В белов родничок картинки – . , — .
Презентация к уроку литературного чтения 1 класс по произведению В.Белова «Родничок»
В.И.Белов «Родничок»
АЛГОРИТМ: 1. Сказка, рассказ, стихотворение 2. Фамилия автора 3. Заголовок 4. Тема
д
о
н
о
Р
и
ч
к
Василий Иванович Белов
Василий Белов
Родничок
ещё сильнее
Шибче забулькал —
Дедушка с котомкой —
Затянуло ряской —
род ничок
род ился
М
Р
З
Д
С
П
К
ПЛАН- СХЕМА
Р-З
Р-С
Р
Р-П
Р-Д
Р-М
Р-П
веселее забулькал
Р-С
ещё глубже стал
Р-З
шире стал
Р-М
совсем глубоким
Р-Д
шибче забулькал
Р
К
- Невоспитанный
- Грубый
- Злой
- Скупой
- Ленивый
- Воспитанный
- Вежливый
- Добрый
- Щедрый
- Трудолюбивый
Река Волга тоже берёт начало из родничка
ЖИВИ,РОДНИК!
Урок литературного чтения «Сказка В.Белова «Родничок»». 1-й класс
Разделы: Начальная школа
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Работа с моделями.
Учащиеся рассматривают модели и подбирают произведения.
— Чем похожи модели? Чем отличаются?
3. Работа со сказкой В. Белова “Родничок”.
Слушание, моделирование обложки, выполнение заданий в учебнике и тетради.
А) Первичное восприятие текста.
— Сегодня вы познакомитесь с новым произведением. Слушайте.
Учитель читает.Б) Формирование читательских умений с применением моделирования.
— Возьмите лист бумаги, покажем, что я вам читала. Это сказка. Договоримся, что когда мы будем читать сказку, обозначать будем кругом.
(Каждый на своём листе рисует круг)
— О чём эта сказка? Как показать на модели? Посмотрите, сколько вокруг нас цветов – это природа. Каким цветом обозначим? Давайте договоримся, если читаем произведения о природе, то закрашиваем значок на модели зелёным цветом. Закрасьте на модели. (Учитель выполняет на доске одновременно с учениками).
— А кто написал эту сказку? Вы не знаете, а я вам скажу. Белов. Как показать на модели?
— Нарисовать рамочку в верхней части листа.
— Покажем на модели. Нарисуем внизу рамочку. Это заголовок.
Физминутка. Ветер.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)
Ветер тише, тише, тише. (Присесть, спина прямая.)
Деревцо всё выше, выше. (Встать на носки.)
Раз, два – выше голова, (Поднять голову.)
Три, четыре – руки шире, (Руки в сторону.)
Пять, шесть – тихо сесть, (Сесть за парту.)
Семь, восемь – тень отбросим. (Два хлопка о парту.)
Сел на дерево скворец,
И игре нашей конец.
(Дети громко проговаривают эти слова.)
В) Повторное чтение.
Г) Работа с произведением. Составление цепочки (схематического плана) событий. Вводим “заместители” героев.
— Назовите героев сказки. (Родничок — Р, пчёлка — П, зайчик — З, комар — К, Маша — М, синичка — С, дедушка — Д). На доске картинки.
— Вспомните, в каком порядке беседовал Родничок с героями.
Р – П – С – З – М – Д – К – Р
— Сравните с цепочкой событий в тетради в № 3. Найдите ошибку.
Физминутка. Гимнастика для глаз по методу Г.А Шичко
(Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.)
— Раскрасьте героев, которые вам понравились.
— Как начинается сказка? Какое настроение в начале сказки? Что изменилось после встречи с комаром? Почему заглох родничок?
- Итог урока.
— С каким произведением работали? Кто автор? Как называется?
5.04.2012
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Василий Белов — Радуга: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих
Целое утро Катюша помогала бабушке. Потом она подошла к зеркалу и надела мамину соломенную шляпу.
— Бабушка, смотри, я уже до шляпы выросла! Бабушка поглядела и увидела, что Катюша и правда до шляпы выросла.
Солнышко поднялось высоко-высоко. На небе собирались жуткие синие тучи. Катюша боялась грома, но гром затих, и синие тучи ушли за деревню.
А бабушка и Катюша пошли полоть морковку. Антон выспался и прибежал к ним на речку. Кашу он почти никогда не ел, а суп и подавно. Начал жалобным голосом просить шоколадку.
— Дай шоколадку, дай шоколадку.
Дома бабушка выставила из печки суп и кашу, накрыла стол чистой скатертью. Стали обедать.
— Вымой руки, садись за стол,— сказала Антону бабушка.
Антон даже ухом не повел, просит и просит шоколадку. Даже зареветь хотел, но раздумал.
После обеда Катюша стала делать кровать зайчику. Антон так и не стал есть суп и кашу. Пришлось бабушке доставать из шкафа конфету.
— Где я тебе столько конфет напасу?— сказала бабушка.
— В магазине,— сказал Антон.
— А магазин откуда конфеты берет?— спросила бабушка.
Антон задумался. Он ведь не знал, откуда магазин берет столько конфет. Бабушкин суп остыл и каша тоже Конфета была очень вкусная.
Бабушка убрала суп с кашей и села к окошку пришивать пуговицу к Антоновой куртке.
Антон доел свою конфету и поглядел на бабушку.
Очень хитрый был этот Антон. Надел он куртку с новой пуговицей и начал проситься гулять.
— Иди, только недолго бегай да козла не дразни,— сказала бабушка.
Вышел Антон на крыльцо. Один конец радуги за речку перекинулся, а другой уперся прямо в Антонову тропку.
Побежал Антон скорей к радуге. Босиком по теплой травке. Радуга была совсем рядом, у большого камня, около ржи. Бежит Антон, торопится. Добежал до большого камня. Глядит, а радуга передвинулась к полевому ручью. Добежал до ручья, а радуга уже у стогов. Добежал до стогов, а радуга оказалась у ольховых кустов. В кустах Антон еще ни разу не бывал, бабушка не пускала. Осмелился, побежал.
В то время радуга стала неяркая, а потом и вовсе потерялась.
Оглянулся Антон, а и там тоже нет радуги. Пришлось бежать обратно домой. Устал Антон. Долго добирался до деревни. К радуге-то под горку бежал, было легче, а обратно хуже стало.
Наконец вот и бабушкин дом.
Бабушка, конечно, не знала, что Антон бегал за радугой.
— Что, Антошенька, хочешь, я тебе супчику налью?— спросила она.
Обрадовался Антон. Всю тарелку супу съел, а потом и кашу. Вкусная была каша. Антон уплетал ее за обе щеки и даже не замечал, как ноги у него сами качались под лавкой. Он решил, что завтра обязательно догонит радугу.
В это время приехал дедушка. Он приехал домой без мамы и сказал, что зайчик живет очень далеко. Поэтому мама вернется завтра и вместе с зайчиком.
— Завтра?— спросила Катюша и хотела заплакать. Ей стало очень тоскливо.
— Завтра, Катюшенька,— сказал дедушка. Он усадил Катюшу к себе на колени и погладил ее по волосам.— Вот слушай-ка сказку про комара долгоногого.
Катюша вздохнула и стала слушать. Дедушка рассказывал:
— Утром родился в поле родничок. Только солнышко поднялось, еще и трава не обсохла, а зеленая пчелка уже летит на работу — сок с цветов собирать. Говорит пчелка роднику:
— Буль-буль-буль, я не знаю, я еще маленький.
— Родничок, родничок,— говорит пчелка,— дай водицы попить.
— Буль-буль-буль, пей досыта, пожалуйста. Напилась пчелка, сказала спасибо и улетела. Родничок веселее забулькал, и солнышко выше поднялось.
Летит птичка-синичка. Увидела родничок и спрашивает:
— Родничок, родничок, ты откуда взялся?
— Буль-буль-буль, пила меня зеленая пчелка, у нее и спрашивай.
— Дай, родничок, водицы попить.
— Буль-буль-буль, пей досыта, пожалуйста. Сказала птичка-синичка спасибо и улетела по своим делам. Родничок еще глубже стал, еще светлее. Поднялось и солнышко выше, стало совсем тепло.
Бежит зайчик — серые ушки. Увидел родничок и спрашивает:
— Родничок, родничок, ты откуда взялся?
— Буль-буль-буль, пила меня пчелка, потом птичка-синичка, у них и спрашивай.
— Дай водицы попить.
— Буль-буль-буль, пей досыта, пожалуйста.
Попил зайчик, сказал спасибо и ускакал по своим делам. Еще шире стал родничок, знай булькает. А солнышко на самый верх поднялось, в поле жарко стало. Идет мимо Маша с ведерком. Увидела родничок и говорит:
— Родничок, родничок, ты откуда взялся?
— Буль-буль-буль, пила меня зеленая пчелка, потом птичка-синичка, потом зайчик — серые ушки, у них и спрашивай.
— Дай водички попить.
— Буль-буль-буль, пей, пожалуйста.
Попила Маша воды ведерком, сказала спасибо и убежала по ягоды. Совсем глубокий стал родничок.
Идет мимо с покоса дедушка с котомкой, увидал родничок и спрашивает:
— Ах, какой родничок хороший, откуда такой взялся?
__ Буль-буль-буль, пила меня зеленая пчелка, потом птичка-синичка, потом зайчик — серые ушки, потом и Маша с ведерком. У них и спрашивай.
— Дашь водицы попить?
__ Буль-буль-буль, пей досыта, пожалуйста.
Попил дедушка водицы, посидел на травке, сказал спасибо и пошел дальше. Еще шибче забулькал родничок, еще чище стала вода. Трава расступилась вокруг, обогнула родничок веселая тропка.
Вдруг летит болотный комар. Не спросил ничего, напился воды, спасибо не сказал и сидит на листке. Ногу отставил в сторону. Долго так сидел, потом спрашивает:
— А ты откуда взялся?
— Буль-буль-буль, пила меня зеленая пчелка, птичка-синичка, зайчик — серые ушки, Маша с ведерком, дедушка с котомкой.
— Экой ты родник,— говорит комар,— всех подряд водой поишь. На всех не напасешься!
Сказал и улетел на болото.
Начало солнышко садиться. Летит пчелка домой с поля, устала сок собирать:
— Можно водицы попить?
— Буль! На всех не напасешься.
Улетела зеленая пчелка, летит птичка-синичка:
— Можно водицы попить?
— Буль! На всех не напасешься.
Пробежал зайчик — серые ушки, прошла Маша с ягодами, прошел с покоса дедушка с котомкой — никому родничок не дал водицы попить.
А солнышко все ниже, ниже, трава все выше, потерялась тропка в траве. Затянула водицу сначала зеленая ряска, потом появился и мокрый мох.
— Буль! — сказал родничок и заглох. Не стало в поле родничка, одно топкое место — раздолье всем комарам.
— Вот какой попался комар,— закончил дедушка свою сказку.
Уже село за лес солнышко. Катюша спала у дедушки на коленях. Ей снились мама и зайчик — серые ушки.
skazki.rustih.ru
В Белов — Родничок.pptx — Презентация по литературному чтению по …
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
znanio.ru
Конспект урока по литературному чтению В. Белов «Родничок»
Тема: В. Белов « Родничок»
Ход урока.
Организационный этап.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
-Каким вы хотите видеть наш урок?
-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. Покажите настроение, с которым вы начинаете урок.
( Звучит песня о доброте, дети входят в класс)
-На прошлых уроках мы говорили о природе. Щедрая природа дарит нам подарки.Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Определение темы и задач урока.
-Сегодня у нас урок литературного слушания. Что обычно мы делаем на таких уроках? (Учимся слушать произведение внимательно, упражняемся в определении жанра произведения, учимся оформлять обложку книги и высказывать своё мнение и т.д.). Составление плана урока.
Викторина по определению жанров произведений.
33 вагона вряд тараторят, тарахтят. (Скороговорка. Учит быстро говорить.)
1, 2, 3, 4 жили мошки на квартире, к ним повадился сам друг крестовой большой паук. 5,6,7, 8 паука мы попросим: « Ты, обжора, не ходи.» Ну-ка, Мишенька, води! (Считалка. Содержит счёт, используется в играх)
Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи
Выйду на крылечко, дам огуречка
Дам и хлеба каравай,
Сколько хочешь понужай.
(закличка) – кличет, зовёт, выражая просьбу.
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёжик)
(загадка)- содержит вопрос, развивает смекалку.
Русская народная песенка «Берёзонька». Помогает выразить свои чувства.
Постановка учебной задачи (через проблему).
-А что вы можете сказать об этой модели? (выслушиваю ответы детей)
-На этот вопрос нам предстоит ответить на уроке, а поможет в этом разобраться новое произведение, с которым мы сегодня познакомимся.
-Слушайте внимательно. Во время слушания вам нужно будет определить жанр и тему произведения.
3. Слушание сказки В. Белова «Родничок».Учитель читает произведение без названия. Это замечательное произведение написал В. Белов. Как вы думаете, как он назвал его? (Дети высказывают гипотезы). Откройте книги и проверьте, верно ли вы предположили.
4. Этап первичной проверки понимания изученного.
Работа по содержанию
-Определите жанр произведения, которое вы прослушали. Докажите, что это сказка. -Понравилась ли вам эта сказка и чем?
Лексическая работа.
-Встретились ли вам непонятные слова? Что такое родничок?
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без воды нельзя прожить.
-Так что такое родничок? Послушаем ребят и определим, кто прав.
-Вода встречается не только на поверхности Земли, она есть и под землёй. Иногда ей становится там скучно и тесно и тогда она выходит на поверхность земли. Место выхода воды называется родничок или ключ.
5.Этап применения знаний и способов действий.
Работа по содержанию
-Кто приходил в гости к родничку?
-Рассмотрим иллюстрации на стр. 13-14 и поможем героям встать по порядку. Построим цепочку.
(работа в парах)
(родничок- пчёлка- синичка- зайчик- Маша- дедушка- комар)
-Какое настроение у вас было, когда слушали начало сказки, почему?
(К родничку приходили гости, он угощал всех вкусной водой, все радовались)
-Изменилось ли ваше настроение к концу сказки?
(Стало грустным, родничок не даёт водички, сердится на всех)
-Выберите, какой человечек слушал начало, а какой конец сказки?
-Почему настроение испортилось? (Родничок стал жадным, сердитым)
-Как солнышко реагирует на поступки родничка? (Садится всё ниже, светит всё меньше).
6. Физкультминутка
7. Этап обобщения и систематизации знаний.
-Самые последние строки сказки я не дочитала. Как вы думаете, что случилось в конце?
-Сейчас мы прочитаем конец сказки, последние строки и узнаем, какой конец придумал автор. (На месте родничка осталось сырое место для комаров.)
-Понравился ли вам конец сказки?
-Может быть мы его переделаем?
Творческая работа.
(обсуждение в группах, высказывания ребят о том, какой конец сказки они хотели бы услышать)
-Пусть Родничок перестанет жадничать, позовёт всех в гости и напоит водой. Тогда он станет сильным и большим.
Работа в тетради (с.11, з.2).
-Найдите героя, который вам не понравился. Почему? ( Комар. Он научил Родничка плохому — быть жадным.)
-Что бы вы ему посоветовали?
— А какой совет вы бы дали Родничку? (Не слушать плохие советы, дорожить дружбой. Быть щедрым и добрым.)
Моделирование обложки книги. Самостоятельная работа.
(В. Белов. «Родничок». Кружок — сказка, коричневый — о животных)
Дифференцированная работа в тетрадях. ( з. 3)
-Кто умеет читать, подчеркнёт названия героев, которые не на своём месте, кто не умеет читать, раскрасит героев, которые понравились.
8. Этап подведения итогов урока.
Дополни предложения. Я начну, вы продолжайте.
Мы познакомились с произведением… Жанр произведения -…, тема — …, основная мысль сказки — ….
Я бы сказал Родничку -…, Комару — …
Рефлексия.
Наш урок подошёл к концу. Посмотрите на наш план. Все ли пункты мы выполнили? Что для вас на уроке было трудным? Интересным? Познавательным?
-Кто из вас готов отдать Родничку свою волшебную капельку, чтобы он не засох, не исчез? (дети прикрепляют капельки на доске)
-Посмотрите, у нас нет жадных ребят, все отдали свои капельки и спасли Родничка. Каким большим он стал! Вы поступили, как настоящие друзья.
infourok.ru
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент |
|
– Урок пройдёт под девизом: “Торопись
на доброе дело, а худое само поспеет”. Как
понимаете девиз? Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожмите руки, пожелайте удачи. Будем делать только добрые дела. |
Дети объясняют смысл пословицы. |
II. Актуализация опорных знаний |
|
– Давайте вспомним, какие произведения мы уже читали. Рассмотрите книги и определите, какая из них соответствует данной модели. | Работа в группах. (Каждая группа получает по 3 книги и 1 модель) |
Примечание. Для рассматривания подбираются большеформатные детские книги в типовом оформлении (на первой странице четко читается фамилия автора и заголовок, есть “говорящая” иллюстрация). | Каждая группа объясняет свой выбор. |
1-я группа: модель – стихотворение о Родине | 1-я группа – Дрожжин “Привет”; |
2-я группа: модель – рассказ о природе | 2-я группа – Соколов-Микитов “Русский лес”; |
3-я группа: модель – сказка о животных. | 3-я группа – Сутеев “Кто
сказал “Мяу” Модели вешают на доску. |
III. Открытие нового знания |
|
Слушание сказки Белова “Родничок”. Звучит запись журчащей воды. |
|
– Закройте глаза и представьте себе какую-нибудь картину. Что представили? | Ответы детей. |
– А теперь послушайте… (Учитель
рассказывает или читает сказку В.Белова
“Родничок”.) (Слайд 2) Выявление первичного восприятия произведения. |
|
– Что понравилось? – Что не понравилось? |
Понравился родничок, он всех поил водой. Не понравился комар, он дал родничку плохой совет. |
Упражнения по формированию специальных умений: называть фамилию автора, заголовок, определять жанр и тему услышанного произведения. Эти понятия (и умения) хорошо усваиваются учащимися при моделировании обложки. | Каждый ребенок на своем листочке моделирует обложку. |
– Есть ли на доске модель обложки произведения, которое вы сейчас услышали? | Нет. |
– Что я вам читала? (Слайд 3) | Сказку. |
Правильно, это сказка. | |
Нарисуем на листочке “заместитель”… | …кружок (рисуют). |
– О ком или о чём сказка? Закрасим кружок… (Слайд 4) |
О родничке, о природе. …зеленым цветом. |
– Вы хотите узнать, кто написал эту
сказку? – В.И.Белов. (Учитель показывает портрет писателя.) (Слайд 5) |
Да. |
Вы еще не умеете писать, поэтому мы вместо фамилии нарисуем в верхней части листа красную рамочку. | Дети рисуют на своих листочках рамочки – “заместители”. |
– Подумайте, как Белов озаглавил свою сказку? | Родничок. |
Как мы обозначаем заголовок
произведения? Далее следует работа с готовой моделью (Слайд 6): |
Синей рамочкой. |
– Покажите фамилию автора. Прочитаем:
Белов. Покажите заголовок. Прочитаем: родничок. |
|
Динамическая пауза. | |
IV. Первичное закрепление |
|
Работа с содержанием произведения. | |
– Как начинается сказка? Какое настроение в начале сказки? | Родился в поле родничок. Радостное настроение. Дети перечисляют героев. |
– Кто герои, и какие они? – Как менялся родничок и почему? |
Родничок становился больше, потому что он делился со всеми водой. |
– Что изменилось после встречи с комаром? | После встречи с комаром родничок не стал ни с кем делиться. |
– Как автор показал своё отношение к комару? | Комар не спросился и “спасибо” не сказал. Автор показал его невоспитанным. |
– Как заканчивается сказка? Почему родничок заглох? | Родничок заглох. Потому что он стал жадным, ни с кем не стал делиться. |
– Что хотел сказать автор? | Если ты добрый, то твоя жизнь будет долгой, интересной и радостной. |
Составление схематического плана. | |
– Вы хотите научиться рассказывать эту сказку? Что нам поможет запомнить последовательность событий? | Да. Нам поможет схематический план. |
Вводим “заместители” героев. Как их можно обозначить? (Слайд 7, 8) Кто появился у родничка первым? Кто потом?.. | Первыми буквами “имен”: Р – родничок, П – пчёлка, С – синичка, З – зайчик, М – Маша, Д – дедушка, К – комар |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
|
Работа в тетради. | |
Рассмотри цепочку событий и найди
ошибку. Самопроверка (Слайд 8) – Кто нашел ошибку? |
Дети выполняют в рабочей тетради задание №3 – карандашом исправляют ошибку. |
VI. Включение нового знания в систему знаний |
|
Упражнения в чтении: | |
чтение “имен” героев с эмоциональной
окраской.
|
Сначала слово прочитывает читающий ребенок, затем можно попросить повторно прочитать слово нечитающего ученика. |
На доске: | |
– Постарайтесь прочитать так, чтобы
было понятно ваше отношение к этому герою. Чтение
пословицы: |
|
– Кому из героев сказки вы дали бы такой совет? Чему учит сказка? | Родничку. Не надо слушать плохих советов, надо быть добрым, помогать друг другу, делиться с друзьями. |
Повторное слушание (необходимо для проверки и углубления эстетического восприятия текста). | |
Так как сказка В.Белова “Родничок” легко и быстро запоминается детьми, то при повторном слушании учитель читает слова автора, а дети исполняют роли героев сказки с опорой на план-схему (Слайд 8) | Дети с помощью учителя распределяют роли, надевают маски и инсценируют сказку. |
VII. Рефлексия деятельности |
Познакомились со сказкой В.Белова “Родничок”. |
– Что нового узнали? | |
– Чем занимались на уроке? | Моделировали обложку, читали слова, инсценировали сказку, чтобы рассказать ее друзьям, родным. |
– Для чего мы это делали? Что было
трудно или легко? Учитель собирает листочки с моделями, вкладывает их в обложку и вместе с детьми ее оформляет. |
|
VIII. Домашнее задание |
|
Предлагается свободный выбор
заданий по силам и желанию ребенка. 1)
Рассказать сказку друзьям или родным. |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Сказки о природе. В.И. Белов. «Родничок». 1-й класс по УМК
Разделы: Начальная школа
Дидактическая цель: создать условия для качественной организации восприятия нового произведения.
Тип урока: «Урок слушания».
Задачи:
- образовательная: ввести в круг чтения новую авторскую сказку;
- развивающая: развитие творческого воображения, познавательной деятельности обучающихся, включить учащихся в эмоционально-творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;
- воспитывающая: формировать у обучающихся чувство патриотизма и любви к своей Родине, своему краю через бережное отношение, воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, в парах.
Средство обучения: презентация (приложение).
Описание исходного уровня знаний, умений и навыков, необходимых для проведения урока по данной теме:
- учащиеся владеют слоговым чтением;
- умеют моделировать произведение;
- любят выполнять творческие работы по тексту;
- учатся работать в группах.
Учебные умения:
- правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять жанр и тему;
- выявлять авторскую точку зрения и выражать свою;
- прогнозировать содержание на основе заголовка;
- редактировать деформированный словесный и картинный план, создавая при этом диафильм;
- разыгрывать диалог;
- создавать продолжение сказки.
Оборудование урока:
- Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса, с.13 – 15.
- Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса, с.10.
- Индивидуальный дидактический материал для моделирования.
- Компьютерная презентация.
- Выставка книг В. И. Белова.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Мотивация учебной деятельности.
Рифмы:
- ра-ра-ра – начинать урок (пора)
- но-но-но – все притихли мы (давно)! Почему притихли? (Учимся быть слушателями.)
— Сегодня на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новым произведением.
3. Чтение произведения учителем. (книги закрыты)
4. Проверка первичного восприятия.
— Понравилось произведение?
— Что вам понравилось?
— Кому не понравилось?
— Вам было весело или грустно?
5. Вывод темы урока учениками.
— Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала? (сказку)
— Почему вы так решили? Докажите.
— Подумайте, о чём эта сказка? (о природе)
— Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку? (В.И.Белов)
— Значит, какая это сказка? (авторская, литературная). (1 слайд)
— Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке. (2 слайд)
6. Работа с произведением: анализ содержания, определение темы произведения.
1) Словарная работа
— Вам встретились такие слова, значение которых вам было непонятно?
Шибче – быстрее
Досыта – сколько хочешь
Болото – топкое место
Ряска – растение болотное
Котомка – сумка
Покос – луг, где косят траву
Тропка – тропинка, тропа (узкая протоптанная дорожка)
2) — В какой форме написана сказка? (в форме диалога)
— Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)
— Кто ведёт диалог? Перечислите персонажей сказки (по иллюстрации). (3 слайд)
3) Работа в тетради «Литературное чтение» с.11, задание 2.
Раскрасить рисунки (по одному каждому варианту), назвать положительных героев и отрицательных, докажите. (вежливые, трудолюбивые, добрые) (злой, жадный, невоспитанный)
Физминутка
(Рождение родничка).
4) Определение темы
– Почему автор назвал сказку «Родничок»? (главный герой)
− Как начинается сказка? (родился родничок) – зарождение жизни, начало жизни, вода – это жизнь! (возник, пробился из земли) (4 слайд)
− Какое настроение в начале сказки?
− Каким перед нами предстает Родничок в начале сказки? (Веселым, радостным, добрым, щедрым, счастливым.)
– Какие вопросы задавали все герои Родничку? (Ты откуда взялся? Дай и мне водицы попить)
– Что отвечал Родничок всем? (пей досыта, пожалуйста)
5) Инсценирование диалога (5 слайд)
− Что изменилось после встречи с комаром? (Родничок стал злым, никому не дал водицы напиться.)
− Почему заглох (умер) Родничок?
6) Чтение отрывка сказки учениками с.15 (6 слайд)
7. Творческая работа.
1) Придумать продолжение сказки, чтобы был хороший конец. (7 слайд)
2) Если бы родник не умер, а поил бы всех и до сих пор, что бы могло произойти? (река Волга началась тоже из родника) (8 слайд)
8. Рефлексия, итог работы.
— Чему учит нас сказка?
— Какой урок возьмём из неё?
— Что хотел нам сказать автор?
Выполнить аппликацию в парах (все принадлежности на столе) «Живи, Родник!»
18.06.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai