cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Внеурочка по чтению – Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» для начальных классов

Рабочая программа (чтение, 4 класс) по теме: Программа внеурочной деятельности по чтению «Любознательный читатель». 4 класс

№ п\п

Тема

ч

Изучаемые тексты

Методические приёмы, формы работы с текстом

Дата

Искусство быть читателем. Самые интересные книги, прочитанные летом.

3

Книги, прочитанные летом

Что находит в чтении вдумчивый читатель. Обсуждение летнего чтения.

Презентация читательских дневников

Словари, справочники, энциклопедии

2

«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь

синонимов, этимологический.

Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

Справочники и энцикло-педии. Детская энцикло-педия «Что такое? Кто такой?». Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справоч-никах.

Страницы старины седой

2

. «Былина о Святогоре»

в стихотворной форме и прозаической форме.

Былины, былинщики. . Выставка книг.

Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги. Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления

Ярослава Мудрого.

Мифы народов мира

2

Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».

Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, ки-

тайские и т. д. Выставка книг. Работа с системным каталогом.

Книги-сборники. Басни и баснописцы

3

Русские баснописцы И. Крылов, А. Измай-лов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:

титульный лист, аннотация, оглавление.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

По произведениям Э.Успенского

2

Э.Успенский серия «Трое из Простоквашино» «Про Веру и Анфису»

Рассказ о творчестве писателя. Выставка книг. Игровые и занимательные задания.

Книги о родной природе

2

Сборники стихотворений о родной природе

Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Конкурс чтецов.

«О братьях наших меньших» (по произведениям Н.И.Сладкова и Б.Бианки)

3

Произведения Н.И.Сладкова и Б.Бианки

Слово о писателях. Обзор книг. Беседы о животных и об охране окружающей среды на примере личных наблюдений и прочитанных произведений. Викторина по произведениям В.Бианки.

Странички дневника нашего детства

2

И.М. Пивоварова. «Секретики», «Как меня учили музыке» из сборника  «Рассказы  Люси Синицыной, ученицы 3 класса»,

Выставка книг. Прослушивание и самостоятельное чтение рассказов. Обмен читательскими впечатлениями. Творческое задание «Увлекательное событие из моей жизни». Характеристика главной героини.

Детские журналы.

2

«Мурзилка», «Почему», «Миша» идр.

Обзор детских журналов. Сравнение книги и журнала по предложенным параметрам. Анализ рубрик. Подготовка творческого проекта «Классный журнал».

Книги о детях и для детей.

2

Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва,

А. Волкова.

Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».

Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Родные поэты

3

Чтение и слуша-ние стихотворений о Родине А.С. Пушки-на,М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Руб-цова, И. Бунина.

Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.

Конкурс чтецов «Стихи о Родине».

Животные осенью.

2

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек»

Рассказ о писателе. Антиципация.  Самостоятельное чтение. Характеристика главного героя. Творческое задание: придумать продолжение  приключений зайчика.

Книги Л.Н. Толстого для детей

2

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Сказочное путешествие

2

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

Сопоставление впечатлений о книге с образами из мультфильмов. Конкурс на лучшего рассказчика. Рассказ о писателе и истории создания книги. Составление карты страны, в которой живут герои книги. Литературная викторина.

С.Я.Маршак – поэт, сказочник, переводчик.

2

С.Я.Маршак Стихи, переводы, пьеса-сказка «12 месяцев»

Презентация «Творчество С.Я.Маршака», выставка книг. Выразительное чтение стихов. Художественные особенности сказки-пьесы «12 месяцев»

«Здравствуй, гостья-зима!»

2

Стихи русских поэтов-классиков.

Конкурс чтецов.

Книги о ровесниках

2

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Конкурс-

кроссворд «Имена героев детских книг».

Друзья моего детства.

2

A. Барто,
И. Токмакова,
Н. Рубцов,
С. Чёрный и др.

Стихи

Выставка книг о животных.
Прослушивание и самостоятельное чтение стихов. Устное и графическое рисование. Конкурс чтецов. Творческое задание «С любовью о моем питомце». Награждение лучших авторов.

Книги зарубежных писателей

2

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-

Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зару-

бежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных

писателях (работа в группах).

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания

2

Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай

Алексеевич Некрасов»

Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе,

людях, событиях. Чтение, выбор информации, определение жанраи

темы.

Защитникам Отечества посвящается

2

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.

Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

Человек и природа в детских произведениях Д.Н.Мамина-Сибиряка.

2

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Серая шейка», «Приёмыш»,

Творческое задание «Думают ли звери?», конкурс на лучшего рассказчика. Выставка книг, рассказ учителя о писателе.
Выборочное чтение. Сравнительная характеристика персонажей. Проблемные вопросы.

Книги о маме

2

Д.Д.Нагишкин «Айога», Емельянов «Обида» и др.

Выставка книг. Выразительное чтение стихов и рассказов. Игровые и творческие задания. Конкурс детских иллюстраций.

Вдохновение – сила искусства.

2

Ю.Визбор «Стихи», Р.Казакова «Вдохновение»

Связь литературы и музыки. Слушание и самостоятельное чтение. Творческие и игровые задания.

Русские писатели-сказочники

4

Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского,

М. Лермонтова, В. Гаршина.

Фольклорные корни сказок.

Час читателя.

Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений.

Веселые произведения для детей.

2

Рассказы Н.Носова, Ю.Сотникова, В.Голявкина, В.Драгунского.

Творческий конкурс веселого рассказа. Выставка книг. Проблемные ситуации, слушание и чтение рассказов, беседа. Краткий пересказ наиболее запомнившегося эпизода. Игровые задания.

Книги о весне.

2

Б.Заходер «Птичья школа», Э.Шим «Чем встречают весну?»

Выразительные средства лирического произведения. Творческие задания

День Победы.

2

Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», С.Ларионов «Елка деда Архипа», В.Василевская «Изба под березами», С.Баруздин «Шёл по улице солдат» и др.

Обзор книг. Выразительное чтение наиболее драматических эпизодов. Анализ качеств главных героев рассказов.

Моя Родина.

2

Ю.Яковлев «Слово Родина», Е.Пермяк «Чужая калитка», М.Пришвин «Моя Родина» и др.

Выставка книг. Работа над выразительным чтением произведения.

«Папа, мама, я – читающая семья».                    

2

Любимые книги для домашнего чтения.

Выставка книг. Работа над выразительным чтением произведения.

nsportal.ru

Программа внеурочной деятельности по литературному чтению

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа

« Образовательный центр»

с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области

Утверждаю. Согласовано. Программа рассмотрена на заседании

Директор школы Председатель методического совета кафедры «Начальные классы»

________________/Е.А.Чередникова/ ______________/Н.И. Колпакова/ Протокол № от

«__»_________2013г. «_____»__________2013г. Руководитель кафедры

___________/В.А.Никонова/

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Волшебный мир книг»

Направление: общекультурное

Возраст детей: 8-10 лет

Срок реализации программы:

1 год

Общее количество:

2 часа в неделю (68 часов)

Составитель: Лизункова Е.В. учитель начальных классов

с. Алексеевка

2013-2014 учебный

Пояснительная записка.

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Новизна программы «Волшебный мир книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

— все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;

— все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;

— мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;

— к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;

Цели и задачи:

— расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

— обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;

— формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

— формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;

        Программа рассчитана на 1 год, 68 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю .

Прогнозируемый результат реализации программы.

  1. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

  2. Умение работать с книгой.

  3. Умение работать с текстом.

  4. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.

Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

1-3

Самые интересные книги, прочитанные летом.

3

Понимать значение чтения для себя и в жизни близких ребенку людей,

передавать свое эмоциональное отношение к произведению.

4-6

Конкурс рисунков по прочитанным книгам.

3

Высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

7-10

Стихи о природе

4

Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения.

11-17

Сказки А.С.Пушкина.

Викторина по сказкам А.С.Пушкина

7

Оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

18-23

Рассказы о животных

6

Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части, находить в тексте ответ на заданный вопрос.

24-29

Сказки и стихи К.Чуковского.

6

Участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках.

30-34

Писатели – юбиляры.

5

Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части, находить в тексте ответ на заданный вопрос.

35-36

Литературная игра

«Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена.

2

Оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

37-42

«И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова.

6

Читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части.

43-48

Сказки зарубежных писателей.

6

Понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

подбирать синонимы и антонимы к словам из текста.

49-55

Сказки братьев Гримм.

7

Уметь передавать свое эмоциональное отношение к произведению;

сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

56-62

Волшебные сказки.

Викторина «Русские народные сказки»

7

Сопоставлять поступки людей,, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений.

63

Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать»

1

Понимать значение чтения для себя и в жизни близких ребенку людей.

64-67

«Папа, мама, я –читающая семья».

4

Самостоятельно работать с книгой и хрестоматией во внеурочное время.

68

Посещение библиотеки.

1

Понимать значение чтения для себя и в жизни близких ребенку людей,

передавать свое эмоциональное отношение к произведению.

Итого

68

часа

.

Литература для учителя.

  1. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. — корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. — М.: Русский язык, 1987.

  2. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

  3. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. — сост. П.А. Николаев. — М.: Просвещение, 1990.

  4. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская

  5. Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.

  6. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

  7. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

  8. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

  9. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

  10. Внеклассные мероприятия в начальной школе. — Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

  11. Праздник — ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

  12. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994

  13. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

Литература для учащихся.

  1. Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.

  2. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004

  3. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001

  4. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003

  5. Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002

  6. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: — 2002

  7. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001

  8. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001

  9. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002

  10. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003

  11. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002

  12. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984

  13. Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992

  14. Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998

infourok.ru

Программа внеурочной деятельности «Читать – модно»

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

Работая педагогом, в течение 10 лет постоянно слышу от родителей своих учеников вопрос: «Как ребёнку привить любовь к чтению?», «Что предпринять, если мой ребёнок не хочет читать? Бороться? Заставлять? Уговаривать? Или опустить руки и смириться с тем, что телевизор и компьютер заменили ему книгу?»

В школе педагоги проводят огромную работу, чтобы развивать интерес ребенка к чтению. Это работа над произведением, выставки книг, праздники, викторины, конкурсы, информационные минутки, посещение библиотек г.Челябинска.

Ни для кого не секрет, что сегодня все большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из «Букваря», комиксами, журналами, а в последствии — вялыми малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изображении.

Как же следует относиться к этой ситуации?

Думаю, что до детей необходимо донести, что читать – это модно! Говорят, с книгами жизнь становится ярче и интереснее. Говорят, важно, чтобы в твоих руках вовремя оказалась именно та книга, которую ты ждешь. Говорят…. Но мало говорить – надо действовать.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом приобщения учащихся к чтению за счёт формирования нового имиджа чтения.

Мною была разработана программа внеурочной деятельности «Читать – модно», за основу был взят Всероссийский проект «Успешное чтение», разработанный специалистами при научной поддержке и сопровождении учёных Санкт – Петербургского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, который стартовал в 2008 году в некоторых школах г. Санкт – Петербурга.

Цель программы: приобщение учащихся к чтению, развитие читательской культуры младших школьников.

Задачи:

  • формирование литературного вкуса у учащихся;
  • освоение навыков рефлексивного чтения;
  • создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.

Миссия программы: приобщение детей к чтению за счёт формирования нового имиджа чтения:

  • как образовательной программы «длиной во всю жизнь»;
  • как основы успешности процесса обучения в школе;
  • как средства самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром;
  • как способа получения удовольствия в духовной сфере.

Целевая аудитория: учащиеся, их родители, классный руководитель.

Условия и порядок проведения.

  1. Программа ориентирован ана младший школьный.
  2. Программа используется в организации занятий внеклассного и дополнительного чтения или как направление внеурочной деятельности в классе.
  3. Данное объединение является формой дополнительного образования, реализуется через самостоятельную индивидуальную работу школьников.
  4. Оптимальная продолжительность работы по данной программе 2 года.
  5. Над данным проектом работаю второй год, участниками проекта выступают мои ученики 2 класса, обучающиеся по образовательной программе «Школа 2100» и их родители. Некоторые этапы прграммы были мною апробированы в прошлом году на всех параллелях учебных классов начальной школы. Т.е. моя идея – вывести данный проект на школьный уровень, а не только внутри класса.

С чего мы начали?

А начали мы с пиар – акции пропаганды чтения среди учащихся и их родителей. С детьми посетили библиотеку им. Горького, где учащиеся встретились с героями рассказов Н. Носова, смогли принять участие в викторинах, конкурсах, смогли стать читателями городской библиотеки (на каждого ученика библиотекарь завёл формуляр). Ребята вышли из библиотеки с лозунгами: Читать – это модно!», «Читать – это круто!», «Читать – значит много знать!».

После посещения библиотеки, стартовал проект «Читать – модно», на мероприятии «Старт проекта» ребята познакомились с главным героем проекта Чевостиком, получили от него задание составить в классе «Горячую десятку» любимых книг. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Родители учащихся посетили собрание на тему «Место книги в жизни ребёнка» (форма проведения «Круглый стол»), а также активно приняли участие в мероприятии «Старт проекта».

Классный руководитель совместно с детьми и родителями определяют круг чтения для класса (10 книг). «Горячая десятка» любимых книг помещается на стенд «Читай город».

После прочтения каждой книги ребёнок выполняет творческое задание. В обмен на правильно выполненное творческое задание, участник проекта получает жетон (Бук). Таким образом, за каждую прочитанную книгу ученик может получить максимальное количество «Буков» (10). 

При проверке творческих заданий, учитель может побеседовать с учеником о прочитанной книге. Дать возможность исправить ошибки в задании и получить «Бук».

Детям предлагается оформить «Копилку читателя», т.е., когда ребёнок выполнил по одной прочитанной книге творческие задания, получил за работу «Буки», он помещает все эти материалы в файл и помещает в папку «Копилка класса», которая находится у классного руководителя. По данной папке можно отследить количество прочитанных книг учащимися класса, лидирующие книги на определённых этапах проекта, а также отследить активность участия младших школьников в проекте.

За каждую прочитанную книгу ребёнок может получить больше «Буков», т.к. ему предоставляется возможность принять участие в конкурсах по другим направлениям в рамках проекта «Читать – модно»: «Горячая десятка», «Семейная полка», «Подарки Сказочнику», «Сказка не кончается…», «Авторская табакерка», «Подиум — Нам книга новый мир открыла!» Данные конкурсы проводятся по отдельно составленному плану (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

В срок до 10 мая текущего учебного года классным руководителем заканчивается прием «Копилок читателя» и проводится подсчет Буков у каждого участника проекта. «Лидерами чтения» считаются те дети, которые набрали наибольшее количество Буков. Учителем и родительским комитетом продумывается награждение победителей.

Помним и напоминаем:

  1. Это игра.
  2. Игра должна быть в радость.
  3. Игра добровольная (задания проекта не могут быть обязательными и принудительными).
  4. Успех игры (количество участников и их достижения) зависят от нашего педагогического мастерства.
  5. Постарайтесь сами получить пользу и удовольствие от проекта.

Приложение: Программа по внеурочной деятельности

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Автор: Александрова Наталья Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, МБОУ СОШ № 105 г. Челябинска.

Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

www.o-detstve.ru

Программа по внеурочной деятельности «Я –читатель»

Направление :

научно-познавательное .

Виды внеурочной деятельности:

игровая деятельность;

познавательная деятельность ;

проблемно-ценностное

общение.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« Я –читатель»

 

                                                                           Возраст школьников: 1-2 классы.

                                                           Срок реализации:2 года.

                                                          Библиотекарь-педагог:

                                     Рожко Н.М.

 

 

Хабаровск 2015

                                                       Пояснительная записка

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования осуществляется …«духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей»

Содержание программы «Я-читатель» и её реализация в начальной школе способствуют гармоничному развитию личности на основе расширения читательского пространства, интеграции индивидуальных возможностей каждого ученика. Занятия имеют общеинтеллектуальную направленность.

Новизна программы «Я –читатель » прослеживается в расширении круга детского чтения, тесной межпредметной связи, урочной и внеурочной деятельности, в формах проведения занятий. Учащиеся практически знакомятся с разными типами книг, учатся находить нужную информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях. Одним из компонентов содержания программы является практическое знакомство с библиотекой, библиотечным фондом. Дети учатся писать отзывы и аннотации на прочитанные книги. Запланирована проектно-исследовательская деятельность, в ходе которой учащиеся выступают в разных ролях: автора, художника, редактора, артиста и т.д. Особенностью программы «Я -читатель» является знакомство с автором через его малую Родину, использование на занятиях краеведческого материала, посещение литературных музеев.

Актуальность программы « Я -читатель»

Постоянно растёт объём информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться. Способность тщательно «переваривать» информацию и анализировать её можно развить благодаря чтению книг. Школьный возраст — это благодатное время для того, чтобы развить в ребёнке любовь к книге и чтению.

Программа «Я -читатель», разнопланово переплетаясь с уроками литературного чтения, позволяет учащимся испытывать удовольствие от чтения, приобретать читательский опыт.

Осмысление прочитанного и выполнение творческих заданий развивает мышление, речь ребёнка. С приходом в нашу жизнь электронных носителей информации и технологий требуется креативное мышление. Чтение заставляет достраивать то, о чём надо иметь представление. А это основа воображения. Воображение, в свою очередь, — это основа творчества, которое так необходимо каждому человеку в современном обществе.

С первого посещения библиотеки, постоянного общения с книгой в непринуждённой обстановке, со знакомства со способами выхода из трудных жизненных ситуаций, почерпнутых из литературы, в постоянном поиске и творчестве рождается читатель. А настоящий читатель — это грамотный гражданин, знающий и любящий историю, культуру своего народа, умеющий нравственно оценивать себя в обществе, уважать окружающих.

Введение программы «Я – читатель » можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что она способствует формированию читательской культуры, развитию коммуникативной компетенции, раздвигает горизонты информационного поля и творческих способностей учащихся.

Главной целью программы можно считать овладение детьми основами самостоятельной читательской деятельности посредством ярких детских литературных произведений.

Данная цель претворяется в жизнь при помощи решения группы задач:

Ø      воспитывать культуру чтения, развивать интерес к чтению, к художественной литературе, к книге;

Ø      приобщить юного читателя к общечеловеческим ценностям через формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений;

Ø      формировать у детей представление о жанрах и видах литературы;

Ø      воспитывать потребность в систематическом, осознанном чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний;

Ø      побуждать детей к активному общению с книгой, формировать навыки библиотечного пользователя.

       Отличительные особенности данной программы:

1.              Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет проводить в системе работу по совершенствованию читательского опыта младших школьников.

2.              Материал занятий представляет собой синтез литературы, музыки, художественного труда, живописи, кино, физической культуры.

3.              Каждое занятие — часть целого. В результате получается индивидуальный продукт, соответствующий возрастным особенностям учащихся.

В основе программы лежит системно-деятельностный подход.

В предложенном списке книг, обеспечивающих духовную безопасность детей, нашла место не только художественная литература, но и познавательная, способная пробудить познавательный интерес ребенка, заразить пытливостью мысль, развить любознательность и исследовательскую жилку. Что касается художественной литературы – воспитателя сердца ребенка, — то она представлена лучшими произведениями отечественных и зарубежных детских писателей и, что не менее важно, лучшими изданиями, иллюстрированными талантливыми художниками.

Объём: программа рассчитана на 2 года обучения учащихся младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятия составляет 30 минут в 1-м классе, 45 минут — во 2-м классе. Курс рассчитан на 34 часа в год для 1-2 класса.

 

uchkopilka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *