cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Умк менеджмент – Учебно-методический комплекс по дисциплине менеджмент

УМК по дисциплине Менеджмент

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

города Москвы Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по

координации учебных программ и проектов

___________О.В. Фомина

«____»___________20 г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по координации учебных программ и проектов

_____________О.В. Фомина

«____»___________20 г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по

координации учебных программ и проектов

_____________О.В. Фомина

«____»____________20 г.

          

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2017-2018 уч.год ________________уч. год ____________________уч. год

по дисциплине ОП.01 Менеджмент

Составлен на основании рабочей программы, утвержденной заместителем директора по координации учебных программ и проектов Фоминой О.В. 31.08.2017 г.

Рассмотрен на заседании кафедры экономики и управления

от 31 августа 2017 года протокол № 1

от __________________протокол № _

от __________________протокол № _

Специальность/профессия 43.02.11 Гостиничный сервис

Преподаватель Ермолаева Н.Н.

курс

семестр

Максимальная учебная нагрузка (час.)

Внеаудиторная (самостоятельная) нагрузка (час)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (час.)

в том числе:

Кол-во обязательных контрольных работ по программе

Форма промежуточной аттестации

Занятия на уроках (час.)

Лабораторные работы (час.)

Практические занятия (час.)

Курсовое проектирование (час.)

1

I

90

35

55

44

11

зачет

II

65

25

40

16

24

зачет

Всего по дисциплине:

155

60

95

60

35

зачет

Заведующий кафедрой: Фролова М.В. /_________________________/

СОДЕРЖАНИЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Аудито

рных занятий

Внеауди

торной (самостоя

тельной работы)

Виды внеаудиторной (самостоятельной работы)

Основная и дополнитель-ная литература

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел 1. Теоретические основы менеджмента

12

10

1

Понятие менеджмента, его задачи и роль в развитии современного гостиничного дела

2

2

Урок изучения нового материала

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, составление схемы «Кольцо менеджмента»)

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент.

Конспекты

2

Эволюция концепций менеджмента.

2

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, составление таблицы «Эволюция менеджмента»)

Подготовить доклады: «Портреты величайших менеджеров (Ф.У. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд)».

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент.

Конспекты

3

Национальные особенности менеджмента

2

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, составление таблицы «Сравнительный анализ менеджмента в Японии и США»)

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент.

Конспекты

4

Сущность, характерные черты современного менеджмента

2

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, дополнение таблицы «Сравнительный анализ менеджмента в Японии и США» графой «Менеджмент в РФ» и ее заполнение)

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент.

Конспекты

5

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям)

2

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы)

Написать мини-сочинение «Каким должен быть современный менеджер?».

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент

Подготовка к практическому занятию

6

Практическое занятие №1: «Теоретические основы менеджмента»

2

Практическое занятие

Задания для проведения занятия.

Отчет

Раздел 2. Организация как система управления

8

2

7

Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

2

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Выполнение домашних заданий проработка конспектов занятий, учебной литературы)

Подготовить в виде таблицы конспект: «Основные организационно-правовые формы юридических лиц в РФ»

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент

Подготовка к практическому занятию

8

Практическое занятие №2: «Сравнительный анализ организационно-правовых форм в РФ в гостиничном деле»

2

Практическое занятие

Задания для проведения занятия.

Отчет

9

Организационная структура управления

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент

Подготовка к практическому занятию

10

Практическое занятие №3: «Построение и анализ организационных структур управления»

2

Практическое занятие

Задания для проведения занятия.

Отчет

Раздел 3. Внешняя и внутренняя среда организации

6

2

11

Характеристика внешней и внутренней среды организации.

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент.

Конспекты

12

Анализ внешней и внутренней среды организации.

2

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию)

Анализ кейса (внешняя и внутренняя среда) по вариантам.

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент

Подготовка к практическому занятию

13

Практическое занятие №4: «Анализ внешней и внутренней среды конкретной организации»

Практическое занятие

Задания для проведения занятия.

Отчет

Раздел 4. Функции и методы менеджмента

14

6

14

Цикл менеджмента.

2

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент.

Конспекты

15

Планирование в системе менеджмента.

2

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент

Подготовка к практическому занятию

16

Практическое занятие №5: «Составление и анализ планов предприятия»

2

Практическое занятие

Задания для проведения занятия.

Отчет

17

Контроль и его виды

2

Комбинированный урок

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент.

Конспекты

18

Практическое занятие №6: «Реализация функции контроля в организации»

2

Практическое занятие

Задания для проведения занятия.

Отчет

19

Система методов управления

2

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент

Подготовка к практическому занятию

20

Практическое занятие №7: «Анализ предпочтительности методов управления».

2

Практическое занятие

Задания для проведения занятия.

Отчет

Раздел 5. Стратегический менеджмент

12

6

21

Миссия и стратегия организации: сущность и характеристика

2

4

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент.

Конспекты

22

Сущность стратегического менеджмента: основные понятия, функции, принципы

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент

Подготовка к практическому занятию

23

Практическое занятие №8: «Стратегическое планирование на предприятии».

2

Практическое занятие

Задания для проведения занятия.

Отчет. Подготовка к практическому занятию

24

Практическое занятие №9: «Стратегический анализ. Расчет привлекательности фирм-заказчиков»

2

Практическое занятие

Задания для проведения занятия.

Отчет

25

Инновационный менеджмент

2

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Подготовить презентацию «Инновационный менеджмент»

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент

Подготовка к практическому занятию

26

Практическое занятие №10: «Инновации в организации (по отраслям)» (деловая игра)

2

Практическое занятие

Задания для проведения занятия.

Отчет

Раздел 6. Управление рисками в организации

6

4

27

Теоретические основы риск-менеджмента

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент.

Конспекты

28

Методика оценки рисков

2

4

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент

Подготовка к практическому занятию

29

Практическое занятие №11: «Управление рисками в конкретной организации»

2

Практическое занятие

Задания для проведения занятия.

Отчет

Раздел 7. Основы теории принятия управленческих решений

8

6

30

Сущность и классификация управленческих решений

2

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Подготовить доклад по теме «Виды управленческих решений»

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент.

Конспекты

31

Модели, процессы и методы принятия управленческих решений

2

4

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Подготовить доклад и презентацию «Модели принятия управленческих решений»

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент.

Конспекты

32

Правила принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент

Подготовка к практическому занятию

33

Практическое занятие №12: «Разработка и принятие управленческого решения»

2

Практическое занятие

Задания для проведения занятия.

Отчет

Раздел 8. Основы управления персоналом современной организации

10

8

34

Управление персоналом в современных социально-экономических условиях.

2

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию)

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент.

Конспекты

35

Место мотивации труда в современном управлении персоналом

2

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию)

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент

Подготовка к практическому занятию

36

Практическое занятие №13: «Анализ системы мотивации организации».

2

Практическое занятие

Задания для проведения занятия.

Отчет

37

Формы и методы подбора и отбора персонала.

2

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию)

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент.

Конспекты

38

Адаптация и обучение персонала.

2

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию)

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент.

Конспекты

39

Практическое занятие № 14 «Подбор персонала (деловая игра)».

2

Практическое занятие

Задания для проведения занятия.

Отчет

Раздел 9. Коммуникации в менеджменте

4

2

40

Информация и коммуникации в менеджменте.

2

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию)

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент

Подготовка к практическому занятию

41

Практическое занятие №15 «Анализ системы коммуникации в организации. Преграды и пути их устранения».

2

Практическое занятие

Задания для проведения занятия.

Раздел 10. Руководство и партнерство

4

4

42

Основы власти и влияния. Лидерство.

2

4

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Подготовить сообщение и презентацию по теме «Качества лидера»

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент

Подготовка к практическому занятию

43

Практическое занятие № 16 «Определение стиля руководства».

2

4

Практическое занятие

Задания для проведения занятия.

Отчет

Раздел 11. Управление конфликтами и стрессами. Психология менеджмента.

6

6

44

Конфликт: сущность, причины, классификация. Стрессы.

2

4

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Подготовить сообщение и презентацию по теме «Способы разрешения конфликтных ситуаций».

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент

45

Психология менеджмента

2

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент

Подготовка к практическому занятию

46

Практическая работа № 17 «Управление конфликтами в организации на основе знания индивидуально-типологических характеристик личности».

2

2

Практическое занятие

Задания для проведения занятия.

Выполнение домашних заданий (проработка конспектов занятий, учебной литературы, написание эссе «Портрет идеального руководителя», «Портрет идеального специалиста», «Портрет идеального подчиненного», подготовка к практическому занятию)

Отчет

Раздел 12. Этика делового общения и особенности менеджмента в профессиональной деятельности

4

4

47

Этика делового общения. Правила проведения деловых бесед, совещаний, телефонных переговоров

2

4

Комбинированный урок

Компьютер, медиапроектор. Презентация

Выполнение презентации по теме «Этика делового общения»

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент

Подготовка к практическому занятию

48

Практическое занятие № 18 «Этика делового общения и особенности менеджмента в сфере гостиничного дела»

1

Практическое занятие

Задания для проведения занятия.

Отчет

Итого:

95

60

Используемая литература

Основная

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И.

М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.

2

Менеджмент: учебник

Переверзев М.П., Шайденко Н.А.,

М.: ИНФРА-М, 2014. – 330с.

Дополнительная

Драчёва Е.Л., Юликов Л.И

М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 304 с.

2

Менеджмент. Практикум: Учеб. пособие

Набиев Р.А

М.: «Финансы и статистика», 2014. – 144 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Электронный ресурс «Менеджмент в России и за рубежом». Форма доступа: http://www.mevriz.ru/

  2. Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru

  3. Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа: www.ecsocman.edu.ru

infourok.ru

Основы менеджмента Учебно-методический комплекс

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

П.В.Шеметов, А.А.Бовин, Л.Е.Чередникова, В.В.Радионов

по специальности 061100 – «Менеджмент», направлению 521500 – «Менеджмент»

Шеметов П.В., Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Радионов В.В. Основы менеджмента: Учебно-методический комплекс/ НГАЭиУ, Новосибирск, 2004.

Учебно-методический комплекс представляет собой учебно-методическое обеспечение дисциплины «Основы менеджмента» и предназначен для студентов заочной формы обучения.

В данном УМК рассматриваются методология, принципы и методики эффективного управления современной организацией. Большое внимание уделено вопросам формирования систем управления организацией, функционирующей в сложной подвижной среде, учету в управленческих задачах социальных, психологических и культурологических аспектов в поведении людей в их совместной деятельности.

ОПД.Ф.01.ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями). Методологические основы менеджмента; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента; интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций и разработка решений; природа и состав функций менеджмента; стратегические и тактические планы в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента; мотивация деятельности в менеджменте; регулирование и контроль в системе менеджмента; динамика групп и лидерство в системе менеджмента; управление человеком и управление группой; руководство: власть и партнерство; стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера; конфликтность в менеджменте; факторы эффективности менеджмента.

ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. Природа управления и исторические тенденции его развития; условия и факторы возникновения и развития менеджмента; этапы и школы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента: возможное и вероятное.

Настоящая дисциплина имеет своей целью ознакомить студентов с основополагающими положениями и методами эффективного управления организациями и коллективами, а также методиками решения различных управленческих проблем.

Задачи изучения дисциплины состоят в формировании у студентов управленческого мышления, необходимых знаний и навыков для решения практических задач по планированию, организации, мотивации и контролю деятельности различных фирм, организаций, предприятий.

По окончании изучения дисциплины студент должен:

Тема

Требования к уровню подготовки студента (знания, умения навыки)

Виды учебных занятий, обеспечивающих заданный уровень подготовки

Тема 1.Управление в организации: основные понятия и определения

Знать роль и место менеджмента в системе экономических наук и практической деятельности

Лекции, семинарские занятия

Тема 2.Общая теория управления

Знать особенности современного менеджмента и принципы организации деятельности фирмы. Уметь использовать их на практике.

Лекции, семинарские, практические занятия

Тема 3.Методологические основы менеджмента

Знать закономерности управления социально-экономическими системами и уметь применять их на практике

Лекции, семинарские и практические занятия

Тема 4.Целенаправленность в управлении

Знать сущность подхода управления по целям, его значение. Уметь использовать методы формирования целей, иметь навыки решения практических задач.

Лекции, семинарские, практические занятия (деловые игры)

Тема 5.Планирование как функция менеджмента

Знать подходы и владеть навыками формирования миссии организации, основных целей, декомпозиции целей.

Лекции, семинарские практические занятия (ситуация)

Тема 6.Организация как функция менеджмента

Знать принципы специализации и разделения труда в аппарате управления организации; принципы построения организации и основные типы организационных структур, их преимущества и недостатки. Уметь создавать эффективные формы организации.

Лекции, семинарские, практические занятия (ситуация, деловая игра)

Тема 7.Функция руководства. Лидерство (стили руководства) в менеджменте

Знать концепции стилей руководства. Уметь определять эффективный стиль руководства в зависимости от ситуации и формы построения взаимоотношений с сотрудниками Иметь практические навыки управления рабочей группой.

Лекции, семинарские практические занятия (ситуация, деловая игра)

Тема 8.Координация деятельности в организации

Знать методы координации. Уметь организовывать процесс координации.

Лекции, практические занятия

Тема 9.Мотивация деятельности в менеджменте

Знать теории мотивации. Уметь использовать методы мотивации и иметь навыки проектирования систем стимулирования в организации.

Лекции, практические занятия (ситуация, деловая игра)

Тема 10.Регулирование и контроль в системе менеджмента

Знать методы контроля. Уметь применять их в зависимости от сферы деятельности. Иметь навыки контроля конкретных управленческих работ.

Лекции, практические занятия (ситуация)

Тема 11.Система методов управления

Знать методы управления. Уметь составлять необходимые комбинации методов управления и иметь навыки управления бизнес-процессами.

Лекции, практические занятия (деловая игра)

Тема 12.Моделирование ситуаций и разработка решений

Знать содержание процесса принятия и реализации управленческих решений. Уметь выявлять проблемы, определять критерии выбора вариантов решения, оценивать ограничения и обосновывать принимаемое решение. Иметь навыки решения стандартных практических задач.

Лекции, практические занятия (ситуация, деловая игра)

Тема 13.Коммуникационные процессы в организации

Знать принципы построения коммуникационных процессов в организации, этапы получения управленческой информации, формы делового общения в коллективе.

Уметь использовать нормативную, правовую информацию и справочный материал в своей профессиональной деятельности. Иметь навыки организации деловых коммуникаций.

Лекции, практические занятия (деловая игра)

Тема 14.Культура организации

Знать концепции организационной культуры и уметь соотносить типы организации с организационными культурами.

Лекции, семинарские занятия

Тема 15.Эффективность менеджмента

Знать факторы, определяющие эффективность деятельности организации и эффективность управления. Владеть навыками проведения оценки эффективности деятельности руководителей.

Лекции, практические занятия

Тема 16.Развитие теории и практики менеджмента

Знать историю менеджмента. Уметь определять актуальные направления развития менеджмента.

Лекции, семинарские занятия

studfiles.net

УМК Менеджмент | DocumentSite.net: сайт обмен документами

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ухтинский государственный технический университет

УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
_______________В.К. Хегай

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине

Менеджмент

для студентов очной и заочной формы обучения,
обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии
(топливно-энергетического комплекса)»

Ухта 2009

1. Дидактические единицы государственного образовательного стандарта дисциплины

Государственным образовательным стандартом специальности по дисциплине «Менеджмент» подразумевается обязательное изучение следующих понятий:

Потребность и необходимость управления в деятельности человека.
Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.
Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента.
Особенности российского менеджмента.
Интеграционные процессы в менеджменте.
Внешняя и внутренняя среда организации.
Факторы прямого и косвенного воздействия.
Системы менеджмента: функции и организационные структуры.
Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений.
Механизмы менеджмента: средства и методы управления.
Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления.
Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала.
Личность менеджера.
Лидерство и стиль управления.
Власть и партнерство.
Групповая динамика и разрешение конфликтов.
Формальное и неформальное управление.
Ресурсы, качество и эффективность управления.
Система информационного обеспечения управления.
Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента.

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ухтинский государственный технический университет

«УТВЕРЖДАЮ»
Первый проректор
___________В.К. Хегай
«____»_____________ 200 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине Менеджмент
наименование дисциплины
для специальности 080502 Экономика и управление на предприятии ТЭК (ДН / ЗАОЧ)
шифр и наименование специальности

факультет Экономики и управления
кафедра Экономики и управления на предприятии
курс III / III
семестр V / V

Лекции 34 / 12 (час) Экзамен V / V
семестр
Практические (семинарские)
занятия 34 / 6 (час) Зачет –
семестр
Лабораторные Индивидуальные
занятия – (час) консультации 4 / –
Курсовая работа 5 / 5
Контрольнаяработа – / 5
Самостоятельная
Всего часов 190 / 190 работа 118 / 172 (час)
Рабочая программа составлена в соответствии с ГОС ВПО по специальности 060800 Экономика и управление (по отраслям) от 17.03.2000, утв.зам. Мин. образования , и примерной рабочей программы дисциплины «Менеджмент» от 14.11.2000, утв. УМО в области производственного менеджмента
наименование примерной программы и дата утверждения

Индекс
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Пр.№1 от 02.09.2007

» 3 » сентября 2007

documentsite.net

Министерство образования и науки рф

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ

И УПРАВЛЕНИЯ имени К.Г.Разумовского

кафедра «Менеджмент»

Рассмотрено на заседании кафедры протокол № от 2011 г

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой _________/проф. Князев В.В./

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Менеджмент

Направление подготовки бакалавров 080100.62 – «Менеджмент»

все профили

формы обучения: очная, очно-заочная и заочная

курс: 1,2

Москва 2011 год

Авторы-составители:

Хомутинникова Т.В.

к.э.н., доцент

Учебно-методический комплекс МЕНЕДЖМЕНТ составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / ООП для направления 080100.62.

……………………………………………………………………………………………….

Согласования со смежными кафедрами:

Зав. кафедрой «Экономика и управление

народным хозяйством»

д.э.н., профессор Е.В. Минаева

Зав. кафедрой «Финансы и кредит»

д.э.н., профессор М.В. Воронина

Зав. библиотекой _______________ Королева Л.Я.

Содержание

1. Рабочая программа дисциплины «Менеджмент» 6

Таблица 6 23

Учебно-образовательные модули дисциплины и 23

междисциплинарные связи с последующими дисциплинами 23

8. Контроль и оценка результатов обучения 62

9.Материально-техническое или информационное обеспечение дисциплины 64

2. Практикум по дисциплине «Менеджмент» 65

3. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов 90

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 90

Тема 4. Внутренние переменные организации 93

Самостоятельная работа 9 94

Раздел 3. Групповая динамика 97

4. Методические рекомендации по проведению активных форм обучения 100

5. Тесты по дисциплине (обучающие, контролирующие) 101

6. Вопросы для подготовки к экзамену 115

7. Краткий курс лекций 116

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ 116

СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА 116

1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА. 116

Школа научного управления (1885 – 1920 гг.) 116

Административная (классическая) школа управления 117

(1920 – 1950 гг.) 117

Принципы Анри Файоля (с краткими пояснениями): 117

Школа человеческих отношений (1930 – 1950 гг.). Поведенческие науки (1950 г – по настоящее время) 118

Наука управления (исследование операций) или количественный подход (1950 г– по настоящее время) 119

1.2.СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 120

Процессный подход 121

Системный подход 121

Ситуационный подход 122

Комплексный подход 123

Интеграционный подход 123

Маркетинговый подход 123

Нормативный подход 124

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ: 125

Раздел 2. Организации и менеджмент 126

2.1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ 127

Ресурсы 127

Внутренние переменные организации 127

Цели 128

Структура 129

Задачи организации 129

Технологии 129

Люди 130

Зависимость от внешней среды 131

2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 131

Среда прямого воздействия. 131

Среда косвенного воздействия 133

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ 134

ТЕСТ ПО ТЕМЕ 134

РАЗДЕЛ 3. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА. 135

Уровни управления 135

Общая характеристика функций менеджмента 137

3.1. ПЛАНИРОВАНИЕ. 137

Стратегическое планирование 137

Организация (процесс организации) 146

Выбор структуры организации 146

Структуризация по внутренним признакам 148

Структуризация по внешнему признаку (адаптация к среде) 152

Организация взаимодействия и полномочия 154

3.3. МОТИВАЦИЯ 156

Мотивация как функция управления 156

Содержательные и процессуальные теории мотивации 158

3.4. КОНТРОЛЬ 161

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ: 163

ТЕСТ ПО ТЕМЕ: 163

РАЗДЕЛ 4. УПРАВЛЕНИЕ ЛЮДЬМИ 164

Формы властного влияния 168

Управленческие роли руководителей 171

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ: 173

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 174

Задание 2. 175

8. Карта обеспеченности студентов учебной и методической литературой 177

9. Модульно-рейтинговая система оценки результатов обучения 179

1. Рабочая программа дисциплины «Менеджмент»

1. Цели освоения дисциплины

Цель и задачи дисциплины «Менеджмент» определены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 080100  «Экономика».

Целью курса «Менеджмент» является получение студентами знаний, умений и представлений в области менеджмента, включая методологические основы и закономерности менеджмента, функции, методы, организационные структуры, организацию процессов, технику и технологию менеджмента в условиях рыночной экономики.

Информация, содержащаяся в данном учебного пособии, поможет получить системные знания и практические навыки, наличие которых позволит решить следующие задачи:

  • Исследовать тенденции в области управления предприятиями;

  • Учитывать в управленческой деятельности спрос потребности рынка, запросы конкретных потребителей, получать оптимальные результаты с минимальными затратами;

  • Корректировать цели и программы действий организаций в зависимости от состояния рынка;

  • Создать конкурентоспособную продукцию или услуги;

  • Выявлять особенности и проблемы управления предприятиями.

studfiles.net

Менеджмент УМК

УДК 339.9:005(075.8) ББК 65.5-21я73

Д18

Рекомендовано ученым советом факультета международных отношений 30 августа 2010 г., протокол № 1

Р е ц е н з е н т ы:

доктор педагогических наук, профессор В. Ф. Володько; кандидат экономических наук, доцентЕ. А. Семак

Данильченко, А. В.

Д18 Международный менеджмент : учеб.-метод.комплекс для студентов­ фак. междунар. отношений, обучающихся по спец.1-2501 03 «Мировая экономика» / А. В. Данильченко, О. Ф. Малашенкова, К. В. Якушенко. – Минск : БГУ, 2012. – 155 с.

ISBN 978-985-518-553-7.

Учебно-методическийкомплекс соответствует структуре и тематике учебной программы по дисциплине «Международный менеджмент». Включает краткий курс лекций, программные, практические (вопросы, задания, кейсы, деловые игры), методические материалы для самостоятельной работы.

Адресуется студентам факультета международных отношений БГУ, изучающим проблемы мировой экономики, а также аспирантам, преподавателям, научным и практическим работникам.

 

УДК 339.9:005(075.8)

 

ББК 65.5-21я73

 

© Данильченко А. В.,

 

Малашенкова О. Ф.,

 

Якушенко К. В., 2012

ISBN 978-985-518-553-7

© БГУ, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методическийкомплекс (УМК) по дисциплине «Международный менеджмент» создан в соответствии с требованиями Положения обучебно-методическомкомплексе БГУ и предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика». Содержание разделов УМК отвечает образовательным стандартам данной специальности, структуре и тематике учебной программы.

Главная цель УМК – интенсификация учебного процесса и активизация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Международный менеджмент».

Структура УМК:

1.Учебно-программныематериалы, включающие содержание учебной программы по курсу «Международный менеджмент» для студентов экономических специальностей, список рекомендуемой литературы для самостоятельной подготовки студентов.

2.Краткий курс лекций по вопросам международного менеджмента. Содержит четко структурированный теоретический материал по основным вопросам курса. Может быть использован для самостоятельной подготовки студентов к лекциям и проверочным работам; обеспечивает возможность «опережающего обучения», т. е. предварительного ознакомления студентов с темами лекций.

3.Учебно-практическиематериалы – вопросы, задания, тесты, кейсы, деловые игры, а такжеучебно-методическиематериалы для самостоятельной работы студентов, подготовки рефератов, докладов и презентаций.

Содержание и структура УМК рассмотрены и одобрены на заседании кафедры международных экономических отношений (протокол № 11, от 23 июня 2010 г.).

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО курсу «МЕЖДУНАРОДНый

МЕНЕДЖМЕНТ»

Учебная программа дисциплины «Международный менеджмент» предназначена для изучения вопросов управленческой науки и практики студентами отделения мировой экономики; разработана на основе базовой учебной программы дисциплины «Основы менеджмента и международный менеджмент» № 570, от 31.10.2007 г. для специальности «Мировая экономика». Содержание программы соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и квалификационным характеристикам специалиста в области мировой экономики.

Знания в области управления являются важнейшим элементом социально-гуманитарногои экономического образования, одной из составных частей общего мировоззрения. Управленческое образование формирует навыки руководства людьми, а через них социальноэкономическими процессами в самых разных сферах человеческой жизни и трудовой деятельности. Особые требования предъявляются к уровню управленческого образования будущих специалистов в области мировой экономики, что определяет цели и задачи преподавания дисциплины «Международный менеджмент».

Цель учебной дисциплины «Международный менеджмент» – освоение студентами базовых теоретических знаний и приобретение ими практических умений в управленческой деятельности в сфере международного бизнеса.

Задачи дисциплины:

zz дать студентам основополагающие представления об организации деятельности международных компаний, наметить общие направления эффективного управления ими;

zz изложить систему научных знаний, которые составляют теоретическую и методологическую основу управления субъектами хозяйствования в мировой экономике;

zz ознакомить с современными концептуальными подходами к международному менеджменту;

zz объяснить важнейшие принципы, функции и методы научного управления, их содержание и логические взаимосвязи между ними, которые используются в международной сфере;

zz раскрыть ситуационные переменные внутренней и внешней среды организации, а также внешней среды международного бизнеса;

zz объяснить связующие процессы в организации, механизмы принятия управленческих решений в международной компании;

zz обосновать важнейшие инструменты стратегического планирования и управления на уровне международной компании;

zz познакомить со стилями руководства и лидерством, а также особенностями их проявления в международной сфере бизнеса;

zz раскрыть специфику международного менеджмента, стратегии интернационализации фирмы, эволюцию организационных структур международных компаний, проблемы международногомаркетинг-менеджмента;

zz рассмотреть этические аспекты международного менеджмента;zz развить умения и навыки поиска необходимой информации для

принятия управленческих решений в сфере международного бизнеса.

В результате изучения дисциплины студент должен:

zz знать важнейшие научные школы управления и современные подходы к международному менеджменту; принципы, функции и методы научного управления, их содержание и логические взаимосвязи между ними; ситуационные переменные внутренней и внешней среды организации; связующие процессы в организации, механизмы принятия управленческих решений; важнейшие инструменты стратегического планирования и управления в сфере международного бизнеса; стили руководства и управления; специфику международного менеджмента, этические аспекты международного менеджмента;

zz уметь самостоятельно анализировать управленческие проблемы и принимать решения, отвечающие конкретной ситуации; ориентироваться в многообразной проблематике по международному менеджменту; использовать знания для принятия рациональных управленческих решений и осуществления предстоящих социальных и профессиональных ролей; осуществлять поиск и анализ необходимой информации из различных источников; аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения управленческих проблем; решать задачи и тесты, служащие закреплению учебного материала по международному менеджменту.

Для глубокого изучения данной дисциплины студенты должны иметь базовые знания по таким предметам, как основы менеджмента, микроэкономика, мировая экономика, международные экономические отношения, основы внешнеэкономической деятельности, экономика предприятия, международное торговое право.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Всего

Лекции

Семинарcкие

КСР

п\п

занятия

 

 

 

 

1

Специфика международного

4

2

2

менеджмента

 

 

 

 

 

2

Международная компания

8

4

4

как объект управления

 

 

 

 

 

3

Международный проектный

4

2

2

менеджмент

 

 

 

 

 

4

Внешняя среда в междуна-

4

2

2

родном бизнесе

 

 

 

 

 

 

Модели и стратегии интер­

 

 

 

 

5

национализации деловой ак-

8

4

4

 

тивности

 

 

 

 

6

Организационные структуры

6

4

2

международных компаний

 

 

 

 

 

7

Международный маркетинг-

8

4

4

менеджмент

 

 

 

 

 

 

Финансово-кредитноеобес­

 

 

 

 

8

печение международных опе-

4

2

2

 

раций

 

 

 

 

9

Этические аспекты междуна-

6

2

2

2

родного менеджмента

 

 

 

 

 

 

Итого

52

26

24

2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Т е м а 1. Специфика международного менеджмента

Предмет и подходы к определению международного менеджмента. Подходы к определению международного менеджмента Дюльфера, Белорусова, Пивоварова. Международная деловая активность компании. Объекты и субъекты международного менеджмента.

Специфические черты и особенности международного менеджмента. Сравнительные исследования менеджмента. Периоды развития международного бизнеса.

Уровни управления в международных компаниях и типы заграничных менеджеров. Классификация менеджеров в международном бизнесе и их основные функции. Подходы к отбору персонала в международных компаниях. Типы заграничных менеджеров, их преимущества и недостатки.

Ролевые функции международного менеджера и их характеристика.

Т е м а 2. Международная компания как объект управления

Понятие международной компании и ее признаки. Статус предприятия как международного. Количественные критерии и качественные признаки международной компании. Индекс транснациональности и его значение.

Классификация международных компаний по отраслевой принадлежности, по характеру собственности, по организационно-правовойформе.

Типы и структурные единицы международных компаний. Транснациональные компании (ТНК) и многонациональные компании (МНК). Структурные единицы международных компаний: штаб-квартираго-

ловной компании, зарубежный филиал, дочерние компании, ассоциированные фирмы, представительство. Иностранные предприятия. Сов­ местные предприятия.

Холдинги и альянсы как корпоративные объединения.

Т е м а 3. Международный проектный менеджмент

Понятия проекта и проектного менеджмента в международном бизнесе. Характеристика проекта и его фазы.

Жизненный цикл инвестиционного проекта. Характеристика предын­ вестиционной, инвестиционной и эксплуатационной фаз проекта. Технико-экономическоеобоснование проекта.

Особенности организации проектов и управления ими. Малые и мегапроекты, участники проектов.

Типы международных проектов. Соотношение между проектным и институциональным менеджментом. Проблема управления сооружением объекта за границей и его передача институциональному менеджеру.

Т е м а 4. Внешняя среда

вмеждународном бизнесе

Международное окружение и подходы к его определению. Определение чужеродности окружающей среды. Формы проявления степени чужеродности среды, ее измерение. Управленческие подходы к внешней среде.

Предприятие как система партнерства и социотехническая система. Трактовка предприятия в управленческой науке. Целевые субъекты предприятия. Правовое регулирование взаимоотношений между внутренними партнерами в зарубежной стране. Внутренние факторы предприятия: цели, задачи, технология, структура, ресурсы. Характер их взаимодействия.

Система внешних партнеров по бизнесу как составная часть экономического окружения. Внешние партнеры по взаимодействию в международном бизнесе: прямые партнеры и посредники. Важнейшие парт­ неры в заграничном бизнесе.

Слоистая модель дифференциации окружающей среды Дюльфера. Характеристика слоев и их графическое изображение. Взаимосвязи и взаимодействия слоев окружающей среды в международном бизнесе.

Поведение заграничного менеджера как результат влияния внешнего окружения. Теоретическое и практическое значение модели Дюльфера.

Методики анализа внешней среды в международном бизнесе.

Т е м а 5. Модели и стратегии интернационализации деловой активности

Сущность интернационализации и подходы к ее объяснению. Понятие интернационализации фирмы. Мотивы интернационализации и препятствия для ее осуществления. Мероприятия по стимулированию. Поведенческие подходы объяснения интернационализации.

Виды деловой заграничной активности и модели интернационализации. Ступенчатая модель интернационализации Майснера. Комбинированная модель интернационализации деловой активности. Модель функциональной и институциональной интернационализации Дюльфера. Их суть и значение для международного менеджмента.

Предпосылки, цели и фазы процесса интернационализации. Внутренние и внешние предпосылки международной предпринимательской деятельности­. Фазовая схема интернационализации. Деинтернационализация и проблемы вывода ресурсов.

Разработка стратегии интернационализации в процессе стратегического планирования. Предварительные условия Акса. Решение о выборе целевого рынка и гостевой страны. Решение о способе проникновения на заграничный рынок, о выборе месторасположения, формы представительства, владения и управления. Выбор оптимальной структуры фирмы.

Т е м а 6. Организационные структуры международных компаний

Воздействие интернационализации на управление. Бизнес в благоприятной и чужеродной среде. Проблема адаптации и требования к организации и управлению. Матрица управленческого приспособления.

Этапы развития организационных структур. Факторы и критерии выбора организационных структур в международном бизнесе. Два подхода к эволюции организационных структур и их характеристика: экспортный отдел, заграничные филиалы, международное отделение, глобальные (продуктовые и региональные) структуры, матричные структуры. Их недостатки и преимущества.

Динамичность организационных структур. Механизмы координации. Этархия. Принципы размещения головной и региональной штабквартир.

Пределы интернационализации и предпринимательская дилемма. Проблемы интернационализации для мелких и средних фирм. Адаптация к заграничному рынку. Два полюса напряженности и их воздействия на концепцию руководства и форму собственности.

Автономия или централизация – поиск оптимума в управлении международной компанией. Факторы централизации и децентрализации. Степень автономии и централизации в функциональных областях. Фактор национальной принадлежности компании.

Специфика стратегического управления в международных финансовых группах, конгломератах и концернах.

Т е м а 7. Международный маркетинг-менеджмент

Международная маркетинговая среда. Понятие, сущность и значение управления международным маркетингом. Маркетинговая среда международной фирмы. Детализированная характеристика международной среды бизнеса.

Основы стратегических решений в международном маркетингменеджменте. Стратегическая концепция мирового рынка. Сегментация международного рынка. Страноведческие критерии сегментации. Признаки и переменные сегментации потребительских рынков. Характеристика европейского жизненного стиля. Принципы сегментации рынков промышленных товаров. Концепция международного жизненного цикла товара и ее стратегическое значение. Предварительный страноведческий (портфельный) анализ рисков. Матрица страноведческого анализа мировых рынков.

Международная продуктовая политика. Параметры продуктовой политики: стандартизация, модификация, дифференциация, диверсификация, ликвидация. Факторы влияния принимающей страны на продуктовую политику. Стратегии продуктовой политики международных компаний.

Разработка международной ценовой и сбытовой политики. Особенности планирования и организации международных рекламных кампаний. Участники международных рекламных кампаний. Функции головной компании и филиалов. Методы управления.

Т е м а 8. Финансово-кредитноеобеспечение международных операций

Управленческие решения в сфере заграничного финансирования. Разновидности целей фирмы в финансовой области. Объекты и условия финансирования. Внутреннее и внешнее финансирование. Сроки финансирования.

Валютные риски, их разновидности и методы измерения. Обменный риск. Расчетный риск и методы его измерения. Общеэкономический риск. Защитные меры от колебаний валютных курсов.

Формы платежей и расчетов. Документарное инкассо. Экспортная операция с документарным инкассо. Достоинства и недостатки инкассо. Документарный аккредитив. Экспортная операция с документарным аккредитивом. Достоинства и недостатки аккредитива. Авансы. Открытый счет.

Т е м а 9. Этические аспекты международного менеджмента

Введение в проблему и определение культуры. Подходы к объяснению феномена культуры. Культурные масштабы Тромпенаарса и Хофштеде. Характеристика низко- и высококонтекстуальных культур.

Культуросопоставительное и межкультурное исследование менедж­ мента. Сравнительный анализ кросскультурного менеджмента. Цели менеджмента исследований. Шесть направлений исследования.

Этика и социальная ответственность. Предпринимательская ответственность в международном бизнесе. Значение ответственности и ее виды. Специальная ответственность в международном предпринимательстве: социальная, религиозная, гражданская, внешнеполитическая и партнерская.

studfiles.net

Учебно-методический комплекс дисциплины «менеджмент: основы менеджмента»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Филиал в г. Арсеньеве


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«менеджмент: оСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
Специальность 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

Шифр и название специальности

Форма обучения очная

Филиал ДВФУ в г. Арсеньеве
Курс_3, семестр 6

Лекции — 34 час.

Практические занятия _17_час.

Семинарские занятия 0 час.

Лабораторные работы 0 час.

Консультации

Всего часов аудиторной нагрузки 51 час.

Самостоятельная работа 87 час.

Реферативные работы _0

Контрольные работы _0

Зачет семестр

Экзамен__6_ семестр
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного _17.03.2000_ №__238 эк/сп.

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании Совета филиала, протокол от «07» июня 2012 2.
Составитель: к.п.н., доцент Г.В. Петрук

Содержание


1.

Рабочая учебная программа

3

2.

Контрольно-измерительные материалы

18

3.

Материалы для организации самостоятельной работы студентов

46


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
Филиал в г. Арсеньеве

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«менеджмент: оСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
Специальность 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

Шифр и название специальности

Форма обучения очная

Филиал ДВФУ в г. Арсеньеве
Курс_3_, семестр 6

Лекции — 34 час.

Практические занятия — _17_час.

Семинарские занятия — 0 час.

Лабораторные работы — 0 час.

Консультации

Всего часов аудиторной нагрузки 51 час.

Самостоятельная работа 87 час.

Реферативные работы _0

Контрольные работы _0

Зачет семестр

Экзамен__6_ семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного _17.03.2000_ №__238 эк/сп.

Рабочая программа обсуждена на заседании Совета филиала, протокол от «07» июня 20122.
Составитель: к.п.н., доцент Г.В. Петрук

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании Совета филиала:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Директор филиала _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании Совета филиала:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Директор филиала _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)

Требования государственного образовательного стандарта Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента. Особенности российского менеджмента. Интеграционные процессы в менеджменте. Внешняя и внутренняя среда организации. Факторы прямого и косвенного воздействия. Системы менеджмента: функции и организационные структуры. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений. Механизмы менеджмента: средства и методы управления. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернативного эффективного управления. Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала. Личность менеджера. Лидерство и стиль управления. Власть и партнерство. Групповая динамика и разрешение конфликтов. Формальное и неформальное управление. Ресурсы, качество и эффективность управления. Система информационного обеспечения управления. Инновационный потенциал менеджмента, профессионализация менеджмента

1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Основы менеджмента» является общепрофессиональной дисциплиной формирующей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин. Предназначена для подготовки специалистов в области экономики и управления предприятием в машиностроении. Овладение знаниями в этой области сегодня способствует формированию нового экономического мышления, открывает перспективу для активной творческой и деловой жизни. Цель курса «Основы менеджмента» состоит в формировании у будущих специалистов современных фундаментальных знаний в области основ теории управления предприятием, научить применять теоретические знания в практических ситуациях.

Задачи курса «Основы менеджмента»:


  1. Изучение цели и задач управления организациями;

  2. Овладение общими знаниями о управлении как виде деятельности;

  3. Изучение функций управления производством и персоналом;

  4. Формирование знаний и умение в области планирования, принятие решения, контроля в управление;

  5. Уяснения характера действий и отношений людей в процессе управления.

2. Начальные требования к освоению дисциплины (перечень предшествующих дисциплин, разделов их)

Курс «Основы менеджмента» является начальным курсом для освоения экономических и управленческих дисциплин таких как: «Менеджмент в машиностроении», «Маркетинг», «Управление персоналом», «Экономика предприятия».

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате теоретического изучения курса слушатели должны знать:


  • Основные задачи и функции менеджмента;

  • Факторы внешней и внутренней среды организации и методы их анализа;

  • Виды целей и стратегий организации;

  • Виды планов организации, методы и принципы планирования;

  • Принципы структурирования организаций, виды организационных структур и методы их выбора и построения;

  • Технология принятия решений;

  • Содержание процесса коммуникаций в организациях, виды и средства коммуникаций и способы совершенствования коммуникаций;

  • Содержание контрольной функции менеджмента, этапы и виды контроля;

  • Содержание основных теорий мотивации, методы стимулирования персонала;

  • Классификация стилей управления, подходы к выбору стиля управления в организации.

В результате практического изучения дисциплины слушатели должны уметь:

  • Осуществлять анализ внешней и внутренней среды организации;

  • Строить дерево целей организации;

  • Осуществлять выбор формы организационной структуры, построение структуры управления;

  • Осуществлять анализ сложившихся коммуникационных структур и предлагать меры по их совершенствованию;

  • Осуществлять разработку системы контроля в организации, определять способы ее совершенствования;

  • Выбирать наиболее эффективные в конкретной ситуации способы стимулирования работников организации;

  • Осуществлять анализ стилей управления, используемых в организации и определять пути по их совершенствованию.

Иметь представления:

  • О этапах развития менеджмента и особенностях управления в России и за рубежом.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Распределение часов

Общая трудоемкость дисциплины

138

Лекции

34

Лабораторные занятия



Практические занятия (семинары)

17

Всего самостоятельная работа

87

Вид итогового контроля (экзамен, зачет)

экзамен

  1. Содержание дисциплины

Наименование раздела дисциплины

Недели семестра


Виды учебной работы включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации по семестрам

Л

ПЗ

СР

1. Методологические основы менеджмента. Понятие и сущность менеджмента. Эволюция менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Особенности российского менеджмента.

1

2



5

тестирование

2. Внутренняя и внешняя среда организации. Организация как функция менеджмента. Внутренняя среда организации и ее составляющие. Характеристика внешней среды организации. Факторы прямого и косвенного воздействия.

2

2

2

8

тестирование

3. Основы теории принятия управленческих решений. Понятие и виды решений. Процесс принятия решений. Стили принятия решений. Условия эффективности управленческих решений.

3-4

4

2

10

тестирование

4. Функция планирования. Сущность планирования. Формы и виды планирования. Основные стадии планирования.

5-6

2



5

тестирование

5.Структуры организации. Организационные отношения в системе менеджмента. Понятие и виды организационных структур. Методы проектирования организационных структур. Делегирование. Линейные и аппаратные полномочия. Эффективность организации полномочий.

6

4

2

5

тестирование

6. Система мотивации труда. Сущность и критерии мотивации труда. Теории мотивации труда. Процесс трудовой мотивации.

7-8

2

4

8

тестирование

7. Методы управления. Экономические методы. Административные методы. Социально-психологические.

9

2



5

тестирование

8. Контроль. Сущность контроля. Виды и формы контроля. Процессы контроля. Характеристика эффективного контроля.

10

2



6

тестирование

9. Коммуникации. Понятие и виды коммуникации. Коммуникационный процесс. Барьеры на пути межличностных коммуникаций.

11-12

4

2

8

тестирование

10 Понятие о командах и группах. Управление формальными и неформальными группами. Групповое поведение. Этапы развития групп.

13

2



5

тестирование

11. Лидерство и руководство. Личность менеджера. Лидерство и стиль управления. Власть и партнерство. Современные теории руководства.

14

2

2

8

тестирование

12. Управление конфликтами. Сущность и классификация конфликтов. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтами.

15-16

4

2

7

тестирование

13. Инновационный потенциал менеджера. Понятие и виды инноваций. Этапы инновационного процесса. Организация творческой работы.

17

2

1

7

тестирование

Итого:

34

17

87

экзамен

6. Перечень и краткое содержание практических работ и семинарских занятий

п/п


Номер раздела

Наименование практического занятия

1

2

Практическая работа. Внешняя и внутренняя среда организации.

  1. Решение практических заданий по теме.

  2. Разбор конкретной ситуации «Селигер» [практикум под ред. Г.Р. Латффуллина, О.Н. Громовой]

  3. Оценка внешней среды. Ситуационный анализ, сбор информации и оценка влияния внешних переменных.

  4. Тестовые задания.

2

3

Практическая работа — тренинг: Процесс принятия решений.

  1. Решение заданий по классификации управленческих решений.

  2. Решение заданий на определение проблемы в ситуации.

  3. Решение заданий по определению этапов действий при решении проблем.

  4. Тестовые задания.

Тема для дискуссии: Какое влияние поведенческие факторы оказывают на принятие решений?

5

Практическая работа — тренинг: управления.

  1. Анализ структур организации, выявление проблем и методов их устранения.

  2. Решение ситуаций по организационным структурам.

  3. Тема для дискуссии: Возможна ли «демократическая иерархия»

  4. Тестовые задания.

6

Практическая работа — тренинг: Мотивация и результативность организации.

  1. Практическое упражнение «Мотивы и стимулы»

  2. Практическое упражнение «Соответствие мотивов и стимулов»

  3. Практическое упражнение «Определение стимулов и антистимулов»

  4. Практическое упражнение «Потребности работников и их удовлетворение»

  5. Ситуационный анализ. Разработка системы мероприятий по мотивированию работников предприятия.

  6. Тестовые задания.

3

6

Семинар. Мотивация труда на предприятии.

  • Мотивационный процесс. Этапы мотивационного процесса

  • Мотивация персонала как персонал-технология

  • Концепции и теории мотивации, применяемые в организациях.

  • Практическое применение мотивационных теорий. Классификация вознаграждений.

  • Модель индивидуальной и коллективной мотивации

  • Мотиваторы.  Мотивирующие факторы

  • Причины пассивности работника. Процесс потери интереса к труду.

  • Экономическая мотивация. Способы экономического стимулирования

  • Система оплаты труда на основе функциональных обязанностей.

  • Оценка персонала и ее связь с системой мотивации

  • Нематериальные (неденежные методы мотивации персонала)

  • Управление мотивацией персонала методом Управление по целям. Метод МВО. SMART –метод при формулировании целей. Определение критериев оценки эффективности труда в соответствии с бизнес-целями организации.

  • Коэффициенты KPI

  • Система обучения и развития персонала  и связь с системой мотивации персонала

— определенные принципы для максимизации действия стимулов

4

9

Практическая работа — тренинг: Коммуникационное поведение в организации».

  1. Практическое упражнение «Средства невербального общения»

  2. Практическое упражнение «Определение вида коммуникаций»

  3. Практическое упражнение «Цели и виды коммуникаций»

  4. Практическое упражнение «Виды информации и виды коммуникаций»

  5. Практическое упражнение «Коммуникационные барьеры»

  6. Тестовые задания.

Тема для дискуссии: Как распространять слухи и толки, повышающие эффективность управления персоналом?

5

11

Практическая работа — тренинг: Лидерство в организации.

  1. Тестирование на определение типов лидерств. Оценка и анализ стилей руководства.

  2. Анализ форм власти.

  3. Разбор конкретных ситуаций.

  4. Тестовые задания.

6

12

Практическая работа — тренинг: Ситуационный анализ по проблемам разрешения конфликтов.

7

Итоговое тестирование.

  1. Перечень типовых вопросов для итогового контроля.

e.120-bal.ru

Учебно-методический комплекс дисциплины «менеджмент» для специальности 5В 050900 «Финансы», 5В051000 «Государственное и местное управление» — Учебно-методический комплекс

УМКД 042 – 16.1.01/03-2013

стр. 225 из 225

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени ШАКАРИМА

Документ СМК 3 уровня

УМК

УМКД 042 – 16.1.01/03-2013

УМКД

Учебно-методические материалы по дисциплине «Менеджмент»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕНЕДЖМЕНТ»

для специальности 5В050900 «Финансы», 5В051000 «Государственное и местное управление»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Семей 2013

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Глоссарий.

  2. Лекции.

  3. Практические занятия.

  4. Курсовая работа и дипломный проект (работа)

  5. Самостоятельная работа студента.

В настоящем УММ использованы следующие термины с соответствующими определениями:

1.1. Административная школа — стремилась к созданию универсальных принципов управления, направленных на рационализацию производства. Основные положения этой школы изложены в работе А.Файоля «Общее и промышленное управление».

1.2. Биосоциальная природа личности — взгляд на человека как на биологическое и социальное существо. При этом социальное начало доминирует, подчиняет себе биологическое начало.

1.3. Бихевиористская концепция менеджмента— поведенческие аспекты, охватывающие взаимоотношения менеджера и персонала, организацию личной работы менеджера и требования, предъявляемые к нему.

1.4. Вертикальное разделение управленческого труда — основано на выделении уровней управления.

1.5. Власть — возможность влиять на поведение людей.

1.6. Власть в организации — право менеджера использовать определенные ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение конкретных задач.

1.7. Власть, основанная на вознаграждении, — влияние, основанное на ожидании подчиненным вознаграждения от руководителя.

1.8. Власть, основанная на принуждении, — влияние, основанное на страхе наказания.

1.9. Влияние — способность изменять поведение окружающих людей или ход процессов.

1.10. Вознаграждение — все то, что человек считает ценным для себя.

1.11. Дерево решений – представление в виде схемы доступных альтернатив и их возможных последствий.

1.12. Гигиенические факторы (согласно теории Ф. Герцберга) — факторы, находящиеся в среде, окружающей деятельность человека. Их отсутствие вызывает неудовлетворенность работой.

1.13. Горизонтальное разделение труда— разделение труда по функциям. Оно проявляется в создании функциональных служб и подразделений в организации.

1.14. Группа — два человека и более, взаимодействующие таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц.

1.15. Делегирование полномочий — передача задач и прав лицу, которое принимает на себя ответственность за решение этих задач.

1.16. Демократический стиль управления — руководство, основанное на доверии к подчиненным, привлечении их к принятию решений и их выполнению. Демократичный руководитель стремится создать нормальный психологический климат в коллективе с тем, чтобы каждый работник мог максимально использовать свой интеллектуальный потенциал для достижения целей организации.

1.17. Документ— материальный объект, содержащий информацию, оформленный в установленном порядке и имеющий правовое значение.

1.18. Должностная инструкция — краткое изложение основных задач, полномочий и квалификационных требований, адресованных исполнителю конкретной должности.

1.19. Задача принятия решения – осознанная лицом, принимающим решение проблемная ситуация, в которой возможны различные варианты действия и необходимо выбрать один из них.

1.20. Имитационное моделирование- воспроизведение (с помощью ЭВМ) алгоритма функционирования сложных объектов во времени, поведения объекта.

1.21. Исследование операций — инструмент для выработки решений во всех областях деятельности человека, средство повышения эффективности и качества производства.

1.22. Качество информации для разработки управленческого решения – степень соответствия совокупности сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы требованиям, предъявляемым управляющей системой, используемых последней для оценки ситуации и разработки управленческих решений. Требования, предъявляемые к информации: достоверность, обоснованность, конкретность, системность, своевременность, сопоставимость.

1.23. Качество управленческого решения – совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации.

1.24. Концептуальное моделирование — предварительное содержательное описание исследуемого объекта, которое не содержит управляемых переменных, играет вспомогательную роль.

1.25. Критерий Лапласа – выбор альтернативы с наилучшим средним значением окупаемости.

1.26. Критерий наименьшего вреда – выбор альтернативы с лучшими из худших возможных последствий.

1.27. Математические модели – это комплекты математических зависимостей, знаковых логических выражений, отображающие существенные характеристики изучаемого явления.

1.28. Математическое моделирование — процесс установления соответствия реальному объекту некоторого набора математических символов и выражений.

1.29. Максимакс (максимум из максимума) – выбор альтернативы с наилучшим значением окупаемости.

1.30. Максимин (максимум из минимума) – выбор альтернативы с лучшим из всех худших значений окупаемости.

1.31. Метод «Дельфи» — метод комплексного анализа альтернативных управленческих решений, основанных на их генерации в процессе «мозговой атаки», проводимой группой высококвалифицированных в данной области специалистов с применением экспертных методов, отбора наиболее рационального для данной ситуации решения.

1.32. Метод комиссий — предполагает проведение общей дискуссий с целью выработки единого мнения по обсуждаемому кругу вопросов.

1.33. Модель – это некоторый материальный или абстрактный объект, находящийся в определенном объективном соответствии с исследуемым объектом, несущий о нем определенную информацию и способный его замещать на определенных этапах познания.

1.34. Моделирование – процесс исследования реальной системы, включающий построение модели, изучение ее свойств и перенос полученных сведений на моделируемую систему.

1.35. Оптимальное программирование — дает методы решения задач о наилучшем использовании имеющихся ресурсов (входит линейное программирование).

1.36. Параметры качества организационноэкономического управленческого решения – совокупность параметров решения, удовлетворяющих потребителя, к которым относятся: вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков; степень адекватности теоретической модели фактическим данным.

1.37. Планирование одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения, заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.

1.38. Полномочия — право менеджера использовать определенные ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на решение конкретных задач.

1.39. Предварительный контроль — необходимый вид контроля, осуществляемый до начала работы. На этой стадии происходит оценка плана, разработка правил работы, определение режима работы и т.д.

1.40. Предвидение — исходный пункт логической схемы управления, предполагающий четкое представление о желаемом состоянии системы управления и подготавливающий это состояние.

1.41. Принципы управления — фундаментальные положения, определяющие требования к системе, структуре и организации управления.

1.42. Программирование — элемент логической схемы управления, осуществляемый после принятия решений и включающий составление плана действий и определение необходимых средств для достижения цели.

1.43. Процедура — система операций, приводящих к решению управленческих задач.

1.44. Приемы анализа управленческого решения – прием сводки и группировки, прием абсолютных и относительных величин, прием средний величин, прием динамических рядов, прием сплошных и выборочных наблюдений, прием детализации и обобщения.

1.45. Проблемная ситуация – несоответствие фактических или прогнозируемых значений параметров управляемой системы целям управления.

1.46. Программа — это детализированная последовательность действий, имеющая некоторую цель или задание и отвечающая на реакцию системы и внешней среды.

1.47. Производительность – наиболее общий критерий измерения эффективности использования предприятием своих ресурсов (или факторов производства).

1.48. Решение интуитивное – решение, основанное на собственном ощущении того, кто принимает решение, что его выбор сделан правильно. Применяется в основном в процессе оперативного управления.

1.49. Решение оптимальное – наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение, выбранное по какому-либо критерию оптимизации в данной ситуации.

1.50. Решение рациональное – решение, основанное на методах системного и комплексного анализа, обоснования и оптимизации. Применяется в процессе стратегического и тактического управления.

1.51. Риск — вероятность отклонения от запланированного уровня цели, т.е. опасность потерь

1.52. Теория игр — позволяет решать задачи об оптимальном поведении менеджера при наличии конфликтной ситуации.

1.53. Теория графов — является математической теорией сетевого планирования управления.

1.54. Теория управления запасами — дает методы решения практических задач об оптимальных запасах материальных ресурсов (подробнее расмотрим ниже).

1.55. Теория массового обслуживания — решает задачи оптимального обслуживания населения при возможности возникновения очередей.

1.56. Состояние системы — это характеристики системы, значения которой в настоящий момент времени определяют текущее значение выходной величины.

1.57. Степень использования ресурсов – внутренняя эффективность, экономичность, измеряющая использование ресурсов и рациональность организации производственных процессов.

1.58. Стратегия образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации.

1.59. Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

1.60. Управленческие решения — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

1.61. Целевая подсистема – подсистема системы менеджмента. В которой сформулированы тактические и стратегические цели («выход» системы) организации, достижение которых обеспечивается, главным образом, выпуском конкурентоспособных объектов. К компонентам целевой подсистемы относятся: повышение качества товаров, ресурсосбережение, расширение рынка сбыта товаров, организационно-техническое развитие производства, социальное развитие коллектива, охрана окружающей среды.

1.62. Цели – конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

1.63. Целевое управление— управление, предполагающее четкую постановку целей, разработку программы действий, систематический контроль за ее исполнением, анализ соответствия полученных результатов поставленным целям и в случае необходимости проведение корректировки.

1.64. Централизация — условие, при котором право принятия основополагающих решений принадлежит высшим уровням управления.

1.65. Харизма — влияние, основанное на свойствах личности руководителя.

1.66. Экономико-математическое моделирование — это перевод исследуемых экономических объектов с языка экономики на язык математики.

1.67. Эффективность управленческого решения – степень достижения запланированного результата путем реализации решения на единицу затрат.

2. ЛЕКЦИИ.

Структура лекционного занятия:

Лекция 1. Предмет, метод, сущность и принципы науки управления.

Содержание лекционного занятия:

Предмет и метод науки управления в системе экономических наук. Теоретические и методологические основы менеджмента. Содержание и задачи курса. Связь учебной дисциплины «Менеджмент» с другими дисциплинами. Ее цели и задачи в подготовке специалистов. Понятие и задачи менеджмента. Виды менеджмента и их характеристика. Институциональный, функциональный и инструментальный аспект менеджмента. Общие и конкретные функции менеджмента. Принципы менеджмента. Менеджер и его функции. Требования к профессиональной компетенции менеджеров. Характерные черты современного менеджмента.

Краткий конспект лекций.

Название вопроса 1. Предмет и метод науки управления в системе экономических наук. Связь учебной дисциплины «менеджмент» с другими дисциплинами.

Основной целью преподавания дисциплины «Менеджмент» является обучения студентов основам управления организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.

Конечной целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов прочных теоретических знаний и практических навыков в области менеджмента с учетом специфики управляемого объекта.

Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов — процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности.

Обычно такая деятельность осуществляется в некоторых организациях (предприятиях, фирмах и т. д.), созданных с этой целью. Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), что показано на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Кольцо управления

Само название курса «Менеджмент» говорит о том, что эта дисциплина является центральной в подготовке менеджера, но в то же время она, по существу, является фундаментом для всех дисциплин, формирующих круг профессиональных знаний в области менеджмента.

Все преподаваемые предметы диалектически связаны между собою и с разных сторон рассматривают единое целое — производственную деятельность фирмы. Тем не менее, можно соотнести их с основными связями субъектов внешней и внутренней сред фирмы определенным образом (табл.1.1)

Таблица 1.1-Дисциплины и связи, составляющие их предмет

Дисциплины

Субъекты внешней и внутренней среды фирмы

Экономика предприятия

Внутренняя среда

Эконом. география

Внешняя среда

Эконом. статистика

Внешняя среда

Макроэкономика

Внешняя среда

Финансы, денежное обращение и кредит

Внешняя среда — капитал — финансовое управление

Налоговая система

Финансовое управление — государство

Рынок ценных бумаг

Внешняя среда

Банковская деятельность

Капитал — финансовое управление

Организация производства

Общее управление -производство -поставщики

Менеджмент

Общее управление — другие внутренние сферы -внешняя среда

Стратегический менеджмент

Общее управление — внешняя среда

Инновационный менеджмент

Общее управление — НИОКР — маркетинг

Маркетинг

Общее управление — маркетинг — потребители

Управление персоналом

Общее управление- другие сферы внутренней среды — рабсила

ЭМММ

Общее управление

Логистика

Поставщики — общее управление — маркетинг- потребители

Бухучет, АХД

Общее управление — финансовое управление

Правоведение, хозяйственное право

Общее управление -государство, поставщики, потребители

Название вопроса 2. История возникновения термина «менеджмент», сущность, понятие и определение менеджмента.

Понятия «управление», «менеджмент» известны сегодня практически каждому образованному человеку. Их значимость особенно ясно была осознанна в 20 -30-е годы 20-го столетия. Управленческая деятельность превратилась в профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину. Сегодня очевиден тот факт, что высокий уровень развития современного мира, по большей части, объясняется успешными методами управления. В любой сфере требуется компетентные управляющие, их социальный слой превратился в весьма влиятельную общественную силу, а профессиональная деятельность часто является наиболее важным ключом к успеху. Деятельность любой организации требует управления, без этой деятельности невозможно не только эффективное функционирование, но даже существование организации.

Буквально слово manage означало «искусство объезжать лошадей». Сам термин «менеджмент» происходит от древнеанглийского слова “manage” (латинское “manus”) — «рука». Понятие management в смысле близком к современному появилось с началом промышленной революции ХVIII-XIX вв. в Англии, а затем распространилось по всему миру. Рождением своим оно было обязано росту числа крупных предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли квалифицированно руководить в одиночку таким количеством подчиненных и вынуждены были нанимать для этого специальных людей – менеджеров, профессиональных управляющих.

Менеджментом также называют управление самостоятельным видом деятельности, не обязательно предполагающее создание предприятия и руководство подчиненными, например, организация выступлений звезд эстрады, спортивных мероприятий и др.

Понятие «менеджмент» всегда тесно связано с понятием «рыночная экономика». Поскольку, изучая дисциплину «Менеджмент», мы в основном будем рассматривать управленческие процессы, происходящие на микроэкономическом уровне (т.е. на уровне отдельной организации), рассмотрим несколько определений менеджмента следующего содержания.

Менеджмент – это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.

Менеджмент (управление) — воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.

Менеджмент – целенаправленное воздействие субъекта управления на объект с целью достижения желаемого состояния объекта, качественно или количественно отличающегося в лучшую сторону от существующего.

АМЕРИКАНСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА -«делать что -либо руками других».

gigabaza.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *