cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Соловей разбойник и илья муромец конспект урока – Разработка урока по литературе «Былина. Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.

Класс: 4

Тема урока: Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Тип урока – ознакомление с новым материалом.

На уроке использованы современные образовательные технологии: методика моделирования, индивидуальная работа с детьми, информационные технологии, групповая форма работы.

Цель урока:

  • обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;

  • учить составлять план произведения при помощи моделирования.

Задачи:

— Познакомить школьников с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

— Выделить важнейшие признаки былины, доступные для восприятия младших школьников; вызвать желание читать былины.

— Показать связь содержания былин с русской историей. Использовать возможности былин для воспитания чувства патриотизма.

— Показать отражение «богатырской» темы в живописи и музыке.

— Продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение былин.

— Продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление сходства и отличия былин и сказок.

— Продолжить развитие культуры речи.

— Продолжить воспитание сотрудничества.

Основное содержание темы, термины и понятия:

— работа с понятиями «былина», «повторы», «преувеличение», «сказитель-былинщик»;

— чтение былин и анализ содержания; характеристика героев,

— определение авторского отношения к изображаемому;

— работа с разными источниками текстовой информации;

— работа с картинами художников;

— слушание музыки.

Планируемые результаты:

Личностные:

-проявление творческого отношения к процессу обучения;

-осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

Метапредметные:

Познавательные:

Умение:

— перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-находить сходство и различие между былиной и сказкой;

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

— давать оценку своим действиям, оценивать результат;

Регулятивные:

Умение:

-работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно;

-составлять совместно с учителем план действий;

— контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

Коммуникативные:

Умение:

-оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

— сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

Предметные:

Умение:

-правильно, осознанно, выразительно читать былины;

-применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»;

-выделять признаки былины, сравнивать ее со сказкой.

Оборудование

Опорный лист.

Ход урока.

— Прочитайте слова, которые являются эпиграфом нашего урока.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

Читают слова на слайде

Личностные:

Проявление интереса к жанру былин.

Актуализация знаний. Целеполагание

Задание 1. Форма работы: фронтальная.

Учитель. Произведения устного народного творчества вы читали в 1-3 классах. Давайте проверим ваши знания. Объясните каждое слово в названии темы. Почему «устное»?

Учитель. Почему «народное»?

Учитель. Почему «творчество»?

Учитель. Какие произведения устного народного творчества вы знаете?

Форма работы: индивидуальная.

Учитель. На опорном листе записаны называния народных произведений. Продолжите список теми произведениями, которые вам известны, но не записаны.

Учитель. На уроках во 2 и 3 классах вы познакомились с отрывками из «Сказки про Илью Муромца» Вспомните, кто он такой?

Учитель. Илья Муромец является героем многих былин. Прочитайте названия некоторых из этих былин на опорном листе.

Учитель. Почему Илья Муромец стал героем многих былин?

Учитель. Знаете ли вы, что местом рождения Ильи Муромца называют село Карачарово под городом Муромом во Владимирской области? Прошло почти 500 лет, как появились первые упоминания о герое, но память о нем живет и сегодня. Гробница с мощами богатыря находится в Киево-Печерском монастыре.

На берегу реки Оки стоит памятник Илье Муромцу.

В краеведческом музее города Мурома лежит гигантских размеров дубовый пень, на котором написано: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки».

Определение темы урока и плана работы.

Прочитайте название былины в учебнике .

Самые важные вопросы урока напечатаны на листе. Будем учиться отвечать на них. Познакомьтесь с планом нашего рассуждения.

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Предположите, кто из них Соловей-разбойник, а кто Илья Муромец?

Проверим наше предположение.

О. Передавали тексты сказок, былин и др. произведений из уст в уста, письменности не было.

О. Автором был не один человек, а народ.

О. Люди придумывали, творили, сочиняли

О. Перечисляются произведения.

Опорный лист:

Загадки, скороговорки, пословицы, потешки, небылицы…

Обучающиеся дописывают слова: сказки, поговорки, былины

О. Русский богатырь.

Опорный лист:

«Исцеление Ильи Муромца»

«Илья Муромец и Калин-царь»

«Илья Муромец и Идолище»

«Илья Муромец и дочь его»

«Илья Муромец в ссоре с Владимиром»

«Илья Муромец и татарчонок»

«Илья Муромец с Добрыней на Соколе-корабле»

О. Народ его любил за силу, справедливость, борьбу с врагами. Он совершал подвиги ради народа, Родины, охранял труд мирных людей.

О.«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

План

1. Кто является главным героем былины?

2. Как народ изображает Илью Муромца?

3. Мог ли проявить трусость былинный герой?

3. Какая связь существует между былинами и историческими событиями? Какие средства языка помогают передать образ богатыря?

4. Что означает слово «былина»?

5. Чем былины интересны для современного читателя?

О. Ответы детей

Личностные:

Проявление интереса к жанру былин.

Регулятивные:

Умение учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

Умение учиться перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

Умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения.

II Изучение нового

Задание 1: Слушание

Учитель. Текст былины записан со слов сказителя – человека, который рассказывал былины, – более ста лет тому назад. Для нас их сберегли собиратели былин. Они ездили по городам и сёлам и записывали былины от простых крестьян-сказителей.

В старину былины назвались песнями. Их действительно «пели», распевно читали под гусли.

Послушайте, как звучали гусли.

А сейчас послушайте былину.

Чтение сопровождается комментариями, историческими справками.

Анализ текста былины в форме ответов на вопросы для проверки первичного восприятия былины.

Форма работы: фронтальная

.Учитель. Как встретились Илья Муромец и Соловей-разбойник? Что случилось с природой от соловьиного посвиста?

Учитель. Чем закончилась эта встреча?

Учитель. Почему ослушался Илья Муромец жителей Чернигова?

Учитель. Как называется приём преувеличения силы богатыря? (гипербола)

Учитель. Как в былине показано превосходство Ильи Муромца над дружинниками князя Владимира?

Задание 2. Чтение былины учащимися с комментированием

Словарная работа по ходу чтения:

а) прочитать сноску.

Учитель. Что подумал Илья, увидев Соловья-разбойника?

Когда произошла встреча Ильи с Соловьём-разбойником? Сразу как он уехал служить Владимиру, после помощи мужичкам Черниговским?

Учитель. Какой же он, былинный герой?

Как он побеждает врага? Сам или с помощью волшебных предметов и помощников?

Словарная работа по ходу чтения:

а) прочитать сноску.

Учитель. Чью точку зрения, чьи мысли отражает былина?

Учитель. Что обозначает слово «былина»?

Действительно, Русь боролась с многочисленными врагами. Русский народ показывал на поле брани чудеса храбрости. В былинах встречаются исторически точные описания одежды, обуви. На дне Ильмень-озера нашли такой сапожок, какой точно был описан в былине про Микулу Селяниновича. Кроме того, в былинах упоминаются точные названия русских городов.

Учитель. Давайте вместе дадим определение былине.

Физкультминутка «Тренажёр для глаз»

Задание 3.

Подчеркните в тексте преувеличения (гиперболы) – то, чего в жизни не может быть. Объясните, с какой целью они используются.

Задание 4.

Найдите повторяющиеся эпизоды и скажите, с какой целью они используются.

Задание 5.

Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Три богатыря».

Учитель. Михаил Врубель продолжает «богатырскую» тему Виктора Васнецова.

Безымянный богатырь и его могучий конь словно созданы из камня. Они будто внезапно появляются перед нашим взором. Создается ощущение, что всадник и окружающий его мир слиты воедино.

Богатырская тема нашла отражение и в музыке русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Одна из его симфоний называется «Богатырской». Сегодня мы послушаем только первую часть симфонии – «Собрание русских богатырей».

Как вы почувствовали «богатырскую» тему в музыке?

Релаксация: Слушаем, расслабившись, откинувшись на спинку стула, прикрыв глаза

Дети слушают аудиозапись.

Дети слушают

Профессиональное чтение былины на ресурсе

О. Ответы детей

О. Высказывают свою точку зрения.

О. Оказывается, не мог проявить трусость удалой былинный герой.

Чтение 1 части – От начала до слов «Рассердился тут старый казак…»

Словарная работа по ходу чтения:

зычным голосом – звонким громким голосом ;

заутреня (значение слова)

О. В былине есть слова, указывающие на то, что Илья успел состариться: «старый казак», «Не ко мне ли старому да подбираешься?»

Чтение 2 части до слов «И поехал он да по святым горам…»

Чтение 3 части.

Чтение 4 части до конца.

Словарная работа: орда – вражеское войско

Попробуем мы силу богатырскую – поборемся, будем сражаться.

Что значит побрататься?

О. Быть как братья, заключить братский союз, стать побратимами.

О. Народную.

О. Былина – это быль, рассказ о том, что было на самом деле, т.е. правдивое повествование.

Итак, былины – это героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли-богатырей.

Форма работы: в парах

О. Гиперболы делают более заметными и яркими подвиги, силу, мужество героя

Форма работы: в парах

О. Троекратные повторы в тексте делают речь более выразительной.

Форма работы: в парах

Вопросы на карточке:

— Назовите известных по былинам героев, изображенных на картине.

— Кто из богатырей больше всего привлекает наше внимание?

— Почему?

— Что общего в изображении Ильи Муромца в былине и на картине?

Дети рассматривают слайд с репродукцией картины М.Врубеля

Слушание симфонии.

О. Высказывают свою точку зрения.

Личностные:

Проявление интереса к жанру былины и к былинному герою.

Регулятивные:

Умение действовать по плану, давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

Предметные:

Усвоение литературного понятия «былина».

Умение определять характерные признаки былины.

Умение сравнивать былину со сказкой, находить черты сходства и отличия.

Умение выразительно читать былину.

III Закрепление

Диагностика качества освоения темы.

Задание 1.

Восстановите план текста былины, расположив события в нужной последовательности.

Самопроверка по эталону

Задание 2. Форма работы: фронтальная

Посмотрите отрывок фильма «Соловей-разбойник»

События, показанные здесь происходили раньше или позже тех, что описаны в былине Илья Муромец и Соловей-разбойник?

Форма работы: индивидуальная.

Опорный лист:

1. Побраталися да два богатыря

2. Тяжело ходить коню богатырскому

3. Встреча Ильи Муромца с Соловьём-разбойником.

4. Положил Илью да он к себе в карман

Личностные:

Осознание значимости изучаемой темы для себя.

Регулятивные:

Умение высказывать свое предположение, оценивать свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные:

Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

Умение слушать других, формулировать свои мысли вслух

Предметные:

Знание содержания былины, ее идеи; умение использовать знания

Итог урока.

Рефлексивная деятельность

Домашнее задание:

Почему современному читателю нужно знать и читать былины?

Как вы считаете, как вы поработали на уроке? Оцените свою работу.

Научиться читать былину с выражением нараспев.

Каждый «по кругу» высказывается одним предложением, выбирая начало фразы с «рефлексивного экрана»:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Самоанализ и самооценка ученика:

infourok.ru

Конспект урока по литературному чтению «Былина Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов имени Г.К. Жукова г.о. Краснознаменск

Методическая разработка урока по литературному чтению в 4 классе.

(«Литературное чтение. 4 класс.» часть 1. УМК «Перспективная начальная школа». Автор -Малаховская О.В.)

Учитель МБУ СОШ №84 г.о.Краснознаменск: Леськова Людмила Викторовна.

Класс: 4 «В»

Тема урока: Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Тип урока – урок открытия нового знания.

На уроке использованы СОТ: методика моделирования, индивидуальная работа с детьми, информационные технологии, групповая форма работы в рамках системно-деятельностного подхода.

Цель урока:

  • обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;

  • учить составлять план произведения при помощи моделирования.

Задачи:

— познакомить школьников с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

— выделить важнейшие признаки былины, доступные для восприятия младших школьников; вызвать желание читать былины.

— показать связь содержания былин с русской историей. Использовать возможности былин для воспитания чувства патриотизма.

— показать отражение «богатырской» темы в живописи и музыке.

— продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение былин.

— продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление сходства и отличия былин и сказок.

— продолжить развитие культуры речи.

— продолжить воспитание сотрудничества.

Основное содержание темы, термины и понятия:

— работа с понятиями «былина», «повторы», «преувеличение», «сказитель-былинщик»;

— чтение былин и анализ содержания; характеристика героев,

— определение авторского отношения к изображаемому;

— работа с разными источниками текстовой информации;

— работа с картинами художников;

— слушание музыки.

Планируемые результаты:

1.Личностные:

-проявление творческого отношения к процессу обучения;

-осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

2.Метапредметные:

Познавательные:

Умение:

— перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-находить сходство и различие между былиной и сказкой;

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

— давать оценку своим действиям, оценивать результат;

Регулятивные:

Умение:

-работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно;

-составлять совместно с учителем план действий;

— контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

Коммуникативные:

Умение:

-оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

— сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

3.Предметные:

Умение:

-правильно, осознанно, выразительно читать былины;

-применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»;

-выделять признаки былины, сравнивать ее со сказкой.

Организация образовательного пространства:

Оборудование

Опорный лист.

Межпредметные связи:

Музыка, изобразительное искусство.

http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/muz/m2.doc

Ресурсы:

  • выход в Интернет;

  • ресурсы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

http://school-collection.edu.ru

Формы работы:

Ход урока

  1. Организационный момент Слайд 1

Слава русской стороне
Слава русской старине
И про эту старину
я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!

  1. Актуализация знаний. Целеполагание

Учитель. Произведения устного народного творчества вы читали в 1-3 классах. Давайте вспомним. Объясните каждое слово в названии темы. Почему «устное»?

Учитель. Почему «народное»?

Учитель. Почему «творчество»?

Учитель. Какие произведения устного народного творчества вы знаете?

Учитель. Можно ли все эти примеры назвать одним термином ФОЛЬКЛОР?

Учитель. У вас на столах карточки для работы в паре. Заполните пустые ячейки жанрами фольклора.

Проверка карточек СЛАЙД 2.

Учитель. Один из жанров фольклора – это былины. Слайд 3. (определение понятия).

Учитель. Как вы думаете, о ком люди складывали былины? Слайд 4

Учитель. С какими богатырями вы уже знакомы?

Учитель. А знаете ли вы, где родился Илья Муромец? Слайд 6

В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Звали его Илья Иванович Гущин. Жил богатырь, как и все карачаровцы, в гуще дремучих лесов— отсюда и фамилия. Илья Муромец — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю.

Слайд 7

…Как одно-то на небе красно солнышко. А один — то на Руси Илья Муромец…
Неспроста древний Муром на высоком берегу Оки в парке установил в прошлом году памятник своему легендарному богатырю. Как символ не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы
«…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей…»

Слайд 8

За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печерской лавре.
У изголовья перед его гробницей гласит надпись – «Илья из города Мурома».
К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие..

  1. Определение темы урока.

Учитель. Определите тему урока. Слайд 9

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

II Изучение нового

  1. Прослушивание аудиозаписи отрывка былины.

  2. Словарная работа

На доске устаревшие слова русского языка, встретившиеся в тексте.

Найти и зачитать сноски в учебнике.

Учитель С какой интонацией сказитель читал отрывок из былины?

А сейчас постарайтесь прочитать первую часть былины, соблюдая темп и интонацию.

Чтение сопровождается комментариями, историческими справками.

Анализ текста былины в форме ответов на вопросы для проверки первичного восприятия былины.

Форма работы: фронтальная

Учитель. Как вы думаете, что же это за «силушка», которую побил Илья – богатырь сказочные существа или кочевники — захватчики?

Учитель. Найдите в отрывке такие подробности, которых не бывает в сказке, а именно конкретные географические названия мест.

Учитель. Почему ослушался Илья Муромец жителей Чернигова?

Чтение 2 часть былины

Анализ текста

Учитель. Как встретились Илья Муромец и Соловей-разбойник? Что случилось с природой от соловьиного посвиста?

Учитель. Чем закончилась эта встреча?

Учитель. Подтвердите, что в былине используется прием преувеличения.

Учитель. Как называется приём преувеличения силы богатыря? (гипербола)

Учитель. Найдите приметы народного юмора в том, как Илья общается со своим конём.

Учитель. А сейчас зачитайте несколько раз выделенное цветом четверостишье: постарайтесь передать напевность былины. К повтору какой части речи прибегает рассказчик?

Учитель. Какими же качествами обладает Илья Муромец? Ответить на этот вопрос я попрошу вас в группах по 4 человека. На ваших столах карточки, закрасьте красным карандашом качества, которыми можно охарактеризовать Илью Муромца.

Храбрый

Илья Муромец

Вежливый

Чёрствый

Жадный

Сильный

Справедливый

Обидчивый

Грубый

Трусливый

Добрый

Проверка Слайд 10.

Итог урока.

Рефлексивная деятельность.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я научился…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Учитель. Закончить урок мне бы хотелось русскими народными пословицами. Слайд 11.

Учитель. Домашнее задание Выразительное чтение былины.

multiurok.ru

«Устное народное творчество. Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Конспект урока. Устное народное творчество. Былина «Илья Муромец и

Соловей-разбойник»

Составил: учитель

русского языка

и чтения

Пищулёва С.В.

  • Тип урока – ознакомление с новым материалом.

  • Цели урока:

  • обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;

  • учить составлять план произведения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, повторы, устойчивые эпитеты)

  • познакомить детей с былиной “Илья Муромец и Соловей-разбойник”;

  • выявлять художественные особенности былин;

Развивающие:

  • развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;

  • формировать литературоведческие представления

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словесности, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности

  • Планируемые достижения учащихся на уроке:

  • называть правильно былины и выделять их особенности

  • сравнивать героев – положительных и отрицательных

Ход урока.

  • І. Обобщение имеющихся знаний об устном народном творчестве.

  • 1. Ребятам предлагается работа со схемой, в центре которой помещено слово “Фольклор”, а от него –стрелочки, подписать под каждой из них жанр фольклора (сказки, потешки, загадки, небылицы, скороговорки, пословицы. )

  • Необходимо подвести уч-ся к жанру — былины.

  • Таким образом, мы подводим детей к теме урока – «былины».

  • На данном этапе идет обобщение имеющихся знаний.

  • 2. Для активизации познавательных процессов детям задается вопрос:

Что означает слово “былина”?

  • ІІ. Изучение нового материала.

  • Слово “Былина” означает “быль”, т. е. правдивое повествование. Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.

  • Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам из времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.

Главные герои былин.

  • Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!

  • Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман – вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные.

  • Итак, былины – это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.

  • Самыми известными былинами стали “Добрыня и Змея”, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”, “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник” и многие другие.

  • Сегодня мы познакомимся с одной из них.

  • 3. Слушание былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник”

  • (слушание записи былины)

  • 4. Анализ текста былины, ответы на вопросы:

  • — Какие чувства вызвали у тебя герои былины?

  • — Каким вы представили Илью Муромца и Соловья-разбойника?

  • — Опиши внешний вид богатыря и Соловья-разбойника.

  • — Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца? Какие?

Словарная работа на уроке.

  • Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через болото

  • Ремни сыромятные — прочные ремни из невыделанной кожи животных

  • Тын — забор

  • Палаты княжеские – большое богатое помещение

  • Кафтан – верхняя одежда мужчин

  • Полно тебе слезить отцов-матерей – заставлять лить слезы, печалить

  • Дружина — княжеское войско в Древней Руси

  • Чтение былины детьми по цепочке после учителя.

  • — Последующий анализ: (групповая и индивидуальная форма работы)1 группа (слабая)2 группа (средняя)3 группа (сильная)

  • Найти и прочитать в тексте описание встречи Ильи Муромца и Соловья-разбойника. Найти и прочитать описание поединка. Моделирование плана былины

  • Проверка: чтение отрывка детьми. Показ составленной модели всему классу.

  • Индивидуальное задание ученику:

  • — Расскажи о главных героях былины и передай свое отношение к каждому

  • 5. А теперь посмотрите, как эти герои представлены в к/ф и ответьте на вопрос:

  • — Удалось ли создателям фильма передать характер и внешний вид героев былины?

Кроссворд.

  • 1) Село, в котором жил И. Муромец. (Карачарово)

  • 2) Город, из-под которого приехал богатырь. (Муром)

  • 3) Речка, у которой жил Соловей-разбойник. (Смородина)

  • 4) Кличка коня Ильи Муромца. (Бурушка)

9. Литературный диктант

  • Былина, богатырь, былинный герой, Русь, Илья Муромец, Бурушка-Косматушка, Соловей-разбойник, село Карачарово, речка Смородинка

Итог урока. Интерактивная экскурсия.(Презентация с иллюстрациями к русским народным былинам ).

  • Задание на дом:

  • Чтение выразительное и пересказ былины;

  • нарисовать богатырские доспехи.

Этап урока:»Сказочный аукцион».

-Кому принадлежат эти слова из сказки?

  • «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано». (Корова — «Хаврошечка»)

  • «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная». (Морозко)

  • «Не пей, братец, козленочком станешь». (Аленушка)

  • «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел». (Баба Яга)

  • «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой». (Иван-дурак)

  • «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам». (Лиса).

  • о находчивости, смекалке («Иван-царевич и серый волк»)

  • о дружбе, верности («Кот, петух и лиса»)

  • о жадности, скупости («Хаврошечка», «Лиса и заяц»)

  • О скромности, простоте («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»).

  • О смелости, мужестве («Каша из топора»).

  • Об уважении к родителям, старикам («Маша и медведь»).

Вывод:

Русское народное творчество или фольклор –это часть русской культуры, бесценная её часть , которая привлекает к себе внимание не одних только людей, владеющих и говорящих на русском языке, т.к. раскрывает мудрость русского народа, его красоту , силу, а, может быть , и тайны могущества народа.

infourok.ru

Открытый урок по литературному чтению «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (былинный сказ)

Сохор Татьяна Фёдоровна Портфолио учителя Отчет B1

Группа №3 Уровень1

ЦПМ Лидерство учителя в

Город Усть-Каменогорск профессиональном сообществе

1. Распознают признаки фольклорного творчества. Расскажут о жанре сказки, повторят виды сказок. Узнают что такое былина и былинный сказ.

2. Объяснят портрет каждого героя и докажут различия между ними.

3. Создадут глоссарий с устаревшими словами

4. Обсудят первый бой Ильи Муромца. (Каким предстал перед тобой богатырь при освобождении города Чернигова? Как описан конь богатыря?)


Эмоциональный настрой.

Сегодня девизом нашего урока буду такие слова :

Думать — коллективно! Читать — оперативно!

Отвечать — доказательно! Бороться — старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

Эмоциональный настрой на урок. Проявление интереса.

Три хлопка

Интерактивная доска, слайд

1 мин

Создание рабочей атмосферы

— Прочитайте слова, которые являются эпиграфом нашего урока.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

Читают слова на слайде

(один ученик читает вслух)

Три хлопка

Интерактивная доска, слайд

2 Актуализация знаний. Целеполагание

1,5 мин

Распознают признаки фольклорного творчества.

Задание 1. Форма работы: фронтальная.

— Произведения устного народного творчества мы изучали в 1-3 классах. Давайте проверим ваши знания. Объясним каждое слово в названии темы.

1) Почему «устное»?

2) Почему «народное»?

3) Почему «творчество»?

1)Передавали тексты сказок, былин и др. произведений из уст в уста, письменности не было.

2) Автором был не один человек, а народ.

3) Люди творили, сочиняли, придумывали.

Большой палец

5мин

Форма работы: индивидуальная.

У вас на партах лежат опорные листы, на них записаны называния народных произведений. Продолжите список теми произведениями, которые вам известны, но тут не указаны.

— На уроках во 2 и 3 классах вы познакомились с отрывками из «Сказки про Илью Муромца» Вспомните, кто он такой?

 Илья Муромец является героем многих былин. Прочитайте названия некоторых из этих былин на опорном листе.

— Почему Илья Муромец стал героем многих былин?

1)Загадки, потешки, небылицы…(учащиеся дописывают слова: сказки, поговорки, былины, пословицы, скороговорки)

-Русский богатырь.

Опорный лист:

2) «Исцеление Ильи Муромца»

«Илья Муромец и Калин-царь»

«Илья Муромец и Идолище»

«Илья Муромец и дочь его»

— Народ его любил за справедливость, борьбу с врагами, силу. Он совершал подвиги ради народа.

Две звезды и пожелание

Опорный лист

1,5 мин

Определение темы урока и плана работы.

Расскажут о жанре сказки, повторят виды сказок.

— Прочитайте название былины в учебнике . (стр 39)

Самые важные вопросы урока напечатаны на опорном листе. Будем учиться отвечать на них. Давайте познакомимся с планом нашего рассуждения.

— Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. (стр 40) Предположите, кто из предложенных героев Соловей-разбойник, а кто Илья Муромец?

— Хорошо ребята, на протяжение оставшегося времени мы проверим наши предположения.

— «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

3) План

1. Кто является главным героем былины?

2. Как народ изображает Илью Муромца?

3. Мог ли проявить трусость былинный герой?

4. Что означает слово «былина»?

5. Чем былины интересны для современного читателя?

— Ответы учащихся

Большой палец

Учебник литературное чтение

3 Изучение нового

4 Итог урока

3 мин

Узнают что такое былина и былинный сказ.

1 слайд.

Слово «Былина” означает «быль”, т. е. правдивое повествование. Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.

2слайд  (изображение богатыря)

Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!

— Давайте подведем итог в учебнике на стр 38, прочитайте определение, что такое «Былина»

Опережающее задание Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам из времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман – вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные.

— чтение одного из учащихся

Три хлопка

Интерактивная доска, слайд

Объяснят портрет каждого героя и докажут различия между ними.

Создадут глоссарий с устаревшими словами

Обсудят первый бой Ильи Муромца. (Каким предстал перед тобой богатырь при освобождении города Чернигова? Как описан конь богатыря?)

Работа в группах

— Как мы уже с вами говорили, что сегодня познакомимся с одной из былин «Илья Муромец и Соловей — разбойник»

— Слушание отрывка былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник” (слушание начала аудиозаписи с былиной, как звучит музыка, когда играют на гуслях)

— Анализ прослушанного текста текста былины, ответы на вопросы:

— Какие чувства вызвали у вас начало прослушанной былины?

— Каким вы представили Илью Муромца?

— Как звали коня Илья Муромца?

Словарная работа на уроке.

( Глоссарий — дети вписывают значение слова на опорный лист)

Полонить – взять в плен.

Палица- старинное оружие, дубинка с утолщенным концом.

Волчья сыть – еда, пища для волка.

Приторочил – привязал к седлу.

Чара – то же, что чарка – небольшой сосуд для питья вина.

Маковки – купол церкви, терема.

Околенка – оконная рама.

Окарачь ползёт – на четвереньках ползёт.

ФИЗМИНУТКА

— Чтение былины детьми по цепочке после учителя. (до слов Грязи Чёрной стр 40)

— Слушание отрывка былины. (когда Соловей-разбойник кричит)

— Продолжение чтение былины детьми по цепочке после учителя.

— Последующий анализ: (групповая форма работы)

1группа: Перечитай первый абзац. Найди и запишите предложения где говорится о том, как Илья Муромец освободил город Чернигов.

2 группа: Обратите внимание на имена персонажей былины. Как их называет автор? Запишите.

3 группа: Найдите и подчеркните в абзаце слова, которые говорят о богатырской силе Ильи Муромца.

4 группа: Найдите абзац, в котором говорится о силе Соловья – разбойника. Впиши пропущенные слова.

Самостоятельная работа детей.

Проверка выполненных работ.

— Кроссворд (групповая работа)

1) Город, в котором жил И. Муромец. (Муром)

2) Город, который освободил от врагов Илья Муромец. (Чернигов)

3) Речка, у которой жил Соловей-разбойник. (Смородинка)

4) Кличка коня Ильи Муромца. (Бурушка)

5) Имя отца Соловья-разбойника. (Одихман)

6) Имя князя в былине. (Владимир)

Литературный диктант (Резерф)

Былина, богатырь, былинный герой, Русь, Илья Муромец, Бурушка-Косматушка, Соловей-разбойник, село Карачарово, речка Смородиная

— Давайте вернёмся к нашим опорным листам. Скажите ребята, сможем мы теперь ответить на вопросы, которые ставили для себя в начале урока?

План

1. Кто является главным героем былины?

2. Как народ изображает Илью Муромца?

3. Мог ли проявить трусость былинный герой?

4. Что означает слово «былина»?

5. Чем былины интересны для современного читателя?

Как вы считаете, как вы поработали на уроке? Оцените свою работу.

— Каждый «по кругу» высказывается одним предложением, выбирая начало фразы с «рефлексивного экрана»:

Слушают отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник”

Заполняют глоссарий на опорных листах.

Читают по цепочке после учителя

Слушают отрывок

Читают по цепочке после учителя

— Подъехал Илья к несметной рати …

— Илья Муромец, Соловей –разбойник, Одихман, князь Владимир

Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнями рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил – до сих пор по ней люди добрые ездят.

Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал.

  1. Муром

  2. Чернигов

  3. Смородинка

  4. Бурушка

  5. Одихман

  6. Владимир

Пишут в тетрадях по литературному чтению

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Две звезды и пожелание

Две звезды и пожелание

Две звезды и пожелание

Три хлопка

Большой палец

Аудиозапись

былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник”

Слайд, опорные листы

Учебник литературное чтение 4 класс

Аудиозапись

Раздаточный материал

Раздаточный материал

Тетрадь

Домашняя работа:

Чтение былины. Письменно ответить на вопросы «Почему князь Владимир не поверил рассказам Ильи. Как доказал Илья Муромец свою победу?»

Отчет В1

Запись о краткосрочном планировании

Данное краткосрочное планирование спланировано на основе календарно-тематического планирования, Учебной Программы для средней школы, утвержденной приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013года, учебника «Литературное чтение» 4 класс.

Целью данного планирования является возможность увидеть, как внедряются интегрированные идеи всех 7 модулей Программы и способы достижения поставленных целей поставленные на данный урок. Приемы, стратегии и зaдaния подбирались с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учaщихся клaссa, в котором я проводила урок.

На урок запланировала различные формы работ: фронтальная, групповая, индивидуальная с целью преодоления различных барьеров в обучении и преподавании. С целью повышения интереса к урокам, формирования и развития внутренней мотивации учащихся, обеспечения обратной связи, отслеживания динамики усложненности видов применяемых стратегий, применяла различные виды оценивания для обучения.

Основной модуль, проходящий через урок – это «Критическое мышление» (КМ), который внедряется через диалоговое обучение. Данный модуль является наиболее важным в преподавании, так как диалог между учениками, между учеником и учителем помагает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мнение о русском народном творчестве. Перечень основных навыков КМ включает наблюдение, интерпретацию, анализ, выводы, оценку, объяснения, метапознание. Для внедрения данного модуля использовала на уроке алгоритмы сравнения главных героев, открытые вопросы, где главным был вопрос Почему?.

Считаю, что более продуктивным применением структурирования всех приемов является деление на группы.

Ключевая идея и ожидаемые результаты: выбранные стратегии, методы и формы позволяют активно познавать изучаемый материал, учить детей анализировать, сравнивать и синтезировать, проявлять активность и самостоятельность.

В преподавании и обучении использую ИКТ таким образом, у учащихся есть возможность развивать критическое мышления, а также использовать ее в качестве помощника учителя. Выбранный мною модуль критическое мышление будет результативным, если получится внедрить и интегрировать все 7 модулей Программы.

infourok.ru

Конспект урока по теме: «Понятие о былине как о героическом эпосе. Былина « Илья Муромец и Соловей — Разбойник»»

Тема урока: «Понятие о былине как о героическом эпосе. Былина « Илья Муромец и Соловей — Разбойник»»

Цель урока: актуализировать знания учеников о русском героическом эпосе; дать представление об отличиях былины от сказки; дать представление об эпическом герое; совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста, устной речи.

Виды учебной деятельности: выразительное чтение былины, анализ особенностей героического эпоса, ответы на вопросы репродуктивного характера по содержанию былины « Илья Муромец и Соловей — Разбойник», анализ образа Ильи Муромца, характеристика героя былины как воплощение национального характера, работа с Толковым словарём С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.

Результаты обучения.

Предметные: знать содержание былины, уметь отвечать на проблемные вопросы, выявлять художественные детали, раскрывающие характер героя, понимать ритмико-мелодическое своеобразие былины, опознавать признаки героического эпоса; осмысленно читать и адекватно воспринимать произведение, уметь пересказывать былину с использованием образных средств, создавать монологическое высказывание, составлять диалог, понимать роль изобразительно-выразительных средств.

Личностные: воспитание уважительного отношения к культуре своего народа, использование для решения познавательных задач разные источники информации.

Метапредметные: самостоятельно формулировать выводы, подбирать подтверждения.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания. Эту часть можно провести в виде конкурса. Класс поделить на несколько групп.

1. Конкурс на лучшего сказителя «Рассказываем сказки» ( от каждой группы по одному сказителю.)

2.Конкурс «Пословицы и поговорки»

3.Конкурс загадок.

II. Рассказ учителя о жанре былины.

Мы с вами несколько уроков посвятим изучению особенного жанра устного народного творчества, с которым вы уже знакомы, — жанра былин. Былины – один из древнейших типов фольклорных произведений. Они ведут свою историю примерно с XI века. Учёные установили, что создание былин закончилось в XII веке, а активное их бытование, постепенно угасая, продолжалось до середины прошлого столетия.

Былины – это русский героический эпос. Наиболее важным, решающим признаком эпоса является героический характер его содержания. Героический эпос показывает, кого народ считает героем и за какие заслуги. Герои-богатыри олицетворяли важнейшие идеалы народа. Величественные образы защитников родины поддерживали веру в силу, мужество и стойкость русского народа, служили примером, а иногда и укором. У М.Ю.Лермонтова «Да, были люди в наше время,/Не то, что нынешнее племя:/ Богатыри -не вы!»

Само название говорит нам, что былина воспринимается народом как быль, как правдивое повествование о событиях, происходивших когда-то в старину.

III. Беседа-повторение

Вспомните, какие особенности характерны для былин? (Герои-богатыри, образность языка, традиционные фольклорные элементы: зачин, концовка, повторы, гипербола, постоянные эпитеты.)

Каких богатырей вы помните?

IV. Работа с былиной « Илья Муромец и Соловей — Разбойник»

1. Выразительное чтение былины подготовленным учеником.

2.Слово учителя. Понятие об эпическом герое.

На картине В.Васнецова вы видите ещё двух героев: Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Про них тоже слагалось множество былин. Всех этих богатырей называют эпическими героями.

— Что общего у Ильи Муромца и героями других былин? (Все невероятно, по-богатырски сильны, совершают подвиги)

Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

V. Анализ былины « Илья Муромец и Соловей – Разбойник»

-Найдите приметы реального исторического прошлого русского народа. (Город Киев, Чернигов, Муром; князь Владимир)

-Как в былине раскрывается богатырская сила и воинская доблесть Ильи?

(Сражение под Черниговым, бой с Соловьём – Разбойником, сопоставление поведения князя Владимира и Ильи в сцене на княжеском дворе.)

-Можно ли назвать поступки Ильи Муромца героическими? ( Действует во благо людей.)

-Как авторы-рассказчики относятся к Илье? Подтвердите текстом.

(1.Фрагменты: портрет, снаряжение, отношение спасённых черниговских мужиков, Соловья-Разбойника. 2.Языковые средства: эпитеты для характеристики Ильи (удаленький, дородный, добрый, славный), коня и снаряжения (шелковая плеточка), обращения к Илье других персонажей былины.)

VI. Фонозапись актёрского чтения былины (фрагмент)

-Какие приёмы «сказывания» используются в этой былине? (Постепенное наращивание напряжения, повторы действий, слов, особенный ритм.)

Слово учителя.

Один из главнейших признаков русского эпоса, отличающий его от других произведений героического содержания, состоит в том, что он слагается из песен, которые назначены не для чтения, а для музыкального исполнения.

VII. Словарная работа.

Необходимо, чтобы перед глазами учеников были, кроме текста, иллюстрации к былине.

Объясняем значение слов (по Толковому словарю С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.М.:2001, часть учеников для поиска использует Интернет-ресурсы)

Стольный, прямоезжая, заколодела, лазоревый, величать, в особину.

VIII. Творческое задание.

Рассмотрите репродукцию картины В.Васнецова «Три богатыря», вспомните былины, которые вы знаете по книгам, мультфильмам, попытайтесь составить диалог богатырей (сцену), используя лексику былин.

IX. Составление таблицы «Былина и сказка»

Сказка

Былина

Сходство:

1.И сказки, и былины существовали в устной форме.

2.Оба жанра существуют с древних времён.

Различия:

1.Сказка — прозаический художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера.

2.Главная черта сказки – вымысел.

3.Сказки создаются в прозаической форме.

4. Сказки рассказывали.

1.Описание подвигов богатырей. Былина- героический эпос.

2.Былине не свойственна точная передача исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщённых образах.

3.Былина обладает песенно-стихотворной формой.

4.Былины пели или проговаривали речитативом, часто в сопровождении гуслей.

Заключительное слово учителя.

При помощи сказки и былины как бы осуществилась связь времён — Древней Руси и нашей эпохи. Искусство прошедших веков влилось в жизнь современного человека, а былинные герои не только служат примером благородства и храбрости, но и учат соблюдать установленные традиции: уважение к старшим, к русским национальны традициям, к семейным ценностям.

Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение былины « Илья Муромец и Соловей – Разбойник»

2. Прочитать на выбор былины «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».

3. Подготовить характеристики героев.

4. Подготовить свою иллюстрацию к одной из былин.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 108 КИРОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

(МОУ ОШ № 108)

Конспект урока по теме:

«Понятие о былине как о героическом эпосе.

Былина « Илья Муромец и Соловей — Разбойник»»

Выполнила: учитель русского языка

и литературы МОУ ОШ №108

Кировского района г.Волгограда

Бурдукова Наталья Владимировна.

Волгоград 2015

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель – продолжить знакомство с былинными сказами посредством стилистического анализа былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Задачи:

Образовательные:

— продолжить знакомство с новым жанром фольклора «былина»;

— познакомить детей с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;

— выделять важнейшие признаки былины, доступные для восрприятия младших школьников, вызвать желание читать былины.

Развивающие:

— продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение былин;

— продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление сходства и отличия былин и сказок

— продолжить развитие культуры речи.

Воспитательные:

— воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словестности;

— воспитание патриотческих чувств и нравственных качеств личности.

Планируемые результаты:

Личностные:

проявление творческого отношения к процессу обучения;

— проявление интереса к жанру былин;

— осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

Познавательные:

— умение перерабатывать полученную информацию;

— умение находить сходство и различие между былиной и сказкой;

— умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

— умение давать оценку своим действиям.

Регулятивные:

— умение работать по предложенному плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

— умение составлять совместный план действий;

— умение контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

Коммуникативные:

— умение оформлять свою свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

— умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате;

— умение представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

Предметные:

— умение правильно, осознанно, выразительно читать былины;

— умение применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы»;

— умение выделять признаки былин, сравнивать ее со сказкой.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство.

Оборудование: презентация, учебник литературоного чтения, аудиозапись с былиной.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний

3. Подготовка к первичному восприятию произведения

постановка

учебной задачи

4. Целевая установка перед прослушиванием былины

Приемы:

прослушивание былины

5. Проверка первичного восприятия текста

чтение былины подготовленным учеником

работа с текстом (выборочное чтение)

6. Итог урока

работа в парах

рефлексия

выставление отметок

Личностные УУД

проявление интереса к жанру былин

Познавательные УУД

умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Регулятивные УУД

умение работать по предложенному плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

умение составлять совместный план действий;

умение контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

Коммуникативные УУД умение оформлять свою свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

умение представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

Познавательные УУД

умение перерабатывать полученную информацию

Предметные УУД

умение применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы»;

умение выделять признаки былин, сравнивать ее со сказкой.

Предметные УУД

умение правильно, осознанно, выразительно читать былины;

Личностные УУД

проявление творческого отношения к процессу обучения

Познавательные УУД

умение находить сходство и различие между былиной и сказкой

Личностные УУД

осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев;

умение давать оценку своим действиям

Коммуникативные УУД

умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате

Доброе утро, ребята! Я рада вас всех видеть.

— Прочитайте слова, которые являются эпиграфом нашего урока.

(Слайд 1)

— Как вы думаете, с произведением какого литературного жанра мы сегодня будем знакомиться?

— Почему «УСТНОЕ»?

— Почему «НАРОДНОЕ»?

— И почему «ТВОРЧЕСТВО»?

— Какие произведения русского народного творчества знаете вы?

— А с каким жанром мы познакомились совсем недавно?

— А кто скажет мне, что такое былины? О чем в них рассказывается?

— Где исполняли былины и кто?

— Молодцы!

Физминутка

— Тему сегодняшнего урока и учебную задачу вы поможете мне сформулировать, выполнив несколько заданий.

Первое задание – отгадайте загадку.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?…

— Что это за птица? Что вы знаете о ней?

— Действительно, это так. Давайте посмотрим на слайде, как выглядит соловей. (Слайд 2)

— А кто такие разбойники? Они являются положительными или отрицательными героями?

— Что получится, если соединить два слова: соловей и разбойник?

— Как вы думаете, почему его так назвали? У вас будет возможность проверить свои предположения чуть позже.

— А какой богатырь сражался с этим разбойником?

— Ребята, как вы думаете с каким произведением познакомимся сегодня на уроке (тема урока)?

— Кто сформулирует учебную задачу урока? (Слайд 3)

— Молодцы!

— Скажите, пожалуйста, а почему былину нельзя назвать сказкой?

— А давайте вспомним, с какой былиной мы познакомились с вами на прошлом уроке? Каким мы видим Илью Муромца в этой былине?

-Сейчас мы с вами прослушаем еще одну былину, где главным героем является Илья Муромец. И выпосле прослушивания расскажте мне о своем настроении. (Аудиозапись)

— Итак, какие чувста и эмоции вызвала у вас эта былина?

— Что вам показалось необычным?

— Вот такое пение называется речетативом. Сейчас это можно сравнить с неким видом современной песни. Как думаете с каким?

— Что еще оказалось необычным?

— Давайте теперь обратимся к нашему учебнику и прочитаем эту же былину. И посмотрим, есть ли какие-то отличия.

— Итак, какие отличия вы нашли?

— Что указывает на небывалую силу Ильи Муромца? Зачитаем.

— Найдите в тексте описание встречи Ильи Муромца и Словья-разбойника. Прочитаем.

— Прочитаем описание поединка.

-Найдем диалог князя и Ильи Муромца.

— Каким вы представляете себе Илью Муромца?

Я предлагаю вам дома нарисовать один из понравившихся эпизодов прочитанной былины. Это может быть поединок Ильи Муромца с Соловьем-разбойником или, например, встреча Ильи и князя. На следующем занятии мы с вами устроим вычтавку получившихся картин.

— Итак, ребята, с каким произведением и какого автора мы сегодня познакомились с вами на уроке?

— А с каким жанром литературы можно перепутать былину?

— Чем отличается все же былина от сказки? На парте у вас лежит листочек, прделагаю вам в парах подумать и написать эти отличия.

— Как вы думаете, почему современному читателю нужно читать былины? Или это не нужно?

— Скажите, пожалуйста, легко или трудно вам было на уроке? Что вызвало трудности?

— А сейчас, у нас остается немного времени, предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте разгадаем кроссворд. (Слайды 4 -11)

1.Кличка коня Ильи Муромца?

2. Город из-под которого приехал этот богатырь?

3.Какая река встречается на пути Ильи Меромца?

4.Илья просидел на печи ….. и три года

5.Кто исцелил богатыря?

6.С кем борется Илья Муромец?

7. Имя богатыря

Спасибо за урок! (Слайд 12)

Один ученик читает слова на слайде

Былина – это произведение устного народного творчества

Эти произведения передавали из уст в уста, так как не было письменности

Автором был не один человек, а народ

Люди сочиняли, творили, придумывали.

Сказки, потешки, колыбельные, загадки, поговорки, былины.

Былины

Былина — фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом).

В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли. Гусляры

Соловей

Соловей отличается не только красивым оперением, но и прекрасным голосом.

Разбойники – это отрицательные персонажи, которые хотят сделать что-то плохое.

Соловей-разбойник

Его назвали так, потому что он был разбойником и его главным оружием было пение.

Илья Муромец

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Продолжим знакомиться с особенностями такого жанра, как «былина» на примере былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

В былине описывается то, что было на самом деле. А в сказках выдуманный сюжет и персонажи

«Исцеление Ильи Муромца»

Он тридцать три года просидел на печи, так как не у него были проблемы с ногами. И калики, которые зашли испить воды его исцелили. После чего Илья Муромец стал сильным, храбрым и отважным богатырем.

Дети слушают аудиозапись

Дети высказвают свои предположения

Былину не просто читали, а ее как будто пели

Рэп

Слова устаревшие, заменяют окончания, приставки в словах, есть зачин, повторы.

Читает подготовленный усченик

Когда прослушивали, там больше непонятных, устаревших слов было и речетативом читали под гусли. А сейчас просто прочитали и слова более понятны.

Дети читают

(стр. 175)

Дети читают (стр.175)

Дети читают (стр.175)

Дети читают (стр.176)

Предположения детей

Сегодня на уроке мы познакомились с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник», которую написал народ.

Со сказками

Дети сообща пишут

Дети высказывают свое мнение.

Выслушиваются мнения детей

Бурушка

Муром

Ока

Тридцать

Калики

Разбойники

Илья

Приложение 1

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

infourok.ru

Урок литературы по былине «Илья Муромец и Соловей -разбойник» 6 класс

Урок « Художественные особенности жанра былины. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цели урока:

  1. Обучающая: формировать литературно-художественные умения школьников, познакомить с образцом русского героического эпоса.

  2. Развивающая: повысить интерес к былинному творчеству, трансформировать учебную деятельность в художественную, подключить читательский опыт учащихся.

  3. Воспитательная: помочь осознать эстетическое богатство былины, воспитание чувства патриотизма.

Оборудование: доска, на которой написана тема урока и незаконченные строки из былин; таблица со строками из былин; репродукции картин Васнецова; стенд тематический; карта Киевской Руси; учебник русского языка для 6 класса// М.М.Разумовской. Издательства «Дрофа»

Ход урока:

  1. Дети вместе с учителем оформляют тему в тетради.

  2. Предкоммуникативная фаза

В 6 классе мы узнали, в чем заключается функция эпоса. Озвучьте ее еще раз (изобразить поступки, события).на сегодняшнем уроке мы поговорим о русском эпосе и его героях. Для начала вспомните, в чем заключался идеал древних греков, кто стал таким идеальным героем в древнегреческих мифах( Человек должен быть прекрасен и внешне, и духовно. Ценилась не только физическая сила , но и мастерство, и смекалка. Таким идеальным героем для древних греков был Геракл.)

Все это ценилось и древними славянами. Русские богатыри тоже сильны, любят Родину и защищают слабых. Назовите имена известных вам богатырей.( Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Садко, Микула Селянинович, Вольга Всеславич)

  • Работа с репродукцией картины «3 богатыря» В.М.Васнецова и «Витязь на распутье», «После побоища». Учитель просит описать снаряжение богатыря (шлем, кольчуга, копье, меч, лук со стрелами, булава, щит)

Давайте вспомним, как в русских сказках назывался меч (кладенец, булатный), копье, стрелы(каленые), рукавицы узорчатые. Запишите эти эпитеты в тетрадь. Вспомните, как в русских сказках называется прием преувеличения (гипербола) Давайте посмотрим и найдем гиперболу в репродукции картины( конь под стать седоку Илье Муромцу, Илья без усилия держит увесистую булаву). Посмотрите на картину «После побоища». В сказках природа играет особую роль(часто вредит или помогает героям). Какова природа здесь? ( кругом тихо, спокойно, но это покой смерти)

  • Работа с таблицей .Внимательно посмотрите и выберите из таблицы строки, которые подошли бы к этой картине.( Учитель должен сделать акцент на том, что в сказочном эпосе смерть часто сопоставляется со сном, а битва с пиром. Прием этот называется иносказанием)

  • Работа с репродукцией И.Н. Крамского «Портрет сказителя былин» (учебник русского языка// М.М.Разумовской). Ребята, посмотрите на сказителя былин глазами художника. Что интересного вы смогли увидеть?( Он стар, в поношенной , местами рваной одежде, с усталым, мудрым взглядом)

  1. Коммуникативная фаза:

    • Комментированное чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Учителем фиксируются особенности былинного стиха (ударный третий слог, третий слог от конца стиха и последний; вставные слоги и утрата интервокального йота с последующим стяжением гласных)

    • Беседа по тексту:

Почему Илья отказался от воеводства в Чернигове?( его цель – защита всей русской земли, а не одного города)

  • Работа с картой. Посмотрите, между Киевом и Черниговом дорога неспокойная. Мог ли Илья уклониться от встречи со злом?

Найдите описание коня Ильи. Для чего здесь нужны гиперболы?( седок –богатырь, значит, и конь должен быть необычным, богатырским)

Зачем описание свиста Соловья повторяется несколько раз?( читателю страшно, Илье –нет. Противник у Ильи ему под стать, чем труднее победа, тем ярче образ героя)

Почему Илья не убивает Соловья? ( герой мудр, он понимает, что без доказательств ему не поверят).

Давайте подумаем, что можно сказать о князе? Докажите это примерами из текста.( князь недальновиден – не подумал, каковы могут быть последствия соловьиного посвиста; он не в состоянии обеспечить сохранность границ государства: силушка под Черниговом – это иноземные захватчики.)

Что объединяет Геракла и Илью Муромца?( оба сильны физически, верны слову, оба хотят помогать простым людям)

Давайте вместе обобщим, что же ценит народ в богатыре? (интересы Отечества для него выше, чем его собственные; порядочность; отсутствие тщеславия и алчности)

  1. Посткоммуникативная фаза.

  • Ученикам предлагается закончить былинную строчку.

  • Найти в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. С какими словами они применяются?

  • Кто больше назовет из современного русского языка однокоренных слов к словам: молодец, стрелочка, стольный.

  1. Обобщение по уроку: Былина – героическая песнь о герое-защитнике русской земли. Герой русского былинного эпоса спокоен, уверен в себе, надежен, бескорыстен.

  2. Комментарии оценок.

  3. Домашнее задание:

1 урок – перечитать былину, выписать гиперболы и эпитеты, рисующие коня Ильи, оружие, природу.

2 урок – найти в других былинах общие места( описание раздумий у камня, описание коня, оружия

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *