cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект 1 класс слог слияние – Конспект урока по обучению грамоте 1 класс

Содержание

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока

Фронтальная.

Словесный.

Приветствие учащихся.

– Ребята, попробуйте угадать,

Приветствуют учителя. Организуют свое

Проявляют эмоциональную отзывчивость

Фронтальный.

Устные ответы

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой
на урок

Отгадывание загадки

о чем говорится в загадке:

Здесь девчонки и мальчишки

Достают тетрадки, книжки.

Трудятся старательно,

Слушают внимательно.

Дети те – одна семья.

Кто они, спрошу тебя.

А. Кочергина

– Проверим готовность к уроку

рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

– Класс, школа, ученики

на слова учителя

II. Актуализация опорных знаний.

1. Развитие речи учащихся. Работа
со скороговоркой (учебник, с. 16)

Коллективная, парная.

Словесный. Беседа.

Работа со скороговоркой

– Мы сейчас познакомимся со скороговоркой, я ее произнесу, а вы послушайте и подумайте, почему она так называется: «Слишком много ножек у сороконожек».

– Проговорим вместе, запомним ее.

– Теперь проговорим друг другу в паре

– Произносится быстро, чисто, без ошибок.

Проговаривают скороговорку хором, запоминают ее. Затем проговаривают скороговорку друг другу в паре

Вслушиваются в скороговорку, запоминают; эмоционально, выразительно проговаривают. Вырабатывают артистические данные, развивают кругозор и память

Фронтальный, парный. Проговаривание скороговорок

2. Работа со звуковой схемой слова. Игра «Какое слово задумано»

Фронтальная, индивидуальная.

Практический.

Дидактическая игра

Выставляется схема:

– Отгадайте по этой схеме, какое слово я задумала.

– Это название цветов? (Показывает картинки с изображением роз, маков.)

– Еще одно слово – название посуды для цветов

Работают со схемой.

Подбирают слова к схеме.

– Розы, маки.

– Ваза

Подбирают слова, содержащие слог-слияние, к заданной схеме. Соотносят слово, называющее предмет, со схемой-моделью

Индивидуальный.

Подбор слов
к схеме

Физкультминутка

Коллективная.

Практический.

Игра «Солнечный зайчик»

Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку.

(Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой.)

Учитель зеркальцем пускает «зайчика»:

Скачут побегайчики,

солнечные зайчики.

Мы зовем их – не идут,

Были тут и нет их тут.

(Следят глазами за лучиком и говорят, показывают рукой.)

Встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (руки за голову, локти в стороны), спина прямая.

Вместе с учителем произносят слова и выполняют движения
по тексту

Закрепляют стереотип правильной осанки и тренируют зрительный аппарат

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный. Беседа

– Что такое слог?

– Сегодня мы узнаем как образуется слог

– Часть слова

Принимают учебную задачу

Фронтальный.

Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Игра «Кто это? Что это?». Звуковой анализ слова кот.

Фронтальная.

Словесный, наглядный, практический.

Беседа, работа со схемой

Учитель показывает картинку с изображением кота.

– Кто это?

– Правильный ответ поможет найти схема слова.

– Сколько слогов в слове кот?

– Произнесите это слово. Какое слияние вы слышите?

– А каким звуком заканчивается слово кот?

– Кот, кошка.

– Кот.

– Один.

– ко.

– Звуком [т]

Различают гласные
и согласные звуки, называют основные отличительные признаки.

Воспринимают слово как объект изучения, материал для анализа. Наблюдают, как образуется слог-слияние в процессе слого-звукового анализа

Фронтальный.

Слого-звуковой анализ слова кот; устные ответы

– Какой это звук: гласный или согласный?

– Почему?

Вывод: в слове кот один слог; в нем три звука: два первых звука – согласный и гласный, слились – образовав слияние; третий звук – согласный – находится за пределами слияния.

– Произнесите все слово целиком

– Согласный.

– Потому что при его произнесении выдыхаемый воздух встречает во рту преграду.

– Кот

Выделяют слоги-слия-ния и звуки за пределами слияния в словах. Доказывают, почему выделенный слог является слиянием. Различают графические обозначения слогов-слияний и звуков за пределами слияния, используют их при моделировании слов

2. Работа с пословицей «Век живи, век учись»

Фронтальная.

Словесный, проблемный.

Беседа

– Послушайте пословицу: «Век живи, век учись».

– Как вы понимаете ее смысл?

Слушают пословицу.

– Необходимо постоянно накапливать знания

Анализируют пословицу, высказывают свое мнение. Объясняют смысл пословицы

Фронтальный.

Устные ответы

Физкультминутка

Коллективная.

Практический

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш – метров через двести!

Раз-два, раз-два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали

Выполняют бег на месте, на предпоследней строчке останавливаются, на последней потянулись, руки вверх
и опустили через стороны

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

3. Работа с рисунком к сказке «Волк
и семеро козлят»

Фронтальная, парная.

Словесный.

Беседа

– Рассмотрите рисунки.

– Героев какой сказки вы видите на рисунке?

– Кто на них изображен?

Рассматривают рисунок.

– «Волк и семеро козлят»

Отвечают на вопросы
по сюжету сказки; рассуждают о необходимости соблюдать

Фронтальный, индивидуальный.

Устные ответы

– Вспомните сказку. Что произошло, когда мама-коза ушла?

– Задайте вопросы друг другу

– Коза, волк, козленок.

– Пришел волк и съел козлят.

Задают вопросы друг другу

правила безопасного поведения в отсутствие взрослых; работают в паре: задают друг другу вопросы по рисунку, отвечают на вопросы товарища, выслушивают и оценивают ответ товарища

4. Составление предложений
по схемам

Фронтальная, индивидуальная.

Практический.

Работа со схемой

– Составьте предложения по схемам

Составляют предложения из двух, трех, четырех слов

Составляют предложения с опорой на рисунки и схемы

Фронтальный, индивидуальный.

Составление предложений

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Соотнесение рисунков и слого-звуковых схем слов
(учебник, с. 16)

Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Работа со схемой

– Рассмотрите и соотнесите рисунки и схемы

– Ваза, кот, печка

Работают со схемами-моделями слов: соотносят слово, называющее предмет, со слого-звуковой моделью, доказывают соответствие. Устанавливают количество слогов и их порядок, протяжно произносят каждый слог

Фронтальный, индивидуальный.

Соотнесение рисунков и схем

2. Игра «Назови одним словом»
(учебник, с. 17)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, практический. Дидактическая игра

– Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы.

– Назовите одним словом предметы.

– Соотнесите рисунки и схемы

– Стул, стол, кровать, шкаф.

– Мебель.

– Стул, стол, шкаф

Находят и называют слог-слияние и примыкающие звуки на слух

и с опорой на схему.

Подбирают слова, содержащие слог-слияние, к заданной схеме.

Соотносят слово, называющее предмет, со схемой-моделью

Фронтальный, индивидуальный.

Соотнесение рисунков и схем; обобщение предметов

VI. Рефлексивно-оценочный.

Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какие знания, умения, навыки помогли вам сегодня на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на итоговые вопросы урока. Осмысливают свои действия и самооценку. Оценивают свою работу на уроке

Фронтальный.

Устные ответы

infourok.ru

Урок «Слог-слияние», 1 класс

Чтение, 15.09.2017

Тема:Слог-слияние

Цель: Способствовать развитию у учащихся умения отличать гласные звуки от согласных, слышать слияние согласного звука с гласным, делить слова на слоги

Планируемые результаты (предметные): Выделяют слияние согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния; графически изображают слог-слияние; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений

Личностные результаты: Выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами безопасного поведения в быту

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: учатся высказывать свое предположение на основе работы с рисунками и схемами.

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрации; логические – анализируют звуко-буквенный состав слов; различают гласные и согласные звуки, называют основные отличительные признаки; осуществляют синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: работают в паре: задают друг другу вопросы по рисунку, отвечают на вопросы товарища, выслушивают и оценивают ответ товарища

Ход урока:

Организация начала урока

    Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой
    на урок

    2. Актуализация знаний

    — Ребята, давайте вспомним, с помощью чего мы общаемся?

    – Из чего состоит речь?

    – Из чего состоят предложения?

    — Из чего состоят слова?

    — Какие бывают звуки?

    2.3. «Звуковая игра»

    Прошу встать тех ребят, у кого имя начинается на гласный звук, а теперь тех, у кого имя начинается на согласный. Спасибо. Молодцы.

    III. Объяснение нового материала

    3.1. Введение в тему. Проблемная ситуация

    — Посмотрите внимательно на буквы на доске. Что это за буквы? Р, Л, М, Н.

    — Подумайте, что общего у этих букв? (согласные)

    — А теперь попробуйте составить слова из данных букв. (Не получается)

    — Давайте посмотрим на следующую группу букв. Назовите эти буквы. (Ы, Р, А, Б)

    — На какие две группы можно их разделить? (На гласные и согласные)

    — Попробуйте составить слово из данных букв. Записать!!!!

    — А почему не получилось составить слова из первой группы букв: Р, Л, М, Н?

    — Какой вывод можно сделать? (Без гласных невозможно образовать слово)

    3.2. Практическая работа.

    — Медленно проговорите слово рыба.

    Простучите его карандашом по столу.

    — Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

    — В слове ры-ба две части. Назовите первую часть, затем вторую.

    — Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части — это значит, что мы делим его на слоги (показ).

    В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов.

    3.2.2 Работа по учебнику,с.16

    3.3 Составление звуковой схемы

    ПГ «Рыбки плавают, ныряют»

    — Составьте звуковую схему слова «рыба». Посчитайте, сколько гласных в слове? А сколько слогов в этом слове? Что вы заметили?

    3.3. Ознакомление с правилом

    Сколько в слове гласных,

    Столько и слогов.

    Это знает каждый

    Из учеников!

    Чтобы слоги посчитать.

    Надо гласные узнать,

    С каждой гласной связан слог

    Вот и весь о них урок!

    Физминутка «Слоговички — попрыгунчики»

    — Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.

    IV. Закрепление изученного материала

    4.1.Работа по составлению схем слов и анализу, с.16

    4.2. Дидактическая игра «Раздели слова на слоги».

    Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова — названия предметов, которые я вам покажу на рисунках.

    4.5. Рефлексия. Игра со слогами «Паровозик»

    Предлагаем ребенку первое слово-паровоз. А к нему нужно пристраивать слова-вагоны, каждое из которых будет начинаться с последнего слога предыдущего слова.

    V.Итог урока

    -Каким способом вы делили слова на слоги?

    -Сколько слогов может быть в слове?

    -Для чего нужно уметь делить слова на слоги?

    — Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Конспект урока на тему «Слог-слияние»

    Актуализация опорных знаний и способов действий. Регулятивные УУД.

    Постановка проблемы. Познавательные, личностные УУД

    Решение проблемы. Личностные, познавательные УУД.

    Первичное закрепление. Регулятивные, личностные УУД

    Закончите, пожалуйста, мои предложения:

    -Слова делятся на…

    -Слоги состоят из…

    Ребята, на какие группы делятся звуки?

    В чем их отличия?

    А теперь, откройте азбуку на с16-17. Рассмотрите пожалуйста картинку, которую вы видите. Кто вспомнит, как называется сказка, к которой относится эта картинка? Кто изображен на картинке?

    Ребята, а какой звук издает волк?

    А коза и козлята?

    Ме- это звук или слог?

    Давайте произнесем еще раз этот слог и послушаем из каких звуков он состоит.

    Ребята, обратите внимание, сейчас я скажу что-то очень важное! Мы не произносим звуки отдельно [м], [е], а произносим плавно, напевно. В слоге ме два звука тесно связаны между собой, они слились вместе и поэтому произносятся сразу, без всяких, даже малейших остановок, неразрывно друг от друга, слитно. Звуки, которые произносятся слитно, называют слогом-слиянием

    Обратите внимание как выглядит модель слога-слияния- (на доске).

    -Теперь обратите внимание на задание внизу на стр.16. Нужно соотнести рисунки со схемами. Для начала выполним одно слово вместе, слушаем и проговариваем за мной: ВА-ЗА

    -Теперь вы сами (кто-то один по очереди).

    -А теперь обратите внимание на стр.17, выполним точно такое же задание по цепочке.

    -слоги

    -звуков

    Согласные и гласные

    Гласные мы произносим свободно, а согласные встречают при произношении преграды: губы, зубы, язык

    «Волк и семеро козлят»

    Волк, коза, козлята

    -У-у-у

    -ме

    Слог

    Произносят вместе с учителем.

    Повторяют.

    Выполняют задание

    kopilkaurokov.ru

    Конспект урока для 1 класса на тему «Слоги»

    Тема: СЛОГ (Азбука, с. 38 )

    Цели: формировать умения наблюдать сильную и слабую позицию фонем; сравнивать предложения по содержанию и интонации, дать понятие о слоге как о части слова, упражнение в делении слов на слоги..

    Ход урока

    I. Повторение изученного.

    1. Чтение предложений по схемам.

    – Какие виды речи вы знаете? (Письменная и устная речь.)

    – Приведите примеры устной и письменной речи.

    – Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)

    – Послушайте мою речь и определите, что я скажу:

    В цирке выступал весёлый клоун (Это предложение.)

    — Какое задание можно предложить? (Составить схему предложения.)

    – Кто может составить схему этого предложения?

    Ученик у доски составляет схему:

    – Сколько слов в этом предложении? (пять слов.)

    – Чем отделяются друг от друга слова в устной речи? (Паузами.)

    – Из чего состоит предложение? (Из слов.)

    – А из чего состоят слова? (из звуков.)

    — О ком говорится в предложении?

    — Что он делал?

    — А какой клоун? Назовите противоположное по смыслу слово (грустный)

    2. Игра «Найди слово».

    – Какое слово «спряталось» Как вы догадались? –

    — Напечатайте это слово.

    — Какое задание можно предложить? (Состав. схему сл.)

    II. Работа над новым материалом:

    На доске прикреплены буквы: Л, М, Н, Р.

    — Что можно сказать о данной записи? (Это буквы согласных звуков)

    — Используя только эти буквы, составьте слово или несколько

    слов.

    — Итак, у вас есть какие-то варианты? Ничего не получается. Нельзя составить из этих букв слово.

    — Почему ты так решила? Букв мало. Добавьте нам еще несколько букв.

    добавляю еще две буквы А

    — А теперь? Какие составили слова? рама, лама.

    Учитель (делает вид, что не знает этого слова):

    — Удивительное слово. А что оно обозначает? Это название животного. Мы в Азбуке читали стихи про ламу маму и ламу дочку.

    Дети называют слова, а учитель (или вызванный к доске ребенок) «печатает» их на д.: мама, Лара, рана, мала.

    Учитель добавляет еще одну букву –и. У детей получаются слова – мир, Рим, Ира, Мила.

    — Поставим ударение на букву гласного а. (милА) Что получилось?

    — Добавлю буквы о, уон, она, ум, ура, луна, мои.

    II. Открытие нового материала

    — Слов в русском языке много. Давайте прочитаем слова, которые вы составили.

    Дети читают хором.

    — На какие группы вы распределите слова?

    короткие слова в первую группу, а длинные слова –во вторую группу; Имена людей в одну группу, ост. слова в другую; Слова он, она, мои –в первую группу. Это слова указатели, имена – во вторую группу, а в третью группу все остальные слова.

    Так почему же нам не удалось сразу составить слова из букв л, м, н, р? Не было гласных.

    –Из одних согласных слово не составить.

    ФИЗМИНУТКА

    РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

    — Откройте «Азбуку» на странице 38 (это две цифры 3 и 8 слева внизу). Во втором ряду даны буквы. Назовите их.

    у, л, н, а.

    — Составьте из этих букв слово. «луна».

    слово «улан», незнакомое большинству детей, и ребенок предлагает записать это слово, кратко объясните его

    значение. Уланы в XIX веке – один из видов кавалерии.

    — Продолжаем. Слово луна сегодня уже нам встречалось.

    — Откройте тетрадь для печатания. Напечатайте

    слово «Луна». Рядом составьте звуковую модель.

    (звуки, обозначают их цветом.)

    — Что вы можете рассказать о луне как о предмете? . Луна не светит, она отражает свет Солнца. Луна желтая, на ней нет жизни, воздуха.

    — Слышали ли вы выражение «с луны свалился»? Что оно означает? (Так говорят о человеке, который ничего не слушал. –О невнимательном человеке. О том, кто отвечает не то)

    — Хорошо. А что можете рассказать о слове луна?

    (В слове четыре буквы.–Две буквы согласных звуков.

    Две буквы гласных звуков)

    Учитель предлагает спросить слово.

    (Вместе.) «Что это?» –«Это луна».

    — Что обозначает слово «луна»? Обозначает предмет.

    — А на какие две части можно разделить это слово? На слоги

    СЛОГ

    — О чем сегодня поговорим на уроке?

    — Определите, сколько в слове частей?

    — Верно, из этих частей сложили слово. Поэтому каждую такую часть ученые назвали слог.

    — Сравните слоги. Что в них общего?

    Каждый слог состоит из гласного и согласного звуков.

    — В слове луна поставьте ударение.

    — Какой слог по счету ударный? «Какой слог ударный: 1 — 2?».

    — От какого звука зависит – ударный слог или безударный? (От гласного)

    — Значит, «хозяином» слога является гласный звук. Без него –нет слога! Скажите, сколько гласных в слове луна?

    — А сколько в этом слове слогов?

    — Сделайте вывод о том, как определить в слове количество

    слогов. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

    1. Игры. С. 38

    1) — А сейчас мы с вами отправимся на спортивную площадку, где идёт игра в хоккей. Трибуны шумят, подбадривают хоккеиста.

    Обратить внимание детей на то, что при скандировании необходимо прислушиваться к соседу, не лезть вперёд, не отставать.

    – Покажите, как они это делают. Что кричат?

    Дети скандируют (то есть отчётливо произносят слова, выделяя каждый слог.): «Шай-бу!»

    Другие варианты: «Ва-ся! Во-ва! Мо-лод-цы!»

    Можно разыграть сценку «На стадионе». Класс делится на три команды, и каждая команда скандирует своё слово.

    2) Теперь давайте отправимся на день рождения. (Может быть, в этот день у кого-то действительно день рождения.)

    – Давайте всем классом поздравим именинника.

    Дети произносят слово поздравляем по частям.

    – Как вы произносили слова на стадионе? А поздравляя именинника?

    3) Для закрепления можно разыграть ещё одну ситуацию. Нужно позвать подружку Наташу на улицу погулять.

    – Как вы будете это делать?

    Девочки могут звать подружку, потом мальчики – друга: «На-та-ша! Ни-ки-та!»

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ

    — Теперь, когда вы узнали, что такое слог, у вас будет здание:

    разделить слово на слоги.

    — с. 38

    — Прочитайте: «Мама!», «Ира!», Ирина!». Что можете сказать о записи? «Мама!», «Ира!», «Ирина!» –это предложения.

    Они написаны с заглавной буквы, в конце стоит восклицательный знак.

    — А что вы можете сказать об интонации, с которой надо произносить предложения? — Надо произнести громко.– Воскликнуть! Это не обязательно кричать.

    –Да, можно просто громко позвать.

    — Разделите эти слова на слоги.

    — Что получилось? Что увидели нового, интересного? (Слова мама, Ира состоят из двух слогов)

    — Произнесите слово нараспев, будто вы зовете Иру.

    РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

    — с. 38

    — Давайте рассмотрим иллюстрации. Что вы видите?

    Мышки решили поделить кусок мыла. Каждой мышке досталось по кусочку.

    -Но мы с вами мыло делить не будем. Мы будем работать

    со словом мыло. Подумайте, сколько слогов в слове мыло. Произнесем слово мыло, послушаем. Есть ли гласные

    в каждой части? Сколько слогов в этом слове?

    — Рассмотрим картинки, расположенные справа. Что вы видите? На одной картинке птица. Она смешная – у нее шляпа с перьями. «эму».

    — Действительно, эта птица –страус эму. Это один из видов

    страусов. Если вам интересно, найдите о них дома дополнительную информацию, расскажите всем завтра

    в классе.

    — На другой картинке … мышки делят сыр. Непонятно, кому сколько достанется.

    — Сравните, сколько букв в словах эму, сыр. (По три буквы.)

    — Из скольких слогов состоит каждое слово?

    –Следующее задание – «Находим слоги в словах». Перед вами на доске и на карточках ряд слов. Прочитайте их.

    лимон малина Рома

    май малы налимы

    машина рой яма

    — Пусть ребята, сидящие на первом ряду, подчеркнут слова, которые состоят из одного слога, те, кто сидит на втором ряду –состоящие из двух слогов, те, кто сидит на третьем –из трех слогов.

    — Итак, что у вас получилось?

    Первая группа: cлова май, рой– состоят из одного слога, так как в них по одному гласному звуку.

    Вторая группа: cлова лимон, малы, яма, Рома –состоят из двух слогов, ведь в них по два гласных звука.

    Третья группа: cлова машина, малина, налимы – состоят из трех слогов, так как в них по три гласных звука.

    Если осталось время, можно дать самостоятельное задание на с. 38 «Составь слова. Поставь ударение

    IV. Подведение итогов

    Учитель: Ребята, чью работу на уроке вы хотите отметить?

    — Как вы считаете, вы научились вежливо возражать тем,

    с кем не согласны?

    — Какое правило мы сегодня открыли на уроке?

    Мы узнали, что слово состоит из слогов.

    Сколько в слове гласных, столько и слогов.

    — Как вы думаете, есть ли у слога еще секреты?

    — Действительно, это так. Но я надеюсь, что на следующем уроке мы с вами раскроем и эти секреты.

    infourok.ru

    1 класс Обучение грамоте Слог-слияние.docx

    2
    Отгадывание
    загадки
    1
    Проверка
    готовности
    класса и
    оборудования;
    эмоциональный
    настрой
    на урок
    II. Актуализация
    опорных знаний.
    1. Развитие речи
    учащихся. Работа
    со скороговоркой
    (учебник, с. 16)
    Коллективна
    я, парная.
    Словесный.
    Беседа.
    Работа со
    скороговорко
    й
    2. Работа со
    звуковой схемой
    слова. Игра «Какое
    слово задумано»
    Фронтальная,
    индивидуаль
    ная.
    Практически
    й.
    Дидактическ
    ая игра
    3
    о чем говорится в загадке:

    Здесь девчонки и мальчишки
    Достают тетрадки, книжки.
    Трудятся старательно,
    Слушают внимательно.
    Дети те – одна семья.
    Кто они, спрошу тебя.
    А. Кочергина
    – Проверим готовность к уроку
    – Мы сейчас познакомимся со
    скороговоркой, я ее произнесу,
    а вы послушайте и подумайте,
    почему она так называется:
    «Слишком много ножек у
    сороконожек».
    – Проговорим вместе, запомним
    ее.
    – Теперь проговорим друг
    другу в паре
    Выставляется схема:
    – Отгадайте по этой схеме,
    какое слово я задумала.
    – Это название цветов?
    (Показывает картинки с
    изображением роз, маков.)
    – Еще одно слово – название
    посуды для цветов
    4
    рабочее место,
    проверяют наличие
    индивидуальных
    учебных
    принадлежностей на
    столе.
    – Класс, школа,
    ученики
    – Произносится
    быстро, чисто, без
    ошибок.
    Проговаривают
    скороговорку хором,
    запоминают ее. Затем
    проговаривают
    скороговорку друг
    другу в паре
    Работают со схемой.
    Подбирают слова к
    схеме.
    – Розы, маки.
    – Ваза
    Продолжение табл.
    6
    5
    на слова учителя
    Фронтальный,
    парный.
    Проговаривание
    скороговорок
    Индивидуальный
    .
    Подбор слов
    к схеме
    Вслушиваются в
    скороговорку,
    запоминают;
    эмоционально,
    выразительно
    проговаривают.
    Вырабатывают
    артистические данные,
    развивают кругозор и
    память
    Подбирают слова,
    содержащие слог­
    слияние, к заданной
    схеме. Соотносят
    слово, называющее
    предмет, со схемой­
    моделью

    znanio.ru

    «Слияние согласного звука с гласным. Алфавит». 1 класс

    Разделы: Начальная школа


    Тема. Слияние согласного звука с гласным.

    Знакомство с алфавитом.

    Цели урока. Закрепить знания детей о слиянии согласного звука с гласным;

    продолжить учить составлять звуковые схемы предложений;

    развивать фонетический слух, речь детей, любознательность;

    воспитывать интерес к учебе, стремление учиться, узнавать новое.

    Оборудование. Картинки с изображением льва, школьного автобуса, школы Зверей, слоненка;

    схемы предложений, предметные рисунки, карточки для обозначения звуков;

    наборное полотно; магнитные буквы; листы бархатной бумаги и нитка;

    учебник Горецкого В.Г. “Русская азбука”.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Учитель.

    Прозвенел звонок,
    Начинается урок.
    Вы за парты дружно сели,
    На меня все посмотрели.

    II. Актуализация опорных знаний.

    Учитель. Дети, сегодня мы с вами отправимся в гости в город Зверей к таким же школьникам как вы. Но школа эта необыкновенная и ученики в ней тоже необычные. А гидом для нас будет их учитель – Лев.

    Отгадайте на чем мы поедем в гости:
    Дом по улице идет,
    На работу нас везет.
    Не на курьих ножках,
    А в резиновых сапожках.

    (Автобус).

    Учитель. Итак, поехали. Чтобы веселее было ехать, давайте расскажем Льву, как мы учимся в школе. (Дети составляют рассказ о школе).

    Вот мы и приехали. Посмотрим на рисунок. Что вы можете рассказать о школе зверей?

    (Ответы детей).

    Учитель. Составте предложение, соответствующее схеме.

    Дети. – Зверята любят учится.

    — Им нравится школа.

    — Учит их лев.

    Учитель. Что такое предложение? Из чего состоит предложение? Сколько слов может быть в предложении? (Ответы детей).

    (Учитель обращает внимание детей на иллюстрации).

    Лев нам дал еще одно задание: назовите предметы, изображенные на рисунке. С какого звука начинается их название? (Даны рисунки: лось, кот, лев, осёл, улитка, орёл. Учащиеся называют предметы и звуки).

    Учитель.Чем отличается произношение одних звуков от других? (Ответы детей).

    Дети.

    Гласные тянутся в песенке звонкой,
    Могут заплакать и закричать,
    В темном лесу звать и аукать
    И в колыбельке сестренку баюкать,
    Но не желают свистеть и ворчать.

    Дети.

    А согласные согласны
    Шелестеть, шептать, скрипеть,
    Даже фыркать и шипеть,
    Но не хочется им петь.

    Артикуляционная гимнастика.

    Учитель и дети.

    С-с-с – змеиный слышен свист,
    Ш-ш-ш – шуршит опавший лист,
    Ж-ж-ж – шмели в лесу жужжат,
    Р-р-р – моторы тарахтят.

    Учитель. А что такое слог?

    Дети.

    Дружат гласная с согласной
    Образуя вместе слог.
    “Ло” и “си”, а вмести “лоси”
    К нам явились на урок.

    Учитель. Следующее задание учителя Льва : по предметным картинкам составить схемы к словам.

    (Учитель выставляет на доске картинки с изображением лосей, кота, льва. Один ученик работает у доски, остальные — за партой.) Анализируется слово “лоси”.

    Ученик. “Лоси”. В слове два слога. Слог “ло” — в нем два звука, которые образуют слияние согласного [л] с гласным [о] и т. д.

    (Выставляется на наборном полотне две карточки с изображением слияния).

    Ученик. – Кот. В слове один слог; в нем три звука. Два первых звука согласный [к] и гласный [о ], слились и образовали слияние. Третий звук [т ] – согласный, находится за пределами слияния.

    (Выставляет на наборном полотне одну карточку с изображением слияния и одну с изображением согласного звука)

    Третий ученик аналогично проводит работу со словом “лев”.

    Учитель. – Сравните схемы. Что заметили?

    Дети. – Схемы к словам “лев” и “кот” одинаковы.

    Учитель. – Какой вывод можно из этого сделать?

    Дети. – Одна и та же схема может относиться к разным словам.

    Учитель. – Кто сможет написать эти слова?

    (На доске записывают дети слова кот и лев печатными буквами).

    Упражнения на дыхание.

    Учитель. – Автобус сломался, спустило колесо. Давайте его накачаем.

    Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую камеру. На счет “раз” — “два” —  сделать глубокий вдох через рот; “три” — “четыре” - усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающуюся камеру. Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

    III. Изучение нового материала.

    Учитель. – Для того, чтобы написать слово, используют буквы. Сегодня мы и узнаем: какие есть буквы, что это такое, где они “живут”.

    Пусть отгадают первоклассники:

    Чудесные! Прекрасные!
    Гласные! Согласные!
    Разные такие!
    Без них нельзя
    Постичь науки!
    Вы догадались?
    Это …

    Дети. – Звуки.

    Учитель. Да, это звуки.

    Но мы не можем их увидеть!
    Их можно лишь услышать!
    Звуки – невидимки!
    Таинственные гости!
    Их можно лишь услышать!
    Произнести их просим.

    Произнесите звуки, которые вам нравятся.

    (Дети называют звуки).

    Учитель. – А как же хочется увидеть эти звуки. Для этого нужно построить для них домики. У людей есть квартиры, у зверей норки, в которых они живут. Должны где-то жить и звуки. Квартиры у них особенные, их строят карандашом, ручкой, фломастерами, мелом, красками, чем угодно. И называют эти дома буквами.

    Букв — 33. И все они “живут” в городе, который называется алфавитом или азбукой. Посмотрите внимательно в учебнике страницы 22 -23. Все эти буквы мы будем учить. Когда выучим все буквы алфавита, научимся читать любые слова. А человек, который умеет читать, может узнать много интересного и нового из книг.

    IV. Закрепление изученного.

    Учитель. – Ребята, Слоненок в Лесной школе шалил на перемене и рассыпал рисунки и звуковые схемы. Все они перепутались, и теперь он не может понять, какому слову какая соответствует схема.. (У детей на партах лежит рисунок и несколько схем).

    — Помогите Слоненку . Найдите необходимые схемы. (Учитель проверяет соответствие схемы и рисунка).

    — А теперь на листике напишите букву, с которой начинается слово, изображенное у вас на рисунке. Если кто-то знает все буквы и умеет их писать, то напишите это слово.

    Физкультминутка.

    Поросенок Пятачок
    Отлежал себе бочок.
    Встал на ножки,
    Потянулся,
    А потом присел, нагнулся
    И немножко поскакал,
    И на месте пошагал,
    А потом опять прилег.
    Но уже на левый бок.

    (Сидя, повернуть вправо, влево, руки на поясе . Встать, руки вверх и потянуться. Присесть, встать, сделать наклон вперед, выпрямиться. Руки на поясе, прыжки на двух ногах на месте. Руки вниз, шаг на месте).

    Учитель. – А сейчас, ребята, Буквы вам расскажут о себе, а вы поможете им построить домики и расставить их по порядку на магнитной доске. Будьте внимательны!

    Тридцать три родных сестрицы,
    Писаных красавицы.
    На одной живут странице,
    А повсюду славятся!
    К вам они сейчас спешат,
    Славные сестрицы,
    Очень просят всех ребят
    С нами подружиться!
    А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж-
    Прикатили на еже.

    -У кого на парте буквы, которые я назвала, расставьте их на магнитной доске в том же порядке.

    (Учитель готовит буквы для детей с учетом их готовности к школе. Дети выходят к доске и выставляют буквы, о которых только что услышали, по порядку.)

    Учитель. – З, И, Й, К, Л, М. Н, О –

    Дружно вылезли в окно.

    (Дети выходят и выставляют буквы).

    — П, Р, С, Т, У, Ф, Х –
    Оседлали петуха.

    (Дети выходят и выставляют буквы).

    — Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я-
    Все теперь мои друзья.

    (Дети выходят и выставляют буквы).

    -Ъ, Ы, Ь.
    Три сестренки опоздали
    Заигрались в прятки,
    А теперь все буквы встали
    В азбучном порядке.

    — Где нужно поставить эти буквы? (Дети выставляют буквы, сравнивая свою работу с алфавитом, который дан в книге).

    — Познакомьтесь с ними, дети,-
    Вот они стоят рядком.
    Очень плохо жить на свете
    Тем, кто с ними не знаком.

    V. Итог урока.

    Учитель. – Пора прощаться с лесом и его гостеприимными хозяевами. Понравилось вам в гостях в Лесной школе? А на память зверятам давайте сделаем подарки. На бархатной бумаге нитью выложим первую букву алфавита. А возвращаясь домой, давайте вспомним: где же мы с вами сегодня побывали?

    Дети. – Мы были в городе Зверей, в Лесной школе.

    Учитель. – А что мы там делали?

    Дети. – Составляли предложения.

    — Составляли звуковые схемы.

    — Помогли Слоненку подобрать нужную схему.

    — Составляли алфавит.

    — Подарили буквы зверятам.

    Учитель. – Молодцы, ребята. Я думаю, что эта встреча понравилась и вам, и зверятам.

    Литература:

    Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа,1994.

    Кудыкина Н.В. Дидактические и занимательные задания для 1 класса. – К.: Радянська школа.,1989.

    Парамонова Л.Г. Русский язык. Правила в стихах. СПб. : Дельта,1999.

    Новоторцева Н.В. Учимся писать . Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 1998.

    3.03.2005

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Конспект урока по русскому языку на тему Слог-слияние (1 класс)

    Тема: «Слог-слияние»
    Необходимо дать:
    Структура слог-слияния (С+Г).
    Особенности произношения сливания двух звуков при произношении.
    Термин «слог-слияние». Этимология.
    Схема слог-слияния.

    Языковой материал:
    Слово со слог-слиянием.
    Слово со слог-слиянием.

    Повторение.
    Согласные и гласные звуки.

    План урока.
    Цель урока: изучить понятие звук и понятие «Слог-слияние».
    Задачи урока: 1) учить детей делать слого — звуковой анализ слова.
    2) познакомить со слог-слиянием.
    3) развивать речь.

    Ход урока.
    Организационный момент.
    Прозвенел звонок,
    Начинается урок.
    Вы за парты дружно сели,
    На меня все посмотрели.

    Повторение.
    На доске нарисовать схемы.

    — Что вы видите на доске?
    — А какие это схемы? Они похожи?
    — Как называется 1-я схема?
    — Что вы можете о ней сказать?
    — Из скольких слогов она состоит?
    — Какой слог в этой схеме ударный?
    — Как называется 2-я схема?
    — А из скольких звуков она состоит?
    — Мы можем что-то еще сказать об этой схеме?
    — А как называется 3-я схема?
    — Из скольких звуков она состоит?
    — Какой 1-й звук? Почему?
    — Какой 2-й звук? Почему?
    — Какой 3-й звук? Почему?
    — Какой 4-й звук? Почему?
    — Какой 5-й звук? Почему?
    Вывесить две картинки (кошка и паук)
    — Посмотрите на картинки. Кто на них изображен?
    — Произнесите 1-е слово?
    — Сколько в этом слове слогов? Подставьте ладошку к подбородку и произнесите его.
    — Сколько слогов?
    — Какой 1-й слог?
    — Какой 2-й слог?
    — Позовем слово, чтобы узнать на какой слог падает ударение.
    — Подходит наша 1-я схема?
    — Почему?
    — А теперь послушаем, сколько звуков в этом слове. Послушайте, как это делаю я. (к-о-ш-к-а)
    — Повторим все вместе. Сколько звуков в этом слове?
    — Какой 1-й звук?
    — Какой 2-й звук?
    — Какой 3-й звук?
    — Какой 4-й звук?
    — Какой 5-й звук?
    — Посмотри, подходит ли эта схема ко 2-й схеме?
    — А теперь мы проверим, подходит ли это слово к 3-й схеме.
    — Произнесите это слово по звукам.
    — Какой 1-й звук?
    а) Поется/Не поется
    — Можно ли его пропеть?
    — Попробуйте.
    — А какой он?
    б) Способ образования звука
    — А теперь подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.
    — Что вы чувствуете?
    — Правильно! А как же называется это дрожание?
    в) Произношение
    — А теперь подставьте одну ладошку к горлышку, а вторую ко рту. Что происходит?
    — Правильно. Воздух проходит через рот, и мы слышим шум.
    — А что нам мешает при произношении?
    — Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.
    — Расскажите об этом звуке. Какой он?
    — Какие три признака этого звука вы знаете?
    — А эти признаки, признаки какого звука?
    — В какой домик мы поселим этот звук?
    — Какой 2-й звук этого слова?
    — Пропойте его.
    — Можно ли пропеть этот звук?
    — Подставьте ладошку к горлу и произнесите этот звук.
    — Что вы почувствовали?
    — А что это было?
    — А теперь мы медленно и протяжно произнесем звук [о].
    — Как были расположены наши зубы?
    — А рот был закрыт?
    — Мешали ли зубы?
    — А как был расположен язык?
    — Что мы узнали о звуке [о]?
    — Ка

    weburok.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *