Занятие времена года в подготовительной группе – . , — .
План-конспект занятия (подготовительная группа) по теме: Времена года
Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 Московского района Санкт-Петербурга»
Конспект открытого мероприятия
с использованием современных
образовательных технологий:
информационно-коммуникативных,
здоровьесберегающих, игровых
Тема: «ВРЕМЕНА ГОДА»
Воспитатель подготовительной группы
Кондор Елены Бруновны
Санкт-Петербург
2012 г.
Времена года
Цели: Закрепление знаний о временах года, месяцах.
Задачи: Закрепить представление о понятии год, времена года, месяцы.
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Упражнять в диалогической речи, закрепить умение отвечать на вопросы.
Воспитывать любовь к природе.
Ход:
Воспитатель: — Сегодня мы поговорим с вами о нашей природе, о нашей земле. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем.
— Путешествовать мы будем на необычном сказочном транспорте — ковре-самолете. Ребята, как вы думаете, почему именно этот транспорт я выбрала для нашего путешествия в мир природы? (ковер-самолет не загрязняет окружающую среду, сверху лучше видны все красоты природы).
Воспитатель: — А чтобы начать наше путешествие, отгадайте загадку:
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не находят.
Кто они такие?
Воспитатель: — А если двенадцать месяцев, то, как это назвать?
Дети: год
Воспитатель: — Кто догадался, где мы сегодня с вами будем путешествовать?
Дети: по временам года
Воспитатель: — Перед вами круг, это целый год.
Воспитатель: — Сколько всего времен года?
Дети: Четыре: весна, зима, лето, осень
Воспитатель: — Если круг это целый год, то одно время года какую часть будет составлять?
Дети: Одну четвертую
Воспитатель: — А чтобы узнать с какого времени года мы начинаем наше путешествие, отгадайте загадку:
На полянке, у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит,
А под елкой снег лежит.
Воспитатель: — На наших кругах мы открываем одну четвертую.
Проверим, какие буквы мы видим? (МАМ)
Кто догадался, что они обозначают?
Дети: Это первые буквы весенних месяцев: март, апрель, май
Воспитатель: — Какие весенние явления природы вы знаете?
Дети: Капель, тает снег, земля прогревается, появляются первые цветы, трава, распускаются почки на деревьях, солнце греет, день становится длиннее, а ночь короче.
Воспитатель:
— Кто весну на крыльях приносит?
(птицы.)
— Как называются эти птицы?
(перелетные.)
— А как называют птиц, которые не улетают в теплые края?
(зимующие)
Физминутка. Подвижная игра « Зимующие и перелетные».
(игра проводится с использованием иллюстраций птиц)
Воспитатель: — Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетных птиц – « летите» и «машите крыльями». Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.
Дети поют: «Друг за другом мы идем, дружно, весело поём. Надо думать — не зевать, только верно называть».
Воспитатель: — Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П.И. Чайковского).
И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться,
С рыбками плескаться.
Солнце разогрело Землю, земля ожила, проснулась, и наступило… (Лето)
Воспитатель: — Сколько ещё частей мы откроем на нашем круге?
Дети: Одну четвертую
Воспитатель: — Сколько всего частей открылось?
Дети: Две
Воспитатель: — Какая часть получилась?
Дети: Одна вторая или половина года
Воспитатель: — У нас говорят полгода. Какие буквы вы видите? ИИА
Назовите летние месяцы
Дети: июнь, июль, август
Воспитатель: — Давайте вспомним, какое лето в нашем краю?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: — Давайте и мы с вами погуляем по лужайке и полюбуемся цветами. А какие цветы мы увидим, вы узнаете, если правильно по порядку расставите цифры и соответствующие буквы.
Ребус:
Дети работают.
Воспитатель: — Послушайте внимательно стихотворение:
Семилетняя Иринка
Рвет ромашки и поет:
Я люблю весну с ручьями
Лето с пышными цветами
Осень с ласковым дождем
Зиму с горкой и катком.
Воспитатель: — А теперь скажите, сколько лет Иринке?
Дети: Семь
Воспитатель: — Не успели оглянуться, как пролетело лето, и наступила осень.
— Открываем ещё одну часть. Сколько всего частей открыто?
(Три четвертых).
Воспитатель: — Какие осенние месяцы вы знаете?
Воспитатель: — Что мы знаем о осени?
Дети: Ответы.
Дидактическая игра « Чудесный мешочек».
Воспитатель: — Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопатки, выкопайте ими овощи.
Воспитатель: — Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались в «Чудесном мешочке». Догадайтесь (на ощупь), что в мешочке, достаньте это и опишите.
Дети: Cоставляют описательные рассказы об овощах и фруктах
(один ребенок рассказывает, остальные дополняют).
Воспитатель: — Чем вам осень нравится?
(красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая)
Воспитатель: — Чем осень может огорчить?
(пасмурной, дождливой погодой)
Зрительная гимнастика: — Наш листочек растет на самой макушке дерева, (подняли только глаза), а теперь он медленно падает на землю. А вот ветер закружил наш листик, а, теперь, плавно качаясь, из стороны в стороны падает на землю.
Воспитатель: — Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П.И. Чайковского).
Воспитатель: — Вот и опал с дерева последний листочек, наступили холода, и пришла… Зима.
Откроем еще одну часть. Назовите зимние месяцы(ответы детей)
Воспитатель: — Какой самый главный зимний праздник? (ответы детей)
У нас было много подарков, может, что-то осталось?
Воспитатель: — У нас все окружающие предметы напоминают геометрические формы. Возьмите картинку на столе, выходите в группу и найдите соответствующую геометрическую форму.
Дидактическая игра: « Подбери к форме»
Воспитатель: — Давайте спросим у воды, сможет ли она принять такие формы?
Дети: Сможет, когда замерзнет
Воспитатель: — Вот и прошла Зима. После зимы наступит снова… Весна.
Вернулись мы к началу путешествия. Мы с вами двигались по кругу. Когда проходят все четыре времени года, проходит целый год.
Какие еще явления в нашей жизни проходят по кругу?
Воспитатель: — Какое время года можно назвать утро – года?
Дети: Весну
Воспитатель: — Давайте подберем к каждому времени года соответствующую, часть суток день будет… (лето)
вечер …(осень)
ночь -…(зима)
Воспитатель: — Вот мы и побывали в гостях у всех времен года.
Вспомнили названия всех двенадцати месяцев.
— Нам пора возвращаться. Где же наше колечко?
(Находим колечко, а под ним маленькие календари).
Воспитатель: — Ребята, а где мы можем увидеть все месяцы сразу?
Дети: В календаре
Воспитатель: — Смотрите календари. Это вам на память о нашем путешествии.
Рассматриваем календари, находим двенадцать месяцев.
nsportal.ru
Конспект занятия «Времена года»
МДОУ «ЦРР – детский сад «Росинка»
Конспект подгруппового занятия по развитию зрительного восприятия в подготовительной группе
на тему:
«Времена года»
Составила и провела
учитель-дефектолог
Рытова Марина Викторовна
Нерехта 2013 г.
Цель – закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.
Программные задачи:
Обучающие:
1. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
2. Закреплять названия месяцев.
3. Учить отгадывать загадки про времена года, первоцветы.
4. Учить детей пониманию зашумленности изображения.
5. Учить соотносить деревья и принадлежащие им листья.
6. Учить исправлять ошибки на картине.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.
2. Развивать зрительное внимание и восприятие.
3. Развивать речь детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением.
4.Развивать координацию речи с движением.
5.Развивать скорость и полноту зрительного восприятия.
6.Развивать глазомер у детей.
7.Развивать мелкую моторику.
8. Учить легко ориентироваться на слово педагога.
Воспитательные:
1.Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.
2.Развивать коммуникативные навыки — желание совместно выполнять задания и получать результат.3. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.
4.Воспитывать интерес и любовь к природе.
Методы и приемы:
1.Наглядный
2. Игровой
3. Словесный
4. Практический
Материал: часы «Времена года», домики времен года “Лето”, “Осень”, “Зима” «Весна»; картинки-символы, разрезная картинка «Выложи снеговика» (части снеговика), перфокарты (перелётные птицы и домики), загадки о первоцветах, картинки «первоцветы», тренажер – дорожка «Посади бабочку на цветок» ( цветы и бабочки из картона разного цвета), «Съедобные – несъедобные» (контуры грибов наложенные друг на друга), «Что перепутал художник» (картинка), лабиринт (помоги деду Морозу добраться до деревни), листья деревьев: березовые, кленовые, дубовые, рябиновые, фломастеры.
Предварительная работа:
2.Рассматривание листьев и соотношение их с деревьями.
3. Отгадывание загадок про времена года, первоцветы.
4. Учились определять зашумленные изображения, обводить по контуру.
5.Выполняли задания – лабиринты.
Индивидуально-деференцированный подход – согласно зрительному диагнозу детей.
Ход занятия:
Организационный момент.
— Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, но путешествие у нас будет необычное. Мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные часы.
Педагог обращает внимание детей на рисунок-схему ВРЕМЕНА ГОДА»(круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года и каждая часть разделена на три сектора — месяцы):
— Дети, посмотрите на эти часы. Они показывают все времена года и их месяцы.
— Сколько всего времён года? (Четыре)
— У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.
Месяцев двенадцать ровно
Составляют целый год.
И у них у всех свой черед.
Только лишь один уходит,
Сразу же другой приходит.
2.Основная часть
Путешествие к зиме.
— Отгадайте загадку, и вы узнаете, в какое время года мы отправимся.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой)
— Правильно. Зима год начинает и год заканчивает.
Подходит к схеме «ВРЕМЕНА ГОДА» и переводит стрелку на «зиму»
— Мы отправляемся в гости к зиме.
Домик ЗИМЫ
— А вот и домик зимы. (Прикрепляет на ковролин синий домик с окошками)
— Ребята назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль)
— А теперь подберите картинки в зимний домик, что подходит к зиме? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)
Игра «Выложи снеговика»
— Сейчас мы с вами будем собирать снеговиков. (Дети собирают снеговиков из деталей)
Д/и игра «Лабиринт»
— А еще зимой у нас наступает какой праздник? (Новый год), правильно, приходит к нам Дед Мороз с подарками. Вот и мы сейчас поможем Деду Морозу добраться до деревни и подарить подарки детям (помоги Деду Морозу добраться до деревни).
Путешествие к весне.
— В гостях у какого времени года мы побывали? (у зимы). А теперь перенесёмся в следующее время года.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает —
Когда это бывает? (Весной)
Подходит к схеме «ВРЕМЕНА ГОДА» и переводит стрелку на «весну»
Домик ВЕСНЫ
— А вот и её домик. (Прикрепляет на ковролин зелёный домик с окошками)
— Ребята назовите весенние месяцы (Март, апрель, май)
— А теперь подберите картинки в домик, что подходит к весне? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)
Игра «Птицы и домики»
— Весной к нам возвращаются перелётные птицы. А вы хотите увидеть этих птиц?
Вот вам задание, вам нужно птиц определить в свои домики (перфокарты)
Отгадывание загадок о первоцветах.
— Весной появляются первые цветы, как мы их называем (первоцветы). Отгадайте загадки о цветах, они и вырастут.
1. Первым вылез из землицы
На проталине
Он мороза не боится
Хоть и маленький (подснежник)
2. Горел в траве росистой
Фонарик золотистый
Потом померк, потух,
И превратился в пух (одуванчик)
3. Я знаменита не цветами
А необычными листами:
То твердыми, холодными
То мягкими и теплыми (мать-и-мачеха)
4. Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят. (ландыш)
(Дети отгадывают загадки, педагог выставляет картинки – цветы: подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, ландыш).
В гостях у какого времени года мы побывали? ( у весны). А теперь отравляемся в следующее время года.
Путешествие в лето.
“Ярко солнце светит
В воздухе тепло
И куда не глянешь
Всё кругом светло
По лугу пестреют
Яркие цветы
Золотом облиты
Тёмные кусты.”
— Как вы думаете, в какое время года мы попали?
-Почему вы так думаете? Назовите признаки лета.
— Молодцы. Я переведу стрелку на ЛЕТО
Подходит к схеме «ВРЕМЕНА ГОДА» и переводит стрелку на «лето»
Домик ЛЕТА
— А вот и домик лета (Прикрепляет на ковролин красный домик с окошками)
— Ребята назовите летние месяцы (Июнь, июль, август)
— А теперь подберите картинки в домик, что бывает летом? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)
Тренажер — дорожка «Посади бабочку на цветок» Идите все ко мне! Вот мы и на лугу. Посмотрите, как много здесь бабочек. Посадите бочек на цветы такого же цвета. Каждый по очереди будет и проводить пальчиком по дорожке.
— (Дети выбирают цветы, «Сажают» на них бабочек и называют их цвет).
Игра “Путаница”.
Дефектолог обращает внимание на странную картину, которую нарисовал художник. Ребята, художник пытался изобразить лето, как вы думаете, получилось ли у него это сделать. Всё ли правильно нарисовал художник? Дети рассматривают картину.
— Дефектолог предлагает исправить ошибки.
В гостях у какого времени года мы побывали? ( у лета). А теперь отравляемся в следующее время года.
Путешествие в осень.
«Пусты поля, мокнет земля,
Лес облетает, когда это бывает»
(Осенью.)
Подходит к схеме «ВРЕМЕНА ГОДА» и переводит стрелку на «осень»
Домик ОСЕНИ
— А вот и домик осени (Прикрепляет на ковролин желтый домик с окошками)
— Ребята назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
— А теперь подберите картинки в домик, что бывает осенью? (Дети подбирают картинки-символы, объясняют свой выбор и вставляют в окошечки соответствующие картинки.)
Игра «Съедобные – несъедобные»
— Осенью в лесу можно собирать грибы. А кто знает: какие грибы можно собирать? ( Дети называют съедобные и несъедобные грибы)
Посмотрите, здесь изображены грибы, вам нужно обвести по контуру только съедобные.
Зрительная гимнастика «Послушные глазки»
— Закрываем мы глаза, вот какие чудеса
-Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
-А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
— Нарисуем букву «О», получается легко,
-Вверх поднимем, вниз опустим
-Вправо, влево повернем, заниматься вновь начнем.
Игра «С какого дерева, какой лист?»
— Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят…
Дефектолог разбрасывает листочки и предлагает детям назвать поднявший лист: с какого дерева он прилетел. Дети называют.
Итог занятия.
— Вот и закончилось наше путешествие по временам года. В каких временах года мы с вами побывали?
— Сколько всего времён года? Назовите их.
— А сколько месяцев в году?
—Молодцы, можно отдыхать.
infourok.ru
План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия «Времена года» для детей подготовительной группы с использованием ИКТ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ВРЕМЕНА ГОДА»
(подготовительная группа)
Цель: закрепление знаний о временах года, месяцах.
Задачи:
закрепить знания о временах года и месяцах;
включить детей в процесс «создания календаря»;
развивать речь, творческую активность детей.
Оборудование:
- Демонстрационная – картина «Что перепутал художник?»
- календарь
- сюжетные картинки о временах года.
Раздаточный материал:
- Раздаточные – фишки, обозначающие времена года (на каждого ребенка)
- листы бумаги по количеству детей
- карточки с фото месяцев на каждого ребенка
- клей-карандаш
- медали-оценки в виде смайлика.
Ход занятия
Воспитатель: — Ребята, вы не слышите? Кажется у нас кто-то шуршит в спальне…
— Давайте я посмотрю, кто к нам забрался. Посмотрите , у нас гости! Что за птица к нам прилетела? (Сова) Правильно сова!
— Здравствуй, тетушка Сова! С чем к нам пожаловала?
Тетушка Сова: Здравствуйте, ребята! Зима в лес пришла, скучно стало в лесу, тихо. Решила я стать художником. Нарисовала свой лес и себя не забыла, да приукрасила все, чтоб мне веселее было. Захотелось мне свой рисунок вам показать. Посмотрите-ка, как красиво!
(Сова показывает картину: зимний пейзаж, цветут цветы, под деревьями растут грибы, на деревьях зеленые листья, бродит по лесу медведь)
Воспитатель: Давайте посмотрим, дети! Ой, сова, хорош твой рисунок! И лес твой нарядный и ты красавица! Но только что-то тут не так. А вы дети заметили? Что вы заметили? Что перепутала сова? (Ответы детей)
— Дети, а что мы сейчас называли? (Признаки времен года)
— Эх, ты тетушка — сова, большая голова! Самого простого не заешь! Не бывает зимой цветов, насекомых, грибов, листиков зеленых, а медведь и вовсе в берлоге спит! Все ты, сова перепутала! А вот наши ребята все твои ошибки нашли, потому что они все про времена года знают. Давайте дети поучим нашу гостью уму-разуму. Садитесь за столы, и ты, сова, тоже садись с нами, слушай и запоминай!
— Скажите, пожалуйста, какой сейчас месяц идет? (Январь)
— А к какому времени года относится этот месяц? (К зиме)
— Кто из вас родился зимой?
— А как вы узнаете, что скоро день рождения? (по календарю)
— Что еще можно узнать, посмотрев на календарь? (Число, месяц, день недели)
— Ребята, я вам тоже приготовила календарь. Посмотрите, на мой календарь и скажите чего на нем нет? (месяцев, дней недели, чисел.) А по нему можно определить время года? (Да) А как это сделать вы мне расскажете? ( Этот календарь похож на часы. Он круглый, у него есть стрелка. Круг разделен на четыре части; каждая часть закрашена разным цветом: голубым, зеленым, красным, желтым)
— Посмотрите внимательно на мой календарь. Как вы думаете, каким цветом обозначена Зима? Весна? Лето? Осень? (Ответы детей)
Тетушка Сова: Какие вы молодцы, все знаете. А вы сможете, отгадайть мою загадку? (Да) Ну, тогда слушайте.
Ежегодно приходят к нам гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
(Времена года)
— Назовите времена года (Весна, лето, осень, зима)
( В соответствии с ответом детям показываются слайды разных времен года)
— Какое сейчас время года? (Зима)
— Какое было до этого? (Весна)
— Какое было после весны? (Лето)
— Какое будет после лета? (Осень)
— На столах у вас лежат фишки, с помощью которых вы можете построить модель года.
— Положите фишки на своих карточках в ряд, начиная слева направо, чтобы у вас получился год.
— Почему, вы начали строить год с голубой фишки? (Потому что, она обозначает зиму, а новый год начинается зимой) А какое время года придет за зимой? (Весна). Каким цветом обозначена весна? (И так далее.)
Тетушка Сова: Вы все правильно разложили фишки, а теперь ответьте на вопрос: может ли сразу после осени наступить весна? (Нет).
Тетушка Сова: А почему? (Потому, что времена года ходят друг за другом и не обгоняют друг друга)
Тетушка Сова: Посмотрите на календарь. Здесь каждое время года разделено еще на три части. Что это? (Месяцы) Сколько месяцев у каждого времени года? (По три месяца.)
Тетушка Сова: А вы сможете их назвать? (Дети называют месяцы)
Воспитатель: Что-то мы засиделись, пора нам поиграть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Цель: снятие усталости, напряжения, восстановление энергии перед выполнением учебной задачи.
Проведение:
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают –
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
(имитация движений)
Воспитатель: — Сегодня на занятии мы поговорили с вами о временах года и месяцах, а сейчас каждый создаст свой календарь, чтобы потом вписать в него праздники и дни рождения членов семьи.
Тетушка Сова: А можно мне с вами. Попробовать составить календарь? (Да)
Воспитатель: — Ребята, мы должны постараться выполнить на занятии всё намеченное, работать дружно, сообща. Если всё получится, вы унесете домой готовые календари.
— Готовы? Тогда в путь! Всем желаю успеха!
— Сколько всего времен года?
— Назовите времена года по порядку.
— Кто сможет обозначить времена года карточками? (дети по желанию подходят к педагогу: находят нужную карточку и прикрепляют ее к доске)
— Времена года следуют друг за другом по кругу и образуют год.
— Сколько месяцев в каждом времени года?
— Кто может вспомнить названия месяцев?
— Давайте расположим месяцы по порядку. (Дети располагают карточки по порядку, сначала на доске, затем на листках бумаги, индивидуально, объясняют свои действия).
Когда «календарь создан», педагог задаёт вопросы:
— Как вы думаете, зачем людям знать времена года и названия месяцев? (предположения детей)
Воспитатель: Тетушка Сова мы тебе хотим подарить этот календарь.
Тетушка — сова благодарит детей, прощается и улетает, дети провожают ее.
Метод «Смайлики-медали»
Цель: осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, самооценка себя, своего поведения на занятии.
Вопросы:
— Что нового узнали на занятии?
— Что понравилось?
— Что показалось трудным?
Педагог привлекает внимание детей к медалям-оценкам, которые лежат на столах.
— Это не простые смайлики, это медали-оценки. С одной стороны они белого цвета, с другой – оранжевого. Если вам понравилось занятие, покажите мне оранжевую сторону медали, если занятие вам не понравилось, покажите белую строну медали.
А теперь этими же медалями каждый из вас оценит, как он работал на занятии. Прикрепите к доске медаль оранжевой стороной, если считаете, что вы занимались хорошо. Белый цвет означает, что вам не понравилось, как вы занимались. Работали вы на занятии хорошо или плохо?
(Педагог не акцентирует внимание на том, как дети себя оценили, но берет себе на заметку, у кого завышенная или заниженная самооценка, а кто боится отвечать на занятиях.)
— Как вам кажется, а мне понравилось или не понравилось, как вы занимались?
— Вот видите, как много мы сделали на занятии: вспомнили и читали названия времен года, месяцев, создали календарь, вспоминали, когда у вас дни рождения! Мне понравилась ваша работа на занятии. Спасибо! Дома вы впишете в свои календари дни рождения мамы, папы, бабушек и дедушек и названия праздников.
nsportal.ru
Занятие по развитию речи «Необыкновенное путешествие по временам года круглый год» (подготовительная группа)
Разделы: Работа с дошкольниками
Программные задачи.
Связная речь. Формировать умение сочинять сказку, импровизировать, разыгрывать диалоги, пользоваться выразительной речью, передавать специфику жанра.
Словарь. Грамматика. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений. Учить употреблять существительные и прилагательные женского, мужского и среднего рода. Учить образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени.
Звуковая культура речи. Учить с помощью интонации передавать различные чувства (радость, огорчение).
Оборудование: гимнастическая лесенка, куклы по временам года, флажки.
Предварительная работа: рассматривание картин о временах года картины И.Грабарь “Зимний пейзаж”, А.Васнецов “Зимний сон”, С.Жуковский “Свежий снег”, И.Остроухов “Золотая осень”, И.Левитан “Октябрь”, И.Грабарь “Рябинка”, А.Саврасов “Грачи прилетели”, И.Левитан “Март”,чтение произведений , заучивание пословиц, поговорок, знакомство с новым словом “гид”.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Настал новый день. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. У нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много нового. Давайте выпрямим спины, расправим плечи, сделаем глубокий вдох — вдохнем свежесть утра, а потом сделаем выдох — выдохнем все неприятности и огорчения. (Упражнение выполняется три раза).
Воспитатель: Ребята, в наш детский сад сегодня пришло письмо город Бугульма, улица Кольцова, 3, детский сад № 39, подготовительная группа. Это письмо от феи Волшебных слов.
Воспитатель: Фея нам предлагает отправиться в необыкновенное путешествие — по временам года. Гидом буду я (воспитатель), а вы все будете путешественниками. Хотите? (Да).
Четыре сестрицы на свете живут,
И всех их по-разному люди зовут.
У каждой из них разноцветное платье.
Попробуйте этих сестер, отгадайте (ответы детей).
Воспитатель: Мы отправляемся к первой сестре.
Мы к зимушке в лес побыстрее пойдем.
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой в пути никуда не свернем.
Но чтобы лес нам поскорее достичь,
Должны мы подняться по лесенке ввысь.
(Дети идут по гимнастической лесенке по музыку А.Вивальди “Зима” часть1 и приходят в уголок “Зима”. На ковре имитация сугробов, стоит кукла - зима, разбросаны снежинки с заданиями.
Первое задание. Разминка “Зимой” (дети идут по кругу и в соответствии с текстом выполняют движения).
Мы зимой в снежки играем,
По сугробам мы шагаем
И на лыжах мы бежим,
На коньках по льду скользим.
Второе задание. Словесная игра “Доскажи словечко”.
Воспитатель начинает строчку стихотворения, а дети заканчивают в рифму.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…. (снег).
А с небес летят пушинки
Серебристые…(снежинки).
На поселок, на лужок
Сыплет беленький…(снежок).
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик).
Рядом снежная фигурка
Это девочка.. (снегурка).
На снегу-то, посмотри,
С красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю укутал.. (снег).
Третье задание “Слова-тезки”
Воспитатель: Вы запомнили, какие слова добавляли в стихотворение? Назовите их. На какое слово они похожи? (Все эти слова похожи на слово “снег”.)
Верно. Во всех этих словах есть общая часть – “снег”. Эти слова называются родственными.
Четвертое задание. “Слово на ладошке”.
Воспитатель задает вопросы, каждый правильный ответ “собирает” и “прячет” в ладошку.
Зимой реки и озера ….какие? (Замерзшие).
Зимой снег… что делает? (Идет, сыплется, кружит).
Зимой скользко… где? (На дороге, на тротуаре, на катке).
Пятое задание. “Хорошо — плохо”.
Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло. Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в теплых странах бодрствуют круглый год.)
Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц, не слышим их пения. Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги.).
Воспитатель: Ребята, какое время года наступает после зимы? (Ответы детей). Мы отправляемся в гости к красавице Весне. (Дети идут по гимнастической лесенке под музыку Ф.Шопена “Вальс ля-мажор” и приходят в уголок “Весна”. На ковре имитация весенней поляны, разбросаны зеленые листочки, стоит кукла Весна.
Полно беленький снежок на земле лежать
Время таять, пропадать,
Ручейками убегать.
Задание первое. “Признаки весны”. (Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. Начал таять снег, потекли ручьи, зазвенела капель, появились первые цветы, начала зеленеть трава).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я приглашаю вас на лужайку – на мягкую зеленую травку.
Упражнение на релаксацию “Нарисуем то, о чем говорили”.
Дети садятся на ковер друг за другом и на спине впереди сидящего “рисуют” капель, солнышко, ручьи, цветы и т.д.
Второе задание. Появились насекомые. Какие? (Бабочки, жуки, муравьи). Как вы думает, кто обрадовался тому, что появились насекомые? (Птицы). Давайте представим, что мы в лесу, где очень тихо. Закройте глаза и послушайте. (Звучит аудиозапись “Голоса птиц”.) Что вы слышите? (Голоса птиц, птичье пение.) Как называются птицы, которые осенью улетают, а зимой возвращаются? (Перелетные.)
Третье задание. Пальчиковая гимнастика с прищепками “Построим гнездо”.
Под музыку В.Моцарта “Весенняя” берут прищепки и, зажимая ими, как клювиками, веточки, несут и строят гнездо.
Четвертое задание. “Дать определение”.
Воспитатель:
Какая весна? (Теплая, красивая, красная, солнечная, голубая, бурливая)
Как можно назвать весеннее солнце? (Теплое, яркое, ласковое, лучистое, золотое, красное)
Какое небо весной? (Голубое, яркое, синее)
Воспитатель:
Вот пришло и лето красное,
Жарким стало солнце ясное.
Мы отправляемся в гости к Лету. (Дети идут по гимнастической лесенке под музыку А.Вивальди “Лето” и приходят в уголок “Лето”. На ковре имитация летней поляны, разбросаны солнышки, стоит кукла Лето.
Воспитатель: Внимание! Внимание! Вы становитесь участниками игры “Поле природы”.
1. Сектор. “Сравни и назови”
Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают.
Солнце желтое, как (одуванчик).
Солнце круглое, как (мячик).
Солнце ласковое, как (мама).
Солнце румяное, как (блинчик).
2. Сектор. Психологический этюд “Зима-лето”.
Воспитатель зачитывает предложения. Если в них говорится о лете, дети поднимают флажки с “веселым” солнцем и улыбаются, если о зиме – поднимаются флажки с “сонным” солнцем и хмурятся.
3. Сектор “Найди пару”
На столе разложены предметные картинки: времена года, птицы, животные, растения. Установите взаимосвязь между временем года и природой?? Объясните выбор картинок.
4. Сектор “Узнай по портрету”. Дети называют птиц и их характерные признаки, находят сходство и отличия.
Воспитатель:
Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам.
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.
Какое следующее время года? (Ответы детей) Мы отправляемся в гости к Осени (Дети идут по гимнастической лесенке под музыку Р.Шумана “Слеза” и приходят в уголок “Осень”. На ковре имитация осенней поляны, разбросаны капельки, стоит кукла Осень.
За летом осень золотая
Несет корзинки урожая.
Первое задание. “Вспомни и назови” (пословицы, приметы осени).
Дети: Много желудей на дубу – к лютой зиме”, “Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме” и другие.
Второе задание. Игра “Прошагай слова”. (Деление слов на слоги). Каждый ребенок получает по картинке, произносит слово по слогам и делает соответствующее число шагов.
Третье задание
Воспитатель: Каждое время года нам кажется лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень лучше.
Давайте сравним. Весна … (теплая), а лето… (теплее) или очень… (теплая).
Трава….. (зеленая), а после дождя …. (зеленее) или очень…. (зеленая).
Поздней осенью солнце…(холодное), а зимой….(холоднее) или более…. (холодное).
Воспитатель: Ребята, давайте придумаем для всех времен года сказку. Она должна быть короткой и законченной, используйте те слова, которые вы запомнили, путешествуя по временам года. Но мы должны понять, что это сказка, т.е. надо придумать какое-нибудь чудо, которое произошло с травкой, деревом или с животным.
Воспитатель: Молодцы ребята! Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться. Дети под музыку П.И.Чайковского “Времена года” идут по гимнастической лесенке и приходят в группу.
По впечатлениям от занятия детям можно предложить выполнить рисунок или аппликацию на тему “Времена года”.
3.01.2012
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема занятия: «Времена года».
Занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Тема занятия: «Времена года».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, развивающая.
Программное содержание:
— Продолжать формировать у детей знания и представления об особенностях времен года, их последовательности.
— Закреплять названия месяцев, учить соотносить их с временами года. Закреплять знания детей о часах.
— Продолжать формировать умение соотносить признак и время года.
— Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.
— Учить преобразовывать предмет (дерево), дорисовывая недостающие детали.
— Закреплять особенности внешнего вида деревьев в разное время года. Формировать эмоциональную отзывчивость, интерес к музыке зарубежных композиторов.
— Развивать связную диалогическую речь, зрительное восприятие, мелкую моторику рук, внимание детей, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать интерес к познанию природы.
ОБОРУДОВАНИЕ. Мультимедийное устройство, презентация «Времена года», интерактивная игра «Лиса — Алиса и Времена года», музыка А.Вивальди «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; макет часов со съемными цифрами, дидактическая игра «Времена года»; листы бумаги, на которых нарисованы четыре одинаковых дерева (по количеству детей), фломастеры, «снежный» шарик, наручные часы на подносе (по количеству детей).
План занятия:
Забегает Зайчик в группу и здоровается с детьми.
Кролик: Здравствуйте, я — Зайка, вы не видели здесь детей?
Кролик. Такая замечательная погода. Зима наступила, хочется порадоваться вместе с ребятами, они обещали поиграть со мной. Звучит музыка, в зал забегают дети, проводится игра «здравствуйте» По окончании музыки, в зал заходит учитель-логопед. (Зайчик незаметно убегает)
Учитель-логопед: Ребята, вы с гостями поздоровались?
Дети: Добрый день.
Учитель-логопед: А где же зайчик? Вот он где, в парк убежал. На экране мультимедиа появляется зайчик, он пробегает по зимнему парку.
Учитель-логопед: Белый зайчик гулял по парку и обронил часы. Лиса-Алиса нашла их и хотела отнести Зайчику, который, наверняка, скучал по ним. Однако произошло страшное событие. Стрелки часов закрутились в разные стороны и цифры на циферблате устроили чехарду. Дзинь — и лиса-Алиса оказалась в ловушке. Лиса-Алиса не испугалась, но сильно расстроилась. Что же делать?
Дети: Надо ей помочь. Нужно починить часы. Нужно спасти лису-Алису.
Учитель-логопед: Сделать это будет непросто. Но, прежде чем отправиться на выручку лисе-Алисе, скажите мне, ребята, для чего людям необходимы часы?
Дети: Часы нужны, чтобы не опаздывать на работу, в детский сад, в школу. Чтобы знать, когда наступит утро, день, вечер, ночь.
Учитель-логопед. Какие бывают часы?
Дети. Часы бывают наручные, настольные, башенные, песочные, карманные, настенные.
Учитель-логопед. Какие из часов наиболее удобны для человека?
Дети. Для человека удобны наручные и карманные часы, потому что они всегда при нем.
Учитель-логопед. Ребята, вы ведь знаете песенку про работу часов, продемонстрируйте её.
Логоритмическое упражнение «Часы».
Учитель-логопед: Наши часы непростые. Они показывают не только часы и минуты, в них спрятано еще что-что. Чтобы узнать это, отгадайте загадку. Двенадцать братьев Друг за другом ходят, Друг друга не находят. Кто это? (Месяцы.). А как можно назвать двенадцать месяцев одним словом?
Дети: 12 месяцев — это год.
Учитель-логопед. Какие времена года вы знаете?
Дети. Зима, весна, лето, осень.
Звучит музыка А.Вивальди «Времена года» «Зима»
Учитель-логопед. Дети, вы догадались, в какое время года мы попали?
Правильно. Зима приготовила для вас свои вопросы — Назовите зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Учитель-логопед. Какой зимний месяц год заканчивает, а зиму начинает?
Дети. Это месяц декабрь.
Учитель-логопед. Чем покрыта земля зимой?
Дети. Зимой земля покрыта снегом.
Учитель-логопед. Какие игры и забав радуют нас только зимой?
Дети. Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговиков, снежные крепости.
Учитель-логопед. Молодцы! Что же принесла нам Зима? Перечислите ее приметы.
Дети: Зима принесла снег, мороз, гололед, ветер и т. д.
Учитель-логопед. Зима предлагает вам поиграть в «зимнюю» игру, называется она «Холодные слова». (Дети становятся в круг и передают друг другу снежный комочек, при этом называют слова, связанные с зимой.)
Учитель-логопед. У Зимы в гостях мы побывали. С заданием справились, и Зимушка вернула нам три цифры для наших часов. Предлагаю вам вернуть их на циферблат. (Дети прикрепляют на макет часов цифры 12,1, 2.)
Ребята, какое время года наступит после зимы?
Дети: После зимы наступит весна. (На экране изображение весны.)
Учитель-логопед. Мы в гостях у Весны. С чем приходит к нам весна? Назовите ее приметы, весенние месяцы.
Дети: Весной тает снег, бегут ручьи, сосульки капают с крыш и т. д. Весенние месяцы: март, апрель, май.
Учитель-логопед. Весна тоже приготовила свои вопросы. Что происходит с деревьями и кустарниками весной?
Дети. Весной на деревьях и кустарниках набухают и распускаются почки, появляются листья.
Учитель-логопед. Как называются первые весенние цветы?
Дети. Первые весенние цветы — это подснежники, первоцветы, мать-и-мачеха.
Учитель-логопед. Весна предлагает нам поиграть в игру: «Времена года».
На столе у нас игровое поле, разделенное на 4 цвета. Они обозначают времена года: белый — зима, зеленый — весна, красный — лето, желтый- осень. Вам нужно подобрать карточки с картинкой, соответствующей данному времени года.
— Молодцы, с заданием весны вы справились. Весна возвращает нам еще три цифры для наших часов. (Дети прикрепляют цифры 3,4,5).
— Дети, какое время года наступит после весны?
Дети: После весны будет лето. (На экране изображение лета.)
Учитель-логопед. Что приносит нам лето?
Дети: Солнце, много зелени, цветы, насекомых, пение птиц и т. д.
Учитель-логопед. Назовите летние месяцы.
Дети: июнь, июль, август.
Учитель-логопед. Лето приготовило для вас свои загадки. Что бывает раньше дождь ли радуга? Что бывает позже день или вечер? Что выше леса, Краше света, Без огня горит? (Солнце). Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет. (Бабочка.)
Физкультминутка. (Музыка А. Вивальди «Лето») Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся. Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется.
Зрительная гимнастика. Бабочка и цветок.
Учитель-логопед. Вот и кончилось лето. Добавляем на наши часы цифры 6,7 и 8. Наше путешествие по Временам года продолжается. У какого времени года мы не были еще в гостях?
Дети: Мы не были в гостях у Осени. (Появляется картинка осени.)
Учитель-логопед. Как вы догадались?
Осень так же предлагает вам пройти испытания. Ответьте на ее вопросы. Какого цвета листья осенью?
Дети. Осенью листья желтые, красные, коричневые.
Учитель-логопед. Какого цвета небо?
Дети. Небо хмурое, пасмурное, дождливое.
Учитель-логопед. Что делают осенью птицы, насекомые, животные?
Дети. Птицы улетают в теплые края, насекомые засыпают, животные готовятся к зиме.
Учитель-логопед. Осень дает для вас следующее задание. Перед вами листы бумаги, на них нарисованы 4 дерева. Они абсолютно одинаковые. Лишь ствол и ветви. Но так было не всегда. Деревья были разными: одно дерево было зимним, другое — весенним, третье — летним, четвертое — осенним. Но вот налетел ураган и сорвал с деревьев зеленые, красные, желтые листочки, снежинки, почки. Помогите, пожалуйста, восстановить деревья. Возьмите фломастеры и выберите нужные украшения для осеннего, зимнего, летнего и весеннего деревьев. В правом верхнем углу нарисуйте зимнее дерево, в левом нижнем — летнее, в правом нижнем — осеннее, в верхнем левом — весеннее (дети выполняют задание.)
Фонограмма — бьют часы. Входит лиса — Алиса.
Лиса-Алиса: Спасибо, что вы меня выручили. За вашу помощь я хочу подарить вам часы. Наденьте их на левую руку и вспоминайте обо мне.
Итог занятия:
Учитель-логопед. Наше путешествие по временам года закончилось.
В гостях у какого времени года вам понравилось больше всего? (Ответы детей.)
Нам пора возвращаться в группу.
kopilkaurokov.ru
Конспект занятия «Четыре времени года». Подготовительная группа.
Название: Конспект занятия «Четыре времени года»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий НОД ,интегрированное занятие, Подготовительная группа
Автор: Бурова Татьяна Константиновна
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МДОУ ЦРР д/с № 13
Месторасположение: Костромская область, г.Галич
Четыре времени года.
(совместно-образовательная деятельность детей старшего возраста)
Цель: Проверить знания детей о временах года.
Программные задачи: Закрепить представление детей о годовом цикле, как о непрерывной смене времен года. Развивать творческие способности в разных видах деятельности: музыке, танцевальной импровизации, декламировании стихов, театрализованной деятельности, художественно – ручном труде. Развивать воображение, формировать словарный запас детей.
Оборудование: Оформление музыкального зала «Четыре времени года»; дидактическая игра «Собери пейзаж»; цветные шарфики, подносы с песком, влажные салфетки, карточки для разделения на подгруппы, аудиозаписи, экран, проектор, 12 слайдов для каждого месяца, картонные маски для каждого месяца.
Ход.
Дети входят в зал под музыку, подходят к оформлению, разглядывают его.
Музыкальный руководитель:
-Сегодня у нас необычная встреча, в нашем зале встретились все четыре времени года. Давайте мы с вами вспомним название сказки, где тоже встречаются все месяцы?
Дети: Сказка « 12 месяцев».
Музыкальный руководитель:
-Правильно, вот и у нас с вами будет удивительная встреча, а начнем мы ее с самого вашего любимого времени года – это Лето.
На экране появляется первый летний слайд.
Выходят трое детей в масках: Июнь, Июль, Август.
Июнь:
Весна уходит, лишь успела
Махнуть сиреневым платком
И тополиным пухом белым
Июнь влетает в каждый дом.
Июль:
И вот уже в разгаре лето
Июль печет во всю, жара!
Но во дворах забыв про это
С утра резвиться детвора!
Август:
Совсем другое дело – август,
Прохладней среднего он брата.
В садах так много груш и яблок
Поспело! Радуйтесь ребята!
Музыкальный руководитель:
-Летние месяцы все правильно рассказали о себе, а что еще мы любим делать летом?
Дети: — Купаться, кататься на велосипедах, собирать ягоды, гулять, играть.
Педагог ИЗО: — Дети, когда художник рисует времена года, он старается подбирать правильные нужные цвета. Вот, например, какими красками можно изобразить лето?
Дети: Яркими, солнечными, разноцветными…
Педагог ИЗО: — Правильно, но если под рукой нет красок, и карандашей, а нарисовать лето очень хочется, можно нарисовать его просто — на песке. Давайте попробуем?
Дети рисуют на песке пальцем или палочкой.Музыкальный руководитель:
-Я вам предлагаю поиграть в веселую летнюю игру.
Игра « Ищи»
Музыкальный руководитель:
-Закончилось звонкое лето, в лесу полетели легкие паутинки, дунули прохладные ветры. И все деревья вдруг надели красивый наряд. Какое же время года наступило?
Дети: — Осень.
Музыкальный руководитель:
-Осень очень красивое время года, особенно та пора, которую называют «золотая осень».
Почему ее так называют?
Дети: ……………
-Осенью мы любуемся разноцветным убранством деревьев, наблюдаем, как звери готовятся к зиме. Вот и к нам пришли три ее брата: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Выходят трое детей, меняются слайды.
Сентябрь:
Лето кончилось привольное,
Наступило время школьное,
И по правде говоря,
Он любимый и желанный
Звонкий праздник сентября.
Октябрь:
Листья опали, птицы пропали,
Все что цвело притаилось в опале,
Заняты норы, замерли споры.
Заиндевели утром заборы.
Что же так сладко в этой поре,
В сердце сжимающем на октябре?!
Ноябрь:
И вот уже зима спешит,
Чтоб встретить осень на пороге
А за окошком снег кружит,
Ноябрь месяц к нам приходит.
Педагог ИЗО: — Дети, а если бы вы рисовали осень, какими бы красками вы её изобразили?
Дети: — Жёлтую, оранжевую…………
Музыкальный руководитель:
-Ребята, а как вы думаете, какой танец больше всего соответствует летящим осенним листьям?
Дети: — Вальс.
Беседа с детьми «Почему это именно вальс?».
Детям раздаю осенние листья и предлагаю потанцевать.
Импровизация с осенними листочками.
Музыкальный руководитель:
-Следом за осенью наступает…
Дети: — Зима.
Дети вспоминают о ее признаках, о том какие трудности будут у зверей и птиц зимой,
как им можно помочь зимой, о зимних праздниках. Перечисляют зимние месяцы.
Выходят дети, меняются слайды.
Декабрь:
У декабря полно забот-
Как все успеть не знает
Он провожает старый год
И Новый год встречает
Он должен елку нарядить
Последний день сегодня,
Чтоб всех на свете пригласить
На праздник новогодний.
Январь:
Под снегом спят
Кусты и сад, и пруд и огород
Открыл январь наш календарь
И начал новый год.
Февраль:
Февраль последний зимний месяц
Но, февралю какая жалость
Не потому ль он так невесел?
Лишь двадцать восемь дней досталось.
Педагог ИЗО: — Дети, а если бы вы рисовали зиму, какие бы краски вы взяли?
Дети: — Белую, голубую……
Музыкальный руководитель: сейчас я вам предлагаю взять в руки голубые и белые шарфы, цвет выбирайте сами, и под музыку А. Вивальди выложить зимнюю картину.
(дети вместе с педагогом по изо выкладывают картину)
Песня о зиме (по желанию детей)
Музыкальный руководитель:
— И вот после долгой, холодной зимы наступает долгожданная…
Дети: — Весна.
Дети называют приметы весны, перечисляют весенние месяцы.
Выходят трое детей в масках- 3 весенних месяца, меняются слайды.
Март:
Снег тает и бежит ручьями,
Весна-красавица идет.
С весною месяц март встречаем!
Нам звонкая капель поет.
Апрель:
За ним апрель спешит и греет,
И вот уже из-под земли
На тонкой ножке, словно феи,
Цветы подснежники взошли.
Май:
Деревья в мае зеленеют,
И все вокруг вдруг зацвело
А солнце с каждым сильнее
Нам дарит летнее тепло.
Педагог ИЗО: — Дети, а какие бы краски вы взяли, если бы весну рисовали?
Дети: — Светлую, зелёную, голубую……
Музыкальный руководитель:
Сейчас мы с вами послушаем знакомое музыкальное произведение и по характеру произведения подберем соответствующие музыкальные инструменты.
Звучит «Подснежник» П.И.Чайковского, дети вспоминают композитора, рассказывают о характере произведения. В беседе используются эпитеты: музыка прозрачна, просветленная, лирическая, возвышенная.
Дети выбирают соответствующие характеру музыкальные инструменты и озвучивают отрывок из музыкального произведения.
Педагог ИЗО: — Дети, я вижу, вы хорошо разбираетесь во временах года и их красках. И сейчас я предлагаю вам доказать это ещё раз. Составьте четыре картины о каждом времени года. Для этого нам надо разделиться на 4 подгруппы.
Дети разбирают жетончики и расходятся за столы: 1 стол – бабочка,
2 стол – осенний листок, 3 стол – снежинка, 4 стол – подснежник.
Практическая деятельность.
Дети составляют композицию под звучание спокойной музыки. По окончании работы взрослые и дети рассматривают картины, делятся впечатлениями.
Музыкальный руководитель:
-Наше путешествие по временам года подошло к концу. Каждое время года неповторимо и прекрасно по- своему. Что бы сохранить красоту природы, нужно ее беречь. Ведь это такое счастье почувствовать на ладошке первую снежинку, подставить лицо первому весеннему дождику, увидеть летнюю радугу, поймать упавший с дерева осенний листок.
Педагог ИЗО:
-Вы так хорошо рассказали о каждом времени года, пели, танцевали, у вас получились прекрасные картины, что у нас не осталось никакого сомнения в том, что вы любите каждое из них.
Дети прощаются и уходят в группу.
portal2011.com
План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме: Конспект открытого занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи «Времена года»
Конспект открытого занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи «Времена года»
Цель: Обогащение и развитие коммуникативных навыков воспитанников в процессе освоения знаний о временах года.
Программные задачи:
— создать условия для формирования коммуникативных навыков у воспитанников через организацию различных видов деятельности и использование подгрупповых форм сотрудничества;
— продолжать формировать обобщённое представление о сезонных явлениях в природе, закреплять знания детей об отдельных признаках времен года, систематизировать представления детей о цикличности времен года;
— Закреплять умение использовать план-схему при составлении описательного рассказа.
— экспериментир?
— продолжать развивать умение слышать вопросы и многоступенчатые задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников;
— активизировать словарный запас детей; закреплять умение правильно выстраивать из слов распространённые предложения, проводить анализ предложения по схеме
— развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, умение выражать свои мысли,
— развивать культурно-гигиенические навыки в процессе подготовки материала к занятиям
— воспитывать умение работать в команде, принимать совместные решения, отстаивать интересы команды, проводить самооценку и оценку результатов.
Методы и приёмы:
— Сюрпризный момент: «Чудо дерево».
— Хороводная игра «Осень»
— Пальчиковая игра: «Что мы делали зимой!»
-Считалочка: «Солнышко».
— экспериментирование,
— классификация
— логоритмика
Материал и оборудование:Дерево, схемы времен года, схемы на словесный разбор предложения, одноразовые тарелки, одноразовые стаканчики, контейнеры с красками, ватные палочки, орешки, эмблемы времён года, магнитофон,сигнальные карты
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательноеразвитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
ХОД
Дети самостоятельно играют. Звенит будильник (сигнал начала занятия, ребята собираются возле воспитателя.
В-ль: Ребята,я сегодня приготовила для вас сюрприз,а что это за сюрприз, вы должны отгадать. Предлагаю игру «Да-нет-ка». Задавайте мне любые вопросы, но я смогу ответить на них только «да» или «нет». Наша схема будет вашей помощницей.
Дети задают вопросыпо схеме «Рукотворный- нерукотворный мир»
В-ль: Правильно ребята это дерево (выносит атрибут, но дерево не простое. (ставит на демонстрационный стол, дети садятся на ковёр)
А как вы думаете, что в этом дереве необычного?
Дети:дерево разделено на четыре части, наверное, по временам года.
В-ль: А ещё здесь растут эмблемы, которые символизируют времена года, Предлагаю вам взять по одной эмблеме и разделиться на команды. Я вас так и буду называть: «зима», «весна», «лето», «осень».
Уважаемые члены команд! На каждом столе вы видите карточки с признаками времён года, вам нужно отобрать признаки своего времени года и выстроить общую схему. Затем вы должны представить, защититьсвоё время года, то есть рассказать о нём или загадать загадку, или предложить нам игру.
Дети работают со схема. Затем каждая команда по степени готовности поднимает сигнальную карточку, которая также есть на каждом столе)
Команды по очереди представляют своё время года, раскрывая основные признаки, при этом самостоятельно договариваются, кто представляет материал, затем предлагают загадку, игру или рассказ о своём времени года. Способ представления дети также обговаривают в процессе работы.
Примерные программные материалы по теме «Осень»:
Рассказ:осень, в это время года идут дожди, желтеют листья, (отгадали,а ещё мы знаем хороводную игру «Осень»
Хороводная игра:«Осень»
Уже траву не косят
И значит это осень,
Жёлтая, красная,
Красивая, Прекрасная!
идут по кругу
Пора всей красоты
И возраста растений,
Но только лишь, увы,
Так длиться с две недели! Кружатся вокруг себя
Холодные ветра
С шумом прилетают приседают и встают, руки вперёд
Ждёт снега детвора
А он то есть, то тает! хлопают в ладоши
Уже траву не косят
И значит это осень! идут по кругу
Кружит листва в осеннем танце кружатся
Мы соберём листочки в ранцы имитация
И будем ими любоваться! руки перед лицом, улыбнуться
Стихотворение: «Летят дождинки»
Летят дождинки
Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползет.
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идет и сеет осень
Душистые грибы!
(И. Демьянов)
«Осень»
Осень
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.
(М. Ходякова)
Примерные программные материалы по теме «Лето»:
Лето, а у нас для вас загадки (отгадали)
Ну- ка кто из вас ответит?
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печёт!
Солнце печет, липа цветет,
Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)
Только дождик удалился, в небе мостик появился,
Ярко выгнулся дугой, будто пояс золотой. (Радуга)
Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь, тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)
В небе подсолнух: весь год цветет, а семян не дает. (Солнце)
Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Летний дождь прошел с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце, —
Семицветная дуга
Заслонила облака! (Радуга)
Пальчиковая игра: «Я рисую лето»
Я рисую лето рисуют пальчиком по столу
Красной краской- солнце рисуют в воздухе «солнце»
На газонах розы
На лугах покосы сжимают и разжимают пальцы
Синей краской – небо рисуют в воздухе «облака
И ручей певучей на столе рисуют пальцем «ручей
Дети: (зима: описывают время года (отгадали) у нас тоже есть пальчиковая игра «Что мы делали зимой!»
Пальчиковая игра «Что мы делали зимой!»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр. р. по ладони л. р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Хороводная игра: «Как на тоненький ледок»
Дети с Стоят в кругу. Выбранный заранее «Ваня» и две подружки отходят в сторону.
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок. дети поют и показывают, как падал снежок (приседая)
Припев.
Эх! Зимушка – зима,
Зима снежная была. 2 раза взявшись за руки, дети идут вправо, при повторе влево
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка – дружок. дети выполняют пружинку, Ваня выезжает в круг (ходит, высоко поднимая ноги)
Припев
Ехал, Ваня, поспешал,
С добра коня упал.
дети пританцовывают, Ваня, бежит и падает
Припев.
Две подружки увидали,
Прямо к Ване подбежали Две подружки увидали,
Прямо к Ване подбежали
Припев
Две подружки помогали,
На добра коня сажали дети хлопают в ладоши, а Ваня с подружками, скачут на коне.
Стихотворение:«Зимушка-зима»
В ледяной карете мчится зимушка-зима
Ветер крыльями стучится в сонные дома.
Расцветают скверы, парки снежной белизной.
И мороз возводит арки над тропой лесной.
(Т. Бокова)
«Зима»
На картине у зимы
Всё бело от снега:
Поле, дальние холмы,
Изгородь, телега.
Но порой блеснут на ней
Средь поляны ватной
Красногрудых снегирей
Солнечные пятна.
(В. Лунин)
Дети:(весна: загадка,стих (отгадали) а мы знаем считалочку «Солнышко»
Считалочка: «Солнышко».
Выйди, солнышко, выйди, красное.
Хватит спать тебе в мягком облаке.
Поднимись скорей в небо чистое,
Согрей Землю.
Словесная игра: «Весенняя телеграмма»
Дети (стучат стеклянными камушками в ритм стихам).
Дятел сел на толстый сук,
Тук да тук.
Всем друзьям своим на юг;
Тук да тук
Телеграмму срочно шлёт
Тук да тук.
Что весна уже идёт.
Тук да тук.
Что растаял снег вокруг,
Тук да тук.
Что подснежники вокруг;
Тук да тук.
Дятел зиму зимовал,
Тук да тук.
В жарких странах не бывал,
Тук да тук.
И понятно, почему
Скучно дятлу одному! (В. Суслов)
Загадки:
Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня. (Весна)
Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый. (Ручей)
Из-под снега вышел друг —
И весной запахло вдруг. (Подснежник)
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой — улей пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает (Весной)
В-ль: Молодцы, справились с заданием, а теперь предлагаюодному из членов команды закрепить полученные схемы времён года на общем панно. Взамен возьмите конверт с сюрпризом и присаживайтесь за столы. Давайте посмотрим, что внутри конвертов! (Дети достают содержимое конвертов и определяют, что внутри лежат схемы, по которым можно строить предложения)
В-ль: Придумайте предложения о своем времени года и составьте по нему схему. Но в этот раз команды будут выступать по порядку, а порядковый номер изображён цифрой на вашем каждом столе.
Дети: озвучивают свои предложения в соответствии с порядковым номером.
Последними выступает команда «лето».
В-ль: началось наше занятие с сюрприза, и завершить его хочется тоже сюрпризом! Возьмите каждый по одной корзинке и располагайтесь за столами, оборудование располагайте удобно около себя. Все готовы? Тогда слушайте внимательно и повторяйте движения за мной:
Осень, рыжая лиса,
разукрасила леса.
Дождик с неба побежал,
капли в лужицу собрал.
Наливают водичку
А уж зимушка-краса
Выбелила небеса
Белый лес и белый дом
Белым стало всё кругом! Наливают молоко
А весна красна пришла
Много красок принесла
Зелень трав и синь небес
Разноцветным стал весь лес Наливают краски поочереди
А лето пришло,
В небе радугу зажгло! Ватные палочки намоченные в мыльном растворе
В этом чуде разноцветном
Краски водят хоровод
Чтобы был для нас чудесным
И весёлым круглый год
Вслед за белою Зимой
Буйство красок ждём Весной
За весной примчится лето
В яркий сарафан одето
Лето шумное пройдёт
Осень следом приведёт
Итог занятия: вы сегодня работали дружными командами, показали себя в работе настоящими друзьями и помощниками, но мне хотелось бы знать ваше мнение о том, какая команда лучше всего рассказала о своём времени года. При этом вы должны соблюдать главное правило: хвалить свою команду нельзя!
(Дети проводят самоанализ деятельности и качества выполнения заданий)
nsportal.ru