cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Становление и развитие романтизма в 1 четверти 19 века – XIX / XIX , .. /

Содержание

готовые домашние задания по литературе к учебнику «Русская литература XIX века. 10 кл. Ю.В. Лебедев. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2003»

Готовые домашние задания по литературе 10 класс

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века

1. На развитие русской литературы первой четверти XIX в. оказал влияние целый ряд исторических событий. Важнейшим событием общеевропейского масштаба, конечно же, явилась Великая

французская революция 1789—1794 гг., которая сказалась на общественном сознании России, заронив в него вольнолюбивые стремления. Отечественная война 1812 г. одновременно продемонстрировала не только национальное и государственное величие России, но и показала нарастающее несоответствие между крепостным строем и социально-экономическими нуждами страны. Свободолюбивые идеи все больше начинают будоражить умы передовой части дворянства, нарастает ощущение разочарования окружающей действительностью, обострившееся после краха декабристского движения. Все эти настроения послужили толчком к развитию в литературе нового художественного явления, получившего название романтизма.  

Для русского романтизма, унаследовавшего основные черты западноевропейского, характерны следующие особенности: вера в прогресс, который поможет преодолеть разрыв между мечтой и действительностью; лирический герой русских романтиков представлял собой идеальный образ гражданина, способного на сострадание, в отличие от эгоистичного и гордого героя западноевропейского романтизма. Эти черты русского романтизма объяснимы, во-первых, тысячелетней православно-христианской культурой, исключающей идеи индивидуализма, а во-вторых, социально-политической обстановкой в России, которая содержала в себе пока скрытую возможность реформирования действительности, ставшую возможной лишь в 60-е годы XIX в.

2. Анализ стихотворения К.Ф. Рылеева «Я ль буду в роковое время…».

Стихотворение было написано Рылеевым в 1824 г., за год до восстания декабристов. В нем отчетливо звучит активная гражданская позиция лирического героя, которая и определяет основное содержание стихотворения. В произведении присутствует характерное для романтического героя противопоставление себя обществу «переродившихся славян», способных «в постыдной праздности влачить свой век младой». Именно указанная антитеза лежит в основе композиции поэтического произведения К.Ф. Рылеева. Герой стихотворения не способен бросать «хладный взор на бедствия своей Отчизны». «Кипящая душа» и «бурный мятеж» — вот что выбирает деятельное сердце лирического героя, гордо несущего «Гражданина сан». Он лишен эгоистичного индивидуализма, являющегося отличительной чертой романтических персонажей европейской литературы; напротив; это человек, заботящийся о народном благе и верящий в будущую справедливость. Вот почему стихотворение Рылеева не несет в себе трагической обреченности западноевропейского романтизма, а исполнено воодушевления и надежды. Пафосу гражданского романтизма подчинен и подбор социально-политической лексики, которой изобилует произведение: «иго самовластья», «будущая борьба», «угнетенная свобода человека», «потомков укоризны».



scribble.su

Романтическая критика 19 века — проблема народности литературы

В общественной жизни первых десятилетий 19 века ощутимо приближение чего-то нового, осознание литераторами переходного характера своего времени. В воздухе витало предчувствие великих реформ, патриотический настрой общества после победы в Отечественной войне 1812 года находился на своем пике.

Это время вошло в историю литературы как эпоха предромантизма.

«Предромантизм вобрал в себя… интерес к индивидуальному, внимание к внутреннему миру человека, культ чувственности», – поясняет А.В. Архипова в труде «Предромантические тенденции в критике 1800-1810-х годов».

Несмотря на общие сходства, предромантизм уходил от сентименталистических установок. Его представители считали необходимым показать:

  • самобытность отечественной культуры,
  • осознать историю,
  • сформировать национальный литературный язык.

Эстетическую позицию молодых литераторов-романтиков выражали альманахи

«Полярная звезда» (издатели – Бестужев, Рылеев, 1829-1825), «Мнемозина», (издатели – Кюхельбекер, Одоевский, 1824-1825 гг.).

Сомов как один из первых критиков-романтиков 

О.М.Сомов

первым попытался осмыслить возникшие эстетические проблемы русской критики Орест Михайлович Сомов (1793–1833). В работе «О романтической поэзии», сравнивая труды различных западноевропейских теоретиков, он обрисовал состояние современной ему отечественной литературы. Автор противопоставлял романтизм  классицизму, стремясь дополнить существующую концепцию романтизма. Сомов основывал свое видение романтизма на принципе «народности» и вывел чрезвычайно важное для российского романтизма понятие «национального духа». Для Сомова усиление романтических тенденций в литературе означало ее зрелость, а также самобытность. По мысли критика, обычаи и предания народов России, богатство природы родного края, интереснейшая и героическая история порождали романтическое восприятие действительности российскими авторами. В отличие от классициста, романтик свободен в своем художественном выборе:

«Весь мир видимый и мечтательный есть собственность поэта».

Вместе с тем особую тревогу у Сомова вызывают подражатели, копирующие манеры и стилистические приемы «истинных талантов». В том, что они создают ложное, упрощенное, понятие о романтической поэзии, критик видел главную опасность для зарождающегося течения.

Народность в представлении Вяземского

П.А.Вяземский

Петр Андреевич Вяземский (1792—1878) считал, что современные ему поэты-романтики обязаны писать «по вдохновению», при этом придавая своим творениям черты «местности», то есть народности. Наряду с Бестужевым, Кюхельбекером и Рылеевым, он утверждал, что нет необходимости подражать западным образцам. Он резко осуждал галломанию и стремился искать в современной поэзии национальные черты.

Свое видение романтической поэзии он отразил в статье о «Кавказском пленнике» (1822) и в предисловии к первому изданию «Бахчисарайского фонтана» («Разговор между издателем и классиком с Выборгской стороны или Васильевского острова», 1823).

Причем критик утверждал, ставя точку в давнем споре, что нет нужды противопоставлять древних и современных авторов, поскольку истинная литература всегда народна.

Кюхельбекер – яркий представитель гражданского романтизма

В.К.Кюхельбекер

С середины 1820-х годов в стане русских критиков зарождается направление гражданского романтизма. В журнальной критике преобладают патриотические настроения, а лирические произведения начинают восприниматься как ненужные и ложные. Ярким представителем новой критики в России был Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797—1846).

В статье «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» (1824) критик резко высказывался о «школе» Жуковского. Ведущим жанрам поэзии Жуковского – «унылой» элегии и посланию – Кюхельбекер противопоставил оду, которая «парит, гремит, блещет, порабощает слух и душу читателя».

Резкие суждения, новизна мысли, его пристрастие к архаике и классицизму вызывали споры и насмешки у современников. Романтизм критик связывал с понятиями «народности» и художественной свободы. Но вместе с тем он отказывал в истинном романтизме тем произведениям, которые, по его мнению, были излишне подражательны. Таким образом, по мысли Кюхельбекера, Жуковский и Батюшков,несмотря на все их заслуги по «очищению» русского языка, были всего лишь подражателями, следовавшими за немецкими и английскими романтиками.

Истинную народность, по мнению Кюхельбекера, необходимо искать в национальных истоках:

«Лучшими, чистейшими, вернейшими источниками для русской поэзии являются вера праотцев, нравы отечественные, летописи, песни и сказания народные».

Бестужев и концепция гения

А.А.Бестужев

Эти же требования высказывал Александр Александрович Бестужев (1797—1837) в обзорных статьях

«Взгляд на старую и новую словесность в России» (1823), «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов».

Несмотря на обилие перечисляемых им литературных имен, критик приходит к парадоксальному выводу: он заявлял

о «бедном отношении» числа оригинальных писателей «к числу пишущих».

Причину неоригинальной национальной литературы Бестужев видел не только в сугубо литературных факторах (например, таких, как «обращение к народным истокам»), а и в общественных. Он считал, что расцвет словесности напрямую связан с уровнем активности общества, намекая на отсутствие подлинной свободы в политической жизни.

Оспаривая мнение тех критиков, которые считали,

что упадок «талантов литературных» связан с недостаточной поддержкой их в обществе, Бестужев утверждал, что напротив, «недостаток ободрения – благо для литературы».

Указывая на гонимых обществом гениев литературы, таких как Шекспир, Мольер, Вольтер, критик создал романтическую концепцию о противопоставлении поэта и толпы.

«Истинная» поэзия Рылеева

К.Ф.Рылеев

В статье «Несколько мыслей о поэзии» (1825) Кондратий Федорович Рылеев (1795–1826) выступил с оригинальной позицией, отметив, что понятие «романтизм» до сих пор является неопределенным. Слишком широкое трактование романтической поэзии как всякой самобытной позволяет отнести к ней даже творения древних греков.

Вместо развития полемики о романтизме и классицизме Рылеев предлагал делить поэзию на истинную и мнимую.

Тем не менее, определения разных видов поэзии и критерии ее деления в статье даны недостаточно отчетливо.

Цель «истинной поэзии» заключается в том, чтобы поэт, сбросив «вериги чужих мнений», устремился к «собственному идеалу».

Иными словами, имея в виду «истинную поэзию», критик говорит об искусстве, имеющем национальное и одновременно общечеловеческое значение.

Будучи связанной с отражением «высоких чувств, мыслей и вечных истин», такая поэзия требует изучения «духа времени, просвещения века, гражданственности и местности страны того события, которое поэт желал представить в своем сочинении».

Таким образом, первые критики-романтики требовали от современной им литературы народности, искали в ней источник национального самосознания, провозглашали искусство выразителем «души народа». Романтизм представлялся им передовым искусством, дающим художнику слова подлинную творческую свободу в выражении мыслей и чувств как отдельного человека, так и целого народа.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

velikayakultura.ru

Литературный процесс первой четверти XIX века. «История русской литературы XIX века. В трех частях. Часть 1 1800-1830-е годы»

 

Русская литературно-общественная мысль первой четверти XIX века.

Ведущим литературным направлением в странах Западной Европы начала XIX века является пришедший на смену классицизму, просветительскому реализму и сентиментализму романтизм. Русская литература откликается на это явление своеобразно. От романтизма западноевропейского типа она многое заимствует, но при этом решает проблемы собственного национального самоопределения. Русский романтизм имеет по сравнению с западноевропейским еще и свою специфику, свои национально-исторические корни. А кроме того, перед русской литературой начала XIX века стоит давно решенная в литературах стран Запада проблема создания зрелого литературного языка, существенно осложняющая русское литературное развитие. В чем же заключается сходство русского романтизма с западноевропейским и каковы его национальные отличия?

Конец XVIII века в истории христианской Европы был ознаменован глубоким социальным катаклизмом, взорвавшим до основания весь общественный порядок и поставившим под сомнение веру в человеческий разум и мировую гармонию. Кровавые потрясения Великой французской революции 1789-1793 годов, наступившая вслед за ними эпоха наполеоновских войн, установившийся в результате революции буржуазный строй с его эгоизмом и меркантильностью, с «войною всех против всех» – все это заставило усомниться в истине просветительских учений XVIII века, обещавших человечеству торжество свободы, равенства и братства на разумных началах.

В опубликованном в 1794 году письме «Мелодора к Филалету» Н. М. Карамзин отмечал: «Конец нашего века почитали мы концом главнейших бедствий человечества и думали, что в нем последует важное, общее соединение теории с практикою, умозрения с деятельностию, что люди, уверясь нравственным образом в изящности законов чистого разума, начнут исполнять их во всей точности и под сению мира, в крове тишины и спокойствия, насладятся истинными благами жизни. О Филалет! Где теперь сия утешительная система?… Она разрушилась в своем основании!…Век просвещения! Я не узнаю тебя – в крови, в пламени не узнаю тебя, среди убийств и разрушения не узнаю тебя!…» Люди конца века потрясены случившимся. «Вот плоды вашего просвещения! – говорят они, – вот плоды ваших наук, вашей мудрости!…Да погибнет же ваша философия!» И бедный, лишенный отечества, и бедный, лишенный крова, и бедный, лишенный отца, или сына, или друга, повторяют: «Да погибнет!» И доброе сердце, раздираемое зрелищем лютых бедствий, в горести своей повторяет: «Да погибнет!»

Восприятие событий Французской революции как вселенской катастрофы было характерно и для Радищева в его последнем предсмертном произведении – оде «Осьмнадцатое столетие» (1801-1802), и для Д. И. Фонвизина в последней его комедии «Выбор гувернера» (1790), где «равенство состояний» он назвал «вымыслом ложных философов, кои красноречивыми своими умствованиями довели французов до настоящего их положения».

Но вернемся к Карамзину. В ответном письме Мелодору Филалет как будто бы соглашается с другом: «…Мы излишне величали восемнадцатый век и слишком много ожидали от него. Происшествия доказали, каким ужасным заблуждениям подвержен еще разум наших современников!» Но в отличие от Мелодора Филалет не впадает в уныние. Он считает, что эти заблуждения заключены не в природе разума, а в человеческой гордыне. «Горе той философии, которая все решить хочет! Теряясь в лабиринте неизъяснимых затруднений, она может довести нас до отчаяния…» В чем же видит спасение герой Карамзина, в чем источник его оптимизма? «Подобно мореплавателю, который в гибельный час кораблекрушения… не теряет надежды, сражается с волнами и хватает рукою за плывущую доску», Филалет обращается к вере: «Пусть докажут мне наперед, что Бог не существует, что Провидение одно слово без значения, что мы дети случая, сцепление атомов и более ничего! …Я взгляну на сапфирное небо, на цветущую землю, положу руку на сердце и скажу атеисту: „Ты безумец!“… Бог вложил чувство в наше сердце, Бог вложил в мою и в твою душу ненависть ко злобе, любовь к добродетели – сей Бог, конечно, обратит все к цели общего блага».

В словах Филалета – русский ответ на то смятение умов, на тот мировоззренческий кризис, который переживал европейский мир на рубеже XVIII-XIX веков. Крах веры в разум привел европейское человечество к «космическому пессимизму», безнадежности и отчаянию, сомнению в ценности современной цивилизации. Отталкиваясь от несовершенного земного миропорядка, романтики обратились к идеалам вечным и безусловным. Возник глубокий разлад между этими идеалами и действительностью, который привел к так называемому романтическому двоемирию.

В противовес отвлеченному разуму просветителей XVIII века, предпочитавшему извлекать из всего «общее», «типическое», романтики провозгласили идею суверенности и самоценности каждой отдельной личности с богатством ее духовных запросов, глубиною ее внутреннего мира. Главное внимание они сосредоточили не на обстоятельствах, окружавших человека, а на его переживаниях и чувствах. Романтики открыли своим читателям неведомую до них сложность и богатство человеческой души, ее противоречивость и неисчерпаемость. Они питали пристрастие к изображению сильных и ярких чувств, пламенных страстей или, напротив, тайных движений человеческой души с ее интуицией и подсознательными глубинами.

В России романтические веяния тоже возникли под влиянием событий Великой французской революции, но окрепли в годы либеральной политики начала царствования Александра I, пришедшего на русский престол после дворцового заговора и убийства в ночь на 11 марта 1801 года его отца – императора Павла I. Эти веяния питал подъем национального и личного самосознания в ходе Отечественной войны 1812 года. Наступившая после победоносной войны реакция, отказ правительства Александра I от либеральных обещаний начала его царствования привели общество к глубокому разочарованию, которое еще более обострилось после краха декабристского движения. Таковы исторические предпосылки русского романтизма, которому были свойственны общие черты, сближавшие его с романтизмом западноевропейским. Русским романтикам тоже присущи обостренное чувство личности, устремленность к «внутреннему миру души человека, сокровенной жизни его сердца» (В. Г. Белинский), повышенная субъективность и эмоциональность авторского стиля, интерес к отечественной истории и национальному характеру.

Вместе с тем русский романтизм имел свои национальные особенности. Прежде всего в отличие от романтизма западноевропейского он сохранил исторический оптимизм и надежду на возможность преодоления противоречий между идеалом и действительностью. В романтизме Байрона, например, русских поэтов привлекал пафос свободолюбия, бунт против несовершенного миропорядка, но им оставались чужды байронический скептицизм, «космический пессимизм», настроения «мировой скорби». Русские романтики не приняли также культ самодовольной, гордой и эгоистически настроенной человеческой личности, противопоставив ему и

litresp.ru

Презентация «Особенности русского романтизма первой половины XIX века»

Презентация на тему: Особенности русского романтизма первой половины XIX века

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

От дружной ветки отлучённый,Скажи, листок уединённый,Куда летишь: «Не знаю сам;Гроза разбила дуб родимый;С тех пор по долу, по горам,По воле случая носимый,Стремлюсь, куда велит мне рок,Куда на свете всё стремится,Куда и лист лавровый мчится,И лёгкий розовый листок. «Листок»Василий Андреевич Жуковский

№ слайда 2 Описание слайда:

Тема исследования: Особенности русского романтизма первой половины XIX века Цель исследования: определить характерные черты русского романтизма первой половины XIX века в русской культуреЗадачи: проследить начало и развитие романтизма в русской культуре: литература, живописьОпираясь на источники и наблюдения, а также на промежуточные выводы, сделать окончательный вывод о содержании русского романтизма, его характерных чертах и влиянии на дальнейшее развитие русской культуры

№ слайда 3 Описание слайда:

РОМАНТИЗМ – особый вид мировоззрения, одновременно – художественное направление, сложившееся в начале 19 в. и получивший широкое распространение как направление в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России

№ слайда 4 Описание слайда:

Главными событиями русской истории начала 19 века явились Отечественная война 1812 года и восстание декабристов в 1825 г., оказавшие огромное влияние на весь ход художественного развития России и определившее круг вопросов и тем и вопросов, волновавших русских романтиков.ПамятникМ.И.Кутузову.Скульптор Б.И.ОрловскийАрхитектор В.П.Стасов.1829-1837ПамятникМ.Б.Барклаю-Де-Толли.Скульптор Б.И.Орловский,Архитектор В.П.Стасов.1829-1837

№ слайда 5 Описание слайда:

Особый интерес к личности, её отношение к окружающей действительности, мучительный поиск идеала ПРОТИВОПОСТАВЛЕНО в романтизме реальному миру, обыденности, серости и скуке.Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность.Для него важнее высказать своё отношение к действительности, создать свой образ мира, часто по принципу контраста с реальной жизнью, чтобы через этот вымысел и контраст донести до читателя и СВОЙ ИДЕАЛ и СВОЁ НЕПРИЯТИЕ ОТРИЦАЕМОГО МИРА

№ слайда 6 Описание слайда:

Давно отверженный блуждалВ пустыне мира без приюта:Вослед за веком век бежал,Как за минутою минута,Однообразной чередой.Ничтожной властвуя землёй,Он сеял зло без наслажденья.Нигде искусству своемуОн не встречал сопротивленья –И зло наскучило ему.Михаил Юрьевич Лермонтов.Поэма «Демон»Печальный Демон, дух изгнанья,Летал над грешною землёй,И лучших дней воспоминаньяПред ним теснилися толпой;Тех дней, когда в жилище светаБлистал он, чистый херувим,Когда бегущая кометаУлыбкой ласковой приветаЛюбила поменяться с ним,Когда сквозь вечные туманы,Познанья жадный, он следилКочующие караваныВ пространстве брошенных светил;Когда он верил и любил,Счастливый первенец творенья!Не знал ни злобы, ни сомненья,И не грозил уму егоВеков бесплодных ряд унылый…И много, много… и всегоПрипомнить не имел он силы!

№ слайда 7 Описание слайда:

История Тамары в поэме Лермонтова «Демон» подчинена главной задаче – воссоздать «дух беспокойный», дух демона, передать в космических образах трагедию современного человека, и, наконец, отношение самого поэта к действительности:…Где не умеют без боязниНи ненавидеть, ни любить… ПРОТЕСТ против мелочности и пошлости, бездуховности и пустоты ярко выражен в авторской позиции. Ярко, глубоко, напротив, звучит тема одиночества, вечного изгнанничества, так как в мире, который отрицает художник мыслящему, страдающему существу нет места. Герой сам обрекает себя на вечное изгнание, вечную непонятость. В поэме «Демон» главный герой признаётся:Я тот, которому внималаТы в полуночной тишине,Чья мысль душе твоей шептала,Чью грусть ты смутно отгадала,Чей образ видела во сне.Я тот, чей взор надежду губит;Я тот, кого никто не любит;Я бич рабов моих земных,Я царь познанья и свободы,Я враг небес, я зло природы…

№ слайда 8 Описание слайда:

Поэма 1839 года «Мцыри» — одно из главных произведений Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, с природой, темой Земли и Неба.Мцыри – монах-послушник – яркий символ романтического героя. Он вступает в конфликт с окружающей средой. Перед читателем — могучая личность, бросающая вызов. Действие разворачивается на Кавказе среди вольной и могучей природы, родственной душе героя, который ценит свободу превыше всего, не принимает жизнь «вполсилы»:…Таких две жизни за одну,Но только полную тревог,Я променял бы, если б смог…Свобода для юноши – высшее благо,и три дня на воле стали истинной жизнью:Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трёх блаженных днейБыла б печальней и мрачнейБессильной старости твоей.Любовь к свободе так велика, что герой предпочитает смерть жизни в заточении, пусть добровольном:Меня могила не страшит,Там, говорят, страданье спитВ холодной вечной тишине…

№ слайда 9 Описание слайда:

Романтизм связана с обновлением жанров ( в отличие от эпохи классицизма и сентиментализма).Происходит формирование: Исторического романаЛиро-эпической поэмыФантастической повестиБурное развитие лирикиОсобенности русского романтизма: Мотив вольнолюбия и борьбы Усиленное социальное звучание и психологическая напряжённостьАктивное развитие лирикиИстоки русского романтизма:Влияние немецкого романтизма (Гёте, Шиллер,Гофман), английского и французского романтизма (Байрон, Шатобриан)Мистицизм, философия, противопоставление «дневного» и «ночного» мира, разлад личности и общества, проблема «сильной личности» и «естественного человека»

№ слайда 10 Описание слайда:

Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино, — печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть — на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной. А.С. Пушкин. ЭлегияОбратим внимание: именно у Пушкина лирический герой всегда полон жизненного оптимизма – он верит, что его на склоне лет ещё посетит любовь и творческое вдохновенье.Предельная откровенность, «исповедь сердца», страдание, мечтательность, мысли о неизбежности ухода в другой мир, одиночество, трагизм существования – всё это характеризует лирику поэтов-романтиков первой половины XIX века

№ слайда 11 Описание слайда:

Мой генийО память сердца! Ты сильнейРассудка памяти печальнойИ часто сладостью своейМеня в стране пленяешь дальной.Я помню голос милых слов,Я помню очи голубые,Я помню локоны златыеНебрежно вьющихся власов.Моей пастушки несравненнойЯ помню весь наряд простой,И образ милый, незабвеннойПовсюду странствует со мной.Хранитель гений мой – любовьюВ утеху дан разлуке он:Засну ль? Приникнет к изголовьюИ усладит печальный сон.Упадок духа и глубокая скорбь отвергнутой любви высказываются в «Воспоминаниях» (1815 году). В это время произошел в Батюшкове поворот в сторону пессимизма и разочарования жизнью, от которого Константин Николаевич Батюшков искал убежища в религиозном чувстве.

№ слайда 12 Описание слайда:

Русский романтизм, это, конечно, в первую очередь, лирика: любовная, гражданская, вольнолюбивая. Лирический жанр как никакой другой позволял выразить то настроение, которое было порождено противоречием между мечтой и реальностью, полётом, устремлённостью к светлому идеалу и повседневностью, скукой.Русский романтизм – это ранняя лирика А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, стихотворения К. Батюшкова и Д. Давыдова, баллады В.А. Жуковского, Русский романтизм:действительно получает широкое распространение и оказывает заметное влияние не только на русскую культуру. Он входит в историю мировой культуры как «золотой век» русской поэзииИстоком послужила Отечественная война 1812 года и восстание декабристов, 1825 годаПоэт-романтик отстаивает СВОЙ ИДЕАЛ и СВОЁ НЕПРИЯТИЕ ОТРИЦАЕМОГО МИРАИзображение исключительного героя в исключительных обстоятельствахЛирика романтизма это — ПРОТЕСТ против мелочности и пошлости, бездуховности и пустоты. Ярко, глубоко, звучит тема одиночества, вечного изгнанничества, так как в мире, который отрицает художник, мыслящему, страдающему существу нет места.

№ слайда 13 Описание слайда:

Рассмотрим, как проявляются черты романтизма в живописи.А.К. Саврасов. Вид на Кремль с Крымского моста. 1850 г.Перед нами необычный пейзаж: видно, что собирается гроза: и громоздящиеся зловещие тучи ( цвет от бело-жёлтого до серо-чёрного) , и гнущиеся под порывами ветра деревья и кусты ( цвет тёмно-зелёный), и цвет земли ( от тёмно-зелёного до светло-жёлтого) – всё цветовое решение построено на контрасте. Фигура женщины, чья одежда подхвачена ветром.Всё- выражение необычности. Вспомним: романтизм – изображение исключительного.

№ слайда 14 Описание слайда:

Когда смотришь на портреты Ореста Адамовича Кипренского (1782—1836), то кажется, что видишь свободных людей: так ясен их взгляд, так непринужденны их позы. Никому из его современников не удалось так выразить это ощущение нового человека. Совсем не зная истории России, только по этим портретам можно сказать, что в стране наступила новая эра. В лицах есть несомненное чувство независимости, даже личной свободы Портрет полковника Е.В. Давыдова. 1809 гДевочка в маковом венке с гвоздикой в руке. 1819 гПортрет А.А. Челищева.1808- 1809 ггВ отвлеченности этих аллегорических сочинений и весельи вакхических сцен есть стремление подняться над обыденной жизнью, сотворить образы особой, внебытовой, чистой красоты.

№ слайда 15 Описание слайда:

Портрет А.С. Пушкина. 1827 годПортрет В.А. Жуковского1819 годПортрет В. А. Жуковского имеет меланхолическое выражение. Поэт представлен в задумчивости; местоположение дико и мрачно; на небе ночь, и в облаках виден отсвет луны»

№ слайда 16 Описание слайда:

Портрет ПушкинаСам поэт высоко ценил работу Кипренского. Увидев картину, он откликнулся экспромтом: Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Портрет В. А. Жуковского во многом выражает собой стилистику эпохи романтизма. Мотивы меланхолического мечтания вблизи руин, слияния с бурными стихиями природы близки темам творчества самого Жуковского. Теплые, красноватые тона лица даны через энергичное сопоставление света и тени. Мечтательное лицо молодого поэта многозначительно оттеняется грозовыми сине-серыми тучами, закрывающими небо, и сумрачным пейзажем, где вдали темнеют развалины замка.

№ слайда 17 Описание слайда:

Проведённое исследование по темеОсобенности русского романтизма первой половины XIX векаПозволяет сделать окончательный вывод:Русский романтизм, имея сходные с европейским общие черты, отличается национальным своеобразием:Особый интерес к внутреннему миру человека, глубокий психологизмМучительный поиск идеалаПротивопоставление жажды борьбы, неуспокоенности, стремление к возвышенному серой действительности, скуке и однообразиюПротест против пошлости, бездуховностиРусский романтизм дал мировой культуре беспримерные, нетленные образцы высокого искусства. Результаты данного исследования могут быть использованы на уроках литературы при изучении русской литературы, истории и культуры первой половины XIX века

ppt4web.ru

Русский романтизм первой четверти XIX века.

Количество просмотров публикации Русский романтизм первой четверти XIX века. — 1077

План.

Творчество В.А. Жуковского

Русский романтизм первой четверти XIX века.

Лекция № 2

Динаміка конфлікту: стадії розвитку, трансформація різних типів конфлікту.

Структура конфлікту: учасники конфлікту, умови перебігу, конфліктна ситуація, поведінка в конфлікті.

Стадії (етапи) конфлікту:

1. Виникнення конфліктної ситуації.

2. Усвідомлення ситуації як конфліктної хоча би однією із сторін.

3. Стадія конфліктної поведінки або взаємодії.

4. Стадія вирішення конфлікту.

Способи управління конфліктом (способи поведінки в конфлікті)

· Ухилення від конфліктної взаємодії.

· Згладжування конфлікту. Реалізація принципу кота Леопольда “Давайте жити дружно!ʼʼ

· Боротьба за перемогу в конфлікті.

· Компроміс.

· Співробітництво — базується на впевненості сторін конфлікту в тому, що розбіжності в поглядах є закономірними, і сторони визнають право кожного на особисту думку та готові зрозуміти один одного, що дає можливість аналізувати причини розбіжностей і знайти прийнятний для всіх вихід.

Методика вирішення конфлікту:

1. “Зняти маски” (ревнивця, егоїста͵ диктатора, заздрісника, агресора тощо) і “стати самим собою”.

2. Виявити і усвідомити справжню причину конфлікту.

3. Відмовитися від принципу “перемога за будь-яку ціну”. В конфліктах не перемагають, їх улагоджують.

4. Знайти декілька можливих варіантів вирішення конфлікту.

5. Оцінити варіанти і вибрати кращий.

6. Переконати іншу сторону конфлікту у тому, що даний варіант є найоптимальнішим (“говорити, щоб нас почули”, уміти “слухати” іншу сторону).

7. Усвідомлювати й оберігати цінність взаємовідносин.

Важливим аспектом поведінки в конфліктних ситуаціях і вирішення конфлікту психологія вважає асертивність особистості. В психологічній літературі відсутнє чітке визначення цього поняття. Асертивність ми можемо визначити як “неконфліктна поведінка”, “уміння вирішувати конфлікти”, поведінка людини (включаючи конфліктні ситуації) на основі таких якостей: 1) повага до себе, почуття власної гідності, чесність, протидія маніпуляції; 2) повага до інших, дружелюбність, визнання права інших на власну точку зору, позицію, невикористання відносно інших маніпулятивних технологій; 3) використання при вирішенні конфліктних ситуацій принципу співробітництва.

Динаміка конфлікту — послідовна зміна стадій і етапів, які характеризують процес розгортання конфлікту від виникнення конфліктної ситуації до вирішення конфлікту.

(1783-1852)

1. Русский романтизм первой четверти XIX века. Типология романтизма.

2. Субъективно-лирический романтизм. Творчество В.А. Жуковского.

3. Формирование жанра романтической элегии (ʼʼВечерʼʼ, ʼʼСлавянкаʼʼ и др.).

4. Художественный мир ранних баллад Жуковского (ʼʼЛюдмилаʼʼ, ʼʼСветланаʼʼ). Национальное своеобразие героинь. Жанрово-стилевое своеобразие поздних баллад.

Типология романтизма.

Известный литературовед нашего времени Кулешов В.И. выделяет пять разновидностей романтизма.

· Субъективно-лирический: В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков.

· Гражданский: К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев-Марлинский,

А.И. Одоевский.

· ʼʼБайроническийʼʼ: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.И. Козлов. Философский: Д.В. Веневитинов, В.Ф. Одоевский.

· Народно-исторический: М.Н. Загоскин, И.И. Лажечников.

· Славянофильский: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, П.В. Киреевский,

К.С. Аксаков, И.С. Аксаков.

1. Русский романтизм имел те же исторические предпосылки, что и романтизм западноевропейский: известные разочарования в результатах Французской революции, в просветительском движении XVIII века, провозглашавших свободу от гнета͵ всœеобщее равенство и братство.

2. Романтизм отстаивал самодовлеющее значение личности, духовную ее эмансипацию, свободу. Руссо, с его учением о ʼʼестественном человекеʼʼ, был духовным отцом европейского романтизма; Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного человека. Востребованным оказывается образ ʼʼблагородного дикаряʼʼ, вооруженного ʼʼнародной мудростьюʼʼ и неиспорченного цивилизацией. В России хорошо знали идеи Руссо. За творчеством Шатобриана, этого нового литературного кумира, внимательно следили в карамзинском ʼʼВестнике Европыʼʼ в самом начале XIX века. Романтик Жуковский никогда не мог начисто отмежеваться от сентиментализма, но, несомненно, в главных своих интересах он был романтиком.

3. Существенным толчком для формирования романтических настроений оказалась освободительная борьба против Наполеона, пробуждение русского национального самосознания, патриотическое воодушевление.

Многие идеи романтики этого направления черпали в трудах Гердера, доказывавшего, что душа каждого народа выражается в его песнях. Отсюда интерес романтиков к фольклору, истории и этнографии.

4. .Философский, народно-исторический и славянофильский романтизм в России был реакцией не только на политику Священного союза, но и реакцией на поражение декабристов. Этот романтизм чуждался ʼʼполитикиʼʼ, искал цельное, органическое мировоззрение, находя его в ʼʼфилософии тожестваʼʼ раннего Шеллинга и в народно-патриотическом движении 1612 и 1812 годов, в идеализированном патриархальном укладе допетровской Руси.

5. Между различными видами русского романтизма не было непреодолимых преград. Обособленным были лишь гражданский романтизм декабристов. Все они имели аналоги в европейском романтизме, хотя отличались глубоко национальным своеобразием.

В русском романтизме появляется

· свобода от классических условностей;

· создается баллада, романтическая драма;

· новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека.

Между принципами сентиментализма и романтизма много общего, но вместе с тем, главный интерес художников, представляющих изображение души, внутреннего мира человека, имел различное художественное воплощение.

Сентиментализм Романтизм
Сентименталистский герой живет среди окружающего мира, но смотрит на него через ʼʼрозовые очкиʼʼ своей чувствительности, претендует на некоторую исключительность своего собственного духовного мира, сострадательности, активности, являющейся упреком обыденной пошлости окружающей среды.   Романтический герой идет дальше: ʼʼВ душе своей я создал мир иной / И образцов иных существованьеʼʼ (Лермонтов). У него разрыв с окружающей средой, бунтарский протест против нее. Мера субъективности тут должна быть различной. · ʼʼМир инойʼʼ – как выдуманный, фантастический мир, с титаническими страстями и стремлениями, или · как мир старины, народной мудрости, неиспорченной цивилизации.  

referatwork.ru

Лекции по «истории русской литературы XIX века (I-половина)» составитель: ережепова г. С

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО

СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

КАРАКАЛПАКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени БЕРДАХА

КАФЕДРА РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ

Курс лекции

по «ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

XIX века (I-половина)»

СОСТАВИТЕЛЬ: ЕРЕЖЕПОВА Г.С.

НУКУС — 2006

Литературное движение 1800-1825 гг.

В.А.Жуковский.

1. Литературное движение.

2. Полемика о “Старом и новом слоге”.

3. Литературные общества.

4. Развитие романтизма в первой четверти XIX в.

5. Становление романтизма в поэзии Жуковского.

В начале XIX в. классицизм — наиболее влиятельное в XVIII в. литературное направление — уже утрачивает характерные для него в недавнем прошлом прогрессивные черты: гражданско-просветительский и государственно — патриотический пафос, утверждение всемогущего человеческого разума, критическое отношение к деспотизму. Все больше влияния приобретал сентиментализм, утверждавший свои идейно-эстетические позиции в полемике с классицизмом.

Однако было бы неправильно полагать, что историко-литературное развитие шло однолинейно: от классицизма к сентиментализму, затем — к романтизму и т.д. В действительности эволюция направлений и стилей была более сложной. На каждом этапе литературного развития обычно одновременно сосуществуют несколько литературных направлений, находясь в сложном взаимодействии, в чем-то притягиваясь, но чаще всего отталкиваясь. Разумеется, какие-то литературные явления в данный момент могут восприниматься уже как устаревшие, какие-то — набирающими силу.

Что же касается сентиментализма, то он, несомненно, в условиях русской действительности начала XIX в. представлял собою шаг вперед в историко-литературном развитии. В отличие от классицистов писатели-сентименталисты преимущественно обращали внимание на личность человека, его внутренний мир. Отсюда появление в сентиментализме нового героя — обыкновенного человека, изображенного в обстановке более простой, обыденной жизни.

Вместо классицистических догм, обязательных правил, порожденных рационализмом, рассудочностью просветительской эстетики, сентиментализм провозглашает свободу от любой сковывающей фантазию художника нормативности, провозглашая право писателя на выражение в искусстве своей авторской индивидуальности. Отсюда появление в сентиментализме новых жанров, способствующих выражению авторского “я” (дневник, письма, путешествия), развитие прозы. Начиная с Н.М.Карамзина, на творчество которого ориентировались его многочисленные последователи, утверждается идея равенства народа и господствующих классов — но преимущественно лишь в моральном аспекте. Гуманизм писателей карамзинистского лагеря был социально ограничен.

Идеальный образ героя мыслился сентименталистами, как правило, вне цивилизованного общества. Они основывались на традициях Ж.Ж.Руссо, утверждавшего решительное превосходство простой, естественной, “природной” жизни над цивилизацией.

По целому ряду идейно — эстетических признаков сентиментализм подготавливал утверждение романтизма в литературе, что дало основание ряду исследователей назвать это литературное направление предромантизмом.

Новые тенденции, проявившиеся в русской литературе на рубеже XVIII-XIX вв, не могли не вызвать оживленной полемики. Сентименталисты настойчиво отстаивали языковую реформу Карамзина, который стремился сблизить литературный язык с разговорной речью образованного сословия. В его произведениях славянизмы почти не употреблялись. Ораторская интонация уступала место разговорной.

В 1803 г. адмирал А.С.Шишков, занимавший крайне реакционные позиции, выпустил книгу “Рассуждение о старом и новом слоге российского языка”, получившую одобрение правительственных и церковных кругов. До некоторой степени Шишков был справедлив в критике манерной изысканности языка последователей Карамзина. Однако главная его задача заключалась в отстаивании устаревших языковых норм. Он призывал русских писателей ориентироваться только на церковные книги и соответственно на церковное мировоззрение.

Выступление Шишкова было подвергнуто резкой критике учениками и последователями Карамзина. Борьба “шишковистов” и “карамзинистов” проявилась не только в полемике по вопросам языка, но и в области журналистики, в различных литературных обществах.

Зимой 1806-1807 гг. “шишковисты” организовали постоянные литературные чтения и беседы. Затем этим частным собраниям был придан более официальный характер. С 1811 г. начинает существование “Беседа любителей русского слова”, пользовавшаяся “высочайшим покровительством ”. Просуществовав несколько лет, “Беседа” распалась в 1816 г., так и не создав ничего значительного, что осталось бы в истории русской литературы.

В противовес “Беседе любителей русского слова” в 1815 г. возникло другое литературное общество, получившее название “Арзамас”. Членами нового общества стали В.А..Жуковский (который обычно вел его протоколы), П.А.Вяземский, К.Н.Батюшков, Д.В.Давыдов, В.Л.Пушкин (дядя А.С.Пушкина), а несколько позднее и сам А.С.Пушкин. В основном это были молодые талантливые поэты карамзинской ориентации. Они остроумно пародировали официально-торжественный стиль заседаний “Беседы”, высмеивали отсталость их литературных вкусов. Несмотря на всю внешнюю “несерьезность”, “Арзамас” вовсе не был только развлекательным обществом. На его заседаниях велась смелая борьба с литературным консерватизмом и устаревшими эстетическими принципами. Здесь устанавливались новые понятия о поэзии, новые представления о задачах литературы, ее месте в обществе и т.д. “Арзамас” распался в 1818 г.

В сознании современников на первом плане литературной борьбы в начале века оказалась полемика “шишковистов” и “карамзинистов”. Между тем в это время существовала еще одна литературная группа, объединившаяся в 1801 г. в “Вольное общество любителей словесности, наук и художеств”. Основателями его были И.М.Борн и В.В.Попугаев. Вскоре в общество вступили литературы А.Е.Измайлов, Н.Ф.Остолопов, сыновья А.И.Радищева — Василий и Николай, И.П.Пнин, в дальнейшем — К.Н.Батюшков, Н.И.Гнедич, В.Л.Пушкин и др.

Значительное место в деятельности “Вольного общества” занимала поэзия. Стало уже традицией объединять Пнина, Борна, Попугаева в особую группу “поэтов-радищевцев”. В своей лирике они воссоздавали высокий морально-политический облик гражданина, в значительной степени отличавшегося от чувствительного “лирического героя”, типичного для поэзии сентименталистов.

Художественное своеобразие поэтов — просветителей заключается в том, что в их творчестве сочетаются традиции классицизма с новыми тенденциями, которые связаны уже с сентиментализмом. Продолжая традиции Карамзина в раскрытии внутреннего мира героя, они обогащали поэзию гражданским пафосом, связывая лирические переживания с социальными мотивами. Традиционная для классицистов ода превращается у них в лирический жанр.

И все же поэтом “Вольного общества” не удалось создать цельную эстетическую систему. Их эстетические принципы не были в достаточной степени органическими и последовательными. Попытки объединить традиции классицизма с некоторыми элементами поэтики сентиментализма не всегда оказывались удачными. Тем не менее, нельзя недооценивать значения творчества поэтов “Вольного общества”, в котором достаточно четко отразились идеи русского просвещения.

Проблема романтизма принадлежит к числу сложнейших в науке о литературе.

Русский романтизм при своем возникновении был связан, разумеется, с общеевропейским литературным движением. Вместе с тем он был внутренне обусловлен объективным процессом развития русской культуры, в нем нашли развитие те тенденции которые были заложены в русской литературе предшествующего периода. Русский романтизм был порожден надвигающимся социально-историческим переломом в развитии России.

Романтики утверждали, что высшей ценностью является человеческая личность, в душе которой заключен прекрасный и таинственный мир; только здесь можно найти неисчерпаемые источники подлинной красоты и высоких чувств. В своем художественном творчестве романтики стремились в большинстве случаев не к отражению реальной действительности (которая представлялась им низкой, антиэстетической), не к уяснению объективной логики развития жизни (они вовсе не были уверены, что такая логика существует). В основе их художественной системы оказывался не объект, а субъект: личностное, субъективное начало приобретает у романтиков решающее значение.

Действительность как бы распадалась на два мира: пошлое, обыденное здесь и чудесное, романтическое там. Отсюда обращение к необычным, исключительным, условным, порою даже фантастическим образом и картинам, стремление ко всему экзотическому — всему тому, что противостоит повседневной, будничной действительности, житейской прозе. Герой противопоставлен среде, возвышается над нею. Он находится во враждебных отношениях с обществом и в силу этого обречен на трагическое одиночество и часто гибель. Так возникает типично романтический конфликт, который основывается на столкновении идеального, духовного, прекрасного с низменным, материальным, бездуховным. На первый план выдвигались исключительные характеры и обстоятельства.

Русский романтизм не был однородным. Обычно отмечается наличие в нем двух основных течений. Принятые в современной науке термины психологический и гражданский романтизм выделяют идейно-художественную специфику каждого течения. В одном случае романтики, ощущая растущую неустойчивость общественной жизни, которая не удовлетворяла их идеальным представлениям, уходили в мир мечты, в мир чувств, переживаний. психологии. Признание самоценности человеческой личности, пристальный интерес к внутренней жизни человека, стремление, раскрыть богатство его душевных переживаний — это были сильные стороны психологического романтизма, наиболее видным представителем которого был В.А.Жуковский. Он и его сторонники выдвигали идею внутренней свободы личности, ее независимости от общественной среды, от мира вообще, где человек не может быть счастлив. Не добившись свободы в общественно-политическом плане, тем более упорно настаивали романтики на утверждении духовной свободы человека. С этим течением связано появление в 30-е годы XIX в. особого этапа в истории русского романтизма, который чаще всего называется философским.

Представители другого течения в русском романтизме призывали к прямой борьбе с современным обществом, прославляя гражданскую доблесть борцов. Они видели в литературе прежде всего средство пропаганды и борьбы.

В каких бы формах ни протекала полемика между двумя главными течениями русского романтизма, все же существовали и общие черты романтического искусства, которые их объединяли: противопоставление высокого идеального героя миру зла и бездуховности, протест против сковывающих человека устоев самодержавно-крепостнической действительности.

В дальнейшем Пушкину удалось уже на более высоком уровне объединить лучшие традиции и художественные завоевания как психологического, так и гражданского романтизма. Именно поэтому творчество Пушкина является вершиной русского романтизма 20-х годов XIX в. Пушкин, а затем Лермонтов и Гоголь не могли пройти мимо достижений романтизма, его опыта и открытий.

Жуковский сыграл очень важную роль в истории русский литературы. Он был первым русским романтиком. Белинский размышляя о поэзии Жуковского, прямо отмечал жизненную основу романтического творчества: “Романтизм — принадлежность не одного только искусства, не одной только поэзии: его источник в том, в чем источник и искусства, и поэзии, — в жизни.. В теснейшем и существеннейшем своем значении романтизма есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца” [ 7, 145 ].

В раннем своем творчестве Жуковский выступает как сентименталист, продолжающий карамзинские традиции. Впрочем, и тогда уже в его поэзии явственно ощущались черты, которые получили в науке название предромантизма. Поэтому сравнительно скорый переход Жуковского на позиции романтизма не был неожиданным.

Первые поэтические успехи Жуковского связаны с его обращением к элегии — жанру по преимуществу лирическому и субъективному. В 1802 г. он переводит элегию английского поэта Грея “Сельское кладбище”. В стихотворении, овеянном меланхолией, говорилось не только о равенстве людей перед смертью, но и о духовном богатстве простых поселян, их нравственном превосходстве перед “рабами сует”.

В другой ранней элегии “Вечер” (1806) содержится авторская характеристика основной направленности его творчества:

Мне рок сулил брести неведомой стезей,

Быть другом мирных сел, любить красы Природы,

Дышать под сумраком дубровной тишины,

И, взор склонив на пенны воды,

Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

Уже в ранних стихах Жуковского раскрывались богатые возможности русского поэтического языка, его мелодичность и звучность. Он показал принципиальную возможность использования в словесной живописи оттенков и полутонов, помогающих раскрыть глубину внутреннего мира человека, самые тонкие душевные переживания.

Характерная для романтиков тема любви также дана у Жуковского в элегических тонах скорби, печали. Впервые в русской поэзии так тонко и психологически правдиво было рассказано о страданиях человека, способного к возвышенной любви и в то же время осознающего трагическую неразделенность его чувства.

В элегиях Жуковского постоянно подчеркивается неудовлетворенность действительностью, выражается стремление в какой-то иной чудесный и таинственный мир, как будто бы существующий где-то там, вне земной реальности (”Минувших дней очарованье…”, 1818; “Невыразимое”, 1819, и др.).

Особое место в творчестве Жуковского занимают баллады. Этот жанр был популярен в поэзии XIX в. Первая баллада Жуковского “Людмила” (1808), являвшаяся переработкой произведения немецкого поэта Г.А. Бюргера, имела огромный успех. Читатели впервые соприкоснулись с таинственным миром, страшным, но вместе с тем и увлекающим воображение. Здесь прозвучали мотивы, ставшие обычными для большинства баллад поэта: ночной мрак, привидения, кладбище, мертвецы и т.д.

В “Людмиле”, как и в других балладах Жуковского, отчетливо выражена идея трагической обреченности человека, бессильного в борьбе с судьбой.

Успех “Людмилы” вдохновил поэта на дальнейшую разработку жанра баллады. Самым известным его произведением в этом жанре оказалась “Светлана” (1812). В ней был усилен национальный колорит, значительно больше места по сравнению с “Людмилой” занимают картины русской природы, народные обряды, черты русского быта.

Большого мастерства достигает Жуковский в создании психологического портрета своей героини. Светлана у поэта — милая и скромная девушка, само имя ее светлое; она тоскует, не получая известий от жениха, замирает от страха во время гадания, ее охватывает ужас во сне… Все тревожное, мрачное, кошмарное оказывается только сном. Если Людмила “жизнь кляла” и “творца на суд звала”, то Светлана не жалуется на судьбу, не ропщет. Именно поэтому она спасена, а поэт в заключение формулирует смысл баллады: “Лучший друг наш в жизни сей — // Вера в провиденье”. Это одно из самых оптимистических произведений Жуковского.

Жуковский, как и большинство современников, не мог не откликнуться на события 1812 г. В годы Отечественной войны он был в ополчении, присутствовал при Бородинском сражении. Воспевая победы русского оружия в стихотворении “Певец во стане русских воинов”, Жуковский отчасти использует высокую лексику и ритмико-синтаксические конструкции, присущие классическим одам. Героический гимн в честь воинов-победителей прозвучал очень тепло и лирично.

К декабристскому движению Жуковский относился отрицательно, не одобряя идеи вооруженного восстания. Однако нельзя забывать, что благодаря высокому благородству поэта, его смелости и великодушию были смягчены кары, грозившие многим выдающимся литераторам. Он был постоянным защитником Пушкина перед Александром, а затем и Николаем I. Жуковский помогал Герцену, Гоголю, Кольцову.

После 1825 г. характер творчества Жуковского постепенно меняется. В его собственной поэзии усиливаются религиозно-мистические мотивы. В последний период много внимания он уделяет переводам. И в этой области Жуковскому удалось сделать много полезного: он переводит Байрона, Вальтера Скотта, Шиллера. Важное общекультурное значение имел его перевод поэмы Гомера “Одиссея”. Историко-литературное значение наследия Жуковского несомненно. Деспотической власти общества Жуковский противопоставляет романтический образ свободного человека, независимого от окружающих обстоятельств. Он с гордостью писал: “При мысли великой, что я человек, // Всегда возвышаюсь душою” (“Теон и Эсхин”, 1814). Впервые в русской поэзии так полно был выражен внутренний мир личности, не удовлетворенной действительностью, овеянной мечтой о недостижимом идеале. Личностное начало пронизывает все творчество Жуковского, определяя собой и жанровое новаторство, и способы раскрытия сложной душевной жизни, и лирически окрашенный пейзаж. Жуковский обогатил литературный язык, расширил представление о поэтических возможностях слова, придавал ему гибкость, певучесть — то, что Пушкин назвал “пленительной сладостью” стихов автора “Светланы”.

Белинский был убежден, что “без Жуковского мы не имели бы Пушкина” [7, 221]. Эти справедливые суждения объясняют значение замечательного поэта не только для своей современности, но и для последующего развития русской литературы, включая и Пушкина, и Лермонтова, и Тютчева, и Некрасова, и Блока.

Константин Николаевич Батюшков

(1787 – 1855)

В любом сборнике русской поэзии пушкинского времени переход от Жуковского именно к Батюшкову естествен и неизбежен. Эти два поэта были создателями русского романтизма и реформаторами нашего стиха, подготовившими появление Пушкина. К тому же на протяжении двадцати лет они шли рука об руку по жизни, оставаясь друзьями и единомышленниками.

В 1815 году Батюшков писал Жуковскому: «Дружба твоя для меня сокровище.» Но и поэзию Жуковского Батюшков ценил необычайно высоко и не раз доказывал, что истинный талант чужд зависти. Батюшков один из тех многочисленных писателей, которые были обязаны Жуковскому и хлопотами перед сильными мира сего, и ободряющим словом в трудный час.

У Белинского мы находим высокую оценку роли Батюшкова в русской литературе: «Батюшков, как талант сильный и самобытный, был неподражаемым творцом своей особенной поэзии на Руси». Ему «немного не доставало, чтоб он мог переступить за черту, разделяющую большой талант от гениальности». За эту черту переступил Пушкин…

Возможно, некий парадокс заключен в том, что один из страстных и темпераментных лириков русской поэзии, «идеальный эпикуреец» (выражение Белинского) и певец наслаждений, Константин Николаевич Батюшков родился и прожил долгие годы и окончил свои дни на снежном севере России, в краях вологодских. Отец его, Николай Львович, был человеком мрачным и нелюдимым, хотя и достаточно образованным: в родовом поместье селе Даниловском хранилась прекрасная французская библиотека. Мать поэта вскоре после его рождения заболела неизлечимым душевным расстройством и умерла. Батюшков всегда носил в душе это горе: Отторжен был судьбой от матери моей,

От сладостных объятий и лобзаний,

Ты помнишь, сколько слез младенцем пролил я!

Четырнадцати лет (1797-1802) он был привезен в Петербург и определен в частный пансион. Здесь будущий поэт постигал премудрости языков, истории, статистики, ботаники и иных наук. К последнему году пансиона (1802) относится первое известное стихотворение Батюшкова «Мечта». Поэт впоследствии много раз его переделывал, но достаточно взглянуть на две заключительные строчки этого ученического еще стихотворения, чтобы угадать будущего Батюшкова. Вот они:

Так хижину свою поэт дворцом считает

И счастлив он мечтает!

В одной из статей Батюшков сформулировал главное в своем отношении к искусству и, пожалуй, самую суть своей личности: «Поэзия, осмелюсь сказать, требует всего человека… Живи, как пишешь, и пиши, как живешь». Вся биография Батюшкова, не столь уж богатая внешними событиями, все развитие его характера, смена настроений и мироощущение в его стихах. Он писал, как жил: в юности светло и беззаботно, передавая в ярких образах всю полноту радости:

Мои век спокоен, ясен,

В убожестве с тобой

Мне мил шалаш простой;

Без злата мил и красен

Лишь прелестью твоей!

Или:

О пламенный восторг!

О страсти упоенье!

О сладострастие…

Всего себя забвенье!

Летом 1809 года Батюшков написал сатиру “Видение на брегах Леты”, знаменовавшую начало зрелого этапа его творчества.Батюшков выносит суровый приговор современным поэтам. Единственным поэтом, которого Батюшков удостоил подлинного бессмертия, стал И.А.Крылов из-за самобытности и народности его басенного творчества. Cвоего рода манифестом романтической лирики было стихотворение “Вакханка”. “Философ резвый и пиит” так назвал Пушкин Батюшкова в юношеском послании.

Современница вспоминала о молодом Батюшкове: “Дружба была его кумиром, бескорыстие и честность отличительными чертами его характера. Когда он говорил, черты лица его и движения оживлялись, вдохновение светилось в его глазах. Свободная и чистая речь придавала большую прелесть его беседе”.

В 1810-1812 гг. Батюшков сблизился с Н.М.Карамзиным и кругом будущих “арзамасцев” – Жуковским, Вяземским, В.Л.Пушкиным и др. Он стал сотрудничать в журнале “Вестник Европы”. В стихотворениях этого периода Батюшков прославляет радости бытия, дружбу, любовь, свободу личности. Увы, личные невзгоды, ужасы пережитых войн и тяжкая наследственная болезнь рано подточили силы поэта и переменили характер лирики Батюшкова. Его тяготили постоянное безденежье, материальная зависимость сначала от отца, потом от старших сестер; не удалась и личная судьба: любимая девушка согласилась на помолвку с ним, не испытывая ответных чувств. Разве мог он принять согласие без любви, он, писавший: “Жертвовать собою позволено, жертвовать другими могут одни злые сердца”. И он пожертвовал собою, ибо жил, как писал. Печальные строки остались памятником этой любви:

Я видел, я читал

В твоем молчании, в прерывном разговоре,

В твоем унылом взоре,

В сей тайной горести потупленных очей,

В улыбке и в самой веселости твоей

Следы сердечного терзанья…

В 1813- 1814 годах Батюшков участвовал в заграничном походе русской армии против Наполеона. Он был адъютантом генерала Раевского. Восприятие поэтом войны отличалось о восприятия современников. Война для него весьма уродливая картина.

Все пусто… Кое-где на снеге труп чернеет,

И брошеных костров огонь, дымяся, тлеет,

И хладный, как мертвец,

Один среди дороги

Сидит задумчивый беглец

Недвижим, смутный взор вперив на мертвы ноги.

Реализм этой зарисовки чрезвычайно нов для тогдашней поэзии. Нетрадиционным оказался у поэта и образ воина, «ратника». Вот герой элегии «Переход через Рейн», русский солдат, оказавшийся на великой реке, на границе Франции:

…Быть может, он воспоминает

Реку своих родимых мест

И на груди свой медный крест

Невольно к сердцу прижимает…

Возвратившись из-за границы, Батюшков еще два года прослужил в армии, а потом (1816 г.) вышел в отставку. Но прежнее ощущение радости жизни, переполнявшее его элегии и дружеские послания, уже не вернулось к поэту. Ему стали присущи смена бурной радости и глубокой тоски, вспыльчивость и переменчивость намерений.

Минутны странники, мы ходим по гробам,

Все дни утратами считаем;

На крыльях радости летим к своим друзьям,

И что ж?… их урны обнимаем.

Батюшков не находил себе места: то он стремился в Петербург, то в Москву, то надолго уезжал в любимое Хантоново, имение матери в Череповецком уезде тогдашней Новгородской губернии. Беспощадная характеристика, данная Батюшковым самому себе (в третьем лице), показывает, что он понимал свое состояние: «Ему около тридцати лет… Лицо у него точно доброе, как сердце, но столь же непостоянное. Он тонок, сух, бледен как полотно. Он перенес три войны, и на биваках бывал здоров, в покое умирал!.. Он вспыльчив, как собака, и кроток, как овечка. В нем два человека.»

Да, характер Батюшкова был соткан из противоречий. Это отметил и его друг Жуковский в шуточном стихотворении: «Малютка Батюшков, гигант по дарованью…»

Пушкин исключительно высоко оценил роль Батюшкова в истории русской литературы. Он писал: «Батюшков, счастливый сподвижник Ломоносова, сделал для русского языка то же, что Петрарка для итальянского».

Вот перед нами признанный шедевр батюшковской звукописи:

Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы

При появлении Аврориных лучей,

Но не отдаст тебе багряная денница

Сияния протекших дней,

Не возвратит убежищей прохлады,

Где нежились рои красот,

И никогда твои порфирны колоннады

Со дна не встанут синих вод.

Все стихотворение построено на мажорном сочетании звуков «ро» «ра», которые оттеняются звуками «б», «п», «в». К концу этот мажор затухает, и финал оркестрован под носовое «н». В стихотворении вообще отсутствует звук «м», который чаще всего встречается в русских словах. Но здесь для «чуткого уха» Батюшкова этот звук оказался лишним, и поэт обошелся без него. Можно сравнить здесь работу стихотворца с работой древних плотников, которые строили храмы «без единого гвоздя».

Интересно, что Италия всегда казалась Батюшкову истинным приютом искусства, истинной родиной поэтов, не говоря уж о том, что все в Италии дышало воздухом античности, которую он боготворил. Великие итальянцы Данте, Петрарка, Ариосто всегда были для Батюшкова недосягаемым образцом. Но особенно близок ему был Торквато Тассо.

Горькая судьба Тассо вдохновила Батюшкова на знаменитую его элегию «Умирающий Тасс». Это самое сильное, самое глубокое произведение Батюшкова на одну из его излюбленных тем: поэт и мир. Удивительно пророчество Батюшкова в этом стихотворении, сам выбор сюжета был уже предвидением. В примечании к элегии автор писал: «Тасс как страдалец скитался из края в край, не находил себе пристанища, повсюду носил свои страдания, всех подозревал и ненавидел жизнь свою как бремя. Тасс сохранил сердце и воображение, но утратил рассудок». Батюшков словно глядел на несколько лет вперед. Всего на несколько лет!

«Погиб Торквато наш! воскликнул с плачем Рим.

Погиб певец, достойный лучшей доли!..»

Наутро факелов узрели мрачный дым;

И трауром покрылся Капитолий.

Болезнь брала свое, Батюшкову становилось все хуже… Жуковскому удалось добиться в конце 1818 г. назначения Батюшкова в состав Русской миссии в Неаполе. Друзья надеялись, что поездка в Италию благотворно повлияет на поэта. Но тот писал из Италии: «Посреди сих чудес удивись перемене, которая во мне сделалась: я вовсе не могу писать стихов»…

В апреле 1821 г. Батюшков получил бессрочный отпуск и неизлечимо больным воротился в Россию. Первые годы болезни были ужасны: скитаясь по Кавказу и Крыму фактически в полном одиночестве, он в припадках безумия уничтожил рукописи многих новых стихов. Он не мог видеть книг и сжег свою любимую дорожную библиотеку.

Медики оказались бессильны. В 1833 г. поэту была выхлопотана пожизненная пенсия, и Батюшкова отвезли на родину, в Вологду. В 1834 г. было издано собрание его сочинений, так и не ставшее известным живому еще автору. Друзья и родственники Батюшкова рассказывали, что в родном краю поэту стало лучше. Там прожил он до 7 июля 1855 года.

Из произведений Батюшкова последнего периода до нас дошли лишь фрагменты. Большая часть была уничтожена поэтом в припадке болезни. Наиболее ценными из дошедшего до нас являются антологические стихотворения Батюшкова, объединенные в два цикла: “Из греческой антологии” (1818) и “Подражания древним”(1821). Они отличаются глубиной психологического содержания и совершенством художественной формы. В пределах нескольких стихов Батюшков без всяких прикрас воплощает исчезнувшую красоту античности. Слава одного из тончайших русских лириков, чистого душой человека с трагической судьбой надолго пережила Батюшкова. В XX веке поэт Осип Мандельштам писал о нем в своих стихах:

Наше мученье и наше богатство,

Косноязычный, с собой он принес

Шум стихотворства и колокол братства

И гармонический проливень слез.

«Колокол братства» и «говор валов» поэзии, столь гармонично и столь нежно звучавшие в стихах Батюшкова, не замолкли и поныне.

Кондратий Федорович Рылеев

( 1795-1826 )

Рылеев сыграл очень важную роль и в истории русского освободительного движения, и в истории русской литературы. Он стал одним из руководителей Северного тайного общества. После поражения восстания в числе пяти виднейших декабристов Рылеев был повешен. Незадолго до восстания, в ноябре 1825 г. он писал Пушкину: « Будь поэт и гражданин », почти дословно повторяя свой знаменитый стих « Я не Поэт, а Гражданин » ( из Посвящения к поэме « Войнаровский »).

Первым стихотворением, принесшим Рылееву широкую известность, было послание « К временщику »( 1820 ). Современники с изумлением даже с испугом за поэта увидели в этом стихотворении смелую сатиру, направленную против Аракчеева, народного угнетателя, организатора военных поселений. Послание написано как страстная ораторская речь, как обличение. Торжественному, ораторскому стилю соответствует и приподнятая лексика, использование риторических вопросов, восклицаний, инверсий. Здесь явственно ощущаются традиции Державина, обличительно – гражданский пафос которого Рылеев очень ценил. В лирических стихотворениях он на первое место выдвигает образ поэта-гражданина.

Стихотворение « Гражданин » (1825) – вершина гражданской лирики Рылеева. Здесь явно слышится голос поэта–трибуна, пламенного оратора. Стихотворение строится на прямом противопоставлении поэта, борца за свободу, истинного гражданина, и толпы, состоящей из « переродившихся славян ». В этих словах заключен важный смысл. Главная вина некоторых молодых современников Рылеева как раз заключалось в том, что они забыли о героических подвигах предков, « переродились », а теперь влачат свой век младой « в постыдной праздности ».

Характерное для декабристов стремление возвеличивать славные события русской истории, ее героических деятелей, противопоставляя их современному « изнеженному племени », привело Рылеева к созданию особого цикла произведений, которые он назвал « Думами ». в данном случае поэт обращается к жанру украинского фольклора.Цель создания « Дум » по словам Рылеева, была патриотической и агитационной: « Напомнить потомству о подвигах предков…» Герои « Дум » — Святослав, Олег, Дмитрий Донской и др.- восхваляются за их беззаветную готовность пожертвовать собой в борьбе за освобождение отчизны, за их стойкость и целеустремленность. Начальные строки из думы, посвященной Ермаку ( « Ревела буря, дождь шумел…» ), стали популярной народной песней. К числу наиболее удачных относится дума « Иван Сусанин », которая вдохновила великого русского композитора М.И. Глинку за создание одноименной оперы. Одна из дум была посвящена герою украинского народа Богдану Хмельницкому.

Рылеев не стремился к исторической точности в своих произведениях. В своих героях он выделял прежде всего те черты, которые максимально приближали их к насущным потребностям современности.

Самое крупное произведение Рылеева – поэма «Войнаровский» (1825 ). В поэме речь идет о событиях начала XVIIIв., борьбе Петра I со шведами, об измене гетмана Мазепы и об участи его племянника Войнаровского, сосланного в Сибирь. Войнаровский, главный герой поэмы, изображен Рылеевым как романтический герой, стойко переносящий все удары судьбы. Вся поэма есть исповедь героя – прием, характерный для романтиков. Исповедь помогает раскрыть внутренний мир героя, но в то же время до некоторой степени лишает автора возможности выразить собственные суждения и оценки. В поэме Рылеева Войнаровский дан как человек большего душевного благородства. С одной стороны, Мазепа все еще представляется ему как борец « свободы с самовластьем ». С другой стороны, в поэме дана и иная оценка событий начала XVIIIв.: « Тебя ж, Мазепа, как Иуду, // Клянут украинцы повсюду ».

Особое место занимает в поэме образ украинской казачки, прошедшей через всю Сибирь в поисках своего мужа, чтоб облегчить ему там тяжесть одиночества. Таких женских образов русская литература еще не знала. Отсюда прямой путь к изображению русских женщин-декабристок у Некрасова.

Поэма « Войнаровский » свидетельствовала о дальнейшем художественном росте Рылеева. Заметен отход поэта от романтических условностей к большой реалистической точности. Это проявляется и в языке, более свободном от устаревших слов, и в описаниях природы.

К сожалению, Рылеев не закончил еще одну поэму – « Наливайко » о руководителе крестьянских восстаний на Украине. Судя по сохранившимся отрывкам, Наливайко у Рылеева должен был быть тесно связан с народом, чем это было обычно для романтических героев. Большое впечатление на единомышленников поэта – декабриста произвели строки из « Исповеди Наливайко »:

Известно мне: погибель ждет


Того, кто первый восстает

На утеснителей народа,-

Судьба меня уж обрекла,

Но где, скажи, когда была


Без жертв искуплена свобода?

Постоянно интересуясь историей украинского народа, его борьбой за национальную независимость, Рылеев собирался написать большое произведение о Богдане Хмельницком. Сначала он задумал поэму, затем решил написать трагедию, пролог которой он читал друзьям в ноябре 1825г. Полностью трагедия не была написана.

Поэты декабристы и прежде всего Рылеев закладывали важные литературные традиции, утверждая принципы гражданской поэзии. Пафос этих стихов продолжал Лермонтов. Поэтическая эстафета была подхвачена Некрасовым, сказавшим вслед за Рылеевым: « Поэтом можешь ты не быть, // Но гражданином быть обязан ».

Развитие реализма в первой четверти XIX века

uz.denemetr.com

Романтизм в русской литературе в начале XIX века

Проблема романтизма принадлежит к числу сложнейших в науке о литературе. Трудности решения этой проблемы предопределены до некоторой степени недостаточной четкостью терминологии. Романтизмом называют и художественный метод, и литературное направление, и особый тип сознания и поведения. Однако, несмотря на дискуссионность ряда положений теоретического и историко-литературного характера, большинство ученых согласны с тем, что романтизм был необходимым звеном в художественном развитии человечества, что без него были бы невозможны достижения реализма.

Русский романтизм при своем возникновении был связан, разумеется, с общеевропейским литературным движением. Вместё с тем он был внутренне обусловлен объективным процессом развития русской культуры, в нем нашли развитие те тенденции, которые были заложены в русской литературе предшествующего периода. Русский романтизм был порожден надвигающимся социально-историческим переломом в развитии России, он отражал переходность, неустойчивость существовавшего общественно-политического уклада. Разрыв между идеалом и действительностью вызвал отрицательное отношение передовых людей в России (и прежде всего декабристов) к жестокой, несправедливой и безнравственной жизни господствующих классов.

Еще недавно с идеями Просвещения связывались самые смелые надежды на возможность создания общественных отношений, основанных на началах разума и справедливости. Скоро выяснилось, что надежды эти не оправдались. Глубокое разочарование в просветительских идеалах, решительное неприятие буржуазной действительности, а вместе с тем непонимание сути антагонистических противоречий, существующих в жизни, приводили к ощущениям безысходности, пессимизма, неверия в разум.

Романтики утверждали, что высшей ценностью является человеческая личность, в душе которой заключен прекрасный и, таинственный мир; только здесь можно найти неисчерпаемые источники подлинной красоты и высоких чувств. За всем этим просматривается (пусть не всегда явственно) новое понятие о личности, которая не может и не должна более подчинять себя власти сословно-феодальной морали.

В своем художественном творчестве романтики стремились в большинстве случаев не к отражению реальной действительности (которая представлялась им низкой, антиэстетической), не к уяснению объективной логики развития жизни (они вовсе не были уверены, что такая логика существует). В основе их художественной системы оказывался не объект, а субъект: личностное, субъективное начало приобретает у романтиков решающее значение.

Романтизм строится на утверждении неизбежного конфликта, полной несовместимости всего подлинно духовного, человеческого с существующим укладом жизни (будь это феодальный или буржуазный уклад). Если жизнь основывается только на материальном расчете, то, естественно, ей чуждо все высокое, моральное, гуманное. Следовательно, идеал находится где-то за пределами этой жизни, за пределами феодальных или буржуазных отношений. Действительность как бы распадалась на два мира: пошлое, обыденное здесь и чудесное, романтическое там. Отсюда обращение к необычным, исключительным, условным, порою даже фантастическим образам и картинам, стремление ко всему экзотическому — всему тому, что противостоит повседневной, будничной действительности, житейской прозе. На этом же принципе строится романтическая концепция человеческого характера. Герой противопоставлен среде, возвышается над нею.

Русский романтизм не был однородным. Обычно отмечается наличие в нем двух основных течений. Принятые в современной пауке термины психологический и гражданский романтизм выделают идейно-художественную специфику каждого течения. 15 одном случае романтики, ощущая растущую неустойчивость общественной жизни, которая не удовлетворяла их идеальным представлениям, уходили в мир мечты, в мир чувств, переживании, психологии. Признание самоценности человеческой личности, пристальный интерес к внутренней жизни человека, стремление раскрыть богатство его душевных переживаний — это были сильные стороны психологического романтизма, наиболее видным представителем которого был В. А. Жуковский. Он и его сторонники выдвигали идею внутренней свободы личности, ее независимости от общественной среды, от мира вообще, где человек не может быть счастлив. Не добившись свободы в общественно-политическом плане, тем более упорно настаивали романтики на утверждении духовной свободы человека. С этим течением генетически связано появление в 30-е годы XIX в. особого этапа в истории русского романтизма, который чаще всего называется философским. Вместо высоких жанров, культивировавшихся в классицизме (ода), возникают иные жанровые формы. В области лирической поэзии у романтиков ведущим жанром становится элегия, передающая настроения грусти, скорби, разочарования, меланхолии. Пушкин, сделав Ленского («Евгений Онегин») поэтом-романтиком, в тонкой пародии перечислил основные мотивы элегической лирики:

  • Он пел разлуку и печаль,
  • И нечто,  и туманную даль,
  • И романтические розы;
  • Он пел те дальние страны,

Представители другого течения в русском романтизме призывали к прямой борьбе с современным обществом, прославляя гражданскую доблесть борцов. Создавая стихи высокого общественного и патриотического звучания, они (а это были прежде всего поэты-декабристы) использовали и определенные традиции классицизма, в особенности те жанровые и стилистические формы, которые придавали их стихам характер приподнятой ораторской речи. Они видели в литературе прежде всего средство пропаганды и борьбы.

В каких бы формах ни протекала полемика между двумя главными течениями русского романтизма, все же существовали и общие черты романтического искусства, которые их объединяли: противопоставление высокого идеального героя миру зла и бездуховности, протест против сковывающих человека устоев самодержавно-крепостнической действительности. Особо необходимо отметить настойчивое стремление романтиков к созданию самобытной национальной культуры. В прямой связи с этим находится их интерес к отечественной истории, устному народнопоэтическому творчеству, использованию многих фольклорных жанров и т. д.

Русских романтиков объединяло также представление о необходимости прямой связи жизни автора и его поэзии. В самой жизни поэт должен вести себя поэтически, в соответствии с теми высокими идеалами, которые провозглашаются в его стихах. К. Н. Батюшков так выразил это требование: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь» («Нечто о поэте и поэзии», 1815). Тем самым утверждалась прямая связь литературного творчества с жизнью поэта, самой его личностью, что сообщало стихам особую силу эмоционального и эстетического воздействия. В дальнейшем Пушкину удалось уже на более высоком уровне объединить лучшие традиции и художественные завоевания как психологического, так и гражданского романтизма. Именно поэтому творчество Пушкина является вершиной русского роман тизма 20-х годов XIX в. Пушкин, а затем Лермонтов и Гоголь не могли пройти мимо достижений романтизма, его опыта и открытий.

www.testsoch.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *