1 класс части растений – Презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) по теме: Части растений 1 класс УМК Школа России | скачать бесплатно
Урок по окружающему миру «Части растений» 1 класс
План-конспект урока. Окружающий мир, 1 класс
Тема: Что общего у разных растений?
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.
Задачи:
Образовательные:
Формирование первоначальных понятий об общих частях растений.
Учить находить, показывать и называть части растений.
Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.
Формирование реалистических представлений об окружающем мире.
Развивающие:
Развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал.
Развитие познавательной активности и интереса к изучаемому предмету.
Воспитательные:
Воспитание умения работать в коллективе, в паре.
Воспитание бережного отношения к природе.
Воспитывать потребность применять знания, полученные на уроках, в жизни.
Методы, методические приемы, технологии. ИКТ. Технология развивающего обучения Педагогика сотрудничества. Деятельностный подход.
Форма урока. Проблемно-диалоговый урок.
Планируемые результаты: ученики научатся находить, показывать и называть общие части у разных растений.
Тип урока: открытие нового знания и первичное закрепление.
Оборудование: презентация по теме урока, Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель и дети приветствуют друг друга, проверяется готовность к уроку, создается положительный настрой на работу.
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй небо голубое
Здравствуй вольный ветерок
Здравствуй маленький дубок
Мы живем в родном краю
Всех я вас приветствую.
2. Актуализация знаний
– Отгадайте загадки и скажите, что это?
1. Посадили зернышко, вырастили солнышко? Подсолнух.
2. Что за куст – ни с кем не знается.
Не собачка, а кусается. Крапива.
3. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.
Что за ягодка? Рябина.
4. Стоят в лугах сестрички,
золотые глазки, белые реснички? Ромашки
5. Что же это за девица,
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? Елка
6. Стоит Алёна: платок зеленый,
тонкий стан, белый сарафан. Береза.
(По мере отгадывания на Слайде 1 появляются: фотографии).
– Как назвать одним словом? Растения (Появляется слово на слайде: Растения)
– Что вы знаете о растениях? Где встречали эти растения? (Дети отвечают.)
3. Целеполагание и мотивация
– Растения такие разные: и по высоте, по месту обитания, по цвету и т.д. Но мы называем одним словом «растения». Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений? Что же их объединяет? (Примерные ответы детей: они живые, любят воду, свет, за ними нужно ухаживать и т.д. Анализируем рассуждения, выясняем, что всё это не является главным в определении растений. Знаний для ответа не хватает).
– Хотите узнать, что объединяет все растения?
4. Изучение и первичное закрепление
– На какой вопрос будем отвечать сегодня на уроке? (Что общего у разных растений?)
(После постановки вопроса детьми появляется Слайд 2 «Что общего у разных растений?»)
Посмотрите, как сгруппированы картинки – ответы на загадки. Слайд 3. Подумайте, почему так?
1 группа: листья березы, крапивы, лиственницы.
2 группа: цветы ромашки, подсолнечника.
3 группа: стебель-ствол
(В результате такого подводящего диалога дети приходят к выводу, что у всех растений есть листья, цветы, стебель-ствол. Одновременно на магнитной доске прикрепляются карточки со словами – в виде схемы)
ЛИСТЬЯ
СТЕБЕЛЬ – СТВОЛ
ЦВЕТЫ
– Мы не указали еще одну часть растения. Она не всегда бывает видна сразу. Но без нее растение не живет. Что же это? (Добавляем слово КОРЕНЬ)
– Для чего нужен корень? (Растения получают через корни питательные вещества из земли).
5. Учебно-познавательная деятельность
1. Практическая работа
На каждую парту до уроков раскладывают разрезанное на части растение.
– А теперь покажите мне картинку корня, стебля, листка, цветка. (Дети берут в руки каждую часть растения и показывают учителю.)
– Давайте сложим их в такой последовательности, чтобы получилось целое растение. (дети на партах, я на доске)
— Что должны приклеить в первую очередь? А дальше?
– Что у нас получилось? (Целое растение)
– Из чего мы его собрали? (Из частей)
– Давайте сверим свою работу с образцом в учебнике.
— Скажите, какой части у нас с вами не хватает? (плода и семян)
– Где, на месте чего образуются плоды? (На месте цветка, после того, как он завянет)
— А где находятся семена?
— Давайте придумаем и дорисуем нашему цветку плод с семенами. У меня это будет вот такой плод и вот такие семена.
-Скажите, а растения у нас с вами и растение в учебнике одинаковые?(Нет)
-У нас цветик-восьмицветик, а в учебнике фиалка техцветная.
— А части у наших растений одинаковые?
Вывод
– Значит какой делаем вывод. Что общее у разных растений? (Их части).
6. Первичное закрепление. Работа в тетрадях.
— Проверим, как вы их запомнили.
Откройте тетрадь на странице 21. Задание № 2.
— Какое растение изображено? (Ландыш)
— Укажи стрелками части растений.
— На что похожи цветки?
— Плоды — мелкие ягодки красного цвета. Они ядовитые, как и всё растение целиком. Не рвите незнакомые ягоды в лесу, многие из них – несъедобные.
Проверьте друг друга.
7. Практическая работа
-Давайте определим все ли у меня на столе является плодами?(разрезаю и смотрим наличие семян)
(яблоко, репа, чеснок, груша)
—Где образовались репа, чеснок?(в земле, где корень)
—Кто знает, как они называются? (корнеплоды)
8. Закрепление. Обозначь корнеплоды коричневым цветом, а плоды – жёлтым. (работа в парах)
Ο
Ο
Ο
Ο
Ο
Давайте вернемся к нашему цветку и сравним плоды и семена. А теперь откроем учебник на странице 77.Задание под флажком.
— Сравните арбуз и орешки.(арбуз-сочный, а орехи –сухие)
Посмотрим на слайд.
-Найдите ошибки.
Игра «Да-нет»
-Верно ли, что плоды образуются на листьях? (нет)
-Внутри плодов образуются семена? (да)
-Плоды находятся внутри семян? (нет)
-Из семян укропа вырастет травянистое растение? (да)
-Персик — это плод? (да)
-Внутри клубня картофеля есть семена? (нет)
-Из семян картофеля вырастет клубника? (нет)
9. Рефлексия.
– На какой вопрос отвечали?
– Что нового узнали?
– Что бы хотели узнать о растениях? Слайд 6.
Для поддержания интереса к предмету учитель знакомит с некоторыми сведениями о растениях-рекордистах.
Слайд 7. (Бамбук – за сутки вырастает на 40 см;
Раффлезия – растение хищник;
Вольфия – водное растение размером, как маковое зернышко;
Кактус – выдерживает температуру воздуха до +70 градусов;
Баобаб – взрослое дерево может жить с пустой сердцевиной)
– Чем вы заинтересовались? Где можно подробнее узнать про эти растения?
infourok.ru
Урок по окружающему миру «Части растения » 1 класс
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями.
Задачи:
Образовательные:
Формирование первоначальных понятий об общих частях растений.
Учить находить, показывать и называть части растений.
Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.
Формирование реалистических представлений об окружающем мире.
Развивающие:
Развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал.
Развитие познавательной активности и интереса к изучаемому предмету.
Воспитательные:
Воспитание умения работать в коллективе, в паре.
Воспитание бережного отношения к природе.
Воспитывать потребность применять знания, полученные на уроках, в жизни.
Методы, методические приемы, технологии. ИКТ. Технология развивающего обучения Педагогика сотрудничества. Деятельностный подход.
Форма урока. Проблемно-диалоговый урок.
Планируемые результаты: ученики научатся находить, показывать и называть общие части у разных растений.
Тип урока: открытие нового знания и первичное закрепление.
Оборудование: презентация по теме урока, рисунок «Части растений» (на примере гороха), карточки – названия частей растений, предметные картинки, рисунок-схема растения (индивидуальные – у учеников, увеличенная – на доске), гербарии, муляжи овощей и фруктов, комнатные классные растения. Компьютер.
Библиография:
Учебник , рабочая тетрадь № 2 по окружающему миру. Автор: Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов
Методические рекомендации по предмету.
Интернет-ресурсы.
Структура урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Целеполагание и мотивация
Изучение и первичное закрепление изученного материала
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия
Физкультаузы учитель проводит по своему усмотрению.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Цель: организованное начало урока)
Учитель и дети приветствуют друг друга, проверяется готовность к уроку, создается положительный настрой на работу.
II. Актуализация знаний
(Цель: воспроизведение ЗУН, нужных для «открытия» нового знания и выхода на задание, вызывающее познавательное затруднение).
– Продолжаем разговор о живой природе и у нас сегодня в гостях…А в прочем угадайте сами ,кто пришел к нам в гости
Выходят дети и загадывают загадки
1. Масляна головушка, летом в огороде,
Светит, словно солнышко, при любой погоде? Подсолнух.
2. Сладок он, друзья, на вкус.
А зовут его… Арбуз.
3. Что за куст – ни с кем не знается.
Не собачка, а кусается. Крапива.
4. Стоит Алёна: платок зеленый,
тонкий стан, белый сарафан. Береза.
Зимою и летом зеленого цвета,
платьице в иголках, а называюсь я …
елка
56. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.
Что за ягодка? Рябина.
7. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. Ромашки.
(По мере отгадывания на доске появляются: фотографии цветка подсолнечника, плода арбуза, листьев крапивы, веточки березы, веточки елки, кисти рябины, букета ромашек).
– Как назвать одним словом? Растения
III. Целеполагание и мотивация
– Они одинаковые или разные? Но почему же тогда мы называем их одним словом «растения»?(Примерные ответы детей: они живые, любят воду, свет, за ними нужно ухаживать и т.д. Анализируем рассуждения, выясняем, что всё это не является главным в определении растений. Знаний для ответа не хватает).
– А давайте посмотрим на людей. Нас в классе очень много,мы все такие разные, но почему мы все — люди? (Для примера можно вызвать несколько учеников и определить одинаковые части тела) Вот так и у растений есть одинаковые части .
__ Хотите узнать какие?
—
IV. Изучение и первичное закрепление
(Цель: организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала через постановку вопросов)
– На какой вопрос будем отвечать сегодня на уроке? (Как устроено растени
-Что ж , давайте рассуждать.Какая же часть есть у всех растений , без которой они не могут жить.(При затруднении показать цветок,который замерз,но благодаря корню восстановился)
-Для чего растению нужен корень?
На доске появляется слово КОРЕНЬ
-Корень впитал все полезные вещества и куда они движутся дальше СТЕБЕЛЬ(СТВОЛ)
-Какую же еще общую часть растений мы можем назвать? ЛИСТЬЯ
-Давайте закроем глаза и представим себе весну.Солнышко пригревает .На деревьях появляются первые листочки , а затем и ….ЦВЕТЫ.Только ли на деревьях появл яются цветы?)
А что появляется на месте цветов? ПЛОДЫ
(В результате такого подводящего диалога дети приходят к выводу, что у всех растений есть корень, листья, плоды с семенами, цветы, стебель-ствол. Одновременно на магнитной доске прикрепляются карточки со словами – в виде схемы)
ПЛОДЫ
ЦВЕТЫ
ЛИСТЬЯ ЧАСТИ РАСТЕНИЯ
СТВОЛ
КОРЕНЬ
–Из чего же состоят наши растения?
– Значит… (Общее у разных растений – это части. Называем их на примере комнатного растения, которое есть в классе)
– А сейчас поиграем. Я показываю часть растения, а вы ее называете
– Где, на месте чего образуются плоды? (На месте цветка, после того, как он завянет)
Теперь посмотрим как вы все запомнили. В классе есть несколько растений и дети определяют их части,что отсутствует,доказывают ,что у растений есть корень несмотря на то, что он невидим в горшке
ФИЗМИНУТКА ( Учитель называет части растения, а дети выполняют движения)
КОРЕНЬ-присели
СТЕБЕЛЬ-стали ровно
ЛИСТЬЯ- показали ладошки
ЦВЕТОК- ладошки над головой
ПЛОД- ладошки сомкнулись над головой
Как Мы назовем физминутку? ЧАСТИ РАСТЕНИЯ
-А сейчас вернемся к нашим гостям, которые пришли к нам в начале урока
.Какие части растения мы видим?(ГРУППОВАЯ РАБОТА)
Дети в группах определяют,какую часть растения они видят на фото .А при подведении итогов все должны ответить,какой части растения не увидел никто.Почему? (потому что корень в земле)
– Какую часть растений вы здесь не увидели? (Корень))
V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
(Цель: применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели)
Практическая работа.
– Незнайка получил задание и неможет без нашей помощи с ним справиться
Есть рисунок мака и надо обозначить его части.Поможем?
. (Дети выполняют задание индивидуальноОдин ученик– «помощник» – работает за доской по точно такому же рисунку, но только больших размеров, подписывает полные названия частей)
– Дети, работающие у доски, выполнили всё правильно. Проверьте себя и сравните свои записи с образцом. (Проверка, выявление и исправления ошибок. Самооценка.)
VI. Включение в систему знаний и повторение
(Цель: включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире).
– Посмотрите на предметы, которые есть у вас на партах. (Гербарии злаковых растений, листьев, шишки хвойных деревьев, муляжи овощей и фруктов, предметные картинки, классные комнатные растения небольших размеров: каждому ученику – один предмет)
– Подумайте, какие части растений вы видите. Если не понятно – спросите.
Выйдите к доске те, кто считает, что в его образце – листья. Назовите, от каких растений.
– Вторая группа: плоды. От каких растений?
– Третья группа: цветы. От каких растений?
– А теперь составим 4 группу. Что из всего названного человек использует в жизни? Для чего? (Ответы детей из личного опыта) Молодцы, вы много знаете про растения!
VII. Рефлексия.
(Цель: соотнесение цели у рока и результатов)
– На какой вопрос отвечали?
– Что нового узнали?
— А в заключении, мы познакомимся с необыкновенными растениями (показываю фотографии) )
Для поддержания интереса к предмету учитель знакомит с некоторыми сведениями о растениях-рекордистах.
(Бамбук – за сутки вырастает на 40 см;
Раффлезия – растение хищник;
Вольфия – водное растение размером, как маковое зернышко;
Кактус – выдерживает температуру воздуха до +70 градусов;
Баобаб – взрослое дерево может жить с пустой сердцевиной)
Кувшинка Виктория – на ее листьях может сидеть ребенок
– Чем вы заинтересовались? Где можно подробнее узнать про эти растения?
Оцените свою работу на протяжении всего урока.
– Какой момент урока запомнился? Где испытывали трудности? Удалось ли их преодолеть? Как? На чьи ответы обратили внимание? (Самооценка своей деятельности). Спасибо за работу!
infourok.ru
Название этапа, цель | Временные рамки этапа | Содержание этапа | Применяемые методы | Формы взаимодействия | Результат взаимодействия | Перечень универсальных учебных действий, формируемых на данном этапе | |
Деятельность учителя | Деятельность детей | ||||||
Самоопределение к деятельности. Цель: активизировать внимание учащихся, положительный настрой на урок | 1-2 мин | Прозвенел сейчас звонок, Начинается урок Вы проверьте – ка. ребятки, Все ль у вас лежит в порядке? На партах должны лежать учебники, тетради, карточки, карандаши | Настрой на рабочий лад, проверка готовности к уроку | словесный | фронтальный | Настрой на урок, снятие стресса | |
Актуализация знаний и мотивация. Цель: установить правильность, полноту и осознанность знаний предыдущего материала, формировать положительное отношение к учебному труду, развивать умение слушать и слышать | 4-5 мин | О чём речь? — У каждого из нас есть множество друзей. Они заботятся о нас, дарят нам красоту, чистый воздух и радость. На какие группы делятся растения? Отгадайте загадки. Ответы распределите по группам. (Приложение 1) Чем отличаются деревья от кустарников? Чем травы отличаются от деревьев и кустарников? Подведение итогов. Оценивание правильности и полноты ответов | Ответы учащихся (растения) Дети расставляют карточки (деревья, травы, кустарники) Распределяют отгадки по группам Ответы учащихся (у дерева один ствол, У кустарников несколько) (у трав стебель травянистый, а у деревьев и кустарников ствол древовидный) | словесный | фронтальная работа | Повторение пройденного материала | Коммуникативные Регулятивные |
Постановка учебной задачи. Цель: формировать умение формулировать тему и цель урока | 2-3 мин | Что есть общего у всех растений? Выскажите предположение, о чем мы будем говорить на уроке? Да. Сегодня вы получите новые знания о частях растения и использовании их человеком. Рассмотрите условные обозначения и расскажите, как мы будем работать? (Приложение 2) | Ответы учащихся (корень, стебель, листья, плоды) (продолжим узнавать новое о растениях) Ответы учащихся (работа в парах, подумай, расскажи) | словесный и наглядной передачи информации | фронтальная работа | Определение учебной задачи | Познавательные (выделять познавательную цель) Коммуникативные (слушать мнения друг друга) Регулятивные (составлять план действий) |
«Открытие» детьми нового знания. Цель: дать новые знания о частях растений, их использовании человеком, развивать умение работать с информацией, решать проблемные вопросы, развивать речевые умения | 7-10 мин | Отгадайте Загадки . 1.Он не ходит, а живой. Зарылся в землю с головой 2. Из почки появляются, весною распускаются Осенью – увядают и все опадают. 3. Нарядные сестрёнки весь день гостей встречают, медом угощают О каких частях растений не было загадок? А теперь прослушайте сообщение ваших товарищей о частях растений. | Ответы детей (корень, листья, цветы) Ответы детей (стебель) Заслушивание сообщений (Приложение 3) |
Словесный, наглядной, передачи информации | фронтальная работа | Усвоение информации | Познавательные (получение необходимой информации из имеющихся источнков) Коммуникативные (умение слушать) |
Физкультминутка | 2 мин | Подрастает зёрнышко- Потянулось к солнышку. С ветерком оно играет, Ветерок его качает, К земле низко прижимает- Вот как весело играет! | Дети повторяют движения за учителем | ||||
Первичное закрепление. Цель: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы в изученном материале | 5-7 мин | Откройте тетради на стр.16 и найдите задание №14. Нарисовать недостающие части растений | Работа в тетрадях, взаимопроверка | Практический | Парная работа | Проверка усвоения информации | Познавательные (извлечение необходимой информации) Регулятивные (проявлять познавательную инициативу) Коммуникативные (умение общаться в паре) |
Закрепление новых знаний и способов действий Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий | 4-5 мин | Работаем по группам. Задание: соберите правильно рисунок на котором перепутаны части растений. | Работа с пазлами (Приложение 4) Проверка. Оцени свою работу и работу Маши и Миши. Кто правильно выполнил задание? Учебник стр.21 (отвечает 1 человек от группы) | Практический, наглядный, словесный | Групповая работа, индивидуальная | Повторение частей растений и их расположения | Познавательные (извлечение необходимой информации) Регулятивные (проявлять познавательную инициативу) Коммуникативные (умение общаться в группе) |
Включение в систему знаний и повторение Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий, обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знаний | 4-5 мин | Рассмотрите карточки и соедините стрелкой, какую часть растений использует человек в пищу (Приложение 5) Проверка. Перечислите у каких растений человек использует в пищу корень; листья; плоды; стебель? | Работа с карточками Ответы обучающихся | Наглядный, практический | Индивидуальная работа | Применение полученных знаний в жизни | Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса. Речевая деятельность. Познавательные: извлечение необходимой информации из имеющихся источников: Коммуникативные: умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
Рефлексия деятельности. Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способов действий учащихся в рамках изученной темы | 2-3 мин | Давайте поиграем. Игра «Съедобное- несъедобное» Я буду называть части растений, а вы хлопайте в ладоши, если эти части растений мы употребляем в пищу, а если нет — топайте ногами. (Яблоко, лист осины, плод моркови, стебель ромашки, лист капусты, корень свеклы, цветок колокольчика, плод земляники, плод вишни) | Дети играют | игровой | Игра Фронтальная беседа | Знание частей растений | Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса. Познавательные: извлечение необходимой информации из имеющихся источников: Коммуникативные: умение слушать и слышать Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
Подведение итогов занятия Цель: дать качественную оценку работы | 2-3 мин | Давайте подведём итог нашему занятию. Что больше всего запомнилось на уроке? Что нового узнали о растениях? Что показалось самым важным? Теперь оцените свои знания и свою работу на уроке и сделайте вывод. А я желаю вам новых успехов и новых интересных открытий. | Ответы учащихся Оценивание работы на уроке Оценить свою деятельность | Словесный | Фронтальная беседа | Подведение итогов | Коммуникативные: умение адекватно оценивать свою деятельность |
nsportal.ru
Картинка для 1 класс «Части растений» (32 фото) ⭐ Забавник
Ученики первых классов должны знать основные части растений. Для этого существуют методические пособия с картинками. Подборка картинок с частями растений ниже.
Растение картофеля
Части растения
Части растения
Собрать
Зачем растениям нужны корни
Части растения
Какие части растения вы знаете
Кабачок
Огурец
Растения
Найти части растений
Растения и его части
Растение
Стебель
Что такое растение
Вопросы про растения
Сушеные растения
Строение цветка
Ваша оценка очень важна: Загрузка…Поделиться на Facebook
Поделиться в ВК
Поделиться в ОК
Поделиться в Twitter
zabavnik.club
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Части растений»
Структура урока «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.
Класс: 1 УМК «Перспективная начальная школа»
Предмет: Окружающий мир
Автор курса:О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов
Тема урока: Части растений
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая
Цели урока:
Образовательные
формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность;
знакомство с частями растений.
Развивающие
Создание условий для личностного развития ученика;
Активизация самостоятельной деятельности;
Развитие способностей к конструктивному творчеству, умению наблюдать и делать выводы;
Развитие мышления, внимания, памяти.
Воспитательные
Создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию
природных богатств; ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.
Задачи урока:
Предметные: повторить и расширить представления детей о растениях, их частях; использовании в жизни человека, продолжить обучение детей наблюдениям и формулировке их результатов. Формировать представления о связях природы и человека
Метапредметные:
Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
Регулятивные:
Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные:
Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста и практической работы
Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений
Личностные: формирование позитивной самооценки.
Оборудование: : учебники, тетради для самостоятельной работы; карточки с заданиями, рисунки с изображением растений и их частей
Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод, деятельностный.
Название этапа, цель
Временные рамки этапа
Содержание этапа
Применяемые методы
Формы взаимодействия
Результат взаимодействия
Перечень универсальных учебных действий, формируемых на данном этапе
Деятельность учителя
Деятельность
детей
Самоопределение к деятельности.
Цель: активизировать внимание учащихся, положительный настрой на урок
1-2 мин
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок
Вы проверьте – ка. ребятки,
Все ль у вас лежит в порядке?
На партах должны лежать учебники, тетради, карточки, карандаши
Настрой на рабочий лад, проверка готовности к уроку
словесный
фронтальный
Настрой на урок, снятие стресса
Актуализация знаний и мотивация.
Цель: установить правильность, полноту и осознанность знаний предыдущего материала, формировать положительное отношение к учебному труду, развивать умение слушать и слышать
4-5 мин
О чём речь?
— У каждого из нас есть множество друзей. Они заботятся о нас, дарят нам красоту, чистый воздух и радость.
На какие группы делятся растения?
Отгадайте загадки. Ответы распределите по группам.
(Приложение 1)
Чем отличаются деревья от кустарников?
Чем травы отличаются от деревьев и кустарников?
Подведение итогов. Оценивание правильности и полноты ответов
Ответы учащихся
(растения)
Дети расставляют карточки (деревья, травы, кустарники)
Распределяют отгадки по группам
Ответы учащихся
(у дерева один ствол, У кустарников несколько)
(у трав стебель травянистый, а у деревьев и кустарников ствол древовидный)
словесный
фронтальная работа
Повторение пройденного материала
Коммуникативные
Регулятивные
Постановка учебной задачи.
Цель: формировать умение формулировать тему и цель урока
2-3 мин
Что есть общего у всех растений?
Выскажите предположение, о чем мы будем говорить на уроке?
Да. Сегодня вы получите новые знания о частях растения и использовании их человеком.
Рассмотрите условные обозначения и расскажите, как мы будем работать?
(Приложение 2)
Ответы учащихся
(корень, стебель, листья, плоды)
(продолжим узнавать новое о растениях)
Ответы учащихся (работа в парах, подумай, расскажи)
словесный и наглядной передачи информации
фронтальная работа
Определение учебной задачи
Познавательные (выделять познавательную цель)
Коммуникативные (слушать мнения друг друга)
Регулятивные (составлять план действий)
«Открытие» детьми нового знания.
Цель: дать новые знания о частях растений, их использовании человеком, развивать умение работать с информацией, решать проблемные вопросы, развивать речевые умения
7-10 мин
Отгадайте
Загадки .
1.Он не ходит, а живой.
Зарылся в землю с головой
2. Из почки появляются, весною распускаются
Осенью – увядают и все опадают.
3. Нарядные сестрёнки весь день гостей встречают, медом угощают
О каких частях растений не было загадок?
А теперь прослушайте сообщение ваших товарищей о частях растений.
Ответы детей
(корень, листья, цветы)
Ответы детей (стебель)
Заслушивание сообщений
(Приложение 3)
Словесный, наглядной, передачи информации
фронтальная работа
Усвоение информации
Познавательные (получение необходимой информации из имеющихся источнков)
Коммуникативные (умение слушать)
Физкультминутка
2 мин
Подрастает зёрнышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет, Ветерок его качает,
К земле низко прижимает-
Вот как весело играет!
Дети повторяют движения за учителем
Первичное закрепление.
Цель: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы в изученном материале
5-7 мин
Откройте тетради на стр.16 и найдите задание №14.
Нарисовать недостающие части растений
Работа в тетрадях, взаимопроверка
Практический
Парная работа
Проверка усвоения информации
Познавательные (извлечение необходимой информации)
Регулятивные (проявлять познавательную инициативу)
Коммуникативные (умение общаться в паре)
Закрепление новых знаний и способов действий
Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий
4-5 мин
Работаем по группам.
Задание: соберите правильно рисунок на котором перепутаны части растений.
Работа с пазлами
(Приложение 4)
Проверка. Оцени свою работу и работу Маши и Миши. Кто правильно выполнил задание?
Учебник стр.21 (отвечает 1 человек от группы)
Практический, наглядный, словесный
Групповая работа, индивидуальная
Повторение частей растений и их расположения
Познавательные (извлечение необходимой информации)
Регулятивные (проявлять познавательную инициативу)
Коммуникативные (умение общаться в группе)
Включение в систему знаний и повторение
Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий, обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знаний
4-5 мин
Рассмотрите карточки и соедините стрелкой, какую часть растений использует человек в пищу
(Приложение 5)
Проверка. Перечислите у каких растений человек использует в пищу корень; листья; плоды; стебель?
Работа с карточками
Ответы обучающихся
Наглядный, практический
Индивидуальная работа
Применение полученных знаний в жизни
Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса. Речевая деятельность.
Познавательные: извлечение необходимой информации из имеющихся источников: Коммуникативные: умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Рефлексия деятельности.
Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способов действий учащихся в рамках изученной темы
2-3 мин
Давайте поиграем. Игра «Съедобное- несъедобное»
Я буду называть части растений, а вы хлопайте в ладоши, если эти части растений мы употребляем в пищу, а если нет — топайте ногами.
(Яблоко, лист осины, плод моркови, стебель ромашки, лист капусты, корень свеклы, цветок колокольчика, плод земляники, плод вишни)
Дети играют
игровой
Игра
Фронтальная беседа
Знание частей растений
Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса.
Познавательные: извлечение необходимой информации из имеющихся источников: Коммуникативные: умение слушать и слышать
Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Подведение итогов занятия
Цель: дать качественную оценку работы
2-3 мин
Давайте подведём итог нашему занятию.
Что больше всего запомнилось на уроке?
Что нового узнали о растениях?
Что показалось самым важным?
Теперь оцените свои знания и свою работу на уроке и сделайте вывод.
А я желаю вам новых успехов и новых интересных открытий.
Ответы учащихся
Оценивание работы на уроке
Оценить свою деятельность
Словесный
Фронтальная беседа
Подведение итогов
Коммуникативные: умение адекватно оценивать свою деятельность
infourok.ru
Конспект по окружающему миру на тему «Части растений» (1 класс)
Головина В.Ю.
Применение технологии развития критического мышления на уроке окружающего мира в 1-м классе.
Тема урока: «Части растений»
Цели урока:
— сформировать представление о частях растения, показать что все части важны и взаимосвязаны между собой;
— развивать творческие способности, речь;
— воспитывать бережное отношение к растениям.
Приемы технологии развития критического мышления: составление кластера, сочинение синквейна.
План урока:
— стадия вызова — постановка познавательной задачи,работа парами, составление кластера на доске;
— стадия осмысления – слушание рассказа учителя и просмотр призентации о частях растения, постановка вопросов по содержанию;
— стадия рефлексии -исправление и дополнение кластера, самостоятельная работа, сочинение синквейна.
Содержание урока.
I. Определение темы.
Каждая парта получает задание: собрать из отдельных частей картинку, на которой изображено растение.
-Если вы правильно соберете картинку, вы узнаете тему нашего урока.
-Сегодня на уроке вы узнаете много интересного о частях растения.
II. Стадия вызова.
-Поработайте парами, рассмотрите собранную картинку и выделите части растения.
Дети работают, затем сообщают какие части растения они увидели. По ходу выступления детей заполняется кластер на доске.
части растения
корень листья стебель
цветок плод с семенами
Стадия осмысления.
Рассказ учителя о частях растения с использованием призентации «Части растений»/
-Давайте рассмотрим слайды — из каких частей состоит растение. На примере яблони и шиповника мы видим части растений: корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.
— Зачем растениям нужны корни?
Корень нужен растениям для того чтобы впитывать влагу и брать питание из почвы, а также прочно удерживать растение в земле. Корни могут быть различными, но у большинства растений они растут вниз и в стороны. Например, корни у дуба и ели большие и разветвленные. Однако корни не просто « сидят» в почве, а помогают растению расти.
По мере роста корни утолщаются и накапливают в своем теле большое количество сахара и крахмала, необходимые для питания и роста растения.
У моркови, свеклы и репки эти питательные вещества запасаются прямо в корнеплодах (то что мы употребляем в пищу).
Лист является своеобразной визитной карточкой любого растения. Каждая разновидность растения имеет свою форму листа, поэтому по нему легко установить с какого растения он сорван.
В клетках листа находятся невидимые для глаза зернышки особого вещества – хлорофилла– которые превращают воду и углекислый газ в питательные вещества – сахар и крахмал, без которых растения не могли бы жить и расти. Чтобы производить хролофилл растению нужен свет.
Листья называют « фабрикой жизни», т.к. они выделяют кислород, который необходим для жизни.
У лиственных растений листья осенью опадают. Хвойные растения остаются вечно зеленые. Они тоже периодически сбрасывают хвоинки, только не сразу, а частями.
Есть листья хищники. Например – венерина мухоловка – уникально среди растений. Ее листья покрыты клейкими волосиками, а цветки очень душисто пахнут, привлекая насекомых. Когда бедняжки садятся на такие листочки, то листья загибаются и заворачивают свою жертву. Переварив ее, они разворачиваются и ждут новую жертву.
Стебель у растений различен. У деревьев стебель один, он высокий, прочный, покрытый корой ствол . У кустарников имеется несколько стеблей-стволиков. У травянистых растений стебель тонкий , мягкий , сочный. Стебли огурца, тыквы, арбуза стелются по земле. Стебли некоторых кактусов похожи на зеленые шары с колючками вместо листьев.
Цветы нужны растению , чтобы размножаться. Именно цветы образуют семена , необходимые для создания новых растений.
Цветок состоит из чашелистиков, лепестков, пестика и тычинок. Тычинки и пестик-это части необходимые для образования семян. Тычинка вырабатывает пыльцу, которая попадает на пестик. Этот процесс называется опылением.
Опыление бывает разным (внутри самого цветка, с помощью насекомых). В результате опыления в цветке образуются семена , которые падают в почву. Из них вырастают новые растения.
Форма и размеры плодов поражают своим разнообразием .Многие плоды созревая изменяют цвет, вкус, запах…В 1977году был выращен самый большой плод тыквы -233кг.
Фронтальный опрос.
— Что интересного, нового узнали?
— Какие части растения вы запомнили?
IV.Стадия рефлексии.
1.Исправление кластера.
— Рассмотрим кластер нужно ли что-то добавить или исправить?
2. Самостоятельная работа.
Закрепить и проверить изученный материал.
— Найдите и подпишите части данного растения. Какой части растения не хватает, дорисуйте эту часть.
3. Творческая работа.
— Напишите синквейн на тему «части растения»:
1-я строка – название
2-я строка –описание темы
3-я строка- действие
4-я строка-чувство
5-я строка –повторение сути
4. Проверка
Дети зачитывают самые удачные синквейны
Оценка своей работы.
— Что вы узнали?
— Какие части растений вы знаете?
— Какая работа вам понравилась, где встретились с трудностями?
infourok.ru
Урок по естествознанию в 1 классе тема «Части растений»
(Г)1. Упражнение «Собери растение»
Составляют из частей целое растение. Обсуждают, какое растение получилось. Выясняют сходство и различие. В каждой группе должны получиться дерево, кустарник, цветок. (1 группа выполняет задание у доски)
— Сложите их в такой последовательности, чтобы получилось целое растение.
— Что у вас получилось?
— Что общего у всех растений?
— Как вы считаете, у каждого растения есть эти части?
Учащиеся приходят к выводу, что растения могут различаться по форме и размеру, но они имеют одинаковые основные части.
— Назовите основные части растений.
— Показывают корень, стебель, листья, цветок. (Дети берут в руки каждую часть растения и показывают учителю)
— Все ли части растений мы показали?
— Давайте произнесём названия частей растений на других языках?
Корень-тамыр-roots(рутс)
Стебель-сабағы – stem(стэм)
Лист-жапырақ-leaf(лиф)
Цветок-гүл-flower (флауэр)
Плод-ұрық- fruit (фрут)
Семена-тұқым-seed (сид)
ФО
(П)2. Упражнение «Мы — изучаем»
Сравнивают свои картинки с иллюстрацией в учебнике.
— Давайте проверим, правильно мы выделили части растений?
— Найдите и назовите на рисунке части растений.
Делают вывод о том, что все растения имеют одинаковые части.
— Какие части растения расположены над землёй?
Зачем растению стебель, лист, цветок?
— Какие части растения расположены под землёй?
Зачем растению корень,
— Назовите друг другу основные части растений
Глоссарий.
ФО
Динамическая пауза
На окне в горшочках Поднялись цветочки. К солнцу потянулись, Солнцу улыбнулись. К солнышку листочки Повернут цветочки, Развернут бутоны, В солнышке утонут. | Дети сидят на корточках . Медленно встают. Тянутся на носочках, подняв руки вверх. Разводят руки в стороны ладонями вверх. Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе Соединяют ладошки над головой Раскрывают ладошки-бутоны. |
(И)3. Дифференцированное упражнение «Части растений»
Дорисуйте недостающие части растения.
корень лист стебель цветок | Этой частью растение дышит, ловит солнечные лучи. Им растение берёт из почвы воду с питательными веществами. Самая красивая часть растения. Когда он отцветает, на его месте образуется плод. Через него вода с питательными веществами попадает в листья. |
Закончите рисунок. Соотнесите части растения и определите функции каждой части растения.
Уровень мышления | Критерий оценивания | Дескриптор |
-знание и понимание, | -дорисует и называет части растения, | — нарисует и называет части растения |
—применение | — соотнесет части растения, | — соотнесёт части растения |
-определяет функции частей растения | — определяет функции частей растения |
ФО
(К)4. Упражнение «Посмотри и ответь»
— Каждому ученику выдаётся яблоко разрезанное пополам
— Рассмотрите, что находиться внутри
— Какую роль выполняют семена растений?
— Рассматривают рисунки, называют плоды.
— Сравните плоды (по размеру, по форме, по окраске)
— Как ты думаешь, что образуется на месте цветка?
(П)5. Игра «Определи, чьи семена»
Учащимся раздаются коробочки с изображением различный растений и семена (н-р семена: тыквы, арбуза, гороха, кукурузы, подсолнечника и т.п.). Необходимо разложить семена по коробочкам.
ФО
(И,К)6. Упражнение «Семена»
(Исследование с использованием навыка- наблюдение, семена замачиваем заранее и наблюдаем каждый день)
— Как появляются растения?
— Рассмотрите семена
— Что изменилось в семенах через 3 дня, 6 дней?
— Какая часть появилась первой?
— Что появляется после корня?
— Какой вывод можно сделать?
Динамическая пауза
Выполняют движения со словами:
Вот так яблоко! Оно
Соку сладкого полно.
Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать-
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!
(И)7. Упражнение «Как прорастают семена»
Нарисуйте то, что увидели в ходе исследования «Семена».
ФО
(К)7. Игра «Проверь себя»
При ответе “Да” делают хлопок. При ответе “нет” разводят руками.
– Из семян кабачка вырастает клубника? (нет)
– Внутри плодов находится семена? (да)
– У плода помидора есть внутри семена? (да)
– Корень, стебель, лист, цветок, плод, семена – это основные части растений? (да)
– Верно ли, что плоды образуются на листьях? (нет)
– Яблоко – это плод? (да)
ФО
videouroki.net