cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Словосочетание жи ши ча ща чу щу – Словосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу 1 класс

Словосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу 1 класс

1. Подчеркни слоги ЖИ-ШИ.

Шу, ши, жа, жу, жи, си, иш, ми, иж, ли, са, му, жи, ша, жа, еш, жо, ши, жук, шо, уж, ыш, жи, шу, ож, ши, еж, ше, жи, юш, яж, ши, жа, иш, жи.

2. Спиши. Подчеркни сочетания с ЖИ-ШИ.

Джи, жус, миш, жис, мши, жун, гиж, вжи, риж, киш, жик, шис, диш, жан, шин, тиш, жиз, шиб, жом, кши, ниш, жик, киш, жит, виж, шки, жин, миш, лжи.

3. Напиши слова во множественном числе. Выдели орфограмму ЖИ-ШИ.

Ландыши_______________________________________________________

Ёж_____________________________________________________________

Ёрш____________________________________________________________

Мышь__________________________________________________________

Нож____________________________________________________________

Груша___________________________________________________________

Уж______________________________________________________________

Малыш__________________________________________________________

4. Спиши слова. Выдели орфограмму ЖИ-ШИ.

Маш…на, еж…, уж…, стриж…, ш…ны, душ..стые, ж…тели, кувш…н, лыж…, ш…шки, леж…т, ш…ть, пиш…, нож…, морж…, беж…т, реш…ть, служ…ть, ёж…к, рыж…й, чиж…к, рыж…й, ж…р, шалаш…, луж…, ш…п, пуш…нка, снеж…нка, ж…вут, ландыш…, уж…н, сш…ть, круж…ть, у Наташ…, у Серёж…, у Алёш…, у Миш…, у Маш…, у Гриш…, у Яш…, у Даш… .

5. Подчеркни слоги ЧА-ЩА.

Ча,ся, ащ, жи, ща, ша, ца, ач, ща, иа, ща, оч, ящ, еч, ща, чо, ощ, ич, ща, еч, ещ, ща, ищ, ча, ещ, ча, ще, ча, ац, ча, цы, ча, яч, ча.

6. Спиши. Подчеркните сочетания с ЧА-ЩА.

Чач, дша, шащ, чеч, мащ, тша, чак, мщи, гач, вща, чна, цащ, рач, тща, кач, шал, нач, диш, тца, чаб, щан, чаз, щал, нащ, чаш, вач, щащ, кча, цал, лща.

7. Спиши слова. Выдели орфограмму ЧА-ЩА.

Ч…с, галч…та, крич…ть, нач…льник, уч…щиеся, сгущ…ть, пищ…ть, пощ…да, площ…дь, тысяч…, трещ…ть, овч…рка, нач…ло, ч…родейка, обращ…ть, зайч…та, ч…йник, ч…йка, выруч…й, саранч…, печ…тать, прощ…ю, перч…тки, дач…, задач…, куч…,туч…, каланч…, внуч…та, волч…та, удач…, уч…сток.

8. Спиши. Выдели орфограмму ЧА-ЩА.

Для борща нужен щавель. Трещат кузнечики. Бельчатам налили чашку чая с чаинками. Пищат в чаще галчата. Внучата пили чай у бабушки.

9. Подчеркни слоги ЧУ-ЩУ.

Чу, ся, ущ, жи, щу, шу, цу, уч, щу, иу, щу, оч, ящ, еч, щу, чо, ощ, ич, щу, еч, ещ, щу, що, щу, ищ, чу, ещ, чу, ще, чу, уц, чу, цы, чу, яч, чу.

10. Спиши. Подчеркни сочетания ЧУ-ЩУ.

Чуч, дшу, шущ, чеч, мущ, тшу, чук, мщи, гуч, вщу, чну, цущ, рущ, тщу, куч, шул, нуч, диш, тцу, чуб, щун, чуз, щул, нущ, чуш, вуч, щущ, кчу, цул, лщу.

11. Выпиши слова с буквой Ю.

Л…стра, Л…ся, кл…чик, Кол…чка, ч…лки, щ…ка.

__________________________________________________________________

________________________________________________________________. 12. Спиши слова. Выдели орфограмму ЧУ-ЩУ.

Ч…ткий, щ…ка, запущ…, ч…гун, щ…пать, ч…жой, ч…вство, отращ…, проглоч…, ч…чело, отпущ…, стуч…, вытащ…, ч…тьё, пищ…, щ…риться, щ…чка, ч…ть – ч…ть, ворч…н, щебеч…т, ворч…н, круч…, доч…рка, ч…лки, ч…мазый, щ…рёнок, плач…, ч…жбина, схвач…, ч…довище, ноч…ю, ч…дак.

13. Спиши. Выдели орфограмму ЧУ – ЩУ.

Утащу щурёнка у щуки. Поищу в чулане чучело. Вытащу чудовище за щупальце. Я стучу по чулану. Я ищу чулки. Я хочу и молчу.

14. Подчеркни слоги ЧК – ЧН.

Чк, быч, чн, зч, ЧК, чн, вч, взн, ЧК, лч, чн, лн, чн, хн, чк, фч, чн, чк, фн, чн, бн, вн, хч.

__________________________________________________________________

15. Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос КАКОЙ? Выдели орфограмму ЧН.

Образец

Огурец — огуречный

Мука____________________________________________________________

Дача____________________________________________________________

Кирпич____________________________________________________________

Чулок_____________________________________________________________

Встреча___________________________________________________________

Ночь______________________________________________________________

Бутылка___________________________________________________________

Потолок___________________________________________________________

Скука_____________________________________________________________

Молоко____________________________________________________________

Яйцо______________________________________________________________

Замок_____________________________________________________________

Сказка____________________________________________________________

Сливки____________________________________________________________

16. Назови детей ласково. Запиши эти имена. Выдели орфограмму ЧК.

Оля Олечка

Аня _____________________

Вера _____________________

Лида ____________________

Света _____________________

Алиса _____________________

Серёжа ______________________

17.Спиши. Выдели орфограмму ЧК-ЧН.

Дочка кормит птичку-синичку. На ёлочке сидит белочка. В речке плавает щучка. Зажги свечку от печки. На кочке лежит прочная бочка. Точка в конце строчки.

infourok.ru

Диктанты с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА и ЧУ-ЩУ — одно из самых первых правил, изучаемых в начальной школе по русскому языку. Не смотря на то, что правило очень простое и из него даже нет исключений, дети все-таки допускают ошибки в написании таких слов. Чтобы отработать и довести до автоматизма написание этих буквосочетаний, пригодятся тексты для диктантов и контрольного списывания на этой страничке. Диктанты подойдут как ученикам в конце 1 класса, так и во втором классе при закреплении темы.

Задание ко всем текстам: подчеркнуть буквосочетания ЖИ, ШИ, ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА. Как правильно подчеркивать жи и ши, можно посмотреть в статье «Как подчеркивать орфограммы» >>

Диктанты на ЖИ, ШИ

ЖИ, ШИ пиши с буквой И. Например: малыши, снежинка.

Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Около цветов шипы. (8)

У реки камыши. Хороши камыши! Там пушистые малыши утята. (9)

У Серёжи Шишкина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки! (10)

У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин. (14)

Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника. (12)

У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты! (14)

У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады. (14)

У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ковшик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин. (15)

У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит. (14)

Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от холода. Крыши домов в снегу. Снег пушист. (15)

Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё падают. (14)

Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком. (14)

Что за детёныши? Они живут в лесу. У малышей ноги большой длины. Большие и широкие уши. Это лосята. (19)

Милые малыши! Пишите в тетради чисто. Получайте хорошие оценки. Не спешите с ответами. Живите дружно. Дорожите дружбой. (17)

Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вершины сосен пушисты. На них снежинки. (20)

У Миши и Саши Жижиных каникулы. Они будут жить у тёти Даши и бабушки Маши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено. (22)

Моржата с рождения лежат на голом льду. Но они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныши тяжелеют в пять раз. (23)

Птицы высиживают яйца. А гадюки рождают живых детёнышей. Этим змейкам только один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты! (21)

Наши малыши вышли из леса. У Наташи рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши. Кто это спешит? Какое животное шуршит и бежит? Это ёжик! Берегитесь, пушистые мыши! (29)

Над поляной кружится чижик. Он садится на широкую тропинку. Бежит рыжий кот. Видит чижика. Поджимает уши. Прячется в ландыши. Лежит и ждёт. Потом прыгает. Но ошибается. Чижик жив. Он улетает. (30)

У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши! У лисы будет шикарный ужин! (31)

На наших участках живут ежи и рыжие белки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешйт в убежипце. Ёжик сидит в шиповнике и шипит. А вон пушистый бельчонок скачет через душистые ландыши. (32)

Нарвалы — это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит. (23)

Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в камыши. (30)

Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пушинка лежит у конуры. Наша Пушинка служит людям. Она сторожит двор. (27)

На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У дракона большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружием. Дракон убежит. (28)

Носороги — крупнейшие животные. Оружие носорога — рог на носу и крепкие копытца. Это помогает носорогу выжить. Спят они на животе или на боку. Эти животные долго живут. (26)

Карлсон живёт на крыше. Малыш дружит с Карлсоном. Малыш на крыше у друга. Крыша широкая. С крыши далеко видно. Внизу много машин. Идут прохожие. Скоро ужин. Карлсон спускает Малыша с крыши. (31)

Живёт барс высоко в горах. Мать маленьких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью. Шерсть она вырывает у себя на животе. Молоко у барсов жирное. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Малыши сосут его и не замерзают. (37)

Диктанты на ЧА-ЩА

Ч А, ЩА пиши с буквой А. Например: пища, чай.

Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача — грачата. У зайчихи пищат зайчата. (15)

Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (16)

Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)

Тепло. У зайцев появились зайчата. У волков — волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора. (17)

 Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галчата и скворчата. (15)

На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)

Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашечку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом. (16)

Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)

Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ветер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)

Часто голоса рыб схожи с птичьими. Белуги кричат чибисом. Морской карась крякает. Ставриды трещат дроздом. Морской петух кукует кукушкой. (19)

Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хватают беднягу за хвост и за уши. (23)

Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго — два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часовой не обращает внимания. (30)

У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат, сосут молоко. Молоко — это их пища. Мы пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать. (29)

Чаща леса. На полянке играют волчата. Они рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой. (31)

На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может начаться дождь. Крольчата бегут домой. Темнота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)

В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обещают приходить почаще. (32)

Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечики. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный артист! Мы попрощались со скрипачами. Когда мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)

Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша овчарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по дощатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача. (30)

Диктанты на ЧУ, ЩУ

ЧУ, ЩУ пиши с буквой У. Например: чулок, щука.

Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу правило. (10)

Я пришёл в чужой дом, Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)

Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)

Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)

Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кручу его в руках и тащу в дом. (17)

Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи и сомы мечут икру весной. (17)

Пищуха — маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю — чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)

Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чу- щук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уплыл по речушке Щуре. (35)

Я хочу поймать большую щуку. Закидываю удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вытащу — схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)

Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу. Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)

Пища песцов — рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в вечной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холодильнике. (27)

В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупальца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)

Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опасность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чугунок. Стал чумазый. (37)

Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кончаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)

Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужестранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)

Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и ставлю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)

У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо природы! (22)

Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане лопату. Каждому овощу я поищу место. Притащу лейку с водой. В огороде поставлю чучело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)

Повторение материала

В речке плещутся ерши и щучата. Я поймал жирную щуку. Я уже час тащу её из воды. Боюсь, что выпущу. (20)

Мы пошли в чащу. Вот ежи. Вот мыши. Чумазая туча закрыла небо. Блещут молнии. Я плачу. (16)

Мама начала варить ужин. К щам нужны щавель и капуста. Я тащу свежий кочан из чулана. (16)

У Маши есть дача. Там в чулане живут мыши. Маша часто их слышит. Мыши чуткие. (15)

У деда чудесные руки! Он сшил шикарный жилет. А вот сапоги из кожи. Хороши сапоги! Я сам их чищу. (19)

Мы в чаще. Вот её жители. Трещат дрозды. Кричат иволги. Скачут сороки. Ворчат ёжики. Стучат дятлы. Все животные ищут себе пищу. (21)

У нас в чулане живёт пушистый кот. Он часами лежит на дощатой крыше. Я угощу кота жирной щукой. (18)

У нас живут крольчата. Пушистые малыши пищат и кричат. Я хочу положить им пищу в чашку. (16)

Я ищу дачу Миши Щукина. Участок сторожит овчарка. Я стучу и кричу. Миша бежит ко мне. (16)

Трещат морозы. В чаще тишина. Но стучат дятлы. Они ищут себе пищу под корой. (14)

Мы идём в чащу. Цветут душистые ландыши. Стрижи тащат в гнездо травку. Пищат пушистые мыши. Их ловят ёжики. (18)

У Саши и Миши хороший улов. Они поймали щуку и леща. На ужин у нас чудесная уха. (17)

В наших часах лопнула пружина. Часовщик сощурил глаз. Он чинит часы. Вот чудо! Часы стучат. Не дают скучать. (18)

Чаща очарована зимой. Пушистые снега похожи на лебяжий пух. Чудная жизнь в это время в лесу. (16)

Жирафы — самые высокие из живущих на Земле животных. Маленькая голова увенчана небольшими рожками. Её украшают карие глаза и узкие уши. Шерсть короткая. На ней тёмные пятна причудливой формы. Жирафы — жители равнин. Холмов они избегают. (34)

Я хочу покормить крольчат. Больно они щуплые. Они живут у меня на участке в дощатом сарае. Я ищу в огороде большой кочан. Тащу его крольчатам. Малыши пищат. Они чуют еду. (30)

Больных рыб чистят рыбки-чистильщики. Очищают их плавники от струпьев, от рачков и от кусочков кожи. У больших рыб чистят даже рот и зубы. Живые зубные щётки! Их терпеливо ждёт целая очередь рыб. Рыбки подставляют своему врачу бока и широко разевают рты. (42)

Олень — крупное животное на сильных ногах и с высоко поднятой головой. Голова увенчана красивыми рогами. У молодых животных рога маленькие. Молодые рога на ощупь мягкие и тепловатые. Их легко повредить. Живут олени небольшими стадами. (34)

Шипят сердитые змеи. Маленькие шипят чуть слышно. У больших шипение громче. Очень громко шипит гадюка из Африки. Её даже зовут — шумящая гадюка. А гремучая змея гремит своей погремушкой на хвосте. Ещё змеи стрекочут, трещат и пищат. Эти звуки они издают с помощью своих чешуек. (44)

Лосиха бросает против врагов своих разведчиков. Это глаза, уши и ноздри. Глаза поймали движение. Уши уловили шорох. Ноздри почуяли запах. Теперь разведчикам отдыхать. А ногам надо поработать! (27)

Дед сторожит бахчу. У него живут большие овчарки. Внучата часто навещают деда. Сегодня они обещали быть к ужину. Дед варит в чугунке уху из щуки. (25)

Для смены кожи змеи ищут удобные места. Это может быть куча камней или груда хвороста. Часто в таких местах много змеиной кожи — выползков». Такие участки величают змеиными раздевалками. (28)

По небу плывёт туча. Волчата пищат. Другие рычат. Они уже большие. Чуткая волчица щурится на небо. Она чувствует грозу и поджимает уши. Чумазый волчонок начал ворчать. Братья отвечают ему. (29)

На бахче живут большие овчарки. Им надо сторожить бахчу. Не пускать чужих на участок. Дощатая конура стоит на площадке перед жилым домом. Вот идёт прохожий. Собаки рычат. (27)

У меня есть свежий кочан капусты. Я ищу щавель. Хочу за ужином угощать друзей щами из чугунка. Вокруг лежит много шишек. Шуршит душистая трава. Не надо щупать шиповник! -Вытащу из ладони шип, А вот щавель! Какая удача! (37)

На Чукотке живёт чудная рыбка. Четыре месяца в году она плавает в ледяной воде северных озёр. А потом на восемь месяцев вмерзает в озёрный лёд. Летом лёд тает. Рыбка оживает и опять плавает. (33)

Вот чаща леса. Наши ребята строят там шалаши. Я тащу большие ветки. Хочу положить их на крыши. Теперь там лежит много веток. Жильё готово. Пойду поищу площадку для кострища. (29)

У животных есть немало разных сигналов. Этими сигналами они многое сообщают друг другу. Летят над полем вороны и каркают. Вдруг одна из них каркнула чуть иначе. Это ворона заметила добычу и решила оповестить стаю. Есть и сигналы опасности. Услышит их стая, поднимется и улетит. (44)

Под корой дерева поселились мелкие насекомые. Кто они? Слизни едят листву и грибы. В сухую погоду они прячутся в трещины на коре. Под корой живут стоножки. Они вылезают по ночам и ищут насекомых. Мокрицы прячутся в сырых местах под корой. (40)

Вороны многое знают и предчувствуют. По ним можно безошибочно определить погоду. Прячут вороны клюв в перья плеча, усаживаются на макушки деревьев — мороз крепчает. Рассаживаются по нижним сучьям, прижимаются к земле — не миновать сильного ветра. (32)

Природа бывает живой и неживой. Неживая природа — это солнце, вода, камни. Живая природа — это все живое. Все то, что дышит, чувствует, питается. К живой природе мы относим человека, животных, растения. Животные — это звери, птицы, рыбы, насекомые. (33)

Мы часто навещали знакомое гнёздышко. Птички к нам скоро привыкли. В начале лета из голубых яичек вылупились пушистые птенчики. А возле гнёздышка валялись сухие скорлупки. Птички прилетали кормить птенцов и нас совсем не боялись. (34)

Для изготовления чая с чайного куста собирают листья. Для лучшего чая нужны самые молодые и мягкие листья. Долгие годы этим занимались женщины. Они медленно продвигались между рядами кустов и несли на спине большие корзины. Теперь созданы специальные машины. Они собирают гораздо больше листьев. (43)

Тщательно собранные листья чая сушат и подвергают специальной обработке. Для придания листьям запаха их ароматизируют. Поэтому чай в магазинах так различается по запаху. Ещё чаем мы часто называем смесь листьев разных растений. Очень вкусен и полезен чай с мятой. (39)

Кольчатая нерпа — самый мелкий вид тюленей, который встречается в Арктике. Эти животные ведут странствующий образ жизни. Любимая пища кольчатой нерпы — рыба сайка. Эти рыбы часто движутся большими стаями вдоль побережий. Кольчатая нерпа внесена в Красную книгу и подлежит охране. (39)

 

Моржи живут в морях Северного Ледовитого океана. Это очень большие животные. С виду моржи неуклюжи. Но они могут быть очень проворными. Моржи ищут для себя поживу на дне моря. Их пища — рачки, черви. Моржи часто устраивают лежбища на льдинах. (38)

7gy.ru

Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Записать и прочитать слова. Подчеркнуть гласные после шипящих ж, ш, ч, щ.

Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

 

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

1. Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

 

В сочетаниях жи, ши

Только и всегда пиши!

Мыши, ёжики, ужи,

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

И только с буквой и пиши.

 

В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

 

В сочетаниях чу, щу

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

(Из сборника «Занимательная грамматика»)

 

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

 

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать и прочитать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

 

Столяру хорошо,

А инженеру — лучше,

Я бы строить дом пошёл —

Пусть меня научат.

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

Хороший дом, большущий дом

На все четыре стороны,

И заживут ребята в нём

Удобно и просторно.

(Б. Маяковский)

 

Щуря глаз

И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

(С. Михалков)

 

2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

 

ЗАГАДКИ

Золотое решето чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких домиков,

столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

 

Лежит под плетнём да крутит хвостом. (Свинья)

 

Никого не огорчаю,

но всех плакать заставляю. (Лук)

 

Летит, как стрела,

жужжит, как пчела. (Самолёт)

 

Одноглазая старуха узоры вышивает. (Иголка)

 

ПОСЛОВИЦЫ

1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком — торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

 

НА РЕКЕ

Утром на реке тишина. Мы плывём на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолётики.

28 слов.

 

НА РЫБАЛКЕ

Мой папа любит рыбалку. Он часто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

30 слов.

 

ЖИВОЙ УГОЛОК

В нашей школе живут ежи, мыши и заяц. Ребята ухаживают за животными. После уроков мы бежим в живой уголок и угощаем своих друзей чем-нибудь вкусным.

28 слов.

idikt.ru

Сочетания ча, ща, чу, щу

.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Записать и прочитать слова.

Чай, чайник, чашка, чаща, роща, щавель, выручай, гуща, часто, час, часы, часовой, чайка, туча, чугун, хочу, часть, чуб, чудо, учу, щука, щуплый. (22 слова.)


 
  
Картинный диктант.

Мяч, щенок, ящик, щука, часы, ножницы, плащ, кирпич, станция, рукавицы, чайка, туча, чашка, чайник, циркуль, цыплёнок. (16 слов.)

 
Записать и прочитать сочетания слов.

Чужие края, тёмные чулки, чуткий сон, кислый щавель, щадить растения, зубастая щука, щурить глаза, чистить зубы, лесная чаща, живой уголок, широкая дорога. (22 сло­ва.)

 
Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ча, ща, щу.

ЧИЖИ.
У меня в клетке жили два чижика. К весне они окрепли. Выпущу-ка я их на волю! Вдали зеленела роща. Оттуда доносился щебет птиц. Мои чижики забеспокоились. Я зашёл в чащу и открыл клетку. Птички исчезли в вершинах деревьев. (39 слов.)

 
Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ща, щу.

ОБЫКНОВЕННАЯ РОЩА.
Через поле бежит тропинка. Ныряет в берёзовую рощу и спешит дальше. Роща самая обыкновенная. Да только входят в рощу, а из рощи не выходят. Уж не завёлся ли в роще Змей Горыныч? Я не вытерпел и тоже пошёл в рощу. А там всё красное от костяники! (48 слов.)

 
Выборочные диктанты.

Записать слова с буквами ш, ч, щ.

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лищь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят…

(М. Лермонтов.)

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

(С. Маршак.)

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ   ДИКТАНТЫ

Чашка, роща, щавель, часы, чулки, чуб, часть, чижи, чайка, щука, жёлтый, чёрный, ёжик, машина, жи­вой, широкий, туча, чулок. (19 слов.)

 

НАЧАЛО   ЗИМЫ.
Птицы улетели в тёплые края. На землю падают пер­вые снежинки. Утренние заморозки побелили крыши домов, деревья. За ночь выросли снежные рощи на стёклах окон. Пришла зима. (28 слов.)

 

 

Письмо по памяти.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга. (14 слов.)
(А. П у ш к и н.)

 

Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.  (22 слова.)
(М. Лермонтов.)

вернуться к оглавлению»

 

 
 

Моих читателей интересует:

с вами Школа XXI век

irina-se.com

Урок по русскому языку «Правописание словосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу» (1 класс)

Урок: Русский язык

Класс: 1

Тема: «Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу »

Цели урока. Формировать умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, закреплять умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, развивать орфографическую зоркость, создание комфортной ситуации для учащихся, беречь здоровье детей.

Оборудование. Ребусы, предложения, карточки, звезды, лучи.

Ход урока.

Ι.Организационный момент

ΙΙ. Постановка темы урока

Учитель: Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться.

Нет, не звезды, а пушинки.

Не пушинки, а …

Дети: Снежинки.

У: По каким признакам вы догадались, что это снежинки? С чем они сравниваются?

Высказывания детей.

— Вы знаете, что одна снежинка опустилась к нам, чтобы показать звездное небо и подарить радость встречи с новой звездой, которую предстоит открыть на уроке. Помогут нам в этом ваши знания по теме: «Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу ».

ΙΙΙ. Подготовительная беседа

У: Ложитесь на парты, закрывайте глаза и представляйте то, о чем я буду рассказывать.

Звучит музыка.

У: Мир звезд чрезвычайно разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. Звезды – это огромные раскаленные газовые пары, похожие на Солнце. Они отличаются друг от друга размерами. Есть звезды-гиганты, а есть звезды карлики. Каждая из них имеет свое название – Сириус, Вега и др. А если их соединить вместе, то перед нами встанут сказочные фигуры – созвездия. Откройте глаза и посмотрите на доску.

На доске.

— Удивитесь звездному небу, звездам. Придумайте предложение.

Д. Ночью небо красивое.

— На небе сверкают звезды.

У. Какую звезду нам предстоит открыть?

Д. Ту, которая обозначена кружочком.

У. Найдите ее.

Дети выполняют задание.

— Сегодня на уроке вы будете получать Луи за правильно выполненное задание. Они понадобятся, чтобы зажечь новую звезду.

У вас на партах отражение этой звезды. В конце урока посмотрите на него и увидите, сколько каждый из вас вложил трудов для новой родившейся звезды. Давайте прокладывать путь к этой звезде. Вспомните сегодняшнюю дату и запишите ее в тетрадь.

ΙV. Закрепление пройденного материала.

У: Снежинка подготовила задание: чей ряд правильно и быстро скажет скороговорку.

Дети собираются у вторых парт каждого ряда.

Учитель на 5 секунд показывает карточку с текстом пословицы, через 1 минуту проверяет задание.

Карточка

Волки рыщут, пищу ищут.

— Запишите слова, относящиеся к теме урока.

Д: Рыщут, пищу, ищут.

Учитель прикрепляет луч на доске и прокладывает путь к следующей звезде.

Аналогичные действия ученики выполняют у себя на партах.

— Следующее задание от снежинки – игра «День и ночь».

День. Читаете, что написано на доске.

Ночь. Закрываете глаза, думаете, какое сочетание надо вставить, чтобы получилось слово.

День. Говорите это слово.

Один ученик выходит и вписывает сочетание на доске.

На доске.

Д. Щука, чудовище, щавель, пушинка, чабан.

Учитель прикрепляет лучик на доску, дети на партах прокладывают путь к следующей звезде.

У. Какое слово вам непонятно?

Д. Чабан.

У. Это человек, который пасет овец. Слова с каким сочетанием не хватает?

Д. С сочетанием жи.

У. Третье задание от снежинки. Найдите и запишите слова с сочетанием жи, но не забывайте о снежинке, всмотритесь в нее внимательно.

На доске.

Д. Ужи, жираф, коржи, чижи, моржи, ежи.

У. Подчеркните изученные орфограммы и найдите «лишние» слова.

Д. «Лишнее» слово ужи – начинается с гласной, остальные – с согласной.

— «Лишнее» слово жираф – стоит в единственном числе, другие – во множественном числе. И в слове жираф орфограмма в начале слова, а не в конце.

Учитель выдает лучи.

V. Физкультминутка.

Буратино потянулся!

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

. Закрепление пройденного материала (продолжение)

На доске

… блещут

… плещут

У. Прочитайте слова.

Д. Блещут, плещут.

У. Как понимаете слово блещут?

Выслушиваются ответы детей.

— Подберите синонимы к этому слову.

Д. Сверкают, сияют.

У. Придумайте небольшое стихотворение с этими словами.

Дети работают в группах. За лучшие стихи получают лучики.

— Вспомните строчки из «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина, в которых есть слова блещут, плещут.

Д. В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

У. Запишите под диктовку предложение о звездах: В синем небе звезды блещут.

Дети записывают предложение.

— Выделите орфограммы, которые мы повторяем.

Дети выполняют задание.

VII. Самостоятельная работа.

Дети делятся на три команды. Каждая команда получает карточку с заданием.

Карточка.

  1. К данным словам напишите слова-синонимы с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Волшебник-

Грязный-

Нередко-

Храбрец-

Изумительный-

  1. Составьте из букв слова.

Л у ч о к

С а ч о к

Н и ш а

Ответы: 1. Чародей, чумазый, часто, смельчак, чудесный; 2. чулок, часок, шина.

Карточка

Запишите слова-антонимы (противоположные по смыслу) с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Образец: конец-начало.

Шум-

Узкий-

Тощий-

Мочит-

Ответы: тишина, широкий, жирный, сушит.

Карточка

Вставьте пропущенные буквы в слова : ч…шка, ч…лок, ж…раф, щ…вель, рощ…, ч…йник, удач…, щ…ка, ч…до.

После проверки учитель выдает лучи. Дети прокладывают путь дальше.

Детям, выполнившим задание раньше других, учитель предлагает разгадать ребусы.

VIII. Итог урока

У. Ребята, на наших глазах родилась новая звезда, у нее появился последний лучик. Произошло волшебство, чудо. Что помогло этому?

Д. Наши знания.

У. Какие знания?

Д. Знание правил написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

У. Сколько каждый из вас помог зажечь лучей?

Дети отвечают.

— Звезды вспыхивают, ярко светят, но потом могут погаснуть. Умейте хранить свет звезды в своей душе. В этом вам помогут знания и дружба.

Звезда ярко засветилась, но пока она без названия. Придумайте ей дома имя. На доске перед вами созвездие Большая Медведица.

Дети рассматривают созвездие.

IX. Домашнее задание.

infourok.ru

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Ответы к стр. 7 — 9

Упражнение 10, с. 7

10. Заполните «домики» словами с данными буквосочетаниями.

и
пружина
а
задача
у
кольчуга
джип
душица
ежиха
машина
удача
пища
роща
чаща
лачуга
прищур
грущу
впущу

Упражнение 11, с. 7

11. Прочитайте.

1. Не живут ужи, где живут ежи. 2. У шиповника  колючие шипы, но душистые. 3. В лесу в тени цветут ландыши, на лугу — мышиный горошек, в виде — кувшинки. 4. У зайчихи — зайчата, у крольчихи — крольчата, а щуки — щурята.

  • Вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь объяснить их написание.

Живут, ужи, ежи, (у) шиповника, шипы, душистые, ландыши, мышиный, кувшинки — жи-ши пиши с и.
Зайчата, крольчата — ча-ща пиши с а.
Щуки, щурята — чу-щу пиши с у.
Колю́чие (кóлкий), (в) лесý (лес), (в) тени́ (тень), цветýт (цвет), (в) водé (вóды), крольчи́хи, крольчáта (крóлик).

  • Найдите среди предложений скороговорку. Выучите её.

Не живут ужи, где живут ежи.

Упражнение 12, с. 8

12. Составьте из рассыпанных частичек слов слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Запишите.

Щавель, чаща, роща, встреча, шина, смешинка, снежинка, живёт, мыши, щука, грущу, тужить, машина, туча, лыжи, дача, чайка, чай, шить, жить, стучу.

Упражнение 13, с. 8

13. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Кочан капусты, шины у машины, жители деревни, чуткий товарищ, кувшин молока, широкое шоссе, цветные карандаши, площадка для ребят, вершина берёзы, чудесная картина, душистая малина, чайная посуда.

  • Проверьте по словарю написание словарных слов.
  • Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний.

С левого берега реки открывалась чудесная картина.

Упражнение 14, с. 9

14. Прочитайте скороговорку. Какие слова перепутали свои места? Напишите скороговорку правильно.
Чем чашка чище, тем чаще чищу.

Чем чаще чищу, тем чашка чище.

  • Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

Упражнение 15, с. 9

15. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

В гостях у щуки

Навещала щука щуку
В середине суток.
Угощала щука щуку
Щавéлевым супом.

А. Фёдорова

  • Озаглавьте текст.
  • Подчеркните в предложениях главные члены.
  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно выполнили задания.

Ча-ща — пишу с а (навещала, угощала), чу-щу — пишу с уука, щуку), (в) середине — серёдка.
Кто? щука (подлежащее) что делала? навещала (сказуемое).
Кто? щука (подлежащее) что делала? угощала (сказуемое).

Упражнение 16, с.9

16. Прочитайте. Вставьте в звуковые «домики» пропущенные звуки.

[ш], [ж] — твёрдые непарные шипящие согласные звуки.
[ч’], [щ’] — мягкие непарные шипящие звуки.

Ответы по русскому языку. 2 класс. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

4.1 (81.41%) от 71 голосующих

razviwaika.ru

Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн » (2 класс)

Тема урока «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн » (2 класс)

Цель:  создать условия для закрепления правила правописания буквосочетаний и применение в словах с буквосочетаниями  жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн;

Задачи урока:

1.Образовательные:

— повторить правописание слов с сочетаниями  жи, ши, ча, ща, чу, щу , чк, чн;

—  способствовать развитию умения распознавать слова с указанными сочетаниями и правильно их записывать.

 2. Развивающие:

— развивать речь детей;

— пробуждать интерес к родному языку.

     3. Воспитательные:

— формирование организации учебного труда;

— прививать любовь к родному языку через игру, используя занимательные задания;

— показать связь устного народного творчества с русским языком;

— эстетическое воспитание.

Ход урока
1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

— Добрый день, дорогие гости. Добрый день, мои любимые умницы и умники.

— Первыми сядут умницы, а теперь умники.

— Ну, что же знатоки русского языка, надеюсь, вы сегодня покажете свои знания умения и навыки.

Готовы ли вы начать? Начинаем!

Речевая разминка

В начале урока проведём речевую разминку:

  • Ш — всегда шипящий звук.

  • Шар воздушный сдулся вдруг:

  • Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!

  • На камнях змея шипит:

  • Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!

  • Море Черное шумит:

  • Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!

  • Ж — конечно, звук жужжащий.

  • Это жук жужжит блестящий:

  • Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж!

  • А еще жужжит пила:

  • Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж!

  • И летящая пчела:

  • Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж!

  • Ч — напомнит этот звук,

  • Как пускает пар утюг:

  • Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч!

  • Как вагончики спешат:

  • Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч!

  • Как жалеют малыша:

  • Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч!

  • Щеткой вещи чищу чисто:

  • Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ!

  • Обрывает ветер листья:

  • Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ!

  • Щ — метем мы мусор щеткой:

  • Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ!

  • Произносим звуки четко:

  • Ж Ш Ч Щ!

Мы уже знаем, что звуки Ж, Ш, Ч, Щ – согласные. А ещё Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие. Шипящие согласные не имеют пары по твёрдости и мягкости. Поэтому звуки Ж и Ш – всегда твёрдые, а звуки Ч и Щ – всегда мягкие.

Задание №1.

— Ребята, нам пришло письмо.

-Давайте, посмотрим от кого это письмо? ( От Незнайки)

— Из какой книги этот герой? Кто автор?

— Прочитайте. ( Слайд 1-3) ( Прочитайте все вместе)

Ребята, привет! Летом я приехал на дачю.  Дачя была у леса. Весь день звучяли песни птиц. Утром я пошел на речьку. Речька была шырокая. Над водой кружылись чяйки. Рыбаки поймали щюку и два лещя.

— Что Вас удивило или смутило?

— Чему же мы сегодня научим Незнайку и себя?

— Какие знания нам необходимы, чтобы писать без ошибок?

-Исправьте ошибки и проверьте на ИД.

Минутка чистописания.

— Напишите число, классная работа и сочетания из букв, которые вы исправили у Незнайки (выделены красным цветом)

— Ребята, а давайте вспомним наши правила, которые нам помогут сегодня выполнить все задания:

Стишки-запоминалки:

Жи-ши, жи-ши

С буквой и всегда пиши:

Мыши, ёжики, моржи,

Лыжи, лужи, камыши.

Ча и ща, ча и ща-
Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча-

С буквой а и ча, и ща.

Сочетанья чу и щу
Пишем только с буквой у!

Чушка, щучка, ухвачу

И лечу, кричу, свищу!

Задание №2: отгадайте загадки: (а отгадки запишите, орфограмму подчеркните)

Не поедет без бензина

Наша быстрая … машина

Захотели малыши

Поточить … карандаши

Ты к обеду положи

Ложки, вилки и…. ножи

За лесом в болотной глуши

От ветра шуршат…. Камыши

Для мамы сегодня внимательный сын

Чудесные розы поставил в…. Кувшин.

Наша Мурка спит и слышит,

Как в углу скребутся… мыши

Собирают ребятишки

В парке жёлуди и … шишки.

Словно белые пушинки

С неба падают … снежинки.

— Прочитайте свои слова-отгадки – что повторили – жи и ши пиши с и.

— Хорошо, у вас получается мои юные знатоки.

— Готовы, вы получить следующее задание №3?

— Оно перед вами. Как вы думаете, что мы должны сделать? Отгадать кроссворд. Правильно.

— Приступаем? Ответы записываем с новой строки в тетрадь, орфограммы подчеркиваем.

1. Бодрящий напиток, может быть черный и зеленый. (чай)

2. Прибор для измерения времени. (часы)

3.Густой лес (чаща)

4.Слово, противоположное по смыслу слову редко (часто)

5. Белокрылая птица над морем летает. Рыбу увидит – клювом хватает. (чайка)

6. Посуда для питья. (чашка)

7. Продолжи ряд: носки, гольфы, колготки, … (чулки).

— Молодцы, так держать. Ну, а следующее задание вам точно не сделать? Или вы сможете. А давайте проверим?

Задание №4. Замени одним словом. Ответы запишите. Орфограммы подчеркните. Работы в группах.

  1. Жвачное животное с очень длинной шеей? (жираф)

  2. Что у человека дороже всего? (жизнь)

  3. Зимний вид спорта и любимое развлечение детей? (лыжи)

  4. Шестьдесят минут. (час)

  5. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая? (чайник)

  6. Инструмент для прокалывания отверстий? (шило)

  7. Дикая роза с ярко-красными ягодами? (шиповник)

  8. Хищная рыба с острыми зубами? (щука)

  9. Из чего делают чугунные сковородки? (чугун)

  10. Войско князя в Древней Руси. (дружина)

— А теперь вспомним о сочетаниях чк, чн, щн, нч, нщ, чт:

Точ…ный, скуч…ный и муч…ной,

Мощ…ный, точ…ный, и реч…ной,

Коч…ки, боч…ки, точ…ки,

Доч…ки и сыноч…ки.

Есть в словах чк, чн

И встречается щн.

Знаем точ…но: в тех словах

Мы не пишем мягкий знак,

В сочетании чк

Места нет для смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

ФИЗМИНУТКА

Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.

ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ,

БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ,КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ,

ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА.

Блиц-опрос – задание №5: задание, которое нужно выполнить за 30 секунд:

1. Внучка Деда Мороза (Снегурочка)

2. Героиня сказки, появившаяся из цветка. (Дюймовочка)

3. Девочка, напрасно не боявшаяся волков (Красная Шапочка)

4. Героиня Андерсена, которой поставлен памятник на родине сказочника. (Русалочка)

5. Домашняя птица, которая снесла золотое яичко. (Курочка Ряба).

Запишите отгадки в тетрадь. Скажите, а почему я их написала с большой буквы? Правильно – это имена героев, а их нужно писать с большой буквы.

Работа с учебником: упражнение 16 страница 6.

И последнее наше задание №6 для умников и умниц:

1. Запишите сорта мороженого и варенья, в которых есть сочетание чн (яблочное, клубничное, сливочное, черничное, земляничное).

2. Запишите профессии, в названиях которых встречается сочетание нщ ( каменщик, гонщик, барабанщик )

3. Запишите по образцу: яблоко — яблочный

проверка, мелочь, сердце, скука, молоко.

— Итак, подведем итоги нашего сегодняшнего урока.

Ну, как вы теперь считаете, что усвоили эту тему. Хорошо. Тогда поздравляю вас.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *