Саша дразнилка артюхова читать – Рассказ Саша — дразнилка
ТЕМА «Н.Артюхова «Саша — дразнилка»
МБОУ «Знаменская СОШ» учитель начальных классов Калиновская Л.Г.,
Урок литературного чтения. 1 класс. «Школа России»
Тема урока: «Н. Артюхова «Саша – дразнилка»
Цели урока: познакомить с рассказом Н.М.Артюховой «Саша – дразнилка»;
обучать навыкам чтения: правильному, беглому, осознанному , выразительному чтению целыми словами;
совершенствовать навык деления текста на части и подбора заголовков к частям рассказа;
развивать умение анализировать произведение, определять опорные слова для пересказа;
развивать речевые умения, творческие способности, внимание, память;
прививать интерес к чтению;
воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые УУД:
Предметные:
читать тексты произведений целыми словами; воспроизводить предложения с различной интонационной окраской; находить в тексте слова, которые характеризуют героя произведения. оформлять свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения.
Метапредметные:
под руководством учителя сформулировать основные задачи урока, этапы урока; работать в паре, выполняя правила совместной работы.; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Личностные:
правильно реагировать на поступки других людей; формировать умение выделять главное;
способность к самооценке;
наличие учебно-познавательной мотивации
Оборудование: рассказ Артюховой «Саша – дразнилка», карточки с заданиями, текст для речевой разминки, картинка мальчика, у каждого по 1 шару зелёного, красного и жёлтого цветов (из бумаги) .
Ход урока
Организация детей
Готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!
— Садитесь, пожалуйста.
1.Мотивация учебной деятельности.— Я думаю, что у вас хорошее настроение и вы готовы к работе. Вы очень внимательные ребята, и сразу заметили, что на доске картинка этого красивого
мальчика.
Речевая игра-разминка
Ра-ра-ра – начинается игра!
Ру-ру-ру – прискакало кенгуру!
Ри-ри-ри – улетели снегири!
Ры-ры-ры – искусали комары!
Ро-ро-ро – несу тяжёлое ведро!
Ра-ра-ра – и закончилась игра!
Вывод: Итак, мы приготовили свой речевой аппарат для дальнейшей работы на уроке литературного чтения.
2. Актуализация изученного материала.
Какой раздел литературного чтения мы изучаем ? («И в шутку и всерьёз»). Какие произведения мы прочитали в этом разделе? (Ирина Токмакова
« Мы играли в хохотушки» ,Яков Тайц « Волк»). Что их объединяет? (Смешные и весёлые)
Для чего пишут авторы такие веселые и смешные произведения?
В разделе «И в шутку и всерьёз» поэты сочиняют весёлые рассказы и небылицы не только для удовольствия. Их произведения помогают нам посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки и понять, что в каждой шутке есть доля правды.
3.Построение проекта выхода из затруднения.
— А теперь, ребята, помогите сформулировать тему сегодняшнего урока (ответы детей).
— Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться детская писательница Нина Михайловна Артюхова
Нина Михайловна Артюхова прожила долгую жизнь — 89 лет..
Она работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей. Все её произведения учат детей быть добрыми и справедливыми, смелыми и честными, верными своему слову. Известные её произведения «Большая береза» «Трудный вечер» «Саша – дразнилка»
-Как вы думаете, какое из данных произведений мы будем сегодня изучать? («Саша-дразнилка»).
— Рассказ, который мы будем сегодня изучать так и называется «Саша –дразнилка»,
Я его вот таким представила как на картинке.
Определим задачи урока:
— учимся читать правильно, осознанно, выразительно;
— учимся анализировать произведение;
— учимся быть воспитанными.
5.Реализация построенного проекта.
Работа в парах
— Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”?
Словарная работа
— Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре:
ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.
“Дразнилка” — человек, который дразнит другого.
Что общего между этими словами? (корень)
Подготовительная работа к восприятию
— Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили?
— Какие чувства вы испытывали в тот момент? (ответы детей)
— Ребята, чтобы вам легче было назвать свои чувства, я вам дам вот такую подсказку:
Возмущён Стыдно Рассержен Сердит Тяжело
Неловко Печален Неприятно
Первичное восприятие текста
Чтение произведения учителем.
Цель: О ком пойдёт речь в рассказе?
5. Первичный анализ произведения.
О ком идет речь в тексте?
Каковы ваши впечатления от прочитанного?
Какие чувства вы испытали?
Где происходит событие?
Работа с текстом.
— Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (две части)
Чтение 1 части. Чтение по цепочке.
Какая проблема возникла между братом и сестрой? ( брат дразнит сестру).
— Какой совет дал папа Ляле? (а ты не дразнись)
-Ребята, у меня есть три заголовка, какой из них больше подойдет к 1 части. ( «Не дразнись» «Саша заплакал» «За столом» )
Словарная работа.
— Прежде чем прочитать 2 часть, поработаем над чтением трудных слов и их
значением.
— У вас на парте лежат карточки со словами из текста, прочитайте про
себя, а затем в парах, 1 вариант – читает по слогам, 2 вариант – читает
бегло. Затем плавное хоровое чтение.
Завт-ра-ка-ли — завтракали
По-перх-нул-ся — поперхнулся (лексич. зн.-закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)
Нас-морк — насморк
Дро-жа-щим — дрожащим (Быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)
Поп-рав-ляй-ся — поправляйся
(Чтение второй части учащимися)
— Понравилось чтение? (да)
— Получилось ли у ребят передать эмоции главных героев? (получилось)
Физкультминутка
Чтение 3 части.
А теперь прочитаем рассказ до конца. (Читает 1 ученик)
— Почему заплакал Саша? (было обидно)
— Помог ли Ляле папин совет?
(Вывод: Ляля не стала обращать внимания. )
-Почему изменилось настроение Саши? Ляли? (Ляля плакала, обижалась на брата, но потом поняла, что брату можно помочь избавиться от плохих слов. Надо только не обращать внимания. Саша получал удовольствие, когда дразнил сестру, но потом сам ощутил на себе, как бывает обидно, до слёз, когда тебя дразнят.)
— Хорошее или плохое качество — ДРАЗНИТЬСЯ?
Выборочное чтение
Прочтите, что посоветовал Ляле папа.
Прочтите тот отрывок из рассказа, в котором описывается перемена отношения девочки к обидам брата.
Прочтите отрывок, в котором описывается, как Саша обиделся и заплакал.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1. Восстановление последовательности событий.
В каком порядке происходили события?
Я её дразню, а она не дразнится.
Ребята сидели за столом и завтракали.
Меня Саша дразнит.
2. Выбрать другие названия для этого рассказа, раскрывающие основную мысль этого произведения.
Не дразнись.
Брат и сестра.
Папин совет.
Трусиха и плакса.
Свое название.
3. Подготовка к пересказу.
Сколько частей в рассказе?
Как он начинается?
Какая главная мысль 1 части?
Как можно озаглавить первую часть, взяв для заголовка предложение из текста? Такой план называется цитатным.
Какие слова здесь главные, опорные?
Что главное во 2 части? Как озаглавить вторую часть? Какие слова здесь главные, опорные?
Как озаглавить третью часть рассказа? Какие слова здесь главные, опорные?
Запись на доске
1. Меня Саша дразнит.
2. Ребята сидели за столом и завтракали.
3. Я ее дразню, а она не дразнится.
Пересказ рассказа по плану.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа над иллюстрацией. Работа в группах
Рассмотрите иллюстрацию. К какой части рассказа она подходит?
На карточках заданы вопросы, на которые нужно ответить группе
1 группа:
Кто изображен на иллюстрации? Как художник изобразил кошку?
2 группа:
Как художник нарисовал маму?
3 группа:
Как выглядит Саша?
4 группа: Какая на иллюстрации Ляля?
5 группа: Прочитайте, к какому эпизоду подходит эта иллюстрация?
Проверка ответов устно.
Вывод: Над каким человеческим качеством мы должны задуматься, прочитав этот рассказ? (Не нужно дразнить другого, когда тебе самому это неприятно и обидно)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Прочтите пословицы:
— В каждой шутке есть доля правды.
— Кто не любит шуток, над тем не шути
— Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.
— И рад бы заплакать, да смех одолел.
Какие пословицы подходят к рассказу «Саша-дразнилка»?
Объясните их значение.
Итог
— С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)
— Кто написал этот рассказ? ( Н.М.Артюхова)
— Основная мысль произведения ( Чему научил вас этот рассказ?)
— Ребята, перед вами правила общения с друзьями. Выберете те правила, которые вы регулярно выполняете.
Убери из речи плохие слова.
Клички используй только для животных.
Перестань обижаться.
Не дразнись сам.
Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
— Сегодня на уроке, ребята, очень хорошо работали, молодцы!
9. Рефлексия.
-У вас на столах шары, подарите их Саше.
Зелёный , если у вас всё на уроке получилось и вы довольны своей работой
Жёлтый, если не всё удалось.
Красный, если вам на уроке не понравилось.
10. Домашнее задание.
Если вам захочется, прочтите ещё раз этот рассказ и нарисуйте рисунок к нему.
multiurok.ru
Саша-дразнилка. Универсальная хрестоматия. 1 класс
Саша-дразнилка
Саша очень любил дразнить свою сестрёнку. Ляля обижалась и плакала.
– О чём ты плачешь, Лялечка? – спрашивал папа.
– Меня Саша дразнит!
– Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.
Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.
Ребята сидели за столом и завтракали.
– Вот я сейчас поем, – начал Саша, – и твою куклу за ноги к люстре подвешу.
– Ну что ж, – засмеялась Ляля, – это будет очень весело!
Саша даже поперхнулся от удивления.
– У тебя насморк, – сказал он, подумав. – Тебя завтра в кино не возьмут.
– А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.
– Все вы, девчонки, – дрожащим голосом проговорил Саша, – все вы ужасные трусихи и плаксы.
– Мне самой мальчики больше нравятся, – спокойно ответила Ляля.
Саша посмотрел кругом и крикнул:
– У меня апельсин больше, чем у тебя!
– Ешь на здоровье, – сказала Ляля, – поправляйся.
Тут Саша не выдержал и заплакал.
– О чём ты плачешь, Сашенька? – спросила мама, входя в комнату.
– Меня Лялька обижает! – ответил Саша, всхлипывая. – Я её дразню, а она не дразнится!
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
lit.wikireading.ru
Артюхова Нина рассказ «Саша — дразнилка» / Читательский дневник 1 класс / ГДЗ Грамота
Читательский дневник по рассказу «Саша-дразнилка» Нины Артюховой
Автор: Артюхова Нина Михайловна
Название произведения: «Саша-дразнилка»
Число страниц: 1
Жанр: Рассказ
Главные герои: Саша, Ляля, папа.
Краткое содержание рассказа «Саша-дразнилка»
Саша своими дразнилками доводил сестру Лялю до слез.
Папа дал девочке совет – не обижаться.
И это действительно помогло.
Когда на очередную дразнилку Ляля ответила шуткой, Саша обиделся и заплакал.
План произведения «Саша дразнилка»
1) Обиженная Ляля
2) Разговор с папой
3) Семейный завтрак
4) Дразнилки Саши и шутливые ответы Ляли
5) Саша начал плакать
Рисунок — иллюстрация к рассказу «Саша — дразнилка»
Главная мысль рассказа «Саша — дразнилка»
Если человек не обращает внимания на обидчиков, их пустые слова, то и обижать дразнилками его не интересно.
Чему учит произведение
Произведение учит не обращать внимания на пустые слова-дразнилки и не обижаться по любому поводу.
А к обидчикам относится проще и проявлять чувство юмора.
Синквейн
Дети.
Маленькие, обидчивые.
Дразнят, обижаются, плачут.
Дразнилки вызывают обиды и слезы.
Детство.
Отзыв по произведению
Мне очень понравился рассказ «Саша-дразнилка».
Он научил меня относиться к словам обидчиков проще, с юмором.
Теперь я не буду обижаться на дразнилки, и меня дразнить станет не интересно.
Пословицы к произведению:
Любишь шутить над Фомой, люби и над собой.
Смеется тот, кто смеется последним.
Готовый читательский дневник 1 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.
gdz-gramota.ru
«Н.М.Артюхова Саша дразнилка» 1 класс
МБОУ Локотская средняя общеобразовательная школа № 3
Конспект урока
литературного чтения,
проведенного в 1 а классе
МБОУ Локотская СОШ № 3
по теме:
Н.М. Артюхова «Саша – дразнилка»
Урок подготовлен
учителем высшей категории
Брусковой Т.А.
Тема урока: Н.М. Артюхова «Саша – дразнилка»
Цель: Познакомиться с произведением Н. Артюховой «Саша – дразнилка» и с биографическими сведениями автора, продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, учиться работать с текстом, делить его на части, развивать умение анализировать произведение, творческие способности, речь, память, мышление, воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся читать юмористические произведения, передавая их настроение, объяснять смысл названия произведения, находить слова, которые отражают характер героя, находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, высказывать свою точку зрения.
Оборудование: Компьютерная презентация по теме урока, тест, карточки –помощники
Ход урока
1 .Орг. момент.
Слайд
Готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!
— Садитесь, пожалуйста.
Слайд Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
— А после того, как вы друг другу улыбнулись, всем стало хорошо и приятно.
И настроение сразу улучшилось
-Вот с таким замечательным настроением мы будем работать сегодня на уроке литературного чтения. Слайд
В конце урока мы тоже посмотрим, какое у вас будет настроение?
2.Подготовительная работа к восприятию литературного произведения.
-А вот у меня сейчас было не очень хорошее настроение, потому что я видела такую ситуацию (2 мальчика разыгрывают сценку)
— Кто кого обидел первым? Слайд
-Он меня -Нет, он меня
-Кто кого ударил первым?
-Он меня, -Нет, он меня.
-Вы же раньше так дружили
-Я дружил -И я дружил
-Что же вы не поделили?
-Я забыл -И я забыл
-Ребята, так почему же вы ссоритесь? Что случилось?
-А Стас дразнится
-А что это значит, дразнится? (ответы детей)
-Да, к сожалению, бывают у нас такие ситуации, когда ребята обзывают друг друга
—Какие чувства вы испытываете в тот момент? (ответы детей) Слайд Словарь настроения.
— Познакомьтесь со словарём настроения и скажите, какие слова из словаря вы не назвали?
-Обижен -сердит — печален -возмущён
— Какие советы вы можете дать человеку, которого дразнят, чтобы помочь ему справиться с этой бедой? (варианты детей)
— Разобраться с нашей проблемой поможет детская писательница Нина Михайловна Артюхова
3.Актуализация новых знаний. Постановка целей урока. Слайд
Нина Михайловна Артюхова- детская писательница, родилась в 1901 году в Москве , семье известного купца- книжного издателя Михаила Ивановича Сабашникова и прожила 89 лет. Нина Михайловна закончила Московский Государственный университет, работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей. Её произведения о честности, доброте, желании помочь другому человеку, об умении по-настоящему дружить. Хорошо известны её рассказы «Совесть», «Трусиха», «Маринка» и другие. Свои рассказы Н.М. печатала в детских журналах “Затейник”, “Мурзилка”.
Сегодня мы познакомимся с одним из ее рассказов
-Название рассказа вы узнаете, когда соберете буквы по порядку. Работу выполните в парах
У детей на партах лежат карточки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
С а ш а д р а з н и л к а
Пара, которая сделает это быстрее всех – поставьте карточки на доске
— Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомимся сегодня? Слайд
— А теперь, ребята, вспомните всё, о чём мы говорили, и помогите сформулировать тему сегодняшнего урока (ответы детей). Слайд .
— Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться произведение Нины Михайловны Артюховой “Саша-дразнилка”, в котором мы найдём ответ на этот вопрос.
4. Работа по теме урока
— Как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”?
— Сделайте предположение, о ком пойдет речь в нашем рассказе?
1) Словарная работа
— Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре: Слайд
ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.
“Дразнилка” — человек, который дразнит другого.
— Наконец настало время познакомиться с рассказом Н.М. Артюховой “Саша-дразнилка”.
— Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать рассказ.
— Чтение рассказа учителем.
2) Первичное восприятие
— Понравился ли вам рассказ
— Правильно ли мы предположили, что рассказ о Саше, который дразнится?
— О ком он?
— Как звали детей?
-Почему Сашу называли дразнилкой?
— Что чувствовала Ляля, когда ее дразнил брат?
— Помог ли ей папин совет?
3) Чтение рассказа детьми.
— Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (две части)
— Первую часть прочитайте жужжащим чтением.
— Какая проблема возникла между братом и сестрой? (брат дразнит сестру)
— А какой совет дал папа Ляле? (а ты не дразнись)
— Прежде чем прочитать II часть, проведем подготовительную работу, поработаем над прочтением трудных слов и над лексическим значением некоторых слов. Слайд
Зав-тра-ка-ли — завтракали
По-перх-нул-ся — поперхнулся (лексич. зн.- закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)
На-сморк — насморк
Дро-жа-щим — дрожащим (Быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)
Поп-рав-ляй-ся — поправляйся
4) Чтение 2 части по цепочке
-Помог ли папин совет Ляле? (Да.)
-Почему заплакал Саша? (было обидно)
-Почему ему было обидно? (Ляля перестала обращать внимание)
5) Тестовая работа
— А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали текст? Для этого выполните тест.
1. Как звали сестру Саши?
А) Лена Б) Люся В) Ляля
2. Какой совет дал папа дочке?
А) отойди Б) не дразнись В) тоже дразнись
3.Ребята сидели за столом и …
А) завтракали Б) обедали В) ужинали
4. Саша хотел подвесить куклу к …
А) кровати Б) форточке В) люстре
5.От удивления Саша …
А) захлебнулся Б) поперхнулся В) раскрыл рот
6. По мнению Саши, девчонки …
А) трусихи и злюки Б) зануды и плаксы В) трусихи и плаксы
7. Мальчик считал. Что у него больше …
А) апельсин Б) мандарин В) яблоко
-Можно ли нашему рассказу дать другое название?
-Выберите и обоснуйте ваше мнение
6) Работа над иллюстрацией.
Работа в группах
— Объединитесь в группы и рассмотрите иллюстрацию на стр. 11: Слайд .
1 гр. – Как художник нарисовал маму и кошку? Чему они удивлены (ответы детей)
2 гр. – Как выглядит Саша? (ответы детей)
3 гр. – Какая на иллюстрации Ляля? (ответы детей)
7) Чтение по ролям
-А теперь давайте прочитаем 2 часть рассказа по ролям так,
чтобы было понятно, что Саша сердится, а Ляля нет
-Нашли ли мы с вами ответ на поставленный вопрос в начале урока?
— Можно ли дразнить другого человека?
-Будет ли ему приятно?
-А как поступить, если человек все – таки дразнится?
— Какие еще правила дружбы вы можете назвать?
– Прочитайте правила дружбы. Слайд
Надеюсь, вы тоже последуете папиному совету, и не будете дразнить друг – друга и будете знать, как ответить дразнилке.
5.Итог урока
— С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)
— Кто написал этот рассказ? ( Н.М.Артюхова)
— Основная мысль произведения ( Чему научил вас этот рассказ?) (не дразниться)
— Сегодня на уроке очень хорошо работали (ученики), молодцы!
6.Рефлексия Слайд
-Понравился ли вам урок?
-Пригодится ли папин совет?
— Наш урок мы начали с определения настроения.
Сейчас определим наше настроение в конце урока.
— Из карточек, которые лежат у вас на партах выберите ту, которая соответствует вашему настроению и покажите мне.
-Оцените свою работу на уроке Слайд
infourok.ru
Открытый урок по литературному чтению в 1 классе на тему Н. М. Артюхова » Саша- дразнилка»
МОУ « Рощинская школа»
Открытый урок
по литературному чтению
в 1 классе
на тему:
Н.М.Артюхова «Саша-дразнилка»
Подготовила
учитель начальных классов
Шевчук О.В.
2015-2016 учебный год
Тема урока: Н. Артюхова «Саша – дразнилка»
Цели урока: познакомить с рассказом Н.М.Артюховой «Саша – дразнилка»;
обучать навыкам чтения: правильному, беглому, осознанному , выразительному чтению целыми словами;
совершенствовать навык деления текста на части и подбора заголовков к частям рассказа;
развивать умение анализировать произведение, определять опорные слова для пересказа;
развивать речевые умения, творческие способности, внимание, память;
прививать интерес к чтению;
воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые ууд:
Предметные:
читать тексты произведений целыми словами; воспроизводить предложения с различной интонационной окраской; находить в тексте слова, которые характеризуют героя произведения. оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или
небольшого текста), высказывать свою точку зрения.
Метапредметные:
под руководством учителя сформулировать основные задачи урока, этапы урока; работать в паре, выполняя правила совместной работы.; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Личностные:
учиться выходить из неприятного положения, правильно реагировать на поступки других людей; формировать умение выделять главное;
способность к самооценке;
наличие учебно-познавательной мотивации
Оборудование: компьютерная презентация по теме урока , тест, рассказ Артюховой «Саша – дразнилка», карточки с заданиями, текст для речевой разминки.
Ход урока
Организация детей Слайд 1
Готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!
— Садитесь, пожалуйста. (Слайд 2)
1.Мотивация учебной деятельности.
вот с таким замечательным настроением мы будем работать сегодня на уроке литературного чтения.
в конце урока мы тоже посмотрим, какое у вас будет настроение?
Речевая игра-разминка ( слайд 3)
Ра-ра-ра – начинается игра!
Ру-ру-ру – прискакало кенгуру!
Ри-ри-ри – улетели снегири!
Ры-ры-ры – искусали комары!
Ро-ро-ро – несу тяжёлое ведро!
Ра-ра-ра – и закончилась игра!
Вывод: Итак, мы приготовили свой речевой аппарат для дальнейшей работы на уроке литературного чтения.
2. Актуализация изученного материала.
Какой раздел литературного чтения мы изучаем ? («И в шутку и всерьёз»). Какие произведения мы прочитали в этом разделе? (Ирина Токмакова
« Мы играли в хохотушки» ,Яков Тайц « Волк»). Что их объединяет? (Смешные и весёлые)
Для чего пишут авторы такие веселые и смешные произведения?
В разделе «И в шутку и всерьёз» поэты сочиняют весёлые рассказы и небылицы не только для удовольствия. Их произведения помогают нам посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки и понять, что в каждой шутке есть доля правды.
3.Выявление места и причины затруднения.
-Сегодня утром на адрес нашего класса пришло письмо. Позвольте я вам его зачитаю:
— Здравствуйте, дети! В нашем классе случилась неприятность – девчонки и мальчишки дразнят друг друга и придумывают клички, из-за этого часто ссорятся и обижаются. Помогите справиться с нашей проблемой!
Возможно, это крик души не только этого класса.
— Что посоветуете?
(Убрать из речи плохие слова. Клички использовать только для животных. Перестать обижаться. Не дразниться самому.)
4.Построение проекта выхода из затруднения.
— А теперь, ребята, помогите сформулировать тему сегодняшнего урока (ответы детей).
— Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться детская писательница Нина Михайловна Артюхова .(слайд 4)
Нина Михайловна Артюхова прожила долгую жизнь — 89 лет..
Она работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей. Все её произведения учат детей быть добрыми и справедливыми, смелыми и честными, верными своему слову. Известные её произведения «Большая береза» «Трудный вечер» «Саша – дразнилка»
-Как вы думаете, какое из данных произведений мы будем сегодня изучать? («Саша-дразнилка»).
Рассказ, который мы будем сегодня изучать так и называется «Саша –дразнилка».(Слайд 5)
Определим задачи урока: (слайд 6)
— учимся читать правильно, осознанно, выразительно;
— учимся анализировать произведение;
— учимся быть воспитанными.
5.Реализация построенного проекта.
Работа в парах
— Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”?
Словарная работа
— Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре:
Слайд 7
ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.
“Дразнилка” — человек, который дразнит другого.
Что общего между этими словами? (корень)
Как называются такие слова? (однокоренные)
Подготовительная работа к восприятию литературного произведения.
— Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили?
— Какие чувства вы испытывали в тот момент? (ответы детей)
Словарь настроения. (8слайд)
— Ребята, чтобы вам легче было назвать свои чувства, я вам дам вот такую подсказку:
Возмущён Стыдно Рассержен Сердит Тяжело Неловко Печален Неприятно
Первичное восприятие текста. ( слайд 10)
Чтение произведения учителем. Цель:О ком пойдёт речь в рассказе?
5. Первичный анализ произведения.
О ком идет речь в тексте? Каковы ваши впечатления от прочитанного?
Какие чувства вы испытали? Где происходит событие?
Вторичный синтез. Работа с текстом.
— Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (две части)
Чтение 1 части. Чтение по цепочке.
Какая проблема возникла между братом и сестрой? ( брат дразнит сестру).
— Какой совет дал папа Ляле? (а ты не дразнись)
-Ребята, у меня есть три заголовка, какой из них больше подойдет к 1 части. ( «Не дразнись» «Саша заплакал» «За столом» )
. Словарная работа.
— Прежде чем прочитать 2 часть, поработаем над чтением трудных слов и их
значением.
— У вас на парте лежат карточки со словами из текста, прочитайте про
себя, а затем в парах, 1 вариант – читает по слогам, 2 вариант – читает
бегло. Затем плавное хоровое чтение.
Слайд 11.
Завт-ра-ка-ли — завтракали
По-перх-нул-ся — поперхнулся (лексич. зн.-закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)
Нас-морк — насморк
Дро-жа-щим — дрожащим (Быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)
Поп-рав-ляй-ся — поправляйся
— У нас трое ребят подготовили чтение по ролям второй части. Давайте их послушаем, как они прочитают. Читаем до слов: “Тут Саша не выдержал и заплакал”.
(Чтение второй части учащимися)
— Понравилось чтение? (да)
— Получилось ли у ребят передать эмоции главных героев? (получилось)
Физкультминутка
Эмоциональная окраска
— А сейчас встаньте, выйдете из-за парт.
— Я буду читать отрывок из текста, а вы попробуйте мимикой и движениями показать, как дразнился Саша…
— Вот, сейчас я поем и твою куклу к люстре за ноги подвешу…
— У тебя насморк, тебя завтра в кино не возьмут…
— У меня апельсин больше, чем у тебя… (дети показывают мимику, движения…)
— Молодцы, получилось хорошо, присаживайтесь
Чтение 3 части.
А теперь прочитаем рассказ до конца. (Читает 1 ученик)
— Почему заплакал Саша? (было обидно)
— Помог ли Ляле папин совет?
Вывод: Ляля не стала обращать внимания.
-Почему изменилось настроение Саши? Ляли? (Ляля плакала, обижалась на брата, но потом поняла, что брату можно помочь избавиться от плохих слов. Надо только не обращать внимания. Саша получал удовольствие, когда дразнил сестру, но потом сам ощутил на себе, как бывает обидно, до слёз, когда тебя дразнят.)
— Хорошее или плохое качество — ДРАЗНИТЬСЯ?
Выборочное чтение
Прочтите, что посоветовал Ляле папа.
Прочтите тот отрывок из рассказа, в котором описывается перемена отношения девочки к обидам брата.
Прочтите отрывок, в котором описывается, как Саша обиделся и заплакал.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1. Восстановление последовательности событий. ( слайд 12)
В каком порядке происходили события?
Я её дразню, а она не дразнится.
Ребята сидели за столом и завтракали.
Меня Саша дразнит.
2. Выбрать другие названия для этого рассказа, раскрывающие основную мысль этого произведения. ( слайд 13)
Не дразнись.
Брат и сестра.
Папин совет.
Трусиха и плакса.
Свое название.
3. Подготовка к пересказу.
Сколько частей в рассказе? Как он начинается?
Какая главная мысль 1 части? Как можно озаглавить первую часть, взяв для заголовка предложение из текста? Такой план называется цитатным.
Какие слова здесь главные, опорные?
Что главное во 2 части? Как озаглавить вторую часть? Какие слова здесь главные, опорные?
Как озаглавить третью часть рассказа? Какие слова здесь главные, опорные?
Запись на доске: (слайд 14)
1. Меня Саша дразнит.
2. Ребята сидели за столом и завтракали.
3. Я ее дразню, а она не дразнится.
4. Пересказ рассказа по плану.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа над иллюстрацией. Работа в группах. ( слайд 15)
Рассмотрите иллюстрацию. К какой части рассказа она подходит?
На карточках заданы вопросы, на которые нужно ответить группе.(слайд 16)
1 группа:
Кто изображен на иллюстрации? Как художник изобразил кошку?
2 группа:
Как художник нарисовал маму?
3 группа:
Как выглядит Саша?
4 группа: Какая на иллюстрации Ляля?
5 группа: Прочитайте, к какому эпизоду подходит эта иллюстрация?
Проверка ответов устно.
Вывод: Над каким человеческим качеством мы должны задуматься, прочитав этот рассказ? (Не нужно дразнить другого, когда тебе самому это неприятно и обидно)
8.Включение в систему знаний и повторение.
Анализ произведения.
Прочтите пословицы: (слайд 17)
> В каждой шутке есть доля правды.
> Кто не любит шуток, над тем не шути.
> Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.
> Не смейся чужой беде, своя на гряде.
> И рад бы заплакать, да смех одолел.
Какие пословицы подходят к рассказу «Саша-дразнилка»?
Объясните их значение.
Итог
— С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)
— Кто написал этот рассказ? ( Н.М.Артюхова)
— Основная мысль произведения ( Чему научил вас этот рассказ?) (не дразниться)
— Сегодня на уроке очень хорошо работали (ученики), молодцы!
9. Рефлексия. Слайд 18.
— Наш урок мы начали с определения настроения. Сейчас определим наше настроение в конце урока.
Слайд 19
Продолжи :
Я хочу поделиться своими мыслями:
— на уроке я узнал (а)…
— на уроке я учился (лась)…
— на уроке мне понравилось…
infourok.ru
1 класс Школа России Н.Артюхова Саша
Н.Артюхова « Саша Дразнилка»
Цели : Обеспечить условия для развития умения выявлять авторскую точку зрения; формировать основы читательской самостоятельности.
Тип урока :Комбинированный
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: умение делить текст на части и подбирать заголовки к частям рассказа, определять опор-ные слова для пересказа текста произведения.
Личностные: умение ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков в процессе обсуждения поступков героев произведения.
Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):
Познавательные – умение прогнозировать содержание произведения по его ключевым словам и фра-зам, определять жанр и тему, анализировать средства выразительности.
Коммуникативные — умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и пересказа содержания произведения.
Регулятивные – умение вносить коррективы в действие после его завершения на основе самостоятель-ной оценки или оценки учителя с учетом характера сделанных ошибок.
Методы и формы обучения : Индивидуальная, фронтальная; объяснительно — иллюстративный
Ход урока
Организация детей
Готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!
— Садитесь, пожалуйста.
1.Мотивация учебной деятельности.
Настроение «Гномы»
вот с таким замечательным настроением мы будем работать сегодня на уроке литературного чтения.
в конце урока мы тоже посмотрим, какое у вас будет настроение?
2. Постановка цели урока.
-Игра « С кочки на кочку»
Прочтите слова по слогам:
– Как вы считаете, это плохо?
– А как хорошо?
– Прочтите слова по слогам:
– Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ Н. Артюховой «Саша-дразнилка».
– Как вы думаете, дразнить – это хорошо или плохо?
Речевая игра-разминка
Ра-ра-ра – начинается игра!
Ру-ру-ру – прискакало кенгуру!
Ри-ри-ри – улетели снегири!
Ры-ры-ры – искусали комары!
Ро-ро-ро – несу тяжёлое ведро!
Ра-ра-ра – и закончилась игра!
Вывод: Итак, мы приготовили свой речевой аппарат для дальнейшей работы на уроке литературного чтения.
3 .Выявление места и причины затруднения.
-Сегодня утром на адрес нашего класса пришло письмо. Позвольте я вам его зачитаю:
— Здравствуйте, дети! В нашем классе случилась неприятность – девчонки и мальчишки дразнят друг друга и придумывают клички, из-за этого часто ссорятся и обижаются. Помогите справиться с нашей проблемой!
Возможно, это крик души не только этого класса.
— Что посоветуете?
(Убрать из речи плохие слова. Клички использовать только для животных. Перестать обижаться. Не дразниться самому.)
4. Знакомство с рассказом Н. Артюховой «Саша-дразнилка».
– Как называется произведение?
– Кто автор рассказа?
– Рассмотрите иллюстрации и назовите героев рассказа «Саша-дразнилка».
5.Построение проекта выхода из затруднения.
— А теперь, ребята, помогите сформулировать тему сегодняшнего урока (ответы детей).
— Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться детская писательница Нина Михайловна Артюхова .
Нина Михайловна Артюхова прожила долгую жизнь — 89 лет..
Она работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей. Все её произведения учат детей быть добрыми и справедливыми, смелыми и честными, верными своему слову.
Рассказ, который мы будем сегодня изучать так и называется «Саша –дразнилка».
Определим задачи урока
— учимся читать правильно, осознанно, выразительно;
— учимся анализировать произведение;
— учимся быть воспитанными.
Прочтите слова, сначала по слогам, а затем целыми словами:
драз-нить-ся – дразниться
по-про-бо-ва-ла – попробовала
зав-тра-ка-ли – завтракали
за-сме-я-лась – засмеялась
дро-жа-щим – дрожащим
про-го-во-рил – проговорил
по-прав-ляй-ся – поправляйся
всхли-пы-ва-я – всхлипывая
о-би-жа-лась – обижалась
6.Реализация построенного проекта.
Работа в парах
— Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”?
Словарная работа
— Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре:
ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.
“Дразнилка” — человек, который дразнит другого.
Подготовительная работа к восприятию литературного произведения.
— Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили?
— Какие чувства вы испытывали в тот момент? (ответы детей)
Первичное восприятие
— Наконец настало время познакомиться с рассказом Н.М.Артюховой “Саша-дразнилка”.
— Сядьте поудобнее, произведение послушаем в звукозаписи. Слушая рассказ, попробуйте ответить на вопрос: — О ком пойдет речь в произведении?
(Звучит звукозапись)
— Так о ком прослушали рассказ?
Физ. минутка
— Прежде чем начать знакомство с рассказом в учебнике, давайте отдохнём.
Раз, два — выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять – всем присесть,
Шесть – тихо сесть.
Первичный анализ произведения.
О ком идет речь в тексте? Каковы ваши впечатления от прочитанного?
Какие чувства вы испытали? Где происходит событие?
7. Анализ произведения.
– Почему Ляля обижалась и плакала?
– К кому обратилась за помощью девочка?
– Стал ли папа ругать Сашу?
– Воспользовалась ли Ляля советом папы?
– Как Саша отреагировал на изменение поведения сестры?
– Почему Саша заплакал?
– Прочтите, что посоветовал Ляле папа.
– Прочтите тот отрывок из рассказа, в котором описывается перемена отношения девочки к обидам брата.
– Прочтите отрывок, в котором описывается, как Саша обиделся и заплакал.
— Какая проблема возникла между братом и сестрой? ( брат дразнит сестру).
— Какой совет дал папа Ляле? (а ты не дразнись)
-Ребята, у меня есть три заголовка, какой из них больше подойдет к 1 части. ( «Не дразнись» «Саша заплакал» «За столом» )
. Словарная работа.
— Прежде чем прочитать 2 часть, поработаем над чтением трудных слов и их
значением.
— У вас на парте лежат карточки со словами из текста, прочитайте про
себя, а затем в парах, 1 вариант – читает по слогам, 2 вариант – читает
бегло. Затем плавное хоровое чтение.
Завт-ра-ка-ли — завтракали
По-перх-нул-ся — поперхнулся (лексич. зн.-закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)
Нас-морк — насморк
Дро-жа-щим — дрожащим (Быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)
Поп-рав-ляй-ся — поправляйся
— Понравилось чтение? (да)
— Почему заплакал Саша? (было обидно)
— Помог ли Ляле папин совет?
Вывод: Ляля не стала обращать внимания.
-Почему изменилось настроение Саши? Ляли? (Ляля плакала, обижалась на брата, но потом поняла, что брату можно помочь избавиться от плохих слов. Надо только не обращать внимания. Саша получал удовольствие, когда дразнил сестру, но потом сам ощутил на себе, как бывает обидно, до слёз, когда тебя дразнят.)
— Хорошее или плохое качество — ДРАЗНИТЬСЯ?
Выборочное чтение
Прочтите, что посоветовал Ляле папа.
Прочтите тот отрывок из рассказа, в котором описывается перемена отношения девочки к обидам брата.
Прочтите отрывок, в котором описывается, как Саша обиделся и заплакал.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа над иллюстрацией.
Рассмотрите иллюстрацию. К какой части рассказа она подходит?
Кто изображен на иллюстрации? Как художник изобразил кошку?
Как художник нарисовал маму?
Как выглядит Саша?
Какая на иллюстрации Ляля?
Прочитайте, к какому эпизоду подходит эта иллюстрация?
Вывод: Над каким человеческим качеством мы должны задуматься, прочитав этот рассказ? (Не нужно дразнить другого, когда тебе самому это неприятно и обидно)
— внизу есть две пословицы, вы их внимательно прочитайте и подумайте, подходят ли они к рассказу “Саша-дразнилка”?
8.Включение в систему знаний и повторение.
Итог
— С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)
— Кто написал этот рассказ? ( Н.М.Артюхова)
— Основная мысль произведения ( Чему научил вас этот рассказ?) (не дразниться)
— Сегодня на уроке очень хорошо работали (ученики), молодцы!
9. Рефлексия.
Продолжи :
Я хочу поделиться своими мыслями:
— на уроке я узнал (а)…
— на уроке я учился (лась)…
— на уроке мне понравилось…
infourok.ru
Урок литературного чтения по рассказу Н. Артюховой «Саша – дразнилка»
Урок в 1 классе
Тема урока: Н. Артюхова «Саша – дразнилка»
Цели урока: познакомить с рассказом Н.М.Артюховой «Саша – дразнилка»;
обучать навыкам чтения: правильному, беглому, осознанному , выразительному чтению целыми словами;
развивать умение анализировать произведение
развивать речевые умения, творческие способности, внимание, память;
прививать интерес к чтению;
воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Уметь ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать; оценивать результаты своей читательской деятельности.
2.Умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях),
Метапредметные:
Личностные результаты:
1. Развивать умение высказывать своё мнение, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3.Проявление интереса и желания познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров.
4.Терпимое отношение к мнению других читателей.
Познавательные УУД
1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1.Развивать умение слушать, вступать в диалог, умение рассуждать и понимать речь других.
2.Выразительно читать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопрос.
4.Умение работать в паре и в группах, принимать участие в коллективном
обсуждении проблем.
5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД
1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Учиться высказывать своё предположение (версию) .
3. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь. Сядьте поудобнее и внимательно слушайте то, что я буду говорить. А последнее слово в предложении мы будем говорить вместе.
На уроке наши глаза внимательно смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают и все … (слышат).
Голова хорошо … (думает).
На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?
Тогда мы начинаем.
4.Речевая разминка.
-Для подготовки речевого аппарата к чтению мы проведём речевую разминку. Прочитайте слоги на одном дыхании:
Тро-тра-тру-тры-три
Про-пру-пры-пре-при
Дра-дро-дру-дры-дре
II. Актуализация изученного материала. Какой раздел литературного чтения мы изучаем ? («И в шутку и всерьёз»). Какие произведения мы прочитали в этом разделе? Что их объединяет? (Смешные и весёлые) Для чего пишут авторы такие веселые и смешные произведения? В разделе «И в шутку и всерьёз» поэты сочиняют весёлые рассказы и небылицы не только для удовольствия. Их произведения помогают нам посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки и понять, что в каждой шутке есть доля правды.
Узнайте, о ком идет речь, соотнесите ответ с прочитанным произведением:
Чтение стихотворения И. Токмаковой «Мы играли в хохотушки»
Чтение рассказа Я.Тайца «Волк»
Чтение стихотворения Георгия Кружкова «РРРы».
III. Постановка целей урока
-Сегодня утром на адрес нашего класса пришло письмо.
— Здравствуйте, дети! В нашем классе случилась беда – девчонки и мальчишки дразнят друг друга и придумывают клички, из-за этого часто ссорятся и обижаются. Помогите справиться с нашей бедой!
— Что посоветуете? (Убрать из речи плохие слова. Клички использовать только для животных. Перестать обижаться. Не дразниться самому.)
— Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили? Поднимите, пожалуйста, руки.( Слайд 10)
-Какие чувства вы испытывали в тот момент? (ответы детей)
Обидно Возмущён
Стыдно Рассержен
Страшно Сердит
Тяжело Обижен
Неловко Печален
Неприятно Грустно
— Какие советы вы можете дать человеку, которого дразнят, чтобы помочь ему справиться с этой бедой? (варианты детей)
— А теперь, ребята, вспомните всё, о чём мы говорили, и помогите сформулировать тему сегодняшнего урока (ответы детей).
— Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться произведение Нины Михайловны Артюховой “Саша-дразнилка”, в котором мы найдём ответ на этот вопрос.
(Физминутка музыкальная)
IY. Работа по теме урока.
Нина Михайловна Артюхова –детская писательница, посвятила свою жизнь написанию книг для детей. Нина Михайловна старалась создавать такие произведения, которые учили ребёнка быть добрыми, справедливыми, смелыми и верными своему слову.
Родилась в 1901 году в Москве.
— Посмотрите, на экране немного из тех книг, которые написала Нина Михайловна.
К сожалению, её уже нет в живых. Она умерла в 1990 г
— Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомимся сегодня?
Работа в парах
— Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”?
ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.
“Дразнилка” — человек, который дразнит другого.
Что общего между этими словами? (корень)
Просмотр мультика «Попугай-дразнилка»
5. Первичное восприятие
Чтение рассказа подготовленными детьми ( по ролям )
Какая проблема
возникла между братом и сестрой? (брат дразнит сестру)
— А какой совет дал папа Ляле? Прочитайте.(-Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.)
— Почему заплакал Саша? (было обидно)
— Помог ли Ляле папин совет?
Вывод: Ляля не стала обращать внимания.
-Почему изменилось настроение Саши? Ляли? (Ляля плакала, обижалась на брата, но потом поняла, что брату можно помочь избавиться от плохих слов. Надо только не обращать внимания. Саша получал удовольствие, когда дразнил сестру, но потом сам ощутил на себе, как бывает обидно, до слёз, когда тебя дразнят.)
— Хорошее или плохое качество — ДРАЗНИТЬСЯ?
— Будет ли Саша в следующий раз дразнить сестру? А вы будете дразнить кого-то?
Инсценировка (костюмированная)
Басня С. Михалкова «Зеркало»:
Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться.
-Горбун! Горбун! – дразнил он Верблюда.
-Это я горбун? – возмущался Верблюд. – Да будь у меня на спине три горба, я был бы ещё красивей!
-Эй, толстокожий! – кричал Носорог Слону. – Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу!..
Однажды достали друзья зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал:
-Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!
От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал.
-Послушай, друг! – сказал Верблюд, подойдя поближе. – Неужели ты сам себя красавцем считаешь?
-Конечно! – ответил Носорог. – Кто же в этом сомневается?
-Ну, тогда посмотри на себя! – сказал Слон и протянул Носорогу зеркало.
Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал:
-Ха, ха, ха! Что это ещё за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!
Вывод: чем над кем-то смеяться, надо сначала посмотреть на себя.
Физминутка.
— Я буду читать отрывок из текста, а вы попробуйте мимикой и движениями показать, как дразнился Саша…
— Вот, сейчас я поем и твою куклу к люстре за ноги подвешу…
— У тебя насморк, тебя завтра в кино не возьмут…
— У меня апельсин больше, чем у тебя… (дети показывают мимику, движения…)
— Молодцы, получилось хорошо, присаживайтесь.
6. Работа над иллюстрацией. Работа в группах
— Вы попытались изобразить, как дразнился Саша, а сейчас объединитесь в группы и рассмотрите иллюстрацию
1 гр. ответит на вопрос: — Кто изображен на иллюстрации? (мама, Ляля, Саша) Как художник изобразил кошку?
2 гр. – Как художник нарисовал маму? (ответы детей)
3 гр. – Как выглядит Саша? (ответы детей)
4 гр. – Какая на иллюстрации Ляля? (ответы детей)
– Зачитайте, к какому эпизоду подходит эта иллюстрация? (к 3-ей части)
Составление синквейна о Саше.
Итог урока
— С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)
— Кто написал этот рассказ? ( Н.М.Артюхова)
— Основная мысль произведения ( Чему научил вас этот рассказ?) (не дразниться)
— Сегодня на уроке очень хорошо работали (ученики), молодцы!
Рефлексия.
Прочитайте правила дружбы
Прочитайте правила дружбы/
— Убери из речи плохие слова.
— Клички используй только для животных.
— Перестань обижаться.
— Не дразнись сам.
— Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе
Самоанализ урока литературного чтения в 1 классе
Тема урока: Н. Артюхова «Саша – дразнилка»
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Уметь ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать; оценивать результаты своей читательской деятельности.
2.Умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях),
Метапредметные:
Личностные результаты:
1. Развивать умение высказывать своё мнение, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3.Проявление интереса и желания познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров.
4.Терпимое отношение к мнению других читателей.
Познавательные УУД
1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1.Развивать умение слушать, вступать в диалог, умение рассуждать и понимать речь других.
2.Выразительно читать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопрос.
4.Умение работать в паре и в группах, принимать участие в коллективном
обсуждении проблем.
5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД
1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Учиться высказывать своё предположение (версию) .
3. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Урок проводился с использованием игровых технологий, что способствовало вовлечению всех обучающихся класса в процесс обучения.
В целом урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, обеспечивающих школьникам умение учиться. Вырабатывать умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию. Прививать интерес к произведениям разных жанров, учить познавать мир во время чтения и слушания.
Начало позволило создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у обучающихся необходимую мотивацию, оживило учебную деятельность. Следующий этап урока включал в себя актуализацию знаний, побуждение интереса к уроку. Деятельность учителя состояла в том, чтобы выявить у детей уже имеющиеся знания и мотивировать их в дальнейшей работе.
На данном этапе формировала регулятивные УУД, готовность обучающихся к преодолению трудностей, учила определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Моей задачей было сохранить интерес к теме при работе с информацией. Дети читали, слушали текст, используя предложенные активные методы чтения.
Приёмы на данном этапе были следующие:
речевая разминка
различные виды чтения;
беседа об авторе;
работа с иллюстрациями;
При использовании этих приёмов, ребенок учится слушать, выразительно читать, вступать в диалог. Здесь имело место применение коммуникативных УУД.
Во время речевой разминки формировала предметные УУД: это чтение отрывка наизусть, определение и дополнение четверостишья. При работе с иллюстрациями формировала познавательные УУД , где учила детей работать с книгой и извлекать необходимую информацию.
На протяжении всего урока использовала такие методы обучения, которые помогли мне привлечь внимание обучающихся, вызвать желание мыслить, творить. Объяснительно-иллюстративный и частично–поисковый метод использовался на каждом этапе урока.
Частая смена деятельности позволили мне поддерживать высокий темп урока. На уроке обучающимся приходилось много анализировать, обобщать. В течение всего урока учила детей давать полные ответы и с точностью выражать свои мысли — это коммуникативные УУД. На уроке чтения обязательно нужно учить составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях). Эта работа формирует предметные УУД.
В урок я включала самостоятельную работу. При работе в паре и группах ребята учились слушать, обсуждать, вступать в диалог, находить общее решение и оценивать. На данном этапе формируются коммуникативные УУД и регулятивные УУД.
Задания были подобраны соответственно возрасту. Я составляла такие задания, которые бы требовали от ребят сообразительности, гибкости мышления. Подбирала задания, чтобы дети умели работать с текстом, умели ориентироваться в учебнике — это познавательные УУД. При работе использовала различные виды чтения: чтение по предложению, выборочное чтение, самостоятельное, хоровое. Эти упражнения способствуют развитию интереса к чтению, снимают утомляемость.
Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены задачам урока.
Все этапы урока связаны между собой. Уделяла внимание здоровьесберегающей функции через проведение подвижной физминутки. На этапе физкультминутки детям предложила упражнения, которые снимают напряжение, как физическое, так и психологическое. Мои взаимоотношения с учащимися на уроке носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Во время работы я давала возможность ученикам высказывать своё мнение.
Считаю, что все поставленные на уроке цели и задачи, были реализованы. Ребята усвоили материал, с учётом способностей каждого ребенка, при этом не было перегрузок, создавалась ситуация успеха, поддерживался интерес к предмету на протяжении всего урока. Учебное время на уроке старалась использовать эффективно, запланированный объём урока выполнила.
Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей обучающихся. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться в своём индивидуальном развитии
Рефлексия: в конце урока совместно с детьми был подведён итог работы, оценена деятельность обучающихся.
infourok.ru