cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Уроки добра для школьников – Классный час «Уроки доброты»

Классный час «Уроки доброты»

Цель:

  • дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле;

  • воспитание стремления совершать добрые дела;

  • развивать самооценку учащихся.

Оборудование: рисунки учащихся, весы, таблички, фломастеры альбомные листы, изображение кота Леопольда.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок — урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки. Мы сегодня на классном часе поговорим о добре и зле и научимся отличать добро от зла.

3. Ознакомление с темой.

Учитель: Итак, что такое добро? Где вы его встречали? (Дети отвечают) Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,….

Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу.

— Добрый человек – это тот, кто… 

• любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

• любит природу и бережет ее. 

• вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим. 

• любит животных, помогает птицам выжить в зимнюю стужу, подкармливает собак и кошек.

Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.

Если хочешь протянуть руку помощи,

Но не можешь

Пожелай человеку добра в пути

Добрым словом ты также поможешь.

—  В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:

« Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Учитель: Что такое зло? Где вы встречались со злом? (Дети отвечают)

Это нечто, противоположное добру. Например, несчастье, беда, война, плохое, дурное. Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные весы? На одну чашу весов мы будем класть «зло” (таблички — зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по табличке положим на чашу весов с «добром” (дети называют добрый поступок и кладут свою табличку).

Учитель: Молодцы, ребята. А сейчас, мы проверим, знаете ли вы, когда и какое “волшебное” слово нужно говорить. Я буду читать вам стихотворения, а вы, все вместе должны вставить правильные “волшебные” слова. Задание понятно? Тогда начинаем. Будьте внимательны.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого — Спасибо.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит — Добрый день.

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, — Здравствуйте.

Когда нас бранят за шалости

Говорим — Простите, пожалуйста.

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят — До свидания.

Игра “Вежливо — невежливо”.

Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, — отвечать — вежливо или невежливо.

  • Поздороваться при встречи?

  • Толкнуть и не извиниться?

  • Помочь поднять упавшую вещь?

  • Не снять шапку, когда заходишь в      школу?

  • Говорить “Спасибо” за подарок?

  • Громко разговаривать?

  • Поздороваться при встрече?

  • Перебивать во время разговора?

  • Обозвать обидным словом соседа?

  • Извиниться за вынужденное      опоздание?

  • Уйти и не попрощаться?

  • Помогать родителям?

  • Не уступить место старшим в      автобусе?

  • Бегать по коридорам, сбивая всех      с ног?

Учитель: Вы все любите сказки, в них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем в такую игру. Я называю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, то хлопаете в ладошки, а если нет, то закрываете лицо ладошками. ( Иван — Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас — Барабас, Красная шапочка, гуси- лебеди, Баба Яга, Золушка, Мальвина, Снежная королева и т. д.)

 

Учитель: Вы любите путешествовать? Давайте закроем глаза и каждый окажется там, где он захочет….(звучит музыка). Итак. Мы с вами оказались в городе Добра. Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Дети отвечают). А знаете, кто самый главный в этом городе? Кот Леопольд. Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышатам? (Дети отвечают: «Ребята, давайте жить дружно”).  Жить дружно — это хорошо или плохо? Дружба — это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в вашем классном уголке, чтобы вы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.

Я предлагаю вам, ребята, послушать одну притчу. (ПРИТЧА— жанр  литературы, по основным признакам похожий на  басню. Это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать,   чему-то научить, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.) Она называется «В больнице».  Cлушаем.

В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

Что там видно в окне? — как-то спросил тот, что лежал у двери.

О! — оживился первый. — Я вижу небо, облака, напоминающие зверушек, озеро и лес вдалеке…

Каждый день, лежащий у окна, рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном.

Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, молодых людей, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.

 В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу видеть  только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»

Однажды,  лежащий у окна, сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля.

 Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.

Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери.

 Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:

Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?

Медсестра печально улыбнулась:

Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.

Но зачем, же он?… Зачем же он рассказывала мне всё это?

Он, видимо, просто хотел вас немного приободрить…»

Обсуждение притчи:

— Как часто в жизни мы бываем похожими на такого вот соседа по палате, который абсолютно равнодушен ко всему происходящему и думает только о себе? Как говорится «моя хата с краю, ничего не знаю!» А если бы каждый человек начал бы замечать какие-то мелочи (а из мелочей складывается жизнь), которые могут  так или иначе повлиять на других людей, улучшить им настроение, насколько бы стало больше добрых, отзывчивых людей! Ведь ничего не стоит сказать человеку доброе слово, комплимент, подарить свою улыбку! Давайте попробуем начать в своей жизни делать каждый день по одному доброму делу. И не важно, какое это будет дело, пусть даже какая-то мелочь, — например, можно оказать помощь однокласснику,  помочь пожилому человеку перейти дорогу, да что угодно, было бы только ваше желание!  Представляете, насколько изменится тогда мир?! Стремясь сделать мир лучше, вы возвысите собственную жизнь.

Учитель предлагает учащимся встать в круг.

Возьмите друг друга за руки. Что можно сказать о них? (Они теплые, добрые) Можно ли обидеть человека, если у него такие руки? Тепло одного человека передается другому, оно успокаивает человека, дает ему уверенность. У меня есть маленькое солнце в ладошке. Это солнце — доброта. Я хочу передать его всем вам. А вы друг другу, оно нужно нам всем. (Ребята передают солнышко по кругу).

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)

Ребята, разве можно смеяться над чьим-то разрезом глаз, не таким, как у тебя, ростом, весом, цветом волос, цветом кожи, физическими недостатками? Все люди разные, но этим они и интересны. Если мы будем похожи друг на друга, как две капли воды, нас не найдет мама родная, да и мы её не узнаем. Получится большая неразбериха. И будет не только скучно, но и даже страшно. Каждый человек красив по — своему! Ведь главное у человека должны быть доброе сердце и добрая душа. Вы все сегодня принесли по одной бусинке. Посмотрите какие они все разные, такие же, как и мы с вами. Мне бы хотелось, вместе с вами сделать наши бусы – доброты, терпения и толерантности.

Итог урока. 

Учитель: Наш урок — Добра подходит к концу. Но это не значит, что на этом занятии мы закончим делать добрые дела. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро!

Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его —  Твори добро. 

Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его —  Твори добро.  

Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его —  Твори добро.

Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом — Твори добро.  

Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,

Ибо никто не властен над твоим добром.

                                              Ш.А. Амонашвили

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей

Но зло творится без труда

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь

Рождает птица птицу

От доброго — добро

От злого — зло родится.

Добро, коль не было б оно мало

Гораздо лучше, чем большое зло.

В заключение нашего классного часа я предлагаю вам послушать  песню Александра Медведева (Шуры)  «Твори добро!».

infourok.ru

Уроки добра — конкурс методических разработок для учителей и педагогов

Благотворительный Фонд Константина Хабенского совместно с корпорацией «Российский учебник» и издательской группой «Эксмо-АСТ» подвели итоги конкурса методических разработок «Уроки добра».

Конкурс проводился для педагогов-дошкольников и для учителей начальной, основной и средней школы, а также для педагогов дополнительного образования и студентов педагогических специальностей.

Благотворительный Фонд Константина Хабенского совместно с корпорацией «Российский учебник» и издательской группой «Эксмо-АСТ» подвели итоги конкурса методических разработок «Уроки добра».

Конкурс проводился для педагогов-дошкольников и для учителей начальной, основной и средней школы, а также для педагогов дополнительного образования и студентов педагогических специальностей.

Экспертное жюри конкурса определило победителей в номинациях:

  • «Дошкольное образование»
    1. Бедердинова Марина Валерьевна, «Конспект занятия «Мы – добрые волшебники»»

    2. Калинина Алла Дмитриевна, «Тропинки добра»

    3. Чиркова Ольга, «Мудрая сказка Константина Паустовского «Теплый хлеб»»

    4. Костылева Екатерина, «НОД средняя группа «Спешите делать добро»»

    5. Ситникова Н.Г., «Заседание мультипликационной гостиной «Доброта и милосердие в каждом из нас!»»

    6. Шидловская Алёна Викторовна, «Квест «Дорогою добра»»

  • «Начальная школа»
    1. Король Ольга, «Методическая разработка внеурочного мероприятия-акции «Белый цветок»»

    2. Яранцева Наталья Юрьевна, «Делать добро спеши»

    3. Илюшкина Ольга Васильевна, «Внеурочное занятие «Доброта в современном мире»»

    4. Вазлеев Владимир, «Доброта – ценная реакция!»

    5. Быкова Ирина, «Добру откроются сердца»

  • «Основная и средняя школа»
    1. Антосюк Любовь Михайловна, «Социальный проект «Подари частицу доброты»»

    2. Вахонина Татьяна Федоровна, «Мы слышим?»

    3. Драчева Ольга Викторовна, «Урок внеклассного чтения «Святочный рассказ К.М.Станюковича «Ёлка» и история новогодней и рождественской открытки» (6 класс)»

    4. Егорова Галина Ивановна, «Методическая разработка классного часа «Уроки благотворительности»»

    5. Ильина Юлия Викторовна, «Урок добра»

    6. Коленченко Елена Миргансимовна, «Твой выбор. Элективное занятие»

    7. Ларюшкина Лариса Евгеньевна, «Сценарий читательской конференции «Когда по горлу расползаются муравьи» по повести С. Варфоломеевой «Машка как символ веры»»

    8. Соловьева Ольга Николаевна, «Тематическая дискуссия «Жизнь дана на добрые дела»»

    9. Царегородцева Светлана, «Виртуальная творческая встреча с инвалидом ДЦП «Литературный портал «Мистер Икс»»

    10. Шпехт (Писарчук) Анастасия Владимировна, «»Алеша Карамазов – герой на все времена» (урок литературы)»

    11. Семченкова Алина, «За добро добром!»

    12. Сорокина Алена Владимировна, «Детская благотворительность. Проект #ДоброДети»

    13. Худякова Наталья, «Урок-размышление «Честный разговор о главном»»

От всей души поздравляем победителей, желаем творческого и профессионального роста, новых открытий, славных и добрых побед! Напоминаем, что разработки, признанные экспертным жюри лучшими, вошли в сборник конкурсных работ, который можно скачать.

Что такое «Урок добра»?

Чему он может научить детей и взрослых, о чем ребята задумаются на таком занятии? Что смогут и захотят рассказать после урока родителям и друзьям? Что такое благотворительность, как и кому можно помогать, даже если ты сам еще не зарабатываешь деньги и у тебя так мало свободного времени? Мы хотим, чтобы ответы на эти и другие вопросы школьники по всей стране получили из первых рук — от своих учителей и классных руководителей. Если вы уже не раз говорили со школьниками о благотворительности — поделитесь своим опытом и наработками с другими. Если же впереди вас ждет ваш первый «урок добра» — напишите о нем.

Каким должен быть разговор о благотворительности?​


Уроки добра: практический опыт

Обратимся к практическому опыты присланных разработок и обсудим, как подобрать тему и формат занятия с учетом возраста детей, какие методы вовлечения подойдут для разных ситуаций.

Смотреть запись трансляции

Как делать добро?

Как донести суть и смысл понятия «благотворительность» до детей? В каком ключе проводить уроки и занятия на эту тему? Почему благотворительность начинается с чувства сопричастности, а не жалости? О современных подходах к благотворительности и конкурсе для педагогов расскажут Анна Сысоева, директор по развитию Благотворительного Фонда Константина Хабенского, и Милана Адамян, заместитель директора ГБОУ «Школа №547», учитель истории и обществознания.

Смотреть запись трансляции

Уроки добра. Как провести занятие?

Рассказать детям о благотворительности можно по-разному: провести классный час, урок в рамках какой-либо дисциплины, организовать мероприятие вне стен школы или детского сада. Советы дают лично организаторы акции.

Смотреть запись трансляции


Константин Хабенский, основатель Благотворительного Фонда помощи детям с опухолями мозга:

«Прямо сейчас у нас с вами есть шанс повлиять на то, каким будет наше будущее. Ведь в наших силах сделать так, чтобы сегодняшние школьники выросли людьми, для которых благотворительность — это такая же часть повседневной жизни, как поход в магазин или поездка за город. Мы не пытаемся донести до них размытое «помогать — это хорошо», мы пытаемся объяснить им: помощь может быть самой разной. Для одних это редкий эмоциональный порыв, для других — выстроенная система, для третьих — возможность проявить себя, для четвертых — способ успокоиться. Важно, чтобы каждый услышал о существующих вариантах и просто выбрал удобный для себя путь. И чем раньше это произойдет, тем лучше».

Олег Новиков, президент корпорации «Российский учебник»* и издательской группы «Эксмо-АСТ»:

«»Уроки добра» — не просто акция про благотворительность, это возможность рассказать нашим детям о том, что добро в отношении других людей – это не подвиг и не предмет гордости, а естественный процесс. Где как не в школе наши дети впервые сталкиваются c понятиями «добро» и «милосердие»? Поэтому задача взрослых — рассказать и показать своим примером, что же такое быть добрым и милосердным к тем, кто в этом нуждается».

Состав жюри:

Анна Сысоева
Директор по развитию Благотворительного Фонда Константина Хабенского
Милана Адамян
Заместитель директора ГБОУ «Школа №547», учитель истории и обществознания
Артём Соловейчик
Вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию корпорации «Российский учебник»

rosuchebnik.ru

Классный час «Урок Добра»

Урок Добра.

Цель:

— формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

Задачи:

— учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;

— воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;

— развивать творческие возможности детей.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор

Ход классного часа:

— Добрый день, я дарю вам свою улыбку и хочу, чтобы вы свои улыбки и добрые взгляды подарили друг другу и всем окружающим. Сделайте вдох и выдох. Выдохните все обиды и неприятности, а вдохните весенний воздух и тепло солнечных лучей. Сегодня мы поговорим о самом важном качестве, без которого человек не может называться человеком. А вот что это за качество, постарайтесь узнать, прослушав стихотворение.

Слайд 1

Слово это серьезное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка, тепло и любовь.
В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живет
И о боли других позабыть не дает …

— О чем говорится в стихотворении? (ответы детей)

В безликом мире, в этой суете,
В водовороте серых дней,
Давай поговорим о ДОБРОТЕ,
Что спрятана в душе твоей…
— Почему-то в наше время доброта утратила свою силу, не стало хватать у людей этого качества.

Почему-то в XXI веке
Очень редко в людях встретишь доброту,
Даже в трудный час для человека
Его спокойно стороною обойдут.
Подумают: «Вам трудно?? Ну и ладно!
У меня своих полно забот!..»
Шагают мимо (лично мне досадно!..),
Будто в свой воды набрали рот.
А человек совсем уж впал в отчаяние,
Ему уже не мил и солнца свет.
Но вдруг, подняв глаза свои нечаянно,
Увидел доброты последний след,
Увидел помощи протянутую руку!
(неважно, что на тысячу — одна)
Покуда существует сердце друга,
Не будет умирать и доброта!

— Неужели современному человеку не нужно сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Как вы думаете? (ответы детей)

— Правильно. Нужны. Даже в нашем маленьком коллективе это качество необходимо, чтобы легче было жить, учиться и общаться друг с другом, чтобы каждый из вас не проходил мимо беды товарища.

1.Глаза у Саши велики,

Но очень близоруки.

Врач прописал ему очки

По правилам науки.

Отшлифовали в мастерской

Два стёклышка на славу,

Потом заботливой рукой

Их вставили в оправу.

Очки вложили мастера

В коробку из пластмассы.

И Сашин дедушка вчера

Их получил у кассы.

2.Но про очки ребятам всем

Известно стало сразу.

Они кричат ему: «Зачем

Тебе четыре глаза?

Саша, Саша-водолаз!

У тебя две пары глаз.

Только ты, очкастый,

Стёклами не хвастай».

Заплакал Саша от стыда,

Уткнулся носом в стену.

-Нет,- говорит он, — никогда

Очков я не надену!

Но мать утешила его:

-Очков носить не стыдно.

Всё надо делать для того,

Чтоб лучше было видно!

— О чем это стихотворение? Чему оно нас учит?

Слайд 2

1) Значение слова «доброта»

— Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? Выскажите свое мнение. (ответы детей)

— В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:

« Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». А в познавательной Википедии о доброте написано: «Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе».

2) Работа с «волшебными» словами

— Доброта вырабатывалась человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными». (ответы детей)

— Много есть добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. Что они означают? Объясните (ответы детей).

Добро пожаловать – вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом….

В добрый час – пожелание удачи, благополучия в каком — нибудь деле…

В добрый путь – доброе пожелание тому, кто уезжает куда – нибудь…

Дать или получить добро – дать согласие или получить разрешение, одобрение на что – либо…

Эти слова всем известны давно,

Видишь — они и просты и не новы.

Но я еще повторю все равно:

Добрые люди, будьте здоровы!

— Как много добрых слов образовано от этого слова – добро! Подберите однокоренные слова. (Работа по группам: дети подбирают однокоренные слова и записывают их на листках, затем их озвучивают)

Слайд 3

— Давайте посмотрим слова на слайде. Многие слова вы уже назвали. Вот как много однокоренных слов у слова «добро»!

Слайд 4

— Я сейчас дам вам карточки с описанием качества человека, а вы должны догадаться как можно назвать человека с таким качеством. Слова на слайде вам помогут (работа в группах: детям выдается карточка с двумя высказываниями, после выполнения работы в группах идет проверка на слайде).

  1. Человека, на которого всегда можно положиться, называют — (добропорядочный)

Человека, у которого доброе сердце, называют — (добросердечный)

  1. Человек, который желает другим только добра, называют — ( доброжелательный)

3. Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют-(добродушный)

4. Человека, с обладающего добрым и хорошим нравом, называют-(добронравный)

5. Человека, который всегда все делает по совести — (добросовестный)

Слайд 5

— Молодцы! Очень хотелось бы, чтобы не только слова были добрыми, но и поступки такими же, поэтому давайте уберем лишние слова в сундучок, закроем его и будем стараться не доставать их оттуда, т.е. не будем показывать их в своем характере (дети называют слова на слайде, которые по щелчку убираются в сундучок, затем сундучок закрывается).

Ролик «Делай добро и оно к тебе вернётся»

-О чём этот ролик? Какое название дали бы вы?

-Помните, что добро, которое вы будете отдавать людям, всегда вернется к вам обратно. Тогда вам будет легче жить, общаться друг с другом, и это общение будет приносить радость.

3) работа с пословицами и высказываниями известных людей

— Много пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость т.к. доброта ценилась всегда, во все времена. Пословицы, дошедшие до наших времен говорят, что доброта – это самое ценное нравственное человеческое качество русского народа.

Слайд 6

— Постарайтесь собрать пословицы и объяснить их смысл. (Дети работают в группах)

Не только в пословицах можно встретить отношение людей к доброте, где ешё? Назовите сказки, в которых добро побеждает зло.

Слайд 7

— Теперь постарайтесь собрать воедино высказывание, которое принадлежит детскому писателю (дети работают в группах, проверка идет по слайду, после выполнения задания дети узнают кому принадлежат эти слова).

— Как вы понимаете смысл этого высказывания? (ответы детей)

— Да, доброта без разума пуста. Недаром поэт С.Я.Маршак призывает: «Пусть будет добрый ум у вас, а сердце умным будет».

Слайд 8

— Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть, внимательным, вежливым, добрым друг к другу? (Ответы детей.)

— Давайте вместе подумаем как развивать в себе доброту (на слайде высвечиваются предложения, а дети стараются рассказать как понимают смысл высказывания).

проявлять чуткость к окружающим;

— проявлять доброе отношение к окружающим людям;

— проявлять добрые чувства к домашним животным;

— участвовать в благотворительных акциях.

Не стой в стороне равнодушно,

          Когда у кого- то беда.

          Рвануться на выручку нужно

          В любую минуту всегда.

И если кому- то поможет

          Твоя доброта, улыбка твоя,

          То день не напрасно был прожит,

         Значит, живёшь ты не зря.

— Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро.

Слайд 9

Тянется к добру любой, как к лучам цветы.
Будут все дружить с тобой, если добрый ты.
Будьте добрыми и мир, станет к вам добрей.
Доброта — вот тот кумир, что спасёт людей!
Знай — добро всегда в цене, словно серебро.
Будешь ты богат втройне, обретя добро!
Будьте добрыми и мир, станет к вам добрей.
Доброта — вот тот кумир, что спасёт людей!
Ведь добро, как снежный ком: только покати;
Большим обрастёт добром, на своём пути.
Будьте добрыми и мир, станет к вам добрей.
Доброта — вот тот кумир, что спасёт людей!
Обойди ты, не губя, паучка в кустах:
Он не дома у тебя; это ты в гостях.
Будьте добрыми и мир, станет к вам добрей.
Доброта — вот тот кумир, что спасёт людей!

(Стихотворение Юрия Михайловича Козлова, г. Красноярск, Россия)

— Дома я попросила вас вырезать свои ладошки, напишите на них как вы понимаете, что такое добро. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце — наша с вами доброта. Давайте из наших ладошек выложим солнышко, пусть оно дарит тепло каждому из нас и окружающим.

— Быть добрым очень трудно, потому что добрые дела делаются не для себя, а для кого-то, значит, человеку надо уделить внимание, потратить время и силы.

Так давайте будем дарить добро своим одноклассникам, людям и природе, и нам всем вместе будет жить лучше. Ведь доброта — это стремление человека сделать счастливее себя и других людей.

Как бы жизнь не летела —

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на земле. А.Лесных

— Говорю вам до свиданья,

Пожелав при этом всем,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Жизнь чтоб строили вы сами

Только добрыми делами.

infourok.ru

Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе «Урок доброты»


Внеклассное занятие в начальной школе.   «Урок доброты»

Цель:

 закрепить и углубить знания учащихся о вежливости, о культуре поведения.

Задачи:

дидактическая – учить употреблять вежливые слова, прививать этические нормы поведения, общения людей в обществе;

коррекционная – развивать коммуникативные навыки, речь;

воспитательная – воспитывать чувство коллективизма, сплочённости, умения работать в команде.

Предварительная работа: 

Г.Х Андерсен – «Дюймовочка», Ш. Перо – «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная Шапочка», А.С. Пушкин – «Сказка о рыбаке и рыбке», русские народные сказки – «Царевна – лягушка», «Гуси – лебеди», «Колобок», разучивание стихотворений,

Материал и оборудование: 

Мяч, принадлежности  для рисования,  игры, музыка.

Ход занятия:

1.Вводная часть

Организационный момент

 (Задача: настроить ребят на доброжелательное рабочее настроение.)

 Под музыкальное сопровождение (В. Шаинский «Дорога добра») ребята рассаживаются

 — Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками.

 Введение в тему

 — Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема занятия, а чтобы узнать её, давайте послушаем наших ребят, которые выучили стихотворения.

 (Задача: развивать познавательный интерес, память, внимание, речь.)

 1. В доме добрыми делами занята,

 Тихо ходит по квартире доброта.

 Утро доброе у нас,

 Добрый день и добрый час, (Степаненнкова О)

 2. Добрый вечер, ночь добра,

 Было доброе вчера.

 И откуда, спросишь ты,

 В доме столько доброты. (Краюшкин С)

 3. Добрым быть совсем – совсем не просто,

 Не зависит доброта от роста,

 Не зависит доброта от цвета.

 Доброта не пряник, не конфета. (Пашков П)

 — Как вы думаете, о чём эти стихотворения? (Ответы детей).

II.Основная часть

 — Верно, тема нашего занятия: «Урок доброты».

 Мы сегодня будем говорить о доброте, о качествах присущих доброму человеку, поиграем с вами в различные игры, выполним творческую работу, а также будем анализировать добрые и злые поступки.

 Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям.

 У человека есть два вида жизни. Первая – реальная, повседневная жизнь. Это его учёба, работа, выполнение обязанностей, взаимоотношении с другими людьми. И есть скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя В. Гюго есть красивые слова: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце».

Игра «Вежливые слова».

(Задача: формировать у детей понимание важности вежливого отношения к окружающим людям.)

 — Первый шаг к доброте – это доброе слово. Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами:

 Если встретился знакомый,

 Хоть на улице, хоть дома –

 Не стесняйся, не лукавствуй,

 А скажи погромче…(здравствуй)

 Вылез крот на белый свет,

 И сказал ежу …(привет)

 Если просишь что-нибудь,

 То сначала не забудь

 Разомкнуть свои уста

 И сказать…(пожалуйста)

 Порвал воробей

 Паутинные нити.

 Чирикнул смущённо:

 Ну…(извините)

 Если, словом или делом

 Вам помог кто-либо,

 Не стесняйтесь громко, смело

 Говорить:…(спасибо)

 Зазеленеет старый пень,

 Когда услышит …(добрый день)

 Когда нас бранят за шалости,

 Говорим мы,…(простите, пожалуйста)

 Если вы друзей уважаете,

 При встрече спросите,…(как поживаете)

 Не забудьте, что на прощанье

 Говорить всем нужно…(до свидания)

 — Молодцы, как хорошо вы знаете добрые слова! Но вот сила вежливых слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным, приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо они перестают быть волшебными.

Игра «Комплименты».

(Задача: формировать уважение и доброжелательное отношение друг другу, сплочение группы.)

 -А сейчас давайте поднимемся и скажем друг другу добрые, тёплые слова, комплименты. (Дети встают в круг, пока звучит музыка — передают друг другу мячик, как только музыка закончилась — говорят комплименты).

 — Молодцы, теперь давайте всегда говорить друг другу такие замечательные слова.

 — Какие бывают люди? (добрые, злые)

 — Как вы думаете, что такое зло? (Зло – это зависть, жадность, грубость, лень, ложь.)

 — Что такое добро? (Добро – это всё хорошее, доброе, красивое.)

 — Как можно победить зло? (Добрыми делами.).

 На доске вывешены слова «Добро» и «Зло», картина со злым лицом и добрым – дети сравнивают и делают вывод.

Игра «Сказочные герои».

(Задача: развивать представления о добре и зле.)

 — Ребята, все вы любите сказки. И одной из главных тем русских сказок была тема «добра» и «зла». В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру: Я буду называть сказочного героя, а вы будете определять добрый или злой, если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошкой.

 (Иван – Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Красная Шапочка, Гуси – Лебеди, Баба – Яга, Колобок, Серый волк, Кот в сапогах, Белоснежка, Колдунья, Фея, Золушка.)

 Послушайте, пожалуйста, притчу великого педагога В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек». (Читает учитель)

В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»

В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем было достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на деда с внуком, на колодец, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

 – Что это за человек? – спросил внук деда.

 – Это не человек, – ответил дед.

 В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, набрал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, спрятал ведро опять в солому и поехал.

 – Что это за человек? – спросил внук деда.

 – И это ещё не человек, – ответил дед.

 Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

 – А это что за человек? – спросил внук деда.

 – Обыкновенный человек, – ответил дед.

Вопросы к детям

– Какой человек оказался самым добрым?

 – А почему его дедушка назвал обыкновенным человеком?

 — Через что проявляется Доброта в этом рассказе?

 Ответы детей

 — Какой из проезжий проявил доброту?

 Ответы детей

 А ещё добрый человек обладает определенными качествами и чертами характера.

 Самостоятельная работа

 Аккуратный

 Доброжелательный

 Грубый

 Вежливый

 Неучтивый

 Предлагающий и оказывающий помощь другим

 Часто ссорится

 Умеет прощать обиды

 Отзывчивый

 Вспыльчивый

 Скромный

 Общительный

 Ласковый

 Веселый

 Наглый

 Внимательный к другим

 Жадный

 Крикливый

 Терпимый к другим людям

 Щедрый

 — выбрать из этих слов характеризирующего доброго человека?

 Ответы детей (Зачитывают)

 — выбрать из этих слов характеризирующего злого человека?

 Ответы детей (Зачитывают)

Коллективная творческая работа

задание выполняется  под песню кота Леопольда «Если добрый ты».

(Задача: воспитывать стремление совершать добрые дела, чувство коллективизма, взаимопомощи, доброты.)

 -Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка». Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист бумаги  ребята вырезают и наклеивают детали из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки людей, фигурки птиц и зверей, облака, солнце. (можно заменить на коллективное рисование)

 — Как мы назовём нашу картину?

 Ответы детей («Добрый день»)

III.Заключительная часть

 — А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство вежливости и доброты? (Ответы детей).

 И мне, конечно, хотелось, чтобы в вашем сердце тоже была только доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.

 — Наше занятие подходит к концу и мне хотелось у вас узнать:

 — Вам понравилось наше занятие? (Ответы детей).

 — Что вы запомнили или узнали нового? (Ответы детей).

 Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идёт: по дороге «добра» и «света» или по дороге «зла» и «тьмы». У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. «Каждый кувшин изливает то, что содержит» — гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот. В заключение нашего занятия хочу пожелать, приучайте себя к добрым поступкам и у вас все будет хорошо.

nsportal.ru

Классный час «Научите свое сердце добру»

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (58,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные  суждения.
  • Развивать умения отличать плохое от хорошего.

Задачи:

  • привлечь к участию в мероприятии как можно больше детей;
  • раскрыть положительные стороны доброты;
  • побудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам;
  • привлечь к доброму отношению к животным.

Оформление: мультимедийный проектор, презентация о доброте, песни и музыка о доброте, ВИДЕОКЛИП «Волшебная страна…»

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

(Звучит  музыкальный  видеоклип «Страна волшебная»)

– Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Начать классный час хочу со слов Л. Татьяничевой (пословица появляется на экране) «Делать людям хорошо – хорошеть самому».

– Как вы понимаете слова «хорошеть самому»? (Надо больше совершать хороших поступков; очень хорошая есть пословица «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтоб относились к тебе»; от хороших поступков самому легче и приятнее)

– А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова (читает ученица):

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

Тема нашего разговора: Научите своё сердце добру!

Учитель: Прослушайте историю.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”

Вопросы:

– Как вы относитесь к этому человеку?
– Как бы вы ответили на месте мудреца?
– А вот как было дальше.

Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.

– Как вы понимаете слова мудреца “Все в твоих руках?” (Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от Завистника ).

(Звучит фрагмент музыкального видеоклипа «Не рвите цветы»)

Обратите внимание на экран:  «Добрые дела красят человека»

– Эта пословица подходит к нашей истории? (Да, лучше бы завистник мечтал о добрых делах, тогда и его знали в округе)

– Как вы понимаете эту пословицу? (После добрых дел человека всегда хвалят, делают ему комплементы это его и украшает)

Учитель: Да, в жизни есть ценности, без которых нет жизни на Земле.

– Ребята, назовите качества доброго, хорошего, положительного человека. (Добрый и жалостливый, благородный и честный, ответственный, умный, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добронравный, добропорядочный, достойный)

Качества, про которые вы сказали, не врожденные, их нужно воспитывать.
Мы можем называть много положительных качеств человека.
Но на первое место мы ставим доброту.

– А вот почему на первое место мы ставим доброту?

Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек был внутри, всегда зависело лишь от его сердца.

– А что значит доброта, добрый человек? (Когда человек очень хорошо относится к другим; добрый человек обо всех заботится и никого не обижает; добрый значит вежливый, заботливый, нежадный.)

Учитель: Мне нравятся ваши ответы.

– А вот как в толковом словаре трактуется Это понятие – доброта? (Доброта это – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)

– Ребята, сегодня мы говорим о доброте. Создаём хорошее настроение. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь!!!

– Доброта делает человека каким? (Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.)

– Приведите примеры доброго отношения людей. (Люди здороваются друг с другом, помогают в беде, выражают сочувствие, поздравляют с праздником, дарят цветы, помогают пожилым, помогают животным.)

– Какие добрые поступки совершили вы? (Помог донести тяжесть, ходил за хлебом для соседки, помог маленькому другу перейти дорогу, собирал вещи для приюта, починил парту, ухаживал за цветами.)

– А кто самый добрый и заботливый человек для вас в семье? (Мама)

– Как она заботится о вас?

– Почему говорят: “Около солнца – тепло, около матери – добро”? (Около солнца никогда не бывает холодно и около матери никогда не жди зла)

– А как вы заботитесь о своей маме? Как помогаете ей в домашних делах? (До прихода родителей с работы можно выполнить очень много домашних дел: привести в порядок квартиру, вымыть посуду, купить в магазине продукты, постирать рубашку или кофточку, отгладить школьную форму, почистить ботинки, сходить в детский сад за младшим братом или сестрой. )

– Что можно увидеть в ее глазах, какие чувства отразятся  в глазах матери или отца, если вы дети своевременно и по собственной инициативе возьмётесь выполнять часть общих домашних дел. Послушайте притчу «СЛЕЗЫ» и подумайте, почему мудрецы считают, что «глаза – это зеркало души!»?

(Слайд 7)

– Почему же женщина плачет?
– Какими качествами ее наделил бог?
– Что позволяет ей быть такой?
– В чем же ее красота?
– Почему мудрецы считают, что «глаза – это зеркало   души!»?.
– Какими бывают глаза у мамы? Почему?
– Я думаю, вы согласитесь со мной, что родители хотят – чтобы у вас было сердце, каким? (ХОРОМ) Добрым!
– Мальчики скажите у девочек доброе сердце? (Надеяться можно?)
– Девочки, а у мальчиков доброе сердце?

– Можно сказать, что у вас у всех добрые сердца!
– Вы должны помнить, что на всё хорошее, что для вас делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость к взрослым и сверстникам, младшим, а так же быть добрым по отношению к животным.

А сейчас мы поиграем. (Слайд 9) Игра называется “Собери пословицы и поговорки”(пословицы открываются постепенно, дети сами должны вспомнить всю пословицу).

Объясни значение

  • Жизнь дана на (что?) добрые дела.
  • Злой не верит, что есть (кто?) добрый.
  • Доброму слову (какой ответ?) добрый ответ
  • Доброму везде (что?) добро.

– Как понимаешь эту пословицу?

Анкета

На мои вопросы вы отвечаете “ да” или “нет”– хором.

1. Можно ли человека заставить быть добрым? (Нет)
2. Можно ли стать добрым на время? (Нет)
3. Нужно ли быть добрым к любому человеку? (Да)
4. Легко ли быть добрым? (Да)
5. Есть ли у вас желание делать добрые дела? (Да)

– У вас получилось больше ответов “да” и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит, что? радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов.

Давайте выберем чувства, которые будут характеризовать доброго человека, а вы даете ответ «да» или «нет» (показ на экране):
Любовь, уверенность, дружба, защищенность, доверие, забота, симпатия, наслаждение, радость, счастье, внимание, понимание, безразличие, досада, равнодушие, недоверие, непонимание, антипатия, тревожность, вражда, горе, ненависть, страдание, злоба и т.д.
– Молодцы! Скажите можно своё сердце научить добру? (Да; нет – а стараться это делать надо?)
– Как вы думаете, добро на земле должно жить вечно? (Да)
– Значит, можно сказать добро – это вечная ценность? (Да)

(Слайды 10-11)

– Вернёмся к нашему эпиграфу:

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Давайте воевать за доброту!
Давайте беречь добро!

Нельзя допустить, чтобы зло взяло верх над добром.
А это зависит только от нас!
Помните! Доброта – спасительница всего живого на Земле.
Давайте   закончим наш классный час замечательными стихами Татьяны  Кузовлёвой:

Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй, И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь – действительно
Всё встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.

Звучит песня «Твори добро на всей земле»

Домашнее задание: Придумайте и нарисуйте медаль самому доброму человеку.

19.05.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Учебно-методический материал на тему: Уроки добра

Автор: Ярцева Л.Н., воспитатель

Задача образовательной организации – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. «Уроки добра» – занятие с элементами игры, имеющее социальное и творческое направление .Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, являются оптимальной для достижения этих задач. Обучающихся волнуют нравственные проблемы, но им бывает трудно принять верное решение. «Уроки добра» дают возможность попытаться сохранить лучшее и обеспечить преемственность традиционных, на базе которых можно воспитывать образованного и нравственного человека.

«Уроки добра»  

Цель: формирование  духовно – нравственных качеств у учащихся.

Задачи:

 — формировать у учащихся понимания понятий  « добра», «зла»; «милосердия»

— воспитывать доброе отношение к окружающим людям;

— развитие готовности учащихся открыто выражать и отстаивать свою позицию.

— развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Ход занятия

Все поют песню «Доброта» (сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученка)

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Припев:

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Припев

Воспитатель:

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по белу свету отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом
Иди, мой друг, всегда иди дорогою Добра.

Просматривая словарь Ожегова, я прочитала: «Добро – все положительное, хорошее, полезное. Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро».

— Что значит быть добрым? Какого человека называют добрым?

— Быть добрым – это значит приносить себя в жертву другим.

— Быть добрым – значит жертвовать своими интересами ради благополучия другого. Ведь недаром Л.Толстой изрек: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»

— Быть добрым – это делиться последним, что у тебя есть.

— Быть добрым – улыбаться людям, хотя в душе тебе очень плохо.

— Быть добрым – любить окружающий мир, приносить пользу людям.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

– Мы сегодня будем говорить о добре, о добрых поступках и делах. Назовите все места на земле, где прячется доброта. (Ответы детей.)

— Ребята, какого человека, по вашему мнению, можно назвать добрым? (Того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым).

— Молодцы. Неслучайно говорят: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете смысл этого выражения? (Солнышко всех озаряет своими лучами).

— И что же мы от этих лучей мы ощущаем? (Теплоту).

Сказочное путешествие

– Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие. А помогут нам волшебные бусинки. Я подойду к каждому, и вы выберите ту бусинку, которая вам понравиться. Берите эту бусинку, чтобы вернуться назад (звучит спокойная мелодия).

— А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о том, что доброго, хорошего вы делали в своей жизни. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп, мы терпеливо подождем всех. Спасибо.

1. Станция «Гуси-лебеди».

– Итак, мы с вами очутились в добром мире сказок. Вспомните, что за сказка.

(Дети по иллюстрации узнают сказку “Гуси-лебеди”.)

– Что там происходит? Почему Печка, Яблонька, Речка не ответили Маше на ее вопрос, когда она обратилась к ним в первый раз? А почему потом они помогли ей? (Она была ласкова и приветлива, оценила их труд. Им стало приятно, что девочка так себя повела, и они тоже ответили на ее просьбу).

2. Станция «Плакатная».

– Посмотрите на плакат, на слова М. Пришвина “Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека”.

– Как вы понимаете эти слова?

3.Станция «Белка и волк».

– Добро начинается с любви к живому. Любовь и доброта согревают, как солнце.

– Послушайте отрывок из сказки Л.Толстого “Белка и волк“, в которой автор очень хорошо и убедительно рассказал о добре и зле. Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

– Пусти меня.

Волк сказал:

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы?

Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там наверху, все играете и прыгаете.

Белка сказала:

– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда я тебе скажу, а то я боюсь тебя.

– Как вы думаете, чем закончилась сказка? Отпустил ли Волк Белку? Что Белка ответила Волку? (работа в группах).

– Поделитесь с классом, какие мнения прозвучали в группе. (Ответы детей.) 

– Сравните свои варианты продолжения сказки с авторским.

Волк пустил, а Белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Воспитатель. Чем похожи и чем отличаются ваши ответы и ответ белки? Что общего во всех ответах? (Фиксируются ключевые слова.)

радость

помощь

улыбки

счастье

терпимость…

– В чем главная причина хорошей жизни белок? (Хорошо тому, у кого доброе сердце).

4. Станция «Мудрая».

Воспитатель: Мы знаем, как от добрых слов, поступков возникает прекрасное человеческое чувство – доброта. Что такое доброта? Что скрыто за этим словом?

(Высказывания детей.)

Воспитатель: — Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавали из уст в уста.

— Каждой команде выдаются рассыпные пословицы. Из словосочетаний соберите пословицу и, обсудив в группе, расскажете,  в чем заключается смысл этой пословицы.

Доброта – лекарство от многого, и, прежде всего, от всего дурного.

Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и радостной.

Доброта – все хорошее, полезное, нужное.

Доброта – стремление делать добро другим.

Воспитатель: А сейчас, я попросила бы вас вспомнить, какие высказывания о добре, милосердии вы знаете?

Ученик 1: Доброе дело – не забудется.

Ученик 2: Делая добро другим – себе помогаешь.

Ученик 3: Красота на один день – милосердие на век.

Ученик 4: Милосердие всегда кстати.

Сейчас мы с вами говорили о пословицах, которые сочиняет народ.

Оказывается, существуют и авторские высказывание о доброте.

Л.Н. Толстой писал: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».

А У. Эмерсон писал: «Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни».

— Как вы думаете, почему они так говорят о доброте?

5. Станция «Театральная».

Инсценировка стихотворения З. Бядюли «Петрусь»

— Добрые слова – волшебные. А как вы думаете, от чего зависит сила этих слов?

— Сейчас мы посмотрим сценку, а потом попробуем ответить на этот вопрос.

Обещал отцу Петрусь:

Я за вежливость возьмусь,

Буду всех благодарить,

Первым “здравствуй” говорить

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке:

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:

— С добрым утром, дед Федот! –

Дед ругнул его спросонок:

— Убирайся, постреленок!

Вот  Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку:

— Ты куда, Яринка, стой!

Я здороваюсь с тобой! –

Та отпрянула в сторонку –

Как невежлива девчонка!

Нес знакомый стопку книг,

А Петрусь с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи!

— Извините, добрый вечер!

— Ты, – знакомый закричал, –

— И невежа, и нахал!-

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?

— Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь? Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?

— Так отчего же зависит сила волшебных слов?

— Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.

— Молодцы, хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще.

— Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

6. Станция «Художественная»

– О добрых делах мы можем рассказать не только словами, но и рисунками. (Комментарии к рисункам у выставки).

– Какие чувства ты испытал, когда делал добро?

– Как ты себя чувствовал, когда тебя обижали?

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

Ученик 1:

Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде:
В улыбке доброй и в рассвете,
В мечте и в ласковом привете.

Ученик 2:

По всей земле добра частицы,
Их надо замечать, учиться
И в сердце собирать своем,
Тогда не будет злобы в нем.

Воспитатель: Каждый человек может стать теплым, светлым лучиком для того, кого он согревает своей любовью, добротой, вниманием, терпением. Посоветуйтесь в группах и продолжите фразу: “Добрый человек – это тот, который…”запишите фразу на лучиках (лучики солнца лежат на столах у каждой группы). Защита по 1 человеку от группы. Прикрепляются к солнцу лучики после защиты

В нашем классе стало тепло, хотя за окном -15С°. По классу пробежал теплый, ласковый ветерок, и доброе, согревающее, душу настроение. Давайте улыбнемся и подарим друг другу “Улыбку”. (Звучит песня “Улыбка”.) 

7. Станция «Конечная».

Воспитатель: Мне бы хотелось, чтобы вы всегда были солнышками для своих родных людей, которые вас окружают, чтобы как можно чаще вы дарили им свет и тепло, как делает это большое солнце.

Воспитатель: — Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко – доброта. Она очень нужна вам, вашим друзьям, близким вам людям и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревают как.

В конце  каждый рисует “Дерево доброты”. На дереве должно быть столько плодов, сколько добрых дел вы уже сделали в своей жизни.

 Воспитатель:

Мы с вами сегодня поговорили о добре, о доброте. Спасибо всем за активное участие. участие. Закончим его песней о доброте, с которой и начался наш разговор.

Я хочу, чтоб все смеялись,

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтобы детям снились радостные сны,

Чтобы утро добрым было,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире больше не было войны.

Мир! Мир! Свет!

Мир – это радость, это дружеский привет

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

Воспитатель: В память о нашем мероприятии примите  памятку доброты:

« Жизнь дана на добрые дела»

«Пока человек творит добро, ему не грозит опасность столкнуться с неблагодарностью» (Франсуа де Ларошфуко)

«Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый час. Чтобы своим существованием облегчать людям жизнь» (А.Лиханов)

«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» (Платон)

«Хочешь жить для себя, живи для других» (Сенека)

«Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив себялюбец, эгоист — несчастлив» (И. С. Тургенев)

«Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы быть хорошими людьми» (Аристотель)

«Добродетель есть особый строй души, позволяющий сохранить достоинства в отношении себя и других» (М. Финичи)

«Любовь к родителям – основа добродетели» (Н. Радищев)

«Вежливость – первая и самая приятная добродетель» (Г. Гейне)

nsportal.ru

Урок нравственности для младших школьников «Дорогою добра»

УРОК НРАВСТВЕННОСТИ «ДОРОГОЮ ДОБРА»

Цели и задачи: на примере литературных произведений объяснить смысл понятий «добро» и «зло», воспитать стремление «идти дорогою добра», сформировать такие нравственные качества, как доброта, сочувствие, милосердие, развить память, мышление, внимание, речь, творческие способности.

Оборудование: карточки с картинками, карточки с пословицами наоборот, рисунок солнышка, лучики с положительными и отрицательными чертами характера, видеозапись с добрыми поступками и «бумерангом добра», песня «Дорогою добра», альбом, добрые раскраски, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

— Ребята, тему сегодняшнего занятия попробуйте расшифровать сами.
— Для этого нужно взять только первую букву каждого слова, обозначающего предмет на картинке. 
Дерево 
Облако 
Рыба 
Осы 
Гусь 
Орех 
Юла 

Дерево 
Олень 
Белка 
Речка 
Арбуз
— Правильно, ребята, тема нашего занятия: «Дорогою добра».
— Итак, сегодня мы поговорим о добре и зле.
— Как вы объясните, что такое «добро»? (Добро- это нечто хорошее, полезное, нужное, приносящее радость)
-А что такое зло? (Зло- вредное, дурное, приносящее несчастье, неприятности)
-Эти понятия несложно различить, поэтому следующее задание не должно вызвать у вас затруднение.
-Я предлагаю вам вспомнить некоторые сказочные ситуации и определить, где добро, а где зло. Если ситуация олицетворяет добро, то вы должны хлопать, а в случае зла топать.
1. Гуси- лебеди унесли мальчика в избушку Бабы Яги.
2. Лиса обманула доверчивого волка, в результате чего он остался без хвоста.
3. Принц женился на бедной Золушке.
4. Айболит приходил на помощь больным зверям по первому зову.
5. Карабас Барабас избивал своих кукол.
6. Жаба хотела насильно выдать замуж Дюймовочку замуж за своего сына.
7. Алёнушка заботилась о своём братце Иванушке.
8. Старуха Шапокляк делала пакости.
9. Крокодил гена, Чебурашка и их друзья построили Дом Дружбы.
10. Королевич Елисей отправился на поиски своей пропавшей невесты.

-В сказках очень легко отличить добро от зла, оно всегда торжествует.
-А вот в жизни, к сожалению, всё гораздо сложнее.
-Иногда поступки кажутся на первый взгляд положительными, но при лучшем рассмотрении оказываются отрицательными.
-Послушайте рассказ Э.Шима «Жук на ниточке».
Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.
В общем, вредят, как могут.
Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.
Рано утречком, пока ещё прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких берёзках, оцепенели.
Тряхнёшь деревцо – и жуки вниз посыплются, только собирай.
Вот мы их собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.
Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.
Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.
Вдруг дедушка как крикнет:
– Сейчас же бросьте! Нашли забаву!
Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.
– Это же вредитель, – говорит.
– Знаю, что вредитель!
– Чего же вам жалко?
– Мне, – отвечает дедушка, – тебя жалко!
– Меня?!
– Тебя. Хоть ты не жук, а человек.
– Чего же меня жалеть, если я человек?
– А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы? Даже таких вот жуков. Даже вредителей!

-Как вы считаете, добрый или злой поступок совершил мальчик?
-Что считал по этому поводу сам мальчик?
-Что сказал ему дедушка?
-Легко ли вам сразу было определить, хорошо или плохо поступил мальчик?
-Из этого поучительного рассказа вы должны запомнить одну очень важную вещь: издеваться нельзя ни над кем, даже над самым заклятым врагом!
-А сейчас ещё одна жизненная ситуация. (В.Осеева «Навестила»)
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю:
– Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
– Ох, Валечка! – сказала Муся, присаживаясь на стул. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…
– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье…
– Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая…
Валя оживилась и закивала головой.
– Да, да, грелка… Муся, у нас на кухне стоит чайник…
– Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! – Муся вскочила и подбежала к окну. – Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая калоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
– Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
– Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? – спрашивали Мусю девочки.
– Да у неё такой же флюс, как был у меня! – радостно сообщила Муся. – И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!

-Оказала, ли Муся хоть какую-нибудь помощь Вале?
-Выполнила ли она поручение одноклассниц?
-Можно ли сказать, что Муся сделала доброе дело, навестив больную девочку?
-Да, оказывается совсем не просто быть добрым. Этому необходимо учиться всю жизнь. Можно тысячу раз говорить, что жалко стариков, но никогда не уступать место пожилому человеку; на словах любить природу, но не замечать урны для мусора и мучить животных.
-Путь к доброте нелёгкий. Но дело это стоящее и важное, потому, что, если человек творит добрые дела, то он счастлив, и всем вокруг него хорошо.
-Предлагаю вам посмотреть подборку фотографий добрых поступков по отношению к людям и животным.
-А ещё нужно помнить, что всё то добро, которое вы совершили, обязательно к вам вернётся! Это так называемый «бумеранг добра».
-Об этом есть хорошее стихотворение.
Каждый знает: этот мир
Словно кто-то разделил
На хорошее, плохое-
В нас живут вот эти двое.
Они борются с годами
В сказках, в фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать,
Кому в этом помогать.
Если хочешь в мире тёмном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.
Ну а если ты с улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.
Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
-Предлагаю вам посмотреть видеоролик про это.
-Про добро сложено много пословиц, давайте вспомним некоторые из них.
-Попробуйте догадаться, как нужно читать эти пословицы.
ТЁДЙОП ЕН МУ АН ЕОНРУД – УМОРБОД ЬСИЧУ
ЬСИНОРОТС ОГОДУХ А ,ЬСИЖРЕД ОГОРБОД
ТИЧУ И УРБОД КЕВОЛЕЧ ЙЫРБОД
-Добро- как солнышко, согревает, радует и поднимает настроение.
-Давайте создадим наше солнышко, лучиками которого будут добрые слова.
-Выберите из предложенных вам слов нужные и приклейте их вместо лучиков к нашему солнышку добра. (Дружелюбие, грубость, забота, внимание, безразличие, нежность, равнодушие, отзывчивость, сострадание, вежливость, трудолюбие)
-Вот и подходит к концу наше занятие. Пусть каждый из вас продолжит фразу: «Сегодня я понял…»

-Подводя итог, я хочу сказать: «Все мы люди разные, но в каждом из нас заложено зёрнышко добра. У кого-то оно маленькое, у кого-то побольше. Прорастая, это зёрнышко даёт свои добрые плоды, и опять же, у всех они разные. Один человек так и светится добротой, словно солнышко, другой более сдержанный, третий прячет свою доброту и проявляет её лишь изредка. Но не найдётся ни одного человека, кто хоть раз не совершил добрый поступок.»
-Предлагаю вам вспомнить и нарисовать ситуацию, в которой вы сделали что-то хорошее (дарили цветы маме, мыли посуду, мирились с товарищем, кормили бездомное животное). (Под песню Энтина «Дорога добра»)
-А в заключение хочу дать вам напутствие словами Юрия Энтина
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, иди всегда дорогою добра!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *