cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Кружок 1 класс я исследователь – Рабочая программа (1 класс) на тему: Программа кружка «Я — исследователь » 1 — 4 класс | скачать бесплатно

Программа кружка «Я — исследователь» 1 класс 33 часа

Программа кружка

«Я — исследователь»

в рамках реализации общеинтеллектуального направления

внеурочной деятельности учащихся 1 класса

33 часа

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

— основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

Содержание программы

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Формы организации работы:

  • Игры на развитие наблюдательности

  • Экскурсии

  • Игры

  • Выставки творческих работ

  • Презентации работ учащихся

  • Конференции

Тематическое планирование 1 класс (33 часа)

п/п

Тема занятия

Основные виды деятельности

Кол-во часов

1

Что такое исследование?

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Знать исследовательские способности, пути их развития.

Уметь находить значимые личностные качества исследователя.

1

2-3

Как задавать вопросы?

Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.

2

4-5

Как выбрать тему исследования?

Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.

2

6

Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

1

7-8

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

2

9-10

Наблюдение как способ выявления проблем.

Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.

2

11-12

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.

2

13-14

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.

2

15-16

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)

Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.

Развивать умение правильно задавать вопросы.

2

17-18

Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.

Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.

2

19

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей

Заочная экскурсия в прошлое.

1

20-21

Обоснованный выбор способа выполнения задания

Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.

2

22-23

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек

Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.

2

24- 25

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

Учиться строить схемы «Дерево Паук».

2

26-27

Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование.

Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».

2

28-30

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.

2

31-32

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.

Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.

2

33

Анализ исследовательской деятельности.

Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.

1

Итого 33 часа

multiurok.ru

Программа кружка «Я — исследователь» 1 класс 33 часа

Программа кружка

«Я — исследователь»

в рамках реализации общеинтеллектуального направления

внеурочной деятельности учащихся 1 класса

33 часа

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

— основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

Содержание программы

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Формы организации работы:

  • Игры на развитие наблюдательности

  • Экскурсии

  • Игры

  • Выставки творческих работ

  • Презентации работ учащихся

  • Конференции

Тематическое планирование 1 класс (33 часа)

п/п

Тема занятия

Основные виды деятельности

Кол-во часов

1

Что такое исследование?

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Знать исследовательские способности, пути их развития.

Уметь находить значимые личностные качества исследователя.

1

2-3

Как задавать вопросы?

Задания на развитие умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Как задавать вопросы, подбирать вопросы по теме исследования.

2

4-5

Как выбрать тему исследования?

Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.

2

6

Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

1

7-8

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

2

9-10

Наблюдение как способ выявления проблем.

Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.

2

11-12

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.

2

13-14

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.

2

15-16

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)

Учить в игровой форме выявлять причину и следствие.

Развивать умение правильно задавать вопросы.

2

17-18

Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.

Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.

2

19

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей

Заочная экскурсия в прошлое.

1

20-21

Обоснованный выбор способа выполнения задания

Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.

2

22-23

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек

Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге.

2

24- 25

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

Учиться строить схемы «Дерево Паук».

2

26-27

Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование.

Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».

2

28-30

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.

2

31-32

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.

Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися.

2

33

Анализ исследовательской деятельности.

Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся. Работа над умением анализировать и делать выводы.

1

Итого 33 часа

multiurok.ru

Конспект занятия кружка «Я — исследователь» на тему «Что такое исследование? Учимся обобщать и делать выводы». (1 класс)

Что такое исследование? Учимся обобщать и делать выводы.

Задачи:

— познакомить с новыми понятиями;

— способствовать развитию наблюдательности;

— развивать речь, аналитическое мышление.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы.

— Сегодня, на очередном занятии клуба «Я-исследователь», мы с вами продолжим знакомиться с тем, что такое исследование, будем рассуждать, что должен уметь делать исследователь.

  1. Актуализация знаний.

— Ребята, давайте вспомним, что же такое исследование?

Выслушивается мнение детей, учитель подводит итог.

Вывод: исследование – это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека.

— Давайте обсудим, как и где человек может проводить исследования.

(в лаборатории, дома, в классе)

— Что такое научное исследование? (Научные исследования – это такие исследования, которые проводят ученые)

— Как выдумаете, что нужно для того, чтобы стать хорошим исследователем? -Что должен уметь делать исследователь?

НАБЛЮДАТЬ

ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ

ОБОБЩАТЬ

— Как вы понимаете, что значит наблюдать?

Вывод: наблюдение – это самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук.

Постоянно используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно неоценимым источником получения разнообразных сведений о мире.

Кроме умения наблюдать исследователь должен овладеть и другими навыками.

Один из них, а это умение ОБОБЩАТЬ мы будем отрабатывать сегодня. Мы будем искать общее в разных, на первый взгляд, предметах и явлениях.

Мы будем учиться делать это, поднимаясь по ступеням знаний вместе с нашим героем. И когда мы выполним все задания, то, составим план исследования.

  1. Практические наблюдения.

– Сегодня мы с вами попробуем искать общее в разных предметах и делать выводы.

Задание 1.

Посмотрите на лист и объедините предметы по группам по 1 или нескольким признакам.

Найди 2, 3 или 4 одинаковых предмета.

Задание 2.

Внимательно рассмотри картинку и назови всех животных, которые спрятались, пока Иванко и Олеся отплясывали гопак.

Ответ: корова, лошадь, коза, свинья, гусь, курица, петух.

Как мы можем назвать всех этих животных одним словом? (домашние)

Задание 3.

Отгадайте загадки:

До чего изящный вид, эта птица всех сразит!

Ты – мечта, просто сказка, красота!

Ярко – розовый наряд, глазки солнышком горят –

Так стройна, нежна, прелестна длинноногая принцесса. (фламинго)

У него один лишь рог.

Он зовется…. (носорог)

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам. (верблюд)

В зоопарке,

Верь, не верь,

Проживает

Чудо-зверь.

У него рука — во лбу

Так похожа на трубу! (слон)

У него огромный рот,

Он зовется … . (бегемот)

Что общего у всех этих животных?

Задание 4.

Следующее задание мы выполним, разделившись на две группы.

Веселый рыболов Котофеич день ночь проводит на рыбалке. Подскажи ему, кто спрятался на этой картинке.

Ответ: рыба, черепаха, краб, рак, лягушка.

Перед вами картинки, на которых изображены разные животные.

Назовите животных и их общий признак.

Задание 5. Для вас задание будет звучать иначе:

Назови друзей Робин-Кота, которые спрятались на этой картинке. Учтите, что дружит кот только с ЛЕСНЫМИ зверями.

А теперь найдите их на картинке.

Ответ: медведь, лось, барсук, еж, белка, заяц.

Как мы можем назвать всех этих животных одним словом?

(лесные)

Что мы с вами учились делать?

-ОБОБЩАТЬ!

Это одно из главных качеств исследователя!

Составление плана исследования.

Скажите, как можно собрать информацию о домашнем животном?

  1. Прочитать (выставка книг)

  2. Понаблюдать.

  3. Спросить у другого человека

  4. Обобщить

  5. Сделать выводы.

На остальных занятиях мы будем работать по этому плану. Все вместе мы будем исследовать один интересный предмет. Кто это, попробуйте отгадать:

Мордочка усатая;

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Но с водой не знается. (кошка)

Мы будем знакомиться с повадками, образом жизни, породах этого домашнего животного.

А у кого есть такой друг? Поднимите руку.

6. Домашнее задание.

Ваше первое домашнее задание: принесите фотографии своих любимцев.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *