготовки ребята знакомятся с содержанием праздника, а уже на семейном вечере это содержание раскрывается в стихах, песнях, сценках. При этом родители принимают активное участие в подготовке и проведении праздника, они разыгрывают роли в театральных постановках, оформляют декорации, поют песни и т. п.

Одной из основных задач семейного воспитания класса является формирование семейного клуба. Элементами его может стать родительский хор, творческие мастерские (ручной мужской и женский труд, театр), когда в группу продленного дня приходят заниматься с детьми их родители; просветительский лекторий для родителей (встречи с психологом, священником, интересными людьми). Большую роль в семейном воспитании класса играют совместные с родителями поездки и экскурсии, география которых в последующие годы будет постоянно расширяться.

Все эти мероприятия необходимы для взаимодействия с родителями в духе «осознанного родительства».

1 класс.

Тема года: «Открытие мира в кругу верных друзей»

В 1 классе основное внимание необходимо уделять развитию дружеских и добросердечных отношений, ведь дети только начинают входить в новый для них школьный мир с его требованиями и сложными для малышей правилами. Адаптация к школе часто бывает болезненной и ведет к появлению неуверенности в себе, излишней застенчивости. Нервные перегрузки могут стать причиной отклонения в поведении — агрессивности, повышенной возбудимости, озлобленности. Чтобы избежать этих трудностей, необходимо создать в классе такую атмосферу, в которой дети чувствовали бы себя уверенно и защищенно. Поэтому название темы года — «Открытие мира в кругу верных друзей» — представляется достаточно емким. В течение учебного года первоклассники будут не только осваивать азы курса «Окружающий мир», но и учиться азам дружбы. Эта наука не менее сложная, чем любая другая. Она требует отзывчивости, чуткости, ответственного отношения, самоотверженности. Ребятам предстоит узнать, что такое верность, долг, обязательность. Они уже сталкиваются с негативными качествами и поступками своих одноклассников. Но, соприкасаясь со светлыми и темными сторонами характера людей, дети постепенно расширяют свой жизненный опыт и представления о добре и зле. В этом им помогут как реальные примеры из повседневной жизни, так и опыт, полученный из книг и фильмов. Огромное место в воспитании дружбы и чувства долга играет введение кодекса чести класса, который далее будет подробно рассмотрен в данном пособии.

Отталкиваясь от житейских проблем, волнующих ребят, необходимо, однако, по возможности переводить разговор на более возвышенные темы: о героях — защитниках Родины, их смелости, стойкости и верности долгу; о том, что воины, которые жили много лет назад, отстаивали не только свободу нашего государства, но и нашу личную свободу. Былинные богатыри и солдаты Великой Отечественной войны равно достойны уважения и восхищения. Познакомившись с их подвигами, ребята поймут, что этих сказочных и исторических героев можно также включить в круг своих друзей. Их имена и подвиги знать необходимо, чтобы научиться отличать истинную храбрость от показной бравады, честность от изворотливости, верность долгу от пустого упрямства. Внимание можно уделить и знакомству детей со святыми, которые являются нашими невидимыми заступниками и помощниками в добрых делах. Детям важно помнить о тех святых, имена которых они носят. Это поможет им задуматься о том, как вести себя, чтобы быть достойными этих имен.

В круг друзей ребята могут включить и литературных героев. Учитель может использовать их «авторитет» для обсуждения каких-либо проблемных ситуаций и объяснения плохого и хорошего в жизни.

Наблюдая за отношениями детей в классе, необходимо корректировать их поведение при возникновении конфликтов и личностного неприятия. В этом случае важно давать конфликтующим ученикам общие задания, объединять их в пары в урочной и в неурочной деятельности. Для сплочения класса необходимы коллективные задания.

Одновременно ребят нужно знакомить с правилами этикета, прививать им хорошие манеры. С некоторыми важными правилами дети 6—7 лет уже знакомы, однако они еще не научились понимать их важность для жизни в обществе. Среди наиболее значимых для этого возраста можно назвать формы обращения к старшим и сверстникам, правила поведения в школе и классе, дома и в гостях, за столом, на улице, в транспорте, при посещении музеев, театров, заповедников.

Таково общее содержание работы за страницами учебника в 1 классе. Однако оно будет конкретизировано в соответствии с разделами учебника «Окружающий мир».

perviydoc.ru

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: разработка открытого урока окружающего мира по программе «Перспектива» для 1 класса.

Россия — наша Родина.

Конспект открытого урока по окружающему миру

в 1 классе по УМК «Перспектива».

Учитель:  Яблонская О.А.

Цели: формировать у детей представление о том, чем является для человека Родина; воспитывать патриотический дух школьника; прививать чувство гордости за страну, в которой живёшь.

Задачи урока: представить детям образ Родины как великой духовной ценности; познакомить с Государственными символами России – гербом, гимном; формировать первоначальные представления о географической карте и глобусе.

Планируемые достижения учащихся: уметь приблизительно определять место своего города (села) на карте России; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн.

Оборудование. У учителя –государственная символика России, запись Государственного гимна, магнитофон; видео материал, телевизор; карта России с отмеченными на прежних занятиях городами, глобус . У учащихся –цветные карандаши, клей, ножницы.

Ход урока.

  1. Учитель читает стихотворение Е.Карасёва:

***

Я родной вдыхаю ветер

И гляжу на мир влюблено,

Каждой птице, каждой ветке

Удивляюсь, как ребёнок

В одинокую росинку

Стоит мне едва вглядеться-

Я увижу всю Россию

И в полях родное детство.

О, земля! С тобой я вечен,

Напоён твоею силой.

Ты меня хорошим встречам

Удивляться научила.

