Астрономия 11 класс учебник чаругин 2019 – Астрономия 10-11 классы Чаругин
Астрономия 10-11 классы Чаругин
Аннотация
Вы приступаете к изучению одной из древнейших наук – астрономии. Астрономия изучалась в академии Платона в IV в. до н. э. В античные времена её приравняли к одному из видов искусств, и богиня Урания покровительствовала ей. В Средние века астрономию включили в число предметов факультета свободных искусств всех университетов. В эпоху Просвещения энциклопедисты XVIII в. включили астрономию в число обязательных наук, которые должны изучать молодые люди – будущие члены общества.
Пример из учебника
В настоящее время развитие цивилизации определяется астрономическими исследованиями, так как они позволяют нам прикоснуться к тайнам Вселенной. А «ощущение тайны :– самое прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки … » (А. Эйнштейн).
Вы сможете почувствовать, как современная астрономия делает фундаментальные открытия, которые существенно меняют наши представления об окружающем мире. К таким открытиям, несомненно, относится открытие ускоренного расширения Вселенной, наличия тёмной материи, тёмной энергии и всемирной силы отталкивания, природа которых пока не понятна.
В материале учебника рассматриваются наблюдения и эксперименты, связанные с одной из важнейших мировоззренческих проблем существования жизни во Вселенной и связи с внеземными цивилизациями.
Основной метод исследования в астрономии – наблюдение. Если в вашем распоряжении окажется бинокль или телескоп, проводите самостоятельные наблюдения. Это поможет вам заглянуть в космические дали и увидеть недоступные небесные тела.
Содержание
Введение 5
Работаем с учебником 6
Глава 1. Введение в астрономию.
1. Структура и масштабы Вселенной 8
2. Далёкие глубины Вселенной 12
Подведём итоги 14
Глава 2. Астронометрия.
3. Звёздное небо 16
5. Видимое движение планет и Солнца 22
6. Движение Луны и затмения 24
7. Время и календарь 28
Подведём итоги 32
Глава 3. Небесная механика.
8. Система мира 34
9. Законы движения планет 40
10. Космические скорости 44
11. Межпланетные полёты 46
Подведём итоги 48
Глава 4. Строение солнечной системы.
12. Современные представления о Солнечной системе 50
13. Планета Земля 52
14. Луна и её влияние на Землю 56
15. Планеты земной группы 60
16. Планеты-гиганты. Планеты-карлики 64
17. Малые тела Солнечной системы 68
18. Современные представления о происхождении Солнечной системы 72
Подведём итоги 74
Глава 5. Астрофизика и звездная астрономия.
19. Методы астрофизических исследований 76
20. Солнце 80
21. Внутреннее строение и источник энергии Солнца 86
22. Основные характеристики звёзд 91
23. Внутреннее строение звёзд 94
24. Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры 95
25. Двойные, кратные и переменные звёзды 98
26. Новые и сверхновые звёзды 100
27. Эволюция звёзд 103
Подведём итоги 106
Глава 6. Млечный путь – наша галактика
28. Газ и пыль в галактике 108
29. Рассеянные и шаровые звёздные скопления 110
30. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики 112
Подведём итоги 114
Глава 7. Галактики.
31. Классификация галактик 116
32. Активные галактики и квазары 120
33. Скопления галактик 122
Подведём итоги 124
Глава 8. Строение и эволюция Вселенной.
34. Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии 126
35. Расширяющаяся Вселенная 128
36. Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение 132
Подведём итоги 134
Глава 9. Современные проблемы астрономии.
37. Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия 136
38. Обнаружение планет около других звёзд 138
39. Поиск жизни и разума во Вселенной 140
Подведём итоги 142
Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.
znayka.pro
Рабочая программа по астрономии 10
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛЕШКОВИЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Согласовано»Руководитель МО
_______/Н.В. Пархутина/
Протокол № _1__ от
«_ _» 2017 г
«Согласовано»Заместитель директора
по УВР МБОУ «Алешковичская СОШ»
_______/А.П.Иванова/
«____»_____________2017 г
«Утверждено»
Директор МБОУ «Алешковичская СОШ»
_______/Т.Е. Чечуева /
Приказ №_______от
«____»_____________2017 г
Рабочая программа педагога
Пархутина Нина Викторовна, первая квалификационная категория
По астрономии ,10 — 11 класс
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по учебному предмету «Астрономия» составлена на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06. 2017 № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089», с учетом авторской программы В.М. Чаругина «
Общая характеристика учебного предмета
Астрономия занимает особое место в системе естественнонаучных знаний, так как она затрагивает глубинные вопросы существования человека в окружающем мире и в ней концентрируются основные противоречия между бытием человека и его сознанием. На протяжении тысячелетий астрономия шагала в ногу с философией и религией, информацией, почерпнутой из наблюдений звёздного неба, питала внутренний мир человека, его религиозные представления об окружающем мире. Во всех древних философских школах астрономия занимала ведущее место. Так как астрономия не затрагивала непосредственно условия жизни и деятельности человека, то потребность в ней возникала на более высоком уровне умственного и духовного развития человека, и поэтому, она была доступна пониманию узкого круга образованных людей.
Всё современное естествознание: физика, математика, география и другие науки — питалось и развивалось благодаря развитию астрономии. Достаточно вспомнить механику, математический анализ, развитые Ньютоном и его последователями в основном для объяснения движения небесных тел. Современные идеи и теории: общая теория относительности, физика элементарных частиц — во многом зиждутся на достижениях современной астрономии, таких её разделов, как астрофизика и космология.
Чтобы правильно понять современное естествознание, необходимо изучать астрономию, пронизывающую его и лежащую в его основах. Многие специалисты считают, что вообще преподавание естествознания надо построить на основе его астрономических корней. По-видимому, такой подход позволит не только повысить качество естественно-научного образования, но и решить проблему потери интереса учащихся к изучению естественных наук.
Изучение астрономии в 10 – 11 классах на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
− осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира;
− приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
− овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
− развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
− формирование научного мировоззрения;
− формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Задача астрономии, как и любого естественнонаучного предмета, изучаемого в основной школе или на базовом уровне в старшей школе, – формирование естественнонаучной грамотности. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, а также его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, это не синоним естественнонаучных знаний и умений, а знания и умения – в действии, и не просто в действии, а в действии применительно к реальным задачам. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
− научно объяснять явления;
− понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
− интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Описание места учебного предмета
Предмет «Астрономия» относится к предметной области «Естественно-научные предметы».
Реализуется за счет часов учебного плана, составляющих обязательную часть.
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Годовая промежуточная аттестация проводится в соответствии с положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, в форме утвержденной учебным планом на 2017-2018 учебный год.
п/пНаименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
уроки
Лабораторно-практические или творческие работы
Контрольные работы
1
Введение
1
1
2
Астрометрия
5
5
3
Небесная механика
3
3
4
Строение Солнечной системы
7
7
5
Астрофизика и звёздная астрономия
7
7
6
Млечный путь
3
3
7
Галактики
3
3
8
Строение и эволюция Вселенной
2
2
9
Современные проблемы астрономии
3
3
10
Резерв
1
1
Итого:
35
Содержание тем учебного курса
Введение в астрономию (1 ч)
Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения
Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется.
Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.
Астрометрия (5 ч)
Звёздное небо и видимое движение небесных светил
Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение.
Небесные координаты
Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат.
Видимое движение планет и Солнца
Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.
Движение Луны и затмения
Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений.
Время и календарь.
Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год.
Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари.
Небесная механика (3 ч)
Гелиоцентрическая система мира
Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек.
Законы Кеплера
Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.
Космические скорости
Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.
Межпланетные перелёты.
Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.
Луна и её влияние на Землю
Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.
Строение солнечной системы (7 ч)
Современные представления о Солнечной системе.
Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты — гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.
Планета Земля
Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли.
Планеты земной группы
Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.
Планеты-гиганты
Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.
Планеты-карлики и их свойства.
Малые тела Солнечной системы
Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.
Метеоры и метеориты
Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Практическая астрофизика и физика Солнца (7 ч)
Методы астрофизических исследований
Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.
Солнце
Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу.
Внутреннее строение Солнца.
Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.
Звёзды.
Основные характеристики звёзд
Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный класс» — светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд.
Внутреннее строение звёзд
Строение звезды главной последовательности.
Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.
Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры
Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры.
Двойные, кратные и переменные звёзды
Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.
Новые и сверхновые звёзды
Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.
Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд
Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.
Млечный Путь (3 ч)
Газ и пыль в Галактике.
Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманности
Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.
Рассеянные и шаровые звёздные скопления.
Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике.
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.
Галактики (3 ч)
Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них.
Закон Хаббла.
Вращение галактик и тёмная материя в них.
Активные галактики и квазары
Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них.
Скопления галактик
Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии.
Закон всемирного тяготения и представления оконечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.
Расширяющаяся Вселенная
Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия.
Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.
Обнаружение планет возле других звёзд.
Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них.
Поиски жизни и разума во Вселенной. Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.
Резерв (1 ч)
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
смысл физического закона Хаббла;
основные этапы освоения космического пространства;
гипотезы происхождения Солнечной системы;
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики; уметь:
приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях».
Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов.
Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь.
Узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, и позднее, закон всемирного тяготения.
На примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.
Узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеоритов и нового класса небесных тел карликовых планет.
Получить представление о методах астрофизических исследований и законах физики, которые используются для изучения физически свойств небесных тел.
Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.
Узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды.
Узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы.
Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать, как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы.
Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры.
Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.
Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.
Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии.
Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.
Узнать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.
Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
Элементы содержания
Вид контроля
Дата проведения
план
факт
Раздел «Введение». Всего часов:1
Введение в астрономию.
Астрономия. Понятие Вселенной.
Раздел «Астрометрия». Всего часов: 5
Звёздное небо.
Звездное небо. Созвездие. Основные созвездия Северного полушария
ФО
Небесные координаты.
Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат
ФО
Видимое движение планет и Солнца.
Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике
ФО
Движение Луны и затмения.
Синодический месяц, узлы лунной орбиты, затмения, Сарос и предсказания затмений
ФО
Время и календарь.
Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь
ФО
Раздел «Небесная механика». Всего часов: 3
Система мира.
Геоцентрическая и
гелиоцентрическая система мира;
объяснение петлеобразного
движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца; годичный параллакс звёзд
УО
Законы Кеплера движения планет.
Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел
ФО
Космические скорости и межпланетные перелёты.
Первая и вторая космические скорости; оптимальная
полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете
ПДЗ
Раздел «Строение Солнечной системы». Всего часов: 7
Современные представления о строении и составе Солнечной системы.
Об отличиях планет земной группы и планет-гигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта
УО
Планета Земля.
Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли
ФО
Луна и её влияние на Землю.
Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия
УО
Планеты земной группы.
Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами
ФО
Планеты-гиганты. Планеты-карлики.
Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики
УО
Малые тела Солнечной системы.
Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов
ФО
Современные представления о происхождении Солнечной системы.
Современные представления о происхождении Солнечной системы
ВП
Раздел «Астрофизика и звёздная астрономия». Всего часов: 7
Методы астрофизических исследований.
Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры
ФО
Солнце.
Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли
УО
Внутреннее строение и источник энергии Солнца.
Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца; наблюдения солнечных нейтрино
ФО
Основные характеристики звёзд.
Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма «спектр–светимость» и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики
ФО
Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды.
Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них
УО
Новые и сверхновые звёзды.
Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд
УО
Эволюция звёзд.
Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме «спектр–светимость»; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды-компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений
ВП
Раздел «Млечный путь» Всего часов: 3
Газ и пыль в Галактике.
Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики
ФО
Рассеянные и шаровые звёздные скопления.
Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике
УО
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути.
Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд
ФО
Раздел «Галактики». Всего часов: 3
Классификация галактик.
Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них
УО
Активные галактики и квазары.
Природа активности галактик; природа квазаров
ФО
Скопления галактик.
Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной
ФО
Раздел «Строение и эволюция Вселенной». Всего часов: 2
Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная.
Связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной
УО
Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение.
Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной
УО
Раздел «Современные проблемы астрономии». Всего часов: 3
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия.
Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы всемирного отталкивания
ФО
Обнаружение планет возле других звёзд.
Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями благоприятными для жизни
ФО
Поиск жизни и разума во Вселенной.
Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им
УО
Резерв (1 час).
Итоговый урок.
ТР
Учебно-методический комплект, включая электронные ресурсы
«Астрономия» 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень. / В.М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2018. – 144 с.: ил. – (Сферы 1–11). ISBN 978-5-09-053903-6
http://www.college.ru/astronomy
http://astro.murclass.ru
http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php
http://www.astronet.ru
infourok.ru
Астрономия. 10-11 классы. Чаругин В.М — Учебники
Оценить эту страницу
Этот учебник дает линию учебно-методических ансамблей «Сферы 1-11» сообразно астрономии. Издание подготовлено в согласовании с притязаниями Федерального муниципального образовательного эталона и озаряет вопросцы курса астрономии для 10—11 классов.
Оглавление звезда дает ответ таковым аспектам изложения который был использован, будто ученость и вразумительность. Тренировочное оглавление ориентировано в создание академических игр о больших и телесных законодательстве, явлениях и базируется в достоинствах прогрессивной астрономии и космологии. Продано фактическое использование астрономии в настоящей существования. Усилена межпредметная объединение: узкая ассоциация астрономии с физикой. Основными чертами предоставленного учебника считаются прочный в предметных разворотах мера, краткость и твёрдая организованность слова, различный пояснительный разряд.
Оглавление
Вступление 5
Трудимся с учебником 6
Голова 1. Вступление в астрономию.
1. Конструкция и масштабы Зароненной 8
2. Дальние глубины Зароненной 12
Подведём результаты 14
Голова 2. Астронометрия.
3. Астральное небоскреб 16
4. Лазурные положение 20
5. Видное перемещение орудие и Небесного светила 22
6. Перемещение Луны и затмения 24
7. Момент и книга 28
Подведём результаты 32
Голова 3. Лазурная аэромеханика.
8. Конструкция решетка 34
9. Законы перемещения орудие 40
10. Мировые быстроты 44
11. Междупланетные полёты 46
Подведём результаты 48
Голова 4. Здание ясный порядка.
12. Инновационные игры о Ясный порядку 50
13. Свет Территория 52
14. Спутник и ее воздействие в Территорию 56
15. Вселенной дольний категории 60
16. Вселенной-великаны. Вселенной-лилипуты 64
17. Небольшие корпуса Ясный порядка 68
18. Инновационные игры о происхождении Ясный порядка 72
Подведём результаты 74
Голова 5. Радиоастрофизика и астральная урания.
19. Способы астрофизических изучений 76
20. Свет 80
21. Душевное здание и родник энергии Небесного светила 86
22. Главные свойства звездного неба 91
23. Душевное здание звездного неба 94
24. Белоснежные лилипуты, нейтронные звездное небо, пульсары и темные прорехи 95
25. Двойственные, сложные и неустойчивые звездное небо 98
26. Новейшие и сверхновые звездное небо 100
27. Развитие звездного неба 103
Подведём результаты 106
Голова 6. Молочный курс — наша вселенная
28. Голубой огонь и персть в галактике 108
29. Растерянные и шаровидные астральные скопления 110
30. Сверхмассивная темная дырка в середине Галактики 112
Подведём результаты 114
Голова 7. Галактики.
31. Классифицирование галактик 116
32. Функциональные галактики и квазары 120
33. Скопления галактик 122
Подведём результаты 124
Голова 8. Здание и развитие Зароненной.
34. Рука и бескрайность Зароненной — парадоксы традиционной космологии 126
35. Расширяющаяся Галактика 128
36. Образец теплой Зароненной и реликтовое изливание 132
Подведём результаты 134
Голова 9. Инновационные трудности астрономии.
37. Учащенное продолжение Зароненной и черная деятельность 136
38. Установление орудие возле остальных звездного неба 138
39. Розыск существования и ума в Зароненной 140
Подведём результаты 142
Решения и вывода 143
Вам приступаете к исследованию одной изо старейших уроков — астрономии. Урания исследовалась в академии Платона в IV в. по н.э. В древние эпохи ее приравнили к 1 изо вариантов искусств, и бог Астрономия благодетельствовала ей. В Обычные столетия астрономию подключили в количество вещей факультета вольных искусств целых институтов. В эру Просвещения энциклопедисты XVIII в. подключили астрономию в количество неприменных уроков, коие обязаны учить юные кадр — грядущие конечности сообщества.
В истиннее момент формирование культуры ориентируется большими изысканиями, этак будто они разрешают нам тронуть к секретам Зароненной. А «чувство скрыты — наиболее красивое изо легкодоступных нам волнению. Конкретно наверное эмоция нужно у колыбели подлинного художества и истинней урока…» (А.Единица).
В предлагаемом книге астрономии вам познакомитесь с изображением варианта астрального небосклона, с натурой орудие и звездного неба, постройкой Ясный порядка, Молочного Дороги, галактик, их распределением в месте и постройкой Зароненной в цельном. Выучите, будто астрологи характеризуют отдаление по звездного неба и галактик, их габариты, изобилие, жар, хим команда. Постигнете, будто лазурные корпуса появляются, водятся и погибают, будто развивается Галактика в медли. Вам познакомитесь с новыми достижениями астрономии, передовыми большими навозными и мировыми телескопами, коие употребляют про надзоров наиболее дальних и необыкновенных лазурных тел: квазаров, пульсаров, нейтронных звездного неба и темных прорех. Спрашиваете о происхождении и вырабатывании совсем новейших способов больших надзоров — нейтринной и гравитационно-бурн
www.description-pdf.ru
КТП по астрономии 10 или 11 кл на 2018-2019 уч.г. Чаругин В.М.
Календарно-тематическое планирование по астрономии 10 (11) класс
34 часа 1 час в неделю
Тема урока(Домашнее задание)
Обору-дование
УУД
1. Введение (1 ч)
1/1
(§ 1,2)
2. Астрономия (5 ч)
2/1
(§ 3)
— использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач:
а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту;
б) по заданным координатам объектов
(Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту;
в) устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и определять условия видимости светил.
— решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения;
— определять высоту светила в кульминации и его склонение;
— географическую высоту места наблюдения;
— рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи;
— осуществлять переход к разным системам счета времени.
— находить стороны света по
Полярной звезде и полуденному Солнцу;
— отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звёзды в них:
— Большую Медведицу,
— Малую Медведицу (с Полярной звездой),
— Кассиопею,
— Лиру (с Вегой),
— Орёл (с Альтаиром),
— Лебедь (с Денебом),
— Возничий (с Капеллой),
— Волопас (с Арктуром),
— Северную корону,
— Орион (с Бетельгейзе),
— Телец (с Альдебараном),
— Большой Пёс (с Сириусом)
3/2
(§ 4)
4/3
Видимое движение планет и Солнца
(§ 5)
5/4
(§ 6)
6/5
(§ 7)
3. Небесная механика (3 ч)
7/1
(§ 8)
— применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;
— решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот),
линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону
Кеплера
8/2
(§ 9)
9/3
Космические скорости и межпланетные перелёты
(§ 10, 11)
4. Строение Солнечной системы (7 ч)
10/1
Современные представления о
строении и составе Солнечной системы
(§ 12)
— пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными;
— определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время;
-находить планеты на небе, отличая их от звёзд;
— применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;
— решать задачи на расчёт расстояний по известному параллаксу (и наоборот),
линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону
Кеплера
11/2
(§ 13)
12/3
(§ 14)
13/4
(§ 15)
14/5
Планеты-гиганты. Планеты- Карлики
(§ 16)
15/6
(§ 17)
16/7
Современные представления о
происхождении Солнечной системы
(§ 18)
5. Астрофизика и звездная астрономия (7 ч)
17/1
Методы астрофизических
Исследований
(§ 19)
— применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд;
— решать задачи на расчёт расстояний до звёзд по известному годичному параллаксу и обратные, на сравнение различных звёзд по светимостям, размерам и температурам;
— анализировать диаграммы «спектр–светимость» и «масса–светимость»;
— находить на небе звёзды:
— альфы Малой Медведицы,
— альфы Лиры,
— альфы Лебедя,
— альфы Орла,
— альфы Ориона,
— альфы Близнецов,
— альфы Возничего,
— альфы Малого Пса,
— альфы Большого Пса,
— альфы Тельца
18/2
Солнце
(§ 20)
19/3
Внутреннее строение и источник энергии Солнца
(§ 21)
20/4
Основные характеристики звёзд
(§ 22, 23)
21/5
Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные,
кратные и переменные звёзды
(§ 24, 25)
22/6
Новые и сверхновые звёзды
(§ 26)
23/7
Эволюция звёзд
(§ 27)
6. Млечный путь (3 ч)
24/1
Газ и пыль в Галактике
(§ 28)
— объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе;
— находить расстояния между
— объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе;
— находить расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры;
— оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд
25/2
Рассеянные и шаровые звёздные скопления
(§ 29)
26/3
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути
(§ 30)
7. Галактики (3 ч)
27/1
Классификация галактик
(§ 31)
— объяснять причины различия видимого и истинного распределения звёзд,
межзвёздного вещества и галактик на небе
28/2
Активные галактики и квазары
(§ 32)
29/3
Скопления галактик
(§ 33)
8. Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
30/1
Конечность и бесконечность
Вселенной. Расширяющаяся
Вселенная
(§ 34, 35)
— использовать знания по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира
31/2
Модель «горячей Вселенной» и
реликтовое излучение
(§ 36)
9. Современные проблемы астрономии (3 ч)
32/1
Ускоренное расширение
Вселенной и тёмная энергия
(§ 37)
— использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и
объяснения современной научной картины мира;
— обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных
цивилизаций и их контактов с нами
33/2
Обнаружение планет возле других звёзд
(§ 38)
34/3
Поиск жизни и разума во Вселенной
(§ 39)
infourok.ru
Учебник по астрономии 11 класс Воронцов-Вельяминов Страут читать онлайн
Выберите нужную страницу с уроками, заданиями (задачами) и упражнениями из учебника по астрономии за 11 класс — Воронцов-Вельяминов Страут. Онлайн книгу удобно смотреть (читать) с компьютера и смартфона. Электронное учебное пособие подходит к разным годам: от 2011-2012-2013 до 2015-2016-2017 года — создано по стандартам ФГОС.
Номер № страницы:2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 42; 43; 44; 45; 46; 47; 48; 49; 50; 51; 52; 53; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 62; 63; 64; 65; 66; 67; 68; 69; 70; 71; 72; 73; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80; 81; 82; 83; 84; 85; 86; 87; 88; 89; 90; 91; 92; 93; 94; 95; 96; 97; 98; 99; 100; 101; 102; 103; 104; 105;
106; 107; 108; 109; 110; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 122; 123; 124; 125; 126; 127; 128; 129; 130; 131; 132; 133; 134; 135; 136; 137; 138; 139; 140; 141; 142; 143; 144; 145; 146; 147; 148; 149; 150; 151; 152; 153; 154; 155; 156; 157; 158; 159; 160; 161; 162; 163; 164; 165; 166; 167; 168; 169; 170; 171; 172; 173; 174; 175; 176; 177; 178; 179; 180; 181; 182; 183; 184; 185; 186; 187; 188; 189; 190; 191; 192; 193; 194; 195; 196; 197; 198; 199; 200; 201; 202; 203; 204; 205; 206; 207; 208; 209; 210; 211; 212; 213; 214; 215; 216; 217; 218; 219; 220; 221; 222; 223; 224; 225; 226; 227; 228; 229; 230; 231; 232; 233; 234; 235; 236; 237; 238
Чтобы читать онлайн или скачать в формате pdf, нажмите ниже.
Учебник — Нажми!
uchebnik-tetrad.com
Астрономия. 11 класс — Конспекты по учебнику «Физика-11» (Мякишев, Буховцев, Чаругин)
Астрономия. 11 класс — Конспекты по учебнику «Физика-11» (Мякишев, Буховцев, Чаругин)
Здесь представлены конспекты по учебнику «Физика. 11 класс» — базовый и профил. уровни, авторы Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин.
Солнечная система
- § 116. Видимые движения небесных тел ………. смотреть
- § 117. Законы движения планет ………. смотреть
- § 118. Система Земля—Луна ………. смотреть
- § 119. Физическая природа планет и малых тел солнечной системы ………. смотреть
Солнце и звезды
- § 120. Солнце ………. смотреть
- § 121. Основные характеристики звезд ………. смотреть
- § 122. § 123. Внутреннее строение Солнца и звезд главной последовательности.
Эволюция звезд ………. смотреть
Строение Вселенной
Кратко о солнечной системе и строении Вселенной ………. смотреть
Знаете ли вы?
Знаете ли вы, что физику процесса полировки пытался прояснить еще И. Ньютон, однако лишь недавние исследования пролили на него свет. Оказывается, при сильном нажиме удаляются целые кусочки материала с полируемой поверхности, при слабом — лишь отдельные молекулы.
…выведенное в 1873 году Ван-дер-Ваальсом уравнение состояния реального газа применимо и к не очень плотной жидкости, например к воде. Это подтверждал и заголовок статьи Ван-дер-Ваальса — «О непрерывности состояния жидкости и газа».
… водомерка, опираясь на воду кончиками лапок, не смачиваемых водой, способна не только скользить по воде, но и делать громадные прыжки, не прорывая поверхностного слоя.
… длинный цилиндрический слой жидкости неустойчив. Об этом словно известно пауку, формирующему нить паутины: липкая жидкость образует цилиндрическую оболочку вокруг сердцевины нити и вскоре распадается на крошечные шарики, к которым и прилипают насекомые.
… молекулярные силы быстро изменяются с расстоянием. Притяжение молекул при увеличении расстояния между ними в 2 раза ослабевает в 128 раз!
… «растащить» молекулы кислорода по затратам энергии раз в 50 легче, чем «разорвать» саму молекулу.
… представления, разработанные в одной области физики, часто удачно «кочуют» в другие. Так, рассматривая ядро урана как жидкую заряженную каплю. Я. И. Френкель показал в 1939 году, что она должна обнаружить колоссальное поверхностное натяжение. Такая, капельная, модель ядра позволила объяснить, например, как происходит деление ядер урана.
… абсолютно чистые и гладкие поверхности при соприкосновении могут сами собой слипнуться. Когда только начались полеты космических кораблей с экипажами на борту, существовала реальная опасность, что металлическая подошва ботинка космонавта может самопроизвольно «приклеиться» к металлической обшивке корабля.
class-fizika.ru
Учебник Астрономия 11 класс Воронцов-Вельяминов Страут
Учебник Астрономия 11 класс Воронцов-Вельяминов Страут — 2014-2015-2016-2017 год:Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
Б. А.Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут АСТРОНОМИЯ класс Учебник для общеобразовательных учебных заведений Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации 4-е издание, стереотипное D р о ф а Москва • 2003 ‘ ‘Ml liMi Mil Mhi МИИ Ы MN’fiM I! f tl a iJ Воронцов-Вельяминов Б. A. B75 Астрономия. 11 кл.: Учеб, для общеобразоват. учеб, заведений / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003. — 224 с.: ил., 8 л. цв. вкл. ISBN 5—7107—6750—6 Настоящая книга является переработанным вариантом широко известного учебника Б. А. Воронцова-Вельяминова «Астрономия. 11 класс». В нем полностью сохранены структура и методология изложения материала. Содержание учебника соответствует действующей программе по курсу «Астрономия», подготовленной Е. К. Страутом. В книге в доступной для учащихся форме на современном уровне излагаются все основные вопросы курса астрономии. Учебник одобрен Федеральным экспертным советом, рекомендован к изданию Министерством образования РФ и включен в Федеральный перечень учебников. УДК 373.167.1:52 ББК 22.6я721 ISBN 5—7107—6750—6 ©ООО «Дрофа», 2000 ВВЕДЕНИЕ § 1. Предмет АСТРОНОМИИ 1 . Что изучает астрономия. Ее значение и связь с другими науками Астрономия является одной из древнейших наук, истоки которой относятся к каменному веку (VI—III тысячелетия до н. э.). Астрономия’ изучает движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем. Человека всегда интересовал вопрос о том, как устроен окружающий мир и какое место он в нем занимает. У большинства народов еще на заре цивилизации были сложены особые — космологические мифы, повествующие о том, как из первоначального хаоса постепенно возникает космос (порядок), появляется все, что окружает человека: небо и земля, горы, моря и реки, растения и животные, а также сам человек. На протяжении тысячелетий шло постепенное накопление сведений о явлениях, которые происходили на небе. Оказалось, что периодическим изменениям в земной природе сопутствуют изменения вида звездного неба и видимого движения Солнца. Высчитать наступление определенного времени года было необходимо для того, чтобы в срок провести те или иные сельскохозяйственные работы: посев, полив, уборку урожая. Но это можно было сделать лишь при использовании календаря, составленного по многолетним наблюдениям положения и движения Солнца и Луны. Так не- Это слово происходит от двух греческих слов: astron — звезда, светило и n6mos — закон). 1* г обходимость регулярных наблюдений за небесными светилами была обусловлена практическими потребностями счета времени. Строгая периодичность, свойственная движению небесных светил, лежит в основе основных единиц счета времени, которые используются до сих пор, — сутки, месяц, год. Простое созерцание происходящих явлений и их наивное толкование постепенно сменялись попытками наз^ного объяснения причин наблюдаемых явлений. Когда в Древней Греции (VI в. до н. э.) началось бурное развитие философии как науки о природе, астрономические знания стали неотъемлемой частью человеческой культуры. Астрономия — единственная наука, которая получила свою музу-покровительницу — Уранию. С самых древних времен развитие астрономии и математики было тесно связано между собой. Вы знаете, что в переводе с греческого название одного из разделов математики — геометрии — означает «землемерие». Первые измерения радиуса земного шара были проведены еще в III в. до н. э. на основе астрономических наблюдений за высотой Солнца в полдень. Необычное, но ставшее привычным деление окружности на 360° имеет астрономическое происхождение: оно возникло тогда, когда считалось, что продолжительность года равна 360 суткам, а Солнце в своем движении вокруг Земли каждые сутки делает один шаг — градус. Астрономические наблюдения издавна позволяли людям ориентироваться в незнакомой местности и на море. Развитие астрономических методов определения координат в XV—XVII вв. в немалой степени было обусловлено развитием мореплавания и поисками новых торговых путей. Составление географических карт, уточнение формы и размеров Земли на долгое время стало одной из главных задач, которые решала практическая астрономия. Искусство прокладывать путь по наблюдениям за небесными светилами, получившее название навигация, используется теперь не только в мореходном деле и авиации, но и в космонавтике. Ai гронпмические наблюдения за движением небесных II’I II мго()ходнмос11> заранее вычислять их расположение . 111|1.нт II.I I 11\1п pmii, II рмти’гии не только математики, ной ii iiiii au kimin II и| |||1.II. Iii’ii’i 1.011 деятельности человека раз-|> III ||||| mil II М1^ IIIIIMI Ili.ipiII lime III e;iiiiioii когда-то нау…..piipM’it- i|iii’.м||||п ill ipoiiuMini маIемдтнка и фи- зика никогда не теряли тесной связи между собой. Взаимосвязь этих наук нашла непосредственное отражение в деятельности многих ученых. Далеко не случайно, например, что Галилео Галилей и Исаак Ньютон известны своими работами и по физике, и по астрономии. К тому же Ньютон является одним из создателей дифференциального и интегрального исчислений. Сформулированный им же в конце XVII в. закон всемирного тяготения открыл возможность применения этих математических методов для изучения движения планет и других тел Солнечной системы. Постоянное совершенствование способов расчета на протяжении XVIII в. вывело эту часть астрономии — небесную механику — на первый план среди других наук той эпохи. Вопрос о положении Земли во Вселенной, о том, неподвижна она или движется вокруг Солнца, в XVI—XVII вв. приобрел важное значение как для астрономии, так и для миропонимания. Гелиоцентрическое учение Николая Копернжа явилось не только важным шагом в решении этой научной проблемы, но и способствовало изменению стиля научного мышления, открыв новый путь к пониманию происходящих явлений. Много раз в истории развития науки отдельные мыслители пытались ограничить возможности познания Вселенной. Пожалуй, последняя такая попытка случилась незадолго до открытия спектрального анализа. «Приговор» был суров: «Мы представляем себе возможность определения их (небесных тел) форм, расстояний, размеров и движений, но никогда, никакими способами мы не сможем изучить их химический состав…» (О. Конт). Открьние спектрального анализа и его применение в астро-I юмии положило начало широкому использованию физрпш при изучении природы небесных тел и привело к появлению нового раздела науки о Вселенной — астрофизики. В свою очередь, ш’обычность с «земной» точки зрения условий, существующих 11.3 ( олнце, звездах и в космическом пространстве, способство-развитию физических теорий, описывающих состояние ве-1111Чта в таких условиях, которые трудно создать на Земле. I «олее того, в XX в., особенно во второй его половине, до’ 1и;.|.с|1ия астрономии снова, как и во времена Коперника, |||Ч1111М111 к серьезным изменениям в научной картине мира, к I Iзтм1[|см1ию представлений об эволюции Вселенной. Оказа- I лось, что Вселенная, в которой мы сегодня живем, несколько миллиардов лет тому назад была совершенно иной — в ней не существовало ни галактик, ни звезд, ни планет. Для того чтобы объяснить процессы, происходившие на начальной стадии ее развития, понадобился весь арсенал современной теоретической физики, включая теорию относительности, атомную физику, квантовую физику и физику элементарных частиц. Развитие ракетной техники позволило человечеству выйти в космическое пространство. С одной стороны, это существенно расширило возможности исследования всех объектов, находящихся за пределами Земли, и привело к новому подъему в развитии небесной механики, которая успешно осуществляет расчеты орбит автоматических и пилотируемых космических аппаратов различного назначения. С другой стороны, методы дистанционного исследования, пришедшие из астрофизики, ныне широко применяются при изучении нашей планеты с искусственных спутников и орбитальных станций. Результаты исследований тел Солнечной системы позволяют лучше понять глобальные, в том числе эволюционные процессы, происходящие на Земле. Вступив в космическую эру своего существования и готовясь к полетам на другие планеты, человечество не вправе забывать о Земле и должно в полной мере осознать нео
uchebnik-skachatj-besplatno.com