Зачем нужна учителю психология – ?
Зачем мне, учителю, знание психологии школьника
«Зачем мне, учителю, знание психологии школьника».
Вы знаете мне по – прежнему верится,
Что, если останется жить Земля,-
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя…
В нем будет мудрость талантливо дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле…
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле.
Р. Рождественский
Школа – Учитель — Ученик – эти три понятия неразрывно связаны друг с другом и с моей профессией. Они сопровождают меня вот уже 23 года. За эти годы моей педагогической деятельности были удачи и поражения, взлеты и падения…
С возрастом мы пересматриваем свои жизненные ценности и вносим определенную корректировку в свою судьбу. Проработав, в школе два десятка лет я вдруг стала чувствовать потребность в новых знаниях, но каких не понимала. «Образование по существу своему не может быть никогда завершено. Мы образовываемся всю жизнь, и нет такого момента в нашей жизни, когда мы бы могли сказать, что нами разрешена проблема нашего личного образования. Только необразованный человек может утверждать, что он решил для себя проблему образования» (С.И.Гессен). Личность учителя в образовании я понимаю, как носителя культуры, творческую индивидуальность, преемника педагогического опыта. Волею судьбы побывала на курсах по внедрению в образовательный процесс нового предмета «Самопознание». И в дальнейшем определила для себя новую цель- буду педагогом – психологом. На данном этапе развития общества недостаточно для воспитания и обучения поколения «NEXT» отлично владеть методикой преподавания предмета и обладать теоретическими знаниями, необходимы знания психологии ребенка. Психология в буквальном значении этого слова — наука о душе. Задача психологии и психологов — помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений. В сельских школах именно необходимо иметь педагога — психолога, так как в школу приходят дети с разным уровнем подготовки к обучению, сказывается отсутствие дошкольных учреждений, разными характерами, разными особенностями образа жизни семьи, их интересами, увлечениями. А требования выставленные программой обучения для всех едины. Как справиться со всеми проблемами, которые возникают не только детей, но и их родителей? Кто в этом поможет? Задача общеобразовательной школы воспитать не математика, не химика, не физика. А подготовить человека к жизни, в которой он может стать хорошим сыном, хозяином своего будущего дома, хорошим специалистом. Просто счастливым человеком, который верит в то, что он нужен и полезен обществу. Чаще всего учителя – предметники реализуют идею социальной мотивации обучения нанося ущерб нравственно- духовному мотиву образования. Личность современного педагога определяется высоким уровнем культуры. В школе провели анкетирование, было задано всего два вопроса:1) Какой учитель хороший и почему? 2) Какой учитель плохой и почему? Проанализировав ответы детей, получили следующие результаты: ученики предъявляют требования к таким профессиональным качествам учителя, как эрудиция, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать не готовые знания, а вместе с учениками спорит, размышляет и доходит до истины. Также хочется отметить, что в различных возрастных группах ученики не оставили без внимания и такие качества, как внешний вид и стиль учителя, ребята отмечали, что учитель должен быть «молодой», «красивый» не только лицом и одеждой, а именно душой и поступками, «модно и стильно одет », «улыбчивый», «обаятельный». Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, если педагог воспринимает
«Вам, памятник, учителя,
Я высек бы
Из красного гранита
Установил бы на просторе
Большое человеческое сердце…» (А. Дусенбиев).
Это будет самый необычный и красивый памятник Учителям – Сердце, открытое навстречу всем нуждающимся в огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.
infourok.ru
Зачем психология преподавателю физкультуры?
Наши студенты рассказывают, почему решили стать педагогами, и как им в этом помогает знание психологии. Например, учителю физкультуры психологические приёмы помогут приобщить учеников к здоровому образу жизни, разбираться в их эмоциональном состоянии и вести пропаганду здорового образа жизни.
У всех людей в жизни наступает момент, когда они задумываются о своей будущей профессии. Каждый мечтает кем-то стать, быть на кого-то похожим, и поэтому осознанно идёт к своей цели. Любой человек хочет найти себя в этой жизни. Справиться с этой сложной задачей помогает психология. Именно она направляет людей по нужному пути, связывая в себе все желания и возможности преодоления неуверенности в своих силах. Ведь от правильного выбора профессии зависит не только материальное благополучие человека, но и его психическое здоровье.
Психология — это наука, изучающая поведение и психические процессы людей и животных. Именно она оказывает влияние на все сферы человеческой деятельности. Будь это игра, труд или учение.
В трудовой деятельности психология играет важную роль в становлении человека как профессионала своей деятельности. Она подобно врачу, со скальпелем в руках, изучает подсознание людей, воздействует на их профессиональную ориентацию и определенность. Также психология учит приносить пользу.
И я выбрала своё дело, то дело, которое будет приносить пользу людям. Я начинающий преподаватель физической культуры. Что же такое быть преподавателем физической культуры? На мой взгляд, человек, который связал себя с такой нелёгкой профессией, должен обладать определенными качествами характера. Очень важными являются такие качества, как эмоциональная стабильность, ответственность, внимательность, толерантность, эмпатия и трудолюбие.
Говорят: «Все педагоги являются хорошими психологами». Действительно, так и есть. Психология полностью проникает в преподавательскую деятельность. Она связывает все педагогические профессии, учит тонко понимать психическое состояние детей и правильно воздействовать на их психику.
В последнее время профессия преподавателя физической культуры становится всё более востребованной. С чем же это связано? Возможных причин много. Одной из них является умение педагога физической культуры правильно мотивировать общество на занятия физической культурой. А ведь это не так просто. Представьте себе, как можно заставить определённую группу людей заниматься физическими упражнениями, когда они знают, что после нагрузок у них будут болеть мышцы? Не можете? А я могу. В первую очередь преподаватель будет воздействовать психологическими методами. Он объяснит, что боль возникла из-за нетренированности организма, скопления молочной кислоты в мышцах. Главное, что боль будет кратковременной, если продолжать заниматься физическими упражнениями. Во-вторых, педагог объяснит, что поддержание своего тела в тонусе ведет к долголетию. Другими словами, преподаватель будет через психологические методы пропагандировать здоровый образ жизни.
Уже несколько лет меня интересует психология человека в сфере физического воспитания, я люблю наблюдать за своими сверстниками. И вы знаете, часто я вижу: агрессию, замкнутость, девиантное поведение — разве человек сможет самостоятельно разрешить эти проблемы? Именно поэтому более всего мне хотелось бы заниматься педагогической деятельностью.
В каждое время, в каждом поколении возникают свои трудности. Психология учит людей решать их, чтобы развиваться, идти вровень со своими взлётами и падениями. В любой деятельности, не только педагогической, нужна психология. Ведь психология и профессия это два взаимосвязанных понятия, которые не при каких условиях нельзя разорвать.
Я хочу научиться лучше понимать психологию детей. Мне хочется воспитать из них истинных мастеров своего дела, людей с большой буквы!
Галина Васильева, гр. Б-7011
www.surgpu.ru
Психологические знания в работе учителя
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого»
Кафедра психологии и образования
Курсовая работа
на тему:
«Психологические знания в работе учителя»
Выполнил:
студент 4 курса
Осипян Д.Г.
Научный руководитель:
Губарева Т.В.
Тула 2011
Содержание
Введение
1. Психология личности в профессиональной деятельности учителя
1.1 Психологические требования к личности учителя
1.2 Специфика педагогической деятельности и педагогического общения
2. Психологические знания в работе учителя
2.1 Психологические механизмы воспитания в современных условиях
2.2 Психологические условия формирования свойств личности
2.2.1 Социально-психологические аспекты воспитания
2.2.2 Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности детей
3. Обучаемость и проблемы управления процессом усвоения знаний и умственной деятельностью учащихся
Заключение
Список использованных источников
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса. Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн отмечал необходимость различия психологического и педагогического подходов. Если предмет психологии – это закономерности развития психики ребенка, то педагогический процесс является условием этого развития. Если предмет педагогики – специфические закономерности обучения и воспитания, то психические процессы на различных ступенях развития ребенка выступают как условия, которые должны учитываться педагогами. Вот почему людям педагогической профессии необходимо знание законов психики. [1, c.10]
Учебно-воспитательный процесс как субъективная деятельность педагога может стать эффективнее, если будет учитывать объективные закономерности развития психики ученика. Такая деятельность успешно формирует развивающуюся личность в меру того, как учитель руководит деятельностью ученика, а не подменяет её.
Классиком отечественной и мировой психологии Л.С. Выготским было обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии психики. В статье «Проблемы обучения и умственного развития ребенка» (1934 г.) он писал: «… Всякое обучение является источником развития, вызывающим к жизни ряд таких процессов, которые без него вообще возникнуть не могут». Знание учителем внутренней генетической связи преподавания любого школьного предмета с детским развитием позволяет опережать уровень сегодняшних возможностей ребенка, ставить и решать с ним более сложные задачи. [2, c.386]
Педагогическая деятельность – объект исследования различных отраслей педагогической науки: дидактики, частных методик, теории воспитания, школоведения. Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий.
Содержание и психология педагогической деятельности определяется социальными факторами — местом и функциями учителя в обществе, требованиями общества к учителю; затем социально-психологическими факторами: социальными ожиданиями окружающих учителя людей по отношению к его личности и деятельности, его собственными ожиданиями и установками в сфере его педагогической деятельности.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что работа учителя всегда предполагает присутствие не только педагогических и предметных знаний, но и психологических знаний, без которых невозможно организовать качественный и целостный образовательный процесс.
Объектом исследования является изучение степени необходимости наличия психологических знаний в работе учителя.
Предметом исследования является личность педагога, как носителя необходимых знаний, в процессе образования учащихся.
Цель курсовой работы – рассмотрение психологических знаний в работе учителя.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— проанализировать литературу на тему курсовой работы по педагогической психологии;
— раскрыть основные моменты накопления и использования психологических знаний, которые необходимы учителю для своей работы.
1. Психология личности и профессиональной деятельности учителя
В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции — руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества. Учитель в современной школе выполняет ряд функций:
· Учитель — организатор учебного процесса в школе. Он — источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса.
· Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т.е. являются организаторами воспитательного процесса).
· Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социально-психологические механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения.
· Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.
К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог.
Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого, в общем, полезного для людей качества, он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, можно вообразить себе общительного, с хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли может стать хорошим учителем и воспитателем.
Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных, изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Для того, чтобы сделать учащегося личностью — а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, — сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя. [2, c.277]
Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности. Под педагогическими способностями мы понимаем определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей. Так, Ф.П. Гоноболин выделяет следующий ряд педагогических способностей:
· дидактические способности, позволяющие учителю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения учащихся, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся;
· экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;
· перцептивные способности — выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;
· организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;
mirznanii.com
Значение психологии для педагога
Нужно ли говорить о значении психологии для педагога? Должно быть, нужно, если у нас столь немногие из педагогов обращаются к изучению психологии.
Конечно, никто не сомне- вается в том, что главная деятельность воспитания совершается в области психических и психофизических явлений; но обыкновенно рассчитывают в этом случае на тот психологический такт, которым в большей или меньшей степени обладает каждый, и думают, что уже этого одного такта достаточно, чтобы оценить истину тех или других педагогических мер, правил и наставлений.
Так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы он ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем-практиком, есть в сущности не более, как такт психологический, который столько же нужен литератору, поэту, оратору, актеру, политику, проповеднику — словом, всем тем лицам, которые так или иначе думают действовать на душу других людей, сколько и педагогу. Педагогический такт есть только особое приложение такта психологического, его специальное развитие в области педагогических понятий. Но что же такое сам этот психологический такт?
Не что иное, как более или менее темное и полусознательное собрание воспоминаний разнообразных психических актов, пережитых нами самими. На основании этих-то воспоминаний душою своей собственной истории человек полагает возможным действовать на душу другого человека и избирает для этого именно те средства, действительность которых испробовал на самом себе. Мы не думаем уменьшать важности этого психологического такта, как это сделал Бенеке, который полагал тем самым резче выставить необходимость изучения своей психологической теории. Напротив, мы скажем, что никакая психология не может заменить человеку психологического такта, который незаменим в практике уже потому, что действует быстро, мгновенно, тогда как положения науки припоминаются, обдумываются и оцениваются медленно. Возможно ли представить себе оратора, который вспоминал бы тот или другой параграф психологии, желая вызвать в душе слушателя сострадание, ужас или негодование? Точно так же и в педагогической деятельности нет никакой возможности действовать по параграфам психологии, как бы ни твердо они были изучены. Но, без сомнения, психологический такт не есть что-нибудь врожденное, а формируется в человеке постепенно: у одних быстрее, обширнее и стройнее, у других медленнее, скуднее и отрывочнее, что уже зависит от других свойств души, — формируется по мере того, как человек живет и наблюдает, преднамеренно или без намерения, над тем, что совершается в его собственной душе. Душа человека узнает сама себя только в собственной своей деятельности, и познания души о самой себе так же, как и познания ее о явлениях внешней природы, слагаются из наблюдений. Чем более будет этих наблюдений души над собственною своею деятельностью, тем будут они настой- чивее и точнее, тем больший и лучший психологический такт разовьется в человеке, тем этот такт будет полнее, вернее, стройнее.
midedu.ozin-ozi-tanu.kz
Статья » Зачем нужен психолог в школе»
Зачем нужен психолог в школе? Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Школа — это огромный социальный институт. Психолог работает не только с детьми, а также и с педагогами и родителями. Рассмотрим основные направления деятельности психолога в школе:
-психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представлений), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития. Создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
-психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию по помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
-психологическая диагностика – углубленное психолого – педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
-психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов – психологов, классных руководителей и родителей. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (в зависимости от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час) также входят в компетенцию психолога.
-консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка. Консультирование в школе играет очень важную роль: каждый родитель или педагог имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка.
Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого — всё это получает ребёнок в школе. Именно здесь необходимо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.
Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.
От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может выявить причины неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей. Затем работа ведется с родителями ученика. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители? Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.
infourok.ru
71. Использование психологических знаний в работе педагога:
Педагогика и психология, являясь антропологическими науками и имея единый объект изучения – человека, различаются предметом и методами исследования. Психология, отмечал Б.Г. Ананьев, является для педагогики источником знаний о ресурсах и резервах человеческого развития и факторах, определяющих изменение человеческой природы. Каждый учитель обязан использовать психологические знания в педагогической деятельности. Особенно это актуально для учителя начальных классов, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит формирование учащегося как субъекта учебной деятельности.
В настоящее время, учитывая перспективы технического прогресса и общественного развития, перед педагогом должны быть, поставлены задачи воспитания гармонично развитого подростка, который усваивал бы навыки не только умственного труда, овладев нужными знаниями в условиях повышения информационных нагрузок, но и рос здоровым и духовно физически.
Преподаватель должен хорошо знать все тонкости психологического такта и педагогической этики. Успеваемость во многом зависит от психологической установки на весь учебный процесс.
Преподаватель, который обладает педагогическим тактом, способен предотвратить ряд трудностей по адаптации, возникающих, например, у застенчивых подростков по отношению к своим сверстникам или у студента, попавшего в другую группу.
Неправильное слово, жест могут нанести психологический ущерб подростку.
В связи этом необходимо учитывать социально-психологические особенности личности.
В возрасте от 12 до 17 лет у подростка формируется социально-психологическое отношение к окружающим, и в первую очередь к сверстникам, учителям, родителям; начинают довольно четко вырисовываться особенности характера, проявляются основы личности.
Психологические особенности можно выявить с помощью общеизвестных приемов педагогики и психологии: наблюдения, беседы и изучения.
Наблюдение – один из методов психологического исследования личности. Во внешнем облике и поведении каждого человека имеются признаки, наблюдая которые можно выявить характерологические особенности человека, его способности, испытываемое состояние.
Беседу следует, начинает со знакомства. В начале можно познакомиться с интересами и склонностями.
Изучение особенностей личности должно производиться целенаправленно. Изучение ведется индивидуально, с учетом особенностей личности.
Главная цель изучения – выявить положительное, что свойственно личности, ибо через развитие позитивных качеств, происходит как гражданское воспитание, так и успешное обучение личности.
На основании полученных результатов может быть составлена психологическая характеристика личности, являющаяся основой педагогической характеристики. Методы воздействия на личность: убеждение, методы стимулирования.
Убеждение – это разносторонне воздействие на разум, чувства, волю человека с целью формирования у него желаемых качеств.
Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.
Психологические условия формирование свойств личности будет наиболее успешным при соблюдение следующих:
— Воспитательное воздействие на эмоциональную сферу должно затрагивать всю личность, весь субъективный мир человека.
— Активность и самостоятельность самих учащихся.
— Принцип развития в деятельности. Деятельность ребенка – необходимое условие формирования личности. При этом надо помнить, что для формирования нужных мотивов, деятельность ребенка должна быть организована соответствующим образом. В деятельности формируются и привычные способы поведения.
— Подкрепление. Отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешает ребенку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к угасанию мотива.
studfiles.net
Статья «Учитель должен быть психологом»
Каримова Надежда Сабыровна
учитель начальных классов
ГКУ «ОСШ №33 с ДМЦ»
Талгарского района
Учитель должен быть психологом.
Проблема повышения уровня психологической грамотности учителя, особенно учителя начальных классов, в настоящее время чрезвычайно остра и важна, так как в последние годы растет число детей с трудностями в поведении, тревожных, эмоционально неустойчивых.
В деле воспитания эмоциональной устойчивости школьников, как и вообще в воспитании, обучении и развитии детей, должно быть органическое единство действий школы и семьи. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что может дать школа! Никакая самая лучшая школа не заменит ему семью! И в этом деле, конечно же, руководящая роль отводится школе, учителю. А для этого учитель должен, прежде всего, сам овладеть знаниями психологии личности ребенка и психологическими приемами воспитания, а затем уже обогатить этими знаниями и приемами родителей ребенка.
Учитель может и должен стать для ребенка не только носителем знаний, воспитателем, но и в какой-то мере психотерапевтом. Особенно учитель младших классов, который для ученика часто самый незыблемый авторитет.
Эмоциональная устойчивость школьника, выявление причин возникновения тревоги у школьников и тех условий воспитания в семье и школе, которые способствуют не только предупреждению и преодолению тревоги ребенка, но и превращению ее из препятствия в катализатор развития.
Учителю необходимо научиться распознавать проявления тревоги ребенка, чтобы не ругать его за то, за что нужно пожалеть, не требовать того, чего ребенок не в состоянии выполнить, выявить слабые места тревожных детей, например такие, как повышенная утомляемость и затрудненная включаемость.
Нужно четко разграничивать два психологических понятия: тревога и тревожности. Тревогу определяют как «ощущение неконкретной, неопределенной угрозы, неясное чувство опасности, страх неизвестно чего».
В отличие от тревоги как состояния тревожность как черта личности присуща далеко не каждому. «Тревожный человек» постоянно не уверен в себе и в своих решениях, все время ждет неприятностей, эмоционально неустойчив. Тревожность как черта личности может стать предвестником развития невроза.
Один из главных выводов по профилактике тревожности: честность и доверие к ребенку, безусловное принятие ребенка. Безусловное – значит без всяких условий. Ни отметка, ни достижения детей не должны рассматриваться как основная ценность. Ругая ребенка за лень и неуспеваемость, не забудьте сказать, что уверены в его возможностях, что цените его как человека и тем более огорчены сложившейся ситуацией. Ребенок должен знать: он хороший, любимый и будет таким всегда.
Родители и учителя должны повышать самооценку школьника, надо помогать ему находить ситуации, в которых он один из лучших, хвалить его как можно чаще, не скупиться на проявления любви и нежности.
В заключение хочу подчеркнуть, что важнейшей чертой школьной тревожности является ее неразрывная связь с поведением учителя. Учителя начальных классов ни на минуту не должны забывать, что для многих своих учеников они самые главные, самые лучшие. Любое слово, любой жест, взгляд, поступок учителя значит для ученика младших классов очень много. Учитель сможет вскрыть богатейшие возможности в каждом ребенке, которые могут позволить ему преодолеть любые трудности и ощутить радость свободной и осмысленной жизни, сможет осуществить одну из заповедей учителя, выработанную педагогом – новатором Ш.А.Амонашвили: « Не навреди!».
infourok.ru