Домашние и дикие животные конспект урока 1 класс – План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему: урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» | скачать бесплатно
Конспект урока «Дикие и домашние животные» (1 класс) УМК «Перспективная начальная школа»
Дикие и домашние животные
Задачи: формировать понятия «дикие животные», «домашние животные», раскрыть значение домашних животных для человека, воспитывать эмоционально-положительное отношение к животным; развивать фантазию и творческие способности детей.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, в чем состоит различие между дикими и домашними животными, научиться классифицировать животных по признаку «дикое — домашнее», приводить примеры животных каждой группы.
Оборудование: рисунки с изображениями диких и домашних животных, рассказ Н. Сладкова «Угадай: кто я?», карточки для работы в парах, презентации; чучело белки
Ход урока
Оргмомент
Введение в тему урока:
На доске: животные
Вы должны посмотреть на экран и запомнить животных, которых вы увидите (презентация 1)
(заяц, волк, лошадь, белка, медведь, собака, кошка, петух, корова)
После просмотра дети называют животных – на доске вывешиваются картинки с их изображением)
— На какие две группы можно разделить животных? (дикие и домашние)
-Кто догадался, какая сегодня будет тема урока?
-Какие цели поставим перед собой?
2 человека работают у доски – разделяют картинки на диких и домашних животных
Остальные дети — Игра «Назови детеныша»
— я называю животное, а вы должны назвать его детеныша:
Корова телёнок
Свинья поросёнок
Лошадь жеребёнок
Олень оленёнокволк волчонок
Овца ягнёнок
Коза козлёнок
Собака щенок
Кошка котёнок
белка бельчонок
Курица цыплёнок
Индюшка индюшонок
утка утёнок
(проверка выполнения задания у доски)
3. Работа над новым материалом
Инсценировка рассказа
Послушайте рассказ Н. Сладкова «Угадай: кто я?».
«– Угадай: кто я? А ем я муравьев и жуков.
– Скорее всего, ты – жукоед-дятел!
– Вот и не угадал! А еще я ем гусениц и личинок.
– Гусениц и личинок едят дрозды. Наверное, ты – дрозд.
– Я не дрозд. Еще я, бывает, грызу сброшенные лосями рога.
– Тогда ты – грызун: мышь или полевка!
– Я сама ем мышей!
– Тогда ты, конечно, кошка!
– Иногда я ем ящериц. А изредка даже рыбу.
– Может, ты цапля или журавль?
– Не цапля и не журавль. Бывает, ловлю птенцов и таскаю яйца из птичьих гнезд.
– Похоже, что ты куница!
– Не говори мне про куницу, куница – мой старый враг! А еще я ем шишки и рябину, ягоды и грибы, орехи и семена, почки и листья.
– Скорее всего, ты – свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты – одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!
– Сдаешься! – Ветки качнулись, раздвинулись, и показалась…
— Ребята, вы догадались, кто появилась?
белка! ( показ чучела белки)
— Что нового вы узнали про белку?
– Где живет белка?
– Чем питается белка?
– Отгадайте загадку:
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)
На доске появляется изображение медведя.
– Расскажите, что вы знаете о медведе. (Медведь питается медом и малиной. Это животное ест также клубни растений, муравьев, червей, личинок, мышей, рыб.)
Я чабан, овец пасу.
С буквой «к» – живу в лесу. (Кабан.)
– Расскажите, что вы знаете о жизни кабана?
– А о ком говорится в этой загадке?
Зимой – белый,
Летом – серый (Заяц)
-Что общего у всех этих животных: у медведя, белки, зайца? (Это дикие животные, потому что они сами добывают себе пищу, находят или строят себе жилище, заботятся о своем потомстве.)
4.закрепление изученного материала.
Работа в парах — И г р а «Найди домик».
– Соедините стрелками название животного и название его жилища: (Приложение 1)
лиса
5. Физминутка
Игра-тренинг
Мы все сейчас превратимся в животных (произношу «волшебные слова»:
— Улыбнитесь, как хитрая лисичка,
— рассердитесь, как медведь, которого не пустили в теремок,
— испугайтесь, как заяц, который увидел волка.
6.Рассказ подготовленного ученика о появлении домашних животных. (презентация 2)
1.Давным-давно на Земле были только дикие животные, дикая природа и племена людей.
2. Чтобы прокормить себя, люди охотились на диких животных.
3. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки.
5. Таким же образом человек приручил корову, овцу, козу, свинью и даже зайца.
— Почему этих животных называют “домашними”?
Вывод: домашних животных содержат люди – кормят, ухаживают за ними, строят им жилища, заботятся о потомстве, оказывают медицинскую помощь.
6. Работа в группах
1 группа – работает по учебнику с. 14-15 – рассказ –Как семья Ивановых заботится о животных
2 группа – работает по учебнику с. 14 -15 – рассказывает, что случилось с кошкой
3 группа – нарисовать знак для обозначения домашних и диких животных
4 группа – описать дикое животное, а другие дети должны догадаться о ком идет речь
5 группа – описать домашнее животное, а другие дети должны догадаться о ком идет речь
6 группа — сделает вывод, чем отличается жизнь диких животных от домашних
7. Рефлексия настроения
«Солнышко и тучка»
сравнить свое настроение с тучкой или солнышком: если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.
Литература:
1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига 2012г. -112 с
2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М: Академкнига. 2012
Приложение 1
медведь
дупло
лиса
берлога
белка
нора
infourok.ru
План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме: «Дикие и домашние животные»
План-конспект открытого урока по окружающему миру
в 1 классе по теме: «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»Учитель начальных классов: Кондакова Вера Валентиновна
01.10.2015г.
Задачи:
познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных;
учить правилам гуманногообращения с животными;
закреплять и расширять знания о животных,
воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на земле
Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация «Дикие животные», «Домашние животные» с рисунками и изображениями диких и домашних животных; ребусы «Дикие животные», загадки, кроссворд «Домашние животные».
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Каких животных мы можем встретить на лесной полянке?
– Как называют животных, которые живут в лесу?
– Сегодня на уроке мы узнаем о жизни диких животных, уточним и проверим наши знания о домашних и диких животных.
II. Изучение нового материала.
1.Просмотр презентации «Дикие животные»
2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 14–15).
– Откройте разворот учебника «Дикие и домашние животные». Рассмотрите рисунки в прямоугольниках левой полосы разворота и назовите, какие животные здесь изображены. Назовите не только взрослых животных, но и их детенышей. (Медведь, медведица, медвежонок; белка, бельчонок; кабан, поросенок; заяц, зайчонок.)
3. Ч т е н и е и а н а л и з рассказа Н. Сладкова «Угадай: кто я?».
Учитель читает текст:
«– Угадай: кто я? А ем я муравьев и жуков.
Я подумал и сказал:
– Скорее всего, ты – жукоед-дятел!
– Вот и не угадал! – откликнулся голосок. – А еще я ем гусениц и личинок.
– Гусениц и личинок едят дрозды. Наверное, ты – дрозд.
– Я не дрозд. Еще я, бывает, грызу сброшенные лосями рога.
– Тогда ты – грызун: мышь или полевка!
– Я сама ем мышей!
– Тогда ты, конечно, кошка!
– Иногда я ем ящериц. А изредка даже рыбу.
– Может, ты цапля или журавль?
– Не цапля и не журавль. Бывает, ловлю птенцов и таскаю яйца из птичьих гнезд.
– Похоже, что ты куница!
– Не говори мне про куницу, куница – мой старый враг! А еще я ем шишки и рябину, ягоды и грибы, орехи и семена, почки и листья.
Я рассердился и крикнул:
– Скорее всего, ты – свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты – одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!
– Сдаешься! – Ветки качнулись, раздвинулись, и показалась… белка!
Запомни! Мухоловки ловят не только мух, осоеды едят не только ос. А белки грызут не одни орешки!»
4.Б е с е д а п о в о п р о с а м:
– Что нового вы узнали про белку?
– Где живет белка?
– Чем питается белка?
– Отгадайте загадку:
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь.)
На интерактивной доске появляется изображение медведя.
– Расскажите, что вы знаете о медведе. (Медведь питается медом и малиной. Это животное ест также клубни растений, муравьев, червей, личинок, мышей, рыб.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Идет медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг…
На двух ногах, на двух руках –
Мы тоже можем так!
Дети приседают на корточки, поднимают руки к голове, вытягивают руки в стороны.
– Отгадайте загадку:
Я чабан, овец пасу.
С буквой «к» – живу в лесу.
(Кабан.)
На доске появляется изображение кабана.
– Расскажите, что вы знаете о жизни кабана?
– А о ком говорится в этой загадке?
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
На доске появляется изображение лося.
– Лось – очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ветками ив, сочных осин и берез. Они щиплют траву, папоротники и другие растения, а также едят грибы. Лоси проводят много времени у водоемов. Они отличные пловцы. Чуть ли не в недельном возрасте мать приучает лосенка плавать.
Отгадайте загадку В. Жуковича:
Длинноухий, косоглазый,
Скачет без оглядки
От волка и от лисицы.
Кто нашел отгадку? (Заяц.)
На доске появляется изображение зайца.
– Расскажите, что вы знаете о жизни зайца.
– Объясните, почему говорят, что «заяц летом серый, а зимой белый»?
– А на самом-то деле заяц летом совсем не серый, а бурый. А серым он бывает лишь одну неделю весной.
Далее учитель читает отрывок про зайца из рассказа Н. Сладкова:
«Всего на одну недельку в году становится заяц серым, а все заметили и запомнили. А что остальные сорок семь недель он не серый, словно и не видали. Серенький, видите ли, почему-то всем приглянулся!
А что хорошего: линючий, всклокоченный, ни белый, ни бурый, ни то ни се, но вот приметили и прославили. И прослыл заяц серым, словно другим и не бывает».
– Что общего у всех этих животных: у медведя, белки, зайца? (Это дикие животные, потому что они сами добывают себе пищу, находят или строят себе жилище, заботятся о своем потомстве.)
Учитель рассказывает о зайце-русаке.
III. И г р а «Найди домик».
– Соедините стрелками название животного и название его жилища:
2. Р е б у с ы «Дикие животные».
– Прочитайте ребус и расскажите о жизни данного животного.
а)
(Белка.)
б)
(Кабан.)
в)
(Заяц.)
г)
(Лиса.)
IV. – Отгадайте загадки:
Не страшна ему вода,
Не намокнет никогда.
На одной ноге он спит,
Если тронешь – зашипит.
Очень я его боюсь.
Эта птица – важный … (гусь).
Солнце раньше всех встречает,
Курам корм он добывает,
Шпоры носит он умело,
Может в бой пойти он смело.
И не трудно поутру
Разбудить всех … (петуху).
Среди двора стоит копна:
Спереди вилы, сзади метла.
(Корова.)
Четыре ноги, пятый хвост,
Шестая – грива.
(Лошадь.)
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доится, а не корова,
Лыко дерет, а лаптей не плетет.
(Коза.)
Ноги тонки, бока звонки,
А хвост – закорючкой.
(Собака.)
– Сегодня мы с вами будем говорить ещё и о животных, которые живут рядом с нами: кошках, собаках и о других, которых люди держат рядом с собой.
V. Показ презентации «Домашние животные».
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 14–15).
– Рассмотрите разворот учебника, правую полосу. Какие животные здесь изображены и как называют их детенышей? (Корова – теленок, курица – цыпленок, свинья – поросенок.)
– Чем они отличаются от диких животных? Рассмотрите центральный рисунок. Расскажите, как семья Ивановых заботится о животных. (Эти животные живут рядом с человеком, он заботится об их пище, жилище, здоровье.)
– Как назвать одним словом этих животных? (Это домашние животные.)
– Каких еще домашних животных вы знаете?
Учитель открывает на доске картинки с изображением животных: мышь, собака, кошка, петух, утка.
– Какое животное здесь «лишнее»? Объясните почему. (Мышь – не домашнее животное, так как она не приносит пользы человеку.)
– Расскажите, какую пользу приносят домашние животные.
– Отгадайте загадки:
Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
(Корова.)
Кто не прядет, не ткет, а людей одевает?
(Баран, овца.)
У кого рога длиннее хвоста?
(Коза.)
Хвост крючком, нос пятачком.
(Свинья.)
– Как можно назвать всех этих животных? (Домашние животные.)
– Дикие животные живут в природе самостоятельно: добывают себе пищу, строят жилища, ухаживают за своим потомством. А откуда появились домашние животные?
2. Р а с с к а з у ч и т е л я «Как появились домашние животные».
– Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они стали уже не дикими, а домашними.
Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогали ему искать и добывать пишу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
– Чем домашние животные отличаются от диких? (Люди кормят их, строят им жилища, заботятся об их потомстве.)
– Чем они платят людям за их любовь, ласку, внимание?
Дети отвечают, на доске появляется таблица:
Мясо, жир,
молоко, кожа,
яйца, пух, перья,
шерсть, мед,
воск, лекарства,
охрана жилья,
транспортное
средство,
общение
Домашние
животные
Человек
– К домашним животным относятся не только разнообразные звери (корова, овца, коза, свинья, лошадь).
Отгадайте, о каких домашних животных говорится в загадках:
Явился в желтой шубке:
– Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок, утенок.)
С хвостом, а не зверь.
С перьями, а не птица.
(Рыба.)
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела.)
– Правильно, домашние животные – это еще и птицы (куры, гуси, утки), и рыбы (карп), и насекомые (пчелы, шелкопряд).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Гулял по улице щенок –
Не то Пушок, не то Дружок.
Гулял в метель и в солнцепек,
И под дождем гулял и мок.
И если даже шел снежок,
Гулял по улице щенок.
Гулял в жару, в мороз и в сырость.
Гулял, гулял, гулял и – вырос.
В. Левин
3. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 14).
– Обратите внимание на изображение кошки в учебнике. Какие признаки показывают, что кошка напугана? (Вздыбленная шерсть, выгнутая спина, поднятый хвост, выпущенные когти.)
– А какие любопытные признаки в поведении своих любимцев вы замечали?
4. Р а б о т а в п е ч а т н о й т е т р а д и (з а д а н и е 10).
– Придумайте свои знаки для обозначения домашних и диких животных.
– домашние животные;
– дикие животные.
– Отметьте этими знаками, какие животные домашние, а какие – дикие.
С п р а в к а. При выполнении этого задания возникает проблемная ситуация: дикие пчелы живут в дуплах деревьев в лесу, домашние – в ульях. Рисунок не позволяет ответить на этот вопрос однозначно, возможен и тот и другой ответ.
VI. закрепление изученного материала. Работа с интерактивной доской:
1. З а к о н ч и т е п р е д л о ж е н и я.
а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жилье, выводят потомство, называются … .
б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются … .
– Из перечисленных названий животных выберите сначала домашних, а потом диких:
попугай, белка, канарейка, черепаха, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка.
2. С о е д и н и т е с т р е л к а м и названия домашних животных и то, что от них получает человек:
корова
яйца
куры
молоко, сыр, масло
овцы
мёд
пчёлы
шерсть
3. С о е д и н и т е с т р е л к а м и название животного и название его жилища:
корова
берлога
медведь
хлев
куры
конюшня
лиса
курятник
лошадь
нора
– Человек постоянно заботится о домашних животных: кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши. Знаете ли вы, какие у кого детеныши?
4. И г р а «Отгадай детеныша».
Учитель называет взрослое животное, а дети – детенышей этого животного.
Н а п р и м е р: Свинья. (Поросята.) Корова. (Телята.) Утка. (Утята.) Гусь. (Гусята.) Лошадь. (Жеребята.) Овца. (Ягнята.) Кошка. (Котята.)
5. К р о с с в о р д «Домашние животные».
По горизонтали:
4. Животных, которых разводят люди, кормят, строят для них жилища, заботятся о потомстве, называют…
5. По горам, по долам ходит шуба да кафтан.
6. По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки.
8. С бородой, а не старик, с рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается. Доят, а не корова.
С пухом, а не птица. Лыко дерет, а лаптей не плетет.
9. Заплелись густые травы, закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый, а на голове – рога.
10. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце.
По вертикали:
1. У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдет – замурлычет, запоет.
2. Посреди двора стоит копна.
Спереди – вилы, сзади – метла.
3. Он в мундире ярком, шпоры для красы.
Днем он забияка, поутру – часы.
7. Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается.
8. Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.
О т в е т ы:
по горизонтали: 4. Домашние. 5. Овца. 6. Гусь. 8. Коза. 9. Баран. 10. Поросенок;
по вертикали: 1. Кошка. 2. Корова. 3. Петух. 7. Собака. 8. Курица.
VII. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Каких животных называют домашними?
– Каких животных называют дикими?
infourok.ru
I. Организационный момент. Цель: Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. | «ВАЙ-ФАЙ» (сигнал тишины) — Доброе утро всем присутствующим! — Сегодня у нас необычный урок, потому что у нас присутствуют гости. — Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу и нашим гостям. — Сегодня мы с Вами отправимся в путешествие в волшебное и загадочное царство, в котором царит добро. | Ответы уч-ся | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание получать новые знания; формировать доброжелательность; Проявление доброжелательности в отношении к другим людям, эмоциональную отзывчивость к событиям в стране Регулятивные: формировать навык внутренней потребности на успешную учебную деятельность. Коммуникативные: формирование умения слушать учителя. | II. Актуализация знаний. Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. | — Ребята скажите какое сейчас время года? — Назовите весенние месяцы. — Рассмотрите рисунок. Найдите и назовите признаки весны. (слайд) — Подумайте и ответьте, почему весной начинает таять снег? — Какой цветок появляется первым? (слайд) — Рассмотрите рисунки и скажите, чем можно заниматься весной? Объясните свой ответ. (слайд) — Подберите подходящую для весны одежду. (слайд) — Сегодня мы с Вами отправимся в путешествие в волшебное и загадочное царство. — А вот в какое царство мы отправимся, вы должны угадать!? Видеоролик «В мире животных». (слайд) — Кто догадался, в какое царство мы отправляемся в путешествие? — Каких еще животных вы знаете? | В царство животных. Ответы уч-ся Весна. Март, апрель, май. Подснежник. Дети рассматривают иллюстрации с изображением весны и называют приметы. Ответы детей. Ответы детей. | Личностные: проявлять интерес к изучению темы. Регулятивные: формировать умение прогнозировать Регулятивные: формировать умение находить лишние предметы, классифицировать их в группы животных Познавательные: совершенствовать умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе актуализации знаний. Коммуникативные: формировать умения, навыки доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи | III. Постановка учебной задачи. Цель: формулирование темы и целей урока | — Животных можно разделить на 2 большие группы, а вот на какие, мы узнаем, выполнив несколько заданий. Дети у доски загадывают загадки про диких животных и показывают картинки. — У этих животных разный образ жизни, но что-то их объединяет (общее), давайте подумаем, что? Дети у доски загадывают загадки про домашних животных и показывают картинки. — Что общего у этих животных? — Закончите предложения: Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются… Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются … — Кто догадался и назовет тему нашего сегодняшнего урока. — Что нам нужно узнать по этой теме? (или что хотите узнать по этой теме?) (слайд) — Сегодня нам предстоит узнать более подробно о диких и домашних животных, об их образе жизни, узнаем как и когда появились домашние животные, и какую пользу приносят животные. | Живут в лесу. Они живут с людьми, которые заботятся о них. Дикими животными. Домашними животными. Тема сегодняшнего урока: Домашние и дикие животные. | Регулятивные:формирование умения-целеполагание, прогнозирование (самостоятельно или с помощью учителя) | IV. Открытие нового знания. Цель: Формирование новых знаний. | — Первая станция на которую мы свами попадаем станция «Дикие и домашние животные». (слайд 10) — Хотите ли вы узнать о диких животных, которые живут в наших лесах? — Сейчас посмотрим фильм, а ваша задача запомнить животных, о которых пойдёт речь и их жизни в лесу. (слайд 11) — О каких животных говорилось? — Что нового узнали из жизни бурого медведя, белки, зайца, волка, кабана? — Каких домашних животных знаете? — А у вас есть домашние животные? Как вы за ними ухаживаете? — Ребята, а вы знаете, как появились домашние животные? — Как вы думаете какие животные появились первыми? — Вот сейчас мы с вами об этом и узнаем. Просмотр Видеофильма «Как появились первые домашние животные. (слайд) — Ребята скажите, какую пользу приносят домашние животные людям? — Корова считается кормилицей в семье, так как она даёт мясо и молоко. — Какие продукты изготавливают из молока? (сыр, творог, сметана, кефир, брынза). — Овца даёт мясо, шерсть, из которой вяжут очень тёплые вещи и шкуру для шуб и дублёнок. — Куры дают человеку мясо, яйца, перо. — Кролики дают пух, из которого вяжут тёплые кофты, носочки, одеяла. — Лошадь возит тяжелые вещи, дает молоко. — Собака охраняет дом человека. — Свинья дает человеку сало и щетинку. (слайды) — А сейчас давайте немного отдохнём Физминутка (слайд) Звучит музыка. — А сейчас ребята, мы попадаем с вами на опушку леса, где все животные спрятались, попытайтесь отыскать дикое или домашнее животное, т.е найти картинку с животным. — Назовите каких животных вы нашли. — Присаживаемся на свои места. | Ответы детей. Ответы детей. Уч-ся просматривают фильм. Ответы детей. Ответы детей. Уч-ся просматривают фильм. Ответы детей. Уч-ся собирают диких и домашних животных в классе. | Личностные: развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость Регулятивные: формировать навык работать по плану под руководством учителя, совершенствовать умение анализировать выполнение учебных действий (взаимооценка и самооценка) Познавательные: формировать умение анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, умение работать с текстом (читать) Коммуникативные:формировать навык сотрудничества в группе; умение поддерживать коммуникацию со сверстниками | V. Первичное осмысление и закрепление. Цель: повторение и закрепление нового знания. | — Мы продолжаем путешествие в царстве животных и попадаем на станцию «Эти разные животные». (слайд 15) Задание: «Кто где живёт?» (используется структура продуктивных технологий «КОНЕРС») — Ребята, у каждого из вас есть карточка с животным. Вам нужно определить место обитания, т.е. кто, где живет? -Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. — Сейчас я попрошу Вас занять свое место, кто назовет детёныша взрослого животного. У коровы – телёнок. У медведицы – медвежонок. У кошки – котенок. У волка – волчонок. У курицы – цыплёнок. Задание на карточках: Витя и Олег подчеркивают зелеными карандашом диких животных, а Максим и Руслан подчеркивают красным карандашом домашних животных. — Назовите диких животных, которых отметили зеленым карандашом. — Назовите домашних животных, которых отметили красным карандашом. Рефлексия: — Если предложенное задание вы выполнили правильно, без ошибок то покажите зеленый кружок, если вы допустили ошибку, то красный. Задание: «Четвертый лишний». (слайд 17,18,19,20) — На экране изображено 4 животных, Вам необходимо найти лишнее. (слайд) Игра: Я буду произносить фразу, если вы согласны с ней, подпрыгните, если – не согласны – присядьте на корточки. — — Слушайте внимательно -Корова мурлычет. Лошадь ржет. Собака кукарекает. У лошади — грива. У свиньи перья. У коровы – рога. У свиньи — нос пятачком. Рефлексия: — Если предложенное задание вы выполнили правильно, без ошибок то покажите зеленый кружок, если вы допустили ошибку, то красный. | Уч-ся работают с предметными картинками, распределяют на группы: домашние — дом, дикие-лес. Уч-ся называют детенышей и занимают свои места. Ответы детей. Уч-ся оценивают свою деятельность. Ответы детей. Уч-ся оценивают свою деятельность. | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (воспроизведению в памяти). Регулятивные: формировать умение выполнять задания по плану выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; сравнивать и классифицировать на наглядном материале; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. | VI. Итоги урока. Рефлексия. Цель: анализ работы на уроке, формирование и развитие самооценки, умению анализировать свои достижения. | — Ребята, наше путешествие подходит к концу. — В каком царстве мы с вами сегодня побывали? — О каких животных мы говорили? — Чем отличаются домашние животные от диких? — Что нового узнали? — Сегодня мы с вами узнали более подробно о диких и домашних животных, об их образе жизни, узнали, когда появились домашние животные, и какую пользу приносят животные. Рефлексия — И наша последняя станция «Успеха». — У каждого из вас есть карточки с животными. — Возьмите любого понравившегося вам животного и поместите его на ступень лестницы: — на первую ступень -если вам на уроке было трудно выполнять задания; — на вторую ступень лестницы- если вы на уроке немного затруднялись. -на третью- если на уроке вы выполнили все задания без трудностей! Домашнее задание: Соединить контур животного и раскрасить. — Спасибо за работу, наш урок окончен! | В царстве животных. Домашние и дикие животные. Уч-ся оценивают свою деятельность на уроке. | Личностные: развивать качества доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости Коммуникативные:совершенствовать навык сотрудничества со взрослыми Регулятивные: Совершенствовать умение определять степень успешности работы на уроке |
multiurok.ru
Урок окружающего мира «Дикие и домашние животные» 1 класс
Конспект урока по окружающему миру
1 класс программа «Перспективная начальная школа»
Учитель: Чеснокова В.А.
Тема: «Дикие и домашние животные».
Тип урока: изучение нового.
Цель урока: сформировать первоначальные знания о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
• находить связи в природе, между природой и человеком.
• сравнивать объекты природы, делить их на группы.
• соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных.
• выделять характерные особенности домашних животных.
Метапредметные:
Регулятивные:
• контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
• принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Познавательные:
• работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
• выполнять действия по образцу.
• задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
• развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
• строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные:
• развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре.
• развивать умение принимать коллективное решение.
Личностные:
• осознание необходимости учения.
• работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
• учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
• работать над осознанием ответственности за общее дело.
• учиться выражать свое мнение.
Оборудование:
1. Компьютер.
2. Мультимедиа.
3. Набор карточек « Дикие и домашние животные».
4. Индивидуальные карточки с животными.
5)Полоски для теста.
Формы и методы:
1. Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
2. Наглядный метод
3. Проблемно – поисковый метод.
4. Применение ИКТ (презентация)
План урока:
1.Организационный момент-2мин.
2.Актуализация знаний-4мин.
3.Изучение нового материала-16мин.
4.Первичная проверка понимания обучающимися изученного материала —10мин.
5.Подведение итогов занятия-3мин.
6.Рефлексия деятельности.(за счет проведенных физкультминуток)
Этапы урока :
Цели этапа. Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Планируемые результаты .
1. Организационный момент. (2мин)
Цель:
Организовать направленное внимание на начало урока. Проверка готовности рабочих мест.
Создание положительного настроя учащихся на урок.
У.Добрый день и добрый час,
Мы начнём урок сейчас.
Тихо дети сели,
Тишине открыли двери,
На уроке пусть сидит,
Будет шумно – улетит!
Ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь она нам пригодится!
Приветствие учителя. Личностные: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Метапредметные:
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний. (4мин)
Цель:
Актуализировать имеющие знания о животных.
Мотивировать обучающихся к изучаемой теме
Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний.
Учитель предлагает детям посмотреть на слайды и назвать животных.
Слайды(1,2):волк,заяц,коза,лошадь)
У.Посмотрите на слайды , назовите животных.
У.Что вы знаете об этих животных?
1у.Волк живет в лесу,он хищник.
2у.Заяц тоже живет в лесу,летом шубка у него серая,зимой-белая.
3у.Коза есть у моей бабушки в деревне.Она дает вкусное молоко.
4у.Лошадь перевозит грузы,участвует в скачках.
У.Молодцы,ребята,вы хорошо знаете животных.Очень много о них знаете.
Личностные: Проявление познавательной активности
Метапредметные:
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Предметные:
Повторение пройденного
материала. Сравнивать объекты природы, делить их на группы.
3. Изучение нового материала .(16мин)
Цель:
Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.
Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения отгадывать загадки, развитие умения объяснять смысл названий, используя этимологию.
У.Проблемный вопрос:
Подумайте, на какие группы можно разделить всех животных.
1у.Животных можно разделить на две группы:дикие и домашние животные.
Слайд(3):Дикие и домашние животные.
—. Прочитайте тему урока Предположите, о ком мы будем говорить на уроке ?
1у.Мы будем говорить о разных животных.
У.Где живут дикие животные?
1у.Дикие животные живут в лесу.
Слайд(4):Лес.
У.Где живут домашние животные?
2у.Домашние животные живут рядом с человеком.,в сарае,в квартире.
Слайд(5,6)
У.Какая группа животных нам больше знакома?
3у.Это домашние животные.
У.Тельнова Карина нам приготовила сообщение о животном.
(Карине дано было задание-подготовить сообщение по плану.Девочка умеет читать.)
План:1.Какое домашнее животное есть у бабушки?
2.Кличка домашнего животного.
3.Где оно живет?
4.Что дает животное человеку?
К.У моей бабушки есть корова.Кличка коровы –Зорька.Она вся рыжая.Бабушка доит корову,а я пью вкусное молоко.
У.Карина,мне и детям приятно было тебя слушать,
У.Кто знает загадку про корову?
4у. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
У.А знаете,дети,что предком коровы был дикий тур.
Слайд(7):дикий тур.
У.Много,много лет назад люди стали приводить маленьких турят и держать в загонах.Со взрослями им было не справиться.Видите какие рога у тура .От них и пошли первые домашние коровы.,которые дают вкусное молоко.Из молока люди получают молочные продукты.Вот какая коровка кормилица!
Чтобы вы были здоровы-вы каждый день в школе получаете пакет молока.
У.Отгадайте загадку:Спереди пятачок,сзади крючок,посредине-спинка,а на ней щетинка.
5у.Это свинья.
У.Зачем человеку нужно выращивать свиней?
6у.Чтобы получить от них мясо,сало.
У.После обработки шкуры шьют теплые кожаные сапоги.
У.Каких домашних животных мы не называли?Называете животное и показываете пантомиму.
3у.Не говорили о лошадке.Она перевозит грузы.(пантомима)
2у.А у моей бабушки есть овца.Из её шерсти бабушка связала мне теплые носки.
4у.Не говорили о курочках.Я люблю яички всмятку.
5у.Не называли гусей и уток.
6у.А у меня в квартире живет собака и кошка.
7у.В детском саду есть большой аквариум,там плавают рыбки.
У.Молодцы,дети,для современного человека животные имеют большое значение.Люди получают огромное удовольствие от общения с ними-это с кошками,собаками.В годы войны собаки спасали раненых,с пограничниками они охраняют границы нашей Родины.
Слайд : Перечисленные названия домашних животных.
У.Прочитайте.Почему этих животных называют домашними животными?
9у.За ними ухаживает человек.кормит,лечит.
Слайд(8).
-Назовите домашних животных.
Физкультминутка.
Мы работали,устали.Мы давно не отдыхали.
Ручками похлопали 1,2,3.Ножками потопали1,2,3.
Сели,встали,сели,встали.Дружно руки вверх подняли.
Потянулись,повернулись.Глубоко вздохнули,вот и отдохнули.
У.Про него говорят,что он толстый,неуклюжий,но на самом деле он быстрый,ловкий,сильный.Всю зиму спит в берлоге.
7у.Да,это же медведь.Он любит мед,рыбу и ягоды.Я узнал об этом из передачи по телевизору.
У.А этого зверька знаете?
На ветке не птичка,зверек-невеличка.Мех теплый,как грелка.Кто это?
8у.Это белочка.
9у.Я летом ездила в Санкт-Петербург,в парке видела белочек.Они такие милые.Я выучила про белочку стишок.
Не привык трудиться зайка.
Барсуку работать лень.
Только белочка-хозяйка
За работой целый день.
По орешнику шныряет
Ловкая,провоная,
И орешки собирает
Крупные,отборные.
Сядет,хвостик распушит,
Быстро шишку шелушит.
Спрыгнет вниз,сорвет грибок-
Заготавливает впрок.
Наработалась,устала,
День закончив трудовой,
Но зато добра немало
У хозяйки в кладовой.
Как наступят холода-
Есть и домик и еда.
У.Дети, я думаю мы скажем спасибо Ирочке за стихотворение.
Внимательно слушали,чем питаются белочки?
6у.Белочки питаются орехами,грибами,ягодами.
У.Максим приготовил загадку о другом зверьке.
М.Мчится без оглядки ,лишь сверкают пятки.
Мчится,что есть духу,хвост короче уха.Кто же это?
Все:Зайка(хором)
М.В садике на новогоднем празднике я был зайчиком.Я знаю,что зимой у зайчика белая шубка,чтобы легче прятаться от лисы,а летом шубка-серая.
4у.А я в садике бала лисичкой.Я знаю ,что лиса хитрая,шуба у неё модная.и пушистая,любит охотиться за зайчиками и мышками.
Слайд:Перечисленные названия диких животных.
У.Прочитайте.Почему этих животных мы называем дикими?
4у.Они сами добывают пищу,находят или строят жилища.
У.Детишки,вы замечательно работаете на уроке.Сделаем вывод:Животные делятся на две группы.Назовите группы. Назовите диких животных. Слайд;Дикие животные. Назовите домашних животных.Слайд:Домашние животные.
Личностные: Проявление самостоятельности в разных видах деятельности, проявление интереса к поставленной проблеме, учиться выражать свое мнение.
Метапредметные:
Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя.
Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.
Фиксирование предполагаемого индивидуального затруднения (отсутствие необходимой информации о животных)
Работа с разными видами информации.
Осознание ответственности за общее дело. Умение работать в группе.
Предметные:
Соотносить группы животных и их существенные признаки
Различать диких и домашних животных.
Выделять характерные особенности домашних и диких животных.
Физкультминутка.
Семеро,семеро,семеро козлят
Весело,весело ,весело шумят.
Весело Всезнайке,Весело Бодайке,
Весело Топтушке,весело Болтушке,
Весело Мазилке,весело Дразнилке.
Ну давайте ж,братцы,прыгать и бодаться,
Прагать и бодаться.
Динамическая пауза (этап физической разрядки)
Цель:
Смена вида деятельности создает условия для снятия переутомления у детей.
Активная физминутка с животными).
-. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
4. Первичная проверка понимания обучающимися изученного материала (10мин)
Цель:
Сформировать у детей представление о диких и домашних животных с помощью тренировочных упражнений. 1. Работа парами. На столах лежат конверты,в которых картинки с рисунками животных.
У.Посмотрите внимательно на доску.Левая табличка указывает на группу диких животных,правая табличка на группу домашних животных.Слева положите картинки диких животных,справа-домашних.
У.Проверяем,Назовите диких животных.
3у.Лось,бобр, ёжик,белка,заяц.
У.Проверяем группу домашних животных.
4у.Свинья,петух,овца,корова,индюк.
У.Молодцы,с этим заданием все справились.
2. У.Приготовьте красный и синий карандаши.
(На столах у каждого ученика лежат полоски бумаги)
У.Проведем тест.Если я называю детеныша дикого животного-вы рисуете синий кружок,если домашнего животного-красный кружок.
Внимание:волчонок,теленок,медвежонок,бельчонок,цыпленок,котенок.
Проверяем.Дети 3-его ряда по цепочке называют цвет кружка.
Синий,красный,синий,синий,красный,красный.
У.Молодцы,дети.только у двоих учеников по одной ошибке.
Личностные:
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.
Проявляют познавательную самостоятельность и активность
Умение адаптироваться к сложным учебным ситуациям
Метапредметные:
Высказывание своего мнения.
Аргументация своего мнения.
Выполнение действий по заданному алгоритму.
Контроль деятельности по ходу выполнения задания.
Предметные:
Соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных.
.
5. Подведение итогов занятия.(3мин)
Цель: установить степень усвоения темы; подвести итог проделанной работы на уроке. Какие выводы вы можете сделать?
-Сегодня на уроке мы говорили животных.
— На какие 2 группы можно ещё разделить всех животных?
-Чем домашние животные отличаются от диких?
-Приведите примеры диких и домашних животных.
Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизится к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: «Мир — прекрасен!»
Как люди могут помочь диким животным?
Игра «Верно. Неверно»Верно хлопаем в ладоши,неверно-не хлопаем.
Разорять гнезда птиц и жилища животных и прикасаться к ним!
Ловить и уничтожать бабочек,стрекоз.
Ловить и уносить домой здоровых птенцов ,птиц и детенышей животных.
Зимой делай кормушки для птиц и животных!
-Послушайте стихотворение и подумайте, как мы должны относиться ко всему живому на Земле?
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Личностные:
Проявление познавательной инициативы.
Метапредметные:
Осознанно использовать речевые средства для представления полученных знаний.
Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Развитие умения делать выводы.
Предметные:
Закрепление знаний о группах животных и их существенных признаках.
Умение оценивать достигнутые результаты.
6. Рефлексия деятельности.
Цель: научить обучающихся:
— оценивать результат своей деятельности;
— оценивать результат учебной деятельности;
сформировать личную ответственность за результаты деятельности. — Оцените свои достижения на уроке. Прикрепи свой листочек на дерево.
Организация рефлексии:
Зелёный листочек – урок удался, чувствовал себя хорошо, интересные задания, все понял.
Жёлтый – всё было обычно, задания простые, не все понял.
Красный – скучный урок, ничего полезного и интересного .
У.Дерево получилось замечательное:3 желтых листочка,а остальные-зеленые.
У.Спасибо,дети,за урок.
Личностные:
— Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой деятельности.
Регулятивные:
— умения осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.
Предметные:
— умения систематизировать знания по теме.
infourok.ru
План-конспект занятия (1 класс) на тему: Тема: «Дикие и домашние животные» (1 класс)
Тема: «Дикие и домашние животные» (1 класс)
(Разработка по внеурочной деятельности)
Цель: расширить представления детей о диких и домашних животных.
Задачи: сформировать понятия «Дикие животные» и «Домашние животные»; выявить особенности жизни диких и домашних животных; узнать, как появились домашние животные, раскрыть значение их для человека; воспитывать любовь и бережное отношение к животным; развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать память, мышление, речь.
Ход занятия:
- Организационный момент.
— Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о животных. А о каких, вы узнаете, разгадав кроссворд.
- Кроссворд (Приложение 1)
- Сообщение темы занятия
— Молодцы, ребята, справились вы с этим заданием. Теперь вы знаете о каких животных мы с вами поговорим: о диких и домашних.
-Приведите примеры диких животных.
— Скажите, каких животных мы называем дикими? (Дикие животные живут в лесу, сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, устраивают себе жильё, выводят и заботятся о потомстве).
— Живут в лесах, водоемах. Сами заботятся о потомстве. Сами добывают еду. Сами строят жильё.
— Приведите примеры домашних животных.
— Каких животных мы называем домашними? (Домашние животные живут рядом с человеком: он их кормит, ухаживает за ними, строит им жилище).
— Живут с человеком. Человек строит жилье. Кормит его. Ухаживает за ним. Заботится о потомстве. Выводит новые породы.
— К миру домашних животных относятся не только звери, но и птицы и рыбы.
- Появление домашних животных
— А как же появились домашние животные? Послушайте об этом небольшой рассказ.
Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. И теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
— Что вы узнали из этого текста? (Все домашние животные произошли от диких животных).
— Вы уже знаете, что все домашние животные произошли от диких. А сможете ли вы назвать, от каких диких животных произошли: свинья, собака, кошка, утка, гусь, кролик.
Свинья — Кабан
Собака — Волк
Кошка — Рысь
Утка — Утка
Гусь — Гусь
Кролик – Заяц
— Все домашние животные произошли от диких. Сначала все они были дикими, но человек их приручил и сделал домашними. И сейчас человек постоянно стремится к новому, лучшему. Он выводит новые породы. Вот, например, есть куры, которые несут много яиц. Есть куры, у которых много мяса. Декоративные куры- это такие маленькие, красивые куры. Они не несут яиц. Есть куры, предназначенные для специальных петушиных боев. А есть куры, у которых очень длинный хвост, что его приходится класть на тележку и возить за петухом.
- Физминутка «Лес или дом».
Учитель называет животных, а учащиеся, если считают названное животное диким, то ставят локти на парту прямо – это лес, а если домашнее животное, то руками образуют крышу – это дом.
Корова, олень, тигр, овца, осёл, лось, волк, заяц, курица, гусь, лиса, баран, кошка, медведь.
- Игра «Назови детёныша»
Свинья (поросята), корова (телята), лошадь (жеребята), овца (ягнята), кошка (котята), курица (цыплята), собака (щенята).
— Это дикие или домашние животные? Докажите.
— Продолжаем игру
Волк (волчата), тигр (тигрята), ёж (ежата), лиса (лисята), медведь (медвежата), заяц (зайчата), белка (бельчата).
— Это дикие или домашние животные? Докажите.
- Польза человека от домашних животных.
— А знаете ли вы, что дает каждое из домашних животных человеку? Приведите примеры.
(Корова дает молоко. Из молока делают сыр, масло. Овца дает шерсть. Из шерсти вяжут носки, свитера. Куры сносят яйца. Пчелы дают мед.)
— Да, домашние животные приносят человеку большую пользу: они кормят человека, помогают жить.
— Но человек поселил возле себя животных не только потому, что они приносят практическую пользу, а ещё и радость. Это наши меньшие братья. Не зря ведь порой новорождённых поросят, коз и т.д. человек заносит домой и ухаживает за ними, как за маленькими детьми.
— Животные улучшают человеку настроение, помогают справиться с жизненными трудностями. Так люди заметили, что если кошка полежит на больной ноге, руке или спине, то боль проходит. Наблюдая за рыбами-меченосцами, проходит головная боль.
— И человек устраивает выставки домашних животных, награждает самых красивых и преданных.
- Физминутка.
Немного отдохнём. Встаньте из за парт. Вытянемся как жираф, посмотрим по сторонам как сова, наклонимся как страус, помашем руками как птицы. Отлично.
- Игра «Найди лишнее животное»
Кошка – собака – мышь – корова.
Белый медведь – крокодил – курица – заяц.
Коза – петух – черепаха – кролик.
Волк – лиса – попугай – петух.
- Отгадайте загадки. Определите к какой группе относится животное – дикое или домашнее.
Явился в жёлтой шубке-
Прощайте две скорлупки. (цыпленок).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
Зовут её …(лиса).
Стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (корова).
Хвост крючком , нос пятачком. (свинья).
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасётся весь день,
Кто это? …(олень).
Хвост пушист, а глазки зорки.
Прыгает по веткам елки.
На земле сорвет грибок
И в дупло с грибочком – скок! (белка)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
В капусту он забрался осеннею порой:
Рогатый и лохматый и с длинной бородой (козел)
Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге? (медведь)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
Надели коняшки
морские тельняшки. (Зебра)
Лежит — молчит,
Подойдешь — заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
- Итог.
— А запомнили ли вы, чем отличаются дикие животные от домашних? Проверим.
Если признак относится к домашним животным, то вы – хлопаете один раз в ладоши.
Если признак относится к диким животным, то вы – топаете ногами один раз.
Живут в лесах, водоемах.
Живут с человеком.
Человек строит им жильё.
Сами заботятся о себе.
Сами добывают пищу.
Сами заботятся о потомстве.
Человек выводит новые породы.
Человек ухаживает за ними.
Сами строят себе жильё.
Человек кормит их.
Человек заботится о потомстве
Приложение 1
Кроссворд.
(Дети разгадывают кроссворд)
Вопросы кроссворда:
1. Не мой бы труд, | 7. Длинное ухо, комочек пуха. |
2. Сер, да не волк, | 8. По лужку он важно бродит, |
3. От рассвета до заката | 9. Летом бродит без дороги |
4. С хозяином дружит, | 10. Рыжая птичница |
5. Даже по железной крыше | 11. На овчарню он похож. |
6. Заплелись густые травы, | 12. Вот иголки и булавки |
13. Кто по ёлкам ловко скачет |
|
nsportal.ru
Конспект урока для 1 класса «Дикие и домашние животные»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Зырянская средняя общеобразовательная школа»
Зырянского района
Урок – проект
по окружающему миру
«Дикие и домашние животные»
1 класс
составила: Лебедевич Алла Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Зырянская СОШ»
Тема: дикие и домашние животные
Тип урока: урок-проект.
Цель: расширение и обобщение знаний учащихся о домашних животных.
Задачи:
уточнить представления учащихся о домашних животных, об особенностях жизни, о пользе, которую они приносят человеку;
развивать наблюдательность, внимание;
воспитывать бережное отношение к животным.
Предмет и объект исследования: домашние животные.
Проектная деятельность: создание коллажей «Домашние животные».
Актуальность: воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни ребёнка. Мир животных чрезвычайно привлекателен и животные в доме — важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам учёного «Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу». Вовлекая ребёнка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нём чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. Мы, взрослые, должны научить ребёнка правильному общению с животными. Мягкости и неназойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние. Эти бесценные нравственные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности ребёнка.
Тип проекта: творческий, краткосрочный.
Планируемые результаты:
Предметные:
научатся:
называть внешние отличительные признаки животных;
приводить примеры домашних и диких животных;
раскрывать особенности жизни животных;
рассказывать какую пользу приносят домашние животные человеку.
Метапредметные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
учитывать мнения одноклассников в совместной работе.
Личностные:
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация к уроку, видеофильмы «Наши любимцы» и «Голоса домашних животных», рисунки и поделки домашних животных, смайлики разных цветов для деления на группы, конверты с пазлами с изображением животных и набором картинок, клей, ватман для работы в группах.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный
подбор материала и картинок по теме «Домашние животные»;
наблюдение за животными, которые живут дома;
рисование рисунков и лепка из пластилина животных;
подбор фотографий животных, которые живут дома;
создание фильма «Наши любимцы».
2. Этап создания проекта
проведение урока по теме;
индивидуальные творческие задания;
самостоятельная работа в группах.
3. Защита проекта
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Прозвенел звонок весёлый,
Всех зовёт нас на урок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
(дети садятся)
— Дорогие ребята, улыбнитесь друг другу и мне. Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока. Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. А большой ли багаж знаний вы унесёте с урока, это зависит от вас.
II. Актуализация знаний
— Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о животных, а о каких, вы узнаете, если разгадаете загадки.
(отгадывают загадки, если правильно,
то появляется картинка с изображением животного)
Слайд 1.
Есть бородка, шерсть и ножки,
Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою —
Молоко тебе даю.
Я такая егоза!
И бодаюсь, я…
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её – …
Толстовата, неуклюжа,
Любит грязь и любит лужи,
Любит спать и любит хрюкать,
Пятачком в грязи похлюпать?
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.
Он зайчишкам младший брат,
И ему ребёнок рад.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Подкованы ноги,
Бежит по дороге:
Грива дугою,
А хвост метлою.
В нашем доме кто живет?
Молоко из миски пьет.
По ночам мышей гоняет.
Днем на лавке отдыхает.
Больше никаких забот.
Ну, конечно, это…
Ходят модницы за речкой —
кудри белые колечком.
А зимой из их кудряшек
бабушка носочки вяжет.
— Кто в этой группе животных лишний? Почему?
(ответы детей) (белка исчезает со слайда)
— Вспомните, пожалуйста, каких животных мы называем дикими?
(ответы детей)
— Животные, которые живут в природе самостоятельно: сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе находят или строят жилище, выводят и заботятся о своём потомстве.
— Приведите примеры диких животных.
(ответы детей)
III. Постановка учебной цели
— Молодцы, ребята, справились вы с этим заданием. Теперь вы знаете, о каких животных мы сегодня поговорим?
(о домашних)
— Мы с вами будем говорить о животных, которые живут рядом с нами.
— Каких животных мы называем домашними?
(ответы детей)
— Животные, которых люди разводят и используют в своём хозяйстве, называются домашними. Домашние животные отличаются от диких по многим признакам. Прежде всего, они живут не в лесах и степях, а в коровниках, хлевах и конюшнях и даже в домах, рядом с человеком. Он кормит животных и ухаживает за ними, строит им жилища, заботится о потомстве, лечит.
IV. Открытие нового знания
— Ребята, всегда ли на Земле существовали домашние животные?
Слайд 2.
— Давным-давно, когда ещё на Земле не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили вокруг его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними, так появились собаки, которые стали защищать человека от его врагов, помогали ему искать и добывать пищу. Дикие животные не сразу превращались в домашних, порою на это уходило несколько сотен лет. Хорошо зная повадки диких животных, первобытные люди сумели приручить их. Так появились первые домашние животные.
Слайд 3. Но человек одомашнил не только зверей. В его хозяйстве появились птицы: утки, гуси, куры, фазаны, индейки. Есть даже домашние насекомые. Животные привыкли к человеку и к условиям жизни, которые создаёт человек для них. Да и человек не может обойтись без своих домашних друзей и помощников. Домашние животные часто становятся домашними любимцами.
— Как вы думаете, ребята, кому из животных живётся труднее: диким или домашним?
(ответы детей)
— О домашних заботится человек, а диким приходиться всё делать самим.
— А если домашние животные попадут в лес, смогут они жить в лесу?
(ответы детей)
— Они не умеют заботиться о себе, не приспособлены жить по-другому, потому что их приручил человек, поэтому мы в ответе за тех, кого приручили. Мы с вами должны заботиться, любить и оберегать наших питомцев.
— А для чего человек разводит домашних животных? Чем платят животные людям за их любовь, ласку, внимание?
Слайд 4.
(ответы детей)
— Со слайда перечисляем то, что ещё не назвали.
V. Физминутка
презентация «Танцуют животные»
Деление на группы
после физминутки дети подходят к столу, выбирают смайлики разных цветов,
я – раскладываю конверты по группам, соответствующих смайликам цветов
ребята рассаживаются по местам,
где лежит конверт такого же цвета как у них смайлик
VI. Этап создания проекта
Каждая группа получила конверт с пазлами с изображением животного и набором картинок.
Задание для групп:
необходимо собрать пазл с изображением животного, наклеить его на лист ватмана, из набора картинок выбрать и наклеить подходящие для этого животного картинки и подготовить рассказ об этом животном по плану:
Слайд 5.
VII. Этап защиты проекта
дети представляют свои проекты
после выступления каждой группы включаю голос животного,
о котором рассказывали ребята
— Ребята, а вы любите читать, слушать и смотреть сказки о животных?
(ответы детей)
— Значит, вы с лёгкостью выполните следующие задание.
Слайд 6.
— Героями, каких сказок являются домашние животные, которых вы видите на слайде?
(ответы детей)
VIII. Домашнее задание:
тетрадь стр. 13 – из приложения вырезать и наклеить картинки в тетрадь с изображениями домашних животных, о которых ты заботишься. А чтобы вам было легче выполнить это задание, посмотрите фильм.
просмотр фильма «Наши любимцы»
(в фильме использованы фотографии животных, которые принесли дети)
IX. Рефлексия
— Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: «Мир — прекрасен!»
— А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока; теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке.
— Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен.
doc4web.ru
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
1.Организационный момент | — Доброе утро! Я рада всех видеть. Давайте поприветствуем друг друга. Замечательно. Присаживайтесь. | Улыбаются друг другу и учителю. Проверяют наличие всего необходимого к уроку. | Происходит мотивация к учебной деятельности, формируются личностные УУД |
2. Актуализация знаний учащихся | — Урок окружающего мира. -Что вы понимаете под окружающем миром? — Хотите больше узнать о мире природе? | -Это то, что нас окружает. Ответы детей | Познавательные. Происходит обобщение. Коммуникативные. Высказывания детей. Личностные. Мотивация к изучению нового материала |
3.Целеполагание. | -Посмотрите на экран. Кого мы видим? -Какие животные изображены?? -Это и есть наша тема урока «Дикие и домашние» животные. — Посмотрите на план нашего урока и давайте постараемся вместе выстроить последовательность действий. | -Животных — Домашних и диких. План 1. Мои знания о животных. 2. Общие признаки домашних и диких животных. 3. Различия диких и домашних животных. 4.Рассказ о животном по плану. 5. Как я поработал на уроке. | Познавательные. Извлечение информации. Регулятивные. Составлять план решение учебной задачи проблемы совместно с учителем. |
4.Открытие новых знаний | -Что мы знаем о животных? -Назовите животных, которые нам известны. -Мы ответили на первый пункт нашего плана. Молодцы. -Продолжаем дальше. Давайте ответим на вопрос, что общего у всех животных? — Кроме общих признаков у животных есть и различия. -Откройте учебник на странице 14-15. -Почему животные разделены на две группы? Работа в группе. Дети выбирают рисунок дикого животного. Составляют рассказ по плану. План 1. Какой окрас у животного? 2.Чем питается животное? 3.Где обитает животное? 4. Как заботятся о потомстве? -По каким критериям будем оценивать рассказ? | Ответы детей. -Животный мир разнообразен и богат. -Медведь, белка, корова, коза, собака. -Все животные рождаются, растут, спят, передвигаются, дышат, питаются. -Слева-дикие, а справа — домашние животные. Обсуждение критериев. а) соблюдение плана; б) правильная, грамотная речь; в) полнота содержания. Рассказы детей. | Регулятивные. Умение удержать цель урока. Познавательные. Извлекать информацию, представленную в разных формах. Сравнение. Коммуникативные. Высказывания детей. |
-Ребята, посмотрите, а как семья Ивановых заботиться о корове, лошади, свинье, курах, утках, и гусях? Работа в парах. Дети вы должны договориться, о каком домашнем животном каждый расскажет. -Назовите главные различия домашних и диких животных. -Сравните свои выводы с выводами в учебнике. | Работа в парах. Рассказывают о животном по плану, оценивают друг друга по критериям. Ответы детей. -О домашних животных заботится человек (пища, жилище, забота о потомстве)
-Дикие животные о себе заботятся сами (добывают пищу, строят жилище, заботятся о потомстве) Дети читают выводы в учебнике на стр. 14-15 | Коммуникативные. Формирование умений работать в паре и всем классом, с учителем. Регулятивные. Оценка. Познавательные. Самостоятельно делают вывод. Регулятивные. Самоконтроль | |
5.Физкультминутка | Встали дети. Отдохнем. Вышли уточки на луг Пролетел веселый жук, ж-ж-ж Гуси шеи выгибают га — га — га Клювом перья расправляют Ветер ветки раскачал Шарик тоже зарычал р — р – р Зашептал в воде камыш ш-ш-ш И опять настала тишь. | Дети выполняют физкультминутку. Шагают, машут руками Наклоны головы Качаем поднятыми вверх. Подняли руки вверх, потянулись руками Пальцы к губам. | |
6.Применение полученных знаний. | -Выполните задание №10 в тетради на печатной основе стр.12 -Какие знаки различия животных вы можете предложить? Проверка самостоятельной работы. | Высказывания детей. Итог: «домик»- домашние животные; «елочка»- дикие животные Работа в тетради. | Познавательные. Умение моделировать. Классификация. Регулятивные. Формируем умение выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Самоконтроль. |
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Подведем итог нашего урока. Достигли мы поставленной цели? Ответили мы на вопросы нашего плана? Решение, каких вопросов вызвали затруднения? Выберете смайлик, который соответствует вашему настроению. Желтый. Узнали много интересного, отлично поработали. Синий. Не все получилось. Вы замечательно потрудились. Спасибо! Урок окончен. | Ответы детей. Ответы детей Дети показывают смайлики. | Личностные. Эмоциональность. Умение осознавать и определять свои эмоции. Регулятивные. Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
nsportal.ru