Сценарий знакомство с библиотекой для детей – 1 . , — .
Библиотечный урок на тему «Знакомство с библиотекой»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 31
Сценарий библиотечного урока
«Знакомство с библиотекой»
Адресат – учащиеся 1-х классов МОУ СОШ №31
Составитель: Коваева Оксана Викторовна,
педагог-библиотекарь
г. Комсомольск-на-Амуре
2015г.
Пояснительная записка
Цель мероприятия:
Ознакомить с базовыми понятиями библиотечно-библиографических знаний (библиотека, абонемент, читальный зал и т.д.)
Ознакомить детей с «Правилами поведения в библиотеке» и правилами обращения с книгой»
Оборудование и технические средства:
Видеопроектор, видео презентация «Физкультминутка», мультфильм «Гришкины книжки» (Режиссёр: Ефрем Пружанский, Музыка: Мирослав Скорик), книжные выставки, плакат «Правила обращения с книгой», «Правила поведения в библиотеке».
Ход мероприятия
Библиотекарь
Здравствуйте дорогие ребята, сегодня мы проведем экскурсию в библиотеке. Давайте вспомним, что означает слово «библиотека»? (Ответы детей) Правильно «Библио» в переводе с греческого означает «книга», а «тека» хранилище, т.е. библиотека-это хранилище книг.
Библиотекарь:
Как-то раз возник вопрос,
Да не в шутку, а всерьез:
Книг так много издают,
Где же все они живут?
Растерялись мы в начале:
Неужели дома нет?!
Но словарь (конец печали!)
Дал на это нам ответ.
Со слов находчивого грека,
Есть дом у книг — библиотека!Библиотекарь:
А вы знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет. Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте — написанные на папирусе, в Междуречье — нацарапанные на глиняных табличках. В Индии — составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае — свитки из шелка. Некоторые из них сохранились до наших дней. Их теперь бережно хранят в некоторых самых крупных библиотеках и музеях мира.
Итак, библиотека — это дом книги. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом. А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом, свою квартиру.
Библиотека состоит из следующих отделов:
Читального зала
Книгохранилища
Абонемент-это французское слово, которое означает правило пользоваться чем-нибудь на неопределенное время. В библиотеке — это место, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. Но в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку — ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.
А вот это, ребята, читательский формуляр, в него библиотекарь записывает все книги, которые вы будете читать.
Библиотекарь:
У книг с абонемента
Работа выездная.
Они получше всех других
Читателей узнают.
В командировках частых,
Полезных и опасных.
Библиотекарь:
Полезных и опасных. Все книги библиотеки называются одним словом – библиотечный фонд. Их расставляют на стеллажах. На полках стеллажей книги ставятся слева направо. Расставляются книги по отделам ББК (библиотечно-библиографической классификации), внутри отделов в алфавитном порядке авторов книг и названий. Книги одного отдела отделяются от другого с помощью разделителей. На разделителях указывается индекс отдела и его название. (Библиотекарь показывает разделитель).
Библиотекарь:
Читальный зал — здесь собранны наиболее ценные книги, которые есть в библиотечном фонде в единственном экземпляре. Книги из читального зала на дом не выдаются. Работать с этими книгами вы можете только в читальном зале.
В читальном зале, ну и ну!
У книг работа на дому.
Читателей бескрайний ряд,
И с каждым книги говорят,
И каждому помогут
Хотя бы понемногу.
В читальном зале есть книжные выставки. Книжная выставка оформляется для того, чтобы полнее раскрыть фонд по определенной теме. (Знакомство с выставками).
Библиотекарь: Существуют правила поведения в читальном зале. Ребята, а вы знаете правила поведения в библиотеке, в читальном зале? (Ответы детей)
Чтец:
В работе с книгой нам нужна
Всегда, запомни, тишина!
Коль надобность возникнет в споре
Иль разберет внезапный смех,
Идите, смейтесь в коридоре!
Книги — как люди, рождаются, живут, стареют. Как и люди, они могут болеть. А, заболев, нуждаются в лечении. И врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники беречь. Давайте запомним с вами, что с книгами делать нельзя.
1. Нельзя книги перегибать.
2. Нельзя загибать книжные страницы.
3. Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.
4. Нельзя писать и рисовать в книгах.
5. Нельзя читать во время еды.
Физкультминутка «песенка колобка» (5 мин.):
Цель: восстановление физических и духовных сил, снять динамическую усталость, восстановить работоспособность
Библиотекарь:
Ребята, молодцы, а сейчас пришло время отдохнуть (показ видеопрезентации физкультминутка «песенка колобка»), повторяйте движения за колобком. (ученики повторяют движения, которые делает на экране сказочный персонаж.)
Библиотекарь:
Есть еще отдел книгохранилище, где хранятся книги и учебники. Для каждого класса есть своя полка. На этой полке хранятся учебники для 1-го класса, а на этой полке для 2-го, и так далее (дети проходят вдоль стеллажей, осматривая полки с учебниками). За учебниками тоже нужно следить, не писать в них, даже карандашом. Обязательно обернуть в обложку. Ребята, а сейчас давайте пройдем в читальный зал. (Дети проходят в читальный зал и рассаживаются за парты).
Библиотекарь: Ребята, а сейчас мы посмотрим мультфильм «Гришкины книжки».
Показ мультфильма (10 мин.) «Гришкины книжки»
(В мультипликационном фильме показана история мальчика, который не аккуратно обращается с книжками):
Обсуждение мультфильма:
Вопросы для обсуждения
:Опишите мальчика Гришу.
Как вы думаете, почему книги ушли от Гриши?
Что сделал Гриша, чтобы книги к нему вернулись?
Напомните, пожалуйста, правила обращения с книгами.
В беседе с детьми необходимо сформулировать правила обращения с книгами.
Рефлексия «Заверши фразу» Л.С. Кожуховская, С.С. Кашлев:
Цель: выявить имеющиеся представления об обсуждаемой теме.
Библиотекарь:
Ребята, а чтобы закрепить тему сегодняшнего урока, я проведу с вами викторину (прием рефлексии «Заверши фразу»):
Задание: Завершите фразу, с которой библиотекарь обращается к вам.
Вопросы:
В библиотеке книги стоят на ….(на стеллажах)
Книжные выставки в библиотеке нужны для того, чтобы … (раскрыть фонд)
Отдел в библиотеке, где можно взять книги на дом называется…(абонемент)
В классе ты ученик, ученица, а в библиотеке? (читатель)
Рефлексия «Дерево настроения» (Л.С. Кожуховская) :
Цель: фиксация уровня эмоционального состояния после занятия.
Задания:
1. Выберите листочки (стикеры, в форме листьев разные по цвету, оранжевые, голубые) и закрепи их на дереве.
2.Если у тебя хорошее настроение после урока, то закрепи на дереве оранжевые листочки, а если плохое, то синие. Прокомментируй свой выбор.
Заключительная минута тишины.
Библиотекарь:
А сейчас я предлагаю вам сесть ровно, выпрямить спинку, закрыть глазки. Сделать вдох-выдох и постараться вспомнить все хорошее, что было у нас сегодня на уроке. Подумайте, о чём мы вели разговор, что вы поняли сегодня на уроке, может вам что-то понравилось, подумайте, чем вы поделитесь дома. Посидите в тишине минуточку. Откройте глазки. Урок окончен.
Список литературы:
1. Библиотека и юный читатель: Практическое пособие.- М.: Книжная палата, 1987.- 256с.
2. Петровский М. Книги нашего детства.- М.: Книга, 1986.- 288с.
3. Рыбальченко С.И. Массовые мероприятия //Библиотека школы.-2013.-№1-с. 39-40.
4. Тимофеева И.Н. 100 книг вашему ребенку.-М.: Книга, 1987.- 255с.
5. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Метод. Рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю.- М., 1987.- 145с.
6. Чулкина Г.В. Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам» // Школьная библиотека.- 2001.- № 1.- с. 8-14.
Библиотечное мероприятие для 1 класса «В гостях у Королевы Книжки» (первое знакомство с библиотекой)
Разработала
школьный библиотекарь
Горловской общеобразовательной
школы І-ІІ ступеней № 48
Сердюк Ольга Владимировна
«В гостях
у Королевы Книжки»
(Первая экскурсия первоклассников в школьную библиотеку)
Цель: познакомить первоклассников со школьной библиотекой; раскрыть детям значение книги в жизни человека; научить юных читателей бережному отношению к книге.
Оборудование: книжная выставка «Чудесный мир КНИГИ», детские рисунки сказочных героев, презентация «Литературная викторина», видеоролик «Библиотечная песня», песни про библиотеку «Книжкин дом», «Читай, мой друг», «В стенах библиотек», «Тот, кто любит читать», игрушка Лизунчик.
Песня «Книжкин дом»
Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы пришли в гости в школьную библиотеку. Библиотека – самая волшебная, сказочная комната в нашей школе. Здесь вы можете вместе с хорошей Золушкой попасть на сказочный бал в королевский дворец, вместе с Незнайкой совершить путешествие на Луну, вместе с Буратино найти золотой ключик и открыть им волшебные дверцы. Очень, очень много захватывающих приключений ждет вас в этой комнате.
Я – библиотекарь, хозяйка этого книжного королевства.
Книги дарят мне интересную информацию, которую я потом рассказываю вам, мои дорогие читатели!
И сегодня я хочу познакомить Вас с главной моей помощницей – Королевой Книжкой. Давайте встретим её.
Песня «Читай, мой друг»
(под музыку выходит Королева Книжка)
Королева Книжка: Здравствуйте!
Библиотекарь: Здравствуй, Королева Книжка. Очень приятно тебя видеть. Посмотри, у нас сегодня в гостях наши первоклассники. Ребята, вы рады познакомиться с Королевой Книгой?
Ответы детей
Королева Книжка: Мне тоже очень приятно и радостно вас видеть.
А знаете ли вы, как называется дом, где я живу?
Ответы детей: книжная полка, библиотека
Молодцы, ребята. Но живу я в доме вместе со своими сестрами и братьями. И дом этот называется, как вы правильно сказали, «Библиотека».
А вы хотите подружиться с жителями моего королевства?
Дети: Да!
Королева Книжка: А сказки вы любите?
Дети: Да!
Королева Книжка: А вы их знаете ?
Дети: Да!
Библиотекарь: Королева Книжка! Мы можем сейчас проверить, как наши ребята знают сказки с помощью волшебных картинок.
Презентация «Литературная викторина».
Дети называют героев и название сказки.
Библиотекарь: Ребята, вы большие молодцы, очень сообразительные! А знаете ли вы, юные читатели, что книги иногда болеют?
Ответы детей
Чтобы книги никогда не густили и не плакали, вы должны соблюдать некото-рые правила. Вы, наверное, знаете их?
Ответы детей: беречь, нельзя рвать, надо обернуть, аккуратно читать, ремонтировать
Библиотекарь: Вы давали очень правильные ответы. А какой совет даст вам Королева Книга?
Королева Книжка:
Вот – книга. Ты её люби
И книжки с детства береги.
Чистый вид всегда приятен,
Оберегай её от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Не читай во время еды!
Не загибай её листы!
Чтобы всё было в порядке,
Для книжки сделай ты закладку.
Запомни: книга – лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Библиотекарь: Очень важные советы. Если их соблюдать, книги будут нашими лучшими друзьями.
Но каждая книга чего-то боится. Как вы думаете, чего?
Ответы детей: дождя, воды, огня …
Королева Книжка: Да-да, я очень боюсь огня, дождя, снега, влаги, ведь от этого я быстро старею и могу даже умереть.
Библиотекарь: Не волнуйся, дорогая Книжка, я уверена, наши первоклассники будут относиться к тебе очень бережно.
Наши первоклассники очень любят книги, но сначала им нужно научиться хорошо читать. Поэтому будьте очень прилежными учениками, а ваша первая учительница вам в этом поможет, не так ли?
Королева Книжка: Я надеюсь, мы станем с вами хорошими друзьями и вы будете часто приглашать меня к себе в гости.
Библиотекарь: Дети, давайте побла-годарим Королеву Книжку за такой инте-ресный рассказ и полезные советы.
Большое спасибо тебе, Королева Книжка.
Королева Книжка: А это на память о нашей встрече.
Песня «В стенах библиотек»
(под музыку Королева Книга дарит маленькие подарочки — закладки)
Королева Книжка: До свидания.
Песня «Читай, мой друг»
(под музыку Королева Книга уходит)
Библиотекарь: До встречи!
На свете есть много разных книг: толстых и тонких, грустных и веселых, ярких, маленьких и больших.
В нашей библиотеке живут очень разные книги:
Короткие и длинные,
новые, старинные,
обычные и странные,
и даже иностранные.
Серьёзные, учебные,
веселые, волшебные,
про море и про лес,
с картинками и без.
(Показать самую тонкую и самую толстую книгу в библиотеке, самую маленькую и самую большую, самую старую и новую)
Все книги имеют своё название, а также у каждой есть свой точный адрес, своя квартира, комната и даже место в комнате. Когда книга идёт в гости к читателю, к вам, дети, её место на полке никто не занимает, и, вернувшись, она становится на своё место.
Короткая экскурсия по библиотеке
Библиотекарь: Ребята, кажется, у нас ещё гости (слышится стук).
Ах, это же частый гость библиотеки – Лизунчик.
Песня «Читай, мой друг»
Лизунчик:
Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните к знаниям руки –
Выбирайте книгу как друга!
Да, это я! Привет всем! Королева Книжка рас сказала как сдесь у вас интересно и весело. Вот я и зашёл проверить как ребята запомнили, о чём вы сегодня говорили.
Библиотекарь: Ну что ж, ребята, вы готовы?
Лизунчик: Для начала загадки.
1) Знанья красят человека.
Знаний храм – (библиотека).
2) Книг хранитель и их лекарь,
книжек друг – (библиотекарь).
3) Думы и думки, мысли, мыслишки
приходят после прочтения (книжки).
4) От лени и от безделья
любого спасёт (чтенье).
Лизунчик: Ух! Какие молодцы! Может вы ещё знаете, что любит книга? Давайте проверим.
Игра «Что любит книга»:
Обложку – Да!
Жить на книжной полке – Да!
Грязные руки – Нет!
Валятся на полу – Нет!
Закладку – Да!
Дождик и снег – Нет!
Ласку – Да!
Бережное отношение – Да!
Яичницу – Нет!
Чистые руки – Да!
Лизунчик: Как хорошо вы стправились с моими заданими. Не зря вас Королева Книжка хвалила. Ну что ж, до встречи. Успехов вам!
Песня «Читай, мой друг»
Библиотекарь:
— Понравилась ли вам сегодняшняя встреча?
— Что больше всего запомнилось?
В завершение хочу пожелать вам быстро научиться читать и быть активными читателями нашей библиотеки.
Я к вам обращаюсь, милые дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Видеоролик «Библиотечная песня»
Песня «Тот, кто любит читать»
infourok.ru
«Волшебный мир библиотеки»
Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа
Цель: первое посещение библиотеки, общее знакомство.
Задачи:
- познакомить с библиотекой;
- познакомить с нормами поведения в библиотеке;
- проверить первичные знания читателей;
- записать в библиотеку.
Оборудование:
- персональный компьютер;
- медиапроектор.
Оформление:
Слайд 1. Дорогие ребята! Для начала давайте с вами познакомимся. (Идет знакомство). И сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир библиотеки.
Слайд 2. Ребята! Вас приветствует самый главный гном нашей библиотеки – Гном Библиогномус, которому две тысячи лет. Он рад каждому новому читателю. Гном живет – пока дети любят книги.
Я гном Библиогномус, и тысячи книг
Читать и листать я часами привык.
Стихи же я знаю все – все наизусть,
Со мною не дружат ни скука, ни грусть.
Историй и сказок причудлива нить,
Я чудо любое могу сочинить.
— А вы знаете, как надо правильно обращаться с книгами? (Ответы).
Слайд 3. Совет Библогномуса.
Прошу не ставить я кастрюли
И не давать собаке Жуле,
Не класть на книги бутерброд
И не читать наоборот.
Прошу не драться, не кидаться
И с книгой в ванне не плескаться.
Всем вам сейчас сказать спешу,
Что книги я любить прошу.
Книги – они живые, и чувствуют все – все, и от плохого обращения могут заболеть. Как можно вылечить книжку? (Ответы).
— А вы знаете, как нужно вести себя в библиотеке? (Дети отвечают)
В каждой библиотеке есть общие для всех правила. Сейчас я прочитаю стихотворение о правилах поведения в библиотеке, а вы внимательно слушайте и запоминайте.
Слайд 4.
Есть страна чудесная на свете,
Её Библиотекою зовут.
Сюда приходят взрослые и дети,
Потому что книги здесь живут.
Но в стране большой библиотеки
Правила особенные есть:
Знать их обязательно вам нужно,
Этих правил, я скажу вам, шесть.
Как войдёшь в страну Библиотеку,
Поздороваться со всеми не забудь.
И веди себя достойно и спокойно,
Вежливым и тихим, друг мой, будь.
Ясно, чётко, кратко, быстро
Автора и книгу назови.
И когда получишь то, что нужно,
Вежливо “спасибо” ты скажи.
Возвращай полученную книгу
Обязательно в указанный в ней срок,
Чтобы эту книгу без проблемы
Прочитать другой ребёнок смог.
Если эти правила, ребята,
Будете вы строго выполнять,
То тогда страна Библиотека
Будет рада вас всегда принять!
(После прочтения стихотворения спросить детей о том, какие правила они запомнили).
Слайд 5. 6 правил, как вести себя в библиотеке.
- Поздороваться.
- Вести себя достойно и спокойно.
- Быть вежливым и тихим.
- Назвать автора и книгу ясно, четко, кратко.
- Когда получишь книгу сказать “Спасибо”.
- Книгу возвращать в указанный срок.
Слайд 6. — А вот Незнайка не знает правила библиотеки. Помогите ему. (Ответы).
Нельзя здесь мяукать,
Фырчать и рычать.
Ведь доброго гнома
Нельзя огорчать.
Нельзя лезть на шкаф,
Колотить зеркала.
Вас просит всех гном,
Чтоб была тишина.
Нельзя здесь шуметь,
Рвать страницы, цветы.
У Гнома в гостях ведь находишься ты!
— Ребята, а вы поможете Незнайке отгадать загадки? (Ответы детей).
Слайд 7.
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино)
Слайд 8.
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная шапочка)
Слайд 9.
Толстяк живет на крыше,
Летает всех он выше. (Карлсон)
Слайд 10.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
Слайд 11.
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
Молодцы ребята! Вы помогли Незнайке отгадать загадки.
Слайд 12. И сейчас я вам предлагаю путешествие по волшебному миру нашей библиотеки. Ваша задача — отгадать, о каком герое идет речь.
Слайд 13.
Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке её ожидает:
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот….
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка? (Дюймовочка)
Слайд 14.
Унесла его лиса.
За далекие леса.
Но придет на помощь кот,
Своего дружка спасет!
Открывай, лиса, мешок –
Ты свободен, петушок!
Петя, Петя, петушок (Золотой гребешок)
Слайд 15.
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи.
Ест большие калачи!
Чай сам наливается.
По его хотению,
А сказка называется (По щучьему велению)
Слайд 16.
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом.
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку.
И называется … (Три поросенка)
Слайд 17.
В этой сказке – именины.
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. (Муха-Цокотуха)
Слайд 18.
Всех грязнуль отчистит быстро,
Всех нерях умоет чисто
Умывальников начальник
И мочалок командир –
Знаменитый. (Мойдодыр)
Слайд 19.
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (“Золотой ключик”. Буратино)
Слайд 20.
Скок-поскок, скок-поскок –
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу – девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный. (Конек-горбунок)
Слайд 21.
Сидит в корзине девочка.
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой книжки. (Маша и медведь)
Слайд 22.
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведем…
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно:
Этот дом сгорел дотла! (Кошкин дом)
Слайд 23.
Укатился он из дома.
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный. (Колобок)
Слайд 24.
Фруктово-огородная страна –
В одной из книжек есть она,
А в ней герой – мальчонка овощной.
Он храбрый, справедливый, озорной. (Чиполлино)
Слайд 25.
Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила.
Как звали царевну, скажи мне на ушко.
Я знаю, ты помнишь — (Царевна-лягушка).
Слайд 26.
Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга:
В царство льда умчался Кай.
Герда, Герда, выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке (Снежная Королева).
Слайд 27.
“Ребята, ребята, давайте жить дружно!
Не нужно ругаться и злиться не нужно,
Ведь даже травинка чувствует боль!” —
Поет добродушно кот (Леопольд).
Слайд 28.
Её перо сверкает так,
Что ясно: это не пустяк!
Никто не знает, что случится
В тех сказках, где живет (Жар-птица)
Слайд 29.
Такое лишь в сказке волшебной случается:
Карета из тыквы большой получается!
В чудесном наряде, легка, словно перышко,
Со сказочным принцем знакомится (Золушка).
Слайд 30.
Лечит всех зверей подряд,
Лечит взрослых и ребят.
К вам спешит, когда болит,
Добрый доктор (Айболит).
Слайд 31.
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый (Чебурашка).
Слайд 32.
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спросу.
Даже дырку на картине
Носом сделал (Буратино).
— Молодцы ребята! Вы все хорошо знаете сказочных персонажей. И мне хотелось бы вам всем вручить медали “Лучший знаток сказок”. (Приложение 1)
Сегодня мы принимаем вас, дорогие ребята, в нашу большую семью читателей. Я надеюсь, что вы будете часто приходить в библиотеку в гости к Библиогномусу, много читать и, конечно, беречь книги.
Слайд 33. А чтобы книжки не были на вас в обиде, нужно запомнить несколько правил.
Слайд 34. А теперь — внимание! К торжественному ритуалу – смирно! Первоклассникам дать присягу! Дети стоя произносят слова присяги:
Присяга ее высочеству книге. Мы, юные почемучки, обещаем много читать, чтоб больше знать и суметь разгадать все тайны, обещаем с честью нести звание “читатель”.
Слайд 35. Теперь, когда вы знаете как обращаться с книгой, произнесли слова присяги, я поручаю второклассникам передать золотой ключик от школьной библиотеки первоклассникам. Право принять ключик получает ученик, который лучше всех содержит свои книжки.
Второклассники передают ключик.
Первоклассники: Принимая золотой ключик, мы, первоклассники, обещаем любить и беречь книгу.
Книга – друг твой и товарищ.
Мы берем ее везде.
Ведь она тебе поможет
И в учебе и в труде!
Книжки первые страницы
Вас встречают с детских лет
И несут вас, точно птицы,
Облетая целый свет.
Книга – радостная ноша
В путь с собой ее берешь,
Сколько книг прочтешь хороших –
Столько ты друзей найдешь!
Девчонки и мальчишки!
Всегда читайте книжки!
Всегда любите книжки!
Девчонки и мальчишки!
Слайд 36. А сейчас, ребята, я вручу вам читательские билеты, которые будут напоминать вам о нашем празднике, о вашем обещании читать и беречь книги. (Вручаются читательские билеты.) (Приложение 2). Вот вы и стали читателями- пользователями школьной библиотеки. Помните - день, проведенный без книги – потерянный день!
Новый читатель пожаловал к нам.
Это хорошая весть,
Очень приятно, что может он сам
Каждую строчку прочесть.
Слайд 37. (Звучит песня “Библиотека”). Наш чудесный праздник закончился. Сегодня вы первый раз посетили школьную библиотеку, и я надеюсь, что она станет самой главной библиотекой для вас на ближайшие одиннадцать лет. На каждого из вас заведен читательский формуляр (показать формуляр), т.е. книжечка, где записана ваша фамилия, имя, класс, домашний адрес и будут записываться книги. После уроков вы можете зайти к нам и выбрать книгу, которую вы хотите почитать дома. Но прежде чем взять книгу с собой, ее необходимо записать, т.е. подойти к библиотекарю. Помните о том, что книги из библиотеки выдаются только на 10 дней. Библиотечные книги нельзя терять, но если уж случилось такое, тогда необходимо принести взамен другую. Если книга порвалась — аккуратно ее подклейте. И, конечно же, с книгами нужно обращаться бережно.
До свидания ребята! Жду вас в нашей школьной библиотеке. Приходите. Буду очень рада вам!
- Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып. 5. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 232 с.
- Путешествие в Читай-город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы / авт.-сост. З.А. Чурикова, М.А. Багаева, И.А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 173 с.
14.11.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Сценарий экскурсии «Знакомство с библиотекой»
Знакомство с библиотекой
1 класс
Экскурсия
Цель экскурсии: привлечение первоклассников к чтению в библиотеке
В библиотеке в этот день должно быть особенно торжественно и празднично. Библиотекарь встречает детей приветливо. Знакомство с библиотекой начинается с рассказа библиотекаря об отделах библиотеки: абонементе и читальном зале. Рассказчик обращает внимание малышей на тематическое разнообразие изданий: книги о Донбассе, о родине, о том как живут и трудятся люди, о ровесниках, о том что происходит в природе, какие звери и птицы населяют нашу планету, есть книжки весёлые, добрые и волшебные. Готовые книжные выставки помогут ребятам в выборе книг.
Затем библиотекарь обращает внимание детей на то, как расставлены книги: слева направо, корешком наружу, по алфавиту авторов книг. Затем надо провести какое-нибудь интересное мероприятие, в котором виновницей торжества является книга. Дети должны унести с собой светлое, радостное чувство, которое осталось бы в их памяти.
Предлагаем провести утренник «Путешествие в страну сказок»
Оборудование: «Карта Страны Сказок» — карта, где красочно нарисованы «Страны» Чуковского, Андерсена, Перро; нарисованный воздушный шар, перемещающийся по карте, «Волшебная Книга» — большая самодельная книга с таинственными знаками, картонные звери из сказки Чуковского «Телефон», два игрушечных телефона, листочки с именами персонажей сказки «Дюймовочка», шапочка красного цвета, изображение следов Красной Шапочки и Волка, Кащей Злой и Кащей Добрый, рисунки горящего моря и бури, картина с изображением чистого синего неба, песня «Улыбка».
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит музыка.
Вед.: Дорогие ребята! Сегодня вы в гостях в удивительном доме, где живут книги. А в каждой книге много рассказов, сказок, интересных историй. Сегодня мы хотели бы почитать вам ваши любимые сказки, написанные Чуковским, Андерсеном, Перро.
ОТКРЫВАЕТ КНИГУ
Вед.: Что такое? Здесь только чистые листы! Куда подевалась сказка?
ПОКАЗЫВАЕТ КНИГУ «ТЕЛЕФОН», В КОТОРОЙ ЧИСТЫЕ СТРАНИЦЫ
Ладно, тогда я прочту вам другую сказку.
ПОКАЗЫВАЕТ «ДЮЙМОВОЧКУ», ОТКРЫВАЕТ
Ничего не понимаю! Здесь тоже чистые листы! Что случилось со сказками? Здесь тоже нет сказки!
ПОКАЗЫВАЕТ КНИЖКУ «КОТ В САПОГАХ» ТОЖЕ С ЧИСТЫМИ ЛИСТАМИ.
В это время стучат в дверь, ведущая получает телеграмму и показывает детям.
Ребята! Мы получили телеграмму из страны сказок.
ЧИТАЕТ ВСЛУХ.
«Нас заколдовал Кащей Бессмертный. И теперь мы не можем вернуться в свои книжки. Расколдуйте нас, дорогие первоклассники! Ведь вы всё можете, если только захотите. Ваши друзья, жители Страны Сказок.
Вед.:Нужно выручать жителей Страны Сказок из беды. Поможем им, ребята?
Дети: ДА!!!
Вед.:Тогда давайте собираться в путь. Вот карта Страны Сказок. Эта страна лежит за морями, за лесами, за высокими горами. Попасть в эту страну можно только на воздушном шаре. Вот он.
ПОКАЗЫВАЕТ НАРИСОВАННЫЙ НА КАРТОНЕ ШАР И ПРИКРЕПЛЯЕТ К КАРТЕ МАГНИТОМ.
С собой нужно взять Волшебную книгу – мало ли какие препятствия встретятся в пути. Без неё не обойтись.
ПОКАЗЫВАЕТ БОЛЬШУЮ КНИГУ С ТАИНСТВЕННЫМИ ЗНАКАМИ
Теперь сядьте поудобнее. Соблюдайте правила безопасности в полёте: за борт не выглядывать, по корзине не ходить и не шуметь, а то Кощей услышит нас. Вместо багажа возьмём с собой улыбку, весёлое настроение и, конечно, песню Итак, в путь!
ЗВУЧИТ МУЗЫКА
Летим надо морями, летим над лесами, летим над высокими горами!
ШАР ПЕРЕДВИГАЕТСЯ ПО КАРТЕ И ЗАВИСАЕТ НАД ОДНИМ ИЗ ОСТРОВОВ
Вот мы и в сказочной стране. Под нами остров Корнея Чуковского. Но что это? Пахнет дымом… Посмотрите вниз! Всё море в огне!
НА ЭКРАНЕ КАДРЫ ГОРЯЩЕГО МОРЯ.
Что делать! Как нам быть? Может нам поможет Волшебная Книга? Волшебная книга, помоги!
ОТКРЫВАЕТ И ЧИТАЕТ
О многоуважаемые храбрые первоклассники! Чтобы потушить пожар, нужно вспомнить, в каком стихотворении К. Чуковского загорелось море и кто его тушил.
Вед.: Ребята, вспоминайте скорее!
Дети: Путаница!
Вед.: Правильно, молодцы! Давайте хором вспомним, кто потушил горящее море.
…А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!»
Долго, долго крокодил
Море синее тушил…
…Тушат, тушат, не потушат,
Заливают – не зальют.
Тут бабочка прилетела,
Крылышками помахала,
Стало море потухать и потухло…
Вед.: Молодцы, ребята. Теперь мы можем опуститься на остров.
ШАР НА КАРТЕ ОПУСКАЕТСЯ
Посмотрите, по острову молча бродят какие-то звери. Откуда они и что тут делают? Посмотрим в Волшебную книгу.
ЧИТАЕТ
«О мудрые первоклассники! Эти звери из сказки К. Чуковского «Телефон». Они забыли все свои слова и не могут вернуться в свои книги. Вы их расколдуйте, если вспомните эту сказку от начала до конца»
Вед.: Нужно скорей помочь нашим друзьям. Перед вами все звери из сказки «Телефон».
НА ЭКРАНЕ ЗВЕРИ ИЗ СКАЗКИ
Я начну эту сказку и буду говорить за автора, а вы будете по очереди отвечать за зверей. Вот вам телефон. А вот мой телефон. Кото будет за Слона отвечать? Кто за Медведя? Кто за Цапель?
ДЕТИ ОДЕВАЮТ МАСКИ ЗВЕРЕЙ
У меня зазвонил телефон.
ЧМТАЮТ СКАЗКУ ДО КОНЦА
Вед.: Ну вот! Один остров мы расколдовали. Садимся на воздушный шар и летим дальше
МУЗЫКА
ЛЕТИМ НАДО МОРЯМИ, ЛЕТИМ НАД ЛЕСАМИ, ЛЕТИМ НАД ВЫСОКИМИ ГОРАМИ.
Начинается ветер. Ветер усиливается! Шар кидает из стороны в сторону.
Пошёл снег! Ничего не видно. Становится всё холоднее. Что такое? Что случилось? Начинается настоящая буря!
НА ЭКРАНЕ КАДРЫ СНЕЖНОЙ БУРИ
Мы пролетаем над островом Андерсена, но не можем там приземлиться и расколдовать его сказки. Волшебная книга, помоги!
ОТКРЫВАЕТ ВОЛШЕБНУЮ КНИГУ И ЧИТАЕТ
«О мудрые первоклассники! Если не вспомните, в какой сказке Андерсена живёт злая и холодная повелительница снежных бурь, то вы спасены!»
Вед.: Ребята, кто вспомнил? Кто знает?
Дети: «Снежная королева»
Вед.: Молодцы, ребята! Смотрите, небо вмиг очистилось от туч.
НА ЭКРАНЕ ЧИСТОЕ НЕБО
Под нами остров Андерсена. Снижаемся.
ШАР НА КАРТЕ ОПУСКАЕТСЯ НА ОСТРОВ
Нас встречает старая жаба. Из какой сказки она?
Дети: Из сказки «Дюймовочка»
Вед.: Правильно! Мы должны расколдовать эту сказку. И в этом поможет «Снежная Королева» Кто лучше всех знает эту сказку, будет у нас Снежной Королевой.
ВЫБИРАЕТ СНЕЖНУЮ КОРОЛЕВУ
Ты будешь Снежной Королевой. Вот тебе волшебная палочка. Сейчас я раздам детям записки с именами героев из сказки «Дюймовочка» Ты должна вспомнить и назвать всех. И разморозить их волшебной палочкой. Когда все герои будут разморожены, остров будет расколдован.
ИГРА НАЧИНАЕТСЯ. КОРОЛЕВА ДОЛЖНА НАЗВАТЬ ВСЕХ ГЕРОЕВ, ДЕТИ С ЗАПИСКАМИ ВЫХОДЯТ НА СЦЕНУ.
Вед.: Ура! Остров расколдован! Мы можем продолжать путешествие!
МУЗЫКА. ШАР НА КАРТЕ ДВИЖЕТСЯ К ОСТРОВУ ПЕРРО.
Вед.: Летим над морями, летим над лесами, летим над высокими горами!
Прямо по курсу вижу остров. Но почему так хочется спать? Что с нами случилось? Ребята, изо всех сил старайтесь н спать, потому что если мы все уснём, шар потеряет управление, его унесёт в сторону, и мы не сможем расколдовать остров Шарля Перро. Но нет никаких сил… Мы вот-вот уснём! Что нам делать? Надо спросить Волшебную Книгу
ОТКРЫВАЕТ И ЧИТАЕТ
«О мудрые первоклассники! Злая дрёма отпустит вас, если вы вспомните, в какой сказке Ш. Перро уснуло целое царство, целое королевство и отчего?»
Вед.: Ребята, кто помнит эту сказку? Быстрее скажите, а то мы тоже сейчас уснём!
Дети: Спящая красавица!
Вед.: Совершенно верно! И сонливости как не бывало! Мы опять чувствуем себя бодро! Продолжаем маршрут. А вот и остров Ш. Перро.
ШАР НА КАРТЕ СНИЖАЕТСЯ
На острове никого не видно… Но что это? Под деревом лежит шапочка. Вижу следы. Видно здесь что-то произошло. Придётся нам превратиться в следопытов. Сначала нужно узнать, чья это шапочка?
ПОКАЗЫВАЕТ ШАПОЧКУ КРАСНОГО ЦВЕТА
Дети: Красной Шапочки!
Вед.: Из какой сказки?
Значит, вот эти следы двух маленьких ног – это следы Красной Шапочки! А это чьи следы?
Дети: Это следы Волка!
Вед.: Кажется, я начинаю догадываться, что тут случилось… А вы, ребята?
ДЕТИ РАССКАЗЫВАЮТ, КАК КШ ВСТРЕТИЛАСЬ С Волком, как он её обманул и проглотил вместе с бабушкой.
Вот и расколдовали мы с вами Страну Сказок. Теперь можно лететь обратно.
ПЫТАЕТСЯ ПЕРЕДВИНУТЬ ШАР ПО КАРТЕ
Что такое? Наш шар не может взлететь. Неужели мы что-то перепутали или забыли? Не может быть! Давайте спросим Волшебную Книгу. Волшебная книга ,помоги ещё раз, пожалуйста.
«О первоклассники! Вас не хочет отпускать Кощей Бессмертный»
Вед.: Наверное, он где-то здесь, рядом. Ребята, поищите, не видно ли где-нибудь Кащея Бессмертного?
ДЕТИ ИЩУТ И ЗАМЕЧАЮТ ВЫГЛЯДЫВАЮЩИЙ ИЗ-ЗА ДЕРЕВА УГОЛОК ПЛАЩА КАЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО.
Вот он!
Вед.: Вот и попался злодей! Ребята, если мы его оставим здесь, то он снова заколдует Страну Сказок. Надо его перевоспитать. Как вы думаете, ребята, получится?
Дети: Дааа!
ВЕДУЩАЯ ОТКРЫВАЕТ ВОЛШЕБНУЮ КНИГУ, ЧИТАЕТ СЛОВА ЗАКЛИНАНИЯ
— ЛОРИКИ-ЕРИКИ, СКОРИКИ- МОРИКИ! ЗЛОЙ КОЩЕЙ, СТАНЬ ДОБРЕЙ!
Кощей становится улыбчивым и вежливым
Вед.: теперь мы можем возвратиться в библиотеку. Кащей нам не помешает.
Музыка. Шар летит в обратном направлении.
Вот мы и дома! Теперь вы сами можете читать ваши любимые книги, все сказки вернулись в книги.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА. ДЕТИ ПРОГУЛИВАЮТСЯ ПО БИБЛИОТЕКЕ, РАССМАТРИВАЮТ И ВЫБИРАЮТ КНИГИ.
infourok.ru
Библиотечный урок в 1 классе «Знакомство с библиотекой»
Тема: Первое посещение библиотеки.
Цель: Знакомство с библиотекой (абонементом и читальным залом), с правилами пользования библиотекой и оформлением записи в библиотеку.
Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотеке, обучить правилам пользования библиотекой.
Форма проведения: Путешествие в «книжный город». Билетом на поезд могут послужить красочные открытки с текстом адресованные детям.
Сегодня ты совершил путешествие в «книжный город».
Приглашаем тебя побывать у нас еще раз, где ты познакомишься с такими героями как Буратино, Винни-Пух, Незнайка, дядя Степа, Крокодил Гена и многими, многими другими увлекательными героями сказок, рассказов и стихов. Книги ты можешь взять домой и почитать с родителями, с братьями и сестрами.
Мы ждем тебя каждый день с 8.00 до 16.00 часов.
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в «книжный город», в котором живут самые сказочные, самые добрые, самые интересные герои. Поезд поведу я. Но для того чтобы мы с вами могли отправиться в путешествие нам нужны билеты. А билеты мы получим после того как отгадаем следующие загадки:
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга.)
Тридцать три Богатыря
К нам пришли из букваря.
Каждый ростом не велик,
А учиться всем велит.
Расскажут детям,
О всём на свете.
(Буквы.)
У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф.)
Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает –
Многое знает.
(Книга.)
Если хочешь умным стать,
Нужно много книг читать.
Чтоб найти все книги века
Приходи в …
(Библиотеку)
Достанет книги все для нас,
Любой рассказ она нам даст.
Где книга каждая стоит,
Она покажет, объяснит.
Конечно, это не аптекарь, а школьный наш…
(Библиотекарь)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
И так ребята, билеты у нас в руках и мы отправляемся в путь. Во время путешествия ведем себя тихо, так как наш поезд сказочный и волшебный, и если мы будем шуметь, то от нас убегут все сказочные герои. Вот так вы должны себя вести всегда, когда будете посещать нас «книжный город».
Ребята, как называется «книжный город», в который мы с вами отправились? – (ответ: Библиотека)
А кто живет в данном городе? (ответ: Книги, газеты, журналы)
Правильно ребята, этот город называют библиотекой, и в нем живут самые интересные книги, красочные журналы и газеты. Слово «библиотека» означает книгохранилище. Библиотеки появились давно, с тех пор, как люди научились писать. Все что они узнавали нового о жизни на земле, они доверяли книгам. Поэтому в библиотеках сохранилось очень много интересных книг. Посмотрите на них, молчаливые они тихо стоят на полках и ждут своего читателя, который подойдет, откроет страницу и унесется в сказочный и волшебный мир, в котором живут добрые и злые волшебники, веселые и озорные девчонки и мальчишки.
И вот наша первая остановка, которая называется «Абонемент». Если вы хотите взять книгу домой, то обязательно должны на абонементе записаться и уже можете взять любую книгу на дом на 10 дней.
Ребята, ответьте на вопрос: Как называют профессию людей, работающих в библиотеке? (ответ: библиотекарь)
Библиотекарь поможет вам найти нужную книгу, посоветует, что взять, познакомит вас, где найти нужные книги о природе, о дружбе, о приключениях, сказки, рассказы, стихи. У каждой книги есть свое место на полке и только библиотекарь знает где она стоит, как ее найти, и куда ее поставить.
Библиотекарь не может запомнить всех ребят, но хочет знать, кто же стал читателем «книжного города». Поэтому на каждого из вас заводиться вот такая книжечка, которая называется книжный формуляр. На первой странице я записываю ваше фамилию, имя, класс, возраст, и домашний адрес. А на второй и третьей странице записываю книгу, которую вы хотите взять домой почитать.
Посмотрите ребята, какая книжная выставка нас здесь встречает? (Оформлены книжные выставки «Что за чудо эти сказки», «Здравствуй, новый читатель!» где представлены яркие, расписные книжки – панорамы, книжки – игрушки, книжки — великаны, книжки – малютки).
С выставки книжки вы можете полистать, посмотреть, если вам понравилась какая, то книжка вы можете взять ее домой.
Вы ребята наверно знаете, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:
· Не рисовать, не писать ничего в книгах;
· Не вырывать листы, не вырезать картинки;
· Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
· Не читать книги во время еды;
· Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;
· Пользоваться закладкой.
А теперь ребята, мы отправляемся дальше. Следующая наша остановка — это читальный зал. Это комната в библиотеке, где всегда тихо и все читают. Книги из читального зала домой не выдаются, их вы можете почитать только здесь. Здесь вы можете познакомиться с энциклопедиями и справочниками. Это книги, которые знают всё, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать).
А здесь ребята посмотрите, какая выставка? Оформлена выставка «Мои любимые журналы».
Эти журналы вы можете посмотреть и почитать в читальном зале, посидеть и отгадывать кроссворды, порешить ребусы.
Наше путешествие по сказочному «книжном городу» заканчивается, сегодня ребята, вы познакомились с удивительным «книжным городом», которая называется библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой.
Давайте с вами проведем не большую игру «Что такое, как называется?»
Комната в библиотеке, где всегда тихо, и все читают? (Читальный зал)
Как называется дом, в котором живут книги? (Библиотека)
Что за книжечка, где записывают книгу, которую вы взяли почитать домой? (Книжный формуляр)
Где вы можете взять книжку на дом? ( На абонементе)
Человек, работающий в библиотеке, который вам поможет, найти нужную книгу? (Библиотекарь)
А теперь ребята, кто из вас желает быть читателем волшебного «книжного города» (Запись в библиотеку).
infourok.ru
Библиотечный урок – экскурсия.«Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья»
Библиотекарь, Баба Яга.
Биб.: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, куда сегодня пришли? (Ответы детей) Правильно, в библиотеку. А знаете, в нашей библиотеке водятся чудеса. Я сейчас вас с ними познакомлю. Но сначала послушайте сказку.
Библиотекарь берёт книгу сказок, открывает её и читает.
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были книги. Но не было у них дома. Представляете, как им жилось? Солнце обжигало их листы, дожди мочили их переплёты, ветер развевал страницы по всему свету. И вот однажды собрались все книги на центральной поляне знаний. И сказала тогда самая умная книга – энциклопедия: «Книжный народ! До каких пор нам ещё странствовать? Мы теряем своих лучших товарищей! Давайте построим свой кирпичный дом, соберём в нём все книги. Назовём его – библиотека». Почему именно так? А вот почему. «Библио» – означает книга, а «тека» – хранение.
Сказано – сделано. Словно из-под земли выросла библиотека. В её залах стали жить книги. Здесь были и взрослые: энциклопедии, романы, повести и весёлые детские книжки: сказки, рассказы, стихи. И стали приходить в библиотеку мальчишки и девчонки, их папы и мамы, бабушки и дедушки. Они брали книги домой, чтобы их читать. А для того, чтобы помогать детям и взрослым правильно выбирать книги, в библиотеке появились специальные люди – библиотекари. Стали книги жить весело, интересно и запели:
В библиотеке сельской
Мы славно заживём!
Мы в гости в дом чудесный
Тебя, читатель, ждём!
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!»
Слышится шум, грохот, крик. Выбегает Баба Яга.
БЯ: Это библиотека?
Биб.: Да, библиотека.
БЯ: Ну, тогда я правильно пришла! Давайте мне быстрее книжки, да побольше, побольше.
Биб.: Подожди, подожди. Какие книжки? Ведь ты в нашу библиотеку не записана, и даже не представилась.
БЯ: А вы разве меня не узнали? (к детям) Ребята, вы знаете, кот я такая? (Ответы детей)
Биб.: Ну, вообще-то мы с ребятами сразу догадались, что ты Баба Яга. Ведь ты зашла сюда и даже не поздоровалась.
БЯ: Ой, и правда.
Подбегает к ребятам и начинает с каждым здороваться за руку, называя своё имя.
Биб.: Баба Яга! Разве так здороваются! У тебя же рук не хватит со всеми поздороваться.
БЯ: А как надо?
Биб.: Ребята, как Баба Яга должна поздороваться? (Ответы детей)
БЯ: А-а-а, поняла. (громко) Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают)
Биб.: Вот теперь другое дело.
БЯ: Да я просто забыла, что надо поздороваться. Я ведь так спешила. Мне моя подружка, сорока настрекотала, что к вам сегодня придёт много читадетей.
Биб.: Кого – кого?
БЯ: Читадети. Ну, разве непонятно. Ведь они же читают книжки, значит читадети.
Биб.: Да, Баба Яга, ты это оригинально придумала, вот только правильно их будет называть читателями. Кстати, ты знаешь, что означает слово «библиотека»?
БЯ: Нет.
Биб.: Давайте, ребята, мы ей расскажем. Так вот, слово «библиотека» состоит из двух слов «библио» – книга, «тека» – хранение.
БЯ: (разочаровано) Так значит, здесь книги только хранятся? А я хотела у вас целую кучу книг взять.
Биб.: Что значит целую кучу книжек взять? Как-то ты неуважительно о них говоришь.
БЯ: Нет, что ты, я их очень люблю и уважаю. А если ты боишься, что я их не донесу, так вот у меня авоська есть. (показывает авоську)
Биб.: Ну, кто же в таких авоськах книги носит? А вдруг дождь пойдет или снег, или машина грязью забрызгает? Книги любят бережное к себе отношение. А раз ты заговорила о том, что хотела бы взять книги домой почитать, то скажи мне, ты знаешь, где книги выбирать?
БЯ: (задумчиво оглядываясь) Ну-у-у-у, наверно везде. (показывает в разные стороны руками) Там, там и там.
Биб.: Значит не знаешь. Сейчас я тебе расскажу.
Библиотекарь рассказывает о том, где в библиотеке находятся книги для взрослых и детей.
БЯ: Как интересно. А сколько в библиотеке книг?
Биб.: Очень много, девять тысяч.
БЯ: Ничего себе! Да я ж столько не унесу.
Биб.: Баба Яга, да тебе столько книг никто и не даст. Ведь у нас читатели берут только по пять книг. И прочитать эти книги они должны за 10 дней.
БЯ: Да я за 10 дней не успею прочитать книги.
Биб.: Это не беда. Если ты не успеешь прочитать за 10 дней взятые домой книги, ты можешь или прийти в библиотеку или позвонить по телефону и продлить книгу, т.е. взять её ещё на 10 дней.
БЯ: А у тебя в библиотеке есть любые книги, на любой вкус?
Биб.: Конечно!
БЯ: Значит у тебя и циклопедии есть?
Биб.: Что, что?
БЯ: Циклопедии. Ну, книги такие огромные, которые циклопы читают.
Биб.: Ты имеешь в виду сказочных одноглазых великанов?
БЯ: Ага.
Биб.: Я вообще-то не знаю, что читали циклопы и читали ли они вообще, но, может быть , ты спрашиваешь об энциклопедиях?
БЯ: А они большие?
Биб.: Есть и большие, и поменьше. Но самое главное они хранят в себе много полезной информации. Поэтому эти книги, как и многие другие, наиболее востребованные, хранятся в читальном зале. Это значит, что их можно читать только в библиотеке.
Библиотекарь показывает, где расположены энциклопедии, рассказывает о самых интересных детских энциклопедиях, показывает их.
Биб.: В этих энциклопедиях можно найти ответы на любые вопросы.
БЯ: А, я поняла! Это «Кудакалки», «Чтокалки» и «Ктокалки».
Биб.: Ну, ты Баба Яга и придумала. Таких энциклопедий не существует. Зато в нашей библиотеке есть замечательная детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». В этой энциклопедии есть сведения о разных планетах, об известных писателях, о литературных героях, о странах мира, о животных, о растениях, о достижениях науки и техники, и о многом другом.
А ещё у нас есть интересная детская энциклопедия «Где растёт? Что едят?». В этой энциклопедии есть раздел «Сказочная деревня», в котором перечислены сказки о животных. И сейчас я вам буду читать о чём сказка, а вы, ребята, должны угадать, что это за сказка.
Игра «Сказочная деревня».
1. «Жили-были на свете три поросёнка. Три брата. Все одинаковые, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Наступила осень, и пришлось поросятам подумать о жилье. Лишь один из братьев оказался рассудительным, благоразумным и благородным».
(«Три поросёнка»)
2. «У бабки и дедки была курица, но не простая. Она несла золотые яйца».
(«Курочка Ряба»)
3. «Был у одного хозяина осёл, и много лет таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе непригоден. Хозяин решил, что кормить осла теперь не стоит. Несправедливо обиженный осёл ушёл из дома и оправился в город Бремен, где повстречал друзей».
(«Бременские музыканты»)
4. «Давным-давно жил мельник. Он умер, оставив сыновьям мельницу, осла и кота. Старшему сыну повезло больше всех – он унаследовал мельницу. Средний получил осла и решил уйти из дома на поиски счастья. Младшему брату пришлось взять себе кота».
(«Кот в сапогах»)
5. «Случилось это давным-давно. На крестьянском дворе утка высиживала яйца. Наконец яичные скорлупки затрещали, и из них выкарабкались шесть пушистых утят. И лишь седьмое яйцо, самое большое, так и осталось целым…»
(«Гадкий утёнок»)
После игры Баба Яга подходит к стеллажу с журналами.
БЯ: А это что за книги такие?
Биб.: Это не книги. Ребята, скажите, что это такое? (Ответы детей) Правильно, ребята, это журналы.
Библиотекарь рассказывает о том, какие журналы для детей выписывает библиотека.
Биб.: А ты Баба Яга своими руками что-нибудь делать любишь?
БЯ: Да я вообще всё своими руками делаю: и шью, и вышиваю, и детей в печке запекаю. Э-э-э, вообще-то это я раньше детей в печке запекала, а теперь добрая стала, детей полюбила, поэтому больше так не поступаю. Не бойтесь, ребята.
Биб.: Ну, раз так, то я советую тебе взять журнал «Коллекция идей», в нём ты найдёшь много интересных поделок.
БЯ: Обязательно возьму!
Биб.: А вообще, Баба Яга, ты какие книги хотела в библиотеке взять?
БЯ: Сказки! Я очень сказки люблю. Я их уже столько перечитала! И ещё почитать хочу.
Биб.: Ну вот я сейчас и проверю, внимательно ли ты сказки читаешь! А вы, ребята, любите сказки? Знаете их хорошо? (Ответы детей) Тогда вы сможете помочь Бабе Яге отгадать загадки о сказочных героях.
Викторина «Загадки о сказочных героях».
1. Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
Золушка
2. Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …
Медведь
3. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
Дюймовочка4. Дед и баба вместе жили
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
Снегурочка
5. Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.
Мальвина6. Черепахе 300 лет
Уж её и старше нет.
И она-то рассказала
Тайну, о которой знала
И которую хранила,
Буратино ключ вручила:
«Вот он, ключик золотой.
В город Счастья дверь открой.
Я ж в пруду останусь тут.»
Черепаху как зовут?
Тартила7. Он всегда, как день варенья,
Отмечает день рожденья,
На штанишках кнопку тиснет,
Чтоб отправиться в полёт,
Под пропеллером повиснет
И летит, как вертолёт.
Парень он, «в расцвете лет».
Кто он? Дайте-ка ответ.
Карлсон8. Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Кот в сапогах9. Эту как зовут старушку?
Просит бабушка избушку:
«Разверни-ка свой фасад:
Ко мне — перед, к лесу — зад!»
Топнет костяной ногой.
Звать бабулечку ….
Баба Яга10. У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, —Винни – Пух
Биб.: Молодец, Баба Яга! Спасибо, ребята, за то, что Бабе Яге помогли загадки отгадать. А теперь Баба Яга можешь выбрать книгу.
БЯ: Ура!
Баба Яга начинает бегать, перебирать, хватать книги, переставлять их с места на место.
Биб.: Стоп! Подожди, Баба Яга!
БЯ: Что такое?
Биб.: Ты неправильно книги выбираешь. Если ты взяла книгу, но не захотела брать её домой, то нужно поставить эту книгу обратно, на то самое место, откуда ты её взяла.
БЯ: Ой, ну подумаешь… И какая разница, куда её поставить.
Биб.: Да, нет, Баба Яга, очень большая. Вот представь себе: каждый из ребят, сидящих здесь, живёт на своей улице, в своём доме, в своей квартире, а ты возьмешь и отведёшь их по чужим адресам: Сашу – по Максимкиному адресу, а Свету – по Алешиному. Как ты думаешь, Баба Яга, что тогда получится?
БЯ: Ой, это какая-то великая перепутаница.
Биб.: И действительно, наверное, это никому не понравится: ни родителям, ни самим ребятам. Правда, ребята? Так что, запомни, Баба Яга, что существует целая система расстановки книг в библиотеке, чтобы их можно было легко и быстро найти.
БЯ: А-а-а. Поняла. Книжки – это жильцы большого дома и прописаны они по своим адресам.
Биб.: Верно, Баба Яга, вижу, ты всё правильно поняла. А я вот как раз для ребят одну интересную игру придумала.
Конкурс «Адрес книги».
На полках прикреплены рисунки предметов из разных сказок. Детям предлагается расставить книги на эти полки, т.е. найти нужный адрес книги.
1. «Принцесса на горошине» – горох.
2. «Винни – Пух и все-все-все» – бочонок меда.
3. «Золушка» – хрустальная туфелька.
4. «Кот в сапогах» – сапог.
6. «Малыш и Карлсон» – банка с вареньем.
7. «Колобок» – колобок.
Биб.: Молодцы, ребята! А сейчас, Баба Яга, выбери, наконец, книгу.
БЯ: (осторожно, аккуратно и неторопливо выбирает) Конечно, конечно, уж я так выберу, так выберу. (берёт самую новую и красивую книгу) Вот, эту книгу хочу взять.
Биб.: Хорошо Баба Яга, ты интересную книгу выбрала, новую, красивую. А вот, ребята, если вам в руки попадёт потрёпанная, не очень новая книга, разве вы откажетесь её прочитать? (ответы детей) Потрёпанная книга может оказаться интереснее, чем новая, а потрепана она так потому, что много детей её прочитали. Но с книгами нужно аккуратно обращаться, чтобы они могли послужить и другим читателям. А чтобы сохранить чистоту книг, надо соблюдать правила пользования книгой.
Баба Яга, вот если ты не дочитаешь книгу до конца, то как запомнишь то место, где закончила читать?
БЯ: Загну страницу книги и всё.
Биб.? Ну, что вы на это, ребята, скажете? (Ответы детей) Конечно, надо воспользоваться закладкой. В качестве закладки можно использовать любой листочек, а можно купить в магазине специальную закладку.
А как ты, Баба Яга, будешь страницы книги листать.
БЯ: А вот так! (начинает плевать на пальцы)
Биб.: (выхватывает книгу из рук Бабы Яги) Нет, нет, Баба Яга, так страницы книги листать нельзя!
БЯ: А чего?
Биб.: Перелистывать страницы книги надо аккуратно. (показывает, как это надо делать) А если ты, Баба Яга, будешь листать их мокрыми руками, то они запачкаются и некрасиво загнуться.
БЯ: А, поняла, поняла!
Биб.: А как ты думаешь, Баба Яга, можно в книгах рисовать, писать?
БЯ: Ха, конечно можно! Я всегда кому-нибудь усы или очки пририсовываю.
Биб.: Нет, Баба Яга, ты опять не права. В книге нельзя рисовать и писать. Ведь если ты пририсуешь герою усы, то ребята, которые будут читать эту книгу после тебя, не смогут понять что это за герой.
БЯ: (обижено) Ну, раз я совсем ничего не знаю, пусть ребята мне расскажут ещё другие правила пользования книгой.
Ребята с помощью библиотекаря рассказывают Бабе Яге о том, что книги нужно носить в пакете, не трогать её грязными руками, нельзя бросать, рвать, нужно держать её подальше от домашних животных.
Биб.: А самое главное, Баба Яга, книги нужно вовремя возвращать в библиотеку.
И теперь, когда ты, знаешь всё про библиотеку и усвоила правила пользования книгой, ты становишься читателем нашей библиотеки. Я заведу на твоё имя специальную книжечку – формуляр, куда буду записывать все книги, которые ты будешь брать в библиотеке. (демонстрирует формуляр)
А вам, ребята, для того, чтобы стать читателями библиотеки, нужно прийти с мамой или папой, бабушкой или дедушкой, старшим братом или сестрой.
БЯ: Вспомнила! Я ведь, когда по лесу шла, набрела на денежное дерево. На нём висели денежки, я их собрала и принесла ребятам.
Баба Яга раздаёт шоколадные монетки участникам мероприятия.
БЯ: Ну, ладно, книгу я выбрала, пойду теперь домой. До свидания, ребята! (уходит)
Биб.: Наша экскурсия по библиотеке подошла к концу. Ребята, я вас приглашаю стать активными читателями нашей библиотеке. Ведь если вы будете много читать, будете много знать, сможете открыть волшебные тайны планет и звёзд, сумеете разгадать загадки природы, и может быть однажды на книжной полке вам попадётся книга, которая поведёт вас по жизни.
bibliodom.ru
Библиотечный урок «Знакомство с библиотекой»
Знакомство с библиотекой.
(Библиотечный урок в 1 классе)
Тема: Первое посещение библиотеки.
Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.
Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.
Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке периодических изданий для начальной школы.
Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке.
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. И живут наши друзья-книги в доме, который называется библиотека. Что же такое библиотека? Это книгохранилище (библио – книга, тека – хранить). Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Наша библиотека состоит из двух частей: абонемент и читальный зал. На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами).
А вот эти книги и журналы на дом не выдаются, а читаются здесь. С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд. Справочный фонд – это энциклопедии и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать). А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.
Для того чтобы ученики быстрее ознакомились с нашим книжным фондом, мы делаем книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему, а книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами на выставке «По страницам любимых книг». Есть хорошие книги, которые почему долго не берут читать. Такие книги у нас помещены на выставке «Незаслуженно забытые книги».
Дети видят их, берут читать, и некоторые из них потом переходят на выставку любимых книг.
Вам, наверное, дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:
· Не рисовать, не писать ничего в книгах;
· Не вырывать листы, не вырезать картинки;
· Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
· Не читать книги во время еды;
· Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;
· Пользоваться закладкой.
Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки?
Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете. Вы должны отгадать загадки.
Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка, что зовется… (Чебурашка).
(Показать книгу о Чебурашке). Молодцы ребята, а теперь отгадайте другую загадку:
Городок их маленький, но в нем народ удаленький.
Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам:
Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську.
Ребята, в какой книге живут эти герои? (Показать книгу о Незнайке).
Ну, молодцы, ребята! А теперь отгадайте новую загадку.
В этом доме именины, много было там гостей.
И на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,
Но коварному злодею кто-то голову срубил.
В какой сказке происходит это действие?
(«Муха-цокотуха»)
Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки. А теперь вам ещё одна загадка.
Бабусю знает целый свет,
Ей отроду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Изба её на курьих ножках. (Кто это?)
Как у Бабы-Яги, старой костяной ноги,
Есть замечательный аппарат летательный.
Что же это за аппарат?
И это вы, конечно, знаете. А, вот, попробуйте отгадать такую загадку.
У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы
Высоко они летят. Далеко они глядят.
Что это за сказка? («Гуси-лебеди»)
Она на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть ей на бал,
То голову принц от любви потерял,
Она башмачок потеряла тогда же,
Кто она такая, кто мне подскажет?
(В какой сказке жила эта героиня? – «Золушка»)
Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом,
Кем же были эти маленькие дети?
(В какой сказке они живут? – «Волк и семеро козлят»)
И последняя загадка:
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет. («Федорино горе»)
Молодцы, дети, все мои загадки отгадали. А у меня есть для вас ещё потруднее загадки. Смотрите, у меня есть вот такая корзинка, а в ней какие-то вещи. Вы сейчас должны отгадать, что это за вещи, и из какой они сказки.
1. Здесь лежит предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька. Они успокоились только тогда, когда получили взамен такой же предмет, но золотой. (Яйцо. «Курочка-ряба»)
2. Из-за этого предмета одна прекрасная принцесса проспал 100 лет, уколов им палец. Но её спас принц, Что это за предмет? (Веретено. «Спящая красавица»)
3. А эту вещь проглотил крокодил, когда он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил. Что же он проглотил? (Мочалка. «Мойдодыр»).
4.Этот предмет я вам покажу, но вы должны сказать, как звали девочку, которая спала в маленькой ореховой скорлупке, которая служила девочке кроватью? (Дюймовочка. Г-Х. Андерсен)
Ну вот. Разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки. А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала.
Проводится викторина. Дети делятся на две группы, перед каждой на столе листочки с вопросами, обе группы одновременно берут билеты и готовят коллективный ответ, договариваются, кому отвечать. Для подсказки на столе лежат книги, в которых указаны полное имя и отчество писателя, энциклопедии, журналы и т.д.
В заключение урока библиотекарь рассказывает, что и как должны делать ученики при посещении библиотеки. Дети подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи. Предварительно библиотекарь с помощью одного из детей в игровой форме показывает, что нужно делать, придя в библиотеку, как правильно выбрать и записать книгу. Проигрываются все действия ребенка, пришедшего в библиотеку. Тем самым закрепляется рассказ о правилах пользования библиотекой.
nsportal.ru