cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Олимпиада по химии 11 класс школьный тур – 500 Internal Server Error

Школьный тур Олимпиады по химии 11 класс 2016-2017 учебный год — задания и критерии

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ

Методические рекомендации

по содержательному и организационно-методическому
обеспечению школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников
по химии в 2016/2017 учебном году

Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по химии, а также рекомендации по содержанию заданий и оцениванию решений участников олимпиады.

В школьном этапе принимают участие учащиеся 11 классов образовательных организаций.

На теоретический тур отводится 1 час.

После окончания тура работы собираются, проводится их шифрование, затем жюри проверяют олимпиадные работы. Очень важно иметь единые подходы к проверке заданий (один проверяющий проверяет только одну задачу во всех работах) и отбора победителей.

Определение победителей и призеров школьного этапа проводится по результатам выполнения работ, сведенных в ранжированные по мере убывания набранных участниками баллов итоговые таблицы по каждой параллели участников. После составления итоговой таблицы. Жюри олимпиады формирует списки школьников на второй (муниципальный) этап.

Система оценивания.

  • При оценивании работ участников максимальный балл ставится за полностью выполненное задание, независимо от способа решения. Оценивается правильный результат решения при любом разумном пути к ответу.

  • Записи, сделанные на черновике, не проверяются и не оцениваются.

  • В каждом задании баллы выставляются за каждый элемент (шаг) решения.

  • Балл должен быть целым положительным числом.

  • Баллы за правильно выполненные элементы решения суммируются.

  • Шаги, требующие формальных знаний, тривиальных расчетов, оцениваются ниже, чем те, в которых показано умение логически рассуждать, творчески мыслить, проявлять интуицию. Таким образом, так называемые бонусные баллы за сложные элементы присутствуют в каждом задании.

  • Максимальный балл по каждому заданию 10. В целом работа оценивается в 50 баллов.

Победителем считается участник, выполнивший 50% работы и больше

Призёрами считаются участники, которые выполнили работу от 30% до 40%(количество призеров mах-3)

Школьный тур олимпиады по химии

11 класс

(11) 1. При сжигании 4,5 г органического вещества (плотность по водороду 45) выделилось 2,24 л углекислого газа и образовалось 0,9 г воды. Определите формулу вещества. Напишите реакцию этерификации с этим органическим веществом.

10 баллов

(11) 2. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции методом электронного баланса, вставьте пропущенные вещества, определите окислитель и восстановитель:

C6H12O6 + KMnO4 + H2SO4 = …. + MnSO4 + ….. + H2O

10 баллов

(11) 3. HCCHX1CH3COOHX2X3 уксусная кислота

10 баллов

(11) 4. Газ, выделившийся при взаимодействии 6,4г меди с 200мл 60%-ной азотной кислоты (плотностью 1,4г/мл), растворили в 200г 20%-ного раствора гидроксида калия. Рассчитайте массовую долю нитрата калия в полученном растворе.

10 баллов

(11) 5. Смесь алюминия и железа обработали избытком соляной кислоты, при этом выделилось 8,96 л газа (н.у.). Это же количество смеси обработали избытком раствора гидроксида натрия, выделилось 6,72 л газа (н.у.). Найти массовую долю железа в исходной смеси.

10 баллов

Критерии оценивания школьного тура олимпиады по химии

11 класс

Задание 1

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1. Определен количественный состав вещества: СО2

и Н2О образуются при горении как углеводородов, так и кислородсодержащих органических веществ, поэтому необходимо определить, содержит ли вещество кислород, и если содержит, то сколько.

а) масса и количество углерода: С —> СО2

n = V/Vm ------> nСО2 = 2,24/22,4 = 0,1 моль. По схеме превращения — n(С) : n(СО2) = 1:1, следовательно, n(С) = 0,1моль, m=n/M ,

М(С) = 12 г/моль, m(С) = 0,1х12= 1,2 (г)

б) масса и количество водорода: 2Н —> Н2Оn=m/M;

М(Н2О) = 18 г/моль, n(Н2О) = 0,9/18; n(Н2О) = 0,9/18 = 0,05 моль.

По схеме превращения — n(Н) : n(Н2О) = 2:1,

следовательно, n(Н) = 2х0,05 = 0,1 моль

М(Н) = 1 г/моль, m(Н) = 1х0,1 = 0,1 г

в) масса и количество кислорода в веществе: m(С) + m(Н) + m(О) = 4.5

1,2 + 0,1 + m(О) = 4,5; m(О) = 3,2 г,

М(О) = 16 г/моль, n(О) = 3,2/16 = 0,2 (моль).

2. Определено мольное отношение элементов:
n(C): n(H): n(O) = 0,1: 0,1:0,2= 1:1:2

3. Определена формула вещества:

а) простейшая формула СНО2, М(прстейш) = 45 г/моль

б) т. к. D по водороду = М/М( H

2), М = 2 х 45 = 90 (г/моль)

в) т. к. М / М простейшая = 2, то истинная формула С2Н2О4 -щавелевая кислота

4. Запись реакции этерификации (пример может содержать взаимодействие с любым спиртом)

HOOC—COOH + 2HOR ↔ 2h3O + ROOC—COOR

5

1

2

2

Максимальный балл

10

Задание 2

1) Составлен электронный баланс (3 балла)

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции (4 балла)

5C6H12O6 + 24KMnO4 + 36H2SO4 = 30CO2 + 24MnSO4 + 12K2SO4 + 66H2O

3) Указано, что глюкоза является восстановителем, а перманганат калия — окислителем. Указать за счёт каких ионов это происходит. ( 3 балла)

Задание 3

1) Н-С≡С-Н H

3C – COH

2) 5CH3СHO + 2KMnO4 + 3H2SO4 → 5CH3COOH + K2SO4 + 2MnSO4 + 3H2O

3) H3C–COOH + NaOH→СН3COONa + Н2О

4) СН3COONa + CH3I СН3COOCH3 + NaI

5) СН3COOCH3 + H2O CH3COOH + CH3OH

Каждое уравнение по 2 балла

Задание 4 Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1) Составлены уравнения реакций:

Cu + 4HNO3 =Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

2NO2 + 2 KOH = KNO2 + KNO3 + H2O

2) Определено количество вещества NO2:

n(Cu) = 6,4/64 = 0,1моль

mр(HNO3) = 200 ∙ 1,4 = 280г

mв(HNO3) = 280 ∙ 0,6 = 168г

n(HNO3) = 168/63 = 2,67моль – в избытке

n(NO2) = 2 n(Cu) = 0,2моль

3) Рассчитана масса нитрата калия:

n(KNO3) = 0,5 n(NO2) = 0,1моль

m(KNO3) = 0,1 ∙ 101 = 10,1г

4) Определена массовая доля нитрата калия в растворе:

mраствора = 200 + 0,2 ∙ 46 = 209,2г

W(KNO3) =10,1/209,2 = 0,048 или 4,8%

3

3

2

2

Максимальный балл

10

Задание 5

1) Составим уравнения реакций взаимодействия металлов с

кислотой и щелочью, при этом нужно учесть, что железо не реагирует с раствором щелочи:

2Al + 6HCl = 2AlCl3+ 3h3 ↑ (1)

2моль 3моль

Fe + 2HCl = FeCl2 +h3↑ (2)

1моль 1моль

2Al + 2NaOH + 6h3O == 2Na[Al(OH)4] + 3h3↑ (3)

2моль 3моль 3

2) Поскольку со щелочью реагирует только алюминий, то мож-

но найти его количество вещества:

ν(Н2) = V/VM = 6,72 (л) / 22,4 (л/моль) = 0,3 моль,

следовательно, ν(Al) = 0,2 моль. 1

3) Поскольку для обеих реакций были взяты одинаковые количества смеси, то в реакцию с

соляной кислотой вступило такое же количество алюминия, как и в реакцию со щелочью,

– 0,2 моль.

По уравнению (1) находим:

ν(Н2) = 0,3 моль. 1

4) Найдем количество вещества водорода, выделившегося в результате реакции металлов с кислотой:

νобщ(Н2) = V / VМ = 8,96 (л) / 22,4 (л/моль) = 0,4 моль. 1

5) Найдем количество вещества водорода, выделившегося при взаимодействии железа с кислотой, и затем количество вещества железа:

ν(Н2) = νобщ(Н2) – ν(Н2) = 0,4 – 0,3 = 0,1 моль,

ν(Fe) = 0,1 моль. 1

6) Найдем массы Al, Fe, массу смеси и массовую долю железа в смеси:

m(Al) = 27 (г/моль) * 0,2 (моль) = 5,4 г,

m(Fe) = 56 (г/моль) * 0,1 (моль) = 5,6 г,

mсмеси(Al, Fe) = 5,4 + 5,6 = 11 г,

ω(Fe) = mв-ва / mсм = 5,6 / 11 = 0,5091 (50,91 %). 3

Ответ. ω(Fe) = 50,91 %.

infourok.ru

Задания и решения школьного этапа олимпиады по химии для 11 класса.

Школьный этап олимпиады по химии 2017 -2018 учебный год.

11 класс

Максимальный балл – 50

11.1 Тест (10 баллов) Вам предложены задания с выбором ответа (в каждом задании только один ответ правильный). Выберите верный ответ.

1. Какие продукты образуются при взаимодействии двух молекул хлористого этила с металлическим натрием:

1) бутан; 2) пропан и метан; 3) две молекулы этана; 4) 2-метилпропан.

2. При одинаковых условиях больше всего атомов содержится в:

1) 6 л озона; 2) 7 л водорода; 3) 15 л гелия; 4) 4 л азота.

3. Из какого галогеналкана можно получить бутен-2:

1) 2-метил-1-хлорпропан; 2) 2-хлорбутан; 3) 2-метил-2-хлорпропан; 4) 1-хлорбутан.

4. Какой из реагентов можно использовать в химической реакции алкинов, чтобы отличить

пентин-1 от пентин-2:

1) Br2; 2) НС1; 3) Na металлический; 4) уксусная кислота.

5. Какие конечные продукты образуются при специфическом окислении бутана (а) и бутена-2 (б):

1) а. муравьиная, уксусная и пропановая кислоты,

б. уксусная кислота;

2) а. масляная кислота,

б. муравьиная и пропановая кислоты;

3) а. уксусная кислота,

б. уксусная кислота;

4) а. муравьиная и уксусная кислоты,

б. масляная кислота.

6. Одновременно в растворе могут находиться ионы:

1) Сu2+, Na+, SO42–, ОН; 2) NH4+, Na+, SO42–, CH3COO; 3) Fe3+

; Ca2+, OH, F;

4) Ag+, Zn2+, S2–, NO3.

7. Плотность некоторого газа при нормальных условиях составляет 1,786 г/л. Молярная масса (г/моль) этого газа равна:

1) 22; 2) 32; 3) 38; 4) 40.

8. Содержание азота максимально в:

1) аммиачной селитре;

3) в карбамиде;

2) в сульфате аммония;

4) в натриевой селитре.

9. Методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды можно собрать:

1) хлороводород;

3) водород;

2) диоксид серы;

4) аммиак.

10. Определите сумму коэффициентов в уравнении окислительно-восстановительной реакции, схема которой:

KBr + H2SO4 + K2Cr2O7 → Br2 + Cr2(SO4)3 + Н2О + K2SO4

1) 29; 2) 32; 3) 7; 4) 21.

11.2 Решите задачу (10 баллов).

При полном сгорании органического вещества массой 3,48 г получено 11,16 г смеси углекислого газа и воды, в которой количество углекислого газа равно количеству воды.

Относительная плотность сгоревшего вещества по водороду равна 29.

1. Определите молекулярную формулу сгоревшего вещества.

2. Постройте две структурные формулы изомерных соединений сгоревшего органического вещества и назовите их по систематической номенклатуре.

3. Составьте уравнение реакции окисления одного из изомерных веществ дихроматом калия в кислой среде, приведите схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

11.3 Решите задачу (10 баллов)

Какова масса кристаллогидрата Na2SO4 × 10 H2O, которая останется после испарения 3 кг 10 %-ного по массе раствора сульфата натрия?

11.4 (10 баллов) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения (в уравнениях приведите структурные формулы органических веществ):

11.5 (10 баллов) Мысленный эксперимент

Состав малахита определяется формулой Cu2(OH)2CO3.

  1. Как можно доказать качественный состав минерала, выделив каждый из входящих в него элементов в виде простого вещества?

  2. Как можно получить это соединение из простых веществ?

Составьте уравнения возможных реакций (считать, что экспериментальные возможности не ограничены какими-то условиями).

Примерные варианты решений и оценка задач

Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии

2017–2018 учебный год

11 класс

11.1 Распределение баллов: всего 10 баллов, за каждый верный ответ по одному баллу.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

2

3

1

2

4

3

3

1

11.2 Хрущева Г.А.

При полном сгорании органического вещества массой 3,48 г получено 11,16 г смеси углекислого газа и воды, в которой количество углекислого газа равно количеству воды.

Относительная плотность сгоревшего вещества по водороду равна 29.

1. Определите молекулярную формулу сгоревшего вещества.

2. Постройте две структурные формулы изомерных соединений сгоревшего органического вещества и назовите их по систематической номенклатуре.

3. Составьте уравнение реакции окисления одного из изомерных веществ дихроматом калия в кислой среде, приведите схему электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

Решение:

1. Найдена молярная масса органического вещества:

М(орг.в-ва) = 2 · 29 г/моль= 58 г/моль

2. Проведены расчеты, необходимые для вывода формулы органического вещества:

а) найдено количество углекислого газа и воды:

n(CO2) = n(H2О) = х моль,

44х + 18х = 11,16

х = 0,18

n(CO2) = n(H2О) = 0,18 моль

б) произведены количественные расчеты углерода, водорода:

n(C) = n(СО2) = 0,18 моль

n(Н) = 2n(H2О) = 0,36 моль

в) сделан вывод о наличии кислорода в веществе:

m(C) = 0,18 моль . 12 г/моль = 2,16 г

m(Н) = 0,36 моль . 1 г/моль = 0,36 г

m(О) = 3,48 г – (2,16 г + 0,36 г) = 0,96 г

n(О) = 0,96 г : 16 г/моль = 0,06 моль

г) выведена молекулярная формула вещества СхНуОz :

x:y:z = n(С) : n(H) : n(О) = 0,18 : 0,36 : 0,06=3:6:1

М(С3Н6О) = 36 + 6 + 16 = 58г/моль, формула вещества – С3Н6О

4 балла

2.Построены структурные формулы двух изомерных соединений и даны названия веществам (пропаналь, пропанон)

2 балла

3. Записано уравнение окисления одного из веществ:

а) за схему окисления – 1 балл

б) за уравнение реакции с коэффициентами – 1 балл

в) за схему электронного баланса – 1 балл

г) указание окислителя, восстановителя – 1 балл

3СH3CH2COH + К2Сr2O7 + 4H2SO4 → 3СH3CH2COOH + Cr2(SO4)3+ 4H2O + K2SO4

С+1-1е→С+2

3

восстановитель

Сr+6+3е→Cr+3

1

окислитель

или

3СН3СОСН3+4К2Сr2O7+16H2SO4→3CO2+3CH3COOH+4Cr2(SO4)3+4K2SO4+19H2O

С+2-1е→С+3

С+3-7е→С+4

3

восстановитель

Сr+6+3е→Cr+3

8

окислитель

4 балла

Итого:

10 баллов

11.3 А.В. Артемов, С.С. Дерябина

Какова масса кристаллогидрата Na2SO4 × 10 H2O, которая останется после испарения 3 кг 10 %-ного по массе раствора сульфата натрия?

Решение:

  1. Рассчитана масса сульфата натрия:

m (Na2SO4) = 𝛚 m (раствора) / 100 =10 ×3000 /100 =300 г.

2 балла

  1. Рассчитано количество вещества Na2SO4:

n (Na2SO4) = m (Na2SO4) /M(Na2SO4) = = 2,1 моль

2 балла

  1. Рассчитано количество вещества (H2O) в кристаллогидрате:

Т.к. на 1 моль Na2SO4 приходится 10 моль H2O, тогда на 2,1 моль Na2SO4 приходится H2O:

n (H2O) = n (Na2SO4) × 10 = 2,1 × 10 =21 моль

2 балла

  1. Рассчитана масса воды:

m (H2O) = n (H2O) ×M (H2O) = 21×18 = 378 г.

2 балла

  1. Рассчитана масса кристаллогидрата после испарения:

m = (Na2SO4) + m (H2O) = 300+ 378 = 678 г.

2 балла

Итого:

10 баллов

11.4 СтатГрад. Тренировочная работа

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

 

 

 

В уравнениях приведите структурные формулы органических веществ.

Решение:

Каждое правильно написанное уравнение реакции

2 балла

ИТОГО:

10 баллов

11.5 (мысленный эксперимент). Всероссийская олимпиада школьников по химии 2007 г. Областной этап

Состав малахита определяется формулой Cu2(OH)2CO3.

  1. Как можно доказать качественный состав минерала, выделив каждый из входящих в него элементов в виде простого вещества?

  2. Как можно получить это соединение из простых веществ?

Составьте уравнения возможных реакций.

(считать, что экспериментальные возможности не ограничены какими-то условиями).

Решение.

  1. Cu2(OH)2CO32CuO + CO2 + H2O

2H2O 2H2 + O2↑или 5 Н2О + СuSO4 = СuSO4*5 Н2О

CO2 + 2Mg →2MgO +C или СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3 + Н2О

CuO + H2Cu + H2O

  1. 2H2 + O2→2H2O

2H2O + 2Na→ 2NaOH + H2

C + O2 → CO2

2NaOH + CO2→ Na2CO3 + H2O

Cu +Cl2 CuCl2

2CuCl2 + 3Na2CO3 + 2H2O→ Cu2(OH)2CO3 ↓ + 4NaCl +2NaHCO3

Критерии оценивания: за каждое уравнение реакции - 1 балл. Общая сумма баллов за решение задачи - 10 баллов

multiurok.ru

Олимпиада по химии 11 класс, задания с ответами

Мы собрали на этой странице комплект заданий олимпиады по химии для учащихся 11 классов. Мы советуем учителю использовать предложенные задания на уроках химии для того, чтобы помочь ученикам оценить свои знания и определить, насколько хорошо они подготовлены к олимпиаде. Среди заданий составлено десять тестовых вопросов и пять задач. Чтобы справиться со всеми заданиями ученикам нужно свободно ориентироваться в программе по химии за 11 класс, а также уметь мыслить системно и аналитически.

Кроме этого вы можете предложить эти задания учащимся в качестве материала для самостоятельной подготовки. Олимпиадные задания по химии дополняются готовыми ответами и решениями. Учащиеся 11 класса смогут самостоятельно подготовиться к олимпиаде, оценив уровень своих знаний.

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Укажите соединения с ковалентной полярной и ионной связью.
А) хлор и фторид лития
Б) вода и хлорид магния
В) оксид серы и вода
Г) литий и оксид калия

2. Для какого вещества характерна водородная связь?
А) этана
Б) этанола
В) диметилового эфира
Г) метилацетата

3. Как проявляется кислотный характер в ряду соединений
SiО2, Р2О5, SО3, С12О7?
А) усиливается
Б) ослабевает
В) не изменяется
Г) сначала ослабевает, а затем усиливается

4. Укажите тип реакции: синтез аммиака из азота и водорода.
А) обмена
Б) замещения
В) соединения
Г) изомеризации

5. Между растворами каких веществ протекает реакция ионного обмена с выпадением осадка?
А) гидроксид натрия и хлорид бария
Б) сульфат хрома (III) и гидроксид калия
В) нитрат кальция и бромид натрия
Г) хлорид аммония и нитрат алюминия

6. Укажите соединения с ковалентной полярной и ковалентной неполярной связью.
А) вода и сероводород
Б) бромид калия и азот
В) аммиак и водород
Г) кислород и метан

7. В какой молекуле наиболее прочная химическая связь?
А) фтора
Б) хлора
В) кислорода
Г) азота

8. Как проявляется кислотный характер в ряду соединений
Н2О, h3S, h3Se, Н2Те?
А) усиливается
Б) ослабевает
В) не изменяется
Г) сначала усиливается, а затем ослабевает

9. Укажите тип реакции: КОН + CuSO4 →
А) соединения
Б) обмена
В) полимеризации
Г) разложения

10. Между растворами каких веществ протекает реакция ионного обмена с выделением газа?
А) гидроксид бария и сульфат цинка
Б) сульфид натрия и серная кислота
В) нитрат серебра и хлорид натрия
Г) гидроксид натрия и серная кислота

Открытые вопросы

Вопрос 1
Напишите графические формулы углеводородов состава С8h24 образующих при гидрировании 2,2–диметилгексан. Назовите эти углеводороды.

Вопрос 2
Как можно доказать присутствие примесей сульфида аммония в растворе сульфата натрия? Напишите уравнения и укажите признаки необходимых химических реакций.

Вопрос 3
Вычислите массу гексахлорциклогексана, образовавшегося при обработке 1 моль бензола равной массой хлора.

Вопрос 4
В каком направление сместится химическое равновесие системы CО2(г) + С(т) Вопрос 5
Изменится ли цвет раствора фенолфталеина при сливании раствора гидроксида калия массой 56 г с раствором серной кислоты массой 49 г (в случае образования средней соли)?

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Б Б А В Б
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ В Г А Б Б

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:
2,2 – диметилгексин – 3
5,5 – диметилгексин – 1
5,5 – диметилгексин – 2
5,5 – диметилгексин – 1,3
5,5 – диметилгексин – 2,3
5,5 – диметилгексин – 1,2

Ответ на вопрос 2:
Качественная реакция на ионы аммония – выделение газа с характерным запахом при нагревании со щёлочью.

Составление уравнения реакции (Nh5)2S+2KON→K2S+2Nh4↑+2h3O
Качественная реакция на ион S2- – выделение чёрного осадка PbS при реакции Pb(NO3)2 в данном случае не возможно, т.к. в присутствии Na2SO4 образуется большое количество другого осадка – белого PbSO4
Для доказательства S2- ионов необходимо использовать реакцию с выделением сильно пахнущего газа при действии на сульфиды сильных кислот
Составление уравнения реакции
(Nh5)2S+2HCl→h3S↑+2Nh5Cl

Ответ на вопрос 3:
С6Н6 + 3Cl2 → C6Н6Сl6
m(C6H6) = 78 г т.к. m(Cl2) = m(C6H6), то m(Cl2) = 78 г
n(Cl2) = 78 г/71г/моль = 1,1моль Требуется 3 моль Cl2, а взяли 1,1 моль следовательно Сl2 в недостатке.
n(C6H6Cl6) = 1,1/3 = 0,37 моль
m(C6H6Cl6) = 0,37х291 = 107,67 г.

Ответ на вопрос 4:
В сторону прямой реакции (вправо)

Ответ на вопрос 5:
Изменится, т. к. раствор станет нейтральным.

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Другие классы
Обновлено: , автор: Валерия Токарева

ruolimpiada.ru

Олимпиада по химии 11 класс Школьный тур

Всероссийская олимпиада школьников по химии в Шпаковском районе

Школьный тур

2015 – 2016 учебный год

11 класс

Задание 1.

Определите, какие соединения зашифрованы буквами и составьте уравнения соответствующих реакции. Назовите продукты реакций.

Ацетилен → А → B → C → D

FeCl3

E (15 б)

Задание 2.

Допишите окислительно-восстановительную реакцию и уравняйте ее методом электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель. (15 б)

K2Cr2O7 + HCl →

Задание 3.

Как известно, в органической химии существует четыре вида изомерии: по углеродному скелету, по кратной связи, пространственная и межклассовая. Составьте все возможные изомеры состава С5H10. (22 б)

Задание 4.

Установите структурную формулу вещества А состава – C7H7Cl если известно, что :

  1. это ненасыщенная молекула;

  2. радикальное хлорирование на свету может проходить только в две ступени;

  3. при взаимодействии вещества А с раствором гидроксида натрия образуется бензиловый спирт;

  4. рассчитайте, какая масса бензальдегида образуется при окислении бензилового спирта оксидом меди (II) массой 8 г. (30 б)

Задание 5.

Чтобы определить содержание примеси железа в оксиде железа(II), образец массой 100 г растворили в разбавленной азотной кислоте, при этом образовалось 4,48 л оксида азота(II) (н.у.). Определите массовую долю оксида в образце. (18 б)

Решение заданий

Всероссийской олимпиады по химии 2015 – 2016 учебный год

(Школьный тур)

11 класс

Задание 1.

  1. 3C2H2 → C6H6

А - Бензол

  1. С6H6 + Br2 → C6H5Br + HBr

В - Бромбензол

  1. C6H5Br + KOH → C6H5OH + KBr

С - Фенол

  1. C6H5OH + HCOOH → HCOOC6H5 + H2O (Реакция идет в кислой среде)

Фенилформиат

Фениловый эфир муравьиной кислоты

  1. 3C6H5OH + FeCl3 → (C6H5O)3Fe + 3HCl

Фенолят железа (III)

Задание 2.

К2Сr2O7 + 14 HCl → 2KCl + 2CrCl3 + 3Cl2 + 7H2O

Окислитель восстановитель

2Cl 2ē → Cl20 3 окисление

2Cr6+ + 6ē → 2Cr3+ 1 восстановление

Задание 3.

  1. Пентен – 1

  2. Пентен – 2

  3. 2 – метилбутен – 1

  4. 2 – метилбутен – 2

  5. 3 – метилбутен – 1

  6. Циклопентан

  7. Метилциклобутан

  8. 1,2 – диметициклопропан

  9. Этилциклопропан

  10. Цис-изомер пентена – 2

  11. Транс-изомер пентена – 2

Задание 4.

а) молекула содержит бензольное кольцо

б) Радикальное замещение во вторичный атом углерода:

первая стадия

CH2 – Cl + Cl2 свет → CH – Cl +HCl

Cl

вторая стадия Сl

CH – Cl + Cl2 свет → C – Cl + HCl

│ │

Cl Cl

в)

CH2 – Cl + NaOH → CH2 – OH + Na Cl

Г)

CH2 – OH + СuO → CHO + Cu + H2O

M(CuO) = 80г/моль

М(C6H5COH) = 106г/моль

n(CuO) = 8/80 = 0,1 моль

по уравнению n(C6H5COH) = n(CuO) = 0,1 моль

m(C6H5COH) = 106 • 0,1 = 10,6 г

Задание 5.

FeO + 2 HNO3 → Fe(NO3)2 + H2O

3Fe + 12HNO3 (р) → 3 Fe(NO3)3 + 3NO + 6H2O

n(NO) = 4,48/ 22,4 = 0,2 моль

n(Fe) = n(NO) = 0,2 моль

m(Fe) = 0,2 • 56 = 11,2 г

m(FeO) = 100 – 11,2 = 88,8 г

W(FeO) = 88,8 / 100 = 0,888 или 88,8%

Критерии оценивания заданий

Всероссийской олимпиады по химии 2015 – 2016 учебный год

(Школьный тур)

11 класс

Задание

Критерии

Количество баллов

1

Составлены все уравнения реакций 5х2

10

Дали названия всем веществам 5х1

5

Итого

15

2

Реакция правильно дописана и уравнена

5

Составлен электронный баланс

5

Определили окислитель, восстановитель

5

Итого

15

3

Составлены все изомеры 11х2

22

Итого

22

4

Записаны обе стадии радикального замещения 2х5

10

Записана реакция получения бензилового спирта

5

Записана реакция окисления спирта

5

Решена задача

10

Итого

30

5

Правильно записаны обе реакции 2х3

6

Рассчитано количество Fe и NO

3

Рассчитаны массы Fe и FeO 2х3

6

Рассчитана массовая доля FeO

3

Итого

18

Всего

100

infourok.ru

Олимпиадные задания по химии (11 класс) по теме: Всероссийская олимпиада по химии.Школьный тур(с ответами)11 класс.2011 г.

Всероссийская олимпиада школьников

I (школьный) этап

Химия

11 класс  2011 г.

Общее время выполнения работы – 2,5 часа.

Задание 1.

              К 8% раствору хлорида алюминия постепенно добавили равную массу карбоната натрия. Смесь, образовавшуюся после реакции, отфильтровали и получили раствор, содержащий две соли с одинаковыми анионами и равными массовыми долями. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном фильтрате и массовую долю карбоната натрия в исходном растворе.

Количество баллов – 10.

Задание 2.

             В сосуде объемом 15,0 л находятся 3 моль PCl3 и 6 моль Cl2. При некоторой температуре в реакционной смеси установилось равновесие:  PCl3(г) + Cl2(г) ↔ PCl5(г). Константа равновесия при этой температуре равна 25 моль/л. Вычислите число моль газообразного PCl5 в равновесной смеси.

 Количество баллов – 10.

Задание 3.

                Смесь массой 20 г, состоящая из метиламина, аминоуксусной кислоты и этилацетата может прореагировать с 4,93 л хлороводорода (н.у.). Эта же смесь массой 40 г может прореагировать с 300 мл 1,4 М раствора гидроксида калия. Вычислите массовые доли веществ в исходной смеси.

Количество баллов  – 10.

Задание 4.

                  На схеме приведена цепочка превращений вещества А, приводящая к образованию Д с плотностью паров по воздуху 9,93 и содержанием углерода 50 масс.%.

             2[Ag(Nh4)2]OH             Сактивир.                  6Ch4Cl                KMnO4, h3SO4           P2O5

Ag2C2←─−−−−−−−− A −−−−−−−−−→ Б −−−−−−−→ В  −−−−−−−−−→ Г−−−−−→ Д

                                              400°C                        AlCl3                                      (C12H6O12)    

 

Приведите структурные формулы веществ А - Д, назовите их и напишите уравнения реакций

Количество баллов  – 10.

Задание 5.

                   В  пробирках находятся следующие вещества: фенол, изопропиловый спирт, глюкоза, глицерин и уксусная кислота. Используя в качестве реагентов  сухую соль карбоната натрия,  растворы брома, сульфата меди и гидроксида натрия, предложите способ определения содержимого каждой пробирки.

Количество баллов – 10.

Всероссийская олимпиада школьников

I (школьный) этап

Химия

11 класс  2011г.

Критерии проверки

Задание 1.

            К 8% раствору хлорида алюминия постепенно добавили равную массу карбоната натрия. Смесь, образовавшуюся после реакции, отфильтровали и получили раствор, содержащий две соли с одинаковыми анионами и равными массовыми долями. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном фильтрате и массовую долю карбоната натрия в исходном растворе.

         

Решение:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

По окончании реакции в растворе содержатся соли AlCl3 и NaCl

1

   2/3x                 x                 2x           2x                   2/3x              x

2AlCl3 + 3Na2CO3 + 6h3O = 6NaCl + 2Al(OH)3↓ + 3CO2↑

2

     Пусть масса исходного раствора AlCl3 равна m г

М(NaCl) = 58,5 г/моль, М(AlCl3) =133,5 г/моль

Так как в конечном растворе по условию ω(NaCl) = ω(AlCl3), составляем уравнение: 58,5∙2х = 0,08m – 2/3х∙133,5, или m =2575х

1

1

1

mфильтрата =2m - m(Al(OH)3) –m(CO2) = 2∙2575x – 2/3x∙78 – 44x = 5054x

2

Таким образом, в конечном растворе массовые доли солей составляют:

ω(AlCl3) = ω(NaCl) = (2х∙58,5)/5054х = 0,0231 (2,31%)

1

В исходном растворе: ω(Na2CO3) = 106х/m =106x/2575x = 0,0412 (4,12%)

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

10

Задание 2.

              В сосуде объемом 15,0 л находятся 3 моль PCl3 и 6 моль Cl2. При некоторой температуре в реакционной смеси установилось равновесие:  PCl3(г) + Cl2(г) ↔ PCl5(г). Константа равновесия при этой температуре равна 25 моль/л. Вычислите число моль газообразного PCl5 в равновесной смеси.

 Решение:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Константа равновесия этой газофазной реакции имеет вид:

2

Молярная концентрация PCl3 в сосуде равна [PCl3] = 3/15 = 0,2 (моль/л), концентрация хлора [Cl2] = 6/15 = (0,4 моль/л).

0,5

0,5

Обозначим равновесную концентрацию  PCl5 через х.

При достижении равновесия концентрации веществ будут следующие:

PCl3(г) + Cl2(г) ↔ PCl5(г).

0,2–х         0,4 –х              х

1

1

Выразим константу равновесия через эти концентрации:

2

Решим полученное квадратное уравнение, из двух его корней выбрав тот, значение которого меньше 0,2:  

25 = х/[(0,2–х)∙(0,4–x)];

x2 – 0,64x +0,08 = 0

x = 0,17 (моль/л).

1

1

В 15 л находится 0,17∙ 15 = 2,55 (моль) PCl5

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

10

Задание 3.

     Смесь массой 20 г, состоящая из метиламина, аминоуксусной кислоты и этилацетата может прореагировать с 4,93 л хлороводорода (н.у.). Эта же смесь массой 40 г может прореагировать с 300 мл 1,4 М раствора гидроксида калия. Вычислите массовые доли веществ в исходной смеси.

Решение:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

С хлороводородом реагируют метиламин и аминоуксусная кислота (глицин):

Ch4Nh3 + HCl →[Ch4Nh4]+Cl–;  h3NCh3COOH + HCl → [h4NCh3COOH]+Cl–

2

C гидроксидом калия могут реагировать глицин и этилацетат:

h3NCh3COOH + KOH → h3NCh3COOK + h3O;

Ch4COOC2H5 + KOH → Ch4COOK + C2H5OH

1

1

Количество хлороводорода 4,93/22,4 = 0,22 (моль),

гидроксида калия 0,3∙1,4 = 0,42 (моль)

0,75

0,75

Обозначив за x, y  и  z количества метиламина, глицина и этилацетата в смеси массой 20 г, составим систему из 3 уравнений:

31x + 75y + 88z = 20

x + y = 0,22

2y + 2z = 0,42                , решая которую получим х = 0,1; y = 0,12; z =0,09

3

Массовые доли метиламина, глицина и этилацетата в смеси:

ω(Ch4Nh3) = (31∙0,09)/20 = 0,15 (15%)

ω(h3NCh3COOH) = (75∙0,12)/20 = 0,45 (45%)

ω(Ch4COOC2H5) = (88∙0,09)/20 = 0,40 (40%)

0,5

0,5

0,5

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

10

Задание 4.

       На схеме приведена цепочка превращений вещества А, приводящая к образованию Д с плотностью паров по воздуху 9,93 и содержанием углерода 50 масс.%.

             2[Ag(Nh4)2]OH             Сактивир.                  6Ch4Cl               KMnO4, h3SO4, t°        P2O5

Ag2C2←─−−−−−−−− A −−−−−−−−−→ Б −−−−−−−→ В  −−−−−−−−−→ Г−−−−−→ Д

                                              400°C                        AlCl3                                      (C12H6O12)    

 

Назовите вещества А - Д  и напишите уравнения реакций.

Решение:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

А - ацетилен, который однозначно определяется по реакции с аммиачным раствором оксида серебра:

С2Н2 +  2[Ag(Nh4)2]OH → Ag2C2 + 2Nh5Cl + 2 Nh4водн.

1

Из плотности паров находим молекулярную массу Д:

Мr= 29∙9,93 = 288 (а.е.м.). Учитывая, что оно содержит 50% углерода, т.е. 144 а.е.м., в его состав входит 12 атомов углерода. Оставшиеся 144 а.е.м. это ровно 9 атомов кислорода, т.е. от исходной молекулы  C12H6O12 отняли ровно 3 молекулы воды. ( Можно просто увидеть, что 288 отличается от молекулярной массы  C12H6O12 на 54 а.е.м, что в реакции с таким известным водоотнимающим агентом, как   P2O5, наверняка означает удаление 3-х молекул воды). Таким образом формула вещества Д - С12О9.       

1

1

3С2Н2 →С6Н6(активированный уголь,400°С),

Б - бензол

1

С6Н6 +  6Ch4Cl → С6(СН3)6 + 6HCl (в присутствии   AlCl3) 

В - гексаметилбензол   

2

5С6(СН3)6 +36KMnO4 +54h3SO4 → 5C6(COOH)6 +36MnSO4 +18 K2SO4 +84h3O (кипячение)

Г - бензолгексакарбоновая кислота (меллитовая кислота)

2

C6(COOH)6 + 3P2O5 → С12О9 + 6HPO3

Д - ангидрид бензолгексакарбоновой кислоты (меллитовый ангидрид)

2

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

10

Задание 5.

   В  пробирках находятся следующие вещества: фенол, изопропиловый спирт, глюкоза, глицерин и уксусная кислота. Используя в качестве реагентов  сухую соль карбоната натрия,  растворы брома, сульфата меди и гидроксида натрия, предложите способ определения содержимого каждой пробирки.

   

Решение:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Составим таблицу возможных взаимодействий веществ, в результате которых мы будем (или не будем) наблюдать определённые признаки реакций.

2

Фенол

Изопропиловый спирт

Глюкоза

Уксусная кислота

Глицерин

Na2CO3

CuSO4  NaOH

Синее окрашивание раствора, при нагревании изменяющий свой цвет на желтый, а затем на красный

Синее окрашивание раствора.

Br2/Н2О

Определение проводят действием реагентов в указанном порядке, последовательно, исключая установленные вещества.

Na2CO3 + 2СН3СООН  2СН3СООNa + СО2  + Н2О

2

СН2–ОН–(СНОН)4–СН=О+2Cu(OH)2  CН2–ОН–(СНОН)4–СООН +Cu2O + 2Н2О

2

 

                                                                                                        H

                                                                                                         

     Ch3OH                                           Ch3–––– O                         O–––––Ch3

                                                            |                            Cu                        

  2CHOH      + Cu(OH)2               CH––––– O                        O ------CH  + 2h3O    

                                                                                                               

     Ch3OH                                            Ch3OH   H                                     Ch3OH

2

       C6H5OH + 3Br2 →C6h3(OH)Br3 +3HBr

2

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

10

nsportal.ru

Олимпиадные задания по химии (11 класс) на тему: Задания для подготовки к олимпиаде по химии 11 класс, с решениями.

Решения школьного тура олимпиады по химии 11 класс

(Всего за работу 43 балла)

Задание №1

pH=-lg[H+] – 2 балла

[H+]=10-pH=10-5,7=2*10-6 моль/л – 1 балл

[H+]*[OH-]=1*10-14  -- 1 балл

 [OH-]=1*10-14/[H+]=1*10-14/2*10-6=5*10-9 моль/л – 1 балл

Итого 5 баллов

Задание №2

CxHy+(x+0,25y)O2=xCO2+yh3O   (1)    

CO2+Ba(OH)2=BaCO3+h3O         (2)

По (2)- прореагировало (85-45)=40 мл CO2

По (1) объемы реагирующих газов относятся как их коэффициенты в уравнении реакции, 10:1=40:х,  х=4

V(O2) прреагировал=100-45=55 мл

По (1)     (10/1)=[55/(4+0,25y)],   y=6

Так как С4H6 взаимодействует с оксидом серебра, то в веществе имеется тройная связь,

бутин – 1

Написаны уравнение горения в общем виде – 1 балл

Написано уравнение взаимодействия углекислого газа

 с гидроксидом бария – 1 балл

Рассчитан объем углекислого газа – 1 балл

Рассчитано количество атомов углерода и водорода

 в органическом веществе – 2 балла

Определено строение вещества – 2 балла

Итого: 7 баллов

Задание №3

Речь идет о получении хромовой смеси (3 балла).

Так как соль окрашивает пламя в желтый цвет, то в ее состав входит натрий (2 балла)

Изменение окраски с желтой на оранжевую в растворах кислот характерно для солей хромовой кислоты, которая в концентрированных растворах разлагается с выделением малорастворимого хромового ангидрида ярко-красного цвета, являющегося сильным окислителем. Продукт его восстановления имеет зеленый цвет (5 баллов)

2Na2CrO4желт+h3SO4=Na2Cr2O7оранж+Na2SO4+h3O

Na2Cr2O7оранж+ h3SO4конц= Na2SO4+h3O+ CrO3красный

4 CrO3красный+С2H5OH=2Cr2O3+2CO2+3h3O

За каждое уравнение по 1 баллу

Итого: 8 баллов

Задание №4

ν=N/NA,  

ν(O)=1,0836*1023/6,02*1023=0,18 моль,

m(O)=0,18*16=2,88 г.

Находим величину «х»

Fe2(SO4)3*xh3O=12O+xO

5,08/(400+18x)=2,88/(12*16+16x)  , x=6,

Fe2(SO4)3*6h3O

1) Нахождение количества вещества и массы кислорода – 3 балла

2) Составление уравнение и расчет числа молекул воды – 5 баллов

3) Определение формулы кристаллогидрата – 2 балла

Итого: 10 баллов

Задание №5

Итого:13 баллов

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Концентрированная серная кислота как сильный окислитель будет взаимодействовать с йодоводородной кислотой, проявляющей восстановительные свойства:

8HI + h3SO4 = 4I2 + h3S + 4h3O

Выпадает коричневый осадок йода и выделяется сероводород с неприятным запахом тухлых яиц.

 

1

1

1

Специфическим свойством муравьиной кислоты является ее способность разлагаться на оксид углерода (II) и воду под действием концентрированной серной кислоты, проявляющей водоотнимающие свойства:

                h3SO4(к)

НСООН     →    CO + h3O

выделяется бесцветный газ без запаха

 

 

1

 

1

1

Концентрированная серная кислота при нагревании отнимает от щавелевой кислоты воду:

                t0, h3SO4(к)

Н2С2О4     →    СО2 + CO + h3O

выделяются бесцветные газы

 

1

 

1

1

Фосфористая кислота как восстановитель может реагировать с азотной кислотой, являющейся сильным окислителем:

h4PO3 + 2HNO3 = h4PO4 + 2NO2 + h3O

выделяется бурый газ

 

1

1

1

Азотная и серная кислоты, являющиеся сильными окислителями, друг с другом не реагируют

1

nsportal.ru

Олимпиадные задания по химии (11 класс) на тему: Олимпиадные задания по химии для 11 класса (школьный тур)

Составитель: Зябкина Ольга Алексеевна, учитель химии ВКК МКОУ Митрофановской СОШ Кантемировского муниципального района Воронежской области

2014-2015 учебный год

 

Олимпиада по химии для учащихся 11 класса (школьный тур)

Время проведения олимпиады – 4 часа

Задание № 1:  Прочитайте отрывок из романа А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина»:

«– Скажите, Роллинг, химические заводы  представляют большую  опасность для взрыва?

– О, да. Четвертое производное от каменного угля – тротил – чрезвычайно могучее взрывчатое вещество. Восьмое производное от угля – пикриновая кислота, ею начиняют бронебойные снаряды морских орудий. Но есть и еще более сильная штука, это – тетрил.

– А это что такое, Роллинг?

– Все тот же каменный уголь. Бензол, смешанный при восьмидесяти градусах с азотной кислотой, дает нитробензол. Если мы в нем две части кислорода заменим двумя частями водорода, то есть если мы нитробензол начнем медленно размешивать при восьмидесяти градусах с чугунными опилками, с небольшим количеством соляной кислоты, то мы получим анилин. Анилин, смешанный с древесным спиртом при пятидесяти атмосферах давления, даст диметиланилин. Затем выроем огромную яму, обнесем ее земляным валом, поставим и там проведем реакцию диметиланилина с азотной кислотой. За термометрами во время этой реакции мы будем наблюдать издали, в подзорную трубу. Реакция диметиланилина с азотной кислотой даст нам тетрил. Этот самый настоящий дьявол: от неизвестных причин он иногда взрывается во время реакции и разворачивает в пыль огромные заводы…».

Запишите уравнения химических реакций, которые описываются в данном отрывке. Составьте структурную формулу конечного продукта реакций. (5 баллов)

Задание № 2: Даны структурные формулы веществ:

а)         б)

Могут ли они иметь геометрические цис-транс изомеры? Если да, то изобразите их. Назовите эти вещества. Какие еще виды изомерии могут быть у данного класса веществ? Изобразите структурные формулы шести веществ, являющихся изомерами  А и Б разных видов изомерии и назовите их. (10 баллов)

Задание № 3:  Обсудите возможность взаимодействия следующих веществ: а) аммиак и серная кислота; б) красный фосфор и азотная кислота; в) бутадиен – 1,3 и бром. Напишите уравнения реакций, укажите условия их протекания. Если реакции могут приводить к разным веществам, укажите, в чем состоит различие в условиях проведения этих процессов.  (7 баллов)

Задание № 4: Смесь солей хлорида и бромида калия массой 0,98 г растворили в воде и добавили избыток раствора нитрата серебра. Полученный осадок восстановили до металлического серебра массой 1,08 г. Определите массовые доли солей в исходной смеси.(8 баллов)

Задание № 5: Имеется водный раствор смеси метиламина и анилина. Для нейтрализации 200 г этого раствора потребовалось 166,8 мл 36,5%-ной соляной кислоты плотностью 1,19 г/мл. На полное сжигание такого же количества газообразного метиламина, которое содержится в растворе, требуется 44,8 л (при н.у.) кислорода. Определите массу каждого амина в растворе. (9 баллов)

Задание № 6: В пронумерованных склянках находятся растворы карбоната натрия, сульфата меди (II), едкого натра, этиленгликоля, глюкозы, щавелевой кислоты, этанола, этаналя.

Как, используя только чистые пробирки и нагревательный прибор, распознать все вещества? Составьте план распознавания веществ. Запишите уравнения использованных вами реакций.

(10 баллов)

Максимальное количество баллов – 49.

Ответы на задания олимпиады по химии для 11 учащихся класса:

Примечание: Допускается иная формулировка ответов, не искажающая правильность решения заданий.

Задание № 1:

Элементы ответа

Баллы

Ответ включает в себя 5 элементов:

C6H6 + HNO3 = C6H5NO2 + h3O

1

C6H5NO2 + 6H+ = C6H5Nh3+2h3O

1

C6H5Nh3 + СН3ОН = C6h4(Ch4)2Nh3 + Н2O

1

С6Н3(СН3)2Nh3 + ЗHNО3 =  3h3O+ C6(Ch4)2(NO2)3Nh3

1

Составлена структурная формула

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальное количество баллов

5

Задание № 2 : За каждый правильный элемент ответа выставляется по 0,5 балла. Максимальное количество баллов – 10

а) 2-метилпентен-2, не может иметь геометрического изомера, б) цис-гексен-3, может иметь геометрический изомер транс-гексен-3. Алкены обладают изомерией положения двойной связи, углеродной цепи и межклассовой (с циклоалканами). Можно построить гексен-1, гексен-2 (цис и транс), 2-пентен-1, 4-метилпентен-2, 4-метипентен-1, 3-метилпентен-1, 3-метипентен-2, 3,3-диметилбутен-1, 2,3-диметилбутен-2. Из классовых изомеров: циклогексан, метилциклогексан, диметилциклобутаны, этилциклобутан, триметилциклопропаны, метилэтилциклопропаны, пропил- и изопропилциклопропан.

Задание № 3:

Элементы ответа

Баллы

Ответ включает в себя 3 элемента:

Аммиак с серной кислотой может реагировать в недостатке с образованием кислой соли и в избытке с образованием средней соли:

Nh4 + h3SO4 → Nh5HSO4;

2Nh4 + h3SO4 → (Nh5)2SO4.

2

Фосфор может реагировать как с концентрированной, так и с разбавленной азотной кислотой:

Р + 5HNO3 → Н3РО4 + 5NO2 + Н2О;
3Р + 5HNO3 + 2Н2О → 3Н3РО4 + 5NO.

2

Присоединение брома к бутадиену может идти по 1 и 2 атомам углерода; по 1 и 4, по 1, 2, 3 ,4:

СН2 = СН – СН = СН2 + Вr2 → СН2Вr – СНВr – СН = СН2;

СН2 = СН – СН = СН2 + Вr2 → СН2Вr – СН = СН – СН2Вr;

СН2 = СН – СН = СН2 + 2Вr2 → СН2Вr – СНВr – СНВr – СН2Вr.

3

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальное количество баллов

7

Задание № 4:

Элементы ответа

Баллы

Ответ включает в себя 5 элементов:

Записаны уравнения реакций:

KCl+AgNO3 = AgCl + KNO3 (1)

KBr+AgNO3 = AgBr + KNO3 (2)

AgCl       Ag (3)

AgBr       Ag (4)

2

Рассчитано количество солей в исходной смеси:

m(KCl) = x г, m(KBr) = 0,98 – х, n(KCl) = m(KCl)/M(KCl) = x/74,5моль, n(KBr) = m(KBr)/M(KBr) = 0,98 – x/119моль,

2

Рассчитано количество серебра, образованное из солей:

n 3+4(Ag) = m(Ag)/Ar(Ag) = 1,08/108 = 0,01 моль

n 3(Ag) = n(AgCl) = n(KCl) = x/74,5моль

n 4(Ag) = n(AgBr) = n(KBr) = 0,98 – x/119моль

n 3+4(Ag) = n 3(Ag) + n 4(Ag) = x/74,5 + 0,98 – x/119 = 0,01 моль (5)

2

Рассчитаны массы солей:

Из уравнения (5) х = 0,35 г, m(KBr) = 0,98 –0,35 = 0,63 г

1

Рассчитаны массовые доли солей:

ω (KCl) = m(KCl)/ m(KCl) + m(KBr) = 0,35/0,35 + 0,63 = 0,36 (36%)

 ω (KBr) = 1 – 0,36 = 0,64 (64%)

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальное количество баллов

8

Задание № 5:

Элементы ответа

Баллы

Ответ включает в себя 5 элементов:

Записаны уравнения реакций:

СН3Nh3 + HCl = СН3Nh4Cl (1)

C6H5Nh3+ HCl = C6H5Nh4Cl (2)

2 СН3Nh3 + 9/2О2 = N2 + 2CO2 + 5 h3O (3)

3

Рассчитано количество кислорода и метиламина:

n (О2) = V(О2)/ V0 = 44,8/22,4 = 2  моль Количество метиламина меньше количества кислорода в 4,5/2 раза

n (СН3Nh3) = n (О2)/(4,5/2) = 2х2/4,5 = 0,89 моль

2

Рассчитаны суммарная масса и суммарное количество кислоты:

m 1+2(HCl) = ωVρ/100 = 36,5х166,8х1,19/100 = 72,4 г.

n1+2(HCl) = m 1+2(HCl)/ M(HCl) = 72,4/36,5 = 1,98 моль

2

Рассчитаны количества метиламина и анилина:

n (СН3Nh3) = n1(HCl) = 0,89 моль,

n (C6H5Nh3) = n2(HCl) = 1,98-0,89 = 1,09 моль

1

Рассчитаны массы  метиламина и анилина:

m (СН3Nh3) = n (СН3Nh3)/ М(СН3Nh3) = 0,89х31 = 27,6 г

m (C6H5Nh3) = n (C6H5Nh3)/ М(C6H5Nh3) = 1,09х93 = 101,4 г.

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальное количество баллов

9

Задание № 6:

Элементы ответа

Баллы

Ответ включает в себя 2 элемента:

Составлен план распознавания:

1.Сульфат меди отличается от остальных растворов по цвету (голубой). Прильём его ко всем остальным растворам. Там, где выпал синий осадок, находился гидроксид натрия, а там, где выпал осадок и начал выделяться газ, – карбонат натрия.

2.Далее нужно приготовить гидроксид меди из сульфата меди и гидроксида натрия и добавить его ко всем оставшимся веществам. Там, где была щавелевая кислота, гидроксид меди растворится, и раствор станет светло-голубым, там, где глюкоза и этиленгликоль, – образуется интенсивно-синий раствор, где этаналь и этанол, – изменений нет.

3.Нагреем пробирки, где появился синий раствор и где изменений не было. Там, где появится оранжевый осадок оксида меди (I), находились глюкоза и этаналь.

3

Записаны уравнения реакций:

CuSO4 + 2NaOH → Na2SO4 + Cu(OH)2↓;

1

2CuSO4 + 2Na2CO3 + h3O → 2Na2SO4 + (СuОН)2СО3 ↓+ CО2↑;

1

HOOC–COOH + Cu(OH)2 → Cu(C2O4) + 2 h3O;

1

1

1

СН3СНО + 2Cu(OH)2  → Cu(OH)2COOH + 2h3O + Cu2O;

1

С5 Н11О5СHO + 2Cu(OH)2 → С5Н11О5СООН + 2Н2О + Cu2O.

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальное количество баллов

10

Источники информации:

1.«Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2014-2015 учебном году»

 Тюльков И.А., Емельянов В.А., Архангельская О.В., Лунин В.В.

2.«Школьные олимпиады. Химия. 8-11 класс» А.В. Артемов, С.С. Дерябина, Москва. «Айрис-пресс», 2009.

3.Одаренные дети. Система работы в школе. Олимпиадный марафон/Химия 9-11 класс. Изд. «Учитель», 2006.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *