cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сказка как лисичка бычка обидела – Как лисичка бычка обидела — сказка, текст читать. Эскимосские народные сказки

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме: Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».

Тема: Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».

Цель: формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.

Задачи:

-Расширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнять и активизировать словарь  по теме « Рыбы ».

-Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание,   выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.

-Воспитание навыков сотрудничества  в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.

Методы и приемы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.

Оборудование: изображения героев сказки.

Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.

Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы; чтение сказок о рыбах «Морские сказки»  

С. Сахарнов, «Добрая раковина» С. Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки; чтение стихов о морских животных; чтение сказок, к которым  можно  применить пословицы: « Слово может обидеть,

                       Слово может спасти,

                       Слово может полки за собой повести »,

« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »,

« Худое слово доведет до дела злого;

« От худого слова – да навек ссора»,

« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других »,

« Как аукнется, так откликнется».

Ход занятия:

1. Организационный момент.   (Детей  приглашаю в круг).

В. — Дети, когда вы сегодня проснулись, какое у вас было настроение?

Д. — Хорошее, радостное, а я не выспался, а у меня грустное и я хотел с мамой остаться и т. д.

В. — Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось. Хотите, я отгадаю, почему?

Д. — Хотим.

В. — Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?

Д. — Да!

В. — А кто такие друзья?

Д. — Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением.

В. — Ребята, а какими должны быть друзья?

Д. — Дружные, хорошие, веселые, интересные, вежливые и т. д .

В. — А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?

Д. — Обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д .

В. — А теперь, возьмитесь за руки, закройте глазки, почувствуйте руку своего друга. Какая она?

Д. — Тёплая, ласковая, мягкая и т. д .

В. — Как хорошо так стоять, когда все друг друга любят и дружат между собой. А теперь откройте глазки и глазками найдите своего любимого друга. Пусть ваши глаза встретятся. Подойдите к нему, возьмите его за руки и посмотрите ему в глаза.

В. — Какие глаза у вашего друга? (Подхожу к парам, спрашиваю детей)

 Д. — Ласковые, добрые, дружелюбные, серые, голубые, карие и т. д .

В. — Вам нравится ваш друг?

Д. — Нравится.

В. — Скажите ему тихо самые ласковые слова.

Д. — Ты хороший, добрый, я тебя люблю, давай никогда не ссориться и т. д. .

В. — А теперь, я приглашаю всех на свои места, садитесь.

В. — Дети, сегодня мы с вами будем читать эскимосскую народную сказку.  Героев сказки вы  отгадаете через загадки , которые я вам загадаю :

         Плаваю под  мостиком,

         И виляю хвостиком.

         По земле не хожу,

         Рот есть, не говорю,

         Глаза есть -не мигаю,

         Крылья есть -не летаю. (Рыба)

Кто крадётся между сосен?
Шубку рыженькую носит?
Чей там хвост в траве густой
Замелькал, как золотой?
Это – девица краса,
Ярко-рыжая … (лиса)

В. — Герои сказки, которую мы будем читать — лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием — бычок.  (На доску вешаю изображения героев сказки, дети рассматривают картинки). Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.

 2. Пальчиковая гимнастика.

— А сейчас, мы поиграем  с пальчиками:

Лиса – соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх слегка разведенными в сторону. Это лисьи « уши».

Согните указательные и средние пальцы- это лисий « лоб».

Остальные пальцы образуют «морду».

Рыбка – ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост.

Волны – согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

Камни – руки сожмите в кулаки.

Водоросли – поднимите ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.

3. Чтение сказки .

В. — Сказка называется «Как лисичка бычка обидела».

        Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:

— Бычок, бычок,

Пучеглазый,

Бычок, бычок,

Большеротый,

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

— А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса- мать спрашивает:

-Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

-Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

-А ты ему ничего не говорила?

-Сказала.

-Что ты ему сказала? – спросила лиса.

— А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.

— Вот видишь,- сказала мать-лисица, — ты первая его и обидела.

4. Беседа по сказке.

В. — Как называется сказка?

Д. — « Как лисичка бычка обидела ».

В. — Где шла лисичка?

Д. — Лисичка шла по берегу моря.

 

В. — Кто высунулся из воды?

Д. — Из воды высунулся бычок  — рыба морская.

В. — Какие слова пропела лисичка?

Д. — Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий.

В. — Что ответил бычок?

Д. — У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

В. — Понравились слова бычка лисичке?

Д. — Нет, не понравились, она заплакала.

В. — Что спросила лиса – мать?

Д. — Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?

В. — Как ответила лисичка?

Д. — Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

В. — Что еще спросила лиса -мать?

Д. — А ты ему ничего не говорила?

В. — Что ответила лисичка?

Д. — Сказала, что он пучеглазый да большеротый.

В. — Какой вывод сделала мама-лиса?  

Д. — Вот видишь, ты первая его и обидела.

5. Физминутка « Лисонька ».

( Дети встают из-за столов).

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

6. Игра « Слова наоборот».

В. — Дети, давайте, поиграем в игру « Слова наоборот »

Мир – вражда, ссора.

Друг – враг.

Грубая – ласковая.

Добрая – злая.

Хитрая – простодушная.

Обижать – утешать.

Дразнить –хвалить.

Плакать – радоваться, смеяться.

Косматая – причесанная.

Колючий – гладкий.

Глупая – умная.

7. Подготовка  детей к пересказу.

В. — А теперь, я вам  предлагаю послушать сказку еще раз, подумать и подготовиться к пересказу сказки.

8. Пересказ сказки детьми по частям .

Дети рассказывают по цепочке.

9. Рефлексия.

                                                                                         

В. — Какую сказку вы сегодня слушали?

Д. — « Как лисичка бычка обидела ».

В. — Кто больше всех вам понравился?

Д. — Бычок, Лисичка, мама Лиса.

В. — Согласны ли вы с концовкой сказки?

Как бы вы закончили сказку?

Д. — Надо, чтобы лисичка и бычок помирились и т. п.

В. — Как  вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?

Д. — Нет, нельзя дразнить, потому что все не могут быть похожими друг на друга. Каждый по своему особенный.

В. — Какие пословицы вы знаете по данной теме?

« Слово может обидеть,

  Слово может спасти,

  Слово может полки за собой повести »

« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »

« Худое слово доведет до дела злого »

« От худого слова – да навек ссора »

« Как аукнется, так и откликнется »

« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай других »

В. — Какие вежливые слова вы знаете?

Д. — Спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, прости, будь добр, и т. д.

В. — На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями!

 

nsportal.ru

Конспект НОД «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела». Дифференциация звуков С–Ш»

Группа детей 5-6 лет.

Цель: формирование умения детей связно, последовательно пересказывать небольшую сказку; совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков С-Ш.

Методы и приёмы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра.

Оборудование: иллюстрации к сказке, предметные картинки, ИКТ (проектор, экран, документ-камера).

Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; знакомство с образованием сложных слов (пучеглазый, большеротый, косматая), их значением; рисование педагогом картинок к тексту.

Ход занятия

Решаемые задачи

(Детей  приглашаю в полукруг).

С добрым утром, с новым днём!
Как мы дружно здесь живём.
Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь.
В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём.
Слушайте, думайте, наблюдайте,
Сказку в душу пропускайте.

Ребята, скажите мне пожалуйста, а чему учат нас сказки?

(дружить, помогать, узнавать что-то новое) А Вы дружите друг с другом? (да)

А кто такие друзья? (Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем)

Ребята, а какими должны быть друзья?

(Дружными, хорошими, веселыми, вежливыми)

Как хорошо, когда все друг друга любят и дружат между собой. Но иногда так бывает, что одно слово может сильно обидеть, и сейчас про это я прочитаю Вам эскимосскую народную сказку.

Организовать  детей, настроить и подвести к теме занятия.  
Создать положительный эмоциональный настрой.

Активизировать словарь признаков и глагольный словарь.

Садитесь пожалуйста на стулья.

Сказка называется «Как лисичка бычка обидела». Ребята, из названия сказки вы поняли, кто кого обидел?

(Лисичка бычка). А кто такой бычок?

(Теленок). Вы думаете, что бычок – это теленок? (Да). А я Вам открою секрет. Вы знаете, что некоторые слова звучат одинаково, но обозначают разные предметы, например, лук – овощ и лук со стрелами. И в нашей сказке все не так просто, бычок в ней не теленок, а … отгадайте мою загадку и узнаете, кто.

         Плаваю под  мостиком,
         И виляю хвостиком.
         По земле не хожу,
         Рот есть, но не говорю. (Рыба)

Молодцы, ребята, в нашей сказке бычок – это рыба.

Давайте скорее я вам прочитаю сказку, ведь вам же интересно узнать, что произошло?(Да). Тогда слушайте внимательно.

Подготовить детей к восприятию текста.
Расширять кругозор детей посредством ознакомления со словами, имеющими одинаковое звучание, но различное значение – омонимами.
(лук-овощ и лук со стрелами: бычок-теленок и бычок-рыба).

Учить отгадывать загадки.

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:
— Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
— А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса-мать спрашивает:
— Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
— Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
— А ты ему ничего не говорила?
— Сказала.
— Что ты ему сказала? – спросила лиса.
— А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.


— Вот видишь,- сказала мать-лисица, — ты первая его и обидела.

 

Познакомить с содержанием сказки.

Ребята, а теперь давайте попробуем припомнить  сказку, а помогут нам картинки. Ой, что такое? Ребята, пока мы с Вами беседовали, кто-то перемешал все мои картинки, как теперь узнать в каком порядке они должны лежать. Может вы мне поможете? (Да, поможем) Вспомните пожалуйста, как сказка начиналась?

(Шла лисичка по берегу моря). Очень хорошо, вот и первая картинка нашлась. Спасибо. Что было потом?
(Из воды высунулся бычок  — рыба морская) Вот и вторая картинка нашлась, спасибо. А потом? (Увидала его лисичка и запела: «Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий») Лисичка ведь пела? (да). Давайте мы вместе споем лисичкину «дразнилку»? (давайте) Ребята, а почему она бычка назвала пучеглазым? (потому что у него выпуклые глаза).

Как здорово у нас получилось, вот и третья картинка нашла своё место. Кто дальше продолжит?
(А бычок сказал: «У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь»). Спасибо, теперь мы и четвёртую картинку нашли. А дальше?
(Заплакала лисичка и домой побежала)
Вот и пятая картинка, спасибо. У нас осталась последняя шестая картинка. Кто вспомнил, чем сказка закончилась.(Мама – лиса спрашивает: Кто тебя обидел? Почему ты плачешь? А лисичка говорит:
«Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь») Что еще спросила лиса-мать? (А ты ему ничего не говорила?) Что ответила лисичка?
(сказала, что он пучеглазый да большеротый). Какой вывод сделала мама-лиса? (Вот видишь, ты первая его и обидела).

Учить припоминать содержание сказки с помощью опорных картинок.

Учить детей определять правильную последовательность картинок и воспроизводить текст с опорой на них.

Развивать речевое дыхание, певческую интонацию, чувство ритма посредством пения «дразнилки».

Спасибо ребята, что помогли правильно распределить картинки, а теперь предлагаю Вам немного отдохнуть. Подходите ко мне и встаньте в рассыпную. Молодцы. А теперь слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.
У лисицы острый нос (показывают «острый нос»)
И рыжий пушистый хвост (показывают хвост)
Утром лисонька проснулась,(дети присели, затем поднимают руки, вытягивают ноги поочередно)
Лапкой вправо потянулась,(тянутся рукой вправо)
Лапкой влево потянулась, (тянутся рукой влево)
Солнцу нежно улыбнулась (руки разводят перед собой и улыбаются).
Давайте еще раз повторим, кто запомнил слова, помогайте мне.
Молодцы, теперь приглашаю вас всех на свои места и мы продолжим.

 

Развивать общую моторику, координацию движений.

Я прочитаю Вам сказку еще раз, а потом мы будем её пересказывать. Слушайте внимательно.

Теперь попробуем пересказать эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела». Кто хочет попробовать?

(выходит ребенок).

Сказка большая, поэтому ты можешь попросить своего друга помочь ее пересказать (Помоги мне пожалуйста рассказать эту сказку. Спасибо).

Вам помогут картинки и мы с ребятами.

Привлечь внимание детей к тексту, дать установку на последующий пересказ.

Учить связно пересказывать текст с опорой на картинки.

Учить детей работать в паре.

Учить детей вежливо обращаться с просьбой к товарищу.

Молодцы, у вас очень хорошо получилось. Ребята, а лисичка то наша шла по берегу моря, да? (да) А Вы знаете, как шумит море? (ш-ш-ш) Правильно, а ещё на море дует сильный ветер, он свистит: с-с-с. Давайте мы с вами поиграем в веселую игру и научимся различать звуки Ш и С (давайте)

Подходите ко мне и встаньте в рассыпную. Ребята, когда я буду произносить звук С (песенку ветра), вы должны поднять руки и сильно покачиваться из стороны  в сторону, а если произнесу звук Ш (песенку моря), то надо шуршать ладонями и шаркать ногами, можно и одной ногой. Главное, чтобы было шумно, как на море. Давайте попробуем. (Давайте). Тогда начинаем. С,ш,ш,с,с,ш,с,ш.

Ребята, какие вы молодцы, выполнили без ошибок. А теперь я усложню задание, и посмотрим, как вы справитесь. Я Вам буду говорить слова из сказки, с которой мы сегодня познакомились, а вы, если услышите в слове звук С начинайте опять покачиваться, а если в слове есть звук Ш, то, что надо сделать? (шуршать ладонями и шаркать ногами)

Правильно. Готовы? (Да) Тогда начинаем, будьте внимательными. Шла, сказала, лиса, большеротый, рыбёшка, косматая.

Здорово получилось, очень внимательными вы были. А теперь садитесь на ковер поудобнее, пожалуйста.

 

Развивать фонематический слух: учить различать звуки С-Ш.

Развивать общую моторику и координацию движений.

Ребята, сегодня я прочитала Вам эскимосскую сказку. Вам понравилась сказка? (Да).

Про что была сказка? (лисичка бычка обидела).

Ребята, а подскажите мне пожалуйста, что нужно сделать лисичке, чтобы помириться с бычком? (Попросить прощения, извиниться)

А какими словами можно попросить прощения? (прости меня пожалуйста, я так больше не буду)
Правильно, молодцы. А помните, мы еще и песенки с Вами пели.(да).

Скажите, что это за песенка: с-с-с (песенка ветра). Правильно, а вот такая: ш-ш-ш (песенка моря). Здорово, что Вы запомнили.

Я так рада, что Вы такие дружные, вежливые и спасибо Вам за то, что так много мне помогали на этом занятии. А если Вам так понравились сказка и ее герои, то в свободное время Вы можете в нее поиграть. У нас есть маски и костюмы, хорошо ребята? (Да)

А наше занятие подошло к концу, мне пора с Вами прощаться, но скоро мы обязательно увидимся. До свидания ребята. (До свидания).

Подведение итогов занятия.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа1236 ДО 567

ООД в старшей группе по развитию речи

Тема: «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела»

Выполнила: Брулева М.В.

Москва-2017

Тема: Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».

Цель: формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.

Задачи:

Расширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнять и активизировать словарь по теме « Рыбы ».

-Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.

Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.

Методы и приемы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.

Оборудование: изображения героев сказки.

Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.

Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы; чтение сказок о рыбах «Морские сказки»

С. Сахарнов, «Добрая раковина» С. Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки; чтение стихов о морских животных; чтение сказок, к которым можно применить пословицы: « Слово может обидеть,

Слово может спасти,

Слово может полки за собой повести »,

« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »,

« Худое слово доведет до дела злого;

« От худого слова – да навек ссора»,

« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других »,

« Как аукнется, так откликнется».

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Детей приглашаю в круг).

В. — Дети, когда вы сегодня проснулись, какое у вас было настроение?

Д. — Хорошее, радостное, а я не выспался, а у меня грустное и я хотел с мамой остаться и т. д.

В. — Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось. Хотите, я отгадаю, почему?

Д. — Хотим.

В. — Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?

Д. — Да!

В. — А кто такие друзья?

Д. — Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением.

В. — Ребята, а какими должны быть друзья?

Д. — Дружные, хорошие, веселые, интересные, вежливые и т. д .

В. — А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?

Д. — Обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д .

В. — А теперь, возьмитесь за руки, закройте глазки, почувствуйте руку своего друга. Какая она?

Д. — Тёплая, ласковая, мягкая и т. д .

В. — Как хорошо так стоять, когда все друг друга любят и дружат между собой. А теперь откройте глазки и глазками найдите своего любимого друга. Пусть ваши глаза встретятся. Подойдите к нему, возьмите его за руки и посмотрите ему в глаза.

В. — Какие глаза у вашего друга? (Подхожу к парам, спрашиваю детей)

Д. — Ласковые, добрые, дружелюбные, серые, голубые, карие и т. д .

В. — Вам нравится ваш друг?

Д. — Нравится.

В. — Скажите ему тихо самые ласковые слова.

Д. — Ты хороший, добрый, я тебя люблю, давай никогда не ссориться и т. д. .

В. — А теперь, я приглашаю всех на свои места, садитесь.

В. — Дети, сегодня мы с вами будем читать эскимосскую народную сказку. Героев сказки вы отгадаете через загадки , которые я вам загадаю :

Плаваю под мостиком,

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, не говорю,

Глаза есть -не мигаю,

Крылья есть -не летаю. (Рыба)

Кто крадётся между сосен?
Шубку рыженькую носит?
Чей там хвост в траве густой
Замелькал, как золотой?
Это – девица краса,
Ярко-рыжая … (лиса)

В. — Герои сказки, которую мы будем читать — лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием — бычок. (На доску вешаю изображения героев сказки, дети рассматривают картинки). Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.

2. Пальчиковая гимнастика.

А сейчас, мы поиграем с пальчиками:

Лиса – соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх слегка разведенными в сторону. Это лисьи « уши».

Согните указательные и средние пальцы- это лисий « лоб».

Остальные пальцы образуют «морду».

Рыбка – ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост.

Волны – согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

Камни – руки сожмите в кулаки.

Водоросли – поднимите ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.

3. Чтение сказки .

В. — Сказка называется «Как лисичка бычка обидела».

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:

— Бычок, бычок,

Пучеглазый,

Бычок, бычок,

Большеротый,

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

— А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса- мать спрашивает:

-Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

-Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

-А ты ему ничего не говорила?

-Сказала.

-Что ты ему сказала? – спросила лиса.

— А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.

— Вот видишь,- сказала мать-лисица, — ты первая его и обидела.

4. Беседа по сказке.

В. — Как называется сказка?

Д. — « Как лисичка бычка обидела ».

В. — Где шла лисичка?

Д. — Лисичка шла по берегу моря.

В. — Кто высунулся из воды?

Д. — Из воды высунулся бычок — рыба морская.

В. — Какие слова пропела лисичка?

Д. — Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий.

В. — Что ответил бычок?

Д. — У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

В. — Понравились слова бычка лисичке?

Д. — Нет, не понравились, она заплакала.

В. — Что спросила лиса – мать?

Д. — Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?

В. — Как ответила лисичка?

Д. — Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

В. — Что еще спросила лиса -мать?

Д. — А ты ему ничего не говорила?

В. — Что ответила лисичка?

Д. — Сказала, что он пучеглазый да большеротый.

В. — Какой вывод сделала мама-лиса?

Д. — Вот видишь, ты первая его и обидела.

5. Физминутка « Лисонька ».

( Дети встают из-за столов).

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

6. Игра « Слова наоборот».

В. — Дети, давайте, поиграем в игру « Слова наоборот »

Мир – вражда, ссора.

Друг – враг.

Грубая – ласковая.

Добрая – злая.

Хитрая – простодушная.

Обижать – утешать.

Дразнить –хвалить.

Плакать – радоваться, смеяться.

Косматая – причесанная.

Колючий – гладкий.

Глупая – умная.

7. Подготовка детей к пересказу.

В. — А теперь, я вам предлагаю послушать сказку еще раз, подумать и подготовиться к пересказу сказки.

8. Пересказ сказки детьми по частям .

Дети рассказывают по цепочке.

9. Рефлексия.

В. — Какую сказку вы сегодня слушали?

Д. — « Как лисичка бычка обидела ».

В. — Кто больше всех вам понравился?

Д. — Бычок, Лисичка, мама Лиса.

В. — Согласны ли вы с концовкой сказки?

Как бы вы закончили сказку?

Д. — Надо, чтобы лисичка и бычок помирились и т. п.

В. — Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?

Д. — Нет, нельзя дразнить, потому что все не могут быть похожими друг на друга. Каждый по своему особенный.

В. — Какие пословицы вы знаете по данной теме?

« Слово может обидеть,

Слово может спасти,

Слово может полки за собой повести »

« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »

« Худое слово доведет до дела злого »

« От худого слова – да навек ссора »

« Как аукнется, так и откликнется »

« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай других »

В. — Какие вежливые слова вы знаете?

Д. — Спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, прости, будь добр, и т. д.

В. — На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями!

infourok.ru

Как лисичка бычка обидела -. Слушать онлайн

Выпуск 3

Пластинка 9

КАК ЛИСИЧКА БЫЧКА ОБИДЕЛА
Сказки народов тайги и тундры
Пересказ Вл. Глоцера и Г. Снегирева

Как лисичка бычка обидела
Рыбья упряжка.
Медведь-пастух
Добрая лисичка.
Ленивая птичка
Мышка.
Куропаточка-крикунья
Улитка

Читает Р. Плятт

Сторона 2

КАК ЛИСИЧКА БЫЧКА ОБИДЕЛА
(окончание)

Лисица и налим.
Зайчик
Медведь и карась
Читает Р. Плятт

Храбрый Азмун
Амурская сказка

Инсценировка В. Скурьят

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ
Ведущий — В. Зубарев
Азмун — Л. Шабарин
Старый Плетун — И. Ключарев
Тайрнадэ — Ю. Михайлов
Парень, Нерпа — К. Протасов

Режиссер В. Скурьят

Звукорежиссер А, Рымаренко
Редактор И. Якушенко
Художник А. Кошкин

От берегов Белого моря до берегов Тихого океана, на тысячи километров протянулась тайга. Лес, лес — без конца и края. Огромные кедры в горах, голубые лиственницы по берегам быстрых сибирских рек, непроходимые завалы поваленных бурей деревьев — все это тайга.
А где кончается тайга, там, за Полярным кругом, начинается тундра. Карликовые березки, ивы да цветы по берегам холодных озер и топких болот. Земля здесь оттаивает в ко¬роткое! полярное лето только сверху, а глубже она всегда твердая и мерзлая.
Сурова природа тайги и тундры. Но с не¬запамятных времен жили здесь разные племена охотников, оленеводов, рыбаков.
На широких лыжах, подбитых оленьей шкуркой, уходили охотники с луками и стрелами в тайгу за соболями и белками, за дикими оленями, за медведем.
В легких лодках из тюленьей кожи заплывали далеко от берега зверобои, чтобы добыть гарпунами моржей и китов.
С места на место перегоняли пастухи оленьи стада в долины, где растет белый мох ягель.
Долго длится полярная ночь. Только в мар¬те покажется краешек солнца и порозовеют снега в тундре. Но вдруг опять налетит снеж¬ная буря, ледяной ветер загонит людей в яранги, где горит огонь, тепло и в котле варится моржовое мясо.
Люди со всего стойбища, из всех яранг сидят у огня и слушают сказку. Маленькие девочки и мальчики придвинулись поближе к сказочнику.
Сказочник рассказывает об отважных охотниках, о злых колдуньях, о добрых медведях, про маленьких сусликов — евражек, про ворона Кутху…
Мальчики и девочки знают всех зверей и птиц и совсем не удивляются, что евражка менялась домами с медведем, в ворон Кутху запряг в нарты больших горбуш. Долго рассказывает свои сказки сказочник, у детей уже слипаются глаза, хочется спеть, да жаль пропустить хоть слово.
Когда сказочник доходит до страшного мес¬та, он бледнеет и говорит все тише, тише, а слушатели кричат:
— Ух!
Правда!
Так!
Заканчивает сказку сказочник, и последние
его слова такие:
— Конец. Я убил бурю!..
И правда: буря за пологом яранги утихла. Сказка помогла скоротать длинную полярную ночь.
Недаром у чукчей, нивхов, долган, эвенков сказочник — самый уважаемый человек в стойбище.
От одного сказочника к другому, из уст в уста, век за веком, переходили самые любимые сказки и дошли до наших дней.
Владимир Глоцер
Геннадий Снегирев

С далеких берегов седой древней реки Амур пришел к тебе в гости новый друг — Храбрый Азмун из сказки Дмитрия Нагишкина ( ? —1961). Писатель этот известен как автор романа «Сердце Бонивура», книги сказок «мальчик Чокчо» и других произведений о былых нравах и обычаях народов Дальнего Востока.
Настоящим другом будет тебе Азмун, который наперед о людях думает, потом о себе, страшен и ловок Азмун — чтобы другим помочь, отправляется он в сказочное путешествие, не за тридевять земель, а на дно моря, к старому Старику морскому.
Сейчас ты услышишь эту сказку — о красоте природы амурского края, о мудрых жителях его — искусных рыболовах и охотниках, о том, как спас их Азмун.
Про многих с тех пор забыли. А про Азмуна помнят.

teatr.audio

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ сказки «Как лисичка бычка обидела» для старшего дошкольного возраста

Конспект оод по речевому развитию

в старшей группе МБДОУ комбинированного вида д/с №1

Воспитатель: Дубинина В,М.

Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с традициями и культурой народов Севера, расширить знания детей о морских рыбах, помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее, используя схему, драматизировать сказку по ролям, учить эмоционально и выразительно выполнять назначенную роль.

Оборудование: мнемотаблица, шапочки лис, морского бычка, иллюстрации быта народов Севера, запись шум волн, портрет Г.Снегирёва.

Словарная работа: пучеглазый, большеротый, эскимосы.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей встать в круг. (Психологический настрой).

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться – доброе утро,

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

Предлагает поиграть в словесную «Наоборот» Цель: подбирать слова с противоположным значением, затем приглашает присесть на стульчики.

Воспитатель. В нашей стране живет много народов, у каждого народа свой язык, свои традиции, сказки. Какие сказки, кроме русских народных вы знаете? Дети называют. На Севере нашей страны живут народы эскимоссы, предлагает подойти к глобусу и посмотреть, где находится Север. Вместе с детьми определяют, что это очень далеко от нас и там очень холодно, потому что на глобусе Север отмечен, синим цветом. Предлагает посмотреть иллюстрации о жизни и быте эскимосов; жилище, одежда, на чём передвигаются, чем занимаются.

«Сегодня вы услышите чудесную эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела», – говорит педагог. Обработал эту сказку, т.е. записал Г. Снегирёв и показывает его портрет. Г.Снегирёв много путешествовал по Северу и услышал эту сказку, а затем записал, теперь эту сказку знают и другие народы. Кто кого обидел? А кто такой бычок? Как он выглядит? (Обычно дети начинают рассказывать, как выглядит теленок.) Вы рассказали о теленке. А еще есть морская рыбка под названием «бычок», показывает иллюстрацию с морской рыбой, его-то лисичка и обидела. Дети выделяют большой рот, значит большеротый, глаза расположены на выкате, значит пучеглазый. Хотите знать,

где это случилось и как? Воспитатель читает сказку:

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:


Бычок,бычок
Пучеглазый.
Бычок,бычок
Большеротый.
Бычок, бычок

колючий,бочок
А бычок ей говорит:

А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса-мать спрашивает:

Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

А ты ему ничего не говорила?

Сказала.

Что ты ему сказала? – спросила лиса.

А я ему только сказала, что он пучеглазый и большеротый.

Вот видишь, – сказала мать-лисица, – ты первая его и обидела…

Воспитатель обращается к детям:

Понравилась вам эскимосская сказка? Как называется эта сказка? Ребята, а случалось ли у вас такое? Как вы реагировали на дразнилку? Можно ли дразнить людей за то что у них другого цвета волосы, глаза, цвет кожи не такой как у вас?

А какая в этой сказке лисичка? Что про нее сказал бычок?

Помните, что мама-лиса сказала дочке? Вот и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли вы так же, как лисичка из эскимосской сказки.

А чем лисичка бычка обидела, что она запела? Если пела, значит, эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споем лисичкину дразнилку вместе. А теперь споем еще раз. А сейчас пусть споет Артём, Саша …

Педагог предлагает послушать сказку еще раз, а затем пересказать ее.

Физкульминутка

Двое детей пересказывают сказку по частям, в помощь предлагает мнемотаблицу. При этом одного из рассказчиков назначает воспитатель, а второго приглашает ребенок. Он должен сделать это вежливо: «Аня, хочешь рассказывать вместе со мной? (Хочу.) Спасибо, Аня».

Далее сказку пересказывает другая пара детей.

Воспитатель организует драматизацию сказки. Вместе с детьми готовят атрибуты: синее полотно море, раскладывают морские камешки, ракушки по берегу моря, слушают шум волн в записи и повторяют звуки.

Предварительно он напоминает действия персонажей: бычок высунулся из воды, лисичка бежит и поет. Мама-лиса дома, значит, она что-нибудь делает, а не сидит сложа руки. И так далее.

Для того чтобы дети-слушатели не устали, можно предложить им перед каждым пересказом изображать морскую волну: «„Ш-уууу, ш-уууу“, – набегает волна и отступает. – „Шуршим, шуршим, шуршим“, – шуршат камешки».

Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает у детей, как называется сказка, с которой они познакомились. Отмечает их успехи в овладении трудным умением – пересказом; в освоении родного языка.

infourok.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела».

Конспект ООД

 «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела».

 Дифференциация звуков С–Ш»

Цель: формирование умения детей связно, последовательно пересказывать небольшую сказку; совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков С-Ш.

Задачи:

Образовательные:

  • Помочь понять и запомнить содержание сказки, учить пересказывать текст по частям.
  • Расширять кругозор детей посредством ознакомления со словами, имеющими одинаковое звучание, но различное значение — омонимами.
  • Активизировать словарь признаков и глагольный словарь.
  • Развивать фонематический слух: учить различать звуки С-Ш.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к художественной литературе, как к средству познания;
  • Приобщать к словесному искусству.
  • Воспитывать добрые чувства к товарищам, вежливому обращению с ними.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие зрительного восприятия, памяти, мышления.
  • Развивать речевое дыхание, певческую интонацию, чувство ритма.
  • Развивать тонкую моторику и координацию движений.

Методы и приёмы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра.

Оборудование: иллюстрации к сказке, предметные картинки, ИКТ (проектор, экран, документ-камера).

Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; знакомство с образованием сложных слов (пучеглазый, большеротый, косматая), их значением; рисование педагогом картинок к тексту.

Ход занятия

(Детей  приглашаю в полукруг).

С добрым утром, с новым днём!
Как мы дружно здесь живём.
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём.
Слушайте, думайте, наблюдайте,
Сказку в душу пропускайте.

Ребята, скажите мне пожалуйста, а чему учат нас сказки?

(дружить, помогать, узнавать что-то новое) А Вы дружите друг с другом? (да)

А кто такие друзья? (Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем)

Ребята, а какими должны быть друзья?

(Дружными, хорошими, веселыми, вежливыми)

Как хорошо, когда все друг друга любят и дружат между собой. Но иногда так бывает, что одно слово может сильно обидеть, и сейчас про это я прочитаю Вам эскимосскую народную сказку.

Садитесь пожалуйста на стулья.

Сказка называется «Как лисичка бычка обидела». Ребята, из названия сказки вы поняли, кто кого обидел?
(Лисичка бычка). А кто такой бычок?

(Теленок). Вы думаете, что бычок – это теленок? (Да). А я Вам открою секрет. Вы знаете, что некоторые слова звучат одинаково, но обозначают разные предметы, например, лук – овощ и лук со стрелами. И в нашей сказке все не так просто, бычок в ней не теленок, а … отгадайте мою загадку и узнаете, кто.

         Плаваю под  мостиком,
         И виляю хвостиком.
         По земле не хожу,
         Рот есть, но не говорю. (Рыба)

Молодцы, ребята, в нашей сказке бычок – это рыба.

Давайте скорее я вам прочитаю сказку, ведь вам же интересно узнать, что произошло?(Да). Тогда слушайте внимательно.

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:
— Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
— А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса-мать спрашивает:
— Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
— Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
— А ты ему ничего не говорила?
— Сказала.
— Что ты ему сказала? – спросила лиса.
— А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.
— Вот видишь,- сказала мать-лисица, — ты первая его и обидела

Ребята, а теперь давайте попробуем припомнить  сказку, а помогут нам картинки. Ой, что такое? Ребята, пока мы с Вами беседовали, кто-то перемешал все мои картинки, как теперь узнать в каком порядке они должны лежать. Может вы мне поможете? (Да, поможем) Вспомните пожалуйста, как сказка начиналась?

(Шла лисичка по берегу моря). Очень хорошо, вот и первая картинка нашлась. Спасибо. Что было потом?
(Из воды высунулся бычок  — рыба морская) Вот и вторая картинка нашлась, спасибо. А потом? (Увидала его лисичка и запела: «Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий») Лисичка ведь пела? (да). Давайте мы вместе споем лисичкину «дразнилку»? (давайте) Ребята, а почему она бычка назвала пучеглазым? (потому что у него выпуклые глаза).
Как здорово у нас получилось, вот и третья картинка нашла своё место. Кто дальше продолжит?
(А бычок сказал: «У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь»). Спасибо, теперь мы и четвёртую картинку нашли. А дальше?
(Заплакала лисичка и домой побежала)
Вот и пятая картинка, спасибо. У нас осталась последняя шестая картинка. Кто вспомнил, чем сказка закончилась.(Мама – лиса спрашивает: Кто тебя обидел? Почему ты плачешь? А лисичка говорит:
«Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь») Что еще спросила лиса-мать? (А ты ему ничего не говорила?) Что ответила лисичка?
(сказала, что он пучеглазый да большеротый). Какой вывод сделала мама-лиса? (Вот видишь, ты первая его и обидела).

Спасибо ребята, что помогли правильно распределить картинки, а теперь предлагаю Вам немного отдохнуть. Подходите ко мне и встаньте в рассыпную. Молодцы. А теперь слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.
У лисицы острый нос (показывают «острый нос»)
И рыжий пушистый хвост (показывают хвост)
Утром лисонька проснулась,(дети присели, затем поднимают руки, вытягивают ноги поочередно)
Лапкой вправо потянулась,(тянутся рукой вправо)
Лапкой влево потянулась, (тянутся рукой влево)
Солнцу нежно улыбнулась (руки разводят перед собой и улыбаются).
Давайте еще раз повторим, кто запомнил слова, помогайте мне.
Молодцы, теперь приглашаю вас всех на свои места и мы продолжим.

Я прочитаю Вам сказку еще раз, а потом мы будем её пересказывать. Слушайте внимательно.

Теперь попробуем пересказать эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела». Кто хочет попробовать?

(выходит ребенок).

Сказка большая, поэтому ты можешь попросить своего друга помочь ее пересказать (Помоги мне пожалуйста рассказать эту сказку. Спасибо).

Вам помогут картинки и мы с ребятами.

Молодцы, у вас очень хорошо получилось. Ребята, а лисичка то наша шла по берегу моря, да? (да) А Вы знаете, как шумит море? (ш-ш-ш) Правильно, а ещё на море дует сильный ветер, он свистит: с-с-с. Давайте мы с вами поиграем в веселую игру и научимся различать звуки Ш и С (давайте)

Подходите ко мне и встаньте в рассыпную. Ребята, когда я буду произносить звук С (песенку ветра), вы должны поднять руки и сильно покачиваться из стороны  в сторону, а если произнесу звук Ш (песенку моря), то надо шуршать ладонями и шаркать ногами, можно и одной ногой. Главное, чтобы было шумно, как на море. Давайте попробуем. (Давайте). Тогда начинаем. С,ш,ш,с,с,ш,с,ш.

Ребята, какие вы молодцы, выполнили без ошибок. А теперь я усложню задание, и посмотрим, как вы справитесь. Я Вам буду говорить слова из сказки, с которой мы сегодня познакомились, а вы, если услышите в слове звук С начинайте опять покачиваться, а если в слове есть звук Ш, то, что надо сделать? (шуршать ладонями и шаркать ногами)

Правильно. Готовы? (Да) Тогда начинаем, будьте внимательными. Шла, сказала, лиса, большеротый, рыбёшка, косматая.

Здорово получилось, очень внимательными вы были. А теперь садитесь на ковер поудобнее, пожалуйста.

Ребята, сегодня я прочитала Вам эскимосскую сказку. Вам понравилась сказка? (Да).

Про что была сказка? (лисичка бычка обидела).

Ребята, а подскажите мне пожалуйста, что нужно сделать лисичке, чтобы помириться с бычком? (Попросить прощения, извиниться)

А какими словами можно попросить прощения? (прости меня пожалуйста, я так больше не буду)
Правильно, молодцы. А помните, мы еще и песенки с Вами пели.(да).

Скажите, что это за песенка: с-с-с (песенка ветра). Правильно, а вот такая: ш-ш-ш (песенка моря). Здорово, что Вы запомнили.

Я так рада, что Вы такие дружные, вежливые и спасибо Вам за то, что так много мне помогали на этом занятии. А если Вам так понравились сказка и ее герои, то в свободное время Вы можете в нее поиграть. У нас есть маски и костюмы, хорошо ребята? (Да)

А наше занятие подошло к концу, мне пора с Вами прощаться, но скоро мы обязательно увидимся. До свидания ребята. (До свидания)

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме: Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

МДОУ «Детский сад № 17 с.Пушкарное Белгородского района Белгородской области»

НОД для детей старшего возраста

(речевое развитие)

Тема: Пересказ эскимосской сказки

 «Как лисичка бычка обидела»

Подготовила:

Воспитатель Межлумова Р.А.

2014г.

Цель: помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (в обработке В.Глоцера и Г.Снегирёва), учить пересказывать её.

Задачи:        

  1. Развитие свободного общения, компонентов устной речи: как грамматического строя, так и диалогической и монологической форм.
  2. Формирование активного словаря.
  3. Воспитание интереса к чтению художественной литературы, желания и умения слушать.
  4. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с жизнью и бытом северных народов.
  2. Чтение сказок северных народов.
  3. Разучивание игр народов севера.

Материал и оборудование: цветик-семицветик, фотографии животных севера, «очаг», игрушки би-ба-бо, шапка и варежки для игры.

Сценарий НОД:

Сюрпризный момент.

В: Ребята, вчера я заглянула в нашу волшебную коробочку, и увидела в ней цветок. Мне кажется, это ……

Дети: Цветик-семицветик.

В.: Точно! А вы помните, что умеет делать этот цветок?

Д.: Он умеет выполнять разные желания!

В.: Тогда я предлагаю воспользоваться им и отправиться в путешествие. А давайте отправимся на крайний север, как девочка Женя?

Д.: Да!

В.: Только нужно вспомнить и произнести слова. Помните какие?

Воспитатель отрывает один лепесток, и все вместе произносят слова:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-нашему вели!

Вели, чтобы мы оказались на крайнем севере!

Под волшебную музыку происходит «волшебное» перемещение.

В.: Ого! Вот это да! Ребята, как холодно! Смотрите, кругом всё белым-бело! Снег! Лёд! А вон там вдали я вижу белых медведей! Давайте посчитаем, сколько же их?

Д.: Один, два, три, четыре!

В.: Кого вы видите на снежных холмах?

Д.: Оленей.

В.: Кто же это возлегает на льдинах?

Д.: Это моржи.

В.: Здесь ещё и птицы в таком холоде летают. Что же это за белая птица?

Д.: Это полярная сова.

В.: А, посмотрите-ка, налево. Я вижу там стойбище. Там живут люди. Этот северный народ зовётся эскимосами. Что напоминает вам название этого народа?

Д.: Мороженое «эскимо».

В.: Верно. Ребята, я предлагаю вам зайти в гости в ярангу к эскимосам и подружиться с ними. Как вы думаете?

Д.: Да, давайте зайдём в гости.

Стучимся и входим в ярангу. Встречает хозяйка и приглашает к очагу. Хозяйка рассказывает о своём народе.

Хозяйка: Эскимосы — народ, который встречает утро. Первым народом, который встречает утро нового дня на территории России, являются эскимосы. Название эскимосы происходит от индейского слова «эскимо» («употребляющий сырое мясо»). Сами себя эскимосы называли «юит» («люди») и «юпиит» («настоящие люди»). Моря, омывающие Чукотку Камчатку, с древнейших времён славились богатством и разнообразием морских животных. Основной пищей служило сырое, вяленное, замороженное или квашенное мясо морских животных.

Х.: Мы, эскимосы, народ гостеприимный. И пока вы будете греться я расскажу вам чудесную эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела». Вы запомнили название сказки? Кто кого обидел?

— А кто такой бычок?

Дети говорят о телёнке.

— Вы рассказали о телёнке. А ещё есть морская рыбка под названием «бычок». Вот его лисичка и обидела. Хотите узнать как это случилось?

Д.: Да.

Воспитатель читает сказку «Как лисичка бычка обидела».

Х.: Вам понравилась эскимосская сказка?

Д.:

Х.: Какая в этой сказке лисичка? А бычок? Помните, что мама-лиса сказала дочке? Вот и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли вы так же, как лисичка.

— А чем лисичка бычка обидела, что она запела? Если она пела, значит эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споём лисичкину дразнилку вместе. А теперь пусть споёт …..(…….)

Повторное чтение сказки. Пересказ сказки по частям. Двое детей пересказывают сказку, при этом одного рассказчика назначает воспитатель, а второго приглашает ребёнок, но должен сделать это вежливо: «Вика, хочешь рассказать эту сказку вместе со мной» — «Хочу. Спасибо».

Х.: Чтобы вы не скучали, предлагаю поиграть в эскимосскую народную игру:

«Жмурки в рукавичках»

Среди участников выбирается водящий, которому завязывают глаза. На руках у водящего должны быть рукавицы. К водящему подходит один из игроков. Задача водящего – на ощупь определить, кто перед ним.
Если водящий угадал, тот человек становится водящим, если нет — к водящему подходит следующий участник.

 В.: Нам очень понравилось у вас гостить. Ну что ж, нам пора возвращаться в детский сад. Большое спасибо. До свидания.

Дети благодарят и прощаются.

В.: А теперь чтобы вернуться, нам снова нужен лепесток цветика-семицветика и волшебные слова.

Все вместе произносят:

Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток.

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в детском саду.

Под загадочную музыку происходит возвращение в детский сад.

Драматизация сказки по ролям.

Рефлексия.

В.: Как называется сказка, с которой вы познакомились? Вам понравилось путешествовать? Вы все сегодня были молодцы, потому что оказались воспитанными и дружелюбными. И я хочу это отметить вот этими наградами.

Раздаются поощрительные значки.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *