cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Способы изучения атмосферы география 6 – описание, методы и способы исследования. Наука, изучающая атмосферу

Содержание

описание, методы и способы исследования. Наука, изучающая атмосферу

Планета Земля укутана атмосферой, словно невидимым одеялом. Эта оболочка защищает Землю, а также всех ее обитателей от угроз из космоса. Можно утверждать и так, что жизнь на Земле возможна лишь благодаря существованию атмосферы.

Человечество интересовалось изучением воздушной оболочки планеты уже давно, однако приборы для измерения показателей атмосферы появились относительно недавно – всего лишь порядка четырех столетий назад. Какие же существуют способы изучения воздушной оболочки Земли? Давайте рассмотрим их подробнее.

Изучение атмосферы

Каждый человек ориентируется на прогноз погоды из СМИ. Но прежде чем эта информация станет известна общественности, она должна быть собрана при помощи множества различных методов. Тем, кто интересуется, как изучают атмосферу, будет важно узнать: основные приборы для ее изучения, которые были изобретены в XVI веке, это флюгер, термометр, а также барометр.

Сейчас изучением воздушной оболочки Земли занимается Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Помимо России, в ее состав входит еще немало стран. Так как изучают атмосферу в наше время при помощи специальной техники, сотрудниками ВМО были разработаны специальные программы сбора и обработки данных. С этой целью применяются самые современные технологии.

Термометры

Измерение температуры и сейчас происходит с использованием термометров. Градусы измеряются по Цельсию. Данная система основывается на физических свойствах воды. При нуле градусов по Цельсию она переходит в твердое состояние, при 100 – в газообразное.

Система эта названа в честь ученого из Швеции Андерса Цельсия. Он предложил измерять температуру при помощи такого способа в 1742 году. Несмотря на технологический прогресс, во многих местах до сих пор используются ртутные термометры.

Осадкомер

Информация о том, как изучают атмосферу, будет интересна и школьникам, и взрослым. Например, любопытно узнать о том, что количество осадков измеряется метеорологами при помощи осадкомера. Это прибор, с помощью которого можно измерять как количество жидких осадков, так и твердых.

Данный метод изучения атмосферы появился в 70-х годах прошлого столетия. Осадкомер состоит из ведра, которое устанавливается на столбе и окружается ветрозащитой. Прибор размещают на ровных площадках, оптимальный вариант установки – в месте, окруженном домами или деревьями. В том случае, если количество осадков превышает 49 мм за 12 часов, то дождь считается сильным. Для снега этот термин применяется, если за этот же промежуток времени выпадает 19 мм.

Измерение скорости и направления ветра

Для того чтобы измерить скорость ветра, используется прибор под названием анемометр. Также он применяется и для того, чтобы изучить скорость направленных воздушных потоков.

Скорость воздуха представляет собой один из важнейших показателей атмосферы. Для того чтобы измерить скорость и направления ветра, используют и специальные ультразвуковые датчики (анеморумбометры). Рядом с анемометром, как правило, устанавливают флюгер. Также возле аэродромов, мостов и других мест, где сильный ветер может представлять опасность, обычно устанавливают специальные конусообразные мешки, сделанные из полосатой ткани.

Барометры

Мы рассмотрели, с помощью каких приборов и как изучают атмосферу. Однако обзор всех методов ее изучения был бы неполным без упоминания о барометре – специальном приборе, с помощью которого можно определить силу атмосферного давления.

Идея барометра была предложена еще Галилеем, хотя осуществить ее смог его ученик Э. Торричелли, впервые доказавший факт атмосферного давления. Барометры, при помощи которых измеряется давление атмосферного столба, позволяют составить прогноз погоды. Помимо этого данные приборы используются и в качестве высотометров, так как давление воздуха в атмосфере зависит от высоты.

Почему воздух давит на поверхность Земли? Молекулы воздуха, как и все другие материальные тела, притягиваются к поверхности нашей планеты силой притяжения. Тот факт, что воздух имеет вес, был продемонстрирован Галилеем, а прибор для измерения силы этого давления и был изобретен Э. Торричелли.

Профессии, изучающие атмосферу

Изучением воздушной оболочки Земли занимаются, главным образом, представители двух профессий – синоптики и метеорологи. Какова разница между этими двумя профессиями?

Метеорологи принимают участие в различных экспедициях. Нередко их работа проходит на полярных станциях, высокогорных плато, а также аэродромах и океанских лайнерах. Метеоролог не может отвлечься ни на минуту от своих наблюдений. Какими бы незначительными ни казались колебания, он должен вносить их в специальный журнал.

Синоптики отличаются от метеорологов тем, что занимаются предсказанием погоды при помощи анализа физиологических процессов. Кстати, термин «синоптик» происходит из древнегреческого языка и переводится — «обозревающий на месте».

Кто изучает атмосферу?

Для составления прогноза погоды необходимо использовать информацию, собранную с нескольких точек всей планеты одновременно. Изучается температура воздуха, атмосферное давление, а также скорость и сила ветра. Наука, изучающая атмосферу, называется метеорологией. Она рассматривает строение и все протекающие в атмосфере процессы. По всей Земле расположены специальные метеорологические центры.

Нередко информация об атмосфере, метеорологии и метеорологах нужна и школьникам. Чаще всего этот вопрос им приходится исследовать в 6 классе. Как изучают атмосферу, и какие специалисты занимаются сбором и обработкой данных об изменениях в ней?

Атмосферу изучают метеорологи, климатологи и аэрологи. Представители последней профессии занимаются изучением различных показателей атмосферы. Морские метеорологи – это специалисты, которые наблюдают за поведением воздушных масс над Мировым океаном. Ученые, изучающие атмосферу, обеспечивают информацией об атмосфере морской транспорт.

Эти данные нужны и сельскохозяйственным предприятиям. Также существует такая отрасль науки об атмосфер, как радиометеорология. А в последние десятилетия получило развитие еще одно направление – спутниковая метеорология.

Зачем нужна метеорология?

Для того чтобы был составлен правильный прогноз погоды, информация не только должна быть собрана с разных уголков земного шара, но и правильно обработана. Чем больше информации есть у метеоролога (или другого исследователя), тем более точным будет результат его работы. Сейчас обработка всех данных осуществляется при помощи компьютерных технологий. Метеорологическая информация не только хранится в ЭВМ, но и используется для построения синоптических карт, составления прогнозов погоды на ближайшее время.

fb.ru

Способы изучения атмосферы география 6 класс


Изучение атмосферы

Все физические явления, которые постоянно происходят в атмосфере, взаимосвязаны между собой. Комплекс всех атмосферных явлений в определенной местности в какой-либо период времени, характеризующий состояние воздуха, — это погода. Сочетание и последовательная смена погодных условий в данной местности называется климатом.

Изучение атмосферы — работа метеорологов. Метеорология — наука об атмосфере, в частности о составе атмосферного воздуха, строении, свойствах, атмосферных явлениях. Данное направление в науке начало развиваться во второй половине XVIII века. С того времени стали проводить регулярные наблюдения за определенными метеорологическими процессами.Практически всю информацию о физическом состоянии нижнего слоя атмосферы, о погоде и климате предоставляют метеорологические станции. Все необходимые сведения сотрудники данных станций получают посредством наблюдений, как визуальных, так и инструментальных способов изучения атмосферы. В разных точках земного шара находятся более 8 тысяч метеостанций и 800 аэрологических станций. В труднодоступных участках устанавливают автоматические метеостанции (за полярным кругом, в высокогорье).

Свойства атмосферы

Метеорологи изучают свойства атмосферы для составления прогноза погоды и искусственного влияния на атмосферные процессы. Сотрудники метеостанций анализируют и делают выводы из своих наблюдений за метеорологическими элементами и особенностями их вариаций во времени и пространстве. Метеорологические элементы – это температура воздуха и почвы, солнечная радиация, атмосферное давление, влажность воздуха, облачность, ветер, осадки, толщина снежного покрова, метели, грозы, туманы, т.д.

Метеорологические наблюдения производят на поверхности Земли или в нижнем слое атмосферы. Это наземные наблюдения. Аэрологические наблюдения проводят с 30-х годов ХХ века с использованием воздухоплавательных конструкций (аэростатов, стратостатов). С целью изучения высоких слоев атмосферы применяют радиозонды, которые достигают высоты 40-50 км. С 60-х годов ХХ века самые верхние слои атмосферы изучаются с помощью искусственных спутников Земли. Они в настоящее время систематически запускаются в космическое пространство. С конца 90-х годов ХХ века постоянные наблюдения из космоса производятся с полярно-орбитальных спутников, которые вращаются вокруг планеты на высоте от 800 до 1000 км, и с геостационарных спутников – на высоте 36 тысяч км. С этих спутников на Землю непрерывно поступают сведения о температуре воздуха на поверхности суши и океанов, облачности, атмосферном давлении, т.д. Ценную информацию предоставляют члены длительных космических экспедиций на космических станциях, в частности, МКС. Знания о строении верхних слоев атмосферы были существенно дополнены, благодаря космонавтике.

Похожие материалы:

1. Атмосфера

2. Слои атмосферы

3. Состав атмосферы

4. Значение атмосферы

Атмосфера: структура, значение, исследование

1) Подпишите газы, которые образуют атмосферу на картинке.

  • Ответ:

2) Используя дополнительные источники информации, выясните, какова роль атмосферных газов в жизни Земли.

Заполните таблицу.

  • Ответ:

3) Помните, какие слои состоят из атмосферы. Укажите, какой слой атмосферы соответствует каждой из этих характеристик.

  • Ответ:

    Уровни атмосферы: тропосфер, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера

    а) Самым низким слоем атмосферы является тропосфера

    б) В состав преобладает водород — термосфера

    в) 80% воздушной массы — экзосфера

    г) Стратосфера простирается на высоту 50 км

    д) Небо имеет черный цвет здесь — экзосфера

    д) почти весь водный пар — тропосфера

    g) Содержит озоновый слой — стратосферу

    h) очень низкая плотность воздуха — экзосфера

    i) Изменения погоды — тропосфера

    j) Он расположен над тропосферой — стратосферой

4) Как вы думаете, почему температура воздуха снижается с высотой?

  • Ответ: солнечные лучи проходят по воздуху, они достигают поверхности Земли, они нагреваются, воздух нагревается с поверхности.

5) Рассчитайте температуру воздуха на вершине горы на высоте 3500 м, если температура ниже + 20 ° C у подножия горы, расположенная на высоте 500 м.

6) Как вы думаете, почему нам нужно изучать атмосферу?

  • Ответ: Атмосфера изучается для прогнозирования (погодные условия, осадки и т. Д.). Чтобы предотвратить загрязнение воздуха, предотвратите естественные явления, которые происходят в атмосфере.

7) Используя дополнительные источники информации, указывайте основные источники загрязнения воздуха.

  • Ответ:

    а) промышленные предприятия

    b) Воздушный транспорт

    c) Перевозка железнодорожным, железнодорожным транспортом

    d) Химическое загрязнение

    e) Радиоактивное загрязнение

    f) Механические загрязняющие вещества — пыль от сжигания угля, как от сжигания масла и топочного мазута.

Перейти к индексу

Интерактивное задание по географии 5-6 класс на тему «Атмосфера.

Состав. Значение атмосферы».

Выполнено при помощи сервиса /.

Учащимся предлагается текст, в котором они должны вставить пропущенные слова из предложенных.

Правильные ответы выделятся зеленым цветом после проверки, неправильные — красным.

С заданием учащиеся могут работать как на уроке, так и дома.

Адрес задания 

Изучение атмосферы. Человечество давно интересовалось воздушным океаном, но около 300-400 лет назад были изобретены первые инструменты для изучения атмосферы: термометр, барометр, пламя.

В настоящее время исследование газовой оболочки Земли осуществляется под руководством Всемирной метеорологической организации (ВМО), которая помимо России включает еще много стран.

Разработана программа сбора и обработки материалов с использованием новейших технических средств. Для контроля состояния атмосферы была создана сеть наземных метеорологических станций, оснащенных различными приборами.

Температура измеряется термометром, в Европе обычно измеряется в градусах «Цельсия». Эта система основана на физических свойствах воды: при нулевых степенях она переходит в твердое состояние — замерзает при 100 ° — в газообразном состоянии.

Количество осажденного осадка измеряется с помощью осадителя — емкостью на стенках, на которой используется специальная маркировка. Скорость движения воздушных потоков измеряется ветряными мельницами (анемометром). Обычно наблюдается приближение к направлению ветра. В аэропортах и ​​в окрестностях мостов, где ветер может быть опасным, ветры расположены — большие вешалки с полосатой тканью, открытые с обеих сторон.

Атмосферное давление измеряется барометром.

На метеорологических станциях указаны по меньшей мере 4 раза в день. В отдаленных районах действуют автоматические радиометеорологические станции. А в океанах такие станции расположены на плавучих платформах. Свободная атмосфера изучается с использованием радиозондовых устройств, которые прикрепляются к свободным шарам, заполненным водородом.

Они собирают данные о состоянии атмосферы на высотах до 30-40 км. Еще выше, до 120 км, поднимает метеорологические ракеты. На определенной высоте часть ракеты с инструментами разделяется, и парашют опускается на землю.

Для уточнения состава воздуха и изучения слоев, расположенных на больших высотах, используются ракеты, которые исследуют атмосферу до 500 км. Очень важная информация о состоянии атмосферы, о погодных процессах, происходящих на поверхности Земли, обеспечивается искусственными спутниками Земли.

Наблюдения за атмосферными явлениями, проводимые астронавтами с орбитальных станций в космосе, представляют большую ценность.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Атмосфера

Слайд 2

Атмосфера
Атмосфера-это газовая оболочка Земли небесного тела, удерживаемая около него гравитации.Атмосфера Земли содержит кислород, используемый большинством живых организмов для дыхания, и диоксид углерода, потребляемый растениями.

Слайд 3

Слайд 4

СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫ
ТропосфераСтратосфераМезосфераТермосфераЭкзосфера

Слайд 5

Тропосфера
нижний, наиболее изученный слой атмосферы, высотой в полярных областях 8—10 км, в умеренных широтах до 10—12 км, на экваторе — 16—18 км.

В тропосфере сосредоточено более 80 % всей массы атмосферного воздуха.

Слайд 6

Стратосфера
слой атмосферы, располагающийся на высоте от 11 до 50 км.

В стратосфере задерживается большая часть коротковолновой части ультрафиолетового излучения

Слайд 7

Мезосфера
слой атмосферы на высотах от 40—50 до 80—90 км. Плотность воздуха здесь в 200 раз меньше, чем у поверхности Земли. Цвет неба в мезосфере кажется черным, в течение дня видны звезды. Температура воздуха снижается до -75 (-90)°С.

Слайд 8

Термосфера
слой атмосферы, следующий за мезосферой.

Начинается на высоте 80—90 км и простирается до 800 км. Температура воздуха в термосфере колеблется на разных уровнях, быстро и разрывно возрастает.

Слайд 9

Экзосфера
самая внешняя часть верхней атмосферы Земли и планет, характеризующаяся низкой концентрацией нейтральных атомов.

Экзосфера находится на высоте от 800 до 2000-3000 км и имеет температуру свыше 2000°С. Скорость движения газов в ней приближается к критической (11,2 км/с). Они представлены в основном водородом и гелием, образующими вокруг Земли корону, простирающуюся до высоты 20 тыс. км.

Слайд 10

Слайд 11

В воздухе атмосферы, кроме азота и кислорода, содержится аргон, углекислый газ, пары воды, водород, гелий, другие газы, а также твердые и жидкие взвешенные частицы

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

тест
Что такое атмосфера ?Из чего состоит атмосфера ?Назовите виды атмосферы

Слайд 15

Ответ на 1 вопрос
Газовая оболочка земли , окружающая планету Земля

Слайд 16

Ответ на 2 вопрос
Атмосфера состоит из аргона,кислорода и азота.

Слайд 17

Ответ на 3 вопрос
ТропосфераСтратосфераТермосфераЭкзосфераМезосфера

Слайд 18

конец

В каждой фотографии важна идея. Атмосфера снимка – это прежде всего эмоции модели, но окружающая обстановка также важна. Именно она наполняет снимок смыслом.

Если вы не подготовитесь к съёмке и не продумаете все детали, то фотосессия может быть ужасной, так как импровизировать без возможности что-либо менять очень сложно.

Всегда нужно заранее продумывать план съёмки, описывать всё по пунктам и рисовать схемы света и построения кадра на бумаге.

Не менее важно найти общий язык с моделью. У каждого человека своё видение картины и не всегда оно совпадает с вашим.

Нужно научиться настраивать моделей на свой принцип и темп работы, но и самому нужно быть гибким и подстраиваться под моделей.Старайтесь работать только с теми моделями, которые вам интересны. Если у человека приятная мимика, интересный типаж, стиль одежды и поведения, то это можно использовать в своих творческих проектах.

Если дело касается коммерческой съёмки, то придётся искать в своих моделях наилучшие и интереснейшие их черты внешности, пластики движений, фигуры. Большинство портретов снимается на закате или на рассвете.

Это время называется золотым часом. Тени получаются мягкие и приятные. Динамический диапазон снимков максимально широкий. Цвета приятные и тёплые.

Часто фотографы говорят моделям какую позу занять. С новичками приходится работать, но если модель опытная, то ей нужно задать настроение и направление движений. Затем остаётся только ловить моменты.

Вы можете просто общаться и в определённые моменты делать кадры. Они могут получиться очень живыми и яркими.

Также важна последующая обработка фотографий. При обработке снимков необходимо внимательно прорабатывать цвет и освещение.

Всё должно гармонично сочетаться. Все цвета снимка должны сочетаться. Даже если закралась деталь, выбивающаяся из общей картины, придётся её удалить или перекрасить. 

В сети интернет есть много сайтов и статей, которые обеспечат вас исчерпывающей информацией о подборе цвета.

Один из лучших сервисов по подбору цвета – это colorscheme.ru.Построение кадра играет не менее важную роль, чем идея, обработка и подготовка. Используя природные или архитектурные линии можно добиться глубины, заставить зрителя следовать взглядом от одного объекта к другому.

На фотографии можно выделить несколько основных цветов.

Именно они будут решать общую гамму фотоснимка. Можно найти ряд комплиментарных цветов и оформлять всё в этих тонах.

Для того, чтобы понять, как использовать те или иные принципы создания снимков, работу с перспективой и цветом, нужно анализировать работы профессиональных фотографов и стараться подражать им или просто использовать правила в своей работе и, конечно же, быть внимательным к деталям.

statc.ru

Изучение атмосферы — способы

Все физические явления, которые постоянно происходят в атмосфере, взаимосвязаны между собой. Комплекс всех атмосферных явлений в определенной местности в какой-либо период времени, характеризующий состояние воздуха, — это погода. Сочетание и последовательная смена погодных условий в данной местности называется климатом.

Изучение атмосферы — работа метеорологов. Метеорология — наука об атмосфере, в частности о составе атмосферного воздуха, строении, свойствах, атмосферных явлениях. Данное направление в науке начало развиваться во второй половине XVIII века. С того времени стали проводить регулярные наблюдения за определенными метеорологическими процессами.Практически всю информацию о физическом состоянии нижнего слоя атмосферы, о погоде и климате предоставляют метеорологические станции. Все необходимые сведения сотрудники данных станций получают посредством наблюдений, как визуальных, так и инструментальных способов изучения атмосферы. В разных точках земного шара находятся более 8 тысяч метеостанций и 800 аэрологических станций. В труднодоступных участках устанавливают автоматические метеостанции (за полярным кругом, в высокогорье).

Свойства атмосферы

Метеорологи изучают свойства атмосферы для составления прогноза погоды и искусственного влияния на атмосферные процессы. Сотрудники метеостанций анализируют и делают выводы из своих наблюдений за метеорологическими элементами и особенностями их вариаций во времени и пространстве. Метеорологические элементы – это температура воздуха и почвы, солнечная радиация, атмосферное давление, влажность воздуха, облачность, ветер, осадки, толщина снежного покрова, метели, грозы, туманы, т.д.

Метеорологические наблюдения производят на поверхности Земли или в нижнем слое атмосферы. Это наземные наблюдения. Аэрологические наблюдения проводят с 30-х годов ХХ века с использованием воздухоплавательных конструкций (аэростатов, стратостатов). С целью изучения высоких слоев атмосферы применяют радиозонды, которые достигают высоты 40-50 км. С 60-х годов ХХ века самые верхние слои атмосферы изучаются с помощью искусственных спутников Земли. Они в настоящее время систематически запускаются в космическое пространство. С конца 90-х годов ХХ века постоянные наблюдения из космоса производятся с полярно-орбитальных спутников, которые вращаются вокруг планеты на высоте от 800 до 1000 км, и с геостационарных спутников – на высоте 36 тысяч км. С этих спутников на Землю непрерывно поступают сведения о температуре воздуха на поверхности суши и океанов, облачности, атмосферном давлении, т.д. Ценную информацию предоставляют члены длительных космических экспедиций на космических станциях, в частности, МКС. Знания о строении верхних слоев атмосферы были существенно дополнены, благодаря космонавтике.

Похожие материалы:

geografya.ru

§ 28. Атмосфера | Общая география, 6 класс

§ 28. Атмосфера

 

Вспомните, почему воздуха называют естественной смесью.

 

Состав воздуха. Внешне наша планета окружена оболочкой из воздуха. От земной поверхности она простирается вверх на несколько тысяч километров. Поэтому можно сказать, что мы живем на дне воздушного океана. Воздушную оболочку Земли называют атмосферой. Почему воздух не рассеивается в космическом пространстве? Его удерживает земное притяжение. Поэтому атмосфера вращается вместе с Землей как единое целое.

Атмосферный воздух — это смесь газов. В его состав входит 20 различных газов. Однако основными являются азот (78%) и кислород (21%). На другие приходится всего 1%. Такой состав газов почти везде на Земле одинаков до высоты 100 км.

Каждый из газов выполняет свою роль. Азот входит в состав различных соединений, из которых состоят все живые существа. Кислород необходим всем живом для дыхания. Углекислый газ — «Утеплитель» Земли. К ней он пропускает солнечные лучи, а ее тепло задерживает. Озона в атмосфере очень мало. Однако на высоте 20-30 км он концентрируется и образует озоновый слой. Этот слой задерживает ультрафиолетовые солнечные лучи, губительные для всего живого.

Кроме того, в воздухе содержится водяной пар. Есть в нем и разные твердые примеси: пыль, пепел от лесных пожаров и вулканических извержений, кристаллики льда и морской соли, сажа. Так, над пустынями в атмосфере много пыли, над океанами — кристалликов соли, над большими городами — сажи.

Нижней пределом атмосферы считают земную поверхность. Однако воздух проникает в поры и трещины горных пород. Оно есть в воде, почве, Живых организмах. В атмосфере воздуха распределено неравномерно: с высотой его количество уменьшается. Примерно 50% всей массы воздуха располагается высоты 5 км, и почти все (99,5%) — до высоты 80 км. У земной поверхности, где притяжения сильнее, воздух плотнее и тяжелее. С высотой оно становится более разреженным. Поэтому четкой верхней границы атмосфера не имеет. Условно ее проводят на высоте 3 000 км. Там атмосфера постепенно переходит в космическое пространство.

 

Рис. Состав воздуха

 

Строение атмосферы. Как можно рассмотреть строение атмосферы, если воздух прозрачен и внешне не отличается в разных ее частях? Выяснилось, что с высотой изменяется плотность, содержание водяного пара, температура и другие особенности воздуха. По этим признакам в атмосфере выделяют отдельные слои: тропосферу, стратосферу, верхние слои.

Тропосфера — Нижний (приземный) слой атмосферы. Его толща над полюсами составляет 9 км, в средних широтах — 11 км, над экватором — до 18 км. Тропосфера является плотным слоем: в ней сосредоточено около 80% всей массы воздуха. В тропосфере находится почти вся водяная пара, из которой образуются облака, а затем и осадки. Поэтому именно в тропосфере формируется погода Земли.

Стратосфера размещается над тропосферой и простирается до высоты в 55 км. Воздух там очень разреженный. В нем почти нет примесей и водяного пара. Поэтому облака, как правило, отсутствуют. На высоте 20-30 км концентрируется газ озон, образуя озоновый слой. Он поглощает смертоносное ультрафиолетовые лучи Солнца, губительное для всего живого на Земле.

У верхних слоях атмосферы воздух так сильно разрежен, что почти не поглощает солнечное тепло и не рассеивает солнечный свет. Поэтому космонавты, пролетая там, видят небо не голубым, а черным. Там одновременно светят и Солнце, и звезды. Крайняя внешняя часть атмосферы составлена в основном из атомов кислорода, гелия и водорода. Они могут преодолевать земное притяжение и «ускользать» в космическое пространство.

 

Рис. Строение атмосферы

 

Значение атмосферы. Без атмосферы жизнь на нашей планете было бы невозможным. Благодаря кислорода, содержится в воздухе, дышат все организмы на Земле. Только одному человеку на сутки нужно около 11 000 л (железнодорожная цистерна) воздуха.

Атмосфера предохраняет Землю от чрезмерного нагревания солнечными лучами днем и сильного охлаждения ночью. Поэтому ее сравнивают с невидимой одеялом, которая укрывает планету, сохраняя тепло.

Прозрачная воздушная оболочка служит Земли … бронежилетом. Так, сам воздух защищает Землю от метеоритов. Большинство из них сгорает в атмосфере, не долетая до поверхности. Это явление — «падающие звезды» — хорошо видно летней звездной ночи.

Изучение атмосферы. Изучением атмосферы занимается наука метеорология. О состоянии атмосферы и ее изменения в ближайшее время нужно знать практически всем людям. Но особенно это важно для тех, кто работает на транспорте (на флоте, в авиации), в сельском хозяйстве.

Для наблюдения за состоянием атмосферы в разных уголках планеты размещены  тысяча метеорологических станций. В труднодоступных местах (высоко в горах, пустынях, полярных районах) действуют автоматические радиометеорологични станции. В океанах они установлены на плавучих платформах (буйках), содержащихся якорями. Исследуют атмосферу также и с научно-исследовательских судов.

В наше время исследуют не только приземные, но и высокие слои. Для этого применяют специальную технику. До высоты 40 км поднимаются воздушные шары, к которым пристроены приборы. Они отмечают температуру, влажность и перемещения воздуха на разных высотах. Еще выше, до 120 км поднимаются метеорологические ракеты. Метеорологические спутники, Оснащенных теле- и фотоаппаратурой, с высоты 900 км передают на Землю сообщения о облачность, границы снежного покрова на поверхности, загрязнения воздуха.

Рис. Научно-исследовательское судно

 

Рис. Метеостанция

 

Вопросы и задания

1. Расскажите о составе атмосферного воздуха.

2. Сравните тропа- и стратосферу. Назовите не менее трех различий между ними.

3. Космические корабли летают на высотах 300 км. В которых слоях атмосферы они при этом находятся? Расскажите об особенностях этих слоев.

4. Какое значение имеет атмосфера для нашей планеты?

5. Какими способами и средствами изучают атмосферу?

6. Почему тропосферу называют «фабрикой» погоды?

 

geomap.com.ua

«Атмосфера Земли, ее значение, строение и изучение»

Разделы: География


Оборудование: экран, проектор, учебники Начальный курс географии 6 класс Т.П Герасимова, Н.П. Неклюкова, Дрофа, М;2006, рабочие тетради, новые понятия, приборы для измерения параметров погоды.

Тип урока: изучение новой темы с опорой на межпредметные связи (математика, экология, география Тувы), и творческим заданием.

Форма урока: комбинированный урок.

Цель: создание условий для формирования знания об атмосфере, её значении, строении и изучении.

Задачи.

1. Выявить роль атмосферы в жизни человека и планеты.

2. Рассмотреть состав атмосферы Земли.

3. Сформировать представления, о методах изучения атмосферы используя визуальный ряд (презентация).

4. Формировать экологическое мышление и этнокультурную компетентность, на примерах родной республики.

5. Развивать речь и логическое мышление учащихся.

6. Развивать мотивацию учебной деятельности через интеграцию содержания урока.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация темы.
  3. Изучение нового материала.
  4. А) Выявление значимости атмосферы для Земли.
    Б) Газовый состав атмосферы.
    В) Строение атмосферы.

  5. Решение задач.
  6. Способы изучения атмосферы.
  7. Закрепление новой темы.
  8. Подведение итогов и домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, приветствие.

Повторение. Давайте вспомним, какие оболочки Земли есть на нашей планете? Дайте им общую характеристику. (Литосфера, Гидросфера, Атмосфера и Биосфера). Какие оболочки мы уже изучили?

Поставить оценку за ответ.

2. Актуализация новой темы.

Эпиграф к уроку. (Слайд №1. Презентация) О чем это изречение? Сегодня мы начнем изучать невидимую, воздушную оболочку Земли.

3. Изучение нового материала.

Откройте тетради, запишите число и тему урока. (Слайд №2).

Перед вами таблица (слайд №3) в которой перечислены компоненты природы и органы чувств, при помощи которых человек познаёт окружающий мир. Если человек может чувствовать этот компонент природы, то говорим да, если не может, говорим, нет.

Обобщение сказанного: растения можно потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Чистая вода прозрачна, не имеет запаха и вкуса, но её тоже можно потрогать, почувствовать, что она мокрая. У воздуха нет ни вкуса, ни запаха. В руки его не возьмешь, мы его не ощущаем. Поэтому мы не замечаем, что он всегда с нами, всегда вокруг нас.

Но если вдруг, воздух исчезнет?

Дети выдвигают свои версии.

Объясните значение атмосферы опираясь на основное предложение слайда. (Cлайд №4)

Значение атмосферы трудно переоценить!

Атмосфера это воздушная оболочка планеты, значит состоит из воздуха. А из чего состоит воздух? Из газов! (Слайд №5). Соотнесите процентный состав газов и запишите в тетрадь.

Что еще кроме углекислого газа СО2 входит в 1%? Это водяной пар, водород, гелий, частицы пыли, озон и другие газы.

Воздушная оболочка вращается вместе с Землей вокруг её оси и Солнца. Почему она не рассеивается в космосе?

Её удерживает сила земного притяжения! Значит, чем дальше от поверхности Земли, тем сила притяжения и плотность воздуха будут меньше.

На какую высоту от поверхности нашей планеты распространяется атмосфера? Об этом мы узнаем, открыв учебники на странице 106 рисунок 68.

Атмосфера похожа на “слоеный пирог”. Условно высоту атмосферы считают 3000 км. Каждый слой воздуха имеет не только свое название, распространяется до определенной высоты, но и имеет свои характеристики. Самый нижний от поверхности Земли до высоты 20 км называется тропосфера. Здесь содержится 80% всего воздуха! Поэтому, глядя вверх, мы видим толщу воздуха, который нам кажется голубым цветом. Самая большая толщина тропосферы над экватором, она составляет 18-20км.Чем ближе к полюсам, тем меньше толщина тропосферы. В умеренных широтах 10-11км, а над полюсами 8-9км. Чем можно объяснить уменьшение толщины тропосферы над полюсами? Причина этому полярное сжатие Земли. Тропосферу ещё называют “Фабрика погоды”, как вы думаете, почему? Только здесь происходят изменения погоды. Образуются облака, и дует ветер, в зависимости от времени года меняется температура.

Разберем состав атмосферы чуть более подробно (слайд №6). Даем характеристику для каждого слоя атмосферы.

Какой слой атмосферы будет лучше всего прогреваться и почему? Тропосфера, так как ближе к поверхности Земли.

Подумайте, как прозрачный воздух может нагреваться?

(Слайд №7).Солнечные лучи не могут нагревать прозрачный воздух, нагревается поверхность Земли, а от нее воздух.

Почему на вершинах высоких гор лежит снег? Чем выше от поверхности Земли, тем воздух меньше прогревается.

Запишите в тетрадь закон изменения температуры с высотой. На каждый километр высоты температура воздуха в тропосфере понижается на 6° с.

4. Решение задач.

Давайте применим этот закон на примере объектов в нашей республике.

(Слайд №8) Перед вами карта нашей малой родины республика Тыва. На карте обозначены два объекта; гора Монгун-Тайга “Серебряная гора” и высшая точка в нашем городе гора Догээ. Решить задачи в тетрадь. За правильное решение первые три ученика получают оценки. Объяснение решения.

Какие явления природы показаны на этом слайде? (Слайд №9)

5. Изучение атмосферы.

Эти и многие другие явления в атмосфере человек может наблюдать. Мы с вами тоже наблюдаем за изменениями погоды, для этого ведем календарь погоды. Откройте свои календари погоды. Какие элементы погоды мы наблюдаем? Температуру воздуха, направление ветра, осадки, влажность воздуха, облачность, атмосферное давление.

Но человек не только наблюдает, но и изучает атмосферу. Деятельность человека тесно связана с атмосферой, поэтому ученые стараются узнать все её свойства. Существует много наук, изучающих атмосферу, с некоторыми из них мы сегодня познакомимся.

Метеорология (слово напечатано и вывешивается магнитом на доску) наука, изучающая атмосферу. Синоптика (слово напечатано и вывешивается магнитом на доску) изучает погоду. Изучение атмосферы ведется под руководством Всемирной метеорологической организации, в которую входят многие страны. В том числе и Россия.

(Слайд №10) Метеорологические станции расположены повсюду: в Антарктиде на полярных станциях, в Мировом океане на кораблях.

(Слайд №11) Используются радиозонды, с встроенными датчиками, которые передают на Землю информацию о состоянии атмосферы.

(Слайд №12) Метеорологические ракеты поднимаются на высоту 120 км. Применяются ракеты, которы6е зондируют атмосферу на высоте 400-500 км.

(Слайд №13) Искусственные метеорологические спутники Земли передают фотоснимки с высот 900 км! Сообщения о состоянии атмосферы, сведения о границах снежного покрова, загрязненности, лесных пожарах, извержении вулканов и распространении пепла.

И, конечно, же непосредственные наблюдения космонавтов на орбитальных станциях дают ценные сведения о состоянии атмосферы.

С помощью приборов на метеостанциях проводятся измерения не менее четырех раз в сутки, а на многих станциях ежечасно.

Термометр (наглядный показ прибора) показания температуры воздуха.

Барометр (наглядный показ прибора) показывает атмосферное давление.

Осадкомер, флюгер и др. Изучаются электрические. Звуковые, световые и другие явления в атмосфере.

Минута релаксации.

(Слайд №13). Встаньте, потянитесь. Глубоко вдохните. Садитесь. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в лесу… (включается запись со звуками леса)

Что вы представили себе в минуту релаксации? (Спросить 3-4 учеников). Обобщить ответы, все вы представили природу и чистый воздух.

Мы с вами живем в городе. Что влияет на загрязнение воздуха?

Выхлопы автомашин, предприятий, использование твердых видов топл

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

строение, значение, изучение. География 6 класс Герасимова

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык

resheba.me

Атмосфера

Атмосфера (греч. atmos — пар и sphaira — шар) — воздушная оболочка Земли. Атмосфера не имеет резкой верхней границы. Около 99,5% всей ее массы сосредоточено в нижних 80 км.

Атмосфера возникла в результате выделения газов при вулканических извержениях. На ее формирование впоследствии оказало влияние появление океанов и биосферы.

Строение атмосферы

Выделяют несколько основных ее слоев, отличающихся характеристиками температуры, плотности и т.д. Нижний слой — тропосфера. Он нагревается от Земли, которая в свою очередь нагревается от Солнца. Наиболее прогретые слои тропосферы прилегают к Земле. С высотой нагрев уменьшается, и это понижает температуру воздуха от +14°С на уровне моря до —55°С на верхней границе тропосферы. Ученые подсчитали, что температура здесь понижается в среднем на 0,6° на каждые 100 м. Эту величину называют вертикальным градиентом температуры. Толщина тропосферы различна: над экватором она равна 17 км, а над полярными широтами — 8-9 км. Только в тропосфере происходят такие явления, как образование облаков, выпадение осадков, грозы и другие погодные явления. Выше тропосферы располагается стратосфера (до 50-55 км), которая отделена от нижнего слоя атмосферы переходным слоем — тропопаузой. В стратосфере воздух находится в разреженном состоянии, здесь не образуются облака, так как практически отсутствует водяной экран. Снижение температуры с высотой продолжается, но выше 25 км она начинает возрастать на 1-2°С на каждый километр. Это вызвано, по-видимому, тем, что слой озона поглощает и рассеивает солнечное излучение, мешая ему пройти к поверхности Земли. Над стратосферой тоже есть переходная зона — стратопауза, после которой идет следующий слой атмосферы — мезосфера (до 80-85 км). Воздух здесь еще более разрежен, а температура продолжает расти. Еще выше располагается слой, называемый термосферой. Сложные химические реакции в этих слоях атмосферы (выше 50 км) делают ее электропроводной. Поскольку при реакциях выделяются ионы, верхнюю часть атмосферы, куда входят мезосфера и термосфера, называют ионосферой. Именно в этих слоях и происходит полярное сияние. Выше 800 км располагается экзосфера («экзо» — внешний), здесь частицы газов очень редки, а температура достигает +2000°С.Газовый состав атмосферы был изучен уже давно. В 1774 году французский ученый Антуан Лавуазье изучил основные части воздуха и установил присутствие там кислорода и азота. Впоследствии обнаружилось, что кроме этих газов в воздухе находятся еще и другие газы. Таким образом, воздух — это смесь газов, состоящая у земной поверхности из следующих компонентов:

  • Азот — 78%
  • Кислород — 21%
  • Инертные газы — 0,94%
  • Углекислый газ — 0,03%
  • Пары воды и примеси — 0,03%.

Значение атмосферы в природе и жизни человека

  • благодаря газообразной оболочке поверхность Земли не нагревается днем и не остывает ночью так сильно, как, например, поверхность Луны, лишенная атмосферы;
  • атмосфера предохраняет Землю от метеоритов, большая часть которых сгорает и не долетает до поверхности планеты;
  • озоновый экран (озоносфера) защищает человечество от избыточных ультрафиолетовых излучений, большая доза которых губительна для организма;
  • кислород, содержащийся в атмосфере, необходим всем живым организмам для дыхания.

Изучение атмосферы

Человечество интересовалось воздушным океаном уже давно, но только 300-400 лет назад были изобретены первые приборы для изучения атмосферы: термометр, барометр, флюгер. В настоящее время изучение газовой оболочки Земли осуществляется под руководством Всемирной метеорологической организации (ВМО), в которую, кроме России, входят еще много стран. Разработана программа сбора и обработки материалов с применением новейших технических средств. Для наблюдения за состоянием атмосферы создана сеть наземных метеорологических станций, оборудованных различными приборами.

Температуру измеряют с помощью термометров, в Европе принято измерять ее в градусах «по Цельсию». Эта система основана на физических свойствах воды: при нуле градусов она переходит в твердое состояние — замерзает, при 100° — в газообразное. Количество выпавших осадков измеряют осадкомером — емкостью, на стенки которой нанесена специальная разметка. Скорость перемещения воздушных потоков измеряется ветромером (анемометром). Рядом с ним обычно устанавливают флюгер, указывающий направление ветра. На аэродромах и возле мостов, где ветер может представлять опасность, устанавливаются ветроуказатели — большие конусообразные мешки из полосатой ткани, открытые с обеих сторон. Атмосферное давление измеряется барометром.

На метеорологических станциях не менее 4-х раз в день снимают показания. В труднодоступных районах действуют автоматические радиометеорологические станции. А в океанах такие станции устанавливают на плавучих платформах. Свободную атмосферу изучают с помощью радиозондов — приборов, которые прикрепляются к выпущенным в свободный полет каучуковым шарам, наполненным водородом. Они собирают данные о состоянии атмосферы на высотах до 30-40 км. Еще выше, до 120 км, поднимаются метеорологические ракеты. На определенной высоте часть ракеты с приборами отделяется и на парашюте спускается на земную поверхность. Для уточнения состава воздуха и исследования слоев, расположенных на большой высоте, применяются ракеты, зондирующие атмосферу до 500 км. Очень важные сведения о состоянии атмосферы, о погодных процессах, происходящих над Земной поверхностью, доставляют искусственные спутники Земли. Большой ценностью обладают наблюдения за атмосферными явлениями, которые ведутся космонавтами с орбитальных станций в космосе.

Источник видео: AirPano.ru

geographyofrussia.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *