cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Удельная теплоемкость урок – Конспект по теме «Удельная теплоемкость» + презентация

Конспект по теме "Удельная теплоемкость" + презентация

Тема: «Удельная теплоемкость»

Цели и задачи: ввести и выяснить физический смысл удельной теплоемкости.

Оборудование: проектор, экран, презентация.

Конспект урока:

Организационный момент

2 мин.

Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку физики. У всех есть учебник, тетради, ручки.

Готовятся к уроку.

Актуализация знаний

5 мин.

В начале урока ответим на вопросы по прошлой теме (слайд 1).

Отвечают на вопросы.

Изучение нового материала

20 мин.

Запишите тему урока (слайд 2) «Удельная теплоемкость». На прошлом уроке мы выяснили, что количество теплоты зависит, по мимо температуры и массы, от рода вещества. Но как же выразить это в физический смысл? Для этого есть специальная величина-удельная теплоемкость (слайд 3).

Значение удельной теплоемкости вещества-табличная величина (слайд 4). Таблица «Удельная теплоемкость некоторых веществ у вас есть в учебнике». Но что же значат эти числа? Ответ на следующем слайде (слайд 5). Значение удельной теплоемкости зависит не только от рода вещества, но и от его агрегатного состояния (слайд 6), таким образом удельная теплоемкость зависит от характера движения и расположения молекул в веществе.

Делают записи в тетрадях.

Закрепление материала.

5 мин.

Для закрепления материала ответим на вопросы (слайд 7).

Отвечают на вопросы.

Дополнительный материал.

10 мин.

Теплоемкость — это величина, характеризующая одно из тепловых свойств тел. Она показывает, какое количество теплоты нужно подвести к телу или отвести от него, чтобы изменить его температуру (соответственно, повысить или понизить ее) на 1 градус. Отнесенную к единице массы, ее называют удельной теплоемкостью. Все это хорошо вам знакомо. Но причем тут слово «емкость»? Ведь им обычно пользуются, когда говорят об объеме какого-нибудь сосуда, точнее, — о его вместимости.

Термин «теплоемкость» появился в физике около 200 лет назад, во второй половине XVIII века, и он остался в физике как память о тех кажущихся теперь странными представлениях о тепле, холоде, температуре, которые существовали тогда в науке.

Начиная с XVII века, в физике шла борьба двух представлений о природе теплоты. Борьба эта закончилась сравнительно недавно — в середине прошлого столетия; в результате одна из теорий теплоты была отброшена полностью, а вторая восторжествовала лишь частично. Первая теория (точнее было бы сказать — гипотеза) состояла в том, что теплота — это особое вещество, способное проникать в любое тело. Чем больше этого вещества в теле, тем выше его температура. Опытным фактом, на котором основывалось это представление, служило то, что при контакте двух по-разному нагретых тел более теплое из них охлаждается, а более холодное нагревается. Дело в самом деле выглядит так, как будто бы нечто переливается из более теплого тела в более холодное. Это нечто, своего рода тепловое вещество, называли по-разному, но чаще всего — теплородом. Считалось, что всякое тело представляет собой смесь вещества самого тела с теплородом, а температура, измеряемая термометром, характеризует концентрацию теплорода в теле. Слово «температура» по-латыни как раз и означает смесь. Бронза, например, называлась температурой (смесью) меди и олова.

Вторая теория (гипотеза), впервые предложенная в начале XVII века английским ученым Фрэнсисом Бэконом, утверждала, что теплота — это движение малых частиц внутри тела (молекул, атомов, или, как тогда говорили, нечувствительных частиц). Эта гипотеза тоже основывалась на опытных наблюдениях, показывающих, например, что движением можно вызвать нагревание. У этой теории было много сторонников, и даже очень знаменитых, таких, как Декарт, Бойль, Гук, Ломоносов.

Обе теории при всем их различии имели и кое-что общее. И та, и другая сходились на том, что теплота — это нечто, содержащееся в теле. По первой гипотезе в теле содержится теплород, по второй — частицы с их «живой силой» (так тогда называли кинетическую энергию). Сходились они и в том, что теплота не пропадает и не появляется: если при контакте двух тел одно из них теряет теплоту, то другое получает ее, так что потерянное одним телом приобретается другим. Тем не менее, подавляющее большинство исследователей вплоть до XIX века придерживались первой, так сказать, вещественной теории теплоты, и XVIII век был, безусловно, веком торжества именно этого представления о теплоте.

Введение понятия теплоемкости тесно связано с решением проблемы распределения тепла при соприкосновении различно нагретых тел.

Так какая теория, по-вашему, подтвердилась частично, а какая была полностью опровергнута?

Слушают. Отвечают на вопрос.

Итог.

2 мин.

Выставляются оценки за проверочную работу. Подводятся итоги.

Слушают.

Домашнее задание.

1 мин.

Записываем домашнее задание (слайд 8).

Записывают домашнее задание.

infourok.ru

Удельная теплоёмкость. Видеоурок. Физика 8 Класс

На сегодняшнем уроке мы введем такое физическое понятие как удельная теплоемкость вещества. Узнаем, что она зависит от химических свойств вещества, а ее значение, которое можно найти в таблицах, различно для различных веществ. Затем выясним единицы измерения и формулу нахождения удельной теплоемкости, а также научимся анализировать тепловые свойства веществ по значению их удельной теплоемкости.

Сегодняшний урок будет посвящен такому физическому понятию, как удельная теплоемкость.

Как уже говорилось на прошлом уроке, такая величина, как количество теплоты, зависит от массы тела, разности температур и природы вещества этого тела. Вот именно род вещества характеризуется такой величиной, как удельная теплоемкость. Рассмотрим то, как удельная теплоемкость характеризует вещество, на примерах.

Пример 1. Представим, что необходимо нагреть 1 кг воды на . Для этого, естественно, понадобится определенное количество теплоты. Вот это количество теплоты и будет определять удельную теплоемкость воды, а в общем удельную теплоемкость любого вещества (рис. 1). Например, для такого нагрева воды нам потребуется 4200 Дж теплоты.

Рис. 1. Удельная теплоемкость воды

Пример 2. Если рассмотреть нагревание 1 кг какого-либо другого вещества на , например стали или железа, то потребуется уже другое количество теплоты, оно и будет являться удельной теплоемкостью для этого вещества (рис. 2). Для свинца понадобится в таком случае 130 Дж теплоты.

Рис. 2. Удельная теплоемкость свинца

Введем формулу для расчета удельной теплоемкости:

Обозначения:

удельная теплоемкость вещества, ;

 масса тела, кг;

 изменение температуры тела, ;

 количество теплоты, Дж.

Когда речь идет об измерении значения удельной теплоемкости для конкретного вещества, мы имеем право пользоваться уже измеренными приближенными значениями, которые собраны в специальной таблице удельных теплоемкостей различных веществ. Пример такой таблицы вы можете увидеть на рис. 3.

Рис. 3. Таблица удельных теплоемкостей некоторых веществ

Определение. Физическая величина, численно равная количеству теплоты, которое необходимо сообщить телу массой 1 кг для того, чтобы изменить его температуру на , называется удельной теплоемкостью вещества.

Рассмотрим такой прибор, как калориметр (рис. 4).

Рис. 4. Калориметр (Источник)

Калориметр (от лат. calor – тепло и metor – измерять) – прибор для измерения количества теплоты, выделяющейся или поглощающейся в каком-либо физическом, химическом или биологическом процессе. Термин «калориметр» был предложен А. Лавуазье и П. Лапласом.

Состоит калориметр из крышки, внутреннего и внешнего стакана. Очень важным в конструкции калориметра является то, что между меньшим и большим сосудами существует прослойка воздуха, которая обеспечивает из-за низкой теплопроводности плохую теплопередачу между содержимым и внешней средой. Такая конструкция позволяет рассматривать калориметр как своеобразный термос и практически избавиться от воздействий внешней среды на протекание процессов теплообмена внутри калориметра.

Предназначен калориметр для более точных, чем указано в таблице, измерений удельных теплоемкостей и других тепловых параметров тел.

Замечание. Важно отметить, что такое понятие, как количество теплоты, которым мы очень часто пользуемся, нельзя путать с внутренней энергией тела. Количество теплоты определяет именно изменение внутренней энергии, а не его конкретное значение.

Отметим, что удельная теплоемкость у разных веществ разная, что можно увидеть по таблице (рис. 3). Например, у золота удельная теплоемкость . Как мы уже указывали ранее, физический смысл такого значения удельной теплоемкости означает, что для нагревания 1 кг золота на 1 °С ему необходимо сообщить 130 Дж теплоты (рис. 5).

Рис. 5. Удельная теплоемкость золота

На следующем уроке мы обсудим вычисление значения количества теплоты.

 

Список литературы

  1. Генденштейн Л.Э, Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. / Под ред. Орлова В.А., Ройзена И.И. Физика 8. – М.: Мнемозина.
  2. Перышкин А.В. Физика 8. – М.: Дрофа, 2010.
  3. Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Физика 8. – М.: Просвещение.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «vactekh-holod.ru» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Стр. 22: вопросы № 1-5. Перышкин А.В. Физика 8. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Удельная теплоемкость меди равна . Что это означает?
  3. Металлическому цилиндру массой 250 г передали 46 кДж тепла, и он нагрелся с  до . Из какого металла изготовлен цилиндр?
  4. *Какие изменения произошли бы на Земле, если бы удельная теплоемкость воды была в 10 раз меньше?

interneturok.ru

Урок по теме "Удельная теплоемкость"

Дополнительный материал.

10 мин.

Теплоемкость — это величина, характеризующая одно из тепловых свойств тел. Она показывает, какое количество теплоты нужно подвести к телу или отвести от него, чтобы изменить его температуру (соответственно, повысить или понизить ее) на 1 градус. Отнесенную к единице массы, ее называют удельной теплоемкостью. Все это хорошо вам знакомо. Но причем тут слово «емкость»? Ведь им обычно пользуются, когда говорят об объеме какого-нибудь сосуда, точнее, — о его вместимости.

Термин «теплоемкость» появился в физике около 200 лет назад, во второй половине XVIII века, и он остался в физике как память о тех кажущихся теперь странными представлениях о тепле, холоде, температуре, которые существовали тогда в науке.

Начиная с XVII века, в физике шла борьба двух представлений о природе теплоты. Борьба эта закончилась сравнительно недавно — в середине прошлого столетия; в результате одна из теорий теплоты была отброшена полностью, а вторая восторжествовала лишь частично. Первая теория (точнее было бы сказать — гипотеза) состояла в том, что теплота — это особое вещество, способное проникать в любое тело. Чем больше этого вещества в теле, тем выше его температура. Опытным фактом, на котором основывалось это представление, служило то, что при контакте двух по-разному нагретых тел более теплое из них охлаждается, а более холодное нагревается. Дело в самом деле выглядит так, как будто бы нечто переливается из более теплого тела в более холодное. Это нечто, своего рода тепловое вещество, называли по-разному, но чаще всего — теплородом. Считалось, что всякое тело представляет собой смесь вещества самого тела с теплородом, а температура, измеряемая термометром, характеризует концентрацию теплорода в теле. Слово «температура» по-латыни как раз и означает смесь. Бронза, например, называлась температурой (смесью) меди и олова.

Вторая теория (гипотеза), впервые предложенная в начале XVII века английским ученым Фрэнсисом Бэконом, утверждала, что теплота — это движение малых частиц внутри тела (молекул, атомов, или, как тогда говорили, нечувствительных частиц). Эта гипотеза тоже основывалась на опытных наблюдениях, показывающих, например, что движением можно вызвать нагревание. У этой теории было много сторонников, и даже очень знаменитых, таких, как Декарт, Бойль, Гук, Ломоносов.

Обе теории при всем их различии имели и кое-что общее. И та, и другая сходились на том, что теплота — это нечто, содержащееся в теле. По первой гипотезе в теле содержится теплород, по второй — частицы с их «живой силой» (так тогда называли кинетическую энергию). Сходились они и в том, что теплота не пропадает и не появляется: если при контакте двух тел одно из них теряет теплоту, то другое получает ее, так что потерянное одним телом приобретается другим. Тем не менее, подавляющее большинство исследователей вплоть до XIX века придерживались первой, так сказать, вещественной теории теплоты, и XVIII век был, безусловно, веком торжества именно этого представления о теплоте.

Введение понятия теплоемкости тесно связано с решением проблемы распределения тепла при соприкосновении различно нагретых тел.

Так какая теория, по-вашему, подтвердилась частично, а какая была полностью опровергнута?

Слушают. Отвечают на вопрос.

multiurok.ru

"Удельная теплоемкость вещества" (8 класс)

Класс : 8 А Дата _____________

Класс : 8 Б Дата ______________

Тема: «Удельная теплоёмкость вещества».

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Вид урока: комбинированный.

Методы обучения: - словесно-фронтальный;

- практический;

- наглядный.

Формы обучения: - рассказ;

- беседа;

- демонстрация;

- решение задач.

Цели урока:

1. Обучающая:

а)ввести понятие – удельная теплоемкость вещества

2. Развивающая:

а) выяснить физический смысл удельной теплоемкости вещества

б) научиться пользоваться табличными значениями

3. Воспитательная (мировоззренческая):

а) правильное представление об окружающем мире;

Технологическая карта.

Основные

величины и

законы

Демонстра-

ции

и наглядные материалы

Прак.раб.

(лаб.раб.

задачи)

Удельная теплоёмкость вещества

Температура

Внутренняя энергия

Теплопередача

Количество теплоты

Удельная теплоемкость вещества

Демонстрация

Решение

задач

Оборудование : интерактивная доска, проектор

ПЛАН УРОКА:

I.Организационный момент(1-2мин):

а)ввести понятие – удельная теплоемкость вещества

II. Актуализация (мотивация) знаний (5-7мин):

III. Изучение нового учебного материала. (12-15мин):

IV. Первичное закрепление (14 мин):

V. Подведение итогов (2 мин).

КОНСПЕКТ УРОКА.

I.Организационный момент(1-2мин):

а)ввести понятие – удельная теплоемкость вещества

II. Актуализация (мотивация) знаний (5-7мин):

III. Изучение нового учебного материала. (12-15мин):

IV. Первичное закрепление (10 мин):

V. Подведение итогов (2 мин).

  • Комментирование и выставление оценок;

  • Домашнее задание: §8, вопросы

infourok.ru

Конспект урока на тему "Количество теплоты. Удельная теплоемкость" (8 класс)

Проект урока физики в 8 классе

Тема урока: Количество теплоты. Удельная теплоёмкость.

Цели урока: создание условий:

  • для понимания учащимися смысла величин «количество теплоты и удельная теплоемкость» в практике;

  • для развития умения решать практические задачи по данной теме;

  • для развития умения осуществлять поиск и анализировать учебный материал по теме «Количество теплоты. Удельная теплоёмкость»;

  • совершенствования умений выполнять экспериментальные исследования, связанные с понятием количество теплоты;

  • для совершенствования умения работать в команде: участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, связанных с данной темой.

Планируемые результаты

  • осознанно и правильно использовать величины: количество теплоты, удельная теплоёмкость в практике;

  • уметь индивидуально и самостоятельно решать задачи на расчет количества теплоты;

  • уметь осуществлять поиск информации и анализ текста по вопросу, связанному с темой « Количество теплоты. Удельная теплоемкость»;

  • самостоятельно проводить экспериментальные исследования, связанные с понятием количество теплоты;

  • активно участвовать в групповом обсуждении проблем и принятии решений по данной теме.

Урок рассчитан на 2 уч. часа (80 мин.)

Средства обучения

Необходимое оборудование: ПК, экран, проектор

Приборы и материалы для фронтального эксперимента (1 комплект на группу):

Разработчик: Задорожняя И.Э., учитель физики МБОУ «О(с)ОШ№6».

Технологическая карта урока

Деятельность обучающихся

Примечание

Оргмомент

Приветствие

Деление школьников на группы и контроль их готовности к работе

Отвечают на приветствие и делятся на группы по 4-5 человек

На столах лежат листы самоконтроля (Написать ФИО), карточки с заданиями, необходимое оборудование

1.Организация мотивации к изучению темы

-Повторим материал по теме «Способы изменения внутренней энергии»

-Как можно изменить внутреннюю энергию? Приведите примеры.

-Какова особенность всех видов теплопередачи?

-Как узнать, сколько этого тепла?

-Эта величина называется «количество теплоты», подумайте и сформулируйте тему урока.

-Итак, тема нашего урока: «Количество теплоты. Удельная теплоёмкость.

-совершая работу (потереть ладошки) или в результате теплопередачи (обогрев помещений с помощью радиаторов; строительство домов из шлакобетона; жар у костра и т.д.).

- во всех трех процессах передается тепло (энергия).

Возникает затруднение, обычно уч-ся самостоятельно приходят к этой мысли:

- нужно познакомиться с новой величиной, характеризующей количество тепла (энергии), которую тело получает или отдает в результате теплопередачи.

Формулируют тему в окончательном варианте и записывают в тетради

(слайд 1) На экране высвечивается таблица «Способы изменения внутренней энергии».

Логически учитель подводит учеников к формулировке новой темы, задавая наводящие вопросы.

(слайд 2)

В тетрадях и на доске записывается тема урока

2.Постановка учебной цели.

Работа в группах

-Обсудите, что нужно знать о новой величине, чтобы иметь полное представление о ней? Что вы ещё не знаете о величине – количество теплоты? (Учитель фиксирует ответы уч-ся на доске)

-На основе ваших ответов сформулируйте цель урока.

-Итак, наша цель: получить расчетную формулу для количества теплоты и научиться применять её для решения практических задач.

Работают в группе 3 минуты. Одна из групп представляет свои ответы, которые обсуждают, при необходимости корректируют:

не знаем:

-как обозначается,

-определение этой величины,

-от чего она зависит,

-по какой формуле рассчитывается,

-в каких единицах измеряется,

-где используется формула для расчета количества теплоты.

Возможные ответы

-Цель: познакомиться с величиной -количество теплоты,

-получить расчетную формулу для решения задач.

Учитель подводит уч-ся к формулировке целей урока, продолжая задавать наводящие вопросы. Чтобы уч-ся смогли сформулировать цели урока, учитель обращается к структурной схеме «О величине» (уч-ся уже знакомы с этой структурной схемой) (слайд 3).

1.Название

2.Обозначение

3.Формула

4.Определение

5.Единица измерения.

В тетрадях и на доске фиксируется цель урока

3.Планирование

Работа в группах

- опираясь на цели урока, предложите план работы.

Уч-ся обращаются к структурной схеме «О величине» (записана в тетради) и к цели урока предлагают пункты плана и их последовательность. Одна из групп озвучивает свой вариант, остальные соглашаются или нет, могут дополнить.

План работы фиксируется на доске:

1.Охарактеризовать количество теплоты и

удельную теплоемкость в соответствии со структурной схемой.

2.Научиться применять формулу для расчета количества теплоты для решения практических задач (слайд 4).

4.Реализация плана

а) определение количества теплоты;

б) выяснение, от чего и как зависит количество теплоты;

-Опираясь на таблицу «Способы изменения внутренней энергии», дайте определение, что такое количество теплоты;

-Эта величина обозначается Q, в каких единицах измеряется?

Работа в группах

-Задание для 1 и 4 групп: используя свой жизненный опыт, выполните задание и сделайте вывод о зависимости количества теплоты от массы тела:

1.Два чайника с водой, объёмами 0,5л и 1л, находятся в одной комнате. Воду необходимо нагреть до кипения. Вода, в каком чайнике закипит быстрее и почему? Какому чайнику необходимо передать больше тепла?

-Задание 2 для 2 и 5 групп: используя свой жизненный опыт, выполните задание и сделайте вывод о зависимости количества теплоты от изменения температуры тела:

2. Два чайника с водой имеют одинаковые объёмы и находятся в одной комнате. Воду в одном чайнике нужно довести до кипения, а в другом нагреть до Вода, в каком чайнике нагреется быстрее и почему? Какому чайнику необходимо передать больше тепла?

-Задание3 для 3 группы: используя свой жизненный опыт, выполните задание и сделайте вывод о зависимости количества теплоты от рода вещества:

3. В первую кастрюлю налили 200г воды, во вторую 200г масла. Начальные температуры воды и масла одинаковые. Одинаковое ли количество теплоты нужно передать обеим кастрюлям, чтобы жидкости нагрелись до ?

Работа в группах

- Задание: используя экспериментальный бланк (приложение 1), провести эксперимент и сделать вывод:

1 и 4 группа как Q зависит от m-массы тела; 2 и 5 группы - как Q зависит от Δt- изменения температуры тела; 4 группа (желательно более сильная) – как Q зависит от рода вещества. Результаты и этапы эксперимента группам необходимо дописать самостоятельно в бланк. (При необходимости учитель, используя наводящие вопросы, корректирует составление группами этапов эксперимента).

-Итак, какие выводы получили группы.

-Оцените свой вклад в решение вопросов: от чего и как зависит количество теплоты: активное участие +, проявление пассивности -

Уч-ся формулируют определение количества теплоты, опираясь на таблицу:

это величина, характеризующая количество энергии, которую тело получает или отдает в результате теплопередачи.

-1Дж, кДж.

Работают в группе 5 минут. Каждая группа представляет свой вывод, который обсуждают, при необходимости корректируют и записывают в тетрадь.

Работают в группе 15 минут.

Каждая группа получает экспериментальный бланк (приложнение 1), обсуждает и последовательно дописывает этапы эксперимента, выполняет его и делает вывод.

Группы озвучивают результаты экспериментов: как Q зависит от m-массы тела, от Δt- изменения температуры тела, от рода вещества.

Учащиеся записывают в тетрадь определение количества теплоты, обозначение Q, единицы измерения1Дж. (слайд 5).

Учащиеся записывают в тетрадь

Q

от Δt- изменения температуры тела

от рода вещества

На доске поэтапно появляется схема эксперимента  (слайд 6).

Учащиеся выставляют оценку в лист самоконтроля за решение вопросов: от чего и как зависит количество теплоты

в) знакомство с понятием удельной теплоемкости;

- Как количественно записать зависимость количества теплоты от рода вещества? Действительно есть такая величина – удельная теплоемкость.

Работа в группах

-Задание: используя учебник (Перышкин А.В.- 8кл.), необходимо дать характеристику удельной теплоемкости.

- Оцените свой вклад в составление характеристики удельной теплоемкости: активное участие +, проявление пассивности -

Возникает затруднение

-нужна специальная величина.

Работают в группе 10 минут.

Уч-ся в группах, используя структурную схему характеристики величины, характеризуют с - удельную теплоёмкость, записывая в рабочую тетрадь.

-одна из групп представляет результаты своей работы, остальные корректируют при необходимости.

Учащиеся выставляют оценку в лист самоконтроля за составление характеристики удельной теплоемкости

г) получение формулу для расчета количества теплоты;

- Поработаем с таблицей (учебник Перышкин А.В., 8кл.) удельных теплоемкостей различных веществ: 

А) Удельная теплоёмкость ртути равна 140 . Что это значить?

Б) Удельная теплоёмкость алюминия равна 920 . Что это значить?

В) Почему реки и озера нагреваются солнечными лучами медленнее, чем суша?

- Какой вывод можно сделать об удельной теплоемкости различных веществ?

-Где это использует человек?

Работа в группах

- Задание: необходимо решить задачи (на карточках).

Какое количество теплоты необходимо для нагревания:

  • чугуна массой 1кг на

  • льда массой 1кг

  • 2 кг ртути на

  • 1кг латуни на

  • 5 кг цинка на

  • как рассчитать, какое количество теплоты необходимо передать телу произвольной массы, чтобы изменить его температуру на произвольное количество градусов?

-Обсудим какой вывод вы сделали по последнему заданию?

-Запишите этот вывод формулой

Оцените свой вклад в получение формулы для расчета количества теплоты: активное участие +, проявление пассивности -

Уч-ся, изучая таблицу удельных теплоемкостей различных веществ, отвечают на вопросы учителя.

-удельная теплоемкость воды имеет наибольшее значение;

-различные вещества имеют разную удельную теплоёмкость и используются человек в быту и на производстве в зависимости от значения их удельной теплоёмкости;

-воду в радиаторах и т.д.

Работают в группе 5 минут.

Уч-ся решают задачи, используя таблицу удельных теплоёмкостей. Группы дают ответы по очереди, поясняя решение.

-чтобы рассчитать количество теплоты, которое необходимо передать телу произвольной массы, чтобы изменить его температуру на произвольное количество градусов. Нужно удельную теплоёмкость вещества умножить на массу тела и на изменение температуры тела.

-Q= с ×m× Δt,

(слайд 7)

Формулу записываем в тетрадях и на доске.

Учащиеся выставляют оценку в лист самоконтроля за получение формулы для расчета количества теплоты

д)применение формулы количества теплоты для процессов нагревания-охлаждения.

для решения практических задач.

Работа в группах

- Используя представленный пример решения задач на стр.28 учебника (Перышкин А.В, 8кл.),составить алгоритм решения задач на расчет количества теплоты и решить задачи разного уровня.

1.В алюминиевой кастрюле массой 400 г находится 2 л воды при температуре Какое количество теплоты требуется для нагревания воды в кастрюле до?

2. Какое количество теплоты получает человек, выпив стакан чая массой 100г при температуре если нормальная температура человека

-Представьте решение задач у доски.

Оцените свой вклад в составление алгоритма и решение задач на расчет количества теплоты: активное участие +, проявление пассивности -

Работают в группе 10 минут.

-Разбирают в группе примеры решения задач в учебнике и составляют алгоритм решения задач на расчет количества теплоты, при необходимости задают вопросы учителю.

Учащиеся в каждой группе выбирают задачу для решения по уровню сложности и решают её в своих тетрадях (двое на листах), при необходимости помогают друг другу, консультируют.

Представляют решение у доски (все группы прикрепляют решения на доску, одна – две группы защищают).

 

Учащиеся выставляют оценку в лист самоконтроля за составление алгоритма и решение задач на расчет количества теплоты

5. Организация контроля

-Итак, давайте вернемся к теме и целям урока (записаны на доске). Назовите их.

-Достигли ли поставленных целей?

-Давайте проверим.

1) Ответьте на вопросы:

-С какими новыми величинами вы сегодня познакомились?

-Дайте их краткую характеристику.

2) Работая индивидуально, выполните задания теста (учитель раздает листы с тестом каждому ученику (приложение 2).

Учащиеся отвечают на вопросы фронтально.

Уч-ся выполняют самостоятельно и индивидуально задания теста на листах.

6. Организация оценивания

-Сверьте результаты своей работы с ответами на слайде (слайд 8) и выставьте отметку, учитывая критерии: 3б- «3», 4-5б- «4», 6б- «5».

Проверяют правильность выполнения теста по слайду.

Учащиеся выставляют отметку в лист самоконтроля за выполнение теста.

Листы самоконтроля сдают учителю

-Сейчас мысленно каждый проговорите про себя (слайд 9):

Я сегодня узнал…

Я сегодня понял…

Я сегодня научился….

- А теперь обсудите в группе ответы на эти вопросы и озвучьте:

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Чему научились сегодня?

  • Какие открытия для себя сделали?

Учащиеся мысленно выполняют задание.

Учащиеся в группе обсуждают 1 минуту и отвечают на предложенные вопросы

8. Домашнее задание

Домашнее задание на выбор

1.Составьте кластер по материалам учебника по данной теме.

2. Решите задачу: какое количество теплоты передано при нагревании куска олова массой 400гр. от 20 до 232 º С.

3. Решите задачу: Найдите удельную теплоемкость чугуна, если при остывании чугунной детали массой 20 кг от 130 º С до 80 º С выделяется 0,550 МДж теплоты.

4.Заполните таблицу

N

Веще

ство

С, Дж/кг 0С

м,

кг

t1,

0C

t2,

0C

Δt,

0С

Q,

кДж

1

Вода

?

0,2

20

100

?

?

2

?

460

?

20

80

?

13,8

3

?

?

0,05

-

-

200

3,8

4

Кирпич

?

4,0

-10

?

?

105,6

5

Олово

?

0,5

?

80

?

7,5

Выбирают задание и записывают

Лист самоконтроля

Ф.И._____________

Класс:_____

Дата:_________

Тема:__________

Участие в групповой работе

За решение вопросов: от чего и как зависит количество теплоты

За составление характеристики удельной теплоемкости

За получение формулы для расчета количества теплоты

За составление алгоритма и решение задач на расчет количества теплоты

Критерии

Оценить свой вклад в выполнение задания: активное участие +, проявление пассивности -

Индивидуальная работа (выполнение теста)

Оценить умения решать задачи и выставить отметку: 3б- «3», 4-5б- «4», 6б- «5»

Приложение 1. Экспериментальные задания

Эксперимент №1: эксперимент по выяснению зависимости количества теплоты, переданного веществу от массы этого вещества.

Ход эксперимента:

  1. Налить воду в колбы: во вторую в 2 раза больше, чем в первую.

  2. Закрепить колбы в лапках штативов

  3. Измерить начальную температуру жидкости в каждой колбе.

  4. Зажечь спиртовки.

  5. ОДНОВРЕМЕННО начать нагревать колбы.

  6. Измерить температуру в каждой колбе через 2 минуты.

  7. Сделать вывод.

Эксперимент №2: эксперимент по выяснению зависимости количества теплоты, переданного веществу от изменения его температуры.

  1. Ход эксперимента: 

  2. Налить равное количество воды в 2 колбы.

  3. Закрепить колбы в лапках штативов.

  4. Измерить начальную температуру жидкости в каждой колбе.

  5. Зажечь спиртовки.

  6. ОДНОВРЕМЕННО начать нагревать колбы.

  7. Не вынимая термометра из жидкости, прекратить нагревание, когда в первой колбе температура поднимется на , а во второй на . Измерить время, которое понадобилось для каждого процесса.

  8. Сделать выводы.

Эксперимент №3: эксперимент по выяснению зависимости количества теплоты, переданного веществу от его рода.

Ход эксперимента: 

  1. Налить равное количество воды и масла в 2 колбы.

  2. Закрепить колбы в лапках штативов.

  3. Измерить начальную температуру жидкости в каждой колбе.

  4. Зажечь спиртовки.

  5. ОДНОВРЕМЕННО начать нагревать колбы.

  6. Измерить температуру в каждой колбе через 2 минуты.

Экспериментальный бланк (приложение 1)

Приборы и материалы: (запишите, какими приборами вы будете пользоваться)

, , , _____________________________________________________

, _______________________________________________________

Задание: дописать в пропущенных строчках ваши действия, результаты экспериментов заносите в таблицы.

Эксперимент № 1

Цель – выяснить зависит ли количество теплоты, переданного веществу от массы этого вещества.

Ход эксперимента:

  1. Налить ________________________ в 2 колбы.

  2. Закрепить колбы в лапках штативов

  3. Измерить _____________________ в каждой колбе.

  4. Зажечь спиртовки.

  5. ОДНОВРЕМЕННО начать нагревать колбы.

  6. Измерить _______________________через 2 минуты.

  7. Сделать вывод.

V

T1

T2

t-время

1 колба

2 колба

Вывод:____________________________________________

Эксперимент № 2

Цель: выяснить зависимость количества теплоты, переданного веществу от изменения его температуры.

Ход эксперимента:

  1. ____________________________________________

  2. ____________________________________________

  3. ____________________________________________

  4. _____________________________________________

  5. ОДНОВРЕМЕННО начать нагревать колбы.

  6. Не вынимая термометра из жидкости, _______________, когда в 1 колбе температура поднимется на 150С, а во 2 колбе на 200С.

  7. Измерить ___________, которое понадобилось для каждого процесса.

  8. Сделать выводы.

V

T1

T2

t-время

1 колба

2 колба

Вывод:____________________________________________

Эксперимент № 3

Цель – выяснить зависит ли количества теплоты, переданное веществу от его рода.

Ход эксперимента:

  1. Налить равное _______________и _________ в 2 колбы.

  2. ________________________________________________

  3. ________________________________________________

  4. ________________________________________________

  5. ________________________________________________

  6. Измерить ______________ в каждой колбе через 2 минуты.

  7. Сделать вывод.

V

T1

T2

t-время

1 колба

2 мин

2 колба

2 мин

Вывод: __________________________________________________________

Приложение 2. Тестовые задания.

Количество теплоты (1 вариант)

1. Количеством теплоты называют ту часть внутренней энергии, которую;

А) тело получает от другого тела в процессе теплопередачи; Б) имеет тело;

В) тело получает или теряет при теплопередаче;

Г) получает тело при совершении работы.

2. Как называют количество тепла, которое необходимо для нагревания вещества массой

1 кг на 1°С?

А) теплопередачей;

Б) удельной теплоемкостью этого вещества;

В) изменением внутренней энергии.

3. В каких единицах измеряется количество теплоты?

А) Дж, кДж; Б) ; В) ; Г) Вт.

4. В термос и стакан налили холодную воду, оба сосуда закрыли и поместили в теплую

комнату. В каком сосуде больше повысится температура воды через 1 час?
А) в термосе; Б) в обоих сосудах одинаково; В) в стакане.

5. Какая из указанных физических величин не применяется при вычислении количества

теплоты, затрачиваемой на нагревание тела?

А) начальная температура тела; Б) конечная температура тела; В) масса тела;

Г) объем тела; Д) удельная теплоемкость.

6. Как надо понимать, что удельная теплоемкость меди 380 Дж/кг°С ?

А) для нагревания меди массой 380 кг на 1 °С требуется 1 Дж энергии;

Б) для нагревания меди массой 1 кг на 380 °С требуется 1 Дж энергии;

В) для нагревания меди массой 1 кг на 1 °С требуется 380 Дж энергии.

7. В кастрюле нагрели 2 кг воды на 20 С. Сколько энергии израсходована на нагревание?

Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг°С.

А) 168 кДж; Б) 250 кДж; В) 368 кДж.

8. Алюминиевую ложку массой 50 г при температуре 20°С опускают в горячую воду при
температуре 70°С. Какое количество теплоты получит ложка? Удельная теплоемкость алюминия 900 Дж/кг°С.

А) 4,8 кДж; Б) 19 кДж; В) 2,25 кДж; Г) 138 кДж.

9. Чтобы повысить температуру олова массой 1 кг на 1°С требуется 230 Дж, стали - 500 Дж, алюминия - 920 Дж. Каковы удельные теплоемкости этих тел?

А) 690 Дж/кг°С, 1000 Дж/кг°С, 920 Дж/кг°С; Б) 230 Дж/кг°С, 500 Дж/кг°С, 920 Дж/кг°С;

В) 500 Дж/кг°С, 2300 Дж/кг°С, 100 Дж/кг°С.

Количество теплоты (вариант 2)

1. Количество теплоты, израсходованное на нагревание тела, зависит от:

А) массы, объема и рода вещества;

Б) изменения его температуры, плотности и рода вещества;

В) массы тела и температуры;

Г) рода вещества, его массы и изменения температуры.

2. Какой буквой обозначают удельную теплоемкость?

А) q; Б) m; В) Q; Г) с.

3. В каких единицах измеряется удельная теплоемкость?

А) Дж, кДж; Б) ; В) ; Г) Вт.

4. В какой из двух сосудов калориметра нужно налить воду для определения удельной теплоемкости?

А) во внешний сосуд; В) в промежуток между внутренним и внешним сосудами;

Б) во внутренний сосуд; Г) в любой из двух сосудов, второй не нужен.

5. При каком процессе количество теплоты рассчитывается по формуле Q = cm(t2 – t1)?
А) при превращении жидкости в пар; Б) при плавлении;

В) при сгорании топлива; Г) при нагревании тела в одном агрегатном состоянии.

6. Какое количество теплоты потребуется для нагревания латуни массой 1 г на 1°С?

Удельная теплоемкость латуни 380 Дж/кг°С.

А) 1 Дж; Б) 0,38 Дж; В) 380 Дж; Г) 3,8 Дж.

7. Какое количество теплоты отдаёт окружающей среде медь массой 1 кг, охлаждаясь на 1°С? Удельная теплоемкость меди 380 Дж/кг°С.

А) 1 Дж; Б) 380 Дж; В) 0,38 Дж; Г) 3,8 Дж.

8. На нагревание свинца массой 1 кг на 100°С расходуется количество теплоты, равное

13000 Дж. Определите удельную теплоемкость свинца.

А) 13000 Дж/кг°С; Б) 13 Дж/кг°С; В) 130 Дж/кг°С.

9. Железный утюг массой 3 кг при включении в сеть нагрелся от 20°С до 120°С. Какое количество теплоты получил утюг? Удельная теплоемкость утюга 540 Дж/кг°С.
А) 4,8 кДж; Б) 19 кДж; В) 162 кДж; Г) 2,2 кДж.

infourok.ru

Открытый урок по теме "Удельная теплоемкость вещества"

8 класс. Тема урока «Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества»

Цели урока:

-образовательные: обеспечить знание таких понятий как количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества; обеспечить формирование умений решения задач на определение количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого при его охлаждении.

-развивающие: развивать мышление, элементы творческой деятельности, навыки устной и письменной речи, память, умения вести диалог,
способность четко формулировать свои мысли, умения использовать научные методы познания.

-воспитательные: воспитать уважение к своей Родине, уверенность в своих силах, исследовательскую культуру.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Материалы: интернет ресурсы.

Литература:

1.Физика 8 класс. Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская.

2.Интернет - ресурсы.

3. И. Лукашик, Е. В. Иванова. Сборник задач по физике 7-9 классы.

Подготовка к уроку:

1. Подготовка тестовых заданий по теме для самопроверки.

2. Несколько восьмиклассников, выступающих на уроке, во внеурочное время заранее отбирают, систематизируют, оформляют материал в виде презентации к уроку под руководством учителя физики.

Этапы урока:

1. Организационный момент, формулировка цели урока (2 мин).

2. Актуализация материала (5 мин).

3. Проверка знаний учащихся (5 мин):

4. Изложение нового материала с выступлениями учеников в форме компьютерной презентации (20 мин).

5. Закрепление материала в виде решения задач(10 мин)

5. Подведение итогов урока, оценка его значимости, домашнее задание(3мин)

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы проходим тему «Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества». Тема имеет большое практическое значение. Цель урока: ознакомление с понятиями количество теплоты и удельная теплоёмкость вещества. Научиться применять полученные на уроке знания на практике.

Оценку за урок вы получите по балльной системе.

2.Актуализация знаний:

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, что такое внутренняя энергия?

Учащиеся: Внутренняя энергия - это кинетическая энергия хаотического движения молекул и потенциальная энергия взаимодействия между ними.

Учитель: От каких величин зависит внутренняя энергия?

Учащиеся: Внутренняя энергия тела зависит от его температуры.

Учитель: Как можно изменить внутреннюю энергию?

Учащиеся: Внутреннюю энергию можно изменить двумя способами: совершением работы и теплопередачей, то есть без совершения работы.

Учитель: Какие виды теплопередачи вы знаете?

Учащиеся: Теплопроводность, конвекция, излучение.

Учитель: А теперь я предлагаю вам тест для самопроверки.

На мониторах компьютеров появляется тест, на вопросы ученики отвечают самостоятельно:

1.Каким способом теплопередачи передаётся тепло, сидящим у костра?

а) Преимущественно теплопроводностью

б) Преимущественно конвекцией

в) Преимущественно излучением

г) Всеми тремя способами

2.Два стальных бруска имеют температуру 50ºС. Сравните их внутренние энергии. Объём первого бруска в 2 раза меньше, чем второго.

а) Одинаковые, так как одинаковые температуры.

б) У второго в 2 раза больше.

в) У первого в 2 раза больше.

г) Условие задачи не полное.

3.Происходит ли изменение внутренней энергии тел в указанных ниже примерах? а) В чайнике греют воду. б) Сжимают пружину. в) Ведро воды поднимают на второй этаж здания. г) Надувают резиновый шарик.

а) Только в а)

б) Только в б)

в) Во всех

г) В а), б) и г)

4.Из какого материала предпочтительней изготовить ручку крана с горячей водой?

а) Из алюминия

б) Из стали.

в) Из меди

г) Из керамики

5. От каких физических величин зависит внутренняя энергия?

а) От массы тела и его скорости

б) От температуры тела и скорости его движения

в) От скорости тела и высоты его над поверхностью Земли

г) От массы тела и его температуры

После выполнения заданий ученики узнают количество набранных баллов.

Правильные ответы: Баллы:

1-в 5баллов за 5 правильных ответов

2-в 4балла за 4 правильных ответа

3-а 3балла за 3 правильных ответа

4-г 2балла за 2 правильных ответа

5-г 1 балл за 1 правильный ответ

Учитель: Теперь, ребята, запишите в тетради новую тему.

На экране появляется тема и цели урока. Учащиеся пишут тему в тетради.

Учитель: Вы знаете, что возможны два способа изменения внутренней энергии тела: совершение работы и теплопередача. Мерой изменения внутренней энергии при совершении работы является величина работы. Возникает вопрос: какая величина характеризует изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и является его мерой? Эта величина называется количеством теплоты.

Количеством теплоты называют физическую величину, равную изменению внутренней энергии тела в процессе теплопередачи без совершения работы.

Определение появляется на экране. Учащиеся записывают его в рабочие тетради.

Учитель: Количество теплоты обозначают буквой Q. Единицей количества теплоты, как и любого вида энергии, является джоуль(1 Дж), в честь учёного Джоуля.

Обозначение количества теплоты и единицу измерения учащиеся записывают в тетради.

Учитель: У нас есть маленькое выступление о Джоуле (исследовательская работа, метод проектов).

Ученик: Джоуль Джеймс Прескотт (24.12.1818–11.10.1889) – английский физик, член Лондонского королевского общества (1850). Родился в Солфорде в семье владельца пивоваренного завода. Получил домашнее образование. Первые уроки по физике ему давал Дальтон, под влиянием которого были начаты экспериментальные исследования. Обосновал на опытах закон сохранения энергии. Установил закон, определяющий тепловое действие электрического тока. Вычислил скорость движения молекул газа и установил ее зависимость от температуры. К концу 1840-х годов работы Джоуля получают всеобщее признание в научном сообществе, и в 1850 году он избран действительным членом Лондонского королевского общества

Учитель: При передаче телу некоторого количества теплоты без совершения работы его внутренняя энергия увеличивается, если тело отдает какое-то количество теплоты его внутренняя энергия уменьшается.

Выясним, от чего зависит количество теплоты.

Проведем опыт:

Если взять два одинаковых сосуда, в один из них налить 50г воды, а в другой 100г при одной и той же температуре и поставить их на одинаковые горелки, то раньше закипит вода в первом сосуде.

Таким образом, чем больше масса тела, тем большее количество теплоты требуется ему для нагревания. При охлаждении тело большей массы отдает большее количество теплоты. Разумеется, что в данном случае речь идет о телах из одного и того же вещества и нагреваются они или охлаждаются на одно и то же число градусов.

Вывод учащиеся делают сами:

Следовательно, количество теплоты, необходимое для нагревания тела, пропорционально его массе.

Теперь мы будем нагревать в одном сосуде 50г воды от 20 0С до 50 0С, а в другом таком же сосуде 50г воды от 20 0С до 100 0С. В первом случае, как вы видите, на нагревание ушло меньше времени, чем во втором. Следовательно, количество теплоты, которое мы затратили на нагревание воды на 30 градусов меньше, чем количество теплоты, необходимое для нагревания воды на 80 градусов.

Вывод учащиеся делают сами:

Таким образом, количество теплоты прямо пропорционально изменению температуры.

Опыт: Нальем в один сосуд 100г воды. В другой такой же сосуд нальем немного воды и положим в него такое металлическое тело, что бы общая масса тела и воды была равна 100г. Убедимся, что начальная температура в обоих сосудах одинакова. Будем нагревать сосуды на одинаковых горелках. Через некоторое время измерим температуру. В сосуде, в котором находится только вода, температура ниже, чем в том, где были вода и металлическое тело. Следовательно, что бы температура содержимого в обоих сосудах была одинаковой, воде нужно передать большее количество теплоты, чем воде и металлическому телу.

Вывод учащиеся делают сами:

Таким образом, количество теплоты, необходимое для нагревания тела зависит от рода вещества, из которого это тело сделано.

Зависимость количества теплоты, необходимого для нагревания тела, от рода вещества характеризуется физической величиной, называемой удельной теплоемкостью вещества.

Удельная теплоемкость вещества – это физическая величина, равная количеству теплоты, которое необходимо сообщить телу массой 1кг для нагревании его на 1 0С.

Такое же количество теплоты тело массой один килограмм отдает при охлаждении на один градус. Удельная теплоемкость обозначается буквой с. Единицей удельной теплоемкости является 1 Дж/кг*0С. Значения удельной теплоемкости веществ определяют экспериментально. Некоторые приведены в таблице №11. Давайте, сравним удельные теплоемкости жидкостей и твердых тел, и сделаем вывод.

Учащиеся работают с учебником, находят таблицу №11 и по указанию учителя сравнивают удельные теплоемкости веществ.

Делают вывод: жидкости имеют большую удельную теплоемкость, чем металлы. Самую большую теплоемкость имеет вода.

Учитель: Что показывает удельная теплоёмкость?

Учащиеся: Удельная теплоемкость показывает, на сколько изменяется внутренняя энергия вещества массой 1кг при изменении его температуры на 1 0С.

Таким образом, чтобы рассчитать количество теплоты, необходимое для нагревания тела массой m от температуры t1 до температуры t2 удельную теплоемкость вещества с нужно умножить на массу тела и на разность конечной и начальной температур:

Q=cm( t2  - t1)

Закрепление:

Учитель: На закрепление материала вместе разберём решение одной задачи:

В алюминиевой кастрюле, масса которой 800г, нагревается 5 л воды от 10 0С до кипения. Какое количество теплоты пойдет на нагревание кастрюли и воды?

 

Дано: СИ СИ Решение

m1=800г 0,8 кг Количество теплоты, необходимое для нагревания

V=5л 0,005м3 кастрюли и воды:Q=Q1+Q2? , где Q1=c1m1(t2-t1)- количество

T1=10 0С теплоты, необходимое для нагревания кастрюли;

 t2  =100 0С Q2=c2m2(t2-t1)- количество теплоты, необходимое для

Q-? нагревания воды.

с1=920 Дж/кг 0С

с2=4200 Дж/кг 0С

r=1000 кг/м3

Вычисления:

Q1=920 Дж/кг 0С * 0,8 кг(100 0С -10 0С)=

=6624 Дж=6, 624 кДж

Q2=4200 Дж/кг 0С *1000кг/м3*0,005 м3(100 0С -10 0С)=

=1890000 Дж=1890 кДж

Q=6,524 кДж + 1890 кДж = 1896, 524 кДж

Ответ: Q=1896, 524 Дж.

У нас есть выступления заранее подготовленных учащихся. Они расскажут вам о практическом значении количества теплоты (исследовательская работа, метод проектов).

Учащиеся выступают о практическом значении количества теплоты. Выступление учеников сопровождается показом слайдов с помощью мультимедийного проектора и комментариями.

1 ученик.

В характере теплоемкости большинства химических элементов в твердом состоянии существует  определенная закономерность. Например, у металлов с небольшими  атомными номерами  удельная теплоемкость велика, а у металлов с большими номерами – мала.

2 ученик.

Человек и животные передают тепло окружающей среде Теплопродукция одного человека за год составляет 4 млрд.Дж теплоты.

3 ученик.

Воду часто применяют в качестве охладителя в двигателях внутреннего сгорания и атомных реакторах, так как она обладает большой теплоемкостью и поглощает много теплоты  при нагревании.

4 ученик.

Для нормальной жизнедеятельности и хорошего самочувствия у человека должен быть тепловой баланс между теплотой, вырабатываемой организмом и теплотой, отдаваемой в окружающую среду. При обычных условиях более 90% вырабатываемой теплоты отдается окружающей среде (половина теплоты излучением, четверть – конвекцией, четверть – испарением) и менее 10% теплоты теряется в результате обмена веществ.

5 ученик.

В пустынях днем очень жарко, а ночью температура падает ниже 0°С. Это происходит потому, что песок обладает малой удельной теплоемкостью, поэтому быстро нагревается и охлаждается.

Итог:

Ребята, мы сегодня на уроке изучили важную тему, которое имеет большое практическое значение. Учение о теплоте зародилось в 18 веке. До этого времени понятие температуры и теплоты практически не различались. Работами ученых 18 века было начато количественное исследование тепловых явлений.

Домашнее задание:

П. 28, вопросы к параграфу для самопроверки. Задание 27.

Выставление оценок (5 баллов-«5», 4 балла-«4», 3 балла-«3», 2балла-«2»)в электронный журнал.

На этом урок окончен. До свидания.

infourok.ru

"Количество теплоты. Удельная теплоемкость" 8 класс

Открытый урок по физике по ФГОС на тему:

«Количество теплоты. Удельная теплоемкость».

ФИО учителя: Карабанова Екатерина Сергеевна

Место работы: МБОУ Школа №148, Самара

Класс: 8

Тема: «Количество теплоты. Удельная теплоемкость»

УМК: А.В. Перышкин, Е.М.Гутник "Физика 8 класс",2014 г.,

Сборник задач В.И.Лукашик, Е.В. Иванова 2016г.

Цель урока: Формировать у учащихся понятия «количество теплоты» и «удельная теплоемкость вещества»

Задачи урока:

-образовательные (формирование познавательных УУД): сформировать понятия «количество теплоты» и «удельная теплоемкость вещества»

-воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности; формирование системы взглядов на мир;

-развивающие (формирование регулятивных УУД): развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач; расширить мировоззрение.

Результаты УУД:

- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчиво учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

- регулятивные: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

- коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; построение устных и письменных высказываний в соответствии с поставленной задачей.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Форма урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная, экспериментальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, презентация.

План урока:

  1. Организационный момент (1 минута)

  2. Этап актуализации знаний (4 минут)

  3. Усвоение новых знаний (29 минуты)

  4. Рефлексия (5 минут)

  5. Информация о домашнем задании (1 минута)

1. Организационный момент (1 минута)

Этап приветствия

Этап подготовки к уроку. (Приготовить тетради, учебники). Психологически настроить учащихся на учебную деятельность.

2. Этап актуализации знаний (4 минут)

Освежим в памяти некоторые моменты прошлых уроков. Для этого вспомним и ответим на следующие вопросы:

-Какие тепловые явления вы знаете?

-Что характеризует температура?

-Какую энергию называют внутренней энергией тела? От чего она зависит?

-Какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела?

-Почему алюминиевая кружка с горячим чаем обжигает губы, а фарфоровая чашка нет?

-В чем состоит явление конвекции и конвекции? Приведите примеры

Учитель выслушивает ответы учащихся. Выявляет уровень знаний и определяет типичные недостатки. Оценивает знания по пройденному материалу.

3. Усвоение новых знаний (29 минут)

Теперь открываем свои тетради и записываем число и тему урока

Энергия, которую получает или теряет тело при теплопередаче, называют количеством теплоты. (запись в тетрадь)

Значит и единицы измерения количества теплоты тоже Джоуль (Дж).

Отчего зависит количество теплоты? (Учащие предлагают варианты) Вследствие этого приходим к мнению, что количество теплоты зависит от: массы тела (вещества), от разности температур, а также рода вещества.

Теперь обратимся к опытам, чтобы подтвердить наши предположения.

Опыт 1

Два стакана в одном 200 г. воды, а в другом 100 г. Оба стакана ставятся на одну и ту же плитку. Через некоторое время термометры покажут, что вода стакане массой 100г. нагреется быстрее.

Вывод: Чем больше m тела, тем больше Q надо затратить, чтобы изменить его температуру на одно и то же число градусов. (формулируют самостоятельно и записывают в тетрадь)

Опыт 2

Два стакана с водой по 200 г. Оба стакана ставятся на одну и ту же плитку. Один стакан нагревают на 20 градусов, а другой на 40 (при изначально одинаковой температуре в 20 градусов). Через некоторое время термометры покажут, что вода стакане, который нагревали на 20 градусов. нагреется быстрее второго.

Вывод: Количество теплоты зависит от разности температур тела

Опыт 2

Стакан с водой и маслом одной и той же массой ставят на одну и ту же плиту, и нагревают на одно и то же число градусов. Процесс нагревания происходи по-разному

Вывод: Количество теплоты, переданное телу, зависит от рода вещества, из которого изготовлено тело.

Делаем заключение, что количество теплоты, необходимое для нагревания на один градус единицы масс разных веществ, будет различным.

Даем определение удельной теплоемкости.

Физическая величина, численно равная количеству теплоты, которое необходимо передать телу массой 1 кг для того, чтобы его температура изменилась на 1 градус, называется удельной теплоемкостью вещества.

Обратить внимание участников на таблицу учебника номер 1.

Вводим единицу измерения удельной теплоемкости: 1Дж/кг*°С

Физический смысл термина: удельная теплоемкость показывает, на какую величину изменяется внутренняя энергия 1 кг вещества при нагревании или охлаждении его на 1 градус Цельсия.

4. Рефлексия (5 минут)

Подведение изученного материала урока, установить соответствие полученного результата поставленной цели.

Ответить на вопросы

Что такое количество теплоты? В чем измеряется?

От чего зависит количество теплоты?

Что называется удельное теплоемкость вещества?

Что является единицей удельной теплоемкости?

Удельная теплоемкость свинца равна 140 Дж/кг·°С. Что это означает?

Учитель организует рефлексию. Ставит оценки.

5. Информация о домашнем задании (1 минута)

параграф 7, 8 учить основные определения.

Сборник задач Лукашик № 990-992

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *