cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок сказка о рыбаке и рыбке – План-конспект урока по чтению (2 класс) по теме: Конспект урока А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | скачать бесплатно

Конспект урока с презентацией на тему «А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке (обобщение)»

План-конспект урока по литературному чтению. 2 класс.

УМК «Школа России»

Тема урока:

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Базовый учебник:

Л. Ф. Климанова. Литературное чтение

Цель урока: обобщение знаний по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Задачи:

обучающие

  • формируем приёмы устной монологической и диалогической речи;

  • формируем умение строить определение понятий, сравнивать понятия, определять вид сказки;

-развивающие

  • развиваем речь, чувства, переживания;

  • развиваем наблюдательность за употреблением пауз и логических ударений;

-воспитательные

  • воспитываем уважительное отношение к людям, негативное отношение к недостаткам людей;

  • формируем умение работать в группе, в паре, слушать и понимать речь других.

Тип урока: обобщающий

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор.

Структура и ход урока:

этапы урока

деятельность учителя

деятельность ученика

1.Мотивация

А.С. Пушкин говорил «Что за прелесть эти сказки»…
— А любите ли вы читать сказки?

Почему?

Высказывания детей

2.Актуализация знаний

-Над какой сказкой мы работали на последних двух уроках?

Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру «Ловись рыбка золотая». 

У кого улов будет больше? 

Вопросы:
1.Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).
2.С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).
3.С чем второй раз пришёл невод? (С травой морской).
4.Какая труба была на новой избе старика и старухи? (Кирпичная, белёная).
5.Какие ворота были в новой избе? (Дубовые, тесовые).
6.В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (Соболья душегрейка, парчовая корона).
7. Что ела за столом старуха-царица? (Пряник).
8.Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (На конюшню).
Подведение итогов

Все ученики делятся на 3 группы (по рядам). Каждая группа по очереди «вылавливает» с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ – забирают рыбку.

3.Самоопределение к деятельности

Проблемный вопрос

— Почему я вам за правильные ответы давала золотых рыбок?

Какие еще главные действующие лица есть в сказке?

Неспроста я о них заговорила. Предположите, о чем же сегодня будем говорить на уроке? Какая будет перед нами стоять учебная задача?

Сегодня будем учиться характеризовать главных героев сказки.

Но в сказке есть еще важное, пусть и не главное, действующее лицо, о котором упоминается с самого начала и до конца. А кто это, вы подумайте, и в конце урока мы вернемся к этому вопросу.

Это один из главных героев сказки

Старик со старухою

Предположения детей

Будем учиться характеризовать героев

4. Работа по теме урока

— На экране план, по которому вы будете давать характеристику героям. Давайте начнем с отрицательного героя. Это кто?

(Учитель направляет детей наводящими вопросами, просит найти подтверждение в тексте)

-Как автор ее наказал? Зачитайте.

Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Оно стало крылатым выражением – фразеологизмом. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).

— А давайте разберемся, каким – положительным или отрицательным героем является старик.

— Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
— Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
— Случается ли такое в жизни? 

Вывод: старик не является положительным героем. Он, конечно, простоват и добр, но имеет нетвердый характер

Знакомятся с планом

Это старуха

1.Живет у самого синего моря в ветхой землянке

2.Пряла свою пряжу

3. Постоянно бранит старика, заставляет просить у рыбки сначала корыто, потом избу, хочет стать дворянкой, царицей, владычицей морскою.

4.Характер властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.
5.Отношение автора –осуждает, наказывает

6. Не понравилась ее жадность, грубость.

Старик

1. Живет у самого синего моря в ветхой землянке

2.Ловил неводом рыбу

3.Поймал рыбку, пожалел и отпустил. Потом ходит к морю с просьбами.

4. Характер мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.


Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная черта.

— В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком. 
5.Автор жалеет его, немного насмехается. В его лице высмеивает человеческие пороки – безволие, безответность.

6.Нравится: воспитанный, ласковый, добрый. Не нравится: не смог поставить старуху на место.

5.Физкультминутка

6.Продолжение работы по теме урока

Ответ на проблемный вопрос

— А какая рыбка? Докажите цитатами из текста. Она положительный или отрицательный персонаж?

-Почему не исполнила последнюю просьбу? (Потому что милость небезгранична). 
-Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море. 

-Возвращаюсь к своему вопросу: назовите еще одно действующее «лицо» в этой сказке.

-Давайте по тексту проследим, как оно менялось с каждым новым приходом старика. Почему так происходило?

Прочитайте как А.С. Пушкин описывает море, к которому пришел старик с первой просьбой.

— Как изменилось море во второй раз? Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.

— Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки – это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже.

И море дает старику об этом знак. 

— Как встретило старика море в четвертый раз?
Все беспокойнее становится море.

— Что увидел старик на море в последний раз?

Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому. Так море восстало против человеческой жадности со стороны старухи и безволия со стороны старика.

— Рыбка

1. Живет в море

2.Гуляет себе на просторе

3.Исполняет просьбы старика

4.Характер: спокойная, сдержанная, свободолюбивая, честная, надежная

5.Автор ею восхищается

6.Нравится: огромным терпением обладает, сумела противостоять старухе и поставить ее на место.

— Море- еще одно действующее лицо.

Ищут в тексте описания моря.

(Море слегка разыгралось).

(Помутилося синее море).

(Не спокойно синее море).

(Почернело синее море).

(На море черная буря).

7.Рефлексия

— Прочитайте слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок».
— Какой же урок преподал нам великий поэт?
— Работа в парах: выберите наиболее точную формулировку:
Как здорово поймать волшебную рыбку!
Как плохо быть сварливым, жадным жестоким.
Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.
Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.

-Я каждому из вас дарю сегодня по золотой рыбке, чтобы она исполнила одно ваше желание. Напишите на рыбке, какими положительными чертами характера вы хотели бы обладать. Я думаю, если вы очень захотите, то ваше желание непременно сбудется, и все вы вырастите достойными людьми.

Читают.

Высказываются.

Работа в парах

Выбирают: Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.

8.Подведение итогов

— Какую учебную задачу поставили в начале урока?

Справились ли с поставленной задачей?

Научиться характеризовать героев сказки

Справились: дали характеристику гл. героям

Домашнее задание

Придумай рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта» Сначала определи:

о чем ты будешь писать, кто будет главным героем, какое событие будет лежать в основе рассказа.

infourok.ru

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Разделы: Начальная школа


Тема “ Сказка о рыбаке и рыбке”.

Цели:

  • познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;
  • обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;
  • выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;
  • формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;
  • участвовать в конкурсах;
  • развивать артистические способности;
  • воспитывать умение видеть красоту окружающего;
  • работать над техникой чтения;
  • расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас;
  • воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина.

Оформление кабинета.

Портрет А.С.Пушкина; родословная поэта; иллюстрации к сказкам. Цитата поэта “Что за прелесть эти сказки! Каждая из них-поэма”; “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!”

Высказывания писателей и поэтов об основоположнике русской поэзии. Журнальный столик, свечи в подсвечнике, чернильница, перо, книги; реквизиты и костюмы для инсценировок; корзинка с орешками; аудио- и видеоматериалы к уроку; учебник “Маленькая дверь в большой мир” 1 часть (авт. Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.)

До звонка на урок звучит фонограмма “Как упоительны в России вечера”

Ход урока.

1. Организационный момент

Прежде чем мы начнём серьёзную работу, выполняем упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

— Упражнения для языка (вращение, “маятник”)

— Упражнения для губ (“пятачок- улыбка”)

— “Радиотеатр”: озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка)

Выполняем упражнения на развитие дикции:

произнесение одной и той же скороговорки с разными интонациями (удивление, огорчение, радость).

2. Сообщение темы и цели урока.

Звучит фонограмма “Как упоительны в России вечера”, на фоне музыки

Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди:
Кто-то год, а кто-то целый век,
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
Мир души царит в кругу друзей
И передаётся в поколеньях.
Тот огонь, что он зажёг у нас,
Не погаснет по веленью ветра.
Где-то из глубин в нежданный час
Воспаляет от искры заветной. (Л.Преображенская)

Музыка продолжается громче

Выходят мальчик и две девочки в белых бальных платьях. Они зажигают свечи памяти у портрета Пушкина, которые будут гореть весь урок, согревая и объединяя присутствующих. Дети садятся.

Добрый день, дорогие дети, уважаемые гости!

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина.(Показывается портрет) Прочитайте тему урока.

3. Информация об авторе

Звучит “Вальс” Штрауса

Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца.

Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.

Мать поэта, Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал, внучка “арапа Петра Великого” была остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.

Отец разрешал пользоваться своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.

В детстве рядом с ним были бабушка Мария Алексеевна Ганнибал (показываю на родословной) и няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к детям оставшаяся в этом доме.

Эти две замечательные сказочницы подарили мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.

Его сказки — это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.

4. Конкурс

Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую. Давайте вместе вспомним эти сказки.

Показывается фрагмент из видеофильма “Сказка о царе Салтане…” Песня Белочки “Во саду ли, в огороде”.

*В какой сказке Пушкина мы встречаемся с такой затейницей? (Ответы детей)

Этими непростыми орешками поделилась с вами Белочка.

Ну-ка, возьмите по орешку и ответьте на вопрос Белочки.

Звучит “Вальс” Штрауса.

Ребята берут орешки, раскрывают их и отвечают на вопросы.

* Какие три дива были у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна Лебедь)

* В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)

* Какими словами заканчивается “ Сказка о золотом петушке”?

(“Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок”.)

* Как звали родителей поэта? (Сергей Львович, Надежда Осиповна.)

* Где встретились поп и Балда? (На базаре.)

Белочке очень понравилось, ребята, как вы отвечали на вопросы, и решила преподнести вам сюрприз (раздаются грец. орехи)

5.Чтение сказки А.С.Пушкина.

Итак, домовой Афанасий Федорович приглашает вас, ребята, к чтению.

Откройте, пожалуйста, стр. 30.

А) Работа с текстом до чтения.

У.- Прочитайте название произведения

Д.- “Сказка о рыбаке и рыбке”

У.- Из чего ясно, что это сказка.

Д.- Из заголовка

У.- Что еще можно узнать из заголовка?

Д.- О героях. Рыбак и рыбка.

У.- Кто изображен на иллюстрации?

Д.- Старик с неводом, старуха, которая прядет пряжу.

У.- Где будут происходить события

Д.- Около моря

У.- Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.

Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

Б) Чтение с комментированием

Читает учитель, дети отмечают карандашом ключевые слова по ходу чтения.

Звучит музыка.

1 ЧАСТЬ (стр. 30-31)

Словарная работа идет по ходу чтения.

Ветхая землянка — дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод — сеть рыболовная

Откуп — плата

Простофиля — глупый, несообразительный человек

Вопросы после прочтения.

*** Где жили старик со своею старухой?

*** Как жили?

*** Сколько лет?

*** Чем занимался старик? А старуха?

*** Найдите, ребята сказочную примету

(Трижды закинул невод в море)

*** Еще есть сказочная примета?

(Золотая рыбка)

*** Где в ее словах обращение? Найдите.

(Отпусти ты, старче, меня в море)

*** Как разговаривает старик?

(Ласково, тепло)

*** А как он рассказывает о чуде старухе?

(С удивлением)

*** Как предстает море поначалу? Найдите.

(Как безбрежный синий простор)

*** Как отнеслась старуха к рассказу старика?

(Она забранила)

*** Определите тон чтения.

(Спокойный)

2 ЧАСТЬ

Словарная работа. Дети читают “ по цепочке”

Кликать — звать

Пуще — больше

Корысть — выгода

*** Что просила старуха в первый раз?

(Корыто)

Обратите внимание, ребята, на эффект повтора.

Передавая золотой рыбке слова старухи, старик их полностью повторяет

*** Что заметил старик в этот раз?

(Море слегка разыгралось)

*** Что теперь захотелось старухе?

(Избы)

*** Как менялось море? Найдите.

(Помутилося синее море)

Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.

*** Какими словами обращается старик к рыбке?

(“Смилуйся, государыня рыбка”)

*** Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во

второй раз?

(“Разбранила меня моя старуха…”

“ Избу просит сварливая баба…”)

6.ФИЗМИНУТКА

Чтобы старик не отчаивался, давайте мы его поддержим.

(Дети танцуют под песню “ Задумал да старый дед”) исп. Н.Кадышева

3 ЧАСТЬ

Чтение по ролям.

*** Не успокоилась старуха. Чего ей теперь хочется?

Найдите ответ в тексте.

(“ Не хочу быть черной крестьянкой

Хочу быть столбовою дворянкой…”)

Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки – это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже.

И море дает старику об этом знак

Старуха вздурилась.

Словарь. Чупрун- чуб

Старуха не обращает внимания на богатые украшения, нисколько не радуется новому дворцу, а начинает проявлять свою властную натуру.

Получив в подчинение слуг, на конюшне служить старика посылает.

4. ЧАСТЬ.

Просмотр фрагмента из видеофильма “Сказка о рыбаке и рыбке”.

*** Кем захотела теперь быть старуха?

(Вольною царицей)

*** Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?

Найдите и прочитайте в тексте (стр.34)

Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, не молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”)

5 ЧАСТЬ

Чтение вполголоса. Анализ содержания.

*** Как встретило море?

(Почернело синее море)

Но старику пришлось отправляться к золотой рыбке просить царский сан для своей старухи.

Но что было делать?

Знал, что все равно приведут его сюда силой.

Просмотр фрагмента из видеофильма “ Сказка о рыбаке и рыбке”

Все беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает:

“ Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! Будет старуха царицей!”

6 ЧАСТЬ

Громкое чтение. Обмен впечатлениями.

Властолюбие ненасытно.

И вот старуха уже хочет быть вольною царицей. Описание самой царицы нет. Она просто “сидит царицей” — уселась на трон в роли царицы. На время.

*** А почему народ над старичком насмеялся и говорил

“Не садися не в свои сани!”

Когда так говорят?

(Когда человек не соответствует месту, которое занимает)

Словарь. Невежа

7 ЧАСТЬ

Начало читают дети по учебнику

Далее просмотр фрагмента из видеофильма.

*** Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках?

(Черную бурю)

Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому.

Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:

Ничего не сказала,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.

*** Почему?

(Потому что милость небезгранична)

Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море.

Чтение сказки завершено.

*** Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?

(За жадность)

*** Ребята, как вы думаете, почему в названии нет старухи, хотя сюжетная канва сказки строится вокруг нее?

(Злые, корыстные, завистливые люди не достойны присутствовать в названии)

*** Я, считаю, что старик не положительный герой сказки? А ВЫ?

(Потому что он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует ее на большее зло).

Не имеет твердого характера, хотя добр и простоват.

*** Какую ошибку, на ваш взгляд он допустил?

(Не проговорись он о диковинной говорящей рыбке своей  старухе, не видать бы ему таких унижений, никто бы его на конюшню служить не посылал, взашей не выталкивал).

*** Назовите еще одно действующее “ лицо ” в этой сказке.

(Море)

А.С.Пушкин, как мы уже сказали, обращается к эффекту повтора, чтобы привлечь наше внимание к требованиям старухи.

А также принцип повтора у поэта сливается с традиционным для народного творчества приемом нарастания

На земле — от корыта до царского сана

На море — от синей безбрежности до черной бури.

*** Огорчился ли старик, увидев снова свою старую землянку?

(Пожалуй, нет. Потому что он убедился, что все злое, недоброе не приносит счастья)

7 Подведение итогов урока.

*** Какой же урок извлекли вы из сказки?

(Остался у разбитого корыта.

Все потерял, что было. Остался ни с чем.)

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки; работать над архаизмами. Написать мини сочинение(5-6 предл.)

Если бы вы вдруг оказались в этой сказке, о чем бы вы попросили

Золотую рыбку?

Почему?

8.Заключительная часть урока.

Урок заканчивается. Свечи памяти гаснут, но строки А.С.Пушкина никогда не гаснут в наших сердцах.

Имя Пушкина никогда не забудется: оно всегда с нами.

Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина.

Финальная песня.

Сказки Пушкина. (сл. и муз. О.Ященко)

Ночь придет, и в поднебесье
Звезд закружит хоровод.
Это сказка в Лукоморье
Нас с тобою приведет!
Там на острове чудесном
Расписные терема!
Изумрудные орешки
Белка сыплет в закрома!

Сказки Пушкина в сердце живут,
Свет и радость всем детям несут!
Вновь помогут и мне, и тебе
Оказаться опять в той волшебной стране!
Сказки Пушкина – чудо – страна!
Свои Двери открыла она!
Эти сказки опять и опять
Будут дети читать, будут дети читать,
Снова будут их дети читать!

Благодарю всех ребят за активное участие на уроке, присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку. Всего самого доброго. До встречи!

3.02.2006

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Открытый урок по литературному чтению 2 класс «Знакомство со сказкой А.С.Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”»

2 класс
Тема: Знакомство со сказкой А.С.Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.
Цели урока:

  • Расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина; 

  • Выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта; 

  • Формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок; 

  • Работать над техникой чтения; 

  • Расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас; 

  • Воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина.

Задачи:

  • выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок; 

  • выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

  • находить значение новых слов в словаре учебника

  • сравнивать характеры героев, оценивать их поступки

Формируемые УУД

Предметные:

воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; анализировать характер героев.

Личностные:

уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Ход урока

I.  Организационный момент

BLANK (включить экран).

 СЛАЙД 1
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
На места все тихо сядем,
Не нарушив тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

  1. Мотивация учебной деятельности

В мире много сказок —
грустных и смешных.
И прожить на свете
нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»

— Вы любите сказки?

— Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (Читали вступление к поэме «Руслан и Людмила»)

— Кто автор? ( А. С. Пушкин)

СЛАЙД 2

— Что вы о нём знаете? (Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве, любил много читать)

СЛАЙД 3

  • Сегодня встречает нас сказочная страна Лукоморье, созданная Пушкиным. Мы с вами изучали это произведение на прошлых уроках литературного чтения. Давайте вспомним, что такое «лукоморье» — это «морской залив». /ответы детей/ ЩЕЛЧОК

СЛАЙД 4

А в морском заливе нас ждут рыбки.

Эти рыбки-непростые

Постепенно возникая

Говорят они с тобой!

Числа все поставить надо

Друг за другом в четкий строй.

Ваша задача расставить карточки в порядке возрастания, чтобы узнать, что там зашифровали рыбки,

(Сказка) 15, (о) 30,(рыбаке) 36, (и) 50 ,(рыбке) 100 /ученики ставят числа в порядке возрастания./ ЩЕЛЧОК

-Дети читают: «Сказка о рыбаке и рыбке»(звучит аудиозапись «Шум моря») СЛАЙД 5

— А теперь сядьте поудобнее, закройте глазки и подумайте о чем сегодня мы будем говорить на уроке, что нового узнаем, чему учиться? /ответы детей/

СЛАЙД 6ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА

— Какую сказку мы сегодня будем читать? (Сказка о рыбаке и рыбке)

— Знаете ли вы эту сказку? ЩЕЛЧОК

BLANK (выключить экран)

III. Сообщение темы и цели урока

  • Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке», поймем о чем она, поговорим о героях сказки

  • Давайте найдем сказку в учебнике на стр.90

IV.Работа с текстом до чтения.

Предугадывание.

  • А теперь давайте тихонько договоримся, кто читал уже эту сказку, подсказывать нам не будут.

  • Прочитайте название сказки. (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

  • Кто главные герои? (Рыбак и рыбка)

  • Как думаете, что будет происходить между главными героями? (Рыбак поймает рыбку)

Работа с иллюстрацией.

  • О чем может быть эта сказка? ( О жизни старика и старухи)

  • Где происходят события? (На берегу моря, в давние времена)

  • Посмотрите внимательно, что делает старик? (Несет сеть, идя с моря)

  • Полистайте следующие страницы, посмотрите на иллюстрации.

  • Какие еще герои появляются? (Старуха, золотая рыбка)

  • Кто сумел точнее всех предугадать содержание сказки?

  • Давайте прочитаем сказку и узнаем, как развивались события.

V.Работа с текстом во время чтения.

Первичное восприятие текста

1) Чтение 1-ой части вслух ЗА ДИКТОРОМ

BLANK (включить экран).

  • -Ребята, сейчас я вам включу отрывок из сказки, ваша задача внимательно слушать. ЩЕЛЧОК (после окончания 1 части) ЩЕЛЧОК

  • -Ребята, мы с вами прослушали отрывок из сказки какие впечатления от услышанного? ЩЕЛЧОК

BLANK (включить экран).

  • Где жили старик со старухой? Найдите слова в тексте и прочитайте. (Жил старик со своей старухой у самого синего моря, они жили в ветхой землянке)

  • Сколько лет они жили вместе?

СЛАЙД 7

  • Ребята, а скажите, как вы понимаете: «Ветхая землянка»? (Выкопанное в земле жилище) ЩЕЛЧОК

  • Чем занимался старик? (Ловил неводом рыбу

СЛАЙД 8

  • Что значит слово «Невод»? (рыболовная сеть) (словарь) с.214ЩЕЛЧОК

  • Чем занималась старуха? (Пряла свою пряжу)

СЛАЙД 9

  • Что значит «Прясть пряжу»? ЩЕЛЧОК Прясть пряжу – это крутить нить из шерсти овец, скручивать нитку с помощью веретена.

СЛАЙД 10

  • Что значит слово тина? ЩЕЛЧОК Тина – это скопление водорослей в воде.

  • Кто попал в сети старика в 3-ий раз? ( золотая рыбка) СЛАЙД 11

  • Что значит слово «Взмолится»? (Просит, умоляет) ЩЕЛЧОК

  • Что сделал старик с золотой рыбкой? (Отпустил)

  • Почему старик отпустил золотую рыбку ? -Потому что, он испугался, так как рыбачил уже долго и не разу не встречал говорящей рыбы. А может,сжалился над ней?

BLANK (выключить экран).

2) Чтение 2-ой части вслух учеником.(НИКИТА)

BLANK (включить экран).

СЛАЙД 12

  • Что значит «Забранила»? (Ругаться, выражать свое недовольствие) ЩЕЛЧОК

  • Что велела попросить старуха у золотой рыбки? (Новое корыто)

  • А что случилось со старым корытом? (Раскололось

СЛАЙД 13

  • Что значит раскололось? (Сломалось) ЩЕЛЧОК

  • Как вы думаете, почему у старухи было совсем другое отношение к произошедшему чуду?

  • Как вела себя рыбка по отношению к старику? Почему?

BLANK (выключить экран).

3)Чтение 3-ей части учеником.(ЛЕРА)

BLANK (включить экран).

СЛАЙД 14

СЛАЙД 15

BLANK (выключить экран).

4)Чтение 4-ой части вслух учеником.(НАСТЯ).

BLANK (включить экран).

СЛАЙД 16

  • Как вы понимаете «Пуще браниться»? (Сильнее злиться, ругается) ЩЕЛЧОК

  • Что велела выпросить старуха старика у золотой рыбки во второй раз? (Избу)

Физминутка «Рыбки» СЛАЙД 17

Рыбки весело резвятся (волнообразные вертикальные движения ладошками)

В чистой тепленькой воде (волнообразные  горизонтальные движения ладошками)

То сожмутся, разожмутся, ( горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения)

То зароются в песке. (приседают с  круговыми движениями ладоней)

BLANK (выключить экран).

5)Чтение 5-ой части вслух УЧИТЕЛЕМ.

BLANK (включить экран).

СЛАЙД 18

  • Что происходит с морем? (Помутилось синее море) ЩЕЛЧОК

  • Найдите и прочитайте только те слова, что старик просит у золотой рыбки. («Смилуйся, государыня рыбка, еще пуще старуха бранится, не дает старику мне покою. Избу просит сварливая баба»)

СЛАЙД 19

  • Как вы понимаете «Сварливая баба»? (Всегда чем-то недовольная) ЩЕЛЧОК

  • Какими словами старуха сидела под окошком и ругала мужа? Найдите слова из текста. Прочитайте.

СЛАЙД 20

  • Что значит слово «Простофиля»? (Глупый) ЩЕЛЧОК

  • Какие незнакомые слова вы встретили в этой части? (Светёлкой, вороты)

  • Кто может сказать значение этих слов?

СЛАЙД 21, СЛАЙД 22

BLANK (выключить экран).

7) Чтение 6-ой части учеником.(МИША

BLANK (включить экран).

СЛАЙД 23

  • Каким стало море, когда старик пришел? (Неспокойное синее море) ЩЕЛЧОК

  • Почему море стало неспокойным? (Старик пришел в 3-ий раз)

  • Кем захотела быть старуха? (столбовой дворянкой)

  • А кто такая столбовая дворянка?

СЛАЙД 24 Это дворянка  старинного, богатого и знатного рода.

BLANK (выключить экран).

8)Чтение 7-ой части в полголоса учениками.(ДАША Ж и АНЯ)

BLANK (включить экран).

  • Что увидел старик, когда воротился к старухе? (Высокий терем. На крыльце стоит его старуха. Перед нею усердные слуги. Она бьет их, за чупрун таскает)

СЛАЙД 25

СЛАЙД 26

  • Что означает слово «Чупрун»? ЩЕЛЧОК (Это чуб, хохол, прядь волос, спадающая на лоб.)

BLANK (выключить экран).

9) Чтение 8-ой части УЧИТЕЛЕМ( МОЛНИЯ).

  • Кем захотела быть столбовая дворянка? Найдите слова в тексте. (Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей)

BLANK (включить экран).

  • Что спросил, старик, когда испугался? (Что ты, баба, белены объелась?)

СЛАЙД 27

BLANK (выключить экран).

10)Чтение 9-ой вслух учеником.(Софья В)

BLANK (включить экран).

СЛАЙД 28

BLANK (выключить экран).

11) Далее чтение по цепочке до конца

VI.Работа с текстом после чтения

1) Словарная работа в парах.

  • А сейчас, ребята, давайте посмотрим, кто у нас был внимательным. Выполнять задание будем в парах. Давайте вспомним, как надо работать в парах? (Работать сообща, разговаривать шепотом, не мешать друг другу)

BLANK (включить экран).

Возьмите карточку.

СЛАЙД 29

  • Прочитайте слова в первом столбике.

  • Прочитайте слова во втором столбике.

  • В первом столбике это слова из сказки.

  • Во втором столбике их значение.

  • Вы должны соединить слова из первого столбика со значением слова со второго столбика.

  • Давайте первое слово соединим вместе.

  • Найдем первое слово в первом столбике – Невод.

  • Что значит слово невод, найдите значение во втором столбике. (Невод – рыболовная сеть)

  • Соедините линией.

невод

землянка

забранить

кликать

пуще

прясть

пряжа

чупрун

сильнее

ругаться

крутить нить из шерсти овец

полученные нитки

прядь волос, спадающая на лоб

звать

ветхий домик

рыболовная сеть

  • А какие слова мы еще не разобрали, дома найдите ответы в словарике учебника с.214

  • Давайте проверим. (Правильные ответы на доске) ЩЕЛЧОК

  • Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки.

  • Поднимите руку, кто сделал одну-две ошибки.

  • Где возникли ваши ошибки?

2)Обобщение

  • Почему это произведение сказка? (Есть волшебство, золотая рыбка разговаривает, выполняет желания старухи)

  • — Вспомним желания старухи. (1. Корыто; 2. Изба; 3. Столбовая дворянка)

  • — Что было дальше? (4. Царицей; 5. Владычицей морской)

  • — Чем закончилась сказка? (Старуха осталась у разбитого корыта)

  • Почему старик не отказывался ходить к морю? Не загадал желание для себя?

(Он был покорный, привык подчиняться старухе, не любил спорить)

СЛАЙД 30

— Какое море было вначале? (Синее)

— Найдите на странице 92, как изменилось море? Почему? (Разыгралось)

-Найдите на странице 93, как изменилось море? (Помутилось)

— Найдите на странице 94, как изменилось море? (Не спокойно синее море)

— Что было дальше?стр. 96 (Почернело синее море)

— Почему менялось состояние моря? (У рыбки менялось отношение к новой просьбе, она огорчалась)

Физкультминутка

Море волнуется раз, море волнуется два,

Море волнуется три, морская фигура замри…

Рассказать какой старик. (Скромный, честный, трудолюбивый, покладистый, вежливый)

Рассказать о старухе. (Вначале она была трудолюбивая, но с каждой просьбой она менялась, становилась своенравной, своевольной)

Рассказать про рыбку. (Говорящая, волшебная, справедливая)

— Давайте прочитаем последние две строки на странице 100.

— Сказка закончилась справедливо?

— За что наказана старуха? (За жадность, сварливость, корысть, слишком много хотела иметь, не помнила добро)

СЛАЙД 31— Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»

-А какой урок мы возьмем из этой сказки? Чему нас учит эта сказка?

  • -А еще, ребята, когда человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не достигнет, он останется у разбитого корыта.

VII Подведение итогов урока. Рефлексия

Наш урок подошел к завершению.

  • Какой сказкой мы сегодня познакомились?

  • Кто её написал?

  • Как бы вы поступили на месте старика?

  • Понравилась ли вам сказка? Какие чувства она у вас вызвала? О чем заставляет задуматься?

  • Какую задачу в начале урока мы перед собой ставили? (Прочитать, познакомиться со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)

  • Смогли мы выполнить эту задачу?

СЛАЙД 32

Ребята, сейчас, я предлагаю вам оценить свою работу. На доске море. У вас у каждого есть сигнальная карточка. Ваша задача повернуть ко мне карточку тем цветом, как вы оцениваете свою работу.

красную, те кто считает что отлично поработал на уроке и было все понятно

зеленую, те, кто хорошо поработал, но недостаточно понял сказку

VIII. Выставление оценок

-Все вы – молодцы! Работали дружно, добросовестно, были внимательны друг к другу, показали свои лучшие качества. И за это будете все награждены хорошими отметками. (подсчет смайликов)

IX. Домашнее задание

Прочитать сказку до конца.

По желанию можно к любому отрывку из сказки нарисовать рисунок.

Ребята, спасибо за урок! До свидания!

infourok.ru

Конспект урока с презентацией А. С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке

Муниципальное образовательное учреждение

«Ряжская средняя общеобразовательная школа №4»

Конспект урока

по литературному чтению во 2 классе

«Сказка мудростью богата»

Итоговый урок по сказке А. С. Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Разработан учителем

высшей квалификационной категории

Китаевой Ириной Юрьевной

Январь 2012 год

Тема: «Сказка мудростью богата».

Итоговый урок по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Тип урока: урок- обобщение.

Форма урока: урок-исследование

Цели:

  • Соотнесение авторского текста с народной сказкой;

  • Обобщение художественных особенностей и нравственных уроков авторской сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи:

  • Учить соотносить авторскую сказку с народной, отражающую мудрость многих поколений.

  • Воспитывать положительные нравственные качества: добро, милосердие, справедливость, бескорыстие.

  • Закрепить знания учащихся по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

  • Формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя, расширять литературный кругозор.

  • Формировать умение чётко и ясно отвечать на поставленные вопросы.

Оборудование:

  • Учебник В.А. Лазаревой «Литературное чтение» 2 класс, книга 2.

  • Текст индийской народной сказки «Золотая рыба».

  • Портрет А. С. Пушкина, няни поэта Арины Родионовны

  • Выставка книг со сказками А. С. Пушкина

  • Рисунки детей.

  • Компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска.

Медиапродукты:

  • Интерактивное задание «Подбери к рисунку цитату из сказки».

  • Презентация PowerPoint по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

  • Интерактивное задание «Заполни таблицу».

  • Видеозапись отрывка мультфильма М. Цехановского по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Ход урока.

  1. Оргмомент.

— Каждый человек с самого раннего возраста должен к чему-то стремиться. А к чему стремитесь вы?

(Получить знания, научиться читать, быть любознательным)

(Сказки)

  1. Целеполагание.

  • О чём мы говорили на последнем уроке?

  • Подумайте, чему мы посвятим наш урок сегодня? (Слайд 1)

  • Как вы понимаете пословицу?

  • Сегодня мы заканчиваем работу над произведением Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

  • Какие цели можем поставить? (Слайд 2)

(Совершенствование умений соотносить авторскую и народную сказку, обобщение художественных и нравственных уроков сказки)

Для этого нам необходимо:

Учиться сравнивать, соотносить, сопоставлять образы и картины, созданные в сказках, обобщать, делать выводы;

обогащать свой внутренний мир;

осмыслить и принять мудрые уроки сказки;

  1. Проверка домашнего задания.

А)

— Давайте вспомним , как автор раскрывает в сказке образ моря. Для начала я предлагаю вам творческую работу. Мы сейчас посмотрим заключительный фрагмент мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке», снятого режиссёром Цехановским по сказке А. С, Пушкина. А вы сравните, как показана это картина в мультфильме и как в тексте. (Видеосюжет. Слайд 3)

(В мультфильме есть подробности, которых нет в тексте — изображение подводного царства. Другие средства изображения картин — зрительные, слуховые, а не словесные; )

Удалось ли режиссёру показать в мультфильме море таким, как в сказке у Пушкина? Давайте перечитаем этот отрывок.

Б)

  • Вспомните, как менялось описание моря в сказке. Выполните интерактивное задание «Подбери цитату». (Работа на ИД)

  • Почему так происходило?

4. Соотнесение авторского текста с народной сказкой.

А)

— На уроках мы говорили об особенностях авторской сказки А. С. Пушкина, о её близости с народной. Предлагаю вам выполнить интерактивное задание на соотнесение особенностей авторской сказки и её связи с народной. Заполните таблицу. (Работа на ИД)

Б)

— Молодцы, вы хорошо поняли особенности сказки великого русского поэта. Похожих сказок на ту, что создал Пушкин много. Среди них есть и авторские, и народные. Теперь вы можете прочитать любую сказку и понять её — как народную, так и авторскую. Сейчас мы прочитаем сказку «Золотая рыба». Подумайте, есть ли у неё автор или это народная сказка.

(Дети читают сказку.)

В)

  • Обсуждение индийской народной сказки «Золотая рыба».

  • Чем похожа эта сказка на «Сказку о рыбаке и рыбке»?

  • Какие вы заметили отличия?

(Высказывания детей)

5. Обобщение по сказке А. С. Пушкина. Викторина.

— Давайте попробуем вспомнить и обобщить наши знания о сказке А. С. Пушкина. А помогут нам в этом интересные задания викторины. Работа с опорой на презентацию:

Слайд 4

— Где родился А. С. Пушкин?

Слайд 5

— От кого маленький будущий поэт узнал русские народные сказки?

Слайд 6.

— Сколько всего сказок написал А. С. Пушкин?

Слайд 7-9.

( Один ученик читает, остальные отвечают. При затруднении — читаем хором ответ.)

Слайд 10.

— Сколько раз старик закидывал невод и с чем он приходил?

Слайд 11.

— Вспомни, какие желания были у старухи и расположи рисунки по-порядку.

(2, 1, 4, 3)

Слайд 12.

— К кому обращены эти слова и кто их произносил? (старику, народ)

— Как понимаете выражение «не садися не в свои сани»?

Слайд 13.

— Какова основная мысль сказки?

— Прочитайте пословицы и соотнесите их с основной мыслью сказки. (Высказывания детей)

— Пушкин высмеивает алчность и жадность.

Слайд 14.

— Объясните выражение «остаться у разбитого корыта».

6. Подведение итогов урока. Осознание нравственных уроков сказки.

(Сказка мудростью богата)

— В заключение нашей работы давайте подведём итог. Какие же мудрые уроки преподносит нам автор этой сказки?

Слайд 15

(Дети читают.)

— Что можете сказать? Согласны вы с этим?

(Делают свои выводы.)

  1. Рефлексия.

— Закройте глаза. Мы с вами отправляемся к синему морю и мечтаем поймать золотую рыбку. Наша мечта сбылась. Откройте глаза.

Слайд 16.

— У вас уникальная возможность загадать одно единственное желание и оно, возможно, сбудется. Подумайте. Какое желание вы загадали? Объясните свой выбор.

— Заканчиваю нашу встречу стихами:

К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстрей нам хочется узнать…

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

  1. Домашнее задание.

— Продолжите сказку своими словами. Подумайте, изменились ли характеры героев, их поступки, сделали ли они для себя выводы?

— Подберите любую сказку, написанную автором. Прочитайте.

— Посмотрите на выставку книг. Можете после урока познакомиться поближе с этими книгами. Посетите библиотеку.

— Читайте сказки и они сделают чуть умнее ваш разум, чуть добрее ваше сердце.

Слайд 17.

infourok.ru

«Сказка о рыбаке и рыбке».

Тема. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели:

  • создать условия для формирования вдумчивого, осмысленного отношения к художественному слову; совершенствования навыка выразительного чтения; развития умения составлять характеристику героев, характеризовать авторское отношение к героям;

  • способствовать развитию речи, памяти, внимания, познавательной активности, творческих способностей детей; расширению словарного запаса;

  • создать условия для воспитания непримиримого отношения к корысти, хитрости, жадности; бережного отношения ко времени, к своему здоровью, природным богатствам; привития интереса к творчеству А.С. Пушки

Эпиграф:

“Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
На места все тихо сядем,
Не нарушив тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

  1. Мотивация учебной деятельности

В мире много сказок —
грустных и смешных.
И прожить на свете
нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»

— Вы любите сказки?

— В гостях у нас – золотая рыбка…и не одна. А что делает золотая рыбка обычно? Какие желания мы сегодня попробуем исполнить на уроке чтения? (Выразительно читать, расширять словарный запас, отвечать на вопросы, мыслить, давать характеристику героев, оценивать поступки, красиво говорить.)

Желаю вам удачи, успехов на уроке. Постарайтесь проявить в работе самые лучшие качества своего характера.

Ум и сердце в работу вложите. Каждой секундой в труде дорожите!

  1. Проверка домашнего задания

С каким великим писателем мы познакомились на прошлом уроке?

Викторина

  1. Назовите первый язык, который овладел А.С. Пушкин? (Французский)

  2. Где родился А.С. Пушкин? (Москва)

  3. Кто ему рассказывал сказки в детстве? (Няня Арина Родионовна и дядька Никита)

  4. Любимое время года поэта? (Осень)

  5. Как при жизни называли А.С. Пушкина? («Солнцем русской поэзии»)

  6. Какое первое слово в названиях всех сказок Пушкина? (Сказка)

  7. Какие сказки А.С.Пушкина вам известны? (“Сказка о попе и работнике Балде”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…”, “Сказка о рыбаке и рыбке”)
    Сколько их? (5)

  8. Как начинается “Сказка о царе Салтане”? (3 девицы под окном…)

  9. Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу? (Свет, мой зеркальце, скажи…)

  10. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает “Сказку о золотом петушке”. (Сказка – ложь, да в ней намек…)

  11. Назовите сказку Пушкина, в которой он не дал имен своим главным героям. (“Сказка о рыбаке и рыбке” – старик и старуха.)

  1. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы будем исследовать “Сказку о рыбаке и рыбке”, проследим за сюжетом, поговорим о главных героях сказки…

Физкультминутка

. Раз — руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два — три нагнулись. пол достали
А четыре — прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный 
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики —

  1. Изучение нового материал

Подготовка к первичному восприятию

-О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев у кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят … сказки.

Первичное восприятие

Чтение сказки учителем.

— Понравилось ли вам сказка? Чем?

. Лексическая работа
— Перед тем как начать читать сказку повторно, обратимся к помощи толкового словарика, расположенного после текста сказки.

Ветхая землянка — старый дом, вырытый в земле.
Невод – большая рыболовная сеть.
Откуп- плата.
Простофиля — глупый, несообразительный человек.
Кликать – звать.
Браниться- ругаться.
Пуще – больше.
Корысть — выгода .
Чупрун- чуб.

. Повторное чтение

Чтение учащимися «по цепочке».

Анализ прочитанного

-Где жили старик со старухой?
-Чем занимался старик?
— Что делала старуха?
— Сколько лет жил старик со старухой?
— Сколько раз закидывал старик невод в море?
— Что происходило каждый раз?
— Почему старик отпустил рыбку?
— Как отнеслась старуха к поступку старика?
— Кем становилась старуха с помощью золотой рыбки?
— Как она относилась к старику и слугам?
— Какой старик по характеру? (Мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный, вежливый, трусливый.)
— Какой вы представляете старуху? (Властная, злобная, жадная, грубая, неуживчивая, требовательная, неблагодарная, сварливая, корыстная, жестокая.)
— Какой представляете рыбку?
— Почему рыбка выполняла все просьбы старика?
— Как меняется море в ходе сказки? (Море слегка разыгралось; помутилось синее море; неспокойное синее море; почернело синее море; на море черная буря.)
Как была наказана старуха за свою жадность? (Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.)
— Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)
— Чему учит нас сказка?
— Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
— Являются ли положительными такие качества, как безвольность? (Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «..не смел ей перечить..», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.)
— Случается ли такое в жизни? (В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим
поступком. )

. Работа с иллюстрациями

— Найдите в сказке строчки, которые относятся к иллюстрациям.

6. Выразительное чтение 2 части сказки по ролям

Зарядка для глаз

7.Закрепление изученного материала
Работа в группах

1 группа

Задание. К каким персонажам сказки подходит каждая из пословиц? (Покажи с помощью стрелок) Выучи наизусть 2 пословицы.

СТАРИК СТАРУХА

Много хочешь, да мало получишь.
Не умел характер проявить, тебе и битому быть.

Ненасытному всё мало.
Кто жадный бывает, тот всё потеряет.

Кто не умеет за себя постоять, того все обижают.
Много желать – добра не видать.
Много захочешь – последнее потеряешь.
Жадность всякому горю начало.

2 группа

Задание. Восстанови «цепочку».

3 группа

Задание. Разгадай кроссворд.

Вопросы к кроссворду.

1. Первое желание старухи из “Сказки о рыбаке и рыбке”? (Корыто)
2. Второе желание старухи из “Сказки о рыбаке и рыбке”? (Изба)
3. Как старуха обзывала своего мужа, отпустившего золотую рыбку? (Простофиля)
4. Первый улов старика. (Тина)
5. Что ела за столом старуха-царица? (Пряник)
6. Четвёртое желание старухи из “Сказки о рыбаке и рыбке”? (Царица)
7. Жена старика. (Старуха)
8. Большая рыболовная сеть. (Невод)
9. Ветхое жильё старика и старухи. (Землянка)
10. Третье желание старухи из “Сказки о рыбаке и рыбке”?(Дворянка)

8.Подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель. Подходит наш к концу урок.
Подведём мы работы итог.

  • Понравился ли вам урок? Чем?

  • Каким он получился?

  • Какой глубокий смысл заложен в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

  • Закончите фразу «Никогда не буду, как …»

  • Представьте, что вы поймали золотую рыбку. Что бы вы попросили у неё?

  • Оцените свою работу и работу своих одноклассников на уроке.

Я доволен (не доволен) собой, потому что…

Я могу похвалить … за …

-Все вы – молодцы! Работали дружно, добросовестно, были внимательны друг к другу, показали свои лучшие качества. И за это будете все награждены хорошими отметками.

Вот уроку и конец!

Кто работал – молодец!

— Спасибо за работу.

Читайте Пушкина, друзья!

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки.

infourok.ru

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Урок литературного чтения во 2 классе

«Сказка о рыбаке и рыбке».

Цели и задачи урока:

  • познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;

  • формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;

  • работать над техникой чтения;

  • расширять кругозор детей, обогащать их словарный запас, развивать речь, память.

  • учиться анализировать поступки героев, давать им характеристики

  • воспитывать чувство любви к творчеству А.С. Пушкина, нравственные качества дружбы, сплочённости, доброжелательности.

Ход урока:

Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Сказка в гости к нам пришла,

в мир фантазий позвала.

Всё про сказку мы расскажем

Свои знания покажем.

Слайд 1

Рыбу ловит рыболов.

В реку весь ушел улов.

Прочитать спокойно и медленно, громко, шепотом, грустно, весело, быстро как скороговорку.

Найти родственные слова и объяснить (рыбка рыболов)

Слайд 2

О чём-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

К нам снова приходит сказка.

-Итак, сегодня мы продолжаем работу со сказкой А.С. Пушкина. Мы будем развивать умение выразительно читать, обогащать словарный запас, будем анализировать поступки героев и давать им характеристики.

  • Актуализация знаний.

  • Сколько сказок написал. А.С. Пушкин? Назовите их.

  • Кто сыграл важную роль в жизни А. С. Пушкина?

  • Назовите признаки сказки (зачин, троекратный повтор, сказочный герой – рыбка, поучительный характер)

Мы знаем, что в сказке могут происходить любые чудеса, поэтому и у нас с вами на уроке они могут происходить. Золотая рыбка нам в этом поможет. Давайте поплывем по морю-океану в ту страну, где живут герои нашей сказки.

1. И вот мы оказались на острове устаревших слов.

Перед вами устаревшие слова, которые встречались нам при чтении сказки. Давайте мы вспомним, что они обозначают.

Слайд 3 (шум моря)

Слайд 4,5

2.И вот золотая рыбка предлагает посетить картинную галерею.

Рассмотрите иллюстрации исправьте ошибки (расположи желания старухи по-порядку).

Найдите в тексте и прочитайте, что просила старуха у рыбки.

Какое желание рыбка не выполнила и почему? Найдите в тексте и прочитайте.

Слайд 6

Слайд 7

3.А теперь откройте свои рабочие тетради на стр.36. Вам нужно определить последовательность событий и поставить нужные номера. Проверяем.

4.Физминутка (море волнуется…)

Слайд 8

5.Наше путешествие привело нас в город Лексикоград

Слайд 9

6.Пройдем по улице антонимов(что такое антонимы?)

Подбери к картинкам антонимы.

Слайд 10

Слайд 11,12,13

7.Посетим улицу синонимов (что такое синонимы?)

Найти слова-синонимы, соедини стрелкой

Слайд 14

Слайд 15

8.Назовите главных героев сказки (старик, старуха, рыбка).

А теперь дадим характеристику героям.

Поиграем в игру «Ловись, рыбка».

(На доске 3 таблички, удочка, аквариум с рыбками)

Слайд 16

9.Мастерство А.С. Пушкина.

Давайте мы проследим, как отвечает море на капризы старухи. Как меняется море в ходе сказки? Найдите в тексте описания моря, чтобы подписать картинки

Слайд 17

10.Переулок пословиц.

Прочитайте пословицы. Объясните смысл и соотнесите с содержанием сказки.

Слайд 18

11.Сказка заканчивается словами:

На пороге сидит его старуха

А перед нею разбитое корыто.

Как вы понимаете смысл этих слов?

Эта фраза обозначает остаться ни с чем.

Она стала частым оборотом в нашей речи.

Слайд 19

VI. Итог урока.

Почему рыбка не выполнила желания старухи?

Представьте, что вы поймали золотую рыбку. Что бы вы попросили у рыбки?

Слайд 20

Каждый ученик получает маленькую рыбку, на которой пишут свои желания.

Рефлексия.

VII.Домашнее задание.

Слайд 21

infourok.ru

Открытый урок по теме:»Знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

 

Технологическая карта открытого урока

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2 Д

Школа: МБОУ «СОШ №2»

Учитель: Саликова Кристина Сергеевна

УМК: « Школа России»

Тема урока

Знакомство со сказкой А.С.Пушкина «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ».

  

Цели урока

Задачи:

Формируемые УУД

Планируемые результаты

— знакомство обучающихся с творчеством А.С. Пушкина;

— обобщение знаний о сказках А.С. Пушкина;

— формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки;

— расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса, обобщить изученный материал на уроках русского языка по теме «Лексика»

продолжить знакомить учащихся со сказками и произведениями А.С.Пушкина.

-развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение;

-учить работать со «Сказкой о рыбаке и рыбке»;

-учить выделять главную мысль; обогащать словарный запас детей, развивать мышление, память, внимание.

-учиться читать произведения вслух.

воспитывать доброту, милосердие;

Предметные:

воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся;

 осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произведения; анализировать характер героев.

Личностные:
уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других;  учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;

находить  ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

В результате изучения темы обучающиеся 

— познакомятся со сказкой- как одним из видов литературного жанра;

— научатся:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• оценивать правильность выполнения действий;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

• основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

• осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

 

Основные понятия

Ветхая землянка, невод, забранила, простофиля, корыто.

Тип урока

урок открытия нового знания

Ресурсы

1.Учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий « Литературное чтение»

2.Презентация к уроку.

3. Индивидуальные карточки.

4. Аудиозапись отрывка «Сказки о рыбаке и рыбке»

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности

Порядок на столе,

   Порядок в голове,

   Как всегда мы снова

   Начать урок готовы.

— Сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем их. (Дети поворачиваются и молча приветствуют гостей)

-Повернитесь лицом   друг к  другу. Протяните руки вперед ладошками вверх,  пошлите  лучики добра, тепла, радости.  Улыбнитесь.

— Кто сегодня дежурный? Давайте проверим готовность к уроку.

Дежурный: Ножки на месте – на месте,

Руки на месте – на месте,

Локти на месте – на месте,

Спинка прямая – прямая.

Ну, тогда можно начать урок.

— Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте сначала буквы написанные красным цветом, а потом синим цветом, и вы увидите какой у нас урок.

ЛИЧТЕРАТЕТУРННОИЕЕ

(ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)

С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Покажите (учащиеся поднимают смайлы). Пусть ваше настроение останется таким солнечным на протяжении всего урока.

2. Вступительная беседа.

/звучит аудиозапись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского/

Ваш милый образ снится мне

С пером, бумагой, при луне.

Все Ваши строчки хороши,

Частичка Вашей в них души.

Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошел прекрасный наш поэт,

Он гений в этом спору нет.

Как вы думаете, ребята, кому посвящены эти строки?

А почему вы так думаете?

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник,

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо — к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. Таков был солнечный гений Пушкин. (портрет Пушкина)

3. Целеполагание

Сегодня мы продолжаем знакомство с чудесным, необыкновенным миром сказочных образов А. С. Пушкина.

Как вы считаете, что нам нужно делать на уроке, чтобы многому научиться?

Мы должны…

— Дети: ответы учащихся. Молодцы! /карточки вывешиваются надоску/

4.Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Работа по развитию артикуляционного аппарата и речи учащихся.

А теперь посмотрите на доску?/ На доске изображение двери с замком/.

Сказка начинается,

Двери открываются.

Но на дверях висит замок. Для того, чтобы его открыть, необхо­димо обратиться к нему, используя вежливые слова. Наша речь при этом должна быть чистой, красивой, выразительной. А для этого давайте потренируем наш язычок.

Фонетическая зарядка. Р

— (Дети читают хором в полголоса)

Рыбке рак ни друг, ни враг

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

— А теперь наш язычок готов произнести вежливые слова, чтобы открыть замочек.

-Дети: Уважаемый, замочек, откройся пожалуйста! и т . д .

-Молодцы! Двери открываются и встречает нас сказочная страна Лукоморье, созданная Пушкиным. Мы с вами изучали это произведение на уроке литературного чтения. Давайте вспомним, что такое «лукоморье» — это «морской залив». /ответы детей/

А в морском заливе нас ждут рыбки.

Эти рыбки-непростые

Постепенно возникая

Говорят они с тобой!

Числа все поставить надо

Друг за другом в четкий строй.

Ваша задача расставить карточки в порядке возрастания, чтобы узнать, что там зашифровали рыбки,

/Числа (Сказка) 15, (о) 30,(рыбаке) 36, (и) 50 ,(рыбке) 100

ученик ставит числа в порядке возрастания./

-Дети читают: «Сказка о рыбаке и рыбке» (звучит аудиозапись «Шум моря»)

— А теперь сядьте поудобнее, закройте глазки и подумайте о чем сегодня мы будем говорить на уроке, что нового узнаем, чему учиться? /ответы детей/

5. Открытие новых знаний

(звучат фанфары и мигает надпись «внимание!» на доске)

-Внимание! «Новости страны Читайка» несут интересную информацию, а представят нам их репортер класса Соколова Вероника:

Ученик-репортер: — Уважаемые слушатели, «Сказка о рыбаке и рыбке» была написана 14 октября 1833 г. Сюжет заимствован из сборника немецких сказок братьев Гримм. Только там чудесным помощником героя служит рыба камбала , которой был заколдованный принц, а в сказке Пушкина — это золотая рыбка.

Что нового вы узнали из этой информации?

Ответы детей: Сюжет взят из немецкой сказки, но сказка Пушкина получилась такой русской.

Кто воспитал в Пушкине народные чувства?

— 1 ученик:

Он няню мамой называл,

Он называл ее голубкой.

В уютной няниной избушке

И слушал, слушал няню Пушкин,

Катилась сказка как клубок.

— 2 ученик:

Смеялся Пушкин, говоря:

’’Какая прелесть эти сказки!»

А ночь текла к своей развязке,

За вьюгой брезжила заря.

-Молодцы. Ребята. Мне очень бы хотелось, чтобы вы любили сказки,так же как и А,С, Пушкин.

Электронная физминутка (Золотая рыбка)

— Спасибо! Ребята, а теперь давайте вспомним сказки Пушкина. Возьмите карточки красного, желтого и зеленого цвета в руки. /на электронной доске слайды с вопросом,где нужно найти один ответ/

1. Три девицы под окном

 Пряли поздно вечерком.   (« Сказка  о царе  Салтане»)

2.Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник

Где найти  такого

Служителя не слишком дорогого?   (« Сказка о попе и о работнике его Балде»)

3.Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?  ( « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

-Сказки вы знаете, но давайте познакомимся с новой сказкой великого сказочника А.С.Пушкина.

Прослушивание аудиозаписи 1 части сказки.

— Сядьте удобно, слушайте внимательно и постарайтесь запомнить не только отрывок из сказке, но и незнакомые слова, если они вам встретятся.

— Вы прослушали отрывок из сказки, что вы узнали? Кто герои сказки? Какие незнакомые слова вы услыхали? /ответы учащихся/

/на доску вывешиваются новые слова, а так же на слайдах появляется их толкование/

Ветхая землянка — дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод — сеть рыболовная.

Пряла пряжу – скручивала волокна и делала нити.

Молвить – сказать.

Старче – старик.

Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Физминутка «Рыбки»

Рыбки плавали, ныряли (волнообразные вертикальные движения ладошками)

И плескались на воде (волнообразные  горизонтальные движения ладошками)

      То сойдутся, разойдутся, ( горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения)

То зароются в песке.(приседают с  круговыми движениями ладоней)

Физминутка для глаз

Работа над 2 и 3 частью произведения стр.91-93

Мы продолжаем чтение сказки, а помогать мне будете вы, мои ученики. Будем читать по цепочке, а для этого нужно быть всем внимательными и следить за чтением товарища и постараемся запомнить незнакомые слова, если они нам встретятся при чтении.

Что сейчас вы узнали нового?

Какие новые слова вам встретились?

Найдите в Словарике учебника на стр214 значение этих слов. /ответы учащихся/

Простофиля – неумный человек, разиня.

Давайте ответим на вопрос №1 стр.100. Каким в сказке показан старик, а какой старуха? /ответы обучающихся/

Поднимите свои красивые глазки на доску, прочитайте пословицу про себя.

-Как вы думаете, к какому из героев сказки она подходит? Почему?

Жадность — что река: чем дальше, тем шире.

6.Заключительный этап.

Итог урока.

— Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»

-А какой урок мы возьмем из этой сказки?

-А еще, ребята, когда человек жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не достигнет, он останется у разбитого корыта.

-Сейчас каждый из вас побудет рыбаком из сказки Пушкина и выловит свою рыбку с домашним заданием. /прохожу с аквариумом и каждый из учеников вылавливает рыбку с пословицами:

Лишнее пожелаешь — последнее потеряешь.

Бездонной кадки водою не наполнишь.

Поклон – что дуга; отказ – что шест./

— Молодцы. Рыбаки из вас отличные, а вот дома нужно будет прочитать еще раз отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» АС Пушкина на стр.90-93 и на выбор: соотнести пословицу на рыбке с героем из сказки, найти слова в тексте подтверждающие пословицу или нарисовать рисунок к этой пословице.

Оценивание обучающихся.

— Ребята, а как называется сказка, с которой мы знакомились на уроке? Кто автор этой сказки? Достигли ли мы поставленных целей на уроке?

-Вы сегодня все молодцы, но я бы хотела отметить…./ раздаю портрет Пушкина, в виде монеты с отметкой 5, 4,3/

7 .Рефлексия.

— Наш необычный и сказочный урок подходит к концу. Ребята, а с каким настроением вы заканчиваете урок? /смайлы/ Почему?

— Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами!

На этом наш урок окончен. Спасибо вам за урок и нашим гостям.

Пусть каждый день и каждый час

Вам нового добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№2»

г.о.Ивантеевка Московской области

 

Открытый урок литературного чтения

 

Тема урока: «Знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
 

Подготовила: Саликова Кристина Сергеевна,

учитель начальных классов

Класс: 2 «Д»

Место проведения: МБОУ «СОШ№2», кабинет 303

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *