Требования к детской литературе в системе дошкольного образования – .
Глава 1. Основные требования к детской книге — Мегаобучалка
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сахалинский государственный университет»
Институт психологии педагогики
Кафедра теории и методики
обучения и воспитания
Утенкова Маргарита Викторовна
РЕФЕРАТ
по дисциплине: методика обучения русского языка и литературе
по теме: «Основные требования к детской книге. Форма и структура книг, доступных для самостоятельного чтения младшими школьниками» студентки 5 курса специальности 031200 (050708.65) – «педагогика и методика начального образования»
Проверил: к.п.н, доцент
Федоренко Т.Г.
Южно – Сахалинск
Содержание
Введение………………………………………………………………… | |
Глава 1.Основные требования к детской книге……..………………. | |
1.1.Элементы книги и книжная иллюстрация………………………. | |
Глава 2.Типы и разновидности детских книг………………………… | |
2.1.Разнообразие книг по формату………………………………..…. | |
2.2.Книги «толстые» и «тонкие»……………………………………… | |
2.3.Книги, в которых одно произведение и сборники………..…….. | |
2.4.Книги, которые учат играть, действовать………………………… | |
2.5.Книги справочники и детская периодика………….…………… | |
Заключение……………………………………………………………… | |
Список использованной литературы……………………..………….. |
Введение
С первых дней обучения ребенка в школе, детей знакомят не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Формирование у каждого учащегося желания, умения и устойчивой привычки в свободное время выбирать и читать книги не просто полезные, а интересные и посильные, и не «вообще детям», а именно ему – данному конкретному ребенку, очень важно во всех отношениях. В этом случае книга становится тем инструментом, который помогает ребенку задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления. Осведомленность в доступном круге чтения, узнавание все новых и новых книг непрестанно расширяет сферу его познавательных интересов. Личностная мотивация выбора книги для самостоятельного чтения рождает цель, которая увлекает возможностью учителя у терпеливых и мудрых помощников, советчиков, друзей, которых он сам находит себе среди книг. Желание прочитать книгу, которую выбрал сам, становится дополнительным и весьма существенным стимулом для совершенствования техники чтения. Умение пользоваться книгой, чтобы настроиться на самостоятельное чтение и проверить себя: все ли и так ли понял, как надо, когда читал, развивает творческое воображение, приучает думать (о книге, ее героях, о тех, кто пишет книги, о людях, которые вокруг, знакомых и незнакомых, о своем месте среди них). В результате такого чтения и формируются школьники – читатели – очень разные индивидуальности во всем, кроме присущего им всем и столь нужного обществу личностного свойства – читательской самостоятельности – надежной основы непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Однако все это становится возможным только в том случае, если способность и готовность к эффективному использованию русской, советской и зарубежной литературы из доступного младшими школьниками круга чтения проявит, прежде всего, сам учитель, если он овладеет детской книгой как сильнейшим идеологическим оружием вообще и важнейшим профессиональным орудием образования и воспитания нового человека в частности.
В процессе работы с детскими книгами у учащихся непременно совершенствуется техника чтения, и способность полноценно воспринимать тексты произведений в соответствии с их жанрово – видовыми особенностями, создается привычка читать произведения, применяя и совершенствуя в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки по чтению и развитию речи, приобретенные к моменту чтения.
Непрерывное знакомство с широким кругом очень разных детских книг, помочь учащимся освоить общие свойства и те закономерности, которые группируют книги, упорядочивают их разнообразие, учат каждого ребенка свободно и безошибочно действовать с любой доступной книгой, что гарантирует возможность своевременно встретить «свои» книги, отыскать, определить свой круг чтения.
Формирование у учащихся интереса к книгам, желания, умения и привычки обращаться к ним, рассматривать их, выбирать и читать по осознанному выбору, на любом году обучения, включает в себя изучение с детьми доступного им круга чтения – углубленное (книги рассматриваются, прочитываются, дети обдумывают детально осваивают их содержание) и ознакомительное (книги рассматриваются, дети их запомнили, смогут различать среди других книг, составили общее представление о возможном содержании каждой книги – о чем она расскажет, если ее прочитать, какого рода в ней произведения по жанру, по эмоциональной окраске, сколько их и т.п; дети знают, где и как можно найти эти книги, если захочется или будет нужно их прочитать).
Основные понятия, которые должны быть усвоены с детьми работая с книгой: рисунок (иллюстрация), обложка, надписи, страницы, заглавие (книги произведения), фамилия автора – подготовительный этап; переплет, корешок, оглавление (содержание) – начальный этап; тема чтения, книга, соответствующая теме, книга, соответствующая личным возможностям, титульный лист, предисловие, послесловие – основной этап; цель чтения, доступный круг чтения, основные и дополнительные источники при самостоятельном чтении, периодическая печать, описание книги, авторская и тематическая картотека.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что книга – это средство общения между людьми, орудие массовой информации; опыт, написанный и брошенный в общее употребление, есть книга. Чем больше человек осведомлен о воспринимаемом объекте (книге), тем целенаправленнее, систематичнее, квалифицированнее осуществляет он наблюдение за объектом и его свойствами и, в свою очередь, тем более полно, точно и глубоко он его осваивает.
Цель: рассмотреть основные требования к детской книге, их типы и разновидности детских книг.
Задачи:
1.Проанализировать детскую литературу;
2.Выявить элементы детской книги;
3.Изучить типы и разновидности детских книг.
Глава 1. Основные требования к детской книге
megaobuchalka.ru
Функции детской литературы в системе дошкольного образования
РЕФЕРАТ
На тему: «Функции детской литературы в системе дошкольного образования»
Содержание
Введение 3
1. Роль литературы в развитии личности ребёнка 5
2. Функции детской литературы в системе дошкольного образования 7
Заключение 10
Список использованной литературы 12
Введение
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.Главной ролью детской литературы было и остается воспитание, нравственное сознание, верное представление о моральных ценностях. Сюжеты художественных произведений показывают что хорошо, а что плохо, очерчивают границы добра и зла, показывают модели поведения, которым можно или нельзя следовать. Детская книга помогает понять самого себя, других людей, их проблемы, чувства.
В последнее время ученые и литераторы стали говорить о гедонической роли книги. Чтение доставляет удовольствие, дети наслаждаются этим процессом. Такая роль сама по себе несет большую пользу, оказывая положительное психологическое воздействие. На смену активным подвижным играм, утомительной умственной деятельности, заданной школьной программой, приходит спокойствие, умиротворение, отдых. Отвлекая от реальной жизни, чтение уравновешивает психологическое состояние ребенка, помогает восстановить силы, сохранить энергию. Но эта роль выполняется только при условии интереса к чтению. А привлечение внимания детей к книге – задача родителей, воспитателей, педагогов.
Все это является залогом для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности.
Детская литература – это комплекс произведений, созданный специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития. В быту детской литературой считаются все книги, которые читают дети.
Детская литература – предмет, изучающий историю литературы, которая изначально адресована детям, а также литературу, которая будучи не предназначена детям, но с течением времени включается в круг детского чтения. Для детей – Айболит, Корнея Чуковского, а в кругу детского чтения — Робинзон Крузо (присутствует увлекательный приключенческий сюжет).
Детская литература как совокупность письменных произведений, адресованных детям появилась на Руси в 16 в, для обучения детей грамоте.
Цели детской литературы:
• Развитие языковой картины мира
• Формирование понятийного аппарата
• Система ценностей
• Становление личности
• Развитие грамотности
Задачи детской литературы:
• обучение эстетике и этике
• формирование языковой компетенции
В наши дни детская литература сталкивается с серьезными проблемами. У детей пропадает интерес к чтению. Это во многом связано с появлением новых технологий и глобальной компьютеризации. Но главной причиной является воспитание внутри семьи, отношение к чтению родителей. Далеко не все считают должным рассказать своим детям о роли книг, помочь им в формировании интереса. А сделать это не так уж и сложно. Стоит знакомить ребенка с книгой уже с самого его рождения, читать сказки, стихи, показывать картинки, сопровождая это эмоционально окрашенной речью. «Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» (С. Лупан).
Другая проблема заключается в качестве современной детской литературы. Оно оставляет желать лучшего. Многие книги пишутся не для детей, а ради собственной прибыли. Произведения молодых талантливых авторов редко доходят до публикации. Тем не менее, хорошие книги все-таки можно найти. Плюсы современных произведений состоят в их разнообразии и том, что они более доступны для понимания. Не стоит забывать и о классике, основе детской литературы, которая отличается глубоким смыслом, оставляя после себя вопросы для размышления и саморазвития.
1. Роль литературы в развитии личности ребёнка.
Детский психоаналитик Француаза Дальто утверждала, что ребёнок не собственность родителей, и его желания, мнения заслуживают внимания. Для неё человек – это прежде всего говорящее существо, даже если это младенец. Он стремиться насытиться речью не меньше, чем молоком матери. Он воспринимает мир при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, но только обращённое к нему слово даёт ребёнку возможность почувствовать себя частью человеческого рода. Речь вводит ребёнка в человеческое общество и одновременно позволяет ему почувствовать себя отдельным существом, обозначить своё отличие от другого, чтобы затем суметь по-настоящему разделить с окружающими свои чувства, мысли и воспоминания.
«Сердце найдёт решение там, где голова бессильна, и разглядит путь там, где не видят глаза», – писала известная шведская писательница Астрид Лингрен, определяя один из способов познания мира – интуитивный. В своих книгах для детей она учит нарушать запреты, игнорировать условности, делать что взбредёт в голову (не об этом ли мечтает каждый?). Однако в мире Лингрен царит свобода, а не хаос: привычные установки: верность дружбе, любовь к близким, уважение к чужим ценностям – играют здесь такую же роль, как в мире реальном, становясь результатом осознанного выбора свободных людей. Литература для детей учит любить себя, вспомним Карлсона: «Я – красивый, умный, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил!», эта формула отношения к себе пронизывает большую часть произведений Астрид Лингрен. Живые, несовершенные, а порой и просто комичные, её герои относятся к себе с уважением и любовью, не исключающими обаятельной самоиронии. Находчивость вместо послушания проповедует шведская писательница для детей. «В вашей школе для меня слишком много яблок, ежей и змей. Прямо голова закружилась, » – печально констатирует Пеппи, отчаявшись решить бессмысленные арифметические задачи. Консервативная модель воспитания давно не работает: мир меняется слишком быстро, и порой не детям приходится учиться у взрослых, а наоборот, взрослым – у детей. Главное, что стоит развивать в детях, — это заложенные в них от природы творческое начало, изобретательность и открытость новому. Писатели для детей не скрывают от своих читателей того, что в мире существует одиночество, нищета, смерть. Маленький бродяга Расмус и братья Львиное Сердце знакомы с ними не понаслышке. Однако в литературе страдание героев неотделимо от радости, боль не исключает, а усиливает вкус счастья.
«Буря свободы сокрушит угнетателей!» – восклицает Урвар, герой книги «Братья Львиное Сердце». «А сокрушит – это убьёт?» – спрашивает маленький Юнатан и, получив утвердительный ответ, отказывается проливать кровь людей. Бездумному участию в коллективной борьбе писатели противопоставляют созидательную душевную работу отдельной личности, выраженную словами известного гайдаровского героя из книги «Тимур и его команда»: «…Когда человек прав – ему ничего не страшно, но ему всё равно больно». Право на самоуважение учат отстаивать писатели разных времён и народов, потому что только с этого права начинается человек.
Детская литература – учебный предмет, изучающий историю литературы, которая изначально адресована детям, а также литературу, которая с течением времени включается в круг детского чтения. Пример произведений первого рода – «Доктор Айболит» К.Чуковского, второго — «Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Таинственный остров» Жюля Верна, «Путешествие Гулливера» Д.Свифта, «Дон Кихот» М.Сервантеса и др.
Детская литература «входит» в жизнь ребёнка в устной форме и своим основным компонентом имеет слово звучащее. Иначе говоря, детская литература начинается фольклором, устной народной словесностью. В дописьменный период человечества, и нации, и отдельного человека она являет собой круг синкретических произведений.
С развитием книгопечатания и издательского дела «народное» и «детское» были поставлены в один ряд: по известному тезису «народ-дитя малое» организаторы этого дела полагали, что и те и другие для чтения серьёзной литературы не готовы. Издания для детей и народа были дешёвыми и иллюстрированными.
Итак, одним из источников детской литературы является устная народная словесность как неотъемлемая часть народной культуры, созданная устным речевым творчеством народа.
Ещё одним источником со времён крещения Руси становятся религиозные богослужебные тексты, являющиеся частью церковной службы, литургии, жизни по христианскому календарю. В монастырях, при церквях учили грамоте. Первые печатные книги Азбука и Евангелие. Молитвы, евангелическое чтение. Жития Святых, Псалтырь, — всё это читалось устно или пелось в храме. Важнейшей эстетической единицей было звучащее слово.
Произведения детской литературы (от раннего младенчества до юношества) можно изучать, руководствуясь различными принципами:
Линейно-концентрическим – даёт представление об эволюции жанрово-стилевых образований в искусстве слова для детей (неоднократное чтение одного и того же текста на разных этапах взросления).
Культурно-историческим – изучаются произведения по мере появления их в литературе и с учётом происхождения автора произведения.
Поло-возрастным – с учётом гендерной ориентации и возрастного развития.
Итак, детская литература – это мир художественных произведений о том, что такое и кто такой ребёнок, что такое его микро- и макрокосм, т. е. всё, окружающее его.
2. Функции детской литературы в системе дошкольного образования
Если путь, прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем, –
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
Эта цитата из «Баллады о борьбе» B.C.Высоцкого как нельзя лучше определяет, какой должна быть настоящая детская книга. Литературоведение давно выделило основные ее функции, но тем не менее многие из них по-прежнему либо забываются, либо игнорируются взрослыми (не отсюда ли причина угасания детского интереса к чтению?).
Итак, одной из важнейших функций детской литературы является функция развлекательная. Без нее немыслимы и все остальные: не заинтересовав ребенка, нельзя его ни развивать, ни воспитывать и т.д. Не случайно в последнее время ученые стали говорить и о гедонистической роли книги – она должна приносить наслаждение, удовольствие…
Все учителя по праву считают воспитательную функцию одной из самых главных. «Что делать, чтоб младенец розовый не стал дубиной стоеросовой?» – спрашивал в свое время В.Берестов. Конечно, читать ему «нужные книги»! Ведь именно в них содержится «азбука нравственности», из них во многом ребенок узнает, «что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский). И в то же время, как парадоксально заметил М.Волошин, «смысл воспитания – защита взрослых от детей».
А излишняя дидактика, как известно, всегда идет не на пользу художественности: в лучших произведениях для детей мораль, как в народных сказках, «нигде открыто не высказывается, но вытекает из самой ткани повествования» (В.Пропп).
Менее популярна, но отнюдь не менее важна эстетическая функция детской литературы: книга должна привить истинный художественный вкус, ребенка необходимо знакомить с лучшими образцами искусства слова. В советские времена эта функция нередко приносилась в жертву идеологии, когда школьников и даже дошкольников заставляли заучивать наизусть чудовищные с точки зрения эстетики, но «идеологически правильные» стихи о партии и Октябре, читать малохудожественные рассказы о Ленине и т.п. С другой стороны, ознакомление только с лучшими, на взгляд взрослых, образцами классической литературы нередко нарушает принцип доступности, и в результате ребенок на всю оставшуюся жизнь сохраняет неприязненное отношение к классике…
И в этом случае, несомненно, огромна роль взрослого, именно он способен сыграть роль проводника в постижении ребенком сокровищ мировой и отечественной литературы (даже не предназначенной изначально для чтения).
При этом важен и обратный процесс: читая детскую литературу, взрослые начинают лучше понимать детей, их проблемы и интересы. «Иногда она помогает взрослым отыскать в себе забытого ребенка»
(М. Бородицкая).
Не вызывает сомнений познавательная функция детской литературы: учеными установлено, что до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% – за всю последующую жизнь! В отношении художественной литературы познавательная функция подразделяется на два аспекта: во-первых, существует специальный жанр научно-художественной прозы, где в литературной форме детям преподносятся те или иные знания (например, природоведческая сказка В.Бианки). Во-вторых, произведения, даже не имеющие познавательной направленности, способствуют расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке.
Огромна роль иллюстраций в детской книге. Так, для детей дошкольного возраста объем иллюстраций должен быть не менее 75%. Не случайно Алиса Л.Кэрролла говорила: «Что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров?». Один из ведущих видов памяти – зрительный, и внешний облик книги с детства прочно соединялся с ее содержанием (например, трудно представить «Приключения Буратино» А.Толстого или «Волшебника Изумрудного города» А.Волкова без иллюстраций Л.Владимирского). Даже взрослый читатель, не говоря уж о детях, начинает знакомство с книгой именно с внешнего ее оформления (чем сейчас нередко злоупотребляют коммерческие книгоиздатели, стремящиеся яркостью обложки компенсировать убогость содержания).
Работая с детской книгой, нельзя не учитывать и психологических особенностей восприятия детской (и не только детской) литературы.
Это идентификация – отождествление себя с литературным героем. Особенно это характерно для подросткового возраста, но не только: своеобразный пример идентификации мы видим, например, в финале стихотворения И.Сурикова «Детство».
Огромную роль в отборе и восприятии художественной литературы играет ее компенсаторная функция. По тому, какие книги предпочитает человек, прекрасно видно, чего ему не хватает в реальной действительности. Дети, а затем подростки и молодежь, стремясь преодолеть обыденность окружающей жизни, тоскуя о чуде, выбирают сначала волшебные сказки, затем фэнтези и фантастику. Женщины, замученные бытом, детьми и семьей, читая женские любовные романы, идентифицируют себя с героиней, удовлетворяют мечту о «прекрасном принце», ярком и счастливом финале (несмотря на шаблонность сюжета, образов, и т.д.). Таким образом, за счет литературы человек добирает недостающее в жизни и тем самым также обогащает ее!
Направленность личности сказывается на отборе книг определенных жанров: молодежь, устремленная в будущее, предпочитает фантастику; люди старшего поколения, напротив, – книги о прошлом, исторические жанры, мемуары и т.п.
Возвращаясь к детской литературе, нельзя не отметить, что традиционно она делится на собственно детскую (книги, написанные специально для детей) и детское чтение, включающее произведения, первоначально не адресованные детям, но вошедшие в круг детского чтения (сказки А.С. Пушкина, книги Дж.P.P.Толкина).
А есть ли обратный процесс? Среди книг, адресованных детям, мы можем назвать по крайней мере две, что стали и фактом культуры взрослых, источником вдохновения, предметом исследований и споров. Это «Алиса в стране чудес» Л.Кэрролла (пример классический) и книги о Гарри Поттере Дж. К.Ролинг (пример современный).
В основе обоих сюжетов – обряд инициации, проверка на истинность положительных качеств, что лежит в основе многих художественных произведений. Но при данном архетипическом свойстве, обеспечившем, на наш взгляд, во многом успех произведения, нельзя не отметить и существенные отличия: если Золушка-Сандрильона лишь пользуется волшебными чарами для достижения вполне земных целей, то Гарри сам учится на волшебника, то есть занимает позицию гораздо более активную. Так или иначе, именно инициаторный комплекс, заложенный в основе книг о Гарри Поттере, немало послужил мировому успеху произведений Дж.К.Ролинг.
Среди слагаемых популярности «Гарри Поттера», конечно, нельзя не отметить и ту весьма продуманную рекламную кампанию, которая проводилась во всем мире, и в нашей стране в том числе.
Итак, апелляция к образам-архетипам плюс четко рассчитанная реклама – вот, на наш взгляд, один из главных составляющих успеха современного мирового бестселлера, даже получившего наименование «поттеромания».
Остается только пожелать, чтобы современные отечественные авторы столь же грамотно пользовались указанными особенностями, дабы достичь успеха не меньшего, чем бестселлер Дж.К.Ролинг о Гарри Поттере…
Заключение
Постепенно книга в жизни ребенка начинает играть все большую роль. Он учится читать самостоятельно, требует рассказов, стихов, сказок о своем сверстнике, о природе, животных, о технике, о жизни разных стран и народов. Т.е. специфика литературы для младших школьников определяется ростом сознания и расширением круга интересов читателей. Произведения для детей семи-десяти лет насыщены новой информацией более сложного порядка, в связи с этим увеличивается их объём, усложняются сюжеты, появляются новые темы. На смену стихотворным сказкам приходят сказочные повести, рассказы о природе, о школьной жизни.
Специфика детской литературы должна выражаться не столько в выборе специальных «детских» тем, да еще поданных изолированно от реальной жизни, сколько в особенностях композиции и языка произведений.
Сюжет детских книг обычно имеет четкий стержень, не дает резких отступлений. Для него характерны, как правило, быстрая смена событий и занимательность.
Раскрытие характеров персонажей должно осуществляться предметно и зримо, через их дела и поступки, так как ребенка больше всего привлекают действия героев.
Требования к языку книг для детей связаны с задачей обогащения словаря юного читателя. Литературный язык, точный, образный, эмоциональный, согретый лиризмом, наиболее соответствует особенностям детского восприятия.
Для всестороннего развития нравственно-волевых качеств следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Но, к сожалению, взрослые нередко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей, о том, когда необходимо сосредоточить внимание детей на этой связи.
Итак, о специфике детской литературы можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием и сопровождает читателя в период его интенсивного духовного роста. Среди главных черт детской литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов.
Список использованной литературы
Арзамасцева И. Н. Детская литература: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000.
Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. -2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. / Козлова С.А., Куликова Т.А. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 416 с.
Михайлов Е. Виктор Драгунский (1913-1972) // Детская литература. 1988. № 10. С. 53-54.
Неелова Т. С. Влияние современной литературы на детей//www.imago.spb.ru/soulbody/articles/article8.htm.
ПановВ.П. Илюстрации в книге. Советы начинающему художнику РСФСР, 1980.- 232 с.
Поликовская Л. Виктор Юзефович Драгунский // Антология мировой детской литературы: Т. 2. — М.: Аванта+, 2002.
Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя дет. сада / Ф.А.Сохина; Под ред. Ф.А.Сохина. — М.: Просвещение, 1976. — 224 с.
Шорыгина Т.А. Общительные сказки: Социально-нравственное воспитание / Т.А.Шорыгина. Развивающие сказки для детей. — М.: Книголюб, 2005. — 80 с.
Фролова М. Р. Особенности современной литературы//www.clib.yar.ru
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
www.setbook.com.ua/books/section54/…
www.detgazeta.ru
www.mirknigi.ru
infourok.ru
Лекция 1. Понятие детской литературы. Ее специфика — Мегаобучалка
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Лекция 1. Понятие детской литературы. Ее специфика.
Детская литература – своеобразная область общей литературы. Принципы. Специфика детской литературы.
Детская литература — часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому отличающаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии. Функциональные виды детской литературы включают учебно-познавательные, этические, развлекательные произведения.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. А.М. Горький называл детскую литературу «суверенной» областью всей нашей литературы. И хотя принципы, задачи, художественный метод литературы для взрослых и детской литературы едины, последней свойственны только ей присущие черты, которые условно можно назвать спецификой детской литературы.
Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей. Основная отличительная чертаее — органическое слияние искусства с требованиями педагогики. Под педагогическими требованиями подразумеваются, в частности, учет интересов, познавательных возможностей и возрастных особенностей детей.
Об особенностях детской литературы как искусстве слова в свое время говорили основоположники теории детской литературы – выдающиеся писатели, критики и педагоги. Они понимали, что детская литература – есть подлинное искусство, а не средство дидактики. По словам В. Г. Белинского, литература для детей должна отличаться «художественной истинностью создания», то есть быть явлением искусства, а авторы детских книг должны быть широко образованными людьми, стоящими на уровне передовой науки своего времени и иметь «взгляд на предметы просвещенный».
Назначение детской литературы — быть художественным и познавательным чтением для ребенка. Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполнять в обществе:
1. Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функция.Она связана с особого рода эмоциями, возникающими при чтении литературных произведений. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает героям, чувствует стихотворный ритм, радуется звуковой и словесной игре. Хорошо понимают дети юмор и шутку. Не сознавая условности созданного автором художественного мира, дети горячо верят в происходящее, но такая вера и есть подлинное торжество литературного вымысла. Мы вступаем в мир игры, где одновременно сознаем ее условность и верим в ее действительность.
2. Познавательная(гносеологическая) функциялитературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Даже в тех случаях, когда писатель уводит ребенка в мир невозможного, он говорит о закономерностях человеческой жизни, о людях и их характерах. Это осуществляется через художественные образы, которые обладают высокой степенью обобщения. Они позволяют читателю увидеть в единичном факте, событии или характере закономерное, типичное, всеобщее.
3. Нравственная(воспитательная) функцияприсуща всякой литературе, поскольку литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями. Речь идет как об универсальных и всеобщих ценностях, так и о локальных, связанных с конкретным временем и конкретной культурой.
4. Детская литература со времени своего зарождения выполняла дидактическую функцию. Назначение литературы — приобщить читателя к универсальным ценностям человеческого бытия.
Функции детской литературы определяют ее важную роль в обществе — развивать и воспитывать детей средствами художественного слова. Это значит, что литература для детей в значительной степени зависит от существующих в обществе идеологических, религиозных, педагогических установок.
Говоря овозрастной специфике детской литературы можно выделить несколько групп на основании возраста читателя. Классификация литературы для детей повторяет общепринятые возрастные этапы развития личности человека:
1) ясельный, младший дошкольный возраст, когда дети, слушая и рассматривая книги, осваивают различные произведения литературы;
2) преддошкольный возраст, когда дети начинают овладевать грамотой, техникой чтения, но, как правило, в большей части остаются слушателями произведений литературы, охотно разглядывают, комментируют рисунки и текст;
3) младшие школьники — 6—8, 9—10 лет;
4) младшие подростки — 10—13 лет; 5) подростки (отрочество) — 13—16 лет;
6) юношество — 16—19 лет.
Книги, адресованные каждой из этих групп, имеют свои особенности.
Специфика литературы для самых маленьких определяется тем, что она имеет дело с человеком, почти ничего не знающем об окружающем мире и ещё не способном воспринимать сложную информацию. Для детей этого возраста предназначены книжки‑картинки, книжки-игрушки, книжки-раскладушки, книжки-панорамы, раскраски… Литературный материал для малыша – стихи и сказки, загадки, шутки, песни, скороговорки.
Серия «Читаем с мамой», например, рассчитана на детей от 1 года и включает в себя картонные книжки с яркими иллюстрациями, изображающими незнакомых ребёнку животных. Такая картинка сопровождается либо просто названием животного, которое ребёнок постепенно запоминает, либо коротким стихотворением, дающим представление о том, кто изображён на картинке.В небольшой объём — часто всего одно четверостишие — нужно уместить максимум знаний, при этом слова должны быть предельно конкретными, простыми, предложения— короткими и правильными, ведь слушая эти стихи, ребёнок учится говорить. В то же время стихотворение должно давать маленькому читателю яркий образ, указывать на характерные черты описываемого предмета или явления.
Поэтому написание подобных, на первый взгляд, предельно простых стихов, требует от автора едва ли не виртуозного владения словом, чтобы стихи для самыхмаленьких могли решить все эти непростые задачи. Не случайно лучшие детские стихи, услышанные человеком в самом раннем возрасте, часто остаются в памяти на всю жизнь и становятся первым опытом общения с искусством слова уже для его детей. В качестве примера здесь можно назвать стихи С. Я. Маршака «Детки в клетке», стихотворения А.Барто и К.Чуковского.
Ещё одна характерная черта литературы для самых маленьких — преобладание стихотворных произведений. Это не случайно: детское сознание уже знакомо с ритмом и рифмой — вспомним колыбельные и потешки, — а потому легче воспринимает информацию именно в таком виде. Кроме того, ритмически организованный текст даёт маленькому читателю целостный, законченный образ и апеллирует к его синкретическому восприятию мира, характерному для ранних форм мышления.
megaobuchalka.ru
Требования к детской литературе | Книги для детей
Детской литературой называют произведения, которые изначально были предназначены для детского чтения, а также те, которые со временем оказались пригодными для него. Как и вся художественная литература, произведения для детей подвергаются эстетической критике. Однако детская литература часто выслушивает и педагогические рекомендации, в которых говорится о необходимости писать книги, внушающие читателям бодрость и жизнерадостность, повышающие высокое чувство жизни. Кроме того, автор детских книг обязан воздерживаться от описания бесчеловечных и жестоких сцен, пускай даже реально происходящих в жизни. С другой стороны, тон его повествования должен быть правдивым и искренним.
Одним из требований к детской книги является также использование различного шрифта и определенного количества иллюстраций.
Так, для самых маленьких и для детей младшего школьного возраста текст должен быть крупным, а иллюстрации яркими, красочными. Причем, хорошо, если их количество достаточно большое. А для детей среднего старшего школьного возраста текст можно сделать мельче, а иллюстраций меньше. Усложнить в таких произведениях можно и содержание.
Однако самым главным условием популярности литературного произведения является такое содержание, которое затрагивает разум и сердце читателя, волнует его до слез, заставляет переживать и волноваться. Не стоит детским писателям опускаться до примитивного уровня трактовки таких сложных жизненных вопросов, как любовь, дружба, чувство долга и ответственности, мотивируя это тем, что дети не поймут. Нужно говорить с детьми на страницах художественного произведения просто, откровенно, а главное – искренне. Тогда дети смогут все осознать и осмыслить, а также многому научиться.
Писать для детей, наверное, не все имеют моральное право. Детский писатель просто обязан любить детей и быть очень талантливым и оптимистически настроенным на жизнь. Сегодня так нужны писатели, служащие высоким идеям, всем сердцем преданные творчеству. Ведь они имеет дело с хрупкой и ранимой детской душой.
kinderbooks.ru
Билет № 1. Современная система дошкольного образования в России, ее структурные компоненты
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий (см.Закон РФ «Об образовании». Раздел 2. Статья 8).
Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Эта идея была записана еще в 1918 году в «Положении о единой трудовой школе». С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка (1989) включает следующие аспекты:
— возможность посещения образовательного учреждения;
— создание условий для образовательной деятельности;
— содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, и дружбы между народами.
— отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка (см. Доронова Т.Н. Право на образование// дошкольное воспитание — 2001. № 10, с. 2-6)
Система Дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития. В Законе РФ «Об образовании» (статья 18) поддерживается роль родителей, которые являются первыми педагогами. В их обязанность входит развитие основ физического, Нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте. В помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений, Сегодня в обществе нет единого взгляда на дошкольное образование. Существует мнение, что детские сады не нужны, что образование детей дошкольного возраста можно отдать на откуп родителям и что именно они вправе самостоятельно решать, как и где подготовить ребенка к будущей ступени образования. Возможно, для некоторой, небольшой части населения России идея ваучеризации образования приемлема. Но аналитические данные свидетельствуют: в услугах дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) нуждается подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Поэтому главной стратегической задачей Управление дошкольного образования Министерство образования считает сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений.
Российские ДОУ в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (1995 г.), которое регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений. В нем определены задачи дошкольного образовательного учреждения: охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Для современных дошкольных учреждений характерна многофункциональность, разновидность, свобода в выборе приоритетного направления образовательного процесса, полипрограмность в реализации содержания. Все это понижает уровень вариативности, самостоятельной деятельности ДОУ, адаптивности к региональным условиям. В соответствии с Типовым положением система дошкольных образовательных учреждений включает следующие виды:
— Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др).
— Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
— Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий и процедур;
— Детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;
— Центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекция и оздоровление всех детей.
Таким образом, дошкольное образовательное учреждение как тип системы образования включает разнообразные виды, которые имеют свои отличительные особенности (как правило связанные с моделью образовательного процесса основой которого выступает образовательная программа).
В специальном разделе Типового положения разъясняется порядок создания, регистрации ДОУ, выдачи им лицензии (разрешения). В соответствии с законом РФ «Об образовании» (статья 13) и на основании Типового положения о ДОУ каждое дошкольное учреждение создает свой Устав. Устав — это документ, определяющий работу учреждения, цели и задачи, основные направления работы, вариативность используемых образовательных программ. В Уставе определяются права и обязанности участников образовательного процесса, основные характеристики организации образовательного процесса, дополнительные платные образовательные услуги.
В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети от 2-х месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения, то есть в Типовом положении предлагается порядок комплектования ДОУ, количественный состав групп, их наполняемость в зависимости от возраста.
В разделе «Участники образовательного процесса» указывается, что таковыми являются воспитанники, родители (или лица, их заменяющие), педагогические работники. Родительский договор регулирует отношения между ДОУ и родителями. Педагогическая ценность данного раздела Типового положения заключается в том, что здесь четко определены стилевые отношения между ребенком и педагогом.
Эти отношения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, подтвержденную документами об образовании. На основании статьи 53 Закона РФ «Об образовании» к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниями, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления.
Все работники ДОУ проходят аттестацию. Молодые специалисты (выпускники учебных заведений) проходят аттестацию через три года работы. В разделе «Управление дошкольным образовательным учреждением» Типового положения записано, что общее руководство осуществляет Совет педагогов, а порядок его избрания, компетенции определяется Уставом ДОУ. Непосредственное руководство деятельностью ДОУ осуществляет заведующий. Таким образом, система дошкольного образования базируется на принципах государственной политики в области образования, имеет нормативно-правовую основу. Данная система реализует потребность общества в воспитании И развитии детей с раннего возраста. Дошкольное образовательное учреждение, выполняя разнообразные функции своей деятельности, несут ответственность за качество своей работы, за соответствие результатов деятельности государственному образовательному стандарту.
Стандарт (в переводе с английского — образец, основа, мерило) включает федеральный и национально-региональный компоненты (статья 7 Закона РФ «Об образовании». Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Разработка образовательного стандарта для ДОУ началась в начале 90-х годов (Р.Б.Стеркина). Сегодня временный государственный образовательный стандарт дошкольного образования спроектирован как система государственных требований к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей. В Проекте гос. стандарта содержание дошкольного образования дифференцируется по следующим направлениям: физическое, познавательно- речевое, специально-личностное, художественно-эстетическое. Данное содержание реализуется в той или иной образовательной программе. Среди требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, выделяются две группы — содержательные и личностные. Требования первой группы (содержательные) соотносятся с определенными предметными областями и ориентируют специалиста на отбор определенного содержания дошкольного образования (например, в области естественных наук, экологии, здоровья -взрослые создают возможности для ознакомления детей с физическими свойствами предметов и явлений многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на Земле). Требования второй группы (личностные) задают ориентиры характера взаимодействия педагогов с ребенком и направлены на развитие его социально-личностных качеств (любознательности, инициативности, самостоятельности, интереса и т.п.).
Данные требования позволяют установить психолого-педагогическую последовательность в реализации содержания, форм, методов.
Федеральный компонент стандарта выступает как инвариантная часть, не подлежащая изменению на местах, обеспечивает сохранение лучших традиций, дальнейшее развитие системы дошкольного образования. Федеральный компонент гос. стандарта создает единство образовательного пространства на территории Российской федерации, регулирует качество данного образования, является основой аттестации ДОУ, объективной оценки уровня образования.
Национальный региональный компонент государственного образовательного стандарта отражает социально-экономические; национально-этнические, природно-климатические, культурно-исторические особенности области (региона). Данный компонент дополняет обязательный минимум содержания образовательной программы, реализует в ДОУ. Дополнение должно быть органичным и естественным образом вписываться в основную образовательную программу учреждения. Примером реализации национально-регионального компонента может быть региональная образовательная программа для дошкольников «Наш дом — Южный Урал», построенная на идеях народной педагогики, которые являются гуманистическими по содержанию и универсальными по использованию.(См.Бабунова Е.С. Областная образовательная программа для дошкольников «Наш дом — Южный Урал» и проблемы установления регионального компонента стандарта дошкольного образования в Уральском Федеральном округе.
megaobuchalka.ru
Выбор детской литературы для любого возраста — Book-Science
Поколению, выросшему на произведениях братьев Гримм и целом ряде народных сказок, вроде «Гуси-лебеди», «Елена Премудрая», «Лиса и журавль», «Колобок», сложно ориентироваться в современных книгах, предназначенных для дошкольного и раннего школьного возраста. Судя по современным мультикам, таким фантастичным, красочным, но бездушным, каждому родителю хочется оградить свое чадо от бесполезных книг, нацеленных на коммерческий успех. В детском отделе книжные полки для детей забиты литературой о вампирах и прочих фантастических созданиях. Старые добрые произведения, как «Три медведя», «Курочка Ряба», пожалуй, можно встретить разве что в интернет-магазинах, вроде «Троллик» или ином другом. Более того, проверенные временем сказки изучаются в школьном курсе литературы. Если родители сумели заинтересовать книгой из школьной программы, то, скорее всего, литература станет в дальнейшем одним из любимых предметов.
Как определить, хорошая книга или нет? Опирайтесь, в первую очередь, на свою интуицию, эффект первого впечатления. Во-вторых, обычно на форзаце книг обычно дают краткую характеристику героям или описано начало сюжета.
Требования к книгам с рождения до двух лет
- Книги должны быть большие, яркие, различных форм, можно моющиеся, с картинками и знакомыми объектами (овощи, фрукты, животные, игрушки и т.п.).
- Детям этого возраста интересны книги с разнообразной текстурой, запахами, музыкой.
- Истории передаются короткими, простыми предложениями; картинки не должны противоречить рассказу.
- Родители должны читать книги вслух с удовольствием, лучше начинать со стихов-потешек.
Требования к книгам для дошкольников (от 3 до 7 лет)
- Наличие увлекательных и понятных иллюстраций.
- Быстрое развитие сюжета, книгу можно прочитать за один присест.
- Легкие для произношения и запоминания стихи.
- Книги должны затрагивать повседневную жизнь. После правильной книги ребенок начинает задавать вопросы, как устроен мир, как та или иная вещь устроена.
- Полезны стихи о цифрах, буквах, цветах, формах, мерах исчисления.
- Главные герои — дети возраста ребенка или чуть старше. Приветствуется наличие игривых, положительных животных (реальных и вымышленных).
Требования к книгам для младших школьников (от 7 до 12 лет)
- Четкий текст, который легко читать.
- Яркие, понятные иллюстрации с подписями, объясняющими связь картинки с сюжетом и значение непонятных или сложных слов.
- Книги носят прикладной характер, то есть описывают, как что-либо смастерить, приготовить, вылепить.
- Если ребенку нравится книга определенного автора, то стоит предложить ему другие произведения этого автора.
- Любимые книги, которые раньше читали родители, можно дать ребенку перечитать самостоятельно.
- Книги с любимыми героями.
- Книги, которые вызывают дискуссию, после прочтения которых есть что обсудить.
- Книги, которые можно читать по главам.
Требования к книгам для подростков (13 и более лет)
- Книги должны быть интересны школьнику, для этого стоит привести своего ребенка в библиотеку и посмотреть, что ему нравится, что он выбирает для чтения, помимо школьной программы.
- Произведения способны помочь ребенку противостоять ежедневным трудностям, герои показывают, как решать проблемы морального и иного плана.
- Книги показывают новый опыт и возможности.
- Книги о различных фактах: о явлениях природы, животных, спортивных рекордах и т.п.
- Классическая литература, биографии, мифология, сказки народов мира.
book-science.ru
Понятие детской литературы
Новые рефераты:
- Внешнеторговые расчёты.
- Формы безналичных расчётов.
- Платежный оборот и безналичные расчёты.
- Организация денежного обращения.
- Возникновение денежного обращения.
- Субъективная социология Лаврова.
- Социальные проблемы рынка труда. Дискриминация на рынке труда.
- Эволюционизм и первобытная культура.
- Источники предпринимательского права.
- Фотореклама в России в начале 20 века.
- Понятие и виды хозяйственных товариществ.
Главная » Детская литература » 1. Понятие детской литературы
Понятие детской литературы
Детская литература – это специфическая сфера общей литературы. Принципы. Специфика детской литературы.
Детская литература — часть общей литературы, наделённая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому выделяющаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии. Функциональные виды детской литературы включают учебно-познавательные, этические, развлекательные произведения.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. А.М. Горький называл детскую литературу «суверенной» областью всей нашей литературы. И хотя принципы, задачи, художественный метод литературы для взрослых и детской литературы едины, последней свойственны только ей присущие черты, которые условно можно назвать спецификой детской литературы.
Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей. Основная отличительная черта ее — органическое слияние искусства с требованиями педагогики. Под педагогическими требованиями подразумеваются, в частности, учет интересов, познавательных возможностей и возрастных особенностей детей.
Об особенностях детской литературы как искусстве слова в свое время говорили основоположники теории детской литературы – выдающиеся писатели, критики и педагоги. Они понимали, что детская литература – есть подлинное искусство, а не средство дидактики. По словам В. Г. Белинского, литература для детей должна отличаться «художественной истинностью создания», то есть быть явлением искусства, а авторы детских книг должны быть широко образованными людьми, стоящими на уровне передовой науки своего времени и иметь «взгляд на предметы просвещенный».
Назначение детской литературы — быть художественным и познавательным чтением для ребенка. Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполнять в обществе:
Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функция. Она связана с особого рода эмоциями, возникающими при чтении литературных произведений. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает героям, чувствует стихотворный ритм, радуется звуковой и словесной игре. Хорошо понимают дети юмор и шутку. Не сознавая условности созданного автором художественного мира, дети горячо верят в происходящее, но такая вера и есть подлинное торжество литературного вымысла. Мы вступаем в мир игры, где одновременно сознаем ее условность и верим в ее действительность.
Познавательная (гносеологическая) функция литературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Даже в тех случаях, когда писатель уводит ребенка в мир невозможного, он говорит о закономерностях человеческой жизни, о людях и их характерах. Это осуществляется через художественные образы, которые обладают высокой степенью обобщения. Они позволяют читателю увидеть в единичном факте, событии или характере закономерное, типичное, всеобщее.
Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе, поскольку литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями. Речь идет как об универсальных и всеобщих ценностях, так и о локальных, связанных с конкретным временем и конкретной культурой.
Детская литература со времени своего зарождения выполняла дидактическую функцию. Назначение литературы — приобщить читателя к универсальным ценностям человеческого бытия.
Функции детской литературы определяют ее важную роль в обществе — развивать и воспитывать детей средствами художественного слова. Это значит, что литература для детей в значительной степени зависит от существующих в обществе идеологических, религиозных, педагогических установок.
Говоря о возрастной специфике детской литературы можно выделить несколько групп на основании возраста читателя. Классификация литературы для детей повторяет общепринятые возрастные этапы развития личности человека:
1) ясельный, младший дошкольный возраст, когда дети, слушая и рассматривая книги, осваивают различные произведения литературы;
2) преддошкольный возраст, когда дети начинают овладевать грамотой, техникой чтения, но, как правило, в большей части остаются слушателями произведений литературы, охотно разглядывают, комментируют рисунки и текст;
3) младшие школьники — 6—8, 9—10 лет;
4) младшие подростки — 10—13 лет; 5) подростки (отрочество) — 13—16 лет;
6) юношество — 16—19 лет.
Книги, адресованные каждой из этих групп, имеют свои особенности.
Специфика литературы для самых маленьких определяется тем, что она имеет дело с человеком, почти ничего не знающем об окружающем мире и ещё не способном воспринимать сложную информацию. Для детей этого возраста предназначены книжки‑картинки, книжки-игрушки, книжки-раскладушки, книжки-панорамы, раскраски… Литературный материал для малыша – стихи и сказки, загадки, шутки, песни, скороговорки.
Серия «Читаем с мамой», например, рассчитана на детей от 1 года и включает в себя картонные книжки с яркими иллюстрациями, изображающими незнакомых ребёнку животных. Такая картинка сопровождается либо просто названием животного, которое ребёнок постепенно запоминает, либо коротким стихотворением, дающим представление о том, кто изображён на картинке.В небольшой объём — часто всего одно четверостишие — нужно уместить максимум знаний, при этом слова должны быть предельно конкретными, простыми, предложения — короткими и правильными, ведь слушая эти стихи, ребёнок учится говорить. В то же время стихотворение должно давать маленькому читателю яркий образ, указывать на характерные черты описываемого предмета или явления.
Поэтому написание подобных, на первый взгляд, предельно простых стихов, требует от автора едва ли не виртуозного владения словом, чтобы стихи для самых маленьких могли решить все эти непростые задачи. Не случайно лучшие детские стихи, услышанные человеком в самом раннем возрасте, часто остаются в памяти на всю жизнь и становятся первым опытом общения с искусством слова уже для его детей. В качестве примера здесь можно назвать стихи С. Я. Маршака «Детки в клетке», стихотворения А.Барто и К.Чуковского.
Ещё одна характерная черта литературы для самых маленьких — преобладание стихотворных произведений. Это не случайно: детское сознание уже знакомо с ритмом и рифмой — вспомним колыбельные и потешки, — а потому легче воспринимает информацию именно в таком виде. Вместе с тем, ритмически организованный текст даёт маленькому читателю целостный, законченный образ и апеллирует к его синкретическому восприятию мира, характерному для ранних форм мышления.
После трёх лет круг чтения несколько меняется: постепенно на второй план отходят самые простые книжки с короткими стихотворениями, их сменяют более сложные стихи на основе игровых сюжетов, например «Карусель» или «Цирк» С. Маршака. Круг тем естественно расширяется вместе с кругозором маленького читателя: ребёнок продолжает знакомиться с новыми явлениями окружающего мира. Особый интерес у подрастающих читателей с их богатым воображением вызывает всё необычное, поэтому любимым жанром дошкольников становятся стихотворные сказки: дети «от двух до пяти» легко переносятся в вымышленный мир и вживаются в предлагаемую игровую ситуацию.
Лучшим образцом таких книг до сих пор остаются сказки К.Чуковского: в игровой форме, на языке, доступном и понятном малышам, они рассказывают о сложных категориях, о том, как устроен мир, в котором предстоит жить маленькому человеку.
В это же время дошкольники, как правило, знакомятся и с народными сказками, сначала это сказки о животных («Теремок», «Колобок», «Репка» и т.д.), а позже волшебные сказки со сложными поворотами сюжета, с превращениями и путешествиями и неизменным счастливым концом, победой добра над злом.
Постепенно книга в жизни ребенка начинает играть все большую роль. Он учится читать самостоятельно, требует рассказов, стихов, сказок о своем сверстнике, о природе, животных, о технике, о жизни разных стран и народов. Т.е. специфика литературы для младших школьников определяется ростом сознания и расширением круга интересов читателей. Произведения для детей семи-десяти лет насыщены новой информацией более сложного порядка, в связи с этим увеличивается их объём, усложняются сюжеты, появляются новые темы. На смену стихотворным сказкам приходят сказочные повести, рассказы о природе, о школьной жизни.
Специфика детской литературы должна выражаться не столько в выборе специальных «детских» тем, да еще поданных изолированно от реальной жизни, сколько в особенностях композиции и языка произведений.
Сюжет детских книг обычно имеет четкий стержень, не дает резких отступлений. Для него характерны, как правило, быстрая смена событий и занимательность.
Раскрытие характеров персонажей должно осуществляться предметно и зримо, через их дела и поступки, так как ребенка больше всего привлекают действия героев.
Требования к языку книг для детей связаны с задачей обогащения словаря юного читателя. Литературный язык, точный, образный, эмоциональный, согретый лиризмом, наиболее соответствует особенностям детского восприятия.
Итак, о специфике детской литературы можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием и сопровождает читателя в период его интенсивного духовного роста. Среди главных черт детской литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов.
Лекция, реферат. Понятие детской литературы — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.Оглавление книги открыть закрыть
1. Понятие детской литературы
2. Понятие устного народного творчества
3. Пословицы и поговорки
4. Фольклорная сказка
5. Фольклор разных народов мира
6. Истоки детской литературы
7. Русская детская литература первой половины XIX века
8. Понятие о литературной сказке
9. ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
9.1 Басни И.А. Крылова в чтении детей. Особенности жанра.
10. ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКЙ
11. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
11.1 Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка
12. Сказки Петра Павловича Ершова
13. Сказки Антония Погорельского
14. Сказки Владимира Федоровича Одоевского
15. Сказки В.И. Даля
16. Сказки К.Д. Ушинского
17. Сказки Н.А. Некрасова
18. Сказки Льва Толстого
19. Русская природа в творчестве Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, А.Н. Плещеева, А.А. Фета, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова.
20. Произведения о детях и для детей в творчестве писателей конца XIX начала XX века
20.1 Основные тенденции в детской литературе рубежа XIX — XX вв.
21. Гуманистические идеи произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, В.М. Гаршина
22. Сказки Гаршина, Мамина-Сибиряка для детей
23. Развитие тем природы, крестьянского быта, детства в стихах А.А. Блока, С.А. Есенина, К.Д. Бальмонта
24. Русская литература XX века 20-30-е гг.
25. Сказки Максима Горького
26. Поэзия 20-30-х годов в детском чтении
27. Поэты группы
28. Сказки Корнея Чуковского
29. Детские стихи Маршака
30. Детская литература Маяковского
31. Детские стихи Саши Чёрного
32. Стихи и детская литература С.В. Михалкова
33. Детские стихи Агнии Барто
34. Развитие жанра литературной сказки Ю.К. Олеша, А.Н. Толстой, В.П. Катаев, П.П. Бажов
35. Борис Степанович Житков — биография и творчество
36. Творчество М.М. Пришвина
37. Творчество Чарушина
38. Природоведческая литература 60–80-х годов
39. Развитие темы детства в детской литературе 40-50-х годов
40. Творчество В.А. Осеева
41. Творчество Л.Ф. Воронковой
42. Поэзия 60–80 гг. в детском чтении
43. Творчество Б.В. Заходера
44. Творчество Г.В. Сапгира
45. Творчество В.Д. Берестова
46. Творчество И.П. Токмаковой
47. Творчество Я.Л. Акима
48. Творчество Р.С. Сефа
49. Творчество Н.Н. Носова
50. Творчество В.Ю. Драгунского
51. Зарубежная детская литература
52. Творчество Шарля Перро
53. Творчество Братьев Гримм
54. Творчество Ганса Христиана Андерсена
55. Творчество Р. Киплинга
56. Творчество Юлиана Тувима
57. Значение иллюстрации в детской книге. Развитие на разных этапах. Художники иллюстраторы.
referatwork.ru