cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Подготовка к егэ русский язык урок 11 класс – Урок-практикум по русскому языку в 11 классе «Подготовка к ЕГЭ»

Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. 11-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ЕГЭ (А1-А6, С1).

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации ПРЕЗЕНТАЦИИ, сопровождающей все этапы урока.

Ход урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Слайд 1,2

II. Орфоэпическая минутка. А1 Слайд 3

Карточка. Задание: расставить в словах ударение

красивее камбала
коклюш обеспечение
вероисповедание ворожея
торты жалюзи
плесневеть начался
ходатайство звонишь
премировать зубчатый
генезис брала
исчерпать балованный
доверху издревле
каталог мастерски
банты шарфы
углубленный облегчить

 III. Актуализация знаний морфологических норм. А3

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания с комментариями выполняются коллективно)

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Слайд 4

  1. любимые профессора
  2. ярче солнца
  3. более пятьсот (пятисот) миллионов
  4. кратчайший путь

Ответ: 3 Комментарий: при склонении количественных числительных, обозначающих целое число, изменяются все части.

Вопрос: Каким ещё образом может быть сформулировано задание А3

2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

  1. к трёмстам сорока четырём избирателям
  2. едьте поездом
  3. ихними детьми
  4. пятидесятью тремя метрами

Ответ: 1.

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании. Слайд 5

  1. Не едьте поездом , а поезжайте поездом
  2. Не ихними детьми, а их детьми
  3. Не пятидесятью метрами, а пятьюдесятью метрами

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания выполняются самостоятельно, после чего даётся комментарий)

Карточка. Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова. Слайд 6

  1. пара сапог
  2. пара носков
  3. салат из помидоров
  4. занавески из тюли (тюля)

Ответ: 4

Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

1) трое подруг

2) в двух тысяча тринадцатом году

3) более красивый

4) несколько пар джинс

Ответ: 3

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании и дайте объяснения Слайд 7

  1. Не трое подруг, а три подруги.
  2. Не в двух тысяча тринадцатом году, а в две тысячи тринадцатом году.
  3. Не несколько пар джинс, а несколько пар джинсов.

IV. Актуализация знаний синтаксических норм (построение предложений с деепричастиями). А4

1. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Слайд 8

Изображая любой предмет,

1) на картине запечатлевается мироощущение художника.

2) художником создаётся точная его копия.

3) художник передаёт своё представление о мире.

4) для художника важно его собственное мироощущение.

Ответ: 3

Разбор задания:

Основное действие выражено глаголом предаёт

Добавочное действие при основном выражено деепричвстием изображая

2. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 9

Пользуясь фразеологическим словарём,

1) меня поразило богатство языка.

2) сначала читается вступительная статья.

3) объясните значение этого выражения.

4) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.

Ответ: 3

3. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Слайд 10

Применяя новый метод,

1) были достигнуты блестящие результаты.

2) можно быстро овладеть любым языком.

3) язык усваивается очень быстро.

4) сокращаются сроки овладения языком.

Ответ: 2

4.Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 11

Перелистывая страницы,

1) книга показалась мне интересной.

2) на меня нахлынули воспоминания.

3) я на минутку задумался.

4) мне внезапно стало весело.

Ответ: 3

5. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 12

Обнаружив в кометах органические вещества,

1) была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.

2) это даёт основания для важных выводов.

3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.

4) у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.

Ответ: 3

V. Актуализация знаний синтаксических норм (норм согласования, норм управления, норм построения предложений с однородными членами, норм построения СПП). А5

1. Заполнение таблицы “Типичные ошибки в построении предложений”

Слайд 13

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений. Он не переставал любить и вспоминать о Родине.
2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения. Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.
3) Нарушение порядка слов при двойных союзах. Мы не только получили учебник, но и сборник задач.
4) Замена одной части двойного союза на инородное слово. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм). Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.
6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что “в свой жестокий век восславил я свободу”.

2. Работа в группах. Слайд 14

Задание по группам: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам. Заполнив таблицу.

А

. Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Б.

Нужно оплатить за проезд.

В.

Поезд прибыл согласно расписания.

Г.

Комиссия установила о причинах аварии.

Д.

Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Е.

В посёлке интересовались и верили всему необычному.

Ж

. Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

З.

Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

И.

Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

К.

Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Л.

Он любил и увлекался чтением.

М.

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Н.

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

О.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

П.

Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Р.

Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.

С.

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Слайд 15

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений. Е, Л, Н
2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения. И
3) Нарушение порядка слов при двойных союзах. П
4) Замена одной части двойного союза на инородное слово. З, О
5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм). А, Б, В, Г, Д, К, М, С
6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи. Ж

Исправляем грамматические ошибки в предложениях. Слайд 16, 17

Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ. Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.
Нужно оплатить за проезд. Нужно оплатить проезд.
Поезд прибыл согласно расписания. Поезд прибыл согласно расписанию.
Комиссия установила о причинах аварии. Комиссия установила причины аварии.
Такое поведение не свойственно для образованного человека. Такое поведение не свойственно образованному человеку.
В посёлке интересовались и верили всему необычному. В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.
Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению. Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.
Формула используется не только для решения задач, а также для проверки. Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.
Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить. Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить.
Благодаря пожарных огонь был быстро локализован. Благодаря пожарным огонь быстро был локализован.
Он любил и увлекался чтением. Он любил читать и увлекался чтением.
Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления. Следует уделять большое внимание развитию образного мышления.
Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии. Успех в соревновании

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по русскому языку для 11 класса на тему "Подготовка к ЕГЭ"

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ».

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.

Цели урока:

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Ход урока.

Что русский язык – один из богатейших

языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

В. Белинский.

Ученик декламирует отрывок из стихотворения С. Абдуллы, узбекского поэта.

Чтец:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре, -

Выучи русский язык!

Ведущий:

Дорогие ребята! Велико значение языка в жизни человека. О самых высших достижениях человеческой мысли, самых глубоких знаниях и самых пламенных чувствах нам будет неизвестно, если их не выразить ясно и точно в словах. Язык – это орудие для выражения мысли. Издавна в народе бытуют пословицы: «Язык до Киева доведет», «В умной беседе быть – ума прикупить», «Без языка – как без рук».

Итак, начинаем интеллектуально-познавательную игру «Наш великий, могучий русский язык!». Это своеобразный кросс, только не спортивный, а лингвистический. Нужно будет отвечать на вопросы, решать интеллектуальные задачи.

1)Орфоэпическая разминка.

1. На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ. На столах листы с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2-3 мин. расставляют ударение).

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, приткнутый, озвучение, ивовый.

(правильно:добЫча,прибЫвший,асимметрИя,закУпорить,премировАть,вероисповЕдание,водопровОд,избаловАть,обеспЕчение,договОр,завсегдАтай,облегчИть,прИткнутый,озвУчение,Ивовый).

Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами). Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. ( На проекторе слайд с критериями оценки). Спасибо за работу.

2. Задание: «Третий лишний». Каждая команда получает задание на карточке. В каждом ряду надо исключить третье лишнее слово, образованное не тем способом, что все остальные (В1).

1. Сочинитель, допоздна, сумеречно.

2. Протаранить, неточный, ответ.

3. Подорожник, обеденный, почему-то.

4. По-настоящему, внизу, небольшой.

5. Бережливый, секундомер, темнота.

6. Прочность, высадить, реченька.

7. Приветливый, вокруг (нас), (уютная) гостиная.

8. Косогор, подстаканник, распутица.

3. Задание: «Конструкторский». С полученными слова сконструировать словосочетания таким образом, чтобы данное слово было зависимым. Определить вид подчинительной связи в полученных словосочетаниях (В3).

Приблизительные ответы:

засидеться допоздна (прим.),

дать ответ (упр.),

сорвать подорожник (упр.),

небольшой садик (согл.),

посмотреть на секундомер (упр.),

решил высадить (прим.),

приветливый сосед (согл.),

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ.

4 Задание: Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.

КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех)

  1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего слова).

  2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов).

  3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать

( употребление слова в несвойственном ему значении).

  1. Провожая меня, лицо его выражало сожаление. (неправильное употребление Д.О.).

  2. Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных).

5. Задание: «Анализируем текст»

1)Была отличная ночь. (2)Светила луна. (3)Давно я не видел такой ночи. (4)Две чинары стояли, как две скалы, вокруг них конусом легла черная непроглядность, зато акации, туя и разные другие более мелкие кусты и деревья светло серебрились под светом луны и шевелились, журчали, дышали. (5)От их дыхания воздух был сладок. (6)Его можно было пить. (7)Я прошел несколько шагов на слабых ногах и, сев на скамейку, пил воздух. (8)Ну и ночь!

Ю.Трифонов. «Предварительные итоги».

1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. (6)

2. Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер. (7)

3. Найдите предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Укажите его номер. (4)

4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Укажите его номер. (5)

6 Задание:

1)Наш язык – это основная часть нашего общего поведения в жизни.

2)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

3)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая.

4)Но хоть трудно – это надо.

5)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, нашей способности не поддаваться влияниям среды.

(Д.С.Лихачев)

№1. Найти прилагательное в превосходной степени. (Важнейшая)

№2. Найдите частицы. (Хоть, не)

№3. Из предложения 2 выпишите относительное местоимение. (С кем)

№4. В предложении 5 найти сочинительный союз. (Не только, но и)

  1. Задание: Определить художественное средство:

  1. И никто с начала мира не видал такого пира. (А.С.Пушкин) (Гипербола).

  2. Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский) (Олицетворение).

  3. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.С.Тургенев) (Антитеза).

  4. Выхожу один я на дорогу. (М.Ю.Лермонтов) (Инверсия).

  5. Опять язвительности. Жалкие, бессильные.(Ю.Трифонов) (Парцелляция).

  6. Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова) (Анафора).

  7. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)(Литота).

  8. На лице его светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин) (Градация).

Итоги.

Рефлексия.

Домашнее задание.

infourok.ru

Конспект открытого урока по русскому языку в 11 классе на тему «Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ»

Конспект открытого урока по русскому языку в 11 классе

на тему «Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ»

Цели:

На основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения-рассуждения

Развивать умение анализировать предложенный текст, навыки коммуникативного общения, речь, мышление.

Содействовать воспитанию у учащихся активной жизненной позиции, дружбы, товарищества, дисциплинированности и самостоятельности.

Оборудование: плакаты с пословицами и крылатыми выражениями о молодости и молодежи (“Молодому все просто”, “Юность – время золотое: ест и пьет и спит в покое”, “Молодому ошибка – улыбка, старому – горькая слеза”; “Здравствуй, племя младое, незнакомое!”. А.С.Пушкин, “Молодым везде у нас дорога…” В.Лебедев-Кумач и др.)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем работу по подготовке к ЕГЭ. Целью нашей сегодняшней работы будет подготовиться к написанию домашнего сочинения на основе прочитанного текста. При работе с предложенным текстом собрать как можно больше рабочего материала, который пригодится при написании сочинения.

Откройте тетради, запишите число классная работа. Работать будем в группах, поэтому давайте вспомним основные правила работы в группах:

1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.

2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.

3. Умей слушать других.

3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.

4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

II. Разминка.

Прежде чем перейти к основной теме урока, я предлагаю вам небольшую разминку на знание морфологических норм. Проведем тестирование по заданиям из ЕГЭ.( даётся несколько вариантов заданий 1-20

Читаем вопрос, обсуждаем в течение нескольких секунд, поднимаем карточку с номером правильного ответа.

III. Основная часть.

Сегодня наш урок посвящен интересной теме. А какой, вы узнаете, послушав стихотворение Э.Асадова “Можно и нельзя”:

Когда ты прожил три весны всего,

Мир ярок, словно птичье оперенье!

Но чем ты больше ищешь с ним общенья,

Тем меньше допускают до него.

И в шустрых пять, и в бойких восемь лет

Живешь, все те же тяготы неся:

“Да” слышишь редко, чаще слышишь “Нет!”

Запрет на это и на то запрет,

Ну просто, в общем, ничего нельзя!

Нельзя в футбол под окнами гонять,

И в дом со свалки принести щенка,

Нельзя сарай как крепость штурмовать

И кинуть с крыши бомбу из песка.

Ни засидеться с книгой допоздна,

Ни эскимо наесться до отвала,

Ни выпрыгнуть к ребятам из окна,

Ни в чьих-то кур пальнуть из самопала.

И думал я, лишаясь пистолетов,

“Ну, ничего, вот вырасту большой….

Что взрослым-то? Им взрослым, хорошо,

Живи себе и – никаких запретов!

Ребятам вечно пальцами грозя,

Ворчат, ворчат… Ах, даже слушать тошно!

А вот себе не говорят – нельзя,

А вот себе-то все, что хочешь, можно!”.

О, детство, детство – розовый восход,

Где все вокруг бескомпромиссно просто!

Когда б я знал про все запреты взрослым….

Я б задержался в детстве хоть на год!

Как выяснилось, взрослым тоже нет

Покоя от инструкций и рецептов:

Почти на все приятное запрет,

На все, что скучно – никаких запретов!

- Итак, как вы думаете, на какую тему у нас сегодня пойдет разговор? Да, о том, легко ли быть молодым.

- Как вы считаете, какого возраста людей можно называть “молодежью”?

- А легко ли быть молодым? Посмотрите на плакаты с пословицами и крылатыми выражениями о молодости и молодежи. Давайте проголосуем!

(красная карточка – легко, жёлтая – трудно) Запомните результаты голосования, так как мы к ним ещё вернёмся.

Работа с текстом.

- Давайте обратимся к содержанию текста, лежащего у вас на столах. Прочтите его и самостоятельно выполните тестовые задания к нему.

( текст читает учащийся)

Ю.Казаков

1. Молодым быть очень плохо. 2. Жизнь проходит очень быстро, тебе уже семнадцать или восемнадцать лет, а ты еще ничего не сделал. 3. Неизвестно даже, есть ли у тебя какие-нибудь таланты. 4. А хочется большой, бурной жизни! 5. Хочется писать стихи, чтобы вся страна знала их наизусть. 6. Или сочинить героическую симфонию и выйти потом к оркестру – бледному, во фраке, с волосами, падающими на лоб… 7. Что мне делать? 8. Что сделать, чтобы жизнь не прошла даром, чтобы каждый день был днем борьбы и побед? 9. Я живу в тоске, меня мучит мысль, что я не герой, не открыватель. 10. Способен ли я на подвиг? 11. Не знаю. 12. Способен ли я на тяжелый труд, хватит ли у меня сил на свершение великих дел? 13. Хуже всего то, что никто не понимает моей муки. 14. Все смотрят на меня как на мальчишку, даже иной раз ворошат мне волосы, будто мне еще 10 лет.

Тестовые задания.

1. Роль молодежи в обществе.

2. Желание молодежи совершить подвиг.

3. Молодежь никто не понимает.

4. Молодые хотят внимания и славы.

1. Молодым быть очень плохо.

2. Молодежи хочется бурной жизни.

3. Молодым быть хорошо.

4. Молодых надо воспитывать

1. Научный, описание.

2. Публицистический, рассуждение.

3. Публицистический, повествование.

4. Художественный, повествование

1. Синоним.

2. Повтор.

3. Однокоренные слова.

4. Местоимение.

  • 5. Какие средства выразительности используются в предложениях 7,8,10?

Проверь себя:

( проверка выполняется по ключу, предложенному учителем)

- Назовите проблему, которая поднимается в данном тексте и позицию автора.

Индивидуальное сообщение

-Молодость – это время самоопределения. Об этом времени в жизни человека написано немало. Давайте послушаем материал, подобранный по этой теме вашей одноклассницей. (Выступление ученицы с индивидуальным сообщением)

Обсуждение проблемы: “Легко ли быть молодым?”.

1 - Я предлагаю вам подискутировать на эту тему. В самом ли деле молодым быть плохо, как считает герой текста? Давайте поспорим с ним! Пусть 1 и 2 группа будут защищать позицию “Молодым быть трудно”, а 3 и 4 группа – “Молодым быть легко”.

Необходимо за три минуты обсуждения в группе придумать как можно больше аргументов в пользу той или иной точки зрения.

2. Диспут (прения сторон).

- Ну что же, я думаю, идеи, возникшие у нас в ходе дискуссии, помогут вам при написании сочинения.

Физминутка для глаз

-Давайте вспомним, по какой схеме строится сочинение на ЕГЭ.

(работа со схемой, которая озвучивается учащимся)

Работа в группах

1 группа – вступление, проблему

2 группа – комментарий ,авторская позиция

3 группа – аргументы

4 группа- вывод

Выступление групп с результатом работы.

По ходу работы заполняется таблица

Юрий

Казаков

…….

…….

……….

………

-Поменялась ли ваша точка зрения на вопрос, поставленный в начале урока? Как вы теперь считаете? Легко ли быть молодым? (Повторное голосование)

Домашнее задание

Написать сочинение по тексту Ю. Казакова, используя материал, наработанный на уроке

Рефлексия

-А сейчас я попрошу вас оценить свою работу:

Мне все было понятно и в моей работе нет ошибок.

Мне все было понятно, но в моей работе 1 -2 ошибки.

Я многое не понял (не поняла) и допустил (допустила) много ошибок.

Я ничего не понял (не поняла), у меня не было правильных ответов вообще.

Итог урока

-На этом урок окончен, всем большое спасибо

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему: Открытый урок русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека"

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».
Тип урока: повторительно-обобщающий 
Вид урока: практикум 
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.
Цели урока: 
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление. 
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся; 
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств. 
Методические цели: 
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения; 
- осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности; 
- осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся. 


Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции: 
- понимать читаемый текст, 
- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль, 
- аргументировать свою точку зрения, 
- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, 
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, 
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Задачи урока: 
• Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.; 
• Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ; 
• Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования; 
• Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста; 
• Совершенствовать навыки правописания. 
Для реализации задач урока использованы следующие виды работ: 
• Орфоэпическая разминка 
• Лексико-орфографическая работа 
• Творческая работа 
• Тест 
• Подведение итогов урока 
• Домашнее задание 
Методы работы: 
• по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый; 
• по степени активности учащихся: продуктивные, творческие; 
• по источнику знаний: словесные, практические; 
• стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные; 
• интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала; 
• контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль; 
• по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные. 
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ. 
Оборудование: 
Рабочий лист урока (Приложение 1), карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал. 

                                                        ХОД УРОКА. 

Эпиграф: Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего 
ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. 
А. Н. Толстой 
1.Организационный момент. Введение в тему. 
1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи. 
- Здравствуйте, ребята. Я рада  поприветствовать вас на уроке. Улыбнитесь и вы друг другу и своей улыбкой пожелайте хорошего настроения. Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости – учителя русского языка, специалисты и методисты района. Поприветствуем гостей своими улыбками и покажем то, как мы готовимся к ЕГЭ, работая на уроке.  Садитесь.

 -  Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А. Н. Толстой. 
- Как вы понимаете слова известного русского писателя? 

- Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы о школе сложилось приятное впечатление, а имидж был позитивным? 
(Культуру поведения, речи, одежды и п.)

- Отрадно, что в первую очередь вы назвали культуру речи. Как вы считаете, для чего нужно говорить правильно? 
- Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку? Свой ответ аргументируйте. 

Да, исправлю

Нет

Не знаю

- Не нравится, когда говорят неправильно

- Чтобы не смущать человека

- В зависимости от собеседника

- Не надо портить русский язык

- Не обидеть

- В зависимости от настроения

- Чтобы человек больше не допускал ошибок

-Не оказаться бестактным

 

 Отчет выпускника о результатах социологического опроса среди 10-11 классов о культуре речи.

- Давлетшина Лейла провёла собственное расследование, социологический опрос среди 9-11 классов.  Она искала ответ на вопрос: «Как вы поступите, услышав ошибку в речи другого человека?» Что же получилось?  (Ученица называет результаты исследования.)

2. Слово учителя. Называние типа урока, формулирование цели учащимися. 
- Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ. 
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? 
(Цель: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативную компетенцию, умение анализировать текст, и, конечно же, самое главное – разобрать задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания)
- Молодцы.  Продолжим работу. 
3. Работа по теме урока. 
1)Орфоэпическая разминка (проводит подготовленный заранее  сильный учащийся)
- Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. 
В ЕГЭ это задание А 1. На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ. 
На столах листы с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2-3 мин. расставляют ударение). 1 ученик работает у доски. 
Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, приткнутый, озвучение, ивовый. Проверьте себя. (На проекторе слайд с правильными ответами). Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. ( На проекторе слайд с критериями оценки). Спасибо за работу.
(добЫча,прибЫвший,асимметрИя,закУпорить,премировАть,вероисповЕдание, 
водопровОд,избаловАть,обеспЕчение,договОр,завсегдАтай,облегчИть,прИткнутый,озвУчение,Ивовый).Спасибо за работу. 
2) Слово учителя. 
- Ребята, а как вы отнесётесь к мнению А. С. Пушкина? (слова выведены на слайде) 
Как уст румяных без улыбки, 
Без грамматической ошибки 
Я русской речи не люблю. 

- Трудно? - Приглашаю вас к размышлению. Попытаемся разрешить это противоречие и найти ответ на вопрос, что же имел в виду Пушкин. 
3)Решение учебной задачи. Учащиеся работают в группах в течение 3 -5 минут (звучит лёгкая музыка) 
Для решения этой задачи предлагаю разделиться на 2 группы и почувствовать себя: 
1 группа - в роли учителя русского языка, 
2 группа – в роли лингвиста. 
Желаю удачи. Пусть вам помогут наблюдательность, чувство слова, лингвистический микроскоп. 
4)Группы представляют результаты своей работы (3-5 мин). Комментарии учителя. 
- Так что же имел в виду Пушкин, сказав: «… без грамматической ошибки я русской речи не люблю»? 
Вспомним слова Н. В. Гоголя: «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего» 
Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов. 
- В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей». 
- Итак, к какому же выводу мы пришли? Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку? 

4. Редактирование текстов. 
1 группа. Задание: 
Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа. 
КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех) 
1. Впереди лидирует команда наших спортсменов (употребление лишнего слова). 
2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов). 
3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать 
(употребление слова в несвойственном ему значении). 
4. Провожая меня, лицо его выражало сожаление. 
(неправильное употребление Д.О.)
5. Родители хотели устроить праздник более пышнее. 
(неправильное образование форм прилагательных) 
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА. 
Новый ученик (Ф.И.) допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/. 

5. Тестовое задание: 
Тест по заданию ЕГЭ. 
Паронимы - однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении. 
• Чем отличаются данные пары слов? 
• Устно объясните лексические значения паронимов. 
• Выполните тестовые задания (на 3 слайдах). 

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ 
В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ? 
1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги. 
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра. 
3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю. 
4) Танцоров одели в национальные костюмы. 
2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ 
В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ? 
1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой. 
2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия. 
3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина. 
4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан. 
3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ 
В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ? 
1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции. 
2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал. 
3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур. 
4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику. 
Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. 
Осуждение - неодобрение, порицание. 
Надеть что-либо - Одеть кого-либо. 
Освоить – овладеть, довести до состояния годности. 
Усваивать – 1) делать своим, свойственным, присущим себе. 2)Запоминать, выучивать, осваивать 
Проверка. Код ответов: 1, 4, 2 
6. Подведение итогов урока и самооценка: Какую цель мы поставили перед собой? Достигли ли мы поставленной цели? Подумайте и скажите, за что каждого из вас можно похвалить? Каковы ваши ощущения после урока? За время нашей работы выросло удивительное дерево.

Благодаря ему каждый из вас может оценить свою работу на уроке.

- Если вы плодотворно работали на уроке и остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблоки.

- Если урок прошёл для вас хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете цветы.

- Если урок не отличался от прежних и ничего нового он вам не принёс – зелёные листочки.

- А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то жёлтый, чахлый лист.
- Молодцы, ребята. Сегодня мы весь урок говорим о понятии «КУЛЬТУРА». Можем ли мы нашу речь соотнести с этим понятием? 
Каковы для вас составляющие слова «культура»? / Ответы учащихся/. 
Слово учителя: 
(Слова Д.С.Лихачева выведены через проектор на слайде, схема «Секреты хорошей речи») 
- Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге 
« Письма о добром и прекрасном» писал: 
« Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому, учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего, о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля». 
- Я желаю вам лёгкости стиля. 
Давайте сделаем вывод: В ЧЁМ СЕКРЕТЫ ХОРОШЕЙ РЕЧИ? 
Затем учитель выводит на проекторе схему «Секреты хорошей речи»: 
ясность 
точность 
краткость 
выразительность

 7. Домашнее задание:  по группам 
На оценку «3» 
Исправьте речевую ошибку: 
1.Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю. 
2.Мать велела дочери налить себе воды. 
3.Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала её там до тех пор, пока она не кончилась. 
4.Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами. 
5.Этот необыкновенный случай случился со мной в молодости. 
6.Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны. Он посылает эти главы книги своим друзьям. 
7.После своего убийства им овладевает страх. 
На оценку «4» 
1. Выберите необходимое по смыслу слово: 
1. (Этикетные, этические) нормы не позволяли ему брать котлету руками. 2. (Референт, рефери) подбежал к месту предполагаемого падения мяча. 3. Этот (абонент, абонемент) дает вам право на посещение бассейна в течение трех месяцев. 4. Он сел в (медресе, "Мерседес") и уехал. 5. Обогнав своих соперников, бегун до самого финиша оставался (аутсайдером, лидером). 6. Недовольные своими оценками за сочинение абитуриенты могут подать (эпиляцию, апелляцию). 7. Он не слишком разговорчив, предпочитает больше читать, чем общаться с людьми. В общем, типичный (интроверт, экстраверт). 8. Мы решили купить квартиру и обратились за помощью к (дилеру, риэлтеру). 9. (Резюме, реноме) этого достойного политика никак не пострадало от лживых обвинений в его адрес. 10. Программа (сейшена, саммита) была на редкость разнообразной: концерт, дискотека, игры. 
На оценку «5»: 
1. Являются ли синонимами следующие слова? 
Если есть различия в их значениях, то объясните, какие 
Бомонд - элита - истеблишмент; вердикт - вотум; демагогический -декларативный - популистский; интеграция - консолидация; конфессия - вероисповедание; коммивояжер - дистрибьютор - менеджер - брокер; клиринг - клирос; ликвидный - легитимный; мажорный -мажоритарный; масс-медиа - средства массовой информации; меценат- спонсор; геноцид - шовинизм; холдинг - хоспис; суицид - самоубийство; тост - гренок; вестерн - триллер; ортодокс - апологет; локальный - лояльный; фикция - фантом - мистификация; катаклизмы перипетии - пертурбации; коллапс - стагнация; компиляция - плагиат; корректив - поправка; корректный - вежливый; маркетинг -менеджмент; муниципалитет - префектура; субсидия - заработная плата; промоушен - консалтинг, референдум - плебесцит; ликвидный -конвертируемый. 
2. Составьте предложения со следующими словами. 
Факс, фаворит, хит, шейпинг, шлягер, шоп, шоу, вояж, ди-джей, интернет, кич, принтер, скотч, афера, бодибилдинг, хиромантия, подиум.

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему: Урок русского языка. 11 класс. Подготовка к ЕГЭ

ТЕМА УРОКА: «Повторение. Подготовка к ЕГЭ»

ЦЕЛИ УРОКА:

1.Повторить правописание о-е после шипящих.

2.Закрепить орфоэпические нормы.

3.Обобщить знания о знаках препинания в простых и сложных предложениях.

4.Продолжить отработку навыков речеведческого анализа текста.

 

ХОД УРОКА

I.Синтаксическая пятиминутка.

Из рассказа В.Белова «Весенняя ночь» (первый абзац) выписать простое предложение, выделить грамматическую основу, дать характеристику (первый вариант) и сложноподчиненное с придаточным определительным, выделить грамматические основы (второй вариант).

2 вариант.

Весной в родимом лесу нечаянно-быстро приходит та радостно-страшная ночь, когда весь мир и вся Вселенная встают на дыбы.

1вариант.

Жизнь и земля со всею природой выходят из своих берегов и топят душу в безжалостном счастье.

  - Определите  стиль данного текста? (Художественный)

  - Назовите тип речи.(Описание)

  -Найдите выразительные средства речи. (Эпитеты, метафора, фразеологизм).

- Какой образ весны помогают они создать?

II.На улице весна, а у нас с вами впереди трудные испытания - ЕГЭ. Наш урок посвящен повторению того материала, который необходимо знать, чтобы успешно справиться с заданиями ЕГЭ.

Данные на доске слова записать в два столбика: в первый - по лексическому значению (читает учитель), а во второй - все остальные. Поставить ударение.

Христианин, гербы, диспансер, мышление, феномен, кулинария, баловать, приклеить, ветеринария, знамение, закупорить, бензопровод.

Проверить.

1.Феномен,                                             1.Гербы,

2.христианин,                                        2.мышление,

3.кулинария,                                          3.баловать,                                            

4.диспансер,                                          4.приклеить,

5.знамение,                                            5.закупорить,

6.ветеринария.                                       6.бензопровод.

Лексическое значение слов.

1.Феномен – о человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком-нибудь отношении.

2.Христианин – последователь христианства.

3.Кулинария – искусство приготовления пищи.

4.Диспансер – медицинское учреждение, занимающееся не только лечением, но и предупреждением болезней.

5.Знамение – знак, предзнаменование.

6.Ветеринария – наука о болезнях животных и их лечении.

III.Повторение орфографии. Правописание О-Е после шипящих.

Улыбнитесь! Учитель читает текст, а ученики выполняют задание.

- Из текста объяснительного диктанта (2,3,4 абзацы) выписать слова на данную орфограмму:

1вариант – О-Е после шипящих в корне и окончании,

2вариант – О-Е после шипящих в суффиксе.

Проверить.

1вариант – шелк, бессчетных, пчелка, челкой, прожег (глаг.), ожог (сущ.), дирижер, щелкнул;

Жжет, лучом, плечо, деревце, большой, свечой, пейзажем.

2вариант – свежо, речонку, ночевка, ученого, дороженьку, зайчонок, танцор, сожженное, медвежонок, ежовых, горячо, трещоткой.

IV.Речеведческий анализ текста.

Задания.

1.Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. (Публицистический; рассуждение).

2.Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях.

(-Тире между подлежащим и сказуемым,

-Тире в бессоюзном сложном предложении,

-Тире при обособлении приложений (тире вместо запятой при обособлении приложений употребляется, если перед приложением можно вставить слова а именно, то есть, и смысл предложения при этом не меняется)

(-Запятая в сложноподчиненном предложении,

-Запятая при однородных членах предложения,

-Обособление определений,

-Запятая в бессоюзном сложном прежложении)

3.Приведите примеры простых односоставных предложений.

(10, 11, 12, 13, 14,18, 19)

4.Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства речи.

1.Анафора.

2.Фразеологизм.

3.Антонимы.

4.Синонимы.

5.Лексический повтор.

6.Синтаксический параллелизм.

7.Парцелляция.

8.Противопоставление.

9.Метафора.

10.Ряды однородных членов предложения.

5.Назовите средства связи предложений в тексте. Приведите примеры.

6.Задания по содержанию текста.

Какова тема данного текста?

Сформулируйте проблемы, поставленные автором.

Сформулируйте позицию автора.

Согласны ли вы с ним? Свой ответ аргументируйте.

Тема текста-взаимоотношения людей на земле.

Проблемы-люди должны научиться быть терпимы по отношению друг к другу, уважительно относиться к чужому мнению, невозможно творить добро через зло, никакая благая цель не может оправдать жестокие средства.

Позиция автора-люди на планете Земля могут выжить только все вместе, а кровопролитие может погубить всех.

7.Напишите сочинение-миниатюру.

8.Подведение итогов урока.

9.Домашнее задание.

 Учебник. № 506. Анализ текста по плану.  

 

 

   

nsportal.ru

Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОЛГАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

СПАССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС

МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

НОМИНАЦИЯ

«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ»

Методическую разработку подготовила

Мухутдинова Наталия Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе, целью которого является развитие основных компетенций, проверяемых во время ЕГЭ, является примером одного из технологических подходов, которые могут быть использованы в процессе отработки навыков выполнения тестовых заданий и подготовки к написанию сочинения- рассуждения. Данная методическая разработка в полном объёме может быть использована в рамках специальных курсов по подготовке к ЕГЭ в 11 классе, а материалы, предложенные в качестве заданий на разных этапах урока, могут быть использованы на традиционных уроках русского и в основной школе. На данном уроке-практикуме уделено особое внимание отработке навыков выполнения заданий, связанных со знаниями орфоэпических, морфологических и синтаксических норм языка, необходимых для выполнения заданий 4,6,7. Кроме того, предусмотрена подготовка к заданию25 (сочинение-рассуждение), которая заключается в отработке умения сопоставлять аргументы с предложенными для анализа тезисами.

Урок построен таким образом, что учащиеся сначала имеют возможность коллективно разобрать задание, при необходимости получить комментарии учителя, а затем самостоятельно и в группе отработать умение выполнять данное тестовое задание.

Актуальность данной разработки несомненна, так как каждый учитель сталкивается с необходимостью подготовки к ЕГЭ как к единственной форме итоговой аттестации выпускников средней школы.

Методическая разработка может быть полезной учителям, готовящим учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Тип урока: урок-практикум

Цели урока: подготовка к выполнению заданий 4,6,7,25 ЕГЭ по русскому языку.

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка и его литературных норм; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации слайдов, сопровождающих различные этапы урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя с целью мотивации учащихся.

(Слайд №1,2)

II.Орфоэпическая минутка. Задание 4

(Слайд3)

Карточка

Задание: расставить в словах ударение

красивее камбала

коклюш обеспечение

вероисповедание ворожея

торты жалюзи

плесневеть начался

ходатайство звонишь

премировать зубчатый

генезис брала

исчерпать балованный

доверху издревле

каталог мастерски

банты шарфы

углублённый облегчить

III.Актуализация знаний морфологических норм. Задание 6

Задания, направленные на повторение морфологических норм. (Задания с комментариями выполняются коллективно)

(Слайд 4,5)

1.В одном из примеров допущена ошибка в образовании формы слова.

Исправьте ошибку. Обоснуйте свой ответ.

Как вы оформите ответ в бланке ответов?

ярче солнца

более пятьсот (пятисот) миллионов

кратчайший путь

любимые профессора

Комментарий: при склонении количественных числительных, обозначающих целое число, изменяются все части (Ответ: пятисот)

2.Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

к трёмстам сорока четырём избирателям

едьте поездом

ихними детьми

пятидесятью тремя метрами

Ответ:. к трёмстам сорока четырём избирателям

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании.

едьте поездом поезжайте поездом

ихними детьми их детьми

пятидесятью метрами пятьюдесятью метрами

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания выполняются самостоятельно, после чего даётся комментарий)

(Слайд 6,7)

Карточка

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте ошибку

пара сапог

пара носков

салат из помидоров

занавески из тюли (тюля)

Ответ: тюля

Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

трое подруг

в двух тысяча тринадцатом году

более красивый

несколько пар джинс

Ответ: более красивый

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании

трое подруг три подруги

в двух тысяча тринадцатом году в две тысячи тринадцатом году

несколько пар джинс несколько пар джинсов

IV.Актуализация знаний синтаксических норм (построение предложений с деепричастиями). Задание 7

(Слайд8)

1.Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Изображая любой предмет,

1)на картине запечатлевается мироощущение художника.

2)художником создаётся точная его копия.

3)художник передаёт своё представление о мире.

4)для художника важно его собственное мироощущение.

Ответ: 3

Разбор задания:

Основное действие предаёт

Добавочное действие при основном изображая

(Слайд 9-12)

2.Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Пользуясь фразеологическим словарём,

1) меня поразило богатство языка.

2) сначала читается вступительная статья.

3) объясните значение этого выражения.

4) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.

Ответ:3

3.Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Применяя новый метод,

1) были достигнуты блестящие результаты.

2) можно быстро овладеть любым языком.

3) язык усваивается очень быстро.

4) сокращаются сроки овладения языком.

Ответ:2

4.Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Перелистывая страницы,

1)книга показалась мне интересной.

2)на меня нахлынули воспоминания.

3) я на минутку задумался.

4) мне внезапно стало весело.

Ответ: 3

5. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Обнаружив в кометах органические вещества,

1) была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.

2) это даёт основания для важных выводов.

3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.

4) у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.

Ответ:3

V.Актуализация знаний синтаксических норм (норм согласования, норм управления, норм построения предложений с однородными членами, норм построения СПП). Здание 7

(Слайд13)

Таблица «Типичные ошибки в построении предложений» заполняется для того, чтобы стать основой для выполнения задания 7, которое с 2015 года предполагает сопоставление предлагаемого языкового материала (предложений с нарушениями синтаксических норм) с перечнем типичных ошибок в построении предложений.

6)Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

(Слайд 14,15)

2.Работа в группах (карточки)

Задание по группам: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам. Заполните таблицу.

А Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Б Нужно оплатить за проезд.

В Поезд прибыл согласно расписания.

Г Комиссия установила о причинах аварии.

Д Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Е В посёлке интересовались и верили всему необычному.

Ж Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

З Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

И Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

К Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Л Он любил и увлекался чтением.

М Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Н Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

О Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

П Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Р Мы уже давно выписываем журнал «Природу».

С Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Исправьте грамматические ошибки в предложениях (Слайд 16,17)

Такое поведение не свойственно образованному человеку.

В посёлке интересовались и верили всему необычному.

В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.

Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.

Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить.

Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Благодаря пожарным огонь быстро был локализован.

Он любил и увлекался чтением.

Он любил читать и увлекался чтением.

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Следует уделять большое внимание развитию образного мышления.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии.

Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России.

Мы уже давно выписываем журнал «Природу».

Мы узе давно выписываем журнал «Природа»

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

VI.Актуализация знаний синтаксических норм (замены придаточного определительного обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

(Слайд 18)

1.В каких предложениях придаточные заменить нельзя ?Почему?

1. Характерная примета художественного стиля – множество слов, которые употреблены в переносном значении.

2. В тексте много синонимов, которые постепенно складываются в градацию.

3. Участники, которые раньше других справятся с заданием, могут перейти к следующему этапу.

4. Каждый свидетель, который пожелал бы остаться неизвестным, должен получить все гарантии сохранения инкогнито.

5. Друзья были несколько смущены тем напором, который продемонстрировали их соперники.

6. Определение стиля речи обычно не вызывает затруднения у учеников, для которыхданный язык является родным.

7.В Петербурге был открыт ландшафтный класс, где учили юных пейзажистов.

Делаем вывод, анализируя предложения.

2.Заполняем таблицу (Слайд 19)

Замена придаточного определительного причастным оборотом

Придаточные с союзным словом который заменить можно, если…

Придаточные с союзным словом который заменить нельзя, если…

1.слово которыйстоит в форме именительного или винительного падежа без предлога.

1.слово которыйстоит в форме косвенного падежа (кроме винительного падежа без предлога).

2.сказуемое придаточного предложения стоит в форме настоящего или прошедшего времени изъявительного наклонения

2. сказуемое в придаточном предложении стоит в форме будущего времени или сослагательного (условного) наклонения.

3.в главном предложении нетуказательного местоимения (ТОТ, ТОГО, ТОМУ, ТЕ, ТЕХ, ТЕМ И Т. Д.), которое обязательно требует в качестве продолжения придаточного предложения с союзным словом который.

3. в главном предложении есть указательное местоимение (ТОТ, ТОГО, ТОМУ, ТЕ, ТЕХ, ТЕМ И Т.Д.), которое обязательно требует в качестве придаточного предложения с союзным словом который.

!придаточные предложения, в которых вместо слова КОТОРЫЙ встречаются союзные словаГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА, заменить причастным оборотом НЕЛЬЗЯ

(Слайд 20)

В работе над данным заданием можно применять следующий алгоритм

3.Работа по карточкам (с взаимопроверкой) (Слайд 21,22)

Задание: Укажите предложения, в которых придаточную часть можно заменить обособленным определением, выраженнымпричастным оборотом.

1. Княжна Марья посмотрела на Ростова своимлучистым взглядом, который заставлял забыватьнекрасивость её лица.

2. Среди присутствующих Маргарита сразу узналаАзазелло, который стоял у спинки кровати.

3.Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда – то формировались подводой.

4. Громко шелестит под сапогами сухая, ломкаятрава, которую ещё не тронул иней.

5. Как показали исследования учёных, кислорода, которым мы дышим, в составе первичнойатмосферы Земли не было.

6. Так как мы не смогли отменить ту нашу встречу в Лондоне, которая состоится завтра, тобыло принято решение обменять билеты.

7. Сестра постоянно была занята своими какими -тоделами, которые частенько брали верх над учёбой.

8. Вечером мы были на туристической базе, котораястояла на берегу моря и занимала почти полпарка.

9. В приёмную вошёл человек, которого я видел ещё вЛондоне, и сразу направился в кабинет.

10. Есть люди, которые как-то по - особенномучувствуют природу.

4. Самостоятельное выполнение заданий 389-397 тематического теста (сборника Н.Сениной) (стр.200-202)

VII. Работа по подготовке к заданию 25 ЕГЭ по русскому языку

(Слайд 23)

Групповая работа

Задание 1 Подберите аргументы к следующему тезису:

Милосердие – это одно из самых важных чувств, делающих человека Человеком.

Задание 2 Обсудите предложенные фрагменты в группах, сопоставьте с тезисом и укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением данного тезиса. Почему? Обоснуйте ответ.

Фрагменты сочинений:

1) Подтверждение мысли автора можно найти, наблюдая над жизнью человеческого общества. К двадцать первому веку человечество достигло высокого уровня развития, но если бы люди не помогали друг другу, не действовали сообща, то, может быть, до сих пор основным орудием труда являлась бы палка.

2) Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе. Например, о созидательной силе милосердия размышлял Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание». Только Соня Мармеладова, воплощающая собой идею христианского всепрощения, смогла понять истерзанную душу Родиона Раскольникова и повести его к раскаянию и последующему возрождению.

3) Вспомним, что слово «милосердие» не раз встречается в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Милосердие ещё осталось в ожесточённых сердцах москвичей, испорченных, по мнению Воланда, квартирным вопросом. Милосердие движет Маргаритой, которая просит избавить несчастную Фриду от мучительных напоминаний о совершённом ею страшном преступлении. Наконец, Иешуа Га-Ноцри совершает чудо милосердия, молясь о своих палачах и прощая Понтия Пилата.

Задание 3 Подберите аргументы к данным тезисам. (Слайд 24,25)

Тезис:

Годы детства – это прежде всего воспитание сердца.

(В. Сухомлинский)

Тезис:

Безволие, никчёмность – родная сестра подлости.

(В. Сухомлинский)

VIII. Рефлексия (Слайд 26)

Я справился (не справился)….

Я смог (не смог)….

У меня получилось (не получилось)…

Я доволен(не доволен) собой …

Мне было трудно…

Мне было легко…

Мне необходимо поработать над…

Чувствую себя уверенно, выполняя …

infourok.ru

Методическая разработка урока на тему "Подготовка к ЕГЭ" (11 класс)

Тема: Подготовка к ЕГЭ.

Цели :  закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ЕГЭ.

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

ХОД УРОКА.

Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего

ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.

А. Н. Толстой

I.Организационный момент. Введение в тему.

1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.

-Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа. (Слайд 1)Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа.

«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой. (слайд 2)

- Как вы понимаете слова известного русского писателя?

(А.Н. Толстой говорит о богатстве и красоте русского языка, отмечая в первую очередь культуру речи.

- Я считаю, что каждый человек должен знать свой родной язык, уметь правильно говорить, не допуская в речи ошибок.

- Мне кажется, А.Н.Толстой подчеркивает, что Родина - это язык. И только сохранив свой родной язык, мы сохраним свою Родину.

- Эта же мысль проходит красной нитью в стихотворении Анны Ахматовой "Мужество" )

- Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Чтобы речь была грамотной, надо все время заниматься. Посмотрите на слайд. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (слайд №3)

- Готовиться к ЕГЭ.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

- Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ; разобрать задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания, развивать творческие и речевые способности .

Молодцы. Мы сегодня уделим внимание заданиям № 4,6, 8,11, 14, 19 и 25.

II. Актуализация знаний учащихся. Работа по теме урока.

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Какой раздел науки о языке учит нас правильно произносить слова?

-Орфоэпия .

-Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку.

Орфоэпическая разминка.

В ЕГЭ это задание 4. Перед вами листы со словами. Ваша задача правильно расставить в них ударение.

клялАсь, прИнял, принялА, клАла, занятА, звонИт, вручИт, опОшлят, озлОбить, избалОванный,

- Обменяйтесь листочками, проверьте свои записи.

Проверьте себя.(Слайд 6)

Лексическая разминка.

- Вспомните, что такое паронимы? (Это слова одной части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения.

- Перед вами паронимы. Объясните их лексическое значение. Подберите слова, с которыми они могут сочетаться.

- Откройте в брошюре "Я сдам ЕГЭ" урок №13 стр.83, задание 7.

- Прочитайте ряд паронимов и объясните , почему в корне пишется гласная О. - - Поставьте ударение , выделите корень.

- Прочитайте значения паронимов.

годовой - годовалый - годичный

Годичный - продолжающийся в течение года. Годичный испытательный срок.

Годовой - получающийся к концу года. Годовой доход.

Годовалый - проживший один год после рождения. Годовалый ребенок.

- Составьте словосочетания с данными словами , используя один из паронимов.

годичный

отпуск

дочь

командировка

курс

девочка

отсутствие

отчет

сын

цикл

конференция

теленок

план

оценка

Орфографическая пятиминутка. Задания 8 ,9,11.(Слайд 7)

Обменяйтесь листочками с соседом по парте,

г . ризонт

подск . чить

р . сточек

зап . рать

г . ристый

оз . рить

заг . релый

симп . тичный

ск . кать

пар . дировать

ст . пендия

ур . ган

дов . рять

с . минар

р . стение

зак . зать

сыпл . шь ,

поджар . шь ,

раскол . шь ,

реша . мый ,

заброш . нный

- В каком слове пропущена безударную проверяемая ударением гласная корня?

- В каком слове пропущена безударная непроверяемая ударением гласная корня?

- В каком слове пропущена безударная чередующаяся гласная корня?

- Разберите слово заброшенный по составу.

Задание: вставьте Н или НН.

Вспомним теорию.

Вставьте Н или НН в словосочетания.

1. реза..ые дольками фрукты

2. золоче…ые подсвечники

3. записа..ый текст

4. жаре..ое мясо

5.ветре…ая погода

6.стены выкраше…ы краской

7.слома..ый карандаш

8.невида..ый урожай

9.ране..ый в плечо солдат

Обменяйтесь карточками, проверьте работу. Кто хочет проверить свою работу.

( Один ученик работает за компьютером.)

Переходим к следующему этапу работы.

Синтаксическая пятиминутка.

Прочитайте предложение и расставьте знаки препинания.

1.Он доложил князю Багратиону, что против его полка была конная атака французов и что , хотя атака эта была отбита , полк потерял больше половины людей.

2. Блокадный Ленинград стал символом несгибаемой стойкости и мужества , и когда Международному трибуналу были продемонстрированы фотографии , на которых умирающие от голода дети делали снаряды для фронта , то многие отказывались верить ,что такое возможно.

Повторение теории. (Слайд 4)

1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ?

(57 баллов за 100-процентное выполнение ЕГЭ).

2. А сколько баллов из 57 выпускник набирает за задание №25 – сочинение рассуждение по тексту?

(24 балла)

Значит, наша задача – научиться писать сочинение-рассуждение по тексту как можно лучше.

3. Каков должен быть объём сочинения? Что грозит выпускнику, если норма количества слов в сочинении будет меньше установленной нормы?

( Менее 150, но более 70 – баллы по критериям уменьшаются, менее 70 слов – выпускник получает 0 баллов).

4. Правильно ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в формате ЕГЭ? Если допущены ошибки, то назовите их. (Слайд 5)

  1. Проблема.

  2. Своя позиция

  3. Позиция автора

  4. Аргумент 1

  5. Аргумент 2

  6. Комментарий.

  7. Заключение.

Проверим себя!

Правильный план сочинения по тексту: (Слайд 6 + обратная сторона доски)

1. Проблема.

  1. Комментарий.

  2. Позиция автора

  3. Своя позиция

  4. Аргумент 1

  5. Аргумент 2

  6. Заключение.

Прочитайте текст Игоря Константиновича Бражина. Подчеркните ключевые слова. Определите проблему текста.

- Беседа по содержанию прочитанного текста.

1) Сформулируйте ПРОБЛЕМУ, которую поднимает автор данного текста.

- Сравните формулировки проблем.

В анализируемом тексте современный публицист И.К.Бражин затронул вопрос патриотизма творческих людей.

В чем проявляется патриотизм творческих людей в годы войны? Мне кажется, именно проблему патриотизма поднимает в своём тексте современный публицист И.К.Бражин .

2) Поясните текст, авторский замысел и проблему (работа по составлению

КОММЕНТАРИЯ).

- К какому типу проблем принадлежит эта проблема? (нравственная)

- Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?

Раскрывая проблему, автор опровергает истинность пословицы «При громе оружия музы молчат». И. Бражин говорит, что «плохи музы, которые в дни великих народных бедствий могут молчать…». По мнению автора, всегда были творческие люди, которые непосредственно участвовали в боевых действиях (предложения 4-7). В качестве примера, подтверждающего его точку зрения, В. Бражин приводит историю создателя «Слова о полку Игореве», «который проделал вместе с дружиной Игоря весь поход от начала до конца». Продолжая систему аргументов, автор говорит о традициях «певцов-воинов» от Дениса Давыдова до поэтов и прозаиков Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В заключение автор приходит к выводу, что многие творческие люди во все времена отдавали «кровному делу не только свое перо, но и … саму жизнь.

Автор рассуждает по данной проблеме, используя собственные наблюдения.

3) Выявите и сформулируйте ПОЗИЦИЮ АВТОРА

В годы войны творческие люди защищают Родину от врага, не только лично участвуя в военных походах и сражениях, но и создавая патриотические произведения.

Авторская позиция четко прослеживается в данном тексте: творческие люди во время «великих народных бедствий» защищают свою Родину, не только непосредственно участвуют в боевых действиях, но и создают произведения, которые помогают победить.

4) Выразите собственное отношение к позиции автора. Согласны ли вы с мнением? Докажите мысль автора и свою собственную мысль. Приведите два аргумента.

Моя позиция по данной проблеме полностью совпадает с авторской. Роль

творческих людей в военные или просто тяжелые для народа годы очень велика. Ведь именно творческие люди создают произведения, которые помогают людям выжить и победить. Действительно, что может поддержать перед боем лучше, чем вдохновенные строчки о скорой победе.

«В качестве примера, подтверждающего мою точку зрения, я могу привести пример военной и творческой биографии К. Симонова. С началом войны он был призван в армию, работал в газете. Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. В 1943 году К. Симонов получил звание подполковника, а после войны полковника. В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война». Стихи этого поэта переписывались от руки, их читали в окопах, они помогали выжить и победить.

А.Т.Твардовский в годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом. В 1941 году Твардовский начал работать над поэмой «Василий Теркин», которой дал подзаголовок «Книга про бойца». Василий Теркин стал главным героем народной войны. Известно, что свыше 400 поэтов и писателей не вернулись с Великой Отечественной войны, 18 из них стали Героями Советского Союза. Стихи многих поэтов сейчас можно найти в сборнике До последнего дыхания: Стихи поэтов, павших в Великой Отечественной войне. Эти стихи поражают своим лиризмом и верой в победу. Они напоминают нам еще раз о том, что нельзя решать споры между государствами путем войны, путем применения силы. Но главное эти произведения поражают верой в правоту и мужество людей, защищающих свою землю». 

 - Подведение презентации, подготовленной учащейся.

- Подведение итогов урока.

- Рефлексия.

- Дом. задание : написать сочинение по тексту

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *