cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Душа музыки мелодия конспект урока 1 класс презентация – Презентация к уроку музыки в 1 классе на тему «Душа музыки

План-конспект урока по музыке (1 класс) на тему: 1 класс урок №4 «Мелодия — душа музыки» конспект и презентация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»

г. Иваново

Конспект разработала:

Тарасова Надежда Николаевна

Должность: Учитель музыки

Урок №4 «Мелодия – душа музыки»

Цель урока: ознакомление с понятием мелодия.

Задачи урока:

— уметь находить и напевать в произведении мелодию;

— развивать вокально-хоровые навыки,  чувства ритма;

— развивать умения  размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.

— воспитывать музыкально-художественный вкус;

— развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений. 

Организационный момент.

Ребята, вспомните, была ли в жизни у вас такая ситуация, что какой – либо мотив никак не уходит из памяти, и вы его постоянно напеваете и «мурлычите» себе под нос, идя домой или гулять? (ответы: да, была, много раз).

Новый материал.

Оказывается, это вы «мурлычите» себе под носик – мелодию. Какая бы музыка не звучала – танец, песня, марш, грустная или весёлая, мы всегда выделяем мелодию, именно её мы и можем напеть.

Мелодия – это главная мысль любого произведения.

Слайд №2. Но Муза наша хочет, чтобы мы убедились в этом и доказали ей, что мелодия есть в любом произведении.

  • Выполним просьбу Музы? Докажем ей, что без мелодии нет произведения? (да)

Мы послушаем сегодня три произведения уже знакомого нам композитора

Слайд №3. П.И. Чайковского. Эти пьесы будут из фортепианного цикла, который называется «Детский альбом».

  • Как вы думаете, почему композитор назвал его «Детским»? (ответы: наверно будет рассказывать о детях)

Правильно! Цикл этот состоит из 24 пьес, и посвятил композитор его своему племяннику Володе Давыдову.

Слайд №4. Первая пьеса, с которой мы познакомимся, называется «Марш деревянных солдатиков».

  • А что такое марш и что под него делают? (это музыка, под которую шагают)

Значит, мы должны услышать интонации шага.

Сейчас, пока будет звучать музыка, вы попробуете своими пальчиками изобразить шагающих солдатиков.

Звучит «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского.

(ребята выполняют задание)

  • Как звучал марш?
  • Какой темп был? (подвижный, быстрый)
  • Какой характер? (радостный)
  • А какой регистр был: высокие ноты звучали, средние или низкие? (высокие и средние)
  • Почему композитор назвал пьесу «Марш деревянных солдатиков»?
  • Могут ли под него маршировать настоящие солдаты? (нет, не могут)
  • Почему? (потому что марш звучит быстро, солдатам настоящим будет трудно маршировать под такую музыку).

Молодцы! Мы сейчас организуем игрушечный парад!

Девочки – будут маршировать локотками – это будут игрушки.

Мальчики – пальчиками играют на воображаемом барабане.

Звучит марш, ребята выполняют задание, помочь тому, кто не справляется.

Звучит «Марш деревянных солдатиков»

Хорошо! А теперь надо выполнить просьбу Музы. Мы должны найти у марша мелодию. То, что можно напеть. Попробуем?

  • Играю мелодию   —  может это мелодия, можем напеть? (пробуем вместе напеть)
  • Играю аккомпанемент – может это? (пробуем напеть)
  • Что получилось напеть, первый вариант или второй? (первый)

Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!

Исполняем небольшой фрагмент мелодии марша.

А сейчас мелодию будем искать в танце, который называется «Вальс».

  • Что такое вальс? Как его танцуют? (вальс танцуют парами, кружатся)

Слайд №5. Правильно! Пока будет звучать вальс, ваши руки Муза превратит в фей, которые будут танцевать под эту музыку.

  • Какие движения вы подберёте?
  • Как звучит вальс?

Звучит «Вальс» П.И.Чайковского

(ответы: движения полёта, кружения, лёгкости, подвижно…)

А теперь, ищем мелодию в танце.

  • Играю аккомпанемент  —  может это мелодия, можем напеть? (пробуем вместе напеть)
  • Играю мелодию – может это? (пробуем напеть)
  • Что получилось напеть, первый вариант или второй? (второй)

Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!

Исполняем мелодию вальса.

Слайд №6. А теперь вас ждёт самая сложная задача, мы будем искать мелодию в пьесе «Сладкая грёза». Это песня, где петь будут не голосом, а поёт инструмент – фортепиано.

  • А что такое грёзы? (мечты, раздумья, воспоминания)

Представьте, что в руках у вас скрипка.

  • Покажите, как будете играть на инструменте? (Показывают).

Исполните эту мечтательную пьесу на скрипке.

  • С каким настроением вы будете играть?
  • Как звучит пьеса?

Звучит «Сладкая грёза» П.И.Чайковского

(ответы: ласковая, мечтательная, спокойная, грустная пьеса)

А теперь, ищем мелодию.

  • Играю мелодию   —  может это мелодия, можем напеть? (пробуем вместе напеть)
  • Играю аккомпанемент – может это? (пробуем напеть)
  • Что получилось напеть, первый вариант или второй? (первый)

Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!

Исполняем небольшой фрагмент мелодии.

Молодцы, мы нашли с вами мелодии в таких разных пьесах. Мелодия есть и в маршах, и в танцах, и в песнях. Убедились в этом? Доказали Музе? (да!)

А сейчас, я проверю вас на внимательность. Кто самый музыкальный и старательный?

Я сыграю ещё раз «Марш деревянных солдатиков», а после прослушивания вы определите характер.

Играю «Марш деревянных солдатиков»  — в низком регистре, медленно, громко.

(ответы: марш звучит совсем по — другому)

  • Что случилось с маршем?  (он стал другим)
  • Как звучит? (мужественно, решительно, воинственно)
  • Сохранился игрушечный характер? (нет)
  • Что сделало марш другим? (темп медленный, регистр низкий, динамика — громко)
  • А мелодия изменилась? (нет, но характер стал другим)

Мелодия осталась такой же, только звучала по-другому. Молодцы!

Итог урока:

Итак, ребята, что мы делали сегодня на уроке? (мы доказывали Музе, что мелодия есть в любом произведении)

  • Что такое мелодия? (это душа музыки, то, что мы можем напеть)
  • В каких пьесах мы искали мелодию? (марш, вальс и сладкая грёза)
  • Кто написал эти пьесы? (П.И.Чайковский)
  • Из какого цикла  пьесы? (Детский альбом)
  • Кому посвятил композитор цикл? (своему племяннику, Володе Давыдову)

Слайд №7.  А сейчас вспомним и исполним песню «Песня о школе» Д.Кабалевский.

Исполнение и работа над песней (под минус)

Слайд №8. Вы сегодня – Молодцы!

Литература, которую я использовала при составлении урока:

Методическое пособие к учебнику 1 класс «Музыка» Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева.

Учебник «Музыка» 1 класс Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева.

Музыкальная хрестоматия к учебнику 1 класса.

Музыкальный диск  1 класс.

Ссылки на изображения в презентации:

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/804/38804958_4401.jpg  Муза

http://img15.nnm.me/c/4/8/a/8/adc1ab8bed5a86381ba6e64bb06.jpg  Чайковский

— детский рисунок

http://www.dance-league.com/sites/default/files/resize/245/image/31232805410400-300×356.jpg вальс

http://s48.radikal.ru/i122/0808/7e/59273ac9cea8.jpg сладкая грёза

http://www.j100.ru/upload/iblock/e68/e68b3f13c791d5717dd4cbfa67db481a.jpg здравствуй, школа

http://cs303414.userapi.com/v303414802/30a4/501ETnWIf7E.jpg  смайл

nsportal.ru

Душа музыки — мелодия 1 класс

Урок 5. «Душа музыки — мелодия»

Цель урока: понять, что мелодия — главная мысль музыкального произведения.

Музыкальный материал: «Сладкая грёза», П.Чайковский; «Марш деревянных солдатиков», П.Чайковский, «Вальс», П.Чайковский; Па-де-де» из балета «Щелкунчик», П.Чайковский; «Веселая песенка» Г.Струве, В.Викторова.

Проблема урока: зачем музыке нужна мелодия?

Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Душа музыки — мелодия».

Ход урока

1. Организационный момент.

  • Ребята, Муза прислала нам письмо: «Помогите разобраться. Зачем музыке нужна мелодия? Муза». Придется ей помочь. Да и сами разберемся. (слайд 1)

  • Давайте споем песню «Падают, падают листья». (Авторы рекомендуют «Веселую песенку Струве, но мне, кажется, лучше петь знакомую песню, ту, что уже пели).

  • Кто пел мелодию? (Хор).

  • А кто играл аккомпанемент? (Учитель).

2. Развитие темы урока.

  • Вспомним ситуацию, которая часто случается с каждым из нас в жизни — какой-либо музыкальный мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы начинаем напевать эту мелодию, «мурлычем» ее «про себя», потому что она запомнилась и полюбилась нам, не задумываясь над тем, что это за музыка, кто ее сочинил.

  • Как вы думаете, как называется в музыке то, что мы напеваем? (Слова. Песня. Мелодия).

  • Вы высказали разные мнения. Но правы оказались те, кто назвал слово «мелодия».

  • Сейчас прозвучат несколько мелодий песен, а вы попытайтесь узнать их. (Звучат мелодии популярных песен, песен, которые выучили на уроках музыки, дети называют и поют их).

  • Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь послушайте две пьесы – марш и танец. Сможете ли вы определить, когда звучал марш, а когда танец?

Звучат мелодии «Марша деревянных солдатиков» и «Вальса» из «Детского альбома» П. Чайковского. Дети определяют, что первая — мелодия марша, а вторая — танца. Этот танец называется «вальс».

(слайд 4. Вся музыка вставлена на слайд, настроена анимация, если музыка не будет воспроизводиться, нужно настроить заново ссылки на музыку или заново вставить музыку).

  • По каким признакам вы определили, где звучит мелодия марша, а где — танца? (Мелодия марша звучала четко, отрывисто. Звуки ее будто бы изображали шаги, поступь. Эту мелодию мог бы сыграть барабан).

  • В марше пальчики-«солдатики» могут маршировать на столе или на коленях, дети могут исполнять на воображаемых барабанах ритмическую пульсацию пьесы. Под «Марш деревянных солдатиков» можно организовать увлекательную игру — игрушечный парад: девочки «исполняют» пульсацию марша движением согнутых в ладонях рук «игрушечных кукол», мальчики — играют на барабанах. Руководит парадом дирижер с «жезлом» (указкой) в руках. — Правильно!

  • А как же вы узнали вальс? (Мелодия в нем плавная, красивая. Она словно закружилась в танце. Можно считать «про себя» — раз, два, три).(Под музыку вальса дети могут мягко ритмично покачиваться влево — вправо) .

  • А сейчас вы услышите небольшую пьесу. Ее сочинил композитор, с которым мы уже знакомились на наших уроках. Его имя напомнит вам музыка.

Звучит мелодия «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. (Это музыка Петра Ильича Чайковского).

  • Правильно. Это замечательный русский композитор (показать портрет композитора). Он сочинил альбом пьес, который знают юные музыканты всего мира. Это «Детский альбом» (показать сборник пьес). «Детский альбом» — цикл из 24 фортепианных пьес — П.И. Чайковский написал в 1878 г. и посвятил его своему племяннику Володе Давыдову.

  • А теперь сядьте поудобнее, как на концерте, и настройтесь на то, чтобы услышать пьесу из этого альбома. Внимательные слушатели смогут определить: это песня, танец, или марш.

Звучит «Сладкая греза» П. Чайковского в исполнении учителя. (Это песня. Но ее никто не поет. Это песня без слов).

  • Вы правы. А почему большинство из вас решило, что это песня? Как звучала музыка? (Напевно, плавно. Неторопливо. Ласково. Задумчиво).

  • Я сейчас сыграю вам главную мелодию пьесы, а вы мягким движением одной из рук передайте ее характер. (Учащиеся выполняют задание).

  • Молодцы! Вы очень выразительно передали характер пьесы движениями рук. Какое же настроение возникло у вас после звучания этой музыки?

(Задумчивое. Спокойное. Мечтательное. Грустное. Светлое). . (Мелодическую линию песни «Сладкая греза» можно сыграть с детьми на воображаемой скрипке, певучими протяженными движениями «волшебного» смычка).

  • Правильно. Композитор назвал эту пьесу «Сладкая грёза». Грёза — это мечта, воспоминание, раздумье о чем-то приятном, дорогом, добром.

  • Ну, а теперь давайте посмотрим мультфильм, в котором звучит музыка из «Детского альбома» П. И. Чайковского, посмотрим и послушаем «Сладкую грёзу», а потом расскажем сказку, которую вы увидели в мультфильме.

Вывод: Итак, мы помогли Музе выяснить, зачем музыке нужна мелодия. Ведь мелодия — это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. Мелодия — душа музыки. По мелодии мы узнаем и песни, и танцы, и марши.

Встречаясь дома с музыкой, запоминайте мелодии произведений и старайтесь напевать их.

infourok.ru

Технологическая карта урока музыки — 1 класс — «Душа музыки

Технологическая карта урока

«Душа музыки — мелодия»

Образовательная:
  • ознакомиться с понятием мелодия;

  • уметь находить и определять главную мысль музыкального произведения.

Воспитательная:

Развивающая:

  • развивать вокально-хоровые навыки,  чувства ритма;

  • развивать умения  размышлять о музыке, сравнивать, обобщать;

  • развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений. 

Основные термины  и понятия

Мелодия, марш, вальс.

Оборудование

ТСО: автоматизированное рабочее место учителя.

Экранно-звуковые пособия: собственная презентация к уроку, фонохрестоматия.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, в группах.

Структура и ход урока

Формируемые УУД
Метапредметные  УУД:

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

(этап мотивации).

личностные:

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности;

регулятивные:

-выявление готовности к уроку.

коммуникативные:

-построение понятных для собеседника высказываний;

познавательные:

-активное слушание учителя;

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

Учитель: Здравствуйте ребята! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Что вы ждете от урока.

Учитель: Начать урок я хочу с музыкального приветствия.

Дети:

-Формируют собственные ответы.

-Приветствуют учителя песней.

2. Актуализация опорных знаний и умений.

личностные:

-активизация имевшихся ранее знаний;

регулятивные:

 умение применять знание полученные ранее;

коммуникативные:

 участие в диалоге с учителем и одноклассниками;

познавательные:

— развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

Активизация мыслительных операций(анализ, обобщение, классификация и т.д.) и  познавательных процессов(внимание, память).

 

Учитель: Все знают песенку Черепашки и Львенка? А теперь, давай каждый из нас напоет мотив этой песенки. Как говорят «промурлычем» себе под нос.

Учитель: Как вы думаете, как называется в музыке то, что мы с вами сейчас напевали?

Учитель:

 Я услышал много разных ответов, но правильным из них является ответ — «мелодия». Мы можем слушать любую музыку – танец, песня, марш, грустная или весёлая, но у всех этих произведений есть своя душа-мелодия, именно её мы и можем напеть.

Учитель: И сегодня на уроке нам придется разобраться в этом вопросе. (Слайд №1)

Дети:

-Напевают песенку Черепашки и львенка.

-Отвечают на поставленный вопрос.

-Знакомятся с темой урока.

3.Постановка учебной проблемы.

личностные:

-активное погружение в тему;

регулятивные:

 умение ставить цель, формулировать проблему;

познавательные:

 умение структурировать знания;

— сравнивать образцы;

 находить общее и разное;

коммуникативные:

 слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли   с помощью разговорной речи во время ответов.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися

Учитель: Рассказывает историю про Музу.

Ребята, сегодня почтальон принес мне необычное письмо. Когда я взял его в руки, мне показалось, что из письма доносилась волшебная мелодия. Я сразу же открыл его и стал читать: «Дорогие дети, помогите мне разобраться! Зачем музыке нужна мелодия. Почему мелодию называют душой музыки». С любовью ваша Муза».

Учитель: Как вы думаете, мы сможем помочь Музе разобраться в данном вопросе?

Учитель: Давайте назовем определение «мелодии». (Слайд №2)

Мелодия – это главная мысль любого произведения.

Дети:

-Слушают историю про Музу.

-Выражают свое отношение к прослушанной истории.

-Называют определение «мелодии».

4.Открытие нового знания (Изучение нового материала)

личностные:

— восприятие, осмысление, запоминание учебного материала;

познавательные:

— развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

— развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме

— развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям

коммуникативные:

— слушать и понимать речь других;

— ориентироваться в учебнике;

— находить ответы на вопросы  с помощью своего жизненного опыта,  презентации к уроку;

— уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

— владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

— восприятие, осмысление, запоминание учебного материала;

— осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению.

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Учитель: Сейчас мы послушаем три произведения П.И. Чайковского.

Эти пьесы будут из фортепианного цикла, который называется «Детский альбом». (Слайд №3)

Учитель: На первом из них мы превратимся в солдатиков, потому что пьеса, с которой мы познакомимся, называется «Марш деревянных солдатиков».

Учитель: А зачем же нам превращаться в солдатиков? Дело в том, что марш — это музыка, под которую шагают, маршируют. Значит, мы должны услышать интонации шага. (Слайд №4)

  • Как звучал марш?

  • Какой темп был? (подвижный, быстрый)

  • Какой характер? (радостный)

  • А какой регистр был: высокие ноты звучали, средние или низкие? (высокие и средние)

  • Почему композитор назвал пьесу «Марш деревянных солдатиков»?

— Молодцы!

Учитель: А сейчас мы организуем маленький оркестр.

Девочки – будут хлопать в ладоши, а мальчики стучать ручками по парте.

Звучит марш, ребята выполняют задание.

Учитель: Теперь послушайте вторую пьесу и определите, на что похожа ее мелодия. (Слайд №5).

«Вальс» П.И. Чайковского.

Мелодия вальса плавная, красивая.. Можно считать «про себя» — раз, два, три. Давайте превратимся в фей и под музыку вальса мягко ритмично покачаемся влево и вправо.

Учитель: По каким признакам вы определили, что звучит мелодия вальса? (Дети отвечают)

Учитель: Следующее задание будет сложнее чем предыдущие, т.к. мелодию мы будем искать в пьесе «Сладкая греза». Это будет не просто, т.к. это песня, где петь будет не голос, инструмент фортепиано. Для начала я хочу рассказать что такое грезы- это мечты, раздумья и воспоминания. Сейчас вы послушаете эту пьесу и подумаете как она звучит, с каким настроением вы будете ее исполнять. (Слайд №6) «Сладкая грёза» П.И.Чайковского

Дети:

-Слушают пьесу, называют произведение, имя композитора;

— Определяют ее характер, темп; знакомятся с материалом учебника, отвечают на вопросы учителя, смотрят слады в презентации.

-Выполняют предложенные учителем задания.

-Делятся на две команды и выполняют озвученные действия по показу учителя.

Дети:

— Смотрят презентацию слушают пьесу, предлагают варианты своих ответов;

-Определяют название танца «Вальс», перечисляют признаки по которым определили мелодию вальса. определяют ее характер, темп; придумывают танцевальные движения.

Дети:

-Смотрят презентацию.

-Слушают пьесу, определяют ее мелодию, настроение, звучание.

— Исполняют основную тему произведения под сопровождение инструмента.

5. Закрепление изученного материала

личностные:

— осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

— применение на практике и последующее повторение нового материала.

познавательные:

-формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

коммуникативные:

— слушать и понимать речь других;

— ориентироваться в учебнике;

— находить ответы на вопросы  с помощью своего жизненного опыта,  презентации к уроку;

— уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

— владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

-учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности

Закрепление полученных знаний и умений. Применение их в работе на уроке.

Учитель: Я предлагаю еще раз дать определение мелодии. Назвать три пьесы с которыми мы сегодня познакомились. Дать им музыкальную характеристику и определить чем эти произведения отличаются друг от друга.

Дети:

-Дают определение «мелодии».

-Перечисляют пьесы, с которыми познакомились и дают краткую музыкальную характеристику каждому из этих произведений.

6. Подведение итогов

Личностные:

-установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

познавательные:

— фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности коммуникативные:

-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Подвести итог урока. Закрепить полученные знания. Оценить деятельность учащихся на уроке.

Учитель: Наш с вами урок подошёл к концу. Чему мы учились сегодня на уроке? Что вы расскажите интересного об уроке своим родителям?

Учитель: Мы смогли помочь Музе выяснить, зачем музыке нужна мелодия.

-Что такое мелодия? (это душа музыки, то, что мы можем напеть)

  • В каких пьесах мы искали мелодию? (марш, вальс и сладкая грёза)

  • Кто написал эти пьесы? (П.И.Чайковский)

  • Из какого цикла пьесы? (Детский альбом)

Мелодия — это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. Мелодия — душа музыки. По мелодии мы узнаем и песни, и танцы, и марши. Я напишу ей ответное письмо и сегодня же оправлю.

Учитель: Давайте вспомним и исполним песню «Песня о школе» Д.Кабалевский

(Слайд №7)

Дети:

-Активно отвечают на поставленные вопросы.

-Предлагают варианты написания письма.

-Выражают свои эмоции об уроке.

Дети:

— Исполняют изученную ранее песню.

Планируемые результаты урока.

Предметные умения: дать представление о том, что такое мелодия.

Расширение музыкального кругозора.

Учебно- творческие умения: слушать и понимать музыку, определять ее жанры.

Речевые умения: работа над артикуляцией, дикцией, звукообразованием.

Личностные  УУД: слушать произведения,

определять главную мысль произведений,  передавать ее в собственном исполнении. Выполнить коллективные задание.

Регулятивные  УУД: узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства и различия.

Познавательные  УУД: Фиксирвать материал, изученный на уроке, выявлять недостаток тех знаний и умений, которые им не хватают для решения новых проблем, оценивать личный вклад в результаты коллективной деятельности.

Коммуникативные   УУД: участие в вокально-хоровой работе, выполнение музыкально-ритмических движений.  

Ресурсы: Музыкальная хрестоматия к учебнику 1 класса.

Музыкальный диск 1 класс

Книгопечатная продукция: Методическое пособие к учебнику 1 класс «Музыка» Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева.

Учебник «Музыка» 1 класс Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева.

infourok.ru

Конспект урока по музыке 1 класс «Мелодия

Конспект урока по предмету «музыка»

1 класс

Образовательная система «Школа России»

Программа Е.Д.Критская «Музыка»

Студент СГУ им. Питирима Сорокина

ИПиП 6401 «б» группы

Цветкова Евгения Александровна

Тема урока «Мелодия – душа музыки»

Цель урока: способствовать формированию у учащихся понятия «мелодия».

Задачи урока:

— уметь находить и напевать в произведении мелодию;

— развивать вокально-хоровые навыки,  чувства ритма;

— развивать умения  размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.

— воспитывать музыкально-художественный вкус;

— развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений. 

I.Организационный момент.

— Ребята, здравствуйте, проверьте всё ли у вас в порядке на партах.

— Садитесь на свои места.

(на слайде пословица)

Прочитайте пословицу, как вы ее понимаете?

«Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

II. Введение в тему урока.

-Ребята, вспомните, была ли в жизни у вас такая ситуация, что какой – либо мотив никак не уходит из памяти, и вы его постоянно напеваете и «мурлычите» себе под нос, идя домой или гулять? (ответы: да, была, много раз).

-А хотите ли вы узнать, как называется, то, что вы напеваете?

(да)

Отгадайте шифровку.

(на слайде шифровка)

МлнЕщоЛлоОтиДъхИмиЯ

-Оказывается, это вы «мурлычите» себе под носик – мелодию. Какая бы музыка не звучала – танец, песня, марш, грустная или весёлая, мы всегда выделяем мелодию, именно её мы и можем напеть.

-Что же такое мелодия?

Мелодия – это главная мысль любого произведения.

Тема нашего урока «Мелодия – душа музыки».

-Посмотрите, ребята, нам пришло письмо от Музы. Давайте прочитаем его.

«Помогите разобраться. Зачем музыке нужна мелодия? Муза». 

-Поможем Музе ответить на этот сложный вопрос?

-Посмотрим видео и узнаем что же такое мелодия?

(просмотр видео и распевка на ноты)

III. Восприятие музыки.

-Мы послушаем сегодня три произведения композитора П.И. Чайковского.

Пётр Ильич один из выдающихся русских композиторов. Он писал пьесы, оперы, романсы. Он писал как для взрослых, так и для детей. Любовь к фортепиано Чайковскому прививала его мать Александра Андреевна.

-Эти произведения будут из фортепианного цикла, который называется «Детский альбом».

— Как вы думаете, почему композитор назвал его «Детским»?

(наверно будет рассказывать о детях)

-Правильно! Цикл этот состоит из 24 пьес, и посвятил композитор его своему племяннику Володе Давыдову.

Первая пьеса, с которой мы познакомимся, называется «Марш деревянных солдатиков».

— А что такое марш и что под него делают? (это музыка, под которую шагают)

Значит, мы должны услышать интонации шага.

Сейчас, пока будет звучать музыка, вы попробуете своими пальчиками изобразить шагающих солдатиков.

Звучит «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского.

(ребята выполняют задание)

  • Как звучал марш?

  • Какой темп был? (подвижный, быстрый)

  • Какой характер? (радостный)

  • А какой регистр был: высокие ноты звучали, средние или низкие? (высокие и средние)

  • Почему композитор назвал пьесу «Марш деревянных солдатиков»?

  • Могут ли под него маршировать настоящие солдаты? (нет, не могут)

  • Почему? (потому что марш звучит быстро, солдатам настоящим будет трудно маршировать под такую музыку).

-Молодцы! Мы сейчас организуем игрушечный парад!

-Девочки – будут маршировать ладошками, отбивая ритм.

-Мальчики – играют на воображаемом барабане с помощью карандашей.

Звучит марш, ребята выполняют задание, помочь тому, кто не справляется.

-Давайте попробуем найти у марша мелодию. То, что можно напеть. Попробуем?

-Молодцы! Напоём мелодию ещё раз все вместе!

-А сейчас мелодию будем искать в танце, который называется «Вальс».

-Что такое вальс? Как его танцуют? (вальс танцуют парами, кружатся)

-Правильно! Пока будет звучать вальс, ваши руки Муза превратит в фей, которые будут танцевать под эту музыку.

-Какие движения вы подберёте?

(движения полета, лёгкости)

Звучит «Вальс» П.И.Чайковского

-Как звучал этот вальс?

(движения полёта, кружения, лёгкости, подвижно…)

Молодцы! Напоём мелодию все вместе!

-А теперь вас ждёт самая сложная задача, мы будем искать мелодию в пьесе «Сладкая грёза». Это песня, где петь будут не голосом, а поёт инструмент – фортепиано.

-А что такое грёзы? (мечты, раздумья, воспоминания)

-Представьте, что вы тоже играете на фортепиано.

-Покажите, как будете играть на инструменте? (Показывают).

-Исполните эту мечтательную пьесу на воображаемомфортепиано с помощью пальчиков.

-С каким настроением вы будете играть?

Звучит «Сладкая грёза» П.И.Чайковского

— Как звучала пьеса? Какая она была?

(ласковая, мечтательная, спокойная, грустная пьеса)

-Молодцы! Напоём мелодию все вместе!

— Молодцы, мы нашли с вами мелодии в таких разных музыкальных произведениях.

-Что такое мелодия?

-Где бывает мелодия?

-Сделайте вывод, так где же может быть мелодия?

(мелодия есть и в маршах, и в танцах, и в песнях).

А сейчас, я проверю вас на внимательность. Кто самый музыкальный и старательный?

Я включу ещё раз «Марш деревянных солдатиков», а после прослушивания вы определите характер.

Включаю «Марш деревянных солдатиков»  — в низком регистре, медленно, громко.

(ответы: марш звучит совсем по — другому)

  • Что случилось с маршем?  (он стал другим)

  • Как звучит? (медленно)

  • Что сделало марш другим? (темп медленный)

  • А мелодия изменилась? (нет)

Мелодия осталась такой же, только звучала по-другому. Молодцы!

VI.Вокально-хоровая работа.

— А сейчас исполним песню «Песня о школе» Д.Кабалевский.

Исполнение и работа над песней (под минус)

V. Итог урока 

Итак, ребята, что мы делали сегодня на уроке?

  • Что такое мелодия? (это душа музыки, то, что мы можем напеть)

  • В каких музыкальных произведениях мы искали мелодию? (марш, вальс и сладкая грёза)

  • Кто написал эти пьесы? (П.И.Чайковский)

  • Из какого цикла  пьесы? (Детский альбом)

  • Кому посвятил композитор цикл? (своему племяннику, Володе Давыдову)

Вы сегодня – Молодцы!

VI.Рефлексия.

-Поднимите вверх две руки, если вам было все понятно на уроке, поднимите одну руку, если что-то непонятно, сидите с опущенными руками те, кому было совсем ничего не понятно.

multiurok.ru

Конспект по музыке на тему «Душа музыки

Урок 4. ДУША МУЗЫКИ – МЕЛОДИЯ

З а д а ч и: Показать (подчеркнуть) значение мелодии в музыке; систематизировать опыт учащихся в восприятии жанровых особенностей песни, танца, марша.

Э л е м е н т с о д е р ж а н и я. Песня, танец, марш. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, его суть, его душа.

Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш, выявить их характерные особенности. В марше — поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня — напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец — движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие «шаги» в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики-«солдатики» маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.

М у з ы к а л ь н ы й м а т е р и а л: «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза», «Полька» (или «Вальс») из «Детского альбома» П. Чайковского. Пение – Г. Струве «Веселая песенка».

Х О Д У Р О К А

  1. ПОВТОРЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Узнаём песни по мелодии («Чему учат в школе» Шаинского, «Песню о школе» Кабалевского) и доучиваем или исполняем хотя бы один куплет. Учим детей слышать и оценивать качество собственного исполнения.

Обращаем внимание на то, что при исполнении хор детей поёт мелодию, а сопровождение (аккомпанемент) исполняет учитель.

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ

  1. Введение в тему

УЧИТЕЛЬ. Часто бывает в жизни, что мы напеваем какой-либо мотив, напев, который не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы «мурлычем» эту мелодию «про себя», не задумываясь над тем, что это за музыка, есть ли у нее слова, кто ее исполнил и тем более кто ее сочинил. Просто она запомнилась нам и полюбилась.

Музыка словно живое существо: в ней бьётся сердце, стучит пульс. У музыки есть и душа – это её мелодия. Мелодия – это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. В музыке, звучащей вокруг нас, мы всегда услышим песни, танцы и марши. Но какая бы музыка ни звучала – песня, танец или марш – мы выделяем в ней всегда мелодию.

Сегодня, ребята, вы познакомитесь с мелодиями композитора, которого уже знаете. С его музыкой вы встречались на предыдущих уроках.

Звучит фрагмент «Па-де-де» из балета «Щелкунчик».

Какой композитор написал эту музыку?

(Ответы детей.)

Как звучала мелодия? Какой инструмент её исполнял?

(Ответы детей.)

П. И. Чайковский сочинил много музыки специально для детей, например, в это число входит фортепианный альбом, который так и называется – «Детский альбом». Этот музыкальный альбом был написан Чайковским в 1878 году. Композитор посвятил его Володе Давыдову, своему маленькому племяннику. Альбом состоит из 24 пьес разного характера и разного жанра. Три пьесы из этого альбома, которые вы сейчас услышите, нарисуют в вашем воображении три разных образа. Характерные особенности трёх различных жанров: песни, танца и марша создадут в вашем сознании три характера, три настроения.

В марше вы услышите поступь, интонации и ритмы шага, движение. В песне, которую никто не поёт голосом, но удивительно выразительно исполняет на фортепиано, — напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка, мягкость аккомпанемента. В танце — движение и ритмы, подвижность, чёткие акценты, короткие «шаги» в польке, (плавность и закруглённость мелодии и узнаваемый трехдольный размер в вальсе).

2. «Марш деревянных солдатиков» — слушание, музыкальный анализ, исполнение и игра

Вопросы и задания:

Какие чувства передаёт эта музыка?

Что удобно делать под неё?

Кто марширует? (Подчеркиваем поступь, интонации и ритмы шага игрушек, оживлённое движение.)

Чайковский назвал эту пьесу «Марш деревянных солдатиков». Споём её мелодию на слог «та»*. Одновременно пальчики-«солдатики» маршируют на столе или на коленях.

* Здесь и далее – дети исполняют мелодии пьес на какой-либо слог в удобной для пения тональности.

Можно организовать увлекательную игру – игрушечный парад: девочки «исполняют» пульсацию марша движением согнутых в локтях рук «игрушечных кукол», мальчики – играют на воображаемых барабанах. Руководит парадом дирижер с «жезлом» (указкой) в руках.

3. «Сладкая грёза»

УЧИТЕЛЬ. Прослушайте мелодию ещё одной пьесы из «Детского альбома». Как она звучит, какие чувства передаёт? Она похожа на марш или на танец? Или, может быть, песню?

Слушание, музыкальный анализ, исполнение, игра:

Это песня, которую никто не поёт голосом, но выразительно исполняет на пианино. (Подчеркивается напевность, плавность мелодического рисунка.) Название пьесы – «Сладкая грёза». Слово «грёзы» означает – мечты; сильные желания, которые можно увидеть во сне.

Споём мелодию этой пьесы на звук «а»* и сыграем на воображаемой скрипке мелодическую линию пьесы, изображая длинные, певучие движения смычка.

4. «Полька»

УЧИТЕЛЬ. Прослушайте следующую пьесу. Какие чувства передаёт музыка?

Слушание, музыкальный анализ:

К какому жанру вы отнесёте эту музыку: песне, танцу или маршу? Что можно сказать о темпе и характере звучания?

ДЕТИ. Это танец: подвижный темп, чёткие акценты, короткие «шаги».

Исполнение, музицирование:

УЧИТЕЛЬ. Споём на слог «ля»*, помогая себе пульсирующими хлопками. Акценты в начале (или в конце) фраз отмечаем ударами в бубен (солисты-исполнители).

  1. ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ

УЧИТЕЛЬ. Перечислите движения и назовите те музыкальные инструменты, которые помогли бы вам «исполнить» пульс танца, песни, марша.

Запишите в тетради под звучащую музыку пульс марша вертикальными линиями. (Можно потренироваться – рисовать линии-палочки в воздухе воображаемыми мелками, двое-трое учащихся делают это на доске.)

Рисуем в воздухе линии мелодий песни, танца.

infourok.ru

Мелодия-душа музыки (1 класс)

4 урок

«Душа музыки — мелодия».

Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний.

Форма урока: урок — поиск

Цель: понять, что мелодия – главная мысль музыкального произведения.

Задачи: 1. Систематизировать слуховой опыт учащихся в различении

жанровых признаков песни, танца и марша;

2. Учить детей не только эмоциональному, но и осознанному

восприятию музыки, её языка;

3. Учить детей слышать и оценивать качество собственного

исполнения.

Материал: 1. «Вальс», «Сладкая грёза» — «Детский альбом» П. Чайковского;

2. «Марш деревянных солдатиков»;

3. «Весёлая песенка» — Г. Струве;

4. «Па-де-де» — П. Чайковского.

Ход урока.

1. Музыкальное приветствие:

2. Распевание.

3.Повторение песни.

— Кто пел мелодию? (хор)

— А кто играл аккомпанемент? (учитель)

— Ребята, пока мы исполняли песню, Муза прислала нам письмо: «Помогите разобраться. Зачем музыке нужна мелодия? Муза».

Придётся ей помочь. Да и сами разберёмся.

Вспомните ситуацию, которая часто случается с каждым из нас в жизни – какой-либо музыкальный мотив, напев не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы начинаем напевать эту мелодию, «мурлычем» её «про себя», потому что она запомнилась и полюбилась нам, не задумываясь над тем, что это за музыка, кто её сочинил.

— Как вы думаете, как называется в музыке то, что мы напеваем? (слова, песня, мелодия).

Вы высказали разные мнения. Но правы, оказались те, кто назвал слово «мелодия».

Сейчас я сыграю несколько мелодий песен, а вы попытайтесь узнать их.

(играю мелодии известных детских песен).

Вы хорошо справились с этим заданием. Вы по мелодии, угадали песню. А если бы я не играла мелодию, то вы бы узнали, что это за песня?

(Играю просто аккомпанемент)

— Мы угадали все песенки по мелодии.

— Давайте угадаем знакомую нам мелодию.

(Звучит Моцарт «Маленькая ночная серенада»)

— Это музыкальное произведение мы тоже узнали по мелодии, которая: веселая, отрывистая, озорная и т.д.

— Весь музыкальный мир держится на трех китах: песни, танцу и марше.

— По мелодии, мы сегодня и будем угадывать, что звучит, песня, танец или марш, а получится у нас или нет, вы посмотрим в конце урока.

— А поможет нам музыка русского композитора П.И.Чайковского.

— Сегодня мы познакомимся с маленьким мальчиком Петей.

 Есть на Урале небольшой городок – Воткинск. Много лет назад в этом городе родился мальчик, и назвали его Петром. В семье было много детей, Петя был младшим. Все его любили,  потому что он был удивительно добрым. Петя очень боялся кого-нибудь обидеть и огорчался, если кот-то другой был невнимательным к людям. С Петей всегда было радостно и занимательно. Он был горазд на выдумки, на забавные истории и веселые игры.

Няня считала, что у него очень доброе сердце, а мама говорила, что оно просто золотое. Наверное, так оно и было. Но была у Пети одна странность, которая всех удивляла. Иногда он бросал игру, уходил куда-нибудь в дом или глубоко в сад и сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он к звукам, которые раздавались внутри него. Он не знал, что из них складывается мелодия. Петя был очень внимателен, и музыка его заставляла то радоваться, то печалиться. Мелодии внутри него так громко звучали, что порой сильно мешали. Он не знал, куда от них деваться.

Однажды произошел такой случай: в доме были гости, играла музыка и все без устали танцевали. Петя был вначале оживлен и весел. Но к концу вечера так утомился, что ушел к себе в спальню раньше всех. Когда в комнату вошла няня, он не спал: лежал в своей кровати и плакал. Няня спросила, что с ним. Он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь». А на самом деле в комнате никакой музыки не звучало. Но Петя настаивал: «Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя». Няне пришлось его успокаивать до тех пор, пока он не уснул. Таким был маленький Петя, неизвестный до поры мальчик, которого узнали потом и полюбили за то, что он любил людей, природу, свою Родину, и за то, что весь свой путь он выразил в музыке.

Когда Петя вырос то написал много музыкальных произведений как для взрослых так и для детей.

У Петра Ильича Чайковского был любимый племянник, Володя Давыдов, по прозвищу Боб. Композитор, чтобы мальчику было веселей играть,  придумал разные музыкальные пьесы и  посвятил «Детский альбом» Володе.

А теперь я дам вам послушать мелодию номер 1.

— Сможете ли вы определить, что звучит?

Слушание: «Марш деревянных солдатиков».

— По каким признакам вы определили, где звучит мелодия марша,? (мелодия марша звучала чётко, отрывисто. Звуки её будто бы изображали шали, поступь. Эту мелодию мог бы сыграть барабан).

В марше пальчики-«солдатики» могут маршировать на столе или на коленях, а также можно поиграть на воображаемых барабанах.

— Правильно.

— Давайте еще раз послушаем и промаршируем.

Слушание: «Вальс»

— А как же вы узнали вальс? (мелодия в нём плавная, красивая. Она словно закружилась в танце, под эту мелодию можно покачиваться влево – вправо).

— Давайте еще раз послушаем и прохлопаем сильные и слабые доли.

Внимательные слушатели смогут определить: это песня, танец или марш.

Слушание: «Сладкая грёза» — П. Чайковского.

(Это песня. Но её никто не поёт. Это песня без слов).

— Вы правы. А почему большинство из вас решило, что это песня? Как звучала музыка? (напевно, плавно, неторопливо, ласково, задумчиво).

Я сейчас сыграю вам главную мелодию пьесы, а вы мягкими движениями одной из рук передайте её характер.

Играю «Сладкая грёза» — П. Чайковского.

Молодцы! Вы очень выразительно передали характер пьесы движениями рук.

— Какое же настроение возникло у вас после звучания этой музыки? (задумчивое, спокойное, мечтательное, грустное, светлое).

Правильно. Композитор назвал эту пьесу «Сладкая грёза».

Грёза – это мечта, воспоминание, раздумье о чём-то приятном, дорогом, добром.

— А теперь давайте споём мелодию этой пьесы (на слог «ля»)

— Получается, что в музыке есть три кита.

Все мы можем узнать по мелодии – будь-то песня, танец или марш.

4. Итог урока:

Итак, мы помогли Музе выяснить, зачем музыке нужна мелодия. Ведь мелодия – это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. Мелодия – душа музыки. По мелодии мы узнаём и песни, и танцы, и марши.

5. Новая песня.

infourok.ru

Презентация — Мелодия — душа музыки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Мелодия – душа музыки

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Назови музыкальные жанры
Песня
Марш
Танец

Слайд 5

Вот вплывает песня-кит Словно реченька журчит. Очень ласково поет Даже за сердце берет.
песня

Слайд 6

У каждого кита свой характер
КИТ- ПЕСНЯ
Напевный
Мягкий
Плавный
Спокойный

Слайд 7

Танец
Танец-кит пустился в пляс. Взволновал он целый класс Ну, давай, скорей пляши, Веселится от души.

Слайд 8

У каждого кита свой характер
Танцы бывают разными по характеру. Это может быть и плавный вальс и веселая задорная полька.
КИТ-ТАНЕЦ

Слайд 9

Открывайте ворота И встречайте марш-кита. Этот четкий, мерный ритм. Не дает скучать, бодрит.
марш

Слайд 10

У каждого кита свой характер
КИТ-МАРШ
Марши встречаются при разных жизненных обстоятельствах. Марши бывают праздничные, спортивные, военные и т.д.

Слайд 11

Песня «Три кита»

Слайд 12

Михаил Иванович Глинка
«Мелодия–душа музыки»

Слайд 13

Игра «Угадай мелодию»

Слайд 14

Пётр Чайковский

Слайд 15

«Детский альбом»

Слайд 16

Марш деревянных солдатиков

Слайд 17

Размер 4/4
1 2 3 4

Слайд 18

ТРЕХЧАСТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА
A B А

Слайд 19

Вальс

Слайд 20

«Вальс» Чайковский

Слайд 21

Размер 3/4
1 2 3

Слайд 22

ТРЕХЧАСТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА
A B А

Слайд 23

Полька

Слайд 24

«Итальянская полька» Рахманинов

Слайд 25

Размер 2/4
1 2

Слайд 26

ТРЕХЧАСТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА
A B А

Слайд 27

Слайд 28

Сладкая греза

Слайд 29

«Сладкая грёза» Чайковский

Слайд 30

Размер 3/4
1 2 3

Слайд 31

ТРЕХЧАСТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА
A B А

Слайд 32

«Кошка беспородная»

Слайд 33

Слайд 34

До свидания

lusana.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *