Конспект урока 1 класс устная и письменная речь азбука – Конспект урока 1 класс «Устная и письменная речь. Предложение»
Конспект урока 1 класс «Устная и письменная речь. Предложение»
Конспект урока «Обучение грамоте»
Тема: «Устная и письменная речь. Предложение»
Учитель: Бурмистрова Анастасия Олеговна
Ход урока
— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок обучения грамоте у вас проведу я. Зовут меня Анастасия Олеговна.— Проверьте готовность к уроку. На столе у вас должны лежать: азбука, тетрадь, пенал…
— Ребята, я с вами познакомилась только сегодня. Расскажите мне, пожалуйста, как вы провели лето? Где побывали?
— Скажите, что мы сейчас с вами делали?
— А знаете ли вы, что помогло одним высказать свои мысли, а другим услышать их?
– Вам пока трудно самим найти точное слово для ответа на этот вопрос, хотя слово такое вы все слышали. Помогла нам общаться наша русская речь, речь на русском языке.
— А как вы думаете, хорошо или нет, что мы, люди, умеем говорить, пользоваться речью?
— А почему? Давайте учится доказывать свои предположения.
— Хорошо ребята. А сейчас я вам открою маленький секрет. Все, что мы произносим, слушаем – это речь. И такая речь называется устной речью. а вот почему у с т н а я? Когда мы говорим, работают наши губы. А в древности губы называли по-другому: уста. Скажем все вместе это слово – уста. Покажите свои уста.
– Вчера вечером я из своего почтового ящика вынула вот этот конверт. В нём оказалось письмо от моей подруги. Я прочитала письмо и как бы поговорила, пообщалась с ней.. Потом я подумала: а письмо – это речь или не речь? Как вы считаете?
— Верно, о такой речи, когда один человек не говорит, а пишет (показываете левую часть схемы), другой же – не слушает, а читает (показываете правую часть), говорят, что она письменная. Понятно, почему эту речь так назвали? (Пишут – письменная.)
— Откройте азбуку на стр. 5. Кроме рисунков, страницы заполнены значками( буквами). Это тоже речь. Как она называется?
— Сейчас, я прочитаю вам начало известного стихотворения, но прочитаю так, как услышала от маленького малыша, который выучил их и очень боялся забыть.
« У меня зазвонил телефон кто говорит слон»
-Вам понравилось такое чтение?
— Теперь, я прочитаю вам эти строки еще раз. «У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Слон.
— Чем отличается услышанное вами чтение?
— Т.е можно сделать вывод, что малыш не отделял голосом один «кусочек речи» от другого, а я отделяла.
— Теперь хором скажем этот отрывок еще раз и послушаем, сколько в нем таких «кусочков» ?
— Так сколько их?
– Наша речь состоит из небольших «кусочков», в каждом из которых всегда выражается какая-то мысль, а иногда ещё и какое-то чувство. Такие «кусочки» речи отделяются друг от друга небольшими остановками, паузами, что и помогает нам лучше понимать мысли. Каждый «кусочек» речи имеет своё название, это – п р е д л о- ж е н и е. Скажем хором новое слово.
– Каждое предложение мы будем обозначать схемой – прямоугольником.
— Посмотрите в азбуку на стр. 5 на верхнюю картинку. Что делает Аленушка?
— Сейчас, …..составил предложение. Давайте откроем тетрадь и изобразим это предложение в виде схемы. Ребята, в конце предложения в схеме мы ставим точку, для того чтобы отделить одно от другого. ( Учитель изображает на доске). Дети в тетради
— Какое еще предложение можно составить по этой иллюстрации?
— А как вы думаете, почему под иллюстрацией изображены две схемы?
— Рассмотрите вторую иллюстрацию снизу. Как зовут главного героя этой сказки?
— Сейчас я произнесу вам несколько предложений. А вы изобразите их в виде схемы. Сколько предложений я произнесу, вы должны понять сами.
Рефлексия.
— Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке. Что помогает людям общаться друг с другом? Рассказывать о чем-либо?
— Какая бывает речь?
— Когда мы с вами сейчас говорили предложения, то какой речью мы пользовались?
— А если нам нужно написать письмо другу? Какую речь мы будем использовать?
— Мы с вами говорили, что наша речь состоит из «кусочков» . Как они называются?
— Молодцы. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Можете отдыхать.
— Приветствуют учителя. Садятся.
— Проверяют готовность к уроку
— Я побывал на море, а я была с бабушкой на даче… и т.д
— Разговаривали, слушали друг друга, рассказывали о том, где мы были летом и т.д
— предположения детей…
-Да
— мы можем сообщить что-то друг другу, поговорить, рассказать
— Да! Это речь! Только не устная, а письменная
-письменная
— нет, малыш торопился… и т.д
— малыш торопился, а вы нет…вы отделили голосом….и т.д
У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Слон
Их три
-предложение
— Аленушка несет братца Иванушку. Аленушка убегает.
— Лебеди летят за Аленушкой и т.д
— означает 2 предложения
-Емеля
— помогает речь
— устная и письменная
-устной
— письменную
— предложения
infourok.ru
Конспект урока чтения для 1 класса «Речь устная и письменная»
Конспект урока по обучению чтению на тему:
«Устная и письменная речь»
Цель: познакомить учащихся устной и письменной речью.
Задачи:
1. Формировать умения определять устную и письменную речь, делать выводы; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
2.Развивать самоконтроль, мышление, устную и письменную речь учащихся.3. Воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в коллективе.
Орг. моментАктуализация знаний
Сообщение темы и цели урока
Фронтальная работа
Беседа
Изучение нового материала
Работа с учебником
Практический
Работа с иллюстрациями. Дидактическое упражнение «Оживи картинку», работа со схемой предложения
Итог урока
Доброе утро. Встали, подравнялись. Настроились на урок. Тихонько садимся.
Скажите, что мы изучали на прошлом уроке?
Чему научит нас азбука?
Хотите ли вы всему этому научиться?
Тогда правильно сели, спинки выпрямили, слушаем меня внимательно.
Посмотрите на экран. Что вы видите?
Это первобытные люди. А как они общались между собой? Они общались жестами и издавали отдельные звуки. Но потребность в общении росла. Им приходилось придумывать язык. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь. Язык был созданием человека. Люди много общались, но появилась еще одна проблема. Как вы думаете, какая? Люди не могли удерживать в памяти столько информации, поэтому им пришлось придумать знаки, чтобы все записывать. Знаками мы пользуемся и по сей день. Следовательно, общение знаками называется письменной речью.
И сегодня мы познакомимся с двумя видами речи: письменной и устной. Чему бы вы хотели научиться на уроке?
Чем отличается п.р. от у.р.? Приведите примеры (слайд).
Устная речь – от слова «уста» на древнерусском языке означало «рот», «губы». С помощью у.р. мы можем общаться, используя голос. А все, что мы видим в книгах, газетах называется письменной речью.
Устная и письменная речь состоит из предложений. Предложениями мы выражаем свои мысли и чувства. Приведите примеры предложений. Предложение обозначается схемой . Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы.
Открываем азбуку на 5 стр. Посмотрите на верхнюю иллюстрацию. Из какой она сказки? (Гуси-лебеди). Составьте предложения к схеме. Сколько предложений? Молодцы. . .
Посмотрите на следующее изображение. Из какой оно сказки? О чем говорили Емеля и щука?
Составьте так же предложения к схеме. Молодцы.
. . .
Сейчас немного отдохнем. Все встаем, выходим из-за парт, проведем физмнутку.
На экране вы видите сюжетные картинки. Составьте к ним несколько предложений и изобразите схемой.
Назовите тему урока. Что нового вы узнали? Чему научились?
infourok.ru
План-конспект урока по чтению (1 класс) на тему: Обучение грамоте 1 класс «Речь устная и письменная. Предложение»
Технологическая карта урока по обучению грамоте
учителя начальных классов Иваницкой Светланы Витальевны
Тема | Речь устная и письменная. Предложение | |||
Класс | 1 | |||
Тип урока | Вводный | Номер урока | 2 | |
УМК | «Школа России», В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Азбука, 1 класс, М. Просвещение | |||
Цель урока | Способствовать формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создать условия для выявления уровня развития лексики | |||
Планируемые результаты | Предметные | Различать письменную и устную речь; выделять из речи предложения; определять на слух количество предложений в высказывании; составлять схемы предложений; воспроизводить сюжеты сказок по иллюстрации. | ||
Метапредметные | Готовить рабочее место к уроку под руководством учителя; выполнять задание под руководством учителя; работать в паре, группе; понимать и принимать учебную задачу урока; оценивать собственную деятельность на основе совместно выработанных критериев. | |||
Личностные | Понимать смысл пословицы «Учиться всегда пригодится»; проявлять желание научиться читать самостоятельно; принимать и осваивать социальную роль учащегося. |
Слайд в презентации | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | ||
Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. Проверим готовность к уроку | ||
Актуализация знаний | ||
Если вам нравится что-то, каким словом вы выражаете восторг? Как вам кажется, будете ли вы применять эти слова, оценивая наши уроки? Условные знаки показать | Ответы Ответы Ответы | |
Работа по теме урока | ||
Все, что люди говорят, – это устная речь. Речь служит для выражения мыслей и чувств людей. Любой рассказ, разговор, ответ на вопрос – все это устная речь. На уроках чтения вы будете учиться правильно и грамотно выражать свои мысли. В «Азбуке» кроме картинок, страницы заполнены значками (буквами). Этими значками записаны рассказы, стихи, сказки. Это тоже речь, но не устная, а письменная. Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо научиться читать. Показать прописи. Это тетрадь, в которой ученики учатся писать | ||
Физкультминутка | ||
Мы листики осенние, На ветках мы сидим (дети поднимают руки вверх). Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели (движения руками из стороны в сторону). И на землю тихо сели (дети приседают). Ветер снова набежал И листочки все поднял (кружатся на месте). Закружились, полетели И на землю снова сели (дети садятся по местам). | Выполняют под действия учителя | |
Продолжение работы по теме урока | ||
1. Предложение. Наша речь состоит из предложений. В каждом предложении выражена какая-либо мысль. Между предложениями делается пауза. Каждое предложение, даже еще не зная букв, можно записать, обозначив его схемой. Тогда легче определить, сколько сказано предложений. Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы. 2. Работа по учебнику. Откроем страницу 5 учебника. Какая тема нашего урока? Мы живём в мире звуков и знаков. Как вы это понимаете? Существуют понятия «устная речь» и «письменная речь». Как думаете, в чём различие? И так, подведём итог: Что такое устная речь? Что такое письменная речь? Назовите сказки, из которых взяты иллюстрации. Что делает девочка? Что делают гуси? Составьте предложение к схеме. О чем говорили Емеля и щука? Давайте проверим, правы ли мы. Послушайте сказку. Правы мы? 3. Составление текста по картинке Работа в парах. Раздать картинки по 1 штуке на парте, разные на рядах. | Устная и письменная речь Знаки мы видим, а звуки нет. Ответы Речь, на которой говорим. Её можно не только сказать, но и услышать. Речь, на которой мы пишем. Её можно прочитать и написать. «Гуси-лебеди», «По щучьему велению». Ответы Ответы Девочка бежит. Гуси летят. Ответы Ответы Составляют | |
Подведение итогов урока | ||
Какой речью мы пользовались сейчас? А как называется речь с буквами? Чем отличаются буквы и звуки? | Устной Письменная Буквы мы пишем, а звуки слышим | |
Рефлексия | ||
Выберите смайлик, который показывает ваше настроение после урока. Выберите смайлик, который показывает то, как вы поняли сегодняшнюю тему. | Показывают Показывают | |
Рекомендации для занятий дома | ||
Выучить одну пословицу о труде или трудолюбии | ||
Организационный конец урока | ||
Спасибо за урок. Готовимся к следующему уроку. |
Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
— Сходи, Емеля, за водой.
А он им с печки:
— Неохота…
— Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
— Ну ладно.
Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.
Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:
— Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеется:
— На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять:
— Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
Щука его спрашивает:
— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?
— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась…
Щука ему говорит:
— Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только:
По щучьему веленью,
По моему хотенью.
Емеля и говорит:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — ступайте, ведра, сами домой…
Только сказал — ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами. Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается… Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь. Прошло много ли, мало ли времени — невестки говорят ему:
— Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.
— Неохота…
— Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — поди, топор, наколи дров, а дрова — сами в избу ступайте и в печь кладитесь…
Топор выскочил из-под лавки — и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.
Много ли, мало ли времени прошло — невестки опять говорят:
— Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.
А он им с печки:
— Да вы-то на что?
— Как мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?
— Мне неохота…
— Ну, не будет тебе подарков.
Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани:
— Бабы, отворяйте ворота!
Невестки ему говорят:
— Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?
— Не надо мне лошади.
Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — ступайте, сани, в лес…
Сани сами поехали в ворота, да так быстро — на лошади не догнать.
А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит «Держи его! Лови его!» А он знай сани погоняет. Приехал в лес:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь…
Топор начал рубить, колоть сухие дерева, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку — такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — поезжайте, сани, домой…
Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.
Видит он, что плохо дело, и потихоньку:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — ну-ка, дубинка, обломай им бока…
Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь. Долго ли, коротко ли — услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера: его найти и привезти во дворец.
Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:
— Ты — дурак Емеля?
А он с печки:
— А тебе на что?
— Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.
— А мне неохота…
Рассердился офицер и ударил его по щеке.
А Емеля говорит потихоньку:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — дубинка, обломай ему бока…
Дубинка выскочила — и давай колотить офицера, насилу он ноги унес.
Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:
— Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.
Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.
— Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, — тогда он все сделает, что ни попросишь.
Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:
— Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.
— Мне и тут тепло…
— Емеля, Емеля, у царя будут хорошо кормить-поить, — пожалуйста, поедем.
— А мне неохота…
— Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.
Емеля подумал-подумал:
— Ну ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.
Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — ну-ка, печь, поезжай к царю…
Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю.
Царь глядит в окно, дивится:
— Это что за чудо?
Набольший вельможа ему отвечает:
— А это Емеля на печи к тебе едет.
Вышел царь на крыльцо:
— Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.
— А зачем они под сани лезли?
В это время в окно на него глядела царская дочь — Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — пускай царская дочь меня полюбит…
И сказал еще:
— Ступай, печь, домой…
Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает.
А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:
— Ступай приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.
Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать.
Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.
Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили. Долго ли, коротко ли — проснулся Емеля; видит — темно, тесно:
— Где же это я?
А ему отвечают:
— Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.
— А ты кто?
— Я — Марья-царевна.
Емеля говорит:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок…
Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.
— Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.
— А мне неохота…
Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — выстройся каменный дворец с золотой крышей…
Только он сказал — появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом — зеленый сад: цветы цветут и птицы поют.
Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.
— Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?
Тут Емеля недолго думал:
— По щучьему веленью, По моему хотенью — стать мне добрым молодцем, писаным красавцем…
И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
А в ту пору царь ехал на охоту и видит — стоит дворец, где раньше ничего не было.
— Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?
И послал узнать-спросить: «Кто такие?»
Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.
Емеля им отвечает:
— Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.
Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:
— Кто же ты такой, добрый молодец?
— А помнишь дурачка Емелю — как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я — тот самый Емеля. Захочу — все твое царство пожгу и разорю.
Царь сильно испугался, стал прощенья просить:
— Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!
Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.
Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.
nsportal.ru
Конспект урока по обучению чтения 1 класс «Школа России» на тему «Устная и письменная речь»
Конспект урока по обучению чтению на тему:
«Устная и письменная речь»
Цель: познакомить учащихся устной и письменной речью.
Задачи:
1. Формировать умения определять устную и письменную речь, делать выводы; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
2.Развивать самоконтроль, мышление, устную и письменную речь учащихся.
3. Воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в коллективе.
Орг. моментАктуализация знаний
Сообщение темы и цели урока
Фронтальная работа
Беседа
Изучение нового материала
Работа с учебником
Практический
Работа с иллюстрациями. Дидактическое упражнение «Оживи картинку», работа со схемой предложения
Итог урока
Прозвенел звонок, начинается урок. Проверьте готовность к уроку.
Посмотрите на экран. Что вы видите?
Это первобытные люди. А как они общались между собой? Они общались жестами и издавали отдельные звуки. Но потребность в общении росла. Им приходилось придумывать язык. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться.
Как вы думаете, как называется речь, на которой люди общаются?
Так появилась устная речь.
Но время шло, и люди не могли запомнить всю информацию. Язык был созданием человека. У людей появилась еще одна проблема.
Как вы думаете, какая? Люди не могли удерживать в памяти столько информации, поэтому им пришлось придумать знаки, чтобы все записывать. Знаками мы пользуемся и по сей день.
Как вы думаете, как называется речь, которую мы записываем?
Откроем азбуку (с.5). Прочитаем тему, выделенные справа и слева красным цветом (читает хорошо умеющий читать ученик).
«Как вы думаете, что мы будем сегодня обсуждать на уроке? Какова будет наша учебная задача?» «Как же может звучать тема урока?
Сегодня мы будем обсуждать…».
Чем отличается п.р. от у.р.? Приведите примеры (слайд).
Устная речь – от слова «уста» на древнерусском языке означало «рот», «губы». С помощью у.р. мы можем общаться, используя голос. А все, что мы видим в книгах, газетах называется письменной речью.
Устная и письменная речь состоит из предложений. Предложениями мы выражаем свои мысли и чувства. Приведите примеры предложений. Предложение обозначается схемой . Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы.
Открываем азбуку на 5 стр. Посмотрите на верхнюю иллюстрацию. Из какой она сказки? (Гуси-лебеди). Составьте предложения к схеме. Сколько предложений? Молодцы. .
.
Посмотрите на следующее изображение. Из какой оно сказки? О чем говорили Емеля и щука?
Составьте так же предложения к схеме. Молодцы.
. . .
Сейчас немного отдохнем. Все встаем, выходим из-за парт, проведем физмнутку.
На экране вы видите сюжетные картинки. Составьте к ним несколько предложений и изобразите схемой.
Назовите тему урока. Что нового вы узнали? Чему научились?
infourok.ru
Конспект урока на тему «Устная и письменная речь» (1 класс)
Учебник: В.П.Канакина,В.Г.Горецкий. Русский язык: 1 класс / под редакцией В.П. Канакиной, В.Г.Горецкий, М.:Просвещение, 2011.
План- конспект урока
Иванищева Г.Н., учителя начальных классов
Класс: 1 класс
Предмет: Русский язык.
Тема урока: Устная и письменная речь.
Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных знаний.
Задачи: научатся ставить точку в конце предложения, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Метапредметные:
Познавательные:
-общеучебные – представление о различных видах и формах общения: в устной форме – слушание и говорение, в письменной – чтение и письмо;
-понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи;
– осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте.
Регулятивные:
—проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства;
— оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке;
-осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
Коммуникативные:
— строить понятное для слушателей высказывание,
— задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы;
— использовать интонационную выразительность речи.
Личностные:
— используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач;
— осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий;
— осознают необходимость самосовершенствования;
— выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.
Оборудование: учебник , рабочая тетрадь, компьютер , продукт ТСО- презентация по теме урока .
Ход урока
№
п/п
Формирование УУД
коммуника
тивные
познаватель
ные
регулятивные
личностные
Название этапа урока
Задачи этапа урока
Деятельность учителя и учащихся
I
Мотивация к деятельности
Введение ситуации, мотивирующей изучение родного языка
— Когда вы научились говорить?
— Почему человек испытывает необходимость во владении родной речью, родным языком?
Интересный факт: ученые подсчитали, что к семи годам ребенок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.
— Могуч и прекрасен наш родной язык. Прочитайте высказывания о русском языке. (Слайд 1)
Вызвать интерес к языку и готовность к учебной деятельности
II
Введение темы урока
Постановка учебной задачи
(Слайд 2 )
Игра « Определи вид речи»
— Каким видом речи пользуетесь вы и дети на рисунках?
— Догадались ли вы, какая тема нашего урока?
Строят понятные высказывания. Формулируют простые выводы
Оценивать правильность общения, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
III
Актуализация опорных знаний.
Создать условия для осознания темы урока и ситуаций устного общения
— Как вы понимаете, что такое речь, для чего она нужна? Как можно воздействовать словом? (Рассмешить, огорчить, обидеть)
Вывод: речь – средство… (дети дополняют)
Формулировать простые выводы.
Представление о видах и формах общения.
IV
Открытие новых знаний.
Научатся различать устную и письменную речь и применять в нужных ситуациях.
1.Работа по тетради с.4.Соедини линией рисунок с тем видом речи, к которому он может быть отнесён. Вывод о письменной и устной речи.
Слайды рисунков «Дети общаются»
— Кто из ребят, какой речью пользуется? Почему вы так решили?
— Какая речь появилась раньше?
— Какая речь важнее устная или письменная?
2.Рубрика «Хочу все знать» (Читает учитель)
3.- Послушайте загадки, отгадайте их. О какой форме речи они напоминают? (Телефон, ручка, газета, радиоприемник)
Владение монологической и диалогической формами речи.
Представлять различные формы общения.
Осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте.
Самостоятельное решение проблем поискового характера.
V
Пальчиковая гимнастика
Подготовить руку к письму
Вращения кистями рук
Сжимание пальцев в кулак, разжимание.
«Погладим котенка»
Ладонь, ребро, кулак
Здоровье сберегающие
VI
Минутка каллиграфии
Отработка каллиграфических навыков
Выполнение упражнения 2 в тетради с печатной основой с.5.
Самоопределение и самоконтроль
Используют усвоенные приемы работы
VII
Открытие новых знаний
Научиться ставить нужный знак в конце предложения.
Выполнение упражнения 5 стр.8 в тетради (Все ли записи тебе удалось прочитать и понять? Объясни свой ответ). Обоснование –понятно та запись , которая написана на русском языке , т.к. это родной язык.
Использовать интонационную выразительность речи.
Понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи. Формирование представлений о русском языке , как государственном языке страны
Осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге
Используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач
VIII
Физминутка
Профилактика утомления, коррекция нарушения осанки, зрения. Психоэмоциональная разрядка.
На пальчиках по точкам делаем следочки (дети на пальчиках шагают)
Сколько знаков здесь у нас (карточка с 5 вопросительными знаками),
Поклонились столько раз.
Знак приказывает нам (карточка с !) смирно стать, руки по швам.
Сбережение здоровья
IX
Включение в систему знаний и повторения
Примененить новые знания на практике. Воспроизвести ранее изученное правило списывания.
1.Упражнение 5 в рабочей тетради (вспоминаем алгоритм действий при списывании)
2.Упражнение 5, стр. 8 учебника.
— Найди в упражнениях урока (стр. 7 – 8) предложения, в которых встречаются новые для тебя слова. (Дети читают)
— Спишите одно предложение в тетрадь. (Самостоятельная творческая работа детей)
Формулируют простые выводы, строят понятные для слушателей высказывания
Анализ объекта, классификация, выдвижение гипотез и доказательства
Овладевают приемами письменной речи.
Проводят работу по предложенному плану
Владеют приемами действовать по алгоритму.
Используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач.
X
Итог урока и рефлексия
Организовать фиксацию нового материала , изучен-
ного на уроке. Орга-
низовать рефлексив-
ный анализ учебной
деятельности. Организовать оце-
нивание учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке , как направлений будущей учебной деятельности.
Что полезного и нового для себя вы узнали на уроке?
Как вы думаете : какая речь главная -устная или письменная?
На других уроках нам ещё предстоит раскрыть секреты устной и письменной речи и тогда , наверное, мы сможем ответить на этот вопрос.
Продолжите предложения:
Я научился…
Я узнал на уроке…
Мне было трудно, когда…
Мне было интересно…
Формулируют простые выводы.
Обсновывают и оценивают собственную деятельность ,отделяют знания от незнания и прогнозируют будущую деятельность.
Оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.
Осознают необходи-
мость само-
совершенст-
вования , выражают
желание
осваивать
новые
знания.
infourok.ru
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме «Речь устная и письменная»
Урок русского языка.1класс
Тема: Речь устная и письменная (3-й урок)
Цель: привлечь внимание уч-ся к языковым средствам;
работа над основными правилами письменного оформления речи. (На 2-3 уроке в центре внимания находиться предложение)
Ход урока
1.Мотивация учебной деятельности
-Звенит звонок, начинается урок…
2.Постановка учебной задачи. Повторение
-Чем должен владеть человек, чтобы его понимали другие?
-Мы продолжаем наш разговор о речи.
Речь
известно
неизвестно
-Задайте друг другу вопросы. Какая бывает речь? Какие правила речи знаете? Какой должна быть хорошая речь? Какой речью мы пользовались? Почему так назвали? Как в устной речи мы показываем конец мысли?А в письменной?
3.Нахождение границ предложения в письменной речи
т.№2 упр.54
Продолжи:
-когда выражаем мысль спокойно, то…..
-когда подчеркиваем чувства…..
-когда задаём вопрос…..
Обращать внимание при взаимодействии:
Слушая, наблюдайте, помогает ли вам тот, кто говорит, лучше понять его. Если помогает, то как?
Старайтесь быть хорошими слушателями, помогайте своим вниманием.
4.Работа над средствами выразительности речи
с.40 упр.55 *мимика жесты голос
-представьте, что вы идете с кем-то по лесу и видите такую картину…(слайд с изображением белки)
-Что вы воскликните? Что выразится на лице?
-Как еще покажите чувства? (обыгрываем сцену)
-Прочитаем, как об этом рассказывает художник.
(обращается внимание на значки)
-Как будем читать? Постарайся голосом показать удивление, радость
.с.41 упр.56
-Выберите заголовок, который больше выражает чувства.
Встреча с белкой
Вот так встреча!
5.Списывание текста
памятка-1 помощь авторов
6.Оцени свою работу
-На какие правила устной и письменной речи мы сегодня обратили внимание?
infourok.ru
Урок 2. РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)
Урок 2. РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ
30.04.2013 56385 0Урок 2. РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ
Цели: дать учащимся понятия устной и письменной речи; развивать связную речь, память.
Оборудование: учебник; русские народные сказки «Гуси-лебеди», «По щучьему велению».
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Постановка целей и задач урока.
Слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей речи. Как вы думаете: что такое речь?
Варианты ответов детей.
– Все, что говорят люди – это речь. Она служит для выражения мыслей и чувств. Давным-давно, когда люди еще не умели записывать свои высказывания, они передавали разговором увиденное и услышанное, так появились рассказы, легенды, сказания. Губы раньше назывались устами. Поэтому такая речь получила название устной речи (то есть передаваемой из уст в уста).
– Расскажите о своих любимых занятиях, о любимом животном, о помощи в домашних делах и т. д.
Рассказы детей.
– Любой рассказ, выступление, разговор – все это устная речь. На уроках чтения вы будете учиться правильной и грамотной устной речи.
В азбуке, кроме рисунков, страницы заполнены значками (буквами). Ими записаны рассказы, стихи, сказки, вопросы, загадки. Это тоже речь, но не устная, а письменная.
Физкультминутка
III. Актуализация опорных знаний.
Работа по учебнику: с. 7.
Вопрос:
– Герои каких сказок изображены на странице? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению».)
■ Развитие связной речи учащихся.
– Вспомните содержание народной сказки «Гуси-лебеди».
Краткий пересказ сказки учащимися.
▲ Чтение учителем русской народной сказки «Гуси-лебеди».
ГУСИ-ЛЕБЕДИ
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
– Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда – нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, – братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава – что они пошаливали, маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.
– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
– Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
– Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше – стоит яблоня.
– Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Поешь моего лесного яблочка – скажу.
– У моего батюшки и садовые не едятся…
Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
– Поешь моего простого киселька с молочком – скажу.
– У моего батюшки и сливочки не едятся…
Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая Баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку:
– Здравствуй, бабушка!
– Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
– Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
– Садись покуда кудель прясть.
Баба Яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет – вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
– Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
– Баба Яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А Баба Яга подойдет к окошку и спрашивает:
– Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
– Пряду, бабушка…
Баба Яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба Яга закричала:
– Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит – летят гуси-лебеди.
– Речка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
– Яблоня, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего лесного яблочка.
Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка до печки:
– Печка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее – пирожок в рот, а сама с братцем – в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.
Физкультминутка
■ Развитие связной речи учащихся.
– Вспомните содержание народной сказки «По щучьему велению».
Краткий пересказ сказки учащимися.
▲ Чтение учителем русской народной сказки «По щучьему велению».
ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ
Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля.
Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
– Сходи, Емеля, за водой.
А он им с печки:
– Неохота…
– Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
– Ну ладно.
Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.
Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:
– Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
– Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля смеется:
– На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
IV. Закрепление пройденного материала.
Учитель. Нарисуйте свою иллюстрацию к русской народной сказке «Гуси-лебеди» или «По щучьему велению».
■ Творческая работа учащихся (можно под музыку).
V. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
Спасибо за урок.
Примечание. Целесообразно устроить выставку работ учащихся.
tak-to-ent.net