Понравилось вам стихотворение? Как вы думаете, о чём оно? Можем ли мы сказать, что это стихотворение о Родине? Какие близкие по значению слова мы можем назвать? (Родина- родная, родимая).

-А теперь давайте подумаем , какая бывает Родина. С чего она начинается?

— Представьте себе, что живёт семья. Мама, папа, дети. (желающие мальчик и девочка выходят к доске. Назвать имена .). Представьте, что дети ещё очень маленькие. Они не ходят ни в детский сад, ни в школу. (на экране слайд с изображением совсем маленького ребёнка).

-Что для этих малышей будет родной стороной? (Семья.)  

Когда дети вместе с мамой и папой, вместе с родными, то тогда им весело, хорошо, спокойно. Вспомните, что самое важное в семье для всех. ( Любовь, уважение друг к другу, взаимное понимание и помощь.) И когда всё это есть, то на душе у нас – весна.  

-Что узнаёт ребёнок в семье? Чему учится? (Говорить — родной речи, узнаёт родные сказки, слышит родные песни). Всему родному человек учится от родных людей . Значит, самой первой родной стороной, Родиной, человеку приходится родная семья.

-Но вот человечек подрастает. Он уже много гуляет, часто далеко от дома (конечно, тоже с родными), и узнаёт те места где живёт его семья. Он узнаёт родную улицу, район, а потом и родной город или село, где ему довелось родиться и жить.

— Для нас с вами какой город родной? Найдите его на карте. (К доске выходит один ученик и отмечает флажком на карте). Остальные ребята найдут его на карте в учебнике на с. 42-43 и в рабочей тетради на с. 30-31.

-В нашем классе есть дети , которые родились в других городах. (дети называют и отмечают на карте эти города).

А что же дальше случается с ребёнком? Он подрастает, становится умнее и самостоятельнее- таким, как вы.( на экране слайды). И узнаёт, что кроме его родного города или села, существуют другие города.

Человек начинает путешествовать.

-Как можно попасть в другой город или деревню? (с помощью чего). ( поезд, самолёт).  

Но прежде, чем человек отправится в путешествие, он должен познакомиться с некоторыми правила путешественника.

-Откроем рабочую тетрадь ОБЖ на стр. 56. Раздел «Родная страна. Мы – путешественники.» (читает ученик). Задание на стр. 57 читает учитель. Дети самостоятельно закрашивают круги.  –Давайте проверим к кому мы можем обратиться за помощью.

Задание 2. Как нужно вести себя на вокзале? (дети отвечают).

          -Ребята, я заранее подготовила для вас небольшой перечень тех правил, которые могут пригодиться путешественникам. Я надеюсь, что они вам помогут, когда вы куда-нибудь поедете. Сейчас вы их вклеете в свои рабочие тетради по ОБЖ.

Как нужно вести себя на вокзале.

— не отставай от группы, от родных;

— отходи от группы только в сопровождении взрослых, с которыми ты едешь;

— не разговаривай с посторонними людьми , не ходи никуда с ними, не бери ничего у них;

-не доверяй свои вещи посторонним;

— не выходи на платформу без взрослых;

-не подходи к краю платформы;

-не ходи по железнодорожным путям;

-переходи железную дорогу по специальным переходам.

       -А теперь представим, что мы летим на самолёте.    

 Физкультминутка.

-Ребята, а теперь давайте вспомним, какие города вы уже узнали из курса «Окружающий мир».

-Сейчас дети каждого ряда будут выходить и обозначать запомнившийся город  на карте, а остальные будут их находить в учебнике на стр.42-43 и в рабочих тетрадях на стр.30-32. Какой же ряд больше вспомнит городов.

-Ребята, раз эти города вам запомнились, значит, они тоже ваша родная сторона. А можем ли мы назвать жителей этих городов нашими земляками?  (Да, они наши соседи по родной земле, родной стороне, родные по земле нашей общей страны).

-Кто знает, как называется наша родная земля, наша общая родная сторона, всех жителей которой мы можем назвать земляками. (Россия.) Давайте прочитаем название темы из учебника на стр.42 и заключительный абзац на стр.43 : «Россия- наша страна, где мы родились и живём. Велики и прекрасны её просторы!»

Необъятная страна.

Если долго- долго- долго

В самолёте нам лететь,

Если долго- долго- долго

На  Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

-Наша Родина — самое большое государство на земном шаре. Нашу страну омывают сразу три океана. Кто помнит ,какие? (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический). Наша страна богата лесами, в недрах залегают многочисленные полезные ископаемые. В России насчитывается более двух миллионов рек. Россия на одном из первых мест по количеству и разнообразию озёр, в т.ч. самые крупные на земном  шаре- Каспийское море, Байкал, Ладожское и Онежское озёра. На территории России расположено множество красивейших городов, и древних, и недавно построенных. Некоторые мы с вами отметили. Велика и богата наша страна. Но главное её богатство – этот люди. Россия многонациональное государство, в ней проживают более ста национальностей.  

Российская семья.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой – готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна.

-Ребята, но мы совсем забыли о том  маленьком человеке, историю которого мы рассказывали. Что же с ним происходит дальше? Он вырастает, много и хорошо учится, выбирает себе профессию. Его называют теперь не только по имени, но и по отчеству. К примеру, Юрий Алексеевич: Юрий, сын Алексея.

— Как вы думаете, что означает слово «отчество»?  От какого слова оно произошло? («отче», «отец»). Недаром и место, где родился человек, называют- Отечество.

-Сейчас мы  послушаем, что говорил К. Ушинский. Но  сначала скажите, знаете ли вы кто такой К.Ушинский.( писатель, педагог). Молодцы.(Читают дети).

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовём её потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды.

Родиной мы зовём её потому, что здесь мы родились, здесь говорят на родном нам языке и всё вокруг для нас родное.

А матушкой- потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила своему  языку и как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать- одна у него и Родина».

 А наш маленький человек уже вырос и выбрал себе профессию. Как вы думаете, какую? Профессию космонавта. И однажды, после долгих тренировок и занятий, он на космическом аппарате поднимается в космос. И что он видит из окна иллюминатора своего космического корабля?  (дети высказывают предположения.). Он   видит прекрасный голубой шар. Это Земля, на которой мы все живём, где находится и наша страна- Россия. (Учитель обращает внимание детей на глобус, приводит его в движение.)  Космонавт смотрит на неё, любуется и думает о том, что где-то там, на этом прекрасном голубом шаре(на экране слайд-фото Земли из космоса), находится его Родина(на экране слайд- фото из космоса, где видна Россия).  И он вспоминает, что там, в России, сейчас весна. Как вы думаете, что он вспомнит?  А когда космонавт вернётся на землю, то в честь него на космодроме будет звучать гимн нашей страны, гимн России. Будет развиваться на ветру  её флаг. И обязательно будет герб России.

Флаг, герб, гимн – официальные государственные символы, означающие суверенитет (независимость) государства.

-Ребята, когда мы встречаем незнакомые слова, смысл которых мы не знаем, где можно узнать значение этих ?(дети отвечают).  Мы воспользуемся толковым словарём. (Дети со словарями читают). Мы прослушали научное объяснение значения слов. ( на доске вывешиваются государственные символы России.)  А  теперь послушаем, как поэт описывает государственные символы России с помощью художественного слова.

Герб России.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он- России дух свободный.

Флаг России.

Белый цвет- берёзка.

Синий- неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

        — Перед вами лежат листочки, на которых изображены контуры флага России.  Давайте раскрасим его. (дети разукрашивают флаг .)

      -Ребята, вы знаете, как нужно вести себя, когда исполняется гимн? Сейчас я включу запись гимна России, и мы все будем слушать его так, как слушают свой гимн в каждой стране на Земле: стоя, с почтением. Так же ведут себя при поднятии Государственного флага. Многие  уже знают текст и могут подпевать.

       Дети встают, выходят из-за парт. Звучит 1 куплет гимна.

        — Какими словами можно описать музыку гимна? ( музыка торжественная, величественная, похожа на великие просторы, которые Россия занимает на земном шаре.)

        Сейчас мы посмотрим как ребята поняли значения государственных символов.

Соедините стрелочками название государственного символа и его определение.

Прикрепленное к древку полотнище определённого размера и цвета

Гимн

Официальная эмблема государства

Флаг

Торжественная песня

Герб

   Мы с вами попутешествовали по просторам нашей страны. Даже смогли взглянуть на неё из космоса. Сейчас мы возвращаемся и подведём итог нашему путешествию и ещё раз взглянем на нашу Родину.

Стих «Россия».

Видео клипы в сопровождении песни «Россия»

nsportal.ru

Окружающий мир. 1 класс. Поурочные разработки к УМК А.А. Плешакова и др. «Перспектива». ФГОС.

ISBN: 978-5-408-02313-4
Автор: Максимова Т.Н.
Издательство: ВАКО
Год издания: 2016

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 1 класса общеобразовательных учреждений к УМК А.А. Плешакова и соавт. системы «Перспектива», соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. В книге учитель найдет все необходимые для подготовки к уроку и его проведения материалы: тематическое планирование курса, подробные конспекты занятий, кроссворды, загадки, тесты, рекомендации по работе над проектами.
Издание адресовано учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, воспитателям групп продленного дня, студентам педагогических вузов и колледжей.

Содержание

От автора 3

Тематическое планирование (66 ч) 4

Мы и наш мир

Урок 1. Что такое окружающий мир 7

Урок 2. Что такое окружающий мир (продолжение) 12

Урок 3. Природа 18

Урок 4. Неживая и живая природа 21

Урок 5. Культура 24

Урок 6. Природа в творчестве человека 29

Урок 7. Мы люди 33

Урок 8. Как мы общаемся с миром 36

Урок 9. Люди – творцы культуры 42

Урок 10. Мир и безопасность 46

Урок 11. Опасные и чрезвычайные ситуации 52

Наш класс

Урок 12. Наш класс в школе 59

Урок 13. Опасная ситуация в школе 64

Урок 14. Мы дружный класс 69

Урок 15. Учитель – наставник и друг 72

Урок 16. Природа в классе 77

Урок 17. Как ухаживать за комнатными растениями 82

Урок 18. Что растет у школы 88

Урок 19. Мир за стеклянным берегом 93

Урок 20. Кто еще у нас живет 101

Урок 21. Какие бывают животные 106

Урок 22. Делу – время 111

Урок 23. Книга – друг и наставник 117

Урок 24. Потехе – час 124

Наш дом и семья 

Урок 25. Мы в семье 129

Урок 26. Моя семья – часть моего народа 135

Урок 27. Природа в доме 139

Урок 28. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество 146

Урок 29. Красивые камни в нашем доме 152

Урок 30. Комнатные растения у нас дома 157

Урок 31. Выйдем в сад 162

Урок 32. Овощи и фрукты на нашем столе 167

Урок 33. Про хлеб и кашу, про чай и кофе 175

Урок 34. Дикорастущие и культурные растения 182

Урок 35. Собака в нашем доме 187

Урок 36. Кошка в нашем доме 195

Урок 37. Дикие и домашние животные 200

Урок 38. С утра до вечера 207

Урок 39.Опасность у тебя дома 212

Город и село

Урок 40. Мы в городе, селе 216

Урок 41. Красота любимого города и родного села 220

Урок 42. Природа в городе 223

Урок 43. Что растет в городе 226

Урок 44. Чудесные цветники 231

Урок 45. В ботаническом саду 236

Урок 46. Кто живет в парке 242

Урок 47. В зоопарке 248

Урок 48. Войдем в музей 255

Урок 49. В театре 262

Урок 50. Мы помним наших земляков 270

Урок 51. Хлеб – всему голова 274

Урок 52. Все профессии важны 279

Урок 53. Правила дорожного движения 288

Родная страна

Урок 54. Россия – наша Родина 294

Урок 55. Москва – столица России 302

Урок 56. Мы – семья народов России 310

Урок 57. Природа России 315

Урок 58. Охрана природы 320

Урок 59. Красная книга России 329

Урок 60. Заповедные тропинки 335

Урок 61. Правила безопасного поведения в лесу 339

Человек и окружающий мир

Урок 62. Взгляни на человека 345

Урок 63. Всему свой черед 350

Урок 64. У каждого времени свой плод 353

Урок 65. Я – часть мира 356

Урок 66. Будь здоров! 360

Список литературы 365

razum.myinsales.ru

Урок по окружающему миру в 1 классе. УМК Перспектива

Учитель высшей квалификационной категории МОУ гимназии №6 Красноармейского района г. Волгограда

Андреева Елена Владимировна

Конспект и самоанализ урока.
Тема: Дикие и домашние животные.

Цели:

  • создать условия для самостоятельного выделения признаков, присущих диким и домашним животным;

  • расширять представления о разнообразии домашних животных, их значении для человека;

  • отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних;

  • формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • воспитывать у учащихся умение работать в коллективе;

  • способствовать расширению кругозора;

  • воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде.

Методы:

  • наглядные (для управления вниманием младших школьников)

  • интерактивные методы (для вовлечения всех учащиеся в процесс познания)

  • деятельностный метод (для активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности)

  • словесные методы

  • метод –побуждающий к гипотезам диалог

  • методы самоконтроля, самооценки

Приемы и методы создания мотивации:

  • апелляция к жизненному опыту детей

  • создание проблемной ситуации

  • дидактическая игра

Планируемые результаты: осознавать значение животных для жизни человека; сравнивать и различать диких и домашних животных, называть их, отвечать на итоговые вопросы урока.

Оборудование: ИКТ, компьютер, иллюстрации животных и их детёнышей, музыка, карточки-помощники.

Целевые установки урока:

Предметные результаты:

  • иметь представление о диких и домашних животных;

  • знать, в чём состоит различие между дикими и домашними животными;

  • приводить примеры диких и домашних животных

Метапредметные результаты:

  • классифицировать животных по признаку»дикое-домашнее»;

  • объяснять, каких животных называют дикими, а каких домашними;

  • осуществлять проверку знаний по теме урока;

  • прослеживать историю продуктов питания и вещей, полученных благодаря домашним животным;

  • рассказывать о домашних животных своей семьи и уходе за ними.

Личностные результаты:

  • осознавать важность домашних животных для человека;

  • понимать необходимость эмоционально-положительного отношения к животным.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника;

— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

— способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД: -формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в четвёркахх, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; -коррекция; -оценка.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные и игровые технологии.

На уроке использую предметные дидактические игры.

Данный урок представлен по ходу изучения раздела НАШ ДОМ И СЕМЬЯ.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.

План-конспект урока по учебнику «Окружающий мир. 1 класс».
Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности.

Цель – активизация учащихся, психологический настрой на работу
Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. Настраивать детей на работу.

Регулятивные УУД: уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Постановка проблемы.

Уч. Здравствуйте, ребята.

Все готовы? Всё в порядке?

Ну, тогда мы начинаем,

Взгляд на экран свой устремляем.

(Слайд 2)

У. Кого же мы видим? Что же мы слышим?

Д. Дети перечисляют.

Уч. А как вы думаете, почему животные подняли такой переполох?

Д. Потому что здесь всё перепутано.

Уч. Вы готовы разобраться?

  1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Цель – подготовка к восприятию нового материала
Личностные УУД: установление связи между учебной деятельностью и мотивом.
Познавательные УУД: формирование логических умений, умения находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД: формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.

Уч. О ком же пойдёт речь сегодня на уроке?

Д. Мы будем говорить о диких и домашних животных.

Уч. Правильно . Тема нашего урока “ Дикие и домашние животные “ (Слайд 3)

Уч. Что мы узнаем сегодня на уроке о них? (Слайд 3)

Д. Почему появились дикие и домашние животные.

Д.Где живут эти животные.

Д. Как называются их детёныши.

Д. какую пользу приносят

Уч.Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, мы должны будем на уроке

-думать

-рассуждать

-использовать свои знания

-давать подобные ответы

-быть активными

III. Открытие нового знания.

Изучение нового материала.

Открытие нового:
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока
.

Уч. Итак, вперёд, к новым открытиям.

Но сначала я предлагаю вам вернуться на много-много лет назад (Слайд 4) Давным-давно жили на земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые не боялись Человека, а были и такие которые боялись Человека. Какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. Она стала полезна на охоте, охраняла жильё, а когда домашними стали козы, овцы, коровы — собака помогала Человеку пасти, охранять их, со временем Человек приручил и других животных.

Таким образом, у всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры.

Уч. Хотите узнать, кто был предками домашних животных?…

Игра «Назови предка домашнему животному» (СЛАЙД 5)

(Словесная игра-беседа). Цель- заинтересовать, сосредоточить внимание на тему урока. Игровая задача – назвать предка домашнего животного. Метод –побуждающим к гипотезам диалог.

(педагог называет домашнего животного, а дети — дикого предка. Собака — волк, кролик — дикий кролик, который очень похож на зайца, свинья — кабан, Кошка – СТЕПНОЙ ДИКИЙ КОТ ,корова — скажу вам тур, и т. д.) (СЛАЙД 6)

Уч. : Так почему же, ребята, часть животных стала домашними, а часть осталась дикими?

 Д. Человеку нужны были помощники.

Уч. Так, из — за вмешательства Человека часть животных стала домашними, а часть — осталась дикими. Они многое разучились делать: добывать пищу, строить жилища, даже ухаживать за собой.

Уч. Посмотрите у вас картинки с дикими и домашними животными. Давайте выясним, где же теперь живут и те, и другие животные и ПОИГРАЕМ.

Какие правила будем соблюдать?

Цель: направить игровой процесс, регулировать поведение детей и их взаимоотношение между собой.

Д. Играем ТИХО!

ДРУЖНО!

БЫСТРО!

Игра «Найди животному дом». ( Игра-поручение.) Игровая задача и игровые действия основаны на предложении что-то сделать, а именно расселить животных. Цель: закрепить полученные знания. Метод — деятельностный .

У нас с одной стороны класса находится лес. С другой стороны у нас находится жилище Человека. По моей команде Раз — два — три животного в свой дом неси нужно правильно распределить животных по их месту обитания. А ещё по возможности назвать их жилище. За это будет БОНУС вашей команде.

(Дети выполняют задание, проводится анализ правильности выполнения)

Какие животные живут в лесу? Правильно дикие.

Рядом с человеком? Конечно, домашние животные .

Уч.. Ребята, какие вы молодцы! Часть нашего исследования мы выполнили.

Вернёмся к нашему плану урока.

Что нам удалось узнать?

Д. . Почему появились дикие и домашние животные.

Д.Где живут эти животные.

Чтобы во всём этом разобраться, вы…

— внимательно слушали учителя

-думали о том, какие животные дикие и домашние.

-рассуждали, кто, где живёт

-использовали свои знания и знания товарищей

Уч. А что-то новое узнали?

Д. Я узнал, как появились домашние животные.

Я узнал, кто был предком дом животных.

Я узнал новое для себя животное ТУР. Хочу о нём ещё узнать.

Уч. Прежде чем идти дальше, немного разомнёмся и ещё раз вспомним наших животных.

Музыкальная физминутка. (Дидактическая игра, связанная с музыкой и движением)

Цель: снятие напряжения, усталости, закрепление новых знаний.

(Слайд 7) Опять беда случилась у наших зверющек!

Уч. Игра-загадка «Доскажи словечко» ( Игра, включающая элементы творчества.) Игровая задача – назвать мам и их малышей. Цель: способствовать умению анализировать, обобщать, делать выводы. Метод –словесный.

Помогите малышам:

Потеряли дети мам.

Без родителей, одни

Попадут в беду они.

Помогите малышам!

Поскорей найдите мам!

(СЛАЙД 8)

  1. Жеребёнок тонконогий

Бойко скачет по дороге.

Он такой скакун хороший –

Не догонит мама ….

(лошадь)

  1. Шею вытянул гусёнок,

Озирается спросонок.

Еле-еле соню сына

Под крыльцом нашла….

(гусыня)

4. Забрели четыре брата

В поле сладкого овса.

— Эй, пора домой, ягнята!

Вас домой зовёт….

(овца)

5. Куда бы спрятаться козлёнку?

Какой-то зверь летит вдогонку.

Не бойся! – это стрекоза.

Прогонит вмиг её ….

(коза)

6. Купаться в речке

страшновато,

Залезли в лужу поросята.

Умылась дружная семья –

Не узнаёт детей ….

(свинья)

7. – Ну-ка марш назад, цыплятки!

Залезать нельзя на грядки!

Ищет вас, волнуется

Ваша мама ….

(курица)

(СЛАЙД 9)

И у зверей в лесу детишки – непоседы, шалунишки.
Бельчата играют в горелки у…… белки.


Лохматые медвежата толстопятые
До весны в берлоге У….. медведицы спят,

есть, наверно, не хотят.


А лисёнок У… лисы хитрый как бесёнок.
Напроказит, а потом заметает всё хвостом.


зайчонок спит крепким сном.

У…. зайчихи под кустом


в норке маленький мышонок у мамы…. мышки ,
Протирает глазки , жмурится спросонок.

Малыши и мамы рады –

Снова вместе, снова рядом.

И за помощь всех ребят

Малыши благодарят.

Игра “Угадай, кто это нам даёт?”

Цель – Познакомить учащихся с полезностью домашних животных и ролью в жизни человека. Игровая задача- работая в четвёрке, определить пользу заданного животного. Метод — деятельностный .

Уч. Сердобольные мамочки принесли нам подарочки.

Выходят дети с масками корова, коза, курица, овца, свинья, пчёлы:

Но слишком быстро мы бежали,

все гостинцы растеряли.

Уч.Ребята, вам интересно узнать, какие подарки несли нам животные?

— Давайте найдём их.

— для этого сядем четвёрками.

-Посмотрите на свои роли. (КАПИТАН, Читающий, Отвечающий, Помогающий) П Е Р Е К Л И Ч К А.

Работа в четвёрках с карточками.

1 группа- корова (молоко, мясо, масло, йогурт, кожа)

2 группа – коза (пух, молоко)

3 группа – курица (мясо, яйца, перо, пух)

4 группа –овца (шерсть, мясо)

5 группа – свинья (мясо, сало, кожа)

6 группа – пчёлы (прополис, мёд, воск)

За правильные ответы БОНУС КОМАНДЕ

Уч. Ну вот, ребята, мы и узнали…

Д. Как называются детёныши зверей и животных..

Д. Какую пользу приносят животные людям.

Уч. Как же нам это удалось?

Д. Мы отгадывали загадки и рассматривали картинки.

Д. Обсуждали, что дают нам животные.

IV этап. Закрепление изученного.

Личностные УУД: выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте; восприятие, осмысление, запоминание учебного материала.

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели.

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез, их обоснование.

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Метод — деятельностный .

Уч. Какой вывод мы можем с вами сделать сегодня на уроке?

Домашние животные необходимы людям. Они нас кормят и одевают. Вот какие разные продукты питания и предметы одежды получают благодаря домашним животным.

Уч. У вас на партах листочки с предложениями.

Сядьте группой,

прочитайте, обсудите

и на доску ответ свой прикрепите.

И проверим мы сейчас,

Все ли поняли у нас?

На разноцветных листочках написаны признаки животных. Дети их прикрепляют на маленькую доску. ПОЛУЧАЮТ БОНУСЫ

Домашние животные

Дикие животные

живут с человеком;

человек строит им жилье;

кормит их,

ухаживает за ними;

заботится о потомстве;

выводит новые породы.

делает прививки животным

живут в лесах, водоемах;

сами заботятся о потомстве;

сами добывают еду,

сами строят жильё.

сами себя лечат

Учитель: Могут ли домашние животные стать дикими?

Дети: Бывает так, что люди бросают животных.

Учитель: Правильно ли они поступают?

Мы в ответе за тех, кого приручили. Для современного человека животные имеют большое значение. Люди получают огромное удовольствие от наблюдения за ними. Художники создают картины, писатели пишут книги. Вы уже умеете читать, и я, надеюсь, вы прочтёте много интересных историй о братьях наших меньших. Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: «Мир — прекрасен!»

Уч. Ну а наш урок подходит к концу.

Давайте подведём итог. Вы работали сегодня по рядам, по четвёркам. У кого же больше Бонусов?

Молодцы.

V. Рефлексия:

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. Метод –самоконтроль, самооценка.

Коммуникативные УУД: формулировать умения полно и точно выражать своё мнение, позицию, аргументировать её.

(СЛАЙД 9 ) Покажите свои сигнальные ладошки и объясните свой выбор.

Сегодня вы все хорошо работали на уроке.

Закончите предложения:

  • Я думал, рассуждал…

  • Я старался….

  • Я делал открытия….

  • Знания моих товарищей помогли мне узнать….

  • Я хотел бы дополнительно узнать..

infourok.ru

Методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему: Открытый урок по окружающему миру в 1 классе УМК «Перспектива» по теме «Все профессии важны».

Открытый урок окружающего мира в 1 классе. УМК «Перспектива».

Автор: Киржаева Елена Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №32 с углубленным изучением отдельных предметов» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Тема урока: «Все профессии важны».

 Цели урока:    

Развивающие:

  • Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников.
  • Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
  • Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
  • Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.

Воспитывающие: 

  • Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
  • Воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии.
  • Воспитание любви к трудовой деятельности, бережного отношения к продуктам труда.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Подготовка рабочих мест. Общий настрой на работу.

— Ребята, сегодня к нам первый раз пришли гости.  Встречать гостей приятно? Давайте их поприветствуем.

Работать будем под девизом:

Вместе не трудно,                      

Вместе не тесно,                      

Вместе легко,                            

И всегда интересно.  (Садитесь).                    

      Учитель.                                    

В школу вы пришли учиться,                

В жизни это пригодится!                          

Тот, кто хочет много знать

 Должен в школе всё постигать!

— Как учёба в школе может пригодиться в жизни?

-Как вы понимаете выражение «должен в школе всё постигать»? (Ответы детей).

-Сейчас я приглашаю вас в путь, к новым знаниям!

2. Введение в тему урока.

Учитель:  Начать наш урок я хочу с небольшой истории.

Встретились однажды мальчики Коля и Ваня. Коля говорит:

— Мой дед всю жизнь хлеб сеял и делал это лучше всех.

А Ваня говорит:

— А мой дед часовых дел мастер. Любые часы мог починить.

Подошла к ним бабушка, улыбнулась и сказала:

— Каждый из них хорошо своё ремесло знал.

Учитель:

— Ребята, у меня к вам  первый вопрос: «А что обозначает слово «ремесло»? (На карточке слово) Ответы детей. (Требующая специальных навыков работа. Изготовление изделий ручным способом. Профессия, занятие.). 

Слайд 1      Учитель:   Прочитайте пословицу. 

—   «Ремесло пить – есть не просит, а хлеб приносит»?  Объясните её смысл.

— Ремесло – это современное слово? (Нет)

Учитель:   -А какое есть современное слово с таким же значением?

Поменяйте слоги местами, составьте слово.

На доске      фес про я  си             (Профессия)

IV. Сообщение темы и целей урока.

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?  (О профессиях.) Сегодня мы отправимся в мир профессий.

-Давайте определим, много ли вы знаете о мире профессий.

Игра «Светофор».     знаю — зелёный, хочу узнать — красный.      

Слайд 2 (в начале и конце урока)

1) Что обозначает слово «ПРОФЕССИЯ»?

2) Сколько профессий на Земле?

3) Как называют человека, в совершенстве владеющего профессией?

4) Как стать хорошим мастером?

5) Какую работу выполняют люди разных профессий?

6) Какие предметы  помогают людям выполнять свою работу?

7) Какими качествами должны обладать люди разных профессий?

8) Какая профессия самая важная?   Покажите на веере с цифрами, сколько красных огоньков вы зажги?

Учитель: Скажите, как вы понимаете значение слово  «профессия»?         (Ответы детей).

Ребята, существует специальная книга, в которой можно узнать точное значение слова. Как она называется? (Толковый словарь). Показать словарь. В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова даётся такое определение слову «профессия»:  

 Слайд 3

«Профессия — это основное занятие человека, его трудовая деятельность».

На доске. Слова – помощники. Занятие, забава, специальность,  деятельность, отдых, дело, развлечение.

— Подберите слова — синонимы к слову «профессия». А слово «ремесло» можно назвать синонимом?                     Выключить доску.

Итог: Что такое профессия? (Используют слова – синонимы).

— А как вы считаете, сколько существует на Земле профессий? (Много)

— Игра «Кто больше?». Я вам покажу букву, а вы назовёте дело (профессию) человека на эту букву.

 Б – бетонщик (кладёт бетон), булочник, балерина, барабанщик, библиотекарь, бухгалтер.

В – врач, водитель, вахтер, ветеринар

Д – доктор, дантист (лечит зубы), дирижер, доярка.

К – контролер, кондуктор, каменщик, кондитер, корреспондент

Л – летчик, лифтер

М – массажист, моряк,

П – певица, повар, проводник, пилот, пастух, пожарные, плотник

С – сторож, столяр, секретарь, судья

Т – телефонист, тракторист, телеведущий

У – учитель, уборщица

Х – хореограф, художник

— Вот, оказывается, сколько существует профессий! И это крошечная часть всех существующих на Земле. Перечислить все профессии и специальности невозможно. Можно сказать «море профессий». Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).

Итог: Сколько профессий на Земле? (Много, море профессий).

                                  Это важные профессии?

Физминутка. Загадка.

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он ….(артист)          Игра «Море волнуется».

— Представьте, что каждый из вас артист. Кто лучше покажет движениями, мимикой работу людей следующих профессий? (Балерина, водитель, пилот, певица (певец), уборщица, фотограф, барабанщик, художник).

— Как называют человека, в совершенстве (идеально, мастерски) владеющего профессией?

-Мастер. (Карточка на доске)

— Чем же нужно овладеть, чтобы стать хорошим мастером?

-Мастерством.  (Карточка на доске). Что такое «мастерство»? (Знание дела в совершенстве).

 — Работа по учебнику стр. 36. Прочитайте пословицу. Объясните смысл пословицы.    Мастерство везде в почёте.

Итог: Кто такой мастер?   Что такое мастерство?

Работа по учебнику. —   Прочитайте задание на стр.36 внизу. На доске слова – помощники.

(Космонавт, сталевар, геолог, рыбак, стоматолог, океанолог, строитель, животновод, овощевод.) Ответы детей. Карточки вывешиваю на доску.

Океанолог- специалист по изучению морских и океанических глубин.

(Дайвер- принято считать любого человека, который занимается погружениями под воду. Дайвинг – вид спорта или увлечение.)

Космонавт- изучает космическое пространство, человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полёте.

Тепличный работник- овощевод- специалист по выращиванию овощей.

Рыбак- специалист, занимающийся промышленным рыболовством. 

Стоматолог- врач с высшим образованием, который лечит зубы.

Строитель- профессия, связанная со строительством. 

Животновод (зоотехник) – человек, который разводит и ухаживает за животными.

Геолог- люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, железную и медную руду, строительный камень, соль и воду.

Сталевар- рабочий, занимающийся выплавкой стали. Сталь – металл, из которого делают машины, танки, корабли, станки.

Металлург — профессия людей, которые занимаются добычей и переработкой металлов.

                                         Это важные профессии?

Учитель.   — Определите, люди, каких профессий выполняют такую работу.

                                                      На доске.  

Карточки : Исследует, изучает  — космонавт, океанолог, геолог, строит – строитель, лечит –  стоматолог, ловит — рыбак, выращивает — тепличный работник (овощевод), разводит и ухаживает — животновод, плавит — сталевар).

Игры  «Четвёртый лишний»,  «Угадайка».

 На доске: кинолог, ювелир, волшебник, эколог. «Четвёртый лишний». Кто лишний? Почему?

— Я называю вам профессию, а вы попробуйте отгадать, чем занимается этот человек. «Угадайка».

                                                      Включить доску.

Кинолог (человек, который занимается воспитанием и разведением собак) (Слайд 4)

Ювелир ( мастер по изготовлению и ремонту драгоценностей) (Слайд 5)

Эколог ( специалист, следящий за состоянием природной среды ( водоёмов, воздуха, лесов, почвы), за растительным и животным миром ) (Слайд 6)

                                            Выключить доску.

Учитель. Это для вас знакомые профессии или неизвестные? (Карточка: новые профессии). Давайте их ещё  раз назовём: эколог, кинолог, ювелир.

Волшебник  

— Существует ли такая профессия?

 – Людей каких профессий можно назвать волшебниками?

— Людей различных профессий можно назвать волшебниками, мастеров своего дела, так как руки мастеров создают предметы необычной красоты, выполняют работу очень хорошо.

— Для того, чтобы люди разных профессий хорошо выполняли свою работу, им нужны предметы-помощники. (Карточка: предметы — помощники (инструменты).

Игра «Чудо-мешок».  -Догадайтесь, кому принадлежат эти инструменты, людям каких профессий? ( Шприц, мел, ножницы и иголка, кисточка, фотоаппарат, молоток (столяр – столяру, плотнику) , половник, калькулятор, расчёска).  Дети по одному выходят к доске.

Вопрос от учителя:  Можно ли назвать эту профессию «самой важной»?

Учитель. — Так какая же из этих профессий самая важная? Объясните свой ответ.

Учитель: — Послушайте стихотворение и сможете ответить на следующий  вопрос «Что стало бы, если вдруг люди разных профессий отказались выполнять свою работу?»

Стихотворение Л.Куклина  «Подумайте, что было бы?»

1.Подумайте, что было бы

Когда б сказал портной.

Шить платье мне не хочется,

Устрою выходной.

И все портные в городе

За ним ушли домой.

Ходили б люди голые,

По улице зимой.

2. Подумайте, что было бы,

Когда сказал бы врач.

Рвать зубы мне не хочется,

Не буду, хоть ты плачь!

Больным врачебной помощи,

Не стало б никакой,

А ты б сидел и мучился,

С подвязанной щекой.

3.Подумайте, что было бы,

Когда б сказал шофёр.

Возить людей не хочется,

И выключил мотор.

Троллейбусы, автобусы,

Засыпало б снежком.

Рабочие на фабрики,

Ходили бы пешком.

4.Подумайте, какая бы,  Случилась вдруг беда? (Все вместе)

— Что стало бы, если вдруг люди разных профессий отказались выполнять свою работу, не стало бы этих профессий?» (Ответы детей).

Учитель. — Так какая же из этих профессий самая важная? Объясните свой ответ.

Физминутка.

Мы в профессии играем –

Вмиг мы лётчиками станем!

В самолёте полетаем

И шофёрами вдруг станем!

Руль теперь в руках у нас-

Быстро едет первый класс!

А теперь на стройке мы

Кладём ровно кирпичи.

Раз- кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора.

Учитель: Предлагаю вам разделиться: работа в парах или по карточке самостоятельно. Цветная карточка (разные цвета).

                                          Карточка 1 (работа в парах). — ЗЕЛЁНАЯ

 Какими качествами должен обладать: …….? Подчеркните.

Профессии:  тракторист, воспитатель, врач, сантехник, артист, военный.

Карточка:  доброта, мудрость, злость, отзывчивость, мужество, смелость, аккуратность, безразличие, трудолюбие, находчивость, лень, внимательность, жадность, талантливость, честность, зазнайство. Работа в парах . 

                       

                                            Карточка 2 (индивидуально). — ЖЁЛТАЯ

—  Карточки:  по опорным словам отгадайте профессию, напишите это слово.

Карточка 1.

Небо,  штурвал,  самолёт,  аэропорт. (Лётчик, пилот)

Карточка 2.

Расческа,  ножницы,  зеркало,  лак для волос. (Парикмахер)

Карточка 3.

Весы,  деньги,  касса,  товары. (Продавец)

Карточка 4.

Ферма,  коровы,  ведро,  молоко. (Доярка)

Карточка 5.

Трактор,  плуг,  рычаг. (Тракторист)

Карточка 6.

Книги,  полки,  выставка книг. (Библиотекарь)

Карточка 7.

Газеты, письма, журналы, сумка. (Почтальон)

                        Карточка 3 (индивидуально).

Вставьте пропущенную профессию в русские пословицы.

Без топора не … (плотник), без иглы не … (портной).

(Рыбака) кормит сеть.    

Хорош … (садовник), хорош и крыжовник.

(Повар) с голода не умрёт.

                                      Включить доску.

Проверка с использованием светофора по эталону Слайд 7.

Учитель: Проверка в парах по эталону (сигнальный светофор),

карточки (сам-но) проверка по эталону (сигнальный светофор).

                                              Выключить доску.

Учитель: Перечислите профессии, которые записаны на карточках. Они одинаковые? А качества людей? Какой можно сделать вывод?

 Вывод: одни и те же качества присущи многим профессиям.

Учитель: — Как каждый человек должен относиться к своему и чужому труду? (Мы должны уважать людей всех профессий, ценить их труд. )

Учитель: Вспомните профессии, которые уже упоминались, какая профессия нравится вам? Есть ли среди вас будущие УЧИТЕЛЯ, ВРАЧИ, ВОЕННЫЕ, УЧЁНЫЕ, АРТИСТЫ и т.д.

Учитель:

— Вы ещё маленькие, но трудясь в школе, делаете первый серьёзный шаг навстречу своей будущей профессии.

— Что необходимо делать сейчас, чтобы ваши мечты сбылись? (Учиться хорошо.)

— Как можно назвать сегодня вашу профессию? (Ученик). Это важно?

— И что бы вы ни мечтали делать в жизни: варить сталь или лечить людей, водить комбайн или самолёт в голубом небе, строить машины на заводе или новые города в тайге, просто надо хорошо учиться.

Школа – начало пути к любой профессии.

Учитель — Можно ли сказать, что профессия, о которой вы мечтаете «Важная»? (Да) Самая важная из всех? (Нет) Почему? (Все профессии важны).

Итог урока. Рефлексия.

Сформулируйте тему урока.   Включить доску.

— Тема нашего урока: «Все профессии важны». Слайд 8.

— Докажите правильность этого утверждения.

Учитель:

На свете много профессий разных,

И все они людям нужны.

От самых простых и до самых важных,

Все они в жизни важны.

                                               

— Слайд 9 с вопросами. Игра «Светофор». Давайте вернёмся к вопросам, которые  были заданы в начале урока.

1) Что обозначает слово «ПРОФЕССИЯ»?

2) Сколько профессий на Земле?

3) Как называют человека, в совершенстве владеющего профессией?

4) Как стать хорошим мастером?

5) Какую работу выполняют люди разных профессий?

6) Какие предметы (инструменты) помогают людям выполнять свою работу?

7) Какими качествами должны обладать люди разных профессий?

8) Какая профессия самая важная?   ВЕЕР с цифрами.

Учитель: — Кто хочет оценить урок или свою работу на уроке? (Карточка «Сегодня на уроке»).

— Оцените свои достижения на уроке. (Пьедестал успеха). 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *