cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Поурочное планирование 11 класс литература – Поурочные планы по русской литературе 11 класс | Русская литература

Поурочные разработки по литературе 11 класс(универсальные)

Уроки

литературы в 11 классе

Урок 1.

Тема: Введение. Литература конца XIX – начала ХХ веков.

История ХХ века и судьбы искусства.

Цель: Знакомство с особенностями русской литературы рубежа веков.

Повторение и углубление изученного о литературных направлениях XIX века.

Знакомство с литературными направлениями ХХ века.

Развитие навыка конспектирования лекции.

Ход урока.

Словарь: литературная традиция, патриотический пафос, народность, гуманизм реализм, революционный романтизм.

пролетарская литература, декадентство, модернизм, оппонент

1. Вступительное слово учителя.

В этом учебном году мы завершаем изучение русской литературы.

Наша задача – понять закономерности историко-литературного процесса,

- овладеть навыком оценки литературного произведения,

- развивать свою интеллектуальную и речевую деятельность,

- совершенствовать навыки устного и письменного высказывания.

2. Повторение изученного в 9-10 классах о литературных направлениях.

Лекция. (Уч-ся конспектируют.)

Начало века… Старые идеи, которыми жил век XIX, себя исчерпали, новые только начинают зарождаться. В муках рождалась новая жизнь. Об этом Б.Л.Пастернак так писал в своем стихотворении «Отцы»:

…Крепостная Россия

Выходит

С короткой приструнки

И зовется

Россиею после реформ…

Русская литература ХХ века развивалась в контексте мирового литературного процесса. На рубеже веков Россия вступила в период войн и революций. Литература и искусство развивались под воздействием ожидания и свершения надвигающейся трагедии. Три революции в начале века! Таких быстрых изменений в политической, общественной жизни, да и психологии народа не знает ни одна страна.

Шла бурная переоценка ценностей, рождались новые идеалы. Усилилась философская направленность литературы. В русской литературе возникают новые явления, которые выражали духовный кризис общества, вызванный трагическими последствиями первой русской революции и наступлением полосы жестокой реакции. Острые противоречия жизни, растерянность и отчаяние, потеря веры в близкие социальные перемены во многом определяли общественную атмосферу. Писатели искали пути улучшения жизни в идеалистических учениях, культуре, эстетике, нравственности, Духовном возрождении людей. Их внимание привлекает мир человеческой личности, постижение собственного «я». Пытаясь понять взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, многие обращались к религии и мистике как способам познания мира.

Эти явления в различных направлениях литературы и искусства, отмеченные настроением упадка и безнадежности, получили общее наименование - декадентство. Декадентство в переводе с французского языка означает «упадочный». Для писателей-декадентов характерно эстетическое неприятие окружающей жизни, уход в мир отдельной личности, иногда пессимизм и в то же время высокая культура, утонченность, поиск новых поэтических форм.

Представители декадентства отрицали возможность революционного пути развития страны. Им были свойственны проповедь «искусства ради искусства», крайний индивидуализм, вражда ко всему прогрессивному.

Наряду с понятием декадентства утвердилось еще одно условное название этих явлений в литературе и искусстве - модернизм, означающее современный, новейший. Этот термин подчеркивает в основном тяготение художников к созданию новых форм, противопоставляемых формам классического искусства. Декаденты заявляли о себе как о новаторах в искусстве, модернистах.

Модерн – это реакционное упадническое течение в искусстве, которое характеризовалось нарочитой причудливостью и надуманностью форм.

В литературе к декадентским и модернистским относятся такие направления, как символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм. Каждое из них выдвигало определенные принципы, которыми должен руководствоваться художник. Но все они были связаны с именами крупнейших мастеров слова - В.Я.Брюсова, А.А.Блока, И.Анненского, Ф.Сологуба, С.Есенина, М.Цветаевой, А.Ахматовой, В.Маяковского и др., обладающих ярко выраженной индивидуальностью, выходящих в своем творчестве за рамки того или иного художественного метода.

В литературе начала века наибольшего расцвета достигла поэзия, вошедшая в историю как Серебряный век русской поэзии. Ее называют также поэтическим ренессансом, часто сравнивают с пушкинской эпохой.

В начале века складывается новое литературное направление, названное впоследствии социалистическим реализмом. Его становление связывают с именем М.Горького.

В 900-е годы XIX века теряют свою активную роль литературно-общественные журналы. Большое воздействие на литературу стали оказывать альманаха. например, литературно-художественные альманахи «Шиповника», к редактированию которого был привлечен Л.Андреев, сборники товарищества «Знание», руководимые М.Горьким, сборники «Слово», в издании которых приняли участи В.Вересаев и И.Бунин, альманах символистов «Северные цветы» и др. Многие из них становились центром объединения и размежевания литературных групп.

Примечательной чертой времени является развитие публицистики. наряду с выступлениями критиков-профессионалов все большую значимость приобретают критические выступления писателей В.Г.Короленко, В.Я.Брюсова, А.А.Блока, А.Белого и других мастеров слова.

Заметную роль в литературной жизни того времени сыграл кружок «Московская литературная среда», или «Среда», организованный писателем Н.Д.Телешовым. Наибольшая группа молодых писателей за несколько лет выросла в крупную литературную организацию, в которую входили А.И.Куприн, Л.Андреев, В.Вересаев,

А. Серафимович, М.Горький. Здесь появлялись В.Брюсов, К. Бальмонт, А.Белый, Ф.Сологуб. на собраниях присутствовали артисты и художники Ф.Шаляпин, В.Качалов, И.Левитан, А.Головин и др. Из произведений участников «Среды» составлялись и выпускались издательством «Знание» сборники «Знание», а позднее - «Слово».

3. Беседа.

Литература ХХ века, советская литература, при всей своей исторической новизне сохранила преемственность с великой русской литературой. Прежде всего унаследовала литература ХХ века патриотизм.

- Приведите примеры произведений русской классической литературы XIX века, в которых раскрывался истинный патриотизм.

- Какие приемы раскрытия патриотического чувства использовали писатели – классики?

4. Продолжение лекции.

Русскому народу, как никому другому, пришлось бороться за свою независимость в течение ряда столетий. Чувство патриотизма издавна развилось в русском народе. и не случайно в первом дошедшем до нас крупнейшем произведении русской литературы – «Слове о полку Игореве» - мы находим уже отчетливо осознанную и выраженную патриотическую идею – призыв к единению русских князей как раз перед нашествием монголов.

Патриотический пафос проходит через всю историю русской литературы. Идея патриотизма сочеталась с идеей свободы и блага народного еще у Радищева

. Для Пушкина и декабристов слова отчизна и свобода были неотделимы:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

У Некрасова и революционеров-демократов патриотический пафос выражался в призыве к борьбе против самодержавия.

В литературе патриотическое чувство раскрывалось в различных формах. Н.В.Гоголь

так писал в заключительном лирическом отступлении в поэме «Мертвые души»: « Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобой дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. <…> Эх. кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших головах? <…> Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

5. Беседа.

- Как вы понимаете термины «народность литературы» и «гуманизм»?

- Приведите примеры произведений, в которых раскрывается проблемы народности и

гуманизма.

6. Продолжение лекции.

Одной из основных проблем русской классической литературы является проблема народности, неразрывно связанная с гуманизмом. «Я взглянул окрест, и душа моя страданиями человечества уязвлена стала»,- писал А.Н.Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву».

Патриотизм, народность и гуманизм – таковы были те творческие принципы, которые стали ведущими не только в русской литературе XIX века. Они определили характер типизации в творчестве писателей – классиков.

Изображение типического героя в типических обстоятельствах стало непременным условием принципа реализма. В.Г.Белинский определил этот путь в искусстве как «воспроизведение действительности во всей ее истине».

С появлением во второй половине XIX века русский реализм получил наиболее отчетливую революционную устремленность и ясную теоретическую осознанность. И Чернышевский, и Добролюбов, и Салтыков-Щедрин понимали литературу прежде всего как пропаганду передовых идей, которые она должна была нести в народ.

Вместе с тем патриотическая идея русской литературы определила создание образов, в которых воплотились лучшие черты русского национального характера. Таковы, например, образ Татьяны у Пушкина, образ Катерины у Островского, хотя и на них лежит трагическая печать неосуществленности, непроявленности богатых душевных возможностей. Уходя от действительности, русская литература обращалась к мечте, воплощая в образах то, что еще смутно брезжило в жизни,- протест, стремление к борьбе, пафос свободы.

Романтические образы Мцыри и Калашникова в эпоху николаевской реакции внушали читателю веру в человека, в его силу, стойкость и мужество и предсказывали появление таких людей в самой жизни. Борьбу за нового человека русская литература вела и на путях реализма, и на путях революционного романтизма.

7. Практическая работа.

Сопоставление текстов произведений, относящихся к разным литературным направлениям.

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты. (В.А.Жуковский. Море)

Нелюдимо наше море,

День и ночь шумит оно;

В роковом его просторе

Много бед погребено. (Н.М.Языков)

Чудесный жребий совершился;

Угас великий человек.

В неволе мрачной закатился

Наполеона грозный век. (А.С.Пушкин)

8. Обобщение.

- Укажите так называемые «вечные» темы

infourok.ru

Разработки уроков по литературе для 11 класса

Урок 1.

Тема: Введение. Литература конца XIX – начала ХХ веков.

История ХХ века и судьбы искусства.

Цель: Знакомство с особенностями русской литературы рубежа веков.

Повторение и углубление изученного о литературных направлениях XIX века.

Знакомство с литературными направлениями ХХ века.

Развитие навыка конспектирования лекции.

Ход урока.

Словарь: литературная традиция, патриотический пафос, народность, гуманизм реализм, революционный романтизм.

пролетарская литература, декадентство, модернизм, оппонент

1. Вступительное слово учителя.

В этом учебном году мы завершаем изучение русской литературы.

Наша задача – понять закономерности историко-литературного процесса,

- овладеть навыком оценки литературного произведения,

- развивать свою интеллектуальную и речевую деятельность,

- совершенствовать навыки устного и письменного высказывания.

2. Повторение изученного в 9-10 классах о литературных направлениях.

Лекция. (Уч-ся конспектируют.)

Начало века… Старые идеи, которыми жил век XIX, себя исчерпали, новые только начинают зарождаться. В муках рождалась новая жизнь. Об этом Б.Л.Пастернак так писал в своем стихотворении «Отцы»:

…Крепостная Россия

Выходит

С короткой приструнки

И зовется

Россиею после реформ…

Русская литература ХХ века развивалась в контексте мирового литературного процесса. На рубеже веков Россия вступила в период войн и революций. Литература и искусство развивались под воздействием ожидания и свершения надвигающейся трагедии. Три революции в начале века! Таких быстрых изменений в политической, общественной жизни, да и психологии народа не знает ни одна страна.

Шла бурная переоценка ценностей, рождались новые идеалы. Усилилась философская направленность литературы. В русской литературе возникают новые явления, которые выражали духовный кризис общества, вызванный трагическими последствиями первой русской революции и наступлением полосы жестокой реакции.

Острые противоречия жизни, растерянность и отчаяние, потеря веры в близкие социальные перемены во многом определяли общественную атмосферу. Писатели искали пути улучшения жизни в идеалистических учениях, культуре, эстетике, нравственности, Духовном возрождении людей. Их внимание привлекает мир человеческой личности, постижение собственного «я». Пытаясь понять взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, многие обращались к религии и мистике как способам познания мира.

Эти явления в различных направлениях литературы и искусства, отмеченные настроением упадка и безнадежности, получили общее наименование - декадентство. Декадентство в переводе с французского языка означает «упадочный». Для писателей-декадентов характерно эстетическое неприятие окружающей жизни, уход в мир отдельной личности, иногда пессимизм и в то же время высокая культура, утонченность, поиск новых поэтических форм.

Представители декадентства отрицали возможность революционного пути развития страны. Им были свойственны проповедь «искусства ради искусства», крайний индивидуализм, вражда ко всему прогрессивному.

Наряду с понятием декадентства утвердилось еще одно условное название этих явлений в литературе и искусстве - модернизм, означающее современный, новейший. Этот термин подчеркивает в основном тяготение художников к созданию новых форм, противопоставляемых формам классического искусства. Декаденты заявляли о себе как о новаторах в искусстве, модернистах. Модерн – это реакционное упадническое течение в искусстве, которое характеризовалось нарочитой причудливостью и надуманностью форм.

В литературе к декадентским и модернистским относятся такие направления, как символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм. Каждое из них выдвигало определенные принципы, которыми должен руководствоваться художник. Но все они были связаны с именами крупнейших мастеров слова - В.Я.Брюсова, А.А.Блока, И.Анненского, Ф.Сологуба, С.Есенина, М.Цветаевой, А.Ахматовой, В.Маяковского и др., обладающих ярко выраженной индивидуальностью, выходящих в своем творчестве за рамки того или иного художественного метода.

В литературе начала века наибольшего расцвета достигла поэзия, вошедшая в историю как Серебряный век русской поэзии. Ее называют также поэтическим ренессансом, часто сравнивают с пушкинской эпохой.

В начале века складывается новое литературное направление, названное впоследствии социалистическим реализмом. Его становление связывают с именем М.Горького.

В 900-е годы XIX века теряют свою активную роль литературно-общественные журналы. Большое воздействие на литературу стали оказывать альманаха. например, литературно-художественные альманахи «Шиповника», к редактированию которого был привлечен Л.Андреев, сборники товарищества «Знание», руководимые М.Горьким, сборники «Слово», в издании которых приняли участи В.Вересаев и И.Бунин, альманах символистов «Северные цветы» и др. Многие из них становились центром объединения и размежевания литературных групп.

Примечательной чертой времени является развитие публицистики. наряду с выступлениями критиков-профессионалов все большую значимость приобретают критические выступления писателей В.Г.Короленко, В.Я.Брюсова, А.А.Блока, А.Белого и других мастеров слова.

Заметную роль в литературной жизни того времени сыграл кружок «Московская литературная среда», или «Среда», организованный писателем Н.Д.Телешовым. Наибольшая группа молодых писателей за несколько лет выросла в крупную литературную организацию, в которую входили А.И.Куприн, Л.Андреев, В.Вересаев,

А. Серафимович, М.Горький. Здесь появлялись В.Брюсов, К. Бальмонт, А.Белый, Ф.Сологуб. на собраниях присутствовали артисты и художники Ф.Шаляпин, В.Качалов, И.Левитан, А.Головин и др. Из произведений участников «Среды» составлялись и выпускались издательством «Знание» сборники «Знание», а позднее - «Слово».

3. Беседа.

Литература ХХ века, советская литература, при всей своей исторической новизне сохранила преемственность с великой русской литературой. Прежде всего унаследовала литература ХХ века патриотизм.

- Приведите примеры произведений русской классической литературы XIX века, в которых раскрывался истинный патриотизм.

- Какие приемы раскрытия патриотического чувства использовали писатели – классики?

4. Продолжение лекции.

Русскому народу, как никому другому, пришлось бороться за свою независимость в течение ряда столетий. Чувство патриотизма издавна развилось в русском народе. и не случайно в первом дошедшем до нас крупнейшем произведении русской литературы – «Слове о полку Игореве» - мы находим уже отчетливо осознанную и выраженную патриотическую идею – призыв к единению русских князей как раз перед нашествием монголов.

Патриотический пафос проходит через всю историю русской литературы. Идея патриотизма сочеталась с идеей свободы и блага народного еще у Радищева. Для Пушкина и декабристов слова отчизна и свобода были неотделимы:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

У Некрасова и революционеров-демократов патриотический пафос выражался в призыве к борьбе против самодержавия.

В литературе патриотическое чувство раскрывалось в различных формах. Н.В.Гоголь

так писал в заключительном лирическом отступлении в поэме «Мертвые души»: « Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобой дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. <…> Эх. кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших головах? <…> Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

5. Беседа.

- Как вы понимаете термины «народность литературы» и «гуманизм»?

- Приведите примеры произведений, в которых раскрывается проблемы народности и

гуманизма.

6. Продолжение лекции.

Одной из основных проблем русской классической литературы является проблема народности, неразрывно связанная с гуманизмом. «Я взглянул окрест, и душа моя страданиями человечества уязвлена стала»,- писал А.Н.Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву».

Патриотизм, народность и гуманизм – таковы были те творческие принципы, которые стали ведущими не только в русской литературе XIX века. Они определили характер типизации в творчестве писателей – классиков.

Изображение типического героя в типических обстоятельствах стало непременным условием принципа реализма. В.Г.Белинский определил этот путь в искусстве как «воспроизведение действительности во всей ее истине».

С появлением во второй половине XIX века русский реализм получил наиболее отчетливую революционную устремленность и ясную теоретическую осознанность. И Чернышевский, и Добролюбов, и Салтыков-Щедрин понимали литературу прежде всего как пропаганду передовых идей, которые она должна была нести в народ.

Вместе с тем патриотическая идея русской литературы определила создание образов, в которых воплотились лучшие черты русского национального характера. Таковы, например, образ Татьяны у Пушкина, образ Катерины у Островского, хотя и на них лежит трагическая печать неосуществленности, непроявленности богатых душевных возможностей. Уходя от действительности, русская литература обращалась к мечте, воплощая в образах то, что еще смутно брезжило в жизни,- протест, стремление к борьбе, пафос свободы.

Романтические образы Мцыри и Калашникова в эпоху николаевской реакции внушали читателю веру в человека, в его силу, стойкость и мужество и предсказывали появление таких людей в самой жизни. Борьбу за нового человека русская литература вела и на путях реализма, и на путях революционного романтизма.

7. Практическая работа.

Сопоставление текстов произведений, относящихся к разным литературным направлениям.

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты. (В.А.Жуковский. Море)

Нелюдимо

infourok.ru

Поурочные разработки Литература 11 класс.

Уважаемые коллеги! Предлагаемое вам пособие представляет собой подробные поурочные планы для первого полугодия 11 класса и ориентировано, прежде всего, на работу в комплексе с учебниками:

• Русская литература ХХ века в 2-х частях под редакцией В. П. Журавлева (М.: Просвещение) и интегрированным с ним учебником практикумом А. А. Кунарева.

• Русская литература ХХ века. Учебник в 2-х частях под редакцией В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. (М.: Дрофа).

Перед автором книги стояла задача максимального облегчения как подготовки к уроку, так и работы на уроке. Особенностью нашего пособия является его, так сказать, полифункциональность. Педагог может заимствовать из него полные сценарии уроков (они соответствуют реальному ходу уроков) или использовать их частично, встраивая в собственный план урока. Вне зависимости от такого использования пособия, каждый учитель найдет в нем массу интересных и информативных статей на различные темы. В пособии представлены несколько вариантов организации каждого урока и каждой темы, что значительно увеличивает возможности педагога, позволяет ему объединить материал пособия с собственной педагогической системой, выбрать оптимальный вариант проведения занятия.

В книге содержится обширный дополнительный материал, существенно облегчающий подготовку преподавателя к занятию. Также приведена и дополнительная литература для углубленного изучения отдельных тем.

данное пособие имеет автономный характер: в принципе, его одного достаточно для квалифицированной подготовки учителя к занятию, однако оно может использоваться в сочетании с другими учебно-методическими пособиями. Оно полностью соответствует утвержденной государственной программе и написано автором, долгие годы преподававшим русскую литературу в школе, т. е. учитывает необходимость именно в практическом руководстве по проведению уроков литературы.

 

Надеемся, что эта книга не обманет ваших ожиданий и действительно поможет в вашей педагогической деятельности.

infourok.ru

Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс - Урок

Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, I полугодие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ВАКО, 2005. — 368 с. — (В помощь школьному учителю).

Содержание

Программные материалы …………………………………………………………………………………4

Общая характеристика эпохи …………………………………………………………………………...11

Урок 1. Россия рубежа ХIХ—ХХ веков. Историко-культурная ситуация ……………………………..11

Урок 2. Русская литература на рубеже веков……………………………………………………………...13

Творчество И. А. Бунина ……………………………………………………………………………...….17

Урок 3. И. А. Бунин (1870—1953). Очерк жизни и творчества …………………………………………17

Урок 4. Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня». …………………………………...20

Урок 5. Острое чувство кризиса цивилизации

в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» ……………………………………25

Урок 6. Рассказы И. А. Бунина о любви …………………………………………………………………..31

Вариант урока 6. Анализ рассказов И. А. Бунина

«Грамматика любви», «Солнечный удар» …………………………………………………...33

Творчество А. И. Куприна ……………………………………………………………………………….39

Урок 7. А. И. Куприн. Жизнь и творчество.

Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» ……………………………………. 39

Урок 8. Изображение кризиса армии как кризиса

русской жизни в повести А. И. Куприна «Поединок». ……………………………………...42

Урок 9. Метафоричность названия повести А. И. Куприна «Поединок» ………………………………45

Урок 10. Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» ……………………………..48

Урок 11. Подготовка к сочинению по рассказу «Гранатовый браслет» ………………………………..51

Вариант уроков 10—11. Любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» …………………..55

Урок 12. Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна ……………………………………..58

Вариант уроков 11—12. Легенда о любви в рассказе А. И. Куприна «Суламифь» ……………………60

Творчество А. Т. Аверченко ……………………………………………………………………………..62

Урок 13. Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко . ……………………………………..62

Вариант урока 13. Претворение евангельского сюжета

в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» ……………………………………………..64

Поэзия Серебряного века ………………………………………………………………………………...66

Урок 14. Символизм. «Старшие символисты» …………………………………………………………...66

Урок 15. Поэзия «младосимволистов» ……………………………………………………………………69

Урок 16. Поэзия В. Я. Брюсова (1873—1924) …………………………………………………………....75

Урок 17. «Поэзия как волшебство» в творчестве К. Д. Бальмонта (1867—1942) ……………………...81

Вариант урока 17. Новаторство поэзии И. Ф. Анненского (1856—1909) ……………………………...88

Урок 18. Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого (1880—1934) ………………………….....97

Урок 19. Акмеизм …………………………………………………………………………………………..98

Урок 20. Мир образов Николая Гумилева (1886—1921) ……………………………………………….100

Урок 21. Ранняя лирика Анны Ахматовой (1889—1966) ………………………………………………104

Урок 22. Футуризм ………………………………………………………………………………………...110

Урок 23. «Эгофутуризм» Игоря Северянина (1887—1941) …………………………………………….117

Уроки 24—25. Сочинение …………………………………………………………………………….......122

Вариант уроков 24—25 (I). Судьба поэтов Серебряного века …………………………………………123

Вариант уроков 24—25 (II). Сонет Серебряного века ………………………………………………….129

Творчество М. Горького ………………………………………………………………………………...138

Урок 26. М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького ……………………………...138

Урок 27. Композиция романтических рассказов М. Горького. . ………………………………………142

Урок 28. Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне» …………………………...145

Урок 29. «Во что веришь — то и есть». Роль Луки в драме «На дне» ………………………………...147

Урок 30. Вопрос о правде в драме Горького «На дне» …………………………………………………150

Урок 31. Обзор романа М. Горького «Мать» ……………………………………………………………152

Вариант изучения романа «Мать» ……………………………………………………………………….153

Урок 1. Образ Павла Власова …………………………………………………………………………….153

Урок 2. Образ Ниловны в романе «Мать» ……………………………………………………………….154

Уроки 32—33. Сочинение по творчеству А. М. Горького ……………………………………………...155

Творчество М. Горького и А. А. Блока ……………………………………………………………….156

Урок 34. Публицистика М. Горького («Несвоевременные мысли»)

и А. Блока («Интеллигенция и революция») ……………………………………………….156

Творчество А. А. Блока …………………………………………………………………………………162

Урок 35. А. А. Блок (1880—1921). Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока ….162

Урок 36. Стихотворение Блока «Незнакомка» ………………………………………………………… 164

Урок 37. «Это все — о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока…………………………… 171

Урок 38. Поэма Блока «Соловьиный сад» (1915)……………………………………………………… 175

Урок 39. Поэма А. А. Блока «Двенадцать» (1918) ………………………………………………………178

Вариант уроков 38—39……………………………………………………………………………………182

Новокрестьянские поэты ……………………………………………………………………………….189

Урок 40. Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева. ………………………………………………..189

Урок 41. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор)…………………………………………………… 194

Творчество С. А. Есенина……………………………………………………………………………….198

Урок 42. Сергей Есенин как национальный поэт………………………………………………………..198

Урок 43. Любовная лирика С. А. Есенина………………………………………………………………..202

Урок 44. Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина»…………………………………………………………207

Урок 45. Трагизм поэмы С. А. Есенина «Черный человек»…………………………………………….210

Творчество В. В. Маяковского ………………………………………………………………………....215

Урок 46. В. В. Маяковский и футуризм.

Поэтическое новаторство В. В. Маяковского (1893—1930)……………………………….215

Урок 47. Поэма В. В. Маяковского «Облако в штанах» ………………………………………………..227

Урок 48. В. В. Маяковский и революция ………………………………………………………………...232

Урок 49. Настоящее и будущее в пьесе В. В. Маяковского «Клоп» …………………………………...234

Уроки 50—51. Сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского …………..239

Творчество А. А. Фадеева ………………………………………………………………………………240

Урок 52. Роман А. А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции ………………………240

Урок 53. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А. А. Фадеева «Разгром» …………..242

Урок 54. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе А. А. Фадеева «Разгром»………………244

Творчество Е. И. Замятина ……………………………………………………………………………..246

Урок 55. Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы» ………………………………..246

Урок 56. Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е. И. Замятина «Мы») ………...249

Вариант урока 56. Урок-семинар. Сопоставительный анализ романа Е. Замятина «Мы»

и романа М. Салтыкова-Щедрина «История одного города» ……………………………..251

Творчество А. П. Платонова …………………………………………………………….……………...254

Урок 57. Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован» …………………………254

Урок 58. Пространство и время в повести А. Платонова «Котлован». . ………………………………258

Урок 59. Метафоричность художественного мышления

А. Платонова в повести «Котлован»…………………………………………………………259

Уроки 60—61. Сочинение по произведениям

Е. Замятина и А. Платонова…………………………………………………………………..261

Вариант уроков 60—61. Контрольная работа по творчеству Е. Замятина и А. Платонова………… 262

Приложение……………………………………………………………………………………………….262

Тест по урокам 1—2……………………………………………………………………………………… 262

Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна………………………………………………………262

Тест по творчеству А. Белого……………………………………………………………………………. 263

Тест по творчеству Н. С. Гумилева………………………………………………………………………264

Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой…………………………………………………………………265

Тест по произведениям С. А. Есенина……………………………………………………………………265

Тест по произведениям В. В. Маяковского …………………………………………………………….. 266

Тест по творчеству М. Горького………………………………………………………………………… 267

Тест по произведениям А. А. Блока………………………………………………………………………268

Задания по прозе и поэзии Серебряного века……………………………………………………………269

Карточки для проведения контрольной работы…………………………………………………………270

Ответы………………………………………………………………………………………………………274

Литература………………………………………………………………………………………………… 275

От авторов

Уважаемые коллеги! Предлагаемое вам пособие представляет собой подробные поурочные планы для первого полугодия 11 класса и ориентировано, прежде всего, на работу в комплексе с учебниками:

Русская литература ХХ века в 2-х частях под редакцией В. П. Журавлева (М.: Просвещение) и интегрированным с ним учебником практикумом А. А. Кунарева.

Русская литература ХХ века. Учебник в 2-х частях под редакцией В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. (М.: Дрофа).

Перед автором книги стояла задача максимального облегчения как подготовки к уроку, так и работы на уроке. Особенностью нашего пособия является его, так сказать, полифункциональность. Педагог может заимствовать из него полные сценарии уроков (они соответствуют реальному ходу уроков) или использовать их частично, встраивая в собственный план урока. Вне зависимости от такого использования пособия, каждый учитель найдет в нем массу интересных и информативных статей на различные темы. В пособии представлены несколько вариантов организации каждого урока и каждой темы, что значительно увеличивает возможности педагога, позволяет ему объединить материал пособия с собственной педагогической системой, выбрать оптимальный вариант проведения занятия.

В книге содержится обширный дополнительный материал, существенно облегчающий подготовку преподавателя к занятию. Также приведена и дополнительная литература для углубленного изучения отдельных тем.

данное пособие имеет автономный характер: в принципе, его одного достаточно для квалифицированной подготовки учителя к занятию, однако оно может использоваться в сочетании с другими учебно-методическими пособиями. Оно полностью соответствует утвержденной государственной программе и написано автором, долгие годы преподававшим русскую литературу в школе, т. е. учитывает необходимость именно в практическом руководстве по проведению уроков литературы.

Надеемся, что эта книга не обманет ваших ожиданий и действительно поможет в вашей педагогической деятельности.

Примерная программа

Программные материалы

Литература начала ХХ века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала века, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Декаданс и модернизм, разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп (2 ч).

Проза начала ХХ века

Иван Алексеевич Бунин (5 ч.). Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Легкое дыхание», новеллы из сборника «Темные аллеи» (по выбору учащихся), повести: «Деревня» или «Суходол». Стихотворения, например: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня», «Ночь». Своеобразие лирического повествования И. А. Бунина. Мотивы увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада, полемика вокруг повести «Деревня». Обращение И. А. Бунина к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в прозе Бунина. Поэтичность женских образов. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы.

Теория. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Индивидуальный стиль писателя.

Александр Иванович Куприн (5 ч.). Рассказы: «Листригоны», «Allez!» «Гамбринус», «Изумруд» (по выбору учащихся). Повести: «Олеся», «Поединок», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору учащихся). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира, мечты героини. Реальная жизнь деревни, ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова, пробуждение души Веры. Поэтика рассказа. Символическое звучание деталей в прозе Куприна (на примере «Гранатового браслета»).

Аркадий Тимофеевич Аверченко (2 ч.). Рассказы (по выбору учащихся). Журнал «Сатирикон» в русской периодике начала века. Своеобразие юмора Аверченко периода «Сатирикона» и «Нового Сатирикона». Резкое изменение тональности рассказов Аверченко после революции. «Смех сквозь слезы» в рассказах и очерках Аверченко (годы эмиграции). Традиции Гоголя и Чехова в прозе Аверченко.

gigabaza.ru

Поурочные разработки по русской литературе

Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, I полугодие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ВАКО, 2005. — 368 с. — (В помощь школьному учителю).

Содержание

Программные материалы …………………………………………………………………………………4

Общая характеристика эпохи …………………………………………………………………………...11

Урок 1. Россия рубежа ХIХ—ХХ веков. Историко-культурная ситуация ……………………………..11

Урок 2. Русская литература на рубеже веков……………………………………………………………...13

Творчество И. А. Бунина ……………………………………………………………………………...….17

Урок 3. И. А. Бунин (1870—1953). Очерк жизни и творчества …………………………………………17

Урок 4. Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня». …………………………………...20

Урок 5. Острое чувство кризиса цивилизации

в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» ……………………………………25

Урок 6. Рассказы И. А. Бунина о любви …………………………………………………………………..31

Вариант урока 6. Анализ рассказов И. А. Бунина

«Грамматика любви», «Солнечный удар» …………………………………………………...33

Творчество А. И. Куприна ……………………………………………………………………………….39

Урок 7. А. И. Куприн. Жизнь и творчество.

Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» ……………………………………. 39

Урок 8. Изображение кризиса армии как кризиса

русской жизни в повести А. И. Куприна «Поединок». ……………………………………...42

Урок 9. Метафоричность названия повести А. И. Куприна «Поединок» ………………………………45

Урок 10. Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» ……………………………..48

Урок 11. Подготовка к сочинению по рассказу «Гранатовый браслет» ………………………………..51

Вариант уроков 10—11. Любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» …………………..55

Урок 12. Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна ……………………………………..58

Вариант уроков 11—12. Легенда о любви в рассказе А. И. Куприна «Суламифь» ……………………60

Творчество А. Т. Аверченко ……………………………………………………………………………..62

Урок 13. Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко . ……………………………………..62

Вариант урока 13. Претворение евангельского сюжета

в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» ……………………………………………..64

Поэзия Серебряного века ………………………………………………………………………………...66

Урок 14. Символизм. «Старшие символисты» …………………………………………………………...66

Урок 15. Поэзия «младосимволистов» ……………………………………………………………………69

Урок 16. Поэзия В. Я. Брюсова (1873—1924) …………………………………………………………....75

Урок 17. «Поэзия как волшебство» в творчестве К. Д. Бальмонта (1867—1942) ……………………...81

Вариант урока 17. Новаторство поэзии И. Ф. Анненского (1856—1909) ……………………………...88

Урок 18. Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого (1880—1934) ………………………….....97

Урок 19. Акмеизм …………………………………………………………………………………………..98

Урок 20. Мир образов Николая Гумилева (1886—1921) ……………………………………………….100

Урок 21. Ранняя лирика Анны Ахматовой (1889—1966) ………………………………………………104

Урок 22. Футуризм ………………………………………………………………………………………...110

Урок 23. «Эгофутуризм» Игоря Северянина (1887—1941) …………………………………………….117

Уроки 24—25. Сочинение …………………………………………………………………………….......122

Вариант уроков 24—25 (I). Судьба поэтов Серебряного века …………………………………………123

Вариант уроков 24—25 (II). Сонет Серебряного века ………………………………………………….129

Творчество М. Горького ………………………………………………………………………………...138

Урок 26. М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького ……………………………...138

Урок 27. Композиция романтических рассказов М. Горького. . ………………………………………142

Урок 28. Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне» …………………………...145

Урок 29. «Во что веришь — то и есть». Роль Луки в драме «На дне» ………………………………...147

Урок 30. Вопрос о правде в драме Горького «На дне» …………………………………………………150

Урок 31. Обзор романа М. Горького «Мать» ……………………………………………………………152

Вариант изучения романа «Мать» ……………………………………………………………………….153

Урок 1. Образ Павла Власова …………………………………………………………………………….153

Урок 2. Образ Ниловны в романе «Мать» ……………………………………………………………….154

Уроки 32—33. Сочинение по творчеству А. М. Горького ……………………………………………...155

Творчество М. Горького и А. А. Блока ……………………………………………………………….156

Урок 34. Публицистика М. Горького («Несвоевременные мысли»)

и А. Блока («Интеллигенция и революция») ……………………………………………….156

Творчество А. А. Блока …………………………………………………………………………………162

Урок 35. А. А. Блок (1880—1921). Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока ….162

Урок 36. Стихотворение Блока «Н

infourok.ru

Поурочное планирование по литературе 11 кл.

п/п

Тема урока

Элементы содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Виды и формы контроля

1.

Особенности литературного процесса рубежа веков

Понятие литературного процесса рубежа веков, его особенностей. Сравнение литературного процесса рубежа веков. Его особенностей в России и европейских странах.

Лекция.

2.

Основные направления развития русской литературы.

Понятие об основных направлениях развития русской литературы. Национальные особенности основных направлений развития литературы.

Лекция.

Вопросы по лекции.

3.

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина.

Философичность лирики и.А.Бунина, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество».

Знать основные факты из жизни и творчества писателя, особенности его художественного мировосприятия, иметь представление об импрессионизме в искусстве.

Уметь давать целостную характеристику произведению с точки зрения воплощения основного замысла, традиций и новаторства, художественного мастерства, определять черты импрессионизма;

уметь видеть в произведении автора и его отношение к героям, событиям, уметь выделять этическую и нравственно-философскую проблематику произведения, уметь определять символику произведения, основные художественные приёмы

Уметь анализировать произведение как сюжетно-композиционное единство, строить устное развёрнутое высказывание

Иметь представление о концепции темы любви в творчестве Бунина, соотносить с традициями в освещении этой темы в литературе 19 века

Уметь обобщать, сравнивать, анализировать, строить самостоятельное развёрнутое высказывание, соотносить с особенностями прозы Бунина и его мировосприятием.

2-3 стихотворение для заучивания наизусть.

4.

«Антоновские яблоки»: поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А.Бунина.

Анализ рассказа в контексте пейзажной лирики Бунина (см.соответствующий раздел учебника).

Эссе.

5.

Размышления о России в повести И.А.Бунина «Деревня».

Анализ текста, образ России.

6.

Социально-философские обобщения в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа.

Письменный ответ на проблемный вопрос.

7.

Поэтика рассказа «Господин из Сан-Франциско».

Практикум.

Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа.

8.

Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы.

Эссе.

9.

Эмигрантская проза И.А.Бунина. Цикл рассказов «Тёмные аллеи»: концепция любви.

Уточнение понятие «цикл рассказов»; «лики любви» в прозе И.А.Бунина.

Эссе.

10.

Жизненный и творческий путь И.А.Куприна.

Проблема самопознания личности в повести «Поединок».

Жизнь и творчество писателя, его художественный мир. Особенности реалистической прозы Куприна, его типичный герой.

Автобиографический и гуманистический характер повести «Поединок».

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Знать основные этапы жизни и творческого пути поэта.

Знать тематическое и жанровое многообразие поэзии Лермонтова.

Знать многообразие толкований темы свободы в лирике поэта.

Знать образную природу словесного искусства.

Уметь сформулировать основные эстетические принципы Пушкина.

Уметь воспроизводить содержание литературного произведения.

Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Уметь определять род и жанр произведения.

Уметь выявлять авторскую позицию.

Уметь выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения

Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Индивидуальное сообщение.

11.

Метафоричность названия повести И.А.Куприна «Поединок».

Смысл названия произведения. Образы главных героев.

12.

Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет».

Система образов рассказа. Символичность названия.

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Поиски духовной гармонии.

Ответ на проблемный вопрос. Эссе.

13.

Изображение мира природы и человека в повести «Олеся».

Поэтическое изображение природы в повестях А.И.Куприна.

Домашнее сочинение по творчеству И.А. Бунина или А.И.Куприна (№1)

14.

М.Горький. Судьба и творчество писателя, публициста и общественного деятеля.

Личность писателя, его творческий путь и художественный мир.

Знать: основные факты жизни и творчества Н.В.Гоголя.

Уметь: подтвердить примерами образы фантастики и реальности в произведениях писателя.

Уметь: выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы.

Знать основные этапы жизни и творческого пути поэта.

Знать тематическое и жанровое многообразие поэзии Пушкина.

Знать многообразие толкований темы свободы в лирике поэта.

Знать образную природу словесного искусства.

Уметь сформулировать основные эстетические принципы Пушкина.

Уметь воспроизводить содержание литературного произведения.

Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Уметь определять род и жанр произведения.

Уметь выявлять авторскую позицию.

Уметь выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения

Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров.

Индивидуальное сообщение.

15.

Раннее творчество М.Горького: романтические рассказы-легенды «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». Урок-семинар.

Проблематика и особенности композиции рассказа.

Таблица «Романтизм М.Горького и его проявление в ранних романтических рассказах писателя».

16.

«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Театр Горького. Особенности драматургии. Тема «дна» и образы его обитателей в драме «На дне». Проблематика, система образов (полилог, «центробежная драматургия»). Анализ конфликта пьесы.

17.

Своеобразие драматургического конфликта в пьесе «На дне».

Формирование литературного процесса и духовного мира читателей.

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Выявление «сквозных тем» и ключевых проблем русской литературы.

Монолог Сатина «Человек…» наизусть.

18.

Спор о правде и мечте. Нравственно-философские мотивы пьесы. Что есть человек в пьесе.

Три правды в пьесе «На дне», её социальная и философско-нравственная проблематика.

Домашнее сочинение по творчеству М.Горького (№2).

19.

«Во что веришь- то и есть».

Роль Луки в драме.

20.

Обзор романа А.М.Горького «Мать».

Образ матери в романе

21.

Контрольная работа №1.

Урок-обобщение по творчеству М.Горького.

Формат ЕГЭ.

22.

Публицистика М.Горького («Несвоевременные мысли») и А.Блока («»Интеллигенция и революция»)

Конспектирование статей.

23.

Общая характеристика модернистских течений в русской поэзии. Урок-лекция.

Общая характеристика модернистских течений в русской поэзии с обоснованием термина «серебряный век» применительно к рассматриваемому периоду литературы.

Знать общественно-политические и исторические предпосылки возникновения модернизма,

знать его основные направления, теоретические понятия «символизм», «декаданс», «акмеизм», «футуризм», «имажинизм»,

знать расстановку «литературных сил»;

иметь представление о серебряном веке русской поэзии и о его значении в русской литературе.

Знать основные теоретические, философско-эстетические основы и приёмы символизма, основные имена, определять новаторство поэтики символистов.

Уметь интерпретировать стихи в рамках символизма, знать и уметь определять особенности художественного мировосприятия поэтов-символистов.

Уметь анализировать, интерпретировать стихотворное произведение, производить сравнительный анализ, обобщать, строить развёрнутое аргументированное высказывание.

Уметь обобщать на основе анализа стихотворений, определять основные мотивы, образы в раскрытии темы поэтом.

Практикум.

Лекция.

Беседа.

24.

Русский символизм и его истоки.

Общая характеристика предсимволистского и символистского периодов в развитии русской поэзии с опорой на творчество Дм. Мережковского, З. Гиппиус, В. Соловьева. Работа над понятием «символ».

Таблица «Русский символизм».

25.

В.Я.Брюсов – идеолог, мэтр русского символизма. Основные темы поэзии. Культ формы.

Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова.

1-2 стихотворения для заучивания наизусть.

26.

К.Д.Бальмонт: основные этапы творческого пути и особенности поэтики. Музыкальность стиха, изящество образов. Утончённость выражения чувств и мыслей.

Основные этапы творческого пути и особенности поэтики К.Бальмонта (с включением самостоятельного анализа стихотворения «Сонеты солнца» в соответствующем разделе учебника).

Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…»

Анализ стихотворения.

27.

А. Белый. Жизнь и творчество (обзор).

Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествие нового Мессии.

Основные этапы творческого пути и особенности поэтики А.Белого (с включением самостоятельного анализа стихотворения «Стальная цикада» в соответствующем разделе учебника).

Интуитивное постижение действительности

28.

Акмеизм: истоки направления, теоретико-эстетическая программа. Утверждение красоты земной жизни.

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

Смысл понятия «акмеизм»; эстетические принципы направления, их реализация в творчестве Н.Гумилёва.

Таблица «Акмеизм»

29.

Н.С.Гумилёв. Жизненный и творческий путь. Героизация действительности в его поэзии. Романтические традиции. Своеобразие лирических сюжетов.

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

Смысл понятия «акмеизм»; эстетические принципы направления, их реализация в творчестве Н.Гумилёва.

1-2 стихотворения для заучивания наизусть.

30.

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.

Футуризм: манифесты, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Поэтические, звуковые, графические эксперименты. Эгофутуристы, кубофутуристы, «Центрифуга»

Таблица «Футуризм».

31-32.

Урок-семинар. Поэтические индивидуальности футуризма. И.Северянин. Оригинальность словотворчества.

В.Хлебников. Поэтические эксперименты Хлебникова. Поэт – философ.

Смысл понятия «футуризм»; эстетические принципы направления, их реализация в творчестве Северянина, Хлебникова.

Особенности их творчества.

Домашнее контрольное сочинение(3) по поэзии Серебряного века

33.

Контрольная работа №2.

«Серебряный век русской поэзии»

Формат ЕГЭ.

34.

А.Блок – жизненные и творческие искания. Блок и символизм.

Биография и особенности творческого пути А.А.Блока.

Уметь интерпретировать стихи Блока в рамках символизма, знать и уметь определять особенности художественного мировосприятия поэта.

Уметь анализировать стихотворное произведение, производить сравнительный анализ, обобщать, строить развёрнутое аргументированное высказывание.

Уметь обобщать на основе анализа стихотворений, определять основные мотивы, образы в раскрытии данной темы поэтом

Иметь представление об отношении поэта к революции, знать содержание статьи «Интеллигенция и революция», уметь давать целостную характеристику объёмному поэтическому произведению, определять символику и её роль в идейном звучании поэмы, художественные особенности поэмы, анализировать образы произведения, отбирать ключевые цитаты

35.

Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме».

Образ «влюблённой души» в «Стихах о Прекрасной Даме» (закрепление понятий «двоемирие», «символизация»). Сочетание в лирике А.Блока биографической и философской основ.

«Вхожу я в тёмные храмы…», «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Я всё гадаю над Тобою…» и др.

Анализ стихотворения.

36.

Тема «страшного мира» в лирике А.Блока.

Тема «страшного мира» в лирике А.Блока. Обзор «городской» лирики. Анализ стихотворений «Незнакомка», «Ночь,улица, фонарь, аптека…» «В ресторане», «Фабрика»). Развитие понятия об образе-символе.

Урок-творческая мастерская.

Образ художника и тема «вочеловечения» поэтического дара в лирике А.Блока.

«Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь. аптека…» - наизусть.

37.

Россия и её судьба в поэзии А.Блока.

Анализ стихотворений «На поле Куликовом», «Россия», «На железной дороге», «Река раскинулась…», «Скифы».

«Россия»- наизусть

infourok.ru

11 класс - Сайт uchoba74!

 

Интернет ресурсы: 

 

  Классика современникам http://bibscher2.blogspot.ru/  

Сайт "Лица русской литературы"http://worldartdalia.blogspot.ru/ 

Журнальный зал  http://magazines.russ.ru/index_arch.html 

Методическая копилка Учителя, воспитателя, родителя (викторины, загадки, игры о писателях книгах и т.д. http://zanimatika.narod.ru/RF25_2.htm# 

UNIVERTV.RU Образовательный видеопортал   http://univertv.ru/video/filologiya/literatura/?page=6  

АУДИОХРЕСТОМАТИЯ  http://xn--80aaleoc0aobsmmdd7a0n.xn--p1ai/ 

«Золотой стихофон»  - gold.stihophone.ru/ 

Российский аудиофонд  «Старое радио» http://www.staroeradio.ru/ 

Новости литературы http://novostiliteratury.ru/2013/05/5-samyx-pravilnyx-knig-dlya-podrostkov/ 

Просто библиоблог  http://novichokprosto-biblioblog.blogspot.ru/p/blog-page_246.html

Учитель словесности   http://ruslut.blogspot.ru/p/blog-page_518.html 

Сайт Перовой И.Н.  http://peressa2009.narod2.ru/ 

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» http :// litera edu.ru 

Стихия: классическая русская / советская поэзия  http :// litera . ru / stixiya / 

Культура письменной речиhttp://www.gramma.ru 

Библиотека Мошкова (художественная литература, включая фантастику, поэзию, исторические романы и пр.).http://lib.ru/
"Вавилон" - современная русская литература (литературная жизнь Москвы; произведения современных авторов и пр.)   http://www.vavilon.ru/ 

Социальная сеть работников образования   http://nsportal.ru/blog/shkola/russkii-yazyk-i-literatura/v-pomoshch-uchitelyuhttp://metlit.nm.ru/

 Современная русская литература – интернет Ресурсы.Новая литературная карта России (Саратов) http://www.litkarta.ru/russia/saratov/news/paley-hor/

120 лучших книг http://books-120.narod.ru/ 

ЖЗ журнальный залhttp://magazines.russ.ru/novyi_mi/redkol/paley/paley.html

uchoba74.jimdo.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *