Олимпиадные задания по физике 11 класс с решениями: Олимпиадные задания по физике (11 класс) по теме: Сборник школьных олимпиадных заданий
Задача 1
Стоя на движущемся вниз эскалаторе, мальчик подбросил монетку, как ему показалось, вертикально вверх, и через τ = 1 с поймал её. Скорость эскалатора V = 1 м/с, а угол его наклона к горизонту α = 30⁰. На какое максимальное расстояние от точки бросания удалялась монетка? В течение какого времени монетка поднималась вверх в системе отсчёта, связанной со стенами шахты эскалатора? Ускорение свободного падения можно считать равным 10 м/с2.
Возможное решение
Максимальное расстояние, на которое монетка удалялась от точки её бросания, проще всего искать в системе отсчёта, связанной с эскалатором. В этой системе отсчёта начальная скорость монетки направлена вертикально, следовательно,
Возможны также решения, в которых ищется максимальное расстояние от монетки до точки бросания (точка пространства) в системе отсчёта, связанной со стенами шахты эскалатора. ТАКОЕ РЕШЕНИЕ ТОЖЕ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНЫМ. В этой системе отсчёта вертикальная составляющая начальной скорости монетки равна
(за положительное выбрано направление вверх), а горизонтальная составляющая начальной скорости монетки равна
ν2 =V∙cosα.
В момент максимального удаления монетки от точки броска, вектор смещения r должен быть перпендикулярен вектору скорости монетки ν (это равносильно тому, что в данный момент расстояние между монеткой и точкой броска не уменьшается и не увеличивается). Пусть ν0 — начальная скорость монетки, тогда
Момент времени, когда векторы r и ν перпендикулярны, найдём из условия равенства нулю их скалярного произведения:
Проекция вектора ν0 на ось, направленную вертикально вверх, равна ν1, поэтому
По теореме Пифагора
Получаем уравнение на t
Аналогичное уравнение можно получить аналитически. Расстояние между монеткой и точкой броска будет меняться со временем по закону
Расстояние r будет максимально тогда, когда максимален квадрат расстояния r
решение t = 0 соответствует минимуму функции r2(t). Поскольку мы ищем максимум, то уравнение можно сократить на t. Получим квадратное уравнение
решив которое, найдём что расстояние максимально в момент времени
Второй корень квадратного уравнения рассматривать не нужно, поскольку он больше 1 с (то есть соответствует моменту времени после того, как мальчик поймал монетку). Максимальное расстояние между монеткой и точкой броска
r(tm) ≈ 1,09 м.
Из закона сложения скоростей получаем, что в системе отсчёта, связанной со стенами шахты эскалатора, вертикальная составляющая начальной скорости монетки равна: g(τ/2) – V∙sinα. Тогда
Ответ: t = 0,45 с
Критерии оценивания
Найдено максимальное расстояние от монетки до точки её бросания (либо в системе отсчёта мальчика, либо в системе отсчёта стен шахты) | 4 балла |
Применён закон сложения скоростей | 2 балла |
Найдено время t | 4 балла |
Задача 2
Рисунок 2.1
Льдинка с вмороженным в неё металлическим слитком подвешена на лёгкой нити и частично погружена в цилиндрический стакан с водой так, что лёд не касается стенок стакана. Площадь дна стакана S = 100 см
Возможное решение
Рисунок 2.2
Рассмотрим внешние силы, действующие на содержимое стакана, в которое включим воду, льдинку и слиток. Сила тяжести компенсируется двумя направленными вверх внешними силами – силой натяжения нити F/2 и силой реакции дна стакана. Последняя, в свою очередь, равна по модулю силе давления на дно со стороны жидкости. Из условия равновесия содержимого стакана в исходном состоянии следует:
где h1 – высота уровня воды в исходном состоянии.
После таяния льдинки масса содержимого сохраняется, но изменяется уровень воды в стакане и, следовательно, давление воды около дна. Кроме этого, на содержимое перестаёт действовать сила F/2, но на дно с силой
начинает действовать слиток. Новое условие равновесия содержимого имеет вид:
S∙ρ0∙g∙h2 + N = mсодерж∙g
где h1 – высота уровня воды в исходном состоянии.
Вычитая из первого уравнения второе, получим выражение для изменения уровня воды в стакане:
Так как эта величина положительная, то уровень воды в стакане повысится.
Критерии оценивания
Записано условие равновесия содержимого в исходном состоянии | 2 балла |
Записано условие равновесия содержимого в конечной ситуации | 2 балла |
Получено выражение для изменения уровня жидкости | 2 балла |
Получено численное значение для изменения уровня жидкости | 2 балла |
Явно указано, что уровень повысится | 2 балла |
(Если задача решалась через объём погружённой льдинки и изменение объёмов при таянии, то за верное выражение для изменения уровня – 6 баллов.) |
Задача 3
Один моль аргона участвует в процессе, в ходе которого теплоёмкость остаётся постоянной и равной C =10 Дж/К. При этом аргон увеличил свой объём, совершив работу A = 40 Дж. Найдите изменение температуры аргона и подведённое к нему количество теплоты.
Возможное решение
Запишем для данного процесса первое начало термодинамики:
т. е. газ охлаждался. Подведённое к газу количество теплоты равно:
Q = C∙∆T = – 162 Дж,
т. е. газ в данном процессе отдавал теплоту.
Критерии оценивания
Записано первое начало термодинамики | 4 балла |
Найдено изменение температуры газа | 2 балла |
Найдено количество теплоты | 2 балла |
Указано, что газ тепло отдавал (получен ответ со знаком минус) | 2 балла |
Задача 4
Электрическая цепь представляет собой проволочную сетку, состоящую из звеньев, имеющих одинаковые сопротивления R.
Одно звено заменено на вольтметр, сопротивление которого тоже равно R. К сетке подключён источник напряжения U0 = 14 В так, как показано на рисунке. Найдите показание вольтметра.
Рисунок 4.1
Возможное решение
Изобразим схематически токи, текущие в звеньях сетки, учитывая её симметрию и закон Ома для участка цепи. Согласно этому закону, силы тока в параллельных звеньях, находящихся под одинаковым напряжением, обратно пропорциональны сопротивлениям этих звеньев. При изображении токов также нужно учитывать закон сохранения электрического заряда для узлов сетки – сумма токов, втекающих в узел, должна быть равна сумме токов, вытекающих из узла.
Рисунок 4.2
Точки подключения источника напряжения расположены на вертикальной оси симметрии сетки. Поэтому токи, текущие налево и направо от оси симметрии сетки, вытекающие из данного узла или втекающие в данный узел, должны быть одинаковыми. Обозначим токи, текущие налево и направо от верхнего среднего узла сетки, через I. Тогда ток, втекающий в верхний средний узел, равен 2I. При обходе левой (и правой) верхней четверти сетки суммарное падение напряжения должно быть равно нулю. Следовательно, токи, текущие налево и направо от центрального узла сетки, одинаковы и равны 4I. Значит, токи, текущие вниз от левого среднего и от правого среднего узла сетки, равны 5I.
Выразим напряжение источника U
Он равен 14 I и течёт от центрального узла сетки к нижнему среднему узлу.
Для вольтметра можно записать: Uv = 4∙IR.
Отсюда Uv = 4∙U0 / 14 = 2∙U0 / 7 = 4В.
Ответ: Uv = 4В
Критерии оценивания
Установлено распределение токов в звеньях сетки | 3 балла |
Найдена связь между током, текущим через вольтметр, и токами в других частях цепи | 1 балл |
Установлена связь между напряжением источника и током, текущим в какой-либо части цепи | 2 балла |
Установлена связь между показанием вольтметра и током, текущим через него | 1 балл |
Получено выражение для связи напряжения источника и показания вольтметра | 2 балла |
Получен численный ответ для показания вольтметра | 1 балл |
Задача 5
Электрическая цепь состоит из соединённых последовательно идеального источника напряжения с ЭДС E = 12 В, резистора, разомкнутого ключа и заряженного до напряжения 2∙E конденсатора (полярность указана на схеме). Ключ замыкают.
Определите напряжение U на конденсаторе в тот момент, когда количество теплоты, выделившееся в резисторе, окажется в 3 раза меньше энергии, оставшейся в конденсаторе.
Возможное решение
Полярность зарядки конденсатора всегда останется такой же, какой она была вначале. Поскольку исходное напряжение на конденсаторе превышает ЭДС источника, то после замыкания ключа ток в цепи потечёт против часовой стрелки. К интересующему нас моменту времени заряд, протекший через источник (и подзарядивший его), равен q = C∙(2E – U) . Запишем закон сохранения энергии с учётом выделившегося количества теплоты и работы, совершённой источником:
Отсюда, с учётом того, что
получим:
Ответ: U = 18 В
Критерии оценивания
Определена начальная энергия конденсатора | 1 балл |
Найден протёкший через источник заряд | 1 балл |
Найдена работа, совершённая источником | 1 балл |
Записан закон сохранения энергии | 4 балла |
Получено выражение для напряжения на конденсаторе | 2 балла |
Получено численное значение напряжения на конденсаторе | 1 балл |
Общие рекомендации по оцениванию работы
- За каждое верно выполненное действие баллы складываются.
- При арифметической ошибке (в том числе ошибке при переводе единиц измерения) оценка снижается на 1 балл.
- Максимум за 1 задание – 10 баллов.
- Всего за работу – 50 баллов.
Содержание
- Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
Задача 1
Содержание ↑
Колесо обозрения радиусом R = 60 м вращается с постоянной угловой скоростью в вертикальной плоскости, совершая полный оборот за время T = 2 мин. В момент, когда пол одной из кабинок находился на уровне центра колеса (показано стрелкой), пассажир этой кабинки положил на пол плоский предмет. При каком минимальном коэффициенте трения между предметом и полом предмет не начнёт скользить в тот же момент? Зависит ли ответ от того, в какую сторону вращается колесо? Размеры кабинок можно считать намного меньшими радиуса колеса.
Возможное решение
Содержание ↑
Так как размеры кабинок можно считать намного меньшими радиуса колеса, то, следовательно, центры колеса и окружности, по которой движется тело, почти совпадают, и в нашем случае вектор ускорения предмета можно считать направленным горизонтально.
Запишем второй закон Ньютона для тела в проекциях на вертикальную и горизонтальную оси соответственно:
N = mg,
Fтр = mω2R, ω = 2π/T.
Если тело не проскальзывает по поверхности, то Fтр ≤ μN = μmg.
Следовательно,
и минимальный коэффициент трения
Критерии оценивания
Содержание ↑
- Вектор ускорения направлен (почти) горизонтально: 2 балла
- N = mg: 1 балл
- Fтр = mω2R: 2 балла
- ω = 2π/T: 1 балл
- Fтр ≤ μN: 2 балла
- : 2 балла
Максимум за задачу – 10 баллов.
Задача 2
Содержание ↑
На наклонной плоскости с углом наклона α к горизонту находится система из двух небольших одинаковых шариков, закреплённых на лёгкой спице, верхний конец которой закреплён шарнирно на плоскости. Расстояния между шариками и от шарнира до ближайшего к нему шарика одинаковы и равны l. Систему выводят из положения равновесия, повернув спицу на 90° (при этом шарики касаются плоскости), и отпускают без сообщения начальной скорости. Найдите отношение модулей сил натяжения спицы на её свободных участках в момент прохождения спицей положения равновесия. Трением можно пренебречь.
Возможное решение
Содержание ↑
Пусть масса одного шарика равна m, T1 – сила реакции, действующая со стороны верхней свободной части спицы на верхний шарик, T2 – сила реакции, действующая со стороны нижней свободной части спицы на нижний шарик.
Пусть в момент прохождения спицей положения равновесия её угловая скорость равна ω. Запишем закон сохранения механической энергии:
Применим второй закон Ньютона для верхнего шарика в момент прохождения системой положения равновесия:
T1 – T2 – mg·sinα = mω2l = (6/5)·mg·sinα
и для нижнего шарика:
T2 – mg·sinα = mω2·2l = (12/5)·mg·sinα
Решая полученную систему уравнений, находим:
T1 = (28/5)·mg·sinα, –T2 = (17/5)·mg·sinα
откуда окончательно получаем:
T1/T2 = 28/17
Критерии оценивания
Содержание ↑
Закон сохранения механической энергии: 4 балла
T1 – T2 – mg·sinα = mω2l: 2 балла
T2 – mg·sinα = mω2·2l: 2 балла
T1/T2 = 28/17
Максимум за задачу – 10 баллов.
Задача 3
Содержание ↑
В вертикальном теплоизолированном цилиндре под тяжёлым подвижным поршнем находится одноатомный идеальный газ, занимающий объём V. На поршень ставят груз, имеющий массу вдвое большую, чем масса поршня. Найдите объём газа в новом положении равновесия. Давлением над поршнем и трением поршня о стенки цилиндра можно пренебречь.
Возможное решение
Содержание ↑
Запишем для начального состояния n молей газа уравнение Клапейрона‒ Менделеева:
(mg/S)·V = νRT1
Здесь m – масса поршня, S – площадь его сечения, T1 – начальная температура газа. Для конечного состояния, в котором газ занимает объём V2:
(3mg/S)·V2 = νRT2
Из закона сохранения энергии, применённого для системы «газ + поршень + груз», следует:
3/2·νR(T2 – T1) = 3mg·(V – V2)/S
Решая систему уравнений, получаем:
V2 = 3/5 · V
Критерии оценивания
Содержание ↑
- (mg/S)·V = νRT1: 2 балла
- (3mg/S)·V2 = νRT2: 2 балла
- Закон сохранения энергии: 4 балла
- V2 = 3/5 · V: 2 балла
Максимум за задачу – 10 баллов.
Задача 4
Содержание ↑
Всё пространство между обкладками плоского конденсатора занимает непроводящая пластина с диэлектрической проницаемостью e = 2. Этот конденсатор через резистор с большим сопротивлением подключён к батарее с ЭДС E = 100 B. Пластину быстро вынимают так, что заряды пластин конденсатора за время удаления пластины не успевают измениться. Определите, какую минимальную работу необходимо совершить для такого удаления пластины. Какое количество теплоты выделится в цепи к моменту, когда система придёт в новое равновесное состояние? Электрическая ёмкость незаполненного конденсатора C0 = 100 мкФ.
Возможное решение
Содержание ↑
До удаления пластины энергия конденсатора была равна:
q2/2C0ε, где q = εC0E – заряд на пластинах конденсатора.
При удалении пластины заряд конденсатора не успевает измениться. Это означает, что энергия конденсатора после удаления пластины стала равна q2/2C0.
Работа, которую необходимо совершить при удалении пластины, равна:
В новом равновесном состоянии заряд конденсатора будет равен C0E. Значит, через батарею протечёт заряд εC0E – C0E = (ε – 1)C0E (батарея при этом совершит отрицательную работу). Запишем закон сохранения энергии:
Критерии оценивания
Содержание ↑
- q = εC0E: 1 балл
- W1 = q2/2C0ε: 1 балл
- W2 = q2/2C0ε: 1 балл
- A = W2 –W1: 1 балл
- A = 1Дж: 0.5 балла
- Протёкший заряд через батарейку (ε – 1)C0E: 2 балла
- Батарейка совершает отрицательную работу: 2 балла
- Закон сохранения энергии в виде W1 + Aб = W2 + Q: 1 балл
- Q = 0.5 Дж: 0.5 балла
Максимум за задачу – 10 баллов.
Задача 5
Содержание ↑
В электрической цепи, схема которой изображена на рисунке, при разомкнутом ключе через амперметр протекает ток силой I1 = 0,5 А, а при замкнутом ключе – силой I2 = 0,8 А. Определите напряжение между контактами разомкнутого ключа. ЭДС каждого источника E = 2,0 В, их внутренние сопротивления одинаковы.
Возможное решение
Содержание ↑
Пусть сопротивление амперметра равно R, а внутреннее сопротивление источника равно r. При разомкнутом ключе закон Ома для полной цепи имеет вид:
I1(r + R) = E.
После замыкания ключа силы токов, текущих через батарейки, равны ½·I2 .
Выберем замкнутый контур, содержащий амперметр, и также применим для него закон Ома для полной цепи:
½·I2r + I2R = E.
Отсюда находим:
Напряжение между контактами разомкнутого ключа равно:
Критерии оценивания
Содержание ↑
- I1(r + R) = E: 2 балла
- После замыкания ключа токи, текущие через батарейки, равны ½·I2: 2 балла
- ½·I2·r + I2·R = E: 3 балла
- U = 1.5 В: 3 балла
Максимум за задачу – 10 баллов.
В случае, если решение какой-либо задачи отличается от авторского, эксперт (учитель) сам составляет критерии оценивания в зависимости от степени и правильности решения задачи.
При правильном решении, содержащем арифметическую ошибку, оценка снижается на 1 балл.
Всего за работу – 50 баллов.
Олимпиада по физике 11 класс школьный тур
Школьный тур олимпиады
Физика
11 класс
Стеклянный шарик падает в воду с ускорением 5,8м/с2. Найти плотность стекла, если плотность воды равна 1000кг/м3 (15 баллов)
2. Шарик массой , заряд которого , подвешен на нити длиной . Над точкой подвеса на расстоянии от нее помещен заряд . Шарик отклоняют от положения равновесия на угол и отпускают. Найти скорость шарика и силу натяжения нити при прохождении шариком положения равновесия. Значение электрической постоянной ε0 = 8,85·10–12 Ф/м.
(35баллов)
3. По двум параллельным проводникам, находящимся друг от друга на расстоянии , перемещают перемычку с постоянной скоростью . Между проводниками включены последовательно два конденсатора, причем отношение их емкостей . Вся система находится в постоянном магнитном поле, вектор индукции которого ортогонален плоскости, в которой лежат проводники. Какова индукция магнитного поля, если на конденсаторе напряжение .
(30 баллов)
4. Экспериментатор набрал на улице мокрого снега, имеющего температуру 0°С, поместил его в морозильную камеру и начал через равные промежутки времени измерять его температуру, занося данные в журнал (первая запись была сделана сразу после начала эксперимента). Однако впоследствии журнал был испорчен, так что удалось прочитать только значения температуры, соответствующие десятой и одиннадцатой записям: –0,5 °С и –4 °С соответственно. Определите по этим данным массовую долю воды в мокром снеге. Удельная теплоемкость льда 2,1·103Дж/(кг·°С), удельная теплота плавления льда 3,35·105 Дж/кг.
(20 баллов)
Решения заданий школьной олимпиады
школьников по физике
11 класс
1. Стеклянный шарик падает в воду с ускорением 5,8 м/с2. Найти плотность стекла, если плотность воды равна 1000 кг/м3 (15 баллов)
Решение
2. Шарик массой , заряд которого , подвешен на нити длиной . Над точкой подвеса на расстоянии от нее помещен заряд . Шарик отклоняют от положения равновесия на угол и отпускают. Найти скорость шарика и силу натяжения нити при прохождении шариком положения равновесия. Значение электрической постоянной ε0 = 8,85·10–12 Ф/м. (35баллов)
Решение
Будем отсчитывать потенциальную энергию от положения равновесия. С учетом потенциальной энергии электростатического взаимодействия, из закона сохранения энергии имеем
(1)
Здесь и расстояния между зарядами в момент, когда шарик отклонен от положения равновесия и в положении равновесия соответственно.
Очевидно .
По теореме косинусов находим
Из (1) получаем
.
Подставляя сюда выражения для и окончательно находим
.
Вычисляя по полученной формуле, находим .
Найдем силу натяжения нити в положении равновесия шарика. Под действием сил натяжения нити , тяжести и кулона шарик движется по дуге окружности, т.е. ускорено :
.
Выбирая ось направленную вертикально вверх, для проекция сил на эту ось находим:
,
.
Ответ: , .
3. По двум параллельным проводникам, находящимся друг от друга на расстоянии , перемещают перемычку с постоянной скоростью . Между проводниками включены последовательно два конденсатора, причем отношение их емкостей . Вся система находится в постоянном магнитном поле, вектор индукции которого ортогонален плоскости, в которой лежат проводники. Какова индукция магнитного поля, если на конденсаторе напряжение .
(30 баллов)
Решение
Модуль ЭДС индукции, возникающей при перемещении перемычки в магнитном поле с индукцией , равен
.
Общая емкость последовательно соединенных конденсаторов и равна
.
Таким образом, заряд накопленный конденсаторами равен
.
Следовательно
.
Но при последовательном соединении , где заряд на емкости .
Отсюда
.
Ответ:
4. Экспериментатор набрал на улице мокрого снега, имеющего температуру 0°С, поместил его в морозильную камеру и начал через равные промежутки времени измерять его температуру, занося данные в журнал (первая запись была сделана сразу после начала эксперимента). Однако впоследствии журнал был испорчен, так что удалось прочитать только значения температуры, соответствующие десятой и одиннадцатой записям: –0,5 °С и –4 °С соответственно. Определите по этим данным массовую долю воды в мокром снеге. Удельная теплоемкость льда 2,1·103Дж/(кг·°С), удельная теплота плавления льда 3,35·105 Дж/кг.
(20 баллов)
Решение
Пусть интервал времени, через который производится измерение температуры, равен T, тогда, в соответствии с записями в журнале, температура стала равной t1=–0,5°С через 9T, а t2=–4°С – через 10T. В течение первого интервала времени вся имевшаяся в мокром снеге вода замерзла. Тогда, считая мощность отъема тепла в морозильной камере постоянной, запишем уравнения теплового баланса:
От начала эксперимента до 10-го измерения:
9TP=φmλ+cm|t1|;
от 10-го до 11-го измерения:
TP=cm (|t2|–|t1|), где P – мощность отъема тепла, m – масса снега, φ – массовая доля воды в мокром снеге. Из полученных уравнений несложно найти
φ=c(9|t2|–10|t1|)/λ
Подставляя численные значения, получаем φ ≈0,19. Ответ: 19%.
Решение школьного этапа всероссийской олимпиады
школьников по физике в 2015 — 2016 учебном году
класс.
1.Рыбка в опасности. Проплывая со скоростью V мимо большого коралла, маленькая рыбка почувствовала опасность и начала движение с постоянным (по модулю и направлению) ускорением a = 2 м/с2 . Через время t = 5 с после начала ускоренного движения её скорость оказалась направленной под углом 90 к начальному направлению движения и была в два раза больше начальной. Определите модуль начальной скорости V, с которой рыбка плыла мимо коралла.
Решение 1: Воспользуемся векторным уравнением
V кон = V + a*t . Учитывая, что Vкон = 2V и что
V кон V, его можно изобразить в виде векторного треугольника скоростей. Используя теорему Пифагора, находим ответ: V = at = 4,5 м/с.
√5
Правильность (ошибочность) решения
Баллы
Полное верное решение
10
Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.
8
Построен треугольник скоростей
5
При помощи теоремы Пифагора найден ответ
5
Если задача решалась аналитически, первые 5 баллов даются за записанную систему уравнений (зависимости проекций скорости от времени)
5
Получен верный ответ
5
Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).
0-1
Решение неверное, или отсутствует.
0
2. Два одинаковых шарика, массой каждый, заряжены одинаковыми знаками, соединены нитью и подвешены к потолку (рис.). Какой заряд должен иметь каждый шарик, чтобы натяжение нитей было одинаковым? Расстояние между центрами шариков . Чему равно натяжение каждой нити?
Коэффициент пропорциональности в законе Кулона k = 9·109 Нм2/Кл2.
Решение 2:
На рисунке представлены силы действующие на оба тела. Из него видно, что
Учитывая, что находим
Кл.
Правильность (ошибочность) решения
Баллы
Полное верное решение
10
Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.
8
Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки (не физические, а математические).
5-6
Сделан рисунок с действующими силами, записан 2 закон Ньютона для 1 и 2 тела.
5
Получен верный ответ
5
Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение.
2-3
Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).
0-1
Решение неверное, или отсутствует.
0
Задача 3.
В калориметре находится вода массой mв = 0,16 кг и температурой tв = 30 оC. Для того,
чтобы охладить воду, из холодильника в стакан переложили лед массой mл = 80 г. В
холодильнике поддерживается температура tл = –12 оC. Определите конечную температуру в
калориметре. Удельная теплоёмкость воды Cв = 4200 Дж/(кг* оC), удельная теплоёмкость льда
Cл = 2100 Дж/(кг* оC), удельная теплота плавления льда λ = 334 кДж/кг.
Решение 3:
Так как неясно, каким будет конечное содержимое калориметра (растает ли весь лёд?)
будем решать задачу «в числах».
Количество теплоты, выделяемое при охлаждении воды: Q1 = 4200*0,16*30 Дж = 20160
Дж.
Количество теплоты, поглощаемое при нагревании льда: Q2 = 2100*0,08*12 Дж = 2016
Дж.
Количество теплоты, поглощаемое при таянии льда: Q3 = 334000*0,08 Дж = 26720 Дж.
Видно, что количества теплоты Q1 недостаточно для того, чтобы расплавить весь лёд
(Q1 < Q2 + Q3). Это означает, что в конце процесса в сосуде будут находится и лёд, и вода, а
температура смеси будет равна t = 0 оC.
Правильность (ошибочность) решения
Баллы
Полное верное решение
10
Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.
8
Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки (не физические, а математические).
5-6
Записана формула для расчета количества теплоты для 1, 2 и 3 процесса(по 2 балла за каждую формулу)
Получен верный ответ
5
Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение.
2-3
Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).
0-1
Решение неверное, или отсутствует.
0
Задача 4
Экспериментатор собрал электрическую цепь, состоящую из разных батареек с
пренебрежимо малыми внутренними сопротивлениями и одинаковых плавких
предохранителей, и нарисовал ее схему (предохранители на схеме обозначены черными
прямоугольниками). При этом он забыл указать на рисунке часть ЭДС батареек. Однако
экспериментатор помнит, что в тот день при проведении опыта все предохранители остались
целыми. Восстановите неизвестные значения ЭДС.
Решение 4:
Если бы при обходе какого-либо замкнутого контура алгебраическая сумма ЭДС была
бы не равной нулю, то в этом контуре возник бы очень большой ток (из-за малости
внутренних сопротивлений батареек), и предохранители перегорели бы. Поскольку такого не
произошло, можно записать следующие равенства:
E1− E2 − E4 = 0, откуда E4 = 4 В,
E3 +E5 − E4 = 0, откуда E5 = 1 В,
E5 +E2 − E6 = 0, откуда E6 = 6 В.
Правильность (ошибочность) решения
Баллы
Полное верное решение
10
Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.
8
Сформулирована идея о равенстве нулю суммы ЭДС при обходе любого контура
4
Правильно найденные значения трех неизвестных ЭДС – по 2 балла за каждую
6
Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение.
2-3
Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).
0-1
Решение неверное, или отсутствует.
0
Эта брошюра — последняя в серии — необычна. Весь год наши читатели получали информацию о новых проблемах физики, астрономии, математики, о последних достижениях и открытиях. А теперь мы даем им возможность узнать о самих себе.
«Знаете ли вы физику? » — так можно было бы озаглавить брошюру академика П. Л. Капицы. Но это название, вероятно, оказалось бы слишком упрощенным.
Задачи Капицы иногда очень трудны, и не решить их не значит не знать физику. Но они и не таковы, чтобы их невозможно было решить новичку. Некоторые из них даже довольно просты. Но ни одна не поддастся вам, если вы не умеете вникать в сущность физического процесса. Многие задачи настолько содержательны, что подробное их решение с анализом превращается в небольшое научное исследование.
Как видите, полная пестрота. Но попробуйте в ней разобраться. И если это вам удастся, вы сможете заявить: Я понимаю физику.
Напечатанные в этом сборнике задачи были составлены мной для студентов Московского физико-технического института, когда в 1947— 1949 гг. я там читал курс общей физики. В этот сборник вошли также задачи, которые давались на экзаменах при поступлении в аспирантуру Института физических проблем Академии наук СССР. Эти задачи собрали вместе и подготовили к печати студенты физтеха, недавно окончившие институт И. Ш. Слободецкий и Л. Г. Асламазов.
При составлении этих задач я преследовал определенную цель, поэтому они были составлены не обычным образом. Чтобы их решение для читателя представляло интерес, следует сделать некоторые разъяснения.
Хорошо известно, какое большое значение имеет решение задач при изучении точных наук, таких, как математика, механика, физика и др. Решение задач дает возможность самому студенту не только проверить свои знания, но и, главное, тренирует его в умении прикладывать теоретические знания к решению практических проблем. Для преподавателя задачи являются одним из наиболее эффективных способов — проверять, насколько глубоко понимает студент предмет, не являются ли его знания только накоплением заученного наизусть. Кроме того, при обучении молодежи решением задач — можно еще воспитывать и выявлять творческое научное мышление. Хорошо известно, что для плодотворной научной работы требуются не только знания и понимание, но, главное, еще самостоятельное аналитическое и творческое мышление. Как одно из эффективных средств воспитания, выявления и оценки этих качеств при обучении молодежи и были составлены эти задачи.
Я стремился осуществить эту цель, составляя большинство задач таким образом, что они являются постановкой небольших проблем, и студент должен на основании известных физических законов проанализировать и количественно описать заданное явление природы. Эти явления природы выбраны так, чтобы они имели либо научный, либо практический интерес, и при этом нами учитывалось, что уровень знаний студентов должен быть достаточным, чтобы выполнить задание.
Обычно задачи ставятся так, чтобы подходов к их решению было несколько, с тем чтобы и в выборе решения могла проявиться индивидуальность студента. Например, 4-ю задачу о траектории полета самолета, при которой в кабине была бы невесомость, можно решить стандартным способом, написав уравнение движения самолета в поле тяжести Земли и приравнять нулю равнодействующую сил, действующих на точку, находящуюся в самолете. Другой способ решения более прост: принять, что если самолет следует траектории свободно летящего тела, которая в земном поле близка к параболе, тогда тело, находящееся в самолете, может быть в состоянии невесомости. Более любознательный студент может углубить вопрос и выяснить, что требуется при полете самолета для того, чтобы во всех точках кабины самолета было одновременно состояние невесомости. Далее можно разобрать вопрос, какие навигационные приборы нужны, чтобы пилот мог вести самолет по нужной для осуществления невесомости траектории и т.п. Характерной чертой наших задач является то, что они не имеют определенного законченного ответа, поскольку студент может по мере своих склонностей и способностей неограниченно углу биться в изучение поставленного вопроса. Ответы студента дают возможность оценить склонность и характер его научного мышления, что особенно важно при отборе в аспирантуру. Самостоятельное решение такого рода задач дает студенту тренировку в научном мышлении и вырабатывает в нем любовь к научным проблемам. Кроме проблемного характера этих задач, в большинстве из них есть еще одна особенность: в них не заданы численные величины физических констант и параметров и их представляется выбрать самим решающим. Так, например, в той же 4-й задаче о невесомости в самолете требуется определить время, в продолжение которого она может осуществляться, и при этом говорится, что выбирается современный самолет. Потолок полета этого самолета и его предельную скорость представляется выбрать самому студенту. Это мы делаем потому, что практика преподавания показывает, что обычно у нас мало заботятся о том, чтобы ученый и инженер в процессе своего учения научились конкретно представлять себе масштабы тех физических величин, с которыми им приходится оперировать: ток, скорость, напряжение, прочность, температуру и пр.
При решении научных проблем ученому всегда приходится в своем воображении ясно представлять величину и относительную значимость тех физических величин, которые служат для описания изучаемого явления. Это необходимо, чтобы уметь выбирать те из них, которые являются решающими при опытном изучении данного явления природы. Поэтому надо приучать смолоду ученых, чтобы символы в формулах, определяющие физические величины, всегда представляли для них конкретные количественные значения. Для физика, в отличие от математика, как параметры, так и переменные величины в математическом уравнении должны являться конкретными количествами. В моих задачах я к этому приучаю студентов тем, что они сами должны в литературе отыскивать нужные для решения величины. Студенты физтеха с интересом относятся к этим задачам и часто подвергали их совместному обсуждению. Когда эти задачи давались нами на экзаменах, то необходимое условие при решении — полная свобода в пользовании литературой. Обычно на экзаменах давалось несколько задач (до 5), так чтобы предоставить экзаменующемуся по своему вкусу выбрать 2-3 из них. По выбору задач тоже можно было судить о склонностях студента. Для аспирантских экзаменов составлялись новые и более сложные задачи, но здесь разрешалось экзаменующемуся не только пользоваться литературой, но и консультацией.
На решение каждой из задач я обычно давал около часа. Задачи должны были быть решены в письменном виде, но способности и характер студента в основном выявляются при устном обсуждении написанного текста. Чем ярче способности молодого ученого, тем скорее можно их выявить. Обычно обсуждение всех этих задач не брало у нас больше часа.
Воспитание и обучение молодых ученых теперь являются большой и самостоятельной государственной задачей. У нас в стране, кроме физико-технического института, имеется еще несколько высших учебных заведений, которые ставят перед собой задачу воспитания научных кадров. Несомненно, преподавание в таких вузах имеет свою специфику, и оно отличается от преподавания в вузах, которые готовят кадры для нашей промышленности и народного хозяйства. Мне думается, что при выработке методов преподавания решение задач-проблем, подобных собранным в этой книге, может быть широко использовано не только при преподавании физики, но и других областей точных наук: математики, механики, химии и др. Перед тем как решить крупную научную проблему, ученым надо уметь ее решать в малых формах. Поэтому решение задач, аналогичных приведенным в этом сборнике, является хорошей подготовкой для будущих научных работников.
Академик П.Л.Капица
Знаменитые задачи Капицы воскрешают в памяти студенческие годы и тот энтузиазм, с которым мы, молодежь, учились у Петра Леонидовича постигать физику. Самое главное то, что эти задачи доставляют самое настоящее эстетическое наслаждение. Хотя различными издательствами выпущено много отличных задачников по физике, но до сих пор не существует столь блестящей подборки, какую дал Капица. Эти задачи-огромный мир физики, науки, вызывающей сильную жажду мыслить и побеждать.
В последовательности задач нет видимой системы, каждая следующая возникает как бы сама собой и независимо от предыдущей. В то же время в подборке ничего нельзя убавить или изменить- в ней все стоит на своем месте, как стоят на месте руны Калевалы, имеющие самостоятельное значение и слабо связанные между собой сюжетной линией.
Вероятно, будет полезно сказать несколько слов о том методе, которого придерживается Капица в обучении физике и который привел его к созданию специального цикла задач и вопросов.
Петр Леонидович читал у нас на физико-техническом факультете МГУ (ныне МФТИ) курс общей физики с экспериментальным уклоном. Параллельный курс с теоретическим уклоном читал академик Ландау.
Разумеется, лекции Капицы были событием, и на них являлись не только все студенты, хотя посещение занятий было у нас не обязательным, но и масса посторонних людей. Знаменитый ученый тщательно готовился к каждой встрече со студентами- это было ясно по той четкости, с которой производились на глазах у пораженной аудитории оригинальные и сложные опыты. Никто из нас не забудет, как ассистент стрелял из лука, демонстрируя технику изготовления кварцевых нитей, как заряжали добровольцев электричеством, как двигались на длинном столе шары, делая для нас наглядными строгие законы механики. Но теперь, через 17 лет, когда вспоминаешь о лекциях Капицы, то прежде всего возникает в памяти даже не феерия блестящих экспериментов, а небольшие «лирические отступления» лектора от основной темы- короткие рассказы Капицы о физиках и физике. В этих, как бы возникающих по случайной ассоциации, вставках было основное: суть той школы, которую стремился сформировать Петр Леонидович.
Всякий выдающийся ученый создает школу, и в этом, вероятно, его главная заслуга. Школу не заменят никакие учебники. Ученый передает своим последователям не только знания, но и нечто гораздо более ценное: метод мышления, отношение к работе и к самому себе, свое индивидуальное представление о цели науки. Самое усиленное штудирование книг и статей не может оставить в душе того следа, который оставляет живое слово учителя, окруженного в глазах молодежи ореолом мудрости и авторитета.
Капица прививал нам бескорыстную любовь к физике и бескомпромиссную научную честность. Он рассказывал про удивительного человека по имени Кавендиш, который сделал замечательные открытия и не опубликовал их, ибо не стремился к славе, а работал из чистой любознательности. Он внес для нас полную четкость в запутанный тогда вопрос о приоритете в открытии, объяснив, что приоритет принадлежит не тому, кто первый упомянул о чем-то, а тому, кто первый оценил важность этого и поставил восклицательный знак. Он добавлял все новые штрихи к портрету великого Резерфорда- своего учителя. Слушая Капицу, мы начинали понимать, что физика не промежуточное звено между математикой и техникой, не синтез философии и опытных знаний, а ни на что не похожая, совершенно особая и прекрасная наука. И из студентов мы незаметно для самих себя становились физиками.
Секрет воздействия Капицы состоит в том, что он учит углубленному проникновению в механизм процесса и открывает тем самым для ученика новый мир. Он призывает не к формальному знанию, а к пониманию явления, заставляет ученика стать не свидетелем, а как бы участником физического явления. Именно для этого Капица широко использует свое любимое средство- задачи.
Я хорошо помню свой первый в жизни университетский экзамен по физике. Первый курс, зимняя сессия. Экзаменатор- заведующий кафедрой академик Капица.
Получив билет с вопросами, я начал сосредоточенно готовиться и исписал несколько листов бумаги. С бьющимся сердцем сел за стол перед Петром Леонидовичем. Каково же было мое удивление, когда он сразу отодвинул в сторону все мои труды, положил передо мной чистый лист бумаги и спросил:
—При ударе биллиардного шара в борт угол падения равен углу отражения или нет?
Так начался самый интересный в моей жизни экзамен. Необычные задачи сыпались на меня одна за другой и каждая требовала догадки и творческого напряжения. Это был не опрос, выяснявший, какой оценки заслужила моя работа в течение семестра, это был урок, давший мне больше пользы, чем любая лекция.
Когда я вышел с экзамена, ребята интересовались: трудные задачи дает Капица? Я не смог ответить на этот вопрос. Задачи были разные: одни я не мог решить, другие мог, но все они одинаково нравились мне и никакая из них не вызывала трепета, который возникает у студента перед каверзными вопросами экзаменатора
Петр Леонидович рассказывал на лекции, что один известный английский профессор давал своим ученикам такие задачи, которые сам не мог решить. «Если не решат-не надо,а решат- науке польза будет»,-говорил великий физик. Один раз дал- никто не решил, другой раз дал- снова никто не решил, а третий раз дал- один из студентов решил. Этот студент был Максвелл. «Нам тоже нужны Максвеллы»,- добавлял Петр Леонидович
—Ну и как же с Максвеллами?-может спросить читатель.- Есть они среди тех, кто почти двадцать лет тому назад прослушал свою первую университетскую лекцию? Сбылись надежды их воспитателя- академика Капицы?
На этот вопрос можно ответить так: подождем еще немного. Чем больше проходит времени, тем бесспорнее все становится на свои места. Но ясно одно: задачи Петра Леонидовича, составленные, чтобы заинтересовать молодежь физикой, «сработали». Они продолжают работать и сейчас. Доказательство тому- то чувство любопытства и заинтересованности, с которым вы держите в руках эту книжку.
В.Тростников
© Дизайн и верстка сайта: Журавлева С.В., Журавлев А.А.
Олимпиада по физике 11 класс
Реальные варианты олимпиад по физике для 11 класса
Примеры олимпиадных заданий 11 класс
Задание 1
Определить показатель преломления n жидкости.
Оборудование.
Прозрачный цилиндрический сосуд с небольшим отверстием в боковой стенке
(сверху сосуд открыт, а стенки сосуда заклеены темной бумагой,
кроме вертикальной щели, расположенной диаметрально к отверстию),
непрозрачная кювета с неизвестной жидкостью,
полупроводниковый лазер (лазерная указка),
штатив, линейка, миллиметровка, липкая лента, карандаш, прищепка.
Решение:
Рис. 1.Наливаем воду почти до самого отверстия и пускаем через него луч лазера.
Происходит разделение луча на отраженный и преломленный (рис. 1).
Измеряем AC = a и BC = b.
Поскольку уровень воды близок к отверстию, то OC ≈ D.
Из закона преломления sin α = n sin β и измерений ctg α = a / D, ctg β = b / D находим b2 = n2a2 + (n2 – l) D2.
Изменяя угол падения луча, снимем зависимость b от a.
Тогда по углу наклона графика b2 (a2) найдем n2, а, следовательно, и сам показатель преломления n.
Задание 2
На дне бассейна глубиной H = 5 м, полностью заполненного водой,
лежит бетонная плита размерами 2,5 x 1,5 x 0,15 м.
При подъеме этой плиты прикладывается вертикально направленная сила, которая медленно увеличивается.
Найдите ускорение плиты сразу после отрыва от дна бассейна.
Плотность бетона 2800 кг/м3. Атмосферное давление 100 кПа.
Задание 3
К маятнику AB с шариком массы M подвешен маятник BC с шариком массы m.
Точка A совершает колебания в горизонтальном направлении с периодом T.
Найти длину нити BC, если известно, что нить AB все время остается в вертикальном положении.
Задание 4
Определить сдвиг фаз колебаний напряжения u = Umsin(wt + φo) и силы тока i = Imsin(wt) электрической цепи, состоящей из последовательно включенных проводника с активным сопротивлением R = 1 кОм, катушки с индуктивностью L = 0,5 Гн и конденсатора емкостью C = 1 мкФ.
Определить мощность, которая выделяется в цепи,
если амплитуда напряжения Um = 100 B, а частота ν = 50 Гц.
Задание 5
Проволочный виток площадью S = 10 см2 разрезали в некоторой точке и в разрезе включили конденсатор емкостью C = 10 мкФ.
Виток помещен в однородное магнитное поле, линии магнитной индукции которого перпендикулярны плоскости витка.
Индукция магнитного поля изменяется со скоростью
ΔB/Δt = 5×10−3 мТл/с.
Московская олимпиада школьников | Архив заданий
Архив заданий Московской олимпиады школьников по физике | Главная2018-2019 учебный год
Нулевой тур
очный
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
заочный
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Первый тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Второй тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
2017-2018 учебный год
Нулевой тур
очный
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
заочный
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Первый тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Второй тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
2016-2017 учебный год
Нулевой тур
очный
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
заочный
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Первый тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Второй тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
2015-2016 учебный год
Нулевой тур
дистанционный
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс — 1 задание | 11 класс — 2 задание | 11 класс — 3 задание
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс — 1 задание | 11 класс — 2 задание | 11 класс — 3 задание
очный
задания: 7-11 классы
решения: 7-11 классы
Первый тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Второй тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
2014-2015 учебный год
Отборочный этап (нулевой тур)
дистанционный
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
очный
задания: 7-11 классы
решения: 7-11 классы
Заключительный этап
Первый тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Второй тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
2013-2014 учебный год
Отборочный этап (нулевой тур)
очный
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7-11 классы | 7-11 классы (критерии)
дистанционный
задания: 7-11 классы
решения: 7-11 классы
Заключительный этап
первый тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
второй тур
задания: 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
2012-2013 учебный год
Отборочный этап
дистанционный
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
очный
задания: 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Заключительный этап
первый тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
второй тур
задания: 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
2011-2012 учебный год
Отборочный этап
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Заключительный этап
первый тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
второй тур
задания: 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
2010-2011 учебный год
Отборочный этап
дистанционный
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
очный
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Заключительный этап
первый тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
второй тур
задания: 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
2009-2010 учебный год
Заключительный этап
первый тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
второй тур
задания: 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
2008-2009 учебный год
Первый тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7-11 классы | 7-11 классы — все материалы
Второй тур
задания: 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 8-11 классы | 8-11 классы — все материалы
2007-2008 учебный год
Первый тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7-11 классы
Второй тур
задания: 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 8-11 классы
Третий (экспериментальный) тур
задания и решения: 9-11 классы — все материалы
2006-2007 учебный год
Первый тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7-11 классы
Второй тур
задания: 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 8-11 классы
Третий (экспериментальный) тур
задания: 9 класс | 10 класс | 11 класс
2005-2006 учебный год
Первый тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 7-11 классы
Второй тур
задания: 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
решения: 8-11 классы
Третий (экспериментальный) тур
задания: 9 класс | 10 класс | 11 класс
2004-2005 учебный год
Первый тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Второй тур
задания: 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Третий (экспериментальный) тур
задания: 9 класс | 10 класс | 11 класс
2003-2004 учебный год
Первый тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Второй тур
задания: 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Третий (экспериментальный) тур
задания: 9 класс | 10 класс | 11 класс
2002-2003 учебный год
Первый тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Второй тур
задания: 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Третий (экспериментальный) тур
задания: 9 класс | 10 класс | 11 класс
2001-2002 учебный год
Первый тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Второй тур
задания: 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Третий (экспериментальный) тур
задания: 9 класс | 10 класс | 11 класс
2000-2001 учебный год
Первый тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Второй тур
задания: 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Третий (экспериментальный) тур
задания: 9 класс | 10 класс | 11 класс
1999-2000 учебный год
Первый тур
задания: 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Второй тур
задания: 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Третий (экспериментальный) тур
задания: 9 класс | 10 класс | 11 класс
1986-2007 года
Сборник задач
1968-1985 года
Сборник задач
1960-1961 учебный год
Первый тур
задания: 8 класс | 9 класс | 10 класс
Второй тур
задания: 8 класс | 9 класс (1-3 задачи) | 9 класс (4 задача) | 10 класс
1938-1939 учебный год
Задания
решений NCERT для физики класса 11
Поскольку физика имеет разные концепции, вы можете уделять больше внимания более важным. С помощью нашего PDF-файла NCERT Physics для класса 11 вы можете выбрать отдельные главы для загрузки и изучения. Решая различные типы проблем, вы быстрее отвечаете на сложные вопросы. Они говорят, что практика делает совершенным.Наше решение дает вам достаточно практики, чтобы помочь вам с легкостью подойти к любой проблеме. Любые изменения, внесенные в учебную программу Национальным советом, незамедлительно выявляются, и решение обновляется для того же.
Физика — это предмет, который формирует один из основных элементов инженерного дела, путь, по которому многие студенты, изучающие его в 11, естественным образом выбирают его. Очень важно, чтобы вы правильно поняли основы и позже занялись более сложными проблемами.
Решение NCERT для физики класса 11 доступно для бесплатной загрузки в формате PDF. Его планируют и формулируют некоторые из самых опытных учителей в стране.Они преподают предмет в течение многих лет и понимают тип вопросов, которые с большей вероятностью встречаются на экзаменах. Решения также обновляются в соответствии с последним учебным планом по различным предметам, которые составляются в начале года. Ниже приведены подробные сведения о решениях NCERT Physics Class 11.
Глава 1 — Физический мир
Эта глава поможет вам построить конкретный фундамент, который, в свою очередь, поможет вам изучить дополнительные понятия физики и ее различные динамики.Различные типы тем, связанных с различными физическими силами, то есть гравитационной силой, ядерной силой, электромагнитной силой и т. Д., И основными законами физики, которые управляют природным явлением, должны быть объяснены в этой главе. Вклад различных ученых, таких как Фарадей, Кулон, Ампер, Ньютон, Эрстед и другие по всему миру, будет направлен на понимание концепций.
Глава 2 — Единицы и измерения
В этой главе будут разъяснены ваши понятия о том, что такое единица, базовые единицы, производные единицы, система единиц и многое другое.Это очень поможет вам понять, что такое потребность и ценность международной системы подразделений и как они решаются. Различные методы, такие как метод параллакса, угол параллакса и другие методы измерения длины. Также необходимо изучить альтернативные методы измерения длины и оценки очень малых расстояний, таких как размер молекулы.
Глава 3 — Движение по прямой линии
Эта глава является частью Кинематики и очень интересна.В младших классах мы все узнали о движении и его фундаментальных свойствах. Однако в этой теме вы узнаете о прямолинейном движении и его измерении, имея подробное и техническое видение. В главе, движение по прямой линии, вы узнаете о системе отсчета, точки отсчета, что называется, как длина пути, величины смещения, относительной скорости, мгновенной скорости, ускорения, замедления и т.д.
Глава 4 — Движение в плоскости
В этой главе вы узнаете, как измерять движение в плоскости и что такое скалярные и векторные величины.Схематическое представление производных законов сложения скаляров и векторов объясняется в этой главе. Такие темы, как Положение и вектор смещения, умножение векторов на действительные числа, равенство векторов, сложение и вычитание векторов с помощью графического метода, разрешение векторов и сложение векторов с помощью аналитического метода, являются одними из основных тем, описанных в этой главе.
Глава 5 — Закон движения
Вы узнали о движении частицы в пространстве в некоторой предыдущей главе, и эта глава поможет вам продвинуться вперед.Вы изучите такие темы, как, как тела движутся, факторы, которые воздействуют на них, направление силы и их соответствующее движение, влияние гравитации и другие, подробно объясняются в этой главе. С древних времен известные физики изучали движение. Вклад этих физиков, таких как Аристотель, Ньютон и Галилей, в изучение движения упоминается в этой главе.
Глава 6 — Работа, энергия и мощность
Вы можете знать об основных условиях работы, энергии и мощности, узнав о них на ранних уроках.В этой главе отличается то, что вы будете изучать связь между этими тремя величинами, то есть работой, энергией и силой. Вы также познакомитесь со скалярным продуктом и его законами распределения, изложенными в этой главе, которая является основой для дальнейших сложных концепций.
Глава 7 — Системы частиц и вращательного движения
В этой главе объясняется теоретическая и математическая часть упомянутых понятий. Эти понятия были объяснены в очень ясной и всеобъемлющей форме для удобства учащихся и лучшего понимания.
Глава 8 — Гравитация
Возможно, вы знаете, что все объекты имеют тенденцию притягиваться к земле. Таким образом, учащиеся осознают основную концепцию гравитации, то, как она была обнаружена, и ее последствия. Тем не менее, глава 8 класса 11 Физика, Гравитация, вводит вас в глубины концепции Гравитации. В этой главе вы получите хорошее представление о технической основе гравитации, Универсальном законе гравитации, законах Кеплера, ускорении, вызванном гравитацией земли, ускорении, вызванном гравитацией под и над поверхностью земли, гравитационной постоянной, гравитационной гравитации. потенциальная энергия, спутники Земли, скорость побега, энергия орбитального спутника, геостационарные и полярные спутники и невесомость.
Глава 9 — Механические свойства твердых тел
В разделе Механические свойства твердых тел вы изучите физические свойства твердых тел, такие как пластичность, упругость и другие. Основные свойства твердых тел легко доступны для изучения в этой главе. Напряжение, сжимающее напряжение, растягивающее напряжение, продольное напряжение, тангенциальное или сдвиговое напряжение, гидравлическое напряжение сдвигового напряжения и объемное напряжение — вот некоторые из концепций, которые станут основой для изучения свойств твердых тел.
Глава 10 — Механические свойства жидкостей
В этой главе вы изучите некоторые общие физические свойства жидкостей и газов. Чем жидкости отличаются от твердых? Каковы общие характеристики жидкостей и газов? Кроме того, разница между газами и твердыми веществами или жидкостями, вот некоторые из вопросов, на которые дан ответ в этой главе. Кроме того, влияние внешних сил, таких как давление и напряжение на жидкости, выясняется с помощью математических выражений в этой главе.
Глава 11 — Тепловые свойства вещества
В этой главе вы узнаете фактическое определение тепла и способ его измерения. Вы будете изучать различные процессы, с помощью которых течет тепло. Пройдя дальше, вы узнаете причину, по которой кузнецы нагревают железное кольцо перед установкой на обод деревянного колеса телеги для лошадей, и почему ветер на морском пляже часто меняет свое направление после захода солнца. Что происходит, когда вода кипит или замерзает? Вы узнаете, почему его температура не изменяется во время этих процессов, даже если в него или из него поступает много тепла.
Глава 12 — Термодинамика
Термодинамика — это та область физики, которая занимается идеями тепла и температуры и взаимопревращением тепла и других форм энергии. Это макроскопическая наука. Он имеет дело с объемными системами и не включает молекулярное строение какого-либо вещества. В этой главе вы изучите законы, управляющие тепловой энергией и процессами, в которых работа преобразуется в тепло, и наоборот.
Глава 13 — Кинетическая теория
Вы изучите поведение газов, основываясь на идее, что газ состоит из быстро движущихся атомов или молекул.Кинетическая теория изучается с 19 века известными учеными, такими как Ньютон, Максвелл, Больцман, Бойл, Авогадро и другие. Эта глава также знакомит с кинетической теорией.
Глава 14 — Колебания
Глава 14, Колебания, является важной и очень интересной. Это следующий шаг после изучения прямолинейного движения, движения снаряда и других в младших классах. Изучение колебательного движения является основополагающим для физики; концепции которых необходимы для понимания многих физических явлений.Колебания главы помогут нам детально изучить колебания и колебательное движение.
Глава 15 — Волны
В разделе Колебания вы изучите движение объектов, колеблющихся в изоляции. Эта глава поможет вам с понятиями волн и различных их типов. Эта глава очень поможет вам в концептуальном изучении поперечных и продольных волн, отношения смещения в прогрессивной волне, длины волны и числа угловых волн, амплитуды и фазы, периода, угловой частоты и частоты, скорости поперечной волны на растянутой струне, Скорость бегущей волны, Скорость продольной волны (Скорость звука), Принцип наложения волн, Отражение волн и многое другое.
Существуют пошаговые решения различных проблем в учебнике, которые облегчают любой стресс, который может возникнуть перед экзаменами. Решение является идеальным руководством прямо перед экзаменами, поскольку содержит подробные сведения о часто задаваемых вопросах. Важные понятия выделены и кратко объяснены, чтобы помочь вам охватить более значительную часть вашей учебной программы за меньшее время.
Почему Веданту?
Vedantu позволяет студентам получить доступ к различным учебным пособиям по различным предметам, помимо физики.Наши решения являются идеальными инструментами, которые помогают студентам преуспеть в учебе. У нас есть онлайн-классы по самым важным предметам в учебной программе, чтобы вам было легче учиться дома. Они разработаны с учетом ваших удобств, что позволяет вам учиться в своем собственном темпе в комфорте вашего дома.
Ваши родители также могут быть уверены, что вы учитесь в безопасности вашего дома. Они также могут общаться с учителями и помогать вам с любыми проблемами, с которыми вы можете столкнуться.Вы можете посещать эти занятия, когда у вас есть время, и вы можете прояснить свои сомнения непосредственно с вашим преподавателем. Мы стремимся помочь студентам в их образовании, предоставляя им правильные инструменты для обучения, что делает нас одним из лидеров в онлайн-образовании.
,Номер олимпиады | Год | Принимающая страна | Город | Проблемы и решения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | 2018 | Эксперимент | H теоретический экзамен | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | 2017 | Россия | Якутск | экспериментальный экзамен теоретический экзамен | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | 2016 | Гонконг (Китай) Экспериментальный экзамен | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | 2015 | Китай | Ханчжоу | Экспериментальный экзамен Теоретический экзамен | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | 2014 | Эксперимент
Сингапур | ||||||||||||||||||||||||||
14 | 2013 | Индонезия | Богорская | Экспериментальный экзамен Теоретический экзамен | ||||||||||||||||||||||
13 | 2012 | Индия | Нью-Дели | Экспериментальный экзамен Теоретический экзамен | ||||||||||||||||||||||
12 | 2011 | Израиль | Tel Aviv | Экспериментальный экзамен Теоретический экзамен | ||||||||||||||||||||||
11 | 2010 | Тайвань | Taipei | Экспериментальный экзамен Теоретический экзамен | ||||||||||||||||||||||
10 | 2009 | Таиланд | Bangkok | Экспериментальный экзамен Теоретический экзамен | ||||||||||||||||||||||
9 | 2008 | Монголия | Улан-Батор | Экспериментальный экзамен Теоретический экзамен | ||||||||||||||||||||||
8 | 2007 | Эксперимент | oretical Exam | |||||||||||||||||||||||
7 | 2006 | Казахстан | Алматы | Экспериментальный экзамен Теоретический экзамен | ||||||||||||||||||||||
6 | 2005 | Индонезия |
Международная олимпиада по теоретической физике Международная олимпиада по теоретической физике Международная олимпиада по теоретической физике для студентов бакалавриата 2020ITPO — это конкурс, разработанный студентами PhD и Postdocs для студентов, интересующихся исследованиями. в теоретической физике. В приближении нулевого порядка цель этой олимпиады — играть с нетривиальными вопросы и учиться через конкурс.Цель первого порядка — найти людей, заинтересованных в теоретическая наука и помочь студентам получить опыт с современными исследовательскими навыками. Наше единственное требование — чтобы студенты были студентами. Мы надеемся привлечь студентов, которые заинтересованы в физике, из университетов по всему миру. Студенты могут иметь разный опыт, поэтому мы поощряем сотрудничество между магистрантами всех лет обучения. Олимпиада будет состоять из 6 или 7 задач на разные темы современной теоретическая физика различной сложности.Проблемы предыдущих лет должны быть хорошей практикой (см. Ссылки выше), но нет простого способа подготовиться к этому соревнованию. Возможность плавно работать с источниками является чрезвычайно важной частью исследований, поэтому мы разрешаем использовать внешние ссылки по всему Олимпиада, при условии, что они цитируются соответствующим образом. Мы поощряем Участники должны использовать любые материалы, опубликованные до начала конкурса. Тем не менее, обсуждая проблемы с кем-либо за пределами вашей команды строго запрещено и будет (как минимум) основанием для аннулирования результатов. Наши соревнования 2020 года будут проходить в течение 24 часов с 25 по 26 января, начиная с 10:00 по восточному поясному времени. Участники должны будут сформировать команды из не более 5 человек и зарегистрироваться онлайн. Все члены команды должны быть студенты на момент проведения конкурса. Регистрация открыта и будет открыта до 24 часов до начала соревнований. Команды будут загружать решения на свои отдельные веб-страницы. Победители будут признаны соответственно после соревнования. Свяжитесь с нами по поводу ITPO по адресу: [email protected] , Примечания к пересмотру по физике, химии и математике
Часто отмечается, что студенты не готовят свои примечания по пересмотру при изучении предмета и, как следствие, при пересмотре, как правило, упускают различные важные моменты.Мы, в askIITians, понимаем необходимость и важность примечаний по пересмотру для студентов и, следовательно, придумали всеобъемлющие примечания по пересмотру, которые были подготовлены нашим экспертным факультетом, состоящим из бывших студентов, и эти примечания, наверняка, окажутся огромная помощь Мы представляем вам примечания по математике, физике и химии, которые включают некоторые практические рекомендации, а также некоторые полезные факты для решения некоторых типичных задач. Просто просматривайте 4-5 ревизий в день, и мы готовы поспорить, что вы сохраните максимум фактов.Наряду с формулами и фактами, мы также собрали некоторые интерактивные примеры и иллюстрации, которые были взяты из работ IIT JEE за предыдущий год и других технических экзаменов. Мы будем добавлять новые темы ежедневно, и вы также можете поделиться своими предложениями в заметках. Вы также можете предложить конкретную тему, по которой вы хотели бы, чтобы мы представили примечания к редакции. Вот некоторые из преимуществ этих эксклюзивных примечаний к редакции:
Новый * Примечания к редакции для базовых классов (6-10)В то время как начальное образование в первую очередь направлено на оказание помощи учащимся в обучении чтению, письму и основам арифметики, среднее образование предназначено для оказания помощи учащимся в приобретении необходимых знаний, навыков и способностей для будущей карьеры.Базовое понимание естественных и математических навыков считается необходимым для каждого студента, и очень важно, чтобы правильная основа была заложена в нужное время. Помня об этом, наши преподаватели усердно работали над примечаниями по пересмотру для учащихся 6, 7, 8, 9 и 10. Хотя эти примечания по пересмотру в основном охватывают программы NCERT для соответствующих классов, они содержат все дополнительные сведения, которые могут понадобиться студентам. подготовиться к школьным экзаменам, олимпиадам, экзамену NTSE или экзаменам на доске (для учащихся класса X). Класс 6 Примечания к редакцииОзнакомьтесь с красочными и высококачественными примечаниями по ревизии Science для класса 6 и простыми для понимания примечаниями по математике для класса 6 здесь. Эти заметки заставят вас полюбить науку и математику и избавят вас от страха, который у вас может возникнуть по этим предметам. Класс 7 Примечания к редакцииScience Revision Notes для класса 7 включают интересные факты, важные термины и определения, а также диаграммы, которые помогут вам легко разобраться во всех важных моментах темы.Заметки по математике для класса 7 охватывают концепции, которые вы уже изучили в классе 6, а также новые концепции, представленные в этом году. Класс 8 Примечания к редакцииВ классе 8 вы обнаружите, что изучаете с помощью концепций, которые вы уже изучили в предыдущих классах. В «Научных заметках для 8-го класса», а также в «Заметках по пересмотру математики» для 8-го класса, преподаватели ссылались на предыдущие концепции, где это применимо. Поскольку все эти заметки о ревизии бесплатны, вы всегда можете проверить, что вы изучали ранее. Класс 9 Примечания к редакцииВScience Revision Notes для класса 9 используются высококачественные изображения и простой язык, чтобы легко объяснить сложную концепцию. Аналогичным образом, заметки о пересмотре математики для класса 9 охватывают сложные концепции простым языком и содержат множество примеров и примеров вопросов, которые помогут вам понять различные концепции в деталях. Класс 10 Примечания к редакцииScience Revision Notes для 10-го класса достаточно полны и могут пригодиться, когда вы готовитесь к школьным экзаменам или к любой из популярных научных олимпиад.Заметки по математике для 10 класса также были подготовлены лучшими преподавателями в этой области. Особенности курса
, |