Умк расшифровка аббревиатуры – Учебно-методический материал по теме: Учебно-методический комплект или комплекс? | скачать бесплатно
это учебно-методический комплекс. Школьная программа
УМК — это комплекс учебной, методической, нормативной документации, средств контроля и обучения, которые нужны для обеспечения качественной реализации основных и дополнительных программ.
После разработки учебно-методического комплекса осуществляется его апробация в учебной деятельности. В случае необходимости в УМК ФГОС вносят коррективы.
Компоненты
Среди составных частей учебно-методического комплекса выделяют:
- логическое изложение материала образовательной программы;
- применение современных методов и технических приспособлений, которые позволяют учащимся в полной мере усваивать учебный материал, отрабатывать практические навыки;
- соответствие научным сведениям в конкретной области;
- обеспечение связи между разными предметными дисциплинами;
- простота применения учащимися и педагогами.
УМК — это готовый комплекс пособий и тетрадей, которые использует в своей профессиональной деятельности современный педагог.
В настоящее время в нашей стране есть две системы обучения: развивающая и традиционная.
Классические варианты
Традиционная школьная программа:
- «Планета знаний».
- «Школа России».
- «Перспектива».
- «Школа 2000».
- «Начальная школа 21 века».
Развивающие варианты
Например, школьная программа Д.Б. Эльконина и Л. В. Занкова является типичным примером развивающего обучения. Данные материалы стали востребованными в начальной школе после того, как в отечественное образование были введены федеральные образовательные стандарты нового поколения.
«Школа России»
Проанализируем некоторые варианты УМК. Начальная школа при традиционной программе использует комплекс под редакцией А. Плешакова (издательство «Просвещение»).
Автор подчеркивает, что его система разработана для России. Основное предназначение данного УМК – это развитие у школьников познавательного интереса к историческим и культурным корням своего народа. Программа предполагает тщательную отработку навыков основной учебной деятельности: письма, счета, чтения. Только при их постоянном оттачивании и совершенствовании можно рассчитывать на успешность ребенка на средней ступени обучения.
Курс В. Г. Горецкого, Л. А. Виноградовой направлен на развитие коммуникативных навыков и грамоты. Данный УМК — это комплект, который отвечает всем современным требованиям ФГОС в начальной школе.
В процессе обучение малышей грамоте педагог ведет целенаправленную работу по совершенствованию фонетического слуха, обучению письму и чтению, увеличению и конкретизации представлений учеников об окружающей реальности. Например, УМК по русскому языку состоит из «Русской азбуки» и двух видов прописей:
- Пропись Н. А. Федосовой и В. Г. Горецкого;
- «Чудо-пропись» В. А. Илюхиной.
В качестве отличительных характеристик данных пособий отметим не только возможность формирования навыков каллиграфического, грамотного письма, но и их коррекция на различных этапах обучения и в разных возрастных категориях.
Комплекс по математике
С целью развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста были внесены изменения в УМК по математике. Существенно модернизировали тематику задач, ввели геометрический материал. Кроме того, появились задачи, которые позволяют развивать логическое мышление и творческую фантазию детей.
Существенное значение уделяется анализу, сравнению, сопоставлению и противопоставлению понятий, поиску отличий и сходств в анализируемых фактах. В комплект включены учебные пособия и книги нового поколения, которые в полной мере отвечают требованиям стандартов второго поколения.
Выпусков УМК «Школа России» занимается издательство «Просвещение». В составе данного комплекта книги Горецкого, Плешакова, Моро и других авторов:
- азбука;
- русский язык;
- литературное чтение;
- английский язык;
- немецкий язык;
- математика;
- окружающий мир;
- информатика;
- основы духовно-нравственных культур народов России;
- музыка;
- изобразительное искусство;
- физическая культура;
- технология.
УМК «Перспектива» под редакцией Л. Ф. Климановой
Выпускается этот учебно-методический комплекс с 2006 года. В его составе учебники по следующим дисциплинам:
- русский язык;
- обучение грамоте;
- математика;
- технология;
- окружающий мир;
- литературное чтение.
Создан этот УМК на концептуальной базе, которая отражает все современные достижения в сфере педагогики и психологии. При этом сохранена связь с классическим школьным российским образованием. УМК гарантирует доступность знаний и полное усвоение программного материала, способствует всестороннему развитию учеников начальных классов, в полной мере учитывает возрастные особенности детей, их потребности и интересы.
Отдельное внимание в учебно-методическом комплексе «Перспектива» уделяется формированию нравственных и духовных ценностей, ознакомлению подрастающего поколения с культурным и историческим наследием России и других стран мира. В учебниках ребятам предлагаются задания для групповой, парной и самостоятельной работы, для проектной деятельности.
Есть и материалы, которые вполне можно исподбзовать для внеурочной и внеклассной деятельности.
В УМК разработана удобная система навигации для родителей, учеников и педагогов, помогающая работать с предлагаемой информацией, организовывать последовательность действий, планировать самостоятельную домашнюю работу, формировать навыки саморазвития и самосовершенствования.
Обучение грамоте имеет духовно-нравственную и коммуникативно-познавательную направленность. Основной целью курса является формирование навыков письма, чтения, речи. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений.
Заключение
Для повышения эффективности новой обучающей системы ее разработчики подбирали материал в соответствии с особенностями познавательных интересов учеников начальных классов. Именно поэтому в книгах так много занимательных и игровых упражнений, представлены разные коммуникативно-речевые ситуации.
Инновационные учебно-методические комплексы, разработанные для начальной школы, в полной мере способствуют выполнению педагогами задач, поставленных перед ними обществом.
Российские учителя, вооружившись современными техническими средствами, наглядными пособиями, комплектами учебников, сборниками заданий и упражнений, осуществляют планомерную работу по формированию гармонически развитой личности, у которой не появится проблем с социализацией.
Специальные учебно-методические комплексы в рамках федеральных стандартов нового поколения разработаны для каждой учебной дисциплины, изучаемой на средней и старшей ступени обучения. Их разработчики учли не только возрастные особенности школьников, но и новые достижения науки.
fb.ru
Учебно-методический комплекс — это что такое? :: SYL.ru
Учебно-методический комплекс — это литература, наглядные пособия, иные средства по определенной дисциплине. Что может входить в него? В учебно-методический комплекс программы входят: книги для чтения, хрестоматии, пособия, сборники задач, статьи, монографии. Кроме того, сюда можно отнести также поурочные пособия, которые позволяют педагогу развивать индивидуальные особенности школьников.
Разновидности
Учебно-методический комплекс по истории предполагает как тематические, так и поурочные разработки. Например, в зависимости от уровня знаний и навыков обучающихся подбираются определенные задания, упражнения для каждого ученика. Для школьников с высокой мотивацией педагог готовит задания в виде сочинений-рассуждений (эссе), при выполнении которых у ребят есть возможность продемонстрировать учителю личную позицию по отношению к рассматриваемому историческому периоду, эпохе.
Пособия по курсу педагог применяет с целью сокращения времени на подготовку к занятиям, что актуально при высокой недельной нагрузке. Такие сборники востребованы у начинающих педагогов.
Школьный учебник
Учебно-методический комплекс дисциплины школьного курса сложно представить без книги. В настоящее время школьный учебник составляется с учетом возрастных особенностей детей, уровня углубленности в определенную научную область.
Выделим основные функции, которые выполняет это методическое пособие:
- раскрывает основное содержание образования, содержит объем материала на отдельное занятие с учетом возрастных особенностей;
- гарантирует последовательность изложения материала, предполагает его систематизацию;
- упрощает процесс усвоения и закрепления знаний;
- позволяет реализовывать воспитательные цели обучения определенной учебной дисциплине.
Электронный учебно-методический комплекс стал отличной альтернативой традиционным бумажным материалам. Им может воспользоваться не только педагог, но и обучающийся.
Структура учебников
В учебнике представлен текст, определяемый системой отбора конкретных фактов. Например, в школьном курсе химии 8 класса в книгу автор включает материал, связанный с неорганическими веществами, их свойствами, превращениями. Содержание подразделяют на главы, разделы, отдельные параграфы. Между ними должна соблюдаться логика и последовательность, плавный переход от простых фактов к сложному материалу.
Учебник делится на теоретический (основной) материал, справочную информацию, комментарии и примечания.
За основу текста берут информацию о наиболее важных понятиях и идеях, теориях, видах деятельности.
Сложность текста книги может быть языковой, логической, а также предметной. Например, историческое содержание связано с многочисленными терминами, понятиями, теоретическими выводами.
В качестве внетекстовых компонентов учебника вступают иллюстрации, задания и вопросы, различные документы, а также определенные указатели. Например, в курсе истории с помощью схем представлены образы прошлого: битвы, сражения, крепости.
Основной частью методического аппарата школьного учебника являются задания и вопросы к предлагаемым параграфам.
С их помощью учащиеся сознательно и глубоко усваивают содержание учебной дисциплины, а педагог получает возможность раскрывать содержание книги средствами знаковой и образной наглядности.
При оценке качества учебников эксперты используют определенные критерии:
- его соответствие современным требованиям системы образования;
- отражение в нем ценностей общества;
- научность подходов к указанию фактов;
- предоставление с разных точек зрения определенных фактов;
- соответствие содержания требования программы по данной учебной дисциплине;
- качество научной базы;
- соотношение содержания и стиля изложения с возрастными особенностями учащихся;
- методическая ценность книги, сочетаемость ее с другими пособиями.
Так как учебно-методический комплекс — это база для осуществления модернизации российского образования, на его целостность и системность обращается пристальное внимание.
Например, в педагогической практике появился перечень Федеральный учебников, в который включены только те материалы, которые в полной мере подходят под требования ФГОС второго поколения.
Отличительные параметры учебников нового поколения
Например, для книги по истории в рамках новых требований можно отметить:
- использование культурологического и цивилизационного подхода;
- использование образной системы;
- информационная насыщенность;
- выразительность и яркость изложения основного материала;
- придание дополнительным текстам статуса полноценного информационного источника;
- ценностные акценты текста;
- формирование новых видов заданий и вопросов.
Специфика учебников нового поколения
Основы учебно-методического комплекса заложены в виде логической связи понятий, внутренней преемственности между учебниками одной предметно-методической линии. Это способствует лучшему понимают и осознанию содержания книги. Например, в химии с 8 по 11 класс используется комплект О. С. Габриеляна. Помимо учебников, его учебно-методический комплекс — это совокупность сборников задач и упражнений, пособий для проведения практических и лабораторных работ, а также настольная книга для педагога. Чем отличаются обновленные школьные учебники? Так как учебно-методический комплекс — это совокупность разных сборников, задания, предлагаемые в сборнике для лабораторных работ, перекликаются с основным материалом, излагаемым по данной проблеме в учебнике.
Изучаемый материал предлагается на примерах, понятных и доступных современным школьникам, что положительно отражается на формировании поисковых навыков, совершенствования саморазвития и самовоспитания.
Практическая ценность
Задачник по физике, химии, биологии, который входит в учебно-методический комплекс, направлен на осмысление особенностей окружающего мира, использование теоретических знаний в практической деятельности.
Учебно-методический комплекс специальности предполагает не только основной, но и дополнительный материал, привлечение разнообразных интернет-ресурсов.
Специфика методического аппарата
Его можно считать ключом для применения информации, включенной в основные пособия. В таком аппарате должны содержаться элементы, мотивирующие школьников на освоение нового учебного материала. Они помогают ребятам выделять цель работы, ставить перед собой конкретные задачи, обобщать результаты, делать выводы. Справочный материал, содержащийся в учебно-методическом комплекте по любой дисциплине, способствует формированию навыков научного поиска.
Задания творческой направленности позволяют отрабатывать теоретические основы в реальной жизни.
Для учителя химии
В учебно-методический комплекс школы входят материалы по разным учебным дисциплинам. Для того чтобы понять, чем должен пользоваться современный педагог, чтобы в полной мере выполнять требования Министерства образования и запросы государства, рассмотрим учебно-методический комплект по химии. В базовом курсе в настоящее время используется несколько методических линий. Наиболее распространенной является комплект О. С. Габриеляна.
Помимо учебника, составленного с учетом возрастных особенностей для 8-х, 9-х, 10-х, 11-х классов, автором создана настольная книга для учителя химии. В таком пособии подробно рассмотрены наиболее сложные разделы, даны рекомендации по методике обучения им школьников.
В качестве дополнительной литературы педагог использует книгу для внеклассного чтения, в которой изложены биографии великих химиков, факты открытия новых элементов, создании важных научных теорий.
Для отработки практических навыков О. С. Габриеляном разработано пособие для проведения практических работ и лабораторных экспериментов. Подготовку к выпускному экзамену по химии ребята вместе с педагогом могут вести, вооружившись сборником задач, в который включены все основные задания, предлагаемые старшеклассникам на ЕГЭ.
О. С. Габриелян разработал методический комплект и для профильного обучения химии, изначально включив в учебник задания второго уровня сложности из тестов ЕГЭ.
Инновации в методических материалах
После модернизации российского образования практически во всех учебных предметах появились полные предметные линии.
Среди новшеств отметим включение в учебные пособия заданий творческого характера, позволяющих развивать универсальные учебные навыки школьников.
К примеру, в истории и обществознании появилась рубрикация текста, стали выделять ключевые понятия и главные мысли. Подобные новшества способствуют формированию навыков выделения важнейшей информации, ее обобщения.
Значимость вертикали школьных книг
Завершенная предметная линия позволяет выстраивать учебный курс по мере повышения его сложности. Методологическое единство, целостность содержательной линии — это база для работы педагога в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.
Существенное количество иллюстраций, схем, графиков способствует формированию наблюдательности, осмыслению теоретического материала, рассматриваемого на уроке.
Заключение
Учебно-методический комплекс является мощным инструментов в деятельности современного учителя, направленной на формирование в подрастающем поколении навыков поисковой и исследовательской деятельности. В связи с тем, что в настоящее время в образовательных учреждениях применяют информационные технологии, многие учебные пособия, справочные материалы, сборники задач предлагаются не только в бумажном, но и в электронном виде. Развивающие диски, содержащие творческие задания, помогают педагогам развивать познавательный интерес к преподаваемому предмету.
www.syl.ru
Учебно-методический комплект — это… Что такое Учебно-методический комплект?
- Учебно-методический комплект
«…учебно-методический комплект — совокупность учебных и учебно-методических материалов, обеспечивающих полноценное знаниевое и компетентностное изучение и качественное преподавание учебной дисциплины; включает, как правило, учебник, рабочую тетрадь для учащегося, атласы, карты, альбомы с иллюстративным материалом, учебно-методическое пособие для преподавателя по содержанию и методике преподавания конкретных разделов и тем, а также обеспечивает межпредметные связи изучаемого курса с другими учебными предметами…»
Источник:
» Модельный закон об учебной литературе (об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области издания учебной литературы и обеспечения ее доступности)»
(Принят в г. Санкт-Петербурге 03.12.2009 Постановлением 33-6 на 33-ем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)
Официальная терминология. Академик.ру. 2012.
- Учебно-материальная база Вооруженных Сил РФ приказарменная
- Учебно-методическое объединение высших учебных заведений РФ
Смотреть что такое «Учебно-методический комплект» в других словарях:
Прутцков, Григорий Владимирович — Григорий Владимирович Прутцков (родился 4 июня 1970 года в Москве) российский журналист и педагог, доцент факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Содержание 1 Биография 1.1 Образование … Википедия
УМК — Украинская металлургическая корпорация ЗАО Киев, организация, Украина Источник: http://www.context ua.com/articles/infoagency/21593.html УМК углубленный медицинский контроль мед. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка … Словарь сокращений и аббревиатур
Вятская средняя школа (Некрасовский район) — Вятская средняя школа, МОУ Вятская СОШ среднее общеобразовательное учреждение, расположенное в селе Вятское Некрасовского муниципального района Ярославской области. Содержание 1 История 2 Современное состояние 3 Знаменитые выпускники … Википедия
Вятская средняя школа (Некрасовский район Ярославской области) — МОУ Вятская средняя общеобразовательная школа … Википедия
Вятская школа (Некрасовский район) — МОУ Вятская средняя общеобразовательная школа … Википедия
КуМир (система программирования) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кумир. КуМир … Википедия
Цензура в СССР — Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам … Википедия
Кудрявцев, Лев Дмитриевич
Кудрявцев, Лев — Кудрявцев Лев Дмитриевич Дата рождения: 25 марта 1923 Место рождения: Москва, РСФСР, СССР Гражданство … Википедия
Кудрявцев Лев Дмитриевич — Дата рождения: 25 марта 1923 Место рождения: Москва, РСФСР, СССР Гражданство … Википедия
official.academic.ru
УМК — это… Что такое УМК?
УМК НП — учебно методический комплект нового поколения образование и наука Источник: http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/svyazali nanoset … Словарь сокращений и аббревиатур
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС — (УМК) совокупность всех учебно методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т. д.), представляющих собой проект системного описания учебно воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике;… … Профессиональное образование. Словарь
Список литературы по курсу «Основы православной культуры» — Официальным учебником по курсу Основы православной культуры (ОПК) является учебник, подготовленный протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято Тихоновским гуманитарным университетом подготовлено методическое пособие для учителей. Кураев А … Википедия
Учебно-методический комплекс — (УМК) дисциплины стандартное название для совокупности учебно методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины. УМК должен включать полную информацию,… … Википедия
МОУ СОШ № 16 (Дзержинск) — Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 поселка Горбатовка Основана: 1939 Директор: Миронова Татьяна Витальевна Тип … Википедия
ОЧКО — Быть на очке. Жарг. мол. Бояться чего л. Максимов, 52. Втирать/ втереть очки кому. Прост. Обманывать кого л., представить что л. в выгодном свете. ФСРЯ, 307; ШЗФ 2001, 49; ЗС 1996, 48, 221, 319, 367; БТС, 772; БМС 1998, 427; Янин 2003, 76; Грачев … Большой словарь русских поговорок
ДУНЬКА — Кулакова. Жарг. угол., мол. Шутл. ирон. Об онанизме. Елистратов 1994, 123; ТСУЖ, 51; УМК, 80; ББИ, 72; Росси 1, 106; Балдаев 1, 117. Дунька Кулакова приходит к кому. Жарг. мол. Шутл. ирон. О человеке, занимающемся онанизмом. Никитина 1998, 119.… … Большой словарь русских поговорок
СЕАНС — Давать/ дать сеанс (сеансы). 1. Жарг. угол., арест. Совершить половой акт (как правило – с пьяной женщиной) на виду у собравшихся. Балдаев 2, 33; ББИ, 220. 2. Жарг. простит. Заниматься проституцией. Грачев 1997, 221. Ловить (крутить) сеанс. Жарг … Большой словарь русских поговорок
СЕЙФ — Брать/ взять (взломать) лохматый сейф. Жарг. угол., мол. Изнасиловать кого л. ТСУЖ, 100; Флг., 176; УМК, 93; Мокиенко, Никитина 2003, 298. Поиметь сейф. Жарг. мол. шутл. Лишить кого л. девственности. Максимов, 324. Лохматый (лохмушкин) сейф. Жарг … Большой словарь русских поговорок
sokrasheniya.academic.ru
Методические рекомендации по составлению учебно-методического комплекса темы (УМК)
Разделы: Администрирование школы
1. Учебно-методический комплекс темы
УМК — учебно-методический комплекс представляет собой систему дидактических средств обучения по теме создаваемую в целях наиболее полной реализации образовательных и воспитательных задач, сформированных программой по данной дисциплине.
Цель создания УМК — обеспечить качественное методическое оснащение учебно-воспитательного процесса.
Структура учебно-методического, комплекса:
1. Титульный лист (наименование образовательного учреждения, заглавие: учебно-методический комплекс, тема, специальность, дисциплина, количество часов, ФИО преподавателя).
2. Содержание УМК темы
2.1. Технологическая карта занятия
2.2. Требования из примерной (рабочей) программы к представлениям, знаниям, умениям по теме.
2.3. Тезисы лекций (для теоретического занятия) или методические разработки для преподавателя.
2.4. Методическая разработка для студента.
2.5. Методическое пособие для самоподготовки студента.
2.6. Дидактический, иллюстративный и раздаточный материал по теме.
2.7. Средства контроля знаний (тестовые задания, слепые графы логической структуры, ситуационные задачи и др.)
2.8. Глоссарий по теме.
2.9. Литература для подготовки (основная, дополнительная).
2.10. Вопросы для самоподготовки по теме.
2. Технологическая карта учебного занятия.
План учебного занятия (технологическая карта учебного занятия) — документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них прочных знаний, умений и навыков.
Поурочный план занятия необходим каждому педагогу, независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он на основе содержания рабочей программы учебной дисциплины. Преподаватель на основе мыслительного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего занятия, его мысленное проигрывание, разрабатывает своеобразный сценарий своих действий и действий обучаемых в их единстве.
План учебного занятия (технологическая карта) — это начало творческого поиска, средства эффективности урока, реализация замысла педагога, фундамент вдохновения и талантливой импровизации. В нем отражается тема и цель учебного занятия с конкретизацией его дидактических задач, краткое содержание материала, изучаемого на уроке, определяются форма организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, методы, средства обучения, система заданий и задач, в ходе выполнения которых успешно будет осуществляться актуализация ранее усвоенных опорных знаний и способов деятельности, формирование новых научных понятий и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция от незнания к знанию, от неумения к умению совершать на этом пути необходимые и достаточные познавательные и практические действия при решении запланированных на уроке учебно-познавательных и практических задач.
3. Постановка цели занятия.
Определение конкретной цели обучения является принципиальным моментом в организации учебного процесса. Знания и умения — это одна и та же деятельность, но существующая в разных формах. Поэтому нельзя «знать», но не «уметь», и наоборот. Если не определить цель занятия, то нельзя точно определить объем учебного материала, форму, этапы его представления студентам.
Цель как мотив мобилизует желание ученика добиться результата. При отсутствии цели любая деятельность становится пустым времяпровождением.
Цель учебная — это не название темы урока. Это четкое и ясное описание дела для учащихся.
Сформулируйте конкретную цель урока.
- Цель урока еще не становится целью для ученика. Он должен не только понять цель, но и принять ее, сделать целью соей деятельности.
- Цель показывает чему ученик должен научиться, видеть, где он может использовать эти знания или умения.
- Цель объясняет ученику, что он изучает, зачем работает.
- Цель позволяет проводить опрос с позиции достижения целей учеником.
Цель концентрирует внимание ученика на уроке.
В начале цель формируется в общих терминах, а далее конкретизируется описанием нужных действий и образцов поведения.
Понятные и принятые учениками образцы поведения, учебных действий будут активно ими выполняться.
Цели урока:
1. Варианты конструирования образовательных целей:
1.1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных).
- Изучить;
- Раскрыть;
- Ознакомить;
- Отработать навыки самостоятельной работы;
- Научить работать с самостоятельной литературой;
- Составлять схемы.
1.2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.
1.3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.
1.4. Способствовать осознанию основного технологического материала.
1.5. Способствовать формированию представлений о…
1.6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.
1.7. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:
- Раскрыть причины…
- Выяснить последствия…
1.8. Способствовать пониманию закономерности..,
- Создать условия для выявления взаимосвязи между…
- Способствовать пониманию зависимости между…
2. Варианты конструирования развивающих целей:
2.1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).
2.2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).
2.3. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).
2.4. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений).
2.5. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
2.6. Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти.
2.7. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
3. Варианты конструирования воспитательных целей:
3.1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.
3.2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
3. Организационный момент.
- Приветствие;
- Проверка явки учащихся;
- Заполнение учителем классного журнала;
- Проверка готовности учащихся к уроку;
- Настрой учащихся на работу;
- Доведение до учащихся плана урока.
4. Мотивация учебной деятельности.
Мотивация — это процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешние заданные цели деятельности во внутренние потребности личности. Так как мотивация — это как бы внутренняя движущая сила действий и поступков личности, педагоги стремятся управлять ею и учитывать ее в построении учебного процесса. Показ обучающимся тех реальных производственных условий и задач, в которых им необходимо будет использовать знания по изучаемой теме, показ профессиональной направленности, в обучении создают у обучающихся повышенное внимание к предмету. Мотивация является одним из необходимых условий активного включения обучающегося в познавательную деятельность, поэтому ее созданию уделяется пристальное внимание психологов и педагогов. Одной из наиболее простых методик усиления мотивации является создание потребностей в учебе через интерес. В связи с этим мотивационное введение должно вызвать у студентов познавательно-профессиональный интерес к работе и явиться стимулом активной, целенаправленной деятельности.
Преподаватель подчеркивает практическую значимость, актуальность темы, отражает региональный компонент.
5. Самостоятельная работа студентов.
Самостоятельная работа прежде всего завершает задачи всех других видов учебной работы. Никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием человека. Помимо практической важности, самостоятельная работа имеет большое воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность определенных умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста.
Самостоятельная работа может входить как главный элемент в структуру лабораторного или практического занятия, а может выступать как организационная форма обучения.
Самостоятельная работа — это деятельность студентов в процессе обучения и во вне аудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.
Основой для самостоятельной работы является весь комплекс полученных студентами знаний. Самостоятельная работа тренирует волю, воспитывает работоспособность, внимание, культуру учебного труда.
Основными признаками самостоятельной работы студентов принято считать:
- Наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса и особого времени на их выполнение, решение.
- Проявление умственного напряжения обучаемых.
- Проявление сознательности, самостоятельности, активности студентов в процессе решения поставленных задач.
- Владение навыками самостоятельной работы.
- Осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью студента.
В самостоятельной работе студентов по решению познавательных задач всегда присутствуют элементы управления и самоуправления данной деятельности.
Самостоятельность обучаемых проявляется по-разному: от простого воспроизведения, выполнения задания по жесткому алгоритму и до творческой деятельности.
Владение навыками самостоятельной работы присуще далеко не всякому студенту, вместе с тем научить обучаемого учиться, научить самому добывать знания можно, лишь организуя его самостоятельную практическую деятельность.
Обязательная самостоятельная работа имеет разнообразные формы, чаще всего это различные домашние задания.
Домашняя работа может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закрепление, углубление, на формирование умений.
В зависимости от поставленной цели виды домашних заданий могут быть различны: чтение учебной литературы (основной, дополнительной, справочной), составление плана текста, конспектирование, составление сравнительных таблиц, графологических структур, решение задач, подготовка реферата, доклада, подготовка к конференции, олимпиаде, конкурсу, деловой игре, экзамену, зачету, контрольной работе и т.д.
Наряду с домашними заданиями, общими для всех студентов, могут применяться индивидуальные задания, предназначенные для студентов, проявляющих особый интерес к той или иной учебной дисциплине.
Педагогическое руководство внеаудиторной самостоятельной работой заключается в том, чтобы правильно определить объем и содержание домашнего задания.
Студентам важно знать и то, как следует выполнять эти задания, какими приемами и методами пользоваться, какова методика самостоятельной работы. Уместна демонстрация образцов выполненного задания.
Подлинному овладению знаниями, умениями и навыками способствует разработка преподавателем дидактических материалов по организации самостоятельной работы студентов. Дидактические материалы являются дополнением к стабильному учебнику. В них содержатся: система заданий, конкретные указания по выполнению умственных или практических действий, наблюдению явлений и фактов, воспроизведению уже знакомых явлений, выявлению существенных признаков, формулирование правил, составление графологических структур схем, сводных таблиц и т.д.
Разработка дидактического материала содействует интенсификации учебной деятельности всех студентов на всех этапах обучения.
Дидактические материалы могут быть оформлены по темам, разделам дисциплины и представлять собою рабочие тетради, которые предлагается использовать в дополнение к объяснению преподавателя и к работе студентов по учебнику.
Характерной особенностью рабочих тетрадей является то, что процесс выполнения заданий, а также результаты фиксируются тут же в тетрадях, что позволяет преподавателю контролировать ход мысли студента. Выполнение заданий может фиксироваться и в лекционных тетрадях, и в отдельных тетрадях по самоподготовке студентов. Эталоны ответов можно помешать в справочной части тетради для самопроверки выполнения заданий. Можно эталоны печатать на отдельных листах.
Использование дидактических материалов вносит полезное разнообразие в работу студентов, содействует активизации их внимания, повышению интереса к выполняемым заданиям.
6. Виды контроля.
В педагогической литературе выделяют следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный (периодический) и итоговый.
Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить походный уровень знаний и умений обучаемых. На основании этих данных преподаватель вносит коррективы в рабочие программы дисциплин.
Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения и является продолжением обучающей деятельности преподавателя. Текущий контроль позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала. Задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной работы студентов, активизация их
познавательной деятельности. Нельзя допускать большие интервалов в контроле каждого студента, в противном случае студенты перестают регулярно готовиться к занятиям.
Сочетание различных форм текущей проверка знаний позволяет активизировать воспроизводящую, познавательную деятельность студентов и исключает элемент случайности в оценке знаний.
Рубежный контроль позволяет определить качество изучения студентами учебного материала но разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут служит контрольные работы, компьютерное тестирование.
Педагогический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний, гак как проводится через продолжительный период времени.
Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения выявление степени овладения студентами системой знаний, умении и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.
Итоговый контроль осуществляется на семестровых, переводных и государственных экзаменах.
По результатам контроля выставляются оценки по пятибалльной системе.
Итоговые семестровые оценки по предметам, не выносимым на экзамены выставляются по результатам текущего и периодического контроля, но не являются средним арифметическим всех имеющихся оценок за этот период. Следует обращать особое внимание па результаты контроля, осуществляемого по основным вопросам учебной программы, по письменным и контрольным вопросам.
Формы проверки знаний.
В средних специальных учебных заведениях основными формами контроля знаний, умений и навыков студентов являются: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), письменная и практическая проверка, стандартизированный контроль и др.
Индивидуальный опрос — наиболее распространенный метод контроля знаний студентов. При устном опросе главное внимание сосредотачивается не только на простом воспроизведении фактов, но и на их объяснении и доказательстве,
Устный опрос должен производиться регулярно, чтобы стать важным фактором обучения и воспитания. Вопросы для устного опроса должны быть заранее подготовленными, продуманными, точными, недвусмысленными. Для такого опроса подбираются вопросы, требующие подробного изложения и разъяснения.
Кроме индивидуального, различают фронтальный и комбинированный опрос. Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Его достоинство в том, что в активную умственную работу вовлекаются все студенты группы.
Для фронтального опроса важна система вопросов. В них должна быть определенная последовательность, которая позволяет увидеть основные понятия, положения,
зависимости в учебном материале. Вопросы должны быть лаконичными, ответы — краткими. Чаще всего такая проверка используется для контроля знаний, подлежащих обязательному запоминанию и усвоению правил, дат, количественных показателей, терминов:
Однако, фронтальный опрос не может быть основным видом проверки. В ходе его проверяется факт выполнения задания, но трудно установить полноту и глубину усвоения.
Чтобы вызвать познавательную активность студентов всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос, а также применять различные приемы активизации познавательной деятельности студентов (предлагают остальным проанализировать ответ товарища, дополнить его, задать вопросы отвечающему) остальным проанализировать ответ товарища, дополнить его, задать вопросы отвечающему).
Устный опрос требует больших затрат времени, кроме того, по одному вопросу нельзя проверить всех студентов. В целях рационального использования учебного времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими формами (письменный опрос но карточкам, выполнение заданий у доски и другие).
Письменная проверка является важнейшей формой контроля знаний, умений и навыков студента. Его применение дает возможность о, проверить усвоение учебного материала всеми студентами группы
Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными; диктанты, сочинения, решение задач, выполнение упражнений, расчетов, выписывание рецептов, ответы на вопросы:
Продолжительность письменных контрольных работ может быть различной.
После проверки и оценки контрольных письменных работ проводится анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки и причины, вызвавшие неудовлетворительные оценки.
Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Практическая проверка позволяет выявить, как студенты умеют применять полученные знания на практике, насколько они овладели необходимыми умениями. В процессе выявления профессиональных знаний студент обосновывает принятые решения, что позволяет установить уровень усвоения теоретических положений.
Наиболее широко эта форма используется при изучении специальных дисциплин, на лабораторных и практических занятиях, при прохож
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai