cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Техника речи культура речи – Ошибка: 404 Категория не найдена

Содержание

1. Техника речи. Хочу говорить красиво! Техники речи. Техники общения

1. Техника речи

Техника речи включает в себя четыре основных раздела: дыхание, голос, дикцию и орфоэпию.

Рассмотрим роль каждого раздела.

Дыхание Красивый голос – это прежде всего правильно поставленное дыхание.

Наше дыхание это чисто рефлекторная функция человеческого организма. Но, когда мы разговариваем, поем или произносим речь, мы можем управлять нашим дыханием. Зачем? – спросите вы. Чтобы облегчить работу нашим голосовым связкам. Потому что когда мы дышим правильно, диафрагмой, наш голос рождается из глубин груди и звучит красиво. А Основное большинство людей использует поверхностное дыхание, тем самым усиливает нагрузку на голосовые связки. Именно поэтому голос становится такой незвучный и при длительной речи быстро устает, становится хриплым, а то и вовсе садится.

Попробуйте провести эксперимент. Возьмите любой текст. Лучше чтоб это было какое-то длинное произведение. Начните читать текст вслух осмысленно и с выражением. На сколько хватит ваших сил? Вернее сил вашего голоса. В лучшем случае на одну две страницы. Те, кто выступал публично, знают, как тяжело долго держать речь. Поэтому вы должны научиться контролировать свое дыхание, управлять им во время речи. Такое дыхание называется речевым дыханием, и оно требует специальной тренировки.

Научившись правильно дышать, вы сможете не только изменить свой голос и речь, но и значительно улучшить свое физическое состояние. Например, здоровый цвет лица, румянец, хорошая кожа это результат правильного дыхания, так как дыхание снабжает все наши клеточки кислородом и улучшает кровообмен. Правильное дыхание важно для каждого, и особенно для тех, у кого работа связана с большой нагрузкой на речевой аппарат.

Голос Основа звучности голоса – правильно поставленное дыхание. Неправильное дыхание делает голос менее звучным. Поставить голос – это значит: первое – научиться правильно дышать диафрагмой; второе – научиться пользоваться резона?торами (усилителями звука).

Наверно и вы не раз ощущали, что ваш голос вас «подводил» во время длительных переговоров, дебатов, выступлений или в процессе обычного разговора. Голос «садится», появляются сип, хрипота, начинает першить в горле, и к концу выступления вы устаете и переходите на пониженные интонации. Исправить такое положение может совершенствование речевой техники. Работа над голосом, постановка голоса. Правда, встречаются голоса, поставленные самой природой, но такие случаи крайне ре?дки. Каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, подвижным, гибким, звучным и иметь широкий диапазон. Для этого его надо развить и укрепить.

Дикция Ясная, четкая дикция – первое и обязательное условие хорошей речи. Иначе речь становится невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы». Такое происходит вследствие неподвижной верхней и вялой нижней губы. Особенно это мешает четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных.

Основные недостатки в произношении формируются еще в детстве. К недостаткам относятся: картавость, сюсюканье, шепелявость, вялость или неясность речи. Причина проста – неправильное пользование речевым аппаратом. Также речь бывает неразборчива, потому что говорящий произносит слова слишком быстро, скороговоркой. Говорить надо плавно, приучиться хорошо открывать рот. Когда вы хорошо открываете рот, звук становится более четкий. Работая над своей дикцией, вы сможете сделать привычной четкую артикуляцию всех звуков речи. Ваша речь станет понятной и выразительной.

И последняя техника – Орфоэпия. Это раздел, где изучаются правила и законы правильного произношения. Не путайте с орфографией – наукой о правильном написании. Слово орфоэпия происходит от греческих слов orthos – прямой, правильный и epos – речь, и означает «правильная речь». Понятно к чему привел бы разнобой и неграмотность в написании. Соблюдение общих правил и законов в произношении так же необходимо, как и в письме. Отклонения от общепринятых норм мешают языковому общению, отвлекают слушающего от смысла произносимого и мешают пониманию его. Поэтому знание правил и законов произношения так же важно, как и знание грамматики.

Работая над техниками речи важно помнить.

Каждый раз, перед тем как приступить к выполнению речевых упражнений, сделайте несколько физических упражнений. Это обязательное условие. Если вы бывали за кулисами в театре, то наверняка видели, что многие артисты и певцы расхаживают по коридорам перед выходом на сцену. Они не просто вспоминают слова своей роли; таким образом, они способствуют лучшему кровообращению. Иногда они даже делают небольшие физические упражнения, что-то вроде зарядки. Это способствует прогреванию мышц, расслаблению предплечий, плеч и шеи – всех тех мышц, которые опосредованно связаны с голосом.

Зарядку можете делать самую обыкновенную. Например:

1. наклоны головы в стороны: вправо, влево, вперед, назад; круговое вращение головой;

2. шейно-плечевой отдел: махи рук в стороны; поочередная смена рук: одна рука идет вверх, другая вниз

3. повороты корпуса тела вправо и влево; наклоны корпуса тела в стороны. Круговые движения бедрами поочередно то в одну, то в другую сторону.

Физические упражнения способствуют не только разогреву мышцы, но и снятию любого физического и эмоционального зажима.

После того как вы сделаете зарядку, обязательно, выполните несколько упражнений для релаксации. Релаксация нужна, чтобы сделать ваше дыхание ровным. Лягте на пол, расслабьте тело. Представьте, что вы лежите на берегу моря, на теплом мягком песке. Волны нежно омывают ваши ноги, а солнце греет ваше тело. Дует легкий морской бриз, чистый воздух. Вы дышите медленно, легко и свободно. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Только разогрев мышцы тела, и сняв напряжение, можно приступайте к практике речевых занятий.

И последнее, речевой аппарат очень хрупок и нежен. Этот деликатный инструмент нужно беречь, а делать это можно различными способами.

Избегайте чрезмерной усталости и напряжения, держа мышцы шеи расслабленными. Спокойный голос исходит только из спокойного тела. Напряженное тело приводит в напряжение голосовые связки, повышает тон голоса, нарушает резонанс и снижает слышимость.

Продолжительное использование голоса требует длительного отдыха – молчания.

Если вы чувствуете, что голос вам отказывает, проделайте несколько упражнений по релаксации всего тела. Глубоко вздохните, сделайте короткую прогулку, уединитесь хотя бы ненадолго, помолчите.

Теплый чай с лимоном оказывает смягчающее действие на горло. Многие дикторы постоянно прихлебывают воду комнатной температуры с несколькими дольками лимона, чтобы их горло чувствовало себя комфортно.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Культура и техника речи — выработка и упражнения

Умение говорить – крайне важно в современном обществе, кем бы вы не работали или чем бы не занимались. Так или иначе, являясь социальным существом, каждому из нас приходится общаться с другими людьми. И правильно поставленная техника речи поможет не только в светских беседах, но и при выступлениях на конференциях или презентациях. Но что же нужно знать, если человек говорит: «хочу говорить красиво», какие техники речи существуют и что вам стоит изучать в первую очередь?

Составляющие красивой речи

Правильная культура и техника речи начали зарождаться ещё в античности, когда первые философы набирали себе учеников, и им было необходимо объяснять им какие-либо сложные вещи так, чтобы те поняли. До наших дней всё это дошло практически без изменений, появились лишь новые роды и виды красноречивости, но если вы освоили базу, то разобраться в этом не составит труда.

Ведь практически всегда техника речи включает в себя одни и те же постулаты, с которыми вам необходимо разобраться. Так, чтобы красиво говорить, необходимо:

  1. Иметь харизму. Не стоит воспринимать это определение, как нечто эфемерное, харизма – это литературный термин, который обозначает качества человека, завлекающего других людей к диалогу с ним и дальнейшему сотрудничеству. С ней никто не рождается, однако развить её достаточно просто, ведь строится харизма на одной важной вещи для красноречивых людей – уверенности в себе. Если вы сможете развить здравую самооценку, то освоить разные виды харизмы не составит труда, и смотреться они будут вполне естественно.
  2. Уметь адаптироваться. Если задуматься, то техника речи учителя и техника речи оратора на тренинге отличается лишь направлением, ведь они могут орудовать одними и теми же идеями, но оценивая аудиторию, преподносить их в разном виде. Если вы хотите быть красноречивым, то необходимо научиться понимать, что за люди перед вами находятся, какую информацию они ожидают услышать, а затем сделать вывод, как её лучше преподнести. Ведь академический говор не в каждой светской беседе воспримут на должном уровне.
  3. Много читать. Чем больше слов вы знаете, тем массивней ваш инструментарий для общения с людьми. Но в повседневном общении лишь некоторые используют его в полную силу, у остальных он постепенно сокращается за ненадобностью. Наш мозг – это умный компьютер, который стирает всю ненужную информацию, чтобы до нужной вы могли добраться значительно быстрее. Поэтому, чтобы постоянно расширять свой лексикон, необходимо постоянно читать книги и научные статьи, и желательно, разбавлять это художественной литературой.
  4. Много практиковаться. Техника произнесения речи вырабатывается не за один вечер, и если вы рассчитываете, что, подготовив план выступления, без практики, сможете хорошо преподнести свои идеи аудитории, то потерпите крах. Постоянная практика является основой любого ремесла, и ораторство – не исключение. Общайтесь как можно больше с коллегами, друзьями и близкими. Постепенно учитесь переводить разговор в нужное вам русло и манипулировать им, как пластичной материей. Старайтесь выбирать собеседников из разных слоев общества, чтобы быстро адаптироваться. И не упускайте возможности попрактиковаться в выступлениях перед большим количеством людей.
  5. Готовиться. Никакой навык не поможет, если вас застали врасплох. Поэтому не надейтесь, что как-то выкрутитесь из ситуации, не зная ничего о теме, на которую вам придется вести лекцию. Подготавливайтесь заранее к крупным и важным выступлениям, выстраивайте план, композицию, и придерживайтесь его. Ведь вас будут не только слушать, но и задавать вопросы, в пучине которых можно легко потерять нить разговора. Если в речи присутствуют сложные термины или ключевые даты, которые тяжело запомнить, выписывайте их отдельно.

Техника правильной речи

Вот вы решили начать с изучения техники речи, в этом случае стоит понимать, что она состоит из нескольких элементов, над каждым из которых вам придется потрудиться и сделать его совершенным. Но даже освоив всё из того, о чем мы скажем ниже, стоит дополнительно изучить технику запоминания речи и не забывать о постулатах, приведенных выше. Ведь даже признанные ораторы стремятся постоянно совершенствоваться и становиться лучше. Для улучшения своей техники изречения, необходимо будет проработать такие моменты, как:

Дыхание

Любой певец скажет вам, что воздух и дыхание – основа вашей речи, и чтобы научиться петь или просто говорить правильно, необходимо сначала научиться дышать. Это сразу избавит вас от многих проблем, будь то заикание или «нехватка воздуха» во время выступлений.

2-3 раза в день проделывайте упражнения, во время которых необходимо спокойно, можно даже под метроном, вдохнуть и выдохнуть 10 раз. При этом концентрируйтесь на грудном дыхании. Эта проблема наблюдается чаще всего у мужского пола, который дышит, в основном, напрягая мышцы пресса, а не саму диафрагму. Но если сконцентрироваться, у вас всё получится.

Дикция

Без молотка невозможно забить гвоздь, а без дикции – освоить красноречие. Дикция – это умение правильно выговаривать все звуки, и если у вас с этим имеются проблемы, вплоть до серьезных, будь то шепелявость или картавость, обратитесь к специалисту, который поможет их исправить.

В принципе, дикцией лучше заниматься именно с профессионалами, так как вам необходим контроль со стороны, чтобы следить за правильностью произношения. Но даже если мелкие проблемы останутся, не стоит сильно переживать, к небольшой картавости люди привыкают очень быстро, и она становится частью образа, а также харизмы, примером тому послужит известный актер – Иван Охлобыстин, сыгравший доктора Быкова в «Интернах».

Голос

Голос, а точнее его высота, также является важной составляющей вашего образа. Ученые доказали, что чем ближе к «шепоту» говорит человек, и чем ниже становится его голос, тем большее доверие он вызывает у собеседника.

При публичных выступлениях стоит, наоборот, говорить как можно громче, но не переходя на крик, это привлекает внимание и завоевывает уважение людей. Даже девушкам стоит говорить как можно ниже, ведь, согласно исследованиям социологов, высокий голос привлекателен лишь при личном общении, а при длительном выступлении он начинает раздражать, тем более, что человек говорит достаточно громко.

Причина кроется в том, что высокие и громкие голоса мы автоматически воспринимаем, как тревожный сигнал о приближении хищников, так повелось ещё с древних времён, и это является безусловным рефлексом.

Психотехника

Психология позволяет нам понять, как мыслят другие люди, и мы сами, а психотехника дает возможность вам применить эти знания для улучшения своего красноречия. Выше уже упоминалось, что для построения хорошей техники речи необходимо научиться адаптироваться под различные ситуации и аудитории, за это отвечает психотехника.

Здесь, в отличие от предыдущих пунктов, главенствует теория, хотя практика также не менее важна. Изучите научные труды по психологии, научитесь распознавать психотипы людей и подходы к каждому из них. Например, посмотрите, чем отличается техника речи педагога от академика.

Орфоэпия

Если дикция отвечает за произнесение отдельных букв и звуков, то орфоэпия отвечает за их правильное сочетание. Главная её задача – научить вас ставить ударения и сочетать роды и обращения, чтобы не говорить на кофе «оно». Ведь любой диктор и профессиональный оратор обязан владеть своим языком в совершенстве – это его основной инструмент заработка и развития.

Здесь также важно много читать литературу, изучать словари и не бояться ошибок, ведь они позволяют вам узнать что-то новое. Если вы сомневаетесь, как правильно поставить или просклонять слово, – просто проверьте в интернет-словаре и запомните.

Невербальные средства общения

Невербальное общение – это жестикуляция и мимика, применяемые параллельно вашей речи. Кому-то это дается проще и практически с рождения, а кто-то специально вводит жестикуляцию в привычку. В любом случае, умение подкрепить жестом сказанное улучшает восприятие информации и привлекает больше внимания к вам, поэтому изучить данный аспект стоит.

Эффективные упражнения для развития речи и голоса

Наиболее эффективными упражнениями для развития техники речи являются дыхательные. Для этого достаточно натренироваться делать максимально быстрые и короткие вдохи и растягивать выдох на максимальный срок.

Важно уделить время и тренировке дикции, для чего будет достаточно по 10-15 минут в день читать перед зеркалом заковыристые скороговорки, каждый раз разные.

А для развития голоса достаточно поэкспериментировать с различными тембрами перед зеркалом и подобрать тот регистр, в котором вам будет удобнее и комфортнее всего говорить, и тренировать его по 20 минут в день. Это дело можно совместить с упражнениями на дикцию.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

blog.oratorskoeiskusstvo.com

ТЕХНИКА РЕЧИ. ДИКЦИЯ.. Техника речи

ТЕХНИКА РЕЧИ. ДИКЦИЯ.

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.

Техника речи — один из разделов культуры речи, она является базой речевой культуры . Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого.

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К.С.Станиславский).

Ясное и четкое произношение возможно при наличии нормального речевого аппарата и при правильной работе его. К речевому аппарату относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки.

В структуре речевого аппарата могут быть дефекты, являющиеся причиной сюсюканья, шепелявости, картавости, тогда требуется медицинское вмешательство. Но причиной нечеткого произношения бывает дурная привычка, от которой можно избавиться систематической тренировкой.

Студентам необходимо помнить о систематичности упражнений. Техника речи — практический предмет, только постоянная тренировка является непременным условием выработки четкой дикции. Даже если речь чистая, она все же нуждается в техническом совершенствовании.

Необходимо знать свои недостатки, понять и освоить положение частей речевого аппарата в момент произнесения того или иного звука. Заниматься техникой речи нужно для того, чтобы речь была легкой, свободной.

К.С.Станиславский придавал большое значение тренировке речевого аппарата . Часто встречаются люди с вялой речью, леностью языка и плохой работой нижней челюсти ( челюстной зажатостью ).

Для развития органов речи необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой , с ее помощью вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Большую роль играют мускулы, которые требуют систематической тренировки. Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи.

Упражнения по тренировке нижней челюсти, губных мышц, мышц языка изложены в учебниках и будут даны в процессе практической работы. Все упражнения артикуляционной гимнастики надо проделывать, соблюдая последовательность, до полного и правильного усвоения.

Когда вы овладеете своим речевым аппаратом и поймете функции отдельных его частей, тогда можно переходить к работе над исправлением отдельных гласных и согласных звуков.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

4.2. Разделы работы по технике речи

4.2.1. Подготовительная работа

Гигиенический самомассаж снимает мышечные зажимы, предупреждает их, разогревает мышцы речевого аппарата, способствует вольному, свободному течению звука.

Общие правила самомассажа:

– кожа массируемых частей тела должна быть чистой;

– все движения массирующей руки делаются по рекомендуемым направлениям;

– массирующие мышцы должны быть расслаблены.

Методические рекомендации:

– массаж только на снятие мышечных зажимов требует лёгких, едва касающихся прикосновений к поверхности кожи;

– согревающий массаж, напротив, требует более активных движений рук с плотным прикосновением к поверхности кожи; при этом необходимо мысленно представлять, как мышцы не только расслабляются, но ещё и разогреваются – это значительно усиливает эффект массажа;

– эмоциональное настроение обязательно должно быть положительным, доброжелательным.

Упражнения.

1. Легкое поглаживание подушечками пальцев фронтальных пазух от переносицы к вискам.

2. Легкое поглаживание гайморовых пазух от переносицы к вискам.

3. Легкое поглаживание от крыльев носа к мочкам ушей.

4. Легкое поглаживание от носовой перегородки к углам губ (как бы поглаживая усы).

5. Захватив ладонью подбородок, легко погладить ею нижнюю челюсть, переднюю часть шеи (горло) до ключичной впадины.

6. Тыльной стороной обеих ладоней погладить подвязочные мышцы от середины подбородка вверх к мочкам ушей.

7. Легко захватив ладонями затылок, погладить мышцы шеи от затылка через плечевые мышцы к подмышечным впадинам.

8. Легкими круговыми движениями ладоней по часовой стрелке погладить грудные мышцы, передние и задние межреберные мышцы.

Вибрационный массаж проводится лёгким постукиванием кончиками пальцев по массируемой области, как правило в сочетании со звуками, активизируя те нервные окончания – рецепторы, которые мобилизуют, разогревают, готовят речевой аппарат к звучанию, повышая эластичность мышц шеи, затылка, челюстей, дыхательные мышцы, зоны резонирования, способствуют более высокой проводимости звука в резонаторы. Вибрационный массаж делается после установки верного звучания.

Упражнения.

1. Исходное положение: ноги слегка расставлены, положение тела «на колок» (стать прямо, слегка расставив ноги, развернув плечи в стороны и назад; спина крепкая; руки, шея, плечи – свободны). Легко и быстро постукивая кончиками пальцев по области лобных пазух от переносицы к вискам, не захватывая височные впадины, одновременно на выдохе тянуть звук «МММ…»; следить, чтобы при сомкнутых губах зубы были разомкнуты, нёбная занавеска поднята, губы чувствовали лёгкое щекотание. Повторить 4–6 раз.

2. То же упражнение, но на выдохе тянуть «МММИ-МИ-МИ-МИ», дыхание крепкое, звуком как бы вытянуть вверх «морковку». Повторить 4–6 раз.

3. Исходное положение то же; легко и быстро постукивать кончиками пальцев по области гайморовых пазух от переносицы к височным долям, одновременно тянуть звук «ННН…» Повторить 4 – 6 раз.

4. То же упражнение, но на выдохе тянуть лениво:

Н – НИ, Н-НИ, Н – НИ; Н – НО, Н – НА, Н – НУ;

МННЯ – ННЯ – ННЯ – ННЯ;

ГММ-ГММ-ГММ; ГНН-ГНН-ГНН;

ГНИ – ГНЕ – ГНЯ – ГНЮ

При произнесении сонорных согласных полость носа остаётся открытой для активного выдоха, гласные произносятся внутриглоточно, без артикуляции губ. Повторить 4–6 раз.

5. Исходное положение то же; легко и быстро постукивать кончиками пальцев по области гайморовых пазух от крыльев носа к мочкам ушей, одновременно на выдохе тянуть те же звукосочетания, что и в предыдущем упражнении, придерживаясь тех же правил. Повторить 4–6 раз.

6. Исходное положение то же; легко и быстро простукивать кончиками пальцев пространство над верхней губой, одновременно тянуть вслух на выдохе звонкий щелевой согласный: ВВВ – ВВВВ – ВВВВВ; звукосочетания: В – ВО – В – ВО – В – ВО; В – ВА – В – ВА – В – ВА.

Гласные произносятся внутриглоточно, без артикуляции губ. При произнесении звука «В» воздушная струя невольно направляется вперёд, к верхним зубам. Повторить 4–6 раз.

7. Исходное положение то же; легко и быстро постукивать кончиками пальцев под нижней губой и по ней, одновременно тянуть вслух на выдохе согласный: З33…; 3 – 3 – 3; звукосочетания: 3 – ЗИ – З – ЗИ – З – ЗИ; 3 – ЗА – 3 – ЗА – 3 – ЗА; 3 – ЗО – 3 – ЗО – 3 – ЗО; 3 – ЗИ – 3 – ЗА – 3 – ЗО; звукосочетания: МВЗ – МВЗ – МВЗ….

При произнесении щелевого согласного «3» воздушная струя направляется вперёд, к нижним зубам; гласные произносятся внутриглоточно, без артикуляции губ. Повторить каждое упражнение 4–6 раз.

8. Исходное положение то же; легко и быстро постукивать кончиками пальцев обеих рук по верхней части грудной клетки, одновременно тянуть на выдохе щелевые звуки «ЖЖЖ…, 333…» и сонорные «МММ…, ННН…, ЛЛЛ…, РРР…». Повторить 4–6 раз.

9. Исходное положение то же; легко и быстро постукивать рёбрами ладоней обеих рук по нижней боковой части грудной области передних межрёберных мышц и задних межрёберных мышц, одновременно тянуть вслух на выдохе те же звуки, что и в предыдущем упражнении. Повторить 4–6 раз.

10. Исходное положение то же; легко и быстро постукивать кончиками пальцев одной руки по области нижних брюшных мышц с одновременным постукиванием кончиками пальцев другой руки по области поясницы. Во время постукивания тянуть те же звуки. Повторить 4–6 раз.

11. Исходное положение то же легко и быстро рёбрами ладоней простучать область лопаток. Одновременно тянуть на выдохе те же звукосочетания, что и в предыдущем упражнении. Хорошо, если область лопаток вам простучит кто-то другой. Если это упражнение проводится в классе, то можно встать друг за другом и простучать рёбрами ладоней быстрыми лёгкими движениями область лопаток друг другу, используя те же звуки.

12. Исходное положение то же, руки свободно висят вдоль тела: бег на месте, при этом расслабить всё тело и провибрировать его теми же звуками: «ЖЖЖ…, 333…, МММ…, ННН…, ЛЛЛ…,РРР..».

Выполнить это же упражнение, бегая трусцой по кругу.

Релаксация. Важнейшим условием эффективности тренировочной работы по голосу и дыханию является умение отыскивать, ощущать и ликвидировать мышечные зажимы, возникающие вблизи работающих органов речевого аппарата. Нужно научиться произвольно расслаблять свои мышцы, освобождаться от ненужных, сопутствующих напряжений, оставляя только те, которые необходимы для выполняемой работы. Это возможно только благодаря постоянному сознательному контролю за деятельностью мышц. Чтобы определить, насколько напряжена та или иная область, необходимо как можно сильнее произвольно напрячь, а затем сразу же максимально расслабить интересующую нас группу мышц (язык, шею, руку и т. д.), постараться ощутить разницу между их свободным и зажатым состояниями, проконтролировать плавность перехода мышц от напряжённого состояния к расслабленному.

Упражнения по релаксации через напряжение мышц.

1. Напрячь язык на счет раз, расслабить его (два) и показать кончик на счет три (повторить 5 раз).

2. Напрячь мышцы затылка на счет раз, расслабить их (два) и откинуть голову назад на счет три (повторить 5 раз).

3. Напрячь мышцы шеи на счет раз, расслабить их (два) и уронить голову на грудь на счет три (повторить 5 раз).

4. Напрячь губы на счет раз, расслабить их (два) и открыть их на счет три (повторить 5 раз).

5. Напрячь нижнюю челюсть на счет раз, расслабить ее (два) и открыть рот на счет три (повторить 5 раз).

6. Напрячь мышцы лица на счёт раз, расслабить их (два) и раскрыть рот на счёт три (повторить 5 раз).

7. Раскрыть и напрячь ноздри на счёт раз-два, расслабить ноздри на счёт три (повторить 5 раз).

Позы отдыха (расслабления), используемые между упражнениями.

1. «Сбросить» тело вниз, при наклоне плечи, руки, шея свободны.

2. Стоя: поникшая голова, плечи опущены (поза усталости).

3. Развалиться, раскинуться на стуле, откинув голову, рот открыт.

4. Сидя: свесить голову вниз, руки мягко лежат на коленях.

5. Лёжа на спине, расслабиться; проверить свободу шеи, плеч, рук, ног.

6. Стоя: голова мягко откидывается назад, рот полуоткрыт.

7. Сидя: опереться лбом о стол; повернуть мягко голову вправо, затем влево; во время поворотов тянуть звуки М и Н.

Аутотренинг ( аутогенная тренировка) помогает лучше почувствовать внутреннее состояние всего организма в целом и речевого аппарата в частности, сознательно улучшить его качества.

Упражнения.

1. Закрыть глаза, расслабить мышцы лица и мысленно проговорить, а затем повторить вслух:

Мне удобно и хорошо…

Я спокоен…

Лицо, язык и челюсть свободны…

Голос звучит хорошо..

2. Расслабить мышцы шеи и, легко поворачивая голову вправо-влево, мысленно проговорить, а затем повторить вслух:

Моё дыхание свободно;

мышцы шеи расслаблены;

голос звучит легко;

мне удобно говорить.

3. Расслабить мышцы рук, грудной клетки, надплечья, мысленно проговорить, а затем повторить вслух:

Мой голос звучит хорошо…

Глотка широко раскрыта….

Мне удобно и легко…

4. Расслабить мышцы живота, чуть-чуть наклонившись вперёд, мысленно проговорить, а затем произнести вслух:

Мне приятен мой голос…

Дыхание бесконечно…

Лицо, голова, шея – свободны…

Голос летит далеко…

5. Выполняется лёжа на спине: руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч, глаза закрыты, мысленно проговорить:

Я совершенно спокоен…

Дыхание свободное, мне дышится легко…

Мышцы шеи, затылка, лица – спокойны…

studfiles.net

Культура и техника речи журналиста

Понятие культуры и техники речи

Определение 1

Словосочетание «культура и техника речи» чаще всего используется в нескольких значениях. Одно из них отражает все человеческие знания и навыки, что дают возможность использовать язык как средство общения, владение нормами письменного и устного литературного языка. Под такими навыками и знаниями подразумеваются навыки и знания основ произношения, ударения, словоупотребления и пр.

Важность культуры и техники речи для журналиста

Язык для журналиста является повседневным рабочим инструментом, и насколько важна подготовка инструмента для каких-либо, скажем, полевых работ, настолько же важна подготовка языка сотрудника СМИ, который в бездействии испытывает на себе негативное влияние сленга, заимствованных слов и пр. Так совершенствование своего языка для журналиста должно происходить постоянно и без отрыва от основной деятельности.

В настоящее время продуманное и отрепетированное выступление сотрудника СМИ выгодно отличается от спонтанной речи. Журналисту, что стремится быть одним из лучших в своей сфере деятельности, необходимо научиться тому, как сделать свою речь красивой и понятной. Это придаст ему статус компетентного специалиста, статус человека, к мнению которого можно прислушиваться.

Замечание 1

Но стоит отметить, что желание довести свою речь до идеала для журналиста подразумевает под собой долгие тренировки как произношения слов, так и мышления, поскольку именно в процессе мышления формируются слова. Только при тренировке мышления речь журналиста из некоей простейшей формы превратится в последовательное и даже мелодичное изложение мыслей.

Игнорируя существующие языковые нормы языка, журналист часто не может в своем произведении достичь цели. Подобное игнорирование также может вести к неверной интерпретации смысла написанного и сказанного. Более того, неправильное словоупотребление в сознании аудитории может создать неверные стандарты употребления языка. В целом, эти нарушения вызывают опасение за сохранность русской языковой культуры.

Элементы, формирующие культуру и технику речи журналиста

Журналисту, желающему улучшить свои речевые навыки, следует обратить внимание на следующие важные моменты:

  • дыхательная техника. Глубокий вдох помогает применить «поддержку дыхания» в произношении звуков в медленном темпе, и говорящий сможет четко выговаривать каждый слог. Эта техника открывает возможность овладения всеми возможными оттенками русской речи;
  • ораторское мастерство. Это мастерство складывается из таких составляющих, как правильная артикуляция, плавность речи, а также четкое произношение и техника удержания аудитории. Все это в сумме заставляет аудиторию внимательно слушать выступающего. Ораторское мастерство тренируется при помощи скороговорок, выразительного чтения каких-либо произведений, разыгрывания пьес по ролям и пр.;
  • точность изложения. Культура и техника речи журналиста предполагает его возможность доносить свои мысли до аудитории максимально лаконично;
  • логика речи. При выступлении важна логика изложения мыслей, а также соблюдение причинно-следственных связей, что можно назвать еще и связностью речи. Это подразумевает обдумывание каждого слова в отдельности и мысли в общем, обдумывания смысла всего выступления и пр.

Негативные тенденции повседневной речевой коммуникации

В современности журналист должен уделять большое внимание культуре своей речи из-за заметных негативных тенденций в повседневной речевой коммуникации. Эти тенденции можно сгруппировать в следующие блоки:

  • иноязычная лексика (в основном английского происхождения), что оказывает влияние на русский язык;
  • частое применение сленга и жаргона;
  • частое использование в повседневности (и в интернете) ненормативной лексики.

spravochnick.ru

Читать онлайн книгу Техника речи

сообщить о нарушении

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

Назад к карточке книги
ТЕХНИКА РЕЧИ

Общие замечания по изучению курса

РАЗДЕЛ I. ОРФОЭПИЯ.

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ

ТЕХНИКА РЕЧИ. ДИКЦИЯ.

Краткое описание положения артикуляционного аппарата при произнесении гласных звуков.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ Е, Я, Е, Ю .

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

ДЫХАНИЕ И ГОЛОС

Вопросы для самопроверки

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ

ПРАВИЛА ВЫДЕЛЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УДАРЕНИЙ

Методические указания для осмысления выразительной, логически правильной речи

РАЗДЕЛ II. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

ТОЧКА

ЗАПЯТАЯ

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

ДВОЕТОЧИЕ

ТИРЕ

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

МНОГОТОЧИЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

МЕСТО ЖЕСТИКУЛЯЦИИ И МИМИКИ В РЕЧЕВОМ ПОВЕДЕНИИ УЧИТЕЛЯ

БАСНИ

ВВЕДЕНИЕ

Воспринимать язык как живой организм, постоянно изменяющийся и совершенствующийся, поможет учащимся старших классов логический анализ текста. Выработке этих умений способствуют специальные упражнения, предлагаемый в данной работе.

Логический анализ текста, целью которого является работа с литературными произведениями, частично входит и в дисциплину «Культура речи», и в дисциплину «Выразительное чтение». Успешное изучение позволит, думается, решить речевые задачи общения подростка с окружающими людьми, а также увеличит степень выразительности его речи.

Л.Н.Толстой говорил, что искусство писателя заключается в том, чтобы находить «единственно нужное размещение единственно нужных слов». Задача учителя, идя за замыслом автора, – проникнуть в тайну этого единственно нужного размещения нужных слов и «показать» его учащимся, объединив в этом показе воспитательную и образовательную функции.

Вырабатывая у старшеклассников навыки логического анализа текста, учитель будет опираться в первую очередь на умение учащихся логически мыслить и действовать, на знание родного языка и его особенностей– его лексики, специфического построения фразы, значения знаков препинания, семантики используемых эпитетов.

Выразительные особенности устной живой разговорной речи неисчерпаемы и до конца еще не исследованы учеными, поэтому в работе со школьниками учитель будет отмечать лишь ряд основных закономерностей русской речи – при расстановке пауз и ударений в мелодике (движении голоса вверх или вниз при развитии мысли, при ее завершении).

Бесконечно разнообразными могут быть интонации при произнесении одной и той же фразы. Обязательным условием должно быть только одно – интонация должна точно передать смысл, который хотел выразить автор. А для этого нужны не интонационные ходы сами по себе, а надо идти по тому кругу мыслей, видений, подтекстов, которые необходимы для раскрытия замыслов автора.

Именно это помогает успешному поиску необходимых интонаций для единственно нужных слов. Поэтому для того, чтобы запомнить найденное выражение мысли, нужно запомнить не интонацию, а логический ход ее, приведший к верному, действенному слову, к логической перспективе.

Вот почему вместе с выработкой навыков логического анализа текста происходит углубленное знакомство учащихся с законами устной речи. Использование выразительных свойств последней при чтении литературно-художественного произведения и при работе над ним опирается, безусловно, на знание законов языка, понимание которых поможет старшеклассникам сознательно расставлять знаки препинания, ориентируясь на семантику текста.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Проблема профессиональной подготовки учителя приобретает в настоящее время особую значимость, актуальность.

Уровень современных требований, предъявляемых к профессионалам в любой области, в том числе к творческой деятельности учителя, очень велик.

Учитель, который выходит к детям, должен быть мастером своего дела. Если педагог претендует на роль авторитета, нравственно и интеллектуально развитого, то он должен обладать не только необходимыми знаниями и уметь методически правильно преподнести их детям, но и быть творческим человеком, обладать индивидуальным стилем педагогической деятельности, стараться достичь вершин педагогического мастерства.

При этом в деятельности учителя немало типового, повторяющегося, устойчивого, отраженного в уже выявленных законах, принципах и правилах. Но немало также изменчивого, вариативного, индивидуального.

Каждый раз общее положение необходимо применить с учетом конкретных обстоятельств, своеобразия данной ситуации. Открытое наукой педагог должен «переоткрыть», сделать своим. И орудием воздействия учителя на учеников является слово.

В.А.Сухомлинский отмечал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, словом можно убить или оживить, ранить,…посеять смятение и безнадежность. Рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и заронить неверие. Вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души».

Дети впечатлительны, поэтому возникает проблема активизации воздействия на них эмоциональной речи, что способствует развитию воображения, творчества, эстетического чутья.

Обеспечивая таким образом языковое развитие детей, педагог создает условия для их интеллектуального, эмоционального, нравственного развития и готовит их к активному, деятельному участию в жизни общества.

Исходным моментом в формировании речевой культуры детей является речь самого учителя. М.А. Рыбникова подчеркивает: «Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов – все это постоянный пример для учащихся».

Следовательно, внимание к образцовой речи, какой и должна являться речь учителя, поможет сформировать у школьников языковой вкус, критическое отношение к собственной устной речи, потребность в совершенствовании ее, поможет им осознать основные правила речевого поведения.

Итак, учитывая острую необходимость совершенствования речевого мастерства педагогов, мы предлагаем формировать процесс обучения студентов университета по курсу «Культура речи», основываясь на следующих положениях:

1. Овладение навыками культуры речи является составной частью овладения специальностью и поэтому должно вестись в творческом и методическом единстве с преподаванием дисциплин гуманитарного характера.

2. Важнейшим фактором освоения курса является активизация самостоятельной работы студентов, помощь в которой окажут предлагаемые методические разработки по некоторым разделам предмета.

В процессе работы на практических занятиях необходимо установить общее состояние речеголосового аппарата каждого студента, его умение нести в тексте логическую перспективу мысли, выявить и устранить наличие дикционных, голосовых, орфоэпических недостатков, определить их природу (в необходимых случаях направить к врачу-фониатру).

Культура речи педагога имеет ряд качеств, отличающих ее от бытовой. Она должна звучать фонетически чисто, литературно правильно, быть действенной.

Произношение в педагогической речи является не только ее внешней формой, но также важным выразительным средством. Поэтому важнейшей задачей курса является выработка у студентов навыков профессионального владения словом.

Курс «Культура речи» состоит из следующих разделов:

1. Культура речи учителя и профессиональное мастерство.

2. Нормы произношения русского языка.

3. Техника речи, постановка голоса (с позиций профессиональных требований учителя-словесника).

4. Коммуникативные качества речи учителя.

5. Типы речевых произведений (жанров), используемых в различных учебных ситуациях.

Предлагаемое пособие включает в себя методические указания по таким разделам, как «Орфоэпия» и «Техника речи». В их задачу входит усвоение правил литературного произношения русского языка и исправление всевозможных речевых недостатков студентов.

Согласно учебному плану, занятия заканчиваются зачетом, основное требование которого – владение языком предмета, знание основных теоретических положений курса, квалифицированный анализ звучания речи другого человека и своей собственной, умелая работа над логическим разбором художественного текста.

РАЗДЕЛ I. ОРФОЭПИЯ.

Орфоэпия – это совокупность правил, устанавливающих единое, свойственное литературному языку произношение, которое признается образцовым. Речь учителя должна быть образцовой по произношению. Для этого нужно усвоить нормы общепринятого литературного произношения.

Эти нормы, сложившиеся еще в XIX веке в результате тщательного изучения и отбора, вобрали в себя все лучшее и характерное для русского языка.

Современная русская орфоэпия (название происходит от греческого – правильный и – речь) складывалась вместе с развитием литературы и драматического искусства. В нашей стране очень много областных диалектов и говоров, которые иногда могут использоваться лишь как речевая характеристика образа .

Студентам необходимо выучить основные нормы произношения и знать, как ими пользоваться.

В русской речи очень важен вопрос о правильном ударении , так как ударение может находиться на любом слоге, например:

д`омик, гот`овит, принесл`а и т. д.

Разные ударные слоги меняют смысл:

мук`а – м`ука, зам`ок – з`амок .

В каждом слове русского языка есть один ударный слог (с ударной гласной), без которого слово в произношении не имеет законченной формы. Характерность речи проявляется в широких распевных гласных звуках.

Для правильного произношения безударных гласных звуков слова внимание должно быть сосредоточено на ударном слоге.

Есть ряд правил произношения неударных гласных:

1 .Неударный звук [ О ] в начале слова и в предударном слоге произносится как [ ]:

отнимать – [] тнимать , топор – т[ ] пор .

2 О » неударное, занимающее второе или третье место перед ударным слогом или находящееся непосредственно после ударного, звучит как промежуточный ( редуцированный ) звук, средний между [ А ] и [ Ы ].

Он обозначается знаком Ъ :

подворотня – п[ Ъ]дв[] ротня ;

изморозь – изм[ Ъ] р [Ъ] зь ;

волос – вол[ Ъ] с ).

3 .Неударный звук [ А ] в начале слова и в безударном слоге, стоящем непосредственно перед ударным, произносится как короткий « А »:

артист – [А] р тист, сады – с [А] ды .

4 .Неударный звук [ А ] после Ж,Ш произносится как А :

жара ж [А] ра , шаги – ш [А] ги , шары – ш [А] ры .

5 .Безударные гласные звуки [ У ], [ Ы ] в произношении не заменяются другими звуками, но теряют свою долготу.

6 .Гласный звук [ И ] в начале слова переходит в [ Ы ], если предыдущее слово заканчивается на твердую согласную:

с интересом – с[ Ы] нтересом

так и знай так[ Ы] знай .

Но если по смыслу между словами должна быть пауза, то произношение звука [ И ] остается без изменений:

я слушаю с / интересом мороз и солнце .

7 .Безударные гласные « Е », « Я » в произношении звучат как средний звук между И и Э , который обозначается знаком И :

рябина – р[ И] бина, весна в [И] сна .

8. Звук [ Е ] под ударением может звучать по-разному, в зависимости от согласных, стоящих после него: перед твердыми согласными [ Е ] звучит широко, открыто, перед мягкими – закрыто, узко:

Е – широкое: м [Е] л , п [Е] л , св [Е] т ;

Е – закрытое: п [Е] ли , св [Е] тит ).

9. Сочетания АО , ОА, АА, ОО произносятся одинаково как [ АА ]:

на окне – н[ АА] кне

по– армейски п [АА] рмейски

на арке – н[ АА] рке

однообразный – одн[ АА] бразный .

10.А и О в сочетании с У (АУ, ОУ) , стоящие далеко перед ударением, произносятся с редуцированным звуком [ А ],но никогда не переходят в звук [ У ]:

наугад – н[ Ъ] угад по углам – п [Ъ] углам .

11 .Сочетания ЫЕ, ИЕ в окончаниях прилагательных множественного числа произносятся как ЫИ, ИИ:

старые стар[ ЫИ], белые – бел [ЫИ]

летние – летн[ ИИ], синие – син [ИИ].

12 .Окончания прилагательных – Г ИЙ, -КИЙ, -ХИЙ произносятся как [Ъ] Й , – К [Ъ] Й , – Х [Ъ] Й :

долгий – долг[ Ъ] й , широкий широк [Ъ] й

тихий тих[ Ъ] й .

Произношение слов отличается от написания :

Андреевна – Андревна, Николаевна – Николавна;

Ивановна – Иванна, Александровна – Алексанна;

Лукинична – Лукинишна и т. п.

Некоторые женские и мужские имена в сочетании с отчествами произносятся иначе, чем написано:

Мария Ивановна – Марь Иванна

Павел Павлович – Пал Палыч .

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ

1. Звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными произносятся как глухие:

морковь – моркофь, морковка – моркофка;

воз – вос, глазки – гласки, ход – хот;

кадка – катка, друг – друк .

2 .Глухие согласные перед звонкими произносятся звонко:

сбор – збор, сделка – зделка, отдых – оддых .

Перед звонкими Р , Л, М, Н, В не происходит уподобления глухих согласных звонким:

с молодой, с ролью, с лимоном

с вами, с Ниной.

3 .Звуки СШ, ЗШ , стоящие рядом, произносятся как удвоенное ШШ :

расшумелся – раШШумелся, из шубы – иШШубы.

4 .Сочетания в корнях слов ЗЖ и ЖЖ произносятся как удвоенное мягкое ЖЬЖЬ :

позже – поЖЬЖе, приезжий – приеЖЬЖий

дрожжи – дроЖЬЖи, визжать – виЖЬЖать

брюзжать – брюЖЬЖать.

5 .В сочетании с гласными звуками Ж , Ш, Ц всегда звучат твердо:

Жир – жыр, ширь – шырь, цинк – цынк.

6 .Сочетание СЧ и ЗЧ произносятся как удвоенное Щ :

счет – ЩЩет, счастье – Щщастье

возчик – воЩЩик, без чаю – биЩЩаю.

7 .Сочетания ДЧ и ТЧ произносятся как двойное Ч :

наладчик – налаЧЧик, отчаяние – оЧЧаянье.

8 .Сочетания ДЦ, ТЦ произносятся как удвоенное Ц :

тридцать – триЦЦать, отца – оЦЦа.

9 .Звуки Щ, Ч всегда произносятся мягко:

щука – щюка, чай – чяй.

10 .Сочетания ДС и ТС в прилагательных произносятся как Ц :

городской – гороЦкой, советский – совеЦкий.

11 .Сочетание ЧН имеет двоякое произношение как ШН и ЧН , так как ШН остается в словах живого разговорного языка :

скучно – скуШНо, нарочно – нароШНо

булочная – булоШНая, пустячный – пустяШНый

яичница– яиШНица.

В учебниках студентам необходимо ознакомиться с более подробным изложением правил произношения гласных и согласных звуков и их сочетаний в современном русском литературном языке.

Они должны усваивать нормы произношения не только в процессе занятий, но и в практике бытовой речи , которую нужно контролировать.

Надо научиться слушать речь окружающих людей, сравнивать произношение, следить за речью мастеров сцены, прослушивать грамзаписи выступлений чтецов, артистов, слушать дикторов радио и телевидения.

Хорошо тренировать правила произношения в громких читках, переписывать отрывки в их орфоэпическом написании – все это дает возможность закрепить правила.

ТЕХНИКА РЕЧИ. ДИКЦИЯ.

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.

Техника речи – один из разделов культуры речи, она является базой речевой культуры . Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого.

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К.С.Станиславский).

Ясное и четкое произношение возможно при наличии нормального речевого аппарата и при правильной работе его. К речевому аппарату относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки.

В структуре речевого аппарата могут быть дефекты, являющиеся причиной сюсюканья, шепелявости, картавости, тогда требуется медицинское вмешательство. Но причиной нечеткого произношения бывает дурная привычка, от которой можно избавиться систематической тренировкой.

Студентам необходимо помнить о систематичности упражнений. Техника речи – практический предмет, только постоянная тренировка является непременным условием выработки четкой дикции. Даже если речь чистая, она все же нуждается в техническом совершенствовании.

Необходимо знать свои недостатки, понять и освоить положение частей речевого аппарата в момент произнесения того или иного звука. Заниматься техникой речи нужно для того, чтобы речь была легкой, свободной.

К.С.Станиславский придавал большое значение тренировке речевого аппарата . Часто встречаются люди с вялой речью, леностью языка и плохой работой нижней челюсти ( челюстной зажатостью ).

Для развития органов речи необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой , с ее помощью вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Большую роль играют мускулы, которые требуют систематической тренировки. Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи.

Упражнения по тренировке нижней челюсти, губных мышц, мышц языка изложены в учебниках и будут даны в процессе практической работы. Все упражнения артикуляционной гимнастики надо проделывать, соблюдая последовательность, до полного и правильного усвоения.

Когда вы овладеете своим речевым аппаратом и поймете функции отдельных его частей, тогда можно переходить к работе над исправлением отдельных гласных и согласных звуков.

Краткое описание положения артикуляционного аппарата при произнесении гласных звуков.

· И – Нижняя челюсть слегка опущена. Верхняя губа поднята. Края нижних и верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами небольшое (2 – 3 мм). Кончик языка упирается в нижние резцы.

· Э – Нижняя челюсть опущена несколько больше, чем при произнесении И. Верхние резцы обнажены. Расстояние между зубами – большой палец, кончик языка у нижних резцов.

· А – Рот раскрыт. Нижняя челюсть опускается больше, чем при произнесении Э. Края верхних резцов обнажены. Расстояние между зубами – два пальца, положенные друг на друга. Язык лежит плоско.

· О – Губы имеют округлую форму и выдвинуты вперед. Язык несколько оттянут назад.

· У – Губы выдвинуты вперед в виде воронки. Язык сильно оттянут назад.

· Ы – Артикуляция Ы такая же, как при произнесении И; меняется только положение языка. Кончик языка оттянут назад (как при О).

Йотированные звуки Е, Я, Е, Ю состоят из согласного звука [ Й ] и гласных звуков [ Э ], [ А ], [ О ], [ У ].

Упражнения на гласные звуки могут служить хорошей артикуляционной гимнастикой.

Произнесение гласных звуков в различных сочетаниях способствует развитию и укреплению верхней губы, языка, нижней челюсти.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Гласные звуки образуют мелодику речи, ее звучность. Гласных звуков 6 :


[И], [Э], [А], [О], [У], [Ы].

Из этих звуков составьте таблицу, которая будет взята за основу тренировки:


И – Е, И – Э, И – Э;

Э – А, Э – А, Э – А;

А – О, А – О, А – О.

У – Ы, У – Ы, У – Ы;

О – У, О – У, О – У;

Это упражнение можно комбинировать по-разному, изменяя порядок и последовательность гласных, а затем и согласных звуков.

Для тренировки внимания рекомендуется добиваться различных акцентов:


И – Э – А – О – У – Ы

Под ударением первый звук, остальные произносятся ровно;


И – Э – А – О– У – Ы

Под ударением второй звук и т. д.


ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ Е, Я, Е, Ю .

Эти звуки образуются из сочетания двух звуков для каждой согласной: Е=Й +Э, Я=Й+А, Е=Й+О, Ю=Й+У.

Для упражнений нужно чередовать гласные звуки с йотированными.

Например:

И-ЙИ, Э-Е, А-Я, О-Е, У-Ю.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки более трудны для произношения. Они придают речи четкость, выразительность , помогают формировать слова.

При произношении гласных звуков требуется напряжение какой-либо одной части речевого аппарата.

При тренировке согласных звуков следует обратить внимание на упругость и крепость органов речи при их смычках и взрывных звуках.

Согласные звуки бывают звонкими, в их произношении участвует голос:


[Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З],

[Л], [М], [Н], [Р] .

Звуки [М], [Н], [Л], [Р] называют еще сонорными, так как у них нет парных глухих.

При произношении глухих согласных звуков голос не участвует:


[П], [Ф], [К], [Т],

[Ш], [Щ], [Ч], [Ц].

Звуки [Ц], [Ч], [Щ] – сложные, они называются аффрикатами (слитными).

Например:

звук [ Ч ] артикулируется из « ТЬ » и « ШЬ »;

звук [ Щ ] артикулируется из « ШЬ » и « ШЬ ».

Звуки [ С ] и [З] – свистящие ;

звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ] – шипящие.

Назад к карточке книги «Техника речи»

itexts.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *