cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е – Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е

Выбор между слитным и раздельным написанием не со словами разных частей речи является одним из самых сложных в русском языке. На уроке вы познакомитесь с некоторыми правилами, которые помогут вам грамотно писать не с наречиями.

Слитное написание НЕ с наречиями на -о/-е

Только слитно пишутся наречия, которые не употребляются без не-.

Например: небрежно

нечаянно

нелепо

неуклюже

неряшливо и др.

Не с наречиями на -о/-е пишется слитно в случае, если слово с не- может быть заменено синонимом без не- или близким по значению выражением.

Например: За окном негромко (тихо) играла музыка.

Раздельное написание НЕ с наречиями на -о/-е

Не с наречиями на -о/-е пишется раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом

а.

Например: Читать стихотворение следует не быстро, а медленно.

Не с наречиями пишется раздельно в случае, когда не употреблено в сочетаниях далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не, отнюдь не.

Например: Я говорю по-английски далеко не идеально.

Ваша команда выступила совсем не плохо.

Правила слитного и раздельного написания с НЕ наречий, оканчивающихся на другие буквы (не на -о/-е)

Слитно пишутся наречия, которые не употребляется без не-.

Например: невмоготу, невзначай, невпопад, нельзя и др.

В остальных случаях такие наречия пишутся с не раздельно.

Например:

не по-летнему, не вовремя, не вдоволь, не всюду и др.

 

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» (Источник).
  2. Наречие как часть речи (Источник).
  3. Наречие как часть речи (Источник).
  4. Части речи в русском языке (Источник).

 

Домашнее задание

Упражнения № 220, 222. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2012.

Задание. Спишите, раскрывая скобки и вставляя недостающие буквы. Объясните правописание не.

Мы приняли в дар блистательный и (не) слыханно богатый язык наших классиков, и наш священ…ый долг – сберечь это достояние (Пауст.). 2. Рассказать красоту этого многодневного снежного царства (не) возможно (Pep.). 3. (Не) раз мы видели оставлен…ые тюки товаров, (не) известно кому принадлежащие, никем (не) охраняемые (Pep.). 4. Было (не) понятно, как в густом лесу, двигаясь почти на ощупь, люди найдут свое место в горах и приготовятся к бою (Закр.). 5. К счастью, до ближайшей охотничьей избушки осталось, по-видимому, совсем (не) далеко (Сер.). 6. (Не) теряя ни минуты и в душе радуясь, мы без устали рубили хвою (Сер.). 1. Сумерки сгущались медленно, почти (не) заметно для глаза (Эрт.). 8. (Не) торопясь идя по шоссе, Сергей (не) отступно глядел на этот волшебный пожар (Эрт.).

 

interneturok.ru

Орфограммы. 58.Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о (-е).

Запомните слова, которые НЕ употребляются без НЕ.

Небрежно.

Невежественно.

Негодующе.

Недоумевающе.

Нежно.

Неизбежно.

Нелепо.

Непомерно.

Неряшливо.

Несказанно.

Неспешно.

Нехотя.

Нечаянно и др.

 

Будьте внимательны!

Союз НО не выражает противопоставление.

Пример.

Работа выполнена неплохо, НО с некоторыми недочётами.

 

Наречие СОВСЕМ в предложении может играть двоякую роль.

·        Выступал он совсем неинтересно (значение «очень»)

·        Совсем не легко приходится птицам зимой (значение «отнюдь, никоим образом»).

Наречия – слова состояния пишутся с  НЕ слитно при утверждении отрицания («да, это так»), и раздельно при чистом отрицании. Всё зависит от контекста.

Примеры.

Нетрудно видеть – не трудно сделать.

Неважно, что он пишет. Это

не важно для него.

 

 Если есть частица ЛИ, то наречие пишется раздельно.

Пример.

Не удивительно ли это?

 

Не путайте наречия с краткими прилагательными, задавайте вопросы.

Пример № 1.

Ему это (как?) не нужно.

Объяснение (каково?) ненужно (ненужное).

 

Пример № 2.

Изменений не заметно (как? наречие)

Пятно незаметно ( каково? краткое прилагательное; незаметное).

Подал знак незаметно ( как? наречие).

 

НЕ с наречиями не на -О(- Е).

НЕ пишется СЛИТНО.

·        В отрицательных наречиях (негде, некуда).

·        В отыменных наречиях (невдалеке, невдомёк).

·        В сочетании не весть что (кто, какой, где, куда, и т.п.)

·        «Недаром» = не напрасно; «не даром» = не бесплатно.

·        Недосуг, неохота.

 

НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО:

·        С местоименными и усилительными наречиями: не здесь, не так, не вполне, не полностью, не совсем.

·        С наречиями  не надо, не время. не жаль.

·        Со сравнительной степенью наречия: не хуже, не лучше, не выше.

·        С обстоятельственными наречиями: не сегодня, не здесь, не иначе и др.

·        С наречиями через дефис: не по-моему, не по-товарищески.

·        В сочетаниях отыменного происхождения:

не в меру, не в пример, не к добру, не к спеху, не по вкусу, не под силу, не по нутру, не с руки и др.

poznaemvmeste.ru

«Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е».

Название работы «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е».

Автор – Деркач Наталья Васильевна учитель русского языка и литературы.

МКОУ Остяцкая ООШ.

Урока по русскому языку в 7 классе

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е

Цель: изучение нового материала о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями на –о и –е.

Задачи: 1) Образовательные:

  • Ознакомить учащихся с некоторыми закономерностями слитного и раздельного правописания наречий.

  • Обобщение и систематизация сведений о правописании НЕ с частями речи, изученными ранее.

  • Выработка практического умения различать слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

2) Развивающая:

  • Способствовать развитию быстроты реакции, аналитического мышления, внимания, речи и памяти.

3) Воспитательные:

  • Формирование мотивации на активное творческое усвоение учебного материала.

  • Формирование таких качеств личности, как толерантность, способность к диалогу.

Ход урока

1.Оргмомент.

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться.

2. Создание проблемной ситуации – подведение к теме урока.

1 этап (побуждение) цель побуждения к активной учебной деятельности через старые знания.

http://goo.gl/nUonMg презентация, сопровождающая весь урок

1 слайд (Страна Орфография)

Слово учителя. Сейчас мы прочитаем отрывок из книги Гераскиной «В стране невыученных уроков» (приложение №1), в которой говорится о приключениях мальчика, не любившего русский язык. Мы с вами сегодня тоже отправимся на поиски приключений, но уже как любители русского языка. Наше путешествие будет происходить в Стране изученных правил, которая называется Орфография, и мы с вами ненадолго вновь вернемся в детство.

Мы переправимся через реку Невыученных правил, перейдём болото

Ошибок, преодолеем горы Трудностей, пройдём сквозь лес Знаний и окажемся в городе НЕ. Я надеюсь, что вы сможете помочь частям речи разобраться в их отношениях с НЕ. Именно об этих сложных отношениях НЕ с различными частями речи и рассказывает нам сказка «Фамильная ненависть». Каждый учащийся получает текст с лингвистической сказкой «Фамильная ненависть». ( приложение №2)

2 слайд (Лингвистическая сказка «Фамильная ненависть»), (приложение №2)

Ученик читает сказку вслух.

— О каких орфографических правилах идет речь? (речь идет о правописании частицы НЕ с глаголами, деепричастиями, существительными, прилагательными и причастиями).

— Как пишется не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями и причастиями нам известно, а как пишется НЕ с наречиями мы узнаем сегодня на уроке. Следовательно, тема нашего урока …. (говорят учащиеся) (Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на – о и – е).

3 слайд (Тема и цели урока)

— Откройте тетради, запишите число, тему урока «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е».

— Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? (узнать условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на – О и — Е; сопоставить данное правило с правилами написания НЕ с другими частями речи; научиться выбирать правильное написание наречий с НЕ).

4 слайд (Река невыученных правил)

— Итак, мы начинаем путешествие по стране Орфографии. Вам предстоит перебраться через Реку Невыученных или забытых правил. (Показ слайда.) Вспомним ещё раз, как пишется не с различными частями речи. Приготовьте ваши сигнальные карточки.

Я буду зачитывать предложения, а вы, если согласны с утверждениями, показываете «Да» (зелёная карточка), если не согласны – «Нет» (красная карточка).

1. Не с существительными всегда пишется слитно. (Нет.)

2. Не пишется раздельно с существительными и прилагательными, если в предложении есть противопоставление с союзом а. (Да.)

3. Не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно. (Да.) Дополните это утверждение.

4. Не пишется раздельно с краткими причастиями, а также с полными, если при них есть зависимые слова или противопоставление с союзом а. (Да.)

5. Не пишется с прилагательными слитно только в том случае, если они не употребляются без не. (Нет.) А когда ещё не с прилагательными пишется слитно?

6. Не с прилагательными, стоящими после слов-отрицаний пишутся слитно. (Нет). Назовите эти слова отрицания.

5 слайд (болото Ошибок)

— Молодцы! Правила вы знаете хорошо, а умеете ли ими пользоваться? Перед нами болото Ошибок. Чтобы переправиться через болото, вернёмся к нашей сказке.

6 слайд (Лингвистическая сказка)

Назовите слова со скобками тех частей речи, правописание которых вы уже изучили, скобки раскройте, правописание объясните.

— Мы выбрались из болота Ошибок. Молодцы!

— Ребята, а какое слово с НЕ никто из вас не выбрал? (недружелюбно)

Слово недружелюбно. А почему? (Это наречие, правило написания которого ещё не изучали).

7 слайд (Горы Трудностей), затем возврат к 6 слайду (к сказке)

— Перед нами горы Трудностей.

1 задание: вы должны образовать наречия, однокоренные прилагательным из данной сказки, которые пишутся слитно. С помощью какого суффикса вы будете это делать? (- о или – е). Запишите наречия в столбик. К каким наречиям можно подобрать синонимы? Запишите их в скобках.

Непослушной – непослушно (капризно)

Невоспитанной – невоспитанно (грубо)

Неприятное — неприятно (досадно, обидно, горько)

Нелепыми — нелепо (без не не употребляется)

Недружелюбно (враждебно)

— Сделайте вывод (НЕ с наречиями на – о и –е пишется слитно, если слово не употребляется без НЕ или можно подобрать синоним без НЕ)

2 задание: образуйте наречия, однокоренные прилагательным из предложений с противопоставлением;

Не доверчивым, а подозрительным – не доверчиво, а подозрительно.

Не малый, а значительный – не мало, а значительно.

— Сделайте вывод (Не с наречиями на –о и – е пишутся раздельно, если есть противопоставление с союзом а).

3 задание: образуйте наречия, однокоренные прилагательным со словами – отрицаниями, которые усиливают утверждение;

Далеко не ласковый – далеко не ласково

Вовсе не интересными – вовсе не интересно

— Сделайте вывод (Не с наречиями пишутся раздельно, если к наречиям относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, никогда не)

— Обобщим всё сказанное о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями на –о и –е (проговаривание правила)

— А теперь подтвердим наши выводы правилом из учебника на странице 113.

— Необходимо ли отдельное правило написания не с наречиями? (Нет, оно такое же, что и для прилагательных.)

8 слайд (Море)

3. Релаксация (фильм «шум моря)». http://goo.gl/tfVdtj

— Мы переправились через Горы Трудностей. А теперь немного отдохнём.

Сядьте удобно, расслабьтесь. И представьте, что вы – на берегу Средиземного моря. Наступает ночь. Вас ласкает тёплый ветерок…Вы видите свободных белых чаек, парящих над морем. И вы превращаетесь в прекрасных чаек и летите к сказочному островку. Там золотой песок, экзотические деревья. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Вы отдохнули и возвращаетесь на берег. А теперь потянитесь. И вот вы ученики 7 класса. Итак, продолжим нашу работу.

9 слайд (Лес Знаний)

4. Отработка навыка.

2 этап (реализация)

— Перед нами лес Знаний. До города НЕ осталось совсем не много – нужно выполнить несколько заданий.

10 слайд (Составление слов – наречий)

1 задание. Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово, запишите их в столбик:

а) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки (близко)

б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров (низко)

в) танцы, игры, халат, орбита (тихо)

Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:

а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок (медленно)

б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль (плохо)

в) смелость, парта, ульи, потолок (мало)

А теперь давайте посмотрим и выполним следующие задание .

Решим кроссворд. http://goo.gl/HkXH6x

— Слова какой части речи у нас получились? (наречия)

-Запишите к каждому наречию синоним с не-:

Близко – недалеко

Низко – невысоко

Тихо – негромко

Плохо – нехорошо

Медленно – небыстро

Мало – немного

— Как вы написали не с наречиями? Ещё раз сделайте вывод, почему в этих парах НЕ с наречиями будет писаться слитно? (Подобрали синонимы без НЕ). Чем является НЕ в наречиях? (приставкой)

3 задание (резервное) Распределительный диктант (приложение №3)

-Выберите из текста слова с НЕ в два столбика: пишется слитно, пишется раздельно.( дети работают самостоятельно, затем проверяем)

11 слайд (Тест) http://goo.gl/Fceab0 — презентация тест

Ребята, а теперь давайте закрепим при помощи тестовых заданий, а затем проверим правильно ли вы сделали.

12 слайд (Ключ к тесту)

5. Итоги урока. Рефлексия.

-И вот мы уже стоим перед воротами города Не. Осталось сделать один шаг – ответить на несколько вопросов:

13слайд (Итоги урока)

Мы вспомнили, что –

Мы поняли –

Было интересно –

Вызвало затруднение –

Нужно выучить –

6. Оценки.

14 слайд (домашнее задание)

7. Домашнее задание.

1. Параграф 18, стр. 112, упр. 255,256

2. Заполните таблицу примерами

15 слайд (желаю дальнейших успехов!)

— Ребята, закончился этот урок, но ваше путешествие по стране Орфографии не окончено. Я благодарю вас за поддержку, помощь, активное участие в уроке и желаю дальнейших успехов!

Приложение №1

Отрывок из книги Гераскиной «В стране невыученных уроков»

Лентяй и двоечник Виктор Перестукин не желает учиться, а хочет приключений. Однажды его желание сбывается — его собственные школьные учебники отправляют Перестукина в Страну невыученных уроков. Если он не справится с приключениями, которые встретит по дороге, то останется в Стране навсегда.

В Стране невыученных уроков Перестукин встречается со своими прежними школьными ошибками — коровой, которую он назвал «плотоядным животным», получившейся в ответе задачи «половиной землекопа», попавшим на юг белым медведем и так далее.

В конце приключений его жизнь висела на волоске: добравшемуся до Дворца грамматики Перестукину вынесли приговор, который заканчивался предложением: «Перестукина ». Однако ему дали шанс переделать смертный приговор в помилование. Для этого ему надо было в правильном месте поставить запятую. Перестукин поставил запятую в последнем предложении между словами «нельзя» и «помиловать», после чего Витя вернулся домой и пообещал впредь хорошо учиться.

Приложение№2

Давно это было. Никто и (не) вспомнит сейчас, почему частица НЕ была всегда такой капризной и (не)послушной.

Глагол она отвергала с (не)годованием. (Не) хочу! (Не) буду! (Не) пишите нас вместе. Смиряла свою гордость (не)воспитанная частица только тогда, когда Глагол без НЕ терял свой смысл и (не) мог употребляться самостоятельно.

Так же, как и с Глаголом, с Деепричастием НЕ пишется раздельно, и только в некоторых случаях вынуждена терпеть (не)приятное соседство.

Она и с другими частями речи была далеко (не)ласковой. Вела себя по отношению к ним (не)дружелюбно. Обращалась к ним с (не)лепыми предложениями. (Не)малый, а значительный вклад в эти отношения внесли Существительные, Прилагательные и Причастия.

Капризной НЕ казались вовсе (не)интересными отношения с этими частями речи. Она то дружила с ними, то старалась держаться подальше от них. Такое поведение части речи считали (не)доверчивым, а подозрительным.

Вот до чего доводит фамильная (не)нависть.

Приложение№3

Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне немножко жутко, так как я ничего, даже воды не вижу, но я всё же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с небольшой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела.

От земли поднялся туман. На его сером фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я внезапно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.

НЕ пишется слитно

НЕ пишется раздельно

немножко (наречие — мало)

не вижу (не с глаголом)

небольшой (прил. – маленькой)

не выдаю (не с глаголом)

несколько (отр. наречие)

не знаю (не с глаголом)

неясно (наречие – расплывчато, туманно)

не могу (не с глаголом)

неподвижности (сущ. – покой, оцепенение)

неожиданности (сущ. – внезапность)

немедленно (нар. – быстро)

Приложение №4

Тест (подготовка к ГИА).

1. В каких из данных слов не пишется слитно:

А) (не)погода

Б) (не)серьёзно, а беспечно

В) (не)правильно пишет

Г) (не)цветёт

2. В каких из данных слов не является приставкой:

А) вовсе (не)легко сделать

Б) (не)взлюбить

В) (не)сложная задача

Г) (не)годовать

3. Не с наречиями на –о, -е пишется слитно:

А) поступил (не)лепо

Б) написал (не)брежно, но правильно

В) повторил (не)быстро, а медленно

Г) выглядел отнюдь (не)красиво

4 Не с наречиями на –о,-е пишется раздельно:

А) (не)разумно, а глупо

Б) (не)приятель

В) (не)большой, но рыбный

Г) ничем (не)выдаю

5. Не является частицей:

А) (не)ряха

Б) (не)ясная погода

В) (не)навидит

Г) (не)плохо, а хорошо

(Ключ к тесту)

1. А), В)

  1. Б), В)

  2. А), Б)

  3. А)

  4. Г)

Методические рекомендации по использованию материалов выпускной работы коллегами в их профессиональной деятельности.

Методическое описание.

Данный ресурс может быть использован на уроке русского языка в 7 классе для изучения темы «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями

на –О и –Е» и в 8 классе, как повторение в начале изучения раздела «Повторение изученного за курс 7 класса ».

Урок соответствует возрастным и психическим особенностям семиклассников и очень актуален. Наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в обучении, использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышает эффективность обучения, познавательную активность.

Кроссворд, тест и мультипликация помогают ученикам логически мыслить при решении тестовых, логических задач. Возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять их положение, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органов чувств и коммуникативных связей головного мозга.

На уроке создается такая среда, которая будет регулировать критическое мышление, усиливать развитие умений слушать и прислушиваться к мнению других, вести конструктивный диалог, приходить к согласию в интересах общего дела.

На уроке русского языка использован фильм для релаксации

с шумом моря, что позволит детям отдохнуть и расслабиться , послушать мелодию, визуально побывать на море .

Использование компьютеров для прохождения теста обучающимися поддерживает интерес детей к предмету. Они выполняют его самостоятельно, после чего смогут посмотреть свои результаты и подумать на что ещё нужно обратить внимание.

На уроке создается благоприятный климат, повышается мотивация к обучению.

Средства ИКТ, применяемые на уроке, служат инструментами учебной деятельности.

На организационном этапе проверяется подготовка всех учащихся к уроку, сообщается тема урока, цель урока, форму урока.

На этапе актуализации знаний осуществляем закрепление и систематизацию знаний по теме.

Производим повторение теоретического материала.

На этапе обобщения знаний осуществляем практическое применение теоретического материала.

На протяжении всего урока сопровождает презентация маршрута с различными фотографиями (картинками) заданиями.

Интернет – ресурсы:

Перечень используемых программ и оборудования, необходимого на уроке

1. С целью актуализации опорных знаний создала тест с помощью программы конструктор тестов в MS PowerPoint 2007. Для прохождения теста обучающимися необходимо на уроке наличие компьютеров ( по количеству обучающихся в классе) с установленным программным обеспечением: MS Office 2007.

2. Программу Windows Movie Maker использовала для создания слайд-шоу шум моря. Для показа слайд-шоу необходимо наличие на уроке следующего оборудования: компьютер с колонками, экран, мультимедийный проектор.

3. Для создания кроссворда по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е» использовала программу JCross, входящую в состав Hot Potatoes. Для решения кроссворда обучающимися необходимо на уроке наличие компьютеров ( по количеству обучающихся в классе).

4. Использовала презентацию , созданную в MS PowerPoint 2007. Для сопровождения данной презентации необходим на уроке проектор, экран, компьютер с установленным программным обеспечением: MS Office 2007.

Оборудование:

1.Учебник русского языка для 7 класса. Разумовская М. М. и др.

2. Сигнальные карточки

3. Карточки с заданиями

infourok.ru

Как пишется “не” с наречиями – правило слитного и раздельного написания частицы

Правила написания

Примеры НЕ с наречиями слитно и раздельно

Слитное написание

Если наречие не употребляется без частицы НЕ

неуклюже, невмоготу, нелепо, невзрачно

Если наречие на -о (-е) с НЕ можно заменить близким по значению

непросто (сложно), невесело (грустно), невысоко (низко), негромко (тихо)

Если наречие на -о (-е) с НЕ употребляется со словами, указывающими на степень качества: очень, весьма, крайне, почти, совершенно, чрезвычайно

крайне неаккуратно, совершенно нелогично, очень неровно

Если НЕ в наречии находится под ударением (отрицательные наречия)

некуда, несколько, неоткуда, нечего

Раздельное написание

Если в предложении с наречием на -о (-е) есть противопоставление с союзом а

Митя проснулся не рано, а ближе к обеду. Птицы летали не высоко, а у нашего крыльца.

Если наречие на -о (-е) употребляется со словосочетаниями да­ле­ко не, вовсе не, со­всем не, ни­чуть не, ни­сколь­ко не, ни­ко­гда не, от­нюдь не

Ничуть не глубоко, далеко не идеально, совсем не страшно, вовсе не кисло

С наречиями в сравнительной степени

Не проще, не ярче, не теплее, не ближе

С местоименными наречиями, наречиями меры и степени, обстоятельственными наречиями на -а (-я), -ом (-ем), -у (-ю) и др. кроме -о (-е).

Не сюда, не очень, не полностью, не завтра, не летом

obrazovaka.ru

Урок по русскому языку «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е

Открытый урок по русскому языку

Класс: 7

Дата: 15.01.2016 год

Учитель: Андриенко Наталья Николаевна

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е.

Цели урока:

1) Показать условия написания НЕ с наречиями на – О и -Е; сопоставить данное правило с правилами написания НЕ с другими частями речи; научиться выбирать правильное написание наречий с НЕ.

2) Развивать практическое и творческое мышление, навыки работы в команде.

3) Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карты урока, тестовые задания, лингвистическая сказка, оценочный лист

Ход урока

1. Орг.момент.

–Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!

2. Психологический настрой:

— Ребята, нам всем приятно, когда рядом человек с хорошим настроением. Всем становится радостно и тепло. Давайте и мы будем поддерживать хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день.

В класс пришёл – не хмурь лица,

Будь весёлым до конца!

Ты не зритель и не гость

А программы нашей гвоздь!

Не ленитесь, улыбайтесь,

Всем законам подчиняйтесь!

А закон у нас такой –

Все в учёбу с головой!

2 этап (побуждение) цель побуждения к активной учебной деятельности, через старые знания.

Инсценирование

Слово ученика:

— Я невзлюбил ЕГО (наречие) еще задолго до того, как узнал о нем. Всю жизнь оно меня преследует: «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, пиши красиво, считай верно, делай всё аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески», — только и слышу я ежечасно. Всё это непросто выполнить. А как понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь?

А мне приятнее носиться вскачь, лежать горизонтально и тихо-тихо щелкать пультом телевизора и листать каналы телеэкрана, которых видимо-невидимо. (М.Н.Енина)

— О чем речь?

Сегодня на уроке мы будем продолжать изучать наречие.

Разминка.

-Какую часть речи называют наречием?

-На какие вопросы отвечают наречия и каким членом предложения являются?

-Наречия имеют окончания? Почему?

— Назовите морфологические признаки наречия.

— От каких частей речи могут быть образованы наречия?

— Назовите степени сравнения наречий?

— Расскажите о правописании мягкого знака на конце наречий после шипящих.

— Расскажите о правописании букв О и Е на конце наречий после шипящих.

Каждая группа получает текст с лингвистической сказкой «Фамильная ненависть».

Давно это было. Никто и (не) вспомнит сейчас, почему частица НЕ была всегда такой капризной и (не)послушной.

Глагол она отвергала с (не)годованием. (Не) хочу! (Не) буду! (Не) пишите нас вместе. Смиряла свою гордость (не)воспитанная частица только тогда, когда Глагол без НЕ терял свой смысл и (не) мог употребляться самостоятельно.

Так же, как и с Глаголом, с Деепричастием НЕ пишется раздельно, и только в некоторых случаях вынуждена терпеть (не)приятное соседство.

Она и с другими частями речи была далеко (не)ласковой. Вела себя по отношению к ним (не)дружелюбно. Обращалась к ним с (не)лепыми предложениями. (Не)малый, а значительный вклад в эти отношения внесли Существительные и Прилагательные.

Капризной НЕ казались вовсе (не)интересными отношения с этими частями речи. Она то дружила с ними, то старалась держаться подальше от них. Такое поведение части речи считали (не)доверчивым, а подозрительным.

Вот до чего доводит фамильная (не)нависть.

-О каких орфографических правилах идет речь (речь идет о правописании частицы НЕ с глаголами, деепричастиями, существительными и прилагательными).

3 этап – осмысление.

Задание для 1 группы. Сформулировать правило о написании НЕ с глаголами и деепричастиями;

Задание для 2 группы. Расскажите о правописании НЕ с существительными

Задание для 3 группы Правописание НЕ с прилагательными.

Спикеры каждой группы выступают от групп, формулируют правила. В тексте сказки раскрывают скобки.

— Ребята, а какое слово с НЕ не взяла ни одна группа?

Слово недружелюбно. А почему? Давайте сформулируем тему нашего урока. Нам сегодня нужно научиться, правильно писать НЕ с наречиями.

Сообщение темы и целей урока.

Группы выполняют второе задание.

1группа – Вы должны образовать наречия, однокоренные прилагательным из данной сказки, которые пишутся слитно.

— Подумайте, ребята, как вы это будете делать? Кто вам может помочь?

Можете обратиться к учебнику и найти там информацию.

Непослушной – непослушно (капризной)

Невоспитанной – невоспитанно (грубый)

Неприятное — неприятно (плохое)

Нелепыми — нелепо

2группа – образуйте наречия, однокоренные прилагательным из предложений с противопоставлением.

Не доверчивым, а подозрительным – не доверчиво, а подозрительно.

Не малый, а значительный – не мало, а значительно.

3группа – образуйте наречия, однокоренные прилагательным со словами, которые усиливают отрицание.

Далеко не ласковый – далеко не ласково

Вовсе не интересными – вовсе не интересно

Готовятся в группах, а затем представители каждой группы выходят к доске , проверяя свою работу.

— Какие наречия образуются от прилагательных? (наречия на –О и -Е)

Каждая группа формулирует правила о написании НЕ с наречиями.

— Необходимо ли отдельное правило написания не с наречиями? (Нет, оно такое же, что для прилагательных и существительных.)

Таблица слитного и раздельного написания НЕ с существительными, прилагательными и наречиями.

ВЫВОД: Таким образом , НЕ с наречиями может быть частью корня, приставкой, частицей. Ещё раз ребята проговаривают правило.

Надо запомнить!

Чтобы узнать, какой морфемой является НЕ (приставкой или частью корня) надо подобрать однокоренные слова.

Неподалёку (даль, дальний) (не — приставка)

Невероятно (вероятность, вероятный) (не – приставка)

Непритворно (притвориться) (не – приставка)

Нелепо (нелепый, нелепость) (не – часть корня)

Невзрачно (невзрачный, невзрачность) (не – часть корня)

4этап – реализация

1. Распределительное списывание.(1группа НЕ является частью корня, 2- с приставкой –НЕ-, 3 – с частицей НЕ)

Не- с наречиями

(Не) истово защищать; (не) всегда поможет; отвечать (не) многословно, а кратко; говорить (не) уверенно; толкнуть (не) чаяно, светит (не) ярче, чем вчера; поступил (не) обдуманно; ничуть (не) далеко; ничуть (не) больно; (не) откуда ждать; идти (не) далеко; расположиться (не) далеко, а близко; произнести (не) громко; устать (не) много; принести (не) много грибов, а мало; раздумывать (не) долго; поступить (не) разумно.

НЕ- часть корня

НЕ – приставка

НЕ частица

2. Игра «Крестики-нолики»

Правописание не- с наречиями

Учащиеся получают карточки с игровым полем. Учитель читает предложения вразнобой. Ученики ставят крестик в квадрате под нужной цифрой в случае слитного написания не- с наречиями, нолик – раздельно.

1.В лагерь мы шли не быстро, а медленно.

5.Дедушка погостил недолго, словно боялся нам помешать.

9.Я прикрепил пуговицу не прочно, а так, на живую нитку.

2. В деревенском доме было отнюдь не спокойно.

6. Говорила мать совсем не ласково.

3.Отвечая невпопад, Наташа смотрела вдаль и смущенно улыбалась.

4.День выдался не по –летнему холодный.

8.Доброе неразрывно связано с красотой.

7.Справа от нас, не далеко, а где-то близко журчал ручей.

Взаимопроверка по ключу:

3. К известным фразеологическим оборотам подобрать наречия с НЕ (устно или записать на доске)

Как с луны свалился – неожиданно

Как кошка с собакой – недружно

идти своей дорогой – поступать независимо

идти на поводу – действовать несамостоятельно

играть с огнём – поступать неосмотрительно

4. Отработка навыка

Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово:

а) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки       (близко)

б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров                (низко)

в) танцы, игры, халат, орбита                                 (тихо)

Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:

а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок   (медленно)

б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль                                    (плохо) 

в) смелость, парта, ульи, потолок                                                   (мало)

   

-Подберите к каждому слову глаголы и запишите полученные словосочетания.

-Почему мы к наречиям подбираем именно глаголы?

-Запишите к каждому наречию сначала синоним с приставкой не-, а потом антоним:

Ответ.

Близко – недалеко – далеко

Низко – невысоко – высоко

Тихо – негромко – громко

Плохо – нехорошо – хорошо

Медленно – небыстро – быстро

Мало – немного – много

5. Тестовые задания

 1. В каких из данных слов не пишется слитно:

А) (не)погода

Б) (не)серьёзно,  а беспечно

В) (не)правильно пишет

Г) (не)цветёт

2. В каких из данных слов не является приставкой:

А) вовсе не легко сделать

Б) (не)взлюбить

В) (не)сложная задача

Г)(не)годовать

3. Не с наречиями на –о,-е пишется слитно:

А) поступил (не)лепо

Б) написал (не)брежно, но правильно

В) повторил (не)быстро, а медленно

Г) выглядел отнюдь (не)красиво

4 Не с наречиями на –о,-е пишется раздельно:

А) (не)разумно,а глупо

Б) (не)погода

В) (не)большой,но рыбный

Г) ничем (не)выдаю

5. Не является частицей:

А) (не)ряха

Б) (не)ясная погода

В) (не)навидит

Г) (не)любит

6. Дополнительное задание:

Перечислите 5 дней недели,

не упоминая ни числа, ни названия дней.

5. Подведение итогов, домашнее задание: 1) параграф 33 упражнение 265;

2) творческое задание – написать сочинение на тему «Я и мой друг» используя прилагательные и наречия в сравнительной и превосходной степени. Например:

Мой друг-Дима Попандопуло. Он талантливее меня, музыкальнее, грамотнее, начитаннее. Но зато быстрее решаю задачи, лучше играю в шахматы. И Дима, и я много читаем и умеем интереснее всех рассказывать. Он больше любит подвижные игры, а я спокойные. Мы во многом разные, но очень любим друг друга .(Из интернета)

6. Рефлексия.

Скажите наречиями, как вам сегодня было на уроке.

хорошо скучно

тепло плохо

уютно тоскливо

интересно

весело

здорово

отлично

Мы вспомнили, что –

Мы поняли –

Было интересно –

Вызвало затруднение –

Было сложно –

Нужно выучить –

Подберите наречия к глаголу работать, тем самым закончив предложение: я сегодня работал…

— А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно!

И я искренне, от души и по-доброму говорю вам спасибо за работу!

infourok.ru

Разработка урока «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е.»

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е.

Цель

Познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е, формирование умения разграничивать приставку не- и частицу не с наречиями на -о и -е.

Планируемые результаты

Предметные: знать условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е, уметь правильно писать не с наречиями на -о и -е, графически обозначать условия выбора правильных написаний, разграничивать приставку не- и частицу не с наречиями на -о и -е.

Метапредметные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Проблемный метод; деятельностно — практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Организационная структура урока

1. Актуализация опорных знаний.

Беседа с учащимися

Искриться

Движимый

Прибывший

Балуясь

Мельком

— Прочитайте слова, правильно ставя ударение. Определите части речи.

— Какую часть речи мы изучаем сейчас? Что вы о ней знаете? Расскажите , используя опорный конспект.

( Приложение № 1)

-Сегодня мы продолжим разговор о наречии, но сначала проведем орфографическую разминку — выполним тест.

( Приложение № 2)

— Какие задания теста вызвали затруднения?

— Какие орфограммы нужно было знать, чтобы успешно справиться с тестом?

— Как вы думаете, случайно ли мы с вами вспомнили именно эти орфограммы?

— Как это связано с темой нашего урока?

2. Постановка целей и задач урока.

Формулирование цели учебной деятельности вместе с учащимися.

— Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?

3. Проблемное учебное действие.

— Попробуйте сами догадаться, как пишется не с наречиями на -о и -е, проанализировав материал для наблюдений.

1. Двигаться неуклюже.

2. Цвести неярко.

3. Нырять не глубоко, а мелко.

4. Выросло вовсе не мало.

— На какое правило похоже?

— Проверим по учебнику верность ваших наблюдений.

Работа с учебником.

4. Первичное закрепление с комментированием.

1) — Перед вами алгоритм нового правила

(Приложение № 3).

Необходимо дополнить эту схему, дописать примеры, в качестве которых использовать русские народные пословицы.

1. Беда, что вода, — ————— на двор придет. (нечаянно)

2. Яблоко от яблони ————— падает. (недалеко)

3. Умное слово ——————, а легко. (не тяжело)

4. Легко сказать, —————- доказать. (нелегко)

2) Работа с текстом

(Приложение № 4)

Задания к тексту:

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите его основную мысль.

3. Выпишите в тетрадь выделенные слова, объясните их написание, используя алгоритм.

4. Устно объясните написание остальных слов с пропущенными буквами.

5. Выпишите предпоследнее предложение, объясните пунктограмму.

6. Найдите в тексте еще предложение с такой же пунктограммой.

5. Самостоятельная работа

( творческого характера)

с последующей самопроверкой.

— Составьте предложения на тему «Природа» с парами слов ( некоторые учащиеся по желанию могут составить текст):

неясно — не ясно

неярко — не ярко

несмело — не смело

невесело — не весело

Работа в парах по проверке получившихся предложений. Ряд работ читаются для всего класса.

— А теперь послушайте, как использует наречия в своем творчестве Ф.И. Тютчев.

***

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!…

***

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

— Какие образы создает поэт, какие тропы использует?

— Какую роль играют наречия в тексте?

6. Включение в систему знаний и повторение.

— Давайте проверим, как вы освоили тему сегодняшнего урока, сыграв в игру «Так и не так»

1. негромко, а тихо. 2.купить не дорого

3.не высоко, а низко 4.писать не брежно

5. поступить нехорошо 6. выглядеть нелепо

Нужно определить пары и найти, что в каждой паре написано так и не так.

(1-3, 4-6, 2-5; так — 3,5,6)

7. Рефлексия.

Интерактивный прием «Микрофон»

— Продолжите фразы:

«Я узнал (а) сегодня…»

«Мне понравилось на уроке…»

«Лучше я справился (лась) сегодня с заданием…»

infourok.ru

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е — Орыс тілі және әдебиет — Bilim

Общая средняя школа №103

Учитель русского языка и литературы: Джумабаева Жансулу Джахановна

 

8 класс

Разработка открытого урока по русскому языку в 8 класс /с казахским языком обучения/  

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е

Цели урока:

— показать условия написания НЕ с наречиями на – О и  — Е;

— сопоставить данное правило с правилами написания НЕ  с другими частями речи;

— научиться выбирать правильное написание наречий с НЕ;

— развивать практическое и творческое мышление

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, проектор, проекционный экран.

Ход урока

 

1. Оргмомент.

2.  Создание проблемной ситуации – подведение к теме урок 

1 этап (побуждение) цель побуждения к активной учебной деятельности через старые знания.

Каждый учащийся получает текст с лингвистической сказкой «Фамильная ненависть».

Давно это было. Никто и (не) вспомнит сейчас, почему частица НЕ была всегда такой капризной и (не)послушной.

Глагол она отвергала с  (не)годованием. (Не) хочу! (Не) буду! (Не) пишите нас вместе. Смиряла свою гордость (не)воспитанная частица только тогда, когда Глагол без НЕ терял свой смысл и (не) мог употребляться самостоятельно.

Так же, как и с Глаголом, с Деепричастием НЕ пишется раздельно, и только в некоторых случаях вынуждена терпеть (не)приятное соседство.

Она и с другими частями речи  была далеко (не)ласковой. Вела себя по отношению к ним (не)дружелюбно. Обращалась к ним с (не)лепыми предложениями. (Не)малый, а значительный вклад в эти отношения внесли Существительные, Прилагательные и Причастия. 

Капризной НЕ казались вовсе (не)интересными отношения с этими частями речи. Она то дружила с ними, то старалась держаться подальше от них. Такое поведение части речи считали (не)доверчивым, а подозрительным.

 Вот до чего доводит фамильная (не)нависть.

1 слайд (Урок русского языка в 7 классе. Страна Орфография) 

Слово учителя. Сейчас мы прочитаем отрывок из книги Гераскиной «В стране невыученных уроков», в которой говорится о приключениях мальчика, не любившего русский язык. Мы с вами сегодня тоже отправимся на поиски приключений, но уже как любители русского языка.  Наше путешествие будет происходить в Стране изученных  правил, которая называется Орфография, и мы с вами ненадолго вновь вернемся в детство.

Мы переправимся через реку Невыученных правил, перейдём болото Ошибок,  преодолеем горы Трудностей, пройдём сквозь лес Знаний и окажемся в городе НЕ. Я надеюсь, что вы сможете помочь частям речи разобраться в их отношениях с НЕ. Именно об этих сложных отношениях НЕ с различными частями речи и рассказывает нам сказка «Фамильная ненависть».

2 слайд (Лингвистическая сказка «Фамильная ненависть») 

Ученик читает сказку вслух. 

— О каких орфографических правилах идет речь? (речь идет о правописании частицы НЕ с глаголами, деепричастиями, существительными, прилагательными и причастиями). 

— Как пишется не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями и причастиями нам известно, а как пишется НЕ с наречиями мы узнаем сегодня на уроке. Следовательно, тема нашего урока …. (говорят учащиеся) (Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на – о и – е).

3 слайд (Тема и цели урока)

— Откройте тетради, запишите число, тему урока «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е»

— Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? (узнать условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на – О и  — Е; сопоставить данное правило с правилами написания НЕ  с другими частями речи; научиться выбирать правильное написание наречий с НЕ).

4 слайд (Река невыученных правил)

— Итак, мы начинаем путешествие по стране Орфографии. Вам предстоит перебраться через Реку Невыученных или забытых правил. (Показ слайда.) Вспомним ещё раз, как пишется не с различными частями речи. Приготовьте ваши сигнальные карточки.

Я буду зачитывать предложения, а вы, если согласны с утверждениями, показываете «Да» (зелёная карточка), если не согласны – «Нет» (красная карточка).

1. Не с существительными всегда пишется слитно. (Нет.)

2. Не пишется раздельно с существительными и прилагательными, если в предложении есть противопоставление с союзом а. (Да.)

3. Не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно. (Да.)  

4. Не пишется раздельно с краткими причастиями, а также с полными, если при них есть зависимые слова или противопоставление с союзом а. (Да.)

5. Не пишется с прилагательными слитно только в том случае, если они не употребляются без не. (Нет.)  

6. Не с прилагательными, стоящими после слов-отрицаний пишутся слитно. (Нет).

5 слайд (болото Ошибок)

— Молодцы! Правила вы знаете хорошо, а умеете ли ими пользоваться? Перед нами болото Ошибок. Чтобы переправиться через болото, вернёмся к нашей сказке. 

6 слайд (Лингвистическая сказка)

Назовите слова со скобками тех частей речи, правописание которых вы уже изучили, скобки раскройте, правописание объясните.  

— Мы выбрались из болота Ошибок. Молодцы! 

— Ребята, а какое слово с НЕ  никто из вас не выбрал? (недружелюбно)

Слово недружелюбно. А почему?  (Это наречие, правило написания которого ещё не изучали).

7 слайд (Горы Трудностей), затем возврат к 6 слайду (к сказке)

— Перед нами горы Трудностей.

1 задание: вы должны  образовать наречия, однокоренные прилагательным   из данной сказки, которые пишутся слитно. С помощью какого суффикса вы будете это делать? (- о или – е). Запишите наречия в столбик. К каким наречиям можно подобрать синонимы? Запишите их в скобках. (Работа у доски, выделение орфограммы: не – приставка, не –

часть корня, не – отрицательная частица, суффиксы -о или -е двумя чертами).

 Непослушной – непослушно (капризно)

Невоспитанной – невоспитанно (грубо)

Неприятное   — неприятно (досадно, обидно, горько)

Нелепыми —    нелепо (без не не употребляется)

Недружелюбно (враждебно)

 — Сделайте вывод (НЕ с наречиями на – о и –е пишется слитно, если слово не употребляется без НЕ или можно подобрать синоним без НЕ)

2 задание: образуйте наречия, однокоренные прилагательным из предложений с противопоставлением;

Не доверчивым, а подозрительным – не доверчиво, а подозрительно.

Не малый, а значительный – не мало, а значительно.

— Сделайте вывод (Не с наречиями на –о и – е пишутся раздельно, если есть противопоставление с союзом а).

3 задание: образуйте наречия, однокоренные прилагательным со словами – отрицаниями, которые усиливают утверждение;

Далеко не ласковый – далеко не ласково

Вовсе не интересными – вовсе не интересно 

— Сделайте вывод (Не с наречиями пишутся раздельно, если к наречиям относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, никогда не) 

— Обобщим всё сказанное о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями на –о и –е (проговаривание правила)

— А теперь подтвердим наши выводы правилом из учебника

— Необходимо ли отдельное правило написания не с наречиями? (Нет, оно такое же, что и для прилагательных.)

8 слайд (Море)

3. Релаксация  (под ф/запись «шум моря)».

— Мы переправились через Горы Трудностей. А теперь немного отдохнём.

Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза и представьте, что вы – на берегу Средиземного моря. Наступает ночь. Вас ласкает тёплый ветерок…Вы видите свободных белых чаек, парящих над морем.  И вы превращаетесь в прекрасных чаек и летите к сказочному островку. Там золотой песок, экзотические деревья. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Вы отдохнули и возвращаетесь на берег. Откройте глаза, потянитесь. Теперь вы ученики 8 класса. Итак, продолжим нашу работу.

9 слайд (Лес Знаний)

4. Отработка навыка.

2 этап (реализация)

 — Перед нами лес Знаний.  До города НЕ осталось совсем не много – нужно выполнить несколько заданий.

10 слайд (Составление слов – наречий)

1 задание. Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово, запишите их в столбик:

а) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки       (близко)

б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров                (низко)

в) танцы, игры, халат, орбита                                 (тихо)

Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:

а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок   (медленно)

б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль                                    (плохо)

в) смелость, парта, ульи, потолок                                                   (мало)

— Слова какой части речи у нас получились? (наречия

-Запишите к каждому наречию синоним с не-:

Близко – недалеко

Низко – невысоко

Тихо – негромко

Плохо – нехорошо

Медленно – небыстро

Мало – немного 

— Как вы написали не с наречиями? Ещё раз сделайте вывод, почему в этих парах НЕ с наречиями будет писаться слитно? (Подобрали синонимы без НЕ). Чем является НЕ в наречиях? (приставкой)

11 слайд (Соедините части слов, записанных в два столбика)

2 задание: соедините части слов, записанных в два столбика, запишите полученные слова и словосочетания, скобки раскройте

n     1) вовсе (не)                                     1)  няв

n      2) (не)                                              2)  довать

n      3) (не)дол                                        3)  ливый

n      4) (не)ле                                          4)  строит

n      5) (не)прав                                      5)  а злой

n      6) (не)го                                           6)  да

n      7) (не)веж                                        7)  соко, а низко

n      8) (не)при                                        8)  красиво

n      9) (не)вы                                          9)  по

n     10) (не)добрый                                10)  го

 

Ответы: 1) вовсе не красиво                    6) негодовать

                2) не строит                              7) невежливый

                3) недолго                                   8) не приняв

                4) нелепо                                     9) не высоко, а низко

                5) неправда                                10) не добрый, а злой

3  задание (резервное) Распределительный диктант

— Выберите из текста слова с НЕ в два столбика: пишется слитно, пишется раздельно.

         Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне немножко жутко, так как я  ничего, даже  воды не вижу, но я всё же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с небольшой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела.

         От земли поднялся туман. На его сером фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности  чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я внезапно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.

НЕ пишется слитно

НЕ пишется раздельно

немножко (наречие — мало)

не вижу (не с глаголом)

небольшой (прил. – маленькой)

не выдаю (не с глаголом)

несколько (отр. наречие)

не знаю (не с глаголом)

неясно (наречие – расплывчато, туманно)

не могу (не с глаголом)

неподвижности (сущ. – покой, оцепенение)

 

неожиданности (сущ. – внезапность)

 

немедленно (нар. – быстро)

 

12  слайд (Тест)

4 за дание . Тест

1. В каких из данных слов не пишется слитно:

А) (не)погода

Б) (не)серьёзно,  а беспечно

В) (не)правильно пишет

Г) (не)цветёт 

2. В каких из данных слов не является приставкой: 

А) вовсе (не)легко сделать

Б) (не)взлюбить

В) (не)сложная задача

Г) (не)годовать

3. Не с наречиями на –о, -е пишется слитно:

А) поступил (не)лепо

Б) написал (не)брежно, но правильно

В) повторил (не)быстро, а медленно

Г) выглядел отнюдь (не)красиво 

4 Не с наречиями на –о,-е пишется раздельно:

А) (не)разумно, а глупо

Б) (не)приятель

В) (не)большой, но рыбный

Г) ничем (не)выдаю

5. Не является частицей:

А) (не)ряха

Б) (не)ясная погода

В) (не)навидит

Г) (не)плохо, а хорошо

13 слайд (Ключ к тесту)

Ключ:           1.  А), В)

2.     Б), В)

3.     А), Б)

4.     А)

5.     Г)

5. Итоги урока. Рефлексия. 

14 слайд (Город НЕ)

— И вот мы уже стоим перед воротами города Не. Осталось сделать один шаг – ответить на несколько вопросов:

15 слайд (Итоги урока)

Мы поняли –

Было интересно –

Вызвало затруднение –

Нужно выучить –

6. Оценки.

16 слайд (домашнее задание)

7. Домашнее задание.

1. Параграф

2. Заполните таблицу примерами

17 слайд (желаю дальнейших успехов!)

— Ребята, закончился этот урок, но ваше путешествие по стране Орфографии не окончено. Я благодарю вас за поддержку, помощь, активное участие в уроке и желаю дальнейших успехов!

bilim-all.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *