cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Требования к уроку математики в начальной школе беларусь – Современный урок. ГУО «Гимназия имени Я. Купалы»

Материалы к современному уроку математики — Методическая копилка

 Дидактические требования к современному уроку

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность учащихся;
  • сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.

 

Основные типы уроков

  1. Урок изучения нового материала — традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
  2. Урок закрепления знаний — практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
  3. Урок комплексного применения знаний — практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью отработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
  4. Урок обобщения и систематизации знаний — семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет
    целью
    обобщение единичных знаний в целостную систему.
  5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний — контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень владения знаниями, умениями и навыками по теме.

 

 

№ п/п

 

ЭТАПЫ

 

Дидактические задачи

 

Показатели реального результата
решения задачи

 

1

 

Организация начала занятия.

 

Подготовка учащихся к работе на занятии.

 

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

 

2

 

Проверка выполнения домашнего задания

 

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

 

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

 

3

 

Подготовка к основному этапу занятия.

 

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

 

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

 

4

 

Усвоение новых знаний и способов действий.

 

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

 

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

 

5

 

Первичная проверка понимания.

 

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

 

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

 

6

 

Закрепление знаний и способов действий

 

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

 

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

 

7

 

Обобщение и систематизация знаний.

 

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.

 

Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межпредметных связей.

 

8

 

Контроль и самопроверка знаний.

 

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

 

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

 

9

 

Подведение итогов занятий.

 

Анализ и оценка успешности достижения дидактической цели и наметить перспективу последующей работы.

 

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

 

10

 

Рефлексия.

 

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

 

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

 

11

 

Информация о домашнем задании.

 

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

 

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

 

Этапы комбинированного урока:

 

  1. Организация начала урока
  2. Проверка выполнения домашнего задания
  3. Всесторонняя проверка знаний
  4. Подготовка к усвоению нового учебного материала.
  5. Усвоение новых знаний.
  6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
  7. Закрепление новых знаний.
  8. Подведение итогов урока.
  9. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

 

Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:

 

  1. Организация начала урока
  2. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
  3. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

 

В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока. 

www.gymnasium10.by

11. Урок математики. Требования к современному уроку математики.

Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все основные элементы учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)

Общей функцией урока яв-ся целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения. (Занков)

Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам дидактическим целям и месту уроков в общей системе:

1 комбинированные (смешанные)

2 изучения новых знаний

3 формирование новых умений

4 обобщение и систематизации изученного

5. контроля и коррекции знаний, умений

Система планирования урока включает:

  1. годовое или полугодовое планирование

  2. тематическое планирование

  3. поурочное планирование

Сущность урока раскрывает в дидактике:

актуализация прежних знаний и способов действий

формирование новых знаний и способов действий

применение полученных знаний на практике

Шаги подготовки к уроку:

  1. сформулировать цель урока (триединые цели)

  2. подготовить содержание учебного материала

  3. определить дидактические задачи урока

  4. выбрать наиболее эффективные приемы и методы обучения

  5. составить план урока

  6. проанализировать использование дидактических средств

Необходимые требования к уроку математики будем группировать вокруг перечисленных существенных признаков урока:

  1. наличие на уроке основной дидактической (учебной) цели. В подавляющем большинстве случаев на уроке математики в различных сочетаниях решается не одна а несколько учебных задач:

— проверяются знания, умения и навыки учащихся ( по материалу прошлых или текущего уроков)

— познается новое ( формируются понятия, устанавливаются и обосновываются закономерности или алгоритмы)

— происходит закрепление изученного (повторением, применением в решении различных задач.)

Среди всей совокупности учебных целей, реализуемых на уроке, всегда можно (и необходимо) усмотреть основную и ей подчинить все другие цели.

  1. решение на уроке наряду с образовательными задачами и определенных воспитательных задач.

Задача состоит в том, чтобы планомерно использовать изучаемый материал и сам процесс учения для воспитания у учащихся гуманистических взглядов и убеждений.

Эта общая цель воспитания реализуется на уроке через решение многих взаимосвязанных частных воспитательных задач. Наиболее актуальными из них для нас яв-ся такие задачи: возбуждение и поддержание интереса к предмету, воспитание потребности и умений учиться математике.

3. обоснованный отбор учебного материала на урок.

— соответствие содержания урока его основной учебной цели

— достаточный объем учебного материала, рассмотренного на самом уроке

— отражение необходимой взаимосвязи между теорией и практикой

4. применение на уроке методов обучения, обеспечивающих активное учение школьников.

На уроке такими частными требованиями

— по возможности сами учащиеся формулируют очередную познавательную задачу

— дают определение вводимому понятию

— на основе опыта обнаруживают существующую закономерность и облекают ее форму суждения

— под руководством учителя находят план доказательства или решения задачи и по возможности сами реализуют этот план

5. организационная четкость урока

учитель четко владеет материалом урока, учебным предметом в целом он не тратит времени на размышления и припоминание на уроке

— знает методику каждого очередного вопроса, весь арсенал вариантов, приемов и средств его изучения.

— знает индивидуальные особенности учащихся класса, предвидит их возможные затруднения и пути их преодоления, располагает материалом для «загрузки» более сильных учащихся.

studfiles.net

Требования к современному уроку математики

Тема: Основные требования к современному уроку математики в начальной школе

Современный урок математики по своему содержанию и структуре пред­ставляет весьма сложную организационную форму педагогического процесса. Сложность его обусловлена большим разнообразием тех задач и целей, которые решаются на каждом уроке в отдельности и на совокупности уроков по данной те­ме.

Через все уроки проходит забота о воспитании у детей наблюдательности и привычки внимательно изучать не только учебник, но и окружающую действитель­ность, находить в ней материал для установления количественных отношений ме­жду фактами и явлениями этой действительности. На каждом уроке учитель рабо­тает над воспитанием у детей самостоятельности и творческой инициативы, при­лежания и трудолюбия, чувства коллективизма и других ценных черт и качеств личности, присущих современному человеку.

Сложность урока математики объясняется также особенностями математики как учебного предмета. Обучение математики, как известно, связано с формирова­нием у детей целого ряда абстрактных понятий — числа, операций над числами, величины, фигуры и др.

Построение урока математики обусловлено также и особенностями началь­ного курса математики. Этот курс синтетический. В нем различаются три основные линии: арифметическая (в качестве ведущей), алгебраическая и геометрическая. Эти линии тесно связаны между собой. Буквенная символика, например, вся под­чинена задаче обобщения тех знаний, которые даются сначала на конкретном чи­словом материале.

Таким образом, современный урок — это урок не арифметики, алгебры или геометрии, а урок математики. Это значит, что на одном и том же уроке включают­ся сведения по каждому из этих трех разделов.

На этом пути различается ряд этапов:

первоначальное знакомство с новым материалом, когда он осмысливаются, выделяется его существенные признаки, делаются первые обобщения;

усвоение знаний путем применения их в различных условиях, в разных си­туациях;

повторение и закрепление изученного, когда знания и навыки обрабатыва­ются окончательно и становятся прочным достоянием ученика.

В соответствии с таким пониманием процесса усвоения знаний и формиро­вания навыков строится система уроков, получившая отражение в новых учебни­ках.

Сущность этой системы состоит в том, что новый материал вводится в уроки не сразу в полном объеме на коротком отрезке времени, а дается по частям для постепенного его усвоения на уроках.

Отсюда и вытекает разнообразие дидактических целей, преследуемых каж­дым уроком, совершенно естественная при этом разноплановость в построении урока, играющая положительная роль.

В различном сочетании и различном объеме в структуру современного урока входят следующие его составные части:

  1. проверка домашнего задания с устным опросом учащихся.

  2. специальные устные упражнения.

  3. Постановка перед учащимися цели предстоящего занятия.

  4. Подготовка детей к восприятию нового учебного материала.

  5. Объяснение как начало формирования нового понятия или как продол­жение работы по его формированию, а также первичное закрепление но­вых знаний

  6. Усвоение новых знаний путем применения их при выполнении различного рода учебных и практических заданий в различной форме: а) в форме за­нятий под непосредственным руководством учителя и б) в форме само­стоятельной работы учащихся

  7. Повторение и закрепление ранее пройденного с его систематизацией и обобщениями.

  8. Подведение итогов урока и задание на дом.

Не все перечисленные здесь структурные элементы входят в каждый от­дельный урок, но все они — необходимые компоненты системы уроков по каждой данной теме.

    1. Проверка домашнего задания — это сознание того, что работа будет про­верена, она мобилизует ученика на лучшее ее выполнение.

    2. Специальные устные упражнения. Сейчас поставлена задача несколько расширить цели и материал для устных упражнений, включая в них не только примеры и задачи, но и материал из элементов алгебры (решение уравнений и неравенств) и элементов геометрии(вычисление периметра и площади фигуры). Устные упражнения широко используются и для ус­воения детьми математической терминологии.

    3. Сообщение ученикам цели занятия. Деятельность ученика на уроке должна быть строго целенаправленной. Особенно важно это делать пе­ред ознакомлением учащихся с новыми знаниями. Ясно поставленная цель работы удваивает энергию учащихся, благодаря чему они успевают сделать за урок значительно больше и лучше.

    4. Подготовка учащихся к сознательному восприятию и усвоению нового ставит своей задачей произвести в памяти учащихся те знания, которые необходимы для лучшего понимания материала. А понять новое — значит установить связь нового со старым, с тем, что уже имеется в сознании ученика. Вот это старое и нужно теперь актуализировать с помощью со­ответствующих подготовительных упражнений. Такие упражнения учи­тель включает либо в тот же урок , на котором сообщается новое, либо в урок накануне, либо в домашнее задание, предшествующее уроку.

    5. Объяснение как начало формирования нового понятия составляет одну из важнейших структурных частей большинства современных уроков. Наш школьник на большинстве уроков узнает для себя что-то новое, что вооружает его новыми знаниями, расширяет умственный кругозор, удов­летворяет его любознательность, благодаря чему у него повышается ин­терес к занятию по математике. Недаром для многих и многих современ­ных школьников математика стала одним из наиболее интересных и даже любимых учебных предметов.

Основными методами объяснения по-прежнему остаются метод индукции и эвристическая беседа, помогающая учителю использовать имеющиеся у детей знания, их жизненный опыт, их активность и самостоятельность.

В последние годы наблюдается все нарастающая тенденция учить детей самостоятельно получать знания, когда новый материал предлагается им для са­мостоятельного первичного восприятия и осмысления. Успехи в этом направления являются перспективными и многообещающими, но при соблюдении следующих

условий: если детей будут учить работать самостоятельно и если поисковая дея­тельность учащихся будет развертываться на базе имеющихся у них исходных знаний.

Важную структурную часть урока составляют тренировочные упражнения, в которых находят свое применение полученные при объяснении знания: тренировка в решении примеров, задач, в нахождении числового значения буквенных выраже­ний и др.

Тренировочные упражнения на уроке могут занимать разное время. Эта часть урока дает широкие возможности для организации самостоятельной работы учащихся, во время которой дети могут в полной мере проявить свои способности самостоятельно мыслить и действовать проявлять творческую инициативу.

Хорошо организованная самостоятельная работа учащихся создает благо­приятные условия для осуществления в процессе обучения индивидуального под­хода к детям. Наблюдая за самостоятельным выполнением заданий, учитель име­ет возможность своевременно заметить и тех, кто выделяется своими повышен­ными способностями и кому, следовательно, можно дать в качестве дополнитель­ной более сложную работу, и тех, кто слабее других и нуждается в индивидуальной помощи. В этих целях учителя в последние годы широко используют дифференци­рованные задания, рассчитанные на учеников различной успеваемости .

Чтобы привлечь внимание детей к самостоятельной работе и возбудить у них активную мыслительную деятельность, задания должны быть целенаправлен­ными, ученикам должна быть ясна цель упражнений. Очень важно указывать детям и средства самоконтроля.

Есть еще один вид самостоятельной работы, характерный для современного урока математики, — это краткие самостоятельные работы проверочного характера, рассчитанные на 10-15 минут, дающее учителю возможность следить за ходом ус­воения знаний по данной теме и своевременно вносить коррективы в свою работу.

Из всего сказанного о структуре урока математики в начальных классах вид­но, на сколько серьезны и многогранны требования к педагогу начальных классов — как к учителю, как к воспитателю и как к организатору учебной деятельности школьников на занятиях.

multiurok.ru

Требования к уроку математики в начальной школе

Требования к урокам математики в коррекционной школе.

Урок – это целостный, логически законченный, ограниченный определёнными рамками времени отрезок учебно — воспитательного процесса.

  • Каждый урок должен иметь чётко сформулированную тему и цель. Наряду с учебными целями формируются коррекционно — развивающие и воспитательные цели.

  • Содержание учебного материала на уроке должно отвечать теме, целям урока, быть доступно уч-ся, отвечать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода, научно, тесно связано с жизнью, трудом. Объём учебного материала должен обеспечить активность уч-ся и работу в течение урока в доступном темпе.

  • Методы и приёмы работы на уроке должны отвечать возрастным особенностям школьников, развивать и корректировать их познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способностей, анализировать, синтезировать ,обобщать.

  • На каждом этапе урока математики ведётся систематический контроль за качеством усвоения знаний ,формированием умений и навыков. Учитель ставит перед уч-ся конкретные цели и добивается от каждого ученика ( в зависимости от его возможностей) их реализации, осуществляет контроль за деятельностью школьников, вносит коррективы в их знания, оказывает необходимую помощь, укрепляет уверенность, поощряет даже минимальные успехи.

  • Урок должен быть оснащён наглядными пособиями и дидактическими материалами, измерительными и чертёжными инструментами.

  • Каждый урок математики должен отличаться организационной чёткостью: ясная цель каждой структурной части урока и подчинённость их главной дидактической цели урока, чёткое планирование урока и правильное распределение времени между каждой структурной частью. Сочетание фронтальной работы с индивидуальным и дифференцированным подходом.

  • Повторение должно осуществляться на каждом уроке математики ,т.е. должен соблюдаться принцип непрерывности повторения.

  • На каждом уроке учитель должен развивать речь уч-ся, обогащать их словарь новыми терминами и выражениями, следить за точностью, лаконичностью и грамматическим строем речи.

  • Уроки математики должны быть тесно связаны с другими учебными предметами, уроками профессионального труда, жизнью.

  • Уроки математики должны носить практическую направленность ,способствовать решению задач социальной адаптации и реабилитации уч-ся коррекционной школы.

  • Учитель должен служить образцом подражания для уч-ся: прекрасное знание учебного материала, владение методикой его проведения, собранность, чёткость ,лаконичная речь, эмоциональность, доброжелательное отношение к уч- ся.

  • Урок математики должен будить не только мысль ,но и чувства. Учитель должен не забывать об эмоциональной стороне урока и воспитывать любознательность и интерес к математическим фактам и явлениям.

  • На уроках должны быть реализованы требования лечебно- педагогического режима с учётом работоспособности и утомляемости уч-ся. Этому способствует переключение видов деятельности, проведение физкультминутки, целесообразное распределение учебного материала и видов работ.

  • infourok.ru

    Требования к современному уроку математики

    Тема: Основные требования к современному уроку математики в начальной школе

    Современный урок математики по своему содержанию и структуре представляет весьма сложную организационную форму педагогического процесса. Сложность его обусловлена большим разнообразием тех задач и целей, которые решаются на каждом уроке в отдельности и на совокупности уроков по данной теме.

    Через все уроки проходит забота о воспитании у детей наблюдательности и привычки внимательно изучать не только учебник, но и окружающую действительность, находить в ней материал для установления количественных отношений между фактами и явлениями этой действительности. На каждом уроке учитель работает над воспитанием у детей самостоятельности и творческой инициативы, прилежания и трудолюбия, чувства коллективизма и других ценных черт и качеств личности, присущих современному человеку.

    Сложность урока математики объясняется также особенностями математики как учебного предмета. Обучение математики, как известно, связано с формированием у детей целого ряда абстрактных понятий — числа, операций над числами, величины, фигуры и др.

    Построение урока математики обусловлено также и особенностями начального курса математики. Этот курс синтетический. В нем различаются три основные линии: арифметическая (в качестве ведущей), алгебраическая и геометрическая. Эти линии тесно связаны между собой. Буквенная символика, например, вся подчинена задаче обобщения тех знаний, которые даются сначала на конкретном числовом материале.

    Таким образом, современный урок — это урок не арифметики, алгебры или геометрии, а урок математики. Это значит, что на одном и том же уроке включаются сведения по каждому из этих трех разделов.

    На этом пути различается ряд этапов:

    первоначальное знакомство с новым материалом, когда он осмысливаются, выделяется его существенные признаки, делаются первые обобщения;

    усвоение знаний путем применения их в различных условиях, в разных ситуациях;

    повторение и закрепление изученного, когда знания и навыки обрабатываются окончательно и становятся прочным достоянием ученика.

    В соответствии с таким пониманием процесса усвоения знаний и формирования навыков строится система уроков, получившая отражение в новых учебниках.

    Сущность этой системы состоит в том, что новый материал вводится в уроки не сразу в полном объеме на коротком отрезке времени, а дается по частям для постепенного его усвоения на уроках.

    Отсюда и вытекает разнообразие дидактических целей, преследуемых каждым уроком, совершенно естественная при этом разноплановость в построении урока, играющая положительная роль.

    В различном сочетании и различном объеме в структуру современного урока входят следующие его составные части:

    1. проверка домашнего задания с устным опросом учащихся.

    2. специальные устные упражнения.

    3. Постановка перед учащимися цели предстоящего занятия.

    4. Подготовка детей к восприятию нового учебного материала.

    5. Объяснение как начало формирования нового понятия или как продолжение работы по его формированию, а также первичное закрепление новых знаний

    6. Усвоение новых знаний путем применения их при выполнении различного рода учебных и практических заданий в различной форме: а) в форме занятий под непосредственным руководством учителя и б) в форме самостоятельной работы учащихся

    7. Повторение и закрепление ранее пройденного с его систематизацией и обобщениями.

    8. Подведение итогов урока и задание на дом.

    Не все перечисленные здесь структурные элементы входят в каждый отдельный урок, но все они — необходимые компоненты системы уроков по каждой данной теме.

      1. Проверка домашнего задания — это сознание того, что работа будет проверена, она мобилизует ученика на лучшее ее выполнение.

      2. Специальные устные упражнения. Сейчас поставлена задача несколько расширить цели и материал для устных упражнений, включая в них не только примеры и задачи, но и материал из элементов алгебры (решение уравнений и неравенств) и элементов геометрии(вычисление периметра и площади фигуры). Устные упражнения широко используются и для усвоения детьми математической терминологии.

      3. Сообщение ученикам цели занятия. Деятельность ученика на уроке должна быть строго целенаправленной. Особенно важно это делать перед ознакомлением учащихся с новыми знаниями. Ясно поставленная цель работы удваивает энергию учащихся, благодаря чему они успевают сделать за урок значительно больше и лучше.

      4. Подготовка учащихся к сознательному восприятию и усвоению нового ставит своей задачей произвести в памяти учащихся те знания, которые необходимы для лучшего понимания материала. А понять новое — значит установить связь нового со старым, с тем, что уже имеется в сознании ученика. Вот это старое и нужно теперь актуализировать с помощью соответствующих подготовительных упражнений. Такие упражнения учитель включает либо в тот же урок , на котором сообщается новое, либо в урок накануне, либо в домашнее задание, предшествующее уроку.

      5. Объяснение как начало формирования нового понятия составляет одну из важнейших структурных частей большинства современных уроков. Наш школьник на большинстве уроков узнает для себя что-то новое, что вооружает его новыми знаниями, расширяет умственный кругозор, удовлетворяет его любознательность, благодаря чему у него повышается интерес к занятию по математике. Недаром для многих и многих современных школьников математика стала одним из наиболее интересных и даже любимых учебных предметов.

    Основными методами объяснения по-прежнему остаются метод индукции и эвристическая беседа, помогающая учителю использовать имеющиеся у детей знания, их жизненный опыт, их активность и самостоятельность.

    В последние годы наблюдается все нарастающая тенденция учить детей самостоятельно получать знания, когда новый материал предлагается им для самостоятельного первичного восприятия и осмысления. Успехи в этом направления являются перспективными и многообещающими, но при соблюдении следующих

    условий: если детей будут учить работать самостоятельно и если поисковая деятельность учащихся будет развертываться на базе имеющихся у них исходных знаний.

    Важную структурную часть урока составляют тренировочные упражнения, в которых находят свое применение полученные при объяснении знания: тренировка в решении примеров, задач, в нахождении числового значения буквенных выражений и др.

    Тренировочные упражнения на уроке могут занимать разное время. Эта часть урока дает широкие возможности для организации самостоятельной работы учащихся, во время которой дети могут в полной мере проявить свои способности самостоятельно мыслить и действовать проявлять творческую инициативу.

    Хорошо организованная самостоятельная работа учащихся создает благоприятные условия для осуществления в процессе обучения индивидуального подхода к детям. Наблюдая за самостоятельным выполнением заданий, учитель имеет возможность своевременно заметить и тех, кто выделяется своими повышенными способностями и кому, следовательно, можно дать в качестве дополнительной более сложную работу, и тех, кто слабее других и нуждается в индивидуальной помощи. В этих целях учителя в последние годы широко используют дифференцированные задания, рассчитанные на учеников различной успеваемости .

    Чтобы привлечь внимание детей к самостоятельной работе и возбудить у них активную мыслительную деятельность, задания должны быть целенаправленными, ученикам должна быть ясна цель упражнений. Очень важно указывать детям и средства самоконтроля.

    Есть еще один вид самостоятельной работы, характерный для современного урока математики, — это краткие самостоятельные работы проверочного характера, рассчитанные на 10-15 минут, дающее учителю возможность следить за ходом усвоения знаний по данной теме и своевременно вносить коррективы в свою работу.

    Из всего сказанного о структуре урока математики в начальных классах видно, на сколько серьезны и многогранны требования к педагогу начальных классов — как к учителю, как к воспитателю и как к организатору учебной деятельности школьников на занятиях.

    infourok.ru

    Дидактические требования к современному уроку математики

    Дидактические требования к современному уроку математики, их связь с развивающими и воспитательными задачами

    Современный урок в школе – это ограниченный во времени период ежедневной жизни каждого педагога и обучающегося, который наполнен и напряженной работой, и творческим поиском, и рутиной, и радостью успехов. Поэтому урок необходимо рассматривать как крепкое звено одной цепи – хорошо продуманной системной работы учителя. Ведь именно на уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока.

    Основные дидактические требования к современному уроку математики следующие:

    — определение места в общей системе уроков;

    — определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности обучающихся;

    — прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, формирования умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

    — выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность обучающихся;

    — реализация на уроке всех дидактических принципов;

    — создание условий успешного учения обучающихся.

    Основные типы уроков:

    1.Урок изучения нового — традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

    Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний.

    2. Урок закрепления знаний — практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

    Цель: выработка умений по применению знаний.

    3. Урок комплексного применения знаний — практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.

    Цель: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

    4. Урок обобщения и систематизации знаний — семинар, конференция, круглый стол и т.д.

    Цель: обобщение единичных знаний в систему.

    5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний — контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.

    Цель: определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

    Структурные элементы учебного занятия:

    1.Организация начала занятия; подготовка учащихся к работе на занятии; полная готовность класса и оборудования; быстрое включение обучающихся в деловой ритм.

    2. Проверка выполнения домашнего задания; установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми обучающимися; выявление пробелов и их коррекция; оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

    3. Подготовка к основному этапу занятия; обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений; готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

    4. Усвоение новых знаний и способов действий; обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; активные действия обучающихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

    5. Первичная проверка понимания; установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция; усвоение сущности усваиваемых знаний; ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у обучающихся.

    6. Закрепление знаний и способов действий; обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации; самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

    7. Обобщение и систематизация знаний; формирование целостной системы знаний по теме, курсу; выделение главных идей; активная и продуктивная деятельность обучающихся по классификации и систематизации, выявлению межпредметных связей.

    8. Контроль и самопроверка знаний; выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции; получение достоверной информации о достижении всеми обучающимися планируемых результатов обучения.

    9. Подведение итогов занятий; анализ и оценка успешности достижения цели; перспектива последующей работы; адекватность самооценки обучающегося оценке учителя. Получение обучающими информации о реальных результатах.

    10. Рефлексия; мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения; усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества; открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

    11. Информация о домашнем задании; обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; проверка соответствующих записей; реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми обучающимися в соответствии с уровнем их развития.

    Этапы комбинированного урока:

    • Организация начала урока

    • Проверка выполнения домашнего задания

    • Всесторонняя проверка знаний

    • Подготовка к усвоению нового учебного материала.

    • Усвоение новых знаний.

    • Первичная проверка понимания обучающимися нового материала.

    • Закрепление новых знаний.

    • Подведение итогов урока.

    • Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

    Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:

    • Организация начала урока

    • Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.

    • Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

    В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.

    infourok.ru

    Примерная структура каждого типа урока по фгос

    Корсакова Галина Николаевна – учитель начальных классов МОУ СОШ № 2 п. Новоорск Оренбургской области

    Тема выступления на круглом столе «Урок математики в начальной школе. Различные подходы к построению урока»

    Урок – основная форма организации учебного процесса.

    Современный школьник не хочет больше быть простым слушателем и «плыть по течению», он активный деятель, который управляет движением, ему абсолютно все нужно знать.

    Современный урок математики – это урок творчества и радости от достигнутых результатов, на котором учитель – помощник и консультант

    Образование, ориентированное только на получение знаний, в настоящее время означает ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие качества учащегося, как инициативность, динамизм и конструктивность: человек должен уметь принимать самостоятельные решения и решать проблемы, обладать умением самостоятельно получать новые знания и стремиться к самообразованию.

    Все эти качества личности закладываются, начиная с младшего школьного возраста. Каким же образом на уроках в начальной школе, возможно, добиться формирования именно таких качеств личности ученика?»

    Хороший урок — это тот урок, где царит деловая творческая обстановка, где желания школьников размышлять — бьют ключом, где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, авторами тех или иных теоретических концепций и пожеланий, не боясь попасть впросак.

    Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

    В курсе дидактики есть свои требования к современному уроку, с типами уроков и их структурой. В методике начального обучения математике всё обстоит значительно сложнее, особенно со структурой урока. Это обусловлено тем, что при построении конкретного урока необходимо учитывать не только определённые этапы обучения (актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль, повторение) и специфику математического содержания, но и основную цель урока, его логику и те методические приёмы, которые способствуют её достижению.

    1. Структура урока усвоения новых знаний:

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Актуализация знаний.

    4) Первичное усвоение новых знаний.

    5) Первичная проверка понимания

    6) Первичное закрепление.

    7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

    1) Организационный этап.

    2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

    3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    4) Первичное закрепление

    § в знакомой ситуации (типовые)

    § в изменённой ситуации (конструктивные)

    5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

    6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

    1) Организационный этап.

    2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

    3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    4) Актуализация знаний.

    § с целью подготовки к контрольному уроку

    § с целью подготовки к изучению новой темы

    5) Применение знаний и умений в новой ситуации

    6) Обобщение и систематизация знаний

    7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

    8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Актуализация знаний.

    4) Обобщение и систематизация знаний

    Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

    Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

    5) Применение знаний и умений в новой ситуации

    6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

    7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

    5. Структура урока контроля знаний и умений

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

    Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

    4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

    1) Организационный этап.

    2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

    В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

    4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

    studfiles.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *