cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Художественная литература ушакова подготовительная группа – Перспективный план по художественной литературе в поготовительной группе

Календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа) на тему: Перспективное планирование образовательной области «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе

сентябрь

Тема

Программное содержание

Используемая литература

1

Русская народная сказка

в обработке А. Толстого

«Царевна – лягушка»

Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; развивать поэтический слух (умение слышать и выделять в тексте выразительные средства).

О.С.Ушакова, стр.136 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

2

Русская народная сказка

в обработке М. Булатова

«Сивка Бурка»

Учить эмоционально, воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи (чуткость к образному строю сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения).

О.С.Ушакова, стр.138 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

3

Чтение сказки « Хлебный голос» А. Ремизов

Познакомить детей со сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

В.В.Гербова¸ стр. 32

(развитие речи детей 6-7 лет)

4

Стихотворение Е.Трутневой

«Осень»

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы; формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать эпитеты,  сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей.

О.С.Ушакова, стр.140 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

октябрь

1

Д. Мамин — Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы; умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; закреплять знания об особенностях  разных литературных жанров;  воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

О.С.Ушакова, стр.144 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

2

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Учить выразительно, читать наизусть стихотворение, чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка; расширять представления о пейзаже.

О.С.Ушакова, стр.145 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

3

Украинская народная сказка в обработке Л. Нечаева

«Хроменькая уточка»

Познакомить с украинской народной сказкой; подвести к осознанию художественных образов сказки.

О.С.Ушакова, стр.146 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

4

Ознакомление жанром – басни. И. Крылова

«Стрекоза и муравей»

Закреплять представления о басне, ее жанровых особенностях; подводить детей к пониманию аллегория басни, ее идеи. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни; раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией.

 О.С.Ушакова, стр.148 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

5

Беседа о творчестве А.Пушкина

Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке»

Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С.Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

О.С.Ушакова, стр.150  (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

ноябрь

1

Малые фольклорные формы. Придумывание потешек.

Уточнять и закреплять представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

О.С.Ушакова, стр.151  (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

2

Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка»

Формировать умение у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве  ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки.

О.С.Ушакова, стр.153  (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

3

Чтение рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным». Составление рассказов по пословице

учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию; продолжать учить детей составлять по пословице короткие рассказы или сказки; осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.

О.С.Ушакова, стр.159 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

4

Беседа о русском устном народном творчестве. Рассказывание сказки С.Аксакова «Аленький цветочек».

систематизировать и углубить знания детей о русском устном народном творчестве; о сказках, потешках, песенках, пословицах; о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки.

О.С.Ушакова, стр.173 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

декабрь

1

Стихотворение Е.Трутневой «Первый снег»

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение  замечать изобразительно-выразительные средства интонационно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения;  составлять лирические сказки на определенную тему.

О.С.Ушакова, стр.155 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

2

Чтение сказки Х-К.Андерсена «Гадкий утенок».

уточнить знание детей о творчестве датского сказочника Х.-К. Андерсена; учить осмысливать и оценивать характер персонажей сказки, формировать внимание к поэтическим образам.

О.С.Ушакова, стр.277  

(развитие речи детей 6-7 лет)

3

Чтение басни С. Михалкова. «Ошибка»

учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне; помогать осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.

О.С.Ушакова, стр.164 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

4

Рассказывание сказки В.Одоевского «Мороз Иванович»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки; подвести к пониманию идеи произведения; показать ее связь со значением пословицы.

О.С.Ушакова, стр.156 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

январь

1

Чтение басни И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

продолжать учить осмысливать содержание басни, образный строй языка; уточнить представление о жанровых особенностях басни. Формировать умение точно и выразительно излагать свои  мысли.

О.С.Ушакова, стр.174 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

2

Малые фольклорные формы. Инсценировка песенок.

Поддерживать интерес к образным выражениям. Углублять знания о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

О.С.Ушакова, стр.168 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

3

Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь». Придумывание сказок по мотивам Богородских игрушек.

Продолжать знакомство с русскими народными сказками; учить детей осмысливать характеры персонажей сказки; развивать творческие способности детей, умение придумывать  сказки с заданными героями.

О.А.Скоролупова, стр.92 (тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.)

февраль

1

Чтение сказки У. Диснея « Три поросенка»

учить детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык; развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказки.

О.С.Ушакова. стр.86

(Ознакомление с художественной литературой)

2

Чтение рассказа В. Драгунского « Друг детства»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представления о жанровых  особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ)

О.С.Ушакова. стр.196

(Ознакомление с художественной литературой)

3

Чтение рассказа Е.Воробьева «Обрывок провода»

Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

В.В.Гербова стр.63

(развитие речи детей 6-7 лет)

4

Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

В.В.Гербова стр.58  

(развитие речи детей 6-7 лет)

март

1

Туркменская народная сказка «Падчерица»

Учить замечать сходство и различия в построении сюжета, идее, характера героев двух сказок. Формировать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования.

О.С.Ушакова, стр.142 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

2

Заучивание стихотворения Г.Новицкой                        «Вскрываются почки». Творческое рассказывание «Как разбудили клен»

учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы; развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи; формировать умение составлять лирические рассказы и сказки (речетворческие способности).

О.С.Ушакова, стр.171 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

3

Чтение басни Крылова          «Ворона и Лисица»

Закрепить знания детей о жанровых особенностях басни; учить понимать аллегорию, ее обобщённое значение, выделит мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста басни; развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни

О.С.Ушакова, стр.158 (ознакомление дошкольников  с литературой и развитие речи)

4

Чтение рассказа Л. Толстого « Прыжок»

Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом « Прыжок».

В.В.Гербова стр.47

(развитие речи детей 6-7 лет)

апрель

1

Малые фольклорные формы

Уточнить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек,  песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

О.С.Ушакова стр. 175

(ознакомление с художественной литературой)

2

Произведения Н. Носова

Вспомнить с детьми рассказы Н.Носова, любимые эпизоды из книги «Приключение Незнайки и его друзей.

В.В.Гербова стр.54

(развитие речи детей 6-7 лет)

3

Чтение былины « Илья Муромец и Соловей – разбойник»

Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

В.В.Гербова стр.60

(развитие речи детей 6-7 лет)

4

Чтение сказки К.Ушинского «Слепая лошадь»

Познакомить детей со сказкой К.Ушинского «Слепая лошадь».

В.В.Гербова стр.49

(развитие речи детей 6-7 лет)

май

1

Чтение басни Л. Толстого « Собака и ее тень»

Учить детей осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы.

О.С.Ушакова, стр. 194

 (развитие речи детей 6-7 лет)

2

Чтение рассказа В. Бианки « Май»

Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны.

В.В.Гербова стр.79

(развитие речи детей 6-7 лет)

3

Чтение сказки В. Катаева « Цветик – Семицветик»

Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки.

О.С.Ушакова стр. 190

(ознакомление с художественной литературой)

4

Литературная викторина

Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений; закрепить знания о малых фольклорных формах

О.С.Ушакова, стр. 279

 (развитие речи детей 6-7 лет)

nsportal.ru

«Перспективное планирование по художественной литературе в подготовительной группе по ФГОС»

Вид деятельности

Тема и задачи

Сентябрь

1 – я неделя

2 – я неделя

3 – я неделя

4 – я неделя

Тема: «Откуда пришла книга» А.Барков, Р. Сурьянинов

Тема: «У слонёнка день рождения» Д.Самойлов

Тема: «Тайное становится явным» В. Драгунский

Тема: «Осень» Е. Трутнева стихотворение

(заучивание наизусть)

Задачи: формировать представления детей о книге как источнике знаний; развивать слуховое внимание; воспитывать бережное отношение к книге

Задачи: учить детей читать в лицах отрывок из стихотворения, развивать умение передавать жестами, мимикой своё отношение к героям, воспитывать интерес к поэтическому слову.

Задачи: учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием, развивать связную речь, воспитывать доброжелательные черты характера

Задачи: учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы, подбирать эпитеты, метафоры для описания осенних пейзажей, развивать речь, воспитывать любовь к природе

Словарная работа

Школа, школьники, ученики, первоклассники, букварь, книга

День рождения, гости, подарок

Поступок, тайна, обман, «тайное становится явным»

Осеннее убранство, сыплются, шелестят

Материал и оборудование

Книги различной тематики, иллюстрация «Первое сентября»

Иллюстрация

Мешочек, шило или большая игла

Детские рисунки на осеннюю тему, иллюстрации

Методическая литература

Н.С. Голицына, «Конспекты комплексно тематических занятий» (ДЛ №18, стр. 6)

Интернет ресурсы

О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 159

О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 140

Вид деятельности

Тема и задачи

Октябрь

1 – я неделя

2 – я неделя

3 – я неделя

4 – я неделя

Тема: «Почему Земля живая» М.Ляшенко, А. Мусатов

Тема: «Стрекоза и муравей» И. А. Крылов (басня)

Тема: «Лесные домишки»

В.Бианки (рассказ)

Тема: «Хлебный голос» С.Ремизов (мудрая сказка), либо К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

Задачи: формировать представление о культуре природопользования, развивать интерес к прочтению рассказов, воспитывать любовь к природе

Задачи: формировать представление о басни, её жанровых особенностях, подводить детей к аллегории басни, её идеи; развивать интерес к басни, воспитывать чуткость к образному строю языка басни

Задачи: познакомить с творчеством В.Бианки; учить понимать главную мысль рассказа; развивать знания о жанровых особенностях рассказа; воспитывать сочувствие к героям книги

Задачи: закрепить знание структуры сказки, формировать оценочное отношение к героям; помочь разобраться, почему эту сказку называют «мудрой»; развивать связную речь; воспитывать эмоциональное отношение к героям сказки

Словарная работа

Земля, планета, плод, плодородная, богатая

Человек, мастер, рукодельница, трудиться

Гнездо, домик

Бог, царь, дурёха, сноха, голос, Русь, Хлебный

Материал и оборудование

Карта климатических зон России, иллюстрации фруктов

Портрет И. А. Крылов

Портрет В.Бианки

Портрет писателя, книга, иллюстрации про хлеб

Методическая литература

Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий» ДЛ №18 стр. 48

О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 148

Н.В. Лободина «Комплексные занятия» стр.336

И.А. Осина; Е.В.Горюнова «Перспективное планирование « ДЛ №39 стр. 69, либо ПР №4 стр. 70

Вид деятельности

Тема и задачи

Ноябрь

1 – я неделя

2 – я неделя

3 – я неделя

4 – я неделя

5 – я неделя

Тема: «Хроменькая уточка» Л.Нечаев

Тема: «Уж небо осенью дышало» А. Пушкин (заучивание)

Тема: «Василиса прекрасная» ( русская народная сказка)

Тема: «Что за прелесть эти сказки» (сказки А.Пушкина)

Тема: «Айога» (нанайская сказка)

Задачи: познакомить с украинской народной сказкой; учить понимать главную мысль; развивать представления о художественных образах сказки; воспитывать бережное отношение к птицам

Задачи: познакомить с творчеством А. Пушкина; учить читать наизусть стих-е; развивать интонационную выразительность речи; воспитывать чувство радости от восприятия стихов

Задачи: учить осмысливать характеры персонажей сказки; формировать образность речи, понимание выражений; развивать творческие способности; воспитывать любовь к сказкам

Задачи: уточнить представления о сказках А.Пушкина; помочь почувствовать своеобразие их языка; воспитывать потребность рассматривать книгу

Задачи: учить осмысливать характер персонажей сказки; понимать образное содержание; развивать умение связно передавать содержание произведения, воспитывать любовь к маме

Словарная работа

Двор, осень, стоял

Царевна,

Нанаец, стойбище, ровдуга, растопырила, бултыхнулась

Материал и оборудование

Портрет писателя, иллюстрации перелётных птиц

Портрет А.Пушкина

Иллюстрации к сказке

Иллюстрации к сказкам, книги А.Пушкина

Иллюстрации жителей народа -нанайцы

Методическая литература

О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 147

И.А. Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» ДЛ №39 стр. 68

И.А.Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» ДЛ №39 стр. 72

И.А. Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» Дл №39 стр. 69

И.А. Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» Дл №39 стр. 68

Вид деятельности

Тема и задачи

Декабрь

1 – я неделя

2 – я неделя

3 – я неделя

4 – я неделя

Тема: «Мороз Иванович» В.Одоевский (сказка)

Тема: «Снегурочка» русская народная сказка

Тема: « Кошкин дом» С.Маршак (чтение по ролям)

Тема: «Старик – годовик» В.Даль

Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать её идею; показывать связь идеи сказки со значением пословицы; развивать слуховое восприятие; воспитывать любовь к природе

Задачи: учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев; развивать интерес к прочтению сказки; воспитывать любовь к русскому народному творчеству

Задачи: учить чувствовать ритм стихотворения; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; воспитывать бережное отношение к огню

Задачи: учить выделять главную мысль сказки, её мораль; использовать пословицы для формулировки идеи сказки; развивать память, речь; воспитывать любовь к природе

Словарная работа

Деревня, старики, Снегурочка, лепить

Выскочила, выпучила

Материал и оборудование

Книга со сказкой, краски, бумага

Книга со сказкой, иллюстрации к сказке

Книга со стихотворением

Портрет В.Даля, книга с иллюстрациями

Методическая литература

О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр.156

О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр.153

Интернет-ресурсы

И.А. Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» Дл №39 стр. 73

Вид деятельности

Тема и задачи

Январь

1 – я неделя

2 – я неделя

3 – я неделя

4 – я неделя

Тема: каникулы

Тема: «Ворона и лисица» И.Крылов (басня)

Тема: «Сказка про храброго зайца – длинные уши, короткий хвост» Д.Мамин — Сибиряк

Тема: «Гуси — лебеди» А.Ремизов (сказка)

Задачи: учить понимать аллегорию, её обобщённое значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые средства текста басни; развивать чуткость к восприятию образного строя языка; воспитывать сострадание к героям

Задачи: закреплять знания об особенностях разных литературных жанрах; учить целостно воспринимать текст сказки; развивать умение подбирать сравнения. Синонимы. Антонимы; воспитывать стремление к точному словоупотреблению

Задачи: учить выделять главную мысль сказки, её мораль; использовать пословицы для формулировки идеи сказки; развивать память, речь; воспитывать любовь к природе

Словарная работа

Свет зеркальце, я ль милее

«Душа в пятки ушла»; «задал стрекоча», «выбился из сил», «задрать нос»

Братец, сестрица, кисельные берега

Материал и оборудование

Книга с басней, иллюстрации к басне

Книга со сказкой

Книга со сказкой

Методическая литература

Интернет ресурсы

О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр.144

Интернет ресурсы

Вид деятельности

Тема и задачи

Февраль

1 – я неделя

2 – я неделя

3 – я неделя

4 – я неделя

Тема: «Слепая лошадь» К.Ушинский (литературная сказка)

Тема: «Друзья здоровья»

Юлия Шалева (сказка)

Тема: «Сивка — Бурка» М.Булатов» (русская народная сказка)

Тема: «Илья Муромец и Соловей разбойник» (былина)

Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к домашним животным

Задачи: учить выделять главную мысль сказки, её мораль; использовать пословицы для формулировки идеи сказки; развивать память, речь; воспитывать любовь к природе

Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к домашним животным

Задачи: учить понимать главную мысль басни; развивать умение использовать в речи средства интонационной выразительности; воспитывать чувство радости от процесса чтения книги

Словарная работа

Лошадь, животное, слепая, домашнее

Окраина, микроб, по-соседству, незнакомец, хмуриться, закалять, прохладная

Сивка, бурка, сеновал, гонец, перстень, лукошко, терем, клич кликать, вкопанный

Разбойник, соловей, былина

Материал и оборудование

Портрет писателя

Портрет писателя

Иллюстрации к сказке

Иллюстрации к былине

Методическая литература

Интернет ресурсы

Интернет ресурсы

О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 138

И.А. Осина, Е.В.Горюнова «Перспективное планирование» ДЛ №39 стр. 68

Вид деятельности

Тема и задачи

Март

1 – я неделя

2 – я неделя

3 – я неделя

4 – я неделя

5 – я неделя

Тема: «Сынко – Филипко» обр. Карнауховой

Тема: «Сказка о комнатном растении»

Тема: «Машина каша» Н. Нищева (стихотворение)

Тема: «Ты лети к нам, скворушка» В.Орлов (заучивание)

Тема: «Если бы…» О. Бедарёв (стихотворение)

Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к маме

Задачи: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать заботу о комнатном растении

Задачи: учить чувствовать ритм стихотворения; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; воспитывать бережное отношение к посуде

Задачи: учить выразительно читать стихотворение наизусть, менять силу голоса, интонацию; развивать связную речь детей; воспитывать бережное отношение к природе

Задачи: основываясь на стих-е учить правилам дорожного движения; развивать навыки пересказа, воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.

Словарная работа

Паромщик, старость, ветошка, зыбко, кулешок, ельник, худо, заскрежетала, пестовать

Цветок, растение, комнатное, заботиться, ухаживать

Посуда, чайная, столовая, кухонная

Скворушка, перелётная птица

Гражданин, переход, шофёр, тормоза, постовой, пост, регулировщик, правила

Материал и оборудование

Фотографии мам, бабушек, мяч

Иллюстрации с комнатными растениями

Иллюстрации о посуде

Картинки перелётных птиц, портрет поэта

Портрет поэта, иллюстрации о правилах дорожного движения

Методическая литература

Интернет ресурсы

Интернет ресурсы

Интернет ресурсы

Интернет ресурсы

ПР №4 стр. 315

Вид деятельности

Тема и задачи

Апрель

1 – я неделя

2 – я неделя

3 – я неделя

4 – я неделя

Тема: «Царевна — лягушка» русская народная сказка

Тема: «Земля наш общий дом» (стихотворение)

Тема: «Апрель» Я. Аким (заучивание стихотворения)

Тема: «Малые фольклорные формы»

Задачи: учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; развивать поэтический слух; воспитывать любовь к животным

Задачи: учить чувствовать ритм стихотворения; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; воспитывать бережное отношение к родной земле

Задачи: учить выразительно читать стихотворение наизусть, менять силу голоса, интонацию; развивать связную речь детей; воспитывать бережное отношение к природе

Задачи: повторить известные произведения малых форм фольклора, познакомить с новыми произведениями; развивать творческие способности; воспитывать дружелюбие

Словарная работа

Диво, царевич, квакушка, закручинился, голову повесил, затужил

Земля, планета, космос, ракета

Апрель, капель, весна

Считалка, песенка, потешка

Материал и оборудование

Силуэты изображения животных пруда

Серии картин на тему: «Космос»

Рисунки-схемы, предметные картинки

Предметные картинки с разными праздниками

Методическая литература

О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 136

ПР №4 стр. 346

Интернет ресурсы

Интернет ресурсы

Вид деятельности

Тема и задачи

Май

1 – я неделя

2 – я неделя

3 – я неделя

4 – я неделя

Тема: «Ночной таран» С.Алексеева

Тема: «Дюймовочка» Г.Х. Андерсен

Тема: « Откуда стол пришёл» С. Я. Маршак

Тема: «Цветик — семицветик» В. Катаев

Задачи: продолжать учить понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки; развивать навыки пересказа; учить применять в речи образные выражения, сравнения; воспитывать бережное отношение к подвигам народа

Задачи: : учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к природе

Задачи: учить выделять главную мысль стихотворения; развивать интонационную выразительность речи; воспитывать бережное отношение к вещам, сделанными руками человека

Задачи: учить понимать нравственный смысл сказки; определять характер поступков героини; развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к своей жизни

Словарная работа

Война, героизм, подвиг, бесстрашие, смелость

Крот, женщина, скорлупа, король Эльфов

Мебель, электроинструменты

Лети, лети лепесток; Быть по-моему вели

Материал и оборудование

Картина: «День Победы», иллюстрации ордена победы и других орденов

Картинки к сказке; портрет писателя

Предметные картинки о мебели, портрет поэта

Предметные и сюжетные картинки по теме

Методическая литература

«Перспективное планирование под ред. Н.Е. Вераксы» ДЛ №39 стр. 74 цель

ПР №4 стр. 295

Интернет ресурсы

О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 165

kopilkaurokov.ru

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе в соответствии с тематическим планированиеми

Перспективный план работы в подготовительной к школе группе по ознакомлению с художественной литературой

Беседа «Откуда пришла книга»

Цель: познакомить с разнообразием книг (в прошлом и сейчас), дать детям понятие как делается книга. Продолжать расширять и уточнять представление детей о книгах, о сохранении их и бережном отношении к ним.

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Филипок»

Цель: донести до сознания детей замысел автора- стремление к учению естественно для крестьянского ребенка, вызвать у детей уважение к их сверстнику, человек«дела»

Аппликация «Школа»

Цель: учить составлять из геометрических фигур разнообразные архитектурные постройки.

Выставка «Какими бывают книги»

Цель: познакомить с разнообразием книг, их оформления.

ЦВЕТЫ САДОВЫЕ

Заучивание А.К.Толстого «Колокольчики»

Цель: Закрепление представлений о весне. Различение ранней и поздней весны.

Обогащение лексики признаками и действиями предметов.

Развитие диалогической речи.

Закрепление названий полевых цветов.

Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики».

Чтение стихотворений Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки»

Цель: вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы,учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных тестов.

Рисование «Любимый цветок»

Цель:передавать изображение цветов по прочитанным произведениям

Выставка детских рисунков «Мой цветок»

Цель:учить любоваться красотой природы, радоваться за полученный результат

ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Пересказ Л.Н.Толстого «Косточка»

Цель:учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать поступки и оценивать их. Учить пересказывать близко к тексту.

Чтение Н.Носова «Огурцы». Рассматривание иллюстраций, знакомство с творчеством

Цель:познакомить детей с творчеством Н.Носова с его биографией.Учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать поступки и оценивать их, аргументируя свои суждения.

Лепка «Фрукты и овощи»

Цель:вызвать интерес к реальному изображению овощей и фруктов.

Выставка творчества Н.Носова

Цель:познакомить с художественными произведениями и иллюстрациями к его книгам.

ЯГОДЫ

ГРИБЫ

Ознакомление с малыми фольклорными формами

Цель: уточнить представление детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок.

Вечер загадок «В грибном царстве, в ягодном государстве»

Цель:закрепить, систематизировать знания детей о малых фольклорных формах-загадках, умение самим составлять загадки.

Рисование «Грибное лукошко»

Цель: учить по загадке изображать грибы

Изготовление альбома «Загадки и отгадки»

Цель:учить подбирать соответствующие отгадки

ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА

Заучивание пословиц и поговорок о хлебе

Цель:поддерживать и развивать интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представление о пословицах и поговорках.

Чтение М.М.Пришвина «Лисичкин хлеб»

Цель: учить воспринимать образное содержание произведения, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства, объяснять смысл и происхождение названий трав.

Рисование по пословицам о хлебе

Цель:учить предавать в рисунке содержание пословиц.

Изготовление альбома «Хлеб всему голова»

ОСЕНЬ

Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы.

Чтение стихотворений про осень, слушание П.И.Чайковского «Времена года. Сентябрь»

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; воспитывать бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»).

Аппликация «Чудо листочки» (составление картины из сухих листьев)

Цель: учить составлять композицию по литературному произведению

Выставка книг и картин «Золотая осень»

Цель: формировать умения воспринимать поэтические произведения в единстве словесного и изобразительного искусства.

ПЕРЕЛЕТ

НЫЕ

ПТИЦЫ

Чтение В.Бианки «Лесные домишки»

Цель:помочь усвоить биологические сведения:приспособленность птиц и животных к определенным условиям, обратить внимание на художественную выразительность, лаконичность и точность описания «домишек».

Театрализация р.н. сказки «Гуси-лебеди»

Цель: учить воспроизводить текст знакомой сказки в театрализованной игре,подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного персонажа;формировать живой интерес к русскому фольклору.

Коллективная аппликация «Лягушка-путешественница»

Цель:передавать понравившийся эпизод сказки.

Изготовление альбома «Любимые герои сказок»

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕЮГА И СЕВЕРА

Пересказ Л.Н.Толстого «Слон»

Цель: воспитывать нравственные качества : жалость к животным, забота о своей семье; расширять кругозор детей.

Чтение Д.Р.Киплинг «Книга джунглей»

Цель:познакомить с творчеством Д.Р.Киплинга

Рисование «Кто живет в джунглях»

Цель: передавать образы реалистичных животных.

Изготовление мнемотаблиц для составления сказок

ОДЕЖДА

ОБУВЬ

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель: углублять и расширять знания о творчестве А.С.Пушкина;воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

День рождение Н.Носова. Чтение Н.Носова «Живая шляпа», «Заплатка» (инсценировка)

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, учить детей выделять части произведения (начало, середина, конец).

Рисование по сказкам Пушкина

Цель:развивать творческое воображение передавая образ сказочных героев

1.«Книжкина больница»;

2.Выставка «Моя любимая книжка»

Цель:прививать любовь к художественным произведениям.

ЗИМА

ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕ

НИЯ

Рассказывание р.н.сказки «Снегурочка»

Цель: Учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку;развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы;закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра;воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Знакомство с биографией А.С.Пушкина. Чтение А.С.Пушкина «Зима! Крестьянин торжествуя…»

Цель: продолжать знакомить с творчеством великого русского поэта; расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина;

вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А.С. Пушкина.

Коллективная работа «Елочка»(оригами)

Цель: учить передавать красоту зимнего леса.

Выставка творчества А.С.Пушкина

Цель: познакомить с художественными произведениями и иллюстрациями к его книгам.

НЕДЕЛЯ ИГРЫ И ИГРУШКИ

Чтение рассказа Драгунского «Друг детства»

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею;

закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ)

Слушание в аудиозаписи А.Барто «Игрушки»

Цель:учить слушать авторское чтение, воспроизводить интонационную выразительность .

Лепка «Дед Мороз спешит на елку»

Цель: лепить игрушки, которые могут быть в мешке у Деда Мороза.

Выставка «Моя любимая игрушка»

Цель: , учить принимать на себя роль экскурсавода при рассказывании о своей игрушке, прививать бережное отношение к игрушкам.

МЕБЕЛЬ

Чтение С.Маршака «Откуда стол пришел?»

Цель: Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

Учить подбирать рифмы к различным словам;

учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность рифмованных фраз.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (обыгрывание поделок)

Цель: учить детей отражать в играх события реальной жизни;совершенствовать диалогическую и развивать монологическую связную речь.

Конструирование из бумаги «Мебель»

Цель: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры.

Пополнение атрибутами мебели для сюжетно-ролевой игры

ПОСУДА

Чтение Н.Носова «Мишкина каша»

Цель: воспитывать чувство юмора-умение понимать и ценить юмор, радоваться ему.

Рисование «Золотая хохлома»

Цель: передавать харектерные особенности росписи, закреплять видовое разнообразие посуды

Выставка посуды по видам росписи (хохлома, гжель, Городец)

Цель:расширять знания дтей о видах росписи

ДОМАШ

НИЕ ЖИВОТНЫЕ

Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Котенок»

Цель:учить детей пересказывать текст, точно,последовательно, выразительно, проникаться чувством симпатии к мальчику, видят в его поступке проявление мужества.

Рассказывание р.н.сказки «Хаврошечка»

Цель:помочь дать мотивированную оценку персонажам, обратить внимание на яркость и образность повествования.

Аппликация «Пушистый котенок»

Цель: передавать образ котенка из рассказа Л.Н.Толстого «Котенок»

Изготовление масок животных для театрализации сказок

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Чтение Е. Чарушина «Волчишко»

Цель: пробудить в детях сочувствие, сопереживание герою рассказа;

при помощи вопросов научить детей ставить себя на место героя рассказа;

воспитывать понимание эмоционального смысла произведения;

; помочь детям в воспитании чувства бесстрашия.

Театрализация сказки «Сказка про храброго зайца»

Цель:побуждать детей к активному участию в театрализации сказки,учить четко проговаривать слова, сочетая движения и речь.

Рисование «Зайчик серенький сидит»

Цель:учить передавать в рисунке эпизод из жизни животного, через композиционное расположение персонажа.

Изготовление альбома «Узнай и расскажи сказку»

ЗАЩИТ

НИКИ ОТЕЧЕСТВА

Рассказывание р.н.сказки «Никита Кожемяка»

Цель:обратить внимание на характерные особенности героя-стремление прийти на помощь, готовность к защите Родины, вызвать у детей восхищение героем, желание быть похожим на него.

Чтение А.Митяев «Мешок овсянки»

Цель: Вызвать интерес к сюжету рассказа, помочь понять, почему солдат стремился заботиться о собаках. Воспитывать у детей чувство любви и большой благодарности всем, кто защищал нашу страну.

Подарок для папы

Цель:учить проявлять заботу и внимание о близких людях

Персональная выставка работ «Маленький художник»

Цель:воспитывать чувство радости за успехи своих друзей.

СЕМЬЯ

Заучивание Г.Виеру «Мамин день»

Цель:учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любовь к маме.

Чтение по ролям С.Михалкова «А что у вас?», беседа о маме

Цель:учить рассказывать стихотворение по ролям, интонационно выразительно проговаривать фразы.

Рисование р.н.сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: воспитывать интерес и желание отображать в рисунке понравившийся отрывок из сказки .

Пополнение группового фотоальбома «Я и моя семья»

ВЕСНА

Чтение М.Пришвина «Золотой луг»

Цель: помочь понять авторский замысел: в обыкновенном можно найти чудесное, воспитывать интерес к поэтическому образу.

Вечер поэзии «Полюбуйся: весна наступает»

Цель: Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления;

учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов; воспитывать любовь к природе.

Рисование «Ранняя весна»

Цель: учить создавать сюжетные композиций на темы окружающей жизни и поэтических

произведений.

Выставка картин-натюрмортов «Цветы»

Цель: пополнять знания детей о цветах, воспитывать чувство прекрасного

Первая неделя апреля

День рождение книги. Викторина по произведениям Н.Носова

Цель: уточнить знания детей о произведениях Н.Носова;

— воспитывать любовь к художественной литературе.

Чтение Н.Носова «Фантазеры». Вечер фантазий «Чья история смешнее»

Цель: помочь проникнуть в замысел рассказа- веселая добрая фантазия доставляет радость, ложь-неприятность, огорчение, помочь осознать смысл слова«фантазеры», учить самостоятельно придумывать смешные ситуации.

Лепка «Фантастический сказочный герой»

Цель: учить создавать фантастический образ

Коллаж по произведениям Н.Носова

Цель: закреплять знания детей о творчестве писателя

КОМНАТ

НЫЕ РАСТЕНИЯ

Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

Цель: подвести детей к нравственному пониманию сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

Чтение Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

Цель:уточнить знания о творчестве Г.Х.Андерсона,учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки и их поступки.

Аппликация «Цветок»

Цель:учить составлять необычный фантазийный цветок.

Изготовление альбома «Мой любимый мультфильм»

ВРЕМЕНА ГОДА

(ОБОБЩЕНИЕ)

Заучивание стихотворения Г.Новицкой «Вскрываются почки»

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы, развивать поэтический слух.

Составление описательного рассказа по пейзажной картине «Май.Облачко» В.Подлянского

Цель: учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине,используя разные типы предложений;обогащать словарь детей образными словами и выражениями, активизировать в их речи глаголы, синонимы и антонимы.

Рисование «Цветущая весна» (пальчиковая техника)

Цель:учить передавать поэтическое весеннее настроение.

Оформление галереи картин о весне

Цель:учить соотносить литературный отрыврк о весне с соответствующей пейзажной картиной

НАСЕКО

МЫЕ

Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Цель: Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями;

подвести к пониманию аллегории басни,идеи;воспитывать чуткость к образному строю языка басни;понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

Чтение с последующим пересказом В.А. Сухомлинского «Пусть будут и соловей и жук»

Цель: познакомить с литературной сказкой В. Сухомлинского;развивать у детей способность эмоционально откликаться на прочитанное;

воспитывать уважение к окружающим, дружелюбие;

учить диалогической речи при пересказе.

Рисование по басне И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»

Цель:учить предавать образы героев в сюжете

Выставка «Животные в сказках»

Цель: знакомить с выразительностью образов животных разных художников

РЫБЫ

ПОДВОД

НЫЙ

МИР

Рассказывание р.н. сказки «Царевна-лягушка»

Цель: продолжать развивать поэтический слух:умение слушать и выделять в тексте выразительные средства.

Викторина «Мы любим сказки»

Цель: Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений;

закрепить знания о малых фольклорных формах.

Коллаж «Поможем бабушке и дедушке вспомнить сказки»

Цель:

учить создавать композицию из героев различных сказок.

Выставка детских рисунков «Рисуем сказки»

Цель: развивать творчество, фантазию.

infourok.ru

Перспективный план на год по чтению художественной литературе в подготовительной группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 9

Образовательная область «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы)

Перспективное планирование в подготовительной группе.

воспитатель:

Тарасова Светлана Юрьевна

Первой квалификационной категории

2017-2018 год

Образовательная область «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы)

Перспективное планирование в подготовительной группе.

Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка.

Воспитание читателя, способного испытывать чувство сострадания и сочувствия к героям произведения.

Уточнить представления о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц.

Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста.

Ноябрь

9.  К. Паустовский «Теплый хлеб»

10. ДМамин-Сибиряк «Медведко»

11. Сказка Ф.Зальтена «Бемби». Фрагмент с начала сказки до слов

« — Бемби, — говорила она, — мой маленький Бемби!»

12. Былина «Садко»

Программное содержание

Учить осмысливать содержание рассказа, давать оценку поступкам героев, способствовать развитию связной речи

Помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя. Учить определять, к какому жанру относится каждое произведение. Развивать интерес и любовь к книге

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки, помочь понять мотивы поступков героев.

Декабрь

13. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

14. Заучивание стихотворения И. Суриков «Зима»

15. Коваль «Стожок»

16. Сказка по народным сюжетам «Снегурочка»

Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С. Пушкина. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

Помочь почувствовать красоту описанной природы в стихотворении, выучить его наизусть. Закрепить знания о различиях стихотворного и прозаического жанров. Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию

Познакомить с новым литературным произведением. Учить определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев

Учить понимать: — образное содержание сказки; — характеры героев; — оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству

Январь

17. С. Топелиус «Три ржаных колоска» (литовская сказка)

18. Чтение В Драгунского «Тайное становится явным»

19. Маршак «Тает месяц молодой…» (разучивание)

20. Русская народная сказка «Семь Симеонов — семь разбойников»

Учить: — различать жанровые особенности сказки; — осмысливать содержание прочитанного; — связно передавать содержание прочитанного средствами игры. Формировать оценочное отношение к героям сказки

Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представление детей о соответствии названия текста его содержанию.

Продолжать знакомить с творчеством С. Маршака. Помочь вспомнить содержание прочитанного ранее произведения. Закрепить знание стихотворения и умение читать его выразительно. Познакомить с новым стихотворением.

Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями. Повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка). Учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ. Развивать умение пересказывать сказку по плану. Формировать образность речи, понимание образных выражений

Февраль

21. Рассказ М.Зощенко «Великие путешественники»

22. С. Есенин «Береза»

23. Великий сказочник Х.-К. Андерсен «Гадкий утенок» (чтение)

24. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, развивать у детей чувство юмора, продолжать знакомить с иллюстрациями художников. 

Учить: — чувствовать ритм стихотворения; — видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении

Помочь вспомнить знакомые сказки Х.-К. Андерсена, познакомить с новой сказкой. Упражнять в пересказе простых коротких произведений с помощью воспитателя, с использованием различных театров. Развивать интонационную выразительность речи

Продолжать знакомство с русской народной сказкой. Учить осмысливать характеры персонажей. Формировать образность речи, понимание образных выражений. Развивать творческие способности

Март

25. Сказка Х.-К. Андерсена «Дюймовочка»

26. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

27. В. Даль «Старик-годовик»

28. Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»

Продолжать учить различать жанровые особенности сказки; формировать оценочное отношение к героям; учить осмысливать содержание  прочитанного; совершенствовать умение связно передавать содержание  средствами игры.

Продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений. Учить: — понимать главную мысль былины; — придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании; — использовать средства связи частей предложения рассказа

Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки. Учить: — выделять главную мысль сказки, ее мораль; — использовать образные выражения, народные пословицы для формулировки идеи сказки

Учить различать жанровые особенности сказок, осмысливать содержание прочитанного, формировать оценочное отношение к героям сказки

Апрель

29. Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»

30. Заучивание Я. Аким «Апрель»

31. Чтение В.Бианки «Лесные домишки»

32. Сказка братьев Гримм «Горшок каши»

Продолжать учить различать жанровые особенности прозы. Формировать оценочное отношение к героям. Учить: — осмысливать содержание прочитанного; — связно передавать содержание средствами игры

Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. Учить чувствовать ритм стихотворения, читать его наизусть.

Продолжать знакомить с творчеством В. Бианки; работу по развитию знаний о жанровых особенностях сказки и рассказа. Учить понимать главную мысль литературной сказки, связно передавать ее содержание.

Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл. Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки. Подвести к пониманию идеи произведения. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли

Май

33. Алексеев «Первый ночной таран»

34. Заучивание П. Соловьева «Подснежник»

35. Чтение и обсуждение сказкиА.Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы».

36. Время загадок, скороговорок и считалок

Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа. Закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Развивать умение воспринимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поведение героев

Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в стихотворении выразительные средства.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги;

Повторить известные произведения малых форм фольклора. Познакомить с новыми произведениями

Литература:

— О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». М. 1999

—  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд. — М. : Мозаика-Синтез, 2014

infourok.ru

Перспективное планирование по художественной литературе в подготовительной группе — «Дошколенок.ру»

Дата Организованная образовательная деятельность Темы в соответствии с комплексно – тематическим планированием
Месяц Неделя Тема ООД Цель Дополнительное методическое обеспечение
Сентябрь

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Чтение малых фольклорных форм —  «Чистоговорки»

 

 

 

 

Чтение рассказов о природе:  Пришвин М.М «Начало осени».

 

 

 

 

 

Заучивание стихот-ворения «Осенний» наряд

 

 

 

 

 

 

Чтение и заучивание скороговорок о птицах

Уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях чистоговорок.

Продолжать учить произносить правильно звуки в словах.

 

Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказами. Закрепить  знания детей об изменении в осенней природе. Вызвать любование красками осенней природы в процессе слушания художественных текстов.

 

Учить детей выразительно читать стихотворения, передавая интонацией красоту осенней природы. Продолжать развивать поэтический слух у детей, упражнять в умении видеть сравнение для описания пейзажа.

 

Уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях чистоговорок и скороговорок.  Продолжать учить произносить правильно звуки в словах.

Сборник чистогово-рок.

Интернет ресурсы.

 

 

 

 

Сборник рассказов об осени. Пришвин М. М

 

 

 

 

 

 

Ушакова О.С.

Интернет-ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

Сборник чистогово-рок.

Интернет ресурсы.

«Здравствуй, Осень!»

 

 

 

 

 

Моя семья, мой дом, семейные традиции.

 

 

 

 

 

 

 

Детский сад. Профессии детского сада и моих родителей на ж\д  транспорте.

 

 

 

 

Труд людей осенью. Проект одного дня «День дошкольного работника»

Октябрь

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Чтение Н Гернет, Д Хармс. «Очень вкусный пирог»

 

 

 

 

 

 

Заучивание стихотворения  А. Фета «Ласточки пропали»

 

 

Ознакомление с новым жанром – басня. Чтение «Стрекоза и муравей»

 

 

 

 

 

Чтение сказки Козлова Ю.П. «Жадный Чик и кот Васька»

Учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления об особенностях стихотворения, его композиции, отличии от других литературных жанров. Воспитывать у детей выдержку, умение отвечать на слова чтеца.

Закрепить знания детей о признаках осени в процессе слушания стихотворений, вызвать эмоциональный отклик на красоту осенней природы.

Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чувство к образному строю языка басни. Продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний.

Учить детей понимать нравственный смысл поступков героев произведения, его образное обобщение в пословицах.

Сборник стихов для заучивания для подготовительной группы.

 

 

 

 

 

Ушакова О.С.

 Презентация «Осень в лесу»

 

 

 

Ушакова О.С., 170

Интернет-ресурсы

Презентация «Северобайкальск»

 

 

 

 

 

 

Ушакова О.С.

Книга для чтения. Парамонова ЛА, 783

Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью. Грибы и ягоды

 

 

 

 

 

Что нам осень принесла. Дары осени. Домашние заготовки.

 

 

Моя малая Родина – город Северобайкальск

 

 

 

 

 

 

 

«Птицы вокруг нас» — птицы Северного Байкала

Ноябрь

2

3

4

Чтение В. Бианки «Первая охота»

 

 

 

 

 

Чтение басни С. Михалкова «Ошибка». Анализ фразеоло-гизмов, пословиц.

 

 

 

 

 

О.С: «Верные друзья» — чтение малых фольклорных форм.

Познакомить с творчеством писателя В. Бианки. Учить детей понимать смысл произведения, углублять представление детей о соответствии названия текста и его содержанием.

Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чувство к образному строю языка басни. Продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний.

Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения.

«Полная хрестоматия 5-6 лет»,  стр 140

Интернет-ресурсы

 

 

 

Полная хрестоматия

Ушакова О.С, 189

Интернет-ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

Ушакова О.С, 175

Интернет-ресурсы

Наши добрые дела.  Животные, которые живут рядом с нами.

 

 

 

 

Декоративно-прикладное искусство. Дикие животные и их детеныши.

 

 

 

 

 

Мы модельеры: одежда, обувь, головные уборы. Проект одного дня —  «День матери»

Декабрь

1

2

3

4, 5

О.С: «Каким бывает снег» — чтение рассказа Г. Иванова

О.С: «Как я ловил человечков» Чтение рассказа Б. Житкова, беседа по содержанию

Заучивание  стихотво-рения И. Сурикова  «Детсво»

— Чтение рассказа В. Драгунского «Закол-дованная буква»

— Варанокова Л. «Таня выбирает елку»

 

Формировать у детей умение внимательно слушать текст, запоминать его содержание, интонационно передавать любование зимней природы.

Уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров.

Способствовать развитию речевого общения детей, обогащению и расширению словаря. Способствовать формированию интереса к народному творчеству. Продолжать формировать у детей  чувств любви и привязанности к своей культуре, к своему народу через знакомство с традициями и обычаями.

Ушакова О.С., 168

 

 

 

 

Книга для чтения

Интернет-ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

Интернет-ресурсы.

Книга для чтения.

Ушакова О.С

Здравствуй, зимушка – зима.

 

 

 

«Из чего сделаны предметы» — мир предметов, мебели, техники.

Народная культура и традиции бурятского народа.

 

 

 

Любимое озеро Байкал. «Новый год на  озере Байкал».  Проект «Снежный петушок»

Январь 2  — 4

— Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

— Чтение сказки  С. Аксакова «Аленький цветочек»

— Чтение ГХ Андерсена «Елка»

—  Чтение словацкой сказки в обр. С. Маршака « Двенадцать месяцев».

Познакомить детей с авторскими сказками, воспитывать у детей любовь к устному творчеству, желание слушать сказки.

Полная хрестоматия

Детская литература

Интернет ресурсы.

Проект «Театральное Рождество»
Февраль

1

2

3

4

Чтение сказки Г. Цыферова «Паровозик из Ромашкова»

А. Членов «Как Алёша жил на Севере» (отрывок из книги «Кто живет  в Арктике»)

 С. В. Сахарнов

 «Почему щука в море не живет»

Заучивание стихот-ворения Е. Благининой «Шинель»

Познакомить детей с авторской сказкой. Развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые события и названия.

Познакомить с новым произведением о животных севера. Дать детям представление, о том, почему такие животные живут на севере. Закрепить знание детей о литературном жанре «рассказ».

Дать детям представление о морских обитателях, подвести детей к пониманию, где может обитать щука. Продолжать учить детей видеть юмор в произведениях. Продолжать учить отвечать детей полными ответами на поставленный вопрос.

Учить детей читать стихотворение наизусть, передавать интонацией гордость о воспоминаниях прошедших военных днях. Воспитывать патриотические чувства.

См. сборник «Почитай со мною, мама»

 

 

 

 

Интернет-ресурсы

См. сборник «Почитай со мною, мама»

 

 

 

 

Интернет-ресурсы

См. сборник «Почитай со мною, мама»

 

 

 

 

 

Интернет-ресурсы

См. сборник «Почитай со мною, мама»

 

«Транспорт. Профессии на  ж\д. Безопасность.

 

 

 

 

Путешествие по странам и континентам. Животные Севера и жарких стран.

 

 

 

Путешествие в прошлое и будущее. Подводный мир.

 

 

 

 

 

 

«Наша Армия родная. Хочу быть таким, как папа». «Сагаалган – бурятские традиции»

Март

1

2

3

4

5

Заучивание П Соловьев

 «Подснежник»

 

 

 

 

 

Чтение ненецкой народной сказки «Кукушка»

 

 

 

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детсва»

 

 

 

О.С: «Литера-турный марафон»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О.С: «Времена года в стихах АС Пушкина»

Учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, интонационно передавать радость пробуждения природы. Развивать поэтический слух. Развивать речетворческие способности детей.

Помочь понять и оценить характер героев ненецкой народной сказкой «Кукушка». Обеспечить понимание детьми новых слов (тундра, ненцы, чум, малица, пимы).

Вызвать у детей эмоциональное отношение к литературному произведению. Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным.

Учить детей воспринимать эмоционально образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представление о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ). Осмысливать значение образных выражений.

Вызывать интерес к книге и чтению, закреплять знания о любимых произведениях, книгах, развивать воображение и чувство юмора, создавать условия для сочинительства.

Продолжать знакомить детей со стихами Пушкина, привлечь внимание детей к поэтической образности, приблизить ее к детскому опыту, развивать художественное восприятие и воображение.

См. сборник «Почитай со мною, мама»

Интернет-ресурсы

«Коммуникация», В.В. Гербова.

Сборник «Сказки Севера»

О С Ушакова стр 196, См сборник рассказов В. Драгунского «Денискины рас-сказы»

Ушакова ОС Парамонова Л.А., 882

Ушакова ОС Парамонова Л.А., 404

В Северное Забайкалье пришла весна

 

 

 

 

 

Моя милая любимая мамочка.  Женские профессии.

 

 

 

«Уроки вежливости» — мальчики и девочки.

 

 

 

Неделя книги. Мужские профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«День и ночь – сутки прочь»

Апрель

1

2

3

4

Чтение басни Крылова «Лисица и виноград»

 

 

 

 

 

Заучивание стихот-ворения  В Орлова «Летит корабль»

 

 

Чтение М. Пришвина «Золотой луг»

 

 

Чтение стихов о Родине

Продолжать учить детей осмысливать содержание басни, аллегорию, образность строя языка, уточнить представление о жанровых особенностях басни, развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли

Продолжать учить детей выразительно читать стихи наизусть. Воспитывать уважение и гордость за профессию космонавта.

Продолжать знакомить детей с произведениями М Пришвина. Познакомить с понятиями первоцветы, закрепить знания о жанре рассказ

Формировать у детей представление о происхождении слова Родина, его смысле, создавать условия для личностно-значимых ассоциаций, связанных с родным краем. Познакомить с текстом гимна Российской Федерации.

Интернет-ресурсы.

Детская литература сборник «Басни Крылова»

Ушакова О.С.

См. сборник «Почитай со мною, мама»

Интернет-ресурсы

Ушакова О.С.

Ушакова О.С.

Парамонова Л.А. 912

Юмор в нашей жизни. «Веселые истории».

 

 

 

 

 

«Тайна третьей планеты» Космические просторы.

 

   «Все начинается с семени» – огород на северном окне.

 

 

Единство и дружба народов планеты Земля

Май

1, 2

3

4

— Заучивание «День Победы»  А. Токмакова

— Чтение «Мешок овсянки». А Митяев

 

 

Басня Эзопа «Орел и жук»

 

 

 

Заучивание «Чита-лочка» В. Берестов

Продолжать знакомить с традициями празднования Дня Победы, рассказать о значении этого праздника для нашей страны; продолжать учить выразительно читать наизусть стихотворения.

Продолжать расширять представления детей о жанровых особенностях басни, рассказа, их отличии от произведений других жанров.

Учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, интонационно передавать содержание стихотворения. Развивать поэтический слух.

Парамонова, 924, интернет-ресурсы

 

 

 

 

 

Ушакова О.С. 91, интернет-ресурсы.

 

 

 

Парамонова Л.А

Интернет-ресурсы

Ушакова О.С.

Проект «День Великой Победы».  Обычаи и традиции моей семьи.

 

 

 

Экологическая тропа: «Гуляет весна по лугам и полям Бурятии». Разговор о насекомых

«Скоро в школу».  Школьные принад-лежности

blog.dohcolonoc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *