cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Суффиксы причастий настоящего времени действительные и страдательные – Суффиксы причастий – правописание, таблица правил и примеров

Содержание

Суффиксы причастий – правописание, таблица правил и примеров

Страдательные причастия
СуффиксыОсобенности написания в причастияхОт каких слов образуются причастияПримеры
полных причастийкратких причастийполных причастийкратких причастий
Настоящего времением/омем/омобразуют причастия от глаголов 1-го спряженияот переходных глаголов НСВ (от основы настоящего времени)считаемый, нарушаемый, влекомыйсчитаем, нарушаем, влеком
им
им
образуют причастия от глаголов 2-го спряженияхранимый, сносимый, проводимыйхраним, сносим, проводим
Прошедшего времениенненобразуют причастия от глаголов с основой на -и-от переходных глаголов НСВ и СВ (от основы прошедшего времени)укороченный, приготовленный, побежденныйукорочен, приготовлен, побежден
нннобразуют причастия от глаголов на -ать, -ять, -етьубаюканный, связанный, написанныйубаюкан, связан, написан
ттобразуют причастия от односложных глаголов и глаголов на –оть, -ереть, -нуть
спетый, разбитый, согретыйспет, разбит, согрет

obrazovaka.ru

Действительные и страдательные причастия. Видеоурок. Русский язык 7 Класс

На уроке вы подробнее познакомитесь с понятием «залог причастия», рассмотрите различия между действительным и страдательным залогом (смысловые и грамматические). Особое внимание во время урока обратите на суффиксы, с помощью которых образуются причастия.

Тема: Причастие

Урок: Действительные и страдательные причастия

Причастия бывают страдательные и действительные.

Чтобы лучше понять, в чём разница между такими причастиями, обратимся к предложению: « прочитали «.

Возьмём существительные из этого предложения в качестве определяемых слов и

преобразуем глагол «прочитали»

в причастие.

 (какие?)  книгу.

 (какая?)  детьми.

Причастие  обозначает признак того предмета, который сам произвёл действие. Именно поэтому такие причастия называются действительными.

А вот причастие  обозначает признак того предмета, над которым произвёл действие кто-то другой. Такие причастия называют страдательными.

 от страдательного причастия всегда можно задать вопрос  или . Например: «книга, прочитанная   детьми», «небо, освещённое   луной».

А  от действительных причастий такого вопроса задать нельзя. 

Действительные причастия бывают прошедшего и настоящего времени.

Действительные причастия настоящего времени образуются:

от глаголов І спряжения с помощью суффиксов

–ущ / -ющ-;

от глаголов ІІ спряжения с помощью суффиксов   —ащ/-ящ-.

Например: читать (І спр.) – читающий, писать (І спр.) – пишущий,

слышать (ІІ спр.) – слышащий, дышать (ІІ спр.) – дышащий.

Действительные причастия настоящего времени могут образовываться только от глаголов несовершенного вида.

Действительные причастия прошедшего времени могут образовываться от переходных и непереходных глаголов  как совершенного, так и несовершенного вида.

Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов

 -вш-  и -ш-.

Например: продать – продавший, прибыть – прибывший, привести – приведший.

Если основа глагола, от которого образовано действительное причастие прошедшего времени, оканчивается на согласный, тогда мы используем суффикс

-ш-.

Например:  

interneturok.ru

Конспект «Правописание суффиксов причастий» — УчительPRO



Орфограмма: правописание суффиксов причастий (образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени).

Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ (-ющ) от глаголов 1-го спряжения и суффиксов -ащ (-ящ) от глаголов 2-го спряжения: играют — играющий, пишет — пишущий, бреет — бреющий, строят — строящий, кричит — кричащий, видит — видящий.

Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффиксов

-вш- (-ш-). Суффикс -вш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на гласный: читать — читавший, смеяться — смеявшийся. При этом суффикс неопределённой формы сохраняется перед -вш- так же, как в прошедшем времени глагола перед: увидеть — увидел — увидевший, растаять —растаял —растаявший.

Суффикс -ш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на согласный, как, например, у всех глаголов на -чь. При этом происходит чередование ч/г, к. С помощью -ш- образуются причастия от глаголов с окончанием -ти (в этом случае тоже возможны чередования).

 


Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов

-ем- (-ом-) от глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- от глаголов 2-го спряжения: ведут — ведомый, уважают — уважаемый, видят — видимый, хранят — хранимый. Нужно запомнить причастие с суффиксом -им- — движимый (в значении «побуждаемый»: «движимый чувством раскаяния»; также употребляется применительно к имуществу, которое может быть перемещено). Данное причастие образовано не от гла­гола двигать (I спряжение), а от устаревшего глагола «движити».

От многих переходных глаголов страдательные причастия настоящего времени не образуются (например, брать, ждать, жать, писать, мыть, лить, бить, пить и др.). В то же время есть несколько страдательных причастий, образованных от непереходных глаголов:

предшествуемый, руководимый, управляемый.

Страдательные причастия настоящего времени не следует путать с отглагольными прилагательными с суффик­сами -ем-, -им- (ископаемый, допустимый, несравнимый, непобедимый, неугасимый). Такие прилагательные могут образовываться и от непереходных глаголов (зависимый, неиссякаемый, непромокаемый, неумолкаемый, неувядае­мый, несгораемый), и от глаголов совершенного вида (умо­лить — неумолимый). Большинство из них не употребляется без приставки не- (невозмутимый, невыносимый, незримый, неисчислимый, неисчерпаемый). Признаки, кото­рые обозначены отглагольными прилагательными, являют­ся постоянными, не протекают во времени (в отличие от признаков, обозначенных причастиями).


Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия прошедшего времени образуют­ся от основ неопределённой формы переходных глаголов при помощи суффиксов

-нн-, -енн- (-ённ-), -т- (прочитанный, увиденный, решённый, понятый).

При помощи суффикса -нн- образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -атъ, -ять. При этом суффикс глагола -а- или -я- сохраняется перед суффиксом причастия —нн- (засеять — засеянный, замешать — замешанный).

С помощью суффикса -енн- (ённ-) образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -итъ, -етъ. При этом суффикс глагола -и- или -е- отсекается (заклеить — заклеенный, увидеть — увиден­ный, обидеть — обиженный, спросить — спрошенный). Суффиксы причастий -енн- (-ённ-) используется также для образования причастий от глаголов с основой на согласный (глаголы на -чь

: увлечь —увлечённый, сберечь — сбережённый; глаголы с окончанием -ти: привести — приведённый, сплести — спле­тённый).

Таблица «Правописание суффиксов причастий»


Конспект урока «Правописание суффиксов причастий».

Следующая тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи».

Разделы:  «Орфография» и «Причастие»

Правописание суффиксов причастий

5 (100%) 1 vote[s]

uchitel.pro

Правописание суффиксов причастий настоящего времени

Грамматика русского языка → Орфография: Правописание суффиксов причастий настоящего времени

Выбор суффикса причастия настоящего времени зависит от спряжения глагола.

Выбор суффикса причастия настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано.

  • Действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1-го спряжения, имеют суффикс –УЩ- (-ЮЩ-): колыхать (глагол 1-го спр.) → колышущий, веять (глагол 1-го спр.) → веющий, стлать (глагол 1-го спр.) → стелющий.
  • Действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2-го спряжения, имеют суффикс –АЩ- (-ЯЩ-): дышать (глагол 2-го спр.) → дышащий, видеть (глагол 2-го спр.) → видящий.

 

  • Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1-го спряжения, имеют суффикс –ЕМ- (-ОМ-):  читать (глагол 1-го спр.) → читаемый, вести (глагол 1-го спр.) → ведомый.
  • Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2-го спряжения, имеют суффикс –ИМ-:  зависеть (глагол 2-спр.) → зависимый, клеить (глагол 2-спр.) → клеимый.

Таблица:

Глаголы

Причастия настоящего времени

Глаголы

3 л. мн. ч.

действительные

I  – -ущ-, -ющ-;

          II — -ащ-, -ящ-

страдательные

I — -ом-, -ем-;

II — -им-

1 л. мн. ч.

 

I

ведут

читают

ведущий

читающий

ведомый

читаемый

ведём

читаем

 

II

слышат

строят

слышащий

строящий

слышимый

строимый

слышим

строим

 

Запомните: от глагола «брезжить» образуется причастие «брезжущий», от устаревшего глагола «движити»  → «движущий», от глагола-исключения 1-го спряжения «зиждиться» → «зиждущийся».

polyidioms.narod.ru

Причастие | LAMPA — онлайн-учебник, который каждый может улучшить

Образование причастий связано с категорией вида и переходностью. От глаголов несовершенного вида могут быть образованы причастия настоящего и прошедшего времени: читатьчитающий, читавший, читаемый, читанный.

От глаголов совершенного вида могут быть образованы только причастия прошедшего времени: прочитатьпрочитавший, прочитанный.

Страдательные причастия могут образовываться только от переходных глаголов: рисовать — рисуемый, рисованный, спасать — спасаемый, спасённый.

Образование причастий и правописание суффиксов причастий

Формы действительных причастий настоящего времени образуются с помощью суффиксов —ущ— (-ющ-) для глаголов 1-го спряжения (машущий, поющий) и —ащ— (-ящ-) — для глаголов 2-го спряжения (дрожащий, строящий, гонящий).

Исключение. Причастие от глагола брезжить образовано с помощью суффикса —ущ-: брезжущий.

Формы страдательных причастий настоящего времени образуются с помощью суффиксов —ом-, —ем— для глаголов 1-го спряжения (волнуемый, ведомый) и —им— — для глаголов 2-го спряжения (гонимый).

Исключение. В причастии движимый суффикс -им-. Написание этого слова объясняется исторически.

Примечание. Далеко не от всех глаголов образуются страдательные причастия и настоящего времени, и прошедшего времени.

Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов —вш-, —ш— : читавший, несший.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов —нн— (написанный), —енн— (испеченный), —т— (открытый).

Страдательные причастия часто (но не всегда) имеют не только полные (разбитый, решенный), но и краткие (разбит, решен) формы. Краткие формы изменяются по родам и числам: решена, решено, решены.

lampa.io

1. Суффиксы -ущ(-ющ),- ащ(-ящ) в действительных причастиях настоящего времени: знающий, любящий

Определи спряжение глагола. 

В причастиях, образованных

  • от глаголов 1-го спряжения, пиши суффикс -ущ (-ющ): знающийчитающий.

  • от глаголов 2-го спряжения —  -ащ (-ящ)любящий, видящий  

Обрати внимание: Действительные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени:

 знает, знают –  1-е спряжение, основа зна+ суффикс -ющ  →знающий,  любит, любят – 2-е спряжение, основа люб суффикс -ящ →любящий.

2. Суффиксы -ем (-ом), -им в страдательных причастиях настоящего времени: поднимаемый, видимый

 Определи спряжение глагола.

В причастиях, образованных от глаголов

  • 1-го спряжения, пиши  суффикс -ем -ом: поднимаемый, ведомый,

  • 2-го спряжения — -им: любимый, видимый

Обрати внимание: Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ переходных глаголов настоящего времени:

 поднимает, поднимают —  1-е спряжение, основа поднима + суффикс -ем → поднимаемый, любит, любят — 2-е спряжение, основа люб + суффикс -им → любимый. 

 

Шаг 3. Выбор гласных в суффиксах причастий прошедшего времени.

Суффиксы причастий прошедшего времени

1. Гласные перед суффиксами -вш, -ш в действительных причастиях прошедшего времени: видевший, слышавший, шедший

Определи конечный гласный в основе неопределённой формы глагола. 

В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксами -вш, -ш пиши ту же гласную, что пишется в основе неопределённой формы глагола: видевший←видеть,  слышавший←слышать.

 

2. Различение гласных суффикса глагольной основы -а (я) перед суффиксом -нн и суффикса -енн в страдательных причастиях прошедшего времени: потерянный, увиденный

Определи конечный гласный в основе неопределённой формы глагола.

Если страдательные причастия образованы от основы неопределённой формы глаголов 

  • с суффиксом -а- -я-,  перед суффиксом причастия -нн- пиши буквы а(я): потерянный ← потерять

  • с суффиксами -и- или -е-в суффиксе -енн- пиши букву е: наполненный ← наполнить.

Выполняй задания

Задание из демоверсии ФИПИ 2015:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

 

 Выполнение: 

1. Поставь глаголы в личной форме в неопределённую форму: засмотр…шься — засмотреться.

2. Определи спряжение: засмотреться — глагол 2 спр. Это производный глагол от глагола смотреть, значит, это исключение.

3. Зная спряжение, определи безударные гласные в личной форме: засмотришься. Пропущена буква И.

Необходимый ответ найден. Далее для самопроверки определяем гласные в суффиксах причастий:

4. Определи гласные в суффиксах причастий: преобразуемый, распущенный, сломленный и омываемый

1) преобразу…мый, омыва…мый — страдат. прич. наст. вр., следовательно, необходимо: знать спряжение глаголов, от которых они образованы: преобразу…мый — от преобразовать (1-е спр.),  омыва…мый — от омывать (1-е спр.), пишем гласную е: преобразуемый, омываемый. 

2) распущ…нный, сломл…нный — страдат. прич. прош. вр., следовательно, необходимо знать неопределённую форму глагола, от которого оно образовано, и суффикс этой формы: распущ…нный — от распустить, сломл…нный — от сломить. Поскольку в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от неопределённой формы глагола с суффиксом и, пишется суффикс енн, то пишем гласную ераспущенный, сломленный.

studfiles.net

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени


Данный урок может быть полезен учителям русского языка при изучении раздела «Причастие».
Тип урока: урок усвоения новых знаний через исследовательскую деятельность.
Методы: поисковый; репродуктивный (чтение, составление и запись алгоритма — рассуждения).
Формы: коллективная, индивидуальная; работа в парах.
Оборудование:ноутбук,проектор,экран,карточки.
Цель: сформировать умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Задачи:
— познакомить с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени;
— сформировать умение составлять и применять алгоритм рассуждения по заданной теме;
— развивать логическое мышление и языковое чутье;
— воспитывать чувство сотрудничества при работе группой;
— прививать интерес к предмету;
— способствовать формированию переключаться с одного вида деятельности на другой.
Ход урока

I. Организационный момент.
Звучит музыкальная композиция «Люди идут по свету» — 1-ый куплет.
II. Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте, дорогие ребята! Вы удивлены словами песни? Да, сегодня мы будем путешествовать, путешествовать в страну знаний. Приглашаю всех собрать «рюкзаки» знаний и отправиться в путешествие. Запишите, пожалуйста, дату. (Запись даты) Актуализация.


— Нам предстоит побывать в удивительной семье частей речи, которые являются родственниками. Они нам помогут разобраться в своих родственных связях.
— Как вы думаете, в какой семье «родственников» — частей речи мы побываем в гостях? (Глагол, причастие). Итак, в путь!


III. Работа по теме урока.
— Первое небольшое препятствие, встретившееся нам, лингвистическая задача. “Собери слово”.
1.В данном предложении найдите зависимое слово в словосочетании “прилагательное + существительное” и возьмите корень: Ближайшая школа была в пяти километрах от нас.
2. Из главного слова словосочетания прилететь на самолёте возьмите приставку.
3. От глагола писать возьмите глагольный суффикс.
4. Из причастия поднимающийся (ветер) возьмите суффикс.
5. Добавьте окончание определения: Могучий Олег головою поник. (А. Пушкин).
6. К полученному слову добавьте суффикс возвратности.
— Какое слово у вас получилось? Правильно, молодцы! (Приближающийся). Какая это часть речи? (Причастие). 
Проблемная задача. На доске задание:вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. 
Скач..щие кони, люб..щий брат, поднима..щийся ураган, пыла..щие щёки, леч..щий врач, стро..щийся дом, трепещ..щие от страха, грохоч..щий вдали.
Взаимопроверка.
— У кого возникли затруднения? В какой части слова? Как образуются причастия? (От глаголов суффиксальным способом).
— Обозначьте суффиксы. 
Итак, как, по-вашему, звучит тема нашего урока-путешествия? ( Гласные в суффиксах причастий).
— Чему должны научиться на уроке? Что понять?
(Научиться выбирать гласную в суффиксах причастий).
— 2-ая остановка нашего путешествия.
Вспомните, на какие группы делятся причастия? (Действительные и страдательные).
— Выборочный распределительный диктант.
Из диктуемых предложений выпишите причастия, распределяя их на группы: 1 колонка – действительные, 2-ая колонка – страдательные.
Идущий впереди человек резко обернулся. Гонимые ветром облака скрылись за горизонтом. Грустно шелестела некошеная трава. Красив зарумяненный восходом прибрежный тростник. Дремлющие ивы склонились над прудом с тающим снегом. Деревья кругом стояли почти не заснеженные. Тяжело дышащий, он продолжал двигаться вперёд.
— Как образуются причастия? (От глаголов).
— Чем отличаются друг от друга действительные причастия? (Суффиксами).
— В чём, по-вашему, родство глагола и причастия?
У действительных причастий настоящего времени могут быть суффиксы –ущ-(-ющ) или –ащ- (-ящ-).
— Где встречается такое же сочетание гласных? (У глаголов 1-го и 2-го спряжения 3 лица множественного числа).
— От чего же зависит правописание гласных в суффиксах причастий? (От спряжения глагола). 


Найдите глаголы, от которых были образованы причастия, определите их спряжение: идущий – идти (I спр.), гонимые – гнать (II спр.), дремлющие – дремать (I спр.), дышащий – дышать (II спр.).
— Какой напрашивается вывод?
Действительные причастия настоящего времени, образованные от глаголов 1 спряжения, имеют суффикс –ущ-, -ющ-, образованные от глаголов 2 спряжения, суффикс –ащ-, -ящ.
Восстановите схему-алгоритм.
Действительные причастия
От глагола …..спр. -ущ-ющ
……..вида ….. спр. -ащ-ящ
— Молодцы! Поможем «родственникам». Задание: образуйте от глаголов причастия: оправдывать, видеть, ненавидеть, сеять, негодовать, любить, поднимать.
— Надеюсь, все научились правильно определять родственные отношения действительных причастий и глаголов. А как обстоит дело со страдательными причастиями? Есть ли соответствие между суффиксами таких причастий и спряжением глагола?
Проблемная задача.
Ребята, путешествие продолжается. 


Определите, от каких глаголов образованы данные причастия: читаемый, осознаваемый, видимый, движимый, ведомый.
— В чём проявляются родственные отношения глаголов и страдательных причастий настоящего времени?


(Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1 спряжения, имеют суффикс –ем-, -ом-, образованные от глагола 2 спряжения, суффикс –им-).
— Правильно! Попробуйте выполнить обратное задание: образуйте от глаголов страдательные причастия настоящего времени, выделите суффиксы: прославлять – прославляемый, слышать – слышимый, признавать – признаваемый, гнать – гонимый, читать — читаемый.
Восстановите схему-алгоритм.
Страдательные причастия
От глагола …..спр. — им
……..вида …..спр. — ем-ом
— Таким образом, мы доказали, что между глаголами и причастиями есть близкие родственные отношения.
IV. Итог.
— Опираясь на восстановленные схемы, ответьте, пожалуйста, на вопрос сегодняшнего урока: как выбрать гласную в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени? 
V. Рефлексия.
— Пользуясь полученными в нашем путешествии знаниями, определите, какой вагончик лишний, аргументируйте свой выбор. 


Чита…щий чита…мый дыш…щий
участву…щий уважа…мый слыш…мый
удивля…щий та…щий вид…мый
скач…щий избира…мый вид…щий
пада…щий грохоч…щий гон…мый
(Проверка задания, выявление затруднений, возврат к теории).
VI. Закрепление.
Подготовка к ЕГЭ
Задания по теме «Правописание суффиксов причастий». (Часть I. Задание 8)
1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.
1)Кочу…щий; 2) сто…щий; 3) клее…щий; 4) жар…щийся; 5) тепл…щийся.
2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется И.
1) застел…шь; 2) увлека…мый; 3) верт….шь; 4) вымуч…нный; 5) заслуж…нный.
3. Выпишите ряд, в котором во всех словах пишется буква Е.
1) увид…нный нами, независ…мый от всех;
2) реша…мый другими; признава…мый всеми;
3) слыш…мый отовсюду; издава…мый птицами.
4. Выпишите ряд, в котором во всех словах пишется буква У.
1) колебл…щийся полёт бабочек, завис…щие от нас;
2) пыш…щее здоровьем лицо, пол…щие сорняки девущки;
3) пыш…щий жаром; колыш…щиеся знамёна.
5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется Я.
1) удивля…щийся; 2) бор…щийся; 3) стел…щийся; 4) вид…щий; 5)дыш…щий.
(Проверка задания, выявление затруднений, возврат к теории).
VII. Итог урока.
— Наше путешествие в родственную семью глагола и причастия подошло к концу. В чём состоит это родство? Надеюсь, полученные знания помогут вам при написании суффиксов причастий. 
Выставление оценок за работу на уроке, их комментирование.
Домашнее задание: дифференцированное.
1 группа. От данных глаголов образуйте страдательные и действительные причастия настоящего времени, если это возможно: уважать, волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, побуждать, изображать.
2 группа. Выпишите страдательные и действительные причастия настоящего времени. Выделите суффиксы и укажите глаголы, от которых они образованы.
1. Молодой помещик понял, что значило для Чуриса и его жены разваливающаяся избёнка, обваливающийся колодезь с грязной лужей, гниющие хлевушки, сарайчики и треснувшие вётлы, виднеющиеся перед кривым оконцем, — и ему стало что-то тяжело, грустно и чего-то совестно.
2. Узкий мыс покрыт низкой, но любимой оленями травой. 3. Меж Лонгреном и Меннерсом, увлекаемым в штормовую даль, было не больше десяти саженещё спасительного расстояния.
4. Ассоль увидела, что отец сидит перед угасающей лампой в глубокой задумчивости.
5. И множество всяких неразрешимых вопросов является.
6. Наступило давно ожидаемое нами время. 
7. Было несколько листиков, похожих на человеческие ладони с пятью вытянутыми пальцами[/i].
3 группа. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы, запишите глаголы, от которых образованы данные причастия.
Пробива…мый, стро…мый, преследу…мый, увяда…мый, слыш…мый, хран…мый, погружа…мый, ненавид…мый, завис…мый, порожда…мый, пригрева…мый.

compedu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *