cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Задания 7 егэ по русскому языку 2019 – теория и практика / Блог :: Бингоскул

ЕГЭ-2019. Русский язык. Задание №7 с ответами

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ-2019. Русский язык. Задание №7 с ответами»

ЕГЭ-2019 Задание №7

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) яблонь свечей платьев блюдцев баклажанов

2) в тысяче девятьсот восемьдесят пятом году много ботинок

сто четыре кандидата около четырёх миллионов трёхсот тысяч книг

по семьдесят лет

3) доктора шофёры слесаря мастера офицеры

4) богаче более содержательный более лучший обильнее авторы

5) ляг высунь полоскай положи боксёры

6) выздоровею оплешивить опротивеет ощущу ляг

7) тремястами пятьюдесятью рублями по длинной авеню договоры

избежать дебатов очень вкуснейшая

8) инспекторы наши господины пять абрикосов хуже мало отметок

9) двести граммов началися каникулы инструкторы их тетради самый молодой

10) в обеих сумках бухгалтеры лучшее всего корректоры нет претензий

11) пять сосисек пятьюдесятью днями наистраннейшая лекция инструкторы

обе девушки

12) более глубочайший лягте на пол инженеры в трёхстах метрах лекторы

13) крайне необходимый пекари отказаться от джинсов старое пенсне зажгёт

14) термоса профессора повара адреса коромысла

15) приехавшие гости шесть апельсин красивый тюль пять кеглей

нарождающиеся отношения

16) очень стройный неудачный пенальти ваши игрищи распродажа чулок

профессиональные слесари

17) склады тетеревы конкурсы аэропорты снайперы

18) в сто тридцать пятый раз умнее всех тренеры жёгший полоскает ( бельё)

19) веера жернова голоса выговора берега

20) горше поезжай в ихнем классе тремястами рублями снайперы

21) жестяные жёлобы взводы новобранцев гербы городов новые бульдозеры

известные промыслы

22) более худший терпимее всех свищу несколько спазмов интереснее

23) вкусный трюфель килограмм мандаринов пятеро телят самый богатейший

наши паспорта

24) прочные циркули сказочные чудищи оборонительные форты надёжные тросы

просроченные векселя

25) пара ботинок пара чулок много джинсов много макаронов кварталы новостроек

Ответы:

  1. блюдец

  2. в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году

  3. слесари

  4. лучше

  5. полощи

  6. оплешиветь

  7. вкуснейшая

  8. господа

  9. начались

  10. лучше всего

  11. сосисок

  12. глубокий

  1. зажжёт

  2. термосы

  3. апельсинов

  4. игрища

  5. тетерева

  6. полощет

  7. выговоры

  8. их

  9. желоба

  10. хуже

  11. богатый

  12. чудища

  13. макарон

Составлено на основе материалов:

Текучёва И. В. «ЕГЭ. Русский язык. Большой сборник тематических заданий для подготовки к единому государственному экзамену». Москва: АСТ, 2017

multiurok.ru

ЕГЭ 2019 Таблица «Грамматические ошибки» задание 7

Грамматическая ошибка

Комментарии.

Пример

1 Неправильное употребление падежной форы существительного с предлогом.

Благодаря

согласно + сущ. в д.п.

вопреки

(благодаря (чему?) помощи, согласно (чему?) приказу,

вопреки (чему?)желанию)

По (в значении времени) + П.п.

(по приезде, по окончании, по возвращении)

Благодаря комментариев Ю.Лотмана к «Евгению Онегину» каждый прочитавший роман лучше понимает эпоху Пушкина. (Благодаря комментариям Ю.Лотмана к «Евгению Онегину» каждый прочитавший роман лучше понимает эпоху Пушкина.)

По окончанию бала гости неспешно разъезжались.

(По окончании бала гости неспешно разъезжались.)

2.Ошибка в построении предложения с однородными членами.

«От однородных сказуемых к общему зависимому слову задаются разные вопросы.

«Употребление двойных союзов (не только, но и; как, так и)

«Смешение частей двойных союзов.

Автор в своей статье исследует (что?) и рассуждает (о чём?) о природе света.

(Автор в своей статье исследует (что?) природу света рассуждает (о чём?) о ней.)

В этом сочинении не только отражён оригинальный взгляд автора на проблему,

но и его современников.

(В этом сочинении отражён оригинальный взгляд автора не только на проблему, но и его современников.)

Рассказ показался интересным как детям,

но и взрослым.

(Рассказ показался интересным не только детям, но и взрослым.)

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

В романе «Война и мир» (И.п.)…

В «Войне и мире» (П.п.)…

В кинотеатре «Художественном» состоится ретроспективный показ фильмов известного режиссёра.

(В кинотеатре «Художественный» состоится ретроспективный показ фильмов известного режиссёра.)

4. Нарушение

видовременной соотнесённости глагольных форм.

Сказуемые стоят в разном времени или являются глаголами разного вида

Московские голубеводы ежегодно проводят различные состязания, во время которых пернатые преодолели расстояния до 1500 километров.

(Московские голубеводы ежегодно проводят различные состязания, во время которых пернатые преодолевают расстояния до 1500 километров.)

5. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

«Подлежащее и сказуемое

не согласованы в числе.

[Все, ( кто + сказуемое в ед. ч.) + сказуемое во мн. ч….].

[Те, ( кто + сказуемое в ед. ч.) + сказуемое во мн. ч….].

[Тот, ( кто + сказуемое в ед. ч.) + сказуемое во мн. ч….].

« Подлежащее, выраженное сложносокращенным существительным, и сказуемое не согласованы в роде.

Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

(Все, кто побывал в Крыму, увёзли с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.)

МГУ объявило о наборе студентов на новую специальность.

(МГУ (университет) объявил о наборе студентов на новую специальность.)

6. Неправильное построение предложения с причастным оборотом.

«Определяемое слово разрывает причастный оборот.

«Причастие не согласовано с определяемым словом.

Расположенный рынок в центре города нуждался в реконструкции.

(Расположенный в центре города рынок нуждался в реконструкции.)

Группа популяций разных видов, населяющие определённую территорию, образует сообщество.

(Группа популяций разных видов, населяющих определённую территорию, образует сообщество.)

7. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

«Действие, выраженное глаголом и дополнительное действие, выраженное деепричастием, относятся к разным деятелям.

Верно: Лицо (деятель)

Действие Дополнительное

действие

(глагол) (деепричастие)

Смеясь над собственными недостатками, рождается привычка анализировать свои поступки.

(Когда смеёшься над собственными недостатками, рождается привычка анализировать свои поступки.)

8. Ошибка при построении ложного предложения.

«Неправильное употребление союза.

Размышляя о значении литературы, понимаешь, что насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека. (Употребление союза что является излишним)

9. Неправильное построение предложения с косвенной речью

« Смешение прямой и косвенной речи.

Ведущий поинтересовался у первой пары участников, известны ли вам правила игры.

(Ведущий поинтересовался у первой пары участников, известны ли им правила игры.)

multiurok.ru

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Разделы: Русский язык


Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

Тест 1

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1). Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Благодаря доброте и взаимопонимания родителей в семье всегда царили мир и согласие.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3). Большинство возражали против такой оценки его творчества.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4). Довольно скоро с пьесой “Ревизором” , написанной Н.В.Гоголем ,познакомились все его друзья.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5). Участникам Парада Победы, приехавшей в Москву, вручили памятные подарки.
  6) Изучая движения планет, ещё в Древней Греции высказывались интересные идеи.
  7).Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих.
  8).Мы любим и гордимся нашими боксёрами, занявшими весь пьедестал.
  9) Людям приказали выходить из поезда. Так как был разрушен мост.

Тест 2

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения 1) Обычно молодежь является носителями передовых идей.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) Лёд блестит под ногами, тающий на солнце.
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 3). Прочитав роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, мне запомнилась проблема одиночества.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью 5) Охотники, заблудившиеся в тайге, застрелили троих волков.
  6)Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно чёрное небо, космонавт зачарованно замер.
  7) Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 
  8).По приезду в Петербург туристы с парома “Анастасия” сразу же отправились в Русский Музей.
  9) Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной.

Тест 3

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1).В повести “Привычное дело” отразились основные стороны жизни русской деревни середины XX века.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2) Окончив с отличием техникум, следующим шагом было поступление в университет, находившейся в нашем городе.
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 3)ЮЗГУ проводило студенческую конференцию, посвящённую вопросам безопасности.
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами 4). Дождь шёл не переставая и неожиданно заканчивается.
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 5) Когда в солнечный день, то видно ,как по небу плывут паутинки.
  6) Дочь, уезжавшая на дачу, сказала маме, что утром полью все цветы.
  7). Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы. 
  8) Страна любила и гордилась поэтом, написавшим поэму.
  9). Я очень сожалею за случившееся.

Тест 4

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление имени числительного 1)..По окончании спектакля в театре “Сатириконе” зрители долго не расходились.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) Все, кто не потеряли ещё головы, были против тер -роризма.
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) Мальчик, гулявший по улице, был жизнерадостен и весёлый.
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4)На обоих сторонах листа .лежавшего на столе, был напечатан текст.
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5) Помогая бедным и обездоленным, моё сердце сжимается от боли за них.
  6) Когда их сын очень изменился, родители страдают. 
  7) Депутат возразил журналисту, бравшему у него интервью, что как же вы можете не видеть положительных изменений вокруг нас.
  8) Александр был хорошим партнёром в игре в теннис.
  9) Когда ночь была спокойна, но люди не спали.

Тест 5

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с косвенной речью 1).Закаляя характер ,мне помогли в этом родители.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2) Трое студенток, сдавших экзамен вовремя, уехали на практику раньше.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Я люблю свою Родину, что мы живём под мирным небом.
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 4) Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента, написавшего разгромную статью.
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 5). В романе “Войне и мире” , написанным Л.Н.Толстым, более сотни действующих лиц.
  6) Читательницы мечтают и верят в ту возвышенную любовь, которая описана в женских романах.
  7) Н.В. Гоголь в комедии “Ревизор” изобразил уездных чиновников, берущих взятки.
  8). Все, кто хоть раз побывали в Сочи, никогда его не забудут.
  9). Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.

Тест 6

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Уходя домой, нужно выключать оборудование.
Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения 2) В своей книге ”Игре престолов”. опубликованной в 1996 году, Джордж Р.Р. Мартин изобразил фэнтезийную Вселенную.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Это был тот самый аргумент, который нам не хватало.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4).Семён требовал., что подавай ему новый ноутбук.
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5) Все с нетерпением ждали победы и когда прогонят врага с родной земли. 
  6) Вопреки указания директора, отгрузка товаров, востребованных потребителями, не была начата в срок.
  7) Наталья, любившая французские романы, имела расплывчатые представления о настоящей жизни.
  8) Стараясь убедить читателей, часто достигается обратный результат.
  9) Те, кто много читает, обычно и сам пишет грамотно.

Тест 7

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1). Дима признался, что я сегодня не готов к занятию.
Б) неправильное употребление имени числительного 2) Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 
В) ошибка в построении сложноподчинённого предложения 3) .В картине “Спящем пастушке” А.Г.Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Очистив улицы и дворы от мусора, не забудьте потом посадить цветы и деревья.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 5). Около семиста студентов обучаются в колледже
  6).Большинство делегатов, собравшихся на съезде работников тяжёлой промышленности, поддержали выступление оратора.
  7).Автор хотел показать, насколько хуже становится молодежь с каждым годом. Насколько часто происходят конфликты в семье.
  8) В “Вечерах на хуторе близ Диканьки”, написанные Н.В. Гоголем, воссоздан колорит украинской жизни.
  9) По завершению концерта участники группы, стоя на сцене, раздавали автографы.

Тест 8

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения 1) Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2).Когда брат просыпался, я собираюсь в школу.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми.
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами 4). Неизвестный осведомился у Ивана, что какие книги он предпочитает.
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 5) В журнале “Юности” опубликована новая повесть известного писателя.
  6) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм “Белые солнца пустыни”, легко узнают цитаты из него.
  7) Занятия шли согласно расписанию , составленному в начале сентября.
  8) Бабушка сказала, что не дам вам сладкого, пока не уберёте комнату.
  9) Пригласив девушку в кинотеатр, моя галантность не знала границ.

Тест 9

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) По приезде домой, закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново.
Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 2) Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки, заданные на вторник.
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 3).Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город/
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4).Ученики ухаживали за деревьями так, что это делают садоводы
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5) Кот от радости виляет хвостом и весело мяукал.
  6) Детвора, проснувшаяся рано, с утра резвились во дворе.
  7) Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 
  8) Метеоролог заявил, что я затрудняюсь дать точный прогноз погоды на завтра.
  9) По приезде в гостиницу “Аврору” спортсмены были быстро поселены.

Тест 10

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении предложения с однородными членам 1) Трое волков, напавших на колхозное стадо, были убиты.
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 2) Надо отдавать отчёт в том, что нельзя победить международный терроризм, опираясь только на силовые методы..
В) ошибка в построении сложноподчинённого предложения 3) Прохожий спросил меня, не знаю ли я , где находится гостиница “Курск”.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4).Приближался к концу пасмурный день, холодный ветер пронизывает ребят.
Д) неправильное употребление имени числительного 5). Туристы, прибывшие из Китая, побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге.
  6) СМИ следит за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране.
  7) Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 
  8) Вопреки нашим ожиданиям паром так и не пришёл в тот вечер.
  9) Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново.

Тест 11

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Но не вечно ни юность, ни лето.
Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 2).Скалозуб удовлетворённо замечает ,что счастлив я товарищах моих.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Вопреки распространённому суеверию, женщины приносят удачу на корабле.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавшие жизнь во имя свободы. 
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью 5) Л.Н.Толстой считал войну противоестественным человеческой природе событием и потому показывает ужасающие картины гибели сотен людей.
  6) И послали туда охранять табор с пленными. Который стоял недалеко от леса.
  7) Во всём мире Ф.М.Достоевского знают по его роману “Братьям Карамазовым”.
  8) Ощущая неприязненное отношение одноклассников ,моё настроение упало.
  9) Как успехи,, но и неудачи бывают в жизни каждого человека.

 Ответы:

А Б В Г Д
1 5 9 4 3 1
2 4 7 3 1 9
3 9 3 2 8 7
4 4 3 2 1 6

urok.1sept.ru

ЕГЭ-2019. Русский язык. Задание №7 с ответами

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ-2019. Русский язык. Задание №7 с ответами»

ЕГЭ Задание №8

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) яблонь свечей платьев блюдцев баклажанов

2) в тысяче девятьсот восемьдесят пятом году много ботинок

сто четыре кандидата около четырёх миллионов трёхсот тысяч книг

по семьдесят лет

3) доктора шофёры слесаря мастера офицеры

4) богаче более содержательный более лучший обильнее авторы

5) ляг высунь полоскай положи боксёры

6) выздоровею оплешивить опротивеет ощущу ляг

7) тремястами пятьюдесятью рублями по длинной авеню договоры

избежать дебатов очень вкуснейшая

8) инспекторы наши господины пять абрикосов хуже мало отметок

9) двести граммов началися каникулы инструкторы их тетради самый молодой

10) в обеих сумках бухгалтеры лучшее всего корректоры нет претензий

11) пять сосисек пятьюдесятью днями наистраннейшая лекция инструкторы

обе девушки

12) более глубочайший лягте на пол инженеры в трёхстах метрах лекторы

13) крайне необходимый пекари отказаться от джинсов старое пенсне зажгёт

14) термоса профессора повара адреса коромысла

15) приехавшие гости шесть апельсин красивый тюль пять кеглей

нарождающиеся отношения

16) очень стройный неудачный пенальти ваши игрищи распродажа чулок

профессиональные слесари

17) склады тетеревы конкурсы аэропорты снайперы

18) в сто тридцать пятый раз умнее всех тренеры жёгший полоскает ( бельё)

19) веера жернова голоса выговора берега

20) горше поезжай в ихнем классе тремястами рублями снайперы

21) жестяные жёлобы взводы новобранцев гербы городов новые бульдозеры

известные промыслы

22) более худший терпимее всех свищу несколько спазмов интереснее

23) вкусный трюфель килограмм мандаринов пятеро телят самый богатейший

наши паспорта

24) прочные циркули сказочные чудищи оборонительные форты надёжные тросы

просроченные векселя

25) пара ботинок пара чулок много джинсов много макаронов кварталы новостроек

Ответы:

  1. блюдец

  2. в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году

  3. слесари

  4. лучше

  5. полощи

  6. оплешиветь

  7. вкуснейшая

  8. господа

  9. начались

  10. лучше всего

  11. сосисок

  12. глубокий

  1. зажжёт

  2. термосы

  3. апельсинов

  4. игрища

  5. тетерева

  6. полощет

  7. выговоры

  8. их

  9. желоба

  10. хуже

  11. богатый

  12. чудища

  13. макарон

Составлено на основе материалов:

Текучёва И. В. «ЕГЭ. Русский язык. Большой сборник тематических заданий для подготовки к единому государственному экзамену». Москва: АСТ, 2017

multiurok.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: Задание 7 ЕГЭ

Задание 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

Б) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

В) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Д) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д. С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном».        

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ: ↓А5Б2В6Г1Д3

 

Справочная информация

Для выполнения задания 7 необходимо знать типичные случаи нарушения синтаксических норм. Материал для расширения речевого опыта  систематизирован по темам.  

Ошибкоопасные конструкции

1. Управление

1) Глаголы с разным управлением в качестве однородных членов предложения:

Слова с разным управлением могут использоваться в качестве однородных членов, если каждое из них имеет свои зависимые слова, употреблённые в нужном падеже. Например:

Она ждала его и звонила ему весь вечер.

Она ждала (кого?) его (В.п.) и звонила (кому?) ему (Д.п.) весь вечер.

Часто построить такие предложения правильно помогают местоимения:

Дети редко прислушиваются к советам взрослых и следуют им.

Дети редко прислушиваются  (к чему?) к советам (Д.п. с предлогом к) взрослых и следуют (чему?) им  (Д.п.).

Люди были измучены, но верили в победу и надеялись на неё.

Люди были измучены, но верили (во что?) в победу (В.п. с предлогом в) и надеялись (на что?) на неё (Д.п. с предлогом на).

2) Разное управление у глаголов и  существительных:

интересоваться искусством (Т.п.) — интерес к искусству (Д.п.)

любить литературу (В.п.) — любовь к литературе (Д.п.)

ненавидеть беспорядок (В.п.) — ненависть к беспорядку (Д.п.)

уважать коллег (В.п.) — уважение к коллегам (Д.п.)

доверять другу (Д.п.) — доверие к друзьям (Д.п.)

сочувствовать слабому (Д.п.) — сочувствие к слабому (Д.п. с предлогом)

3) Разное управление у слов со сходным значением:

беспокоиться о чём-либо (П.п.) — тревожиться за что-либо (В.п.)

оплатить что-либо (В.п.) — заплатить за что-либо (В.п.  с предлогом за)

уплатить за проезд (В.п. с предлогом за) — оплатить проезд (В.п.)

уделить внимание чему-либо (Д.п.) — обратить внимание на что-либо (В.п. с предлогом на)

сообщать кому-либо (Д.п.) — информировать кого-либо (В.п.)

упрекать в чём-либо (П.п. с предлогом в) — осуждать за что-либо (В.п. с предлогом за)

отзыв о чём-либо (П.п. с предлогом о) — рецензия на что-либо (В.п. с предлогом на)

вера во что-либо (В.п. с предлогом в (во)) — уверенность в чём-либо (В.п. с предлогом в)

свойственный чему-либо (Д.п.) — характерный для чего-либо (Р.п. с предлогом для)  

4) Разное управление у глаголов с отрицанием и без него:

замечать реакцию (В.п.) — не заметить реакции (Р.п.)

Он замечал (что?) реакцию зала на его слова. — От волнения он не замечал (чего?) реакции зала на его слова.

5) Употребление названий произведений литературы и искусства.

В «Войне и мире» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.

В кинофильме «Война и мир» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.

После слов — родовых обозначений, например, сказка, роман, повесть, рассказ, картина, кинофильм и других подобных, называющих жанр произведения литературы или искусства, имя собственное ставится в именительном падеже. Если такие слова в предложении отсутствуют, то названия произведений литературы и искусства используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения.

В сказке «Репка» либо: В «Репке»

В кинофильме «Война и мир» либо: В «Войне и мире»

В балете «Щелкунчик» либо: В «Щелкунчике»

Запомни:

Многие глаголы требуют после себя определённого падежа существительного.

Родительного падежа требуют глаголы:

Достигать, добиваться, желать, жаждать, хотеть, ожидать, наделать, опасаться, остерегаться, бояться, избегать, лишаться, пугаться, стыдиться, сторониться, стоить, искать, просить, требовать  и др. (кого? чего?)

Глаголы с отрицанием: не видеть, не замечать, не слышать и др. (кого? чего?)

Дательного падежа требуют глаголы:

Давать, верить, доверять, угрожать, потакать, учиться, радоваться, улыбаться, говорить, отвечать, грозить, угрожать, возражать, кланяться, кивать, махать, сигналить, звонить, писать, говорить, рассказывать, объявлять, отвечать, объяснять, сообщать, нравиться, казаться, мешать, вредить, мстить, изменять, вредить, мстить, надоедать, опротиветь, дарить, покупать, приносить, посылать, показывать, помогать, обещать, сниться и др. (кому? чему?)

Винительного падежа требуют все переходные глаголы:

Давать, дарить, продавать, покупать, посылать, показывать, обещать, строить, шить, убирать, мыть, стирать, брать, класть, ставить, вешать, видеть, смотреть, слышать, слушать, чувствовать, испытывать, замечать, любить, ненавидеть, презирать, уважать, ценить, помнить, понимать, изучать, решать, учить, рассказывать, объяснять, сообщать, говорить, благодарить, поздравлять, вспоминать, встречать, ругать, ждать  и др. (кого? что?)

Творительного падежа требуют глаголы:

Править, руководить, распоряжаться, командовать, управлять, верховодить, заведовать, увлекаться, интересоваться, заниматься, любоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, гордиться, восторгаться, восхищаться, пленяться, дорожить, владеть, пользоваться, обладать, овладевать, хвалиться, гордиться, хвастаться, клясться, торговать, жертвовать, рисковать, быть, стать, становиться, явиться, оказаться, остаться, считаться, слыть, называться и др. (кем? чем?)

Для многих глаголов характерно двойное управление:

Дать, передать, вручить, выдать, продать, возвратить, дарить, сдать, предоставить, вверить, уступить, оставить кому-либо что-либо

Сказать, объяснить, объявить, внушить, рассказать, заявить, ответить, обещать, рекомендовать кому-либо что-либо

Обещать, гарантировать кому-либо что-либо

Учить кого-либо чему-либо

Считать, вообразить, признать, представить, называть, изображать, обругать, объявить кого-либо кем-либо

Варианты норм

Хотеть, желать, жаждать, просить, заслуживать награду — награды (В.п. и Р.п), но: заслужить награду (В.п.)

Спрашивать совета, разрешения – совет, разрешение (Р.п. и В.п.)

Ждать поезда, звонка – поезд, звонок (Р.п. и В.п.), но ждать бабушку, сестру (В.п.)

Дать, брать, добыть, получить, прислать, купить, положить, налить, насыпать, выпить, глотнуть, попробовать воду, сахар – воды, сахара (В.п. и Р.п.)

Внимание:

Скучать (по чему? кому?) по работе, по дому, по матери, по мужу. Но с местоимениями: скучать (по ком?) по нас, по вас. Такое использование местоимений в предложном падеже долгое время считалось единственно правильным.

Например, в справочнике Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке» указано, что с существительными и местоимениями 3-го лица правильно: скучать по кому—чему, например: скучать по сыну, скучать по нему. Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком, например: скучали по нас, скучаем по вас.

Но в последнее время допустимыми признаются оба варианта. Считается, что скучаю (а также грущу, тоскую и т. п.) по вас – старая норма; по вам – новая. Сегодня эти варианты конкурируют, что находит отражение и в справочниках. Так, «Русская грамматика» (М., 1980) формы скучать по вам и скучать по вас рассматривает как вариативные.

Во многих пособиях сохраняется рекомендация использовать с местоимениями традиционный вариант скучаю по вас. Я поддерживаю эту рекомендацию, поскольку именно такое употребление устраивает сторонников всех точек зрения.

 

2. Конструкции с предлогами

 1) предложное  управление:

благодаря, согласно, вопреки, наперекор, подобно + Д.п. существительного, например: вопреки указанию, правилам, мнению близких,

согласно приказу…

по (в значении «после чего-либо») + П.п. существительного, например: по приезде,

по возвращении,

по завершении эксперимента…

в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством + Р.п. существительного,

например: в продолжение разговора,

в течение недели…

2) использование предлогов в беспредложных конструкциях:

Статья послужила толчком мыслям.

Ошибочно: к мыслям

Заказчик выставил рекламацию заводу-изготовителю.

Ошибочно: к заводу-изготовителю

3) предлоги при однородных членах предложения:

Мне нужно на вокзал, на почту и в магазин.

Занятия проходят на стадионе, в парке и в зале.

Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

4) предлоги в, на — с, из:

В Камергерском переулке, магазин в Камергерском

на улице, магазин на Тверской

Из Ростова, из театра, из магазина, из парка, из ссылки, из цирка, из клуба, из консерватории, из ресторана, из школы, из класса, из аэропорта, из порта, из института, из университета, из библиотеки, из больницы

с юга, с площади, с бульвара, с почты, с рынка, с лекции, с представления, с концерта, со станции, с вокзала

 

3. Употребление полной формы прилагательных вместо краткой

1) в роли сказуемого выступают краткие формы прилагательных:

Сестра больна уже неделю.

Ошибочно: Сестра больная уже неделю.

Эта фотография дорога нам.

Ошибочно: Эта фотография дорогая нам.

2) полные и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов предложения:

Сестра была красива и грустна.

Ошибочно: Сестра была красива и грустная.

 4. Предложения, придаточная часть которых начинается с союзного слова кто

Относительное местоимение кто в функции союзного слова употребляется только с глаголами в единственном числе, например:

Подлежащее и сказуемое в главной части должны быть в форме либо единственного, либо множественного числа. Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот. Например:

5. Нарушения в предложениях с причастными оборотами

1) согласования причастия с определяемым словом:

Травы, (какие?) использующиеся для изготовления лекарства, собираются в Китае.

Он задал зрителям ряд вопросов, (каких?) волнующих всех.

Протест Катерины, (какой?) отстаивающей свои права, показан в этой постановке по-новому.

2) смешение страдательных и действительных причастий:

Задание, выполняемое нами, не вызывает затруднений.

Ошибочно: Задание, выполняющееся нами.

3) совмещение конструкций  а) с причастным оборотом  и б) с который:

Дождь, ливший с утра и помешавший нашей прогулке, закончился после обеда.

Дождь, который лил с утра и помешал нашей прогулке, закончился после обеда.

Ошибочно: Дождь, ливший с утра и который помешал нашей прогулке, закончился после обеда.

 

6. Предложения с союзным словом который

Это сложноподчинённые предложения с придаточным определительным.

1) Ошибочно делать разрыв между определяемым словом и придаточным предложением со словом который:

Ошибочно: Я хочу сдать ЕГЭ по русскому, математике, и истории, которым я раньше не занимался серьёзно.

Правильно: Я хочу сдать ЕГЭ по математике, истории и русскому языку, которым я раньше серьёзно не занимался.

Ошибочно: Посмотри подарок на день рождения моей мамы, который сестра сделала сама.

Правильно:  Посмотри подарок, который моя сестра сделала сама на день рождения моей мамы.

2) ошибочное управление словом который:  

Ошибочно: Вчера выпал снег, по которому мы все обрадовались.

Правильно: Вчера выпал снег, которому мы все обрадовались. И: Вчера выпал снег, по которому мы все соскучились.

 7. Ошибочная передача косвенной речи

Ошибочно: Петька сказал, что я еще не готов к экзамену. (Петька сказал: «Я еще не готов к экзамену».)

Местоимения 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются.

Правильно: Петька сказал, что он еще не готов к экзамену.

Ошибочно: Петька сказал, что ждал маму, которая должна приехать. (Петька сказал: «Я жду маму, которая должна приехать».)

Правильно: Петька сказал, что ждал маму, которая должна была приехать.  

 8. Предложения с двойными союзами

1) неправильное расположение союзов  в предложении:

Как…, так и…

Не только…, но и…

Если не…, то…

Не столько…, сколько…

Не то чтобы…, а…

Ошибочно: Экзамены не только сдали девятые, но и одиннадцатые классы. (Нарушение логики, союз употреблен неправильно)

Правильно: Экзамены сдали не только девятые, но и одиннадцатые классы.

2) ошибочное удвоение союза чем: нежели чем:

Ошибочно: Он талантливее, нежели чем его брат. (Союз чем простой)

Правильно: Он талантливее, чем его брат.

3) нарушение структуры  союза не так…, чем вместо не так…, как:

Ошибочно: Моя сумка не так красива, чем у подруги. (Допущено искажение вида союза так, как)

Правильно: Моя сумка не так красива, как у подруги. Или: Моя сумка менее красива, чем у подруги.

Ошибочно: Он выступил не так удачно, чем  его друзья. (Допущено искажение вида союза так, как)

Правильно: Он выступил не так удачно, как его друзья. Или: Он выступил менее удачно, чем его друзья.

 9. Предложения с однородными членами

1) использование разных частей речи в качестве однородных членов предложения:

Ошибочно: Прошу тишины и выслушать меня.

(Ошибочное использование разных частей речи в  качестве однородных членов предложения)

Правильно: Прошу тишины и внимания.

Ошибочно: Он любит футбол и стрелять.

Правильно: Он любит играть в футбол и стрелять. Или: Он любит футбол и стрельбу.

2) использование полных и кратких форм прилагательных:

Ошибочно: Деревья высокие и стройны.

Правильно: Деревья высокие и стройные. Или: Деревья высоки и стройны.

 

Тесты для тренировки

Образец задания 7

А) Устав, дорога казалась нам бесконечно длинной.

Б) Те, кто много читает, обычно и сам пишет грамотно.

В) В «Горе от ума» Грибоедов поставил вопросы, волнующих его современников.

Г) Вопреки указания директора, отгрузка товаров не была начата в срок.

Д) Пациент обратился и прошёл лечение в хорошей клинике вовремя.        

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ:А5Б2В6Г1Д4

Тест 2

А) По окончанию бала гости неспешно разъезжались по домам.

Б) Те, кто серьёзно готовятся к экзамену, без сомнения, сдадут его успешно.

В) Данная монография продолжает традицию выявления, накопления и обобщения материалов, свидетельствующим о современных тенденциях в градообразовании России.

Г) Возвратившись из поездки по Юго-Восточной Азии, у него не осталось свободных дней от отпуска.

Д) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре.        

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) неправильное употребление падежной формы в несогласованном приложении

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ:А1Б2В6Г5Д3

Тест 3

А) Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в реставрации.

Б) По приезду в Сочи мы, как всегда, остановились в гостинице «Жемчужина».

В) Выбирая профессию, прошло немало времени, а он всё колебался.

Г) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.

Д) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.        

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ: А6Б1В5Г4Д2

Тест 4

А) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию.

Б) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.

В) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнаёт цитаты из него.

Г) Из командировки вернулся отец, по которому мы все обрадовались.

Д) Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот.        

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в глагольном управлении

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ: А5Б4В2Г3Д1

Тест 5

А) Департамент образования правительства Москвы наметил совещание, посвящённого новому учебному году,  на 28 августа.

Б) Тот, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, имеют  шанс поступить в самые лучшие столичные вузы.

В) Почти все любят путешествия и фотографировать.

Г) Девочки сказали, что весь вечер ждали папу, который должен вернуться из командировки.

Д) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.        

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) ошибка в предложении с косвенной речью

Ответ:А6Б2В4Г7Д5

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.