cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Ууд фгос ооо – Список УУД ФГОС ООО

Доклад на тему «Формирование УУД согласно требованиям ФГОС ООО реализации ООП ООО»

МКОУ «Ширковская основная общеобразовательная школа»

«Формирование УУД согласно требованиям ФГОС ООО реализации ООП ООО».

Подготовила: Н.П.Певнева-

учитель начальных классов

«Формирование УУД согласно требованиям ФГОС ООО».

Цель: изучение теоретических и практических аспектов формирования УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения.

Задачи:

  1. Внедрять изученные технологии формирования УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения на уроках и во внеурочной деятельности;

  2. Продолжить изучать литературу на заданную тему;

  3. Посетить семинары, лекции на заданную тему;

  4. Подключить к поставленной цели, к ее реализации родителей обучающихся.

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя — вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. В Болонской декларации 1999г. отмечается, что современные потребности обучающихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет статус субъекта образования.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия — это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

— успеваемость по основным предметам;

— уровень развития речи;

— степень владения русским языком;

— умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

— стремление принимать и решать учебную задачу;

— навыки общения со сверстниками;

— умение контролировать свои действия на уроке.

Как может быть выражено универсальное учебное действие?

На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия — действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.

Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь — речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки.

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?

1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией — пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.

13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.

Литература:

  1. Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Кезина Л.П., Кондаков А.М. — М.: Просвещение, 2009.

  4. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.

infourok.ru

Универсальные учебные действия по ФГОС

Учебные универсальные действия. Универсальные учебные действия по ФГОС

Учебные универсальные действия (УУД) в наше время являются базовыми навыками каждого человека. Ведь они представляют собой обобщённые умения, открывающие возможность для самосовершенствования и самообразования. Иначе выражаясь, это умение учиться.

Личностные действия

УУД принято делить на четыре вида. К первой категории относятся личностные учебные универсальные действия. Именно они обеспечивают смысловую и ценностную ориентацию школьников. Ученики познают моральные нормы, учатся соотносить события и поступки с этическими принципами, осознают смысл и значение нравственности, пробуют примерять на себя социальные роли, которые в дальнейшем осваивают в межличностных отношениях.

В данной категории принято выделять три вида личностных действий. К первому относится жизненное, профессиональное и личностное самоопределение. Ко второму – смыслообразование. В соответствии с ФГОС, так называется установление школьниками связи между мотивом учебы, её целью, результатами и перспективами. Смыслообразование проявляется, если дети задумываются о значении образования для них и умеют отвечать на вопрос о том, какой оно имеет для них смысл.

К третьему виду относится нравственно-этическая ориентация — одна из важнейших личностных составляющих, влияющая на моральную установку ребёнка.

Регулятивные действия

Учебные универсальные действия, относящиеся к данной категории, обеспечивают школьникам организацию их учебной деятельности.

Взять, к примеру, целеполагание. Оно подразумевает умение ученика ставить перед собой учебную задачу. Целеполагание в данной ситуации осуществляется на основе соотнесения изученного с неизвестным.

Также регулятивные учебные универсальные действия включают в себя планирование. Человек, умеющий определять последовательность промежуточных целей и составлять некую «ориентировку» для их достижения, может в будущем иметь большие перспективы.

К этой же категории действий относится прогнозирование, умение контролировать свою деятельность, корректировать и адекватно оценивать её. И конечно же, нельзя забыть про саморегуляцию. Учебные универсальные действия развивать и совершенствовать намного проще, если человек способен задействовать волю, а также мобилизовать свою энергию и силы. Однако ко всему этому детей должны приучать педагоги и родители. Без проявления интереса и работы над собой задатки даже самых полезных качеств и навыков «угасают».

Познавательные действия

Это третья категория. Её необходимо отметить вниманием, рассказывая про универсальные учебные действия по ФГОС. Именно педагоги должны активно способствовать развитию познавательных навыков своих воспитанников. К ним относятся общие учебные и логические способности, а также постановка и последующее решение проблемы.

Преподаватель обязан развить в детях способность самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить нужную информацию, структурировать полученные знания, осознанно и грамотно выстраивать речь, осмысленно читать.

В процессе получения образования школьники получают новые универсальные учебные действия. Они становятся способны анализировать и синтезировать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, доказывать правильность своих слов, выдвигать и обосновывать гипотезы, формулировать проблемы и самостоятельно создавать способы их решения. Все перечисленные действия дети учатся осуществлять в процессе занятий. Ведь уроки являются главным педагогическим инструментом реализации требований, предъявляемых ФГОС.

Коммуникативные действия

Их каждый человек осуществляет практически с самого рождения. Ведь люди – существа социальные. Многие универсальные учебные действия носят коммуникативный характер.

Взять, к примеру, планирование сотрудничества между преподавателем и воспитанниками. Вместе они определяют цели, функции участников, выбирают методы взаимодействия. Коллективно ищут и собирают информацию, выявляют и идентифицируют проблемы, ищут способы их решения. В неоднозначных ситуациях проявляются способности к контролю и коррекции поведения оппонента.

Также в процессе получения образования дети овладевают диалогической и монологической формами речи. Данные навыки тоже включают в себя универсальные учебные действия по ФГОС. Дети за время прохождения школы в обязательном порядке должны овладеть нормами родного языка.

О формировании УУД

Все вышеперечисленные умения, навыки и качества не возникают на пустом месте. Формирование универсальных учебных действий – это сложный процесс, осуществляемый и контролируемый преподавателями.

Их целью является предоставление своим воспитанникам помощи в процессе освоения всех компонентах образовательной деятельности. Каждый ребёнок под их руководством должен стать личностью с основами нравственного поведения и общими учебными навыками. Такова модель выпускника начальной школы, заявленная требованиями ФГОС.

Результаты

Успешно реализованная программа универсальных учебных действий благоприятно отражается на уровне развития детей. Они обретают способность самостоятельно учиться, ставить для себя цели, искать и применять информацию для выполнений задания, контролировать процесс, а также давать адекватную оценку результатам.

УУД – это такие навыки, которые необходимо закладывать на всех уроках начальной школы. Недаром основоположник научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский говорил, что каждое занятие должно быть для преподавателя целью. Воспитанники постоянно должны совершенствоваться, и усваивать что-то новое на всех уроках без исключения.

О процессе

Существует масса методов осуществления универсальных учебных действий на уроках. Но самым популярным является применение интеллектуальных игр. Ведь речь идёт о начальных классах. А в них учатся дети, ещё находящиеся в том возрасте, когда им хочется веселиться.

Игра – мощное средство социализации ребёнка, способствующее развитию в нём эмпатии, рефлексии, умении смотреть на себя со стороны. Какие УДД можно развить в детях таким методом? Самые разные. Формированию умения ассоциативно мыслить способствует игра «Ассоциации». Суть проста. Преподаватель называет одно слово, а дети начинают называть то, что у них с ним ассоциируется.

Потом принцип усложняется. Учитель перечисляет сразу несколько слов, а дети должны распределить их в две группы, для каждой из которых характерна какая-либо особенность. Ряд может быть таким: кот, диван, собака, попугай, стол, шкаф, ящик, дельфин, кресло. В данном случае ученики выделят две группы, в одну из которых они занесут животных, а в другую — мебель. И это лишь один такой пример. На самом деле интеллектуальные игры существуют в огромном количестве, что не может не радовать. Ведь каждый урок для детей может стать разнообразным и в то же время познавательным.

Специфика и проблемы

Важно отметить, что в наше время развитие универсальных учебных действий осуществляется не так, как раньше. Этому есть немало причин.

Постепенно дошкольные виды деятельности теряют актуальность – их замещают занятиями учебного типа. Из-за чего в жизни детей присутствует совершенно мизерный сюжетно-ролевой игровой аспект. Дошкольник слишком рано познаёт мотивационную сферу. И это не есть хорошо, так как сначала у ребёнка должна сформироваться психологическая готовность к образовательной деятельности.

Это в первую очередь должны понять современные родители. Которые привыкли ориентироваться на умственное развитие, забыв о духовно-нравственной составляющей.

Ещё выросла информированность детей. Также Интернет вытеснил литературное чтение, что очень плохо. Не читающим детям очень сложно освоить метод смыслового анализа текстов, развить воображение и логическое мышление. Многие дошкольники становятся интеллектуально пассивными, поскольку у них есть неограниченный доступ к Всемирной сети, и если нужно что-то узнать – они не учатся, а просто ищут это в онлайн-поиске.

Задачи педагога

Перед преподавателем стоит бесчисленное множество целей. Он должен обращать внимание воспитанников на развивающую ценность всех заданий, которые они выполняют. Также ему нужно доказывать необходимость приобретения того или иного знаний, уверять детей в его полезности и практичности. Педагогу желательно заинтересовать школьников в открытии новых знаний, развитии памяти, осуществлении внеурочной деятельности в целях саморазвития.

Помимо этого, преподаватель привлекает воспитанников к участию в различных мероприятиях и коллективных творческих делах, поощряет их инициативу, всегда даёт возможность исправить ошибку. И это даже не 1/10 того, что делает учитель. Поэтому высококвалифицированные педагоги бесценны. Ведь они не просто реализуют требования ФГОС – они помогают детям вырасти достойными и грамотными личностями с перспективами.

infourok.ru

Использование ИКТ технологий и интернет ресурсов для формирования универсальных учебных действий (УУД» учащихся 5-6 классов»

Педсовет

«Основные направления реализации ФГОС ООО: Использование

ИКТ технологий и интернет ресурсов для формирования

универсальных учебных действий (УУД» учащихся 5-6 классов»

докладчик Гусейнова П.М.

Первого сентября 2011 года в России началось введение в практику работы школ нового стандарта начального общего образования. Это значит, что первоклассники за четыре года обучения в начальной школе не только приобрели сумму знаний и умений по учебным предметам, но и овладели умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик. Сегодня они — 5 и 6 — классники Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно — коммуникационных технологий в учебном процессе. Процесс организации обучения с использованием ИКТ позволяет:

• сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счёт новизны и необычности

такой формы обучающихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счёт использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;

• эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности

визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся;

• свободно осуществлять поиск необходимого учебного материала в удалённых базах данных, благодаря использованию телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у обучающихся потребности в поисковых действиях;

• индивидуализировать процесс обучения за счёт наличия разно уровневых заданий, за счёт погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

• самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность, благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

• осуществлять самостоятельную учебно — исследовательскую деятельность (

моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и.т.д.), развивая тем самым у обучающихся творческую активность.

Стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.

В настоящее время школа работает в период перехода к новым стандартам образования. В связи с этим приоритетным направлением в сегодняшней деятельности учителя становится обеспечение педагогического потенциала новых образовательных стандартов. Суть этого потенциала заключается в том, что развитие личности должно обеспечиваться прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД).

В качестве механизма формирования УУД можно указать информационно-

коммуникационные технологии. Методически правильное, последовательное и системное

применение ИКТ позволяет не только успешно сформировать УУД, но и избежать возможных рисков.

Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном

государственном образовательном стандарте общего образования приоритетом названо

использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть использования ИКТ — компетентности ,как средства формирования УУД.

Основы ИКТ — компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий.

Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Цели:

  • Определить эффективность процесса использования ИКТ — компетентности обучающихся, как средства формирования УУД через возможности использования компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в условиях ФГОС.

  • Выявить наиболее эффективный подход к формированию универсальных учебных действий школьников ,в частности влияние использования ИКТ — компетентности обучающихся на формирование УУД.

  • Раскрыть потенциал использования ИКТ компетентности школьников для формирования универсальных учебных действий и возможности реализации их в учебной и внеклассной деятельности.

Практическая значимость работы педсовета в том, что материалы его могут быть

использованы учителями для повышения эффективности использования ИКТ компетентности, как средства формирования УУД в условиях ФГОС школьников при изучении различных дисциплин вне зависимости от образовательной системы.

Ведущая педагогическая идея: Содержание различных учебных предметов дает возможность использования ИКТ компетентности для формирования умения добывать знания, что приводит к формированию УУД.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и интернет ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач у обучающихся будут сформированы и развиты необходимые универсальные учебные действия и учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Переход к постиндустриальному обществу сопряжен с увеличением доли использования информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности. Как отмечается в Концепции структуры и содержании НОО «Освоение школьниками навыков работы с глобальными информационными массивами является обеспечением конкурентоспособной подготовки детей к жизни в современном открытом обществе. Перед будущей отечественной школой стоит задача закрепить и усилить эти тенденции, обеспечить их дальнейшую реализацию на практике, использовать ИКТ компетентность для формирования УУД в рамках ФГОС НОО».

В чем заключается роль современной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя — вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Концепция формирования УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода. Её основателями считаются Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, АГ.Асмолов. Также разработкой занималась группа авторов: Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, О.АКарабанова, Н.Г.Салмина, С.В.Молчанов, под руководством АГ.Асмолова.

Работы данных исследователей явились методологической основой предлагаемого опыта.

Основой практического применения опыта является программа Intel «Обучение для будущего», которая синтезирует преимущества и возможности компьютерных технологий, готовит учителей к организации эффективной учебной работы по использованию учащимися информационно-коммуникативных технологий. Многие модели мультимедиа-курсов использую на уроках Программа 1С образование; «Библиотека наглядных пособий»; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки-медиа (Начальные классы). Все электронные учебники имеют методическое сопровождение.

Ревизия теоретических знаний Глоссарий

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

ИКТ — компетентность — это способность учащихся использовать информационные и

коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации,

обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая

достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

ФГОС НОО -это совокупность требований ,которые обязательно должна выполнить каждая школа ,организуя процесс обучения и воспитания. Главная цель введения ФГОС НОО — повышение качества образования.

В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться.

Одним из основных положений нового Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий

обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия — это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и

структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

Планируемый личностный результат:

• актуализация собственного жизненного опыта, эмоциональных переживаний и

воспоминаний, возможность поделиться ими с другими, посмотреть (послушать) на себя со стороны, услышать свой устный рассказ, получить возможность его улучшить, дать послушать другим.

• формирование собственного информационного поля, включение в него оцифрованных информационных объектов, в том числе, отражающих собственные мысли и воспоминания, оцифрованных графических (семейные фотографии) и телесных объектов.

• удовлетворение собственных эстетических предпочтений в ходе подбора изображений и музыкального сопровождения, возможность проще, интересней, убедительней, увлекательней сообщить (показать и рассказать) что-то другому.

Метапредметные результаты включают:

• формирование базовых представлений о возможности воспроизведения

зафиксированной информации, об именах информационных объектов; первых навыков последовательного просмотра (прослушивания) и открывания объекта.

• формирование базовых представлений об универсальности компьютера как

информационного устройства (в частности как устройства, использующегося для

хранения информации), об общей природе различных информационных объектов, об

общем информационном пространстве и личных пространствах.

• освоение навыков неписьменного повествования, подготовка к выступлению перед

аудиторией и аргументированной дискуссии.

Планируемый предметный результат:

• знакомство с принципами работы различных средств ИКТ; формирование базовых

представлений о том, как средства ИКТ используются для извлечения (воспроизведения) записанной информации; освоение практических навыков работы,

• приобретение простейших технических навыков по подключению устройств, и переносу файлов.

• приобретение навыка работы с инструментами, позволяющих создавать и редактировать визуальный ряд.

• Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут

сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых

проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.

В основу опыта положены принципы педагогической техники, предложенные А. А. Гином:

• принцип деятельности — освоение учеником компетенций преимущественно в форме деятельности;

• принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии, где

возможно, предоставлять ученику право выбора, которое всегда должно

уравновешиваться осознанной ответственностью;

• принцип открытости — не только давать знания, но и показывать их границы, ставить ученика перед проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса;

• принцип обратной связи — регулярно контролировать процесс обучения.

Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации.. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе. Важным элементом формирования УУД на ступени среднего образования, обеспечивающим его результативность, является ориентация школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно применять.

ИКТ-компетентность — фундамент для формирования УУД в современной массовой

школе

Конкретными результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС второго поколения, является «активное использование … средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в … открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры». Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.. Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

Так в предметной области «Филология» преимущественно должны формироваться те элементы ИКТ-компетентности, которые относятся к языковой, читательской, речевой

компетентности

Литературное чтение. Требования к результатам изучения этого предмета включают

формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных — с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Литературное чтение — осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравественного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. Уроки литературы, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то

учитель или сверстник; умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника.

Русский язык. Этот предмет обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). В учебниках по русскому языку достаточно часто используется графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения

Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий: разбор слова или

предложения на уроке русского языка, решение математической задачи — показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать — словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке» (В.В. Андриевская., Г.С. Костюк). По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение учащихся к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.

Использование учебных игровых программ, обучающих и тренажёрных программ

Первоначальное знакомство школьников с компьютером, как правило, осуществляется в процессе использования учебных игровых программ, обучающих и тренажёрных программ. В процессе работы с такими программными средствами учащиеся не только отрабатывают основные пользовательские навыки и навыки самостоятельной работы, но и повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам.

Важным звеном процесса обучения является контроль знаний посредством тестирования учащихся. Компьютер также способен определить уровень знаний за такой короткий срок, что позволяет сэкономить время на уроке.

Использование ИКТ компетентности учащихся дает возможность формирования УУД в рамках ФГОС, расширения уровня индивидуализации обучения, пробуждая у учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развитию творческих способностей учащихся, а также является важнейшим условием повышения качества образования.

Использование электронных физминуток.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни. Цель электронных физминуток: сохранение зрения, снятие усталости с глаз. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Упражнения, предложенные в презентациях, помогают настраивать ребят на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.

Формированию ИКТ- компетентности способствует метод учебного проекта. Это один из личностно ориентированных способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы организации процесса, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Метод учебных проектов подразумевает:

• поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, изучение, анализ и обобщение собранного материала;

• выработку гипотезы собственного исследования, получение и анализ

экспериментальных данных, выдвижение идей и их теоретическое обоснование.

В предметной области «Технология» — связанные с созданием и применением

информационной среды для решения учебных, практических и творческих задач.

«Технология». При соответствующем содержательном и методическом наполнении этот

предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в школе. Технология создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности — планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта).

Обучение учащихся созданию презентаций.

В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса, презентации по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов.

Мультимедийная презентация — способ предъявления творчески переработанной учеником языковой информации в виде логически завершённой подборки слайдов по определённой теме, базирующийся на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.

Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Второе преимущество — проигрывание аудиофайлов. Еще одним преимуществом презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех этих фотографий, графиков. То есть, обобщая, преимущества презентаций — это наглядность, удобство и быстрота.

В предметной области «Математика и информатика» преимущественно должны

формироваться элементы ИКТ-компетентности, относящиеся к логической, знаково-

символической компетентности, а также происходить овладение метапредметными

информационными понятиями. В школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

В задачах с неполными условиями дети на основе своего житейского опыта должны ввести недостающую информацию.

Другой вид логического анализа используется в задачах ,где требуются знания об

арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях. Во многих учебниках математики имеются задания по переводу вербально заданного текста на язык графики и обратные задания (по рисункам или схемам надо составить задачи или примеры).

Во II разделе: « Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», сформулированы основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории, а именно:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной

самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о

закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко- культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,

этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие

традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и

многоконфессиональном Российском государстве.

В предметной области «География» обеспечивает учащимся

— возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели уметь контролировать учебную деятельность и ее результаты

— создать условия развития личности на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками

— умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию

— обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование компетентностей в любой предметной области познания.

В предметных областях «Искусство» и «Музыка» — элементы ИКТ-компетентности,

связанные с созданием и преобразованием звуковых и графических объектов Изучение

искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с радиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

Таким образом, вполне справедливо мнение о том, что нет предметов, где дискуссии

были бы неуместны, а работа учеников в группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата (Г. А. Цукерман). На самом деле наиболее актуальная проблема заключается скорее в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий(в рамках каждой предметной области).

infourok.ru

Сравнительная таблица «Формирование УУД по ФГОС НОО, ООО, СОО»


ООП НОО ООП ООО ООП СОО
Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности Примерная программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающая формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности
Программа формирования универсальных учебных действий на уровне начального общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования ФГОС НОО к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин.
Программа формирования универсальных учебных действий направлена на реализацию системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, является главным педагогическим инструментом и средством обеспечения условий для формирования у обучающихся умения учиться, развития способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Умение учиться – это способность человека объективно обнаруживать, каких именно знаний и умений ему не хватает для решения актуальной для него задачи, самостоятельно (или в коллективно-распределенной деятельности) находить недостающие знания и эффективно осваивать новые умения (способы деятельности) на их основе. Сформированные универсальные учебные действия обеспечивают личности не только готовность и способность самостоятельно учиться, но и осознанно решать самые разные задачи во многих сферах человеческой жизни.
Развитие универсальных учебных действий невозможно вне ситуации изучения предметных знаний. Оно реализуется в условиях специально организованной образовательной деятельности по освоению обучающимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных школьных дисциплин. Вместе с тем, освоенные знания, умения и навыки рассматриваются как поле для применения сформированных универсальных учебных действий обучающихся для решения ими широкого круга практических и познавательных задач.
Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования включает:
— ценностные ориентиры начального о

educontest.net

Формирование УУД в свете реализации ФГОС

Формирование УУД в свете реализации ФГОС.

Современная система образования столкнулась с беспрецедентной в своей истории задачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире. Кто бы сказал нам, взрослым, образованным людям, в какой именно стране мы сейчас живём? В обществе “равных возможностей” или всеобщего падения духовности? И какого гражданина мы должны воспитывать сегодня? На что он должен ориентироваться?

Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.

Что сегодня важно в начальной школе кроме простейших знаний по математике и правописанию? Что нужно и можно вложить в сознание младшего школьника?

(Слайд 2)

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования — помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

(Слайд 3)

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования.

(Слайд 4)

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. И более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

(Слайд 5)

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

(Слайд 6)

Они:

— обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

(Слайд 7)

— создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

(Слайд 8)

— обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

(Слайд 9)

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

(Слайд 10)

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей самого себя и своего будущего.

(Слайд 11)

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

( Слайд 12)

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

(Слайд 13)

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

В современной психологии обучения и образования происходит сближение представлений сторонников деятельностного и конструктивистского подхода (Ж. Пиаже, А. Перре-Клермон) в вопросе о роли самого учащегося в учебном процессе. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Существует доказанный факт: человек запоминает 10 % того, что он читает, 20 % — из того, что слышит, 50 % — из того, что слышит и видит, 90% — из того, что делает сам. И нашей главной задачей научить детей самих добывать знания. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе универсальных учебных действий.

infourok.ru

«Управление процессом формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО»

Выступление на педсовете по теме:

«Управление процессом формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС ООО»

Управлять — значит вести других к успеху (слайд 2)

« С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков». 

Ю.А. Конаржевский

(слайд 3)

Урок остаётся основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС.  В соответствии с положениями и требованиями нового образовательного стандарта  происходит переход от «знаниевой» парадигмы образования  к «компетентностной».

Основными результатами  начального образования являются:

— формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

— воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

— индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной саморегуляции.

Перед педагогом встаёт новая цель обучения и воспитания —  формирование универсальных учебных действий (УУД).  Происходит  смена целевой установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация» (слайд 4)

У школьника меняется мотивация. Она направлена на саморазвитие. При организации урочной деятельности ведущую роль играет системно-деятельностный подход.

Меняется роль учителя: он играет роль наставника или как сейчас модно говорить — тьютора, организует и направляет деятельность учащихся, должен быть готов к изменению и корректировке плана в процессе урока. Усиливается роль алгоритмизации в организации урока. Педагог должен уметь выстраивать алгоритм учебных действий учащихся для достижения поставленных целей.

Педагог, ориентируясь на виды УУД, отбирает нужное содержание, определяет виды деятельности на уроке, формы организации учащихся, отбирает оптимальные  методы, приёмы, технологии. Уроки носят чаще интегрированный характер (слайд 5)

Увеличится доля таких уроков, как урок – исследование (слайд 6): форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. 

Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире (слайды 7-14)

Урок на основе групповой технологии (слайд 15) : работа в микрогруппах; по вариантам; в парах.

Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива.

Уроки дифференцированного обучения (слайд 16): строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний.

Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого учащегося. Организация учебной деятельности на таких уроках специфична и требует рассмотрения индивидуальных принципов обучения, а также совершенствования теоретического и практического материала учебно-воспитательного процесса на уроке (слайд 17-18)

Урок-тренинг (слайд 19): организация учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. 

Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На уроках-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной технологии – для конкретного учащегося (слайд 20-22)

Формирование УУД также происходит и во внеурочной деятельности младших школьников (слайд 23 — 28)

На разных возрастных ступенях при формировании УУД формулируются конкретные цели. Младшие школьники только осваивают умение учиться, именно у них первостепенным  является формирование мотивации к дальнейшему обучению. И на выходе из начальной школы у нас должен получиться вот такой выпускник начальной школы (слайд 29)

Ведь недаром бытует мнение: чему научили ребенка в начальной школе, с тем он и пойдет дальше, и от этого зависит его успешность в дальнейшем.

Выступление подготовила:

учитель начальных классов

Коломыцева Н.В.

2016 г.

infourok.ru

Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО)

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • самоопределение — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • нравственно-этическая ориентация — действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

  • целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование;
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно — возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Условия, обеспечивающие развитие УУД

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

  • Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
  • Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
  • УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.

01.03.2013

www.metod-kopilka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *