cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Содержание образования это в педагогике определение – . — —

Содержание образования — это… Что такое Содержание образования?

   — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование даёт человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию личности, её отношение к миру и определение своего места в нём.

   Источник С.о. — социальный опыт человечества, закреплённый в материальной и духовной культуре. Каждая эпоха наполняет культуру новым, только ей свойственным содержанием, отвечающим потребностям и задачам общества. С выделением школы как самостоятельного общественного института С.о. рассматривается с точки зрения учебных предметов. В 17-18 вв. С.о. включало элементы, общие для всех отраслей деятельности. Сформировались теории материального и формального образования. К 19 в. обозначились цели обучения, выходящие за рамки знаний, умений и навыков: развитие ума, самостоятельности, творческих способностей, которые, однако, не воплотились в новое понимание С.о.

   В современной дидактике выделяется несколько уровней рассмотрения и формирования С.о. На теоретическом уровне С.о. фиксируется в виде обобщённого системного представления о составе (элементах), структуре и общественных функциях передаваемого социального опыта в его педагогической интерпретации. На уровне учебного предмета представлены определённые части С.о., несущие специфические функции в общем образовании. На уровне учебного материала даются конкретные, подлежащие усвоению, фиксированные в учебниках и учебных пособиях элементы С.о., входящие в курс обучения. Т.о. С.о. раскрывается в образовательных программах, учебных планах и учебниках. Гл. фактором, действующим при конструировании С.о., являются потребности общества и цели, которые оно ставит перед обучением.

С.о. является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. С.о. должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формировать адекватную современному уровню знаний картину мира, интегрировать личность в национальную и мировую культуру, нацеленную на совершенствование и на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Научное образование необходимо, но недостаточно. Более того, художественное образование обязано опережать научное и сопровождать его. Наука нравственно нейтральна. Она бессильна, как свидетельствует опыт, удовлетворить потребность человека в высшей этической правде. Покоряя человеку материальный мир, в одиночку она не в состоянии покорить человека законам морального мира. Наоборот, её применение во благо или зло целиком зависит от нравственности людей. Наука сама по себе не может дать человеку победы над страхом смерти и часто несёт ему гибель. Внутренний душевный мир как абсолютный императив социального мира приобретается человеком до науки, вне её и иногда вопреки ей. Сказанное не означает, что людям нового тысячелетия не понадобятся колоссальные достижения человечества в области обучения наукам. Однако изучения только ныне существующих наук недостаточно: не сформировалась наука о жизни, нет науки о человеке. При прочих равных условиях скорость и продуктивность человеческого ума зависят от состояния здоровья, настроения и самочувствия данной личности.

   Существенные проблемы теории С.о. связаны с выявлением базового С.о., разработкой его стандарта (см. Стандарты образовательные), его гуманизацией и гуманитаризацией.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 266)

   — педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся.

   (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. С. 420)

   Ч421.21

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

pedagogical_dictionary.academic.ru

Педагогика — Содержание образования

Содержание образования


Содержание образования — это конкретный объем знаний,
умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который
отбирается из соответствующих областей знаний на основе имею-
щихся дидактических принципов.
Отобранная информация передается обучающимся при помощи
определенных средств обучения, источников информации (слово
обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).
Существуют следующие общие принципы формирования содер-
жания школьного образования:
1) гуманистичность, обеспечивающая приоритет общечеловече-
ских ценностей и здоровья человека, свободного развития личности;
2) научность, проявляющаяся в соответствии предлагаемых
для изучения в школе знаний последним достижениям научного,
социального и культурного прогресса;
3) последовательность, заключающаяся в планировании со-
держания, развивающегося по восходящей линии, где каждое но-
вое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;
4) историзм, означающий воспроизведение в школьных курсах
истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой прак-
тики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности
выдающихся ученых;
5) систематичность, предполагающая рассмотрение изучае-
мых знаний и формируемых умений в системе, построение всех
учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем,
входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры;
6) связь с жизнью как способ проверки действительности изучае-
мых знаний и формируемых умений и как универсального средства
подкрепления школьного образования реальной практикой;
7) соответствие возрастным возможностям и уровню под-
готовленности школьников, которым та или иная система знаний,
умений предлагается для освоения;
8) доступность, определяемая структурой учебных планов и
программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах,
а также порядком введения и оптимальным количеством изучае-
мых научных понятий и терминов.

cribs.me

Содержание обучения

Конкретное содержание образования зависит, прежде всего, от контингента учащихся: младшие школьники или старшеклассники, дошкольники или студенты. Цели, а потом и содержание образования в каждом случае специфичны. И если контингент уже известен, то уже в зависимости от цели определяется конкретное содержание образования и обучения.

Из содержания образования вытекает содержание обучения. Содержание образования имеет разные функции для ученика и для преподавателя. Для учащихся оно выполняет информационно-коммуникативную функцию. Это значит, что именно из содержания образования и обучения они черпают новую информацию о явлениях и предметах окружающего мира, о развитии материального и идеального мира, принципах, понятиях и законах науки и т.д. В процессе усвоения и освоения содержания образования учащиеся овладевают формами и способами взаимодействия, способами общения и коммуникативной культурой.

Для преподавателя характерна предметно-инструментарная функция содержания образования. Для него содержание — это средство прежде всего умственного воспитания и развития учащихся, формирования у них ценностного отношения к миру, выработки интеллектуальных и практических навыков, управления познавательной деятельностью учащихся. Посредством содержания (т.е. «инструмента») преподаватель приводит в систему предыдущие знания учащихся, из хаотического нагромождения слепков, копий и фрагментов познаваемого мира он организует систему о нем.

Теории содержания обучения

Что же из себя представляет содержание образования и обучения? На обыденном уровне как будто все ясно: это то, чему учат. А чему же учат, или, поточнее, нужно учить? Какой учебный материал нужно включить в содержание образования? Чем, какими принципами и другими начальными положениями нужно руководствоваться при отборе этого материала? Педагоги прошлых времен в решении данного вопроса шли от здравого смысла: один материал пригодится в жизни, другой — понадобится, третий и вовсе необходим. С данной позиции выдвигались теории формального и материального образования. В истории педагогики они отлично известны. Сторонники формального образования Д. Локк (Англия), И.Г. Песталоцци (Швейцария), И. Кант (Пруссия) считали: у учащихся нужно развивать познавательные способности: мышление, умение анализировать, память и т.д., так как источником познаний считается ум. После школы утончённый разум несомненно поможет ее выпускнику отыскать разумное решение вопросов, появляющихся в жизни. В содержание образования включаются надлежащие учебные предметы для становления разума.

Концепция эмпиризма лежит в основе доктрины материального образования (Г. Спенсер и др.). Его суть — учить детей нужным знаниям, имеющим практическое приложение. Ограниченность двух раздельно взятых доктрин очевидна. Характеризуя содержание образования, надлежит учесть положительные стороны и той, и другой теории.

Д. Дьюи (1859-1952), американский философ и педагог, создатель прагматической (от греч. pragma— дело, действие) педагогики в основу образования положил идею полезных познаний и становления практического опыта учащихся.

Характеризуя содержание образования, русские педагоги исходили, прежде всего, из задач коммунистического обучения молодых людей и при этом оперировали марксистско-ленинским учением об образовании, а также документами коммунистической партии. Содержание образования подкреплялось идеей классификации наук по Ф. Энгельсу: науки о неживой и живой природе, обществе и мышлении. Утверждалась идея о преимуществе содержания образования в русской школе по сравнению со школой буржуазной.

Совместно с тем бессчетные реформы образования в Советской стране, проводившиеся в 1959—1984 гг., введение всеобщего обязательного среднего образования побудили преподавателей направить интерес и на содержание образования. Формировались комиссии по пересмотру содержания образования на муниципальном уровне. Энтузиазм к содержанию образования особенно оживился с 1988 г. в связи с Всесоюзным съездом учителей и так называемым «новым мышлением».

Исследованием содержания образования занимались многие ученые педагоги и психологи: И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, Л.В.Занков, Д.Б, Эльконин, М.А.Данилов, B.C. Леднев, И.П.Волков, Ю.К. Бабанский, создатели авторских школ. Они исходили из того, что основное социальное назначение (функция) образования — это передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей. А опыт, говоря коротко, это деятельность, воплощенная в знаниях, умениях, творчестве, и отношение к миру. Такого же мнения придерживаются B.C. Леднев и Ю.К. Бабанский. «Содержание образования— это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отобранная и структурированная таким образом, чтобы ее усвоение направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания».

Что же представляет собой социальный опыт, или культура? Проделав анализ элементов культуры с педагогической точки зрения, И.Я. Лернер утверждал, что культура — это прежде всего, совокупность процессов материальной и духовной деятельности, выработанных человечеством, которая может быть усвоена личностью и стать ее достоянием. И далее эту мысль он расшифровал так:

При определении содержания общего образования B.C. Леднев уделяет особое внимание видам деятельности. При классификации последних он берет за основу идею философа М.С. Кагана, причем добавляет еще один вид: физическую культуру. Если сопоставить классификацию деятельности, предложенную философом, с опытом личности в педагогическом смысле, по B.C. Ледневу, то получится такое соотношение: если взять виды деятельности и соответствующий им опыт личности, то с ними пересекаются, как справедливо отмечает B.C. Леднев, опыт предметной (общее и специальное образование), теоретической и практической деятельности (знания и умения) и опыт, дифференцируемый по творческому признаку (репродуктивная и творческая деятельность). И получается, что опыт личности включает четыре группы пересекающихся компонентов. В соответствии с ними и определяется содержание общего и специального образования.

Источники содержания образования

Откуда же берется содержание образования? Каковы его источники? Их несколько. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин к ним относят культуру, виды деятельности, логику развертывания всякой деятельности, средства и организационные формы обучения. Итоги познавательной деятельности сосредоточены в науке. Значит, в частности, она составляет важный источник содержания образования. Однако общечеловеческая культура, в том числе и наука, не могут быть представлены в полном объеме в содержании всеобщего образования. Для исследования даже части культуры не хватило бы всей жизни человека. Имеется факторы, которые воздействуют и на размер, и на характер отбираемого содержания. Те же эксперты-дидакты в числе таких факторов указывают:

  1. потребности и цели общества;
  2. законы и закономерности учебной деятельности;
  3. интеллектуальные способности самих учащихся, так сказать, пропускную способность воспринимающих систем воспитанника;
  4. в определенном процессе обучения таким фактором непременно выступает и сам преподаватель.

spravochnick.ru

15. «Содержание образования» как педагогическая категория. Нормативные документы, определяющие содержание образования.

Содержание образования один из основных компонентов педагогического процесса и важнейшее средство формирования личности. Содержание образования — педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которых обеспечивает развитие личности (И.Я. Лернер).

В истории педагогики выдвигались теории формального, материального, утилитарного образования. Сторонники «формального образования» (Дж. Локк, И.Г Песталоцци, И. Кант, И.Ф. Гербарт и др.) считали, что у учащихся необходимо развивать мышление, память, другие познавательные процессы, способности к анализу, синтезу, логическому мышлению, так как источником знаний является разум. Поэтому наиболее ценными являются такие учебные предметы, которые не столько обогащают ум сведениями, сколько дают разнообразный материал для всестороннего упражнения ума (математика, древние языки). По мнению, сторонников формального образования, знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет очень малое значение.

Сторонники «материального образования» (Я.А. Коменский, Г.Спенсер и др.) исходили из того, что критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности, полезности для жизни учащихся, для их непосредственной практической деятельности. В частности, они считали, что обучать необходимо преимущественно естественнонаучным дисциплинам. Сторонники этой точки зрения считали главным сообщение ученикам разнородных и систематических знаний и формирование умений. По их мнению, развитие мышления, способностей, познавательных интересов учеников происходит без специальных усилий в ходе изучения «полезных знаний».

К.Д. Ушинский и другие педагоги доказывали односторонность каждой из этих теорий содержания образования. По их мнению, и материальное, и формальное образование неразрывно связаны друг с другом. Формальное развитие можно приобрести лишь путем изучения наук, языков, искусств, ремесел. Каждая наука, каждый язык, искусство или ремесло своими особенными приемами и свойствами своего материала, своей методологией воздействуют на развитие ума, интеллектуальных способностей и умений.

Известный представитель философии прагматизма, американский педагог Дж. Дьюи (1859—1952) в основу школьного образования положил организацию практической деятельности детей. При этом он утверждал, что «материал обучения нужно брать из опыта ребенка». В ходе практической деятельности учащиеся овладевали знаниями по разным предметам.

Содержание образования исследовали многие ученые (М.Н. Скаткин, В.С. Леднев, Ю.К Бабанский, И.Я. Лернер, В.В. Краевский и другие). При этом они исходили из того, что основная функция образования — это передача всевозможных элементов культуры, социального опыта, накопленного человечеством. Анализируя явление культуры с педагогической точки зрения, исследователи (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) показали, что культура — это прежде всего опыт материальной и духовной деятельности, выработанный предыдущими поколениями, который может быть усвоен личностью. Общими элементами для разнообразных видов деятельности являются: знания, опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности; опыт творческой, поисковой деятельности по решению возникающих перед обществом проблем; опыт отношений к миру и самим себе, определяющий воспитанность личности. Все элементы взаимосвязаны друг с другом, усвоение каждого из них влияет на уровень и качество усвоения других элементов.

Таким образом, в современной педагогике утвердился личностно ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования, с позиций которого «содержание образования — это часть общечеловеческой культуры, предъявляемая индивиду для усвоения, отобранная и структурированная таким образом, чтобы ее усвоение направляло и детерминировало развитие личности соответственно целям воспитания» (В.С. Леднев).

В последнее десятилетие в Республике Беларусь наблюдается тенденция к утверждению компетентностного подхода к формированию содержания образования, прежде всего в высшей школе. Компетентностный подход предполагает реализацию в содержании образования практико-ориен-тированного характера профессиональной подготовки студентов, усиление роли их самостоятельной работы по разрешению задач профессионального характера. Компетентность выпускника вуза трактуется как выраженная способность (доказанная возможность) применять знания и умения, решать и реализовать широкий круг вопросов из профессиональной, социальной и личностной сфер (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий).

В соответствии с вышеизложенной концепцией И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина в содержании образования представлены следующие компоненты.

Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся естественно-научной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Это — основные понятия, категории, термины, факты, основные законы науки, теории и концепции; знания о способах деятельности, методах познания и истории науки; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленных в обществе и т.п. Эти знания и составляют когнитивный опыт человечества и отдельной личности.

  • Опыт осуществления способов деятельности, известных обществу, то есть система умений и навыков. Этот компонент содержания образования представлен как интеллектуальными, так и практическими умениями; как умениями, общими для многих предметов (сравнить, выделить существенное, составить план, сделать вывод и др.), так и специфическими для определенного учебного предмета. Умения и навыки являются основой конкретных видов деятельности, овладение ими позволяет новым поколениям воспроизводить и сохранять культуру.

  • Опыт творческой деятельности, выражается в готовности к творческому преобразованию действительности. Эта готовность обеспечивается творческими умениями такими, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение новой функции объекта; альтернативное мышление, т.е. видение возможных решений данной проблемы; нахождение принципиально нового способа решения, отличного от известных или не являющихся комбинацией известных способов решения.

  • Опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру. Этот компонент определяет нормы отношений человека, а значит его воспитанность. Именно отношения лежат в основе системы ценностей и мировоззрения личности, культуры ее чувств и привычек поведения.

Источниками содержания образования является культура общества и ее компоненты: наука, материальное производство, духовные ценности, виды и способы деятельности, существующие в обществе, средства, организационные формы обучения и др. (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Вместе с тем, культура человечества в полном объеме не может быть представлена в содержании образования. Факторами, влияющими на объем и характер отбираемого содержания образования, выступают: а) потребности и цели общества; б) закономерности учебной деятельности; в) интеллектуальные и личностные возможности самих учащихся; г) возможности и особенности педагога.

При отборе содержания общего образования в педагогической науке принято пользоваться системой критериев, предложенной Ю.К. Бабанским (см. схему 11).

На основе образовательных стандартов разрабатываются нормативные документы, определяющие содержание образования: учебные планы образовательных учреждений, учебные программы, учебники и учебные пособия (см. схему 12).

Стандартизация содержания образования, которая обеспечивается разработкой системы образовательных стандартов в соответствии с Законом ««Об образовании в Республике Беларусь» (в редакции от 19.03.2002). «В Республике Беларусь устанавливается система образовательных стандартов. Государственные образовательные стандарты Республики Беларусь содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании. Отраслевые образовательные стандарты содержат нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования» (статья 11).

Государство определяет стандарты образования в разных типах учебных заведений и на всех ступенях образования. Это дает возможность осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, диагностировать результаты образования, обеспечивать единый уровень общего образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений. Кроме того, реализация стандарта образования способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов школ; нормализации учебной нагрузки; формированию у учащихся положительной мотивации учения благодаря знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; принятию обоснованных управленческих решений и т.п.

Все вышесказанное позволяет выделить функции образовательных стандартов: социального регулирования, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.

В учебном плане общеобразовательной школы, который упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий, содержатся следующие данные: полный перечень учебных предметов по годам обучения; количество часов (уроков), отводимых на каждый учебный предмет, в неделю, за учебный год и за все годы обучения; периоды производственной практики; продолжительность учебных четвертей и каникул. Учебный план как государственный документ служит основой при формировании преподавательского состава по специальностям. Типовые учебные планы в Республике Беларусь утверждает Министерство образования. На их основе ежегодно Министерством образования утверждаются учебные планы на текущий учебный год для всех типов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования независимо от формы собственности.

Учебный план содержит базовый (инвариантный) и школьный (вариативный) компонент. Школьный компонент определяется решением педагогического или методического совета школы с учетом пожеланий учащихся и их родителей, наличия соответствующих педагогических кадров и материально-технической базы школы. Часы школьного компонента могут использоваться для изучения отдельных предметов на повышенном или углубленном уровнях, для факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, индивидуальных или групповых консультаций, организации профильного обучения.

Типовая учебная программа утверждается Министерством образования. Обычно учебная программа состоит из объяснительной записки, основной части, требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. В объяснительной записке коротко раскрывается структура содержания учебного предмета, показываются его роль и функции в учебном плане, обосновываются цели и задачи изучения предмета, дается общая характеристика методов, форм, средств обучения. Основная часть программы отражает содержание, структуру учебного предмета. В ней излагаются основные положения каждой темы с указанием количества часов на ее изучение. В этой части должны реализовываться цели и задачи, поставленные в объяснительной части учебной программы; четко разделяться обязательный для изучения и дополнительный материал; указываться возможные средства обучения, а также лабораторные, практические, экскурсионные и т.п. занятия. В данной части программы содержатся также указания на межпредметные связи при изучении тех или иных тем, выделяются ведущие идеи, понятия, проблемы науки, которые изучаются в учебном курсе.

В разделе программы «Требования к знаниям и умениям учащихся» фиксируются основные специальные умения и навыки по данному предмету по классам и раскрываются уровни овладения ими. Могут указываться также объекты и средства контроля.

На основе Типовой учебной программы составляются базовые, рабочие или авторские учебные программы. Традиционно существует два принципа построения (структурирования) учебных программ: линейный и концентрический. Если отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев и прорабатываются за время обучения только один раз, то такую структуру учебной программы называют линейной. Если же одна и та же тема, элемент содержания образования излагается и изучается за время обучения несколько раз, но при этом расширяется и углубляется, то говорят о концентрической структуре учебной программы (содержания образования). Если в учебной программе сочетаются линейный и концентрический принципы, то говорят о смешанном принципе (способе) ее построения.

Содержание учебной программы более подробно раскрывается в учебниках и других учебных пособиях. Материал в учебнике структурирован по главам, параграфам, темам. Для облегчения усвоения материала даются иллюстрации: рисунки, чертежи, карты, схемы, таблицы, графики и т.д. Кроме информативного материала в учебник включаются вопросы и задания, имеющие целью помочь ученику осмыслить и обобщить материал, указывается литература для самообразования. Учебник выполняет ряд функций.

Информационная функция призвана обеспечить детей необходимой и достаточной информацией, способствующей формированию мировоззрения, духовному развитию учащихся и практическому освоению мира. Мотивационная функция заключается в создании стимулов к изучению предмета, в воспитании интереса и позитивного отношения к учению. Трансформационная функция связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптируется в соответствии с дидактическими принципами научности, систематичности, последовательности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с практикой и др. Систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета. Функция закрепления и самоконтроля связана с предоставлением возможности повторного изучения материала, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов. Интегрирующая функция состоит в том, что учебник помогает ученику приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук. Координирующая функция способствует привлечению разнообразных средств обучения (справочники, карты, иллюстрации, фильмы и т.п.) в процессе работы над материалом учебника. Воспитательно-развивающая функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на детей. Обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает умения и навыки, необходимые для самообразования.

Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые, вспомогательные компоненты (вопросы, упражнения, задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы, шрифтовые выделения, иллюстративный материал и подписи к нему, предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели и другие).

Учебное пособие служит вспомогательным средством обучения, в котором учебный материал представлен расширенно и более детализировано. К учебным пособиям относятся хрестоматии, сборники упражнений, тестов, рабочие тетради, атласы, словари, справочники и другие. Учебно-методический комплекс по предмету включает учебную программу, учебники и учебные пособия, а также методические пособия для учителя, электронные ресурсы, видео- , аудио- и другие средства обучения.

Требования к СО:

1. Научность знаний.

2. Всесторонность или разносторонность знаний.

3. Практическая направленность.

4. Дифференциация образования

5. Взаимосвязь между учебными предметами.

6. Доступность.

8. Гумманистичность (ценность и здоровье человека). Документы: учебный план, учебная программа, учебники и учебные пособия.

Требования к школьному учебнику:

1. Последовательность и достоверность каждой концепции, лежащей в основе учебника.

2. Тесная связь с практикой и жизнью.

3. Изложение материала системно, последовательно с учетом возрастных и познавательных способностей учащихся.

4. Наличие вопросов для самостоятельной работы

5. Доступный язык.

6. Наличие рисунков, схем, таблиц.

studfiles.net

Содержание образования | PSYERA

Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.

Эти элементы представляют собой лишь незначительную часть того, что человечество накопило за время своего существования. Чем же руководствуются при отборе содержания? Во-первых, целями, которые отвечают на главный вопрос — для чего учить. (Смена идеологии приводит к коренному изменению программ и учебников практически по всем учебным дисциплинам.) Во-вторых, экономическим уровнем развития страны. В-третьих, традициями государства в сфере образования. В-четвертых, представлениями о психологических возможностях учащихся.

В дидактике разработаны теории отбора содержания образования, в которых обосновывается перечень знаний, необходимых для общеобразовательной средней школы, и последовательность их усвоения. Эти теории исходят из определения таких факторов, как:
• требования общества к выпускнику школы: социальные, профессиональные, культурные;
• соответствие современному уровню научного знания о мире, культуре, человеке, технике;
• соблюдение дидактических принципов: систематичности, последовательности и др.;
• учет психологических возможностей школьников на разных ступенях обучения: младший, средний и старший школьный возраст;
• потребности личности в образовании — не только общество выдвигает требования к образованию, но и граждане имеют право на его выбор.

В содержание образования включаются основы всех наук, определяющие естественно-научную картину мира: фундаментальные понятия, законы, основные теории и проблемы, принципы и методы. Важным элементом содержания образования являются актуальные для общества, но нерешенные научные, социальные проблемы, демонстрирующие перспективы подрастающего поколения, что, в свою очередь, создает мотивацию и не дает возникнуть ощущению, что все уже давно решено.

Содержание образования пронизывают такие ценностные ориентации, как отношение к природе, труду, миру, человеку, самому себе. В современных направлениях образования прослеживается идея формирования человека с четкой жизненной позицией, способного к самостоятельному выбору жизненного пути и личной ответственности за свой выбор.

Одна из особенностей современного образования заключается в его стандартизации, обеспечивающей минимальный единый уровень общего образования для всех учащихся, независимо от того, в какой школе (вузе) они обучаются, с одной стороны, и создающей возможности для отражения национальных, региональных особенностей — с другой. Для этих целей Государственный стандарт разбит натри блока: федеральный, национально-региональный, школьный (вузовский).

На основе Госстандарта разрабатывается учебный план — нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отведенное на каждый учебный предмет. Принято различать базисный учебный план (составная часть Госстандарта), типовой (разрабатывается министерством) и рабочий (разрабатывается учебно-методическими объединениями).

Для каждого учебного предмета создается своя программа — нормативный документ, определяющий ценностную направленность преподавания предмета, содержащий оценку теорий, событий, интерпретацию фактов. Под эгидой Министерства образования и науки разрабатывается типовая программа, и на ее основе преподаватели создают рабочие программы. В системе подготовки, особенно вузовской, существуют и так называемые авторские программы. Они сохраняют основу базового Государственного стандарта, но содержат подходы к материалу, его структуре и изложению, отражающие научную позицию автора.

Содержание образования может быть построено и преподнесено учащимся по-разному. Наиболее распространенными являются линейные, концентрические, спиральные и смешанные способы построения учебного материала и соответствующая им структура.

Линейная структура предполагает изучение учебного материала в строгой, логически обоснованной последовательности, без повторного возвращения к пройденному. Это наиболее экономичный способ, который нашел применение в программированном обучении как особом виде самостоятельной работы в условиях машинного контроля. Программа обучения составлена из шагов, т.е. логически завершенных доз учебного материала. Каждый шаг содержит пять кадров: информационный, операционный, обратной связи, контрольный и указательный. Линейное обучение (Б.Ф. Скиннер) предполагает, что если ученик выполнил задание неверно, то его возвращают повторить весь пройденный материал. Ошибки не разъясняются, ученик их разыскивает сам. При разветвленном обучении (Н. Каудер) ученику указывают на его ошибку и возвращают к тому материалу, незнание которого и привело к появлению ошибки. Современные компьютерные программы, оставаясь столь же жестко запрограммированной системой, позволяют включать в обучение и элементы творческого характера.

Концентрическая структура предполагает изучение одного и того же материала на разных уровнях, каждый из которых имеет свои цели и требования к уровню подготовки учащихся. Так построено изучение ряда школьных дисциплин, например математики: начальная, средняя школа, вуз. Необходимость в построении учебного материала таким способом объясняется сложностью изучаемых явлений, с одной стороны, и возможностью прекратить изучение учебного предмета в момент завершения цикла — с другой. Современный вариант концентрического построения — модульная система, при которой изучаемый материал представлен в виде самостоятельных информационных блоков, усвоение которых происходит в соответствии с целью (объем знания и уровень освоения).

Спиральная структура предполагает расширение и углубление учебного материала, включение связанных с ним знаний, но исключает завершенность и перерывы. При смешанном подходе используются различные комбинации описанных выше способов построения учебного материала.

psyera.ru

Содержание образования | Psylist.net

Содержание образования – один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют образование. Содержание образования включает общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек – это человек знающий, развитый и воспитанный. Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить школьников? Что развивать и воспитывать? История школы и педагогики показывает, что при решении этих вопросов допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения, воспитания и развития. Так, большинство современных школ направляет свои усилия на то, чтобы предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а это увеличивает объем информации, вызывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот или иной вуз, вводят содержание образования пропедевтического характера, отражающее специфику вуза, но в то же время не отвечающее интересам части учащихся. Часто за счет углубления изучения различных предметов предполагается подготовить “исследователя-энциклопедиста”, “широкообразованного естественника”, “гуманитария-краеведа”. Поэтому содержание образования то отстает от современного состояния науки, то оказывается перегруженным, то искажает характер формирования школьника.

Все это требует обстоятельной разработки научно-педагогических основ содержания бразования. В истории педагогики наиболее известны теории формального и материального образования.

Сторонники теории формального образования (XVII-XX вв. – Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством развития мышления учащихся является изучение языков, особенно древних – латинского и греческого, а также математики. Отсюда так называемое “классическое” образование.

Сторонники теории материального образования (XVIII-XX вв. – Спенсер, Гексли и др.) считали, что источником знаний является опыт, поэтому необходима подготовка людей, обладающих основательной естественнонаучной и практической подготовкой. Критерием отбора содержания образования служит степень его утилитарной пригодности для жизни и практической деятельности учащихся в будущем. Отсюда так называемое “реальное” образование.

В связи с этим существовали и существуют классические и реальные гимназии, лицеи, школы и училища. Это говорит о том, что принципы этих теорий до сих пор находят свое применение. И в то же время эти теории постоянно подвергаются критике за свою односторонность (К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Ю.К. Бабанский, И.Ф. Харламов). Односторонность названных подходов заключается в том, что ими абсолютизируются отдельные аспекты образования. Нельзя отрывать мышление от знаний, но в то же время знания не должны быть доминирующей целью школы: целью является сам ребенок, а знания должны стать средством его развития. Школа должна не только обогащать знаниями, но и развивать индивидуальные способности детей.

Широкое распространение в зарубежной педагогике, особенно американской, получили прагматические (pragma – действие, практика) идеи по вопросам содержания образования (Джон Дьюи, У. Килпатрик): необходимо положить в основу школьного образования развитие практического опыта детей, вооружить их прикладными умениями и навыками в различных видах деятельности. Эта концепция не получила поддержки, так как несмотря на явную ее привлекательность для развития самостоятельности детей, она не способствует должному уровню научного образования.

В педагогике существует принцип: связь школы с жизнью общества. Но должен быть принцип связи школы с жизнью ребенка. Абсолютизация первого принципа привела к так называемому социоцентрическому – ущербному – виду мышления (во главу угла ставятся только интересы государства, общества). Критерии отбора содержания образования должны включать не только потребности общества, но и потребности индивида. Содержание образования рассматривается как педагогическая модель обращенного к школе социального заказа. Но необходимо учитывать и потребности человека в образовании для его существования. Нужно учитывать обе позиции. Рассмотрим их.

Во-первых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением социального опыта старших поколений, содержания социальной культуры для дальнейшего развития усвоенного опыта. Установлена (И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин) неправомерность ограничения социального опыта суммой знаний, подлежащих усвоению. Этот опыт включает в себя четыре элемента, каждый из которых представляет специфический вид содержания образования:

– знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности;

– опыт осуществления известных способов деятельности;

– опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных;

– опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру.

Во-вторых, осуществляемое в процессе об

psylist.net

Содержание образования

Содержание образования

Содержание образования (обучения, учебного процесса) — конкретный ответ на вопрос чему учить подрастающие поколения. Под содержанием понимается четкая система знаний, умений, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Эта система содержит знания об окружающем мире, современном производстве, культуре и искусстве; обобщенные интеллектуальные и практические умения приобретения знаний и способов их использования; навыки познавательной деятельности, творческого решения теоретических и практических проблем, овладение которыми обеспечивает определенный уровень интеллектуального, социального и духовного развития учащихся. Категория содержания образования отображает социальный опыт, в котором выделяются известные людям знания о природе, человеке, обществе; приобретенные знания о человеческих умениях выполнения известных способов деятельности; опыт решения новых проблем, которые возникают перед обществом; опыт общественных и межличностных отношений; опыт познания мира и человека в нем; оценочные суждения о жизни, природе, окружающем мире и т. д. Иногда социальный опыт человечества называют общечеловеческой культурой.

За многотысячелетнюю историю своего развития человечество накопило огромный объем знаний. Вступающие в жизнь поколения должны овладеть им, в этом залог прогрессивного поступательного развития цивилизации. Но накопленных знаний так много, что нельзя даже и думать об их полном усвоении человеком. Поэтому и появляется проблема выбора и отбора самых важных, базовых знаний и умений.

Исторически сложилось так, что социальный опыт попадает в содержание школьного обучения в «распредмеченном» виде, т. е. разделенным на отдельные части — предметы. Учебный предмет — это часть социального опыта (человеческой культуры), выделенная по определенным признакам, чаще всего принадлежности к определенному классу явлений. Учебные предметы стали сконструированной формой содержания, адаптирующей основы определенной науки к потребностям школьного обучения. Школьными предметами сперва стали такие важные части культуры, как чтение, письмо, пение, математика, ремесла и т. д. С каждым десятилетием количество школьных предметов возрастало и сегодня достигло критического предела.

С накоплением социального опыта и увеличением количества учебных предметов началась дифференциация (раздробление) неразрывного в своей основе опыта, выделение новых его частей — предметов. Но теперь уже ясно, что дальнейшая дифференциация и увеличение количества учебных предметов — тупик, из которого нет выхода. Мировая педагогика возвратилась к интеграции (объединению) учебных предметов вокруг общих стержневых идей. Этот принцип взят в основу перестройки содержания обучения и в российской школе — уже не отдельные предметы, а предметные области становятся основной единицей социального опыта.

Общими основами формирования содержания современного образования являются гуманитаризация, гуманизация, экологизация, дифференциация, интеграция, целенаправленное использование достояний мировой и национальной культуры, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения. Процессы реформирования основываются на интеграции содержания образования, новая модель которого проектирует тип человека, реализующего личностный поиск интеллектуального, морального и духовного усовершенствования.

Гуманитаризация (от лат. humanitarys — необходимый человеку) — это общая направленность содержания образования на приоритетное усвоение тех знаний, умений, которые необходимы всем людям и каждому человеку, независимо от того, кто он есть или кем хочет быть. Какие же знания необходимы всем? Среди них прежде всего называют родной язык, литературу, историю, краеведение.

Гуманизация содержания образования достигается максимальным использованием человекоформирующих возможностей не только гуманитарных, но и всех других школьных предметов.

Формируя содержание, необходимо достигать оптимального соотношения гуманитарных и естественных дисциплин, а также наполнения курсов математических, биологических, технических предметов «очеловеченными» знаниями, роль которых чрезвычайно важна в формировании гуманных отношений между людьми, взаимодействии человека с природой. Овладение гуманистически направленным содержанием ведет к формированию гуманистического типа мышления, личностно сориентированного мировоззрения, оптимистических взглядов на проблемы жизни.

Приоритетная роль в гуманизации содержания принадлежит языковому и литературному образованию, эстетическому воспитанию, человековедческим курсам, которые позволяют детям лучше познать себя и мир, овладеть навыками самоорганизации и саморегуляции поведения.

Под дифференциацией содержания образования понимается не дальнейшее выделение новых учебных предметов, а создание уже на уровне существующего лучших условий для эффективного обучения различных групп обучаемых. Как известно, у каждого человека своя цель овладения школьным содержанием, у детей разные способности, возможности, жизненные планы. Одни выберут для себя гуманитарный профиль, другие — естественно-математический или художественный. Одни будут учиться в школах с углубленным изучением предметов, другие с теми же предметами ознакомятся поверхностно. Разумеется, содержание образования для каждого уровня нужно сделать дифференцированным, максимально приспособленным к возможностям и запросам учащихся.

Интеграция — процесс и результат становления целого на основе выявления важных связей между относительно независимыми частями, отдельными школьными предметами. Интеграция сопровождается процессами организации знания, цель которой — объединение областей знаний, унификация их, уплотнение, свертывание информации. Интеграция может проявляться на различных уровнях: внутрипредметном — как упорядочение содержания отдельного учебного предмета вокруг основного ядра и межпредметном — на основе методов или общих принципов родственных учебных предметов.

В современной школе интегрированные курсы, возникшие на основе интеграции, наиболее пригодны для формирования обобщенных знаний, умений, способов мышления и деятельности. Интегрированный курс дает обучаемым системные, уплотненные, компактные знания. Он лучше отдельных разрозненных предметов формирует целостное мышление и сознание. Поскольку интегрированные курсы содержат однотипные сущности (т. е. подлежащие одинаковым закономерностям), то с их помощью легче формируются обобщенные способы деятельности.

Красной нитью через все предметные области школьного образования проходит идея экологизации. Человечество находится на грани глобальной экологической катастрофы. И если идее выживания, предотвращения ее не подчинить все содержание школьного образования, если не усваивать человеческую культуру как гармоническое существование человека и природы, то все знания, умения могут оказаться ненужными. Это столь важно и значимо сегодня, что во многих странах мира экологизация образования становится главенствующим принципом. С 1991 г. в России проходит экспериментальную проверку новая модель образования «Экология и диалектика». Здесь термин «экология» подчеркивает ориентацию обучения на диалектику реальной жизни, на проблемы, которые нужно решать. Все содержание образования перестраивается под углом зрения экологического императива: человек — частичка природы, он или погибнет вместе с нею, или найдет дорогу дальнейшей общей эволюции. Существенно, что экологический императив перерастает в моральный — гуманизацию общества, подъем его культуры, выдвижение на первый план этических, а не потребительских ценностей, духовное развитие человека. Термин «диалектика» в названии модели подчеркивает ориентацию школы на развитие причинно-следственного мышления, эмоциональности у детей.

Целенаправленное использование достояний мировой и национала ной культуры требует перестройки школьного образования в плане культуросозидательного процесса, где цели обучения соединяются с целями воспитания патриота, гражданина великой страны.

Применение новых информационных технологий преследует цель расширить объем знаний, которые изучаются в школе, за счет новых способов их структурирования, организации и предоставления, синхронное упрощение их восприятия, понимания и усвоения путем совершенствования способов изложения, использование динамических и наглядно-образных моделей, интерактивных видов деятельности. Ведущая роль в этом принадлежит новым компьютерным средствам.

А формирование творческой личности — это уже результат полноценного, многокомпонентного содержания и организованного на его основе процесса обучения.

Принципы формирования содержания

Главными среди них являются следующие:

— научности, проявляющейся в соответствии изучаемых в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса;

— последовательности, которая состоит в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;

— историзма, означающего воспроизведение в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых;

— систематичности, предполагающей рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе построения всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры;

— связи с жизнью как способа верификации (проверки) действенности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой;

— соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения; если материал, которым учащиеся овладевают, слишком легок, то и знания, и познавательные силы растут медленно, несоразмерно с их возможностями;

— доступности, определяемой структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Государственный образовательный стандарт

Требования к содержанию образования в нашем государстве определяются генеральной целью формирования человека-гражданина сегодняшнего и завтрашнего общества. Приоритетными провозглашены процессы воспитания и образования граждан. Национальная система образования совершенствуется с учетом мирового и отечественного опыта.

Свою руководящую роль государство реализует через создание и внедрение Государственного стандарта образования. Государственный стандарт общего среднего образования определяется как требования, которые предъявляет государство к уровню образования выпускников школ, и гарантии государства по его достижению. Соблюдение Государственного стандарта обязательно для всех учебных заведений страны независимо от подчинения, типов и форм собственности.

В образовательном стандарте выделяются два компонента — инвариантное (неизменное) ядро образования, которое пересматривается и изменяется сравнительно редко, и вариативная часть — для быстрого реагирования на запросы общества. Эта часть систематически обновляется и пересматривается. Структура стандарта: типовой (базисный) учебный план общеобразовательных учебных заведений, общая характеристика инвариантной и вариативной составляющих содержания, государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся.

Базисный учебный план дает целостное представление о содержательном наполнении и соотношении образовательных областей знаний по годам обучения в средней школе и его общей структуре. Государственный компонент составляет инвариантную часть базисного плана, а региональный (школьный) компонент — часть вариативную. Устанавливается распределение часов на образовательные области, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору и факультативы.

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки фактически задают минимальные равные условия для усвоения содержания по степеням обучения — начальная, основная и старшая (полная) школа. Достижение этих уровней должно свидетельствовать о выполнении намеченных целей. Задаются критерии в виде типовых задач, устанавливаются нормы оценок соответствия уровня образованности каждого конкретного выпускника требованиям Государственного стандарта.

Образовательный стандарт задает также общие требования к разработке нормативных документов образования, их практической реализации в учебно — воспитательных учреждениях. Главная цель внедрения стандарта — не допустить снижения уровня образованности граждан, создать равные условия для получения образования во всех типах учебно-воспитательных учреждений, установить одинаковые для всех требования к знаниям, умениям выпускников. Образовательный стандарт — своеобразная гарантия на получение образования высокого уровня. На основе стандарта осуществляется общая, равная для всех диагностика обученности, а в перспективе предусматривается введение итогового тестирования для всех выпускников средних общеобразовательных учреждений, независимо от форм собственности и подчинения. Пусть учебные заведения свободно избирают формы и методы деятельности, соревнуются между собой за лучшее предоставление образовательных услуг, но уровень подготовленности выпускников ни в одном из них не может быть ниже требований, установленных Государственным стандартом. Образование, как и любой иной продукт, должно иметь сертификат качества.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.