cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Синтез храмового искусства – Храмовый синтез искусств

Храмовый синтез искусств

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


«Искусства обходят кругом весь мир и циркулируют, как кровь в наших жилах»
Вольтер

На протяжении всего периода существования человечества существует и искусство. В масштабах всего общества, искусство – особый способ познания и отражения действительности, часть духовной культуры человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и души человека, о комичности и трагичности жизни. Различные виды искусства взаимно обогащаются, постоянно взаимодействуя друг с другом. Такое единение и взаимосвязь называют синтезом искусств.

Синтез таких видов искусств как архитектура, музыка, декоративно-прикладное искусство, монументальное искусство, скульптура, религиозная живопись находит свое воплощение в культовых постройка – Храмах. Издавна образ Храма содержал в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирал все представления о мироустройстве в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам, иудаизм). Храм для верующего человека является земным жилищем неземного и вездесущего Бога, местом общения с Богом через молитву, местом единения с Богом через таинство, местом спасения души.

Огромный и сложный мир Православного Храма открывается каждому из нас по-своему. Одному – глубиной святоотеческой мысли, другому – возвышенной красотой фресковой росписи и иконописи, а кому-то – торжественностью и величием обрядов.

Каждый Православный Храм неповторим. Вспомним о величественном Храме Христа Спасителя – самом крупном Кафедральном Соборе России. Он относится к числу так называемых обетных Храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Этот необыкновенный Храм был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России, как памятник мужеству русского народа в борьбе с Наполеоновским нашествием 1812 г.

Автором проекта был русский архитектор К. А. Тон, который посвятил Храму Христа Спасителя почти полвека. Имея характерный для России силуэт пятиглавого собора, Храм в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Над созданием Храма под руководством К. А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени.

Свой вклад внесли архитекторы Н. В. Дмитриев, И. С. Каминский, И. И. Свизяев, К. К. Рахау, А. И. Резанов. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур были П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский, Н. Пименов, П. Ставассер. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого. Известны имена каменных дел мастеров, которые вели работы: К. Анисимов, М. Филиппов, Рябков.

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные молитвами праведников на Россию. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников, кто потрудился для утверждения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Имена доблестных героев были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

В Храме Христа Спасителя был собственный хор – один из лучших в Москве. В Храме звучали голоса Ф. Шаляпина и К. Розова. Исполнялись произведения П. Чайковского, А. Архангельского, П. Чеснокова, А. Кастальского.

В 1931г. Храм Христа Спасителя по решению ЦИК СССР был уничтожен.

«Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
Венчанных славою героев
Россия отдала векам,
Христу Спасителю построив
В сердцах нерукотворный храм…»

Считалось, что эти строки, ходившие в 1931 г. в списках, написал академик Н. В. Арнольди.

В 1999г. новый Храм Христа Спасителя был восстановлен как условная внешняя копия первоначального архитектурного шедевра.

Полное единение архитектуры, скульптуры, религиозной живописи, декоративно-прикладного искусства, религиозного пения, звуков органа присутствует в величественном образе католического Храма.

Обратимся к конкретному образу – Римско-католическому собору непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Это самый большой католический Храм России, один из двух действующих Храмов Москвы. Собор был построен в начале 20 столетия на средства польской общины Москвы и католиков других городов России. Проект архитектора Ф. О. Богдановича — Дворжецкого был выполнен в неоготическом стиле. Прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстере, а прообразом купола явился купол кафедрального собора в Милане. Планировка собора крестообразная.

На шпиле центральной башенки Храма установлен крест. В притворе собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Стрельчатые оконные проемы украшены витражами, которые делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром.

Под оконными проемами, на внутренних поверхностях стен находятся 14 барельефов – 14 «стояний» Крестного пути. За первой стрельчатой аркой потолка находятся хоры для певчих и орган. В Храме находятся частицы мощей святых, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии.

В пресвитерии собора, на стене апсиды находится Распятие. По обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры – Матери Божьей и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором С. Захлебиным. В 2005 г. в соборе установлен новый орган, подаренный лютеранским собором швейцарского города Базель.

Примечателен образ древнего буддийского Храма. Древние Храмы в виде пагод (ступ) возникли в древней Индии. Они имели форму перевернутой чаши. В фундамент таких построек замуровывали буддийские реликвии, священные писания, драгоценности.

В древнем Китае, а впоследствии и в Японии, пагоды трансформировались в высокие многоярусные башни с далеко выступающими и загнутыми кверху карнизами крыш. На кровлях подвешивали многочисленные колокольчики, которые защищали святилище от проникновения злых духов.

В состав храмового комплекса входили пагоды, колокольня, зал для проповедей, библиотека, зал для медитаций, помещение – жилище монахов и трапезная. Буддийские Храмы были украшены настенной живописью, живописными свитками и скульптурами, отображавшими образы Будды, образы богов-хранителей, гневных и благостных, а также буддийских святых. Буддийская скульптура – деревянная, бронзовая, глиняная и лаковая – служила неотъемлемой частью буддийского ритуала, объектом молитвенного поклонения. Древние буддийские Храмы становились произведениями зодчества и центрами многих искусств – архитектуры, садово-паркового искусства, скульптуры, живописи, каллиграфии, декоративно-прикладного искусства.

Обратимся к образу одного из самых крупных буддийских памятников на земле – Храму Боробудур. Храм расположен на острове Ява в Индонезии, построен между 750 и 850 гг. Боробудур выстроен в форме ступы, которая напоминает гигантскую мандалу. Эта мандала отражает схему мироздания в соответствии с буддийскими представлениями. Фундамент ступы квадратный со стороной 118метров. У ступы имеются восемь ярусов, пять нижних – квадратные, а три верхние – круглые. На верхнем ярусе расположено72 малых ступ вокруг большой центральной ступы. Каждая ступа в форме колокола с большим количеством украшений. Внутри ступ помещены статуи Будды.

Сотни лет Храм лежал под слоем вулканического пепла. В 1984г. Боробудур был восстановлен при содействии ЮНЕСКО. В настоящее время Храм является местом паломничества и молитв. По мере совершения ритуального обхода каждого яруса, паломники знакомятся с жизнью Будды и с элементами его учения. А прикосновение к каждому Будде из ступ на верхнем ярусе, через выемки в ступе, согласно поверьям, приносит счастье.

В религиозной культуре ислама главным священным сооружением является мечеть. Мечеть – это мусульманское молитвенное архитектурное сооружение. С точки зрения мусульманина мечеть – это модель и символ мира. Архитектура мечети символична. Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства – открытый двор и затененный молитвенный зал. Великий купол мусульманской мечети символизирует единого Бога – Аллаха. Башни, находящиеся рядом с мечетью – минареты – его пророка Магомета.

Художественный стиль ислама – декоративный. Мусульмане на протяжении многих веков считали святотатством изображать человеческий облик или образы животных. Мусульманские святыни обильно украшались сложнейшими орнаментальными композициями, в которых гармонично взаимодействовали элементы растительного и геометрического орнамента. Также каллиграфическое искусство в мусульманских странах было доведено до совершенства. Арабская вязь, возникшая в Ираке, первоначально использовалась как способ украшения мечетей. Ею же переписывали священные тексты.

Одной из крупнейших в мире мусульманских святынь является мечеть Джами Масджида (Пятничная или Соборная мечеть), находящаяся в Индии. Это строение поражает величием своей архитектуры и законченностью. Высшая точка мечети находится на высоте 61,3 м. Высота боковых минаретом достигает 41 м. Внутри мечети – просторный молельный двор площадью в 400 кв. м.

Для верующих эта мечеть имеет особое значение. Здесь хранятся бесценные реликвии мусульманского мира: тапок пророка Мухаммеда, отпечаток его ноги на камне, рыжеватый волос из его бороды, глава Корана, начертанная под его диктовку и осколок надгробья, некогда стоявшего над могилой пророка.

Проблема национальной культуры становится сегодня особенно острой. А между тем, возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладают удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят свое воплощение в архитектуре, оформлении храмов, в религиозных обрядах и ритуалах, музыкальном сопровождении богослужения. Храмовый синтез искусств являет нам представление человека о самом себе, о мире, о той роли и мисси, которая предначертана каждому из нас в этом мире.

3.02.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Синтез храмового искусства. Проблема синтеза искусств

Общечеловеческие законы искусства, воплощённые в верованиях, обрядах, религиозных ритуалах, канонах архитектуры, монументального и декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, художественного слова и музыки в слиянии одного художественного целого, — вот неполный список того, что преподносит человечеству синтез храмового искусства. Причём и возникновение, и развитие, и само существование этого феномена отличаются у разных народов редкостным сходством. Здесь отражается мироощущение эпох, все представления человечества о мире.

Единство земного и небесного

Основная ценность абсолютно любой религии, будь то христианство, буддизм или ислам, — храмы, воплощающие образ мироустройства. Такие культовые постройки — жилища вездесущего неземного Бога на Земле. Это места, где происходит обретение Бога через молитву, единение с Ним через таинство и спасение души.

Идея божественного содержится в самом образе Храма Вышнего, которая живёт за пределами человеческого сознания и соединяет в себе представления людей о мироустройстве. Там убежище от суеты мирской, там осознание единства небесного и земного. Так же работает синтез искусств в эстетическом воспитании.

Высокая музыкальность слова, древние иконы со строгими ликами, торжественная архитектура храмов, монументальные фрески, полная достоинства пластика скульптур, красивые и точнейшим образом взвешенные мелодии церковной музыки — всё это рождает возвышенные нравственные чувства, когда приходят мысли о жизни и смерти, о грехе и о раскаянии, когда душа стремится к идеалу и истине. Синтез храмового искусства обращается к состраданию и сочувствию, покою и умилению, одухотворению и просветлённой радости.

Обустройство православного храма

Православный храм отводит для молящихся всё подкупольное пространство, алтарное же помещение предназначено для божественной сверхреальности. Напоминают о Боге и призывают к Нему иконы. До восемнадцатого века вся церковная музыка была строго одноголосой, перекликаясь с аскетизмом икон, фресок, мозаик. После музыкальные композиции, сопровождавшие службы, стали многоголосыми и более концертными, часто композиторскими. Этому послужили храмовый синтез искусств и слияние церковного и светского начал.

Художественное оформление храмов тоже стало богаче по форме и ярче по палитре. Золото, киноварь, пурпур, смальта — образы святых стали выразительнее, интенсивнее и разнообразнее, пение — более профессиональным, даже искусным. Всё это настраивает паству на торжественный молитвенный лад, и сама служба прирастает благолепием.

Синтез храмового искусства в католичестве

Католический собор грандиозен и величественен в архитектурном плане, интерьер светел, пространство наполнено воздухом и полётом. Все части декора устремлены вверх: столбы и колонны тонкие и изящные, арки стрельчатые, окна витражные, ажурные, преграды между внутренней территорией собора и внешним миром кажутся эфемерными.

В отличие от хора без инструментального сопровождения в православном храме, в католическом звучат и хор, и орган. Архитектура, живопись, скульптура, как и таинство службы, — все виды синтеза искусств тоже коренным образом отличаются.

Постижение истины в мусульманстве

Огромный купол мусульманского храма — мечети — является символом единого Бога (Аллаха), а башня около него — минарет — символизирует пророка его Магомета. Мечеть состоит из двух соразмерных пространств — открытого двора и затенённого молитвенного зала. Все архитектурные части мусульманского храма отображают понятия мусульман о красоте: купол словно парит над мечетью, ниши нависают друг над другом, словно ступени в бесконечное небо, минарет устремлён ввысь к божественному величию.

На стенах мечети можно увидеть только красиво оформленные изречения из священной книги мусульман — Корана, поскольку тут храмовый синтез искусств вобрал в себя только архитектуру и поэтическое слово под аккомпанемент струнных. Изображать богов или любое живое существо категорически запрещено и считается святотатством. Здесь присутствует только орнамент как явление мусульманского мироощущения — символ бесконечности в ритмических повторах основных мотивов. В свою очередь, повторы — это самый надёжный способ выразить преданность Аллаху и постичь его истину.

Буддисты организуют празднества на свежем воздухе. Их шествия очень красочно театрализованы, сопровождаются музыкой и танцами. Особенно впечатляет буддийское горловое пение. Эти нечеловеческие звуки словно связывают молящихся с далёкой непредсказуемой древностью, одновременно уносят сознание в космос, в музыку сфер.

Старинный буддийский храм сооружён из огромных плит и камней как основа для тяжёлого и пышного скульптурного и орнаментального декора, который охватывал практически всю его поверхность. Арок и сводов в буддийском храме нет. На кровлях обычно звенят многочисленные колокольчики, раскачиваясь от малейшего порыва ветра, мелодично позванивая и отгоняя злых духов. Колокольчики — предмет ритуальный, который используется в богослужениях. Тем не менее, храмовый синтез искусств в буддизме и мусульманстве не столь полон, как в христианстве.

Флоренский о Троице-Сергиевой лавре

Лавра не может быть просто музеем именно потому, что предмет искусства не есть вещь — он не может быть неподвижной, стоячей, мёртвой мумией художественной деятельности. Нужно сделать его никогда не иссякающей, вечно бьющей струёй творчества. Предмет искусства является живой, пульсирующей деятельностью самого Творца, пусть отодвинутой от Него через время и пространство, но неотделимой и переливающейся всеми цветами жизни, всегда волнующегося духа.

Искусство должно быть жизненным, и это зависит от степени объединённости впечатлений и способа их выражения. Единством содержания нас привлекает истинное искусство. Удаляя какую-либо одну грань из полносодержательной функции, получим фикцию реального содержания.

Лавра должна рассматриваться как синтез храмового искусства, как единое целое в культурном и художественном плане, как центр и памятник высокой культуры. Нужно ценить каждую малость: её быт, её своеобразную, отошедшую в область далёкого прошлого жизнь.

Синтетические виды искусства

Различные виды искусств активно объединяются в театре, кино и на телевидении. Здесь чаще всего взаимодействуют музыкальное, драматическое, изобразительное искусство и литература.

Прежде всего, слушатель или зритель воспринимает именно литературную основу спектакля или фильма. Зрительному восприятию образа помогают костюмы и декорации для создания атмосферы реальности, которую преподносит сюжет. Музыка же создаёт и усиливает эмоциональные переживания.

Уникальный жанр на сцене — мюзикл, где потребовался и особый синтез искусств. Примеры раскрытия серьёзного материала самыми доступными для зрительского восприятия средствами следующие: мюзикл «Собор Парижской Богоматери» по Гюго, где воедино слились искусства музыкальное, драматическое, хореографическое, вокальное, пластическое и художественное. Мюзикл имеет черты водевиля, оперетты, варьете, эстрадного шоу, за счёт чего отличается яркостью материала.

Синтез искусств на телевидении включает не только художественные телевизионные фильмы и сериалы, но и множество шоу, которые проводятся по определённым сценариям. Здесь к оформлению и декорированию студий подключаются цветомузыкальные осветительные приборы, которые помогают создать предусмотренную сценарием атмосферу, пространство и определённую звуковую среду. Синтез искусств на телевидении включает особенно много компонентов.

Философия как синтез

Наука открывает человечеству общее, а искусство — частное. Философия и является тем мостиком, который связывает одно с другим. Наука — оплот разума. Искусство — территория чувств. Философия, как шутят писатели, — уже не искусство, но ещё не наука. Она — синтез науки и искусства, поскольку совмещает два подхода — всеобщий и индивидуальный, соединяя разум и чувства, объективизм и абстракцию науки и конкретный субъективизм искусства.

Философии способна познать экстаз в научных понятиях, ей необходим и холод научного рационализма, и эмоциональность искусства, и откровения религии. Она способна отвечать на вопросы не только о вселенском бытии как целом, но и о месте человека в нём. Синтезируя разум, чувство и веру, на первое место философия выводит всё-таки разум.

Синтез искусств в ДОУ

Для дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) разработаны специальные программы, помогающие развитию детского восприятия, за основу которых взят синтез искусств. Здесь взаимодействуют три вида деятельности: музыка, изобразительное искусство и художественная литература.

Взаимообогащённые в синтезе искусства элементы усиливают познавательность и благотворно влияют на гармоничное развитие личности ребёнка. Литература, живопись и музыка всесторонне заполняют духовную сущность, снабжают новыми знаниями, обогащают внутренний мир, дарят новые возможности.

Литература, музыка и живопись охватывают духовную жизнь ребенка всесторонне и полно, а их взаимодействие обогащает каждое из них новыми чертами и возможностями. На занятиях в ДОУ план предусматривает включение в работу художественной деятельности детей в самых различных видах: чтение стихов и прозы, прослушивание музыки, просмотр видеоматериалов, рисование, танцы.

Интегрированные занятия

Направлением образовательной программы ДОУ стала эмоциональная сфера восприятия воспитанников. Богатый художественный опыт даёт ребёнку точность суждений, логику, делает выразительным его творчество.

Дети получили возможность узнать, что одно явление отражается в различных видах искусства. Круг музыкальных впечатлений расширяется, обогащается словарный запас, появляется представление о костюмах и декорациях, о причёсках и гриме, о различных предметах старины.

Торжество музыки души

Произведения архитектуры, скульптуры, живописи помогают развитию речи и полезны для восприятия музыкального образа. Хорошо для такой работы запастись образцами прикладного искусства, народного промысла, среди которых следующие: городецкая роспись, вышивки, разнообразные валяные поделки, дымковская игрушка. Литература, прочитанная одновременно с изучением художественного промысла, должна быть соответствующей — фольклор или стилизации. И прежде всего это должно работать на восприятие музыкального произведения, которое запланировано программой для прослушивания в данный момент. Музыка в этом синтезе искусств обычно главенствует.

Детей необходимо знакомить и с оперой, и с балетом. Сначала есть смысл показать эскизы костюмов и декораций либо программную живопись по данной тематике, попутно проводя знакомство с сюжетом. Тогда при первом же прослушивании или просмотре музыкальное зерно будет падать на уже подготовленную почву. Дети не будут отвлекаться от музыки, и она останется в приоритете.

fb.ru

Синтез искусств в буддийском храме

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Храм в любом вероисповедании – это место, где можно прикоснуться не только к божественному, но и ко всему прекрасному, что есть на нашей планете – к искусству. Архитектура, скульптура, зодчество, живопись, вышивка, резьба по дереву, музыка – все это сплелось воедино под сводами религиозных объектов.

Эта статья расскажет про синтез искусств в буддийском храме, про гармоничное соседство разных видов творчества и ту атмосферу, которую они создают вместе.

Содержание
Экстерьер построек
Внутреннее убранство монастыря
Заключение

Экстерьер построек

Фасады буддистских храмов, или ватов, есть воплощение нескольких видов искусства. Здесь современная архитектура сочетается с древним деревянным зодчеством, обрамляется в искусную резьбу, обставляется удивительными произведениями скульптуры и ненавязчиво вписывается в природный ансамбль, сдобренный садово-парковым искусством.

Религиозные здания буддистов часто раскинуты в природных ландшафтах: посреди лесов, на холмах, около рек и озер. Это целые храмовые комплексы под открытым небом, которые состоят из пагоды (ступы), домов для монахов, библиотеки, крематория, школы, вихарна – части вата, куда разрешается входить любому: служащему, паломнику, иностранному туристу.

Постройки невысокие, они окружены цветами и деревьями собственного сада, и только золотые шпили пагод высятся над ними.

Храмы Древней Индии по форме напоминали перевернутую чашу. Их фундамент прятал святыни, древнебуддийские писания, драгоценные артефакты, святые реликвии.

С течением времени монастыри трансформировались и приобрели новую форму. Крупные камни и плиты обтесывали, после чего из них возводили стены без сводов. Крыши все больше вздымались вверх, будто слоями накладывались друг на друга. До нашего времени сохранились даже некоторые деревянные пагоды.

Сегодня ваты – воплощение красоты, труда многих мастеров. Все начинается с ворот, резных, деревянных или каменных. Территория ограждена от внешнего мира таким же забором или естественными преградами, например, деревьями.

Главное здание – ступа, которая заканчивается золоченым шпилем на центральной колонне. Под ней хранят те самые ценные вещи, которые остались от Будды и его последователей. Обычно ступа трех- или пятиярусная, а изгибы каждого карниза настолько изящные, что архитектуру буддистов нельзя спутать ни с какой другой.

Неотделимой частью любого вата является его магические стражи в виде скульптур. Выполненные из камня, дерева, металла, глины, они принимают форму разных животных, мифических и не совсем, например, нагов, драконов, тигров, слонов. Повсеместно встречаются статуи Будды, боддхисаттв, святых, которым всегда молились, поклонялись, приносили подношения.

Внутреннее убранство монастыря

Изнутри ват удивляет своей красотой не меньше, чем снаружи. Все здания, от пагоды, зала для молитв до библиотеки и даже трапезной, щедро украшены статуями и произведениями декоративно-прикладного искусства

Золотой зал изобилует изображениями, выраженными в скульптуре, вышивке, живописи. Это разнообразные лики будд, божеств, святых, добрых сил, а также злых духов, демонов. Буйство красок, в особенности красных и золотых, воплощено в декоре.

Библиотека дает возможность прочитать тексты религиозных писаний и воочию увидеть их исполнение. Древние свитки, книги в невероятных обложках, выполненные аккуратным почерком – это дошедшее до нас народное творчество, титанические труды великих писателей, мастеров книгопечатания. Монахи, ученики, гости монастыря читают эти тексты в специальных залах для чтения.

Находясь внутри буддийского монастыря, можно почувствовать непередаваемую ауру спокойствия, умиротворения. Тишину прерывает лишь мягкое шептание мантр, которые обладают огромной силой, и мелодичный звон колокольчиков, вызванный дуновением ветра. Последние охраняют монастырь от проникновения злых духов, используются в различных обрядах.

Музыка рвется из души буддистов и выражается в песнях, например, при тибетском горловом пении. Нередко на территории монастыря проводятся пышные праздники, которые превращаются в торжество жизни, с театральными постановками и ритуальными танцами.

Так, буддийские храмы вобрали в себя произведения многих творческих направлений:

  • архитектура;
  • скульптура;
  • деревянное зодчество;
  • живопись;
  • вышивка;
  • резьба по дереву;
  • литература;
  • каллиграфия;
  • устное народное творчество;
  • музыка;
  • театральные представления;
  • танцы.

Каждый храм сам по себе – шедевр мирового искусства. Его величественный внешний вид, вздернутый кверху, ослепляющий яркостью красок, спрятанный в благоухании ухоженных парков, поражает. Внутренняя обстановка с ее вышивками, фресками, алтарями, колоколами, ароматами, статуями не оставляет равнодушным никого, а музыкальное звучание слова заставляет погрузиться в спокойствие.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Присоединяйтесь к нам в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

o-buddizme.ru

Храмовый синтез искусств — изо, уроки

 Тема урока: Храмовый  синтез  искусств

 

Цели и задачи:

  1. Создание атмосферы восприятия «собственно искусства» в современном его понимании как самостоятельной формы творческого выражения состояния художника и воплощаемого им образа, явления. Состояния, связанного с эстетическим наслаждением, а не культовым мироощущением.

2. Закрепление знаний ряда произведений искусства, их характерных особенностей.

3. Развитие способностей к анализу выразительных средств: фресок, икон, архитектурных форм, духовной музыки эпохи русского средневековья.

 

Ход урока:

 

 

  •  Синтез  искусств  —  это  соединение нескольких  разных  видов  искусства в  художественное  целое.  Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно художественного замысла.

Синтез  искусств  можно  найти в  разных  сферах  художественной  деятельности.    

Храмы  —  это  культовые  постройки,  которые  воплощают  образ  мироустройства  в  той  или  иной  религии (христианство,  буддизм,  ислам),  ее основные  ценности. Храм  место обретения Бога через молитву,  место  единения  с  Богом  через  таинство,  место  спасения  души. . . Земной  храм  является  образом Храма  вышнего,  земным  жилищем Бога. В  Храме  человек  ищет  убежище  от  мирской  суеты.  Религия  вызывает высокие  нравственные  чувства,  раздумья  о жизни  и  смерти,  грехе  и  раскаянии, рождает  стремление  к  истине  и  идеалу.  Религиозное  искусство  обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и  сочувствие,  умиление и покой,  просветленная  радость  и  одухотворение.

Синтез искусств в православном храме.

В  православном  храме  для  молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство.  Алтарная  часть  —  для  божественной  сверхреальности.  Зримым напоминанием  о  Боге  и  призывом  к Нему  является  икона.  Строгие  одноголосные  напевы  в  древности  были созвучны  ликам  святых,  представленным  на  иконах,  в  мозаиках,  фресках. В  XVIII  в.  их  сменили  многоголосные концертные  композиции,  символизирующие  могущество  и  единение  светского и церковного начал,  как основы государственности  России. Пение а капелла (без сопровождения).

 

Синтез искусств в католическом храме.

Грандиозность  и  величественность архитектурного сооружения.   Мощным  потоком  вверх устремляются  все  элементы  декора: тонкие,  изящные  столбы,  колонны, стрельчатые арки, витражи.  Грандиозность подчеркивает и звучание органа.

 

Синтез искусств в мусульманском  храме (мечети).

Мусульманский  храм  (мечеть)  своим  великим  куполом  символизирует единого  Бога  (Аллаха)  и  минаретом (башня  около  мечети)  —  его  пророка  (Магомета).  Мусульманская мечеть включает  в  себя  два  соразмерных пространства  —  открытый  двор  и  затененный  молитвенный  зал.   На  стенах  мечети  размещаются  декоративно  оформленные  изречения  из  Корана. В  религиозной  культуре  ислама  из всех видов искусств преимущество получили  архитектура  (дворцы,  мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества  и  любого  живого  существа считалось святотатством.  Поэтому  художественный  стиль  ислама  —  декоративный,  орнаментальный. Бесконечный  по  своей  природе орнамент  служит  способом  художественного  выражения  исламского  мироощущения.  Именно  орнамент  строится  на  ритмическом  повторении  основных  мотивов.  А  в  мусульманстве повторение  считается  одним  из  надежных  способов  постижения истины и  выражения  преданности  Аллаху.

Су?ра (араб. ????‎‎ с?ра) — это арабское слово для обозначения одной из 114 глав Корана.

сура Аль-Фатиха (араб. Открывающая) — первая сура Корана.

   В этой суре говорится о совокупности идей и общем значении Корана, который подтверждает единобожие, является благой вестью для верующих, предупреждает о наказании неверующих и грешников, указывает на необходимость поклонения Аллаху, на путь к счастью в настоящей и будущей жизни и рассказывает о тех, которые повиновались Аллаху и обрели блаженство, и о тех, которые не повиновались Ему и оказались в убытке, и поэтому эта сура называется «Мать Книги»

Синтез искусств в буддийском  храме.

Древний  буддийский  храм,  сооружен  из  мощных  обтесанных  камней и плит. Почти всю его поверхность украшает орнаментальный скульптурный декор. Поэтому  отсутствуют арка и  свод. В буддийских храмах на кровлях  висят  многочисленные  колокольчики. Они раскачиваются при малейшем  порыве  ветра,  наполняя  окружающее  пространство  нежным  мелодичным  звоном.  Одновременно  колокольчики были защитой святилища от проникновения  злых  духов. Буддийские  религиозные  праздники сопровождаются  обычно шествиями  с театрализованными  представлениями, музыкой  и  ритуальными  танцами  на открытом  воздухе.

Та?нтра (санскр. ??????, букв. «хитросплетение», «ткань», «сокровенный текст», «магия») — тайная наука о ритуале, изложенная в текстах-тантрах.

 

Д/з – знать особенности храмового синтеза искусств в разных религиях.

Просмотр содержимого документа
«Храмовый синтез искусств »

Тема урока: Храмовый синтез искусств

Цели и задачи:

  1. Создание атмосферы восприятия «собственно искусства» в современном его понимании как самостоятельной формы творческого выражения состояния художника и воплощаемого им образа, явления. Состояния, связанного с эстетическим наслаждением, а не культовым мироощущением.

2. Закрепление знаний ряда произведений искусства, их характерных особенностей.

3. Развитие способностей к анализу выразительных средств: фресок, икон, архитектурных форм, духовной музыки эпохи русского средневековья.

Ход урока:

  • Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно художественного замысла.

Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности.

Храмы — это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. Храм место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души. . . Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Религия вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

Синтез искусств в православном храме.

В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть — для божественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России. Пение а капелла (без сопровождения).

Синтез искусств в католическом храме.

Грандиозность и величественность архитектурного сооружения. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки, витражи. Грандиозность подчеркивает и звучание органа.

Синтез искусств в мусульманском храме (мечети).

Мусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) — его пророка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и затененный молитвенный зал. На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана. В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама — декоративный, орнаментальный. Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения. Именно орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из надежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.

Су́ра (араб. سورة‎‎ сӯра) — это арабское слово для обозначения одной из 114 глав Корана.

сура Аль-Фатиха (араб. Открывающая) — первая сура Корана.

В этой суре говорится о совокупности идей и общем значении Корана, который подтверждает единобожие, является благой вестью для верующих, предупреждает о наказании неверующих и грешников, указывает на необходимость поклонения Аллаху, на путь к счастью в настоящей и будущей жизни и рассказывает о тех, которые повиновались Аллаху и обрели блаженство, и о тех, которые не повиновались Ему и оказались в убытке, и поэтому эта сура называется «Мать Книги»

Синтез искусств в буддийском храме.

Древний буддийский храм, сооружен из мощных обтесанных камней и плит. Почти всю его поверхность украшает орнаментальный скульптурный декор. Поэтому отсутствуют арка и свод. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.

Та́нтра (санскр. तन्त्र, букв. «хитросплетение», «ткань», «сокровенный текст», «магия») — тайная наука о ритуале, изложенная в текстах-тантрах.

Д/з – знать особенности храмового синтеза искусств в разных религиях.

kopilkaurokov.ru

«Храмовый синтез искусств. Урок 2»

ХРАМОВЫЙ СИНТЕЗ ИСКУССТВ

УРОК 2

ТЕСТ

  • 1. Что такое синтез искусств?
  • А) соединение видов искусств в художественное целое
  • Б) противопоставление видов искусств
  • В) сравнение видов искусств
  • 2. Что такое храм?
  • А) жилище мирского человека
  • Б) культовая постройка
  • В) светская постройка
  • 3. Какие виды искусства встречаются в православии?
  • ______________________________________________
  • 4.Какие чувства пробуждает религиозное искусство?
  • ______________________________________________

Певучесть Слова

Строгие лики древних икон

Величественная архитектура церквей  и  храмов

Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей  и  храмов, монументальность фресок ,  сдержанная  пластика  скульптур,  звучащая  церковная  музыка  с ее строгими  и  возвышенными  мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие  нравственные  чувства,  раздумья  о жизни  и  смерти,  грехе  и  раскаянии, рождает  стремление  к  истине  и  идеалу.  Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

  • Храм — есть образ присутствия Царства Небесного на земле, и, соответственно, он есть образ дворца Царя Небесного . От этого образа исходит традиция благо -украшения храма наподобие царских чертогов с использованием всех художественных средств, доступных той или иной эпохе.

Сегодня рассмотрим храмы основных конфессий – православный храм, католический собор, мусульманская мечеть и буддийский храм.

Устройство православного храма .

Православный храм родом из Византии.

По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы – землю.

Храм всегда ставили алтарем на восток — на­встречу солнцу — не случайно: Бог ассоциируется со светом.

Всякий храм венчает купол с крестом.

Купол символизирует собой небо, поэтому его нередко окрашивали в синий цвет и покрывали изображением звезд.

Количеству куполов придавалось символическое значение. Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал в Христе, три – как три ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух), пять – как Христос и четыре евангелиста, тринадцать – как Христос и двенадцать апостолов.

Купол опирается на цилиндрический барабан , прорезанный окнами. Барабаны с куполами и своды поддерживаются арками на мощных столпах. Снаружи стены завершают полукруглые закомары , повторяющие очертания сводов. Это название произошло от древнего слова «комара», что значит свод.

Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы – апсиды , в которых размещается алтарь. Снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам — полуцилиндрическим высту­пам, в которых размещается алтарь. Их количество (одна, три, пять) зависит чаще всего от размеров храма. Купола с крестами и апсиды, пожалуй, са­мые характерные детали храма, отличающие его от любой другой постройки.

Художественно оформленный вход в храм называется портал , а открытое крыльцо перед ним –  паперть . Иногда храмы обносили открытыми или закрытыми галереями , которые на Руси называли гульбищами – от слова «гулять». Нередко к храму пристраивались приделы – небольшие храмики, имеющие собственный алтарь с престолом и главку с крестом. Наличие в церкви одного и более приделов позволяло совершать в течение дня несколько богослужений.

Интерьер храма .

Заглянем внутрь храма. Притвор.

С западной стороны к нему пристроен притвор , отделенный глухой стеной с дверью. В притворе во время богослужения находились те, кому за грехи запрещался вход в храм, а также те, кто только еще готовился принять крещение.

Хоры

Из притвора дверь ведет в среднюю, самую просторную часть храма, где во время богослужения располагались верующие. Здесь над западным входом нередко устраивали хоры – подобие балкона. Там, отдельно от рядовых прихожан, молился князь со своей семьей и приближенными.

В восточной части храма располагается святилище – алтарь . Он отделен преградой, уставленной иконами – иконостасом . В глубине алтаря находится главная принадлежность храма – престол, который представляет собой каменный стол, символизирующий «гроб Господень». В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство.  Алтарная часть —  для божественной сверхреальности.

В южной части алтаря имеется особое помещение – диаконник .  В нем перед началом службы священник и его помощник, диакон, облачаются в священные одежды – ризы. Здесь же ризы обычно и хранятся, отсюда второе название диаконника – ризница .

В северной части алтаря есть еще одно помещение – жертвенник , по названию каменного стола, стоящего посреди него. Во время главного православного богослужения – литургии – на нем готовят для причащения святые дары – хлеб и вино.

Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. 

Строгие  одноголосные  напевы  в  древности  были созвучны  ликам  святых,  представленным  на  иконах ,  в  мозаиках,  фресках. В XVIII в.  их  сменили  многоголосные концертные  композиции,  символизирующие  могущество  и  единение  светского и церковного начал,  как основы государственности  России .

Золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся  сферы.  Интенсивные  красочные пятна  в  мозаиках  придают  выразительность образам святых и реальных людей.  Сияние  огромного  количества  лампад  и  свечей,  пение  искусных и  подготовленных  певцов  усиливают благолепие  службы. 

Архитектура,  скульптура,  живопись, таинство литургического действа в православном  храме соотносятся  с  хоровым  пением  без  сопровождения  (акапелла). 

Католический храм

Католические храмы, безусловно, бывают очень разные. В основу планировки большинства из них положена идея римской базилики. К XII в. эта планировка усложнилась и приобрела следующую структуру.

Храм всегда ориентировался по сторонам света.

На запад всегда ориентировался портал (вход). Перед порталом находился двор, иногда огороженный галереями.

Готический собор при всем богатстве составляющих его элементов поражает необычайным единством как архитектурного плана, так и всей системы декора (экстерьера и интерьера). Более того, это единство характеризует готический стиль в целом.

Грандиозность  и  величественность архитектурного образа католического собора  звучит  особенно  возвышенно в  светлом,  взлетающем  пространстве интерьера .  Мощным  потоком  вверх устремляются  все  элементы  декора: тонкие,  изящные  столбы,  колонны, стрельчатые арки. Огромные  ажурные окна  с  цветными  стеклами  —  витражами  —  делают  прозрачной  и  легкой преграду  между  интерьером  собора и  внешним  миром.  Льющийся  через стекла  витражей  цветной  таинственный  свет ,  создавая  в  храме  необычную  цветовую  среду,  отличную  от внешнего  мира,  символизирует  свет христианского  познания.

Мы не почти увидим в католическом храме икон, но порталы и алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей (химерами).

Первостепенное значение придавалось декору главного — западного — портала собора. Для него была выработана специальная иконография, цель которой — представить христианскую концепцию мира.

Ярчайшим примером служит западный портал Амьенского собора с его знаменитым “Благословляющим Христом” на колонне простенка, воспетым множеством поколений как “Прекрасный Бог” (Le Beau Dieu).

Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витражами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.

В разработке сюжетов витражей , как и в детальной проработке иконографии порталов и всего скульптурного декора, нет ничего случайного. Продуманную систему персонажей и сцен мы можем видеть не только внутри одного окна или розетки, а во всей системе витражей собора в целом. И здесь мы наблюдаем ту же всеохватность, о которой уже говорили в связи с концепцией готического собора в целом.

Это место называлось атрием (или нартексом).

От нартекса к порталу вела паперть — возвышенное место. В нартексе и на паперти обычно находились отлученные от церкви, и оглашенные, т.е. готовящиеся к обряду крещения (им не разрешалось входить в храм во время службы. Главный портал и боковые порталы вели в главный и боковые нефы храма.

В основе плана католического храма средневековья лежал латинский вытянутый крест. Вытянутая часть храма призвана, не только вместить большое количество верующих, но и быть символом длинного пути, по которому должен пройти человек в своем совершенствовании. Недаром на боковых стенах часто помещали сцены так называемого Крестного пути — изображение страданий Христа.

Неф (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

Основной неф пересекался поперечным нефом идущим с юга на север. Пересечение главного и поперечного нефа носит название средокрестия. Обычно это место обозначается шпилем или куполом (подобно куполу в православных храмах). За средокрестием обычно находится хор — место для присутствующего при богослужении духовенства. Эта часть символизирует образ рая.

Главными смысловыми элементами храма и самыми священными его местами являются, находящиеся в пресвитерии, — алтарь и дарохранительница — табернакула (от лат. Taberna`culum — шатер) т.е. Святая Святых, где находился Ковчег Завета во время похода из Египта. Алтарь соответствует престолу православного храма. Это накрытый покрывалом стол, на котором стоит богослужебная утварь, и лежат богослужебные книги. Он всегда открыт и таинства причащения видят все верующие. У алтаря совершаются основные священнодействия.

Важным элементом больших католических храмов всегда была кафедра, с которой священник произносил проповедь. Если в храме вел постоянно службу епископ, храм назывался кафедральным собором (собор — церковь, в которой находится кафедра епископа — главы церкви на определенной территории — «епархии»).

В каждом католическом храме обязательно отводится место для исповеди, которое называется исповедальней или конфессионалом.

Под хорами, ниже уровня пола находится крипта («тайное место»), склеп, где находится захоронение святого, которому посвящен храм.

Католицизм и православие — Основные расхождения в догматике

  • Православие не принимает латинскую формулировку Никео-Константинопольского Символа Веры с филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына (Filioque).
  • Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.
  • В католицизме, в отличие от православия, существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а также Её телесном вознесении.
  • В католицизме, в отличие от православия, существует догматическое понятие о чистилище, а также учение о сверхдолжных заслугах святых.

Мечеть

Мечеть — не храм, где во время богослужения свершаются таинства, а место для коллективной молитвы, указывающее верующим киблу, то есть направление на Каабу — главную святыню мусульманского мира, кубическое строение во внутреннем дворе Запретной Мечети в Мекке, где хранится «Черный камень».

Внутри мечети, если молитвы нет, можно ходить где угодно и мужчинам, и женщинам, и детям: никаких «священных мест» и «заповедных зон» нет.

Мусульманский  храм  ( мечеть )  своим  великим  куполом  символизирует единого  Бога  (Аллаха)  и  минаретом (башня  около  мечети)  —  его  пророка  (Магомета). 

Главные  архитектурные  элементы мечети  послужили  основой  для  формирования  мусульманских  понятий  о красоте.  Огромный  купол,  парящий над  мечетью,  так же  как  и  архитектурные  «сталактиты» —  ниши,  нависающие  друг над  другом,  создают иллюзию  бесконечного  и  непостижимого неба  и  символизируют  божественную совершенную  красоту ,  а  минарет  — божественное  величие.  На  стенах  мечети  размещаются  декоративно  оформленные  изречения  из  Корана.

Мусульманская мечеть включает  в  себя  два  соразмерных пространства   —  открытый  двор  и  затененный  молитвенный  зал.

Часть мечети, которая направлена к священной для мусульман Мекке, имеет в конструкции михраб (пустое углубление). Справа от которой находится минбар (специальная кафедра, с которой проповедник, имам, на пятничной молитве верующим читает молитву).

Минареты украшены поясами узорчатой кирпичной кладки или резьбой по камню, ажурными решетками и балконами, орнаментами и надписями. Завершается минарет куполом или шатром. Стены толстые, но их тяжесть не видна. Почему? Эффект от керамической мозаики, росписей, резьбы. Все это, подобно цветистому ковру, покрывает здания, заставляя забыть о массивности конструкций. Тяжесть стен, которая не чувствуется за облицовкой, лазурными узорчатыми изразцами.

Все в простой форме, но поверхность сплошь покрыта сложным орнаментом. Листья, цветы, ромбы, звезды, надписи. Эти узоры переплетаются. От них трудно оторвать взгляд. Стены облицованы – изразцами – керамическими плитками, покрытыми мозаикой.

В  религиозной  культуре   ислама  из всех видов искусств преимущество получили  архитектура  (дворцы,  мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества  и  любого  живого  существа считалось святотатством.  Поэтому  художественный  стиль  ислама  —  декоративный,  орнаментальный.

Бесконечный  по  своей  природе орнамент  служит  способом  художественного  выражения  исламского  мироощущения.  Именно  орнамент  строится  на  ритмическом  повторении  основных  мотивов.  А  в  мусульманстве повторение  считается  одним  из  надежных  способов  постижения истины и  выражения  преданности  Аллаху.

Буддийский  храм

Древний  буддийский  храм,  сооруженный  из  мощных  обтесанных  камней и плит, был основой для пышного и  тяжелого  орнаментального  скульптурного  декора ,  охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием  этого  является  отсутствие арки и  свода.

Особенное значение имеет в храмовых ансамблях буддийской культуры пагода. Шпиль, которым заканчивается буддийская пагода, располагается обычно на центральной колонне, под которой хранили драгоценности. Этот клад символизировал прах Будды. Пагода — предназначена для хранения останков земного тела Будды Шакьямуни. Почти в каждом храме есть предание, как эти останки попали в Японию: перенеслись на острова чудесным путем или же их прислали в дар правители материковых держав. Пагода имеет три или пять ярусов, в центре нее всегда есть главный столб из цельного ствола большого дерева. Останки Будды хранятся или по центральным столбом, или на его верхушке

Буддийские храмы отличаются особым устройством карнизов: они загибаются настолько мягко и изящно, что принимают вид практически горизонтального расположения. Крышам свойственен шатрово-шипцовый стиль. Высота зданий была небольшой, так как не должна была нарушаться гармония с окружающей природой. В декоре буддийских храмов преобладают жёлтый и красный цвета.

Очень оригинально смотрится магическая охрана буддийских храмов, застывшая в камне. В углах крыши скалятся каменные мифические чудовища, которые символизируют злые силы, которые удерживаются на расстоянии от храмов.

Таким образом, буддийский храм представляет собой не отдельное здание, а целую систему специальных культовых сооружений, тем самым напоминая по своему строению старинные русские монастыри. Их строение зависело от их назначения: они могли входить в комплекс учебных зданий – например, в состав школы.

Имело значение и место постройки – буддийские храмы всегда очень гармонично вписаны в природный ландшафт, зачастую рядом с водопадами и реками.

В буддийских храмах на кровлях  висят  многочисленные  колокольчики. Они раскачиваются при малейшем  порыве  ветра,  наполняя  окружающее  пространство  нежным  мелодичным  звоном.  Одновременно  колокольчики были защитой святилища от проникновения  злых  духов,  входили  в состав ритуальных предметов, которые использовались  в  церковных обрядах. Буддийские  религиозные  праздники сопровождаются  обычно шествиями  с театрализованными  представлениями, музыкой  и  ритуальными  танцами  на открытом  воздухе .

  • Быть буддистом означает «искать себе прибежища у «Трех Сокровищ» — у Будды, его учения и общины. Обычно буддийский храм устроен так, что все «Три Сокровища» собраны и наглядно представлены в одном месте. Это место должно быть защищено от внешнего мира, от посторонних зрелищ, звуков, запахов и прочих влияний. Территория храма замкнута со всех сторон, на нее ведут мощные ворота.
  • В русских переводах японских текстов и в работах исследователей часто можно встретить словосочетание «буддийский монастырь». Важно иметь в виду, что «храм» и «монастырь» в этом случае — одно и то же. В любом храме живут монахи.
  • Скульптурные, рисованные или вышитые изображения будды помещают в «золотом зале» — кондо. Здесь же могут находиться изображения бодхисаттв и других почитаемых существ.
  • Учение пребывает в храме в виде текстов буддийского канона. Они не просто хранятся в виде свитков книг или в памяти у знатоков, но постоянно воспроизводятся путем чтения и толкования в «зале для чтений». Общину составляют монахи, их ученики, а также миряне, на время поселившиеся в жилых помещениях храма. Как правило эти помещения обустроены в галереях.

СПАСИБО ЗА УРОК

videouroki.net

Презентация » Храмовый синтез искусств»

Еманжелинский муниципальный район

Челябинской области

МОБУ « СОШ №5»

Подготовила презентацию

учитель высшей категории

Берендеева Надежда Николаевн а

Эпиграф: «Истинное искусство есть единство содержания и способов выражения этого содержания… Даже самый легкий анализ любой из сторон церковного искусства покажет связанность этой стороны со всеми другими…» (Павел Флоренский ).

Синтез искусств

это соединение

нескольких разных видов искусства

в художественное целое, сотворение

оригинального художественного явления.

В каких сферах художественной деятельности можно найти синтез искусств?

Храм в Топорково

Версальский дворец, Франция.

Версальский дворец, Франция.

С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи

Дмитровский собор и фрагменты декоративного пояса

Храмовый синтез искусств

Храмы – это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии, её основные ценности.

Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога,

место обретения Бога через молитву,

место единения с Богом через таинство,

место спасения души…

Храм Василия Блаженного

Джайнисткий храмовый комплекс в Кхаджурахо

Задание: расположите три мировые религии (христианство, ислам, буддизм) в порядке их возникновения.

Три мировые религии:

Буддизм

Христианство (католицизм и православие)

Ислам

Буддийский храм.

Сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода.

Храм Бьёдо-ин

Пагода – буддийский храм-башня.

В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики.

Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном.

Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов

ммм

Интерьер буддийского храма

Мечеть молитвенное здание мусульман.

Мусульманский храм (мечеть).

Своим великим куполом мечеть символизирует единого Бога (Аллаха), а минаретом (башня около мечети) — его пророка (Магомета).

Мечеть Джами Маджида

Мечеть Омар-Али-Сайфуддин.

Мечеть Пророка в Медине.

Купол мечети, украшенный арабесками.

Минарет – высокая башня для призыва мусульман на молитву.

Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и затененный молитвенный зал.

Мечеть Шаха

в Абу Даби.

Михраб — ниша на одной из стен мечети, обращенная в сторону Мекки.

Арабеска – геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многоконечных звезд.

В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов.

Каллиграфический орнамент. Марокко

Поэтому художественный стиль ислама — декоративный, орнаментальный. Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения.

Мечеть Шаха

в Абу Даби.

Деталь арочного свода. Альгамбра. Испания

Православный храм.

В православном храме для моля щихся отводится основное помещение храма,

включающее подкупольное пространство.

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Алтарная часть

предназначена для божественной сверхреальности .

Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона.

Строгие одноголосные напевы в древности были

созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках.

Рождественская служба в храме Христа Спасителя.

В XVIII в. их сменили многоголосные

концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России.

Мозаика православного придела храма

Воскресения Христова в Иерусалиме

Интенсивные красочные

пятна в мозаиках придают выразительность образам святых и реальных людей.

ЮАР Храм. Св. Сергия Радонежского. Йоханнесбург

Католический собор.

Грандиозность и величественность

архитектурного образа католического

собора звучит особенно возвышенно

в светлом, взлетающем пространстве

интерьера.

Римско-католический храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Москва

Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки.

Трифорий Солсбери украшен резьбой, а клеристорий состоит из ряда тройных стрельчатых окон, благодаря чему интерьер хорошо освещен.

Каменщики Солсбери осуществили целый ряд уникальных операций,

впервые в истории архитектуры создав тонкие опоясывающие кольца и подвесные контрфорсы.

В католическом соборе Монреаля арабские стрельчатые арки опираются на античные колонны, и над всем царит византийский Христос Вседержитель

Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витражами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.

Витраж. Дева Мария и польская корона

Витраж в католическом храме Св. Людовика

Католическая церковь.

Витраж и барельефы.

Витраж Кельнского собора

Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа

в православном храме соотносятся

с хоровым пением без сопровождения (акапелла).

В католическом — не только с пением, но и со звучанием органа.

Вывод: Храм — это пример синтеза различных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, ДПИ, церковной музыки.

Синтез искусств способствует усилению эмоционального воздействия на человека.

( Задача 1)

Религиозное действие сопровождается театральным шествием, музыкой и танцами. Коран. Витраж. Хоровое пение. Икона. Орган. Хоровое многоголосие. Мечеть Многочисленные колокольчики. Минарет. Тонкие изящные колонны, столбы, стрельчатые арки. Каллиграфия. Фреска.

Православный храм

Католический собор

Мусульманских храм

Буддийский храм

( Задача 2)

Работа по карточкам:

1Найти соответствие храма и изображения.

2Найти соответствие храма и интерьера:

( Задача 3)

Допишите пропущенные слова.

1.Синтез искусствэто соединение нескольких разных …………………….(видов искусства) в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления.

2. Какие виды искусств взаимосвязаны в храме? а) архитектура б) декоративно-прикладное искусство в) скульптура г) живопись д) литература е) музыка

3. Подберите правильное понятие для определения.

… .. — это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности.

а) терем б) храм в) мегалиты г) Стоунхендж д) менгиры

4. В чем отразилось представление человека о мире, мироощущении эпохи и народов?

а) в архитектуре б) оформление храмов в) музыке г) скульптуре

д) литературе

5. К каким человеческим чувствам обращается религиозное искусство?

а) сострадание б) эгоизм в) умиротворение г) одухотворение

д) неприязнь е) сочувствие

Рефлексия

– Мне интересно, как бы вы ответили на вопрос: в чём заключается миссия храма независимо от вероисповедания?

Я предлагаю вам из 3 определений что такое храм , выбрать наиболее вам понравившееся, и, взяв его за основу, дать свой ответ на этот вопрос (даю время на обдумывание)

В архитектуре, оформлении храмов, музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших. Храмы — это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души. Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. Поэтому образ Храма содержит в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирает все представления о мироустройстве. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.

Ответ по алгоритму:

  • Из всех определений « Что такое храм» мне больше всего понравилось следующее: ……………………………………………

2. На мой взгляд, миссия храма заключается в том, чтобы……………………

Домашнее задание.

Представить и описать, каким Вы представляете себе храм будущего.

Эссе – храм будущего.

Список литературы:

  • Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8—9 классы Учебник для общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2009
  • Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. программы образовательных учреждений Музыка 1-7 классы, Искусство 8-9 классы 3-е издание, доработанное Москва, Просвещение, 2010.
  • http://www.nice-places.com/data/articles/3926.jpg
  • http://www.nice-places.com/articles/russia/moscow/395.htm
  • http://www.traveltours.ru/msk/articles/countries/india/hrams/
  • http://www.ipnn.ru/uspen.html
  • http://www.rezchiki.ru/images/works/rezba/hramy/toporkovo/toporkovo_outside_all.jpg
  • http://www.piligrims.ru/assets/images/bloggers/KirGredeshi/Gotik%20copy.jpg
  • http://www.xxc.ru/complex/xxc/index.htm
  • http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100215/21559.p.jpg
  • http://www.pravoslavie.ru/put/30087.htm
  • http://www.akland.ru/arhiv/arhiv2/odab/page/icons/afrika/05.htm
  • http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&poisk=yes
  • http://news.students.ru/2008/11/05/print:page,1,sredizemnomorskijj_treugolnik.html
  • http://virtualeuropa.narod.ru/gb/salisbury2.htm
  • http://www.labirint.travel/activity.php?id=501
  • http://www.liveinternet.ru/users/whitepantera/post89545575/
  • http://www.meshet.kz/ru/analityc_96.html

multiurok.ru

Храмовый синтез искусств — Искусство

Храмовый синтез искусств.

«Истинное искусство есть единство содержания и способов выражения этого со-держания… Даже самый легкий анализ любой из сторон церковного искусства покажет связанность этой стороны со всеми другими…»

(Павел Флоренский)

Синтез искусств

это соединение

нескольких разных видов искусства

в художественное целое, сотворение

оригинального художественного явления.

В каких сферах художественной деятельности можно найти синтез искусств?

Храм в Топорково

С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи

Дмитровский собор и фрагменты декоративного пояса

Храмы — это культовые постройки,

которые воплощают образ мироустройства

в той или иной религии

(христианство, буддизм, ислам),

ее основные ценности.

Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога,

место обретения Бога через молитву,

место единения с Богом через таинство,

место спасения души…

Джайнисткий храмовый комплекс в Кхаджурахо

Храм Василия Блаженного

Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура

церквей и храмов,

монументальность фресок,

сдержанная пластика скульптур,

звучащая церковная музыка

с ее строгими и возвышенными

мелодиями,

предметы декоративно-прикладного искусства —

все это вызывает высокие

нравственные чувства,

раздумья о жизни и смерти,

грехе и раскаянии,

рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам,

как сострадание и сочувствие,

умиление и покой,

просветленная радость и одухотворение.

Православный храм.

В православном храме для моля щихся отводится основное помещение храма,

включающее подкупольное пространство.

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Алтарная часть

предназначена для божественной сверхреальности.

Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона.

Строгие одноголосные напевы в древности были

созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках.

В XVIII в. их сменили многоголосные

концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России.

Рождественская служба в храме Христа Спасителя.

Мозаика православного придела храма

Воскресения Христова в Иерусалиме

Интенсивные красочные

пятна в мозаиках придают выразительность образам святых и реальных людей.

ЮАР Храм. Св. Сергия Радонежского. Йоханнесбург

Католический собор.

Грандиозность и величественность

архитектурного образа католического

собора звучит особенно возвышенно

в светлом, взлетающем пространстве

интерьера.

Римско-католический храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Москва

Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки.

Трифорий Солсбери украшен резьбой, а клеристорий состоит из ряда тройных стрельчатых окон, благодаря чему интерьер хорошо освещен.

В католическом соборе Монреаля арабские стрельчатые арки опираются на античные колонны, и над всем царит византийский Христос Вседержитель

Каменщики Солсбери осуществили целый ряд уникальных операций,

впервые в истории архитектуры создав тонкие опоясывающие кольца и подвесные контрфорсы.

Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витражами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.

Витраж. Дева Мария и польская корона

Витраж в католическом храме Св. Людовика

Католическая церковь.

Витраж и барельефы.

Католическая церковь Св. Генриха

Витраж Кельнского собора

Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа

в православном храме соотносятся

с хоровым пением без сопровождения (акапелла).

В католическом — не только с пением, но и со звучанием органа.

Мусульманский храм (мечеть).

Своим великим куполом мечеть символизирует единого Бога (Аллаха), а минаретом (башня около мечети) — его пророка (Магомета).

Мечеть Джами Маджида

Мечеть Омар-Али-Сайфуддин.

Мечеть Пророка в Медине.

Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и затененный молитвенный зал.

Мечеть Шаха

в Абу Даби.

В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов.

Каллиграфический орнамент. Марокко

Поэтому художественный стиль ислама — декоративный, орнаментальный. Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения.

Мечеть Шаха

в Абу Даби.

Деталь арочного свода. Альгамбра. Испания

Буддийский храм.

Сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода.

В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики.

Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном.

Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов

Домашнее задание.

Опишите специфику храмов, представляющих основные мировые религии:

христианскую (католицизм и православие),

буддийскую и мусульманскую,

их планов и интерьеров.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *