Кружок 1 класс я исследователь: Рабочая программа (1 класс) на тему: Программа кружка «Я — исследователь » 1 — 4 класс
25.09.2018 кружок «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» занятие №3 1-Б
ТЕМА: УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ( коллективная игра-исследование).
ЦЕЛЬ: учить детей отбирать нужный по теме материал, развивать речь и мышление учащихся , наблюдательность, формировать умение играть в коллективе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Р.- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
П.-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
К.-задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙМОМЕНТ.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Учитель предлагает ознакомиться с материалом, собранным учащимися по наблюдениям за КОШКОЙ, благодарит каждого за сбор информации по теме и предлагает продолжить работу.
3. КОЛЛЕКТИВНАЯ ИГРА-ИССЛЕДОВАНИЕ.
ЦЕЛЬИГРЫ: подготовить детей к точной передаче в рисунке особенностей заданного объекта.
1) ПОСТРОИМ ДОМ, ЧТОБ ЖИТЬНАМ В НЁМ.
-Давайте посмотрим, умеем ли мы работать вместе, попробуем создать современный жилой дом, в котором мы дружно заживём.
(КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ПОЛУЧАЕТ КАРТОННУЮ ЗАГОТОВКУ – ПАНЕЛЬ ДОМА, НА КОТОРОЙ ОН ДОЛЖЕН ИЗОБРАЗИТЬ ИНТЕРЬЕР СВОЕЙ КВАРТИРЫ ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ ИЛИ ЕЁЧАСТЬ. ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ РАБОТЫ НАД ИНТЕРЬЕРОМ ВСЕ МАКЕТЫ «КВАРТИР» ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ НА ДОСКУ, ПОЛУЧАЕТСЯ «МНОГОКВАРТИРНЫЙ ЖИЛОЙ ДОМ», ВЫПОЛНЕННЫЙ УЧАЩИМИСЯ КЛАССА.
2) КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ: каждый учащийся может рассказать об особенностях своей квартиры.
(Учитель обращает внимание детей на эстетическое оформление, соблюдение размеров и особенности расположения предметов на рисунке, умение ярко рассказать о своей комнате классу).
4. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
— Каким получился наш дом?
-Как нам удалось этого достичь?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: продолжить сбор материала по теме; нарисовать данный объект по представлению
09.09.2018 КРУЖОК «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» 1-Б
ТЕМА : ЧТО ТАКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ?
ЦЕЛЬ: познакомить с понятием «исследование», «наблюдение», учить выявлять проблему, составлять план исследования, развивать логическое мышление, воспитывать культуру общения.
ЗАДАЧИ:
— ознакомить с новыми понятиями;
— способствовать развитию наблюдательности;
— развивать речь учащихся, аналитическое мышление.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
Р.- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
П.- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
К.- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Л. — Способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1, ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: учащиеся садятся в круг, лицом друг к другу.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ:
— Сегодня на занятии мы узнаем, что такое «исследование», поучимся наблюдать.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
— Как выдумаете, что такое «исследование»? ( высказывания детей).
— Выслушав ваши предположения можно сделать вывод:
ИССЛЕДОВАНИЕ – это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека.
— Давайте обсудим, как и где человек может проводить исследования?
— Что такое «научное исследование»? ( НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – это такие, которые проводят учёные).
— Где и как используют люди результаты научных исследований?
— А как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать хорошим исследователем? (УМЕТЬ НАБЛЮДАТЬ).
— Как вы понимаете, что значит «наблюдать»?
ВЫВОД: НАБЛЮДЕНИЕ – это самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Постоянно используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно неоценимым источником получения разнообразных сведений о мире. Учёные для наблюдения могут использовать различные приборы и приспособления – телескопы. Микроскопы, измерительные приборы (демонстрация приборов).
4. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ:
— Сейчас мы с вами тоже попробуем стать наблюдателями и поработаем по карточкам.
ЗАДАНИЕ №1.
-Перед вами парные картинки, содержание различия( на картинках предметы:2 юлы (1 стоит, другая лежит – в противоположных углах карточки, футбольный мяч, астра, солнце, конек, якорь, 2 дверных ключа – один с ниткой, другой без неё).
* Найди 2 одинаковых предмета;
* Что у них общего?
* Чем отличаются?
ЗАДАНИЕ №2.
На карточке – «путаница».
-Какие предметы изображены на рисунке? Назовите их.
5. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ.
-Ребята, а в жизни за какими объектами вы можете наблюдать? (ЗА КОШКОЙ, ДЕРЕВЬЯМИ, ПТИЦАМИ …)
-Что вы должны сделать, прежде чем начать наблюдение?( ВЫБРАТЬ ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЗА КОТОРЫМ БУДЕМ НАБЛЮДАТЬ.
НАПРИМЕР: КОШКА ДОМАШНЯЯ, БЕРЁЗА ЗА ОКНОМ).
-Как вы думаете, с чего надо начинать исследования?( обсуждение вопроса)
— Правильно, надо составить ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ.
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ
*Понаблюдать.
*Прочитать в книге, журнале , интернете и т.д.
*Спросить у другого человека.
ВЫВОД: Таким образом , мы составили план исследования предмета, объекта.
(ВЫБИРАЕТСЯ ОБЩИЙ ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ КЛАССА).
6. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
-Мы учились сегодня наблюдать, составлять план наблюдения, узнали, что такое « исследование», выбрали объект коллективного исследования – КОШКУ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подобрать в книгах, журналах материал, обратиться к родителям за советом в поиске информации о выбранном классном объекте для наблюдения, исследования.
Задачи:
— познакомить с новыми понятиями;
— способствовать развитию наблюдательности;
— развивать речь, аналитическое мышление.
Ход занятия
Организационный момент.
Сообщение темы.
— Сегодня, на очередном занятии клуба «Я-исследователь», мы с вами продолжим знакомиться с тем, что такое исследование, будем рассуждать, что должен уметь делать исследователь.
Актуализация знаний.
— Ребята, давайте вспомним, что же такое исследование?
Выслушивается мнение детей, учитель подводит итог.
Вывод: исследование – это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека.
— Давайте обсудим, как и где человек может проводить исследования.
(в лаборатории, дома, в классе)
— Что такое научное исследование? (Научные исследования – это такие исследования, которые проводят ученые)
— Как выдумаете, что нужно для того, чтобы стать хорошим исследователем? -Что должен уметь делать исследователь?
НАБЛЮДАТЬ
ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ
ОБОБЩАТЬ
— Как вы понимаете, что значит наблюдать?
Вывод: наблюдение – это самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук.
Постоянно используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно неоценимым источником получения разнообразных сведений о мире.
Кроме умения наблюдать исследователь должен овладеть и другими навыками.
Один из них, а это умение ОБОБЩАТЬ мы будем отрабатывать сегодня. Мы будем искать общее в разных, на первый взгляд, предметах и явлениях.
Мы будем учиться делать это, поднимаясь по ступеням знаний вместе с нашим героем. И когда мы выполним все задания, то, составим план исследования.
Практические наблюдения.
– Сегодня мы с вами попробуем искать общее в разных предметах и делать выводы.
Задание 1.
Посмотрите на лист и объедините предметы по группам по 1 или нескольким признакам.
Найди 2, 3 или 4 одинаковых предмета.
Задание 2.
Внимательно рассмотри картинку и назови всех животных, которые спрятались, пока Иванко и Олеся отплясывали гопак.
Ответ: корова, лошадь, коза, свинья, гусь, курица, петух.
Как мы можем назвать всех этих животных одним словом? (домашние)
Задание 3.
Отгадайте загадки:
До чего изящный вид, эта птица всех сразит!
Ты – мечта, просто сказка, красота!
Ярко – розовый наряд, глазки солнышком горят –
Так стройна, нежна, прелестна длинноногая принцесса. (фламинго)
У него один лишь рог.
Он зовется…. (носорог)
Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (верблюд)
В зоопарке,
Верь, не верь,
Проживает
Чудо-зверь.
У него рука — во лбу
Так похожа на трубу! (слон)
У него огромный рот,
Он зовется … . (бегемот)
Что общего у всех этих животных?
Задание 4.
Следующее задание мы выполним, разделившись на две группы.
Ответ: рыба, черепаха, краб, рак, лягушка.
Перед вами картинки, на которых изображены разные животные.
Назовите животных и их общий признак.
Задание 5. Для вас задание будет звучать иначе:
Назови друзей Робин-Кота, которые спрятались на этой картинке. Учтите, что дружит кот только с ЛЕСНЫМИ зверями.
А теперь найдите их на картинке.
Ответ: медведь, лось, барсук, еж, белка, заяц.
Как мы можем назвать всех этих животных одним словом?
(лесные)
Что мы с вами учились делать?
-ОБОБЩАТЬ!
Это одно из главных качеств исследователя!
Составление плана исследования.
Скажите, как можно собрать информацию о домашнем животном?
Прочитать (выставка книг)
Понаблюдать.
Спросить у другого человека
Обобщить
Сделать выводы.
На остальных занятиях мы будем работать по этому плану. Все вместе мы будем исследовать один интересный предмет. Кто это, попробуйте отгадать:
Мордочка усатая;
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается. (кошка)
Мы будем знакомиться с повадками, образом жизни, породах этого домашнего животного.
А у кого есть такой друг? Поднимите руку.
6. Домашнее задание.
Ваше первое домашнее задание: принесите фотографии своих любимцев.
Конспект занятия кружка «Юный исследователь» в 1 классе МБОУ «СОШ №1» г. Пикалёво.
Учитель: Крепашова Ольга Викторовна
Тема: Цикл исследовательской деятельности.
Цель: формировать первоначальные представления детей о деятельности исследователя.
Задачи: — формировать умение видеть проблему и выдвигать гипотезу;
— повторить требования к теме исследования;
— актуализировать знания о назначении схемы и сути методов исследования;
— учить публично представлять свой творческий труд с применением ИКТ;
— формировать УУД (познавательные (учиться добывать знания), регулятивные (планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей), личностные (развивать критическое и творческое мышление, связную речь), коммуникативные (договариваться в паре, приходить к общему мнению).
Ход занятия.
- Приветствие.
- Эмоциональный настрой на работу.
— Поднимите смайлик, который показывает ваше настроение в начале занятия.
— Почему некоторые смайлики не улыбаются? (Волнение, неуверенность в себе, не знаем, хорошо ли пройдёт занятие и т. п.).
— Пожелаем друг другу успешной работы на занятии.
- Актуализация знаний.
— Прочитайте стихотворение.
Мы теперь не просто дети,
Мы – исследователи.
Мы узнаем всё на свете
Досконально о предмете:
Что? Когда? И как растёт?
Сколько раз в году цветёт?
Почему в ночи сверкает?
Отчего в воде не тает?
Отгадали мы секрет
И на всё найдём ответ!
-От чьего имени написано стихотворение? (От имени юных исследователей).
-По каким признакам вы это определили? (Исследователи узнают что-то новое; любят находить ответы на разные вопросы; изучают (исследуют) живые и неживые предметы).
3. Самоопределение к деятельности.
— Сегодня на занятии мы повторим, как надо проводить исследование.
4. Работа по теме занятия.
— С чего же начинается любое исследование? (Дети высказывают предположения).
-Представьте, что нам надо построить пирамидку. Чтобы пирамидка стояла крепко, у неё должна быть прочная основа. Достаньте из конверта детали пирамидки, найдите самую длинную полоску, положите перед собой. Прочитайте, надпись (тема); тема – это основа, начало исследования.
-Вспомним всё, что мы знаем о теме исследования. Посмотрите на карточки с разными изображениями и определите в паре, какой предмет может быть темой исследования, а какой нет. Объясните свой выбор. (После обсуждения делаем вывод: тема должна быть интересна исследователю; чтобы исследовать предмет, мы должны иметь возможность его видеть, наблюдать за ним, может быть даже потрогать, понюхать, почувствовать его, т. е. применить как можно больше методов исследования. Если нет возможности увидеть предмет в реальной жизни, его очень трудно исследовать).
-А какие темы выбрали вы для своего исследования?
-После того, как тема исследования выбрана, исследователь должен сделать предположение: что новое он узнает, если проведёт исследование, какую проблему сможет решить. Сейчас мы будем учиться строить такое предположение.
-Положите перед собой текст. Прочитайте самостоятельно. Вслух читает …..
Были брат и сестра. Их звали Вася и Катя. У них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. (По Л.Толстому)
-Кто жил у Васи и Кати?
-Что произошло весной?
-Какую проблему должны решить Вася и Катя? (Что случилось с кошкой?).
-Попробуйте сделать предположение в паре, что случилось с кошкой. С какого слова начинается предположение? (Допустим…; предположим…; если…).
Возможные предположения: допустим, кошка увидела мышь, побежала за ней и упала в подвал, то ей не выбраться оттуда, она повредила лапку; предположим, кошка спряталась, потому что у неё появились котята, то очень скоро она найдётся; если собаки загнали кошку на дерево, то ей самой не спуститься и т.п.
-Это наши догадки, предположения.
-Что мы учились делать? (Предположение).
-У предположения есть другое название – гипотеза.
-Найдите полоску со словом «гипотеза», положите её в пирамидку.
-Зачем человеку надо уметь строить гипотезу – предположение? (Чтобы продумать, как решить проблему).
-Итак, исследователь выбрал предмет, который будет изучать, определил тему, гипотезу. Что он будет делать дальше? Найдите следующую полоску, положите её на своё место, прочитайте надпись (Схема).
-Что такое схема исследования? (Схема – рисунок, чертёж о главном).
-Прочитайте загадку:
В тёмном уголке живёт,
Шёлковую нить плетёт,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. (Паук)
— Почему мы вспомнили о паучке? (Учились делать схему исследования в виде паучка)
— Посмотрите на слайд. Что написано на животике у паучка? (Тема исследования «Кролик»). Что означает каждая ножка? (Что мы будем изучать по теме исследования. Например: 1. Внешний вид. 2. Где живёт? 3. Чем питается? 4. Как ухаживать?).
-Зачем исследователю нужна схема? (Чтобы знать, что он будет изучать по теме).
-Итак, схема готова. Что дальше? (Дети высказывают предположения).
— Берём следующую полоску для пирамидки, читаем надпись (сбор материала).
— Надо найти интересный материал, информацию по теме. Как, где мы будем её добывать? Что для этого надо сделать? (Если дети затрудняются с ответом, можно обратиться к карточкам с символическими изображениями методов исследования).
- Подумать самостоятельно
- Спросить у другого человека
- Прочитать в книгах
- Понаблюдать
- Обратиться к компьютеру
- Посмотреть по телевизору
-Мы перечислили методы исследования.
-Исследователь узнал много нового (думал, читал, спрашивал у людей, которые знают больше, чем он сам, обращался к компьютеру). Что ему делать с этой информацией? Может быть всё забыть? (Дети высказывают предположения). Вывод: обо всём, что удалось узнать, надо рассказать другим людям. То, что узнал исследователь, может быть очень интересно и полезно людям, которые не проводили исследование по данной теме.
-Положите последнюю деталь пирамидки. Что на ней написано? (Доклад). Мы закончили строить пирамидку-исследование.
— Что такое доклад? (Доклад – это выступление (рассказ) для других людей).
-Чтобы ученика, который выступает с докладом, было интересно слушать, как он должен говорить? ( Громко, но без крика, чётко, уверенно, выразительно, не торопясь).
— А как должен выглядеть докладчик? (Парадная форма, аккуратная причёска, красивая осанка, смотреть во время выступления на слушателей).
-Три ученика нашего класса готовы сегодня выступить с докладом перед аудиторией (перед всеми, кто находится в этом классе). Они готовились к выступлению по правилам, которые мы сейчас повторили, посмотрим, получились ли у них доклады.
(Далее следуют выступления детей).
-Интересно ли вам было слушать выступления детей? Почему? (Дети выступали с докладами по правилам, подготовили презентацию, фотографии, рисунки).
5. Подведение итогов.
-Поднимите руки, кто из вас тоже готов выступить с докладом перед аудиторией?
-Как вы думаете, можно ли выступить с докладом без подготовки? Почему?
-Кто может помочь вам готовиться к выступлению?
— Правильно подготовить доклад поможет памятка, которую я составила для вас.
-Где ещё вы можете выступить с такими докладами? Перед какой аудиторией? (В своём классе, перед учениками других первых классов, перед родителями на собрании).
-А зачем мы будем выступать с докладами перед другими людьми? (Информация, которую мы добыли может быть им интересна и полезна).
6. Рефлексия.
— Поднимите смайлик, который показывает ваше настроение в конце занятия.
-Как вы думаете, удалось ли нам повторить, как надо проводить исследование?
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с понятием «исследование» и планом его проведения.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с понятием «исследование»,
2.Развивать способность наблюдать, быть внимательным, видеть «незаметное»,
3.Развивать речь, логическое мышление, внимание, строить последовательные умозаключения.
1.Орг. момент
Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Нас зовут Анастасия Васильевна и Татьяна Петровна. Сегодня у нас начинается кружок «Я — исследователь».
Как вы думаете, кто такие исследователи?
Что такое исследование?
Что значит проводить исследование?
Ребята, а вы хотите побывать в роли исследователей?
Мы свами попробуем научиться исследовать все вместе, а затем каждый из вас проведет сое собственное исследование.
Исследование должно идти по определенным этапам, что нужно делать на каждом из них мы свами сейчас узнаем, и для этого нам понадобятся помощники, которые вместе с нами будут выполнять главную работу исследователя от первого до последнего этапа. Все остальные будут активными помощниками.
2.Выбор темы
Для начала нам нужно определить тему исследования. Что вы можете исследовать?
У нас есть карточки, которые могут стать темами ваших исследований. Нам нужно выбрать что-то особенно привлекательное для нас, и что бы мы имели возможность это исследовать. Например, мы можем взять тему поведение слона или разработка космического корабля для межгалактических полетов, но эти темы не дадут провести собственные эксперименты, и мы не сможем за ними пронаблюдать. Поэтому выберем тему близкую для нас.
Помощники, посовещайтесь друг с другом и скажите, какую тему мы с вами будем исследовать.
3.Составлениен плана исследования
(дети выбрали тему)
Ваша задача — получить как можно больше сведений о …, и подготовить небольшой доклад о нем. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее.
Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый? (методы исследования) Что он делает после? (по мере называния методов появляются карточки на доске)
Все эти карточки будут планом нашего исследования. Как вы думаете, с чего начать наше исследование? ( Вы выбрали тему исследования, но у вас пока нет ни книг, ни компьютеров, что
Муниципальное общеобразовательное учреждение-основная общеобразовательная школа с.Георгиевка Марксовского района Саратовской области
Рассмотрено: Руководитель ШМО: Свинаренко Е.А. пр.№1 от 28.08.2017 г. | « Согласовано» Зам. директора по УВР: Бабакина Л.А. «29» августа 2017 г. | « Утверждаю» Директор МОУ-ООШ с.Георгиевка Т.С.Горбунова пр.179от 29.08.2017 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуальной направленности
кружка «Я- исследователь»
Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся 9-10лет.
Учитель:
Свинаренко Е.А.
2017-2018 уч.г.
Пояснительная записка.
Знание составляется из мелких крупинок
ежедневного опыта.
Д.И.Писарев.
Рабочая программа кружка « Я – исследователь» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно – методическими документами:
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) с изменениями и дополнениями .
— Примерной основной образовательной программы начальной школы 2012 г.
— Основная образовательная программа ООО Муниципального общеобразовательного учреждения – основной общеобразовательной школы с.Георгиевка Марксовского района Саратовской области.
— Положение Муниципального общеобразовательного учреждения – основной общеобразовательной школы с.Георгиевка Марксовского района Саратовской области о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности.
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Кружок « Я – исследователь» будет одной из таких форм.
Программа кружка предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы кружка обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа кружка позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Основные принципы программы.
Принцип системности.
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации.
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых.
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи.
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования.
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Программа кружка рассчитана на 34 часа. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.
В результате работы по программе кружка учащиеся должны знать:
- структуру учебно-исследовательской деятельности;
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы презентации исследования.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями.
Тематический план
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
теория | практика | Итого | ||
1. | Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. | 1 | 1 | 2 |
2. | Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности | 1 | 1 | 2 |
3. | План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования. | 1 | 2 | 3 |
4. | Основные источники получения информации. | 1 | 2 | 3 |
5. | Оформление списка литературы и использованных электронных источников. | 1 | 1 | |
6. | Методы исследования. Мыслительные операции. | 2 | 2 | 4 |
7. | Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов. | 1 | 2 | 3 |
8. | Оформление работы. Подготовка доклада. | 1 | 2 | 3 |
9. | Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. | 1 | 2 | 3 |
10. | Тематические учебные исследования. | 2 | 8 | 10 |
Итого | 11 | 23 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.
- Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях.
Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся.
Практика: анкетирование учащихся, опрос.
2. Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности.
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.
Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности»,
определение содержания для исследования по теме: «Сколько весит здоровье
ученика? ».
3. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза
исследования.
Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект
исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.
Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по
исследованию «Вода – живая ли она? ». Проверка гипотез.
4. Основные источники получения информации.
Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
5. Оформление списка литературы и использованных электронных источников.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление
списка использованных электронных источников.
6. Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
7. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.
Практика: письменный отчёт- структура и содержание. Визуальный отчёт –
диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Чистота на моей улице.
Что я могу сделать с мусором?».
8. Оформление работы. Подготовка доклада.
Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.Практика: доклады по теме: «Лук от семи недуг». Проверка оформления работ.
9. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point.
Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.
Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Огонь- друг или враг? ».
10. Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год.
Методическое обеспечение.
Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как практикумы, дискуссии.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.
Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы кружка может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий.
Приложение № 1
Этапы информационного поиска.
- Определение информационного запроса.
- Поиск и локализация информации.
- Критическая оценка полученной информации.
- Сравнение информации, полученной из разных источников.
- Презентация полученных результатов.
- Подготовка отчёта.
Технология защиты учебно-исследовательской работы.
- Выступление автора с докладом ( 10 мин)
- Вопросы участников конференции и ответы автора.
- Вопросы членов жюри и ответы автора.
- Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.
- Ответы на замечания рецензента.
- Обмен мнениями о работе и рекомендации.
План доклада по результатам
учебно-исследовательской деятельности.
- Приветствие
- Тема учебно-исследовательской работы.
- Актуальность темы учебно-исследовательской работы.
- Цель и задачи учебно-исследовательской работы.
- Гипотеза учебно-исследовательской работы.
- Значимость учебно-исследовательской работы.
- Объект и предмет исследования.
- Этапы учебно-исследовательской работы.
- Результаты учебно-исследовательской работы.
- Выводы учебно-исследовательской работы.
Приложение № 2
Требования к содержанию
учебно-исследовательской деятельности.
Структура | Требования к содержанию |
Титульный лист | Содержит: — наименование учебного заведения, где выполнена работа; — Ф.И.О. автора; — тему учебно-исследовательской работы; — Ф.И.О. научного руководителя; -город и год. |
Оглавление | Включает название всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал. |
Введение | Содержит: — актуальность; -объект исследования; — предмет исследования; — цель исследования; — гипотезу; — задачи; — методы исследования; -практическую значимость; — апробацию; — базу исследования. |
Основная часть ( не более 10-15 стр.) | Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. |
Выводы | Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе. |
Список литературы | Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы. |
Приложения | Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе. |
Приложение №3
Виды исследовательских работ
Форма | Структура |
Доклад | • в кратких вводных замечаниях — научно-практическая ценность темы; • сущность темы, обоснованные научные предложения; • выводы и предложения |
Тезисы доклада | • основные положения доклада; • основные выводы и предложения |
Научная статья | • заголовок; • вводные замечания; • краткие данные о методике исследования; • анализ собственных научных результатов и их обобщение; • выводы и предложения; • ссылки на цитируемую литературу |
Научный отчет | • краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; • значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики; • детальная характеристика применявшихся методов; • существование новых научных результатов; • заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы; |
Реферат | • вводная часть; • основной текст; • заключительная часть; • список литературы ; • указатели |
Приложение № 4
Терминологический словарь
ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
ТЕМА — отражает характерные черты проблемы.
ОБЪЕКТ — это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.
ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.
- алгоритм, анализ, абстракция, апробация;
- библиография;
- внедрение;
- гипотеза исследования;
- дедукция, деятельность;
- закон, закономерность;
- индукция, историзм, индикатор, исследование;
- концепция, креативность, критерий;
- метод, моделирование, мониторинг;
- наблюдение, новация, новшество, наука;
- обобщение, объект, опыт;
- проект, предмет исследования, принцип;
- рецензия, рефлексия;
- сравнение, синтез, системный анализ;
- теория, творческий подход, технология;
- факт;
- эксперимент.
Приложение № 5
Принципы подбора тем исследовательских проектов
Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований реализуется как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Широка перспектива использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.
Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся, выполняющие учебное исследование, зачастую не видят разницы между докладом, рефератом и собственно исследовательской работой. Ребята и руководители учебного исследования должны знать, какие виды творческих работ могут иметь место в учебном исследовании.
Общие требования к исследовательской работе учащихся
Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:
- Четко сформулирована цель исследования.
- Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования.
- Определены задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута.
- Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме.
- Описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте).
- Представлены собственные данные, полученные в результате исследования.
- Описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором (группой авторов) избранной области исследования.
- Исследование должно соответствовать установленным формальным критериям.
- Исследование должно демонстрировать наличие теоретических
(практических) достижений автора. - Проблема, затронутая в работе, должна быть, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
- Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования, и защитой. Защита — итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
В педагогической литературе, изучающей вопросы учебного исследования, встречаются следующие виды творческих работ учащихся:
- информационно-реферативные;
- проблемно-реферативные;
- экспериментальные;
- природно-описательные;
- исследовательские.
Информационно-реферативные работы — это работы, содержание которых основано на одном или нескольких литературных источниках, подтверждающих излагаемую автором информацию, и посвящено исследованию или описанию какой-либо одной
темы или проблемы. Название такой работы достаточно простое, оно отражает описание той проблемы, которую исследует автор. К примеру, название информационно-реферативной работы может иметь такое название «Исторические памятники моего города».
Проблемно-реферативные творческие работы — это работы, содержание которых основано на нескольких литературных источниках, где описываемая проблема рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и сопоставление данных точек зрения, но и собственная трактовка исследуемой проблемы.
Экспериментальные работы — это работы творческого характера, в которых может быть описан и дан свой анализ уже известному научному эксперименту и его результатам, а также на основе данного эксперимента может быть проведен свой эксперимент в зависимости от решаемой в ходе эксперимента проблемы.
Природно-описательные работы — это работы, в основе которых лежит наблюдение природных процессов и явлений и их качественное описание. К таким работам, в первую очередь, относятся работы экологической направленности.
Исследовательские работы — это работы, в основу которых положено не только сопоставление точек зрения на одну и ту же проблему различных литературных источников, но и использование научной методики, с помощью которой может быть получен экспериментальный материал. На основании данного экспериментального материала делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью исследовательской работы является то, что заранее нельзя предсказать результат, который может получиться в ходе исследования.
Если автор работает над исследованием гуманитарного плана, то его объектами исследований могут стать тексты, полученные в архивах, библиотеках, у частных лиц, различного рода первоисточники.
Приложение № 6
Работа с литературными источниками
№ | Этапы работы | Содержание этапов |
1 | Общее ознакомление | Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника |
2 | Внимательное чтение по главам и разделам | Выделение наиболее важного текста |
3 | Выборочное чтение | Перечитывание наиболее важного текста |
4 | Составление плана прочитанного материала | В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль |
5 | Выписки из прочитанного | Полные и точные (цитата + ее библиографическое описание) |
6 | Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками | Отмечается общее и отличительное в решении проблемы |
7 | Критическая оценка прочитанного и запись замечаний | Обращается внимание на объективность суждений |
Календарно- тематическое планирование кружка «Я- исследователь»
№п/п | Тема исследования | Кол-во часов | План | Факт | Примечание |
1-2 | Имя в жизни человека. | 2 | |||
3-4 | Сколько весит здоровье ученика? | 2 | |||
5-6 | Если хочешь быть здоров. | 2 | |||
7-8 | Мобильный телефон- друг или враг? | 2 | |||
9-10 | Собака друг человека или человек друг собаки? | 2 | |||
11-12 | Попугай- дикое или домашнее животное? | 2 | |||
13-14 | Огонь- друг или враг? | 2 | |||
15-16 | Чему нас учат мультфильмы? | 2 | |||
17-18 | Вода – живая ли она? | 2 | |||
19-20 | Вкусно – не значит полезно. | 2 | |||
21-22 | Шоколад – вред или польза. | 2 | |||
23-24 | Сорняки – лекарства. | 2 | |||
25-26 | Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
| 2 | |||
27-28 | Экопродукты моего огорода. | 2 | |||
29-30 | Береза-символ России. | 2 | |||
31-32 | Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? | 2 | |||
33 | Лук от семи недуг. | 1 | |||
34 | Итоговое занятие. | 1 |
The Circle Game | Знай свой мем
О
Игра Circle — это игра периферийного зрения, обмана и моторных навыков. Игра начинается, когда атакующий игрок создает круг большим и указательным пальцами где-то ниже его талии. Цель состоит в том, чтобы обмануть другого человека, глядя на его руку. Если жертва смотрит на руку, он проигрывает игру, и атакующий игрок получает удар по бицепсу с закрытым кулаком. В Интернете люди начали прятать руки, делая круглые символы на разных изображениях, чтобы обманом заставить людей найти его.
Происхождение
По словам Вице, игра Circle была изобретена жителем Огайо Мэттом Нельсоном в начале 1980-х годов. Нельсон утверждает, что разработал игру в начальной школе, чтобы ударить своих друзей.
Игра была популяризирована 15 ноября 2000 года в четвертом эпизоде телевизионного комедийного сериала Malcom во втором сезоне середины года. В этом эпизоде персонажи играют в Circle Game, представляя миллионы зрителей шоу.
Спред
Несмотря на то, что с начала 80-х годов эта игра была одним из основных продуктов для школьных дворов, в 2010-х она начала появляться в Интернете.Один из самых ранних примеров онлайн-игры был опубликован 23 июня 2011 года анонимным пользователем 9GAG, который разместил фотографию маленькой девочки, держащей руку в круге с кружком вокруг руки. Почта (показанная ниже) получила более 980 баллов за шесть лет.
В течение следующего полувека игра продолжала ссылаться на мемы с множеством персонажей. 16 ноября 2014 года аккаунт LADbible в Facebook опубликовал информацию о раздаче с комментарием «Ой, приятель, это твое?» Сообщение (показано ниже, слева) получило более 142 000 отзывов, 353 000 комментариев и 32 000 акций за три года.
Два года спустя, 23 декабря 2016 года, компания Redditor tomytronics опубликовала версию с изображением «Дарта Вейдера», посвященную «Звездных войн», с использованием сцены из фильма «Бродяга 1: История звездных войн» (см. Справа внизу).
20 ноября 2017 года на странице MemeTeams в Фейсбуке было опубликовано изображение с изменением масштаба, которое закончилось тем, что рука обвела пальцем круг. Сообщение (показано ниже) получило более 2600 откликов, 6100 комментариев и 9000 сообщений.
Фотография будет позже опубликована в / r / MemeEconomy subreddit.
Чикаго Кабс Фан
7 мая 2019 года неизвестный мужчина в фуфайке «Чикаго Кабс» был записан под знаком репортера NBC Sports Chicago Дуга Гланвилля. Тем вечером пользователь Твиттера Чад Рехан написал в Твиттере видео из трансляции, предположив, что это был «белый знак превосходства» (показано ниже).
Я вижу вещи или этот домкрат за Гланвиллом высвечивает белый знак превосходства?
— Чад Рехан (@ChadRehan) 8 мая 2019 годаSarahSpain
BleacherNation pic.twitter.com/6p7d79vIVR
Через несколько часов после игры президент бизнес-операций Chicago Cubs Крейн Кеннеди выступил с заявлением о споре:
«Человек, сидящий позади мистера Гланвилла, использовал то, что кажется оскорбительным жестом руки, связанным с расизмом. Такое невежественное и отталкивающее поведение недопустимо в Ригли Филд.Мы тщательно рассматриваем инцидент, потому что никто не должен подвергаться такому оскорбительному поведению. О любых унизительных действиях следует немедленно сообщать нашим сотрудникам стадиона. Любой человек, ведущий себя таким образом, будет не только удален с площадки, но и будет навсегда забанен на поле Ригли. «
В Твиттере многие обвиняли человека в создании символа белой силы, в то время как другие утверждали, что он играет в Круглую Игру. В тот вечер Chicago Sun-Times сообщила, что фанат был опознан и впоследствии был запрещен на Ригли Филд.
Различные примеры
Поиск интереса
Знай свой магазин Meme
Внешние ссылки
,◉ | Fisheye Symbol |
○ | Белый Круг Символ |
◌ | Пунктирный Круг Символ |
◍ | Круг с символом вертикальной заливки |
◎ | Буллсай Символ |
● | Черный Круг Символ |
◐ | Круг с левой половиной черного символа |
◑ | Круг с правой половиной черного символа |
◒ | Круг с нижней половиной черного символа |
◓ | Круг с верхней половиной черного символа |
◔ | Круг с верхним правым квадрантом черный символ |
◕ | Круг со всеми, кроме верхнего левого квадранта, черный символ |
◖ | левая половина черного круга символ |
◗ | Правая половина черного круга Символ |
❂ | Круглый Открытый Центр Восьмиконечный Символ Звезды |
☢ | Радиоактивный знак Символ |
⊗ | Обведенный кружком символ времени |
⊙ | Круговая точка Символ оператора |
◘ | Обратный Пуля Символ |
◙ | Обратный Белый Круг Символ |
◚ | Верхняя половина обратного белого круга Символ |
◛ | Нижняя половина обратного белого круга Символ |
◜ | Верхний левый квадрант Символ дуги окружности |
◝ | Символ круговой дуги в верхнем правом квадранте |
◞ | Нижний правый квадрант Круговая дуга Символ |
◟ | Нижний левый квадрант Символ дуги окружности |
◠ | Верхняя полукруга Символ |
◡ | Нижний полукруг Символ |
◯ | Большой Круг Символ |
〇 | Идеографический номер ноль символ |
〶 | Обведенный символом почтовой марки |
⚫ | Средний Черный Круг Символ |
◦ | Белая Пуля Символ |
∅ | Пустой набор символов |
∘ | Кольцо Оператор Символ |
⊕ | Обведенный плюс символ |
⊖ | Обведенный Минус Символ |
⊘ | Символ косой черты |
⊚ | Обручальное кольцо Оператор Символ |
⊛ | Обведенный звездочкой символ оператора |
⊜ | Обведено Обведено Символом |
⊝ | Символ кружка тире |
❍ | Затененный Белый Круг Символ |
⦿ | Обведенный символом пули |
🔴 | красный круг Символ |
🔵 | синий круг Символ |
⚪ | белый круг Символ |
🔘 | радиокнопка Symbol |
⭕ | полый красный круг Символ |
➰ | фигурная петля Символ |