cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Тренинг общения – Тренинг “Эффективное общение” (часть 2) – EduNeo

Тренинг “Эффективное общение” (часть 2) – EduNeo

Учимся слушать и воспринимать других, развиваем умение говорить о своих чувствах.

Цели тренинга:

  • развитие компетентности общения;
  • развитие чувствительности и осознанности;
  • гармонизация отношений в коллективе.

Задачи тренинга:

  • способствовать развитию умения хорошо слушать и точно воспринимать других людей;
  • развивать умение говорить о своих чувствах и чувствовать партнера по общению;
  • способствовать повышению уверенности в себе;
  • снятие психо-эмоционального напряжения.

Необходимые материалы:

  • Доска для презентаций
  • Листы бумаги
  • Набор фраз (для упражнения «переформулировки»)
  • Микрофон

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники! На прошлой нашей встрече (тренинг “Эффективное общение” часть 1) мы говорили о том, что для гармонизации отношений преподавателей и обучающихся, преподавателей друг с другом важно знакомиться с технологиями и овладевать навыками эффективного общения.

Навыки эффективного общения (вывешивается на доске)

Я-высказывание, умение говорить о своих чувствах.

Активное слушание, умение понять чувства другого человека

Умение задавать уточняющие вопросы

Умение отказывать

Умение просить

Умение идти на компромисс

Умение предлагать альтернативное решение

Умение приводить аргументы

Умение не демонстрировать свои эмоции, а говорить о них, проговаривать.

Ведущий: Для более успешного общения с окружающими необходимо развитие умения хорошо слушать и точно воспринимать других людей. Очень немногие среди нас умеют по-настоящему слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Чаще всего мы занимаем позицию внешнего наблюдателя, который, когда воспринимает окружающих, неспособен вступать с ними в контакт, а когда общается с другими людьми, то не может объективно и разносторонне их воспринимать. Требуется определенное умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием.

Упражнение под музыку “Послушай себя” (релаксация)

Сядьте поудобнее…, и, если, вам комфортно, закройте глаза. 3 раза глубоко вздохните… Представьте себе, что вы вдыхаете звуки музыки ушами…всеми порами вашей кожи… Дышите глубоко через нос…через кожу… Ваше тело, как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается…
Ваши глаза по-прежнему закрыты и теперь попробуйте не давать далеким звукам проникать в ваши уши…Прислушайтесь к звукам в своем теле слушайте только свое тело…Послушайте сове дыхание…Послушайте, как бьется ваше сердце…Послушайте себя…
А теперь представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частичка, которая очень спокойна и счастлива. Не затронутая всеми страхами и заботами о будущем, пребывает она там в полнейшем мире, в силе и счастье.

И почувствуйте теперь, что эта частичка, находящаяся в самом центре вас – вы сами.
Снова сделаем 3 глубоких вдоха и выдоха и открываем глаза…

Ведущий: И мы гармонично подошли к навыку эффективного общения: слушание

Виды слушания (вывешиваются на доске)

Ведущий: Пассивное слушание может быть успешным, если Вы не заразитесь от собеседника его эмоциями, и не будете реагировать на его эмоциональное состояние личностно.

Упражнение-эксперимент

Инструкция: Возьмите по чистому листу А4 и закройте глаза. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы результат у всех был одинаковый.

Ведущий (читает): Согните лист пополам. Еще раз пополам. Оторвите верхний правый угол. Оторвите нижний правый угол. Откройте глаза. Что получилось? Узоры у всех различные, есть похожие, но одинаковых нет, хотя инструкция для всех звучала одинаково.

Вывод: (на доске)
В процессе общения, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга.

Ведущий: Зачастую в сложных, напряженных ситуациях мы высказываем резкие, негативные оценки в адрес друг друга, и начинаем, например, так: “Вы всегда ведете себя так..”, “Ты меня все время обвиняешь”, “Ты как всегда не готов..” На такие высказывания противоположная сторона отвечает обычно отрицанием, обидой, защитой.

Еще один навык эффективного общения – “Я – высказывание”.

В отличие от “Ты высказывания”, примеры которого только что прозвучали, “Я – высказывание” предает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки и это отношение передается при помощи выражения вашего чувства. Это высказывание не несет обвинения в адрес другого человека, а просто констатирует факт возникновения данных чувств.

Навык эффективного общения «Я – высказывание» (вывешивается на доске)

Необходимо:

1. Объективно описать событие, ситуацию, без экспрессии, вызывающей
напряжение («когда я вижу, что…», «когда это происходит…»)

2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в
этой ситуации (« я чувствую…», «я огорчаюсь…», « я не знаю как
реагировать…»)

3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания (« потому
что я не люблю…», « мне бы хотелось…»)

4. Представить как можно больше альтернативных вариантов (« возможно,
тебе стоит поступить так…», « в следующий раз сделай так …»)

5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы
(объяснение)

Формула: Ситуация + Я – чувство + Объяснение

Упражнение: Переформулировки

Работа в группах. На группу выдается набор фраз, обращений (2- 4), произносимых некорректно.

Задача: необходимо переформулировать фразы и обращения, используя “Я-высказывание”.

Фразы для обсуждения в группах (например):
«Вы всегда ведете себя так плохо»
«Увы, ты опять все испортил»
«Ты меня все время обвиняешь»
«Твой внешний вид меня пугает»
«С вами невозможно провести хорошее занятие»

Каждая группа озвучивает свои варианты перефомулировок.

Ведущий: Для более точного восприятия другого человека очень важно
умение чувствовать партнера по общению и не меньшее значение имеет способность осознавать свои собственные чувства и действия в различные моменты общения с другими членами группы.

Упражнение «Живые руки»

В комнате расставляются стулья в два ряда. Все снимают с рук кольца, часы и завязывают себе глаза. Всех членов группы рассаживают так, чтобы они не знали, кто сидит напротив.

Ведущий: «Сидя лицом к партнеру нужно познакомиться с ним только руками, касаясь ими его рук. Боритесь руками, миритесь руками. Затем попрощайтесь с партнером руками и снимите повязку с глаз. Обменяйтесь друг с другом в течение нескольких минут своими впечатлениями».
Затем глаза вновь завязывают и садятся в другом порядке.

Упражнение «Глаза в глаза».

Ведущий: «Посмотрите друг другу в глаза. Установите зрительный контакт без использования слов. Через несколько минут обсудите свои ощущения».

Ведущий: Еще один очень важный, особенно в наше время, навык — навык поддержки.

Навык поддержки (на доске)
Если бы у меня была такая проблема, как бы я себя чувствовал!?
Смысл поддержки: Важно! Дать объективно существующий позитив в ситуации, испытываемого человеком негатива.

Ведущий: Есть такое упражнение «синий и красный карандаш».

Один человек из группы рассказывает о своей проблеме и каждый присутствующий по кругу, 1 раз говорит ему что-нибудь по этому поводу, начиная со слов: “мне бы твои проблемы”, или “сам виноват…” 2 круг: участники свои слова начинают так: “все равно ты молодец, потому что..”. Затем у человека, предъявившего свою проблему спрашивают, как он себя чувствовал в 1м и 2м случае. Синий карандаш – пример поддержки.

Ведущий: Не менее, а возможно и более важно уметь поддерживать самого себя.
У каждого из нас есть свои сильные стороны, но обнаружить их в себе порой оказывается нелегко. Некоторые люди полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней точкой опоры, они не умеют думать о себе в позитивном ключе. Для определения собственных сильных сторон, возможностей их конструктивного использования, для осознания своей системы ценностей большую помощь может оказать совместная работа, общение с другими людьми, возможность поделиться с ними мыслями и чувствами.

Упражнение “Сильные стороны”

Все садятся в круг. После небольшой паузы каждый участник занятия в течение 3-4 минут должен рассказать о свои сильных сторонах – о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является или может стать точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий “не брал в кавычки” свои слова, не отказывался от них, не умалял своих достоинств, чтобы он говорил прямо, без обиняков, без всяких “но”, “если” и т.п. Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях.

Ведущий и все остальные члены группы внимательно следят за этим и пресекают каждую попытку самокритики и самоосуждения.

Ход упражнения: Итак, вызывается желающий. Он может говорить о своих сильных сторонах 3-4 минуты, и даже, если он закончит раньше, оставшееся время все равно принадлежит ему. Это значит, что другие члены группы остаются только слушателями, не могут высказываться, уточнять детали, просить разъяснений или доказательств. Может быть, значительная часть времени пройдет в молчании. Ведущий может, если он почувствует, что это имеет смысл, спросить молчащего: “А еще какие-нибудь другие свои сильные стороны вы не смогли бы назвать?”

Человек, говорящий о себе, не обязан обосновывать или объяснять, почему он считает те или иные свои качества сильной стороной. Достаточно того, что он сам в этом уверен.

По истечении 3-4 минут начинает говорить участник группы, сидящий справа от предыдущего выступавшего, и так, пока не выскажутся все по очереди. Ведущий следит за временем и дает знать, когда настает черед следующего.

После этого участники образуют группы по три человека. Каждый из них находит себе место, где можно было бы разговаривать, не мешая остальным тройкам. Члены тройки должны обсудить, как мог бы каждый из них, опираясь на свои сильные стороны, сделать что-нибудь по-настоящему ценное, не ограничиваясь только индивидуальными интересами и потребностями. Этому посвящается около 15 мин. Важно, чтобы в конечном итоге каждый остался автором своих решений, т.е. чтобы другие не навязывали свои соображения, не внушали, что “следует хотеть”. Задумываясь об использовании сильных сторон, важно, прежде всего, принимать во внимание конкретные дела и ситуации, возникающие
повседневно.

Через 15 минут ведущий предлагает всем встать в круг в центре комнаты, взяться за руки и закрыть глаза.

Ведущий: А теперь попробуем рассказать друг другу о том, что для каждого из нас ценно и важно в жизни, во что мы верим, что представляет собой наша система ценностей. Пусть каждый говорит столько, сколько захочет, пусть даст знак, чтобы начал говорить следующий. Ничего не надо доказывать или объяснять. Если кому-то это покажется слишком трудным, он может, когда дойдет до него очередь, мысленно, про себя сказать о том, что такое его индивидуальные ценности, а когда закончит, пусть даст знак следующему, чтобы тот начал говорить.
Когда все закончат выполнять упражнение, ведущий просит открыть глаза.

Рефлексия

Ведущий: Возьмитесь за руки, сосредоточьтесь на ощущениях в ладонях…
А теперь попробуем передать свое эмоциональное состояние через чувства, которые вы сейчас испытываете, по кругу, используя ощущения в ладонях…

Вопросы

Какие чувства вы испытывали во время занятия?

Возникали ли трудности, если да, то какие?

Какой опыт вы сегодня приобрели?

 

 

www.eduneo.ru

Тренинг общения

Упражнения тренинга

«Эффективное общение»

Цель тренинга открыто формулируется школьникам: например, научиться чувствовать и понимать других людей, чувствовать и понимать себя, преодолевать и раскрывать себя. В этих упражнениях важно стимулировать у школьников осознание своих способов общения, своей позиции среди других.
С участниками заранее обговариваются условия проведения тренинга: доброжелательность и доверие друг к другу; при оценке выполнения игровых заданий участниками оценивается не личность, а ее деятельность и способы общения; впечатления о степени удовлетворенности игрой участники должны сообщать руководителю.
1. «Интервью». У каждого человека по очереди все желающие берут интервью. Могут быть заданы вопросы такого характера:
— Любишь ли ты стихи?
— Твое любимое изречение?
— Любишь ли ты видеть сны?
— Если бы тебе предложили роль в фильме, кого бы ты хотел сыграть? (Артистические данные значения не имеют.)
— Есть ли у тебя хобби?
— Любимое имя?
— Чего ты больше всего боишься?
— Что ты больше всего ценишь в людях? И т. д. Каждому задают не больше 6—7 вопросов.
В первые занятия следует дать участникам установку, что они могут выбирать степень откровенности. Можно с полной откровенностью, можно частично, а можно вообще «в маске», отвечать будто не за себя, а за другого. Это обязательное условие, которое поможет снять психологический барьер у ряда подростков.
2. «Мнения ». У каждого человека по очереди все называют одно, но лучшее с точки зрения каждого в отдельности качество. В сумме получается привлекательная характеристика. Если участников значительно более 8, то игру можно проводить в несколько этапов, чтобы охватить всех.
В дальнейшем можно использовать другой вариант данной игры —«Метафоры». О каждом из участников мнения оформляют метафорично: «колючий ежик», «вечный двигатель», «головоломка» и т. д.
3. «Мимика и жесты». Варианты игр:
а) Каждый участник только при помощи рук показывает два противоположных состояния, например, гнев и спокойствие, печаль и радость, усталость и бодрость и т. п.
б) То же самое при помощи мимики (без жестов).
в) То же самое при помощи и мимики, и жестов, и позы (участвуют только добровольцы, так как упражнение трудное).
г) Все разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с простым заданием, например «написать письмо», «переставить мебель в классе» и т.д. Эти задания получивший записку должен передать напарнику жестами и мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. Сравнивают написанное в задании с выполненным.
д) Группа разбивается на две части. Каждая из подгрупп теперь пассажиры автобусов, которые едут в противоположные стороны, но вот автобусы останавливаются друг напротив друга, скоро они продолжат движение. Однако в противоположном автобусе вы увидели друга/подругу, которому не могли дозвониться. Участники из противоположных «автобусов» должны за 1—2 минуты договориться (только с помощью мимики и жестов) о предстоящей встрече. При обсуждении выясняется, кто из партнеров как понял друг друга, что было сложным при передаче и приеме информации без слов.
4. «Видение других». Это игры на внимательность друг к другу. Их варианты:
а) Один участник садится спиной к аудитории. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих — детали костюма, прически, обуви и т. д.
б) Вызывается один из участников. Все вместе должны восстановить всю последовательность его поведения, настроения, высказываний с самого начала занятий до данного момента (например, за последние полчаса).
5. «Стратегия в диалоге ». Эти игровые упражнения направлены на тренировку вербального (словесного) общения: умение говорить и слушать другого. Например:
а) Двое вызываются ведущим. Каждый из них получает втайне от аудитории и друг друга задание: первый — поддерживать диалог в своей обычной манере, второй — во что бы то ни стало удержать лидерство в процессе диалога. Тема задается ведущим, предлагается аудиторией или выбирается самими действующими лицами (например, обсуждение нового фильма, телепередачи, возможности контакта с инопланетянами, совершенства новой марки магнитофона и т. д.). Стратегия диалога обсуждается затем всеми.
б) Все то же самое, но второй партнер получает противоположное задание: заставить напарника быть лидером разговора.
в) Оба получают задание вести диалог определенным образом. Один утверждает какое-то мнение, а второй должен сначала дословно повторить, как он понял мнение первого, а затем высказать свое. Первый, соответственно, должен повторить (желательно дословно) высказанное партнером, затем продолжает обсуждение темы. Такой диалог идет 5-7 минут. Желательно, чтобы кто-нибудь из участников фиксировал количество искажений каждым партнером в пересказе слов своего собеседника. Через это упражнение должны пройти все участники. Повторяя эту игру постоянно, школьники увидят, как будет меняться их манера разговора и вне игры.
В систему описанных игр целесообразно включать упражнения, используемые в сценической деятельности:
1. Выходят два партнера. Их задача — медленно удаляясь в стороны, одновременно оглянуться, остановиться, идти и опять оглянуться. И так три раза.
2. На сцене два партнера. Первый стоит в двух-трех метрах от второго, спиной к нему, так, что второй глядит ему в затылок. Задача второго партнера, — глядя пристально на первого, в неизвестное зрителям время дать мысленный приказ — оглянуться. Первый знает о задаче второго, но не знает, когда последует мысленный приказ. Задача второго — быть свободным и готовым всем своим существом почувствовать своего партнера.
Вариант: чтобы зрители знали, когда посылается приказ, второй партнер в этот момент шевелит пальцем.
Система таких игровых упражнений, направленных на осознание способов общения и тренировку навыков межличностного контакта, является упрощенным вариантом социально-психологического тренинга. Как обязательные варианты тренинга в литературе называются сюжетно-ролевые игры на сюжеты, содержащие конфликт общения, и групповые дискуссии.
Поскольку речевая деятельность вызывает особое внимание в юношеском возрасте и те, кто недостаточно ею владеют, испытывают неудовлетворенность, старшеклассников всегда привлекают игры, вовлекающие в дискуссию и обучающие ее приемам. Это могут быть такие игровые упражнения.
1. «Ролевое обсуждение».
Руководитель раздает участникам листочки с обозначением той роли, в которой должен выступать данный человек в обсуждениях, например: «философ», «дипломат», «поэт», «активный общественник», «эрудит», «скептик» и т. д.
Школьникам объясняется, что речь идет не о профессиях, а лишь о той внутренней позиции, о том внутреннем отношении к окружающему, которое им следует прочувствовать и продемонстрировать во время дискуссии. Каждый знает только о своей роли и ничего не знает о других.
Затем договариваются о предмете обсуждения. Им может быть любое известное художественное произведение или кинофильм. Предмет дискуссии не должен быть слишком сложным или волнующим в данной игре, иначе это будет «выбивать» играющих из ролей. После 10—15 минут дискуссии окружающие должны определить, кто в какой роли выступал. Тот, чья роль осталась неузнанной, считается не выполнившим задачу.
2. «Групповая дискуссия». Выбирается тема для обсуждения. Она может быть предложена руководителем группы, участниками. Она может звучать в общей формулировке: «Что такое дружба?», «Откуда берутся равнодушные?», или выдвигается конкретная ситуация для обсуждения. Одной из интересных дискуссионных тем является «Качества, важные для общения».
На первом этапе участники самостоятельно составляют список качеств, важных для общения (в случае необходимости, руководитель может перечислить основные личностные характеристики человека, не комментируя их). При составлении списка можно представить себе общительного человека, что поможет составить список (чем больше качеств, тем лучше).
На втором этапе проводится дискуссия, цель которой — выработать общий список качеств, важных для общения. При этом любой участник может высказать свое мнение, аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие, как и когда эти качества улучшают отношения с окружающими, влияют на эффективность общения. Названные качества включаются в общий список большинством голосов, который оформляется на классной доске. На этом этапе каждый участник практикуется в отстаивании своей позиции, при этом соблюдая правила культуры дискуссии (максимум доброжелательности, отсутствие личностной критики).
На третьем этапе участник записывает в свой листок, общий список качеств, важных для общения, составленный на втором этапе. Он может выглядеть так:

Затем в графе «Самооценка» каждый должен поставить оценку по 10-балльной шкале. Далее подсчитывается среднее арифметическое по каждому качеству. На классной доске качества ранжируются.
В заключение каждому предлагается дать ретроспективный самоанализ своего состояния во время дискуссии: в какой момент дискуссия вызвала наибольший интерес, в какой момент появилось чувство скуки или раздражения, какие мысли-ассоциации вызвали начало или конец игры. Согласен ли участник с проранжированным списком, какие изменения он бы внес и почему?
3. «Конкурс ораторов» . Желательно, чтобы через это упражнение прошло как можно больше участников. Оно предполагает импровизацию. Вызывается любой участник (можно по жребию). Он должен произнести речь на 2-3 минуты на любую заданную группой тему. Это задание следует обыгрывать, когда в группе сложится достаточно доброжелательное отношение друг к другу. Тогда можно называть темы, стимулирующие раскрытие личности: «Что мне принесло шестнадцатилетие», «Как я понимаю честность» и т.д.
Ролевые игры — важный элемент в тренинговой работе. Одним из вариантов такой игры является упражнение «Контакты». Особенность его в том, что каждый участник имеет возможность войти в контакт с партнером в разных ролевых позициях.
Упражнение «Контакты»
Ведущий. Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире. Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и так же приятно расстаться с ним.
Члены группы становятся (садятся) по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (расположены лицом к центру круга). По вашему сигналу все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз руководитель предлагает участникам новые роли.
Примеры ситуаций
1. Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече.
Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы — 2-3 минуты. Затем по сигналу участники должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру. Эти правила распространяются на нижеследующие ситуации.
2. Перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учится, работает.
3. Перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его.
4. Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека.
5. После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую) и очень рады этой встрече. Вот, наконец, он (она) рядом с нами.
6. Перед вами человек, которого видите первый раз, но вам он очень понравился и вызвал желание с ним познакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а потом обращаетесь к нему.
7. В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным актером. Вы обожаете его и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая большая удача. Роль актера играют сидящие во внутреннем круге.
Руководителю следует обращать внимание учащихся не только на то, как они вступают в контакт, начиная встречу, но и на то, как они заканчивают разговор. После очередного перехода, смены партнеров, задавая ситуацию, следует определить конкретные роли для каждого круга, например: участники внутреннего круга играют роль испуганного ребенка, а внешнего — взрослого, который должен успокоить малыша

mirznanii.com

Тренинг общения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра общей и педагогической психологии

Тренинг

Тренинг коммуникативных навыков (общения) Для старшеклассников и студентов

Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Цель: Развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  • Обучится эффективным способам общения

  • Развитие умения невербального средства общения

  • Развить умение подходить к людям

  • Развитие навыков убеждения

План тренинга:

  1. Вступительная беседа (5 минут)

  2. Знакомство (20 минут)

  3. Основная часть (40 – 50 минут)

  4. Рефлексия (10 – 15 минут)

Вступительная беседа: «Здравствуйте! Меня зовут Вероника. Сегодня я проведу для Вас тренинг, который будет посвящен общению. Общение – это обмен сведеньями с помощью языка или жестов. Общение это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами»

Знакомство: «Давайте познакомимся с вами, для этого мы представимся друг другу. Но сделаем мы это таким образом, по кругу каждый по очереди называет свое имя. Затем он сообщает о своем имени что-нибудь. Например » Меня зовут Вероника, и моё имя обозначает «Несущая победу»». Так же вы можете сказать, кто выбрал для вас это имя или кто ещё в вашей семье носил его и т.д.»

Основная часть:

Упражнение первое: Целью данного упражнения является отработка навыков убеждения, умение находить подход к людям.

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер должен подчеркнуть это в группе. По сюжету мультфильма, Леопольд хотел подружиться с мышами, а те устраивали только пакости. В нашем случает пакостей со стороны «мышей» не будет. В данном упражнении коты будут должны убедить мышей в своей дружелюбности. Фокус заключается в том, что только один «кот» является дружелюбным Леопольдом, остальные же хищники. «Мышь» должна будет выслушать каждого кота и определить, кто же из них всех тот самый дружелюбный Леопольд. (Котам даётся 5 минут на подготовку речи)

Упражнение второе: Цель этого упражнения подчеркнуть важность интонации в общении.

«Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник. Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их. Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол»

Список эмоций:

  • Радость.

  • Удивление.

  • Сожаление.

  • Разочарование.

  • Подозрительность.

  • Грусть.

  • Веселье.

  • Холодное равнодушие.

  • Спокойствие.

  • Заинтересованность.

  • Уверенность.

  • Желание помочь.

  • Усталость.

  • Волнение.

  • Энтузиазм.

Упражнение третье: Цель этого упражнения, развитие умения невербального общения.

Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Упражнение четвертое: Его цель, обучить эффективным способам общения.

Нужно выбрать водящего (самого справедливого из группы, пусть его выберут сами участники методом голосования). Водящий должен сесть в центр. Ему дают шоколадку (или какую либо другую вещь).

«Я даю ему шоколадку. Ваша задача по очереди попросить шоколадку у водящего, так что бы он захотел отдать ее именно вам. После каждого круга водящий говорит, кому он не отдал бы шоколадку (выбирает 2 участников), они выбывают. Так пока не останется победитель. У каждого для просьбы есть 30 секунд»

Упражнение пятое: Его цель это закончить тренинг и поднять настроение.

«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием»

Рефлексия: Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – ДА! или СПАСИБО!

Смысл упражнения Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

studfiles.net

Тренинг общения | Тренинг-Центр Синтон

Когда речь заходит о тренингах общения, то иногда можно столкнуться с несколько скептическим отношением к этой теме. Некоторые люди считают, что дар общения присутствует в каждом человеке от природы. Мол, чему там учиться — разговаривать умеем, и ладно. А то, что кто-то лучше это делает, кто-то хуже, так это зависит от характера человека. Такое мнение ошибочно. Общению учиться не только можно, но и нужно. И тренинг общения в этом деле самый лучший помощник.

Здесь важно понимать, что именно вы ждёте от тренинга общения, что хотите получить в результате. К примеру, «Базовый тренинг», который мы можем вам рекомендовать, поможет вам стать по-настоящему хорошим собеседником, научиться устанавливать контакт, слушать, понимать и чувствовать тех, с кем вы общаетесь. На тренинге вы сможете узнать простые, уникальные техники, которые позволят перевести общение на качественно новый уровень и открыть те его грани, о которых вы еще не знали. Курс «Базового тренинга» открывает сильные стороны человека, и даёт действенные инструменты для создания комфортных отношений с людьми и с самим собой. И это далеко не полный перечень того, что вы можете получить на тренинге общения.

Но, для начала, давайте разберемся, для чего вообще нужно уметь общаться. Для начала, мы все живем в социуме, где без общения просто не обойтись — хоть в повседневной, хоть в деловой сфере. И здесь самым главным навыком становиться умение грамотно, понятно и доступно выражать свои мысли. Вы можете без умолку сыпать умными словами и витиеватыми эпитетами, но если при этом смысл сказанного вами неясен, то грош цена вашему красноречию. В то же время, вы можете быть абсолютным молчуном, из которого слово, как говорится, клещами не вытащить. Но, если те редкие изречения, которые можно от вас услышать, действительно разумны, глубоки и уместны, то неразговорчивость приобретает совсем иные оттенки.

Тренинг общения помогает найти «золотую середину» между многословием и замкнутостью. Учит говорить тогда, когда это нужно вам, а не когда вас к этому подталкивают или вынуждают. Помогает понять, для чего вы начинаете каждый конкретный разговор. На тренинге общения отрабатываются самые базовые навыки общения, такие как: понятное и последовательное выражение своих мыслей, умение подбирать слова с учетом ситуации и слушающей вас аудитории, формирование размеренного ровного темпа речи и многие другие. Оказывается, таким простым и обычным с первого взгляда умением, как умение разговаривать, надо заниматься, тренировать его. Научиться общению в одиночку может быть и возможно, но чрезвычайно сложно. Да и зачем, если существуют специальные тренинги общения, которые призваны помочь всем, занимающимся своим личностным развитием людям.

На занятиях тренинга общения вы будете отрабатывать специально разработанные упражнения в группе, которая при необходимости даст вам грамотную обратную связь по качеству выполнения этих упражнений. Попутно вы сможете преодолеть робость и смущение в общении с незнакомыми людьми, что для комфортного и раскованного разговора совсем немаловажно.

Тренинг общения как бы аккумулирует в одном месте и в одно время всё то, чего вы будете добиваться и чему будете обучаться долгие годы, если возьметесь за это дело в одиночку и самостоятельно. Таким образом, идя на тренинг общения, вы экономите силы, избегаете распространенных ошибок (на тренинге их несомненно давно учли) и сберегаете самый ценный человеческий ресурс — время.

Помимо повседневной жизни искусство общения имеет огромное значение в профессиональной сфере. Большинство профессий так или иначе связаны с необходимостью не просто хорошо, а практически в совершенстве владеть искусством общения с людьми. Это и менеджеры, и руководители различных компаний, и продавцы, и административные работники. И в этом случае общение становится уже неотъемлемой составляющей успешного карьерного роста и вашего развития в профессиональной сфере. На тренинге общения вы научитесь подбирать стиль, тон и манеру общения под конкретную рабочую ситуацию, с учетом должности вашего собеседника и целей, которых вы хотите добиться. И, что совсем немаловажно, вас научать получать удовольствие от самого процесса общения, несмотря на то, что, казалось бы, вам это «просто надо по работе».

Общение в личной жизни… Кому-то надо объяснять? Вы хотите, чтобы вас любили? Вы хотите иметь много друзей? Вы хотите хороших отношений с родственниками? Учитесь общаться. Бесконфликтно, легко, доброжелательно. Учитесь доносить до ваших близких ваши желания так, чтобы они не только понимали их, но и делали всё возможное для их осуществления. Вы хотите дойти до высшей степени понимания друг друга? Когда без слов, с полувзгляда, с полувздоха? Это возможно, только для этого нужно очень хорошо поработать. Для начала на тренинге общения.

Есть нестареющая фраза из одного очень хорошего фильма: «Счастье — это когда тебя понимают…» Все хотят быть счастливыми, а бывает, что для этого всего лишь нужно научиться общаться с окружающими вас людьми так, чтобы они вас понимали. И тренинг общения призван вам в этом помочь.

Мы рекомендуем учиться эффективному общению на тренинге: «Базовый тренинг: открытие новых возможностей».

Расписание тренингов

Психологическая библиотека

syntone.ru

Психологический тренинг общения

Кажется, что умение общаться дано всем от рождения. Почему же им пользуются совсем немногие? При этом все чаще звучат упреки в непонимании. Какие факторы мешают людям без труда понимать друг друга?
Психологи могут без запинки перечислить тренинги, которые обрели популярность:
• Неформальное лидерство;
• Психология общения;
• Постановка голоса;
• Искусство речи
• И др.

У каждой из категорий есть свои особенности. С их помощью можно решить разные проблемы. Специалисты психологии разработали всемирно известные тренинги. Прибегнуть к их помощи очень просто. Популярен тренинг «Семейная жизнь». С его помощью все больше семей убеждаются: счастье – это когда все дома. И, конечно, психологический тренинг общения помогает стереть преграды в понимании. На самом деле, в семье легче всего найти понимание, так как люди живут рядом, прекрасно знают друг друга, и знают, что нужно каждому из членов семьи. Частный психолог знает, как справиться с соответствующими проблемами. Учитывая некоторые особенности, можно убедиться, что лучшие друзья – это члены твоей семьи.
С чего же начать? Первый шаг поможет сделать «Базовый тренинг». Его придумали специалисты, которые пытались помочь окружающим найти общий язык. Нужно уточнить, что каждый представитель общества – это некая личность со своими особенностями. Но, разбираясь, нетрудно понять, что есть некие общие закономерности общения. К тому же, порой от желаемого результата удерживает всего лишь неуверенность в себе.

Что нужно для счастья?

Когда приходится выйти в общество – трудно не вспомнить, что в мире много других людей, которые тоже пытаются отвоевать «место под солнцем». В бизнес-сфере действуют свои правила общения. Это значит, что тренинг по психологии общения включает нечто большее, чем стандартные шаги. Умея отстоять свои взгляды и показать, что ход мыслей не удастся сбить никому, можно добиться как минимум личного пространства, а как максимум – уважительного отношения и желаемых результатов. Это очень важно. Ведь без трудоустройства не удастся достать минимальных средств для существования. При этом, многие даже не подозревают, насколько вдохновляют и возвышают простые успехи в деловой сфере. Эти ощущения не купить за деньги. Ради них можно согласиться на жертвы. Но жертв можно избежать. Достаточно только как следует встроить манеру взаимодействия с окружающим миром.
Каждый знает, какова цена уверенности в себе. Она незаменима. Без нее в жизни не удастся добиться ничего. Это – залог для любой сферы жизни, будь то семья или коллектив на работе. Выработать ее бывает не так просто. Но специалисты области психологии всегда готовы оказать содействие в этой непростой сфере. В итоге удается не только обрести уверенность в себе. Такой тренинг навыки общения превратит в действенное оружие. Это достаточно редкая разновидность услуг психологов. В любой ситуации можно ощущать расслабленность и собранность. Люди буквально ощущают положительную энергетику. Добиться уважения и признания очень просто – достаточно выработать в себе заряд уверенности.

В мире психологии существует множество секретов, помогающих сохранить спокойствие в сложных ситуациях. Порой люди ведут себя агрессивно, используя этот ресурс для самозащиты. Этот метод не всегда оправдан. При этом, способность повлиять на состояние другого человека, обособиться от него может выручить и спасти от утери энергии. Ведь обычное столкновение с окружающими неизбежно в любой из сфер жизни.

www.igrox.ru

Тренинг навыков общения

Навыки общения играют в профессиональной и личной жизни людей огромную роль, и при этом развитие данных навыков у многих остается на довольно низком уровне. Причина в том, что развитие данных навыков редко практикуется в классическом образовании (школа, вуз). В связи с этим развитие подобных навыков на тренингах дает участникам весомые преимущества. И именно поэтому тренинги навыков общения и тренинги по продажам являются самыми востребованными со стороны корпоративных клиентов, которые регулярно отправляют на такие тренинги своих сотрудников.

Узнать о тренингах: Hello @ justbefirst.org

От качества общения зависит насколько правильно и точно люди способны понимать друг друга, умеют слушать и слышать, задавать вопросы и демонстрировать понимание. Важным является также умение производить первое впечатление, располагать к себе собеседника, получать от него необходимую информацию, и уметь при этом рассказать о себе. С помощью навыков общения можно легко избежать конфликтных ситуаций, или разрешить их с минимальными потерями. Развитие навыков общения у сотрудников помогает повысить их профессионализм и продуктивность в общении с коллегами и клиентами.

Пример программы тренинга навыков общения:

1. Что такое общение: определение и главные особенности

2. Виды общения:

2.1. Устное (вербальное общение)

2.2. Невербальное общение (язык мимики, жестов, телодвижений)

2.3. Голосовые характеристики общения (темп, тембр, интонации)

2.4. Письменное общение и его особенности

2.5. Телефонное общение

3. Какие навыки необходимо развивать для каждого вида общения

4. Основы общения: прием и передача информации

5. Умение слушать и выделять главное в общении

6. Развитие навыка демонстрировать подтверждение и отражать услышанное

7. Эмпатия и эмоции, как возможность улучшить и обогатить общение

8. Роль вопросов в общении: виды вопросов

9. Формулировка ответов на вопросы

10. Развитие навыков аргументации в общении

11. Первое впечатление и его роль в общении

12. Использование вербальных и невербальных сигналов и приемов

13. Определение психотипа партнера для эффективного общения

15. Постановка целей в общении: достижение нужных результатов разговора

16. Основы межличностного общения и построение отношений

17. Общение и манипуляции: навыки общения в ситуации манипулирования

18. Бесконфликтное общение

19. Позитивные и негативные эмоции в общении

20. Подведение итогов тренинга

Результаты тренинга по навыкам общения:

– Участники тренинга овладели всеми необходимыми знаниями для эффективного общения

– В ходе практических заданий и упражнений развиты базовые навыки общения

– Получен опыт общения в актуальных для участников ситуациях

– Изучены необходимые теоретические модели и теории общения

– Каждый участник получил в должном объеме развивающую обратную связь по своим навыкам

– Участники замотивированы продолжать развивать свои навыки общения

– Позитивные эмоции от тренинга превзошли ожидания участников и сплотили их друг с другом

Виды тренингов по навыкам общения:

1) Тренинг «Навыки делового общения» – направлен на повышение качества общения в рабочем контексте, куда входит устное, письменное и телефонное общение. В зависимости от должности сотрудников, соотношение этих видов общения отличается, и в тренинги вносятся необходимые коррективы. Например, тренинг для операторов интернет магазина или администраторов медицинского центра будет более сфокусирован на развитие делового общения по телефону (обработка заказов, запись на прием и т.д.). Для руководителей в программу тренинга добавляются еще и управленческие навыки, которые связаны с общением (проведение совещаний, предоставление обратной связи, делегирование, контроль).

2) Тренинг «Навыки эффективного общения» – затрагивает коммуникации между людьми во всевозможных контекстах, таких как межличностное общение, коммуникации с продавцами, менеджерами, специалистами, должностными лицами, эффективное общение с противоположным полом. Особой популярностью также пользуются тренинги по развитию навыков общения для прохождения собеседований и поиска работы, а также формирования новых коммуникативных привычек (нетворкинг, элевейтер спич, уверенное поведение и т.д.)

3) Тренинг «Навыки бесконфликтного общения» – может быть полезен для прохождения как сотрудникам организаций, так и частным лицам, которым важно развить у себя новые способы поведения, позволяющие эффективно разрешать или противостоять конфликтным ситуациям.

4) Тренинг «Навыки общения для подростков» – подобные тренинги являются очень важной составляющей для успешной социализации подрастающего поколения, и позволяют им более успешно проходить этапы взросления, самоопределения, и формирования правильного круга общения. На тренингах подростки учатся формулировать свои мысли и высказывать свое мнение, рассматривать любые вопросы с разных сторон, избегать ненужных споров и т.д.

Причем подобные тренинги специально адаптируются под конкретный возраст участников. Популярными программами также являются такие, как тренинг для дошкольников по развитию навыков общения, который позволяет психологически подготовить дошкольника к предстоящей учебе, и закладывает фундамент его хорошей успеваемости (за счет более эффективного общения с учителями и одноклассниками, повышения уверенности в себе и умения воспринимать и передавать информацию).

Таким образом прохождение тренингов по навыкам общения рекомендуется широкому кругу лиц, вне зависимости от их возраста, образования или профессиональной принадлежности. Как гласит известная цитата «Человек в жизни счастлив ровно настолько, насколько он умеет общаться с другими людьми», и именно эти навыки можно быстрее всего развить на подобных программах!

Была ли эта информация полезной для вас? Остались ли вопросы?

Напишите, пожалуйста, в комментариях или воспользуйтесь разделом «Контакты»

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ:

– Тренинг ответственности для сотрудников

– Саморазвитие: что это такое? Какие есть способы саморазвития?

– Жизненный успех человека: в чем залог успеха и от чего он зависит?

www.justbefirst.org

Методическая разработка на тему: Тренинг эффективного общения

Тренинг эффективного общения

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Вступительное слово тренера

«Здравствуйте. Мы начинаем тренинг, который называется «Тренинг эффективного общения. Тренинг – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситуациях, узнать что-то новое о себе»

Цели тренинга:

Анализировать свое поведение в разных ситуациях. Научимся эффективными способами общения, а именно:

  • устанавливать контакт с другими людьми;
  • умению эффективно предавать информацию;
  • рассмотрим значение в общении такого умения, как умение слушать;
  • потренируемся давать и получать обратную связь.

1 упражнение Знакомство

«А теперь давайте познакомимся. Сейчас каждый по кругу назовет свое имя, то как он хотел чтобы его называли на тренинге (на «ты», или на «вы»; модификации имен, если в группе есть одинаковые имена, например, Ирина, Ирочка, Ира и.т.п.) и два качества характера плохое и хорошее в форме прилагательного на ту же букву, что и имя».

2 упражнение «Глаза в глаза»

В обычной жизни люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Я хочу предложить вам сейчас в течении 3-5 мин. Смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы.

Вопросы для обсуждения: «Какое чувство? Было кому-то трудно? Почему?»

ПРАВИЛА ТРЕНИНГА

Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила:

1. Физическая и психологическая закрытость группы.

Физическая закрытость – т.е. состав группы постоянный, никто новый в группу прийти не может и никто не может не приходить на занятие. Мы начинаем занятие только когда придут все участники. Если кто-то опаздывает, то мы все его ждем.

Психологическая закрытость означает, что то, что будет говорить каждый участник о себе нельзя рассказывать за пределами этого круга. Мы можем говорить о тех идеях, которые возникли, но то, что говорит каждый о себе — нельзя.

Подумайте, сможете ли вы выполнить это правило? Пусть каждый ответит…

2. Правило искренности.

Если я что-то говорю в круг, то это то, что я чувствую, т.е. заведомая неправда исключена. Принимаете это правило?

3. Правило круга.

Мы слушаем каждого, кто говорит не перебивая. Если вы хотите что-то сказать, то говорите в круг.

4. «Здесь и теперь».

Предметом нашего обсуждения будут процессы, происходящие в группе в данный момент; переживает чувства; появляющиеся мысли.

5. Принцип Я. Все высказываются от своего имени (т.е. используем личные местоимения ед. числа «я чувствую», «мне кажется»…).

6. Активность. Упражнения подразумевают включение всех участников.

3 упражнение «Встать по числу»

Все участники садятся по кругу.

Инструкция: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действии друг друга».

Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5-7, в середине – 1-2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у нас была тактика?». «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

4 упражнение «Арифмометр»

Участники группы сидят по кругу.

«Представим себе, что все мы большой арифмометр. Считает он так: кто-то из нас назовет число, следующий, сидящий рядом (будем двигаться по часовой стрелке), знак арифметического действия («плюс» или «минус»), следующий – снова число и т. д. Числа будут чередоваться со знаками, и любой участник группы, который должен назвать знак, может сказать «равно», и тогда его товарищ, чья очередь говорить, должен будет сказать результат вычислений. Например, я говорю «семь», Лена – «плюс». Катя – «восемь». Юра – «минус», Олег – «два», Зина – «равно», и Таня называет число «тринадцать». Следующий участник, т.е. Наташа, снова называет знак, и счет продолжится».

5 упражнение «Телеграф»

Участники садятся по кругу. «Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый».

Все по очереди называют животных, и нужно потратить достаточно времени, чтобы все запомнили, какое животное назвал каждый. Для упрощения можно попросить называть животных очереди (по кругу), и каждый, прежде чем назовет животное, повторит все то, что сказали предыдущие участники.

«Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения Тренер демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям.

«На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнет первым, хлопнет 2 раза в ладоши и скажет название своего животного: например «волк», а потом, хлопнув 2 раза по коленям, – название животного того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопая 2 раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопая 2 раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибся, получат дополнительное задание».

В процессе упражнения тренер постепенно усиливает темп его выполнения. Тот кто ошибся, должен вместо названия своего животного, 2 раза хлопая в ладоши, изображать характерный звук, издаваемый этим животным. И все остальные с этого момента должны обращаться к нему, воспроизводя этот звук.

6 упражнение «Ожидания и опасения»

Участники на листах бумаги пишут свои ожидания и опасения насчет тренинга (с правой стороны листа – ожидания, с левой – опасения). Листы можно не подписывать. Тренер собирает листочки и зачитывает комментируя.

В ИТОГЕ участники высказывают свои впечатления и ощущения от проведенного первого занятия.

ВТОРОЙ ДЕНЬ

Вступительное слово тренера

«Здравствуйте. Мы продолжаем тренинг, который называется «Тренинг эффективного общения. Тренинг – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситуациях, узнать что-то новое о себе»

Цели тренинга:

Анализировать свое поведение в разных ситуациях. Научиться эффективными способами общения.

На первом занятии нашего тренинга мы научились, а вернее попробовали:

  • устанавливать контакт с другими людьми;

1 упражнение «Приветствие. Поменяйся местами»

Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.

Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры», – и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.

Вопросы для обсуждения: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?»

2 упражнение «Беседа»

Группа садится по кругу. «Для выполнения этого упражнения мы создадим пары. (Тренер может предложить группе объединиться в пары по желанию или же сам составит пары. Если в группе нечетное количество участников, тренер может сам принять участие в упражнении). Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу».

Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты – один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты – сидя лицом друг к другу.

Вопросы для обсуждения: В каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком более комфортным?

3 упражнение «Изобрази эмоцию или чувства»

Участники группы делятся на две подгруппы.

«Каждой подгруппе дается 7 минут на подготовку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и продумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В то время как первая подгруппа показывает то, что она подготовила, вторая подгруппа отгадывает, какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются местами».

Подгруппы готовятся в разных помещениях. После того как подготовка закончена, тренер предлагает одной из подгрупп изобразить то чувство или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение и кто-то один высказывает мнение группы. После этого тренер обращается к подгруппе, которая демонстрировала его чувство или состояние с тем, чтобы они сказали, какое чувство или состояние они хотели изобразить. Затем подгруппы меняются ролями.

Начиная обсуждение результатов выполнения этого упражнения, тренер ориентируется на то, допущены ли были участниками подгрупп ошибки и каков их характер.

Как правило, ошибки, допускаемые в этом упражнении, связаны со следующими обстоятельствами:

участники не поняли изображение, которое предлагалось другой подгруппой;

участники не нашли точного слова для обозначения изображенного чувства или состояния;

участникам не удалось передать в своем изображении содержание эмоции или чувства.

Если допущена ошибка, то в ходе обсуждения можно поговорить о том, с чем она связана. Часто причиной ошибок бывает несогласованность в работе подгруппы, неумение выслушать и услышать всех.

4 упражнение «Путаница»

«Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом постираемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на «распутывание» не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать: «Эта задача решаемая, распутаться можно всегда». Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

1.Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

2.Участники группы образуют два или больше независимых круга.

3.Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке. Время, затрачиваемое группами на выполнение этого упражнения, может быть очень разным, в опыте нашей работы оно варьировалось от 3-5 минут до 1 часа. Одна группа отказалась от продолжения поисков решения.

Когда задача выполнена, можно обратиться к группе с вопросом: «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?» или «Что можно было бы делать иначе для того, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?» (последний вариант является более предпочтительным, с нашей точки зрения, модификацией вопроса «Что нам помешало быстрее справиться с поставленной задачей. Упражнение сплачивает группу.

5 упражнение «Рефлексия. Комплимент»

Цель: улучшение атмосферы и сокращение дистанции в общении.
Время выполнения: 5 минут.
Материалы: мяч.
Процедура проведения: ведущий бросает мяч участнику, предварительно назвав его по имени, и говорит комплимент. Поймавший мячик, благодарит за комплимент словом «спасибо», глядя в глаза ведущему. Затем бросает мяч другому.

В ИТОГЕ участники высказывают свои впечатления и ощущения от проведенного второго занятия.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ

Вступительное слово тренера

«Здравствуйте. Мы продолжаем тренинг, который называется «Тренинг эффективного общения.»

1 упражнение «Приветствие. Построимся»

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам, а также включение участников в работу тренинга.
Время проведения: 15 минут.
Процедура проведения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде.
Рефлексия: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

2 упражнение «Вас снимает скрытая камера…»

Все участники садятся по кругу. Видео(аудио)техника подготовлена к съемке.

«Мы уже убедились, насколько важно быть точными и внимательными при приеме и передаче информации. (Это упражнение может выполняться после появления в группе идей, относящихся к процессам приема и передачи информации в ходе общения, а также после упражнения 1, Блок 2.) Сейчас (тренер называет имена 5-ти или 6-ти человек, которых он заранее избрал для участия в упражнении) примут участие в упражнении. Ваша задача будет заключаться в приеме и передаче сообщений. Пусть Андрей (тренер называет одного из участников упражнения) останется здесь, а все остальные подождут какое-то время за дверью». Тренер зачитывает Андрею текст, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Все участники садятся по кругу. Аудиотехника подготовлена к съемке. С этого момента ведется видеозапись работы (возможно использование только магнитофонной записи без видеоряда). Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, тренер задает вопрос «Олег, ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?». Когда участник ответит на этот вопрос, видеосъемка прекращается.

Вариант текста: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».

Обсуждение упражнения проводится с использованием аудиозаписи.

3 упражнение «Пупсик»

Мы сейчас проведем одно упражнение, но условия игры должны выполняться полностью. Тренер достает игрушку – «пупсик». Включим изображение и представим, что мы собрание древних колдунов. Родился новый человек, и мы должны наделить его чем-то особенным. Этого ребенка мы будем передавать по кругу из рук в руки. Когда ребенок окажется в ваших руках, вы должны наградить его каким-либо даром. Например вы можете сказать: Я НАГРАЖДАЮ ТЕБЯ добрым сердцем. При этом нужно поцеловать пупсика в сердце. Запускаем по кругу. Когда все сказали чем его награждают, тренер говорит: А теперь, чтобы ваши пожелания сбылись, вы должны поцеловать своего соседа справа туда, куда поцеловали пупсика.

4 упражнение «Автобус»

Группа делится пополам (если в группе нечетное число участников, тренер тоже принимает участие в упражнении), образуя две шеренги, все садятся лицом друг к другу так, чтобы напротив каждого кто-то сидел «Представьте себе, что все мы едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, а вторая – в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Это большая удача, потому что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовавшись ситуацией, делаете это. Но сделать это вы можете, только молча, без слов, не вербально. Времени у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его знакомый».

Этот фрагмент упражнения можно модифицировать следующим образом. Тренер заранее может подготовить для каждого участника текст сообщения, которое надо передать. Это дает возможность учесть особенности и успешность в тренинге каждого участника.

На первом этапе упражнения тренер предлагает одной шеренге выступать в роли передающих информацию, а второй принимающих сообщение. Следует дать возможность участникам подготовиться к выполнению упражнения. Когда все готовы, тренер предлагает кому-либо из первой шеренги начать передавать информацию, а всех остальных просит внимательно смотреть. После того как информация передана, тот участник группы, кому она была предназначена, говорит, что он понял. Другие участники в это время могут высказывать свои версии вербализации данного текста. Это активизирует работу и позволяет приобрести более обширный материал для обсуждения, снижает напряженность. После этого передававший информацию, говорит, правильно ли его поняли, и при необходимости вносит коррективы.

5 упражнение «История из жизни»

Участники объединяются в пары.

«Сейчас каждый из вас по очереди расскажет своему партнеру какую-нибудь историю. Лучше если это будет история с законченным -сюжетом, раскрывающая различные чувства, переживания ее участников, психологические проблемы, т.е. не следует ограничиваться простым повествованием: я встал, умылся, позавтракал, оделся, вышел из дома, подождал автобус и т.д. Но это должна быть такая история, которую вы могли бы рассказать всем нам. У каждого из напарников будет по 3 минуты, чтобы рассказать свою историю. Я буду следить за временем и скажу вам, когда оно закончится для первого рассказчика, а когда – для второго». Участники группы рассказывают друг другу свои истории. «Теперь в каждой из пар один из партнеров переходит по кругу (по часовой стрелке) в другую пару. В новых парах вы рассказываете друг другу те истории, которые услышали от своих партнеров в предыдущих парах».

После того как истории рассказаны, все возвращаются в круг, и тренер предлагает каждому рассказать ту историю, которую он услышал во второй раз. После каждого рассказа тренер обращается к тому, от кого рассказчик услышал эту историю, и к тому, кто рассказал ее в первый раз, т.е. к автору истории с вопросами: «Что оказалось упущенным из того, что вы рассказали? Что искажено?», «Может быть появилось что-то новое, то, о чем вы не говорили?».

6 упражнение «Лимон»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Повторите упражнение с левой рукой. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните данное упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Наслаждайтесь состоянием покоя.

В ИТОГЕ участники высказывают свои впечатления и ощущения от проведенного третьего занятия.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ

Вступительное слово тренера

«Здравствуйте. Мы продолжаем тренинг, который называется «Тренинг эффективного общения.»

1 упражнение «Приветствие. Портрет товарища»

Упражнение проводится в парах. Деление на пары осуществляется по жребию (по желанию членов группы или  с определенным умыслом самого тренера).

 Участники  становятся спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описания сравниваются с оригиналом и делается вывод о том, насколько участник был точен.

2 упражнение «Умение слушать»

Участники садятся в круг.

«Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания. Запишите их, пожалуйста.

Правила:

  • Полностью сконцентрируйте свое внимание на собеседнике. Обращай свое внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
  • Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
  • Не давай советов.
  • Не давай оценок.

Упражнение мы будем выполнять в парах. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого вы пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе.

Тренер ждет, пока все участники сядут парами.

«Распределите между собой роли: «один из вас партнер «А», другой – «В». Задание будет состоять из нескольких этапов. Каждый этап рассчитан на определенное время, за временем буду следить я. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется «В». «А» может отложить их пока в сторону.

Итак, «А» говорит в течении 5 минут о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. «В» соблюдает правила хорошего слушания, помогая при этом «А» рассказывать о себе.

Через 5 минут тренер останавливает беседу.

«Сейчас у «А» будет 1 минута, чтобы сказать что в  поведении «В»  помогало ему открыто высказываться, говорить о своих проблемах, а что затрудняло этот рассказ».

После того как прошла одна минута, тренер дает следующее задание.

«Теперь «А» говорит о своих сильных сторонах в общении, что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения. «В» не забывая о правилах хорошего слушания, должен учесть всю ту информацию, которую он получил от «А» в течении предыдущей минуты».

Через 5 минут тренер останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.

«В» за 5 минут должен повторить «А», что он понял из двух его рассказов о себе (Проблемы и достоинства в общении). На протяжении этих 5 минут «А» все время молчит и только движением головы показывает, согласен он или нет с тем, что говорит «В». Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что его неправильно поняли, то «В» должен поправиться до тех пор, пока не получит подтверждение своих слов. После того как «В» скажет все, что он запомнил из 2-х рассказов «А», последний может сказать, что было пропущено или искажено.

3 упражнение «Слова на букву М»

Вам предстоит соревнование. В течении 30 секунд найдите и запомните в данной комнате все предметы, которые начинаются на букву М. По окончанию времени команды по очереди называют слова. Выигрывает та команда, которая последняя назовет слово.

4 упражнение «Прогулка по берегу моря»

«Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, по удобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие, ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение… Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг, какие вас окружают цвета, звуки, запахи… Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу.

Сделайте это. А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе».

После того как группы сформировались, тренер продолжает инструкцию: «Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты».

После завершения работы в группах тренер предлагает вернуться в круг и поделиться впечатлениями на этот раз о работе в малых группах. В частности, можно задать вопрос: «В какие моменты вы переставали слушать?». Отвечая на него, участники группы обычно говорят следующее: «Отвлекся на свои мысли, когда стал сравнивать то, что рассказывает другой, со своим опытом», «В какой-то момент возникла ассоциация, и я стала думать об этом», «У меня возникло несогласие с тем, что я услышала, и в этот момент я отвлеклась», «В какой-то момент я стала думать о том, что буду говорить сама и перестала слушать» и т.д.

5 упражнение «Изменение»

Упражнение используется для подведения итогов тренинга, взаимный контроль участников повышает вероятность того, что полученные знания внедряться ими в реальную деятельность.

Необходимые материалы: карточки из плотной бумаги с размером с визитку, карандаши.

Время: 10 минут.

Размер группы: 6-30 человек.

Описание. Все участники тренинга получают по карточке, после чего выслушивают следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых — облегчить нашу жизнь на рабочем месте. К сожалению, навыки, полученные на тренинге, имеют тенденцию уходить, если не приложить дополнительных усилий к тому, чтобы больше использовать и тренировать их в реальных условиях. Для того чтобы продумать, что и как вы будете применять на практике в ближайшее время, мы и предлагаем написать на своей карточке три изменения, которые каждый предпримет у себя на рабочем месте в ближайшую неделю после тренинга».

Каждый надписывает на карточках свое имя и телефон.

Участники в парах обмениваются карточками и договариваются о том, что через неделю созвонятся для того, чтобы узнать, как дела у другого, выполнены ли поставленные цели.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *