Здоровый дошкольник – . , — .
№ п/п | Содержание | Возрастные группы | Особенности организации режима | Ответственные | Срок исполнения |
1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА | |||||
1.1 | Организация оптимальной жизнедеятельности детей, в том числе в адаптационный период, создание комфортного режима | Все | Ежедневно, в течение дня | Администрация воспитатели, медперсонал | В течение года |
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА | |||||
2.1 | Утренняя гимнастика | Все | В зале, в группе | Воспитатель, инструктор | В течение года |
2.2 | Организованная образова-тельная деятельность «Физическое развитие» | Все | В зале | Воспитатель, инструктор | В течение года |
2.3 | Динамические паузы | Все | Между занятиями и различными видами деятельности | Воспитатель | В течение года |
2.4 | Физкультурные минутки (в зависимости от вида и содержания занятия) | Все | Ежедневно, по мере необходимости | Воспитатель | В течение года |
2.5 | Оздоровительная гимнастика после сна | Все | Ежедневно | Воспитатель | В течение года |
2.6 | Подвижные игры различной динамической активности, а так же с элементами спорта | Все | Ежедневно, преимущественно во время прогулки, а так же в физкультурном зале и группе | Воспитатель, инструктор | В течение года |
2.7 | Физкультура на прогулке | Все | Еженедельно | Воспитатель, инструктор | В течение года |
2.8 | Спортивные праздники, досуги, развлечения | Дети среднего и старшего дошкольного возраста | Ежеквартально | Воспитатель, инструктор | В течение года |
2.9 | Самостоятельная двигательная деятельность детей | Все | Ежедневно в группе и на воздухе | Воспитатель | В течение года |
2.10. | Индивидуальная работа по отработке определенных спортивно-двигательных навыков | Все | Ежедневно на прогулке | Воспитатель, инструктор | В течение года |
3.ОХРАНА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ | |||||
3.1 | Использование приемов релаксации, минуты тишины, музыкальная пауза, засыпание под спокойную музыку или чтение детской художественной литературы, арт-терапия | Все | Ежедневно | Воспитатель, педагог-психолог, узкие специалисты | В течение года |
3.2 | Создание положительного микроклимата в группе | Все | Ежедневно | Все участники образовательного процесса | В течение года |
4.ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ | |||||
4.1 | Дыхательная гимнастика | Все | Ежедневно, во время утренней гимнастики и физкультурных занятий, после сна | Воспитатель, инструктор | В течение года |
4.2 | Самомассаж | Все | Ежедневно | Воспитатель, инструктор | В течение года |
5. ОЗДОРОВЛЕНИЕ ФИТОНЦИДАМИ | |||||
5.1 | Оздоровление чесноком, зеленым луком | Все | Ежедневно, во время обеда | Воспитатели, пом. воспитателя | ноябрь-март |
5.2 | Ароматизация помещений (антиаллергенные натуральные масла /хвоя, герань, цитрусовые/) | Все | Ежедневно, в течение дня | Воспитатели, пом. воспитателя, медперсонал | ноябрь-март |
6. ВИТАМИНОТЕРПИЯ | |||||
6.1. | Витаминизация 3-го блюда, прием сока, фруктов | Все | Ежедневно | Медперсонал, шеф-повар | В течение года |
7. ЗАКАЛИВАНИЕ С УЧЕТОМ СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА | |||||
7.1. | Утренний прием на свежем воздухе | Все | Ежедневно в теплый период | Воспитатель | Май-сентябрь |
7.2. | Воздушные ванны (облегченная одежда соответствующая сезону) | Все | Ежедневно в теплый период | Воспитатель | Май-сентябрь |
7.3. | Прогулка на воздухе | Все | Ежедневно | Воспитатель | В течение года |
7.4. | Босохождение (в физкультурном зале, группе по дорожкам здоровья) | Все | Ежедневно | Воспитатель, инструктор | В течение года |
7.5. | Босохождение по траве | Все | Во время отдыха на природе | Родители | Май-сентябрь |
7.6. | Умывание в течение дня прохладной водой | Все | Ежедневно после прогулки и сна | Воспитатели | В течение года |
7.7. | Полоскание или питье кипяченой воды комнатной температуры | Все | Ежедневно после прогулки и сна | Воспитатели | В течение года |
7.8. | Мытье рук с предплечья | Все | Ежедневно | Воспитатель | В течение года |
7.9. | Обливание и мытье ног прохладной водой | все | В летний оздоровительный период | Воспитатели, пом. воспитателя | Июнь-август |
nsportal.ru
Проект (старшая группа) на тему: ПРОЕКТ: «Здоровый дошкольник»
МАДОУ «Детский сад № 36 комбинированного вида»
ПРОЕКТ:
«Здоровый дошкольник»
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной
категории
Дубовова Н.В.
го Саранск – 2017
Тип проекта:
Долгосрочный, групповой, познавательно-творческий.
Участники проекта:
Дети, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию, заведующая, старший воспитатель.
Актуальность темы:
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом и безопасном образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.
Дети дошкольного возраста имеют очень мало представлений о своем теле и возможностях организма, у них не сформированы представления о бережном отношении к своему здоровью.
Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Цель проекта:
Создание условий для формирования основ здорового образа жизни, осознанного отношения к собственному здоровью.
Задачи:
1. Формировать у детей чувство ответственности за сохранения и укрепления своего здоровья.
2. Развивать физические качества дошкольников.
3. Воспитывать любовь к физическим упражнениям, закаливанию, занятиям спортом.
4. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
Гипотеза:
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о пользе и закаливании организма, правилах ухода за телом, значении витаминов для здоровья человека, у детей повысится двигательная активность, физические качества, снизится заболеваемость, родители будут заинтересованы данной проблемой, то можно считать, что цель и задачи моего проекта выполнены.
Обеспечение проекта:
Спортивный зал.
Медицинский кабинет.
Оздоровительный блок.
Комната релаксации.
Творческая деятельность воспитателей, детей и родителей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре.
1. Проведение праздников и развлечений в детском саду:
Зимние олимпийские игры.
Спортивное соревнование «Мама, папа, я – спортивная семья».
День защитников Отечества.
2. Выставки детского творчества, сотворчество детей и родителей:
Конкурс рисунков «Зимние забавы». «Мы гуляем на участке».
Смотр-конкурс спортивных уголков в группе.
Смотр-конкурс «Зимняя площадка ДОУ».
Выставка фотографий «Мой выходной день».
Оснащение предметно-развивающей среды в группе;
Атрибуты для утренней гимнастики.
Атрибуты для подвижных игр.
Пособия для развития ловкости.
Пособия для развития движения.
Оборудование для профилактики плоскостопия.
Картотеки утренних, артикуляционных, дыхательных, пальчиковых гимнастик.
Работа с родителями.
Посещение организованной деятельности детей.
Родительские собрания, консультации, беседы, наглядная пропаганда.
Участие родителей в физкультурно- оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада (во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий).
Взаимодействие с другими организациями:
Экскурсия в ЦОП.
Экскурсия в школу бокса им. О.Маскаева.
Посещение детьми бассейнов совместно с родителями.
Посещение секций по спортивной гимнастике.
Этапы:
1 этап – подготовительный.
Определение задач, которые будут решаться с детьми, родителями.
Разработка модели взаимодействия всех участников проекта.
Определение прогнозируемого результата.
Обсуждение проекта с родителями.
Выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
Определение содержания деятельности всех участников проекта.
2 этап – практическая реализация проекта.
Составление перспективных планов, конспектов НОД, сценариев праздников.
3 этап – заключительный – подведение итогов.
Зимние олимпийские игры.
Спортивное соревнование «Мама, папа, я – спортивная семья».
День защитников Отечества.
НОД: «Путешествие в лес».
Проверка знаний воспитанников и оформление диагностических карт.
Предполагаемый результат.
Снижение уровня заболеваемости.
Повышение уровня физической подготовленности.
Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
Перспектива на будущее.
Наши воспитанники, я думаю, будут и в дальнейшем в школе продолжать повышать полученные знания в вопросах здоровьесбережения и использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения психофизических способностей и общего развития.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Презентация проекта:
Оформление творческого пакета. Представление проекта.
nsportal.ru
«ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК» — PDF
«ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 1 г. БЕЛИНСКИЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МДОУ ДС 1 г. Белинский Спицына И.Б. 20 г. ПРОЕКТ «ЗДОРОВЫЙ
ПодробнееКРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ учебный год.
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 38 муниципального образования Тимашевский район
ПодробнееКраткая презентация программы
Краткая презентация программы Основная образовательная программа МБДОУ детский сад 1 «Огонек» города Рудни обеспечивает разностороннее развитие детей от 1года 6 месяцев до 8лет с учетом их возрастных и
ПодробнееПРОЕКТ. «Олимпийские надежды»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей 3 «Ручеѐк» ПРОЕКТ «Олимпийские надежды»
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Годовой план инструктора по физической культуре содержит: цель, задачи воспитательно-оздоровительной работы на год, прогнозируемый результат. Годовой план включает: Работу с педагогами.
ПодробнееАвтор программы Костина О.В
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида» Автор программы Костина О.В г. Когалым 2015 год Цель: — Создание условий для повышения эффективности
ПодробнееКраткая презентация программы
Краткая презентация программы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад «Теремок» 9 реализует образовательную программу дошкольного образования в группах
Подробнее«Здоровьесберегающие технологии в ДОО»
«Здоровьесберегающие технологии в ДОО» Нормативно-правовая база: Конституция РФ Конвенция о правах ребенка Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Закон «Об образовании в РФ» Устав ГБОУ Гимназия
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Основанием для планирования и осуществления образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад 0 с.михайловское» служат следующие нормативные документы: Федеральный закон от 9.1.01г.
ПодробнееУЧЕБНЫЙ ПЛАН. на учебный год
Выкипировка из основной общеобразовательной программы УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2015-2016 учебный год Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
ПодробнееРаздел 1. Общие сведения
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ 1.1. Наименование Пензенской образовательной технологии (далее — ОТ) 1.2. Подразделения, организации, вовлеченные в ОТ 1.3. Руководитель ОТ, координатор
ПодробнееОхрана и укрепление здоровья детей.
Охрана и укрепление здоровья детей. Физическое развитие и воспитание дошкольников является приоритетным направлением в деятельности ДОУ, потому что здоровье ребенка это основа успешного формирования, развития
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе для средней группы структурного подразделения детского сада «Ветерок» ГБОУ СОШ «ОЦ» пос.серноводск 2014-2015 учебный год Рабочая программа составлена в соответствии
ПодробнееФизкультурно-оздоровительная работа
Физкультурно-оздоровительная работа Физкультурно-оздоровительная работа в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад 17 Здоровье человека определяется многочисленными внутренними
ПодробнееУчебный план на учебный год
«Согласовано» «Утверждаю» Заведующая отделом Заведующая МБДОУ 66 дошкольного образования «Детский сад управления образования комбинированного вида» г. Кемерово Л.В. Ставила М.Е. Погосян 2015 г. 2015 г.
Подробнеегородского округа Самара
Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад 403» городского округа
Подробнееи узких специалистов МБДОУ
Аннотация к рабочим программам воспитателей и узких специалистов МБДОУ Рабочая программа (далее Программа) нормативный документ, который является неотъемлемой частью образовательной программы МБДОУ. Она
ПодробнееОхрана и укрепление здоровья детей.
Охрана и укрепление здоровья детей. Физическое развитие и воспитание дошкольников является приоритетным направлением в деятельности ДОУ, потому что здоровье ребенка это основа успешного формирования, развития
ПодробнееПояснительная записка
Утверждаю: Заведующая МБДОУ детский сад 5 «Колокольчик» О.В. Белоцерковская Приказ 19 от 30. 08.2017 Учебный план на 2017 2018 учебный год Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения
ПодробнееФГОС ДО, ЕГО СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
ФГОС ДО, ЕГО СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФГОС Единство образовательного пространства Зона ближайшего развития Индивидуализация образования Образовательная область Педагогическая диагностика
ПодробнееТема: «Спорт плюс отдых»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3 «Дюймовочка» Проект По формированию основ здорового образа жизни среди детей и родителей средней группы «Радуга» Тема: «Спорт
ПодробнееВ течение года МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
досуговым мероприятиям) Творческие группы ( по разработке мероприятий введения ФГОС ДО в деятельность МКДОУ 10 «Ивушка»; смотров, внутрисадовых конкурсов и др.) В течение Ст. Решение различных вопросов.
ПодробнееСОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.1.1 Цели и задачи реализации Программы 4-5 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 5-6 1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы
ПодробнееПРОЕКТ «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
Смычагина Ольга Михайловна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Северяночка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей» Ямало-Ненецкий
ПодробнееПрограмма направлена на:
Презентация Основной общеобразовательной программы программы дошкольного образования детского сада 12 «Солнечная полянка» в группах общеразвивающей направленности на 2016 2017 учебный год. Детский сад
ПодробнееГОДОВОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН
ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада 48 г. Кинешма На 2013 2014 учебный год Старший воспитатель: Царькова Анастасия Владимировна Годовые
Подробнее1. Образовательная деятельность
Содержание плана: 1. Образовательная деятельность с детьми в летний оздоровительный период осуществляется посредством реализации педагогических проектов. Построение таким образом образовательной деятельности
Подробнее«Безопасное детство»
Государственное бюджетное образовательное учреждение ГБОУ Школа 627 имени генерала Д.Д. Лелюшенко Департамента образования города Москвы Программа формирования основ безопасного поведения у воспитанников
ПодробнееГОДОВОЙ ПЛАН НА УЧЕБНЫЙ ГОД
УТВЕРЖДЕН приказом МБДОУ «Детский сад 22» 30 от 31.08.2017 г. ГОДОВОЙ ПЛАН НА 2017 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД ПРИНЯТ решением Педагогического совета протокол 1 от 30. 08. 2017 г. г. Гатчина Цель: создание благоприятных
ПодробнееПедагогический проект
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 158» Ленинского района г. Саратова Педагогический проект по физической культуре Тема: «Первые шаги ГТО» Выполнили:
Подробнееdocplayer.ru
Научная работа «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ через использование технологии «Здоровый дошкольник» Ю. Ф .Змановского
Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ через использование технологии «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и пр. Необходимость комплексного похода к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Поэтому педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад №118» г. Чебоксары в течение многих лет целенаправленно работает над проблемой воспитания здорового ребенка.
Данная проблема перед коллективом детского сада не возникла стихийно. Проводя различные мероприятия, связанные с оздоровлением детей, имея неплохую материальную базу: оборудованный физкультурный зал, спортивную площадку с летним бассейном, оборудованный медицинский кабинет, педагоги обратили внимание на то, что заболеваемость детей не снижается, а, наоборот, по некоторым показателям дает рост. Анализ физического развития детей выявил тенденцию снижения гармонично развитых детей и увеличение детей с дисгармоничным развитием.
Учитывая сложившуюся ситуацию, запрос родителей, и проанализировав современные здоровьесберегающие программы, технологии, совет педагогов детского сада решил взять направление работы по физическому развитию дошкольников. За основу была взята авторская технология доктора медицинских наук профессора Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник». Технология привлекла тем, что оздоровление детей осуществляется не медикаментозными средствами, а естественными силами природы, что обеспечивает не только физическое, но и эмоциональное развитие детей. Физкультурно-оздоровительное направление осуществляется комплексно, несёт в себе и воспитательную нагрузку – формирование у ребёнка потребности здорового образа жизни. Реализация технологии носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер, имеет физиологическое обоснование каждого раздела, учитываются закономерности возрастной психофизиологии, педагогической психологии и спортивной медицины. Рекомендуемые средства и методы просты и не требуют необходимости в приобретении дорогостоящего оборудования, специальной переподготовки педагогов ДОУ. [Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. 1991, с. 21].
Технология «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского состоит из 6 разделов:
Диагностика, т.е. определение исходных показателей состояния здоровья и физического развития детей;
Рациональная организация двигательной активности детей;
Система эффективного закаливания;
Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов;
Обеспечение рационального питания;
Создание условий для оздоровительных режимов детей.
Начиная работу по определению исходных показателей, мы пользовались рекомендациями автора. Были изучены антропометрические показатели, включены определение длины и массы тела, а также индексов отношения длины тела к возрасту и массы тела к длине. Эти показатели отражают гармоничность развития ребенка.
Тесты по характеристике двигательной подготовленности проводятся воспитателями и инструктором по физкультуре, включают в себя стандартные параметры: бег на 10/30 м. в секундах, прыжки в длину с места в сантиметрах, метание веса 160-300г. правой и левой рукой в метрах. Также включается тест на «Общую выносливость»: дистанцию в метрах, которую ребенок пробегает со скоростью 1,0-1,2 м/сек. т.е. 2 коротких шага в секунду до появления одного из признаков начинающегося утомления: изменения ритма дыхания, нарушения перекрестной координации, покраснения кожи лица и т.д. Выявлена прямая корреляция между этим показателем и состоянием соматического здоровья ребенка. Чем больше пробегаемая дистанция, тем реже возникают респираторные заболевания. Также измеряется частота сердечных сокращений (в покое при стандартных пробах и ежедневных физических нагрузках), показатели артериального кровяного давления, пробы с задержками дыхания на вдохе и выдохе в секундах, ведется наблюдение за индивидуальной продолжительностью сна детей.
В диагностический комплекс также включены проявления биоритмологического профиля ребенка по околосуточной динамике умственной, физической работоспособности и эмоциональной реактивности. Эти показатели определяются педагогами при взаимодействии с родителями. Тестирование проводится в начале, середине (по отдельным параметрам) и в конце учебного года.
На основе мониторинга и с учетом основополагающих принципов технологии, для рациональной организации двигательной активности детей педагогами ДОУ разработана модель двигательного режима и детальный стратегический план улучшения здоровья.
Таблица 1.
Модель двигательного режима детей МБДОУ «Детский сад № 118» г.
4 раза в год
Воспитатели, инструктор по физкультуре
Физкультурный зал, спортивная площадка
Оздоровительный бег (ежедневно)
ежедневно
Воспитатели, инструктор по физкультуре
Территория ДОУ
Индивидуальная работа по развитию движений
ежедневно
воспитатели
Групповая, спортивная площадка
Физкультминутки
Ежедневно, на всех видах непосредственно-образовательной деятельности
воспитатели
Группа
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
ежедневно
воспитатель
Прогулочные площадки
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, закаливающие мероприятия
ежедневно
воспитатель
Группа
Неделя здоровья
2 раза в год
Воспитатель, инструктор по физкультуре
ДОУ
ЛФК
2 раза в неделю
Инструктор по ЛФК
Физкультурный зал
Эстрадные танцы
2 раза в неделю
Педагог — хореограф
Физкультурный зал
Прогулки-походы
2 раза в месяц в
воспитатели
Микрорайон
Каждое мероприятие, представленное в данной модели, способствует укреплению здоровья детей. Все проводимые мероприятия отличаются преобладанием циклических, прежде всего беговых упражнений и особенно их комбинаций (бег, прыжки, марш и др). во всех видах двигательной активности для тренировки и совершенствования общей выносливости – наиболее ценного оздоровительного качества.
Утренняя гимнастика, как один из важных компонентов двигательного режима, направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. При составлении комплекса утренней гимнастики, наряду с традиционной, стараемся внедрить разные ее типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения. Оптимальная двигательная активность детей во время утренней гимнастики достигается путем подбора упражнений разной степени интенсивности, определенного количества повторений их выполнения. В технологии Ю.Ф. Змановского не предлагаются конкретные комплексы, поэтому утреннюю гимнастику проводим по программе танцевально — игровой гимнастики «СА-ФИ-ДАНСЕ», Фирилевой Ж.Е. Сайкиной Е.Г. Принципы данной программы и технологии Ю.Ф. Змановского совпадают, гимнастические комплексы построены на основе повторяющихся циклических упражнений и сопровождаются музыкальным оформлением, что способствует улучшению эмоционального состояния детей.
Непосредственно-образовательную деятельность по физкультуре проводим согласно расписанию 3 раза в неделю. Система планирования работы по физическому воспитанию и связанный с ней медико-педагогический контроль позволяют организовать оздоровительную деятельность так, чтобы они способствовали усвоению Программы воспитания ребенка-дошкольника и обеспечивали оптимальный объем физической нагрузки и высокий уровень двигательной активности детей. В процессе непосредственно-образовательной деятельности медсестра проводит хронометраж, измеряет пульс, наблюдает за осанкой, дыханием, самочувствием детей, следит за физиологической реакцией ребенка на нагрузку. Комбинации фронтального и группового способов проведения позволяет повысить физическую нагрузку, моторную плотность занятия. Обязательный фрагмент каждого занятия составляют упражнения разминочного и гимнастического характера, упражнения способствующие улучшению осанки. Проводим обучение детей приемам мышечного расслабления.
Со средней группы внедряем оздоровительный бег. Самое главное в управлении процессом оздоровительного бега — постоянное уравновешивание программы введения режима нагрузок с состоянием и возможностями организма ребенка. Чтобы режим установленной нагрузки был максимально точным, необходим ежедневный экспресс – анализ. В этом залог эффективности занятия.
Исходную длительность бега определяем вместе с врачом детского сада для группы детей в целом и для отдельных детей индивидуально, основной и щадящий режим бега. Длину беговой дорожки вымеряем не только по количеству метров, но и по времени, которое затрачивается на пробежку одного круга в медленном темпе. Каждые две недели длительность бега увеличиваем на 15 секунд. В среднем в каждой возрастной группе в течение месяца длительность бега увеличивается от исходного времени на 3- 3,5 минуты. В критические месяцы возможных вспышек заболеваний и в периоды карантинов увеличение нагрузки приостанавливается. С переходом детей в следующую возрастную группу исходная длительность бега для них устанавливается по данным апреля-мая, но вновь под контролем врача. В выпускной группе дети ежедневно бегают от 7до 12 минут.
Перед оздоровительным бегом проводим разминку. Ее цель — разогреть мышцы, сделать подвижными суставы, настроить ребенка психологически. Прямо от крыльца дети на ходу начинают выполнять упражнения для различных групп мышц. Заканчивается разминка бегом на месте. Это необходимо для того, чтобы дети не «сорвались» с места, а побежали по дорожке в нужном темпе. Выполняя упражнения во время разминки, дети продвигаются вперед стайкой. Всю дистанцию воспитатель бежит с вместе детьми и следит за индивидуальной длительностью бега отдельных детей, предлагает сойти с дистанции и отдохнуть тем, кто явно устал, подбадривает остальных. Она находится то сбоку, то впереди, то сзади. Постепенно дети начинают пристраиваться друг за другом, вытягиваясь в цепочку, и бегут равномерно.
Заканчиваем оздоровительный бег еще большим замедлением темпа, переходом на ходьбу с выполнением упражнений на регулировку дыхания, расслабление, потом дети некоторое время отдыхают. Длительность отдыха зависит от того, как быстро пульс детей восстанавливается.
Пришедшим после болезни, вместо бега предлагаем пройти несколько кругов, пробежать меньшую дистанцию или не бежать вовсе, а просто гулять. В зимнее время бег заменяем ходьбой на лыжах, летом ездой на велосипеде.
В неделю два раза проводим эстрадные танцы, ЛФК. Это позволяет значительно расширить двигательный режим детей, разнообразить содержание, удовлетворять естественные потребности в движении и проявлять творческие способности в выборе движений.
При реализации 3-го раздела технологии мы придерживаемся принципам эффективного закаливания, предложенным Ю.Ф. Змановским. Он рассматривает закаливание как систему оздоровительно-профилактических воздействий, реализуемая таким образом, чтобы каждый момент пребывания ребенка в детском саду (и желательно — в домашней обстановке) характеризовался как благоприятный для становления аппарата физической терморегуляции.
Обязательным условием эффективного закаливания по методике Ю.Ф. Змановского является:
-наличие не перегревающей одежды на открытом воздухе и в помещениях. Ребенок, находящийся на открытом воздухе, должен быть одет так, чтобы при отсутствии движений он испытывал ощущение зябкости. Одежда должна быть легкой, позволяющей двигаться без затруднений.
-поддерживание определенной температуры воздуха в помещениях, не превышающей +18-+20градусов Цельсия, так как при более высокой сверхкомфортной температуре механизмы физической терморегуляции не развиваются и создаются условия для возникновения респираторных заболеваний.
— хождение босиком, при соблюдении постепенности в его интенсивности и продолжительности.
Кроме этого применяем специальные температурные закаливающие процедуры. Автор предлагает 2 основных метода контрастного закаливания:
-контрастные воздушные ванны с постепенно увеличивающейся разницей температур воздуха в двух помещениях, когда дети перебегают из одной комнаты в другую.
— контрастный душ, его методика близка вышеуказанной.
В условиях ДОУ мы используем 1-й активный метод – контрастные воздушные ванны, это перебежки из холодного помещения в теплое.
С целью оздоровления детей используем полоскание горла водой комнатной температуры, витаминотерапию, после физкультурных занятий в зале дети переходят в кабинет «Здоровейка» для аэроионотерапии (люстра Чижевского), фитотерапии, также проводим точечный массаж, в осеннее — зимний период используем оздоровление фитонцидами. Для профилактики заболевания органов зрения воспитатели проводят комплекс упражнений, направленный на снижение зрительного переутомления. Гимнастику после сна строим на основе корригирующих упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
В целях поддержания психологического здоровья, профилактики нарушений эмоционального состояния используем музыкотерапию, ароматерапию, арттерапию, специальные психопрофилактические и психокоррекционные мероприятия.
В реализации задач по решению проблемы воспитания здорового ребенка важно тесное взаимодействие и сотрудничество с семьей и социумом, это одно из условий эффективного оздоровления по технологии Ю.Ф. Змановского. Творческая группа педагогов разработала модель взаимодействия детского сада и семьи в условиях микросоциума (Приложение № 1.).
Целенаправленная, системная работа педагогического коллектива по технологии «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского дает положительные результаты. Мониторинг состояния здоровья воспитанников показал, что к концу дошкольного возраста прослеживается положительная тенденция снижения заболеваемости: число часто болеющих детей снизилось, не было случаев заболевания пневмоний и хроническим тонзиллитом за последние 3 года. Индекс здоровья повышается. Кроме того, дети научились владеть своим телом, стали пластичнее, проявляют осознанное отношение к физическим упражнениям, к выпускной группе появляется саморегуляция физической нагрузки на занятиях. Ежегодно 20 % наших воспитанников поступают в спортивные школы, являются победителями соревнований по лыжной гонке, в соревновании велосипедистов и др.
Список литературы:
Змановский Ю.Ф. К Здоровью без лекарств.-М.: Советский спорт,1991.
Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология 21 века / Авторы составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М., Саулина Т.Ф.- М.:Аркти, 2000.
Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского: Здоровый дошкольник./Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.М., и др., 2001.
Ефименко Н.Н., Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста».-М.:1999.
Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания.-М.,2005.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений., 2003.
infourok.ru
Программа «Здоровый ребенок» для ДОУ
Разделы: Работа с дошкольниками
“Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.
В.А.Сухомлинский
“Здоровье – это не всё, но всё без здоровья - ничто” — повторяет человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет. Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем всё более высокие требования к человеку и его здоровью.
Произошедшие в нашем обществе перемены отразились на состоянии здоровья всех возрастных групп. Наибольшую тревогу вызывает здоровье детей и подростков. По официальным данным ежегодно общий уровень отклонения в здоровье возрастает на 6,7%. Это, не считая хронических заболеваний. У каждого ребенка в возрасте до года можно определить не менее трех различных заболеваний. Новая социально-экономическая действительность диктует необходимость формирования культа здоровья в сознании подрастающего поколения.
В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира, даже во время войны. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.
В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписание В.В.Путиным Постановления “О повышении роли физической культуры спорта в формировании здорового образа жизни населения” показывает беспокойство государства за будущее страны.
Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать [11, 4]? Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Исследования М.Д.Маханевой, В.Г.Алямовской свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением [25, 73].
В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении из-за “заорганизованности” воспитательно-образовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями, отдыхом и т.д. Стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов и неизбежно ведут к ухудшению здоровья ребенка [25, 75].
Серьезным барьером, осложняющим жизнь ребенка, является тревожность. Причинами тревожности могут быть, во-первых, недостаток эмоциональной поддержки в семье и детском саду, во-вторых, недостаток информации (либо ее недостоверность), которая порождает эмоциональное заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревожность у детей может появляться по отношению к сверстникам, взрослым, к самому себе. Если взрослые невнимательно относятся к этой проблеме, она не исчезает бесследно, возникают эмоциональные комплексы, препятствующие полноценному общению с другими людьми [25, 76].
В настоящее время возрастает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений, стимулирующих приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью уже в дошкольные годы.
С этих позиций разработана программа “Здоровый ребенок”. Она ориентирована на педагогов-практиков, осуществляющих повседневную работу с дошкольниками и их родителями. Ни у кого не вызывает сомнения, что в одиночку педагогу добиться решения всех задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание, практически невозможно. Поэтому, одним из основных направлений оздоровительной работы с детьми является совместная работа с семьей в решении вопросов укрепления здоровья.
Материалы, представленные в программе, ориентированы на организацию работы с детьми, посещающими дошкольные учреждения с двух до семи лет. Программа основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях и составлена с учетом документов: программ развития и воспитания детей в детском саду “Детство” В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, “Как воспитать здорового ребенка” В.Г.Алямовской, “Мой мир” С.А.Козловой, оздоровительных технологий Ю.Ф.Змановского “Здоровый дошкольник”, М.Д. Маханевой “Воспитание здорового ребенка”, Н.Н.Авдеевой “Безопасность”.
Программа “Здоровый ребенок” направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Цель программы: приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни. (Приложение 1)
Для достижения поставленных целей необходимо:
— создать здоровьесберегающую и развивающую среду, предусматривающую осуществление закаливающих и оздоровительных мероприятий, обеспечивающих комфортное пребывание ребенка в детском саду в соответствии с его индивидуальными особенностями и состоянием здоровья. Желательно оборудовать специальное помещение для физкультурных занятий, разместив в нем необходимое оборудование, спортивный инвентарь и игрушки; (Приложение 2)
— особое внимание уделить подбору и расстановке кадров на группы с учетом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития детей зависят, прежде всего, от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, необходимо продумать систему всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей в сочетании с контролем за организацией воспитательно-образовательного процесса;
— специально организованное обучение детей на занятиях;
— организовывать рациональное распределение нагрузки на детей в течение дня;
— осуществление планирования.
Обобщение накопленного опыта работы в течение пяти лет позволило создать данную программу и применить её на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад “Калинка” поселка Фёдоровский Сургутского района Тюменской области ХМАО.
Принципы создания программы
1. Доступность:
— адаптированность материала к возрасту ребенка.
2. Систематичность и последовательность:
— постепенная подача материала от простого к сложному;
— частое повторение усвоенных правил и норм.
3. Динамичность:
— интеграция программы в разные виды деятельности.
4. Опережающий характер обучения:
— учет уровня развития ребенка;
— перенос освоенной ребенком информации в незнакомые условия.
Программа “Здоровый ребенок” включает четыре раздела, которые представлены в перспективно-тематическом планировании для каждого возрастного периода на весь учебный год. Это такие разделы:
- “Я открываю себя”;
- “Я осваиваю гигиену и этикет”;
- “Я среди опасных предметов”;
- “Я двигаюсь”.
Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, имеют свою специфику, свою воспитательно-образовательную ценность и цели.
Согласно возрастным особенностям ребенка разработаны требования к уровню усвоения программы.
Основные направления программы
1. Валеологическое образование детей
Организованные виды деятельности с детьми направлены
в младшем дошкольном возрасте: на развитие представлений о своем внешнем облике, знакомство со схематическим изображением тела;
в среднем дошкольном возрасте:
- на развитие представлений о своем теле:
а) знакомство с условным изображением строения человеческого тела;
б) органы чувств;
в) дыхательная и пищеварительная системы;
- на развитие представлений о себе и своей семье.
в старшем дошкольном возрасте:
-
на приобщение к нормам здорового образа
жизни;
- обогащение представлений о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливании.
во всех возрастных группах:
- на занятиях по физической культуре и ритмике беседы и пояснения о пользе и влиянии на организм физических упражнений.
2. Комплексное исследование здоровья дошкольников
2.1. Исследование состояния здоровья детей специалистами здравоохранения, выделение “группы риска”, выявление других функциональных нарушений.
2.2. Отслеживание успешности обучения воспитанников в период их пребывания в ДОУ с целью динамичного наблюдения за их развитием.
2.3. Определение соответствия образовательной среды (материально-техническое обеспечение образовательного процесса, характеристика педагогического коллектива, организация образовательного процесса) состоянию здоровья ребенка и своевременное выявление факторов риска для его здоровья и развития.
3. Физкультурно-оздоровительная работа.
3.1. Занятия по физкультуре всех типов: традиционные, тренировочные, занятия-соревнования, занятия-зачеты, самостоятельные, интегрированные, музыкально-ритмические занятия, праздники, развлечения,
3.2. Система эффективных закаливающих процедур.
3.3. Активизация двигательного режима дошкольников.
3.4. Профилактическая работа с детьми.
4. Реабилитационная и коррекционная работа с детьми:
4.1. реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей;
4.2. индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в здоровье.
5. Консультативно-информационная работа:
5.1. сотрудничество с участниками педагогического процесса по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников.
ЛИТЕРАТУРА
- Авдеева Н.Н., О.Л.Князева. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСВО-ПРЕСС”, 2003.
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Рабочая тетрадь 1–4. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
- Агеева С.И. Обучение с увлечением. Ч.I. М., 1991.
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М.: Линка-пресс, 1993.
- Артемова Л.В . Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
- Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., 1998.
- Бондаренко А.К . Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
- Бондаренко А.К .Словесные игры в детском саду. М., 1974.
- Васильева-Гангус Л.В. Азбука вежливости. М., 1984.
- Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В . Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.
- Возная В.И., Коновалова И.Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Волкова К.С. Как воспитать здорового ребенка. – Киев, 1981.
- Глушкова Г.В., Голубева Л.Г. Здоровье и физическое развитие детей старшего дошкольного возраста: Вариативные формы дошкольного образования. — 2002.
- Давыдова О.И. Работа с родителями в ДОУ. – 2006.
- Дьяченко О.М., Агаева Е.М. Чего на свете не бывает. М., 1991.
- Зайцев Г.К . Уроки Айболита. СПб, 1995.
- Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века/Под редакцией Ю.Е.Антонова. Пособие для исследователей и практических работников. – М.: АРКТИ, 2003.
- Интересно. Весело. Полезно. – Смоленск: Изд-во Смол. обл. ИУУ, 1999.
- Калинина Р.Р. В гостях у Золушки. Псков, 1997.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. М., 1982.
- Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС”, 2000
- Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2005.
- Логинова В.И., Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2002.
- Максаков А.М., Тумакова Г.А . Учите играя. М., 1979.
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. – М.: АРКТИ, 2000.
- Насонкина С. А. Уроки этикета. СПб, 1996.
- Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. М., 1983.
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М., 1986.
- План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В.Гончарова и др.; под ред. З.А.Михайловой.-2-е изд. – СПб: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2004.
- Полищук Л.П. Программа “Здоровье” // Управление ДОУ. – 2004. — №1.
- Смоленцева П.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М., 1987.
- Сорокина А.И . Дидактические игры в детском саду. М., 1982, 1990.
- Спирина В.П. Закаливание детей. – М.: Просвещение, 1967.
- Столяр А. А. Давайте поиграем. М., 1991.
- Фомина Н.А . Формирование основ здорового образа жизни// Управление ДОУ. – 2004. — №1.
5.10.2010
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Дошкольник.руДошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем статьиФейсбук | Здоровье
| «Дошкольник.РФ» |
doshkolnik.ru
Консультация по теме: Консультация для педагогов «Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями. Ю.Ф. Змановский «Здоровый дошкольник»
МБДОУ «Детский сад №16 «Голосок» компенсирующего вида»
Консультация
для педагогов на тему:
«Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями.
Ю.Ф.Змановский «Здоровый дошкольник»
Подготовила:
старший воспитатель
Левашова М. В.
Г.Вязники
«Здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи»
(Всемирная организация здравоохранения ВОЗ)
По данным специалистов, что подтверждается и официальной статистикой, абсолютно здоровыми можно назвать всего лишь 10% детей. Сотрудники Научного центра здоровья детей РАМН в своих исследованиях утверждают следующее:
- здоровье детей к моменту поступления в дошкольное образовательное учреждение уже можно охарактеризовать как «подорванное».
- «Пока медицина занимается только больными — здоровых будет оставаться всё меньше» (профессор В.К.Таточенко)
- уровень медицинской и гигиенической культуры населения очень низок
- в основе ухудшения здоровья детского населения лежит исчерпание адаптационных систем и механизмов человека (проще говоря, ослабление иммунитета, иммунных сил организма)
Несмотря на вышеперечисленное всё-таки проблемы здоровья дошкольников можно решать в детском саду однако не путём их превращения в лечебные учреждения, а за счёт более широкого включения в воспитательно-образовательный процесс психолого-педагогических и оздоровительных технологий, то есть использование основ здоровьесбережения в работе с детьми.
Здоровьесберегающие образовательные технологии — это такая организация образоватеьного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью.
(Н.К.Смирнов)
Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей и включают в себя:
— здоровьесберегающую структуру ДОУ
— оптимальные условия жизнеобеспечения детей
— формирование основ здорового образа жизни, обеспечение безопасной
жизнедеятельности дошкольников.
Предлагаю вам рассмотреть схему здоровьесберегающих технологий. Итак, здоровьесберегающая технология — это система мероприятий по охране и укреплению здоровья детей. Она основывается на трёх позициях:
- Здоровьесберегающая структура ДОУ
— соблюдение медико-гигиенических требований (мониторинг физического
здоровья детей, соблюдение требований СанПин)
— физкультурно-оздоровительная работа (новые формы организации
занятий: полодифференцированный подход — это оправдано с
физиологической, психологической и эмоциональной точек зрения, т.к.
мужской и женский организм отличаются рядом свойств и
особенностей; занятия на тренажёрах; ритмическая гимнастика,
акробатика; закаливающие мероприятия)
— информационно-просветительская работа
— образовательная работа (использование цикла занятий по валеологии
«Познай себя» Цветкова; по профилактике наркомании «Гномик
Здоровичок» Лысенко, Макеева).
— спортивно-досуговая деятельность (организация активного отдыха,
развлечений, способствующих предупреждению переутомления,
улучшения психоэмоционального состояния)
— взаимодействие с родителями — разнообразные формы работы (игровые
практикумы и тренинги, дни открытых дверей, школы успешных
родителей, молодой семьи, школа здоровья, обмен семейным опытом —
всё это способствует повышению педагогической культуры в укреплении
здоровья ребёнка.
— учёт экологических факторов (например, в нашей местности люди
испытывают недостаток йода — использование йодированной соли,
морской рыбы)
— музыкотерапия (программа «Здравствуй») — использование
цветомузыкальных пособий, дыхательная гимнастика, положительные
эмоции при слушании музыки. Всё это способствует развитию
центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы,
пищеварительной, эндокринной, создаёт эмоциональный комфорт.
— театрализованная деятельность (положительные эмоции, воспитательное
воздействие)
- Позиция создания оптимального условия жизнеобеспечения детей
— мониторинг состояния здоровья и умственной работоспособности
(биоритмологический профиль — «совы», «жаворонки», «голуби»; модель
двигательного режима)
— соблюдение режима (не затягивать занятия, соблюдать длительность
прогулки), баланс игровой, учебной деятельности, двигательной
активности детей
— создание здоровьесбергающей и здоровьеразвивающей среды,
обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и
педагогическую обстановку (световой режим, расстановка мебели,
создание физкультурного уголка в группе; положительный
эмоциональный фон, обучение гигиеническим навыкам и т.п.)
- Формирование основ здорового образа жизни, обеспечение ОБЖ
— использование цикла валеологических занятий (о строении тела
человека, о важности правильного питания, закаливания, сна)
— обучение гигиеническим навыкам через включение всевозможных игр:
тематических, дидактических, подвижных, настольно-печатных, игр-
имитаций, игр-драматизаций
— развитие умений самостоятельно решать проблемно-творческие задания,
проявлять творческую фантазию.
Практическая часть.
Составить план использования здоровьесберегающих мероприятий в течение дня на своей группе и оформить его в виде таблицы
(педагоги выполняют задание).
«Здоровый дошкольник» (Ю.Ф.Змановский)
Социально-оздоровительная технология включает в себя авторскую программу «Здоровый дошкольник», исследовательские методики, программу родительского университета, методические разработки инноваторов (проект «Новое поколение»).
Программа «Здоровый дошкольник» посвящена проблемам воспитательно-оздоровительной работы в ДОУ.
Основные отличительные особенности программы:
- Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «здоровый образ жизни» ребёнка.
Реализация программы носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер
- Наличие физиологического обоснования в каждом разделе программы, наряду с учётом закономерностей возрастной и педагогической психологии и спортивной медицины
- Данная программа может применяться в любом ДОУ благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры, необязательности высокого уровня подготовки персонала, но при обязательном добросовестном выполнении рекомендаций
- В ряде разделов программы предусмотрен учёт климато-географических и экологических особенностей региона.
Программа состоит из нескольких разделов (см.схему).
СОЦИАЛЬНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «Здоровый дошкольник» (по Ю.Ф.Змановскому)
Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник». Автор: Юрий Филлипович Змановский
Здоровый ребёнок дошкольного возраста — жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к внешнесредовым факторам, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития.
Разделы программы
1.Диагностика-определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей:
-антропометрические данные (физическое развитие)
-уровень физической подготовленности
-поведенческие и личностные характеристики ребёнка (инд. жалобы, утомляемость, двигательная активность)
-группы здоровья и закаливания
-биоритмологический профиль («сова», «жаворонок», «голубь»)
2.Рациональная организация двигательной деятельности
— две прогулки в день, физкультминутка, физические занятия, подвижные игры, гимнастика
— различные виды физкультурных занятий: интегрированные, поточные, полодифференцированные, классические, тренировочные, сюжетно-ролевые, с использованием циклических упражнений
— моторная плотность физкультурных занятий – 80%, прогулки – 60%
— тренировка выносливости
— создание условий для возникновения положительных эмоций
— добиваться осознанного отношения к выполнению упражнений
— домашние задания по выполнению физкультурных упражнений
3.Система эффективного закаливания детей
— наличие неперегревающей одежды
— соблюдение температурного режима в группе — +18 – 20
— традиционные методы (обтирание, обливание, полоскание рта и горла)
— нетрадиционные — хождение босиком, контрастные воздушные ванны (комнаты с разной температурой)
— закаливание нельзя прерывать (щадящий режим для ослабленных детей)
4.Комплекс психигигиенических и психопрофилактических средств
Ведущая основа – комплекс душевных качеств воспитателя: любовь, ласка, внимание
Психокоррекционная работа:
— совместная работа с родителями по обеспечению полноценного сна («усыпляющая музыка», устранение световых и
звуковых раздражителей)
— обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня
— создание благоприятного психологического климата в группе
— индивидуальные беседы с детьми
— подвижные игры
— эстетические методы: музыкотерапия (музыкальное сопровождение различных видов деятельности детей, в том числе
зарядки и физкультурных занятий), восприятие картин выдающихся художников
5.Рациональное питание
— выбор продуктов, обработанных с помощью современных технологий безопасности
— тщательный прогрев пищи, правильное её хранение
— сбалансированность (колорийность питания должна соответствовать расходам энергии)
— обязательное включение большого объёма растительных волокон и клетчатки
— искючение и ограничение «жёстких» методов обработки продуктов (жарение, пассирование)
— использование овощекрупяных подушек
6.Оздоровительный режим
— индивидуально-дифференцированный подход к детям в соответствии с биологическими ритмами
— организация режима с учётом сезонных особенностей
— оптимальные двигательные и умственные нагрузки
— преобладание положительных эмоций
7.Факторы внешней среды
— учёт и влияние внешнесредовых факторов на здоровье
— недостаток каких-либо микроэлементов в воде, загрязнённость окружающей среды
nsportal.ru