cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Всероссийская олимпиада школьников школьный этап русский язык – Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, 11 класс

Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку 2017-2018 учебный год

  1. классы

    1. Определите, какие фонетические явления встречаются в данных словах:

    футбол, надписать, снизить.

    2. В.И.Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами Вы предлагаете заменить следующие слова:

    абстрактный, моральный, оригинальный, регламент, пресс .

    3. Чем различаются слова страж и сторож? С каким явлением языка они связаны? Запишите к каждому слову словарную статью и составьте с ними предложения.

    4. Дайте морфологическую характеристику (определите часть речи и форму) слова лучше в приведенных ниже предложениях.

    Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была.

    Нельзя работать только хорошо, зная, что ты можешь работать еще лучше.

    Вы бы лучше барина разбудили, Ермолай Петрович.

    Меня поразило выражение или, лучше, отсутствие всякого выражения на его лице.

      5. В стихотворении Я. Хелемского найдите однокоренные слова. Объясните, как они образованы. Какое значение имеют эти слова для выражения идеи стихотворения?

      Узелок на память

      Никаких не допускай уступок,

      Даже в малом будь самим собой,

      Побеждает именно поступок,

      Зорко управляющий судьбой.

      Целеустремлен и беспокоен

      Каждый продолжающийся день.

      Разные слова, единый корень –

      Поступь,

      Наступление,

      Ступень.

      Принимая веское решенье,

      С вечным риском сочетая труд,

      Помни:

      Настоящее движенье

      Люди поступательным зовут.

      6. Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим английским фразеологизмам и поговоркам:

      Птицы одинакового оперения держатся вместе.

      Когда море вернет всех погибших в нем.

      У него еще за ушами не просохло.

      Для каждой собаки наступит ее день.

      Не стоит пороха и дроби.

      Черная овца в семье.

        7. Можно ли бродящую собаку назвать бродячей? О каком языковом различии говорит данный вопрос?

        8. Определите, сколько частей в данном предложении. Спишите его, расставляя знаки препинания.

        Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны что птица сядет и скроется когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются как удивительные птички с зелеными крылышками когда появится сережка как вилочка о двух или трех рожках когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая когда наконец войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека и его первой любви определяющей всю его жизнь.

        10. Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Что вы думаете о будущем русского языка? Напишите сочинение-миниатюру в публицистическом стиле.

        Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет.

        Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой…

        Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

        Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;

        Учат сторожевые рычать по-английски львы;

        Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

         

        Рекомендации по оцениванию заданий

        школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку

        2018-2018 учебный год

        10-11 классы

        1. Определите, какие фонетические явления встречаются в данных словах:

        футбол, надписать, снизить.

        Ответ: В слове футбол происходит озвончение согласных (фу[д]бол), надписать – оглушение согласных (на[т]писать), снизить – смягчение согласного ([с`]низить).

        Оценка: 0,5 баллов за каждое слово.

        Максимальная оценка – 1,5 балла.


         

        2. В.И.Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами Вы предлагаете заменить следующие слова:

        абстрактный, моральный, оригинальный, регламент, пресс .

        Ответ:

        Абстрактный – отвлеченный, умозрительный.

        Моральный – нравственный, духовный.

        Оригинальный – подлинный, истинный, особенный, самобытный.

        Регламент – установление, порядок.

        Пресс – гнет.

        Оценка: 0,5 баллов за слово.

        Максимальная оценка – 2,5 балла.


         

        3. Чем различаются слова страж и сторож? С каким явлением языка они связаны? Запишите к каждому слову словарную статью и составьте с ними предложения.

        Ответ: 1. Страж, -а, м. (высок.). Тот, кто охраняет кого/что- нибудь, защитник. Страж закона.

        2. Сторож, -а, -ей, м. Человек, который сторожит, охраняет что-нибудь. Впереди сторожа бежала собака.

        Различие: 1) полногласное сочетание -оро- в корне слова сторож, неполногласное сочетание –ра- в слове страж;

        2) разная стилистическая окраска.

        Оценка: 1 балл за каждое слово;

        2 балла за объяснение.

        Максимальная оценка – 4 балла.

        4. Дайте морфологическую характеристику (определите часть речи и форму) слова лучше в приведенных ниже предложениях.

        Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была.

        Нельзя работать только хорошо, зная, что ты можешь работать еще лучше.

        Вы бы лучше барина разбудили, Ермолай Петрович.

        Меня поразило выражение или, лучше, отсутствие всякого выражения на его лице.

          Ответ: 1) сравнительная степень прилагательного;

          2) сравнительная степень наречия;

          3) частица (выделительно-ограничительная)

          4) вводное слово.

          Оценка: 1 балл за каждый пример.

          Максимальная оценка – 4 балла.


           

          5. В стихотворении Я. Хелемского найдите однокоренные слова. Объясните, как они образованы. Какое значение имеют эти слова для выражения идеи стихотворения?

          Узелок на память

          Никаких не допускай уступок,

          Даже в малом будь самим собой,

          Побеждает именно поступок,

          Зорко управляющий судьбой.

          Целеустремлен и беспокоен

          Каждый продолжающийся день.

          Разные слова, единый корень –

          Поступь,

          Наступление,

          Ступень.

          Принимая веское решенье,

          С вечным риском сочетая труд,

          Помни:

          Настоящее движенье

          Люди поступательным зовут.

          Ответ: Однокоренными словами являются поступок, поступь, наступление, поступательное. Они образованы при помощи приставок и суффиксов. Эти слова раскрывают основную идею стихотворения: движение вперед.

          Оценка: 0,5 баллов за каждое слово;

          2 балла за объяснение.

          Максимальная оценка – 4 балла.

          6. Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим английским фразеологизмам и поговоркам:

          Птицы одинакового оперения держатся вместе.

          Когда море вернет всех погибших в нем.

          У него еще за ушами не просохло.

          Для каждой собаки наступит ее день.

          Не стоит пороха и дроби.

          Черная овца в семье.

            Ответ:

            Одного поля ягодки.

            Когда рак на горе свистнет.

            Молоко на губах не обсохло.

            Будет и на нашей улице праздник.

            Овчинка выделки не стоит.

            В семье не без урода; паршивая овца в стаде.

              Оценка: 1 балл за каждый пример.

              Максимальная оценка – 6 баллов.


               

              7. Можно ли бродящую собаку назвать бродячей? О каком языковом различии говорит данный вопрос?

              Ответ: Бродящая по двору собака может и не быть бродячей. Сопоставление данных слов демонстрирует разницу между причастиями и прилагательными. Слово бродящая обозначает признак действия: та, которая бродит. Значит, бродящая – причастие. А слово бродячая обозначает постоянный признак: бездомная. Следовательно, бродячая – прилагательное.

              Оценка: 1 балл за ответ;

              3 балла за объяснение.

              Максимальная оценка – 4 балла.


               

              8. Определите, сколько частей в данном предложении. Спишите его, расставляя знаки препинания.

              Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны что птица сядет и скроется когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются как удивительные птички с зелеными крылышками когда появится сережка как вилочка о двух или трех рожках когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая когда наконец войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека и его первой любви определяющей всю его жизнь.

              Ответ: 11частей.

              Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше, когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны, что птица сядет и скроется, когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются, как удивительные птички с зелеными крылышками, когда появится сережка, как вилочка о двух или трех рожках, когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая, когда, наконец, войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень, тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека, и его первой любви, определяющей всю его жизнь.

              Оценка: 1 балл за ответ;

              3 балла за расстановку знаков препинания.

              Максимальная оценка – 4 балла.

              9. Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую проблему поднимает поэт? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Что вы думаете о будущем русского языка? Напишите сочинение-миниатюру в публицистическом стиле.

              Русский язык, как латынь, постепенно сойдет на нет.

              Те, кто писал на нем, промахнулись с заветной лирой…

              Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

              Скоро мы на верлибр перейдем и забудем рифму;

              Учат сторожевые рычать по-английски львы;

              Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

              Качественные характеристики текста: Доказательность, логика в аргументации, умелое использование речевых средств русского языка для создания выразительного текста, грамотность.

              Максимальная оценка – 10 баллов.

              Общая сумма баллов – 40.


               

              xn--j1ahfl.xn--p1ai

              Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку. 8 класс (школьный этап)

              МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа» Курской области Фатежского района

              Материалы для проведения

              Всероссийской олимпиады школьников

              по русскому языку

              8 класс

              (школьный этап)

              Подготовила: Иванова Ирина Егоровна,

              учитель русского языка и литературы

              2017

              Всероссийская олимпиада школьников

              по русскому языку

              8 класс (школьный этап)

              Время проведения- 45 минут

              Максимальный балл — 45

              Задание 1.

              Поставьте ударение в приведённых ниже словах:

              Обеспечение, торты, духовник, апостроф, газопровод, закупорить, завидно, новорождённый, украинский, туфля.

              По 0,5 баллов за правильный ответ. Итого: 5 баллов

              Задание 2.

              Даны грамматические характеристики трёх слов. Найдите в одной невозможное в русском языке сочетание грамматических признаков, дайте объяснение:

              1) Имя существительное, нарицательное, одушевлённое, м.р., 1 скл., в п.п., в предложении является дополнением.

              2) Глагол, переходный, 1 спр., несов.в., в изъявит. накл., в настоящем времени, в ж.р., в ед.ч, в предложении является сказуемым.

              3) Имя прилагательное, качественное, в кратк. форме, в ж.р., в ед.ч., в предложении является сказуемым.

              0,5 б. за правильный ответ + 0,5 б. за объяснение. Итого: 1 балл

              Задание 3.

              Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях

              1. Поднявшись на второй этаж усадьбы, перед глазами открывается великолепный вид.

              ___________________________________________________________

              1. Пожилая старушка села на скамейку.

              ____________________________________________________________

              1. Занятия проводятся согласно расписания.

              _____________________________________________________________

              1. Этот стадион расположен в тридцати минут езды от города.

              ___________________________________________________________

              1. На рынке мы купили пять килограмм помидор.

              _________________________________________________________

              1. Пассажир обязан оплатить за проезд и провоз багажа.

              _____________________________________________________________

              По 1 баллу за правильный ответ. Всего: 6 баллов.

              Задание 4.

              Подберите к данным фразеологизмам синонимичные и антонимичные фразеологизмы

              1) Бить баклуши

              2) Втирать очки

              3) Два сапога пара

              4) Из кожи вон лезть

              5) Без зазрения совести 

              По 0,5 баллов за правильно подобранный фразеологизм. Итого: 5 баллов

              Задание 5.

               Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению: захотеть, вертеть, выбежать, подержать, прочитать, грести?

              __________________________________________________________________

              Итого: 2 балла

              Задание 6.

              Какой смысловой признак положен в основу русских слов Родина и Отечество, английского motherland, немецкого Faterland, испанского patria, французского patrie? Каково семантическое различие между этими словами? 

              __________________________________________________________________

              Итого: 4 балла

              Задание 7.

              Прочитайте фрагмент текста, назовите автора и произведение. (Итого: 2 балла)

              Я глядел (во)все стороны ож..дая  увид..ть грозные б..ст..оны  башни и вал; но (н..)чего (не)видал кроме деревушки окруже(н,нн)ой бревенч..тым  забором. 2. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена (полу)занесе(н,нн)ые снегом с другой скривившаяся мельница с лубочными крыльями лениво опущ..(н,нн)ыми. 3. Где(же) крепость? Спросил я с удивлением  4.Да вот она отвечал  ..мщик  указывая на деревушку и с этим словом мы в нее в..ехали. <… > 5.Я велел ехать к  к..м..нданту и через минуту  к..битка  ост..новилась перед деревя(н,нн)ым  дом..ком  выстро..(н,нн)..м на высоком месте близ деревя(н,нн)ой(же)  церкви.

                      6. …Я  вошел в  чистеньк..ю  комнатку  убра(н,нн)..ю  (по)стари(н,нн)ому. 7.В углу стоял шкаф с посудой; на стене  в..сел  диплом  оф..церский  за стеклом  и в рамке;  около него красовались  лубочные картинки  предст..вляющие  взятие  Кистрина и Очакова  так(же)  выбор невесты и погр..бение кота.

              Задание 8.

              Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

              (Итого: 5 баллов по нормам выставления оценок)

              Задание 9.

              Из предложения 7 выпишите грамматическую основу ( 1 балл)

              _________________________________________________________________

              Укажите, какой частью речи является слово (по)стари(н, нн)ому ( 1 балл),  разберите его по составу(1 балл)

              ________________________________________________________________

              Задание 10.

              Русскому классику И.С. Тургеневу принадлежат слова: «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

              Вы согласны с писателем? Может быть, хотите поспорить? Пожалуйста! Выразите своё мнение в сочинении-рассуждении.

              (Итого:12 баллов)

              Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

              8 класс (школьный этап)

              Ответы:

              Задание 1.

              обеспЕчение, тОрты, духовнИк, апострОф, газопровОд, закУпорить, завИдно, новорождЁнный, украИнский, тУфля.

              По 0,5 баллов за правильный ответ. Всего: 5 баллов

              Задание 2.

              Ответ 2, т.к. глаголы в наст. вр. изменяются по лицам, а не родам.

              0,5 б. за правильный ответ + 0,5 б. за объяснение. Всего: 1 балл

              Задание 3

              1) Когда поднимаешься на второй этаж усадьбы, перед глазами открывается великолепный вид.

              2) Старушка села на скамейку / Пожилая женщина села на скамейку

              3) Занятия проводятся согласно расписанию

              4)Этот стадион расположен в тридцати минутах езды от города

              5) На рынке мы купили пять килограммов помидоров

              6)Пассажир обязан оплатить проезд и провоз багажа.

              По 1 баллу за правильный ответ. Всего: 6 баллов

              Задание 4.

              Фразеологизм

              Синоним

              Антоним

              Бить баклуши.

              Валять дурака. Плевать в потолок. Лодыря гонять.

              Засучив рукава. Своротить горы.

              Втирать очки.

              Водить за нос. Обвести вокруг пальца. Вешать лапшу на уши.

              Раскрыть глаза. Вывести на чистую воду.

              Два сапога пара.

              Одного поля ягоды. Как две капли воды. Сделаны из одного теста.

              Как небо от земли.

              Из кожи вон лезть.

              Не покладая рук.

              Палец о палец не ударить.

              Без зазрения совести.

              Хоть бы хны.

              Сгорать от стыда. Сквозь землю провалиться.

              По 0,5 баллов за правильно подобранный фразеологизм (учитывается только 1 фразеологизм) Всего: 5 баллов

              Задание 5.

               К первому спряжению относятся глаголы прочитать и грести. Глаголы вертеть и подержать – второго спряжения (так называемые глаголы исключения). Глаголы 

              захотеть и выбежать — разноспрягаемые.

              Итого: 2 балла

              Задание 6.

              В основу номинации слова Родина положен признак рождения, материнства; Родина ассоциативно связано с родной землей, природой, народом. Таким же по происхождению является англ. motherland. 2. В основу номинации слова Отечество положен признак отцовства; Отечество ассоциативно связано с государством, верой отцов, культурой. Такими же по происхождению являются немецк. Faterland, исп. patria, франц. patrie.

              По 1баллу – за значение, по 1баллу- за объяснение.

              Итого: 4 балла

              Задание 7.

              А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

              Итого: 2 балла

              Задание 8.

               Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом, с другой – скривившаяся мельница с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» — спросил я с удивлением. «Да вот она», — отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали.<…> Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.

                 …Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по – старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.

              Итого: 5баллов ( по нормам выставления оценок)

              Задание 9

              [стоял шкаф]; [висел диплом]; [красовались картинки]. – 1 балл.

              Наречие. За верное определение части речи – 1балл, за правильный разбор по составу – 1балл.

              Итого: 3 балла

              Задание 10.

              Глубина и аргументированность суждений, отсутствие фактических ошибок: 0-5 баллов

              Композиционная стройность и завершенность работы : 0-2 балла

              Грамотность: 0-5 баллов

              Всего: 12 баллов

              infourok.ru

              Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

              Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку – 2017 года

              Школьный этап (4 класс)

              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

              Основными целями и задачами олимпиады являются развитие у учащихся творческих способностей и интереса к изучению русского языка, возможность испытать себя в различных видах интеллектуальной деятельности, расширение опыта социального взаимодействия.

              Олимпиадные задания разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

              Задания включают в себя задания на проверку владения видами речевой деятельности – чтением, лексико-грамматическим материалом, письмом.

              Участники школьного этапа олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями (1 место) школьного этапа при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае, когда победители не определены, в школьном этапе олимпиады определяются только призеры (2-3 места).

              Максимально возможный балл – 44,5

              На проведение олимпиады отводится 40 минут без учёта организационных моментов.

              Олимпиада проводится в отдельном помещении в первой половине дня.

              Во время проведения олимпиады у учащихся должны быть ручка, карандаш, линейка, черновик. Присутствие дополнительных справочных материалов запрещается.

              ЗАДАНИЯ, ОТВЕТЫ, ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ:

              Задание 1: умения квалифицировать гласные и согласные звуки.

              Прочитайте текст. Выпишите из текста слова, в которых есть звук [о], выделив обозначающую его букву.

              У моей бабушки был когда-то очень умный кот по имени Барсик. Всё лето они с бабушкой проводили на даче. А на соседском участке обитал огромный злой пёс по кличке Рекс, который никому проходу не давал, особенно котам…

              Беспечный Барсик сидел на деревянном крылечке. Рекс увидел кота и рванул прямо к нему. У бабушки на душе похолодело от страха за любимца.

              А Барсик и ухом не повёл, сидит себе и пристально смотрит на приближающуюся овчарку. Рекс подбежал совсем близко и вдруг засмущался от такой кошачьей храбрости и уверенности. Пёс аккуратно, даже с каким-то уважением обнюхал Барсика и быстренько убрался с его территории.

              Ключ: очень, кот, всё, огромный, злой, пёс, который, проходу, особенно, не повёл, смотрит, от такой.

              Оценивание:

              За каждое правильно выписанное слово при полном соблюдении требований к заданию, начисляется 1 балл.

              За каждое правильно выписанное слово без указания буквы, обозначающей звук [о], начисляется 0,5 балла.

              При условии допущения ошибок: сначала высчитывается количество баллов за правильные ответы, а затем от общей суммы минусуется 0,5 балла за каждую ошибку.

              Задание 2: умения классифицировать слова по составу.

              Выпиши из предложений слова, строение которых соответствует предложенным схемам. Обозначь части слов.

              1. Вова рос подвижным и сильным мальчиком.

              2. Тогда оно больше напоминало фруктовый лёд.

              3. Но его остроты на этот раз оказались несмешными.

              Ключ:

              подвижным

              фруктовый

              несмешными

              Оценивание:

              За каждое правильно выписанное слово при правильном выделении его частей начисляется 2 балла.

              За каждое правильно выписанное слово без выделения его частей начисляется 1 балл.

              При условии допущения ошибок: сначала высчитывается количество баллов за правильные ответы, а затем от общей суммы минусуется 0,5 балла за каждую ошибку.

              Задание 3: умение распознавать значение слова

              Прочитай текст. Из текста выпиши слово, которое соответствует лексическое значение:

              В один из осенних дней, когда с подвозом продовольствия были перебои и солдаты голодали в окопах, рядовой Лукашук нашёл в обвалившейся части траншеи вещевой мешок, доверху набитый овсянкой.

              Вещевые мешки солдаты прятали в траншеях перед атакой, чтобы легче было, и нередко хозяин мешка не мог вернуться назад — продолжал наступление или погибал в бою. Потому не зазорно было Лукашуку с солдатами воспользоваться находкой.

              Но едва удалось разложить костёр, чтобы сварить овсяную кашу, в траншею спрыгнул незнакомый рыжий солдат. «Ребята, давайте мешок назад! Это я оставил», – сердито проговорил незнакомец. По фронтовому закону если хозяин за мешком вернулся, то делать нечего − надо отдать. Отдали молча, а Лукашук с обидой подумал: «Вон он какой тощий! Это ему дополнительный паёк дали. Пусть лопает!»

              Наступила зима, дороги замёрзли, подвоз продовольствия наладился, и про историю с овсянкой забыли…

              В одном из ожесточённых январских боёв с немцами Лукашука тяжело ранило. Пуля попала в грудь, и от боли он потерял сознание. Когда солдат очнулся, он, перебинтованный, лежал около палатки-госпиталя на фанерных саночках, к которым были привязаны три тяжело дышавшие собаки. Рядом стоял тощий рыжий солдат-санитар с каской дымящейся овсяной каши. «Где-то я видел его раньше, − подумал Лукашук и вдруг вспомнил: − Овсянка!»

              Санитар поставил каску с овсянкой в снег. «Молодцы, други мои, успели, спасли, − приговаривал он, гладя собак. − Ну, подкрепитесь − и вперёд!» Лукашук слабо улыбнулся санитару и сказал: «Так ты не себе овсянку? В том мешке, значит, чья-то жизнь солдатская лежала… Плохо я о тебе подумал… Прости, брат!»

              (по А.В. Митяеву)

              Ключ:

              Оценивание: За каждое правильно выписанное слово начисляется 1 балл.

              Задание 4: умение распознавать устойчивые выражения и объяснять их значение.

              Ещё _____________ не валялся.

              Покупать ____________ в мешке.

              Куда Макар ___________ не гонял.

              Ключ:

              Ещё конь не валялся.

              Дело еще не начато, до начала еще далеко.

              Покупать кота в мешке.

              Приобретать, получать что-либо, не имея представления заранее о качестве.

              Куда Макар телят не гонял.

              Очень далеко.

              Оценивание:

              За каждое правильно вставленное слово начисляется 1 балл.

              За каждое правильное объяснение смысла фразеологизма начисляется 2 балла.

              Задание 5.

              Найдите антонимы к словам «закончить», «разный» и «мокрый» и по первым буквам вы узнаете ответ на загадку: «Между двух светил я в серёдке один».

              Ключ:

              Закончить – начать, разный – одинаковый, мокрый – сухой.

              Ответ на загадку: НОС.

              Оценивание:

              За каждый правильно подобранный антоним начисляется 1 балл. Дополнительный балл начисляется за правильную разгадку.

              Задание 6.

              1. Составь предложение, используя все слова (форму слов изменять нельзя):

              день, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, в, молочный, ненастный, непроглядный, этот, туман.

              1. Запиши предложение, соблюдая все нормы грамотного письма.

              2. Определи части речи.

              3. Определи падеж имени существительных.

              Ключ:

              1. В этот ненастный, сырой, серый день над круглым озером клубился густой, непроглядный, молочный туман.

              Туман – сущ., Им.п.

              Над озером – сущ., Т.п

              В день – сущ., В.п.

              Этот – мест.

              Ненастный, сырой, серый, круглым, густой, непроглядный, молочный – прил.

              Клубился – глаг.

              Оценивание:

              Составлено правильно и грамотно записано предложение начисляется 2 балла, при наличии ошибок – 0 баллов.

              Правильно определены части речи – по 0,5 балла за каждое слово.

              Правильно определён падеж имён существительных – по 0,5 балла за каждое слово.

              infourok.ru

              Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку 6 класс

              Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

              Русский язык 6 класс

              Задания:

              1. Какой фонетический признак объединяет слова отдать, сгибаться, молотьба? Как называется противоположный признак? Придумайте 3 слова с противоположным фонетическим признаком.

              Ответ

              В этих словах происходит озвончение согласных звуков перед глухими; противоположный фонетический признак – оглушение согласных. Его можно наблюдать, например, в словах дуб, рыбка, подтвердить и т.п.

              Критерии

              За название фонетического признака — 0,5 баллов, за название противоположного фонетического признака — 0,5 баллов, за каждое слово — по 0,5 баллов. Максимально: 2,5 — 3 балла

              1. В каком из глаголов приставка по- употреблена не в том же значении, что в остальных: побегать, поспать, поплыть, поиграть, полежать? Обоснуйте свой выбор.

              Ответ

              В глаголе поплыть приставка по- имеет значение «начала действия». В остальных глаголах приставка по- со значением «неполной меры действия, совершаемого в течение короткого времени».

              Критерии

              За правильно названный глагол – 1 балл, за обоснование выбора – 2 балла. Максимально: 3 балла.

              1. Распределите слова на 2 группы на основании одного постоянного морфологического признака глагола. Обоснуйте свой ответ.

              Любить, ценить, дружить, хвалить, дорожить

              Ответ

              Глаголы можно распределить на 2 группы на основании такого постоянного морфологического признака глагола, как переходность – непереходность. Переходные глаголы: любить, ценить, хвалить; непереходные: дружить, дорожить.

              Критерии

              За правильное распределение глаголов на 2 группы – 1 балл, за обоснование этого – 1 балл. Максимально: 2 балла.

              1. Установите соответствия и впишите омонимы в пустые клетки.

              А

              2

              Орган в полости рта

              Число, представленное как состоящее из частей единицы

              Б

              3

              Земной шар, Земля

              Желание, стремление (разговор.)

              В

              4

              Мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья

              Проявление нежности, любви

              Г

              5

              Поиски, выслеживание зверей, птиц с целью их истребления или ловли

              Отсутствие войны

              Д

              Ответ

              1 – Г

              Ласка

              Главное средство человеческого общения

              А

              2

              Орган в полости рта

              2 – А

              Язык

              Число, представленное как состоящее из частей единицы

              Б

              3

              Земной шар, Земля

              3 – Д

              Мир

              Желание, стремление(разг.)

              В

              4

              Мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья

              4 – Б

              Дробь

              Проявление нежности, любви

              Г

              5

              Поиски, выслеживание зверей, птиц с целью их истребления или ловли

              5 – В

              Охота

              Отсутствие войны

              Д

              Критерии

              За каждое правильно указанное соответствие – 1 балл.

              Максимально: 5 баллов.

              1. В четверостишии из стихотворения Б. Пастернака читаем:

              Как были те выходы в тишь хороши!

              Безбрежная степь, как марина [море].

              Вздыхает ковыль, шуршат мураши,

              И плавает плач комариный.

              (« Степь»)

              Что обозначает это просторечное слово?

              Вспомните и запишите фразеологизм разговорного характера, в котором есть слово с этим же корнем. Каково его значение?

              Ответ

              Мураши (диалектн.) – муравьи, фразеологизм – мурашки бегают, что обозначает «внезапный испуг или озноб»

              Критерии

              За значение слова -1 балл, за фразеологизм -1 балл, за объяснение значения фразеологизма — 1 балл. Максимально: 3 балла

              1. Прочитайте стихотворение АЛ.Барто «Разговор с дочкой». Поняла ли маму дочка? Почему? Какое языковое явление отражено в стихотворении?

              «Мне не хватает теплоты», —

              Она сказала дочке.

              Дочь удивилась: «Мёрзнешь ты

              И в летние денёчки?»

              «Ты не поймёшь, ещё мала», —

              Вздохнула мать устало.

              А дочь кричит: «Я поняла!» —

              И тащит одеяло.

              Ответ

              Дочка не поняла мать. Она думала, что маме просто холодно, поскольку девочка ещё не знала, что слово «теплота» многозначное, имеет переносное значение. Мать имела в виду, что ей не хватает душевной теплоты, т.е. заботы, доброты, внимания.

              Критерии

              За правильный ответ на вопросы – 3 балла, за правильное название языковых явлений – «многозначное слово», «переносное значение слова» — по 1 баллу. Максимально: 5 баллов.

              1. В русском языке есть слова офицер и официальный, заимствованные из французского языка в разные эпохи. Их общий производный корень — «officium» «служба». Офицер – на воинской службе, официальный – «служебный».

              Вспомните и запишите ещё слова с этим корнем в современном русском языке. Отталкиваясь от производного корня, объясните их значение.

              Ответ

              Официант (лат. служащий) – тот, кто прислуживает в ресторане, кафе, подавая посетителям кушанья; офис – служебная контора, канцелярия

              Критерии

              По 0,5 баллов за каждое слово; по 1 баллу – за правильное толкование значения слова. Максимально: 3 балла

              1. Как с помощью интонации и знаков препинания придать противоположное значение второй реплике в диалоге:

              ­­­­­­­­­­­­- Устал?

              — Ещё бы столько прошёл!

              Ответ

              — Ещё бы, столько прошёл!

              Во второй реплике представленного диалога логическое ударение падает на слово «ещё», и она приобретает значение «не очень-то устал, готов пройти ещё столько же». Если же сделать паузу после бы (на письме в этом месте ставится разделительная запятая), то логических ударений будет два: на словах «ещё» и «столько», а смысл реплики изменится на противоположный – «да, устал, ведь столько прошёл!»

              Критерии

              За правильное оформление второй реплики – 1 балл, за правильное указание логического ударения исходной фразы и изменённой — по 1 баллу, за правильное объяснение смысла исходной и изменённой фразы– по 1 баллу. Максимально: 5 баллов.

              1. Этой букве русского алфавита в 1997 году исполнилось 200 лет. Это самая молодая буква русского алфавита. Что это за буква? Кто её создал? Как произносились русские слова до появления этой буквы? Приведите примеры.

              Ответ

              Это буква ё. Впервые её использовал в 1797 году Николай Михайлович Карамзин в своём альманахе стихов. До этого русские слова произносились со звуком [э]. Например, мед (мёд), слезы (слёзы), в стихотворении А.С.Пушкина «Анчар» — «раскаленный» (раскалённый)

              Критерии

              За правильное название буквы – 1 балл; за имя её создателя, Н.М.Карамзина, — 1 балл; за сведения о произношении слов без ё – 1 балл; за каждый пример – по 0,5 баллов. Максимально: 4 балла.

              1. Переведите на современный русский язык отрывок из «Поучения Владимира Мономаха». Что вы знаете о выделенной в словах букве?

              Егоже умѣючи, того не забывайте доброго, а егоже не умѣючи, а тому ся учите, якоже бо отець мой, дома сѣдя, изумѣяше 5 языкъ, в томъ бо честь есть от инѣхъ земль.

              Ответ

              Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран.

              Это буква «ять» — буква кириллицы, ныне употребляется только в церковнославянском языке. В старославянском обозначала долгий гласный, близкий к «э». В России буква ѣ оставалась в употреблении вплоть до реформы русской орфографии в 1918 году, хотя уже к концу 19 столетия в подавляющем большинстве великорусских диалектов её произношение практически не отличалось от произношения гласной «е», хотя, в отличие от последней, исторический «ять» в русском языке под ударением, как правило, не переходит в «ё» и не чередуется с нулём звука.

              Критерии

              Перевод – 5 баллов. За правильное название буквы – 1 балл. За указание основных исторических фактов – до 4-х баллов.

              Максимально:10 баллов

              infourok.ru

              Задания с ответами для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку для 9 класса

              ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

              ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

              Школьный этап

              9 класс

              Фамилия, имя участника ______________________________________

              1. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов ноль, муж, суд, торг, ель.

              ______________________________________________________________________

              2. Подчеркните слова, в которых букву е нужно заменить на ё?

              Афера, маневры, кортеж, житие, новорожденный, опека, оседлый.

              3. Подчеркните слова, в которых представлено окончание -ая: большая, до мая, приёмная, скучая, из сарая, включая, стая.

              4. Выделите окончания в словах следующей фразы: Волнуюсь из-за каких-то шестисот потерявшихся поросят.

              5. Соедините стрелками слова из «Толкового словаря» В.И. Даля с их лексическим значением:

              Изобряжать

              Выудить, поймать на уду

              Изноравливать

              Издуриться, издурачиться

              Изудить

              Изобихаживать, уряжать, обряжать; устраивать, приводить въ порядокъ

              Изфарситься

              Улучать, сноровлять, применяться, выжидать время, случай, подстерегать

              Изоблыжить

              Корчить итальянца, подражать ему въ обычаяхъ

              Итальянить

              Потерять терпение или надежду въ ожиданiи чего; истомиться выжиданiемъ

              Исчаяться

              Стать рохлей, ленивым, сонным, неопрятным

              Изрохлиться

              Уличить во лжи, въ облыжности

              6. Подчеркните существительные, которые могут менять свои значения при перенесении ударения с первого слога на второй: белки, замки, трусы, полки, стрелы, стрелки, стены, кружки.

              7. Дети в математическом классе подсказывали друг другу во время контрольных работ по русскому языку. Чтобы учитель их не понял, они вместо букв писали числа, а между словами ставили знак //.

              Расшифруйте названия мультфильмов уникальных отечественных режиссёров-мультипликаторов.

              Для того, чтобы расшифровать, какие именно мультипликационные фильмы замечательных российских режиссёров зашифрованы в этом задании, вам нужно будет вспомнить порядок букв в алфавите. Например, буква «А» в алфавите 1-я, а «Я» – 33-я.

              1. «25, 21, 25, 1»

              1. «4, 1, 5, 12, 10, 11 // 21, 20, 7, 15, 16, 12»

              2. «1, 5, 1, 8, 10, 16».

              3. «19, 12, 1, 9, 12, 1 // 19, 12, 1, 9, 16, 12».

              4. «7, 8, 10, 12// 3 // 20, 21, 14, 1, 15, 6».

              5. «3, 1, 18, 6, 8, 12, 1».

              6. «17, 13, 1, 19, 20, 10, 13, 10, 15, 16, 3, 1, 33 // 3, 16, 18, 16, 15, 1».

              7. «17, 1, 5, 1, 13 // 17, 18, 16, 26, 13, 16, 4, 16, 5, 15, 10, 11 // 19, 15, 6, 4».

              1. ____________________________________________________________________

              2. ____________________________________________________________________

              3. ____________________________________________________________________

              4. ____________________________________________________________________

              5. ____________________________________________________________________

              6. ____________________________________________________________________

              7. ____________________________________________________________________

              8. ____________________________________________________________________

              8. Выберите строку,

              … в которой в каждом слове букв столько же, сколько и звуков:

              А) ассоциация, подъём, пью, длинное;

              Б) заранее, ранний, учитель, тенистая;

              В) вьюга, мороженое, съезд, прогресс;

              Г) длинношеее, сметана, красивая, счастье.

              … все слова в которой являются безличными глаголами:

              А) вечерело, смеркается, делаем, спится;

              Б) дышится, дышим, рассвело;

              В) светает, вечереет, бежит, думается.

              Г) дышится, смерклось, подморозило, рассвело.

              … все слова в которой являются притяжательными местоимениями:

              А) некий, мой, свой, который;

              Б) их, ваш, его, её;

              В) твой, какой-то, ваш, мой;

              Г) чей-то, наш, ваш, некий.

              … все слова в которой являются глаголами совершенного вида:

              А) прибежал, улыбнулся, сижу, думаю;

              Б) выручил, помог, смотрит, улыбается;

              В) выучил, прорешал, осилил, пронесу;

              Г) читает, решает, помог, получили.

              … все слова в которой являются существительными общего рода:

              А) грязнуля, ябеда, соня, солнышко;

              Б) чистюля, обжора, красавица, неряха;

              В) обжора, лапушка, радость, умница;

              Г) тихоня, сластёна, умница, забияка.

              9. Соотнесите правую часть таблицы с левой:

              Долго живут на нашей земле люди, но никто не может сказать, что видел прекрасную Землю целиком.

              10. Подчеркните грамматические основы предложений.

              1. Учёные построили глобусы с материками и океанами, нарисовали карты. 2. Но глобусы и карты были только моделью Земли. 3. Всю Землю целиком охватить глазом никому не удавалось. 4. Но вот произошло великое событие. 5. Случилось оно 12 апреля 1961 года. 6. Именно в этот день с космодрома Байконур стартовал в космос первый человек. 7. Звали его Юрий Алексеевич Гагарин, и было ему двадцать семь лет. 8. В 9 часов 7 минут вспыхнуло пламя в двигателях ракет. 9. 20 миллионов лошадиных сил было в них, и все они заработали слаженно и одновременно. 10. Грохот поднялся невероятный. 11. Но люди всё равно услыхали, как Гагарин засмеялся и сказал: «Поехали!» 12. И в тот же миг ракета подпрыгнула и скрылась в голубом небе.

              (По А. Томилину)

              ОТВЕТЫ

              ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

              ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

              Школьный этап

              9 класс

              1. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов ноль, муж, суд, торг, ель.

              Лён [л,он], шум, туз [тус], крот, лей [л,эй]

              (5 баллов)

              2. Подчеркните слова, в которых букву е нужно заменить на ё?

              Афера, маневры, кортеж, житие, новорожденный, опека, оседлый.

              (2 балла)

              3. Подчеркните слова, в которых представлено окончание -ая: большая, до мая, приёмная, скучая#, из сарая, включая#, стая.

              (2 балла)

              4. Выделите окончания в словах следующей фразы: Волнуюсь из-за каких-то шестисот потерявшихся поросят .

              (6 баллов)

              5. Соедините стрелками слова из «Толкового словаря» В.И. Даля с их лексическим значением:

              Изобряжать

              Выудить, поймать на уду

              Изноравливать

              Издуриться, издурачиться

              Изудить

              Изобихаживать, уряжать, обряжать; устраивать, приводить въ порядокъ

              Изфарситься

              Улучать, сноровлять, применяться, выжидать время, случай, подстерегать

              Изоблыжить

              Корчить итальянца, подражать ему въ обычаяхъ

              Итальянить

              Потерять терпение или надежду въ ожиданiи чего; истомиться выжиданiемъ

              Исчаяться

              Стать рохлей, ленивым, сонным, неопрятным

              Изрохлиться

              Уличить во лжи, въ облыжности

              (8 баллов)

              6. Подчеркните существительные, которые могут менять свои значения при перенесении ударения с первого слога на второй: белки, замки, трусы, полки, стрелы, стрелки, стены, кружки.

              (3 балла,

              по 0,5 балла за каждое верно подчеркнутое слово)

              7. Дети в математическом классе подсказывали друг другу во время контрольных работ по русскому языку. Чтобы учитель их не понял, они вместо букв писали числа, а между словами ставили знак //.

              Расшифруйте названия мультфильмов уникальных отечественных режиссёров-мультипликаторов.

              Для того, чтобы расшифровать, какие именно мультипликационные фильмы замечательных российских режиссёров зашифрованы в этом задании, вам нужно будет вспомнить порядок букв в алфавите. Например, буква «А» в алфавите 1-я, а «Я» – 33-я.

              1. «25, 21, 25, 1»

              2. «4, 1, 5, 12, 10, 11 // 21, 20, 7, 15, 16, 12»

              3. «1, 5, 1, 8, 10, 16».

              4. «19, 12, 1, 9, 12, 1 // 19, 12, 1, 9, 16, 12».

              5. «7, 8, 10, 12// 3 // 20, 21, 14, 1, 15, 6».

              6. «3, 1, 18, 6, 8, 12, 1».

              7. «17, 13, 1, 19, 20, 10, 13, 10, 15, 16, 3, 1, 33 // 3, 16, 18, 16, 15, 1».

              8. «17, 1, 5, 1, 13 // 17, 18, 16, 26, 13, 16, 4, 16, 5, 15, 10, 11 // 19, 15, 6, 4».

              1. «Чуча»______________________________________________________________

              2. «Гадкий утёнок»______________________________________________________

              3. «Адажио»____________________________________________________________

              4. «Сказка сказок»_______________________________________________________

              5. «Ёжик в тумане»______________________________________________________

              6. «Варежка»___________________________________________________________

              7. «Пластилиновая ворона»_______________________________________________

              8. «Падал прошлогодний снег»____________________________________________

              (8 баллов)

              8. Выберите строку,

              … в которой в каждом слове букв столько же, сколько и звуков:

              А) ассоциация, подъём, пью, длинное;

              Б) заранее, ранний, учитель, тенистая;

              В) вьюга, мороженое, съезд, прогресс;

              Г) длинношеее, сметана, красивая, счастье.

              … все слова в которой являются безличными глаголами:

              А) вечерело, смеркается, делаем, спится;

              Б) дышится, дышим, рассвело;

              В) светает, вечереет, бежит, думается.

              Г) дышится, смерклось, подморозило, рассвело.

              … все слова в которой являются притяжательными местоимениями:

              А) некий, мой, свой, который;

              Б) их, ваш, его, её;

              В) твой, какой-то, ваш, мой;

              Г) чей-то, наш, ваш, некий.

              … все слова в которой являются глаголами совершенного вида:

              А) прибежал, улыбнулся, сижу, думаю;

              Б) выручил, помог, смотрит, улыбается;

              В) выучил, прорешал, осилил, пронесу;

              Г) читает, решает, помог, получили.

              … все слова в которой являются существительными общего рода:

              А) грязнуля, ябеда, соня, солнышко;

              Б) чистюля, обжора, красавица, неряха;

              В) обжора, лапушка, радость, умница;

              Г) тихоня, сластёна, умница, забияка.

              (5 баллов)

              9. Соотнесите правую часть таблицы с левой:

              Долго живут на нашей земле люди, но никто не может сказать, что видел прекрасную Землю целиком.

              (10 баллов)

              10. Подчеркните грамматические основы предложений.

              1. Учёные построили глобусы с материками и океанами, нарисовали карты. 2. Но глобусы и карты были только моделью Земли. 3. Всю Землю целиком охватить глазом никому не удавалось. 4. Но вот произошло великое событие. 5. Случилось оно 12 апреля 1961 года. 6. Именно в этот день с космодрома Байконур стартовал в космос первый человек. 7. Звали его Юрий Алексеевич Гагарин, и было ему двадцать семь лет. 8. В 9 часов 7 минут вспыхнуло пламя в двигателях ракет. 9. 20 миллионов лошадиных сил было в них, и все они заработали слаженно и одновременно. 10. Грохот поднялся невероятный. 11. Но люди всё равно услыхали, как Гагарин засмеялся и сказал: «Поехали!» 12. И в тот же миг ракета подпрыгнула и скрылась в голубом небе.

              (По А. Томилину)

              (12 баллов)

              Максимальный балл – 61 балл.

              infourok.ru

              Задания с ответами для проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку для 7-8 классов

              ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

              ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

              Школьный этап

              7-8 классы

              Фамилия, имя участника ______________________________________

              1. Даны пары слов: 1) код – кот, 2) нос – нёс, 3) был – бил, 4) пуд – путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?

              А в 1, 2

              Б во 2, 3

              В во 2, 4

              Г во 2, 3, 4

              Д во всех

              2. Подчеркните глагол, ударение в котором стоит не на том же месте, что у остальных: блокировать, пломбировать, сканировать, бомбардировать, суммировать.

              3. На уроке русского языка ученикам дали задание записать 10 слов с приставкой под-. Три одноклассника – Вася, Миша и Костя – записали по 10 слов. Кто из них справился с заданием?

              неподвижно

              неподкупный

              подача

              подвеска

              подводный

              подземелье

              подмигнуть

              подросток

              подхватить

              самоподготовка

              исподлобья

              неподвластно

              подданный

              подмастерье

              подтвердить

              подчинительный

              подъём

              подыграть

              преподнести

              подражать

              поднос

              бесподобный

              подоить

              подытожить

              приподнятый

              подчеркнуть

              подтаять

              подотчётный

              подкармливать

              подробности

              ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              4. Как звали бы кота Базилио из сказки «Приключения Буратино», если бы он жил в России?

              __________________

              5. Укажите род имён существительных:

              киви — _______________ авокадо — _____________

              алоэ — ________________ брокколи — ____________

              кольраби — ____________ салями — ______________

              пенальти — ____________ жюри — _______________

              сирота — ______________ ворота — ______________

              6. Составьте все возможные фразеологизмы с использованием названий домашних животных из левой графы. Менять число и падеж существительных разрешается. Найдите «лишнее» животное. Известны ли вам фразеологизмы, в которых участвуют несколько «героев» левой графы?

              баран

              коза

              козёл

              конь

              корова

              кот

              кошка

              курица

              лошадь

              собака

              в мешке

              в огород

              драная

              зарыта

              лапой

              мокрая

              на новые ворота

              на сене

              наплакал

              не валялся

              не клюют

              не подъедешь

              отпущения

              сидорова

              скребут на сердце

              языком слизала

              ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Как называется основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение:

              А предложение

              Б словосочетание

              В текст

              Г слово

              8. Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела:

              ОТВЕТЫ

              ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

              ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

              Школьный этап

              7-8 классы

              1. Даны пары слов: 1) код – кот, 2) нос – нёс, 3) был – бил, 4) пуд – путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?

              А в 1, 2

              Б во 2, 3

              В во 2, 4

              Г во 2, 3, 4

              Д во всех

              1) [кот] — [кот] – не различаются,

              2) [нос] — [н,ос] – различаются 1 звуком,

              3) [был] — [б,ил] – различаются 2 звуками,

              4) [пут] — [пут,] – различаются 1 звуком

              (2 балла)

              2. Подчеркните глагол, ударение в котором стоит не на том же месте, что у остальных: блокировать, пломбировАть, сканировать, бомбардировать, суммировать.

              (2 балла)

              3. На уроке русского языка ученикам дали задание записать 10 слов с приставкой под-. Три одноклассника – Вася, Миша и Костя – записали по 10 слов. Кто из них справился с заданием?

              неподвижно

              неподкупный

              подача

              подвеска

              подводный

              подземелье

              подмигнуть

              подросток

              подхватить

              самоподготовка

              исподлобья

              неподвластно

              подданный

              подмастерье

              подтвердить

              подчинительный

              подъём

              подыграть

              преподнести

              подражать

              поднос

              бесподобный

              подоить

              подытожить

              приподнятый

              подчеркнуть

              подтаять

              подотчётный

              подкармливать

              подробности

              __Миша______________

              Вася неверно выделил приставку в словах неподвижно и подача. Костя – в словах бесподобный, подоить и подробности.

              (2 балла, если указан ответ «Миша»,

              + 1 балл за каждое пояснение=

              максимум 7 баллов)

              4. Как звали бы кота Базилио из сказки «Приключения Буратино», если бы он жил в России?

              __Василий_______

              (1 балл)

              5. Укажите род имён существительных:

              киви — средний

              авокадо — средний

              алоэ — средний

              брокколи — женский

              кольраби — женский

              салями — женский

              пенальти — мужской

              жюри — средний

              сирота — общий

              ворота – не имеет, т.к. не имеет формы ед.ч.

              (10 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ)

              6. Составьте все возможные фразеологизмы с использованием названий домашних животных из левой графы. Менять число и падеж существительных разрешается. Найдите «лишнее» животное. Известны ли вам фразеологизмы, в которых участвуют несколько «героев» левой графы?

              баран

              коза

              козёл

              конь

              корова

              кот

              кошка

              курица

              лошадь

              собака

              в мешке

              в огород

              драная

              зарыта

              лапой

              мокрая

              на новые ворота

              на сене

              наплакал

              не валялся

              не клюют

              не подъедешь

              отпущения

              сидорова

              скребут на сердце

              языком слизала

              Ни на какой

              Драть как

              козе

              козу

              не подъедешь

              сидорову

              Пустить

              козла

              козёл

              в огород

              отпущения

              конь

              не валялся

              Как

              корова

              языком слизала

              Купить

              кота

              кот

              в мешке

              наплакал

              кошка

              кошки

              драная

              скребут на сердце

              Писать как

              Денег

              курица

              курица

              куры

              мокрая

              лапой

              не клюют

              Вот где

              как

              собака

              собака

              зарыта

              на сене

              «Лишнее» животное – лошадь. Двое «героев» левой графы участвуют во фразеологизме «жить как кошка с собакой».

              (по 1 баллу за каждый фразеологизм=16 баллов,

              + 1 балл за «лишнее» животное

              + 1 балл за совместный фразеологизм =

              максимум 18 баллов)

              7. Как называется основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение:

              А предложение

              Б словосочетание

              В текст

              Г слово

              (1 балл)

              8. Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела:

              (12 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ)

              Максимальный балл – 53 балла.

              infourok.ru

              Всероссийская олимпиада школьников. Школьный этап. 2017-2018 учебный год. Русский язык. 7,8классы.

              Всероссийская олимпиада школьников.

              Школьный этап.

              2017-2018 учебный год.

              Русский язык.

              7,8классы.

              1.Выпишите слово (слова), в котором (которых) количество букв не равно количеству звуков. Обоснуйте ответ. ОСЕНЬ, ГРУСТНЫЙ, ПОДЪЕЗД, СДАЁШЬ, ЛЕТИШЬ, КРАСКИ, ЯЩИК, КАРАНДАШ.

              Слово

              Причина


              (2 б.)

              2.Расставьте ударение в данных ниже словах:

              Красивее, документ, углубить, языковая (тема), языковая ( колбаса), договоры, премировать, черпать, облегчить, жалюзи, начал, начала.

              (6 б.)

              3.Определите способ образования слов.

              Слово

              Производящее

              слово

              Способ

              Слово

              Производящее

              слово

              Способ

              Пригород

              Городишко

              Снегопад

              Верблюжонок

              Пол-

              яблока

              Рассказ

              (6 б.)

              4. На уроке русского языка учитель задал выполнить морфемный разбор слова: возгордившийся. Один ученик сделал это так:

              Приставка воз-, корень – горд- , суффиксы -ивш-, -ся, окончание-ий

              воз-горд-ивш-ий-ся

              Найдите ошибку ученика и объясните её.

              (2 б.)

              5. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

              Актуальный

              Антракт

              Ситуация

              Лозунг

              Миссия

              Финал

              Эпилог

              Имитация

              ( 8 б.)


              6. Отгадайте фразеологические загадки. Его вешают, задирают, суют.

              Он в голове легкомысленного, его советуют искать в поле, на него бросают слова.

              Её заваривают и расхлёбывают, «просит» рваная обувь.

              Её и толкут в ступе, и носят в решете, в неё прячут, из неё выходят.

              Его держат и проглатывают, за него тянут, он хорошо подвешен.

              Они вянут, их развешивают, ими хлопают.

              (6 б.)

              7. Есть ли среди следующих существительных одушевленные: труп, покойник, мертвец? Докажите правильность своего ответа. (3б.)

              8. Найдите речевые ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

              Впервые в спектакле дебютировал молодой актёр.

              В нашей школе изучаются два зарубежных языка.

              Задача, поставленная нами, выполнена.

              В магазине «Оптимист» можно купить канцелярские товары, карандаши, ручки, блокноты и краски.

              (4 б.)

              9. В отрывке из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Осень» расставьте запятые всеми возможными способами. Объясните каждый из вариантов.

              Листья в поле пожелтели
              И кружатся и летят
              Лишь в бору поникши ели
              Зелень мрачную хранят. (17 б.)

              Максимальное количество баллов – 44 б.

              КЛЮЧИ

              Всероссийская олимпиада школьников.

              Школьный этап.

              2017-2018 учебный год.

              Русский язык.

              7, 8 классы.

              1.

              Слово

              Причина

              ОСЕНЬ

              Мягкий знак не обозначает звука.

              ГРУСТНЫЙ

              [Т] –непроизносимый согласный.

              ЛЕТИШЬ

              [Ш] — твёрдый, Ь указывает на форму глагола 2 лица.

              ЯЩИК

              Буква я в начале слова является йотированной и обозначает два звука: [й’], [а].

              2. Расставьте ударение в данных ниже словах:

              КрасИвее, докумЕнт, углубИть, языковАя (тема), языкОвая ( колбаса), договОры, премировАть, чЕрпать, облегчИть, жалюзИ, нАчал, началА.

              3. Определите способ образования слов

              Слово

              Производящее

              слово

              Способ

              Слово

              Производящее

              слово

              Способ

              Пригород

              Город

              Прист.

              Городишко

              Город

              Суф.

              Снегопад

              Снег, падает

              Сложение основ

              Верблюжонок

              Верблюд

              Суф.

              Пол-

              яблока

              Половина

              яблока

              Сложение начальной части слова с целым словом

              Рассказ

              Рассказать

              Бессуфикс ный

              приставка, корень, суффиксы -и-, -вш-, -ся, окончание-ий

              воз-горд-и-вш-ий-ся

              4.

              Почему в причастии 3 суффикса?

              Причастие образуется от глагола. Например, причастие возгордившийся образовалось от глагола возгордиться с помощью суффикса -ВШ-. Это действительное причастие прошедшего времени.

              Суффикс -И- остался в причастии от глагола. Существуют глагольные суффиксы — -Е-, -И-, -А-, -Я-. Суффикс  возвратного глагола -СЯ перешёл  в причастие.

              5.Заменить заимствованные слова русскими синонимами

              Актуальный

              важный

              Антракт

              перерыв

              Ситуация

              обстановка

              Лозунг

              призыв

              Миссия

              представительство, роль, задание

              Финал

              завершение,

              окончание

              Эпилог

              заключение

              Имитация

              подражание

              6.

              Его вешают, задирают, суют

              нос

              Он в голове легкомысленного, его советуют искать в поле, на него бросают слова

              ветер

              Её заваривают и расхлёбывают, «просит» рваная обувь

              каша

              Её и толкут в ступе, и носят в решете, в неё прячут, из неё выходят

              вода

              Его держат и проглатывают, за него тянут, он хорошо подвешен

              язык

              Они вянут, их развешивают, ими хлопают

              уши

              7.1) Существительные мертвец, покойник обозначают умерших людей, т.е. обладают признаком «человек» – самым важным для значения одушевленности. А вот слово «труп» означает «тело умершего организма». Это слово неодушевлённое.

              2)У одушевленных существительных форма винительного падежа во множественном числе совпадает с формой родительного (касается только мужского рода). То есть, мертвецов-мертвецов, покойников-покойников. Это одушевленные существительные. Нет трупов — вижу трупы -неодушевленное.

              8. Найдите речевые ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

              Впервые в спектакле дебютировал молодой актёр.

              В спектакле дебютировал молодой актёр.

              В нашей школе изучаются два зарубежных языка.

              В нашей школе изучают два иностранных языка.

              Задача, поставленная нами, достигнута.

              Цель, поставленная нами, достигнута.

              В магазине «Оптимист» можно купить канцелярские товары, карандаши, ручки, блокноты и краски.

              В магазине «Оптимист» можно купить канцелярские товары.

              9.

              Ответ.

              1. Листья в поле пожелтели,
              И кружатся, и летят,
              Лишь в бору поникши ели
              Зелень мрачную хранят.

              (Вариант М.Лермонтова)

              2. Листья в поле пожелтели,
              И кружатся, и летят,
              Лишь в бору, поникши, ели
              Зелень мрачную хранят.

              В первом случае поникши – усеченное прилагательное, происходящее от причастия поникший.

              Во втором случае обособлено одиночное деепричастие поникши.

              ( За правильную расстановку запятых в первых двух строчках – 1 балл.

              За указание каждого (из двух) правильного варианта расстановки запятых и объяснения – по 1 баллу (всего – 2 балла).

              Дополнительные 2 балла за обоснование второго варианта и определение краткой (усеченной) формы прилагательного – 2 балла).

              infourok.ru

              Добавить комментарий

              Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *